Игры на тему орфография. Значение слова игра в орфографическом словаре. Игровые задания на уроках русского языка

Сегодня в яблочном магазине наряду с приложениями развлекательного характера немало обучающих программ и программ призванных проверять (если вы школьник или студент), либо освежить в памяти (если давно уже закончили образовательное учреждение) ваши знания, как по математике, так и по русскому языку. Так давайте же сегодня окунемся в правила великого и могучего русского языка и оценим свою грамотность благодаря программе «Орфография, игра-тест на знание русского языка» от компании Appscraft. Почему для обзора мы выбрали именно ее? Ответ в названии. Это не просто тест, как уверяют разработчики, а игра тест, значит, проверять свои знания будет, по крайней мере, не скучно. Чтож, выясним это и оценим, в свою очередь, насколько она хороша и стоит ли вообще нашего времени и внимания.
Проверка знаний построена интересным образом. Она разделена на 17 уровней, названия которых соответствуют определенным этапам жизни практически любого человека. Первый этап – детский сад. Затем школа от первого до одиннадцатого класса, ну а далее уже высшее образование, начиная от абитуриента и заканчивая академиком. Это так называемый режим «Кампания».



Каждый уровень состоит из двадцати вопросов, вернее заданий, где нужно из нескольких вариантов слов выбрать единственно правильный. Всего два вида заданий, где вы либо выбираете правильный вариант написания слова, либо правильный вариант постановки ударения. Оценки выставляются по пятибалльной системе. Для того чтобы перейти на следующий уровень нужно получить оценку не меньше «4-» и при этом уложиться в отведенное на это время. Чем выше уровень, тем меньше дается времени на обдумывание ответов.


Игра содержит несколько режимов. С основным режимом «Компания», вы уже познакомились. Другие два – это «Одиночная игра» и «Игра вдвоем». В одиночной игре нет разделения на уровни. Здесь вы просто отвечаете на двадцать вопросов и получаете за это оценку. Игра вдвоем представляет собой соревнование, где каждый игрок по очереди отвечает на 20 одинаковых вопросов, после чего выставляются отметки, и выводится информация о допущенных ошибках.



Результаты своих стараний можно увидеть в разделе «статистика обучения». Здесь вы узнаете, сколько раз вы получали ту или иную отметку, свой средний балл и пять ошибок, совершаемых вами чаще всего.


В AppStore в комментариях к данному приложению, есть много гневных высказываний по поводу ошибок в ответах. Особенно много шума было вокруг слова «кошелёчек». По мнению разработчиков, оно должно писаться через букву «и», то бишь «кошилёчек», что не есть правильно. Спешу вас успокоить – эту ошибку они исправили и на этом, видимо, успокоились, а зря. Помимо вышеупомянутого слова в данной программе есть и другие недочеты, а также слова, варианты правильных ответов к которым зачастую вызывают сомнения. Особенно это касается постановки ударений. Например, слово «исчерпать». Как видно на скриншоте ниже мой вариант ответа, где ударение падает на второй слог, зачеркнут. Как оказалось, правильно произносить это слово с ударением на последнем слове. Засомневавшись, я естественно отправилась за пояснением, нажав на одноименную кнопку внизу экрана, которая перенаправила меня в Яндекс словари. Согласно одному источнику, правда на моей стороне, согласно второму - ударение можно ставить как на второй, так и на третий слог. Получается и я права и разработчики.



Иной раз удивляешься тому, что оказывается всю жизнь произносишь слово неправильно. Вот, например слово «предвосхитить» всегда и всюду слышим и произносим с ударением на последнем слоге, а нужно на предпоследнем.


К недочетам приложения можно отнести частое повторение слов. С одной стороны это даже хорошо, особенно если в повторяющемся слове как раз и допускается ошибка. Волей-неволей запомнишь его правильное написание или правильную постановку ударения. Но здесь они повторяются в хаотичном порядке и зачастую те, в которых меньше всего сомневаешься и ошибаешься. Бывает и так, что в самих вариантах ответов есть два абсолютно одинаковых. А бывает, что оба одинаковых ответа правильные, выбираешь любой и ошибаешься. Вот посмотрите на скриншот ниже и все поймете.


Мало кто из нас может похвастаться стопроцентными знаниями русского языка, и я в том числе, но раз разработчики взялись за такое нужное и благородное дело, то орфографические и фонетические ошибки здесь просто недопустимы, иначе какой смысл в таких приложениях?

Плюсы: Интересная реализация системы прохождения и старая добрая пятибалльная система оценок. Симпатичное оформление в виде школьной доски. Возможность вспомнить, то, что забыл и узнать, то чего не знал либо сомневался.
Минусы: Ошибки в словах и частое их повторение. Одинаковые слова в вариантах ответов.
Выводы: С удовольствием бы назвала это приложение полезным и занимательным, как для школьников, так и для взрослого поколения, если бы не грамматические ошибки. Они здесь абсолютно недопустимы! Разработчики, пожалуйста, доведите до ума свое творение, и будет всем счастье!

Сообщение на тему:

«Дидактические игры на уроках русского

языка при обучении орфографии».

Подготовила учитель начальных классов

МОБУГ № 2 г. Новокубанска

Матвеева Светлана Яковлевна

Обучение орфографии в начальных классах всегда является одной из самых важных задач. При подготовке к уроку русского языка перед учителем встают вопросы: как помочь обучающемуся грамотно писать? как сформировать орфографическую зоркость и добиться качественных результатов обучающихся правилам правописания.

В осуществлении данной проблемы помогают дидактические игры, позволяющие видеть и воспринимать орфографические правила, алгоритмы их применения, способы проверки орфограмм.

Изучением эффективности дидактической игры занимались известные педагоги К. Д Ушинский, С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский, Л. С. Выготский, Д Б Эльконин и др.

Дидактическая игра – это средство обучения, поэтому она может быть использована при изучении любого программного материала. Игра позволяет обучающемуся развивать способность к самоопределению, включаться в учебные виды деятельности и формы общения с другими людьми. Она учит учебной самостоятельности, формирует умение учиться с желанием, выполнять самоанализ собственной жизнедеятельности. Игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале. А это саморазвитие с опорой на подсознание, разум и творчество. Применение дидактических игр способствует повышению прочности и качества усвоения знаний, мотивации учения, интереса к предмету. Дидактическая игра должна соответствовать содержанию изучаемой темы, целям и задачам урока.

Нельзя не отметить и воспитательное значение дидактических игр. Они воспитывают в обучающихся доброжелательность, инициативность, работоспособность; стимулируют и активизируют познавательные процессы: мышление, память, воображение; создают условия для формирования положительной мотивации учебной деятельности, что способствует повышению качества знаний обучающихся.

Применение дидактических игр учит устанавливать сходства и различия, связи между явлениями, смело отстаивать свою точку зрения, искать дополнительные источники информации.

Следует помнить, что формирование орфографической грамотности зависит от уровня орфографической зоркости, от умения находить орфограммы, определять их и осуществлять самопроверку написанного. Орфографическая зоркость развивается в результате целенаправленных, систематических упражнений, обеспечивающих восприятие и запоминание орфограмм. Обучающиеся должны знать правило и алгоритм его применения.

Предлагаю несколько игр.

«Самый внимательный»

Написанные на карточках предложения, записать употребляя, где нужно заглавные буквы.

серёжа морозов не боится морозов. витя васильков набрал букет васильков. иванова поля возвращалась с поля. лёва скворцов сделал домик для скворцов.

«Нужный орешек»

Помоги белочке взять нужные орешки – слова (одна белочка собирает слова с безударной гласной а в корне, а другая – с о или я – е). Объясни правописание.

Дожди, стволы, доброта, скворцы, тропинка, волна, сторожка,ковёр, страна, трава, стальной, глазной, пастух, жара, каток, храбрец.

« Поставь цветы в вазу»

Поставь цветы – слова в вазы. В одной вазе – слова с ь, в другой без ь. Объясни правописание. В какой вазе цветов больше?

Помощ., ландыш., печ., пейзаж., молодёж., брош., силач., скрипач., товарищ..

« Колесо приставок»

Изображено колесо, на нём по кругу записаны приставки. Пользуясь колесом, обучающиеся образуют слова: бежал – побежал, перебежал, убежал, сбежал, выбежал и др.

«Посади рыбку в аквариум»

Два аквариума, на одном табличка – сн-, -зн-, на другом –стн-, -здн-. Рыбки – слова необходимо поместить в нужный аквариум.

Слова: звёздный, грустный, праздник, опасный, чудесный, ужасный, свистнул, поздно, полезный, грозный, интересный.

«Лучший нападающий»

Изображение трёх ворот, на которых написаны родовые окончания имён прилагательных 1) –ый, -ий, 2) –ая, -яя, 3) – ое, -ее.

Вкусн.. яблоко, кожан.. мяч, весен.. солнце, аккуратн.. девочка, домашн.. работа, сладк.. пирог, син.. платье, утренн.. заря.
















Задание 7 Среди предложенных рядов найдите два слова, которые пишутся с НН: а)бережё…ный, верчен…ый, вульканизирован… ый, вишен..ик; б) бадминтоон…ый, выветрен…ый, вишен…ый, долглждан…ый; в) довершён…ый, балован…ый, венчан…ый, разглажен…ый; г)современ…ый, гостин…ый, жасмин…ый, глушен…ый.


Задание 8 В каком ряду во всех словах удвоенная согласная? а) бестсел…ер, интел…игент, ал…егория, диалем…а; б) гал…ера, кол…едж, кирил…ица; в) ат…ракцион, нарцис…, кар…икатура, палас…; г) ил…юзион, ком…едия, идил…ия, хок…ей; д) режис…ёр, суф…икс, гал…ерея, цнл…офан.




Задание 10 Среди рядов слов найдите тот, в котором все слова пишутся с «не» раздельно: А)(не)был, (не)годуя, (не)красив, а дурен, (не)ряха; Б) (не)нависть, (не)начатое вовремя дело, (не)учила, (не)образованный, (не)кого; В) (не)сделав, (не)кожаный, (не)горячий, (не)умеха; г) (не)солёные, а жареные грибы, (не)умелый, (не)настье, (не)погода, (не)когда; Д) (не)прочитанная вчера книга, (не)стремится, (не)дорогой, а дешёвый, (не) (у)кого.





Задание 14 Определите, чем занимались люди данных профессий: стряпчий, городовой, половой, шкипер, жокей, кормчий, городничий. А)Рулевой, ведущий судно; б)строитель, архитектор в)чиновник по судебному надзору; г)слуга в трактире; д)командир несамоходного судна; лицо, ответственное за палубное имущество; е)наездник на скачках; з)начальник города.

Орфографические игры на уроке английского языка

Игра « Add consonants».

Цель: формировать орфографические навыки у учащихся, развивать внимание, зрительную память, логику и гибкость мышления, познавательный интерес.

Оборудование: доска, мел.

Содержание: учитель (ведущий) пишет на доске гласные буквы. Добавив согласные, ученики получают другие слова.
Например, дается сочетание букв « аi » . Возможные слова: t ail, p ail, p ain, m ain.
Выигрывает ученик, который написал последнее слово в ряду. Затем он должен прочитать и перевести все слова. Если он выполняет задание правильно – команда получает 5 баллов, за каждую ошибку снимается 1 балл.

Игра « Word composers».

Цель: формировать орфографические навыки у учащихся, развивать внимание, зрительную память, логику и гибкость мышления.

Оборудование: доска, мел.

Содержание: учитель (ведущий) пишет на доске слово, например слово « representanive» . Из букв этого слова дети должны составить новые слова и записать их. Например, рresent, tea, test, nest, part, art.
Выигрывает тот, кто назвал последнее слово .

Игра « Riddles».

Цель: формировать орфографические навыки у учащихся, развивать внимание, воображение, логику и гибкость мышления, языковую догадку.

Оборудование: загадки на английском или на русском языке.

Содержание: учитель (ведущий) загадывает загадку, учащиеся должны написать ответы на доске. Загадки :
- o ver the head and under the hat (hair);
-
i t runs all day but never runs away (clock);
-
i s it eats it lives, if you give it a drink life goes away from it (fire);
-
i t moves without legs and flies without wings (cloud);
-
e very evening we can see all the planet… (on TV);
-
i t lives in winter and dies in spring (snow).

Игра «Anagrams».

Цель: формировать орфографические навыки у учащихся, развивать внимание, воображение, логику и гибкость мышления.

Оборудование: карточки с анаграммами, доска, мел.

Содержание: В этой игре дети, меняя порядок букв, составляют новые слова.
Слова, от которых нужно образовать новые, ведущий пишет на карточках и раздает игрокам. Новые слова учащиеся записывают на доске.
Ten – net ; Take – Kate ; Tea – eat ; Race – care ; Mile – lime ; Lain – nail ; Deal – lead; Act – cat; State – taste; Saw – was; Knee – keen.

За каждое правильно образованное слово игрок получает 1 балл. При этом он должен знать значение новообразованного слова.

Игра «Кто больше?»

Цель: проверка усвоения орфографии изученного лексического материала.

Оборудование: доска, мел.

Игра « Invisible words».

Игра «Слово рассыпалось».

Цель: формировать орфографические навыки у учащихся, развивать внимание, воображение, логику мышления.

Оборудование: карточки с буквами.

Игра «Размытые буквы».

Цель: формировать орфографические навыки у учащихся, развивать внимание, воображение, логику мышления.

Оборудование: доска, мел.

О.Ю. ШКАТОВА,
школа № 3, г. Борисоглебск

Игровые задания на уроках русского языка

Давно известно, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз. Использование игровых моментов на уроках русского языка и литературы пробуждает интерес к предмету, делает его увлекательным, любимым и нужным. Чем интереснее ребенку, тем прочнее его знания.
Готовить и проводить нестандартные уроки – дело хлопотное, но такая форма заслуживает внимания, если учитель творчески подходит к своему делу.

ФОНЕТИКА

Задание 1 . Какие звуки важнее – гласные или согласные – для понимания речи? Сделайте вывод. Попробуйте прочитать данные слова .

к-р-нд-ш
з-мл-
ж-в-тн-
-п-ст-л-сь

О-о-а (корова)
-о-а- (школа)
-о-у-а (подруга)
-о-и-а (столица)

Задание 2 . Подберите парные слова, отличающиеся только глухостью/звонкостью одного из двух согласных. Кто быстрее?

1-й вариант

кора, сиять, жить, дом, жаль, пас, роса, пар, бухнуть, дочка.

2-й вариант

коза, колос, шалость, кол, твоих, пить, злой, удочка, башня, гость.

Задание 3. Подберите слова, отличающиеся только мягкостью/твердостью согласных. Учитель называет твердый вариант, а учащиеся – мягкий.

Мал – ... , нос – ..., ток – ..., лук – ..., мыл – ..., лыс – ..., воз – ..., был – ..., выл – ..., пыл – ..., угол – ... .

Задание 4 . Распределите слова в три колонки так :

1. букв > звуков;
2. букв < звуков;
3. букв = звукам.

Юла, шитье, уголь, ее, соловьи, линия, подъезд, оттаял, рассказ, пень, мост, семья.

Задание 5 . Из названий каких букв можно приготовить пищу?

к ка;
ш – ша.

Названия каких двух букв составляют целую эпоху?

р – эр и а .

Задание 6. Фонетическая эстафета .

Каждый ребенок получает карточку с заданием. На доске таблица с номерами карточек. Каждый, решив свою задачу, вносит номер правильного ответа в нужную графу. Выигрывает тот ряд, который первым заканчивает работу и не имеет ошибок.

Задание 7 . Соберите букет .

1-й вариант

Соберите в букет цветы, в названии которых встречаются только твердые звуки.

2-й вариант

Соберите в букет цветы, в названии которых есть хотя бы один мягкий звук.

Цикорий, роза, ромашка, сирень, ландыш, астра, нарцисс, настурция, шиповник, колокольчик, жимолость, лютик.


ФРАЗЕОЛОГИЯ

Кроссворды

Знаете ли вы пословицы?

1. Слово – ..., а молчание – золото (серебро) .
2. Авось да как-нибудь до добра не... (доведут) .
3. Доброе... и кошке приятно (слово) .
4. Делу..., потехе час (время) .
5. Где тонко, там и... (рвется) .
6. Копейка... бережет (рубль) .
7. Один с сошкой, а... с ложкой (семеро) .

Кроссворд к уроку по рассказу Виктора Астафьева «Васюткино озеро»

1. «Нету нам нынче фарту», – ворчал Васюткин дедушка... (Афанасий).
2. Далеко ушли рыбаки в низовья... и наконец остановились (Енисея) .
3. «..., наша кормилица, хлипких не любит!» – вспоминались ему слова отца и деда (тайга).
4. «Васютка узнал по голосу и смешному украинскому выговору старшину бота... («Игарец») .
5. Фамилия автора рассказа (Астафьев) .
6. Он тут же увидел поднимающуюся с земли большую черную птицу – ... (глухаря) .
7. Заночевать решил Васютка на берегу... (озера) .
8. Васютка поднял голову. На самой вершине старой взлохмаченной ели увидел... (кедровку) .

Игра «Лото»

Такие игры можно использовать на заключительных уроках по темам: «Синонимы», «Антонимы», «Фразеологизмы», «Иноязычные слова», «Односоставные предложения». Каждая пара учеников получает одну карточку, которую они заполняют жетонами. Каждый ребенок, прослушивая предложенные варианты, автоматически запоминает огромное число синонимов, антонимов, фразеологизмов, которые откладываются в уголках памяти, чтобы в нужный момент прийти на помощь.

ОРФОГРАФИЯ

Уроки-путешествия, уроки-сказки

Задание 1 . Класс отправляется в путешествие . Учитель ведет интересный рассказ, включая в повествование задания .

На нашем пути – топкое болото, кое-где видны слова-кочки, но не на все можно наступать. Слова, в которых пишется ь , – ловушки. Нужно выписать только слова-кочки без ь . Если вы допустите ошибку, утонете. Будьте внимательны.

Ералаш_, горяч_, наотмаш_, испеч_, мелоч_, острич_ся, навзнич_, любуеш_ся, тягуч_, пахуч_, ландыш_, вскач_, устроиш_ся, шалаш_.

Впереди – дремучий лес, кишащий дикими зверями и змеями. Если вы правильно вставите удвоенные согласные, то мы преодолеем это препятствие.

Ка(с,сс)ета, ба(л,лл)анс, ми(с,сс)ия, га(л,лл)ерея, па(с,сс)ивный, па(с,сс)ажир, э(ф,фф)ект, иди(л,лл)ия, ба(с,сс)ейн, а(п,пп)етит, а(п,пп)атия, те(р,рр)итория, те(р,рр)а(с,сс)а, ко(р,рр)еспондент, ка(р,рр)икатура.

Задание 2

Мы у лабиринта, но откроет путь тот, кто соберет все кольца, растерянные здесь принцессой.

Выпишите слова с пропущенной буквой о .

Розовощ_кий, ч_ткий, изреч_нный, маж_рный, ш_в, ш_лк, ухаж_р, сгущ_нка, холщ_вый, деш_вый, дириж_р, ож_г руки, ещ_, обж_ра, плеч_, горяч_, крыж_вник.

Задание 3 . Лабиринт пройдет тот, кто правильно заполнит таблицу .

Где а ?
1. Р_стов
2. водор_сли
3. р_сток
4. возр_ст

Где е ?
1. сж_гать
2. вт_реть
3. заб_рать
4. сд_рать

Где о ?
1. з_ря
2. оз_рять
3. з_рница
4. з_ревать

Где и ?
1. зап_реть
2. ст_реть
3. ум_рать
4. бл_стеть

Где о ?
1. попл_вок
2. выпл_вка
3. пл_вец
4. спл_вной

Часто провожу подобные блицопросы, чтобы выявить степень усвоения материала. Такая работа выполняется и проверяется в течение 5–7 минут, и учитель видит, какая из орфограмм плохо усвоена и требует дополнительной работы.

Игра в мяч

Во время работы над такими темами, как «Склонение существительных», «Спряжение глаголов», «Разряды прилагательных, местоимений», использую на уроке мяч. Бросаю кому-то из класса мяч и называю глагол, ученик ловит мяч и называет спряжение или вид этого глагола. Такая игра активизирует весь класс, пробуждает интерес, заставляет встрепенуться даже тех, кто привык отсиживаться за спинами товарищей, потому что дети не знают, к кому полетит мяч и какой глагол произнесет учитель.

Задание 4 . Третий лишний .

Найдите слово, не соответствующее определенному правилу, части речи, смыслу, форме и т.д.

Лимонный, карманный, соломенный;
горяч, могуч, плач;
мокрый, влажный, сухой;
отрежь, наотмашь, спрячь.

Словарные эстафеты

Проводятся только после неоднократной работы над словарными словами. Это своего рода словарный диктант. Дети записывают трудные слова в свою рабочую тетрадь. Кроме того, каждый ребенок по три слова пишет на общую карточку, передавая ее по ряду. Дети стараются не делать ошибок, чтобы не подводить своих товарищей, т.к. оценка за карточку ставится всему ряду.

ЛЕКСИКА

Задание 1 . Конкурс шифровальщиков, или Конкурс реставраторов.

Составьте словосочетания с предложенными словами, чтобы смысл слов стал понятен.

Ка мпания... – ко мпания,
абонент – абонемент,
завеша нный – завеше нный,
засланный – застланный.

Задание 2 . Восстановите страницу Толкового словаря. Правильно выпишите термины, опираясь на объяснительную статью.

1. ... – стальной каркас железобетонных сооружений (арматура) .
2. ... показывает, что железнодорожный путь свободен (семафор) .
3. ... – внутренний телефон учреждения (коммутатор) .

Задание 3 . Определите значение данных слов. В случае затруднения можно обратиться к справочному материалу, который находится на дополнительной доске.

Аргумент –
атрибут –
абсолютный –
актуальный –
гипотеза –

Справка : довод, доказательство; признак, принадлежность, научное предположение; важный для данного момента; безусловный, ни от чего не зависящий.

Зачеты в форме игры

Конкурс грамотеев

Ребята делятся на команды по 5 человек. В игре участвуют одновременно две команды, которые должны ответить на 10 вопросов. На обдумывание ответа дается 1 минута. Если команды не справляются с заданием, то отвечают зрители и получают поощрительный жетон. Такие зачеты проводятся после завершения работы над какой-то большой темой: «Имя существительное», «Деепричастие», «Глагол», «Имя числительное», «Местоимение» и т.д.

Аукционы

Дети очень любят такие игры, потому что правильный ответ подкрепляется и призом. Его получает последний, давший правильный ответ.

1. Назовите все морфологические признаки слова морковь .
2. Назовите слова, начинающиеся со слога бу .
3. Назовите все разряды местоимений .

Любопытный

Класс должен ответить на вопросы, предложенные учителем, но все ответы должны начинаться на определенную, оговоренную заранее букву, например, ц .

– Где был?
– В чем перевозят бензин?
– Что выписал из книги?
– Какой струнный инструмент знаете?
– Какое блюдо любите?

Занимательные игры

Выпусти пар

Придумайте 5 слов, начинающихся со слога пар .

пар - - -
пар - - -
пар - - -
пар - - -
пар - - -

(Парник, партер, пароль, партия, парень.)