Гимназия медведниковых. Первое сентября по-имперски или «Куда отправляли своих детей родители до революции История создания Медведниковской мужской гимназии

История возникновения гимназии такова. Александра Медведникова, вдова коммерции советника Ивана Медведникова, завещала огромные суммы на пользу людям. Среди других добрых дел еще при своей жизни дарительница обсуждала вопрос о создании хорошей школы. После ее смерти за это дело взялся ее душеприказчик Н.А. Цветков, который и стал учредителем гимназии. В своем ходатайстве об учреждении гимназии он поставил условие о присвоении этой гимназии имени Ивана и Александры Медведниковых. Так гимназия стала памятником добрых дел.

В классах было но 47-50 учащихся. Гимназия находилась в Староконюшенном переулке (вблизи Арбата). Здание было специально построено для нее, и при этом была проявлена особая забота о здоровье учеников. При сооружении здания были приняты во внимание все основные требования школьной гигиены. При гимназии имелся обширный двор с двумя площадками для игр и физических упражнений, с горками и хоккейной площадкой. В каждом классе были поставлены измерительные линейки, с помощью которых определялся рост учеников, и в связи с этим они рассаживались за партами. Школьная мебель была не стандартной, а рассчитанной на каждого ученика.

Так же, как физическое развитие детей, было тщательно продумано и хорошо организовано их обучение. При гимназии имелись обширная библиотека и замечательные коллекции наглядных пособий. В основу преподавания были положены министерские указания и программы, но в них вносился ряд изменений и дополнений; так, например, курс естествознания был развернут, широко иллюстрирован (учащиеся довольно обстоятельно знакомились с анатомией и физиологией человека на разборном скелете, опыты ставились на подопытных животных).

Учителями применялись новые методы преподавания, так, в старших классах часто читались лекции, сопровождавшиеся показом наглядных пособий, что для того времени было редкостью. Наглядность в преподавании использовалась почти по всем предметам.

На физическое состояние учащихся обращалось особое внимание, врач наблюдал за здоровьем учеников. Спорт, гимнастика, подвижные игры были введены в обиход школьной жизни.

Большое внимание уделялось развитию духа товарищества и взаимопомощи, дружбы. Доносы, жалобы не поощрялись. Детям постоянно внушалась мысль, что позорно обижать младших и слабых. Более сильные в учении всегда помогали с самого первого класса слабым.

В то же время развивалась ответственность за себя, самостоятельность. Самостоятельное выполнение учебных заданий, забота о чистоте и опрятности, о своих вещах, учебных пособиях, классной мебели необходимы были для каждого гимназиста.

Вот и настал День Знаний. Для кого-то это событие является радостным, для кого-то – не очень. Однако, именно сегодня тысячи детей, родителей и их родственников празднуют начало учебного года.

Традиция делать из начала школьных и университетских будней праздник имеет старинные корни. Задумывались ли вы о том, насколько изменились наши представления об образовании за последний век? Еще 150-100 лет назад образование мог получить далеко не каждый, 200 лет назад образование было доступно лишь привилегированным сословиям общества и редким счастливчикам, которые в нужное время оказались в нужном месте.

А насколько сильно отличался режим гимназиста прошлых лет от режима нынешнего ребенка!? Читая воспоминания Пушкина о Царском Селе, мемуары членов императорской семьи о домашнем обучении и даже – сентиментальные произведения Лидии Чарской о жизни гимназисток, мы видим, насколько отлаженным, четким и даже «армейским» был режим жизни и учебы этих детей. Но, несмотря на все трудности, образование воспринимали как благо, дорогу в будущее и ключ к жизни. Не случайно здания образовательных учреждений до революции возводились лучшими зодчими того времени. Они по праву считались одними из самых красивых зданий в городе и служили предметами всеобщего восхищения.

В честь Первого сентября я хочу представить вашему вниманию небольшую подборку замечательных по красоте своей архитектуры учебных учреждений, построенных до революции.

2. Вторая Московская Гимназия была открыта в 1836 году в бывшем дворце графа Мусина-Пушкина на площади Разгуляй. Под её управлением работали московские уездные училища. При гимназии имелся благородный пансион. Здание гимназии в начале XX века. На заглавной фотографии - Первая Московская Гимназия (губернская), организованная на базе существовавшего с 22 сентября 1786 года Московского Главного народного училища.

3. Третья Московская Гимназия (из книги: Краткий исторический очерк пятидесятилетия Московской III гимназии. - М., 1889).

4. Четвертая Московская Мужская Гимназия с благородным пансионом при ней была учреждена 1 июня 1849 года.

5. Пятая Московская Гимназия в 1914 году.

6. Шестая Московская Гимназия была открыта не позднее 1871 года. В 1882-1917 она располагалась в здании, которое сегодня занимает Научная педагогическая библиотека имени К. Д. Ушинского.

7. Седьмая Московская Гимназия, в память Александра III, была на площади Страстного монастыря, Страстной, ныне – Пушкинской пл. Здание бывшей гимназии не уцелело, оно находилось рядом со старым зданием типографии Известий. Его снесли при строительстве нового здания издательства. Считается, что во времена грибоедовской Москвы дом, в котором позднее была открыта гимназия, принадлежал Фамусову, герою комедии ""Горе от ума".

8. Гимназия им. Г.Шелапутина (названа в память сына жертвователя П.Г.Шелапутина). Располагалась в Трубецком пер. (по-советски – пер. Хользунова).


9. Медведниковская Гимназия (по имени жертвователя иркутского купца И.Л.Медведникова и его вдовы А.К.Медведниковой) по адресу Староконюшенный пер. 18. В советское время – школа №59 им. Н.В.Гоголя, преобразованная в новосоветскую гимназию им. А.С.Грибоедова.

10. Гимназия на Б. Якиманке в 1909 году.

11. Императорский Царскосельский лицей (с 1843 по 1917 годы - Александровский лицей) - привилегированное высшее учебное заведение для детей дворян в Российской империи, действовавшее в Царском Селе с 1811 по 1843 год. В русской истории известно, в первую очередь, как школа, воспитавшая А. С. Пушкина и воспетая им.

12. Елецкая Классическая Мужская Гимназия - среднее образовательное учебное заведение в городе Ельце Российской империи. Основано в ноябре 1871 года.

13. В 1879 году в Ельце открылась женская гимназия. Она давала педагогическое образование. В статье 45 Положения о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения от 1870 года говорится о том, что выпускницам давалось звание учительницы начальных училищ и право заниматься обучением на дому.

14. Рязанская Мужская Гимназия - главное учебное заведение в Рязанской губернии в 1804-1917 годах.

15. Здание Второй Мужской Гимназии: парадный вход справа - для учителей; левый вход - для гимназистов. Перекресток Астраханской и Николодворянской улиц.

16. Владимирская Лингвистическая Гимназия им А. Г. Столетова (или гимназия № 23) - среднее общеобразовательное учреждение в России. Одна из старейших гимназий в России. Открытка начала XX века.

Московская гимназия имени И. и А. Медведниковых (1901-1917)

История возникновения гимназии такова.

Александра Медведникова, вдова коммерции советника Ивана Мед- ведникова, завещала огромные суммы на пользу людям. Среди других добрых дел еще при своей жизни дарительница обсуждала вопрос о создании хорошей школы. После ее смерти за это дело взялся ее душеприказчик Н. А. Цветков, который и стал учредителем гимназии. В своем ходатайстве об учреждении гимназии он поставил условие о присвоении этой гимназии имени Ивана и Александры Медведниковых. Так гимназия стала памятником добрых дел.

Разрешение Министерства просвещения на создание гимназии в Москве было получено, и началась энергичная работа по строительству здания, оснащению кабинетов и т.п. Все это было сделано на завещанные средства.

Организация школьной жизни. Плата за обучение - по 100 руб. в год с каждого ученика гимназии или подготовительных классов. Стоимость же обучения каждого - 290 руб. в год. От платы за обучение освобождались 30 беднейших учеников (из 280), они считались стипендиатами им. И. и А. Медведниковых. Они освобождались и от платы за завтраки (25 руб. в год).

В классах было по 47-50 учащихся.

Распределение учащихся по вероисповеданию и сословиям (общее число учащихся - 279)

Четырехэтажное каменное здание, построенное для гимназии, было светлым и просторным. Кроме 12 классных комнат было четыре зала: актовый, музыкальный, гимнастический и рекреационный; четыре кабинета: физический, естественный, исторический и географический; три кабинета врача; а также класс ручного труда, лепки, рисования; библиотека, канцелярия, два буфета. На физическое состояние учащихся обращалось особое внимание, за их здоровьем наблюдал врач. Спорт, гимнастика, подвижные игры были введены в обиход школьной жизни, что было нетипично.

В гимназии было хорошо организовано и питание гимназистов, все получали горячие завтраки.

Обучение гимназистов. Обучение детей было так же тщательно продумано и хорошо организовано, как и физическое развитие. При гимназии имелись обширная библиотека и замечательные коллекции наглядных пособий.

Учителя применяли новые методы преподавания. Так, в старших классах часто читались лекции, сопровождавшиеся показом наглядных пособий, что для того времени было редкостью. Наглядность в преподавании использовалась почти по всем предметам. Хорошо был поставлен курс рисования и лепки. Гимназия располагала прекрасно оборудованными мастерскими, рисовальными классами.

Уроки дополнялись внеклассными занятиями. Талантливо и умело учащиеся привлекались к деятельности драматического кружка. Под руководством преподавателя русского языка и литературы они ставили старинные русские пьесы.

Занятия рисованием, лепкой, пением, ручным трудом проводились как в урочное, так и во внеурочное время. Пению обучались все. Занятия музыкой, лепка, работы по дереву были для желающих. Ученические спектакли, литературные вечера, гимназический оркестр и хор были также средствами художественного и нравственного воспитания.

Несколько раз в году, преимущественно в середине первого полугодия и на масленицу, проводились балы, литературные и музыкальные вечера; устраивалась рождественская елка.

Организовывались и платные постановки ученического театра «в пользу Общества вспомоществования недостаточным учащимся» - результат деятельности наиболее прогрессивно и демократически настроенных педагогов. Для помощи в постановке спектаклей часто привлекались профессиональные актеры и режиссеры. Характерно, что в большинстве случаев они работали бесплатно, принося свои знания и умения в дар гимназии.

Воспитание гимназистов. Наказанием в гимназии было лишение права ее посещать. К этому приходилось прибегать не часто, но всегда за серьезные проступки и по договоренности с родителями. Родители действовали сообща с воспитателями.

Большое внимание уделялось развитию духа товарищества и взаимопомощи, дружбы. Доносы, жалобы не поощрялись. Детям постоянно внушалась мысль, что позорно обижать младших и слабых. Болес сильные в учении с самого первого класса всегда помогали слабым.

В то же время развивалась ответственность за себя, самостоятельность. Самостоятельное выполнение учебных заданий, забота о чистоте и опрятности, о своих вещах, учебных пособиях, классной мебели необходимы были для каждого гимназиста. Дежурные в фартуках со щетками и тряпками ежедневно убирали классы, постоянно и педантично следили за чистотой. Не было случая, чтобы кто-нибудь испортил свой стол.

Нравственное воспитание было положено в основу всей работы гимназии. Нравственно совершенная личность рассматривалась как носительница идеалов истины, добра и красоты; для успеха воспитания необходимо было опираться на лучшие стороны души ребенка.

Отношения в гимназии между учащимися и учителями установились простые и сердечные. Воспитатели стремились строить свои отношения на доверии, правдивости и искренности, старались внушить ученикам любовь и уважение к себе и к школе и сами бережно относились к их чувству человеческого достоинства.

Большое внимание педагоги уделяли изучению индивидуальности ребенка, развитию его задатков и наклонностей.

Важной частью всей работы гимназии им. Медведпиковых была связь с родителями. Традиционно между родителями и школой бытовали враждебные отношения. В русском обществе установилась печальная привычка унижать школу, относиться к ней с озлоблением - и все это на глазах детей. Здесь все было иначе.

Отношения с родителями. На нервом родительском собрании попечитель гимназии выразил искреннюю благодарность родителям за доверие и внимание к интересам и задачам школы. А директор гимназии обратился к родителям с предложением решить, нужны ли собрания и как, когда и но каким поводам их проводить. При этом были оглашены 11 вопросов, четко сформулированных для дискуссии (желательны ли и полезны родительские собрания; нужны ли общие собрания или классные и т.п.). После оживленного обмена мнениями было принято решение устраивать один раз в году общее собрание и два раза - классные. Классные собрания решено было проводить по-семейному, за чашкой чая, но заранее всем участникам собрания должны были сообщить вопросы для обсуждения, чтобы осталось время подумать над ними и принять на собрании взвешенное постановление. Вопросы для обсуждения предлагались директором: хорошо ли составлено расписание уроков? Какой день для ученика самый тяжелый? Какие предметы даются трудно? Как помогать готовить уроки?

В начале каждого родительского собрания директор благодарил родителей за их приход на собрание и т.п. По наиболее важным вопросам мнение родителей выяснялось с помощью опросного листа; решение принималось лишь после подведения итогов опроса.

Итак, в гимназии им. Медведниковых было принято, чтобы педагоги вели себя с родителями с полной откровенностью, ничего не замалчивая, не утаивая. На собраниях разъяснялись смысл и значение многих действий или предъявляемых к родителям требований. Добрые и доверчивые отношения, возникавшие при близком общении педагогов и родителей, вели к солидарности в деле достижения поставленных целей. Кроме того, от такого сотрудничества многое получала школа, так как она могла корректировать работу, опираясь на наблюдения родителей над своими детьми.


Гимназия Медведниковых (официальное название "9-я классическая гимназия Ивана и Александры Медведниковых) - среднее учебное заведение для мальчиков Российской империи, расположенное в Москве. В настоящее время - школа № 59 им. Н. В. Гоголя.

Иркутский купец Иван Логгинович Медведников активно занимался благотворительностью в Иркутске и в Москве, куда он переехал в 1850-е годы после непродолжительного пребывания в Петербурге. После его смерти в 1889 году вдова Александра Ксенофонтовна Медведникова продолжила благотворительность и, после выделения в завещании немалых сумм на конкретные цели (в том числе миллиона рублей на больницу для неизлечимо больных) завещала остальной капитал (несколько миллионов рублей) на благотворительные цели «по усмотрению» душеприказчика, коллежского советника Николая Алексеевича Цветкова.Цветков решил, что «лучшим способом увековечить её память будет дать русскому обществу такую школу, где бы серьёзность учения соответствовала возрасту, развитию и силам учащихся».

Он обратился с заявлением о намерении принести крупный дар И. и А. Медведниковых (450 тыс. руб.) Министерству народного просвещения на учреждение в Москве средней общеобразовательной школы (гимназии) нового типа.

По высочайшему повелению Николая II, гимназия имени Ивана и Александры Медведниковых была учреждена 8 июня 1901 года. Открылась гимназия 2 октября 1901 года . Тогда же, в сентябре 1901 года, было заложено здание гимназии по адресу Староконюшенный переулок, дом 18 (по другим источникам, закладка произошла 12 мая 1902 года - нынешний район Арбат. Новое здание строилось по проекту художника-архитектора И. С. Кузнецова и было закончено в январе 1904 года. До этого занятия происходили в помещении на Поварской улице, 40.

Проект И. С. Кузнецова включал обширные залы и коридоры, высокие потолки, эффективную вентиляцию с пылеосадочными камерами, способную трижды обновить воздух в классах в течение каждого часа, большой гимнастический зал (построенный на деньги промышленника Н. А. Второва, земляка Медведниковых).Строительство обошлось в 300 тысяч рублей.

Оборудование гимназии также проводилось по последнему слову техники: шинели гимназистов просушивались и подогревались в раздевалке; для гимназии была заказана специально сконструированная школьная мебель, оборудованы мастерские. Общие затраты составили 1 миллион рублей.Гимназия поначалу существовала при поддержке московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича.Н. А. Цветков и первый директор гимназии Василий Павлович Недачин сумели создать новый тип гимназического образования в России, рассчитывая, что по образцу Медведниковской гимназии будет перестроена вся школьная система.

Количество часов на изучение древних языков было сокращено, зато обязательным стало изучение новых: французского, немецкого, английского, расширилось преподавание мироведения, естественной истории, физической географии, анатомии и гигиены. В штат гимназии вошли преподаватель гимнастики, педиатр и дантист. Всем ученикам предлагались горячие завтраки. Родители учеников участвовали в работе педагогического совета.Предварительной подготовке учеников к поступлению в гимназию способствовала устроенная при ней особая подготовительная школа с трехлетним курсом, в которую принимались дети в возрасте 7–8 лет. Ребят учили чтению, письму, иностранным языкам, Закону Божьему.

Расписание было построено таким образом, чтобы уроки чередовались со специальным часом для подвижных игр. После подготовительного класса ученики поступали в первый гимназический класс. При этом обязательно сдавали вступительные экзамены, потому что поступали и дети, бывшие на домашнем обучении. В гимназических классах вместо специального часа подвижных игр в середине дня полагались уроки гимнастики или пения. Заканчивалась учёба в три часа дня, но многие ученики приходили и вечером: на факультативы или просто поиграть на школьном дворе, который зимой становился катком, а летом - площадкой для спортивных игр.

В самом здании были предусмотрены специальные залы для отдыха в ненастную погоду.Плата за обучение составляла 300 рублей в год, но некоторые ученики были от нее освобождены. Одним из главных условий, поставленных Н. А. Цветковым, было бесплатное обучение беднейших детей в память покойных благотворителей Медведниковых. По Высочайше утвержденному Положению об учреждении гимназии было установлено 30 стипендий имени Медведниковых .

С течением времени при гимназии были учреждены ещё четыре именные стипендии. При этом гимназия, как и все другие казённые учебные заведения, освобождала от платы за учение всех детей преподавателей средних учебных заведений, а также 10% «достойных из беднейших учеников».

Общее число всех освобождённых от платы за учение доходило до 120 человек, что составляло около 30% от общего числа учащихся. Кроме того, гимназия назначала из своих специальных средств пособия ученикам до тысячи рублей в год и освобождала от платы за завтраки 40 человек.Л. В. Собинов, у которого здесь учились сыновья, устраивал благотворительные концерты в пользу учащихся.Учебные программы этой мужской гимназии вошли в основу открывшейся в 1906 году гимназии для девочек Н. П. Хвостовой в Кривоарбатском переулке (дом № 15).

Около 1912 года директором гимназии становится Сергей Николаевич Эверлинг вместо снятого «за либеральность» В. П. Недачина.Гимназия Медведниковых перестала существовать весной 1918 года; её бывший директор В. П. Недачин вскоре эмигрировал и создал в 1920-х годах русскую гимназию в Париже (Недачин собрал в ней лучших своих педагогов, привлёк бывшую профессуру Московского университета и возродил в новых сложных условиях славные традиции Медведниковской гимназии. Не удивительно, что именно эта гимназия просуществовала дольше всех учебных заведений эмиграции).Было введено совместное обучение: часть учеников перевели в бывшую женскую гимназию Ломоносовой, а часть учениц оттуда перевели в Медведниковскую гиманзию.

Среди учеников школы (после революции) - академики С. С. Аверинцев, В. И. Арнольд, В.П. Маслов, Ю.А. Рыжов (два последних учились в одном классе), В.П. Мясников, политик и писатель В. К. Буковский, биофизик А. М. Жаботинский, основатель компании «Вымпел-Коммуникации» («Билайн») Д. Б. Зимин, фотожурналист Борис Кауфман, философ и культуролог Г. С. Померанц, протоиерей Александр Салтыков, актёр В. С. Шалевич. В школе учились также археолог Н. Я. Мерперт, актер Р. Я. Плятт, писатель-фантаст Кир Булычёв, ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьёв, писатель М. П. Шишкин и др.

Род Медведниковых берет начало с ХV века. По преданию, на берегах Дона в одной из станиц селились казаки (мои предки) по фамилии Медведь-Гора. Медведниковыми они стали позднее. При Иване Грозном, под предводительством атамана Ермака, Медведниковы приняли участие в первом походе на Сибирь.

Род Медведниковых берет начало с ХV века. По преданию, на берегах Дона в одной из станиц селились казаки (мои предки) по фамилии Медведь-Гора. Медведниковыми они стали позднее. При Иване Грозном, под предводительством атамана Ермака, Медведниковы приняли участие в первом походе на Сибирь. В 1595 году, после окончания второго похода и полного освобождения Сибири от татарского хана, Медведниковы остались обживать этот богатый край. Деловая хватка, предприимчивость дали себя знать. Одна ветвь Медведниковых осваивала золотые жилы по берегам рек, а другая занималась промыслом каланов, причем проникала на территории Аляски на байдарках летом и на собачьих упряжках зимой еще до появления в тех краях Витуса Беринга.

Василий Медведников являлся ближайшим сподвижником Григория Ивановича Шелехова, возглавлявшего операцию освоение островов архипелага, (северо-запад Америки), которые были открыты командором Чириковым еще в 1741году, но приступили к их освоению в 1790 году. После смерти Шелехова была организована новая Русско-американская компания. Во главе компании стоял Александр Андреевич Баранов, а одним из его ближайших помощников был Василий Медведников.

Постепенно русские укрепились на острове Ситха, расширяя промыслы и успешно торгуя с индейскими племенами тлинкитов. Василий Григорьевич Медведников был первым начальником крепости святого Михаила Архистратига в течение трех лет (1799-1802 г.г.). Однако в 1802 году индейцы-тлинкиты, улучив момент, когда в крепости осталось мало его защитников, большими силами штурмовали ее. Гарнизон крепости вместе с Медведниковым погиб. Сама крепость была захвачена и разграблена.

Медведников расширяли торговлю с Китаем, увеличивая промысел калана и стали одними из первых основателей Иркутска. Начинавшийся как маленький острог, он постепенно отстраивался и превратился в красивый большой город. Первыми купцами в Иркутске были Трапезниковы, Шелеховы, Баснины, Сибиряковы, Медведниковы и другие. Постепенно укрепляя связи, Медведниковы породнились с семействами Серебряковых и Шелеховых.

Не забывали Медведниковы вкладывать деньги в строительство храмов, богаделен, приютов. Иван Логгинович и его брат Логгин Логгинович прославились тем, что выполнили завещание матери Елисаветы Михайловны Медведниковой – дать возможность получать образование каждой девушке, особенно из числа сирот,- открыв в Иркутске в 1838 году Сиропитательный дом имени Елисаветы Михайловны Медведниковой для девушек, который стал первым учебным заведением для женщин в Сибири. При нем учредили банк, доходы которого шли на содержание дома; дом и банк были взяты под покровительство Государыни императрицы Марии Федоровны. За устроение Воскресенской церкви в Иркутске Иван Логгинович получил благословение Синода в лице Архиепископа Нила.

Он вел крупные торговые дела в Кяхте, участвовал в самых крупных ярмарках Европы и в 1834 году получил звание Почетного потомственного гражданина, а в 1839 году удостоен звания Советника коммерции. Награжден золотой медалью «За полезное» на Анненской ленте. Четыре года состоял в должности Головы города Иркутска. Вместе с супругой был принят Императрицей во дворце в Санкт-Петербурге. Награжден золотой медалью « За усердие» на Андреевской ленте. За пожертвование на устройство храма Владимирской божьей Матери и Усть-морской церкви вторично удостоен благословения от Синода в лице Архиепископа Нила. Награжден орденом Святой Анны 3-й степени.

В середине века Иван Логгинович переехал в Санкт-Петербург, а потом в Москву. За благотворительность, пожертвования и украшение храма Святого Иоанна Предтечи, а также за устройство при храме приходского попечительства для бедных, в котором он состоял Председателем, и за проявленное усердие в 1865 и 1867 годах удостоен благословения Синода. В 1887 году был пожалован в кавалеры Ордена Станислава Второй степени и Святого Владимира.

Иван Логгинович состоял действительным членом Православного Миссионерского общества и Общества содействия Русскому торговому мореходству. Заботливость Ивана Логгиновича носила самый теплый, задушевный и всеобъемлющий характер. Сам Государь Николай Павлович, желая воздать должную дань уважения Ивану Логгиновичу, повелел, чтобы звание почетного попечителя Иркутского Сиропитательного дома было наследственным в роду Медведниковых. Иван Логгинович скончался в Москве в 1889 году и погребен в Спассо-Андроньевском монастыре; надгробие на его могиле восстанавлено

В 1899 году скончалась вдова Ивана Логгиновича – Александра Ксенофонтовна; прах её покоится в склепе храма Поречье в г. Звенигороде. В 1900 году по завещанию Александры Ксенофонтовны Москва получила 5 миллионов рублей на содержание монастырей, церквей, лазаретов, больниц и гимназий.

В 1901 году в Староконюшенном переулке, где проживали Медведниковы в доме№ 18-20, была построена классическая гимназия, которая выделялась из ряда существующих в то время не только передовыми методами обучения, но и была оборудована прекрасными аудиториями, актовым залом, спортивным залом и ботаническим садом. Строил гимназию известный архитектор Кузнецов. Рядом с гимназией был построен корпус для педагогов. И хотя гимназия считалась престижной, в ней учились и бедные ученики, являющиеся стипендиатами семьи Медведниковых.

Род Медведниковых был большой и имел под Москвой несколько имений. Так, в имении моего деда Владимира Гавриловича в Глебове под Новым Иерусалимом (Поречье Звенигородского уезда) устраивались домашние спектакли. Репертуар был классическим: игрались пьесы Островского, Чехова, Гоголя. В них были заняты представители таких фамилий, как Любимовы, Рукавишниковы, Величкины, Дараган, Боголюбовы, Кураевы, Вышкевич, и, конечно, сами Медведниковы.

Вот этот дух жизнедеятельности и передавался учащимся гимназии, где успешно ставились пьесы 16-17 веков. В актовом зале гимназии неоднократно устраивались благотворительные концерты, участниками которых были известные актеры во главе со Щепкиным. Медведниковскую гимназию окончили такие видные впоследствии деятели культуры, как Завадский, Плятт, Балашов, Буковский и др.

В здании Благотворительного собрания в 1909-1910 г.г. проходили благотворительные концерты в дни юбилеев Медведниковской гимназии с участием известных певцов, в том числе, с участием Собинова.

В середине 19 века в селе Поречье по Москвой была построена больница для лиц духовного звания. В настоящее время в усадьбе располагается санаторий Академии наук. В 1903 году в районе Калужской заставы состоялось открытие больничного комплекса для неизлечимых больных. Прекрасное здание было построено архитектором Соловьевым. В архитектурный комплекс входило 2 храма: Тихвинской и Козельщанской Божьей Матери, причем храм Козельщанской Божьей Матери был единственным в Москве. В настоящее время Медведниковская больница носит название имени Святителя Митрополита Московского Алексия, а храм Козельщанской Божьей Матери в 1994 переосвящен в храм Святителя Алексия и открыт для больных и прихожан церкви. Оба храма и иконостасы были расписаны художником Пашковым в стиле 16 века.

С 1911 по 1914 годы велось строительство больницы для душевнобольных детей. Для этой цели был выделен участок земли за Даниловским кладбищем. Строительство поручили архитектору А.Ф.Мейснеру. Сейчас это детская психиатрическая больница № 6 (находится по адресу: 5-ый Донской проезд, д.21-а) – крупнейшее лечебное заведение страны. Руководит этой больницей главный врач – Кожевникова Валентина Юлиановна- энергичный, беспокойный труженик.

В 1914 году за Серпуховской заставой в районе Большой и Малой Тульских улиц был открыт Медведниковский лазарет. В 1916 году, 20 марта было совершено освящение храма в честь святого великомученика Пантелеймона. Храм небольшой, но устроен благолепно. В настоящее время следов лазарета и храма не осталось – они были разорены при советском режиме.

ПОЖЕРТВОВАНИЯ Александры Ксенофонтовны Медведниковой (урожд. Сибиряковой)

В 1898 г. А.К.Медведникова пожертвовала:

а) 500.000 руб. на устройство больницы для хронических больных;

б) 100.000 руб. на пособия бедным в Иркутске;

Всего по оценке Московской Казенной палаты Медведникова оставила имуществ на 5,2 млн. руб. Из этой суммы:

2,3 млн. руб. – на благотворительные дела вообще,

2,9 млн. руб распределены самой завещательницей, в том числе:

552.261 руб – на поддержание церквей и монастырей;

713.441 руб. – на учреждение гимназии имени Медведниковых;

214.020 руб. – на школы и прочие учебные заведения;

На средства А.К.Медведниковой в 1903 г. открыта мужская гимназия в Москве, богадельня с больницей для лиц духовного звания в имении Поречье Звенигородского уезда, Московской губернии.

Пожертвования по духовному завещанию Московскому городскому общественному управлению в 1900г.:

а) 15.000 руб. на постройку здания мастерских в Алексеевской психиатрической больнице;

б) 25.000 руб. на содержание кровати в психиатрической больнице;

в) 1.000.000 руб. на устройство больницы для неизлечимых больных «христианского вероисповедания без различия звания, пола и возраста»;

г) 600.000 руб. на приют для идиотов и эпилептиков;

д) 300.000 руб. на богадельню для 30 стариков и 30 старух;

е) 100.000 руб. в пользу бедных христианского вероисповедания, проживающих в г. Москве.

Медведников Г. www.mko.ru