Литературный вечер «Они сражались за Родину. Сценарий на тему "они сражались за родину" Бьётся в тесной печурке огонь

Валентина Меняйленко
Проект по литературному чтению в 4 классе «Они защищали Родину»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Калачеевская СОШ №6»

Проект

по литературному чтению на тему :

«Они защищали Родину »

Выполнил : ученик 4 «В» класса

Меняйленко Игорь

Руководитель : Грищенко О. П.

г. Калач 2017 г.

I. Введение…стр. 3.

II. Основная часть

1. Что значит для меня Родина…стр . 5.

2. Они защищали Родину… .стр. 7.

3. Поэты и писатели о войне…стр. 8.

4. Герои войны…. стр. 13.

Регулярный С. К….стр. 14.

Регулярный Н. С…. стр. 14

III. Заключение….стр. 15.

IV. Список литературы…стр . 16.

V. Приложение….стр. 17.

I. ВВЕДЕНИЕ

В народе говорят : «Павшие живут, пока о них помнят» . Мы войны не знали, но слышали о том, какое это было страшное горе и трагедия для многих миллионов людей. Наши прабабушки и прадедушки приняли всю тяжесть событий на свои плечи в самом полном значении этого слова. Мы хотим, чтобы память о защитниках Отечества , отстоявших мир и свободу, о тех, кто пережил эту тяжёлую войну, всегда жила в наших сердцах.

Актуальность проекта

Вспомним всех поименно

Героев вспомним своих.

Это нужно не мёртвым!

Это нужно живым!

Тема проекта достаточно актуальна в наше время. Прошло более полувека со Дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Все меньше очевидцев страшного лихолетья остается с нами. Учащиеся начальной школы мало знают об этой войне, не задумываются, какой след оставила война в их семьях, в семьях их земляков. Без памяти о Великой Отечественной войне, о великой Победе, немыслимы ни достоинство России, ни гуманизация российского общества, потому что Великая Отечественная война - это духовный подвиг наших отцов, дедов, матерей и бабушек, многие из которых продолжают еще жить рядом с нами, - подвиг, без которого не было бы ни нас с вами, ни России.

Гипотеза :

Память о Великой Отечественной войне будет сохранена, если каждый человек будет знать и помнить о войне, людях, героически защищавших Родину , и передавать это по наследству.

Цель проекта :

определить роль прозы и поэзии о Родине и войне , их влияние на сознание людей в военное и послевоенное время.

Задачи :

Ответить на вопросы «Что такое Родина и

патриотизм?»

раскрыть историю трагедии и триумфа нашего народа в Великой Отечественной войне;

познакомить учащихся с поэтами и писателями – фронтовиками и их произведениями;

рассказать о своих родственниках, защищавших Родину во время Великой Отечественной войны;

развивать навыки работы с историческими источниками и умения анализировать художественные произведения;

развивать умения устанавливать взаимосвязи между историческим и литературным процессами ;

развивать умение использовать информационные технологии в процессе обучения;

воспитывать чувство гордости за героическое прошлое нашей Родины .

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Что значит для меня моя Родина

Родина ! Это слово с детства знает каждый. Родина - это страна , в которой ты родился , живешь со своими родными и друзьями.

Леса, поля, горы, реки - это все наша Родина . Мы гордимся своей Родиной и своим народом . Много славных подвигов совершил наш народ в годы Великой Отечественной войны.

Мы любим свой родной язык, песни и танцы своего народа.

Любить Родину – это своим трудом умножать её славу и богатство.

Родина - это не только место, где я живу. Родина - это мой дом , в котором я родилась , Родина - это школа , где я учусь, это та улица, по которой я каждый день прогуливаюсь со своими друзьями.

Моя Родина для меня безумно важна, у каждого человека она есть, но у меня она самая лучшая. Я бы не захотела иметь никакую другую Родину . Даже если я когда-нибудь уеду в другую страну, то всегда буду помнить о ней, вспоминать каждый момент, прожитый в ней.

Никто не может забыть свою Родину , она всегда будет в нашем сердце. Это самое лучшее место, которое может быть на земле.

ОТЧИЗНЫ МИЛОЙ КРАСОТА

М. Пляцковский

Как хорошо бродить в лесу ,

Малину рвать с куста

И ненароком сбить росу

С кленового листа.

Послушать, как звенит сосна,

Как дуб скрипит, гудя.

Порой светла, порой грустна

Мелодия дождя.

Простор берёзовый любя

И неба высоту,

Мы открываем для себя

Отчизны красоту.

Понятны песенки всегда

На птичьем языке,

И сладкой кажется вода

В обычном ручейке.

Любой из нас узнать готов

Знакомые стихи

И в тихом шелесте цветов,

И в шорохе ольхи.

Простор берёзовый любя

И неба высоту,

Мы открываем для себя

Отчизны красоту.

Она проста, она чиста,

Нельзя привыкнуть к ней,

Отчизны милой красота

Нас делает нежней.

Нас озаряет неспроста

Как радостный рассвет

Отчизны милой красота,

Которой краше нет!

Простор берёзовый любя

И неба высоту,

Мы открываем для себя

Отчизны красоту.

2. Они защищали Родину

Более полувека назад, в 1941 году, на нашу страну напали фашистские войска. Весь народ поднялся тогда на защиту Родины ! Подвиг людей, защитивших нас , их потомков, никогда не будет забыт!

Как можно забыть пролитую ради нашей свободы и счастья кровь? Как забыть подвиг солдата Александра Матросова, закрывшего своей грудью амбразуру вражеского пулемётного дзота, или подвиг лётчика Николая Гастелло, направившего свой горящий самолёт на скопление фашистских машин и танков? А так ли уж мал подвиг миллионов пехотинцев, месивших грязь бездорожья, выбивших врага с территории нашей страны и задавивших гадину в её чреве - в Берлине? Их ежедневный военный труд так же достоин восхищения и преклонения, как и отдельные, героические, подвиги, о которых написаны книги и сняты фильмы!

Защищали Родину не только на фронте , но и в тылу. Без миллионов и миллионов женщин, подростков, специалистов, работавших в тылу на военных заводах, на полях, на текстильных фабриках, не состоялась бы наша Победа! Поэтому уже давно эти люди приравнены к полноправным участникам Великой Отечественной войны. Внесли свой вклад в дело освобождения Родины от иноземных захватчиков и военные медики, спасшие миллионы жизней, вернувшие в строй многие тысячи воинов. Дело освобождения Родины было всенародным , поэтому, когда мы говорим : «Они защищали Родину » , мы должны иметь в виду всё военное поколение, всех людей, живших в то время, - воевавших и трудившихся в тылу. Вечная им память и вечная им слава! А наша задача заключается в том, чтобы не забывать никогда самим и передать нашу память о войне и тех, кто защитил страну , нашим потомкам.

3. Поэты и писатели о войне

Русская литература , издавна славившаяся своей близостью к народу, пожалуй, никогда не смыкалась так тесно с жизнью и не была столь целеустремлённой, как в 1941-1945 годах. В сущности, она стала литературой одной темы - темы войны, темы Родины . Да, слово писателя на войне и о войне трудно переоценит. Меткое, разящее, возвышающее слово, стихотворение, песня, частушка, яркий героический образ бойца или командира. Они вдохновляли воинов на подвиги, вели к победе. Эти слова и сегодня полны патриотического звучания. Советская литература военного времени была многопроблемной и многожанровой. Стихотворения, очерки, публицистические статьи, рассказы, пьесы, поэмы, романы создавались писателями в годы войны.

Более тысячи писателей принимали участие в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны, «пером и автоматом» защищая родную землю . Из 1000 с лишним писателей, ушедших на фронт, более 400 не вернулись с войны, 21 стали Героями Советского Союза.

Известные мастера нашей литературы (М. Шолохов, Л. Леонов, А. Толстой, А. Фадеев, Вс. Иванов, И. Эренбург, Б. Горбатов, Д. Бедный, В. Вишневский, В. Василевская, К. Симонов, А. Сурков, Б. Лавренёв, Л. Соболев и многие другие) стали корреспондентами фронтовых и центральных газет.

Когда гремели пушки, музы не молчали. На протяжении всей войны - и в тяжёлое время неудач и отступлений, и в дни побед - наша литература стремилась как можно полнее раскрыть моральные качества советского человека. Воспитывая любовь к Родине , советская литература воспитывала и ненависть к врагу.

Значительна в литературе военных лет роль прозы. Проза Великой Отечественной войны достигла больших творческих вершин. В золотой фонд советской литературы вошли такие произведения, созданные в годы войны, как «Русский характер» А. Толстого, «Наука ненависти» и «Они сражались за Родину » М. Шолохова, «Взятие Великошумска» Л. Леонова, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Непокорённые» Б. Горбатова, «Радуга» В. Василевской и другие, ставшие примером для писателей послевоенных поколений.

Поэзия (разумеется, лучшие вещи) немало сделала для того, чтобы в грозных, катастрофических обстоятельствах пробудить у людей чувство ответственности, понимание того, что от них, от каждого - ни от кого другого, ни на кого нельзя переложить ответственность - зависит судьба народа и страны. Список поэтов военного времени велик. Вот фамилии некоторых из них : Борис Слуцкий, Семён Гудзенко, Константин Симонов, Павел Коган, Евгений Винокуров, Булат Окуджава, Дмитрий Чибисов и многие другие.

Семён Гудзенко

ПЕРЕД АТАКОЙ

Когда на смерть идут - поют,

а перед этим

можно плакать.

Ведь самый страшный час в бою -

час ожидания атаки.

Снег минами изрыт вокруг

и почернел от пыли минной.

и умирает друг.

И значит - смерть проходит мимо.

Сейчас настанет мой черед,

За мной одним

идет охота.

Будь проклят

сорок первый год -

ты, вмерзшая в снега пехота.

Мне кажется, что я магнит,

что я притягиваю мины.

и лейтенант хрипит.

И смерть опять проходит мимо.

Но мы уже

не в силах ждать.

И нас ведет через траншеи

окоченевшая вражда,

штыком дырявящая шеи.

Бой был короткий.

глушили водку ледяную,

и выковыривал ножом

из-под ногтей

я кровь чужую.

Михаил Исаковский

ВРАГИ СОЖГЛИ РОДНУЮ ХАТУ

Враги сожгли родную хату,

Сгубили всю его семью.

Куда ж теперь идти солдату,

Кому нести печаль свою?

Пошел солдат в глубоком горе

На перекресток двух дорог,

Нашел солдат в широком поле

Травой заросший бугорок.

Стоит солдат - и словно комья

Застряли в горле у него.

Сказал солдат : «Встречай, Прасковья,

Героя - мужа своего.

Готовь для гостя угощенье,

Накрой в избе широкий стол,-

Свой день, свой праздник возвращенья

К тебе я праздновать пришел…»

Никто солдату не ответил,

Никто его не повстречал,

И только теплый летний ветер

Траву могильную качал.

Вздохнул солдат, ремень поправил,

Раскрыл мешок походный свой,

Бутылку горькую поставил

На серый камень гробовой.

«Не осуждай меня, Прасковья,

Что я пришел к тебе такой :

Хотел я выпить за здоровье,

А должен пить за упокой.

Сойдутся вновь друзья, подружки,

Но не сойтись вовеки нам…»

И пил солдат из медной кружки

Вино с печалью пополам.

Он пил - солдат, слуга народа,

И с болью в сердце говорил :

«Я шел к тебе четыре года,

Я три державы покорил…»

Хмелел солдат, слеза катилась,

Слеза несбывшихся надежд,

И на груди его светилась

Медаль за город Будапешт.

Евгений Винокуров

У возвратившихся с фронта отцов,

Мешки и подсумки облазив,

Ребята не просят

Цветных леденцов,

А просят военных рассказов.

Уступив настояньям ребят,

Отцы им, пока не стемнело,

Как взрослым, о жизни своей говорят

И гладят их неумело.

А дети задремлют,

Наград боевых

Касаясь во сне головою.

Отцы осторожно баюкают их

Песенкой

Строевою.

Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той войны,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы…

4. Герои войны

На протяжении всей многовековой истории нашей Родины народ превыше всего ценил верность Отечеству, мужество и отвагу героев, борющихся за торжество добра и справедливости…

Куда б ни шёл, ни ехал ты,

Но здесь остановись,

Могиле этой дорогой

Всем сердцем поклонись.

Кто б ни был ты - рыбак, шахтёр,

Учёный иль пастух, -

Навек запомни : здесь лежит

Твой самый лучший друг.

И для тебя, и для меня

Он сделал все, что мог :

Себя в бою не пожалел,

А Родину сберёг .

М. Исаковский

Своей жестокой рукой война коснулась каждой семьи. И сегодня мы, оставшиеся на своей земле, политой кровью миллионов, обращаем свою память к тем нашим родным, кто отстоял нашу Родину .

Наши семьи тоже коснулась Великая Отечественная Война… Практически у всех ребят нашего класса прабабушки и прадедушки воевали за нашу Родину , прославляя семьи подвигами. Одни из них были солдатами, другие- сестрами или братьями милосердия, кто-то трудился в тылу. Многих из них уже нет в живых, но мы будем о них помнить всегда!

Я хочу рассказать о своём прапрадедушке Регулярном Серафиме Кузьмиче и о прадедушке Регулярном Николае Серафимовиче.

Регулярный Серафим Кузьмич

Родился в 1903 году в селе Лескове. До войны работал в колхозе. Был любящим мужем и отцом шестерых детей. Призван в армию в 1941 году. Участвовал в боях с немецко-фашистскими захватчиками до полной победы в Великой Отечественной войне. Демобилизован из армии в 1945 году. После войны работал в колхозе «Путь Ленина» . Награждён медалями. Умер 16 ноября 1986 года.

Родился 1924 году в селе Лескове. До войны работал в колхозе «Путь Ленина» . Призван в армию в октябре 1943 года. Участвовал в боях с Японией в воинской части 16976 в качестве телефониста артиллерийской части. Демобилизован в апреле 1950 года. После войны работал в колхозе. Награждён орденом Отечественной войны 2 степени и медалями. Я очень горжусь, что у меня такие прапрадедушка и прадедушка. Очень жалко, что я так мало знаю об их фронтовой жизни. Я бы хотел быть похожим на них, быть таким же смелым и мужественным. Может быть, благодаря им, я не знаю, что такое война. Я не знаю войны…

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Высота человеческого подвига определяется силой любви к жизни. Чем сильнее эта любовь, тем непостижимее измерение подвига, совершаемого человеком ради любви к жизни. И подвиг народа - это прямое отражение подвига каждого человека, умноженное на миллион, на десятки миллионов. Благодаря произведениям писателей и поэтов военного и послевоенного времени люди узнавали правду о войне, воодушевлялись на героические подвиги.

Такие книги надо читать, особенно мальчишкам лет 14-16. В них правда о войне, о жизни и смерти, а не лозунги и сказки. Играя в компьютерные игры мы совсем теряем связь с реальностью, совсем не ценим то, что имеем. Мы должны сказать спасибо уникальным писателям, поведавшим нам о войне. Даже такие страшные темы они раскрывают доступно и захватывающе - читатель будто ныряет в сюжет, становиться невольным зрителем, соучастником. Мне кажется, что мы и сейчас способны на повторение подвига единения, братства и долга, который стал основным смыслом Великой Отечественной войны, закончившейся много лет назад.

IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. История русской советской литературы /Под ред . П. Выходцева. -М., 1970.-С. 390.

2. Кузьмичёв И. Жанры русской литературы военных лет . - Горький, 1962.

3. Быков В. Сотников. – М.: Детская литература , 2015.

4. Сурков А. Стихи. – М.: Художественная литература , 1985.

5. Редактор-составитель Н. С. Шевцов, О тех, кто вернулся с войны, Воронеж 2000.-С. 559.

Интернет ресурсы

6. Песня Победы [Электронный ресурс]: стихотворения // Ленинград Блокада Подвиг : [сайт]. – Режим доступа : http://blokada.otrok.ru/library/pobeda/index.htm – Загл. с экрана.

7. Тематические коллекции : День Победы. [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://www.metodkabinet.eu/BGM/Temkatalog/TemKollekzii_9_may.html

Сценарий литературно-музыкального вечера «Россия – Родина моя».

Ведущий. 12 декабря самому главному закону нашей страны, а именно Конституции исполнилось 20 лет. Не случайно мы посвящаем наш сегодняшний литературно-музыкальный вечер нашей любимой Родине – России.

Россия – сколько в этом звуке для сердца русского слилось,
О сколько в нем отозвалось!

1 вед. Мой друг! Что может быть милей бесценнее родного края?

2 вед. Там солнце, кажется светлее,
Там радостней весна златая,
Прохладней летний ветерок,
Душистее цветы, холмы там зеленей,
Там сладострастнее журчит поток,
Там соловей поет звучнее
3 вед. Там все нас может восхищать.
Там все прекрасно, там все мило,
Там дни, как молния летят,
Там нет тоски унылой.
Там наше счастье живет,
Там только жизнью наслаждаться.

Ведущий. Россия… В этом коротком слове - необъятность. Из одного слова рождается множество картин, они, словно наплывая, сменяют друг друга: белые берёзовые рощи, старые избы, задумчивые ивы, вековечный простор полей, омытая ливнями, в россыпях звёзд и белой пене черёмух предстаёт перед нами Россия.

Наш любимый край Россия

Ученик. Наш любимый край Россия,

Где в озерах синева,

Где березки молодые

Нарядились в кружева.

Небо синее в России,

Реки синие в России,

Васильки и незабудки

Не растут нигде красивей!

Есть и клены и дубы,

А какие есть грибы,

А еще пекут в печи

Вот такие калачи!!!

Песня «Моя Россия».

Ведущий. Россия – страна большая, добрая, сильная и очень красивая. Люди сложили о ней много песен и сказок. С древних времён тема Родины стала главной темой отечественной литературы.

Родина – это не просто поле или лес, города и сёла, где живут люди. Это государство.

В любой стране мира есть государственные символы. Есть они и у России. Каждое государство имеет герб, флаг, а еще и главную музыку страны. Это гимн. Автор текста гимна С.В. Михалков, а композитор А.В. Александров.

Давайте внимательно рассмотрим Герб России.

Золотой двуглавый орел изображен на щите красного цвета. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны. В давние времена короны, скипетр, держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают об историческом прошлом нашей родины, символизируют единство Российской Федерации и независимость ее от других государств. На груди орла помещен красный щит с изображением всадника. Это – святой Георгий Победоносец. Всадник поражает копьем змею. Это победа добра над злом.

У России величавой

На гербе орел двуглавый

Чтоб на Запад и Восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый

Он России дух свободный.

Символом нашего государства является флаг. Его цвета – цвета природы, добра и красоты. Белый – мир и чистота, синий – небо, правда, красота. Красный – огонь, отвага, любовь.
Песня «Белый, синий, красный»

1 вед. Обостренное желание познать Россию и русскую душу всегда было и остается свойственно русским людям. Что есть Россия? Что есть любовь к России? Что значит быть русским? – такие вопросы хотя бы раз в жизни задавал себе каждый из нас.
2 вед. Раскинувшись между двух великих делений мира, между востоком и западом, опираясь одним локтем на Китай, другим на Германию, мы должны сочетать в себе две великие основы духовной природы, воображении и разум и объединить в своем просвещении исторические судьбы всего земного шара.
3 вед. И действительно история Русского государства впитала в себя историю многих стран и народов.
1введ. Россия была участницей ярких и драматических событий: героической борьбы с иноземными захватчиками, острых междоусобных войне. Кто только не пытался захватить и уничтожить Россию она прошла и через монгольско-татарское нашествие и польско-литовскую интервенцию, не пощадило ее и фашистское иго. Но как птица феникс, воскресала она из руин из пепла и руин, и только ярче сверкали золотые маковки ее куполов и сильнее становился характер россиян.

звучит отрывок из «Богатырской симфонии»стихотворение «видение на холме»
песня
2 вед. Как каждое живое существо Россия имеет свое лицо. Оно в золотых колосьях ее нив, в печальной глубине ее лесов, оно в звуках Глинки и Римского- Корсакова, в поэмах Пушкина, в эпопеях Толстого, оно в кроткой мудрости души народной.

Ведущий: Человек без Родины прожить не может. Слово “Родина” мы слышим часто. Оно знакомо нам с детства. Когда говорим о Родине, мы думаем о месте, где мы родились, где прошло наше детство. Но Родина – это и наша огромная страна, которая зовется Россией.

На сцену приглашаются ученики 3“А” класса

Ученик:

Я родился в этой стране
Под названием дивным Россия
В целом мире ее нет родней
И, конечно, же нет красивей.

Ученик:

Здесь раскинулись щедро луга
Перелески, холмы и дубравы.
Здесь зимой серебрятся снега,
А весной зеленеют травы.

Песня «Летят журавли».

Ученик:

Я люблю золотые поля,
Васильков и ромашек букеты.
Я родился в России не зря –
Защищать и любить землю эту.

О Родине. В. Орлов.

Цветёт над тихой речкой яблоня.
Сады, задумавшись, стоят.
Какая Родина нарядная,
Она сама как дивный сад!

Играет речка перекатами,
В ней рыба вся из серебра,
Какая Родина богатая,
Не сосчитать её добра!

Бежит волна неторопливая,
Простор полей ласкает глаз.
Какая Родина счастливая,
И это счастье всё для нас!

Ведущий: Широка Россия как душа русского человека, щедрая, мудрая, сильная. Мы часто слышим слова “Россия”, “Родина”, “Отчизна”. Что же для нас они значат? Это святые слова. Понятие “Родина” включает в себя не только необъятные просторы нашей страны. Это и язык, на котором мы говорим – наш “могучий и великий” русский язык. Родина – это культура, традиции, достижения народа, который называет себя таким красивым словом “россияне”.

Песня «Россия – ты моя звезда».

Ведущий: Нам надо всегда помнить, что наша страна – это родительский дом, где нас с любовью и надеждой ждут родные и близкие. Это то место, куда мы всегда возвращаемся, где бы мы не странствовали в мире. Так как родная земля дает нам силу для жизни. Все, что нас окружает: небо, солнце, тучи, месяц и звезды, зеленые леса и плодородные поля, люди, которые рядом с нами в радости или в печали – это то, что поддерживает нас и дает силы жить и радоваться жизни, словно теплому поцелую матери.

Сильная наша страна! В многочисленных боях многократно подтверждалась сила и храбрость Русского война, так же самоотверженность, и дух! Погибали на войне наши земляки и были горды тем, что погибали за родину в бою.

Гражданин Отечества переживает боль и трудности своей Родины. Переживает, как свои собственные беды.

Гражданин всегда готов защитить своё отечество. Он – настоящий патриот.

Защита Отечества – священная и почетная обязанность человека и гражданина Российской Федерации.

Ученик:

За мир, за детей. Е.Трутнева

В любом краю любой страны
Ребята не хотят войны.
Им в жизнь вступать придётся скоро,
Им нужен мир, а не война,
Зелёный шум родного бора,
Им школа каждому нужна,
И сад у мирного порога,
Отец и мать и отчий дом.
На белом свете места много
Для тех, кто жить привык трудом.
Народ наш поднял властный голос
За всех детей, за мир, за труд!
Пусть зреет в поле каждый колос,
Цветут сады, леса растут!
Кто сеет хлеб на мирном поле,
Заводы строит, города,
Тот для ребят сиротской доли
Не пожелает никогда!

Ведущий: Мать и Родина… Наверное, нет на свете ближе и роднее слов. Человек любит свою мать. Любит место, где родился и впервые произнес слово “мама”. Любит свою малую Родину, где впервые услышал шепот листьев и журчанье ручья, увидел мерцанье звезд и капли утренней росы. С чего начинается Родина? Родину нельзя, так же, как и слово “счастье”, определить одним словом или даже фразой.

Ведущий: Россия многонациональная страна, в ней проживает более 100 народов, и все они живут дружно и стараются помогать друг другу.

Ведущий: Любить свою Родину – это не значит только восхищаться, любоваться тем, что есть в твоей стране. Любить Родину – это не значит жить только настоящим. Ведь без прошлого нет будущего. Нужно помнить о прошлом страны, в котором были и героические, и трагические моменты. Любить Родину – это значит делать все, чтобы она становилась богаче, чтобы людям жилось лучше. Каждый из нас мечтает быть счастливым и полезным своему отечеству. Мы должны всегда помнить слова А. Пушкина, которые обращены и к нам, поколению, живущему в XXI веке:

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!

Ученик.

Берегите Россию – нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце, этот хлеб на столе
И родное оконце в позабытом селе…
Берегите Россию, без неё нам не жить.
Берегите её, чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию – нет России другой!

Ведущий. Граждане России! Любите Россию! Берегите её, цените, будьте её достойными детьми, и она, как мать, согреет вас своим теплом, вселит надежду на счастливое будущее.

Умом Россию не понять,
аршином общим не измерить,
у ней особенная стать-
в Россию можно только верить.
Заключительная песня о России в исполнении М. Распутиной.

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Сценарий литературно-поэтического вечера "Песни военных лет"

Цель мероприятия: Воспитание чувства сопричастности к истории своей страны через военные песни.

Задачи мероприятия:

  1. Способствовать полноценному восприятию военной песни;
  2. Воспитание семейных ценностей;
  3. Развитие творческих способностей;
  4. Формирование нравственных качеств.

Формы организации деятельности детей: концерт

Ход мероприятия

Видео «Если не ты, то кто?»

Дуэт: «Моя Россия» Вышинская Настя и Алиса

Ведущий: Великая отечественная война одна самых кровопролитных войн в истории человечества, о которой нельзя ни в коем случае забывать.

Ведущий: Многие из тех, кто защищал Родину, ушли из жизни, но память о них и о воинах, сложивших свои головы на полях сражений, не померкнет в веках. Именно они тогда защищали нашу Родину для нашего с вами благополучия, именно они рисковали своими жизнями для нашей лучшей жизни. А в этом тяжелом бою им помогали танк, автомат и песня.

Ведущий: Песни на передовой линии огня были нужны, как воздух. “Без песен на войне труднее вдвойне”, – подчеркивает фронтовая пословица. В минуты отдыха песня позволяла расслабиться, сделать передышку. А в решительные минуты помогала мобилизовать свои силы, избавиться от слабости и паники.

1 Чтец:

С первого взгляда, может,
В них ничего и нет.
Что меня вновь тревожат
Песни военных лет?
Что-то для нас святое
Скрыто в их глубине.
Строки, какие стоя
Хочется слушать мне.
Стершиеся чернила,
Выцветшая тетрадь,
Строки, с какими было
Легче нам умирать.
Песни поры военной
Что сберегли для нас,
Весь неприкосновенный
Наших сердец запас.

Дуэт: «От героев былых времен»

Ведущий: Песня военных лет... Вместе с Отчизной она встала в солдатский строй с первых дней войны и прошагала по пыльным и задымленным дорогам войны до победного ее окончания. Песня делила вместе с воином и горести и радости, подбадривала их веселой и озорной шуткой, грустила вместе с ними об оставленных родных и любимых. Песня помогала переносить голод и холод, тяжкий многочасовой труд во имя Победы. Стихи и песни вели в бой, они и стали разящим оружием.

Ведущий: Казалось, какие еще песни, когда идет война, кругом горе, каждую минуту смерть смотрит в глаза людям? Не до песен совсем. А все как раз наоборот. Песни нужны были всем: солдатам помогали в трудные минуты, с песней на привале они отдыхали. А в тех, кто их ждал, песни вселяли надежду, что их близкие и родные вернутся к ним живыми и здоровыми.

2 Чтец:

Солдаты пели, словно школьники,
И, как солдаты, пели мы.
Все пели праведно и доблестно -
И няня в стареньком платке,
И в сапогах кирзовых докторша,
Забывши градусник в руке.
Вошли смущённо шефы-грузчики
И, встав тихонько за кровать,
Большие, гордые и грустные,
Сняв шапки, стали подпевать.
Разрывы слышались нам дальние,
И было свято и светло...
Вот это всё и было - армия,
Всё это Родину спасло.

Ведущий: Для вас прозвучит песня в исполнении хора «МКОУ СОШ №6». «Шли солдаты на войну» слова и музыка Игорь Русских.

Хор: «Шли солдаты на войну»

3 Чтец:

Привезли солдата в медсанбат,
Врач сказал: «не доживёт до ночи».
«Мне бы песню…», – прошептал солдат:
«Я до песен с давних лет охочий…»
Боль невыносима и остра,
Сто осколков раскрошили тело,
И, сестра, усталая сестра
До рассвета над солдатом пела.
Если песня, значит, рядом друг,
Значит, смерть отступит, забоится…
И казалось, нет войны вокруг,
Если песня над тобой кружится

Дуэт: «Идет солдат по городу»

Ведущий: Следующая песня «Мы так давно не отдыхали» из кинофильма «Освобождение» из цикла «Битва за Берлин» слова и музыка Михаила Ножкина, так же передает нам ту полноту чувств, которую испытывал простой рядовой солдат в этой чудовищной войне.

Дуэт: «Мы так давно не отдыхали» (Трапезникова Л., Сысоев А.)

Ведущий: Вопреки известному афоризму «Когда пушки грохочут, музы молчат» поэзия и музыка в годы войны была в первых рядах, тех, кто отстаивал честь и свободу родной земли. Страстно и проникновенно она выражала ненависть и гнев, скорбь и страдания народа. Военная песня стала одним из грозных видов литературного оружия – бессмертного и незабвенного.

Ведущий: Кто сказал, что надо бросить песню на войне? После боя сердце просит музыку вдвойне! – сказал герой поэмы Александра Твардовского «Василий Тёркин». И он был прав, и с ним согласны все ветераны, герои Великой Отечественной Войны, работники тыла, и мы с вами – современники.

Ансамбль: «Прадедушка».

4 Чтец:

Мы хотим, чтоб на нашей планете
Никогда не печалились дети.
Чтоб не плакал никто, не болел,
Только б хор наш ребячий звенел.
Чтоб навек все сердцами сроднились.
Доброте чтобы все научились.
Чтоб забыла планета Земля,
Что такое вражда и война.

Ведущий:

И поле ратное остыло весенний запах пахоты
И детским кличем небо вторит: «мы больше не хотим войны».

Хор: Я хочу, чтобы не было больше войны

5 Чтец:

Помните! через века, через года, – помните!
О тех, кто уже не придёт никогда,– помните!
В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них,
Чтобы тоже запомнили!
Во все времена бессмертной Земли,
Помните!

Ведущий: Песни о войне – это песни о Родине, о Встрече и Разлуке, об Утрате и Надежде. Песни Победы! Песни, которые на веки свяжут ниточкой эти две такие непохожие, военную и мирную, жизни. И эта нить священной памяти, о великом подвиге доблестного советского солдата не прервется, пока будут звучать песни о войне.

Ведущий:

Пусть рыдает оркестров тяжёлая медь,
Ветераны, отцы,
Вы – бессмертны по праву.
И Победе сиять!
И салютам греметь!
И грядущим певцам
Петь Вам вечную славу!

Песня «День победы» (10кл)

Ведущий: На этом наше с вами мероприятие, посвященное песням военных лет, подошло к концу. До свидания!

Литературный вечер «Они сражались за Родину»

Цели: познакомить с произведениями литературы и искусства о Великой Отечественной войне, с жизнью людей в это время; развивать способность чувствовать, сопереживать, умение слушать окружающих; воспитывать чувство патриотизма.

Оборудование : выставка из книг о войне под названием «Память огненных лет»; презентации; стенд с портретами писателей, поэтов, композиторов, писавших о войне; рисунки детей на военную тему.

Ход мероприятия:
I . Звучит фонограмма песни «Священная война».

Вступительное слово учителя :

Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той войны,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы.

Ведущий (ученик):
- Сегодня мы мысленно перенесемся в прошлое нашей страны. 74 года назад…
22 июня 1941 года памятно всему нашему народу – это один из самых трагических дней в истории страны.
22 июня был выходной воскресный день. Спали города и села, после выпускных вечеров гуляла молодежь. Выпускники мечтали о своем будущем. Ничто не предвещало беды. Едва начинал брезжить рассвет, часы показывали 4 утра…
И вдруг эту утреннюю тишину нарушило мощное вторжение боевой техники: гул самолетов, лязг танков, пулеметные очереди. Зазвучала незнакомая речь.
На рассвете войска фашистской Германии вероломно, без предупреждения, напали на нашу Родину. Фашисты пытались лишить нас свободы, захватить наши земли и города. Началась Великая Отечественная война.

II . Выступление учащихся. Чтение стихов.

А сейчас мы послушаем наших ребят, которые расскажут о первом дне войны.
1 . Июнь…. Клонится к вечеру закат,
И белой ночи разливалось море.
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.
2. Июнь... .Тогда еще не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в 45-м мая.
3. Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблекли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.

4. Такою все дышало тишиной,
Что вся земля спала, казалось,
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось!

III . Рассказ учащихся.
Чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины народ вступил в смертельный бой с жестоким, коварным и беспощадным врагом.
Война продолжалась 4 года. Победа далась нам дорогой ценой. Около 30 миллионов советских людей погибло. Представляете, что это значит?
Это значит 25 убитых на 2 метра земли, 20 тысяч убитых ежедневно. Это значит – каждый четвертый житель страны погиб. Гитлеровцы сожгли и разрушили сотни городов, десятки тысяч населенных пунктов.
Они совершали неслыханные зверства. Трудно найти в нашей стране дом, куда бы не пришло горе – кто потерял сына, кто – отца или мать, кто – сестру или брата, кто – друга.
Из войн, которые вынесла Россия, эта была самой жестокой и кровопролитной.
Гитлеровцы имели не только отлично оснащенную и подготовленную армию. У них был немалый военный опыт. Они прошли победоносным маршем по Норвегии и Франции, Польше и Бельгии, Голландии и Дании. Так же легко и быстро Гитлер и его маршалы и генералы намеревались завоевать и нашу страну. Но тут их расчет на молниеносную войну с треском провалился.
IV . Рассказы о подвигах героев Великой Отечественной войны.
-- Каждый день Великой Отечественной войны, прожитый на фронте и в тылу врага, – это подвиг беспредельного мужества и стойкости советских людей, верных Родине.
1. Рассказ о подвиге Николая Гастелло.

Гастелло Николай Францевич родился в 1907году в Москве в семье рабочего. В 1932 году был призван в Красную Армию и отправлен на учёбу в авиационную школу лётчиков в город Луганск.

С 1938 года Гастелло служил в 1-м тяжелобомбардировочном авиаполку. Здесь он стал командиром звена, а через год с небольшим- заместителем командира эскадрильи.

В 1939 году участвовал в боевых действиях в Монголии против японской императорской армии, затем в Финляндии и других странах, получил звание капитана.

Капитан Гастелло погиб на 5-ый день Великой Отечественной войны.
26 июня 1941 года в один из первых дней войны Николай Гастелло совершил поистине богатырский подвиг, направив свой горящий самолет в самую гущу вражеских машин и цистерн с горючим. Гастелло погиб, но сколько фашистов и неприятельской техники уничтожил этот герой!

Подвиг Гастелло и его товарищей повторили 367 боевых экипажей. Лётчику было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно. Имя отважного лётчика носят улицы во многих городах России, Украины, Белоруссии, Казахстана. Памятники Н.Ф.Гастелло установлены в Москве, Санкт-Петербурге, Луганске, Уфе. Памятник отважному экипажу стоит на шоссе Минск-Вильнюс, где был совершён легендарный огненный таран.

2. Рассказ о подвиге пионера-героя Лёни Голикова.

Лёня родился в деревне Лукино Новгородской области в семье рабочего. Ему было 15 лет, когда началась война.

Лёня Голиков вместе со взрослыми с первых дней войны ушёл в партизанский отряд. Вместе со своим другом Митяйкой они стали ходить в разведку. Они узнавали и рассказывали командиру отряда, где расположились фашистские солдаты, где стоят их пушки, пулемёты.
Ребята, когда шли в разведку, одевались в лохмотья, брали старые сумки. Они ходили по сёлам, будто нищие, выпрашивали кусочки хлеба, а сами глядели во все глаза, всё примечали: сколько где солдат, сколько автомашин, пушек...

Однажды, когда партизаны взорвали немецкий поезд, ранило одного из его старших товарищей. Лёнька, рискуя жизнью, вынес раненого с поля боя.

За спасение раненого товарища Лёню Голикова наградили медалью «За боевые заслуги».
Но самое необычайное произошло с Лёнькой 13 августа 1942 года.

Отважный пионер в одиночку взорвал машину, где находился немецкий генерал. Он долго преследовал фашиста, но всё-таки поразил врага последним патроном.

Через некоторое время из Москвы пришла радиограмма, в ней говорилось, что надо представить к самой высшей награде всех, кто захватил такие важные документы. В Москве, конечно, не знали, что захватил их один Лёня Голиков, которому было всего четырнадцать лет.
За этот подвиг ему была присвоена высшая награда- медаль «Золотая звезда» и звание Герой Советского Союза.
Юный пионер-герой погиб смертью храбрых 24 января 1943 года в неравном бою под селом Острая Лука.
На могиле Лёни Голикова, в селе Острая Лука Дедовического района, рыбаки Новгородской области поставили обелиск, а на берегу реки Полы юному герою воздвигнут памятник.
В июне 1960 года Лёне Голикову открыт памятник в Москве на ВДНХ у входа в павильон «Юные натуралисты и техники». Установлен памятник юному герою и в городе Новгороде на средства пионеров за собранный ими металлолом.
Имя отважного партизана Лёни Голикова занесено в Книгу почёта Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина.
Постановлением Совета Министров РСФСР одному из кораблей Советского флота присвоено имя Лёни Голикова.

Слово учителя : - Гремели пушки, но музы не молчали…Великая Отечественная война вызвала к жизни мощное искусство.

Русский писатель всегда имел право говорить от имени народа- говорить «мы», поскольку в годину самых тяжёлых испытаний был даже не вместе с народом- был его частью. Очень много писателей и поэтов ушло на фронт. Среди них Константин Симонов, Александр Твардовский, Михаил Шолохов, Булат Окуджава, Юлия Друнина, Аркадий Гайдар и многие другие. Многие из них не вернулись с войны, но вклад их в отечественную литературу неоценим.

Ведь писатели и поэты исследовали те стороны национального характера, которые позволили выстоять русскому солдату плечом к плечу с солдатами других национальностей в самые сложные периоды войны.

В начале войны главенствующее положение в литературе заняли наиболее мобильные и оперативные жанры, доносившие до народа самые главные и искренние слова.

Это публицистика, песня, очерк, короткий рассказ , лирическое стихотворение.

V . Рассказы о Великой Отечественной войне.

Рассказ о подвиге Зои Космодемьянской.

Родилась Зоя Анатольевна Космодемьянская в 1923 году в деревне Осино- Гай на юге России. Её дед был священником, отец тоже учился в духовной семинарии. Зоя была очень впечатлительной, одарённой в учёбе девушкой с обострённым чувством справедливости.

В 1941 году она добровольно вступила в разведывательно-диверсионную часть. Через 5 дней девушку перебросили под Волокаламск, недалеко от Москвы, где она успешно справилась с минированием дороги. Меньше чем через 2 недели пришёл приказ – разрушать и сжигать дотла все населённые пункты в тылу немецких войск. Одним из таких объектов была деревня Петрищево в Московской области.

Зоя ушла на своё последнее задание. Ей удалось поджечь несколько домов, но вскоре она была схвачена немцами. Пытали Зою долго и страшно, но она держалась с поразительным мужеством. На допросе она назвалась Таней.

29 ноября 1941 года фашисты повесили ЗоюКосмодемьянскую. Перед смертью девушка крикнула в лицо своим мучителям: «Нас 170 миллионов, всех не перевешаете!» В 1942 году, благодаря газетным очеркам о её подвиге узнала вся страна. Она стала первой женщиной, удостоенной звания Герой Советского Союза в годы Великой Отечественной войны. Похоронили Зою на Новодевичьем кладбище в Москве.

О подвиге Зои Космодемьянской уже в 1944 году сняли художественный фильм. Памятники ей установлены в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Харькове, Тамбове и других городах.

О ней написаны поэмы и повести, а улиц, названных в её честь, в городах и сёлах бывшего Советского Союза насчитывается несколько сотен. Есть такая улица и в нашем селе.

Давайте послушаем отрывок из рассказа о юной партизанке, который написал Сергей Алексеев.

Чтение отрывка из рассказа С. Алексеева « Зоя». (Читает ученик.)

Слово учителя: Другим незабываемым произведением Сергея Алексеева стал его рассказ «Таня Савичева». Это поистине уникальный дневник девочки, которая во время блокады Ленинграда потеряла всю свою семью. Нельзя без содрогания и боли читать строки, где девочка ведёт записи о смерти её близких от голода и холода. Давайте послушаем отрывок из этого произведения.

Отрывок читает ученик.

VI . Стихотворения о войне.

Слово учителя: Трудные военные годы называют военным лихолетьем. Тяжело достались они всему нашему народу, но ещё тяжелее пришлось детям. Многие из них встали наравне с

взрослыми плечом к плечу на защиту своей родины. Совсем юными уходили они на фронт.

Именно им, мальчишкам и девчонкам посвящено стихотворение Булата Окуджавы «До свидания, мальчики». Отправляя на войну юношей и девушек, поэт, словно заклинает их вернуться назад, говоря им не «прощай», а «до свидания».

Предлагаю послушать отрывок из этого стихотворения.

Читают девочки.

Ах, война, что ж ты сделала. подлая:

Стали тихими наши дворы,

Наши мальчики головы подняли,

Повзрослели они до поры,

На пороге едва помаячили

И ушли за солдатом солдат...

До свидания, мальчики! Мальчики,

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,

Не жалейте ни пуль, ни гранат

И себя не щадите вы... И всё-таки

Постарайтесь вернуться назад.

Чтение других стихотворений по желанию учащихся о войне.

VII . Песни о войне.

Слово учителя: В суровые дни войны прекрасные, трогающие сердца песни, как на крыльях, облетели фронты и тылы, помогая советским людям бороться с врагом. На войне бывают моменты затишья, когда можно было отдохнуть, представим, что и у нас настал такой момент, и вспомним одну из самых любимых всеми песен тех лет.

(Ученики отдыхают и поют песню «В землянке»).

Об истории создания этой песни рассказывает ученик.

Стихотворение, из которого появилась эта песня, появилось случайно. Эта песня сразу была принята и сердцем солдат, и сердцем тех, кто её ждал.

Просто поэт Алексей Сурков написал жене с фронта 16 строк в 1941 году в конце ноября.

В феврале 1942 года в редакцию фронтовой газеты пришёл композитор Константин Листов и попросил «что-нибудь», на что можно написать песню. Тут Сурков вспомнил о стихах, отправленных домой, переписал начисто и отдал Листову.

Через неделю композитор появился в редакции, взял гитару и запел:

Бьётся в тесной печурке огонь,

На поленьях смола как слеза.

И поёт мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза.

И песня пошла по всем фронтам. Люди вспоминали не только смысл стихотворения, но и вложенный в него жар сердца, волнение, надежду и любовь.

Вот почему бывшие фронтовики поют про землянку, не жалея сердца и не стыдясь слёз.

Одной из самых любимых песен во время войны стала песня « Тёмная ночь». Давайте послушаем историю её создания.

(На фоне мелодии песни ученик рассказывает о том, как была написана «Тёмная ночь»).

Год создания песни 1943. История её появления на свет очень интересна.

В 1943 году во время работы над фильмом «Два бойца» у режиссёра Леонида Лукова не получилось снять эпизод написания письма солдатом. Ему пришла в голову мысль, что украшением сцены могла бы стать песня, передающая чувства бойца в момент написания письма родным.

Вместе с композитором Никитой Богословским и поэтом Владимиром Агатовым они написали любимую поныне песню «Тёмная ночь».

Спетая исполнителем роли главного героя Марком Бернесом «Тёмная ночь» навсегда останется в памяти советского народа.

В свет песня вышла только со второй матрицы, так как первая матрица пострадала от слёз работницы завода, которая не смогла сдержать чувств при прослушивании песни в исполнении Ивана Козловского.

Ещё одним музыкальным шедевром стала «Баллада о солдате». Это была песня к кинофильму «В трудный час». Музыку написал композитор В.П.Соловьёв-Седой на слова Михаила Матусовского.

Давайте прослушаем отрывок из песни и узнаем об истории её создания.

(Звучит фонограмма песни. Затем ученик рассказывает об истории появления этого произведения.)

Эта песня впервые прозвучала в кинофильме “В трудный час”, посвященном трагическим дням 1941 года. В фильме, сценарий которого написан известным кинодраматургом Е. Габриловичем, рассказывается о судьбах простых советских людей, героически оборонявших Москву. Музыку к фильму писал композитор В. П. Соловьев-Седой. Им же вместе с поэтом М. Л. Матусовским написана и песня, мелодия которой звучит уже в увертюре к картине, а затем проходит по всему фильму, пока, наконец, не обретает слова в финале, чтобы прозвучать гимном солдатскому подвигу.

Авторы назвали песню «Баллада о солдате». Однако, как неоднократно подчеркивал сам Василий Павлович, песня эта - совсем не баллада. Когда он ознакомился со сценарием и просмотрел уже отснятый материал, то понял, что музыка к фильму требует песни эпического склада. Ему хотелось, чтобы в ней как бы прозвучали мерные шаги солдата - шаги истории: испокон веков, когда было необходимо. вставали на защиту родимой земли ее бесстрашные воины - и солдат Суворова, и солдат Кутузова, и чапаевец, и рядовой Александр Матросов, закрывший грудью амбразуру вражеского дзота, и Алеша Скворцов из вышедшего на экраны страны двумя годами раньше фильма Григория Чухрая, название которого вовсе не случайно совпадает с названием песни. Она писалась под впечатлением и этой всемирно известной картины.

«Это - первая и единственная моя с Соловьевым-Седым песня, написанная на готовую музыку, - прокомментировал воспоминания своего друга и соавтора по многим замечательным, всенародно известным песням Михаил Львович Матусовский. - Я страшно не люблю и боюсь подтекстовок. А тут не устоял - такое впечатление произвела на меня музыка будущей песни, выразительная, взволновавшая меня до глубины души. Каждая музыкальная фраза уже сама по себе подсказывала, заставляла находить соответствующий ей глагол: шел, пел, бил. Это музыка продиктовала форму. И когда я «поймал» именно такое, адекватное ей решение, нам обоим стало понятно, что песня состоялась…»

VII . Заключительная часть вечера.

Слово учителя: В заключении нашего литературного вечера мы хотим вам предложить посмотреть видеоклип к песне «Вечный огонь» или «От героев былых времён» . Эту военно-патриотическую песню написали поэт Евгений Агранович и Композитор Рафаил Хозак к фильму «Офицеры».

«Вечный огонь» (или «От героев былых времён») - военно-патриотическая песня из кинофильма «Офицеры». Впервые для фильма песня была исполнена Владимиром Златоустовским в 1971 году. Песня более известна по первой строке «От героев былых времён…». Впоследствии песня исполнялась различными исполнителями: от Марка Бернеса до Сергея Шишкова. В 2008 году на песню был снят видео клип, в котором песню исполнил Сергей Безруков. Первый исполнитель песни - Владимир Златоустовский родился 24 мая 1939 года в Москве. Эту песню даже дети в школе слушают внимательно с начала до конца. У нее особый секрет - каждая строчка дает какой-то зрительный образ, как будто перед вами разворачивается настоящий документальный фильм. Поразительная песня - сдержанная суровая, по-хорошему «мужская».

(На экране идёт показ видеоклипа песни).

Слово учителя:

Наш вечер подошёл к концу. Хочется надеяться, что никто не остался равнодушным.

Скажите, ребята, какие чувства вызвал этот необычный урок? Что нового и полезного вы для себя узнали? Какие выводы можно сделать в итоге?

С каждым днём остаётся всё меньше ветеранов Великой Отечественной войны. И настанет время, когда некому будет рассказать о тех великих годах, той Великой войне и той Великой победе. Но с нами всегда будут книги, стихи, песни, кинофильмы, которые помогут сохранить в наших сердцах и сердцах наших потомков

память о цене великой победы великого народа.

Прошла война, прошла беда.

Но боль взывает к людям.

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем!

Все присутствующие встают, чтобы почтить память погибших в Великой Отечественной войне.

Сценарий литературно - музыкального вечера

«Солдатам всех войн посвящается»,

посвященного Дню защитника Отечества

Гришковец Е.А.

Заместитель директора по УВР ГБОУ СОШ №25

Ведуший1.
Февраль - самый суровый месяц года! Может быть, именно поэтому самый большой и суровый мужской праздник появился в феврале
Ведущий 2
Если Вы считаете, что 23 февраля – это праздник военнослужащих, то Вы глубоко ошибаетесь! 23 февраля – это День Защитника Отечества.
Ведуший1
И каждый мужчина, будь он морским офицером или программистом, бизнесменом или милиционером, ученым или учителем - Защитник.
Ведущий 2
23 февраля – это День Защитника своего отечества, своей семьи, чести своего трудового коллектива. 23 февраля – это День настоящего мужчины. Нас ежедневно и ежечасно окружают настоящие мужчины - мужчины, которых мы любим, с которыми мы дружим, которые помогают нам решать производственные и бытовые проблемы. Так что самые искренние поздравления в 23 февраля.

Выступление учеников

Есть званье общее - солдат.
И генерал, и рядовой
Его торжественно хранят,
Они всегда готовы в бой.
Навек впечатаны в гранит
Героев имена.
Кто в бой готов - тот мир хранит.
Нам не нужна война!

Не отрекись от чувства меры,
Не рвись ушедшему вдогон,
Не оскверни свой символ веры
В иные дни иных времен.
И, сохраняя честь мундира,
Жизнь, направляя в берега,
Не сотвори себе кумира,
Не наживи себе врага!

Нет, не для званий и наград
В бою героем был солдат.
Он защищал свою страну,
Детишек, маму и жену,
Весеннюю сквозную сень
Берез и лип родных…
Мы поздравляем в этот день
Защитников своих!

Клип «Лучшая песня о войне» (Война идет, воюет взвод )

Вместе с весенним солнцем вновь приходит праздник с сединою на висках – День Великой Победы! А в морозном феврале 1943 года началось освобождение нашей Луганской земли от немецко - фашистских захватчиков

Ведущий 2

Никакие перемены в нашей бурной жизни не смогут изменить наше отношение к этому событию. У нас, потомков победителей, осталось то, чем живем мы и будут жить многие и многие поколения – благодарная память.

Именно она заставляет звучать в наших душах волнующую ноту. Мы смотрим на солдат той войны, с особым чувством, с самой искренней признательностью и благодарностью.

Ведущий 2

В их орденах и медалях – воинский подвиг, который вы называли просто выполнением долга.

Поэзия Великой Отечественной войны. Рокот боевых труб, пламенное слово командира, раскатистая боевая песня. а иногда задушевный разговор у солдатского костра - всё это отчётливо слышится в произведениях поэтов военной поры. Такой, пламенной патриоткой, не мыслящей себя без своей Родины, без России, была поэтесса Анна Ахматова. В морозном и голодном феврале 1942 года она написала стихотворение "Мужество":

Чтец 1:
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.

Ведущий 2

Война родила многих поэтов - одни из них погибли в боях, другие вернулись живыми, но недолго прожили, потому что ранения сократили им жизнь, но есть те, кто живет до сих пор- их осталось мало. Особенно мало осталось тех, кто пережил страшную блокаду Ленинграда (ныне Санкт- Петербурга). Они наша гордость, они пример для подражания, именно им посвящено стихотворение Анны Ахматовой "А вы, мои друзья последнего призыва…"

Чтец 2:
А вы, мои друзья последнего призыва!
Чтоб вас оплакивать, мне жизнь сохранена.
Над вашей памятью не стыть плакучей ивой,
А крикнуть на весь мир все ваши имена!
Да что там имена!
Ведь все равно - вы с нами!.
Все на колени, все!
Багряный хлынул свет!
И ленинградцы вновь идут сквозь дым рядами
Живые с мертвыми: для славы мертвых нет.

Во время войны стала явственной связь с землей, со своей землей, где ты родился, с историей России, с предками. Поэтому у фронтовых поэтов так много стихов, пронизанных любовью к Родине, лирических, задушевных, впоследствии ставших песнями. Одно из них - "Летят перелетные птицы" Михаила Исаковского.

Клип «Летят перелетные птицы»

Ведущий 2

У каждого солдата была заветная тетрадка - там были переписаны стихи. В то страшное время взволновать человека стихотворным словом было не сложно, так натянуты были нервы, так обострено было чувство жизни, так сильна была тоска по близким, по их любви…

Клип «В землянке»

Чувства, усиленные близостью смерти, находили выход в стихотворных строках. Это было чувство любви, любви к родному дому, к детям, к любимой женщине. Это было чувство надежды, надежды на то, что тебя любят, помнят и ждут…

Чтец 3:

Это стихотворение написал Константин Симонов в 1941 году:

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди.
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: -Повезло.-
Не понять не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

Чтец 4:

Иосиф Уткин в далеком сорок втором году сочинил эти строки:
ТЫ ПИШЕШЬ ПИСЬМО МНЕ
На улице полночь.
Свеча догорает.
Высокие звезды видны.
Ты пишешь письмо мне, моя дорогая,
В пылающий адрес войны.
Как долго ты пишешь его, дорогая,
Окончишь и примешься вновь.
Зато я уверен: к переднему краю
Прорвется такая любовь!
...Давно мы из дома. Огни наших комнат
За дымом войны не видны.
Но -тот, кого любят,
Но тот, кого Помнят,
Как дома и в дыме войны!
Теплее на фронте от ласковых писем.
Читая, за каждой строкой Любимую видишь
И Родину слышишь,
Как голос за тонкой стеной...
Мы скоро вернемся. Я знаю. Я верю.
И время такое придет:
Останутся грусть и разлука за дверью,
А в дом только радость войдет.
И как-нибудь вечером вместе с тобою,
К плечу прижимаясь плечом,
Мы сядем и письма, как летопись боя,
Как хронику чувств, перечтем...

Ведущий 2

А каким чистым и сильным было чувство благодарности к тем, кто облегчал страдания раненых бойцов, кто выносил их с поля боя, кто спасал им жизнь, часто жертвуя собой, к этим молоденьким медсестрам - девчонкам!

Чтец 5:
Иосиф Уткин:"Сестра"

Когда, упав на поле боя -
И не в стихах, а наяву,-
Я вдруг увидел над собою
Живого взгляда синеву,
Когда склонилась надо мною
Страданья моего сестра,-
Боль сразу стала не такою:

Не так сильна, не так остра.
Меня как будто оросили
Живой и мертвою водой,
Как будто надо мной Россия
Склонилась русой головой!..

Но самым сильным чувством была надежда остаться в живых, вернуться домой, увидеть и обнять близких людей.

Чтец 6:
ЛЕОНИД МАРТЫНОВ "НАРОД-ПОБЕДИТЕЛЬ"
Возвращались солдаты с войны.
По железным дорогам страны
День и ночь поезда их везли.
Гимнастерки их были в пыли
И от пота еще солоны
В эти дни бесконечной весны.
Возвращались солдаты с войны,
И прошли по Москве точно сны,-
Были жарки они и хмельны,
Были парки цветами полны.
В зоопарке трубили слоны,-
Возвращались солдаты с войны!
Возвращались с войны старики
И совсем молодые отцы-
Москвичи, ленинградцы, донцы...
Возвращались сибиряки!
Возвращались сибиряки -
И охотники, и рыбаки,
И водители сложных машин,
И властители мирных долин,-
Возвращался народ-исполин...
Возвращался?
Нет!
Шел он вперед,
Шел вперед
Победитель-народ!

Ведуший1

Закончилась Великая Отечественная война. Все меньше и меньше остается среди нас ветеранов, но мы всегда будем помнить их подвиги, которые они совершили ради нас, ради мира, ради жизни на земле!

Клип «Где же вы теперь, друзья - однополчане»

Ведущий 2

Но и в наше время война не закончилась. И на нашей земле и в горячих точках продолжают умирать российские солдаты и офицеры. Они защищают нас с вами. Они исполняют свой долг.

Клип Олега Газманова "Господа-офицеры":

Ведуший1

Прошло уже много лет со времен той страшной войны в Афганистане. До сих пор нет единой точки зрения политиков и историков о значимости той войны, о роли русских солдат и войск. Тем не менее, не зависимо от разных взглядов и споров, погибли люди. Много людей

Ведуший 2

Тогда, до декабря 1979 года все было как всегда. Наши мальчишки учились, работали, бегали на дискотеки, влюблялись. И вдруг… Эта страшная, чудовищная, чужая война… Афганская война.

Чтец 7:

Время выбрало нас,

Закружило в афганской метели,

Нас позвали друзья в грозный час,

Мы особую форму надели.

И в огне горных трудных дорог

Своей кровью кропили походы,

Не заметили в вихре тревог,

Как минуты прессуются в годы.

Эти качества не напоказ.

У Отчизны героев не счесть.

Время выбрало нас!

По страницам времен

Под победные марши шагали.

Много славных российских имен

На гранитную вечность вписали.

И когда было тяжко подчас,

Силы таяли в грохоте боя,

Нас бросала на доты не раз

Непреклонная дерзость героев.

Верность, доблесть, отвага и честь –

Эти качества не напоказ.

У Отчизны героев не счесть.

Время выбрало нас.

Клип «Кукушка»

Эта война длилась 9 лет 1 месяц и 19 дней. Через Афганистан прошло более полумиллиона воинов.

Ведущий 2

Война – какое страшное слово. Сколько беды и слез приносит она вновь и вновь. Еще одна война, которая не пожалела души молодых ребят.

Ведущий 1: Афганистан – государство на юго-западе Азии. Дипломатические отношения Афганистана с Советской Россией установлены в 1919 году.

Ведущий 2: 27 апреля 1978 года в Афганистане произошла революция, которая привела к братоубийственной войне. В стране появились партийные активисты, которые запретили совершать утренние молитвы, правоверные не послушались, тогда активисты стали осквернять святые места. И это все в той стране, в которой афганское духовенство имело весьма прочные позиции в народных массах. Его влияние огромно и сейчас. Не случайно, что именно крупное духовенство стало ядром будущей вооруженной оппозиции. В знак протеста мужчины ушли в горы, промышляя грабежами, но чем дальше, тем больше потянулись кровавые следы. Так была развязана гражданская война в Афганистане. Наша страна откликнулась на просьбу правительства Афганистана – в эту страну, измученную кровопролитием, был направлен ограниченный состав Советских войск.

И как же мне не вспоминать

Друзей моих погибших лица

Да, это страшно – умирать,

Когда так надо возвратиться.

И ты ушел, приказ ведь дан

Ты верен долгу и присяге

И целиком Афганистан

Застыл в твоем последнем шаге

Посмотрите, ребята, посмотрите, девчата!

Память лица поставила в ряд

Это парни, которым будет вечно по двадцать

Это те, кто прославил десант.

Учитель: 20 столетие часто называют бурным, жестоким, таким оно стало и для нашей истории. Война, так или иначе, задела каждое поколение – кто-то сражался с оружием в руках, кто-то провожал близких на войну, кто-то оплакивал погибших.

Отсчет мирным вёснам мы ведем с 9 мая 1945 года. Семидесятая мирная весна… Много это или мало?

Чтец: Горит звезда над городом Кабулом.

Горит звезда прощальная моя.

Как я хотел, чтоб Родина вздохнула,

Когда на снег упал в атаке я…

И я лежу, смотрю, как остывает

Над минаретом синяя звезда.

Кого-то помнят или забывают

А нас и знать не будут никогда…

Горит звезда декабрьская, чужая,

А под звездой дымится кровью снег.

И я слезой последней провожаю,

Все, с чем впервые расстаюсь навек.

(В.Верстаков «Горит звезда»)

Ведущий 2: Много горя, бед и страданий принесли нашему народу эти девять лет и пятьдесят один день жестоких сражений в чужом краю. Но и там, в далеком Афганистане, советские воины проявили лучшие человеческие качества: мужество, стойкость, благородство. В неимоверно трудных условиях боевой жизни, вдали от дома, ежечасно подвергаясь опасности, и подчас смертельной, они сохранили верность военной присяге, воинскому и человеческому долгу.

Клип пришел приказ

Стихов написано про горы

Число такое, что не счесть,

Но только эти горы – горе

Хотя и в горе что-то есть.

Вокруг такая тишина,

Что слышен дальний лай шакала,

У нас же снова ночь без сна,

И ждем короткого привала

Мы в горы делаем бросок,

В желудке пусто, в фляге пусто,

А на зубах скрипит песок,

Как будто ем я что-то с хрустом.

Песок скрипит, тропы не видно,

И каждый шаг – нелегкий шаг.

И вдруг становится обидно,

Что ускользает снова враг.

Вокруг такая тишина,

Что слышен шепот за три метра,

Да, эта странная война

Нас опалила знойным ветром.

Не верю этой тишине,

Горам безмолвно я кричу:

«Вы что-то гасите во мне,

Как догоревшую свечу»

Но зубы сжав и автомат,

От пота вытерев лицо,

Шепчу себе, что путь назад

Свободен лишь для подлецов.

И я иду в безмолвье ада,

Раз надо Родине,

Мне надо!

(Н.Кирженко «Стихов написано про горы!»)

Ведущий 1: Всего за период с 25 декабря 1979 года по 15 февраля 1989 года в войсках, находившихся на территории ДРА, прошли военную службу 620 тысяч военнослужащих, из них в соединениях и частях Советской Армии – 525,2 тысячи человек, в пограничных и других подразделениях КГБ СССР – 90 тысяч человек, в отдельных формированиях внутренних войск и милиции МВД СССР – 5 тысяч человек. Кроме того, на должностях гражданского персонала в советских войсках за этот период находилась 21 тысяча человек.

Ведущий 2: Общие людские потери Советских Вооруженных Сил составили 15 тысяч 51 человек.

Ведущий 1: За весь период войны в Афганистане пропали без вести и оказались в плену 417 военнослужащих, из которых в ходе войны и в послевоенное время были освобождены и вернулись на Родину 130 человек.

Учитель: 15 февраля 1989 года для многих стал днем, когда кончился счёт потерям наших солдат, служащих. Тяжелый, печальный итог. Много матерей и отцов не дождались своих сыновей, и не услышали «Я вернулся, мама…»

Ведущий 1: Саднящая рана – Афганистан. А потом была Чечня. Первая Чеченская, вторая чеченская... Современная СИРИЯ, война с ИГИЛ, война на Донбассе. Для тех, кто потерял близких, для тех, чья юность оказалась опаленной войной и жарким солнцем. Война давно закончилась, но боль утрат – это живая боль, она на всю оставшуюся жизнь. Смерть близкого, порой единственного человека – это такое страшное потрясение, такой удар, от которого не всем суждено оправиться. И с гибелью девятнадцатилетних прервалась не одна славянская фамилия…

Клип Игрушки

Учитель: Это люди, которые воевали и погибли в то время, когда всем остальным светило мирное солнце. Но пока о них помнят родные, друзья и просто знакомые, они живы.

Ведущий 2: Верные присяге, убежденные в том, что защищают интересы Родины, они лишь выполняли воинский долг. И наша святая обязанность – хранить память о них, как о верных сынах Отечества.

Письмо бараку обаме клип

Учитель: Время справедливый судья, искусный лекарь. Чем дольше уходит от нас то или иное событие, тем взвешеннее и объективнее должны быть его оценки.

Эти ребята не виноваты в том, что попали в точки горячие. Солдат войны не выбирает и не начинает. Но всегда расплачивается самым дорогим, что у него есть, - жизнью за чужие ошибки. Чтобы сегодня не говорилось обо всех войнах те, кто воевал, понимали одно: они воюют за свою страну, выполняют приказ своей Родины.

Молитва матери.
Боже наш, всеблагий Отче,
Об одном прошу в молитвах
Не забудь, поставь пред очи
Деток малых, беззащитных...
Упаси от искушенья,
Дай найти свою дорогу
За чужие прегрешенья Не карай их слишком строго.
От людей жестоких, грубых
Защити их, боже правый
Их доверчивые губы
Не сожги людской отравой.
Пусть не хищники, не слизни
Не пройдут в их мир сердечный...
То, что не смогла при жизни
Сделай боже бесконечный!

Клип зажгите свечи

1 вед. Защитник отечества – мир и любовь.
И в детях твоих продолжение вновь!
Уверенность в будущем, смелость мечты,
Родная природа, улыбки, цветы!

2 вед. Всё это заслуга, достойных мужчин,
Солдат, береги себя, ты не один!
С тобою – Отчизна твоя и семья,
Военная служба, твой долг и друзья!

вед. Уходят молодые ребята на защиту нашей Родины и сегодня. И как бы трудно ни было сейчас, надо знать одно - это твоя Родина.

2 вед. Родина... Это место, где ты родился. Там, где ты сделал первые шаги. Это и твой дом, это и твоя улица, твое село, город, страна.

1 вед. У каждого есть своя малая Родина, а вместе - это наша земля. Ее называли могучей державой. И то, чтобы это звание оставалось вечным, зависит от вас. Кто же они, молодые солдаты?

1 вед. Когда солдат дает присягу
Хранить Отечество свое-
Так это значит, что ни шагу
Он не отступит от нее.

2 вед. Две матери солдата любят:
Мать – Родина и просто мать.
Солдат, приняв присягу, будет
Свою Отчизну охранять.

1 вед. Он будет преданно и свято
Беречь родные рубежи,
Чтобы в надежде на солдата
Цвели колосья мирной ржи

2 вед . Что бы смотрелся тихий месяц
В свои речные зеркала,
Чтобы румянец у ровесниц
Опять война не забрала.

1 вед. Вчера- рабочие. Еще – ученики,
Казалось вам, что в жизни, все – по силам!
Сменился статус. Вы – призывники!
Вы призваны стоять за честь России!

2 вед . Свою страну, Донбасс и город свой
Вы защишать должны. И дом, и маму
При случае, прикрыть их всех собой
Обязаны от всевозможных хамов!

1 вед. Пусть, кто то к теплому углу привык,
Но служба хоть сложна, но интересна
И только тот считается –мужик!
Кто долг свой Родине отдал-
С умом и честно!

2 вед. Желаем вам – успехов и побед
И воинского счастья.
Это значит, что б защищая Родину от бед,
Во всех делах, вас всех ждала удача!

1 вед . Образ защитника Отечества, всегда был уважаем в народе. Быть защитником особенно почётно – хранить неприкосновенность рубежей своей страны, защищать её мир и покой, счастье её граждан – это высокая честь.

2 вед. Служба в армии – это пора возмужания, зрелости, пора особой патриотической ответственности. Это пора осознания важности государственной задачи, которая тебе поручена. Доброй вам службы, дорогие защитники Отечества, верных друзей, и пусть хранит вас судьба