Что значит милости хочу а не жертвы. Пойдите- научитесь- что значит: милости хочу- а не жертвы. Подаёте ли вы милостыню

Матфей был сборщиком податей. Из-за этого его занятия люди не любили его, он считался всем известным грешником, врагом на службе у Римской империи. Фарисеи недоумевали: почему Иисус делит трапезу с грешником? Не лучше ли держаться подальше от подобных людей? В ответ на этот вопрос Иисус объяснил, что Он желает встречаться именно с грешниками, как врач - с больными. В заключение Он посоветовал фарисеям внимательно почитать Священное Писание, чтобы понять, что" означают слова Божии, приведённые в книге Пророка Осии: "Милости хочу, а не жертвы" (См. Ос 6, 5).

Почему Бог хочет от нас милосердия? Потому что Ему угодно, чтобы мы походили на Него, как дети на своих отца и мать. Иисус на протяжении всего Евангелия говорит нам о любви Бога Отца к добрым и злым, к праведникам и грешникам: Бог любит каждого человека, не выделяя и не исключая никого. Если Он и отдаёт кому-нибудь предпочтение, то это люди, которые, казалось бы, меньше других заслуживают любви - как в притче о блудном сыне.

"Будьте милосерды, - сказал Иисус, - как и Отец ваш милосерд" (Лк 6, 36). В этом - совершенство (см. Мф 5, 48).

Иисус и сегодня призывает каждого из нас: "Пойдите, научитесь..." Но куда пойти? Кто научит нас понимать, что" значит быть милосердными? Это может сделать только Он, Иисус Христос, Который искал заблудших овец, простил тех, кто предал и распял Его, и умер ради нашего спасения. Для того, чтобы научиться быть милосердными, как Отец Небесный, и совершенными, как Он, нужно смотреть на Иисуса, ибо Иисус есть полное откровение о любви Бога Отца. Он сказал: "Видевший Меня видел Отца" (Ин 14, 9).

"Пойдите, научитесь, что значит: "Милости хочу, а не жертвы"".

Почему милосердие, а не жертва? Потому что любовь - это абсолютная величина, придающая смысл всему остальному, в том числе и религиозному культу, и жертве. Действительно, наиболее угодная Богу жертва - деятельная любовь к ближнему, которая находит своё самое высокое выражение в милосердии .

Милосердие помогает нам всё время видеть новыми глазами людей, с которыми мы вместе живём, учимся или работаем, не помнить об их недостатках и ошибках; не судить, но прощать нанесённые нам обиды. Более того, забывать о них.

Наша жертва состоит скорее не в долгих ночных бдениях и строгих постах, не в том, чтобы спать на земле, но в стремлении принимать в своё сердце всякого ближнего, оказавшегося рядом, будь он хорош или плох.

Так поступил один человек, работавший в приёмном отделении больницы. Его деревню полностью сожгли "враги". Однажды утром в приёмный покой обратился мужчина, который привёз больного родственника. В последнем дежурный сразу узнал по акценту одного из "врагов". Тот боялся, что его не будут лечить, и не хотел называть своего настоящего имени. Сотрудник больницы, преодолев давно таившуюся в сердце ненависть, не стал требовать у него документов и оказал ему необходимую помощь.

В последующие дни он несколько раз находил способ помочь этому больному. В день выписки "враг", расплатившись в кассе, сказал ему:

Я должен тебе кое в чём признаться.

Не нужно. Я с первого дня знаю, кто ты.

Зачем же ты помогал мне, если я твой "враг"?

Так и у нас милосердие рождается благодаря любви, умению жертвовать собой ради любого человека по примеру Иисуса, отдавшего Свою жизнь за всех людей.

Таким образом, если Иисус был уже в первую субботу после второго дня пасхи вне Иерусалима, значит, Он пробыл этот раз в Иерусалиме весьма недолго.

Обвинение Фарисеями учеников Иисуса в нарушении закона о субботе (срывании колосьев)

Примечательно, что фарисеи почти везде и всегда следовали за Иисусом, следя за каждым Его шагом и придираясь ко всякому нарушению их обычаев и преданий. Следовали они за Иисусом и теперь, и когда увидели, что проголодавшиеся ученики Иисуса срывали колосья, растирали их руками и ели зерна, то тотчас же заметили Иисусу: «Смотри, что Твои ученики делают в субботу» .

По Евангелию Луки, некоторые из фарисеев сказали не Иисусу, а ученикам Его: зачем вы делаете то, чего не должно делать в субботы? (). По Евангелиям же Матфея и Марка, с таким упреком фарисеи обратились к Иисусу. В этом нет никакого противоречия: надзор фарисеев (если можно так выразиться) за всем, что совершали Иисус и Его ученики, был настолько силен, а озлобление против Иисуса так страстно, что удивительно было бы, если бы некоторые из сопровождавших Иисуса фарисеев не обратились с укором непосредственно к ученикам Иисуса, после или прежде обращения всех фарисеев с укором к Самому Иисусу. Два Евангелиста записали вопрос, обращенный к Иисусу, а третий – вопрос ученикам; поэтому повествования всех трех вполне достоверны.

Фарисеи обвиняли учеников Иисуса только в нарушении субботы, так как они прекрасно знали, что после второго дня пасхи дозволялось есть хлеб и зерна нового урожая ; знали они также, что вообще дозволялось срывать колосья с чужой жатвы руками, но только не серпом ().

Объяснение Иисуса по этому поводу и ссылка его на случай с Давидом

Фарисеи упрекнули Иисуса в нарушении субботнего покоя. Иисус же объясняет им, что они, строгие ревнители Писания, обнаруживают полное непонимание его. »Неужели вы не читали никогда, что сделал Давид , когда, будучи голоден, вошел в храм и ел хлебы предложения, которых никто, кроме священников, не должен был есть?»

Хлебами предложения назывались двенадцать хлебов, которые клались каждую субботу на особом столе, сначала в скинии, а после в храме, пред Господом от сынов Израилевых (); эти хлебы как бы предлагались Тому, перед Кем были положены, и потому получили название хлебов предложения. Каждую субботу их сменяли новыми хлебами, а снятые должны были есть священники на том святом месте , где они были положены ().

В Первой книге Царств, в главе 21, сказано, что Давид, гонимый Саулом, пришел в Номву (где тогда была скиния) к священнику Ахимелеху и просил у него хлеба для утоления мучившего его и спутников его голода. У священника не было простого хлеба, и потому он дал Давиду хлебы предложения.

Передавая слова Иисуса, Евангелист Марк называет Авиафаром того первосвященника, при котором Давид ел хлебы предложения, тогда как в книге Царств он называется Ахимелехом. Эту неточность Евангелиста в передаче слов Иисуса объясняют тем, что Авиафар был сыном и преемником первосвященника Ахимелеха, а также другом Давида; при жизни еще своего отца Авиафар помогал ему в исполнении обязанностей первосвященника, а по смерти его был так долго первосвященником при царе Давиде, что при имени царя Давида невольно вспоминалось имя Авиафара, как современного ему первосвященника. Во всяком случае, исторически верно то, что Давид вошел в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы предложения ().

Если мучения голода, которые испытывал Давид, заставили первосвященника нарушить закон о хлебах предложения, – если, таким образом, помощь ближнему в нужде выше соблюдения буквы закона, как милость выше жертвы, – то и ученики Иисуса, утоляя свой голод зернами из срываемых колосьев, могли нарушить закон субботнего ничегонеделания в том его виде, как понимали фарисеи. А что фарисеи неправильно понимали этот закон, – что в нем вовсе не содержится безусловного воспрещения что-либо делать, это Иисус разъяснил указанием на священников, которые в храме по субботам совершают священнодействия и жертвоприношения, убивают жертвенных животных, снимают с них кожу, приготовляют их для принесения в жертву и сжигают, однако невиновны () в нарушении субботнего покоя? Если служители храма невиновны в том, что нарушают покой субботнего дня, то тем более невиновны служители Того, Кто больше храма ().

У фарисеев нет милосердной, сострадательной любви к ближним, какой требует Бог; все их внимание направлено на одни только жертвы, священнодействия и установленные преданием обычаи. Если бы они понимали, что сострадательная любовь к голодному выше всех преданий, обычаев и жертв, то они не осудили бы голодных, срывающих колосья в субботу. Поэтому, Иисус и говорит им: если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных ().

Недавно еще, после посещения мытаря Матфея, Иисус объяснял фарисеям, что значит: милости хочу, а не жертвы (см. с. 241). Быть может, и теперь между фарисеями были некоторые из тех, которым Иисус сказал тогда: пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? (). Они, как видно, не научились понимать смысл этого изречения. Поэтому Иисус и говорит им теперь: «Если бы вы знали, если бы вы понимали, что Богу не нужны ваши жертвы, посты и омовения, а нужна любовь к ближним, милосердие к ним и добрые дела, то вы не осудили бы Моих учеников; но вы не понимаете даже того, что не человек создан для соблюдения субботы, а суббота дана, установлена для человека».

Объяснение значения субботы

Фарисеи перестали понимать, что суббота дана человеку для достижения высших нравственных целей, для успокоения от трудов, забот и треволнений житейских, – для того, чтобы хотя раз в неделю он мог отвлечься от суеты мирской, вспомнить все совершенное им в истекшие дни, осудить себя за дурные дела и за отсутствие или малое количество хороших, каяться и молиться, и проявлять свою любовь к ближним на деле, творя добрые дела. Они забыли, что человек вообще выше субботы, и что нельзя приносить в жертву букве закона то, что составляет цель и назначение человека.

Но в данном случае перед ними стоял Тот, Который властен и отменить ветхозаветную субботу, Который есть господин и субботы ().

Исцеление Иисусом в субботу сухорукого

И, отойдя оттуда, вошел Он в синагогу их (). Так говорит Евангелист Матфей; Евангелист Марк говорит: И пришел опять в синагогу (); в Евангелии же Луки сказано: Случилось же и в другую субботу войти Ему в синагогу и учить (). Таким образом, нельзя с точностью определить, в какую субботу Иисус исцелил сухорукого: в ту ли самую, в какую ученики Его срывали колосья, или в другую. Из Евангелия Луки видно, что это было в другую субботу, а из Евангелия Матфея можно заключить, что в ту же самую субботу. Евангелисты вообще не придавали особого значения точному обозначению времени, в какое совершались описываемые ими события. Из того же обстоятельства, что Лука писал свое Евангелие после Матфея и Марка, имея, конечно, под руками их Евангелия, можно заключить, что Лука употребил выражение – в другую субботу – для того, чтобы пояснить неопределенное выражение Евангелиста Матфея – и отойдя оттуда . С другой стороны, последовательность рассказа выигрывает, если признать, что Иисус прямо с поля пришел в синагогу, в сопровождении тех же книжников и фарисеев.

Иисус уже исцелил в субботу расслабленного, лежавшего около купальни, и имел по этому поводу объяснение с книжниками и фарисеями. Поэтому, если теперь при виде сухорукого, ожидавшего исцеления, книжники и фарисеи спросили Иисуса: Можно ли исцелять в субботы ? () – то, очевидно, это были не те книжники и фарисеи, с которыми объяснялся Иисус в Иерусалиме. Книжников и фарисеев было много по всем местам, населенным евреями; поэтому мы видим, что куда бы ни пошел Христос, они всюду следуют за Ним, хотя далеко не всегда в том же составе. Явление Иоанна с призывом к покаянию, а затем и явление Иисуса Христа, должны были сплотить эту враждебную Христу партию евреев; они считали, что им всем угрожает одинаковая опасность потери влияния на народ, поэтому они везде действовали единодушно, как бы сговорившись. Везде и при всяком случае они хотели обличить Иисуса в несоблюдении закона, обычаев и преданий, а так как, по закону Моисея, подобный нарушитель подлежал смерти, то им и казалось возможным избавиться от своего Обличителя обычным для евреев путем.

Они сначала наблюдали – не исцелит ли Иисус сухорукого в субботу, но, по-видимому, прошло некоторое время ожидания; вероятно, в это время Иисус учил находившихся в синагоге; фарисеи не вытерпели и спросили Иисуса: можно ли исцелять в субботы ? Они не сомневались, что после такого вопроса Иисус обратит внимание на сухорукого и непременно исцелит его, то есть нарушит покой субботы, а этого только они и добивались.

Продолжение объяснения о значении субботы

Зная, с какой целью фарисеи предложили Ему этот вопрос, зная помышления их (), и желая объяснить им, что не грешно делать добрые дела в субботу, Иисус приказывает сухорукому стать посреди синагоги, чтобы все могли видеть его, и обезоруживает фарисеев вопросом: что должно делать в субботу? добро, или зло? спасти душу, или погубить? (Л к. 6, 9). Они молчали, не успев подыскать фарисейского ответа на вопрос.

Они молчали и тем как бы показывали, что не понимают вопроса. Тогда Христос выражает Свою мысль в самой понятной для них форме. Они не знают, можно ли спасти человека в субботу; так пусть же корыстолюбие их подскажет им, можно ли спасти в субботу погибающее животное, принадлежащее им? Поэтому Иисус и спрашивает, кто из них не вытащит в субботу свою овцу, попавшую в яму? Они молчат, но сознают, что такого между ними не найдется.

А если так, если овцу можно вытащить в субботу из ямы, то ведь человек же лучше овцы! Возможно ли не спасти его в субботу? Итак, вы понимаете, вы сознаете, что если добрые дела надо делать всегда, то, конечно, и в субботу можно делать добро.

Для того же, чтобы доказать им, что должно творить добро в субботу, Он тотчас же всенародно исцелил сухорукого одним словом Своим.

Казалось бы, и каменные сердца должны были расплавиться при таких словах и чудесах; но у фарисеев сердца были крепче камня. Они пришли в страшное негодование, которое Евангелист Лука называет бешенством. Да это и было бешенство их; такое состояние духа иначе нельзя назвать, как бешенством, потому что только бес, только злой дух мог поступать так, как они; то есть они могли поступать так только потому, что допустили злого духа овладеть их волей, их разумом.

Беснуясь, они вышли из синагоги и вступили в союз с иродианами, чтобы погубить Иисуса. Иродианами называли приверженцев Ирода Антипы. Фарисеи и иродиане ненавидели друг друга, и если соединились для преследования одной цели, то, конечно, лишь вследствие того, что фарисеи выставили Иисуса как опасного для власти Ирода проповедника.

Евангелист Марк говорит, что Иисус воззрел на них (то есть фарисеев и книжников) с гневом, скорбя об ожесточении сердец их... ().

Слова Евангелиста – с гневом – дают повод некоторым полагать, что Иисус разгневался на книжников и фарисеев. Но так ли это? В чем же выразился гнев Его? Евангелист говорит, что гнев Иисуса выразился лишь взглядом; но он же добавляет, что во взгляде этом видна была скорбь об ожесточении сердец фарисеев и книжников. А разве может быть гнев там, где скорбь? Чувства эти не уживаются вместе; они разного духа. Но как же объяснить в таком случае слова Евангелиста? Ведь мы же признаем и доказываем, что Евангелисты говорят правду? Нам кажется, что слова Евангелиста – воззрев на них с гневом – можно объяснить лишь тем впечатлением, какое произвело на учеников Иисуса выражение Его лица в то время. Мы имеем достоверные свидетельства о том, что Иисус всегда сохранял серьезное выражение лица, что Он никогда не смеялся, но часто плакал. При разговоре Иисуса с фарисеями и книжниками, ученики Его, конечно, пылали гневом против них; да и нельзя было обыкновенному человеку спокойно видеть их упорство. Вот почему они, сами гневно смотря на врагов своего Учителя и видя хотя скорбящее, но строгое лицо Иисуса, могли строгое выражение лица Его принять за гневное, думая по-человечески, что и Он не может не гневаться. Это – их впечатление, это – их предположение; но скорбь Иисуса и отсутствие каких-либо внешних проявлений Его гнева заставляют нас признать, что и в данном случае, как и всегда, Он был чужд этого осужденного Им чувства.

Из синагоги Иисус пошел к морю (Галилейскому); Его сопровождали ученики Его и множество народа, собравшегося не только из окрестных мест Галилеи, но и из Иудеи и Переи (находившейся на восток от Иордана), и даже из языческих стран: Тира, Сидона и Идумеи. В этой толпе было много больных; все они хотели исцелиться, все нетерпеливо спешили поближе подойти к Иисусу, обратить на себя Его внимание или просто хотя бы прикоснуться к Нему; многие из них бросались к ногам Его, теснили Его, и тем вынудили распорядиться, чтобы готова была лодка, в которую Он мог бы сесть, отплыть немного от берега и учить стоявший на берегу народ.

Пока подходил Иисус к морю, Он исцелил всех больных, находившихся в сопровождавшей Его толпе, и запретил им (то есть исцеленным) объявлять о Нем.

В этой кротости Иисуса, смирении Его и отсутствии в Нем тщеславия Евангелист Матфей видит подтверждение слов пророка Исайи, изображающего характер ожидаемого Мессии (): Се, Отрок Мой, Которого Я избрал...

И возвестит народам суд. Суд , в переводе с еврейского, означает правду; поэтому, выражение – возвестит народам суд – может означать: возвестит народам (всем народам, а не одним только евреям) правду, правду о Боге, о назначении людей и о вечной жизни их в Царстве Небесном, то есть возвестит ту правду, ту истину, которая теперь известна нам из Евангелия.

Слова пророка: трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит – Иоанн Златоуст объясняет так: удобно было Христу переломить их всех (то есть врагов Своих) как трость, притом уже надломленную; удобно было Ему воспламенившийся гнев иудеев погасить, как лен курящийся; но Он не захотел этого и тем доказал Свою величайшую кротость (Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от ).

Доколе не доставит суду победы . Таким смиренным и кротким образом действий. Он достигнет-таки того, что правда восторжествует, Он доставит правде победу, и на имя Его будут уповать все народы .

Шёл 2003 год, когда по благословению митрополита Владимира после 80-летнего перерыва под сводами больничного храма во имя св.прпмц.Евгении вновь зазвучали слова молитвы, послышался сокровенный шёпот исповедующихся и добрый, ласковый голос отца Валериана ЖИРЯКОВА - настоятеля храма, - произносящий разрешительную молитву. И хоть о встрече мы договорились заранее, мне пришлось подождать, потому что после вечерней службы батюшка внимательно выслушивал своих подопечных - старушек-блокадниц, - вникая во все их нужды и тревоги. А после исповеди, улыбаясь, размашисто крестил склонённую седую голову, отпуская грехи именем Иисуса Христа. Проводив до порога церкви последнюю исповедницу, о.Валериан предупредил: "Времени у меня немного. В девять часов я пойду по палатам исповедовать тех, у кого нет сил дойти до храма". Итак, милости просим в храм св.Евгении.

История этого храма и общины св.Евгении началась с милости. Это был конец XIX века. Разговорился как-то с нищенкой добрый человек и узнал, что она была сестрой милосердия на Русско-турецкой войне. Дрогнуло сердце этого человека, имя которого знает Господь... и в 1882 году в Санкт-Петербурге появился Комитет попечения о сёстрах Красного Креста. А впоследствии из этого комитета выросла известная по всей России своей благотворительной деятельностью и делами милосердия община святой Евгении. Но, как говорится, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Сначала, в 1883 году, было построено общежитие для 12 сестёр милосердия. Через три года при нём открылись двухгодичные подготовительные курсы сестёр милосердия, и лишь спустя ещё два года была открыта небольшая лечебница для приходящих больных. В 1887 году комитет взяла под своё покровительство внучка государя Николая I Евгения Ольденбургская. А 7 января 1893 года общежитие сестёр милосердия было переименовано в общину св.Евгении. Шло время, община разрасталась. Наконец встал вопрос о строительстве собственной больницы, которая и была построена на углу Старорусской и Новгородской улиц. В нижнем этаже разместилось убежище для престарелых сестёр милосердия им.Императора Александра III, на втором - церковь на 4000 человек во имя св.блг.князя Александра Невского и св.прпмц.Евгении и общежитие для сестёр общины.

Начались трудовые героические будни. Сёстры милосердия, окончившие двухлетний курс, работали в госпиталях, лазаретах кадетских корпусов, дежурили в частных домах и различных лечебницах Петербурга и провинции. Что здесь героического, спросите вы. А надобно сказать, что в 1893-1894 годах сёстры работали в Тульской, Тверской и Воронежской губерниях, где свирепствовала тифозная эпидемия... И это ещё не всё. В 1898-1899 годах сёстры общины были призваны оказывать помощь в губерниях, пострадавших от неурожая, - Самарской, Уфимской. Отряд сестёр был отправлен в Манчжурию. Также сёстры милосердия принимали участие в Русско-японской войне, а позже и в Первой мировой.

Но всё это было забыто после 1917 года. Новая власть пыталась изгладить из памяти народной само понятие христианского милосердия. И вот больница св.Евгении превратилась в "свердловку" - медучреждение для лечения высшего городского партактива. В период Великой Отечественной войны в больнице был устроен госпиталь для лечения офицеров Ленинградского и Волховского фронтов. А в 1990-х годах больница стала обычной горбольницей N 46...

Слава Богу, в наше время в больнице св.Евгении возрождаются добрые традиции. В созданном здесь по инициативе главврача О.Семёновой "Центре медицинской помощи жителям блокадного Ленинграда" проходят лечение тысячи людей, пережившие блокаду, много на своём веку перестрадавшие. В больнице ведётся научная работа: учёные изучают воздействие экстремальных факторов - холода, голода - на организм людей во время блокады и в отдалённом периоде, а также их влияние на последующие поколения.

В 2000 году больнице вернули святое наименование, а в главном корпусе устроится часовня св.Евгении. Кстати, символично, что первое освящение больничного храма состоялось в день памяти св.равноап.Нины 27 января 1900 года, в этот же день в 1944 году была снята блокада Ленинграда. Ныне в храме проходят молебны, совершаются Таинства исповеди, крещения, соборования. В 2000 году приход пополнился выпускниками Воскресной школы Александро-Невской лавры. С их приходом в больнице вновь работает Общество милосердия, сёстры и братья которого оказывают посильную помощь болящим.

Свт.Игнатий Брянчанинов писал: "На суде Христовом потребуется в оправдание милость как деятельное выражение любви, и заслуживает помилования одна милость как опытное доказательство любви. "Милости хочу, а не жертвы" (Мф.9.13), - возвестил грядущий страшный и нелицеприятный Судия. Милость доставит оправдание возлюбившим её, а отвергших - предаст осуждению. Всех делателей своих милость приведёт пред Христом и исходатайствует им у Христа помилование и вечное блаженство". Помните об этом и не скупитесь на дела милосердия.

Адрес: 193144 СПб, Старорусская ул., 3. Тел. 274-19-90

Пересказала Ирина НИКОЛАЕВА

Http://pravpiter.ru/pspb/n194/ta005.htm

В 90‑х годах прошлого века строилась железная дорога Козельск - Сухиничи. На постройку этой дороги и был назначен инженер Beйденгаммер. Он был, как сам о себе говорил, человек неверующий и развратный. Кутила. Был женат и имел дочь, но жене постоянно изменял. Среди постоянных мимолетных увлечений он встретил девушку, которую серьезно полюбил. Он приехал с ней, как с женой (это был т. н. гражданский брак. - Ред.), и поселился в Козельске на время постройки этой ветки железной дороги.

Жена его (он называл ее Даня) была человеком удивительной кротости и влияла на мужа своей светлой личностью. С ней он начал перерождаться. Скоро Даня стала духовной дочерью оптинского старца Иосифа. Когда она шла к старцу, муж сопровождал ее и терпеливо ожидал, сидя на скамейке недалеко от хибарки в скиту…

Иеромонах Иосиф (Литовкин) (1837-1911)

Скоро постройка дороги окончилась. Инженера командировали на другую стройку - Ростов-на-Дону. Уезжая, он сказал Данечке, чтобы она скорее управилась со своими домашними делами и ехала к нему. Оставшись пока в Козельске, она первым долгом отправилась к старцу, благословилась распродать свою мебель и подготовиться в дорогу. Потом исповедовалась у батюшки, причастилась, пособоровалась и отправилась в дорогу. Во время пути ей надо было сойти; она торопилась выйти и попала под поезд.

Дали знать Вейденгаммеру. Скорбь его была безгранична, он совершенно отчаивался, хотел застрелиться, но мысль: «Ведь Данечка не погребена, кто же будет ее хоронить?» - держала его. Он доехал и похоронил Данечку в Рудневе около церкви (это дача Шамординского монастыря): она особенно любила это место… Теперь он свободен и должен покончить с собой. Но появилась еще одна мысль: «Ведь Данечка так любила старца, пойду ему сообщу».

Рассказал он старцу о ее смерти и при этом признался, что теперь не может жить… Смиренный, кроткий старец необычно твердо сказал: «Ты должен поступить в монастырь в память Дани». «Как же я могу поступить, когда я неверующий развратник?»

«Ты должен это сделать в память Дани», - опять твердо сказал старец. «Я пьяница, курильщик». «Пей, кури, но так, чтобы никто не видел». Он долго и много охаивал себя, и на все это был один твердый старческий ответ: «Все равно, при всем этом ты должен поступить в монастырь!».

И вот он поступает в скит.

Он не мог, конечно, сразу стать настоящим монахом. Изредка только ходил в церковь. Допоздна трудился над планами, если были какие‑либо постройки в Оптиной или Шамордине. Ездил туда на постройки. И в окне его кельи далеко за полночь светился огонек…

А затем было получено известие о его смерти. Подробностей никто не знал, только стало известно, что под конец жизни он сделался истинным монахом.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Эта история, рассказанная монахиней Амвросией (Оберучевой), произошла с родственником жены известного писателя Ивана Сергеевича Шмелева. Она еще раз напоминает нам слова Спасителя: «Милости хочу, а не жертвы» (Мф. 9: 13) и дает надежду всем, чья жизнь не безупречна в нравственном смысле. Рассказ еще раз подтверждает истину о том, что всякого человека, будь он даже последним злодеем, если он откажется от греха и покается, Господь примет в Свои объятия, как любимого и долгожданного сына. В летописи Предтеченского скита Оптиной пустыни есть несколько записей о Вейденгаммере. В подтверждение сказанного две из них приведем здесь:

«1900. Ноября 13. Понедельник. Поступивший в скит 5 июня сего года послушник Виктор Алексеевич Вейденгаммер происходит из потомственных дворян Московской губернии Рузского уезда. Окончил курс наук в Императорском Московском техническом училище инженер-механиком. До поступления в скит служил старшим ревизором тяги на Средне-Азиатской железной дороге Закаспийской. От роду 57 лет.

1916. Апреля 17. <…> Сегодня вечером последовала внезапная кончина рясофорного монаха о. Виктора (Алексеевича Вейденгаммера), поступившего в скит в 1900 г. Покойный страдал приступами удушья давно, и с ним было уже несколько ударов. Видимо, один из таковых и прекратил его жизнь. О. Виктор приобщался Св. Христовых Таин на Страстной седмице и в Великие Светлые дни находился в высоком духовном настроении. Простота, искренность, доброта, прямодушие, чуждое лицемерия и лукавства, и отзывчивость на всякую скорбь ближнего приобрели ему общее уважение, и он пользовался ото всех любовию и расположением.

Талант, данный ему от Господа, особенно проявлялся в знании им инженерного, архитектурного и технического искусства; в том же деле трудился он неленостно в монастыре и скиту и своими познаниями приносил большую пользу обители. Трудолюбие и высокие его нравственные качества дают твердое основание надежде на блаженное воздаяние ему в вечности. В этом уповании утверждает и то обстоятельство, что почивший после того, как раздался зов Божий в катастрофе с его женою, раздавленною поездом на ж. д., не замедлил порвать с миром, несмотря на вся красная и благая его, предпочтя сим последним «единое на потребу».

Достойно примечания, что гроб с телом умершего, стоявший в храме до пятницы, в удовлетворение просьбы родных, желавших присутствовать на погребении,

не обнаружил никаких признаков тления. Могила покойного - рядом со свежею могилою иеромонаха о. Ираклия. Вечная им память».

Подготовила монахиня Евтропия (Бобровникова)

1. Подаёте ли вы милостыню?

2. А вы сами принимали благотворительную помощь? И что при этом чувствовали?

Откровенно говоря, меня удивило, что многие из тех, кому мы эти вопросы задали, буквально оскорбились: «Разве можно о таком спрашивать!? Разве правильно афишировать свои добрые дела!?» Как будто есть что афишировать! Можно подумать, перед нами были вторые матери Терезы, так активно они помогают людям и при этом предпочитают хранить гордое молчание.

Вот именно – гордое, потому что можно, конечно, умалчивать о своих благодеяниях, можно лупцевать народ (как это делают сектанты) цитатами из Священного Писания, только мы-то знаем, что буква и Дух не всегда совпадают. Правда? И милосердие бывает ложным, и смирение… Как часто за мнимыми добродетелями мы скрываем свою неспособность к подлинному действию!

Поэтому редакция благодарна всем, кто без ложной скромности, в простоте сердца искренне и честно ответил на вопросы, не боясь признаться в своих слабостях или быть обвинёнными в «нехристианском» поведении.

Светлана Есина, окончила Университет систем управления и радиоэлектроники, певчая Рождественского храма в п. Айхал. 1. Подаю, но не всем. Бывает, спешишь куда-то, ни о чём не думаешь, и вдруг перед тобой появляется женщина, которая еле заметно протягивает руку, неловко и смущённо. Как пройти мимо? Видно, что этого человека на улицу поставила крайняя нужда.

Люди, которые занимаются попрошайничеством как бизнесом, имеют наглую натуру, и как бы они ни старались показаться жалкими, у многих на физиономии написано: я просто работать не хочу. Такие в лицо прямо лезут, пытаясь вытрясти из тебя деньги, а если ты пройдёшь мимо и не дашь (хотя ещё надо умудриться это сделать), вдогонку пошлют тебе кучу проклятий.

Конечно, есть разные случаи, иногда подаёшь и не знаешь, правильно ли сделала, а вдруг пропьёт? Однажды выхожу из храма, и ко мне подходят трое детишек-цыганят. Я к цыганам недоверчиво отношусь, думаю, сейчас начнут клянчить… Собиралась уйти, но решила всё же спросить, чего они хотят. А ребятишки кушать попросили. Я купила им кое-что из еды, и они так жадно ели, были такими благодарными. Мне кажется, Бог подсказывает через сердце, кому и когда подать!

2. Я принимала помощь, и, наверное, у каждого человека бывало такое хоть раз. Ведь не обязательно стоять на улице с протянутой рукой, в жизни всякое случается! Я не нуждалась в еде или одежде. Но были ситуации, когда Бог посылал помощников в трудную минуту. Причём часто помогали те люди, от которых совсем и не ожидала. Это рождало ощущение огромной благодарности, особенно Богу. В такие моменты ясно чувствуется рука Господа, вспоминаются слова из Евангелия, что Бог знает нужду каждого человека и что Он пребудет с нами до скончания века.

Александр Кравец, преподаватель Якутского духовного училища.

1. Да, я подаю милостыню. Но, к сожалению, не так часто, как хотелось бы. Иногда просто прохожу мимо просящего человека, будто его нет. Видимо, во мне слишком мало любви и сострадания к людям.

С другой стороны, когда подаёшь, очень важно не возгордиться, не превозносить себя: вот, мол, я какой хороший – даже нищим и неимущим помогаю! Иначе пользы для нашей души не будет. Христос учил, как милостыню давать: «Пусть левая рука ваша не знает, что даёт правая». Вот настоящая христианская добродетель. Но как тяжело это воплотить в своей жизни!

2. Бывали случаи, когда мне приходилось принимать благотворительную помощь. При этом я испытывал двоякое чувство: с одной стороны, был благодарен людям, которые мне помогли, с другой – чувствовал неловкость. Неприятно ощущать себя нуждающимся. Я заметил, что большинству людей больше нравится быть покровителями или благодетелями, чем просящими.

Карина (София) Леонтьева, студентка 2-го курса Финансово-экономического института.

1. Даю ли я милостыню? Иногда. Помню, как однажды в детстве увидела у дверей магазина просящего, который чем-то был похож на моего дедушку, и тоже в очках. Мама дала ему немного денег. А я весь путь в автобусе проплакала, вспоминая его.

Если милостыню просит какая-нибудь бабушка или пожилой человек, стараюсь давать. Хотя некоторые священники говорят, что стоящим у ворот храма – не стоит. К тому же мы, студенты, не такой уж богатый народ.

2. В детстве я много раз получала благотворительную помощь – как от родственников, так и от верующих знакомых. Они и сейчас помогают. Мы с мамой всегда были всем очень благодарны.

И ещё, когда человек делает мне доброе дело, то хочется когда-нибудь тоже ему помочь. «Вот, – думаю, – закончу институт, стану большим человеком и буду делать им добрые дела».

Лариса Абзалетдинова, инженер Института космофизических исследований и аэрономии им. Ю.Г. Шафера Сибирского отделения Российской академии наук.

1. Да, подаю. Всем, кто просит, – и бомжам у «Туймаады», и нищим у церкви. Не всегда, правда: всё зависит от настроения и собственных средств, когда в кармане – не последние 10 рублей.

Подаю из жалости, наверное. Даже если человек явно собирает на бутылку. Пути Господни неисповедимы, кто знает… А вообще это вопрос спорный – каждому своё, но осуждать других я не берусь. Подавать или не подавать, просить или не просить – личное дело каждого.

2. Знакомые отдавали вещи сыну, когда он был маленький. Родители слали посылки из дома. В особо крупных размерах благотворительности не получала, а в мелких – было очень приятно, и я всегда воспринимала её с благодарностью.

Сардана Васильева, инженер Института космофизических исследований и аэрономии им. Ю.Г. Шафера Сибирского отделения Российской академии наук.

1. Да, я милостыню подаю, но в основном старикам. Жалко их, не от хорошей же жизни они вышли просить. Да ещё тем, кто собирает деньги для церкви. Молодым мужчинам обычно не подаю, только больным иногда, редко – бомжам. Зависит от того, есть ли у меня в кармане мелочь.

В «Детском мире» обычно опускаем деньги в ящик для детей из детских домов, дочке поручаю их туда класть – приучаю её помогать тем, кто нуждается. Вещи детские отдаём.

2. Незнакомые люди – нет, помогали только родственники – брат, сестра и друзья. Чувствовала только благодарность! Чувства стыда не было, ведь – родные. Может, если бы помощь предложил чужой человек, то взяла бы только при крайней нужде.

Сергей Вышкварок, инженер ОАО «Сахателеком».

1. Не подаю (наверное, это милостыней назвать невозможно) попрошайкам, бомжам пьяным, которые выпрашивают. А иногда бабушки просят, которым явно пенсии не хватает. Видно же человека. Таким, конечно, не могу не дать. Но и то не всегда, если честно.

Как-то был случай: прилично одетая женщина у магазина просила денег на дорогу, 10 рублей мало, с пересадкой, мол, еду. Захожу в соседний магазин, она и там на дорогу просит. А сама пиво купленное быстренько спрятала. «И что, – говорю, – далеко на пиве уедешь, много пересадок?» Ну как таким подавать?

2. Мне помогали. Не часто, по необходимости. Родители часто помогают деньгами и продуктами, с ребёнком сидят.

Ирина Шахматова, преподаватель Якутского духовного училища.

1. В буквальном смысле слова – нет. Мне кажется, что в добродетели милосердия должно иметь место творчество. Можно что-то подарить или отдать под предлогом того, что тебе это не нужно, но так, чтобы другой, кому ты даришь, нуждался в твоём подарке. Так поступать трудно, нужно иметь внимание к потребностям другого.

Это же касается духовной милостыни: выслушать и помочь. Чтобы действительно поддержать, посоветовать, нужно иметь внутреннее самоотречение. Тогда это – добродетель и труд ради Бога и ближнего.

2. Нет – опять-таки в буквальном смысле. В духовном плане – довольно часто ощущала при этом огромную благодарность дарителю и испытываю её до сих пор.

Саргылана Кобякова, преподаватель высшей математики Филиала Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения в г. Якутске.

1. Нет, не подаю. Иногда, бывает, видишь ребёнка, даёшь ему шоколадку, яблочко или ещё что-то, но никогда – деньги. У нас в городе, особенно возле магазина «Туймаада», много людей неприглядного вида, которые просят милостыню. Сразу напрашивается вопрос: на что им нужны деньги – на водку? Если бы я точно знала, что они купят хлеба или накормят ребёнка, тогда бы подала. А поить мужиков, которые не хотят работать, не в моих правилах.

Может, я прагматичный человек, но, когда подаёшь милостыню, думаешь: на что её потратят? Сейчас такая жизнь, что люди обращают внимание только на тех, кто рядом, и помогают тем, кого знают, кому сочувствуют. Если меня просят о помощи, конечно, не отказываю. Возможно, бывают случаи, когда я не замечаю, в силу своей невнимательности, что кому-то нужна моя помощь.

2. Мне помогали многие. Видимо, я счастливый человек, вокруг меня люди очень отзывчивые. Было так в моей жизни, что мы, как и многие молодые семьи, решали квартирный вопрос, и, наверное, не хватит страницы, чтобы перечислить всех, кто оказал нам тогда поддержку, не только материальную, но и психологическую. Я чувствовала благодарность.

Протоиерей Михаил ПАВЛОВ, клирик Никольского храма г. Якутска, руководитель отдела по взаимодействию с вооружёнными силами и правоохранительными учреждениями.

1. Подаю. В основном на опохмелье. У нас сейчас, к сожалению, такая милостыня. Тех, кто приходит от нужды, почти нет. В наш храм, например, идут бомжи, бывшие осуждённые, для которых у меня есть специальная кружка. И я распределяю эту милостыню на них, хотя знаю: большая её часть пойдёт не на то, на что надо. А что делать? Сказать человеку «Пошёл вон отсюда!» я не могу. Ещё раз повторю: от настоящей нужды люди приходят крайне редко. И чаще детей посылают. Но это нехорошо. Лучше самому подойти, если есть нечего. В продуктах мы никогда не откажем.

2. Приходилось, и не раз, помощь принимать. И всегда в такие минуты чувствовал, что Господь не оставляет меня и мою семью. Если бы не Бог, не верующие, мы жили бы гораздо хуже в материальном отношении. А так – Господь подаёт всё, что нам нужно, через людей.

Бывали такие моменты, когда мы собирались с семьёй в отпуск, на отдых, и не на что было купить билеты. Чтобы четверых детей вывезти, нужно больше ста тысяч на одну дорогу. И вот каждый год Господь посылает добрых людей, которые помогают нам. Это разве не милостыня? Чувствую, конечно, огромную благодарность. И всегда молюсь о наших благодетелях, поминаю их на литургии.

Но я же не только для себя помощь принимаю. Часто люди жертвуют на храм, на ремонт, на икону, на заключённых. Конечно, я передаю эти деньги настоятелю, и он их тратит по назначению. Эти целевые пожертвования грех принимать для себя. Перед праздником Пасхи я обращаюсь к постоянным нашим благодетелям, которые покупают яйца, чтобы дарить их заключённым, в воинские части.

Иногда просто дают деньги, чтобы купили то, что надо тем, кто отбывает срок. Недавно нам пожертвовали на колокольню. Больше 100 тыс. я собрал, купил колокола для храма, который построен в Табагинской колонии. Часть средств была заработана на продаже свечей, которые зеки отлили, а часть – пожертвования благотворителей.

Иерей Сергий Клинцов, настоятель Преображенского храма, руководитель миссионерского отдела Якутской епархии.

1. Было бы неестественным, если бы священник, который учит людей быть милостивыми, исполнять слова Христа: «Милости хочу, а не жертвы», сам бы не подавал. Не для хвастовства говорю – превозноситься-то особо нечем. Меня постоянно сопровождают вопросы: много или мало я жертвую, стоит ли давать деньги тому или иному человеку? А вдруг тебя обманывают?

Не знаю, как прихожане дают милостыню. Кроме тех случаев, когда они, выходя из храма, суют порой последние копейки так называемым «обездоленным» – тунеядцам и пьяницам, которые не хотят работать и стоят с протянутой рукой, зная, что на паперти они «заработают» гораздо больше, нежели с метлой в руке. Принимает ли Господь такое подаяние за милостыню? Не уверен.

Вокруг много людей, действительно нуждающихся в нашей милости, но они наверняка никогда не станут открыто попрошайничать… Они будут скромно ждать, когда кто-то из нас заметит их нужду и поможет. Бывает, правда, редко: к священнику обращаются с просьбами те, кто приходит в храм, потому что больше идти некуда. Естественно, выясняешь обстоятельства, по возможности помогаешь где-то из личных средств, где-то социальный отдел подключается.

Меня, как и многих, наверное, обличает Евангельское чтение о добром самарянине. Отвечая на вопрос законника о том, кто такой ближний, которого надо любить, Христос рассказал притчу: «Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же» (Лк. 10, 25-37).

И вот каждый раз, когда ты понимаешь, что сейчас служба окончится и нужно будет говорить проповедь, думаешь: «А я-то сам достаточно усердно помогаю ближнему?» Бывает, после этого в храме приходится слышать упрёки: «Ну, как же вы не даёте? Только что призывали к милости…» Но где грань – давать или не давать? Не знаю… Человек скромный никогда такого не скажет, а наглость стоит ли поощрять? Пытаешься думать о главном: Господь видит, с каким сердцем ты жертвуешь – либо для того, чтобы от тебя отстали, либо для того, чтобы человеку хоть как-то помочь.

2. Иногда лично мне помощь бывает адресована, а иногда в моём лице приходу. Люди, слава Богу, и храму помогают, и семье священника. Всё принимается с благодарностью, потому что из этих пожертвований батюшка получает возможность помочь другим. У нас немало примеров и в истории, и в современной жизни, когда священники стараются поступать, как св. Иоанн Кронштадтский, который одной рукой брал, а другой рукой отдавал эту благотворительную помощь тем, кто в ней нуждался.

Нам, конечно, до святых праведников далеко, но есть к чему стремиться. Бывает, ощущаешь, что недостоин помощи, но в любом случае благодарен человеку, всегда стараешься молиться за него и за его семейство.

Храм содержится и живёт на пожертвования. Каждый прихожанин – благотворитель, будь то бабушка, купившая свечечку за 10 рублей, будь то человек состоятельный, который купит 10 свечей и положит в кружку для пожертвований энную сумму, будь то власть имущий, который распоряжается большими ресурсами и может посодействовать в решении серьёзных вопросов по храму. У нас очень много нужд, начиная с мелочей (уборка, инвентарь), кончая автомобилем.

Некоторые думают, что и храм, и священники купаются в роскоши, ездят на джипах… Если бы! У нас сейчас в храме – старенькие «Жигули». Но автомобиль давно уже не роскошь, а средство передвижения, и для любого священника это так. На те же требы (отпевание, исповедь, Причастие, соборование на дому), особенно зимой, на чём добираться?

А потом, приход Преображенского собора ведёт активную миссионерскую деятельность. Практически все наши священники постоянно ездят в командировки. Сейчас именно в близлежащих населённых пунктах растёт тяга и интерес к православной вере. Для того, чтобы откликнуться на зов людей, не надо лететь на самолёте, плыть на корабле, достаточно сесть в машину, способную передвигаться по нашим дорогам, и приехать.

Покровск, Мохсоголлох – там приходы уже давным-давно есть, но Чурапчинский улус, Нижний Бестях, Амга, Усть-Татта, Усть-Мая, те же Хатассы и Октёмцы… Эти районы сейчас очень тянутся к православию, к духовности, и есть необходимость священнику посещать их. А как? Если у «Жигулёнка» колёса не сегодня-завтра отвалятся. Иметь миссионерский автомобиль для нас – не роскошь, а острая необходимость.

Подготовили Елена БОНДАРЬ
и Марина ГОРИНОВА