Что входит в шумерские города государства. Древнейшие шумерские государства. Основные номы Шумера

Одновременно или даже немного раньше, чем в Египте, сложилась цивилизация в Южной Месо­потамии (Междуречье) - в низовьях рек Евфрата и Тигра. Эта земля обладала необычайным плодородием. Зарождение цивили­зации здесь было связано с необходимостью строительства и ис­пользовании оросительных сооружений.

В Месопотамии обитали разные народы. На севере жили семит­ские племена. На юге первыми появились племена, языковую принадлежности которых ученые не могут установить, поскольку они не оставили письменности. Данные племена начали земледельческое освоение юга Месопотамии. В V -IV тысячелетиях до н.э. сюда пришли шумеры - народ также неизвестного происхождения. Они построили города, создали древнейшую в мире письменность - клинопись. Шумеры считаются изобретателями колеса.

В IV тысячелетии до н.э. шумерские города стали центрами небольших государств, подобных египетским номам. Иногда их называют городами-государствами. Среди них самыми крупными были Урук, Киш, Лагаш, Умма, Ур.
Размещено на реф.рф
История Шумера делится на три периода˸ раннединастический, аккадский и позднешумерский.

В раннединастический период центром власти в каждом городе был храм главного бога. Верховный жрец (энси) являлся правите­лем города. Значительную роль продолжало играть народное со­брание. На время войн избирался вождь (лугаль). Роль лугалей уси­ливалась, чему способствовали частые войны между городами-государствами.

Иногда лугалям удавалось подчинить соседние государства, но в отличие от Египта единство Шумера было непрочным. Первую серьезную попытку создания единого государства предпринял в XIV в. до н.э. Сарган. Он происходил из низов общества, был семитом, которые все больше и больше селились в Шумере, Саргон стал основателем и правителем города Аккада. Он опирался на жителей шумерских городов-государств, недовольных всевлас­тием жрецов и знати. Аккадский царь объединил все эти города под своей властью, а затем завоевал обширные земли до побере­жья Средиземного моря. Саргон ввел единые для всех городов меры длины, площади и веса. По всей стране строили каналы и плоти­ны. Царство Саргона и ᴇᴦο потомков просуществовало около 150 лет. Далее Шумер был завоеван племенами горцев, обитавших к вос­току от Месопотамии.

В XXI в. до н.э. жителям Месопотамии удалось сбросить тяжелое для них иго горцев. Возникло царство Шумера и Аккада (так на­зываемая 111 династия Ура). Это царство известно своей централи­зованной организацией власти и хозяйственной жизни. Все работ­ники в государстве были объединены в отряды по профессиям. Они трудились на государственной земле под контролем чинов­ников. Царство Шумера и Аккада около 2000 г. до н. э. было захва­чено кочевыми семитскими племенами амореев.

Вскоре шумеры слились с семитами и другими народами Ме­сопотамии. Шумерский язык оставался языком письменности, науки, культуры ещё на многие столетии.

Название «Шумер» слышали многие и даже не специалисты по истории древности имеют представление о том, что это цивилизация, располагавшаяся в Междуречье рек Тигр и Евфрат. Но восприятие Шумера как единого целого является относительным, так как на самом деле эта цивилизация никогда не была одним государством. Шумер - это конгломерат различных городов-государств, независимых и самостоятельных, к тому же находящихся друг с другом в непростых и порой воинственных отношениях. В этом состоит одновременно и сложность, и удача для историков - им сложно выявить общие черты шумерской цивилизации, но при этом почти в каждом городе-государстве они обнаруживают нечто новое.

Историю делят по династиям

Разделение исторических периодов по времени правления в том или ином государстве различных династий является традиционной для исторического сознания человечества: достаточно вспомнить хотя бы деления на эры по династиям в Древнем Китае или в средневековой Японии. Похожим принципом пользуются и в отношении истории шумерских городов-государств. Причём его использовали как непосредственно шумерские «историки», так и современные исследователи. Однако в случае с шумерскими историческими записями учёные имеют дело с подробными «царскими списками» по каждому городу-государству, причём сведения о первых царях явно имеют мифический характер - всё-таки сложно представить, чтобы цари правили сотни и даже тысячи лет. Так что специалисты создали свою периодизацию истории городов-государств Шумера, которые в научной литературе называют греческим термином «номы»:

Города-государства - такие разные и похожие

Шумерские города-государства действительно были, с одной стороны, разными государственными образованиями, с другой, они всегда осознавали свою целостность как единого народа. Этому способствовало, помимо общего языка и письменности, общая культурная и религиозная жизнь, а также признание Ниппура в качестве единого для всех шумеров культового центра. Кроме того, практически во всех номах Шумера складывались одни и те же принципы общественной жизни, политического управления, организации военного дела и других сфер жизнедеятельности. При этом самостоятельное развитие городов-государств привело к тому, что они были, с одной стороны схожи друг с другом, с другой, имели свои особенности. Три из наиболее известных городов-государств Шумера.

Одновременно или даже немного раньше, чем в Египте, сложилась цивилизация в Южной Месо­потамии (Междуречье) - в низовьях рек Евфрата и Тигра. Эта земля обладала необычайным плодородием. Зарождение цивили­зации здесь было связано с необходимостью строительства и ис­пользовании оросительных сооружений.

В Месопотамии обитали разные народы. На севере жили семит­ские племена. На юге первыми появились племена, языковую принадлежности которых ученые не могут установить, поскольку они не оставили письменности. Эти племена начали земледельческое освоение юга Месопотамии. В V -IV тысячелетиях до н.э. сюда пришли шумеры - народ также неизвестного происхождения. Они построили города, создали древнейшую в мире письменность - клинопись. Шумеры считаются изобретателями колеса.

В IV тысячелетии до н.э. шумерские города стали центрами небольших государств, подобных египетским номам. Иногда их называют городами-государствами. Среди них самыми крупными были Урук, Киш, Лагаш, Умма, Ур. История Шумера делится на три периода: раннединастический, аккадский и позднешумерский.

В раннединастический период центром власти в каждом городе был храм главного бога. Верховный жрец (энси) являлся правите­лем города. Значительную роль продолжало играть народное со­брание. На время войн избирался вождь (лугаль). Роль лугалей уси­ливалась, чему способствовали частые войны между городами-государствами.

Иногда лугалям удавалось подчинить соседние государства, но в отличие от Египта единство Шумера было непрочным. Первую серьезную попытку создания единого государства предпринял в XIV в. до н.э. Сарган. Он происходил из низов общества, был семитом, которые все больше и больше селились в Шумере, Саргон стал основателем и правителем города Аккада. Он опирался на жителей шумерских городов-государств, недовольных всевлас­тием жрецов и знати. Аккадский царь объединил все эти города под своей властью, а затем завоевал обширные земли до побере­жья Средиземного моря. Саргон ввел единые для всех городов меры длины, площади и веса. По всей стране строили каналы и плоти­ны. Царство Саргона и его потомков просуществовало около 150 лет. Затем Шумер был завоеван племенами горцев, обитавших к вос­току от Месопотамии.

В XXI в. до н.э. жителям Месопотамии удалось сбросить тяжелое для них иго горцев. Возникло царство Шумера и Аккада (так на­зываемая 111 династия Ура). Это царство известно своей централи­зованной организацией власти и хозяйственной жизни. Все работ­ники в государстве были объединены в отряды по профессиям. Они трудились на государственной земле под контролем чинов­ников. Царство Шумера и Аккада около 2000 г. до н. э. было захва­чено кочевыми семитскими племенами амореев.

Шумера:

  • Ок. 5000 г. до н. э. — на территории Шумера поселяются земледельцы.
  • Ок. 3500 г. до н. э. — изобретено колесо, возводятся первые города.
  • Ок. 3300 г. до н. э. — изобретено пиктографическое (рисуночное) письмо.
  • Ок. 3100 г. до н. э. — появляется клинописное письмо (клинопись).
  • Ок. 2500 г. до н. э. — в Уре строятся царские усыпальницы.
  • Ок. 2350-2150 гг. до н. э. — Шумер является частью Аккадской империи.
  • Ок. 2100 г. до н. э. — царь Ура правит царством Шумера и Аккада.
  • Ок. 2000 г. до н. э. — вторжение амореев.

Города-государства

Земледельческие поселения шумеров постепенно превращались в огромные обнесенные стеной города со своим собственным храмом. Во главе каждого города стоял правитель, которому подчинялись и окрестные сельские поселения. Города, организованные таким образом, назывались городами-государствами.

Царские гробницы

Первых царей и цариц города Ура хоронили в огромных могилах, полных удивительнейших сокровищ. В усыпальницах также находят десятки тел стражников и слуг, которые приняли яд, чтобы не разлучаться со своими правителями.

В усыпальнице царицы Шубад из Ура помимо самого тела царицы, в облицованной камнем гробнице находились золотые, серебряные и медные чаши. Неподалёку были найдены останки десяти знатных женщин в золотых головных уборах, двух быков, четырёх погонщиков и пятерых охранников. Так же там находился деревянный сундук и игральная доска.

Цари Шумера

Во главе каждого шумерского города стояла группа знатных и уважаемых людей — совет старейшин. Во время войны они выбирали военачальника, который правил до окончания военных действий. Войны становились все более частым явлением, и потому сроки правления военачальников увеличивались. В конце концов они стали царями, правили пожизненно и передавали власть своим сыновьям.

Саргон Аккадский

Саргон был родом из Аккада, земли к северу от Шумера. Он был искусным военачальником, и ему подчинялась огромная армия. Завоевав полностью Шумер и Аккад, он создал первую в мире империю. Аккадская империя просуществовала почти двести лет, пока не была разрушена горными племенами кутиев.

Ур-Намму

Царь Ура по имени Ур-Намму на короткий период восстановил господство шумеров. Ему подчинялись все шумерские и аккадские земли.

Конец Шумера

Около 2000 г. до н. э. на территорию Шумера вторглось племя, известное под названием амореи. Страна раскололась на множество небольших царств, позднее они стали частью Вавилонской державы. Материал с сайта

По периметру Ура, как и других городов шумеров, была построена стена, защищающая город от нападения со стороны других городов-государств. За пределами города находились сады финиковых пальм и поля пшеницы и ячменя. Через проём в защитной стене в город проходил канал, который соединял городские пристани с Евфратом.

Дома в Уре возводились из необожженных кирпичей, сделанных из глины. Они построены вокруг расположенного в центре внутреннего дворика. Стены домов были выкрашены в белый цвет. В доме обязательно были кухня, спальня и лестница, ведущая на крышу.

Ближе к центру города располагался рынок . Самое большое здание в Уре — огромная ступенчатая пирамидальная башня — называлась Зиккурат. На её вершине был храм бога луны Нанна. В храм, через его двор, люди несли свои дары. По периметру храма, как бы ещё одной защитной стеной, выстроены дома для его служителей.

ТЕМА 3. МЕЖДУРЕЧЬЕ

Учебные вопросы:

1.Шумерские города-государства (6000-2300 гг. до н.э).

2.Аккад: формирование централизованного государства (2300-2000 гг. до н.э.).

3.Вавилонская держава (2000-1200 гг. до н.э.).

4.Ассирийская империя (1200-600 гг. до н.э.).

1. Шумерские города-государства (6000-2300 гг. до н.э)

Среди стран Передней Азии наиболее удобной для широкого развития земледельческого хозяйства была Месопотамия (Двуречье) – страна, лежащая между Тигром и Евфратом, которые были её главными не только оросительными, но и транспортными магистралями.

Естественные богатства Южной и Средней Месопотамии не велики. Смешивая глину с асфальтом, жители древней Месопотамии делали материал, который им заменял камень, редко встречающийся в южной части Двуречья. Столь же характерно для Месопотамии и отсутствие металла, что ставило местное население в зависимость от северных и восточных металлургических районов.

Небогат и растительный мир Двуречья. Древнейшее население этой страны акклиматизировало зерновые злаки, ячмень и пшеницу. Большое значение в хозяйственной жизни страны имели финиковая пальма и тростник, которые росли в южной части Двуречья в диком виде. К местным растениям принадлежали кунжут, а также тамариск, из которого добывали сладкую смолу. В восточных горах водились овцы и козы, а в болотистых зарослях юга - дикие свиньи, которые были приручены уже в глубокой древности. Реки были богаты рыбой и птицей. Различные виды домашней птицы были известны уже в древности.

Природные условия Южной и Средней Месопотамии были благоприятны для развития скотоводства и земледелия, потребовали организации хозяйственной жизни, и применения значительного труда в течение длительного времени.

Древнейшие поселения на территории средней части Месопотамии появились в эпоху позднего неолита. Племена, населявшие в глубочайшей древности Месопотамию, жили на островах, возвышавшихся среди болот. Свои поселения они строили на искусственных земляных насыпях. Осушая окружающие болота, они создали древнейшую систему искусственного орошения. Подлинными её создателями были шумеры, пришедшие в Южную Месопотамию из восточных горных областей и давшие ей первоначальное название – Шумер, а также семитские племена Аккада – территории, расположенной севернее Шумера.

Значительное развитие сельского хозяйства, возникновение металлургии и распространение меновой торговли повлекли за собой рост производительных сил и потребность увеличении рабочей силы. Результатом этого было разложение древнего родо-общинного строя и возникновение на его развалинах древнейших рабовладельческих государств в III тыс. до н.э.

Первобытные формы хозяйства, охота и рыболовство пережиточно сохраняли некоторое значение в экономике страны. Однако ведущую и прогрессивную роль играло сельское хозяйство, возникшее в силу естественных условий ещё в древнейшую эпоху и получившее своё дальнейшее развитие в III тыс. до н.э. На большую плотность населения указывает тот факт, что развалины крупных городов, как, например, Ларсы и Урука, находятся на расстоянии всего лишь 24 км друг от друга. Обширные луга и степи, простирающиеся к западу от Евфрата, давали возможность заниматься скотоводством. Короткорогие и длиннорогие быки содержались на подножном корму и получали прикорм зерном. Рабочим скотом пользовались при орошении почвы, пахоте и молотьбе, а также для перевозки грузов. Разводили и мясо-молочный скот, дававший большое количество мясных и молочных продуктов. Очень широко был распространён мелкий рогатый скот, особенно курдючные и мериносовые овцы, а также козы различных пород. Для нужд транспорта пользовались быками и ослами. Лошадь появляется значительно позднее, очевидно, лишь во II тыс. до н.э.

Несмотря на то, что уже в глубокой древности в Месопотамии была создана густая сеть оросительных каналов, техника изготовления сельскохозяйственных орудий отличалась большой примитивностью и застойностью. Необычайное плодородие орошаемой почвы не требовало от человека особых усилий для её обработки, тем самым объективно тормозило развитие сельского хозяйства.

В Месопотамии уже с древних времён были известны различные виды хлебных злаков, среди которых первое место занимал ячмень. Наряду с ячменём была известна и полба, служившая главным образом для изготовления хлеба и пива. Культура пшеницы в Месопотамии была распространена меньше; стоимость пшеницы превышала вдвое стоимость полбы и ячменя. Наконец, возделывалась дурра (один из видов зернового растения сорго, известного в Азии и в Африке), сохранившаяся до настоящего времени на Востоке. Помимо различных овощей и фруктовых деревьев крупное хозяйственное значение финиковая пальма, культура которой восходит к глубокой древности.

Наряду с сельским хозяйством в древнейшей Месопотамии получили развитие и ремёсла. Однако развитие ремёсел в значительной степени тормозилось отсутствием наиболее важных видов сырья. В южной части Месопотамии не было ни металла, ни достаточного количества камня и дерева. Поэтому уже в древности здесь для замены этих недостающих видов сырья стали пользоваться главным образом глиной и камышом. Глиной пользовались часто, заменяя ей дерево, камень и металл. Из глины, делали бочки, ящики, трубы, печи, очаги, печати, веретена светильники, погребальные ящики.

Важнейшими заменителями дерева в древней Месопотамии были камыш и тростник, различные виды которых в большом количестве растут в Двуречье. Камышом и тростником пользовались для изготовления различных плетёных вещей, в качестве строительного материала, а также и при кораблестроении. Дерево встречалось в Месопотамии редко и чрезвычайно высоко ценилось.

Крупный переворот в технике произвело открытие металлов. Одним из первых металлов, известных народам южной части Месопотамии, была медь. Несколько позднее появилась бронза. В середине III тыс. до н.э. в Месопотамии было известно железо, очевидно, метеоритное. Железные изделия этого времени были обнаружены в очень небольшом количестве. Очевидно, железо в Месопотамии в эту эпоху было мало распространено. Его приходилось привозить из далёких областей Закавказья или из Малой Азии.

Необходимость получения из соседних стран различных видов недостающего сырья способствовала развитию довольно значительной внешней торговли. Шумеры привозили медь из Элама, Ирана и Ассирии, а дерево - из горных районов, лежащих к северу и востоку от Двуречья. Однако эта торговля была ещё весьма примитивной, поскольку имела меновый характер. В роли денег выступал скот и зерно. Впоследствии, с распространением металлов, значение денег приобретают металлические слитки.

С развитием производительных сил в шумерском обществе, с ростом производительности труда появляется рабство . Первоначально даже в скрытой форме. Так, в шумерском кодексе, отцу разрешалось продавать в рабство своих детей, причём условия такой продажи записывались в особых документах.

Характерной чертой патриархальной семьи в древней Месопотамии является неполноправное положение женщины, усугубленное обычаем многоженства. Дочерей нередко продавали в рабство. Развитию рабства в сильной степени способствовала долговая кабала. Во многих документах фиксируются ссуды, в частности зерном, которые вынуждены были брать бедняки у богачей. Запутавшись в долгах, бедняк нередко становился жертвой ростовщика. Ему угрожало неминуемое рабство.

Однако древнейшим и важнейшим источником рабства были войны, которые постоянно вели между собой сперва родо-племенные союзы, а затем и отдельные города-государства Шумера, а также и более крупные государственные образования с соседними народами. Эти войны в первую очередь приводили к захвату большого количества пленных, обычно превращавшихся в рабов.

Имущественное расслоение внутри сельских общин, приводило к постепенному распаду общинного строя , что способствовало выделению из всей массы общинников небольшой группы рабовладельческой аристократии. Наряду с этим наименее обеспеченные слои общинников постепенно разорялись, превращались в бедняков и даже в рабов.

Уже в IV тыс. до н.э. на территории Шумера возникают города как хозяйственные, политические и культурные центры отдельных маленьких государств. В самой южной части страны находился город Эриду, расположенный на берегу Персидского залива. Крупное политическое значение имел город Ур, который был центром сильного государства. Религиозным и культурным центром всего Шумера был город Ниппур с его общешумерским святилищем, храмом бога Энлиля. Среди других городов Шумера крупное политическое значение имели Лагаш, который вёл постоянную борьбу с соседней Уммой, и город Урук.

К началу III тыс. до н.э. на территории Месопотамии появляются первые рабовладельческие государства , во главе которых стояли цари. В княжествах, потерявших свою независимость, правили высшие представители рабовладельческой аристократии, носившие древний полужреческий титул патэси .

Экономической основой этих древнейших рабовладельческих государств был централизованный в руках государства земельный фонд страны. Общинные земли, обрабатывавшиеся свободными крестьянами, считались собственностью государства, и население их было обязано нести в пользу последнего всякого рода повинности, обычно довольно тяжёлые. Главной формой хозяйства в эту эпоху было земледелие, основанное на искусственном орошении . Поэтому одной из важнейших функций древнейшего рабовладельческого государства была функция организации и поддержания в порядке ирригационной сети.

Особого внимания заслуживает шумерское искусство и литература . Всего известно около ста пятидесяти памятников шумерской литературы. В их числе – стихотворные записи мифов, эпические сказания, свадебно-любовные песни, погребальные плачи, гимны в честь царей, поучения, назидания, басни, анекдоты, поговорки, пословицы. Из всех жанров литературы наиболее полно представлены гимны, выступавшие, как способ коллективного обращения к божеству. Большое значение имели героические сказания, воспевавшие подвиги героев, их дальние походы и приключения.

Теснейшим образом с мифологией и эпосом был связан пантеон богов . До конца III тыс. до н.э. не было единой систематизации, хотя имелось несколько обшешумерских божеств: «владыка воздуха», «царь богов и людей» Энлиль (бог города Ниппура); владыка подземных пресных вод и мирового океана Энки (бог города Эреду); бог неба Ан и богиня войны и плотской любви Инанна (божества города Урука); лунный бог Нанна (покровитель города Ур); бог-воитель Нингирсу, чтившийся в Лагаше.