Без иллюзий. Сталин и Церковь — история отношений. Поэт Иосиф Сталин. Как в семинарии из Джугашвили сделали Кобу За что сталина выгнали из семинарии

Сталин в юности учился в духовной семинарии. Повлияло ли это на его отношение к Церкви?

Согласно многочисленным источникам, в старших классах семинарии Иосиф Джугашвили потерял интерес к духовной учебе, из «отличника» и «хорошиста» он превратился в «троечника», а духовные уроки шли мимо его ушей. В Тифлисской семинарии были прекрасные педагоги и сильная программа, но у него уже сменились интересы. Потеряв желание учиться и решив не делать никакой духовной карьеры, Джугашвили ушел из семинарии до окончания курса. Ушел в революционную деятельность, оставшись духовно непросвещенным человеком, несмотря на все прежнее духовное образование.

Учеба в семинарии уж точно не повлияла на то, что в военные годы он смягчил государственную политику в отношении к Церкви. Более того, я полагаю, что своих духовных учителей он впоследствии ненавидел. Малоизвестный факт, — ректор первых лет учебы Сталина в семинарии митрополит Серафим (Мещеряков) был расстрелян в 1933 году по постановлению одной из «троек», созданных по решению того же Сталина («тройки» при местных органах ГПУ создавались с 1930 года в рамках кампании по коллективизации).

Кстати, из советских руководителей не только у Сталина было за плечами семинарское образование. Например, это А. И. Микоян, Н. И. Подвойский, А.К. Воронский, Миха Цхакая и другие. Учеба в семинарии никак не смягчила их отношение к Церкви.

В чем причины таких жизненных поворотов? В семинариях что-то не так было, или причины чисто внешние?

На этот вопрос пытаются ответить и я, и известный исследователь духовного образования той эпохи, доктор исторических наук Т.Г. Леонтьева. Ответ — и в семинариях не все было, как надо, и внешние причины тоже сказывались. В семинариях отрицательно влияли зубрежка, формализм, казарменный дух обучения, в национальных окраинах добавлялись и русификаторские тенденции. С другой стороны, революционное движение всячески стремилось дискредитировать религию и Церковь, и порождаемые им настроения проникали в семинарскую среду. Сказывалось антицерковное влияние окружающей среды в целом, — несмотря на строгие семинарские порядки, воспитанники находили выходы в окружающий мир.

То есть, несмотря на семинарскую юность, Сталин сделался убежденным атеистом, материалистом?

В своей книге «Сталин. Власть. Религия» я пытаюсь ответить на этот вопрос. Мой вывод, — таким убежденным атеистом и материалистом, как некоторые выдающиеся вожди российского коммунизма, вроде Ленина, Троцкого и Бухарина, Сталин не стал. Тому свидетельства, — и его пометки на произведениях ряда русских и зарубежных классиков, изученные моим учителем, одним из крупнейших исследователей сталинской темы Б. С. Илизаровым (в них присутствуют следы размышлений на тему Бога и бессмертия, невозможные для человека, радикально их отрицающего). Характерны, например, в этой связи замечания Сталина на полях сочинения Франса, «Воскресения» Л.Н. Толстого, «Братьев Карамазовых» Ф.М. Достоевского и других известных произведений. Так, например, Сталин исчеркал диалог Анатоля Франса «О Боге», — и в одном месте написал свой вывод о причине непостижения людьми Бога: «Следов не знают, не видят. Его для них нет», оставляя таким образом «лазейку» для бытия Божиего. Нельзя не отметить и факты пародирования Сталиным некоторых религиозных черт в тщательно выстраиваемом им культе своей собственной персоны, а также в культе Ленина, в коммунистической символике. Для последовательного атеиста такие действия представляются невозможными.

Я убежден, что по своему отношению к религии Сталин был агностиком , то есть человеком, не веровавшим ни в существование Бога, ни в его отсутствие. Это обстоятельство (а не выдуманное сталинское «православие», как многие считают) и облегчило ему маневрирование в отношении религии и Церкви в годы войны. Для него этот атеистический момент не являлся вопросом принципа.

Выражал ли он где-то в своих речах, в своих текстах отношение к вере, Богу, Русской Православной Церкви?

Да, выражал неоднократно и в 1920-е годы, и это его отношение было последовательно отрицательным. Приведу на эту тему пару цитат. Так, в своей беседе с американской рабочей делегацией в 1927 году он объявил, что дело ликвидации религиозного духовенства будет доведено до конца, а в беседе с рабселькорами 1928 года сказал, что «наша страна признала, что религия не нужна», призвал издевательски высмеивать духовенство и объявил: «конечно, мы за то, чтобы превратить все церкви в клубы».. Надо иметь в виду, что эти тексты были рассчитаны на публичные выступления перед партийной и рабоче-крестьянской аудиториями. У Сталина нет отдельных речей или статей, полностью посвященных религиозным проблемам, но фрагменты на эту тематику у него есть, и в своей книге «Сталин. Власть. Религия» я их анализирую.

Спор о масштабах

До сих пор идут споры о масштабе репрессий по отношению к верующим людям и духовенству. Одни говорят, что в 37-38 годах было расстреляно более 100 тыс. человек (именно за веру), другие опровергают эти цифры. А есть ли достоверная статистика?

Такой достоверной статистики нет. Вернее, цифра 100 тысяч человек была озвучена в начале 90-х годов, в докладе А.Н. Яковлева, председателя созданной еще в конце 80-х правительственная комиссии по реабилитации репрессированных граждан. В число этих 100 тысяч включались не только священноцерковнослужители, но и алтарники, просфорницы, свечницы, церковные старосты. Сюда же включались и обновленческие священники, и любые сектанты, и верующие других конфессий — словом, все те, кто каким-то образом ассоциировался с религиозной верой.

Не очень понятно при этом, какими именно документами пользовалась эта правительственная комиссия и каким образом можно проверить ее выкладки. Опять же, возникает вопрос: кого считать в этой связи верующими людьми (в виде объектов такого подсчета)? Наверное, надо вести речь об активных мирянах, осужденных именно с формулировками, предполагающими их активное участие в жизни той или иной конфессии. Сколько было таких? Кто и как возьмется их посчитать при нынешних условиях закрытости для исследователей большинства архивно-следственных дел эпохи репрессий? Известно, что священноцерковнослужители и активные миряне репрессировались в ходе массовых операций в категории «антисоветские элементы» наряду с «кулаками» и «уголовниками». Но ведь и среди «кулаков» тоже были активные члены церковных общин. А в «национальных операциях» репрессировались представители духовенства и верующих самых разных конфессий. Отдельный вопрос: кого из этих верующих считать пострадавшими именно за веру, а кого — просто попавшими в мясорубку сталинских репрессий. Чтобы ответить, нужно изучать следственные протоколы в каждом конкретном деле.

Поэтому корректнее было бы сказать так: в 1937-38 годах по представителям всех конфессий был нанесен чудовищный удар. А установить более или менее точное число пострадавших — дело будущего.

В России духовные школы вплоть до начала XIX в. были стержнем народного образования. Духовные училища, семинарии и академии готовили преимущественно церковно- и священнослужителей.

Первоначально выпускникам духовных школ из-за принадлежности к духовному сословию было сложно поступить в светские учебные заведения и на государственную службу, но после 1863 г. ситуация изменилась. Выпускникам семинарий был открыт доступ в университеты, а детям духовных лиц – в светские средние школы. Часть выпускников семинарий свое образование применяли по прямому назначению, часть приносили пользу России на других поприщах, становились учеными, врачами, поэтами, военными и государственными деятелями. Вспомним самых известных семинаристов, не пошедших по церковному пути.

Михаил Сперанский

Михаил Сперанский

Известный реформатор Михаил Михайлович Сперанский (1772–1839) был сыном бедного приходского священника. Родителями он был отдан на обучение во Владимирскую семинарию, где с первого года учебы проявил яркие способности, за что по тогдашнему обычаю получил фамилию Сперанский, русским эквивалентом этого латинского слова является фамилия Надеждин. После Владимирской семинарии он был направлен для дальнейшей учебы в Александро-Невскую семинарию Санкт-Петербурга – так тогда называлась духовная академия в северной столице. По словам В.О. Ключевского, «Сперанский был лучшим, даровитым представителем старого, духовно-академического образования».

По окончании обучения карьера Сперанского резко пошла вверх, причем это происходило без «искательства и угодливости». Вскоре благодаря своим способностям он приблизился к императору Александру I, и по его поручению разработал проект общей политической реформы, которая охватывала весь строй политических и гражданских отношений. И хотя в жизни Сперанского был период кратковременной опалы, в российскую историю Михаил Михайлович, имевший лишь духовное образование, вошел как великий реформатор, основатель российской юридической науки и теоретического правоведения. Пушкин наделил его возвышенным эпитетом «гений блага».

К Николаю Гавриловичу Чернышевскому (1828–1889), сыну священника и выпускнику Саратовской духовной семинарии, как нельзя более подходит определение Достоевского: «Контингент атеистов всё-таки дает духовенство». Но революционные взгляды Николая Гавриловича сформировались не в семинарии, а во время учебы в Петербургском университете. Чернышевский был идейным вдохновителем революционного общества «Земля и воля».

Арестованный за антиправительственную деятельность, он более 20 лет провел в ссылке. В своем самом известном романе «Что делать?» Чернышевский вывел новый тип«особенного человека», которого наделил чертами революционной святости. Аскетизм главного героя Рахметова, который не пил вина, не касался женщины и ел черный хлеб, был скопирован со святых подвижников, с житиями которых автор был хорошо знаком. Ложная идея романа – построение Царства Божия на земле – заразила многих доверчивых молодых людей. Роман был воспринят как «богослужебная книга». Чернышевский стал духовным вождем революционного поколения «шестидесятников» и родоначальником народничества.

Некрасов называл Чернышевского пророком, и Чернышевский, пророчащий революцию, оказался не просто ее пророком, но и соавтором. Ленин, «перепаханный» романом, к 1917 г. уже точно знал, что делать.

Николай Добролюбов

Николай Добролюбов

Известный литературный критик, публицист и революционный демократ Николай Александрович Добролюбов (1836-1861) родился в семье нижегородского священника. Учился в духовном училище и Нижегородской семинарии, по окончании которой был направлен на обучение в Санкт-Петербургскую духовную академию, но вместо этого поступил в Главный педагогический институт. В юности Николай, как это видно из его Дневника, был набожным человеком, внимательно следил за своим внутренним миром, заботился о своей душе. Позже что-то в нем переменилось, душу он стал называть «душонкой» – «пропадай моя душонка», а в своих произведениях призывал читателя «взяться за топор», т.е. заняться революционным переустройством общества.

Тяга к писательству у Добролюбова возникла достаточно рано – уже в 13 лет он начал писать стихи, в семинарии его сочинения на философские темы достигали 100 страниц в объеме, а в зрелом возрасте эта тяга вылилась в огромное количество статей и рецензий. Литературным критиком он стал после неудачных беллетристических опытов.

Работы Добролюбова, несмотря на жанр, в котором он писал – литературная критика и рецензии – всегда содержали высказывания на общественно-политические темы. По своим взглядам он был «материалистом фейербаховского направления и последовательным революционером-разночинцем». Его близким другом и соратником по деятельности в журнале «Современник» был Чернышевский.

Умер Добролюбов в 25 лет с сознанием того, что не ничего успел сделать.

Иосиф Сталин

Сталин в молодости

Иосиф Виссарионович Джугашвили (1879–1953) – семинарист №1 в этом списке. С отличием закончил Горийское духовное училище, во время учебы нес послушание на клиросе. По окончании училища был направлен в Тифлисскую духовную семинарию, но увлекшись революционными идеями, учебу не завершил, его отчислили на последнем курсе.

После исключения из семинарии Сталин целиком посвятил себя революционной деятельности, а затем и внутрипартийной борьбе, результатом которой стала его безграничная власть над ⅙ частью мира. При Сталине в 1937–1939 гг. на Церковь обрушился очередной колоссальный удар, крупнейшая Поместная Церковь оказалась на грани исчезновения. Лишь Великая Отечественная война положила перемену в отношении Сталина к Церкви. В 1943 г. он принял трех иерархов РПЦ, с которыми обсудил вопросы восстановления церковной жизни.

Во время встречи Сталин задал митрополитам вопрос о причинах нехватки священнических кадров. На что митрополит Сергий (Старгородский) ответил: «Кадров у нас нет по разным причинам. Одна из них: мы готовим священника, а он становится маршалом Советского Союза ». О том, что Иосиф не принял священный сан, сокрушалась только его мать. Своего сына она хотела видеть священником.

Анастас Иванович Микоян (1895–1978) – единственный в этом списке неправославный семинарист. Микоян принадлежал к Армянской апостольской церкви. Но у монофизита Микояна с номинально православным Сталиным нашлась общая тема – революционная деятельность. Микоян учился в Тифлисской армяно-григорианской семинарии Нерсесян, которую закончил уже будучи членом РСДРП(б). Как пишет сам Микоян, в существовании Бога он разуверился во втором классе семинарии, а за споры с учителем Закона Божиего одноклассники стали звать его уже не Анастас, а Анаствац, что по-армянски значит «безбожник». Однако это не помешало ему продолжить обучение в Армянской духовной академии. В дальнейшем карьера Микояна схожа с карьерой Сталина. Анастас занимал высокие и ответственные посты.

Микоян был политическим приспособленцем, умеющим мимикрировать под любые обстоятельства. Про него даже ходила эпиграмма: «От Ильича до Ильича без инфаркта и паралича». Скончался Микоян в возрасте 82-х лет. Сегодня человек, жующий колбасу «Микоян», вряд ли вспомнит, в честь кого назван этот комбинат, производящий мясную продукцию.

Александр Василевский


Прославленный советский полководец Александр Михайлович Василевский (1895–1977) родился в селе Новая Гольчиха Кинешемского уезда Костромской губернии в семье регента церковного хора, впоследствии его отец принял священный сан. Александр окончил духовное училище в Кинешме и духовную семинарию в Костроме. Священником Василевский быть не хотел, он мечтал стать агрономом или землемером. Но обрабатывать землю Василевскому не довелось, ему пришлось ее защищать – началась Первая мировая война.

Родину Александр Михайлович защищал и во время Первой, и во время Второй мировой войны. Он руководил разработкой многих ключевых военных операций советских войск. Василевский был одним из главных организаторов обороны Москвы, он спланировал и подготовил контрнаступление под Сталинградом, осуществлял координацию фронтов в боях под Курском, во время освобождения Донбасса, на территории Крыма, в битвах на Правобережье Украины, Белоруссии и Прибалтике. Под командованием Василевского всего за 24 дня в августе 1945 г. советские и монгольские войска разгромили в Манчжурии Квантунскую армию Японии.

Проявлял ли интерес к христианской вере сын священника Александр Василевский хотя бы после 1943 г., когда Церкви была дарована относительная свобода, никаких свидетельств не имеется.

Андрей Власов

Советский военачальник Андрей Андреевич Власов (1901–1942) вошел в историю как генерал-предатель. Он родился в селе Ломакино Нижегородской губернии. По ходатайству отца, занимавшего должность церковного старосты, был принят в духовное училище, по окончании которого поступил в Нижегородскую семинарию. Когда в 1917 г. Власов увидел, что штык революции нацелен на Церковь, то немедленно бросил семинарию и пошел учиться на агронома. В 1919 г. после призыва в Красную Армию началось его восхождение по служебной лестнице. Власов обладал всеми качествами карьериста.

Но известность пришла к нему не с той стороны, с какой он хотел. В апреле 1942 г. генерал попал в немецкий плен.

Власов согласился сотрудничать с фашистами и возглавил т.н. «Комитет освобождения народов России» и «Русскую освободительную армию», составленные из пленных советских военнослужащих. Он написал открытое письмо «Почему я стал на путь борьбы с большевизмом» и совершал агитпоездки по еще оккупированным территориям, в которых призывал поддержать «освободительное движение».

В 1945 г. генерал-изменник был взят в плен, доставлен в Москву, где после суда был повешен.
Есть мнение, что Власов во время своего нахождения в Германии исповедовался и причащался. Но это всего лишь легенда.

Вконтакте

В российском обществе вновь возникла дискуссия об отношениях Сталина с Русской Православной Церковью, внезапном повороте к Церкви во время Великой Отечественной войны, влиянии на мировоззрение Сталина его учителей в Тифлисской семинарии. Публикуем статью историка Игоря Курляндского «В Бога и святых он не верил с детства…», опубликованную в “Политическом журнале” (4 июня 2007 года).

В биографии Чернышевского пера Каменева (1933 г.) Сталин подчеркнул текст о религиозном воспитании именитого семинариста: «Это была та область формы и степени религиозности, которая нужна была хозяину саратовского протоиерея государству, возведенное в степень непререкаемого свыше данного закона исполнение ряда обрядов, дисциплинирующих сознание и волю масс». Память о дисциплинирующей силе обрядов – важный урок, вынесенный Сталиным из семинарии, так как духовное содержание преподавания прошло мимо него. Seminarium означает «рассадник».

По мнению исследователя Т.Г. Леонтьевой, «российские духовные учреждения в начале ХХ в. теряли свою функцию рассадника веры». Из стен семинарий выходили революционеры разных партий – известные большевики (Микоян, Подвойский), меньшевики, энесы, анархисты, эсеры, либералы… Парадокс – люди, предназначенные служению Церкви, часто становились материалистами и атеистами. Да, влияние пропаганды, соблазны… Но сказывались и недостатки самого духовного образования, казенщина, сращенность с государством. В национальных окраинах – еще и русификаторство, запрет изучать предметы на родном языке. Для многих мотивом поступления в семинарии были вполне земные интересы – например, казенный пансион или возможность поступления в светские вузы. В Гори семья Джугашвили жила напротив собора. Вопрос о «дороге, ведущей к храму» перед мальчиком не стоял. Верующая мать, вопреки воле отца, хотела, чтобы сын стал священником.

Еще в период учебы в духовном училище в Гори Иосиф показывал стремление к знаниям, отличался живостью восприятия и любовью к книгам. В духовном училище он первенствовал, переводясь из года в год первым учеником. В мальчике также пробудились дарования в сфере искусства. Сосо пел в церковном хоре в Гори прекрасным дискантом. Хор этот участвовал и в торжественных молебнах. Мало кто знает об опытах мальчика Сосо на театральной сцене. Васо Хаханашвили вспоминал: «…мы были увлечены театром и принимали участие в спектаклях, которые устраивали любители сцены. Я помню Сосо в роли маленького сапожника в водевиле «Ни туда, ни сюда». Нужно сказать, что в 13–14 лет Сосо прекрасно исполнял эту роль». Иосиф не только сам актерствовал, но активно участвовал в устройстве спектаклей в Цхинвали. Заметим, что позднее мастерство в лицедействе было развито Иосифом до выдающихся высот. В Гори Сосо начал писать и первые стихи, некоторые сочинял экспромтом.

Мемуаристы рисуют Сосо резвым мальчиком и любителем игр. Например, в одной из таких игр его выбирали «царем», и он давал «очень остроумные» задания и распоряжения своим визирям». Иногда «Сосо выстраивал нас в ряд, сам выступал в роли командира, и по его команде мы гордо шагали по площади». Детские игры позволяли мальчику примерять на себя роль абсолютного монарха, безраздельно повелевающего подданными. «Приказы» тов. Сосо не были бессмысленными и необоснованными. Мальчик, выполняющий приказ Сосо, или декламировал стихи, или же исполнял какое-нибудь физкультурное «упражнение». Надо признать, что в этих играх явно проявлялось стремление к лидерству. Известно, что склонность человека к садизму проявляется с ранних лет. Юный Сосо любил издеваться над животными. Так, он любил стрелять из сделанного им самим лука. Вспоминали, что когда вечером стадо возвращалось с прогулки, «Сосо вдруг выскочил и мигом вонзил стрелу в мошку корове. Корова взбесилась… Сосо исчез, а матери за своего сына пришлось слушать немало плохих слов». По другому свидетельству, «лучше всех Сосо умел обращаться с рогаткой… Удивительно точно умел он целиться. Птичкам житья не давал».

Элементы садизма присутствовали и в детских играх. Так, игру с девочками в камушки «играли с условием, что победитель должен нащипать руки побежденной стороне. Если потерпевшая поражение девочка оттягивала руку, чтобы избежать наказания, то Сосо заставлял все снова подставлять руки». Позднее, в семинарии, склонный к садизму Иосиф закономерно увлекся издевательствами над людьми. Так, в одной из записей помощника инспектора семинарии за 1895 г. сказано, что Джугашвили был наказан стоянием в столовой. «…явившись в первый класс первого отделения на сильный крик, я увидел Лакерова, который в сильном раздражении кричал на Иремашвили и Джугашвили. Оказалось, что два последних ученика систематически насмехаются над Лакеровым, всячески дразнят его и издеваются над ним и приводят его в раздражение. Подобные проделки они позволяют себе часто…» По замечанию Иремашвили, близко знавшего юного Иосифа, для него «высшая радость состояла в том, чтобы одержать победу и внушить страх… С юности осуществление мстительных замыслов стало для него целью, которой подчинялись все его усилия». Рано в этом характере формировались властность, лицемерие, твердая воля, садизм, стремление к манипулированию людьми, смесь рационального ума и патологических черт.

К приходу Сосо в Тифлисскую духовную семинарию это учреждение славилось «бунташными» традициями. Среди учащихся уже были свои революционеры. В семинарию стекались дети бедных родителей с разных уголков Грузии, а это легко объясняет их легкий уход в революцию. Но ошибка – представлять семинаристов монолитной средой вольнодумцев. Были среди них и решившие посвятить себя духовному служению. Иосиф презрительно называл их «замученными Христом». Был ли Иосиф к моменту поступления в семинарию верующим? Как и когда начался его путь от Бога? Обратим внимание на сочиненное в Гори четверостишие юного Сталина «Коле Кавсадзе», в котором прозвучал уникальный для Иосифа мотив церковного заступничества.

«Гардживари» – церковь вблизи Гори. Публикатор стиха делает трусливую оговорку, чтобы избежать обвинений в намеке на «церковность» опытов мальчика Сосо: «Надо полагать, что товарищ Сталин «Гардживари» писал во избежание всяких неприятностей, ибо он в Бога и чудодейственную силу святых с детских лет не верил». Но вот отсчет начала сталинского неверия остается открытым. А что если эти стихи были тогда еще искренними? Другое объяснение «антирелигиозного» обращения будущего Сталина дает еще один однокашник. «Первые годы учебы в училище он был очень верующим, аккуратно посещал все богослужения…. Но вот в третьем или четвертом классе… он неожиданно поразил меня чисто атеистическим заявлением: «А знаешь, Гриша, Он не несправедлив, его просто нет. Нас обманывают». В другой редакции: «разговоры о Боге – пустая болтовня». Бывает, подобным «духовным поворотам» способствуют и травмы, полученные в детстве. Так, сильное впечатление на Сосо произвело публичное повешение трех разбойников в 1892 г. Один мальчик спросил, будут ли после смерти их жарить на медленном огне. Иосиф ответил: «Они уже понесли наказание, и будет несправедливо со стороны Бога наказывать их опять». Другие относят разрыв Сталина с Богом именно на «семинарский период». Видимо, атеизм рос в душе Иосифа постепенно еще в годы начального учения, а в семинарии он укрепился, приобрел законченные формы. При встрече с Елисабедашвили в 1898 г. Иосиф – уже зрелый проповедник атеизма, обращающий других. Для юного Георгия эта встреча стала моментом, предопределившим судьбу.

«Я слушал Сосо, и в моих взглядах все старое рухнуло. Изменились даже горы, которые я считал творением Бога, изменились вещи, и люди стали другими, я несся в далекое, неизвестное мне будущее». В победных тонах описывает Георгий свой «подвиг» на новом поприще, встретивший горячее одобрение юного Сталина. «Мы оба вошли в старую церковь и все хорошо осмотрели. Товарищ Сосо, увидев на стенке какую-то икону, видимо, кем-то повешенную, сказал: «Ого, смотри, и эта кляча (говорил о церкви и иконе) здесь. … Что сделать, Георгий?» Я сразу на трапезу, сорвал со стены икону, растоптал ногами и обрызгал «водой». Сосо спрашивает: «Слушай, не боишься Бога, что это с тобой?» Я засмеялся, а он похлопал (по плечу) и сказал: «Ты прав». Сцена в древней церкви разыгралась инфернальная – совершающий акт жуткого кощунства мочащийся на икону семинарист, сын священника Георгий и смеющийся провокатор Сосо – будущий Сталин, который после насмехался над ним. «Когда меня срезали на экзамене, Сосо подшучивал: «Не эта ли икона помешала тебе?» Наклонность к надругательству над святым была и для Сталина с юных лет способом растления его души, «первыми шагами» в его культурной и моральной деградации как личности. Так что, если вера у горийского школьника была, то оказалась не прочной. Данное верующей матерью религиозное воспитание было поверхностным, сказывалось больше влияние улицы, чем семьи.

Решающим в духовном становлении Иосифа было книжное самообразование. К чтению Сосо пристрастился еще в Гори, тогда им был прочитан роман А. Казбеги «Отцеубийца», давший ему вдохновляющий пример жизни романтического разбойника Кобы. Коба воплощал собой идею насилия и руководствовался мотивом мести. Художественные образы увлекали и потакали страстям, разжигали эгоизм, тщеславие, гордость. Семинарский круг чтения Сталина восстановить по мемуарам сравнительно легко и одновременно трудно. Можно определить, что он был обширен и касался разных областей знаний. Будущий вождь был талантливым самоучкой и книгочеем, что роднило его с целым рядом российских революционеров, тоже «не доучившихся». Но какие именно книги оказали большее влияние на него? Среди авторов семинарского чтения находим русских классиков – Пушкина, Лермонтова, Толстого, Гоголя, Достоевского, Некрасова, Чехова, Щедрина, Тургенева, Гончарова, Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Писарева; европейских классиков – Шекспира, Шиллера, Байрона, Гюго, Гете, Гейне, Гомера, Данте, Мильтона, Диккенса, Теккерея… Из общественной и научной литературы – Маркса, Энгельса, Каутского, Фейербаха, Плеханова, Либкнехта, Бебеля, Герцена, Аристотеля, Монтескье, Дарвина, Туган-Барановского, Летурно, Тимирязева, Мечникова, Спинозу, Канта, Милля, Гегеля, Рибо, политэкономистов Адама Смита, Риккардо, Милля, Спенсера, Леббси, Гибсона, Мальтуса, историков Боккля, Гизо, Шлоссера, Маколея, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского. Можно заметить отсутствие в этом списке авторов Серебряного века. Круг подпольного чтения имел явную атеистическую направленность. Книгами воспитывались, книги помогали усваивать атеизм. И юный Сосо тонко использовал книгу с целью пропаганды атеизма среди других учащихся семинарии, умело оперируя доводами науки. «Мы, равно мыслящая молодежь, ставили себе целью изжить у семинаристов веру в Бога, Церковь и вооружить их научным знанием»… «то, что учили в семинарии, о Боге, душе, человеке, необходимо было преодолеть и отвергнуть». И произведения русских классиков Иосиф использовал для целей пропаганды, как, например, «Отцы и дети» Тургенева. Он восторженно принял критику Л.Н. Толстым «Догматического богословия» митрополита Макария, носившую предельно антицерковный характер. Толкуя эту книгу, Иосиф говорил первокурсникам: «Какой там Бог, все это выдумано попами для того, чтобы держать народ в покорности»… Тот, кто его слушал, вспоминал: «Глубокая, убежденная антирелигиозная пропаганда тов. Сосо поразила меня». Любопытен и способ чтения запрещенных книг семинаристами. Листы запрещенной книжки часто закладывались между страницами церковных книг. Так обманывались надзирающие монахи. «Тайно, на занятиях, на молитве и во время богослужения мы читали «свои» книги. Библия лежала открытой на столе, а на коленях мы держали Дарвина, Маркса, Плеханова и Ленина». Так юный семинарист практически проходил школу двуличия и обмана. Если Сосо с запрещенными книгами попадался, то отделывался предупреждениями или карцером, который не следует отождествлять с тюремным. Впоследствии сталинский режим унаследует у царизма эту ненависть к вольному печатному слову и взрастит ее до фантастических размеров. Сталинская цензура по своей свирепости многократно превзошла все «чугунные уставы» царизма, а попытки чересчур любознательных советских граждан обойти сталинские препоны и запреты карались уже не символическими «карцерами», а многолетними тюрьмами, ссылками и лагерями, а то и расстрелом. Сталин в годы духовной учебы юности глубоко понял мощь печатного слова и, когда сам стал своего рода «царем», серьезно развил опыт своих семинарских преследователей.

В семинарии действовали нелегальные кружки учащихся. Упоминают о борьбе Сталина с умеренным параллельным кружком Сеида Девдориани. Но мало что известно и о деятельности кружка Сталина, и какую роль в действительности он там играл. Думается, революционное «лидерство» Иосифа в семинарии выдумано мемуаристами, экстраполировавшими «культ личности» на прошлое. Эдвард Радзинский, пассивно следуя за ними, изображает юного Сосо демоническим мальчиком под мотив известного фильма ужасов «Омен». Но вот товарищи писали о нем: «Тихий, предупредительный, стыдливый, застенчивый»… Конфликт между Сталиным и Девдориани произошел в третьем классе семинарии: в 1897 г. Иосиф отверг программу кружка, выработанную Девдориани, назвав ее «либеральной». Разногласия между семинаристами выражались остро: Сеид ругал Сосо публично и «противным», и «отвратительным». Пройдет много лет, и 21 октября 1937-го г. Сталин подпишет расстрельный список на Сеида Девдориани. В числе подлежащих суду Военной коллегии по Грузинской ССР имя Сеида значится 95-м среди других осужденных в тот день Сталиным на смерть по «грузинскому» списку в 330 человек. Известно, что Сталин внимательно читал все эти списки и, безусловно, понимал, что хладнокровно уничтожает старого товарища, вместе с которым 40 лет назад начинал свой революционный путь в семинарии, который когда-то первым ушел к нему в «оппозицию». 22 ноября 1937 г. на уничтожение Сталиным был обречен и другой его старший семинарский товарищ – Самсон Торошелидзе.

Мемуаристы охотно поносят семинарские порядки, видимо, преувеличивая их негативные стороны. Давая интервью писателю Эмилю Людвигу и сам Сталин в свойственной ему фиглярской манере порицал «отцов» семинарии за «невыносимый» инквизиторской режим, якобы лишавший его, молодого человека, столь нужной для духовного развития свободы. Прошел небольшой исторический период – и тот же «невыносимый инквизиторский режим» был установлен бывшим семинаристом для всей страны… Воспитанники жили скученно, распорядок их дня был строго регламентирован – молитвы, богослужения, подготовка к занятиям, занятия, еда, сон. «Жизнь в семинарии протекала однообразно и монотонно, – вспоминал Д. Гогохия. – Мы чувствовали себя, как в каменном мешке». Строгость семинарского режима выражалась в ряде запретов: посещения театров, библиотек, чтения вольных книг, газет, журналов. Однако воспитанники легко находили возможность бывать в городе и в неурочные часы и в полной мере подвергаться влиянию светской культуры. Они посещали театры, концерты, гуляния, женщин, городские и общественные библиотеки. Так, систематическим отлучкам учеников помогал семинарский дворник, который за небольшую мзду впускал или выпускал семинаристов по вечерам – кого в театр, кого на вечеринку, кого на сходку. Пользовался услугами этого дворника и Джугашвили. Так что, если и можно назвать семинарию «тюрьмой», то довольно либеральной, со множеством «дыр», с весьма широкими выходами на «волю». Время от времени и Иосифа подвергали обыскам, которые мало что давали, но толки о якобы его «систематическом преследовании» в семинарии далеки от реальности.

Невыносимой для неверующих семинаристов была сама религиозная дисциплина. Г. Паркадзе с раздражением писал об изводивших их «бесконечных молитвах» в церкви. «Каждый залезал в душу молодого ученика. …Он должен был верить всякой глупости и сказке. Бог, Церковь, душа, рай и ад – вот чему посвящались все занятия в классе». Богослужения в церкви, проповеди священников совершенно проходили мимо ушей семинариста Джугашвили, не искавшего истины в Писании. Для не веровавших воспитанников такие церковные службы превращались в бессмысленный ритуал, становились ежедневным и надоедливым кошмаром. Иосиф, бывало, и здесь кощунствовал. «Утомившись… опускался Сосо под видом молитвы на колени, чтобы меж тесными рядами учеников укрыться от наблюдений помощников инспекторов, и в таком положении шутками и комическими выходками развлекал стоявших около него товарищей». Кощунственные выходки семинаристов фиксировались и в журналах по поведению. Так, некий Чехчаев вдруг принялся дико подвывать хору во время молитвы Аллилуйя и рассмешил учеников. «Особенно сильно хохотал Джугашвили». В Великий пост семинаристы говели, а также исповедовались и причащались два раза в год. Иосиф по обязанности участвовал в этих церковных таинствах. Так что были основания считать его тогда формально воцерковленным человеком. Но вот пост он обходил, и довольно «остроумно». По свидетельству М. Семенова, семинаристы как-то с радостью оскоромились и наелись в Страстную пятницу. Автор характеризует этот поступок как «демонстрацию светлых радостных чувств людей, преступивших преграду, дотоле непреодолимую, с затаенном чувством освобождения от гнета предрассудков». «Возвратились заговорщики в пансион и на завтра, как ни в чем не бывало, благочинно причастились».

Многие мемуары сквозят ненавистью к монахам – руководителям семинарии. Их порицали за русофильство, ханжество, надзор за личной жизнью семинаристов. Но, как правило, с «фанатизмом» семинаристы отождествляли обычную для монахов набожность. Все учителя семинарии имели академическое образование, обращались к ученикам вежливо и не подвергали их бессмысленным преследованиям. Так, ректор семинарии Гермоген стал впоследствии видным епископом и был уничтожен в годы красного террора. Один из наиболее ненавистных «преследователей» юного Сосо иеромонах Димитрий (князь Давид Абашидзе) затем также стал известным иерархом и подвижником, неоднократно подвергался репрессиям. Мемуаристы по традиции не жалели и для него черных красок. Якобы это был «человек выродившийся, фанатичный, настоящий царский раб». Если отбросить эмоциональные оценки мемуаристов («ослепленный фанатик», «обрусевший дегенерат»), то можно понять, что Димитрия отличало ревностное отношение к выполнению обязанностей инспектора, что обусловило к нему ненависть неверующих учеников. Характерна такая картина – Абашидзе ворвался в класс «как сумасшедший». «Безобразие… Пост… Они должны быть в церкви и смиренно молиться, а торчат здесь и бесстыдно скулят», – восклицал он, обегая вокруг парт»: Отец Димитрий занимался поиском нелегальной литературы. «Он привык заглядывать внутрь парт, обыскивать ящики, шкафы, подвалы»… «он рыскал повсюду, внезапно подлетал к ученикам и вырывал у них из рук книги». Известен и конфликт Иосифа с о. Димитрием. Как-то он заметил, что Джугашвили смотрит как бы сквозь него. «Как, ты меня не видишь?» Сосо с насмешкой протер глаза, посмотрел на него и ответил: «Как же, вижу какое-то черное пятно». Отметим, однако же, что для таких хамских ответов семинариста требовалось не только неуважение к «инквизитору»-монаху, но и глубокое презрение к людям. Любопытная деталь – во время панихиды в семинарской церкви по Александру III в 1894 г. семинарист Воронин горько заплакал, что не осталось без внимания Сосо. «Характерно полуприщурив глаза, с полупрезрительной не то усмешкой, не то улыбкой: «Эх ты, бестолковый! – сказал он. – Что горюешь? Царя жаль? Таких людей нечего жалеть, умер один – будет другой». Представление, что есть люди, которых «нечего жалеть», утвердилось у Сталина с юности.

Инспектора Димитрия подводила излишняя эмоциональность, склонность к демонизации происходящего. Показательна ехидная шутка Иосифа над Абашидзе в ходе экскурсии воспитанников семинарии в Шио-Гвимевский монастырь. При наступлении темноты учащиеся оставили монастырь и разбрелись по склонам горы. «Тщетны были усилия Димитрия Абашидзе, его крики, угрозы, просьбы зайти в монастырь, чтобы не радовать дьявола и чертей. «Не в тифлисских театрах, отец Димитрий, водятся черти, а вот здесь (в святом месте. – И.К.), смотрите, они кишмя кишат», – крикнул ему в ответ, искусно изменив свой голос, товарищ Сосо». Мемуарист поясняет далее смысл богохульной издевки: «Не знаю, как, но всем нам стало известно, что раз, проходя мимо оперного театра, Димитрий Абашидзе с обычной для него брезгливой миной сказал ученикам, что в оперном театре живут и играют черти». Абашидзе, видимо, вполне «раскусил» в семинаристе Сталине оборотня и поэтому старался строже наблюдать за ним в последний год его учения в семинарии, понимая, что он оказывает вредное влияние на других учащихся. Думается, можно поверить таким словам Талаквадзе: «Не раз Димитрий говорил … что мне недостойно быть таким же «неверующим», как Сосо Джугашвили, указывал, что, по его глубокому убеждению, мы никогда не будем истинными служителями Бога». Сосо не «оставался в долгу» и охотно отзывался об инспекторе дурно, побуждая других учеников к враждебному к нему отношению. Низкая душа Сталина проявилась в мелочной мстительности к Абашидзе уже после исключения из семинарии. В 1900 г. о. Димитрий был назначен ректором Андорской семинарии и должен был быть возведен в сан архимандрита. Тогда ученики из числа «богобоязненных», которых товарищи окрестили «изменниками» и «лицемерами», решили поднести ему на прощание подарок – служебник с бархатной обложкой и евангельской надписью золотыми буквами: «Не любил словом, иже языком, но делом и истиною» (Иоанн, 3, 18). Воспитанники вынашивали план сорвать это мероприятие – либо захватить подарок, либо залить служебник чернилами. Иосиф, хоть уже и отчисленный, проявил интерес к готовящейся провокации и спросил, что семинаристы предпримут. Кто-то предложил не приветствовать Димитрия и не припадать к его руке. Однако Сосо такая «демонстрация» показалась робкой: «Если вы будете присутствовать, вы будете невольными соучастниками этого акта чествования Димитрия. Поэтому, когда Димитрию поднесут подарок и начнут говорить речи и превозносить его, вы должны демонстративно оставить церковь». Служебник мстительные семинаристы все-таки украли. Ученик Илья Шубладзе спрятал книгу в надежном месте, и только в 1933 г. отнес в музей.

Занятия велись как в форме лекций, так и прений. В первых трех классах в основном изучались светские предметы: литература, гражданская история, алгебра, геометрия и логика, из духовных – Священное Писание, библейская история, церковнославянское пение. В четвертом классе светские предметы были дополнены физикой и психологией, а духовные – основами богословия, гомилетикой, литургикой, грузинской церковной историей. В пятом и шестом классах преимущественное внимание уделялось богословским предметам… С церковно-образовательной точки зрения, программа семинарии была ориентирована на серьезную подготовку квалифицированного священнослужителя. Однако методы изучения (зубрежка, русификаторство) оставляли желать лучшего. Но дело было не только в них, но и в отсутствии влечения многих учеников к духовной учебе. Ученикам осваивать приходилось такие науки, к которым нужна особая предрасположенность. А тех, кто особо усерден в учении, в большинстве случаев ждала «карьера» бедного сельского батюшки, в духовные академии направлялись немногие. Понятно, что подобные перспективы не могли казаться привлекательными для честолюбивых молодых людей.

Был ли интерес у Сосо к семинарским занятиям? Преподаватель истории Махатадзе писал, что программа для семинаристов по этому предмету отличалась основательностью, отмечая, что Иосиф любил историю. «Он обладал необыкновенной памятью и большим умом. Он даже ничего не записывал на лекциях, а все запоминал»… «Он умел оценивать исторические факты и события, стоя у стенной карты в классе и показывая на ней упомянутые исторические места… Другие семинарские науки, насколько мне известно, мало удовлетворяли его пытливый ум, кроме математики и литературы». Иосиф не скрывал своего издевательского отношения к преподаваемым в семинарии церковным сюжетам. Например, «просил преподавателя объяснить, каким образом Ной умудрился разместить в таком сравнительно небольшом судне, как ковчег, всех зверей, животных, птиц и гадов». Некоторые из таких классных шуток Сталина носили кощунственный характер. Однажды преподаватель спросил ученика, как надо понимать выражение Библии: «и обонял Бог благоухание жертвы Ноевой». Джугашвили как бы про себя, но достаточно громко произнес: «Значит, запахло шашлыком», – и весь класс разразился хохотом».

Учеба Джугашвили в семинарии неуклонно шла по нисходящей линии. Отличник в духовном училище, он не смог поддержать ту же высокую планку в семинарии. Первый класс (1894–1895) Иосиф окончил твердым «хорошистом», имея тройку лишь по гражданской истории. Годовые оценки за второй класс (1895–1896) показали лишь только одну пятерку – по церковнославянскому пению и четверки по остальным предметам. Но уже провальным для Сосо оказался третий класс семинарии (1896–1897): средний балл – 3,5, ни одной пятерки, по церковной истории и Св. Писанию тройки, переход с пятого места в списке успевающих на 16-е (из 24). Четвертый класс (1897–1898) оказался для Иосифа еще более трудным, чем предыдущий, – тройки почти по всем предметам и, как результат, двадцатое место в списке успевающих (из 23). Как известно, весной 1899 г. экзамены Иосиф не сдавал, но ему выдали впоследствии аттестат с «троечными» результатами и за этот год. С третьего класса падает и дисциплина Сосо. В кондуитном журнале семинарии учащаются записи о его грубости и наказаниях.

Что же случилось с успехами когда-то способного ученика? Ответ очевиден – он потерял интерес и к церковным предметам, и к духовному образованию вообще. Его поглощали другие занятия, не оставлявшие на учебу времени. «Все более и более теми и другими предметами манкировал Джугашвили, уроками и богослужениями, все чаще и чаще всеми способами ухищрялся он ускользнуть на вечера из семинарии»… «В третий год с ним произошла какая-то перемена, после чего он абсолютно бросил подготовку уроков… он не читал Закон Божий и разные духовные произведения, а, наоборот, противоположные к ним и т.д.». Мемуарист справедливо считал, что Сталин в старших классах семинарии сознательно отказался от духовной карьеры – при своих способностях он имел весомые шансы поступить в академию. М. Кольцов сказал лучше: «Он, как волчонок, смотрел в лес».

Духовная школа объективно стала для Сталина школой безбожия. Не подходил трудный путь духовного служения для талантливого, но честолюбивого и бесчестного юноши, одержимого волей к власти. Революционная карьера в чреватом бурными потрясениями российском обществе казалась более предпочтительной и в итоге принесла нашему «герою» оглушительный успех.

Политический журнал, 2007 год

В 1888 г., в возрасте 10 лет, Сосо стал одним из 150 мальчиков, поступивших в Горийское духовное училище. Его мать хотела, чтобы он стал епископом, но в училище принимали только детей церковнослужителей. Один священник решил эту проблему, представив отца Иосифа дьяконом. Сосо преуспел в трех основных забавах города Гори: городских драках, турнирах по борьбе всех возрастных категорий и войнах, проходивших в училище между ребятами.

Мальчик из церковного хора, читающий Псалмы, Дарвина и Маркса

У юного Сосо был очень красивый голос, что дополнялось отличным стилем исполнения песнопений. Он пел в церковном хоре и его часто приглашали на свадьбы, где он пел с кафедры, облаченный в стихарь. В юные годы он был очень набожным и не пропускал практически ни одного богослужения. Его школьный товарищ Челидзе вспоминает: «Он не только сам придерживался церковных обрядов, но и нам напоминал об их важности» . Он был лучшим чтецом псалмов в церкви. Церковная школа наградила его Книгой Псалмов Давида с дарственной надписью: «Иосифу Джугашвили за блестящую учебу, хорошее поведение и отменное пение Псалмов ».

Будучи заядлым читателем, в 13 лет Сосо приобрел книгу Дарвина «Происхождение видов». Однажды он спорил с друзьями о несправедливости разделения на богатых и бедных. Сосо сразил всех своим ответом: «Бога нельзя считать несправедливым, его просто не существует. Мы все обмануты. Если бы Бог действительно существовал, он сделал бы мир более справедливым. Я дам почитать вам одну книгу, и вы все поймете» . И он показал всем книгу Дарвина.

В возрасте 15 лет Сосо получил именную стипендию на обучение в Грузинской Православной семинарии в Тифлисе (Тбилиси), которая считалась лучшим религиозным учебным заведением на юге Российской Империи. Однако, по словам Троцкого – революционного товарища Сталина (а впоследствии его врага), духовные школы Российской Империи были «печально известны дикостью своих нравов, средневековой педагогикой и законом «кулаков» .

Тбилисскую семинарию называли «Каменным мешком». «Все зло, порицаемое Библией, процветало в этом месте благочестия» , , – пишет биограф Монтефьор. – «Семинария весьма преуспела в предоставлении русской революции одних из самых безжалостных радикалов». Один из студентов, учащихся со Сталиным, писал: «Ни одна светская школа не выпустила столько атеистов, сколько Тбилисская семинария».

В 1907 г. на городской площади в Тбилиси под тайным руководством Сталина было совершено вооруженное нападение на карету, везущую деньги в банк «Империал»… Сорок человек были убиты. По неофициальным данным, Ленин произнес на этот счет такие слова: «Это именно тот человек, который мне нужен».

Сосо пристрастился к чтению трудов таких революционеров, как Виктор Гюго, Эмиль Золя, Маркс и Энгельс – авторов, книги которых были запрещены семинарией. Он проводил много времени за чтением запрещенных книг, отбывая наказание за это в карцере. Чаще всего это случалось из-за мести одного из учителей, которого Сосо прозвал «Черной меткой». Учитель шпионил за ним и регулярно обыскивал его комнату на предмет запрещенных книг. Черная Метка научил молодого Сталина репрессивной тактике – «надзору, шпионажу, вторжению в личную жизнь, подавлению чувств» , и это, по словам самого Сталина, он позднее успешно использовал в управлении Советским государством.

На пятом году обучения, практически в конце образования, Сосо не вернулся в семинарию. В протоколе семинарии официально было отмечено, что он объявил себя атеистом, и в мае 1899 г. был «отчислен… за неявку на экзамены» .

Революционер, большевик и грабитель банков

Теперь Сосо превратился в уличного драчуна, главаря шаек и профессионального революционера, действующего против Российской монархии. В 1903 г. он вступил в ряды Большевистской партии и стал специалистом по банковским ограблениям и вымогательству, за счет которых пополнялась казна большевиков. В 1907 г. на городской площади в Тбилиси под тайным руководством Сталина было совершено вооруженное нападение на карету, везущую деньги в банк «Империал». Сумма, полученная в результате ограбления, на сегодня составила бы 3,4 млн американских долларов. Во время ограбления было подорвано 10 бомб и убито 40 человек. По неофициальным данным, Ленин произнес на этот счет такие слова: «Это именно тот человек, который мне нужен» .

В 1913 г. Сосо взял себе фамилию Сталин. Несмотря на многочисленные аресты и тюремные заключения, он постоянно совершал побеги, но затем был сослан в Сибирь, где находился до 1917 г. После Революции 1917 г. и свержения царя Николая II его положение в рядах Большевистской партии стало стремительно укрепляться. После смерти Ленина в 1924 г. он быстро вытеснил всех своих конкурентов и стал верховным вождем Советской республики.

Последователи называли его «единственной надеждой рабочих и крестьян всего мира». Тем не менее, конфискация зерна и других пищевых продуктов, проводимая советской властью по приказу Сталина, привела к Голодомору, в результате которого к 1937 г. погибло несколько миллионов советских крестьян.

Массовый убийца

В конце 1930-х гг. после проведения кампаний, известных как «большая чистка», или «большой террор», Сталин получил абсолютную власть в стране. Большая чистка была направлена на уничтожение всех политических оппонентов и любого, кто мог угрожать занимаемому им посту. Сталин хорошо усвоил, что «смерть как самое простое и эффективное политическое орудие очень удобна».

Под «чистку» попали члены Коммунистической партии (как оппоненты, так и бывшие сотоварищи), члены Красной армии и представители всех слоев общества, в том числе более 100 тыс. священников и монахов русской православной церкви. Монтефьор пишет: «На протяжении 1937–1938 гг. более 1,5 миллионов человек были расстреляны. Сталин лично подписал смертные приговоры почти 39 тыс. человек, многие из которых были его давними знакомыми».

Как и почему мальчик из церковного хора и студент духовной семинарии стал одним из кровавейших диктаторов в мировой истории, для которого «убийство миллиона людей ничем не отличалось от прополки сорняков»? Безусловно, это во многом связано с тем, что Сталин в нежном 13-летнем возрасте читал труды Дарвина.

После смерти Сталина главой СССР стал Никита Хрущев. В 1956 г. в своей речи на 20-м Конгрессе Партии он публично обвинил Сталина в преступлениях, заявив, что чистки «нанесли невосполнимый урон для страны», что «многие жертвы были невиновными, и приговоры выносились на основании неправдивых признаний, сделанных под пытками».

В 1991 г. советские архивы стали общедоступными. Документально подтверждено, что при Сталине, в период до, во время и после Второй Мировой войны, были казнены (по политическим либо криминальным обвинениям) около 800 тыс. заключенных, около 1,7 млн людей умерли в ГУЛаге (исправительно-трудовые лагеря) и приблизительно 389 тыс. человек погибли в ссылках в Центральной Азии и Сибири. Многие историки считают эти цифры слишком заниженными. По словам Монтефьора, «вполне вероятно, что около 20 миллионов человек было убито; 28 миллионов депортировано, причем 18 миллионов из них содержались в заточении в ГУЛаге».

Почему?

Как и почему мальчик из церковного хора и ученик приходской церкви стал одним из кровавейших диктаторов в мировой истории, для которого «убийство миллиона людей ничем не отличалось от прополки сорняков»? Безусловно, это во многом связано с тем, что Сталин в нежном 13-летнем возрасте читал труды Дарвина. Такое знание подарило ему все «оправдания», необходимые его разуму для отрицания существования Бога и отказа от авторитета Библии в своей жизни. Этим чтением была вымощена дорога к принятию атеистического революционизма Маркса и были устранены все ограничения для убийства своих оппонентов – безжалостного устранения «слабых» в процессе бессознательной мести за перенесенную в детстве боль.

Семинария, в которой учился Сталин, очевидно, не давала исчерпывающих ответов на его атеистические вопросы. И какой бы истине не учили в этой семинарии, учителя демонстрировали далеко не христианскую манеру поведения. Таким образом, отвергнув Господа и Его Слово, Сталин еще подростком заполнил образовавшуюся духовную пустоту мыслями и верованиями революционеров. Все остальное – история.

Карл Маркс (справа) прочитал труд Дарвина «Происхождение видов» вскоре после его публикации в 1859 г. в Англии. Эта книга дала Марксу научное обоснование для отрицания сотворения мира Господом и, следовательно, отрицания существования самого Бога. Он всецело поверил, что данная научная теория подтверждает его взгляд на мир, согласно которому основная «борьба за существование» среди представителей рода человеческого происходит между социальными классами (а классы – сродни видам). В 1861 г. он написал своему другу Фердинанду Лассалю: «Труд Дарвина является наиглавнейшим для меня и служит моей цели, поскольку обеспечивает научное обоснование исторической классовой борьбы».1

В 1873 г. Карл Маркс послал Дарвину свою книгу «Капитал» с личной подписью. Гарвардский эволюционист и марксист, ныне покойный Стивен Джей Гулд, подтвердил этот факт, заявив, что лично видел подписанную книгу (в библиотеке Дарвина в Даун Хаусе), в которой Маркс называет себя «искренним поклонником» Дарвина. Дарвин вежливо ответил письмом благодарности, но, очевидно, книгу так и не прочел, о чем свидетельствуют ее неразрезанные страницы.2

Как бы там ни было, но то, что Маркс хотел посвятить свою книгу Дарвину, – миф. Скорее всего, просьба о посвящении исходила от любовника дочери Маркса, Эдварда Эвелина3 .

Правда, это еще не все. Есть еще одна глава. В Библии сказано: «И как человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Послание к Евреям 9:27), «все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; …и выйдут делавшие зло – в воскресение осуждения» (Евангелие от Иоанна 5:28–29).

Ссылки и примечания