Значение солнца для жизни на земле. Польза Солнца — Источника Жизни

Инструкция

Солнце влияет на климат Земли и на все живые организмы – это бесспорно. Всем известно, что осенью, когда поверхность Земли получает меньше солнечного тепла и света, природа «засыпает» - деревья теряют листья, животные снижают свою активность, некоторые вообще впадают в спячку, пережидая зимние холода. Весной, с наступлением тепла, природа оживает. На деревьях вновь появляются листья, животные пробуждаются после зимней спячки. Таковы ежегодные сезонные изменения в условиях средней полосы.

Однако приполярные и полярные области планеты получают гораздо меньше солнечного тепла и света, что обусловлено наклоном земной оси к плоскости эклиптики. За многие тысячелетия в приполярных районах сформировалась с характерной скудной растительностью и не слишком разнообразной фауной, а в полярных – зона вечной мерзлоты. Причина – положение Солнца относительно горизонта. В полярных и приполярных областях земного шара, Солнце стоит низко над горизонтом, и его лучи словно скользят по поверхности, слабо ее при этом нагревая.

Напротив, в экваториальных областях планеты, где солнечные лучи круглый год падают на поверхность планеты практически вертикально, летние и зимние температуры отличаются незначительно. Жизнь «бьет ключом». Флора и фауна разнообразна и многочисленна.

Многим, наверное, известно выражение: «Леса – легкие Земли». Это верно. Зеленые листья растений содержат зерна хлорофилла, с помощью которого происходит фотосинтез. В результате выделяется кислород, так необходимый всему живому. А возможной реакция фотосинтеза становится только при наличии солнечного света.

Растения играют важную роль в пищевом обеспечении как людей, так и животных. Для травоядных они – единственный источник питания. Растения накапливают энергию солнечного излучения, а потом ее получают люди и животные, питающиеся этими растениями.

Люди используют ресурсы, добываемые из недр Земли - каменный уголь, нефть, газ. Все это остатки растений, произраставших на земле многие миллионы лет назад. Теперь они отдают накопленную когда-то энергию.

Многие природные явления, такие как образование облаков, дождь, снег, туман и т.д. происходят благодаря круговороту воды. Солнечное тепло значительно ускоряет испарение. Без глобального процесса, называемого круговоротом воды в природе, жизнь на Земле была бы невозможна.

Благодаря солнечному теплу на планете дует ветер, океанические течения перемещают огромные массы воды, образуются волны. Солнце, как и Луна воздействует на приливные океанические процессы.

На атмосферу Земли воздействует солнечный ветер – вырывающийся из солнечной короны поток гелево-водородной плазмы. Солнечный ветер – причина вызывающая северные сияния и магнитные бури.

В разделе на вопрос Какое значение имеет Солнце для Земли? Какое значение имеет Солнце для Земли? заданный автором философия лучший ответ это Значение Солнца для жизни на Земле.
Еще в далекой древности поняли люди, что без Солнца не было бы жизни на Земле. Древние греки называли Солнце богом Гелиосом, римляне - лучезарным Аполлоном или Фебом, а наши предки славяне называли богом Ярилой.
Солнце - могучий источник жизни на Земле. Без солнечного света и тепла ни одно живое существо - ни человек, ни животное, не могли бы жить. Холодная или теплая погода, снег или оттепель, засуха или дождь - все это вызывается увеличением летом или уменьшением зимой солнечного тепла.
Ученые подсчитали, что Земля получает одну двухмиллиардную часть тепла, испускаемого Солнцем. Часть этого тепла отражается ото льда обратно в космос. Вы, вероятно, знаете, что большие массы льда находятся на севере и на юге нашей планеты: в Арктике и Антарктиде.
Солнечное тепло идет на нагревание земной поверхности. Без этого наша планета замерзла бы, на ней установился бы холод. Нагреваясь, земная поверхность отдает часть тепла окружающему ее воздушному океану - атмосфере. В нижней части атмосферы дуют ветры.
А представьте себе, что какая-то могучая сила сковала воздух, сделала его неспособным двигаться. На всей Земле не стало бы ветра, ни бешеных порывов урагана, ни даже легкого дыхания воздуха. Что же тогда получилось бы? Прекратился бы великий круговорот воды в природе, иссякли реки и ручьи, засохли травы на лугах, хлеба в полях, пожелтели бы и высохли леса. Вся суша превратилась бы в великую пустыню.
Ты обедаешь: ешь щи с капустой, на второе - жареный картофель и на сладкое - ломоть арбуза. Это солнечные лучи помогли растению создать питательные вещества. Без растений на Земле не было бы ни животных, ни людей. Растения - это дрова, торф, каменный уголь.
Если бы внезапно угасло Солнце, люди смогли бы просуществовать несколько десятилетий за счет солнечного тепла, накопленного растениями. Потом жизнь прекратилась бы. Но Солнце существует давно и будет существовать еще миллиарды лет. Солнце - самая мощная и долговечная машина, которая посылает тепло, необходимое для жизни на Земле.

Внеурочная деятельность

3 класс.

Учитель: Горбунова Т.Н.

факультатив «Экология учебной деятельности»

Раздел: « Учусь экологическому мышлению»

Тема: Роль Солнца на Земле: всё связано со всем.

Учебная задача: дети должны узнать о роли Солнца на Земле

для этого дети должны научиться: целенаправленно находить информацию,

выделять главную мысль. Самостоятельно заполнять таблицу.

Формирование УУД:

Личностные:
Ценить и принимать базовые ценности «природа», «наука». Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; договариваться и распределять обязанности (Коммуникативные УУД).

Уметь находить информацию, проверять её, представлять в виде таблицы, образа. (Познавательные УУД

Ход занятия.

    Психологический настрой.

(Вхождение в занятие по методу озвученного выдоха. Звук с.)

«С маленькой удачи начинаются большие успехи»

Как вы понимаете эти слова?

Надеюсь, что и наши маленькие удачи приведут нас к новым знаниям и большому успеху.

Что пожелаете своим товарищам и себе перед началом урока? (Успеха, удачи)

    Мотивация.

Ребята, сегодня мы продолжим работу с одним из богатств, которое нам дарит природа.

Отгадайте загадку

Всем оно нам нравится,

Без него мы плачемся

А едва появится – взгляд отводим, прячемся:

Уж больно оно яркое

И жаркое-прежаркое.

Что это? (Солнце)

Сформулируйте тему нашего занятия, вспомнив предыдущие занятия из раздела "Учусь экологическому мышлению".

    Постановка учебной задачи

А чтобы вы хотели узнать из нашего занятия?

Сегодня мы будем работать в трёх лабораториях. Первая занимается вопросами роли солнца для природы, вторая работает над проблемой роли солнца для хозяйственной деятельности человека, третья исследует роль солнца для здоровья человека.

Под каким девизом мы работаем?

«Кто ищет, тот всегда найдёт».

    Организация самостоятельной деятельности обучающихся

4.1 Информация учителя

Роль Солнца была замечена еще в древности. Древние люди поклонялись Солнцу, как богу. Они благодарили его за тепло и приветствовали его восход по утрам. В мифах и сказках всех народов мира Солнце занимало всегда главное место. У всех народов Солнце – главное божество, например Ра у древних египтян, лучезарный бог Гелиос у древних греков, Дажьбог и Ярило у древних славян.

Загадочное и далёкое, окутанное покровами тайн, наше дневное светило привлекало внимание и учёных. Вот лишь некоторые факты открытий ученых - «Солнце в цифрах».

Итак, СОЛНЦЕ – это….. звезда, громаднейший раскалённый газовый шар. Самый огромный при всей Солнечной системе.

Радиус - 696 000 км. Радиус Солнца в 109 раз больше радиуса Земли.

Если представить, что солнце величиной с арбуз, то рядом с ним самая большая планета Юпитер будет выглядеть как небольшое яблоко, а наша Земля как ягода смородины

Солнце самая тяжёлая звезда, тяжелее всех планет. Масса – в 330 000 раз больше массы Земли.

В центре Солнца температура составляет 15 млн. градусов, температура поверхности – 6000С

Температура в центре Солнца достигает 15 млн. градусов и под воздействием этой невообразимой высокой температуры в солнечном веществе происходят изменения в результате этого получается свет и тепло. Солнечный свет и тепло обеспечивают существование жизни на Земле.

Среднее расстояние от Земли - 150 млн. км

Мы говорим, что Солнце самая близкая к нам звезда. Но это не означает, что расстояние от Земли до Солнца маленькое.

Вам, наверное, сложно представить насколько велико это расстояние. И чтобы вам в этом помочь послушайте такую историю.

Сказка про Солнце

Жил да был Звездочёт. Каждую ночь он наблюдал за далёкими звёздами, а днём изучал самую близкую к нам звезду - Солнце, пытаясь разгадать тайну её рождения. Но время шло, Звездочёт старел. А тайна оставалась неразгаданной. И тогда Звездочёт решил полететь к Солнцу, чтобы всё увидеть самому.

Возьму свою карету, запрягу в неё пару сильных лошадей, да и помчусь!- решил он.

Что ты! Что ты! заскрипела карета, - мне не выдержать такого длинного путешествия я развалюсь на дороге! Ведь оно продлится не меньше 500 лет! Возьми уж лучше автомобиль!

Послушался Звездочёт, выбрал самую быструю и красивую машину. Но едва взялся за руль, как зафырчал мотор.

Фр- р! Не буду включаться! 100 лет работать без отдыха! Не желаю!

Не соглашайся, - прошуршала шина, - В космосе для машин нет дорог Пусть возьмёт самолёт, он по крайней мере умеет летать.

Отправился Звездочёт к Самолёту: Отнеси меня, пожалуйста, на Солнце. Я очень тороплюсь. Сколько времени понадобится тебе для этого?

10 лет! Но я не могу выполнить твою просьбу. В космосе нет воздуха, и моим крыльям не на что опираться. Иди к моей сестре, Красавице-ракете. Только она может летать в безвоздушном пространстве.

Ты правильно поступил, что обратился ко мне, человек! - серебристым голосом пропела Ракета,- Не пройдёт и года, как мы будем у цели. Я самая выносливая, самая быстрая, только я одна знаю туда дорогу. Садись!

Только было Звездочёт собрался, занять место в кабине корабля, как из-за туч выглянуло Солнце и его золотистые лучи брызнули во все стороны. Один солнечный луч коснулся щеки Звездочёта и шепнул: Ракете нужен год, а мне только 8 минут. Полетели?

Обрадовался Звездочёт, потянулся за солнечным лучом - и пропал из глаз

Возраст - около 5 млрд. лет

Это лишь некоторые факты открытий ученых.А мы сегодня попытаемся тоже пойти по стопам учёных и ответить на некоторые вопросы, связанные с этим загадочным небесным телом. Каждая группа, работая в своем направлении, оценив, переработав свои знания о солнце, найденные факты, результаты исследований, проведенных опытов, должна составить «научный доклад» в соответствии с предложенным алгоритмом.

    1. Работа в группах

1.Организация работы групп по предложенным планам.

2. Защита докладов.

Первыми выступают исследователи природы, а остальные начнут работать с таблицей

Заполнение таблицы по группам.

Роль солнца.

Для природы

Для здоровья человека

а) Роль солнца для природы. (Выступает первая группа). Приложение 1.

Люди с давних пор относятся к Солнцу с любовью и особым уважением. Ведь они поняли, что без Солнца не прожить ни человеку, ни зверю, ни растению.

Солнце - это мощный источник энергии, а энергия - источник жизни. Земля получает лишь малую часть излучаемого солнечного тепла. Но и этого тепла хватает для всего живого на Земле.

Что дает Солнце?

Солнце дает Земле свет и тепло. Без этого на Земле постоянно царили бы темнота и такой холод, что все живое не могло бы существовать.

1)Объясните в данной последовательности роль солнца:

    Как главного источника энергии (света, тепла)

    В образовании ветра

    В круговороте воды в природе

    В смене времен года

    В смене времени суток

    Для жизни организмов

    В создании определенных климатических условий

2) Подберите необходимое оборудование и проиллюстрируйте роль солнца в смене времени суток.

Вывод. Заполнение таблицы.

б) Роль Солнца для хозяйственной деятельности человека. (Выступает вторая группа). Приложение 2.

1) Объясните в данной последовательности роль солнца:

1.Для выращивания урожая

2.Как источника энергии для работы приборов.

3.Как показателя времени

4. Как прибора для ориентирования на местности –компаса.

2) Подберите необходимое карточки и покажите наглядно работу солнечной батареи.

Вывод. Заполнение таблицы.

Физминутка “Солнышко”

Закройте глаза, расслабьтесь, вытяните руки. Представьте, что на ладошках у вас лежит маленькое солнышко. Через пальчики, как лучики солнышка, идет тепло по рукам. Руки успокоились, отдыхают. Переключаем внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают. Обратите внимание на дыхание, мы дышим легко, равномерно. Откройте глаза. Улыбнитесь друг другу.

в) Роль солнца для здоровья человека. (Выступает третья группа).

1)Распределить сведения по группам и выступить:

1) Польза солнца для здоровья человека

2) Вред солнца для здоровья человека

2) Составить памятку «Безопасное Солнце»

Давайте разрешим их спор.

Чьё мнение верно, солнце приносит абсолютную пользу или вред.

Солнце полезно, но если им злоупотреблять, то оно вредно.

А теперь давайте перенесёмся в лето. (Просмотр мультфильма “Ну, погоди!” (16-й выпуск)

Этим примером показано, что солнце хорошо в меру.

Чтобы такого не произошло ребята третьей группы составили для вас памятку безопасного солнца.

Чтение памятки.

Очень ценные правила, пригодятся особенно в летние каникулы. Мы её размножим, чтобы она была у каждого, а ещё выступим перед ребятами других классов.

Выполняя эти правила для вас Солнце всегда будет другом.

Какая главная мысль этой таблицы?

Какое огромное значение имеет солнца для всего для всего живого.

Роль солнца.

Для природы

Для хозяйственной деятельности людей

Для здоровья человека

Главный источник света и тепла

Для выращивания урожая

Под воздействием солнца в организме вырабатывается витамин Д,

Образование ветра

Как источника энергии для работы приборов.

Воздействие солнечного света помогает избежать плохого настроения и депрессии

Круговорот воды в природе

Как показателя времени

Смена времён года

Как прибора для ориентирования на местности –компаса.

Смена времени суток

Для жизни организмов

В создании определённых климатических условий

г) Экологическая проблема.

одит очень много мифов о глобальном похолодании, о конце света, но я хочу вас успокоить

Придёт время когда Солнце умрёт, израсходовав весь свой запас топлива Однако это случится не скоро. Ты до этого точно не доживёшь, не доживут и твои дети и даже твои прапрапрапраправнуки! Астрономы подсчитали, что Солнцу хватит топлива ещё как минимум на 5 миллиардов лет.

5. Рефлексия.

Если что-то осталось не понятным, то выберите короткий лучик.

Если урок для вас прошёл не зря, и вы узнали новое, интересное, то выберите средний лучик.

Если вы узнали много нового, интересного и ещё хотите ещё узнать, то выберите длинный лучик.

6. Итог

Велико значение Солнца для жизни на Земле. И пусть всегда ваш путь освещается солнцем, пусть будет больше ясных, теплых, солнечных дней в вашей жизни.

Приложение 1.

Примерное содержание выступления первой группы по теме: "Роль Солнца для природы "

1) Солнце - главный источник энергии на Земле

Солнце дает Земле свет и тепло. свет - светит, видим окружающий мир

тепло- греет, лучи нагревают Землю, от Земли нагревается воздух

2)Энергия Солнца приводит в движение огромные массы воздуха (образование ветра)

3)Энергия Солнца вызывает круговорот воды в природе дождь испаряет воду, пар поднимается вверх, собирается в тучи

4). Смена времен года (Вокруг Солнца Земля обращается против часовой стрелки и полный оборот совершает за 365 суток и 6 часов.

5) смена времени суток (вращаясь вокруг себя наша Земля то поворачивается одним боком, то другим)

Поночам становится темно, потому что Земля вертится вокруг своей оси и Солнце освещает то одну, то другую её половину. На той стороне Земли, которая поворачивается к Солнцу, наступает день, а на противоположной ночь. Полный оборот вокруг своей оси Земля делает за 24 часа (сутки).

6). Благодаря Солнцу развиваются и живут организмы

    Климент Аркадьевич Тимирязев установил, как растения в своей жизнедеятельности используют солнечный свет. В листьях растений содержится особое вещество - хлорофилл, которое окрашивает их в зеленый цвет. Хлорофилл поглощает энергию солнечных лучей. С помощью этой энергии растение создает из углекислого газа и воды сложные вещества - углеводы. Они нужны самому растению и тем, кто им питается - животным и людям.

Опыт: Завернули лист зелёного растения в чёрную бумагу, После нескольких дней под бумагой зелёный листок стал бесцветным. Мы доказали, что растениям нужен свет, чтобы производить хлорофилл. В темноте растения погибают.

7) Климат обусловлен распределением солнечной энергии на земном шаре (опыт)

Попробуй посветить фонариком на землю, держа его прямо. Свет будет ярким: так Солнце светит летом. А теперь посвети под углом:свет станет бледнее. Так Солнце светит зимой. Свет более рассеянный, поэтому зимой холодно.

Это самое доказывает и другой опыт. Поставил плоские чаши на чёрный платок и наполнил их водой. Направил одну из настольных ламп на чашу таким образом, чтобы свет падал вертикально на воду. На вторую чашу свет должен падать под углом. При этом расстояние от ламп до центра чаш должно быть одинаковым..Температура в чаше, куда свет падает строго вертикально, значительно выше, чем у той, на которую лучи падают под углом.

Приложение 2.

Примерное содержание выступления второй группы

Благодаря Солнцу появилась жизнь на нашей планете, солнечный свет обеспечивает жизнедеятельность всего живого. Польза Солнца однозначна и неоспорима.

Не будь Солнца, не было бы на Земле зеленых лугов, тенистых лесов и рек, цветущих садов, хлебных полей, не могли бы существовать ни человек, ни животные, ни растения.
С научной точки зрения, все действия, которые совершаются на Земле, так или иначе подчиняются Солнцу. Например, Солнце воздействует на газообразную атмосферу, которая окружает весь земной шар в результате чего мы можем каждый день наблюдать различные природные явления в виде осадков, ветра или тумана.

Аудио-выпуск передачи

http://sun-helps.myjino.ru/sop/20180219_sop.mp3

Солнце содержит в себе огромнейшее количество энергии. На Землю попадают лишь около миллиардной доли этой энергии. Но именно благодаря ей на Земле происходит круговорот воды, развивалась и развивается жизнь.

Позитивное влияние Солнца на организм человека было замечено уже в глубокой древности. Больным и ослабленным людям прописывали прогулки на открытом воздухе и солнечные ванны. Это способствовало улучшению состояния их здоровья. Регулярное принятие солнечных ванн способствует улучшению обмена веществ и состава крови, повышают общий тонус.

Давно доказано, что солнечный свет способен убивать возбудителей многих заболеваний , в том числе таких серьезных, как туберкулез кожи. Кроме того, под воздействием ультрафиолетовых лучей в организме человека вырабатывается витамин D, от которого зависит крепость наших костей и зубов. При дефиците этого витамина у детей возникает рахит.
В мозге под действием солнца вырабатывается серотонин – гормон, играющий громадную роль в процессах свертываемости крови, еще его называют «гормоном счастья», наличие в крови серотонина в достаточном количестве повышает настроение.
Заряжаясь солнечной энергией, организм получает мощный позитивный импульс , настроение выравнивается, нервная система успокаивается. Принятие солнечных ванн лучшее средство от стресса!

Без солнечного света нет жизни, так же как нет жизни без воздуха и воды. Для животных и растений Солнце является таким же источником силы, как и для человека, который, к сожалению, слишком редко умеет пользоваться благодетельным влиянием солнечного света на свой организм.
От солнечного света вообще зависит всё существующее на Земле. Если бы Солнце внезапно прекратило свою деятельность, то и сама Земля замёрзла бы, и всё на ней окоченело бы и умерло.
Также Солнце дает нам и психическую энергию. Об этом говорили и философы древности, и выдающийся русский ученый Александр Чижевский. У человека тоже есть психическая энергия, поэтому человеку нужно обязательно соединяться с Солнцем, обратить на него внимание. Это не лампочка, это – великое Светило, без которого нам не жить.
И всем миром, всей душой обратившись к нему, мы получим пользу и помощь не только для себя лично, но и для всего общества. Помните о мире, помните о планете, помните о Солнце, и тогда они будут помнить о вас!

Цель :формировать представление о Солнце, о зависимости жизни растений, животных, людей от солнечного тепла и света; выяснить, почему меняется температура воздуха в разное время суток; учить наблюдать за высотою Солнца; продолжать формировать любовь к родной природе,уважение к традициям украинского народа почитать Солнце.

Ход урока

I. Организационный момент

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это все вокруг… (природа)

II . Повторение изученного

1.Фронтальный опрос. (Прием «Мозговой штурм»)

1. А что же такое природа? Посмотрите в окно. Что вы там видите? (Деревья, небо, облака, дождь, земля и т. д.)

2. Что принадлежит неживой природе?

3. Что принадлежит живой природе?

4. Какие предметы неживой природы и живой природы есть у вас дома?

5. Назовите предметы, которые создал человек, используя дары природы?

6. Почему надо беречь, любить и уважать природу?

(В это время один ученик у доски выполняет задание: распределить в две группы картинки – живая природа и неживая, на одной из картинок предмет, который не относится к природе. Как ученик решит эту проблему?)

Какие загадки о живой и неживой природе вам удалось найти?

2. Упражнение «Синоптик».

Ø Какое сейчас время года?

Ø Какое число и месяц?

Ø Какой сегодня день?

Ø Какое состояние неба?

Ø Был ли ветер, когда вы шли в школу? А осадки?

III . Мотивация учебной деятельности.

§ Отгадывание загадок, их обсуждение


Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет?(Солнце)

Шар воздушный, золотой

Над рекой остановился,

Покачался над водой

И потом за лесом скрылся. (Солнце)

Как вы думаете, без чего не может быть жизни на Земле?

Представьте себе, что Солнце исчезло с нашего небосклона, что тогда произойдет на Земле? (Проблемная ситуация)

А вот может ли такое произойти, вы узнаете в конце нашего урока.

IV . Сообщение темы, задач урока

Вы уже догадались, о чемпойдет речь сегодня на уроке?

Верно, сегодня я буду рассказывать вам о Солнце и его значении для жизни на Земле,как оно греет в течение дня и какотносились наши предки к солнышку.

V . Изучение нового материала

1. Игра «ДарыСолнца» (прием «Ассоциативный куст»)

На доске – большое солнышко. Дети должны назвать, что солнышко дарит земле (тепло, свет, энергию, жизнь, красоту и т.д.). Все названные детьми слова записать на лучиках солнца.

2. Прием «Мозговой штурм»

Что вы знаете о Солнце?

К какой природе относится солнце?

Нужно ли оно живой природе?

Что мы получаем от Солнца?

Какие времена года вы знаете?

Итак, Солнце – это источник жизни на нашей планете. Жизнь на Земле невозможна без энергии солнечных лучей.

Физкультминутка

– Руки подняли и покачали

– Это деревья в лесу

– Руки согнули,кисти встряхнули

– Ветер сбивает росу

– В стороны руки

– Плавно помашем

– Это к нам птицы летят

– Как они сядут,тоже покажем

– Крылья сложили назад.

3. Рассказ учителя с элементами беседы

1) Солнце и животные (в ходе рассказа учитель показывает предметные картинки)

М. Пришвин писал: «Все прекрасное на Земле – от Солнца…»

Для жителей планеты Земля огромное значение имеют солнечный свет и тепло. Солнце согревает и освещает Землю. Благодаря этому животные видят окружающий свет.

Всем ли животным необходимо солнечное освещение?

А тем животным, которые не имеют глаз?

Всем ли животным необходимо солнечное тепло?

Дело в том, что солнечные лучи помогают вырабатывать в организме животных очень полезные вещества – витамины.

М.Зверев рассказывает о том, как барсучата принимают солнечные ванны: «Нора барсучат – возле небольшой полянки. Едва только прогреется земля, вытаскивает барсучиха всех своих детенышей на солнышко. Барсучата на полянке некоторое время возятся и засыпают, пригретые солнцем. Только потянет свежий ветерок, начинают недовольно попискивать. Мама-барсучиха затаскивает всех в нору. Ветер стихнет, снова у барсучихи работа: барсучат по одному за шиворот вытаскивать на полянку.

Любят солнечное тепло и насекомые, и змеи, и ящерицы. От него они становятся подвижными, быстрыми».

Г. Скребицкий рассказывает: «Вы идете по лесной опушке или вдоль канавы. Внимательно осматривайте каждый большой камень. Камни так нагрелись на ярком солнышке, что руке горячо. Смотрите: на камне лежит ящерица. Тело распластала, лапки широко расставила, глаза прикрыла. Она недавно очнулась от зимней спячки в земляной норке. Очнулась и выбралась погреться на солнышке. Согреется ящерка, станет быстрой и подвижной, и возьмется за охоту. Берегитесь мухи, слизняки и другая мелкая живность!»


А вам приходилось весной наблюдать что-нибудь подобное?

Можно ли ловить животных, забирать их домой?

2) Солнце и растения

Солнечное тепло и свет необходимы не только животным, но и растениям.

Они растут, цветут, дают плоды и семена в теплую погоду. Зимой растения спят.

Жарким летним днем, когда Солнце нещадно жжет, животные могут спрятаться в тени. А растениям некуда убежать и спрятаться. Вот и покрывают они свои листочки толстым слоем воска или белыми волосками, или скручивают листики. Воск и волоски защищают листья от ожогов.

Если животные могут жить без солнечного света в пещерах и под землей, то растения жить без солнечного света не могут.

Посмотрите на эти два комнатных цветка. Сравните, одному из них не хватало солнечного света. Расскажите, как оно выглядит.


Вспомнитесвои прогулки на улице, приходилось ли вам отодвигать большой камень с земли или поднимать доску с травы, которая долго там пролежала, вы помните как выглядели под ними растения? Расскажите о своих наблюдениях.

Все дело в том, что Солнце помогает растению питаться. Как это происходит?

Послушайте об этом сказку: «Живут в листиках растений маленькие волшебники – хлорофилловые зернышки. Они такие маленькие, что рассмотреть их можно только под микроскопом. Цвет их ярко-зеленый. И листья растений зеленые потому, что этих хлорофилловых зернышеку них много. Рано утром, только Солнышко протянет свои лучики, просыпаются волшебники – хлорофилловые зернышки. И сразу берутся за работу.

Корешкам приказывают: «Корешки, корешки, берите воду из земли». Стебелькам дают команду: «Стебелек, стебелек, подай воду от корешка к листочкам». Листочку наказывают: «Листочек, листочек, открывай поры, подавай нам воздух. Потом зеленые волшебники берут солнечные лучики. Лучиками смешивают воду и углекислый газ, который взяли из воздуха. И вот чудо! Из воды и углекислого газа образуется сахар и кислород. Сахаром питаются и корешки, и стебелек, и листочки, и плоды, и семена. Они едят сахар и растут. Кислород, который необходим для дыхания всем, хлорофилловые зернышки отдают в воздух. С воздухом им ведь тоже рассчитаться надо.

Целый день зеленые волшебники перемешивают солнечными лучиками воду и углекислый газ, питая растения и совершенствуя воздух. Солнышко спать ложится, и хлорофилловым зернышкам наступает время отдохнуть. Мы должны поблагодарить их за то, что они воздух очищают и растения кормят.

А вы подумайте, прежде чем сорвать или испортить лист растения, сколько волшебных зернышек вы можете погубить!

Дети, вам понравилась сказка?

Зачем растениям солнечные лучи?

Вывод: в природе все начинается с Солнца, которое послало на влажную землю свои золотые теплые лучи и пробудило к жизни все травинки, былинки, кустики и деревья. Под этим ласковым теплом и светом на чистом воздухе они росли и дали еду всем травоядным животным. Те, в свою очередь, дали еду для мелких хищников, которыми питаются большие по размеру хищные звери и птицы.

3) Солнце и человек

Сегодня мы много говорили о том, что и растениям, и животным необходимы солнечный свет и тепло.

А необходимы ли они человеку?

Для чего?

Вспомните сказку К.Чуковского «Украденное солнце»

Что случилось на Земле без Солнца?

Возможна ли жизнь на Земле безеды?

Физминутка « Солнышко – тучка»

VI . Обобщение и систематизация знаний

1.Беседа по рисункам

На доске – рисунки, на которых изображено Солнце в разное время суток.

В какое время суток Солнце греет теплее?

Почему утром и вечером оно дает мало тепла?

Видно ли Солнце, когда небо затянуто тучами?

Почему в пасмурный день холоднее?

Какое время суток изображено на каждом из рисунков? Почему вы так считаете?

Как высоко находится солнце над землей на протяжении дня?

2.Работа с учебником (с. 37)

На каком рисунке изображен вечер, а на каком утро?

3. Игра «Крестики – нолики» (у каждого ребенка листочек в клетку)

o Утром и вечером Солнце стоит низко над землей и дает мало тепла.

o Солнце всегда греет одинаково.

o Тучи задерживают тепло солнечных лучей.

o Без тепла прорастают семена, цветут растения, созревают плоды.

o В полдень солнце поднимается высоко и дает больше тепла.

o Солнце необходимо всему живому.

4. Викторина

a. Когда сутки короче – зимой или летом?

b. Если небо закрыто тучами, есть ли за ними солнце?

c. Если небо закрыто тучами, светит ли оно?

d. Что дает Земле свет и тепло?

e. Когда солнце сильнее греет: в полдень, утром или вечером?

5. Работав тетради (с.13)

Рассмотрите рисунки. (Чтение заданий и выполнение)

6. Игра «Солнечные предметы»

Попробуйте ответить на вопросы и обосновать свой ответ.

Ø Какой день недели можно назвать солнечным?

Ø Назовите самый солнечный месяцгода.

Ø Самый солнечный цветок?

Ø Самое солнечное событие в жизни человека?

Ø Самый солнечный зверь? Насекомое? Птица?

Ø Самое солнечное качество?

7. Рассказ учителя

Уже очень давно люди считают Солнце святым и праведным. Солнце согревает землю, в которую бросают зерно, к Солнцу тянется зелёный стебелёк, под солнцем он превращается в хлебный колосок. Древний человек представлял солнце в виде огненного колеса, что катилось с неба. И от этого солнечногопути на небе зависит жизнь всего живого. Солнце почитали все- и дети, и взрослые. Грехом считалось показывать на солнце пальцем, плевать в сторону солнца, бросать камни.

С Солнцем связано много сказок, чудес, поверий.

Дети называют «солнышком» насекомое (божью коровку). Когда на небе появляются тучи, божью коровку садили на ладошку и проговаривали:

Солнышко, солнышко, выгляни в окошко,

Там твои детки просят конфетки!!!

Если божья коровка ринется ввысь- скоро выглянет солнце, а если только чуть расправит крылья- то тучи закроют солнце.

Привезённый из далёких солнечных земель подсолнечник стал символом Украины. Люди верили, что это растение всё время поворачивается за солнцем, потому что боится, что светило может рассердиться и навсегда покинуть Землю.

Старые люди говорят: «Пока будет сиять в чистой голубизне золотистое светило, до тех пор будут продолжаться земные пути».

Рассмотрите рисунок в учебнике на с.37

Что больше – Солнце или наша планета Земля?

Вспомните начало нашего урока. Жизнь на Земле без Солнца невозможна: если перестанет светить Солнце, то зеленые растения погибнут, так как они не могут жить без тепла и света; животным и людям нечем будет питаться. Все живое замерзнет от невыносимой стужи. Тем не менее, этого не произойдет, так как Солнце - звезда, которая излучает в пространство много тепла и света. Его диаметр в 109 раз больше диаметра Земли, но на небе мы видим Солнце маленьким, поскольку расстояние к нему от Земли - 150 млн. км. Температура солнечной поверхности - 6000 градусов, а возле центра - 15 млн. градусов. Ученые подсчитали, что Солнце будет светить еще миллиарды лет. Так что бояться нам с вами нечего.

VII . Итог урока. Рефлексия.

Какую тему мы сегодня изучали?

Вам урок понравился?

Игра «Микрофон»

- Я Солнышко….