«Роль комнатных растений в жизни человека. Значение комнатных цветов Проект роль комнатных растений в жизни человека

По словам мастеров фен-шуй, все растения излучают невидимую положительную энергию, так называемую универсальную животворную энергию Хи (Хи находится в нас и вокруг нас — в воде, цветах, животных, ветре). Ее безмятежный поток заставляет нас чувствовать себя хорошо, мы чувствуем себя здоровыми и спокойными — мы просто хотим жить! Познакомьтесь с разновидностями горшечных растений, которые выделяют самую положительную энергию — их стоит иметь дома и на работе.

1 . Фикус

Он обладает хорошими свойствами для нейтрализации агрессии и отрицательной энергии. Он создает позитивную атмосферу дома. Тем не менее вы не можете использовать этот цветок при оформлении свадеб, его присутствие в этом секторе может ухудшить отношения между супругами.

2 . Герань

Очень сильный цветок, который может впитывать отрицательную энергию, что и открыло ему путь в наши дома. Чтобы восстановить силы, просто сядьте на несколько минут рядом с этим цветком. Вы избавитесь от негатива и почувствуете приток жизненной силы, а герань расцветет еще больше, получая необходимое пополнение энергии.

3 . Миртовое дерево

Это необычное растение — помощник в создании счастливой и крепкой семьи. Оно приносит домой любовь и благополучие, а цветущие мирные деревья в доме создадут позитивную энергию. Если в семейных отношениях пробегает холодок, мирное дерево поможет вам спасти ваш брак и преодолеть невзгоды.

4 . Кактус

Он относится к символам процветания и богатства, несмотря на его довольно тяжелую энергетику. Кактус по учению фэн-шуй является символом «исполнения». Этот цветок необходим, чтобы всегда находится в зоне богатства. Кактусы также нейтрализуют гнев и ярость.

5 . Денежное дерево

Оно уже давно считается символом процветания и богатства. Наличие денежного дерева дома приводит к неизбежному улучшению финансового состояния. Символ фэн-шуй «денежное дерево» — хороший активатор области богатства в доме, квартире, офисе, или магазине.

6 . Бамбук

Это растение поглощает отрицательную энергию. В учении фэн-шуй считается, что отрицательная энергия при прохождении через бамбуковую полость меняются в положительную.

7 . Персидский цикламен

Этот цветок способствует достижению богатства, поддерживает физическую и духовную силу его владельца, учит независимости, устраняет чрезмерную мягкость и нерешительность.

8 . Алоэ вера

Алоэ не только обладает целебными свойствами, но и улучшает семейные отношения, устраняет конфликты в семье и способствует пониманию потребностей и желаний друг друга.

9 . Монстера

Этот цветок защищает здоровье хозяев, помогает организовать мысли, которые способствуют развитию интеллекта. Монстера очень полезна для тех, кто консервативен по своей природе. Его мощная энергия дает необходимый импульс для построения амбициозных планов и их успешной реализации.

10 . Драцена

Она не позволяет пессимистам погрузится в депрессию и вовлечь в этот же процесс окружающих. Слишком придирчивых людей она успокаивает, придает уверенности в своих навыках, придаст твердости и решимости.

11 . Азалия

Этот цветок является лучшим дарителем, он придает энергию творчества. Азалия поможет восстановить силы, восстановить вдохновение тем, кто движется весь день, как спящая муха. Азалия помогает сосредоточить ум и очистить мысли. На физиологическом уровне регулирует функцию сердца, органы грудной клетки и кровообращение.

12 . Калла

Чтобы найти сильную защиту от плохих сил и болезней, женщины используют белые и желтые цветки каллы, а это означает, что цветок является хранителем семейного счастья. Калла помогает сопротивляться отчаянию и стрессу, творить и действовать независимо от обстоятельств. Магические свойства — это не только сам цветок, но и его образ. Его следует использовать в одежде, или можно повесить её фотографию у входа в дом.

13 . Плюмерия

Это растение считается древом жизни и символом бессмертия. В дополнение к красоте и прекрасному аромату, дерево обладает сильной энергией, помогает владельцам поддерживать свое здоровье подольше.

14 . Китайская роза

Роза помогает преодолеть лень, нейтрализует агрессию, устраняет чувство постоянной неудовлетворенности. Произрастая дома рядом с творческим человеком, она постоянно будет дарить ему вдохновение.

15 . Лимонное дерево

Считается, что это растение вызывает тягу и интерес к знаниям, поэтому его часто располагают в детской комнате. Оно благотворно действует на детей, даря им повышенную активность и самостоятельность.

Кинженова Диана

В своей работе Диана рассказывает об особенностях содержания, о размножении, об уходе, о значении комнатных растений в жизни человека. Ученица проводила исследование и выяснила, почему в одном и том же помещении, одно растение благоухает, другое чахнет.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Название проекта «Комнатные растения в нашей жизни» Проект выполнила ученица 3 класса Кинженова Диана МБОУ « Сокрутовская оош МО « Ахтубинский район» Астраханской области Руководитель: Куанаева М.М. учитель начальных классов 1 квалификационной категории

Вопросы, направляющие проект. Основополагающий вопрос: «Комнатные растения – это друзья или враги?»

Проблемные вопросы 1. Почему из всего многообразия комнатных растений одним мы отдаём предпочтение, а про другие забываем? 2. Почему из двух одинаковых растений, которые находятся в одном и том же помещении, одно благоухает, а другое чахнет? 3. Так ли безобидны комнатные растения, как кажутся на первый взгляд? 4. Можно ли в нашем классе собрать все растения, которые нам нравятся? 5. А нужны ли нам в классе комнатные растения?

Учебные вопросы 1. Каковы особенности содержания комнатных растений? 2. Для чего нужно знать родину растений? 3. Как размножаются комнатные растения? 4. Как правильно ухаживать за комнатными растениями? 5. Что нужно знать, чтобы цветы благоухали?

Изучить растения по следующему плану: 1. Родина растения. Освещение. 2. Температура. Полив. 3. Размножение комнатного растения (способы размножения). 4. Значение комнатного растения в жизни человека.

Введение. Нет ничего прекраснее цветов, Пришедших в палисады и жилища. Они пришли из глубины веков, Чтоб сделать жизнь возвышенней и чище. С.Красиков. Невозможно представить жизнь взрослых и детей без комнатных растений. Они постоянно сопровождают нас дома, в школе. Они радуют глаз зелёными листочками, прекрасными цветами и зелёным ароматом. И пришли в наши дома почти со всего света. Комнатные растения вырабатывают чистый кислород, регулируют уровень влажности в помещении, уничтожают бактерии и грибок и благотворно влияют на человека. Поэтому тема нашего проекта «Комнатные растения в нашей жизни». Я выбрала тему «Комнатные растения в нашей жизни» потому, что в домашних условиях или в классе есть больше возможности изучить растения для того, чтобы уметь их выращивать, научиться ухаживать за ними и найти растения, приносящие не только радость своей красотой, но и пользу человеку.

2.Знакомство с комнатными растениями класса Диффенбахия 1.Родина растения: Центральная Америка и север Южной Америки. 2. Освещение: яркий рассеянный свет. 3. Температура: 16 - 18°С 4. Полив: регулярный, обильный, зимой умеренный. 5. Размножение комнатного растения (способы размножения): верхушечными, реже стеблевыми черенками весь год. 6 . Значение комнатного растения в жизни человека: - ценится за декоративные листья и неприхотливость; - помогает в борьбе с фенолом, который относится к самым распространённым загрязнителям воздушной среды жилых помещений и содержится в строительных и отделочных материалах, красках, табачном дыме; - идеальное растение для кабинетов, т.к. успешно очищает воздух от ядовитых веществ и излучает энергию, которая способствует лучшей концентрации; - в большинстве своём эти растения ядовиты.

Фиалка 1 . Родина растения: тропики Восточной Африки. 2. Освещение: полутень и рассеянный свет. 3. Температура: не ниже 16°С 4. Полив: умеренный (попадание влаги на лист, вызывает его гниение) 5. Размножение комнатного растения (способы размножения): листовыми черенками или семенами. 6. Значение комнатного растения в жизни человека: · цветение фиалок можно продлить до зимы, а некоторые растения цветут и в зимний период; · создаёт уют в помещениях, не затеняют комнату, не требуют много места; · цветущую фиалку можно ставить взамен букета при сервировке стола.

Хлорофитум 1 . Родина растения: влажные субтропики Южной Африки. 2. Освещение: яркий рассеянный свет, полутень и тень. 3. Температура: не ниже 8°С 4. Полив: в период роста обильный, зимой умеренный. 5. Размножение комнатного растения (способы размножения): делением куста, дочерними розетками. 6. Значение комнатного растения в жизни человека: лучшее растение в загрязненных помещениях: очищает воздух от химических загрязнений. Х лорофитум выращивают в комнатных условиях уже более 200 лет. Он быстро растет, редко болеет. Хлорофитум поглощает не только формальдегид, но и угарный газ, и выделяет фитонциды, очищающие воздух от вредоносных бактерий.

Сансевьера (щучий хвост) 1 . Родина растения: тропические леса Западной и Центральной Африки. 2. Освещение: яркий свет, но выносит и тень. 3. Температура: не ниже 14 – 16°С 4. Полив: регулярный, умеренный, зимой скудный. 5. Размножение комнатного растения (способы размножения): деление корневища, листовыми черенками с обязательным подсушиванием среза на солнце, реже семенами. 6. Значение комнатного растения в жизни человека: сансевьера выделяет в воздух вещества, способные обезвредить возбудителей многих серьезных заболеваний.

Шлюмбергера, зигокактус (декабрист) Родом из горных влажных лесов тропической Бразилии. Освещение: мягкая полутень или рассеянный свет. Температура: 18 – 25°С Полив: умеренный, при цветении обильный, в период покоя ограниченный. Размножение комнатного растения (способы размножения): хорошо размножается черенкованием, прививкой, семенами. 6. Значение комнатного растения в жизни человека: из – за красоты декабрист пользуется большой популярностью. хороший увлажнитель воздуха; · поглощает и перерабатывает ядовитые газы, выделяемые мебелью; · очищает воздух от табачного дыма

Каланхоэ 1.Родина растения: остров Мадагаскар и Африка. 2.Освещение:прямой солнечный свет 3.Температура: 15 – 20°С 4.Полив: умеренный 5. Размножение комнатного растения: верхушечными черенками, семенной способ и выводковыми почками. 6.Значение комнатного растения в жизни человека: растение оказывает мощное противовоспалительное, ранозаживляющее, кровоостанавливающее действие, выводит из организма различные вредные вещества, растение применяют в косметологии. Каланхоэ на подоконнике можно назвать цветущей аптекой.

3. Практическая работа Я изучила особенности содержания комнатных растений и пришла к выводу, что 1. растения по отношению к свету делятся на светолюбивые тенелюбивые теневыносливые Светолюбивые Тенелюбивые Теневыносливые Каланхоэ Шлюмбергера Хлорофитум Диффенбахия Сансевьера Фиалка На основе таблицы я смогла ответить на вопрос: почему одно растение благоухает, а другое чахнет в нашем классе? Я предложила одноклассникам изменить местонахождение цветов согласно таблице.

ЗИМА ЛЕТО Умеренный или скудный полив Исключить полив Обильный Обильный полив Умеренный полив Лёгкое увлажнение Хлорофитум ----------- Хлорофитум ----------- Сансевьера Сансевьера Фиалка Фиалка Каланхоэ Каланхоэ Диффенбахия Диффенбахия Шлюмбергера Шлюмбергера при цветении Шлюмбергера 2. На рост и развитие растении оказывает правильный полив. Нужно помнить о типичных ошибках в уходе за комнатными растениями. Избыточная влага и застой воды вызывают плохое развитие корневой системы и её загнивание. Если растение обезвожено, происходит потеря листьями тургора, листья засыхают и опадают.

Отводками Детками Усами Листовыми черенками Делением корневища Делением куста и дочерними розетками Стеблевыми черенками ……………… Каланхоэ Хлорофитум Сансевьера Сансевьера Хлорофитум Каланхоэ Фиалка Шлюмбергера Диффенбахия 3. Способы вегетативного размножения растений нашего класса:

4. Все изученные комнатные растения имеют огромное значение в жизни человека. Роль комнатных растений в жизни человека очень велика. Многие комнатные растения, такие как сансевьера, хлорофитум выделяют в воздух вещества, способные обезвредить возбудителей многих серьезных заболеваний, очищают воздух и поглощают запахи, и тем самым, облагораживают атмосферу в доме. Поэтому там, где собирается больше людей, растений тоже должно быть по возможности больше. А ещё зелёный цвет полезен для глаз. Особенно полезно держать много растений в помещении, где работает лазерный принтер, компьютер, телевизор или проигрыватель. Цветы помогают развить творческие способности, благотворно воздействуют на сердечно - сосудистую систему и на физическое, психологическое и энергетическое состояние человека в целом. Растения – биостимуляторы используют в народной медицине.

4. Правила по уходу за комнатными растениями Соблюдение температурного режима. Соблюдение светового режима. Полив. Не заливать и не пересушивать. Подкормка микроэлементами. Рыхление. Борьба с вредителями комнатных растений. Пересадка по мере необходимости.

С глубокой древности человек ощущал свою неразрывную связь с природой. Он не только получал удовольствие, вдыхая запах листвы и аромат цветов, но и чувствовал при этом прилив бодрости и сил. Издавна люди знали, что многие растения способны исцелять, и обращались к ним за помощью. Поэтому человек интуитивно стремился перенести в свое жилище кусочек живой природы. Работая над проектом я узнала - названия комнатных растений и откуда родом эти растения; правила ухода за комнатными растениями; действие света, тепла, влаги, состава почвы на развитие комнатных растений. Я научилась работать с дополнительной литературой, с открытыми интернет – источниками, наблюдать и ухаживать за комнатными растениями, оформлять результаты своей деятельности, создавать презентацию. 5.Заключение

6. Список литературы и интернет – источники В.И.Серпухова «Комнатные растения», М.,1991 Д-р Д.Г.Хессайон «Всё о комнатных растениях». Кладезь, 2010 Я познаю мир. Растения, АСТ. Астрель, 2003 www.superstyle.ru www.iplants.ru www.hebe.spb.ru www.wiki.kqpi.ru www.qardenia.ru

Спасибо за внимание!

Тема: Комнатные растения в жизни человека

Цель урока : приобретение учащимися практических и социально-эстетических компетенций.

Оборудование: кашпо, ложечка, мелкие камешки, почвенная смесь, черенок растения, газета.

Технические средства обучения : компьютер, мультимедийный проектор.

Наглядные пособия: разные комнатные растения

Технические сведения: уход за комнатными растениями, способы размножения, разновидности комнатных растений, основные приемы размещения комнатных растений.

Практическая работа: посадка комнатного растения.

Ход урока.

1.Организационный этап.

2. Постановка цели. Мотивация. Что вы видите нового в кабинете? (много цветов). Что у вас на столах? (кашпо, ложечка, мелкие камешки, почвенная смесь, черенок растения, газета). Как вы думаете о чем сегодня мы будем говорить на уроке и что делать? (о растениях, будем сажать) начало презентации

3. Первичное усвоение новых знаний. Жизнь человека связана с природой. С древних времен люди, используя цветы, украшали свои жилища, святилища, выражали благодарность за мужество и храбрость (дарили букеты), награждали за заслуги п\д отечеством (надевали венки из лавра) и т.д.

В настоящее время в качестве комнатных применяются те растения, которые наиболее устойчивы к микроклимату жилища.

Беседа: вы уже многое знаете о комнатных растениях. Какую роль они играют в жизни человека? {Ответ: комнатные растения улучшают микроклимат помещения, так как они поглощают пыль, очищают воздух от углекислоты, способствуют его увлажнению, уничтожают вредоносные микробы.); Какова роль комнатных растений в интерьере жилища? {Комнатные растения создают иллюзию контактов с природой, служат украшением жилища); Как влияют комнатные растения на организм человека? {Своей красотой, окраской, благоуханием комнатные растения благоприятно влияют на человеческий организм, улучшают настроение, снимают напряжение и гасят нервозность)по выбору ученика движемся по «закладкам» «ЭКРАНА»

3.1.Уход за комнатными растениями .

- в чем, на ваш взгляд, заключается уход за растениями? Каждому комнатному растению необходим уход, который заключается в следующем свете, воде, почве, удобрении

Выбор почвенной смеси, которая состоит из листовой, дерновой земли и песка. К учащимся: как вы думаете одинаковая ли почва нужна для всех растений (нет, выбор почвы зависит от условий произрастания растений в природе);

Пересадка. К учащимся: для чего необходима пересадка или перевалка растений, какой из способов на ваш взгляд лучше (вырастая растениям необходимо больше питательных веществ, перевалка лучше, т.к. не нарушается корневая система растения)

Полив: ежедневный (частый) - для бегонии, лимона; умеренный (через день - два) - пальмы, маранта; редкий (раз в несколько дней) - кактус, алоэ. Зимой применяют «сухой полив», т.е. реже поливают, чаще рыхлят землю в горшках. К учащимся: почему для растений необходим разный полив (зависит от вида растения); какой водой необходимо поливать комнатные растения

3.2. Размножение комнатных растений.

Какие способы размножения комнатных растений вам известны? Рассмотрим способы размножения растений.

семенами - цикламены, бегонии, кактусы;

черенками - традесканция, пеларгония;

отрезка стебля -сансевьера, монстера;

деление куста - нефролепис, адиантум;

прививки - кактусы, цитрусовые, розы.

3.3 Комнатные растения в интерьере квартиры.

Цветы - один из элементов убранства квартиры. Как располагают комнатные растения дома? Основные приемы размещения комнатных растений

Определенная расстановка растений не только изменяет зрительно пространство, но и позволяет разделить комнату на отдельные зоны или организовать уголок отдыха в виде небольшого зимнего сада.

4. Первичная проверка усвоенных знаний. Кроссворд в Excel.

5. Практическая работа «Посадка комнатных растений».

К учащимся: Сформулируйте ТБ.

П/р выполняется по алгоритму на слайде

Наденьте перчатки

Приготовьте рабочее место (расстелите газету)

В кашпо насыпьте дренаж (камушки)

С помощью ложки насыпьте землю в кашпо

Полейте землю

Сделайте углубление в земле торцовой стороной ложки

Поместите в углубление черенок

Примните почву вокруг черенка ложкой

Уберите рабочее место

К учащимся: давайте подготовим наши руки к работе (физкультминутка )

Приступаем к работе, на которую вам отводится 15-20 минут

Подведение итогов. Сегодня вы узнали как можно размещать комнатные растения, какими способами они размножаются, и посадили комнатное растение. Возможно теперь, зная все или почти все, о комнатных растениях вы сможете правильно ухаживать за растениями, правильно их расположите в интерьере и они будут радовать вас.

За практическую работу вы получили следующие оценки. . . Все молодцы

д/з: ухаживайте за своими комнатными растениями, которые вы посадили, не забудьте их пересадить. Когда?

6. Рефлексия

Тема: Значение комнатных растений в жизни человека.

Цель: повышение мотивации к изучению комнатных растений и вовлечение в кружок.

Задачи:

  • Способствовать формированию интереса к комнатным растениям.
  • Способствовать расширению кругозора о влиянии растений на здоровье человека.
  • Содействовать созданию позитивной среды общения и формирование у детей чувства коллективизма и ответственности.

Оборудование: демонстрационные картинки, бумага, цветные карандаши.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Участникам предлагается на листочках вписать свое имя и приколоть с помощью иголки на одежду.
Начало занятия в группе начинается с разминки в игровой форме, для создания атмосферы открытости и внимания. Цель разминки “Пожелание” установление контакта между участниками группы, создание позитивной среды общения. Участникам предлагается сесть в круг, взяться за руки и мысленно высказать пожелание присутствующим на сегодняшний день.

II. Проверка знаний о комнатных растениях и их значении для человека

– Цветы и декоративные растения занимают в жизни гораздо более важное место, чем это кажется на первый взгляд. И вы, ребята, встречаетесь с ними повсюду: дома, в школе, в окружающей нас природе.
Мы все мало бываем на природе. И чем реже выбираемся из городов, тем сильнее нас тянет к красоте лугов, лесных полян, рощ, к пахучим травам и цветам. И эта тяга, неудержимая и подсознательная, заставляет нас звать природу к себе в дом – в комнаты, на балконы, окружать себя комнатными растениями.

– Ребята, а какие комнатные растения живут в вашем доме? Назовите их.

III. Постановка задач, сообщение темы

– Сегодня мы поговорим о некоторых комнатных растениях, узнаем какое влияние, оказывают комнатные растения на здоровье человека.
Итак, тема нашего занятия “ Комнатных растений в жизни человека”

IV. Ознакомление с новыми знаниями

– Многие растения считаются талисманами от различных болезней и действительно могут, находясь в комнате, влиять на наше самочувствие и настроение.
Но главным фактором влияния растительного мира на человека, как теперь установлено – это электромагнитное излучение. Каждая клетка живой материи является источником электромагнитного излучения. Организм человека генетически запрограммирован на то, чтобы постоянно получать частотные “послания” от различных растений. А поскольку жители многих крупных городов дышат, увы, не озоном, то он начинает бунтовать. И выражается это выработкой гормонов, повышенная концентрация которых приводит к плохому настроению. Выходит, чем больше времени мы проводим в четырех стенах, тем чаще нас одолевает хандра.
Ясно, что ни книга, ни телевизор не способны послать те самые электромагнитные сигналы. Это могут сделать только сами растения. Ведь недаром врачи рекомендуют нам чаще бывать за городом, гулять в лесу. Вот только ритм современной жизни настолько напряженный, что выполнять их совет не хватает времени.
Выходит, положение безнадежное? Вовсе нет. Раньше люди ничего не знали ни о биополях, ни о гормонах. Но в каждом городском доме были цветы.
Наши предки интуитивно чувствовали, что комнатные цветы и растения нужны человеку для поддержания его здоровья.
Герань – одно из самых распространенных комнатных растений. Ее ярко-красные цветы прямо-таки излучают жизненную энергию и силу, которые помогут вам в случае плохого самочувствия. Поэтому во время болезни держите герань в своей комнате.
Цветущий цикламен поможет вам избавиться от ночных кошмаров и бессонницы.
Домашние растения не только отличные психотерапевты, но и экологи, создающие благоприятный микроклимат в наших квартирах. Не секрет, что влажность воздуха в помещениях с центральным отоплением гораздо ниже нормы. Она составляет всего 20-30% – как в пустыне или полупустыне.
И тут на помощь может придти уникальное растение, способное превратить пустыню в оазис. Это – циперус . Он испаряет использованную влагу до 80%.
А собратья циперуса – диффенбахия, антуриумы, филодендроны, монстеры просто находка для наших квартир! Они улучшают водно-газовый обмен в помещении. Монстеры знамениты еще и тем, что умеют плакать. Перед дождем в комнате с сухим воздухом обильно политое растение начинает выделять капельки воды на кончиках листьев.
Наконец, многие комнатные растения обладают еще и фитонцидными, то есть бактерицидными свойствами. К числу “врагов” бактерий относятся хлорофитум, мирт, розмарин, цитрусовые, аглонема скромная. В помещении, где они растут, количество микробов в воздухе сокращается в несколько раз! Причем аглонема убивает даже стрептококковую инфекцию. Аспарагус поглощает частицы тяжелых металлов.
Нет нужды рассказывать, как плохо себя чувствует человек в душном помещении. Причем дело здесь не в недостатке кислорода как такового, а в очень малом количестве отрицательных ионов, входящих в его состав. Они быстро “испаряются” во время работы в комнате телевизора или компьютера. Улучшить ионный состав воздуха с помощью растений-экологов – например, цереусов или кодиеумов .
Вообще же, какой бы неподходящей ни казалась ваша квартира, для нее всегда можно подобрать зеленых питомцев.

V. Работа по группам

– А теперь, ребята, я попрошу вас разделиться на группы:

1-я группа, кто родился зимой;
2-я группа – кто родился весной;
3-я группа – кто родился летом;
4-я группа – кто родился осенью.

– Вам дается задание изобразить чудо-растение которого нет в природе, но вы хотели бы его вырастить. По окончании каждая группа защищает свой рисунок. Ребята, с вашего разрешения, я хотела бы оставить ваши рисунки у себя на память о сегодняшнем занятии.

Занятие заканчивается в кругу.

VI. Рефлексия. “Барометр настроения”

– Итак, ребята, что интересного было для вас сегодня на занятии? Что не понравилось? Что бы вы хотели узнать еще о растениях? Ваши пожелания!

По окончании занятия, уходя детям, предлагается выбрать лицо человечка

1. Если занятие понравилось – улыбающееся.
2. Не очень понравилось – с прямым ртом.
3. Не понравилось – грустное.

Листочки крепятся на доску.

В Астраханской школе я учусь два года, и как только первый раз попала в школьный двор, была поражена оформлением территории школы. Кто занимается оформлением пришкольного участка? Кто придумывает расположение клумб и газонов? Этот вопрос очень заинтересовал меня. Оказывается это целое искусство, и чтобы школьный двор выглядел красиво необходимо знать основы дизайна.

ДИЗАЙН (от англ. design - замысел, проект, чертеж, рисунок), термин, обозначающий различные виды проектировочной деятельности, имеющей целью формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды. В узком смысле дизайн - художественное конструирование.

ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА, искусство создавать гармоничное сочетание естественного ландшафта с освоенными человеком территориями, населенными пунктами, архитектурными комплексами и сооружениями. В задачи ландшафтной архитектуры входят охрана естественных ландшафтов и создание новых (садово-парковое искусство), планомерное развитие системы естественных и искусственных ландшафтов.

САДОВО-ПАРКОВОЕ ИСКУССТВО, искусство создания садов, парков и др. озеленяемых территорий. Включает планировку и разбивку садов и парков, подбор растений для различных климатов и почв, размещение и группировку растений в сочетании с архитектурой, дорогами, водоемами, скульптурой и т. д.

Основные типы парков: террасные (с расположением участков на разных уровнях, с лестницами и каскадами), регулярные «французские» (с боскетами, партерами и водоемами геометрически правильных форм, лучами аллей), пейзажные «английские» (живописная композиция наподобие естественного ландшафта - с лужайками, вьющимися тропинками, речками, озерами), миниатюрные сады (в древнеримских перистилях, испанско-мавританских двориках; японские сады - символические композиции из воды, растений и камней). Задачи садово-паркового искусства - сближение жилой застройки с природой, улучшение микроклимата.

РОЛЬ РАСТЕНИЙ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА.

ИСТОРИЯ КОМНАТНОГО И ДЕКОРАТИВНОГО ЦВЕТОВОДСТВА

Добро пожаловать в чудесный мир растений! Это, прежде всего, мир прекрасных форм и запахов. Это обилие теплых тонов и буйство зелени. Это, наконец, мир верных домашних докторов, врачующих нас ежедневно и ежечасно одним лишь своим присутствием. Преданные и бессловесные зеленые друзья - растения платят нам своеобразной взаимностью за любое внимательное отношение к ним. Знакомство с миром растений иногда сравнивают с путешествием в далекие и малоизвестные страны. Что мы знаем об истории комнатного и декоративного цветоводства. Первые сведения о декоративных растениях относятся к 5-6 тыс. до нашей эры. По археологическим данным, начиная с глубокой древности, люди использовали цветы для украшения храмов и дворцов. Найдены вазы для цветов, относящиеся еще к бронзовому веку, но к сожалению, эти вазы не сохранились. Среди бесчисленных сокровищ гробницы фараона Тутанхамона археологи обнаружили маленький венок из полевых цветов.

В странах Древнего Востока было много дикорастущих цветов, и можно предположить, что в первую очередь именно их использовали для букетов и венков, высаживали у храмов и дворцов. Об этом говорят праздники, приуроченные ко времени цветения определенных растений. В описании древнейших обрядов и танцев упоминается роза. В Эрмитаже хранится любопытная гравюра неизвестного художника XIX века – “Штурм замка любви”. На ней изображено сражение за прекрасную девушку, где оружием у рыцарей служат цветы розы. Это символ любви и преклонения.

О размахе использования цветов в храмах Египта и их значении в обрядах можно судить по записям в одном из папирусов фараона Рамзеса III, где указано, что он подарил храму 19 130 032 букета. Уже тогда люди привозили из дальних краев не только драгоценные пряности и благовония, но и цветочные растения. Так путешествовали роза, лилия, тюльпан, пион.

Огромный поток новых растений хлынул в Европу в эпоху великих географических открытий. Не только путешественники, но и воины, и особенно монахи, увлеченно разыскивали и привозили поразившие их растения домой.

В России уже с XV века были известны частные сады, принадлежавшие знати. Большая часть экзотических декоративных растений пришла к нам из Европы при Петре I. Через постоянных поставщиков из Германии и Голландии Петр I ежегодно завозил большое количество деревьев, кустарников и цветов. При нем были основаны и первые ботанические сады, которые назывались аптекарскими огородами для лекарственных растении.

Растения из разных, особенно тропических стран, не всегда выживали в садах Европы. Сохранить и размножить многие из них помогли созданные специально для этого сооружения - оранжереи. Первая русская оранжерея в Санкт-Петербурге увидела свет в 1714 году в Летнем саду.

Первые оранжереи мало чем напоминали по конструкции современные сооружения такого рода. Чаще всего это были деревянные или каменные строения с увеличенным числом больших боковых окон и обычными непрозрачными крышами, что давало неравномерное боковое освещение. Оранжереи при частных усадьбах нередко служили одновременно любимым местом светских развлечений, поэтому вместе с растениями, которые служили зеленым фоном, размещались скульптуры, картины, мебель, создавались искусственные гроты, водопады.

В нашем веке конструкции оранжерей совершенствовались и приобретали современный вид. Постепенно многие виды растений, первоначально выращенные в оранжерейных коллекциях ботаниками, перекочевали в жилые комнаты и составили современный ассортимент.

Декоративные растения играют большую роль в жизни человека. Они доставляют эстетическое наслаждение, служат для украшения жилищ, населенных пунктов. Растения отражают солнечные лучи и расходуют энергию солнца на фотосинтез, выделяя кислород и поглощая углекислый газ, а избыток углекислого газа ведет к парниковому эффекту. Человек страдает от загрязнений. Причиной многих заболеваний является плохой воздух. Это бронхит, пневмония, различные формы аллергии. Растения очищают воздух от пыли и вредных химических веществ. Один тополь производит столько кислорода, что хватит на сутки для 3-х человек, увлажняет воздух. Растения уменьшают скорость ветра и изменяют направление потоков воздуха, а ведь ветры повышают кровяное давление, возбудимость, обостряют ревматизм и головную боль. Кроме того, они производят фитонциды, укрепляющие иммунитет. Они убивают болезнетворные микроорганизмы, грибки простейших и даже вредных насекомых. В этом участвуют даже комнатные растения. Так, туя очищает воздух от микроорганизмов на 67% , хризантемы - на 66% , герань и бегония – на 43%. Кроме того, внедряется новый вид лечения - ландшафтотерапия, где лекарством являются зеленый цвет растения, пение птиц, плеск воды, шелест листьев.

ПРИШКОЛЬНЫЙ УЧАСТОК И ЕГО РОЛЬ

Роль пришкольного участка очень велика в воспитании подрастающего поколения. Пришкольный участок занимает особое место в учебно-воспитательном процессе школы. Современные подходы требуют переосмысления работы на пришкольном участке, использования закладываемых экспериментов не только для демонстрации тем ботаники или опытов, но и для выявления типов взаимоотношений организмов, их адаптации к условиям среды.

Во-первых, пришкольные участки важно использовать для экологического просвещения детей, на пришкольных участках возможно создание природных лабораторий.

Пришкольные участки можно использовать в следующих направлениях:

Изучение закономерностей формирования популяций и биоценозов, их взаимоотношений со средой, демонстрация типов и форм взаимоотношений организмов в биоценозах;

Формирование знаний об отношениях живых организмов и среды, о влиянии факторов среды на организм и о реакции организмов на действие факторов среды;

Формы практической работы на пришкольном участке:

Постановка эксперимента, доказывающего наличие закономерностей, адаптаций, проявления взаимоотношений, влияние доз минеральных удобрений, полива на урожайность, рост и развитие, с различной густотой посадки той или иной культуры и т. д. ;

Устройство искусственного гнездовья для птиц, что дает возможность проследить в жизни птиц формы групповой организации, пищевые цепи в саду и т. д. ;

Демонстрация многих экологических аспектов: вертикальную и горизонтальную, видовую и экологическую структуры, сообщества, взаимовлияние организмов друг на друга;

Создание искусственных моделей экосистем;

Сравнение биоценозов наземных и водных растений, что позволит отметить общие закономерности процессов их формирования, смен;

Изучение агроценозов при использовании полевого и овощного севооборотов;

Рассматривание фитоценозов позволит найти массу примеров растений разных жизненных форм;

Организация экологических экскурсий: тематические, обзорные, по экологической тропе;

Экологическое оформление пришкольных участков, озеленение;

Проведение отдельных уроков.

Таким образом, пришкольный участок содержит большие возможности для формирования экологических знаний и экологической культуры учащихся. Пришкольный участок - экологическая лаборатория для школьников.

Кроме того, работа на пришкольном участке:

Способствует развитию трудового, профориентационного, эстетического, физического и нравственного воспитания;

Развивает практические навыки и умения ухода за культурными растениями;

Дает всем учащимся элементарные умения и навыки в области сельского хозяйства;

Закрепляет и обобщает на практике теоретические знания о растениях, полученные в курсе школьного курса биологии;

Теснее связывает изучение биологии с сельским хозяйством, углубляет знания по биологии и придает урокам большую практическую направленность;

Прививает учащимся любовь и интерес к сельскому хозяйству, с малых лет у учащихся формируется представление о растительности как об основном источнике жизни на земле и воспитывается бережное отношение к растениям.

Огромное значение имеет то, что к работе на пришкольном участке привлекается весь персонал школы, совместная работа учащихся и учителей способствует сплоченности коллектива, создает благоприятный психологический климат, который так необходим для успешного учебно-воспитательного процесса.

ОЗЕЛЕНЕНИЕ ПРИШКОЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

Правильно организованные посадки зеленых растений улучшают микроклимат пришкольных участков, служат живым наглядным пособием для знакомства школьников с природой, помогают воспитывать в них любовь к природе, чувство прекрасного, а также помогают в изучении дисциплин биологического цикла. Вот почему при озеленении школьной территории необходимо использовать разнообразный видовой состав растений. Важно, знать, какие деревья и кустарники растут в условиях нашего климата.

Зеленые насаждения сажают так, чтобы они максимально озеленяли и изолировали территорию школы от прилегающих шумных улиц, создавая по граничные шумо- и пылеулавливающие полосы. Целесообразно также устраивать перголы для вьющихся растений и применять вертикальное озеленение здания школы.

При озеленении пришкольной территории полезно высаживать деревья и кустарники, обладающие фитонцидными (антимикробными свойствами). Сильными фитонцидными свойствами обладают сосна, можжевельник, туя, береза, тополь, дуб, черемуха, вяз мелколистный, липа сердцелистная, шелковица белая, каштан конский, кипарис.

Пришкольный участок должен занимать не менее 45-50% общей площади и подбирать насаждения следует таким образом, чтобы можно было использовать пришкольный участок в течение всего года. В зависимости от размеров территории на ней должны располагаться участки полевых и овощных культур, цветник, сад, газоны и живые изгороди. Участок под декоративные культуры отводится вблизи здания. Ассортимент растений должен быть, па возможности, разнообразен, чтобы учащиеся могли знакомиться с особенностями различных древесно-декоративных растений. Для этого рекомендуются групповые и одиночные посадки растений на фоне газона. В местах, предназначенных для отдыха, высаживают деревья с широкими кранами для защиты от солнечных лучей (платан, тополь, дуб, лещина, конский каштан). Деревья располагают на расстоянии 5-10 м от школы, кустарники - 1,5-6 м.

Имеет значение и высота кустарника: нельзя, чтобы он полностью затенял окна. Все площадки пришкольного участка изолируют друг от друга бордюрам из кустарниковых растений.

В дендрологический уголок, который можно организовать на территории школы, нужно посадить сосну, ель, лиственницу, можжевельник, тую, дуб, липу, клен, березу, граб, тополь, осину и др. Вокруг дендрологического уголка следует посадить кустарники, которые, разрастаясь густыми куртинами, предохраняют почву от чрезмерного вытаптывания. Имеется немало видов и форм таких кустарников, среди них многие отличаются красивыми и ароматными цветами, листьями и плодами различной окраски и формы, хорошо переносят формовку и стрижку. Наиболее распространены: жимолость, крушина, бересклет бородавчатый, калина, бирючина, лещина, самшит, снежноягодник и др.

Среди красивоцветущих кустарников можно посадить разные формы чубушника, боярышника, спиреи, кизильника, сирени, форзиции, дейции, а также сливу трехлопастную, айву японскую, гортензию древовидную.

Цветочные культуры имеют различные сорта, отличающиеся внешними признаками и хозяйственно-полезными качествами; размерами соцветий, сроками созревания семян, устойчивостью к болезням и т. д. Важно и то, что разнообразные сорта по-разному относятся к климатическим и почвенным условиям. В каждом регионе, как правило, культивируются те, которые приспособлены к местным условиям.

Различают группы светолюбивых и теневыносливых растений. К первой относятся: львиный зев, бархатцы, василёк однолетний, гайлардия, гелихризум, гладиолус, душистый горошек, иберис, календула, петуния, портулак и многие другие; ко второй – дицентра, ландыш, морозник, наперстянка, подснежник, леченочница.

В зависимости от продолжительности жизни растения делятся на однолетние, или летники, которые проходят весь цикл развития за один год; весной их сеют, они образуют стебли и листья, летом цветут, дают плоды и семена, а затем гибнут; двулетние, цикл развития которых длится два вегетативных сезона: в течение первого сезона растения образуют вегетативные органы, в течение второго – цветут и дают семена, а затем отмирают; многолетние: их жизнь длится несколько вегетативных сезонов. Они многократно возрождают свои вегетативные органы, цветут, дают семена, но у большинства осенью листья и стебель отмирают. Многолетники имеют ряд неоспоримых достоинств. Они дают массу зелени и цветов, имеют более мощную корневую систему, менее страдают от засухи, менее прихотливы, чем летники. К ним относятся астильда, дельфиниум, ирис, лилия, нарцисс, примула, пион, флокс. Летники для оформления приусадебного участка обычно используют в начале его освоения. Наиболее популярными из них являются астра, бархатцы, львиный зев, настурция. К ним можно добавить большой список других интересных летников: агератум, бальзамин, вербена, георгина однолетняя, гвоздика китайская, лаватера, цинния, однолетние рудбекия и хризантема.

Миксбордер переводится с английского как «смешанный бордюр» и означает посадку красивоцветущих декоративно-лиственных растений в пейзажной планировке. Их подбирают так, чтобы обеспечить непрерывное цветение в течение всего вегетационного периода. Миксбордер может иметь как строгие геометрические очертания, так и асимметричные, неправильные формы.

При подборе растений для миксбордера особое внимание следует обращать на окраску цветов и листьев. При этом необходимо также руководствоваться законами контраста цветов, их гармонии, значением нейтральных тонов.

По закону контраста цветов наиболее красивыми сочетаниями являются: красный с зелёным, оранжевый с синим и жёлтый с фиолетовым. Красный, оранжевый и жёлтый – это наиболее активные, тёплые цвета; зелёный, синий, фиолетовый – пассивные, холодные. Последние будут придавать миксбордеру строгость. Чтобы смягчить резкий контраст, можно между контрастирующими группами сажать растения нейтральных цветов. Все тёмные цветы нужно располагать ближе к дорожке, так как вдали они теряются, остаются незамеченными.

Закон гармонии цветов означает постепенное увеличение или уменьшение интенсивности окраски того или иного тона. Если интенсивность цвета возрастает от переднего плана к заднему, например, от светло – розового к светло – или ярко - красному, то такой цветник выглядит более красочно.

Нейтральные окраски – белая и чёрная. Они находят большое применение. Растений с чёрной окраской в природе практически не существует (почти чёрный цвет имеют некоторые сорта тюльпанов, гладиолусов), а с белой очень много. Белая и другие светлые окраски хорошо видны издали, нарядны, их часто используют для смягчения резких сочетаний. Белый цвет сглаживает диссонанс тонов, уничтожает дисгармонию, смягчает контрастность, а чёрный усиливает и подчёркивает её. Сочетание красного и фиолетового воспринимается тяжело, поэтому желательно вводить в него белый цвет.

Интересно устраивать географические посадки, например, оформить уголок флоры средней полосы России, уральской растительности и т. д. Хорошим дополнением к таким участкам будут кустарники и соответствующие травянистые растения, особенно красивоцветущие многолетние цветы. Все эти многолетники отличаются большой экологической подвижностью и не требовательны к условиям произрастания.

Астильба - неприхотливое растение, не теряет декоративного вида при выращивании на одном месте в течение десяти лет, не поражается болезнями.

Многолетние астры - кустистые растения, очень ветвистые, цветут с середины сентября да конца октября. Используют их на газонах перед кустарниками, односортными группами и для срезки.

Барвинок - стелющееся растение, образует зеленые ковры на стеблях. Листья вечнозеленые, темно-зеленого цвета.

Водосбор гибридный (орлик) - используется во всех цветочных оформлениях, микробордюрах, группах, среди деревьев.

Гипсофила ползучая - почвопокровное растение высотой 10-15 см со стелющимися побегами, темно-зелеными незаметными околоцветными листьями и мелкими белыми цветками. Используется для альпинариев, бордюров, каменистых участков.

Живучка ползучая - почвопокровное растение с длинными ползучими укореняющимися стеблями высотой 15-35 см. Цветки - синие или голубые, редко - белые или розовые. Используется как почвопокровное растение для теневых и солнечных мест.

Ландыш майский имеет ползучее корневище и розетку широких продолговатых декоративных светло-зеленых листьев. Его изящные душистые цветы, красивые листья являются украшением наших лесов. Применяется и в качестве почвопокровное растения для газонов.

Седум едкий - вечнозеленое растение высотой да 10-15 см с густооблиственными стеблями, мелкими мясистыми темно-зелеными листьями; цветы - золотисто-желтые, мелкие. Используется и для альпинариев, каменистых участков. Хорошо переносит стрижку.

Тимьян ползучий (чабер обыкновенный) - полукустарник, высота его 10 см, имеет округло-четырехгранный стелющийся стебель. Используется и для альпинариев, групп, массивов, многолетних газонов, бордюров.

Пришкольная территория должна быть украшением, вызывать чувство гордости у учащихся за участие в создании такой красоты, ведь она результат их упорного труда. Это способствует воспитанию у них любви к труду, чувства удовлетворения результатами своей деятельности. Примером такой территории может служить пришкольный участок МОУ СОШ № 3 с. Астраханка.

ОПИСАНИЕ ПРИШКОЛЬНОГО УЧАСТКА НАШЕЙ ШКОЛЫ

Общая площадь пришкольного участка составляет 19000 м2, из них застроено 2028,9 м2, 5000 м2 занимает пришкольный участок. С юго-восточной части пришкольный участок ограничивает небольшая лесополоса, которая преимущественно состоит из берез (14) и кленов (20), а также присутствует кустарник (около 30). Большинство деревьев и кустарников имеют хорошее развитие, размеры, соответствующее возрастным нормам. На юго-востоке находятся хозяйственная постройка и хоккейная коробка. На северо-западе находится овраг и небольшой лесок, который в основном состоит из кленов и ильмов. В северо-восточной части расположен частный двор.

Наш участок первоначально был оформлен в регулярном стиле. В его основе лежат строго геометрические построения аллей, дорожек, посадок деревьев, кустарников и травянистых растений. Поэтому из растений использованы те, которые хорошо поддаются стрижке и обладают четкими контурами. Растения на пришкольном участке размещены в определенном порядке, так как каждое дерево, кустарник или цветущее растение выполняют свое декоративное назначение.

Особое внимание всегда уделяется въезду и входной дорожке. Наша центральная дорожка обрамлена цветущими растениями и кустарниками, что придает участку благоустроенный вид. Остальные дорожки большей частью обрамлены посадками клена, спиреи, шиповника, которые регулярно подстригаются, образуя стройную живую изгородь. Дорожки функционально оправданы, не следует излишне дробить участок множеством дорожек. На участке имеются также и солитерные посадки. Солитеры - это одно или несколько деревьев и кустарников, четко выделяющихся на общем фоне и гармонично вписывающихся в окружающий ландшафт. Свободно растущие группы деревьев, кустарников и цветов сочетаются со стриженными рядами живой изгороди, оградой, дорожками.

Разновидностью живой изгороди являются бордюры из травянистых многолетних и однолетних растений.

Для оформления фасада использованы многорядные рабатки, где высокие растения высажены на заднем плане, низкие - на переднем. Центральная клумба также выполнена многоярусно. На клумбах высаживаются однолетние и двулетние цветочные растения: астра, космея, настурция, тагетес, амарант, петуния, цинния, виола, а также многолетние: ирис, лилия, хризантема, незабудка, хоста.

Древесно-кустарниковые породы прекрасно сочетаются с декоративными элементами, которые играют немаловажную роль в оформлении участка, найдены довольно интересные решения отдельных фрагментов сада школы, которые придают им своеобразную красоту. Примером могут послужить старые пни, установленные на территории участка и украшенные резьбой по дереву. В оформлении школьного сада нашли свое применение каменистые горки, которые представляют собой небольшие холмы с «небрежно» разбросанными камнями, органично сочетающиеся с общей композицией сада.

Пришкольный участок школы является оздоровительно-парковой зоной. В его оформлении надо стремиться придать ему неповторимый облик, искать необычные решения, проявлять при этом творческие способности. Прежде всего, надо разбудить фантазию. Каким мы хотим видеть школьный двор? Какими мы хотим видеть подходы к школе? К этому можно привлечь учащихся, этому могут быть посвящены их сочинения, рисунки, чертежи. Можно поручить им разработку декоративных элементов – скамей, беседок, «зеленых классов», каркасов для вьющихся растений, «зеленых арок», клумб, скульптур, декоративных корней и пней, в которых можно устроить птичьи столовые, гнездовья, а может быть даже фонтанов и водоемов. Например, для украшения можно использовать переносные многоярусные клумбы, в них можно высадить петунии разной окраски, настурции, которые живописно спускаются и обрамляют переносные конструкции. К тому же они цветут очень долго и замечательно украшают двор.

Декоративное садоводство требует систематического труда, множества разнообразных и ежедневных забот. Но результаты этого труда радуют окружающих, снимают стресс, повышают настроение.

Меня заинтересовало, что на нашем участке одинаково хорошо себя чувствуют и кустарниковые и цветковые растения. Я думаю, это зависит от почвы. В целом на участке почвы дерново-подзолистые, кроме клумб, где почвы торфяно-глеевые низинных болот, так как клумбы посыпают черноземом для повышения плодородия почвы. В своей работе я представила результаты некоторых опытов, проведенных на территории пришкольного участка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня как никогда перед человеком стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе. Основой развития любого общества должна стать гармония человека и природы.

Декоративные растения играют большую роль в жизни человека. Они доставляют эстетическое наслаждение. Растения выделяют кислород и поглощают углекислый газ, очищают воздух от пыли. Они производят фитонциды, укрепляющие иммунитет, убивают болезнетворные микроорганизмы. Зеленый цвет растений, пение птиц, плеск воды, шелест листьев успокаивают и поднимают настроение.

Работа на пришкольном участке способствует развитию трудового, профориентационного, эстетического, экологического, физического и нравственного воспитания. Благоустройство и озеленение пришкольного участка играет важную роль. Организация пространства пришкольного участка требует знания основ проектирования ландшафтного дизайна.

Проектирование является творческой деятельностью учащихся, при которой происходит завершение процесса усвоения знаний и выдается готовый продукт – проект. Применение знаний в нестандартной ситуации, моделирование элементов трудовой деятельности развивает творческий потенциал учащихся, креативные качества личности.