Жанр произведения степь. Тема и идея произведения чехова степь. Главные герои и их характеристика

Повесть обычно считают одним из эпических жанров. По объёму текста, произведения, относимые к этому жанру, немногим больше рассказа, но меньше и соответственно проще романа. В центре повести часто стоит ключевая фигура или некое событие, сюжет нередко воспроизводит естественное течение жизни.
Таково современное литературоведческое определение повести. В древности же на Руси вообще любое прозаическое повествование называли повестью, если оно отражало или стремилось к отображению реальности. Однако, реальность средневекового обывателя не равна тому, что считается реальностью в наши дни. Реальность в сознании тогдашнего человека предполагала присутствие чудесного. Чудо было частью реальности, поэтому «правдивая» повесть в то время могла содержать в себе всевозможные мистико-фантастические составляющие. То есть изначальные повести обладали неким налётом сакральности, тогда как фольклор не выходил за рамки развлекательного элемента. Это были чётко структурированные священные хроники, что-то вроде сегодняшних выпусков новостей с их поклонением Путину.
«Если для лирических произведений <…> главным был не рассказ о событии, а его эмоциональное восприятие, то сюжетная повесть стремилась именно к тому, чтобы показать событие, и показать его в движении. Острое сюжетное построение было свойственно не только чисто беллетристическим памятникам (“неполезным” повестям), но и историческим (летописным и внелетописным), и житийным повестям древней Руси»
Во фрагменте литературоведческого текста, представленном выше, кроме указания на особую роль сюжета для жанра повести дано перечисление старинных её разновидностей. Наиболее генетически близки к современной повести в этом списке жития святых. Что такое житие?
Житие – это биографическая повесть о том или ином святом, канонизированном церковью. В центре жития всегда стоит биография. Биография – это описание жизненного пути. Жизненный путь это череда испытаний, всегда заканчивающихся смертью и переходом в другое качество. Следовательно, любое житие можно уложить в нечёткую схему. И такая примерная схема выделена и описана, абсолютное большинство житийных повестей строится вот так: рождение от благочестивых родителей, овладение премудростью, аскетические или подвижнические подвиги, борьба с искушениями и страстями, наконец, кончина, похвальное слово святому и посмертные чудеса.
В качестве классического примера житийной повести можно рассмотреть житие Александра Невского. Первое, о чём в ней рассказывается - благодетельность матери и отца Александра, и как следствие этого, - его ум и статность. Начало жития необходимо увязываем с первым пунктом в схеме. Все достоинства молодого, ни в чём ещё не проявившего себя, Александра – заслуга его благочестивых родителей. Далее по тексту на земли Александра приходит «король страны Римской» с намерением завоевать и поработить. Александр, помолившись в храме, принимает благословение от епископа, а также помощь святых Бориса и Глеба. Эта часть сюжета очень похожа на то, что в схеме названо «овладением премудростью». Далее в повести идёт перечисление бесконечных военных побед Александра, что конечно соотносится с 3 и, отчасти, с 4 пунктом в схеме. Наконец, Александр заболевает и, перед смертью, становится схимником. После смерти, по свидетельству неких служителей храма, где упокоили его тело, Александр принял из рук митрополита грамоту, что символически свидетельствует о его продолжающейся жизни, но в другом состоянии.
Эта схема оставалась неизменной до 17 века, когда в русских жизнеописаниях впервые стали появляться светские по духу украшательства. Образ мысли, образ действий и мотивировки персонажей снеслись с жизнью. В героях появилась до того едва видимая характерность. Сама логика описываемых событий потянулась к жизнеподобию. Естественно это не касалось и не касается до сих пор строго канонических церковных текстов. Все эти нововведения хорошо видны в «Повести о Горе-Злосчастии» и «Повести о Савве Грудцыне». Фабулы у них схожи. И там и там вариация сюжета притчи о блудном сыне с той заметной разницей, что герои обоих повестей в финале оказываются в монастыре, что, впрочем, вполне укладывается в уже знакомую схему, ведь жизнь в монастыре то же своего рода посмертное бытие.
К моменту появления чеховской «Степи», благодаря процессам жанровой трансформации, начатым в 17 веке, житийная схема выкристаллизовалась и нашла применение в ряду не духовных текстов. По схожему плану выстроена «Шинель» Гоголя, «Очарованный странник» Лескова, некоторые другие тексты писателей «золотого века».
«Степь» тоже имеет видимые структурные сходства с этой схемой. Егорушка проходит путём взросления. Он – сын достойных родителей и, вынужденный отправиться в жизнь, он получает в дороге опыт, а этот опыт становится для него подобием тайного знания, владея которым можно победить любой страх, то есть подняться к инобытию. Кроме того, всё чудесное, как в истинной старорусской повести у Чехова сакрализовано. Это значит, что писатель серьёзен, он претендует на историческую достоверность (Егорушка едет из Таганрога).
К особенностям художественного осмысления действительности в «Степи», в первую очередь следует отнести её обрядовую суть. В исследовании С. Телегина прямо говорится, что: «Повесть Чехова “Степь” в деталях воспроизводит древний ритуал посвящения.
Повесть имеет подзаголовок – “История одной поездки” и начинается с того, как “ранним июльским утром” Егорушка в сопровождении своего дяди, купца Ивана Иваныча Кузьмичова, и о. Христофора выезжает из родного города (с. 7). Стоит напомнить, что всякое путешествие, странствие мифологически понимается как модель посвящения. Мифологема странствия-посвящения прямо связана с идеей духовного роста. Поездка по степи – это переживание Егорушкой духовной эволюции. Сам жизненный путь – это странствие от материнского лона к лону могилы. В обряде инициации странствие – это путешествие в трансцендентное.»
То есть всё совершающееся в «Степи» осмысляется, как таинство, а значит – мир Егорушки, о чём уже сказано, сверхъестествен. И, исходя из этого, мы сталкиваемся с другой художественной особенностью повести: мир показан глазами Егорушки, сквозь призму его сознания. Егорушка – центр вселенной, микрокосм, вмещающий в себя степь – макрокосм. Но вначале повести, так как обряд инициации, о котором пишет Телегин, мальчиком ещё не пройден, он может только наблюдать за внешним порядком, но никак не – влиять на него. От этого Егорушку удерживают не только внешние силы, в лице наставников отца Христофора и купца Кузьмичова, но и силы внутренние – страх и незнание. Само путешествие, так как оно таинство посвящения, должно своим итогом соединить микро- и макрокосм, то есть пустить пока ещё девственное сознание Егорушки во взаимодействие с жизнью, с судьбой.
Если бы Чехов был писателем-модернистом, то он, возможно, начал бы повествование от первого лица (я-перспектива) с тем, чтобы закончить его от третьего (он-перспектива). Так формально можно было бы подчеркнуть то, что даётся иносказательно: болезненный уход из-под крыла матери, опытное научение премудростям, индивидуация вообще. Все эти изменения в душе Егорушки, что опять же является характерным для жанра повести, подаются опосредованно, без лишних лирических вставок. Лирические фрагменты органично смотрятся вначале повести, но чем ближе к финалу, тем большую роль по логике развития действия должны играть внешние раздражители. Так и происходит: через связь Егорушки и возчиков, с которыми у него впервые с начала рассказа устанавливаются некие обоюдные отношения, Чехов рисует картину взаимопроникновения двух миров – внешнего и внутреннего. А это в свою очередь свидетельствует о том, что обряд посвящения Егорушкой успешно пройден.
С. Телегин в своём исследовании «Великий круг посвящения» детально прорабатывает каждый эпизод повести, соотнося его с тем или иным ритуальным элементом из широкого перечня разнородных обрядовых церемоний прошлого. Ничто, как выясняется, не случайно в тексте «Степи». Провожатые Егорушки оказываются ни много ни мало носителями двух важнейших для мужчины представлений, представления о ремесле, о профессии и представления о духовности, внутреннем порядке. Это в том числе и образы отца и матери с их критичной и не критичной любовью. Функция провожатых - показать и насколько это возможно подготовить Егорушку к бытию-в-мире и пояснить, что избежать этого нельзя, поскольку того требует дхарма Вселенной. Далее Егорушка должен погибнуть для прошлой жизни, чтобы из этого пепла родился новый Егорушка, ещё не Георгий Победоносец, но уже и не желторотый мальчик. Так совершается первый этап посвящения. Следующий этап – обретение своего тела в пустой, враждебной, ещё пока безжизненной степи. Это осознание своей вещности. Оно происходит в четыре этапа, по числу стихий. Мальчик должен познать себя как тело, существующее под неустанным воздействием земли, огня, воздуха и воды. Потом случается встреча с первопредками и она формирует сознание будущего человека. Память предков должна заложить в голову Егорушки все достижения эволюции, базовые нравственные и общественные заповеди, но вместе с тем и не изжитые пороки. Всё это даётся Егорушке разом, так что ему ещё предстоит отделить зёрна от плевел и разобраться во всех житейских нюансах. В решении этой задачи ему должны помочь возчики. Каждый из них подобен определённой составляющей, согласованном взаимодействием которых, создаются удивительнейшие вещицы, такие, к примеру, как компьютер.
Тогда Пантелей воплощает собой самый сложный и важный элемент компьютера, потому что он поясняет, даёт интерпретацию происходящему. Его можно сравнить с операционной системой.
Дымов, чья фамилия прямо указывает на буйство нрава («Дыма без огня не бывает») даёт мальчику необходимые знания о собственных инстинктах, которыми во что бы то ни стало нужно научиться владеть. Его можно сравнить с деталью перегревающейся и оттого требующей постоянного охлаждения.
Хозяин степи Варламов даёт Егорушке представление об иерархии в мире людей, то есть одновременно формирует убеждение о возможностях человека с сильным личным началом и показывает их нужность, потому что они – гаранты общего порядка. Это видно по тому, как его строгость характеризует Пантелей:
« - Крутой старик... - бормотал Пантелей. - Беда, какой крутой! А ничего, хороший человек... Не обидит задаром... Ничего...»
Он - корпус и вся система защиты компьютера.
Последним этапом на пути к себе новому в «Степи» является болезнь Егорушки. Она служит метафорой закалки получившейся личности, болезнь придаёт мальчику необходимый запас прочности. Претерпев всё это, Егорушка спасается, то есть начинает взрослеть, но это уже другая история и о ней Чехов умалчивает. Последняя сцена повести – плач выздоровевшего Егорушки. Символически это плач новорождённого.
Последнее, что особо отмечается Телегиным в его монографии, это то, что само чтение повести является своего рода инициацией для читателя.
«Переломы в жизни Егорушки соотносятся с переломными этапами в ритуале посвящения, а сам текст является воспроизведением этого обряда. Чтение этого произведения уже само по себе имеет силу посвящения. Читающий вслед за Егорушкой проходит по пути таинства инициации.»
В связи с этим необходимо заметить, что и изначальные духовные повести создавались как средство познания веры Христовой, через приобщение к жизням тех, кто эту веру обрёл. Следовательно, даже в этом повесть Чехова наследует великой традиции.
В кино аналогом повести о духовном (или бездуховном) странствии является роуд-муви (досл. «дорожное видео»). Интересно, что, как и жанр повести, роуд-муви – достаточно условная категория. Фильм роуд-муви в жанровом отношении может быть и комедией и фантастикой и трагифарсом. По строению роуд-муви – череда дорожных эпизодов, часто не имеющих других драматургических связей кроме как – фигуры самого странника. Так скроены повести «Путешествие из Петербурга в Москву», «Жизнь Василия Фивейского», «Река Потудань», «Москва-Петушки» и некоторые другие. Каждая из них по-своему касается темы инициации, овладения неким тайным знанием, которое дарует жизнь в другом качестве. И ту же задачу своими средствами выполняют фильмы роуд-муви, например такие как: «Беспечный ездок», «Тельма и Луиза» и «Маленькая мисс Счастье»; среди русских лент - «Бумер», «Коктебель», «Овсянки».
В «Овсянках» в роли инициируемой выступает труп жены одного из героев. По сюжету он и его спутник везут хоронить труп по выдуманному сценаристом Денисом Осокиным, обычаю народа «меря». То есть, как видно, задействуется всё тот же инструментарий, что и в житийной повести. Труп жены общается с мужем и его другом, вызывая к жизни воспоминания о прошлом, а те символически отвечают, передавая зашифрованные послания, с помощью ряда сложных местно-мифологических образов. В финале, проведя ритуал посвящения, герои принимают достойную в данной системе координат смерть, смерть от воды.
Житийная, или, что вернее, «смертийная» схема и в данном случае не претерпела сколько-нибудь серьёзных изменений. Она будет выглядеть так: смерть после благочестивой жизни, символическое овладение премудростью, духовные подвиги, совершаемые в душах провожатых, борьба с искушениями и страстями в дороге, наконец, сожжение, и похвальное слово образу умершей в виде переселения мужа и его спутника в иной мир.

Из уездного города N-ской губернии июльским утром выезжает обшарпанная бричка, в которой сидят купец Иван Иванович Кузьмичёв, настоятель N-ской церкви о. Христофор Сирийский («маленький длинноволосый старичок») и племянник Кузьмичёва мальчик Егорушка девяти лет, посланный матерью, Ольгой Ивановной, вдовой коллежского секретаря и родной сестрой Кузьмичёва, поступать в гимназию в большой город. Кузьмичёв и о. Христофор едут продавать шерсть, Егорушку захватили по пути. Ему грустно покидать родные места и расставаться с матерью. Он плачет, но о. Христофор его утешает, говоря обычные слова о том, что ученье - свет, а неученье тьма. Сам о. Христофор образован: «Пятнадцати лет мне ещё не было, а я уж говорил и стихи сочинял по-латынски все равно как по-русски». Он мог сделать неплохую церковную карьеру, но родители не благословили на дальнейшее ученье. Кузьмичёв же против лишнего образования и считает отправку Егорушки в город капризом сестры. Он мог бы пристроить Егорушку к делу и без учения.

Кузьмичёв и о. Христофор пытаются догнать обоз и некоего Варламова, знаменитого в уезде купца, который богаче многих помещиков. Они приезжают на постоялый двор, хозяин которого, еврей Моисей Моисеич лебезит перед гостями и даже мальчиком (ему он отдаёт пряник, предназначенный для больного сына Наума). Он «маленький человек», для которого Кузьмичёв и священник - настоящие «господа». Кроме жены и детей в его доме живёт его брат Соломон, гордый и обиженный на весь мир человек. Он сжёг свои деньги, доставшиеся в наследство, и теперь оказался приживальщиком брата, что причиняет ему страдание и подобие мазохистского наслаждения. Моисей Моисеич его ругает, о. Христофор жалеет, а Кузьмичёв презирает.

Пока гости пьют чай и пересчитывают деньги, на постоялый двор приезжает графиня Драницкая, очень красивая, благородная, богатая женщина, которую, как говорит Кузьмичёв, «обирает» какой-то поляк Казимир Михайлыч: «...молодая да глупая. В голове ветер так и ходит».

Догнали обоз. Кузьмичёв оставляет мальчика с обозчиками и отправляется с о. Христофором по делам. Постепенно Егорушка знакомится с новыми для него людьми: Пантелеем, старообрядцем и очень степенным человеком, который ест отдельно от всех кипарисовой ложкой с крестиком на черенке и пьёт воду из лампадки; Емельяном, старым и безобидным человеком; Дымовым, молодым неженатым парнем, которого отец посылает с обозом, чтобы он не избаловался дома; Васей, бывшим певчим, простудившим себе горло и страдающим от невозможности больше петь; Кирюхой, ничем особенно не примечательным мужиком... Из их разговоров на привалах мальчик понимает, что все они прежде жили лучше и пошли работать в обоз из-за нужды.

Большое место в повести занимают описание степи, достигающее художественного апофеоза в сцене грозы, и разговоры обозчиков. Пантелей по ночам у костра рассказывает страшные истории, якобы из своей жизни в северной части России, где он работал кучером у разных купцов и всегда попадал с ними в приключения на постоялых дворах. Там непременно жили разбойники и резали купцов длинными ножами. Даже мальчик понимает, что все эти истории полупридуманные и, возможно, даже не самим Пантелеем, но почему-то он предпочитает рассказывать их, а не реальные события из своей явно непростой жизни. Вообще, по мере продвижения обоза к городу, мальчик как бы заново знакомится с русским народом, и очень многое кажется ему странным. Например, Вася обладает таким острым зрением, что может видеть животных и то, как они ведут себя далеко от людей; он ест живого «бобырика» (сорт мелкой рыбы типа пескаря), при этом лицо его приобретает ласковое выражение. В нем есть что-то звериное и «не от мира сего» одновременно. Дымов мучается от избытка физической силы. Ему «скучно», и от скуки он делает много злого: зачем-то убивает ужа, хотя это, по словам Пантелея, большой грех, зачем-то обижает Емельяна, но затем просит прощения и т. п. Егорушка его не любит и боится, как слегка побаивается всех этих чужих для него мужиков, кроме Пантелея.

Подъезжая к городу, они наконец встречают «того самого» Варламова, о котором столько упоминалось прежде и который к концу повести приобрёл некий мифологический оттенок. На самом деле - это пожилой купец, деловой и властный. Он знает, как обращаться и с мужиками, и с помещиками; очень уверен в себе и своих деньгах. На его фоне дядя Иван Иванович кажется Егорушке «маленьким человеком», каким Моисей Моисеич казался на фоне самого Кузьмичёва.

По дороге во время грозы Егорушка простудился и заболел. О. Христофор в городе лечит его, а дядя очень недоволен, что ко всем хлопотам добавляется ещё и забота об устройстве племянника. Они с о. Христофором выгодно продали шерсть купцу Черепахину, и теперь Кузьмичёв жалеет, что часть шерсти продал ещё дома по более низкой цене. Он думает только о деньгах и этим сильно отличается от о. Христофора, который умеет сочетать необходимый практицизм с мыслями о Боге и душе, любовью к жизни, знаниям, почти отцовской нежностью к мальчику и проч. Из всех персонажей повести он самый гармоничный.

Егорушку пристраивают у старой подруги его матери Настасьи Петровны Тоскуновой, которая отписала частный дом зятю и живёт с маленькой внучкой Катей на квартире, где «много образов и цветов». Кузьмичёв будет платить ей за содержание мальчика десять рублей в месяц. Он уже подал документы в гимназию, скоро должны быть приёмные экзамены. Подарив Егорушке по гривеннику, Кузьмичёв и о. Христофор уезжают. Мальчик почему-то чувствует, что о. Христофора он больше не увидит. «Егорушка почувствовал, что с этими людьми для него исчезло навсегда, как дым, все то, что до сих пор было пережито; он опустился в изнеможении на лавочку и горькими слезами приветствовал новую, неведомую жизнь, которая теперь начиналась для него... Какова-то будет эта жизнь?»

Пересказал

Ответ оставил Гость

Повесть «Степь была написана Чеховым в конце 1880-ых годов, когда писатель переживал некий духовный кризис, у него происходило переосмысление, переоценка жизненных ценностей. В письме к Д. Григоровичу он пишет: «В Западной Европе люди погибают оттого, что жить тесно и душно, у нас же оттого, что жить просторно... Простора так много, что маленькому человечку нет сил ориентироваться...»
И действительно, на протяжении всей повести, которая представляет собой «историю одной поездки», мы наблюдаем за героями, которые не могут найти общий язык с миром, раскрыться, в полной мере взаимодействовать с ним.
Сюжет повести очень прост: девятилетнего мальчика Егорушку везут из родного дома в город, чтобы отдать в гимназию. Его спутниками являются купец Кузьмичов, дядя Егорушки, и отец Христофор, священник. Те, впечатление, которые получает мальчик во время поездки, перемежающиеся комментариями и мыслями автора, и являются сюжетом повести.
Почти сразу в произведение входит трагическая нота: Егорушка, уезжая из дома, «чувствовал себя в высшей степени несчастным человеком и хотел плакать». Этот трагизм будет развиваться на протяжении всей повести, показывая неразрешимость конфликта между миром и человеком, их противопоставлением.
Путешествие героев происходит в степи, огромное место в повести отводится описанию этой «стихии». Почему? Мне кажется, что именно степь у Чехова и олицетворяет окружающий мир, действительность, с которой люди не могут найти общего языка и страдают от этого. Но важно, что степь описана в лирических, очень теплых тонах. То есть сам автор, по большому счету, считает реальную жизнь красивой, благожелательной к человеку, теплой, но живущей по своим законам, познать которые и принять нужно героям повести. Но, к сожалению, у них это, как мы понимаем, не получается.
В русской литературе существует несколько прекрасных описаний русской степи. Это, конечно, степь Гоголя («Тарас Бульба»), степь Тургенева («Лес и степь» в «Записках охотника») и степь Чехова. У Чехова эта «стихия» одушевляется, уподобляется живому человеку, целому миру, существующему по своим законам.
Важно, что мы видим степь с двух позиций: глазами мальчика Егорушки и глазами самого автора. Это позволяет более полно ее описать, дать ей более точную и яркую характеристику.
У Егорушки детское восприятие мира, похожее, может быть, на сказку, а может, на игру. У него ветряная мельница – маленький человечек, размахивающий руками; чернота на небе раскрыла рот и дыхнула белым огнем (а не молнией); перекати-поле бегут, спотыкаясь и прыгая; в дождь по дороге прыгают пузыри. И этот взгляд показывает величественность, эпохальность, грандиозность степи, ее древнее происхождение и вечное существование, которое закончится только с концом существования самой земли. И на этом фоне так заметна кратковременность и быстротечность жизни человека.
Сам же Чехов подчеркивает разноликость степи. Июльская степь на глазах героев меняется несколько раз: вот она широкая и величественная, улыбающаяся; то вдруг обманутая степь замирает; то поднимает ропот, все кружит и затуманивает солнце. А также автор говорит о красоте степи.
Вообще, это чеховское описание очень лирично и «художественно». Здесь используются олицетворения и метафоры: роса испарилась, воздух застыл, трава и бурьян подняли ропот, чернота дыхнула белым огнем. Есть лирические и изобразительные эпитеты: широкая, бесконечная равнина (изобразительные), обманутая степь, загорелые холмы (лирические).
Мне кажется, что у Чехова степь по-особому одухотворена: сбросила полутень, улыбнулась и засверкала росой. Солнце над ней, как хозяйка по утрам, тихо, без хлопот принялось за свою работу. За ее описанием видится капризная девушка, часто меняющая свой нрав.
Эту повесть со всей смелостью можно назвать философской. Писатель показывает, что в материальном отношении «маленький человечек» бесспорно уступает необъятному «простору» степи. Но именно человек наделён духовной жизнью, которой не имеет природный мир. Это расхождение материального и духовного начал бытия и составляет философский стержень сюжета. Наиболее четко это проявляется в пассаже о древней дороге, требующей сказочных гигантов, которых нет в действительности. Ни один из персонажей не соразмерен бескрайней степи, и это противопоставление пронизывает всю повесть.
Но и сам человек страдает от своей «беспомощности», от неумения жить в полной гармонии с миром. Это мы видим в лирическом пассаже о томлении самой степи, испускающей «безнадёжный» призыв: «певца! певца!»
Важно, что само это томление приписывается степи томящимся в её просторе человеком, «вживляется» в её немую плоть из «всего того, что сам сумел увидеть и постичь душою.

Чехов - русский талантливый писатель - никогда не стремился дать ответы читающей публике, а считал, что роль автора заключается в том, чтобы задавать вопросы, а не отвечать на них.

Об авторе

Антон Павлович Чехов родился в 1860 году в городе Таганрог Ростовской области. Чехов написал множество невероятных произведений: рассказов, повестей, пьес и т.д. Сегодня Антона Павловича Чехова считают одним из самых величайших писателей мира "большой литературы".

Следует отметить, что знаменитый русский писатель успешно совмещал писательскую деятельность с врачебной. Практически всю свою жизнь Чехов лечил людей. Сам автор любил говорить, что медицину он считает своей законной супругой, а литература для него - любовница, от связи с которой он не может отказаться.

Антона Павловича можно назвать "новатором" в литературе: в своих произведениях он создавал уникальные ходы, которые в значительной мере повлияли на произведения будущих писателей.

Наверное, нет такого человека, который не читал бы ни одного произведения этого талантливого писателя. Одним из таких произведений является повесть А. П. Чехова "Степь". Анализ повести позволяет выявить некоторые новаторские "ходы" писателя.

Автор любил отпускать свои мысли и записывать этот "нескончаемый поток сознания". "Степь" Чехова, краткое содержание которой приводится в данной статье, отражает один из известных приемов Чехова - его умение уйти от ответа в произведении: автор считал, что писатель не должен отвечать на вопросы, а должен задавать их, тем самым заставляя читателей задуматься о важных жизненных вещах.

Повесть "Степь" Чехова: краткое содержание

"Степь" (Чехов Антон Павлович) - это произведение, которое стало дебютом писателя в литературе. Именно оно принесло тогда еще молодому Антону Павловичу Чехову первое признание критиков его как состоявшегося автора. Современники автора писали, что прорыв, который он совершил, станет началом новой жизни автора, в которой все то и дело будут говорить: "Смотрите! Это - тот самый А. П. Чехов!" "Степь", краткое содержание которой приводится в данной статье, трогает читателя не действом. Повесть трогает читателя другим. Здесь приводится трогательное описание и руссского человека (коим был и А. П. Чехов). Степь (краткое содержание повести представлено ниже) автор описывает с особым благоговением, с особенной любовью. Эту любовь читатель видит на лице героя повести Егорушки, который букально чувствует каждый шолох веточки, каждый взмах крыла пролетающей птицы... Все то, что чувствовал Чехов А. П. "Степь", краткое содержание по главам которой сегодня легко можно найти при желании, необходимо читать в оригинале. Только так можно понять и прочувствовать произведение.

"Степь" Чехова: краткое содержание истории путешествия настоятеля церкви, купца и его племянника

На старой бричке из уездного города N отправились Иван Иванович Кузьмичёв вместе с о. Христофором, настоятелем церкви в данной губернии, который был невысокого роста с длинными волосами 80-ти лет от роду. В путь они собрались для того, чтобы продать шерсть. С ними в дорогу отправился племянник Кузьмичёва, его звали Егорушка. Это был мальчик 9 лет, совсем еще ребенок. Его мать, сестра Ивана Ивановича, Ольга Ивановна, вдова коллежского секретаря, настояла на том, чтобы её сын поступил в гимназию в другом, более масштабном городе и стал образованным человеком. Перед путниками открывается вид на город и церковь, в которую Егор ходил вместе с матерью на службу. Мальчик очень расстроен, он не хочет уезжать. Отец Христофор решил поддержать ребёнка, вспоминая свою юность и ученье, он был достаточно образованным человеком с хорошими задатками, у него была отменная память, прочитав несколько раз текст, он уже знал его наизусть, хорошо знал языки, историю, арифметику. Но родители не поддержали его стремление учиться дальше, поэтому о. Христофор ученье дальше продолжать отказался. А у Егорушки ещё вся жизнь впереди, и ученье пойдет ему на пользу. Кузьмичёв же, наоборот, считает прихоть сестры необоснованной, ведь племянника он мог научить своему делу и без образования.

В гостях у помещика Варламова

Кузьмичёв и о. Христофор стремятся догнать самого богатого и наиболее влиятельного в уезде помещика Варламова. Для временного ночлега путники остановились в скромном жилище Моисея Моисеича, еврея по национальности. Он старается угодить гостям в максимальной степени, даже Егорушке достался пряник. В доме Моисея Моисеича кроме его семьи (жены и детей) проживает его брат Соломон. Гордый человек, на которого деньги и положение в обществе не оказывают ни малейшего влияния. Отец Христофор, с вою очередь, жалеет молодого человека, Кузьмичев же относится к нему презрительно, а родной брат не понимает его.

Появление графини Драницкой

Гости (Иван Иванович и о. Христофор) решили пересчитать деньги во время чаепития. В это время постоялый двор посетила знатная особа, графиня Драницкая. Иван Иванович считает ее довольно глупой особой, у которой только ветер в голове. Не считает странным то, что поляк Казимир Михайлыч всячески намеревается обвести ее вокруг пальца.

Знакомство Егорушки с новыми людьми

После Кузьмичев и отец Христофор отправляются в путь, решив оставить Егорушку с другими обозчиками в надежде догнать их позже.

В пути Егорушка знакомится с разными людьми, у него складывается о них свое особое впечатление. Со стариком Пантелеем, у которого часто болят ноги, он имеет привычку пить воду из лампадки; Емельяном, относительно спокойным человеком; по фамилии Дымов, отец часто посылает его с обозом, чтобы тот не был уж слишком избалован; Васей, некогда имевшим прекрасный голос, к сожалению, из-за болезни связок так, как раньше, петь он больше не мог; Кирюхой - молодым человеком, не имеющим практически никаких особенностей. Всех этих людей объединяет одно - они когда-то жили намного лучше, боязнь бедности принудила их идти работать в обоз.

Описание русской степи

Особое внимание автор повести уделяет живописной природе русской степи, достаточно красочно описывая ее. Егорушка по мере путешествия как будто с новой, совершенно незнакомой ему стороны узнает русский народ. Даже он, в силу своего ещё маленького возраста понимает, что рассказы Пантелея о его, якобы, жизни на севере России и старой работе кучера более похожи на выдумку, чем на правду. Вася, парень, обладающий соколиным зрением, видит степь намного шире, чем остальные люди. Мимо него ничего не ускользает, он наблюдает поведение животных, в естественной среде их обитания. Он обладает некоторыми «звериными качествами», и многие сочтут его не похожим на большинство людей. Кроме Пантелея, Егорушка побаивается практически всех мужиков, а особенно Дымова, который невыносимо страдает от избытка сил и убивает ни в чем не повинного ужа.

Болезнь Егорушки

В дороге путников настиг сильный дождь с грозой, вследствие этого Егорушка заболел. Приехав в город, о. Христофор проявляет истинную заботу к мальчику, стараясь улучшить его общее состояние. В то время как родной дядя мальчика Кузьмичев считает это ещё одной проблемой. Его голова забита другим, он жалеет о том, что продал дома шерсть не так выгодно, как это удалось сделать недавно. О. Христофор вместе с Иваном Ивановичем продали свой товар по достаточно высокой цене. В свою очередь об о. Христофоре можно сказать, что он выступает самым гармоничным героем повести, в котором стоят ниже любви к Богу и стремления к знаниям.

В гостях у Тоскуновой

Дом близкой приятельницы матери мальчика, Тоскуновой Настасьи Петровны, выступает его следующим пристанищем на время учебы в гимназии. Женщина живет там со своей внучкой. Интерьер квартиры достаточно прост, радует глаз множество свежих цветов, и повсюду видны образа. Кузьмичев Иван Иванович справился со всеми возложенными на него делами. Документы в гимназию поданы, скоро начнутся экзамены на поступление, и для совсем еще юного Егорушки также начнется новая, не знакомая для него дорога в неизведанный мир. Каждый из взрослых, Кузьмичев и о. Христофор, выделили своему подопечному гривенник и оставили его впредь на попечительство Тоскуновой. Мальчик как будто предчувствует то, что встреча с этими людьми в его жизни не повторится. Он не может понять причину своей грусти: все, что пришлось пережить в дни его детства, теперь останется в далеком прошлом.

Для него теперь открывается дверь в совершенно другой, не знакомый ему мир. Каким он будет, никому не известно. Мальчик сильно расплакался, сидя на лавочке, таким образом словно «встречая» все то новое, что ждет его впереди.

Резюмируя статью ""Степь" Чехова: краткое содержание повести", хочется отметить, что каждый, кто уважает творчество автора, должен прочесть данную повесть в оригинале. Не зря все-таки современники автора высоко оценили сие произведение. Действительно, "Степь" Чехова в кратком изложении никоим образом не передает все те ощущения, которые получает читатель при погружении в оригинальный вариант повести.

В 1888 году была написана повесть Чехова «Степь». Краткое содержание ее будет дано в этой статье. В произведении обозначен новый подход к повествованию: часть картин читатель видит через восприятие действительности главным героем - Егорушкой. Их дополняют авторские комментарии, помогающие раскрыть особенность окружающего мира и понять душу обычных людей.

Глава 1. Начало пути

Раннее Из уездного города выехала ветхая бричка, которой управлял молодой кучер Дениска. В ней сидели три пассажира: настоятель церкви отец Христофор, купец Кузьмичев Иван Иваныч и его девятилетний племянник Егорушка. Взрослые ехали продавать шерсть, а мальчика везли поступать в гимназию.

Так начинает Чехов «Степь». Краткое содержание повести продолжается описанием ощущений Егорушки. Он впервые остался один и теперь, осматриваясь по сторонам, вспоминал, как на Пасху ходил в церковь. А еще - как умерла бабушка. И вдруг заплакал от жалости к самому себе. Дядя и отец Христофор заговорили о пользе учения. А перед глазами мальчика уже показалась бесконечная (подробно описать ее не позволяет отмечает, что после испарения животворной росы все вокруг поникло от зноя. Егорушка утомился и равнодушно смотрел на однообразную картину. Остались позади косари и бабы на поле, свора собак и варламовские овцы. Впереди показался ветряк, который все не исчезал из виду.

Глава 2. Привал

К полудню остановились у ручья. Расположились под обозом, поели печеных яиц с пирогами. Так продолжается рассказ Чехова «Степь». Краткое содержание знакомит читателя с жизнью отца Христофора. Он с детства говорил на нескольких языках, имел познания во многих науках, мечтал учиться в Киеве. Но родители не благословили такое решение, и юноша остался при церкви, где прошла вся его жизнь. Сейчас отец Христофор ни о чем не жалел, так как не нарушил воли отца, хотя и был уверен, что учиться нужно. Эту мысль он внушал Егорушке. Потом говорили о шерсти и каком-то Варламове.

Перекусив, взрослые легли спать. Мальчик же сходил в деревню, поиграл с проснувшимся Дениской, который в душе все еще оставался ребенком. Наконец отправились в путь, и до вечера перед глазами Егорушки мелькали те же картины, что и с утра.

Глава 3. На постоялом дворе

Уже в сумерках остановились у немолодого еврея. Радушию Мойсея Мойсеича не было предела, но гости не решились на ночлег: нужно было найти таинственного Варламова. Купец и святой отец пересчитали деньги - Егорушка никогда не видел такой кучи. Напились чаю. Поговорили с евреем о житье. Сонного Егорушку хозяева угостили пряником - они все сокрушались, что теперь некому позаботиться о мальчике.

Так можно обозначить тему 3 главы и ее краткое содержание. «Степь» Чехов продолжает описанием появления у еврея известной в округе графини Драницкой, которая тоже надеялась увидеть Варламова.

Глава 4. Встреча с обозом

Полусонный Егорушка сел рядом с Дениской. Он все думал о Варламове, который был очень богат и неуловим, и о красивой графине. Его убаюкивали запахи и звуки степи, погруженной во мрак. Уснувшего мальчика разбудили голоса. Это Иван Иваныч спрашивал у мужиков, сопровождавших обоз, который они нагнали, о Варламове. Затем Егорушку пересадили на большой тюк с шерстью, и он, довольный, что можно удобно лечь, заснул. Дядя попросил мужиков не обижать племянника и пообещал забрать его, как только побывает у молокана. Таково начало новой главы и ее краткое содержание.

Степь Чехов описывает в своей повести часто. Но утром Егорушку больше интересовали обоз и люди, с которыми он ехал дальше. Всего двенадцать подвод и пять сопровождавших их мужчин. Рядом с возом, на котором лежал мальчик, шел старик Пантелей, который говорил и подпрыгивал так, словно замерз.

Когда остановились у колодца, Егорушка разглядел остальных путников. Сильного, уверенного в себе Дымова, убившего по дороге ужа и вызвавшего недовольство остальных возчиков. Емельяна, бывшего певчего, теперь потерявшего голос. Чернобородого Кирюху недалекого ума. Удивительно зоркого Васю, который мог видеть и слышать то, что остальным было недоступно.

Глава 5. На реке

Стало нестерпимо жарко. Остановились у реки. Возчики резвились в воде. Когда поймали рака, сбегали в деревню за бреднем и наловили рыбы, из которой сварили кашу. Егорушке, тоже решившему поплавать, испортил настроение Дымов. Мужчина схватил его за ногу и едва не утопил. После этого мальчик сидел на берегу и наблюдал за остальными.

О чем еще пишет в своей повести Чехов? «Степь», краткое содержание которой вы читаете, включает также описание обедни в деревенской церкви, куда от скуки сходил Егорушка, и встречу с лавочником, налившим ему чаю.

Вернувшись к реке, герой вместе со всеми ел кашу и слушал рассказы мужиков об их прежней жизни, которая была лучше нынешней.

Глава 6. У костра

К вечеру отправились в дорогу. Егорушка смотрел, как на небе появляются звезды, и думал о бабушке. Ему казалось, что сам он никогда не умрет. А Пантелей все продолжал свой бесконечный рассказ.

К полуночи разожгли костер. Пока варили кашу, завели разговор об убитом недалеко от этого места купце. Тему продолжил Пантелей, который, если верить его словам, однажды сам едва не стал жертвой разбойников. И хотя в рассказе чувствовалось много вымысла, Егорушка слушал его, затаив дыхание.

Позже к костру подошел незнакомец. Его молодая жена уехала к матери, а он в ее ожидании не знал, куда себя деть. Счастливый вид мужчины вызвал у всех грусть. Егорушку снова охватила скука, и он взобрался на свой воз.

Проснувшись, мальчик увидел наконец Варламова, которого все искали в степи. Это был низкорослый человек на некрасивой лошади. Поговорив с возчиками и обругав своего верхового, он умчался по дороге. Такими были два дня из новой жизни Егорушки. Однако этим не заканчивается краткое содержание. "Степь" Чехова продолжается седьмой главой.

Глава 7. Гроза

Ночью снова сидели у костра. Беседа не получалась. К тому же Дымов спровоцировал ссору с Емельяном, и Егорушка, с самого начала испытывавший неприязнь к первому из них, встал на защиту певчего. Расстроенный мальчик взобрался на тюк и расплакался, мечтая оказаться дома.

Даль почернела, стало душно. Вскоре разразилась сильная гроза. Обоз двигался вперед, а Егорушка сидел на тюках, испытывая невероятный страх. Ему чудилось, что сзади надвигается великан. Герой весь вымок и замерз. А от грохочущего грома и сияющих молний невозможно было укрыться. Сначала Егорушка крестился и звал Пантелея. Потом им овладела уверенность, что гроза никогда не закончится, и его убьет. Это был самый страшный момент в жизни мальчика, как показывает сюжет повести и ее краткое содержание.

«Степь» Чехов А. П. продолжает описанием болезни героя. Уже в деревенской избе он все никак не мог согреться и бредил. А рано утром снова отправились в дорогу. Егорушка с путающимся сознанием трясся от холода на своем возе.

Глава 8. Конец пути

Наконец въехали на большое подворье, и мальчик услышал голос Дениса. Отец Христофор растер больного Егорушку, затем укрыл одеялом и тулупом. Из разговора взрослых мальчик понял, что сделка с шерстью удалась.

Наутро герой чувствовал себя здоровым. А после завтрака разыскали Н. П. Тоскунову, подругу матери. Иван Иваныч договорился с ней насчет проживания, устроил племянника в гимназию и уже на следующий день вместе с отцом Христофором и Дениской отправился домой. Егорушка же с тоской и слезами приветствовал жизнь в чужом доме.

Так заканчивает А. П. Чехов «Степь». Краткое содержание по главам позволило передать только ключевые моменты повести.