Описание города в комедии ревизор кратко. Уездный город и его обитатели (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»). Характеристики расположения города NN

В рассказах и пьесах Чехова , произведениях Достоевского , в «Двенадцати стульях » Ильфа и Петрова, «Город Эн» Леонида Добычина и во многих других произведениях. Аналогичную роль в художественных произведениях иногда играет название города «Энск» («Два капитана» В. Каверина и др.).

Образы города N в литературе

Литературный критик Степан Шевырёв (1804-1864) выделял в поэме Гоголя «Мёртвые души» еще одно лицо, «живущее … своею полною, цельною жизнию и созданное комическою фантазиею поэта, которая в этом создании разыгралась вволю и почти отрешилась от существенной жизни», под которым он подразумевает город N. Этот город не является ни одним из губернских городов Российской империи, он составлен из многих данных, подмеченных автором в разных концах России и слитых в одно новое, странное целое.

Официальная часть города N, пишет Шевырёв, представлена губернатором, пренежным человеком, вышивающим по тюлю, прокурором, серьезным и молчаливым, почтмейстером, остряком и философом, председателем палаты - рассудительным, любезным и добродушным человека, полицмейстером - отцом и благодетелем, а также другими чиновниками, разделяющимися на толстых и тоненьких. Неофициальная часть состоит, «во-первых, из просвещенных людей, читающих „Московские ведомости“, Карамзина и проч., далее тюрюков, байбаков и дам, которые своих мужьев называют ласковыми именами „кубышки“, „толстунчика“, „пузанчика“, „чернушки“, „кики“ и „жужу“. Из сих последних особенно отличились две: дама просто приятная и дама приятная во всех отношениях».

В городе есть сад, в котором деревья «не выше тростника», однако в газетах сказано было по случаю иллюминации, что он «состоит из тенистых, широковетвистых дерев, дающих прохладу в знойный день». В городе разъезжают особенные экипажи, из которых замечательны дребезжалки и колесосвистки. «Нрав города предобрый, гостеприимный и самый простодушный, - пишет Шевырёв, - беседы у него носят печать какой-то особенной короткости, все семейственно, все запанибрата и так, между собою. В карты ли город играет, у него на всякую масть и на всякую карту есть свои особенные поговорки и выражения. Между собою ли разговаривает, у него ко всякому имени свое присловьице, которым никто и не обижается». Критик отмечает, что если читатель хочет получить понятие об особенном языке этого города, то читателю следует прислушаться «к знаменитому рассказу почтмейстера, первого оратора городского, о капитане Копейкине».

Официальные дела в таком городе представлены как происходящие в семейном быту: «взятки, какой-то домашний, исстари принятый обычай, которому никто и не изумляется… При всем том, что этот город не есть ни один из наших известных городов губернских и создан насмешливою, игривою фантазиею поэта, - при всем том город так жив и естествен, что мы понимаем, как только в нем, а не в каком ином городе, Чичиков мог привести в исполнение часть своего необыкновенного отважного замысла».

Исследователь В. Л. Алексеева пишет, что в России, увидевшей образ Петербурга глазами Пушкина , и образ города N глазами Гоголя, становится невозможным воспринимать образ города без учёта восприятия поэтов и писателей.

Исследователь Н. А. Белова отмечает, что концепт «провинциальный город» в творчестве Гоголя, Салтыкова-Щедрина (Вятка, «История одного города»), Одоевского , Лермонтова («Тамбовская казначейша»), Грибоедова, (Саратов, упоминаемый как место ссылки Софьи в «Горе от ума») обретает в текстах иронические коннотации. Наиболее разработан концепт «провинциальный/уездный город» в прозе Гоголя. «Семиотика провинциального города, - пишет исследователь - наделяется следующими чертами: отсутствием движения времени, которое будто остановилось, дикостью нравов и анекдотичностью событий, сознанием ущербности, уязвимости уездной жизни… Концепт „уездный город“ у Н. В. Гоголя выполняет очень важную функцию, концентрируя в себе не только миражность русской жизни, но и мир земной, забывший о своем предназначении - быть отражением Града Небесного».

  • Интересно, что, хотя действие «Двенадцати стульев» происходит в Советском Союзе, Ильф и Петров используют выражение «уездный город N». Этот факт объясняется тем, что ко времени действия романа, 1927 году, менее четверти территории СССР оставалось вне нового районирования. Реформа административно-территориального деления фактически началась в 1923 году, а закончилась только шесть лет спустя. Таким образом слово «уездный» в этом словосочетании намекает на то, что описываемому захолустью вскоре предстоит исчезнуть.
  • У рок-группы «Зоопарк» есть альбом «Уездный город N» (1983) и песня «Уездный город N». Существует трибьют группе под названием «Уездный Город N 20 лет спустя» (2005).
  • «Уездный город N» упоминается в песне группы ДДТ «Московская барыня» с альбома «Метель августа».
  • У поп-рок группы «Уматурман» дебютный альбом носил название «В городе N» (2004). Оттуда же персонаж песни «Ума Турман» пишет письмо актрисе Уме Турман («В городе N дожди, замыканием пахнуть стали трамваи», «В городе N зима, скоро выходы все и входы завалит»).
  • В Энске происходит действие телесериала Детективное агентство «Иван да Марья».
  • В телесериале Прокурорская проверка действия происходят в городе Энск.
  • В игре World of Tanks существует город Энск - типичный провинциальный городок, делящийся на собственно город, железнодорожный вокзал и пригород с узким полем.

УЕЗДНЫЙ ГОРОД N
Город нашего прошлого и нашей современности. Чтобы посетить город N из гоголевского "Ревизора", необязательно ехать далеко. Стоит только оглянуться и посмотреть вокруг. Сразу становится ясно, что город, в котором ты живешь, да и любой другой, и есть тот самый город N. Смысл в названии ревизорского города "N" лежит на поверхности. Он состоит в том, что таких городов хватает повсюду."N" - общая формула, характеристика для всех городов гогольской и современной России. Гоголь стремился показать в общем виде, чтобы высмеять их, не акцентируя свое внимание на определенном городе или чиновнике. Ведь очевидно, что осмеивание чиновников одного города не входило в планы Гоголя. Он хотел показать, какой беспредел творился в управлении городов России. Итак, мы попадаем в город "N". Что происходит в таком мелком уездном городишке, как этот ("…стоит черт знает где - в глуши… Отсюда хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь".)? Оказывается, на сколько не совершенно управление в ту пору в стране, что даже в таком маленьком городке как N творится беспорядок. Давайте пройдемся по улицам, посмотрим на город изнутри. И что же мы видим? Город не ухожен, его давно не благоустраивали, беспорядок ("… На улицах кабак, нечистота!" "… я и позабыл, что возле того забора навалено на сорок телег всякого сору".), нарушение уставов и законов (" В эти две недели выселена унтер-офицерская жена! Арестантам не выдавали провизии!") Похоже, этот город не из примерных. Но что же наше "самоуправление"? Их не интересуют проблемы города, пока у них самих не появляется проблема- ревизор. Наши чиновники решили заняться проблемой города только тогда, когда нужно было показать свою внимательность, хозяйственность по отношению к городу. Разве это не напоминает наше время? Чиновникам нужно было показать себя с лучшей стороны, доказать, что деньги, которые им давались, не были растасканы по карманам. И чиновники начинают действовать. По ходу развития сюжета они предстают глуповатыми людишками, любящими власть и деньги. Причем некоторые из них были людьми довольно не глупыми, например, Городничий. Он умел не раз своими делами и действиями произвести хорошее впечатление на ревизора. Цель комедии "Ревизора" заключается в осмеянии этих чиновников, но кроме смеха здесь проскальзывает и грусть, обида. Обидно, что такое управление практиковалось и практикуется повсеместно в России. Сейчас наблюдается та же картина, похоже, что "Ревизор" актуален и сегодня. Воры и проходимцы "в законе", во власти - это реальность наших дней, это современная, правда о несовременстве нашего управления. Комедия-это самое верное оружие против таких чиновников, как чиновники города N. Слово может задеть гораздо сильнее некоторых действий. В главных героях "Ревизора" чиновники узнавали себя, что заставляло их задуматься, что завтра их будут высмеивать. Город N в "Ревизоре"- город нашей современности и нашего прошлого, но, надеюсь, не будущего. "Ревизор"- учебник для чиновников на все времена. "Ревизор"- золотой фонд нашей литературы. "Ревизор"- это то что не подвластно времени. Ну, что ж. Вот и закончилось наше путешествие по городу гоголевского "Ревизора", который с каждым днем становится моложе, актуальнее современнее.

Сюжет комедии Н. В. Гоголя довольно прост: перед нами скучный мир захолустного уездного города, из которого «...хоть три года скачи, ни до какого государ-ства не доедешь». Грусть вызывает описание этого го-родка: «На улицах кабак, нечистота!». Поблизости от старого забора, «что возле сапожника,.. навалено на сорок телег всякого сору». Церковь при богоугодном заведении, «на которую назад тому пять лет была ас-сигнована сумма... начала строиться, но сгорела»... И это не только зарисовка провинциального города, это картина всей России того времени.

Привычное течение жизни вдруг нарушено «прене-приятным известием» о приезде ревизора-инкогнито, о чем и сообщает в начале пьесы городничий чиновни-кам городка. По случайности за ревизора принимают проезжего молодого человека, оказывая ему все необ-ходимые почести. Этот сюжет имеет реальную подоп-леку: А. С. Пушкин как-то был принят губернатором Нижнего Новгорода за тайного ревизора, о чем и рас-сказал Гоголю, посоветовав ему взять эту историю за основу комедии. Такая ситуация была теоретически возможна в любом провинциальном городе России тех лет.

Но простота сюжета лишь подчеркивает мастерст-во сатирика, который на основе простого сюжета су-мел высмеять всю чиновничью Русь, отразить все на-сущные проблемы того времени.

Конечно, в комедии задействованы не только госу-дарственные служащие. Мы видим здесь и поместное дворянство, и купечество, и крестьян. Но в центре по-вествования именно чиновники, воплотившие в себе недостатки всего российского чиновничества: взяточ-ничество, чиноугодничество, карьеризм, казнокрад-ство.

Талантливый сатирик создает целую плеяду рус-ских типов, подчеркивая в каждом из них ту или иную черту характера, требующую, по мнению Гого-ля, осмеяния, обличения.

Самой полной характеристики удостоился в коме-дии карьерист городничий, никогда не упускающий своей выгоды, жадно хватающий все, что плывет ему в руки. Мы можем судить об этом человеке на основе авторских замечаний, высказывания действующих лиц, по поступкам и словам самого героя. Перед нами предстает малопривлекательный облик казнокрада, взяточника и самодура, уверенного в своей безнака-занности: «Нет человека, который бы за собою не имел каких-либо грехов». Для городничего не суще-ствует никаких законов: он обирает купцов, тратит казенные деньги на личные нужды. Он неглуп, но ум его устремлен на дела нечестные.

Другие чиновники отличаются от своего предводи-теля разве что более ограниченной властью.

Показательна фамилия судьи города — Ляпкин-Тяпкин, по ней можно судить о его отношении к своим служебным обязанностям. Этот, по выражению Гоголя, «вольнодумец», так же, как и городничий уверен в собственной непогрешимости: «Грешки грешкам рознь. Я говорю всем открыто, что беру взят-ки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело».

С язвительной сатирой показан попечитель бого-угодных заведений Земляника — доносчик, хитрец и подхалим. Он не обременяет себя излишней заботой о своих подопечных, руководствуясь принципом: «че-ловек простой: если умрет, он и так умрет; если выздо-ровеет, то и так выздоровеет».

Возможности злоупотребления своим служебным положением находит и смотритель уездных училищ Хлопов — чрезвычайно запуганный человек; и читающий чужие письма почтмейстер Шпекин — глу-пый и ограниченный субъект.

Несмотря на различия в характере, поведении, служебном положении чиновничество, в изображе-нии Гоголя, олицетворяет типовые черты государст-венной администрации николаевской России. Куль-турный уровень чиновников, как в комедии, так и по всей стране, был крайне низок, вывод об этом можно сделать из описаний традиционных забав «столпов го-рода N»: попойки, картежные игры, сплетни. У них совершенно отсутствует представление о долге, чести, достоинстве.

Пьеса «Ревизор» говорит нам о том, что чиновники в России служат вовсе не для того, чтобы беспокоить-ся о благе страны и народа. Они употребляют служеб-ное положение исключительно в личных, корыстных целях, выслуживаются перед вышестоящими, уни-жают подчиненных, всеобщими усилиями разоряют Россию.

Выбрав для своего произведения форму комедии, Гоголь достиг своей цели «собрать в одну кучу все дур-ное в России... и за одним разом посмеяться над всем». Причем, смеяться над этим можно и по сей день, так как российское чиновничество и в наше время недале-ко ушло от представленных Гоголем любителей взя-ток и красивой жизни.

Действие поэмы разворачивается в городе N, куда приезжает Чичиков. Н.В. Гоголь специально не уточнил название города, так как образ города стал собирательным, именно такими были многие губернские города.

В городе N течет ничем не примечательная обыденная жизнь. Все дома в городе построены как под копирку и выкрашены в мрачный серый цвет. Гостиницы, как и полагалось в те времена, были с тараканами. Одно развлечение было у горожан - трактиры. Эти заведения были похожи на обычные избы, только большего размера.

Как и в любом губернском городе, здесь были бездушные чиновники, которых совершенно не волновали судьбы простых людей. Они, не стесняясь, брали взятки, а сами были необразованными людьми. У них не было образования, да и книги они не любили читать. Даже полицейским стоило моргнуть глазом и торговцы тут же предоставляли им самый свежий товар.

Город был обезличен, а жизнь в нем была какой-то никчемной. Чиновники не выполняли свои обязанности, а их жены вели праздный образ жизни. Обычные люди и торговцы должны были дать чиновникам взятку, а иначе от них ничего не добьешься. Мне кажется, что тоже самое происходит и с современными городами. Жизнь катится в никуда, а чиновникам, как «мертвым душам» абсолютно на все наплевать.

Жители города N (По пьесе Н. Гоголя «Ревизор»)

«В „Ревизоре", - вспоминал Гоголь впоследствии, - я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости... и за одним разом посмеяться над всеми».

В центре внимания писателя находится вымышленный провинциальный город N., откуда, по словам городничего, «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь». Действие в комедии происходит в 30-х годах XIX века. Всевозможные злоупотребления властью, казнокрадство и взяточничество, произвол и пренебрежительное отношение к народу были характерными чертами тогдашнего чиновничества. И эти отрицательные явления общественной жизни можно было наблюдать во всей стране. Поэтому уездный город N., которого нет на карте, и есть обобщенный образ России.

Состав населения этого города такой же, как и во всем тогдашнем Российском государстве. Здесь и чиновники, и дворяне, и купцы, и простые горожане.

Среди чиновничества, составляющего основную группу персонажей «Ревизора», нет ни одного положительного лица. При этом в пьесе речь идет не об отдельных недостатках единичных представителей чиновничества. Гоголь изображает их порочными в целом. Характеризуя все чиновно-бюрократическое сословие, автор не прошел мимо главной его черты - склонности к чинопочитанию. На вопрос Хлестакова: «Что вы, господа, стоите?», городничий, который сам умеет унизить человека, подобострастно отвечает: «Чин такой, что еще можно постоять». Вообще все чиновники разговаривают с Хлестаковым «вытянувшись». Когда Хлестаков запугал чиновников своей мнимой значительностью, они «трясутся от страха», а городничий, лишившись дара речи, с трудом выговаривает: «А ва-ва-ва...ва... Ва-ва-ва…шество».

Самодурство городничего безгранично. Он присваивает деньги, предназначенные на строительство церкви. Подражая ему в казнокрадстве и деспотизме, попечитель богоугодных заведений Земляника считает, что простой человек «если умрет, то и так умрет; еси выздоровеет, то и так выздоровеет», и вместо полаающегося овсяного супа дает больным одну капусту. Судья, уверенный, что в его бумагах «сам Соломон не разрешит, что в ней правда и что неправда», превратил судебное заведение в собственную вотчину.

Очень интересна речевая характеристика городских чиновников. Речь попечителя богоугодных заведений льстива, витиевата и напыщенно-бюрократична: «Не смею беспокоить своим присутствием, отнимать времени, определенного на священные обязанности...» Лексикон, интонации судьи определяются претензиями самодовольного невежды на интеллектуальность. «Нет, я вам скажу, вы не того...» Речь смотрителя училищ отражает его крайнюю робость и страх: «Оробел, ваше бла…преос…сият…» Фразеология почтмейстера - яркое свидетельство его глупости: «Да что я? Как вы, Антон Антонович?». Он скуден в мыслях и в словах, часто путается и недоговаривает фразы.

Отрицательно рисует Гоголь и дворянство города N. Так, например, Бобчинский и Добчинский - бездельники, сплетники и лгуны. Оттеняя полную безликость помещиков, Гоголь дает им одинаковые имена (Петр), отчества (Иванович) и сходные фамилии (Бобчинский - Добчинский). Лексика помещиков крайне бедна и примитивна. Они обильно пользуются вводными (или похожими на них) словами («да-с», «ентого», «изволите видеть») и соединяют фразы при помощи сочинительных союзов («А не заставши Коробкина... а не заставши Растаковского»). На вопрос Хлестакова: «Не ушиблись ли вы?», Бобчинский отвечает косноязычно: «Ничего, ничего-с, без всякого-с помешательства».

Дворянство представлено также в образах жены и дочери городничего. Анна Андреевна очень жеманна и манерна. Ей кажется, что она больше похожа на светкую даму, когда говорит: «Ах, какой пассаж!» С важным видом она произносит: «Если не ошибаюсь, вы делаете декларацию насчет моей дочери» и тут же выражается очень просторечно: «Вбежала, как угорелая кошка». Сущность ее характера великолепно определил сам городничий, назвав «трещоткой».

Гоголь зло смеется над своими героями, выставляя их порой совершеннейшими дураками. Так, наример, судья, явно враждуя с элементарной логикой, видит причину свойственного заседателю алкогольного запаха в том, что «в детстве его мамка маленько ушибла, и с тех пор от него отдает немного водкою». На вопрос городничего, что он думает о приезде ревизора, почтмейстер заявляет: «...война с турками будет… Это француз гадит». Попечитель богоугодных заведений похваляется: «С тех пор, как я принял начальство, может быть, вам покажется даже невероятным, - все, как мухи, выздоравливают». Мы понимаем глубину иронии автора, вспомнив известную поговорку - «мрут как мухи».

Мы видим в пьесе и купечество. Купцы, привыкшие давать взятки, являются к Хлестакову «с кузовом вина и сахарными головами». Так же, как и чиновники города N., купцы всегда готовы пойти на обман. Они боятся гнева городничего и его немилости, поэтому стараются ему всегда угождать.

При изображении второстепенных лиц, вроде Держиморды и Гибнера, Гоголь пользуется лишь социально-типическими чертами, поглощающими индивидуальные. Держиморда до крайности груб, деспотичен.

А вот зачем Гоголь рисует унтер-офицерскую жену? В качестве жертвы полицейского произвола? Конечно, но не только. Иначе она бы не была, как и другие жители города, выставлена на всеобщее осмеяние. Она хлопочет не о восстановлении справедливости или о защите своего человеческого достоинства. Подобно своему обидчику, который, как известно, «человек умный и не любит пропускать того, что плывет в руки», она тоже пытается извлечь выгоду из нанесенного ей оскорбления. «А за ошибку-то повели ему заплатить штрафт. Мне от своего счастья неча отказываться», - говорит она Хлестакову. Так, несправедливо высеченная за сценой унтер-офицерша нравственно сечет, то есть унижает себя, на глазах у зрителей, подтверждая справедливость, казалось бы, абсурдных слов городничего: «Она сама себя высекла».

Гоголь отказался ввести в пьесу положительного героя, так как это смягчило бы сатирическое изображение рисуемой им социальной среды, ослабило бы обобщающий смысл его комедии. Единственное честное и благородное лицо, действующее на всем протяжении комедии, - авторский смех. В понимании Гоголя общественная комедия, в отличие от развлекательной, господствовавшей тогда на русской сцене, должна была возбуждать в зрителе негодование против «уклонения общества от прямой дороги». В «Ревизоре» автор, по его собственному признанию, решился собрать «в одну кучу все дурное в России». Именно поэтому среди жителей города N. нет ни одного приличного человека. Перед нами корыстные и жадные чиновники, бесчестные купцы, грубые и невежественные обыватели.