Тест тактика поведения в конфликте. Стратегии и тактики взаимодействия. Правильная стратегия поведения

А. Иногда я предоставляю возможность другим

спорного вопроса.
Б. Чем обсуждать то в чем мы расходимся, я
стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба
согласны.

2


Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов
другого человека и моих собственных.

3


своего.
Б. Я стараюсь успокоить другого и главным
образом сохранить наши отношения.

4

А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б. Иногда я жертвую своими собственными
интересами ради интересов другого человека.

5

А. Улаживая спорную ситуацию, я все время
стараюсь найти поддержку у другого человека.

бесполезной напряженности.

6

А. Я пытаюсь избежать возникновения
неприятностей для себя.
Б. Я стараюсь добиться своего.

7

А. Я стараюсь отложить решение спорного

окончательно.
Б. Я считаю возможным в чем-то уступить,
чтобы добиться другого результата.

8

А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться
своего.
Б. Я первым делом стараюсь ясно определить
то, в чем состоят все затронутые интересы и
вопросы.

9

А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за
каких-то возникающих разногласий.
Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться
своего.

10. 10

А. Я твердо стремлюсь достичь своего.
Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11. 11



вопросы.
Б. Я стараюсь успокоить другого человека, а

12. 12

А. Зачастую я избегаю занимать позицию,
которая может вызвать споры.


мне навстречу.

13. 13


Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

14. 14

А. Я сообщаю другому свою точку зрения и
спрашиваю о его взглядах.
Б. Я пытаюсь показать другому логику и
преимущества моих взглядов.

15. 15

А. Я стараюсь успокоить другого человека, а
главное - сохранить наши отношения.
Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы
избежать напряженности.

16. 16

А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах
моей позиции.

17. 17

А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться
своего.
Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать
ненужной напряженности.

18. 18

А. Если это сделает другого счастливым, я дам
ему возможность настоять на своем.
Б. Я даю возможность другому в чем-то
остаться при своем мнении, если он также идет
мне навстречу.

19. 19

А. Первым делом я стараюсь четко определить,
в чем состоят все затронутые интересы и
спорные вопросы.
Б. Я стараюсь отложить решение спорного
вопроса, с тем, чтобы со временем решить его
окончательно.

20. 20

А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши
разногласия.
Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод
и потерь для нас обоих.

21. 21

А. Ведя переговоры, я стараюсь быть

Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению
проблемы.

22. 22

А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится
посередине между моей позицией и точкой
зрения другого человека.
Б. Я отстаиваю свои желания.

23. 23

А. Как правило, я озабочен тем, чтобы

Б. Иногда я предоставляю возможность другим
взять на себя ответственность за решение
спорного вопроса.

24. 24

А. Если позиция другого кажется ему очень
важной, я постараюсь пойти навстречу его
желаниям.
Б. Я стараюсь убедить другого прийти к
компромиссу.

25. 25

А. Я пытаюсь показать другому логику и
преимущества моих взглядов.
Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть
внимательным к желаниям другого.

26. 26

А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы
удовлетворить желания каждого из нас.

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Соперничество
Сотрудничество
Б
Компромисс
Избегание
Приспособление
А
Б
А
А
Б
Б
А
А
Б
Б
А
Б
А
Б
А
А
Б
А
Б
А
Б
Б
Б
Б
А
А
А
Б
А

32.

№п/п
Соперничество
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Б
А
Сотрудничество
Компромисс
Избегание
А
Б
Б
А
А
Б
Б
А
Б
Б
А
А
А
Б
Б
А
Б
А
Б
А
А
А
Приспособление
Б
Б
А
Б

Однако разные люди совершенно по-разному на них реагируют. Достаточно вспомнить своих знакомых и друзей: кто-то с визгами и воплями доказывает свою правоту и даже не слышит, что говорит ему оппонент, а другие, в свою очередь, приносят в жертву свои интересы и уступают в любых спорах и конфликтах. В этой статье мы рассмотрим, что такое тест Томаса и как правильно урегулировать любой конфликт.

Диагностика поведения личности

Для того чтобы определить, как себя ведет индивидуум в споре, существует специальный опросник. Он создан ученым К. Томасом в 1956 году для того, чтобы адаптировать солдат к мирной жизни. Однако данная система была настолько уникальна и полезна, что в 1972 году уже была признана интеллектуальным продуктом. Опросник носит название тест Томаса и применяется как в крупных, так и d мелких компаниях для развития потенциала сотрудников и повышения их коммуникабельности. Томас выделил 5 типов поведения: сотрудничество, соперничество, избегание, компромисс, приспособление. Как правило, каждый человек выбирает себе одну или несколько стратегий и успешно ними пользуется в течение всей жизни.

Двухмерная модель регулирования конфликтов

Тест Томаса - это методика, базирующаяся на двухмерной модели регулирования конфликтов. Первое измерение - это напористость. Характеризуется поведением личности, основанным на внимании только к своей персоне и игнорированием оппонента. Второе - полная противоположность первому, и поведение характеризуется вниманием ко второй стороне конфликта. Именно к этим двум измерениям относятся пять типов поведения в конфликтных ситуациях, описанные выше и используемые в такой методике, как тест Томаса.

Стратегия поведения в конфликтной ситуации определяется по специальным 60 утверждениям. Они делятся на 30 пар, и из каждой необходимо выбрать вариант (А или Б), который для тестируемого человека наиболее приемлем. Далее, исходя из таблицы с результатами, за каждый совпавший ответ необходимо в соответствующей колонке поставить себе 1 балл. Последним этапом в тестировании можно считать подсчет количества баллов по каждой стратегии. Та колонка, в которой наибольшее количество балов, и будет обозначать ту модель поведения, которую человек в конфликтных ситуациях использует чаще всего.

Рассмотрим все 5 типов моделей поведения и определим, какая же из них наиболее правильная.

Сотрудничество

Тест Томаса содержит 30 пар утверждений, в которых присутствуют ответы человека, готового к сотрудничеству. Например, второе утверждение ответ «Б»: «Я стараюсь уладить вопрос, учитывая не только свои интересы, но и другого человека». Такой ответ характерен именно для индивидуума, который старается прийти к альтернативе и учесть интересы обеих сторон. Это самая оптимальная модель поведения, которая должна присутствовать в каждом коллективе. Люди, готовые к сотрудничеству, всегда ищут поддержку у оппонента и стараются узнать, в чем состоят интересы другого человека. Определить, что человек себя ведет именно так, можно при помощи методики «тест Томаса». Стратегия поведения в конфликтной ситуации «сотрудничество» характеризуется спокойным и уравновешенным тоном, а также мирным диалогом. Такая модель поведения направлена на глобальное решение возникнувшего вопроса, а не на то, чтобы просто уладить конфликт. Более того, если решить проблему именно так, больше она не будет возникать, поскольку и той, и той стороне конфликта будет одинаково хорошо.

Соперничество

Совершенно обратная модель поведения - это соперничество. Здесь человек беспокоится только о своих интересах. Он уверен, что конфликт можно решить, лишь победив оппонента и выиграв спор. Ему могут принадлежать такие утверждения: «Я настойчиво добиваюсь своего», «Я стремлюсь достичь своего». Именно они и встречаются в методике «тест Томаса».

Типы поведения в конфликте все отличаются между собой, но именно соперничество выделяется особой напористостью и эгоизмом. Уладить конфликт при помощи такой модели поведения допустимо начальнику, когда требуется «жесткая рука руководителя». В семейных отношениях такой тип будет приносить боль и разочарование оппоненту.

Приспособление

Психологический тест Томаса помогает определить тип поведения человека в конфликтных ситуациях. И если в результатах получается, что человек использует модель «приспособление», это означает, что он в принципе избегает конфликтов. Ему легче уступить оппоненту, чем спорить с ним и доказывать что-то.

Как правило, у таких людей занижена самооценка и они не считают, что их интересы могут быть важны. Кроме того, хорошие взаимоотношения с оппонентом для них важнее, нежели решение спора. Проиграть спор - это не решение проблемы, а только откладывание ее.

Избегание

Некоторые люди склонны откладывать все дела и конфликты на потом. Как правило, их поступки они объясняют таким образом: «мне легче уступить другому, чем вступать в конфликт», «я стараюсь отложить вопрос на потом», «я не занимаю позицию, которая может вызвать споры». Именно такими будут ответы человека, применяющего модель «избегание», в методике «тест Томаса».

Интерпретация результатов по данному типу поведения одна из наиболее простых. Человек всячески избегает споров и конфликтов, не уступая при этом оппоненту. Примером может послужить ситуация, когда, не получив то, что индивидуум желает, он уходит и при этом обижается. На самом деле это способ избежать конфликта и обратить на себя внимание.

Компромисс

Описание теста Томаса содержит и еще одну очень важную и часто встречающуюся модель поведения, которая называется компромисс. Человек готов пойти на уступки, но при этом получив что-либо взамен. Многие считают, что это наилучший способ решения конфликтных ситуаций, однако это не совсем так. В результате такой модели поведения главный вопрос остается не решенным. Кроме того, оба участника спора являются зависимыми друг от друга, каждый задает себе вопрос: «Как мне угодить оппоненту, чтобы получить желаемое?» В результате хитростью человек добивается поставленной цели, однако вряд ли такая модель решает конфликт полностью. Очень часто данный тип поведения применяют по отношению к детям. Однако когда ребенок понимает, что родитель также зависит от его мнения, он начинает требовать больше, еще больше спорить и в итоге получает все, что захочет.

Правильная стратегия поведения

Рассмотрев все модели поведения, можно смело утверждать, что в каждой из них есть свои достоинства и недостатки. Кроме того, многое зависит и от характера человека, например, скромному, бесхарактерному практически не свойственна модель «соперничество», но зато очень близки «приспособление» и «избегание». Тест Томаса, расшифровка которого представлена выше, помогает определить, каким типом поведения чаще всего пользуется человек, однако он не дает рекомендаций по поводу выбора наилучшей стратегии.

Это объясняется тем, что в каждой конкретной ситуации возможно применение той или иной. В некоторых ситуациях действительно необходимо промолчать, а иногда полезно согласиться и пойти на уступки. Все зависит от предмета спора и оппонентов. Любой конфликт позволяет людям лучше узнать друг друга, а поэтому стратегия «сотрудничество» считается самой оптимальной. В таком случае оба партнера получают то, чего на самом деле хотят, а в процессе решения вопроса они лучше узнают интересы друг друга. Вероятнее всего, в следующий раз ситуацию удастся решить уже намного быстрее, поскольку теперь люди уже хорошо узнали друг друга. Проблема состоит лишь в том, что не всегда получается сразу найти решение, которое бы устраивало обоих.

Именно по этой причине всегда нужно оценивать для себя важность сложившейся ситуации, и если предмет спора не является слишком глобальным, то допустимо уступить оппоненту. Умение справляться с конфликтами - очень важное качество, которое может пригодиться как в сфере работы, так и в семейной жизни.

Тест содержит две части: «Избегающий конфликта» и «Действующий напролом». Обе части теста содержат по 10 утверждений. Каждое из них требует ответа «да» или «нет». Вы должны будете сделать свой выбор. За ответ «да» начисляете 1 балл, за ответ «нет» – 0 баллов. С помощью этого теста вы можете оценить себя, а также интересующее вас лицо.

«Избегающий конфликта»

1. Всегда проигрывает в конфликте Да Нет

2. Считает, что конфликта надо избегать Да Нет

3. Выражает свое мнение извиняющимся тоном Да Нет

4. Считает, что проиграет, если выразит несогласие Да Нет

5. Удивляется, почему другие его не понимают Да Нет

6. Говорит о конфликте на стороне оппонента Да Нет

7. Воспринимает конфликт весьма эмоционально Да Нет

8. Считает, что в конфликте не следует демонстрировать Да Нет

своих эмоций

9. Чувствует, что надо уступить, если хочешь разрешить Да Нет

конфликт

10.Считает, что люди всегда с трудом выходят из конфликта Да Нет

Оценка результатов

8-10 баллов означают, что в вашем поведении выражена тенденция к конфликтности;

4-7 баллов - средне выраженная тенденция к конфликтному поведению;

1-7 балла – тенденция не выражена.

«Действующий напролом»

1. Часто подтасовывает факты Да Нет

2. Действует напролом Да Нет

3. Ищет слабое место в позиции оппонента Да Нет

4. Считает, что отступление ведет к «потере лица» Да Нет

5. Использует тактику «затыкания» рта оппоненту Да Нет

6. Считает себя знатоком Да Нет

7. Нападает на человека, а не на проблему Да Нет

9. Считает, что выигрыш в аргументах очень важен Да Нет

10.Отказывается от дискуссии, если она не в соответствии с

его замыслом Да Нет

Оценка результатов

8-10 баллов свидетельствует о явной тенденции действовать напролом;

4- 7 баллов – показатель того, что имеет место средне выраженная тенденция действовать напролом;

1- 3 балла означают, что тенденция действовать напролом не выражена.

Практическое занятие

Ситуационно-ролевая игра «Переговоры»

Цель занятия . Отработка навыков делового общения в перегово­рах; урегулирование конфликта; достижение соглашения.

Роли для участия в игре

1. Специалисты, ведущие переговоры, не менее трех человек Обычно это лица, облеченные властью, полномочиями и дове­рием той стороны, которую они представляют. Кроме того, они должны быть людьми, принимающими решения, в том числе и в изменившихся обстоятельствах.

2. Группа экспертов, их задача - дать оценочную экспозицию кон­фликта. Экспертные решения и оценки должны носить пред­метный характер. Оценивая решения, принятые в процессе пе­реговоров, эксперты должны подсчитать конкретные убытки и потери и выявить ошибки и их негативные последствия, пред­ложить варианты действий. (Не менее трех человек.)



3. Группа аналитиков, их задача - осуществить прогнозирование на перспективу, проанализировать предлагаемые экспертами и переговорщиками решения с точки зрения их эффективности, появления потенциальных проблем. (Не менее трех человек.)

I этап. Подготовка

Создание игровых команд: специалисты по переговорам - по три человека от каждой из сторон; эксперты, аналитики.

Описание сложившейся ситуации, конфликта между сторонами. Примечание. Ситуацию можно предложить из реальной практи­ки или дать слушателям возможность придумать ее самим.

Создать документ - ПАКЕТ ПРЕДЛОЖЕНИЙ. В него входит несколько статей. Одна из них - описание конфликта в терми­нах, принятых обеими сторонами. Это уже первый шаг к буду­щей договоренности. Далее описываются взаимные претензии. Список претензий должен быть достаточным для выражения собственной позиции, аргументированным и не чрезмерным. Пакет предложений включает в себя:

1. Преамбула - в ней оговариваются цели, интерес и отноше­ние к спорному положению.

2. Детализация преамбулы в формулировке собственной пози­ции по всем аспектам спорного положения.

3. Претензии к партнерам. Необходимо выделить принципиаль­ные претензии и второстепенные. Первые описываются в ка­тегорических выражениях, а вторые по типу: «к тому же...», «следует добавить, что...» и т. п.

4. Экспертные оценки, характеризующие те или иные положе­ния.

Группы экспертов и аналитиков готовят встречные предложения, описывая их значимость, эффективность и прогнозируя возможные последствия.



Примечание. Группе экспертов можно предложить вместо раз­работки новых предложений выработать систему оценки результатов деятельности специалистов по переговорам и аналитиков, принимае­мых решений, выбираемых стратегии и тактики.

II этап. Регламент

Регламент должен определять: место, время, характер и упорядоченность переговоров. Регламент состоит из следующих частей.

1. Преамбула регламента - констатация общей цели перегово­ров, их характера, содержания и оснований. Цели перегово­ров должны определяться взаимным соглашением.

2. Формулирование характера переговоров связано с ориента­цией на взаимосогласование, рассмотрение претензий, разбор конфликта, двусторонние или многосторонние переговоры, обращение к третьим лицам, предварительные раунды кон­сультаций и т. п.

3. Соглашение относительно участников переговорного процес­са, их полномочий, представительности.

4. Формулирование санкций, которые определяются как меры наказания, следующие за нарушение регламента.

5. Диспозиция - согласование места и времени проведения са­мих переговоров, консультаций, встреч посредников и пр. Примечание. Выработка той или иной формулы регламента проводится на закрытых совещаниях каждой команды. Эксперты ч аналитики могут вносить свои предложения каждой из сторон. Кроме того, проводятся предварительные раунды консультаций ко­манд.

По итогам П этапа принимается согласованный регламент.

III этап. Решения

Началом данного этапа служит принятие взаимосогласованного пакета предложений. Реализация данного этапа будет продуктивной если предыдущие этапы дали соответственно конструктивные результаты. Решение выражается в намерении обеих сторон действо­вать в направлении формулирования общих соглашений.

IV этап. Соглашения

Это последний этап переговоров. Он предполагает, что участники игры совершают несколько последовательных шагов:

1. Формулирование достигнутых договоренностей в виде согла­шений.

2. Формулирование заключительного протокола.

Выработка СОГЛАШЕНИЯ и ПРОТОКОЛА тоже предполагает свою тактику, маневры, уступки и твердость позиции.

Заключительные документы переговоров оформляются в виде со­ответствующих соглашений:

ДОГОВОР - правовой акт, который устанавливает права и обя­занности договаривающихся сторон. Договор формулируется (в за­висимости от содержания переговорного процесса) как экономиче­ский, дипломатический, коммерческий, военный и т. п.

Это может быть договор о гарантиях, договор о дружбе и сотруд­ничестве, договор о взаимной помощи, о нейтралитете, о разделении сфер влияния.

ПАКТ - договор, имеющий в своем названии указание на содер­жание договора.

КОНВЕНЦИЯ - договор по отдельному вопросу.

СОГЛАШЕНИЕ - договор по вопросу сравнительно небольшого значения или временного характера, заключаемый на непродолжи­тельный срок.

ПРОТОКОЛ - фиксация в кратко изложенном соглашении до­говоренности по определенному вопросу. Протокол может также слу­жить пояснением к той или иной статье основного договора.

ПРОТОКОЛ О НАМЕРЕНИЯХ - соглашение сторон, не нося­щее юридического характера. Его статус - лишь прояснить и в опре­деленной степени согласовать намерения сторон на основе установ­ления в процессе переговоров общих интересов.

ДЕКЛАРАЦИЯ И МЕМОРАНДУМ - торжественные заявления сторон о том, что они будут придерживаться одинаковой линии пове­дения по спорному вопросу.

ДЖЕНТЛЬМЕНСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ - договор, заключае­мый в устной форме между договаривающимися сторонами.

Примечание. Участники переговоров принимают тот вид согла­шения, который адекватен обсуждаемой ситуации. По итогам игры проводится оценка принятых соглашений со стороны экспертов, а затем в коллективной дискуссии анализируются сами переговоры, достижения и потери участников, просчеты и ошибки, которые до­пущены из-за неэффективной подготовки к переговорам.

Преподаватель в заключение игры подводит итоги, резюмируя все позитивное и конструктив­ное.

Вопросы для самостоятельного изучения

1.Вопросы интервью для посредника конфликта.

2.Медиация как форма урегулирования конфликтов, как альтернативный метод разрешения споров.

3.Ассертивный спор.

4.Типы и правила аргументации. Использование санкций

5.Ассертивная защита и ассертивный отказ. Техники отказа.

1.Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. - М, 2009.

2.Анцупов А.Я., Ковалев В.В. Социально-психологическая оценка персонала. – М.: ЮНИТИ, 2008.

3.Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб., 2010.

4.Корэн Л., Гудмэн П. Искусство торговаться или все о переговорах. - М., 2005.

6. Цветков В.Л. Конфликтология. Учебное пособие. – М.: Щит-М, 2004.

7.Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. - Минск, 2007.

III. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ТЕКУЩЕГО И ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ

1.Стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому называется:

а) соперничество;

б) конкуренция;

в) компромисс;

г) приспособление;

д) верны ответы А и Б;

е) верны ответы Б и Г.

2.Стремление субъектов взаимодействия идти на взаимные уступки и реализовывать свои интересы с учетом интересов противоположной стороны, называется:

а) сотрудничество;

б) кооперация;

в) избегание;

г) компромисс;

д) альтруизм;

е) приспособление.

3.Стремление субъектов взаимодействия к поиску альтернатив, полностью удовлетворяющих интересы обеих сторон, называется:

а) компромисс;

б) сотрудничество;

в) альтруизм;

г) адаптация;

д) совместимость;

е) избегание.

4.Отсутствие стремления, как к достижению собственных целей, так и к удовлетворению интересов другого называется:

а) конкуренция;

б) избегание;

в) кооперация;

г) сотрудничество;

д) справедливость;

е) приспособление.

5.Открытое столкновение противоположных позиций, интересов, взглядов, мнений субъектов взаимодействия называется:

а) инцидент;

б) противоречие;

в) конфликтная ситуация;

г) конфликт;

д) конфликтные действия;

е) исходы конфликта.

6.Конструктивные функции конфликта проявляются в том, что он:

а) повышает психологическую напряженность;

б) снижает эффективность совместной деятельности;

в) обнаруживает существующие противоречия;

г) изменяет условия и обстоятельства общения;

д) верны ответы А и В;

е) верны ответы В и Г.

7.Межличностные конфликты представляют собой:

а) столкновение относительно равных по силе и значимости, но противоположно направленных мотивов;

б) столкновение, не имеющее реальных противоречий между субъектами;

в) ситуацию столкновения интересов групп или социальных общностей;

г) столкновение взаимодействующих людей, чьи цели либо взаимно исключают друг друга, либо несовместимы в данный момент;

д) ситуацию, ведущим компонентом которой являются ее рациональные оценки участниками;

е) отражение социально-экономических проблем общества.

а) прогнозирование, предупреждение (стимулирование), регулирование, разрешение

б) прогнозирование, предупреждение (стимулирование), разрешение

в) прогнозирование, регулирование, разрешение

г) прогнозирование, анализ, предупреждение, разрешение

д) анализ конфликтной ситуации, прогнозирование, предупреждение, разрешение

9.Второе правило самоконтроля эмоций заключается в:

а) установке на рациональное восприятие соперника

в) в переводе темы разговора

г) отвлечении от ненужной информации

д) спокойной реакции на эмоциональные действия соперника

10.Инцидент – это:

а) стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта

б) истинная причина конфликта

в) накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия, которые создают почву для реального противоборства между ними

г) то, из-за чего возникает конфликт

д) необходимое условие конфликта

11.Возникновение конфликтологии как относительно самостоятельной теории связано с работами:

а) К. Маркса и Ф. Энгельса, О. Конта

б) П. Сорокина, Г. Зиммеля, 3. Фрейда

в) Р. Дарендорфа, Л. Козера, М. Дойча, М. Шерифа

г) В. Линкольна, Л. Томпсона, Д. Скотт

д) Р. Фишера, У. Юри, К. Томоса

12. Предпосылками разрешения конфликта являются:

а) достаточная зрелость конфликта, потребность субъектов конфликта в его разрешении, наличие необходимых ресурсов и средств для разрешения конфликта

б) достаточная зрелость конфликта, высокий авторитет одной из конфликтующих сторон

в) наличие необходимых ресурсов и средств для разрешения конфликта, потребность субъектов конфликта в его разрешении, коллективная форма деятельности

13.Конфликтогены – это:

а) слова, действия (или бездействия), которые могут привести к конфликту

б) проявления конфликта

в) причины конфликта, обусловленные социальным статусом личности

г) состояния личности, которые наступают после разрешения конфликта

д) поведенческие реакции личности в конфликте

14.Что относится к форме разрешения конфликта:

а) порицание, юмор, убеждение, уступка

б) уступка, компромисс, уход, сотрудничество

в) требования, критика, убеждение, юмор

г) уступка, требования, убеждение, критика

д) подчинение; примирение; убеждение, согласование

15.Коммуникативный аспект общения отражает стремление партнеров по общению к:

а) обмену информацией

б) налаживанию добрых взаимоотношений

в) достижению взаимопонимания

г) расширению темы общения

д) усилению информационного воздействия на партнера

16. Определите тип конфликта в следующей ситуации: «В общественном транспорте один пассажир нечаянно толкнул другого, не извинившись за причиненное неудобство. Второй пассажир в ответ на толчок нагрубил первому пассажиру... В конечном итоге между ними возникла драка...»:

г) тип Б и В

д) тип А и Б

17. Выберите адекватный вариант поведения (комбинация из 3 позиций) в трансакции «Взрослого»:

а) проявляет чувства вины, руководит, уточняет ситуацию

б) работает с информацией, анализирует, разговаривает на равных

в) требует, покровительствует, руководит

г) работает с информацией, покровительствует, руководит

д) уточняет ситуацию, работает с информацией, руководит

18.Коммуникативные барьеры непонимания возникают:

а) вследствие принадлежности субъектов общения к разным социальным слоям;

б) в связи с различными знаковыми средствами передачи сообщения;

в) вследствие разного уровня развития и владения речью;

г) при различиях в идеологии и различиях в представлениях о структуре и смысле власти;

д) верны только ответы б и в;

е) все ответы верны.

19.К коммуникативным барьерам непонимания относятся:

а) фонетический;

б) семантический;

в) стилистический;

г) логический;

д) верны только ответы Б и Г;

е) все ответы верны.

Контроль текущей успеваемости обучающихся – текущая аттестацияпроводится в ходе семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний; сформированности у них умений и навыков; своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по их корректировке; совершенствования методики обучения; организации учебной работы и оказания обучающимся индивидуальной помощи.

К контролю текущей успеваемости относится проверка знаний, умений и навыков обучающихся:

На занятиях;

По результатам проведения рубежного контроля уровня усвоения знаний (с помощью тестовых заданий или контрольных вопросов);

По результатам выполнения обучающимися индивидуальных заданий;

По результатам проверки качества конспектов лекций и иных материалов;

По результатам отчета обучающихся в ходе индивидуальной консультации преподавателя, проводимой в часы самоподготовки, по имеющимся задолженностям.

Контроль за выполнением обучающимися каждого вида работ может осуществляться поэтапно и служит основанием для их предварительной и промежуточной аттестации по дисциплине.

IV. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ (ЗАЧЕТУ)

1. Понятие конфликта, его сущность и структура.

2. Необходимые и достаточные условия возникновения конфликта.

3. Субъекты конфликта и их характеристика.

4. Предмет конфликта, образ конфликтной ситуации, мотивы конфликта и позиции конфликтующих сторон и их роль в анализе конфликта.

5. Классификация конфликтов и причины конфликта.

6. Этапы и фазы конфликта.

7. Особенности механизма возникновения и протекания конфликтов в деятельности ОВД.

8. Понятие управления конфликтами и его специфика в деятельности ОВД.

9. Управление конструктивными и деструктивными конфликтами.

10. Основное содержание управления конфликтом: прогнозирование, предупреждение, стимулирование, регулирование и разрешение.

11. Источники прогнозирования конфликта в правоохранительной деятельности.

12. Пути предупреждения конфликта.

13. Вынужденные и превентивные формы предупреждения конфликта.

14. Стимулирование конфликта, его формы и средства.

15. Технологии регулирования конфликта: информационные, коммуникативные, социально-психологические, организационные.

16. Этапы регулирования конфликта.

17. Предпосылки, формы и способы разрешения конфликтов.

18. Поведение личности в конфликте: модели поведения в конфликтном взаимодействии; стратегии поведения; типы конфликтных личностей.

19. Алгоритм деятельности сотрудника (руководителя) по управлению конфликтами.

20. Понятие внутриличностного конфликта и его особенности.

21. Формы проявления внутриличностных конфликтов (неврастения, эйфория, регрессия, проекция, номадизм, рационализм).

22. Способы разрешения внутриличностных конфликтов: компромисс, уход, переориентация, сублимация, идеализация, вытеснение, коррекция.

23. Особенности возникновения внутриличностных конфликтов.

24. Понятие межличностного конфликта и его структура.

25. Сферы проявления межличностного конфликта, причины и способы разрешения.

26. Классификация межличностных конфликтов.

27. Уровни развития межличностных конфликтов.

28. Психологические признаки межличностного конфликта.

29. Специфика проявления причин межличностных конфликтов.

30. Групповые конфликты: понятие и их структура.

31. Классификация групповых конфликтов.

32. Конфликт между лидером и группой.

33. Причины конфликта «личность – группа» и их проявление в трудовой деятельности.

34. Социально-психологические причины межгрупповых конфликтов.

35. Классификация межгрупповых конфликтов и способы их разрешения.

36. Психология переговорного процесса по разрешению конфликтов; его функции и содержание.

37. Модели поведения партнеров в переговорном процессе.

38. Технологии стратегий и тактик в переговорном процессе.

39. Типы стратегий поведения в конфликте.

40. Тактические приемы поведения в конфликте.

Промежуточная аттестация обучающихся проводится с целью выявления соответствия уровня теоретических знаний, практических умений и навыков обучающихся по дисциплине требованиям ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) в форме зачета.

Зачет проводится в ходе семестра, после завершения изучения дисциплины в объеме рабочей учебной программы. Форма проведения зачета определяется кафедрой (устный – по билетам). Оценка по результатам зачета носит недифференцированный характер – зачтено/не зачтено.

Нормативные правовые акты

1.Федеральный закон РФ от 07 февраля 2011 г. №3 – ФЗ «О полиции»// Собрание законодательства РФ, 14.02.2011, №7, ст. 900

2.Федеральный закон РФ от 30 ноября 2011 г. №342 – ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 05.12.20011, № 49 (ч.1), ст. 7020.

3.Приказ МВД РФ от 24 декабря 2008 г. № 1138 «Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Доступ из справ. – правовой системы «Консультант Плюс»

5.2.) основная литература

1.Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник. 3-е изд. - М.-СПб.: Питер, 2009.

2.Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. - М, 2009.

3.Анцупов А.Я., Ковалев В.В. Социально-психологическая оценка персонала. – М.: ЮНИТИ, 2008.

4.Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб., 2010.

5.3.) дополнительная литература

1.Дмитриев А.В. Социальный конфликт: общее и особенное. - М.: Гардарики, 2002.

2.Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2006.

3. Гуськова А.Я. Конфликтология. Учебное пособие. – М., 2012.

4.Зазыкин В.Г., Нечаева Н.С. Введение в психологию конфликтов /на примерах конфликтов в коллективах организаций/. - М, 2006.

5.Корэн Л., Гудмэн П. Искусство торговаться или все о переговорах. - М., 2005.

7. Цветков В.Л. Конфликтология. Учебное пособие. – М.: Щит-М, 2004.

8.Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. - Минск, 2007.

Стратегия - это способ действия субъекта по достижению главной цели воздействия на партнера по общению.

В зависимости от целей выделяют следующие ведущие тактики поведения во взаимодействии:

  • 1) сотрудничество - такая форма взаимодействия, при которой оба партнера по общению содействуют друг другу в достижении индивидуальных и общих целей совместной деятельности;
  • 2) противоборство - партнеры противодействуют друг другу в достижении индивидуальных целей, ориентируясь только на свои цели без учета целей партнера;
  • 3) компромиссное взаимодействие - партнеры по общению в чем-то содействуют , а в чем-то противодействуют друг другу;
  • 4) уклонение от взаимодействия - партнеры стараются избегать активного взаимодействия, уходят от контактов, идут на риск недостижения собственных целей для того, чтобы исключить выигрыш другого;
  • 5) контрастное взаимодействие - один из партнеров старается содействовать другому, а тот активно противодействует ему;
  • 6) однонаправленное содействие - один из партнеров приносит в жертву собственные цели и способствует достижению целей другого, который уклоняется от сотрудничества.

Американские психологи Л. Стейнберг и Дж. Миллер проанализировали взаимодействие с позиций ориентации на контроль и ориентации на понимание.

Ориентация на контроль предполагает стремление контролировать, управлять ситуацией и поведением других, обычно сочетающиеся с желанием доминировать во взаимодействии.

Ориентация на понимание включает в себя стремление понять ситуацию и поведение других. Она связана с желанием лучше взаимодействовать и избегать конфликтов, с представлениями о равенстве партнеров в общении и необходимости достижения взаимной, а не односторонней удовлетворенности.

Анализ взаимодействия при выделении этих двух ориентаций позволяет выявить некоторые интересные закономерности общения. Так, «контролеры» и «пониматели» придерживаются совершенно разных стратегий в общении.

Стратегия «контролера» - стремление заставить партнера принять свой план взаимодействия, навязать свое понимание ситуации. Довольно часто данная стратегия действительно позволяет достичь контроля над взаимодействием.

Стратегия «понимателя» подразумевает адаптацию к партнеру.

Показательно, что разные ориентации связаны с разным распределением позиций в общении. Так, «контролеры» всегда стремятся к неравным взаимодействиям с подчиненными и доминирующим позициям «вертикального взаимодействия». Ориентация на понимание больше сопрягается с равными горизонтальными взаимодействиями.

Следует отметить, что существуют и обратные влияния. Например, человек, находящийся в общении на самой «верхней» позиции, обязательно будет в большей степени «контролером», в отличие от ситуации, в которой он был бы «внизу»: положение обязывает. Следовательно, он должен регулировать взаимодействие.

Поскольку любое общение осуществляется по поводу того или иного предмета, то характер взаимодействия определяется открытостью или закрытостью предметной позиции.

Открытость общения - это открытость предметной позиции в смысле способности выразить свою точку зрения на предмет и готовности учесть позиции других, и наоборот, закрытость общения означает неспособность или нежелание раскрывать свои позиции.

Помимо открытого и закрытого общения в чистом виде существуют еще и смешанные типы:

  • одна из сторон пытается выяснить позицию другой стороны, не раскрывая своей;
  • общение, при котором один из собеседников открывает партнеру все свои «обстоятельства», рассчитывая на помощь, не интересуясь намерениями другого.

Оба эти вида взаимодействия асимметричны, поскольку общение осуществляется с неравноправных позиций партнеров.

При выборе позиции в общении следует учитывать все обстоятельства: степень доверия к партнеру, возможные последствия открытости общения. И вместе с тем, как показывают социально-психологические исследования, максимальная эффективность делового общения достигается при его открытом характере.