Склонение имён существительных. §1.2. Падежные окончания имен существительных Сколько склонений может быть у существительного

1.1 Падежные окончания существительных 1-го склонения

К 1-му склонению относятся существительные, оканчивающиеся в им.пад. ед.ч. на а(П.). К ним относятся существительные женского рода (страна, земля), некоторые существительные мужского рода (дядя, юноша, Коля) и слова общего рода (задира, тихоня).

Единственное число

1. У существительных на а(П.) в дательном и предложном падежах пишется окончание -е: о воде (вода), по галерее, о галерее (галерея), к Майе, о Майе (Майя), к Косте, о Косте (Костя), к тихоне, о тихоне (тихоня), к юноше, о юноше (юноша).

2. У существительных женского рода на ия в родительном, дательном и предложном падежах пишется окончание -и: от армии, об армии (армия), от иллюзии, к иллюзии, об иллюзии (иллюзия), от дискуссии, к дискуссии, о дискуссии (дискуссия); собственные имена на ия тоже имеют окончание -и: от Марии, к Марии, о Марии (Мария), от Ии, к Ии, об Ии (Ия), от Бии, к Бии, о Бии (река Бия) и др. Имена и отчества, стоящие рядом, могут иметь разные окончания: Лидия Ивановна: имя Лидия изменяется как существительное на ия, а отчество - как существительное на а: от Лидии Ивановны, к Лидии Ивановне, о Лидии Ивановне.

Следует различать параллельные формы собственных имен типа Анастасия и Настасья, Мария и Марья, Наталия и Наталья, София и Софья. Они имеют также разные окончания в дательном и предложном падежах, ср.: к Наталии (так как оканчивается на ия) - к Наталье (так как оканчивается на ья). Множественное число

1. У существительных женского рода, оканчивающихся на а, в родительном падеже после шипящих ь не пишется: барж (баржа), краж (кража), лыж (лыжа), рощ (роща), туч (туча), тысяч (тысяча).

2. Существительные женского рода на ия (армия, линия) и на ья (если ударение не падает на окончание: певунья, хохотунья) в родительном падеже оканчиваются на ий (это суффикс основы, а окончание - нулевое): армий, аудиторий, пародий, экскурсий, гостий (но: гостей от гость), колдуний, оладий (оладья), певуний, хлопотуний, шалуний.

Существительные на ударяемое ья (скамья) в родительном падеже оканчиваются на ей (окончание также нулевое): бадей (бадья), ладей, полыней, свиней, семей, статей; также судей (судья). Нормативными являются формы долей, кеглей, пеней.

3. Существительные на ня (вишня, спальня, богиня) в родительном падеже пишутся с ь и без него: это зависит от буквы, стоящей перед ня.

Если перед ня стоит гласная, то в родительном падеже пишется ь, например: яблонь (ябло-ня), богинь (боги-ня), княгинь (княги-ня), разинь (рази-ня), героинь (герои-ня), монахинь (монахи-ня), погонь (пого-ня), тихонь (тихо-ня), рабынь (рабы-ня), дынь (ды-ня), твердынь (тверды-ня), гордынь (горды-ня), барынь (бары-ня), гусынь (гусы-ня), простынь (просты-ня), пустынь (пусты-ня), святынь(святы-ня), нянь (ня-ня).

Если перед ня стоит согласная, то ь на конце нет. Например: вишен (виш-ня), ставен (став-ня), боен (бой-ня), каменоломен (каменолом-ня), винокурен (винокур-ня), башен (баш-ня), пашен (паш-ня),черешен (череш-ня), скворечен (сквореч-ня), конюшен (конюш-ня), наковален (наковаль-ня), готовален (готоваль-ня), спален (спаль-ня), купален (купаль-ня), колоколен (колоколь-ня) и др.

Исключение составляют слова барышень, боярышень, деревень, кухонь, которые пишутся с ь.

Парадигмы существительных и падежные флексии характеризуются следующими особенностями. 1) Все падежные флексии выражают одновременно два морфологических значения - падежа и числа (ед. или мн.)...

Грамматические категории числа и падежа

К сфере абстрактных падежных значений примыкает падежное значение необходимого информативного восполнения. В языке существуют такие употребления падежей, при которых значение падежа как отдельной единицы не может быть установлено...

Имя прилагательное как часть речи

Падежные формы имен прилагательных имеют зависимый характер, так как они «отражают» значения рода, числа и падежа того существительного, с которым данное прилагательное согласовано...

Среди падежных форм финского языка выделяются некоторые древние формы, где окончания с морфологической точки зрения неразложимы на какие-либо составные элементы. Важнейшую роль играют падежные формы...

Особенности именной группы в финском языке

На основе уже готовых первичных падежных форм выросли вторичные. Окончания этих вторичных форм всегда с морфологической точки зрения разложимы, причем последней составляющей их частью являются окончания первичных падежных форм...

К 1-му склонению относятся существительные, оканчивающиеся в им.пад. ед.ч. на а(П.). К ним относятся существительные женского рода (страна, земля), некоторые существительные мужского рода (дядя, юноша, Коля) и слова общего рода (задира, тихоня)...

Правописание падежных окончаний существительных (на примерах из повести Н.В. Гоголя "Мертвые души")

Ко 2-му склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием (сад, край, гусь) и существительные среднего рода, оканчивающиеся на о(е) , (окно, море, управление). Единственное число 1...

Правописание падежных окончаний существительных (на примерах из повести Н.В. Гоголя "Мертвые души")

1. В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка, в какой ездят холостяки: отставные подполковники, штабс-капитаны, помещики, имеющие около сотни душ крестьян, -- словом, все те...

Окончание, которое присуще абсолютному большинству существительных того или иного типа склонения, называется основным. Вариантными являются разные падежные окончания...

Правописание падежных окончаний существительных (на примерах из произведений В.Я. Брюсова)

существительное падежный правописание окончание Во множественном числе различия в падежных окончаниях существительных наблюдаются только в именительном и родительном падежах...

Сравнительный анализ староанглийского и новоанглийского языка

Что касается глагола, то у Шекспира он еще не утратил способность передавать значение лица. Типичные окончания второго лица единственного числа "-st" и "-est": I know - thou knowest; I have - thou hast; I do - thou doest (dost); I should - thou shouldst; I would - thou wouldst. "I prithee...

1.1 Склонение имён существительных как грамматическая категория Морфология - это раздел грамматики, изучающий грамматические разряды слов и свойственные им грамматические знания, категории и формы...

Формирование грамматических умений при изучении склонения имен существительных

Тема «Имена существительные» изучается на протяжении всех 4 лет начальной школы. Поэтапное знакомство с данной темой обеспечивает усвоение материала для младшего школьника...

Формирование грамматических умений при изучении склонения имен существительных

Итоговой целью изучения теоретического языкового материала является осознанное его использование для грамматически и стилистически точного выражения в устной и письменной форме...

Козлова Марина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШ № 1
Населённый пункт: город Керчь
Наименование материала: конспект урока русского языка
Тема: "Правописание окончаний имён существительных первого склонения"
Дата публикации: 10.03.2018
Раздел: начальное образование

Тема: Правописание окончаний имён существительных первого

склонения

Цели: 1) Обобщить знания о правописании окончаний имён

2) Развивать умение определять падеж имён существительных 1-го

склонения, мышление,

внимание, орфографическую зоркость; самоконтроль и контроль работы

одноклассников, связную устную и письменную речь, обогащать словарный

запас детей,

3) воспитывать интерес к предмету, любознательность, чувство

взаимопомощи.

Формируемые УУД :

Познавательные - самостоятельное выделение и формулирование

познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по

выделенным признакам; синтез; построение логической цепи рассуждений;

доказательство.

Личностные - оценивание учащимися усваиваемого содержания исходя из

социальных и личностных ценностей, использование фантазии, воображения

при выполнении учебных действий.

коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точностью

выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные - постановка учебной задачи; сличение способа действия и

его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения

материала

Оборудование: компьютер, проектор, экран, электронная презентация.

Ход урока

1) Организационный этап. Вступительное слово учителя.

Смотрю вечером на небо, где множество звезд сияют, и будто слышу -

кто-то издалека

О чем-то меня спрашивает. И хочется мне взлететь во Вселенную, еще

непознанную, чтобы всё увидеть, ощутить и передать землянам. Хотелось ли

вам когда-нибудь полететь в небесную даль и увидеть все своими глазами?

Когда впервые человек достиг высот Космоса?

Каким должен быть человек, который хочет достигнуть высот

Вселенной?

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

учащихся.

Сегодня у нас не совсем обычный урок, урок–путешествие. Ребята, у

нас будет 3 экипажа. У каждого участника полёта есть свой личный бортовой

журнал, в него вы будете заносить всё самое основное, что будет происходить

во время полёта. За успешное выполнение ответственных заданий во время

путешествия активные космонавты будут отмечаться звёздами. Набравшие

большее количество будут занесены в Почётную книгу космических

достижений (журнал).

Сообщение темы и целей урока. (слайд1)

В любое путешествие отправляются с определённой намеченной

целью. Есть она и у нас. Посмотрите на тему нашего урока. (Запись на доске

«Правописание безударных падежных окончаний имён существительных

первого склонения») Давайте вместе определим, что мы должны с вами

сделать в нашем путешествии? А какие качества нам понадобятся, чтобы

справиться с заданиями? (дружба, взаимопомощь, выдержка, умение работать

3) Актуализация знаний.

Прежде чем отправиться в космическое путешествие, нужно пройти

цикл подготовки на Земле. Начинаем тренировку «Что вы знаете об именах

существительных?»

За 1 минуту надо ответить на максимальное количество вопросов.

Итак, начинаем!

Изменяемая часть слова … (окончание).

Часть речи, обозначающая предмет … (существительное).

Постоянный признак имён существительных… (род).

Имена существительные бывают … (одушевлённые и неодушевлённые).

Слова женского и мужского родов с окончаниями -а; -я относятся … (к 1

склонению).

Ко 2 склонению относятся … (слова мужского рода с нулевым

окончанием и среднего рода с окончанием -о; -е).

К 3 склонению относятся имена существительные … (женского рода с

нулевым окончанием).

Имена существительные изменяются … (по числам и по падежам).

Сколько падежей в русском языке? … (шесть).

Молодцы! Справились с заданием!Из всего сказанного я хотела бы

выделить слова: (на доске появляются слова).

Первое склонение. Падежи. Окончания .

2.Словарная работа.

Дети отгадывают загадки, отгадки записывают в бортовом журнале

(тетради), определяют склонение имён существительных.

Слайд 3 Самый первый в космосе

Летел с огромной скоростью

Отважный русский парень,

Наш космонавт... (Гагарин)

Слайд 4. На корабле воздушном,

Космическом, послушном,

Мы, обгоняя ветер,

Несёмся (на ракете)

Слайд 5. Есть специальная труба,

В ней Вселенная видна,

Видят звезд калейдоскоп

Астрономы в... (телескоп)

Слайд 6. Специальный космический есть аппарат,

Сигналы на Землю он шлет всем подряд.

Как одинокий таинственный путник,

Летит по орбите искусственный...(спутник)

Назовите окончания в этих словах.

Можно ли по этим окончаниям определить склонение? (Нет, они

употреблены в косвенных формах.)

Как вы определили склонение? (По их начальной форме.)

4) Первичное усвоение новых знаний

Упр. 158 (с. 91). Рассмотрите таблицу. Прочитайте, какие слова

просклоняли в таблице. Обратите внимание на ударение. На какую часть

слова оно падает? Как пишутся ударные и безударные окончания?

Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!». Как пишутся

ударные и безударные окончания 1-го склонения в одном и том же падеже?

(Одинаково.)Значит, как можно проверить безударное окончание? (По

ударным падежным окончаниям.)

Слайд 7 -Внимание: наш корабль вышел в открытый космос. Давайте

посмотрим на нашу планету из космоса. Что вы увидели?

Запись предложения: Большая часть Земли покрыта водой.

Грамматический разбор предложения. Выделение орфограмм,

определение склонений, падежей существительных.

5). Первичная проверка понимания

Встреча с неопознанным объектом. Слайд 8

«Внимание! Неопознанный объект»– Ой, что это? Что-то

непонятное …(читаем)

1.Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка.

– Что за абракадабра? По всей видимости, какой-то неизведанный объект

движется нам навстречу. Не знаешь, что и ожидать от него. Но бояться не

стоит – нужно изучить. Рассмотрим повнимательнее. Вид записи, форма

ничего не напоминает? (Предложение) Предложение простое или сложное?

Чем-то осложнено?– Найдём второстепенные члены предложения.– Есть ли в

предложении однокоренные слова? На что указывает суффикс ёнок?

Попробуем найти имена существительные и определить падеж и склонение.

(работа выполняется устно)

2.Упражнения в правописании безударных падежных окончаний

существительных первого склонения.

А) чтение правила Б) склонение существительных по вариантам

1-ракета, звезда 2- орбита, Земля, 3- планета, комета

Какие слова будут ключами для проверки окончаний сущ.1 скл.? (звезда,

В) Вывод (падежные оконч. Сущ. 1 скл.) Слайд 9

6) Первичное закрепление Выход в открытый космос Слайд 10,11

Нам предстоит выход в открытый космос.

Космонавт, вышедший в открытый космос, должен уметь выполнять все

необходимые ремонтные работы.

На крыш... избушк..., на ветк... яблон..., около башн..., на окраин...

деревн..., сказка о зимушк..., по дорог... к рощ..., от бабушк... к дедушк..., по

тропинк... к дач..., Волод... от Ол..., в избушк... у дяд... Пет..., подарки Люб...

7 ). Творческое применение знаний в новой ситуации (проблемные

задания) «Встреча с инопланетянами»

– Ребята, но в космосе мы встречаем не только планеты и звёзды, не

редкость и сами инопланетяне. Давайте представим, что повстречались с

ними. Закроем глазки, помечтаем. Как они выглядят? На кого похожи?

(Мнения ребят.)

Пригласим их в гости. Побеседуем. Форма беседы? (Диалог.)

Составьте диалог с инопланетянами, используя словарные слова и обращения

(здравствуйте, пожалуйста, инопланетяне, планета, путешествие, ракета,

НЛО. Работаете в парах. (Опорные слова распечатаны на листах.)

8) Рефлексия .

(Слайд 12) Попробуйте познакомить их с русскими

пословицами и объяснить их смысл. (Дети объясняют)

Работа по вариантам. (Самостоятельное выполнение. Коллективная

проверка, самооценка.)

Вставьте пропущенные буквы в окончания имён существительных 1-го

склонения. Определите их падеж.

1-в В доброй бесед… всяк ума набирается.

Не бывать калин…малиною, не расти яблочку на ёлк….

2-в Счастливый в сорочк…родился.

Кто шутк… не понимает, над тем не шути.

3-в Пташк… ветка дороже золотой клетк… .

В своей водиц… и лягушка певица.

9) Подведение итогов урока - Что такое склонение? Как определить

склонение имени существительного в косвенной форме? Как пишутся

ударные и безударные падежные окончания существительных?- Как

проверить безударные окончания?

10) Домашнее задание c. 90 упр.156

Окончания именительного падежа множественного числа имен существительных

Постановка правильного окончания у существительных мужского рода именительного падежа множественного числа нередко вызывает затруднение. Как сказать: договор ы или договор а ? В разговорной речи все чаще и чаще мы слышим форму договор а . Но это, к сожалению, ошибка!

Выбор типа окончания (- ы /- и или -а/-я ) определяется рядом факторов. Рассмотрим их.

К оличество слогов в слове и место ударения

а) Односложные слова чаще образуют формы на /-я : снег – снег а , дом – дом а , лес – лес а , сорт – сорт а .

б) Односложные слова могут иметь также окончания - ы /-и : суд – суд ы , суп – суп ы , нож – нож и , кот – кот ы . Частые речевые ошибки вызывает слово торт . Множественное число у этого слова – торты .

в) Двусложные слова с ударением на 1-м слоге, как правило, имеют окончание /-я : в е чер – вечер а , п а спорт – паспорт а , голос – голос а , в е ксель – вексел я .

г) Многосложные слова с ударением на 2-м, 3-м и т.д. слоге обычно образуют формы на - ы /-и : апт е карь – аптекар и , библиот е карь – библиотекар и , компь ю тер – компьютер ы , инжен е р – инженер ы .

Обратите внимание на то, что ударение в данных формах единственного и множественного числа сохраняется на одном и том же месте.

Исключения : обшлаг – обшлаг а , рукав – рукав а .

Происхождение слова и его структурные элементы

а) Слова с элементами -е р/-ёр имеют окончание -ы /-и : актёр – актёр ы , шофёр – шофёр ы , режиссёр – режиссёр ы , дирижёр – дирижёр ы и др. Это слова французского происхождения.

Для того чтобы рассмотреть слова следующей группы нам понадобится вспомнить о понятии одушевленности/неодушевленности.

б) Слова латинского происхождения с элементом ор – неодушевленные (предметы) имеют окончание - ы : рефлектор ы , детектор ы , рефрижератор ы , конденсатор ы .

в) Слова с ор одушевленные (лица) имеют окончание - ы : автор ы , лектор ы , ректор ы , конструктор ы и окончание -а : доктор а , директор а , профессор а . Почему же мы говорим лекторы , но профессора ? Выбор объясняется традицией.

Запомните, что просторечные формы бухгалтер а , инженер а , выбор а , договор а , приговор а , должност я , шофер а , почерк а , крем а , суп а и подобные рассматриваются как грубое нарушение языковой нормы.

Различие в значении слов

В ряде случаев окончания - ы и -а служат для различения смысла слова:

образ ы (художественные) – образ а (иконы);

провод ы (при отъезде) – провод а (электрические);

цвет ы (растения) – цвет а (окраска);

пропуск и (недосмотры) – пропуск а (документы);

пояс ы (географические) – пояс а (одежды) и др.

Подобных пар в русском языке достаточно: листы – листья , зубы – зубья и др.

Существуют нормативные вариантные формы (т.е. обе формы являются правильными). Вот эти они:

бункеры – бункера

годы – года

инструкторы – инструктора

клапаны – клапана (технический термин)

кители – кителя

прожекторы – прожектора

секторы – сектора

цехи – цеха

Выбор некоторых форм закрепляется традицией. Так, мы говорим: Прошли годы. Мои года – мое богатство . Но: Так бегут года! В ее годы!

Давайте запомним наиболее часто употребляемые слова с тем и другим типом окончания.

Формы на /- ы

должности

приговоры

запчасти

редакторы

аптекари

инженеры

режиссёры

библиотекари

компьютеры

бухгалтеры

кондукторы

конденсаторы

детекторы

договоры

Формы на /-я

Окончания родительного падежа множественного числа

Окончания родительного падежа множественного числа – еще одна трудная тема для нашей речевой практики.

Как правильно выбрать то или иное окончание? Как сказать: нет чулок или чулков ? Без носок или носков?

Почему мы говорим армян , но монголов?

Как спросить правильно в магазине: 5 килограмм или килограммов ? апельсин или апельсинов ?

При выборе окончания следует руководствоваться следующими правилами.

Мужской род

1. Все названия парных предметов имеют нулевое окончание: ботинок, сапог, чулок, брюк, погон, ножниц .

Исключение : носк ов .

2. Названия национальностей подчиняются следующим правилам:

а) слова с основой на -н , - р имеют нулевые окончания: англичан, армян, грузин, лезгин, осетин, румын, туркмен, цыган, башкир, болгар.

Исключение: негр ов.

б) слова с основой на другие буквы имеют окончание -ов : киргиз ов , калмык ов , таджик ов , узбек ов , монгол ов , якут ов .

Исключение: турок, бурят.

3. Названия воинских групп и прежних родов войск требуют следующих окончаний:

а) без числительных они имеют нулевое окончание: партизан, солдат, гренадер, гардемарин, гусар, драгун, улан ;

б) прежние рода войск с числительными имеют окончания -ов : 10 гусар ов , 5 гардемарин ов , 6 гусар ов , 7 улан ов .

4. Названия единиц измерений вариативны:

а) ампер, ватт, грамм, килограмм, рентген, кулон ;

б) ампер ов , ватт ов , грамм ов , килограмм ов , рентген ов , кулон ов .

Усеченные формы (ампер, грамм

5. Имена группы "овощи – фрукты" имеют окончания -ов : апельсин ов , мандарин ов , банан ов , помидор ов , баклажан ов .

Усеченные формы (апельсин, мандарин, банан, помидор ) характерны для разговорной речи.

Женский род

1. Существительные на -л я, - ня имеют нулевое окончание: вафель, кровель, сплетен, нянь, вишен, яблонь .

2. Некоторые существительные имеют окончание -е й : свеч ей , грабл ей , простын ей .

Есть и вариантные формы: Игра стоит свеч, но: В доме нет свеч ей . Однако слово свеча здесь употреблено в прямом и переносном (фразеологическом) значениях (укажите, где какое).

3. Существительные на -ия имеют окончание -ий : аудитор ий , академ ий , консерватор ий .

Средний род

1. Ряд имен имеют нулевое окончание: яблок, плеч, блюдец полотенец, зеркал.

Обратите внимание на форму плеч (Платье с плечами и без плеч! )

2. Нормативными являются формы на -ий : побереж ий , захолуст ий , снадоб ий .

3. Существуют также формы на -е в: усть ев , болотц ев , верховь ев , низовь ев .

А как образуют родительный падеж те существительные, которые употребляются всегда только во множественном числе? Существительные, употребляющиеся всегда только во множественном числе (не имеющие рода), образуют родительный падеж с помощью различных типов окончаний:

нулевого: сумерек ; суток ;

- ов : заморозк ов ;

-ей : будн ей , ясл ей , сан ей .

Вопросы и задания

1. Какие факторы влияют на выбор окончания именительного падежа множественного числа имен существительных? Назовите их.

2. Как образовать множественное число от слов с элементом р/-ёр (дирижёр)? Из какого языка пришли к нам эти слова?

3. Приведите примеры, когда окончания - ы /-а служат для различия слов по значению.

4. Какое окончание в родительном падеже множественного числа имеют названия парных предметов (ботинки, брюки)? Как правильно сказать: нет носок или нет носков?

5. Какие из форм относятся к официально-деловому, а какие – к разговорному стилю речи: граммов, кулонов / грамм, кулон? помидоров, апельсинов / помидор, апельсин?

6. Как образуют родительный падеж существительные, которые употребляются только во множественном числе: заморозки, сумерки, ясли?

Таблица 1 — Падежные окончания существительных в единственном числе

Падежи I склонение II склонение III склонение
И. п. -а, -я

жена , земля

, -о, -е

конь, село , поле

ночь, лошадь

Р. п. -ы, -и

жены , земли

-а, -я

коня , села , поля

ночи , лошади

Д. п.

жене , земле

-у, -ю

коню , селу , полю

ночи , лошади

В. п. -у, -ю

жену , землю

,-а, -я, -о, -е

коня , село , поле

ночь, лошадь

Т. п. -ой (-ою), -ей (-ею)

женой , землей

-ом, -ем

конём , селом , полем

-ью

ночью , лошадью

П. п.

жене , земле

-е, -и

коне , селе , поле

ночи , лошади

В падежных окончаниях единственного числа пишется:

  1. буква е : в дательном и предложном падежах существительных I склонения и в предложном падеже II склонения (кроме слов на -ия , -ий , -ие ), например: к фабрике , на фабрике , к земле , о батарее , в статье ; на заводе , на станке ; о море ; в селе ;
  2. буква и :
    • в родительном падеже существительных I склонения, например: у фабрики , у земли , около батареи , из статьи ;
    • в предложном падеже существительных II склонения на -ие , -ий , например: в лектории , в волнении , о мировоззрении ;
    • в родительном, дательном и предложном падежах существительных I склонения на -ия , существительных III склонения и разносклоняемых существительных среднего рода на -мя , например: из коллекции , к коллекции , в коллекции ; из шинели , к шинели , в шинели ; у знамени , к знамени , о знамени .

Следует различать формы предложного падежа существительных среднего рода на -ие и -ье , например: находиться в размышлении , быть во всеоружии (окончание ); находиться в раздумье , быть на побережье (окончание ).

Падежные окончания в фамилиях и названиях

В русских фамилиях на -ин(-ын) и на -ов(-ев) в творительном падеже единственного числа пишется -ым (как у прилагательных), например: с Вячеславом Деминым , с Ростиславом Синицыным , с Кириллом Колосовым . В иностранных фамилиях пишется окончание -ом , например: Дарвином , Чаплином .

В названиях населенных пунктов на -ин(-ын) , -ов(-ев) , -ино(-ыно) , -ово(-ево) в творительном падеже единственного числа пишется окончание -ом (как у существительных), например: под городом Кашином , селом Бородином , городом Дмитровом .

Падежные окончания существительных множественного числа

Таблица 2 — Падежные окончания существительных во множественном числе

Падежи I склонение II склонение III склонение
И. п. -ы, -и

жены , земли

а, -я, -ы, -и

кони , сёла , поля

ночи , лошади

Р. п.

жён, земель

-ов, -ей,

коней , сёл, полей

-ей

ночей , лошадей

Д. п. -ам, -ям

жёнам , землям

-ам, -ям

коням , сёлам , полям

-ам, -ям

ночам , лошадям

В. п. -ы, -и,

жён, земли

-а, -я, -ы, -и, ей, -ов

коней , сёла , поля

-и, -ей

ночи , лошадей

Т. п. -ами, -ями

жёнами , землями

-ами, -ями

конями , сёлами , полями

-ами, -ями

ночами , лошадями

П. п. -ах, -ях

жёнах , землях

-ах, -ях

конях , сёлах , полях

-ах, -ях

ночах , лошадях

  1. В родительном падеже множественного числа после шипящих буква ь не пишется, например: решение задач , ремонт жилищ .
  2. В родительном падеже множественного числа существительных на -ья и -ье в безударном положении пишется -ий , под ударением — -ей , например: лгу́ний (лгунья), разду́мий (раздумье), но стате́й (статья), скаме́й (скамья) . Исключения: ру́жей (ружьё), платьев (платье), устьев (устье), верховьев (верховье), низовьев (низовье).
    У существительных на -ия , -ие в родительном падеже всегда пишется -ий , например: линий (линия), зданий (здание) .
  3. Если в родительном падеже множественного числа существительные оканчиваются на -ен , то мягкий знак не пишется, например: песен, вишен (ср. яблонь, кухонь) . После -ен в родительном падеже буква ь пишется в словах деревень , барышень .