Русско иранская война 1826 1828 ход событий. Русско-персидские войны. Соотношение сторон и командование

  • Вводный урок бесплатно ;
  • Большое число опытных преподавателей (нейтивов и русскоязычных);
  • Курсы НЕ на определенный срок (месяц, полгода, год), а на конкретное количество занятий (5, 10, 20, 50);
  • Более 10 000 довольных клиентов.
  • Стоимость одного занятия с русскоязычным преподавателем - от 600 рублей , с носителем языка - от 1500 рублей

В понятие культуры входит все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения. Культура Руси складывается в те же века, что и становление русской государственности. В общей культуре Руси отразились как традиции, скажем, полян, северян, радимичей, новгородских славян, других восточнославянских племен, так и влияние соседних народов, с которыми Русь обменивалась производственными навыками, торговала, воевала, мирилась, - с угро-финскими племенами, балтами, иранскими, другими славянскими народами и государствами.

В пору своего государственного становления Русь испытывала сильное влияние соседней Византии, которая для своего времени была одним из наиболее культурных государств мира. Таким образом, культура Руси складывалась с самого начала как синтетическая, т.е. находящаяся под влиянием различных культурных направлений, стилей, традиций. Одновременно Русь не просто слепо копировала чужие влияния и безоглядно заимствовала их, но применяла к своим культурным традициям, к своему дошедшему из глубины веков народному опыту, пониманию окружающего мира, своему представлению о прекрасном.

Долгие годы русская культура - устное народное творчество, искусство, архитектура, живопись, художественное момент ремесло - развивалась под влиянием языческой религии, языческого мировоззрения. С принятием Русью христианства положение резко изменилось. Прежде всего новая религия претендовала на то, чтобы изменить мировоззрение людей, их восприятие всей жизни, а значит и представлений о красоте, художественном творчестве, эстетическом влиянии.

Открытость и синтетичность древнерусской культуры, ее мощная опора на народные истоки и народное восприятие, выработанные всей многострадальной историей восточного славянства, переплетение христианский и народно-языческих влияний привело к тому, что в мировой истории называют феноменом русской культуры. Ее характерными чертами являются стремление к монументальности, масштабности, образности в летописании; народность, цельность и простота в искусстве; изящество, глубоко гуманистическое начало в архитектуре; мягкость, жизнелюбие, доброта в живописи; постоянное биение пульса исканий, сомнений, страсти в литературе. И над всем этим господствовала большая слитность творца культурных ценностей с природой, его ощущение сопричастности всему человечеству, переживания за людей, за их боль и несчастье. Не случайно опять же одним из любимых образов русской церкви и культуры стал образ святых Бориса и Глеба, человеколюбцев, непротивленцев, пострадавших за единство страны, принявших муку ради людей. Эти особенности и характерные черты культуры Древней Руси проявились не сразу. В своих основных обличьях они развивались в течение столетий. Но потом, уже отлившись в более или менее устоявшиеся формы, долго и повсеместно сохраняли свою силу. И даже тогда, когда единая Русь политически распалась, общие черты русской культуры проявлялись в культуре отдельных княжеств.

Основой любой древней культуры является письменность. Одним из основных источников развития культуры в Киевской Руси явилась разработанная двумя болгарскими монахами -- Кириллом (827 - 869) и Мефодием (815 - 885) -- славянская азбука -- кириллица. Талантливый лингвист, Кирилл взял за основу греческий алфавит, состоящий из 24 букв, дополнил его характерными для славянских языков шипящими (ж, щ, ш, ч) и несколькими другими буквами. Новая «собственная» письменность послужила основой бурного развития книжной культуры в Киевской Руси, которая до монгольского нашествия была одним из самых цивилизованных государств средневековой Европы в XI -XIII веках. Рукописные книги светского содержания, наряду с греческими богословскими трудами, становятся необходимым знаком приобщенности к культуре. Книги в эту эпоху держат у себя не только князь и его приближенные, но и купцы, и ремесленники. Развитие письменности на родном языке привело к тому, что русская церковь с самого начала не была монополистом в сфере грамотности и образования. О распространении грамотности среди демократических слоев городского населения свидетельствуют берестяные грамоты. Это письма, памятные записки, владельческие записи, учебные упражнения и т.д., текст в них писался «уставом» -напоминающий современный печатный шрифт.

Летописи - это средоточие истории Древней Руси, ее идеологии, понимания ее места в мировой истории - являются одним из важнейших памятников и письменности, и литературы, и истории, и культуры в целом. Летописание, по наблюдениям отечественных ученых, появилось на Руси вскоре после введения христианства и сосредоточилось оно в монастырях. Первая летопись, возможно, была составлена в конце X в. Уже на первом этапе создания летописей стало очевидным, что они представляют собой коллективное творчество, являются сводом предшествующих летописных записей, документов, разного рода устных и письменных исторических свидетельств. Составитель очередного летописного свода вы ступал не только как автор соответствующих заново написанных частей летописи, но и как составитель и редактор. Очередной летописный Свод был создан знаменитым Иларионом, который писал его, видимо, под именем монаха Никона, в 60-70-е годы XI в., после смерти Ярослава Мудрого. А потом появился Свод уже во времена Святополка в 90-е годы XI в. Свод, за который взялся монах Киева-Печерского монастыря Нестор и который вошел в нашу историю под именем «Повести временных лет».

Литература - Общий подъем Руси в XI в., создание центров письменности, грамотности, появление целой плеяды образованных людей своего времени в княжеско-боярской, церковно-монастырской среде определили развитие древнерусской литературы. митрополит Иларион. В начале 40-х годов XI в. он создал свое знаменитое «Слово о законе и благодати». Нестор создал знаменитое «Чтение о житии Бориса и Глеба». В нем, как и в «Слове» Илариона, как позднее в «Повести временных лет», звучат идеи единства Руси, воздается должное ее защитникам и радетелям. В начале ХII в. один из сподвижников Мономаха игумен Даниил создает «Хождение игумена Даниила в святые места». Он прошёл путь - до Константинополя, потом через острова Эгейского моря на остров Крит, оттуда в Палестину и до Иерусалима. Даниил подробно описал весь свой путь, рассказал о пребывании при дворе иерусалимского короля, о походе с ним против арабов. И «Поучение», и «Хождение» были первыми в своем роде жанрами русской литературы.

Архитектура. Первая каменная постройка на Руси появилась в конце X в. - знаменитая Десятинная церковь в Киеве, сооруженная по указанию князя Владимира Крестителя, позже на её месте воздвигнут храм Святой Софии. Оба храма были построены византийскими мастерами из привычной для них плинфы - большого плоского кирпича. Красная плинфа и розовый раствор делали стены византийских и первых русских храмов нарядно-полосатыми. Строили из плинфы в основном на юге Руси. На севере же, в далеком от Киева Новгороде, предпочитали камень. Правда, арки и своды выкладывались все-таки из кирпича. Новгородский камень «серый плитняк» - природный грубый валун. Из него без всякой обработки клали стены. Во Владимиро-Суздальской земле и Москве строили из ослепительного белого известняка, добытого в каменоломнях, тщательно отесанного в аккуратные прямоугольные блоки. «Белый камень» мягок и легко поддается обработке. Вот почему стены владимирских храмов богато украшены скульптурными рельефами.

Искусство. Перенесенное на русскую почву каноническое по содержанию, блестящее по своему исполнению искусство Византии столкнулось с языческим мировосприятием восточных славян, с их радостным культом природы - солнца, весны, света, с их вполне земными представлениями о добре и зле, о грехах и добродетелях. С первых же лет византийское церковное искусство на Руси испытало на себе всю мощь русской народной культуры и народных эстетических представлений. однокупольный византийский храм на Руси XI в. преобразовался в многокупольную пирамиду, основу которой составляло русское деревянное зодчество. То же произошло и с живописью. Уже в XI в. строгая аскетическая манера византийской иконописи пре вращалась под кистью русских художников в портреты, близкие к натуре, хотя русские иконы и несли в себе все черты условного иконописного лика. Наряду с иконописью развивалась фресковая живопись, мозаика. Фрески Софийского собора в Киеве показывают манеру письма здешних греческих и русских мастеров, их приверженность человеческому теплу, цельности н простоте. Позднее складывалась новгородская школа живописи. Ее характерными чертами стали ясность идеи, реальность изображения, доступность. На Руси развивалось, совершенствовалось искусство резьбы по дереву, позднее - по камню. Деревянные резные украшения вообще стали характерной чертой жилищ горожан и крестьян, деревянных храмов. Белокаменная резьба Владимиро-Суздальской Руси, особенно времен Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо, в украшениях дворцов, соборов стала примечательной чертой древнерусского искусства вообще. И, конечно, важным элементом всей древнерусской культуры являлся фольклор - песни, сказания, былины, пословицы, поговорки, афоризмы.


Введение

Истоки русского искусства прослеживаются с глубокой древности. Задолго до Киевской Руси восточные славяне строили языческие храмы, в дереве и камне вырубали идолов - Перуна, Сварога и Велеса, изготовляли красивые украшения из бронзы и золота. Эти «дикие» племена создали богатую и своеобразную художественную культуру, свидетельствующую о замечательной талантливости наших далеких предков и ставшую живой традицией искусства последующих столетий. Самые ранние памятники русской живописи до нас не дошли. Но последующие, начиная с Киевской Руси, в полной мере воспринявшие и сохранившие русские художественные традиции древности и дополнившие их новым содержанием, очень многое объясняют в истории русской и мировой культуры. Поэтому тема курсовой работы очень актуальна, практически значима и интересна с точки зрения исследования художественных методов русской живописи.

Объект исследования: художественная культура.

Предмет исследования: художественная культура Древней и средневековой Руси.

Цель исследования: выявление закономерностей в развитии русской художественной культуры.

На пути к поставленной цели решались следующие задачи: отбор и анализ литературных источников; выявление исторических периодов развития русской художественной культуры; определение степени влияния дохристианской русской художественной культуры и культуры Византии на развитие живописи Древней и средневековой Руси; анализ творчества выдающихся художников и живописцев исследуемого периода русской художественной культуры; формирование выводов, заключений; оформление списка использованных источников.

Методы исследования: контент - анализ, наблюдение, осмысление, обобщение.

Курсовая работа базировалась на трудах: М. Алпатова, Г. Островского, В. Лазарева, В. Тяжелова, О. Сопоцинского.

В результате проведенных исследований установлено, что художественная культура Древней и средневековой Руси уходит своими корнями в культуру Руси дохристианского периода и обогатившись приемами иконописи мастеров Византии, других народов и племен, создает новые художественные школы, которые отражают в своем творчестве этапы развития русского государства и общества.

Таким образом, тема курсовой работы раскрыта на основе анализа литературных источников и методов социологических исследований.

Культура Древней Руси домонгольского периода

Воздействие вкусов и навыков дохристианского периода на художественную культуру Киевского государства

художественный культура русь рублев

Киевское государство, возникшее в IX веке, достигло своего могущества в Х-XI столетиях. При князе Владимире, жившем в конце Х-начале XI столетия, Русь приняла крещение от Византии. Этот акт имел существенные последствия для дальнейшего развития древнерусского средневекового государства как в политическом, социальном, так и в культурном отношении. При Ярославе Мудром (в первой половине XI в.) Киевское государство превратилось в могущественную феодальную державу.

Во времена преемников Ярослава начинается постепенное дробление Киевской державы на отдельные княжества - процесс, типичный для раннефеодальных государств. Все большее значение в политической и культурной жизни приобретают земли Новгорода, Ростова, Владимира, Полоцка, Смоленска, Галича и других городов. Это, однако, не влечет за собой снижения художественного уровня искусства, хотя в известной мере меняет его облик и характер. В искусстве идет процесс кристаллизации местных художественных форм, в которых находят выражение общерусские идеалы. Восприняв от Византии христианскую религию, Киевское государство взяло и то ценное, чем обладало это самое передовое в Х-XII веках государство Европы. Культурные связи с Византией во многом определили облик древнерусского искусства. Но еще в дохристианский период у восточных славян существовало достаточно развитое искусство. Оно-то и стало фундаментом для дальнейшего культурного развития. Гнедич П. П. История искусств с древнейших времен. - М.: ООО Изд. дом Летопись-М, 2000. - С. 123..

Немного сохранилось памятников живописи эпохи расцвета Киевского государства. И, прежде всего это мозаики и фрески Софии Киевской. Живописное украшение храма в целом следует византийским образцам. Это

не случайно. Ведь авторами и мозаик, и росписей, покрывающих сверху донизу своды, стены, столбы, были греки, хотя, несомненно, участие в работе по украшению собора и русских мастеров. Символизируя «церковь небесную» и «церковь земную», мозаики и росписи несут в себе во многом «просветительные» функции. Они призваны зрительно представить евангельскую легенду, обратить внимание на небесную и земную иерархию. Но в то же время в Софии имеются акценты, свидетельствующие о заметном отличии от византийской системы росписи. Характерно необычное для Византии сочетание в Софии Киевской мозаики и фрески, видимо, продолжающее традицию живописного оформления Десятинной церкви эпохи Владимира.

Одним из центральных в храме является мозаичное изображение Богоматери в алтаре в виде оранты - фигуры с воздетыми руками. Этот образ, прежде всего, привлекает внимание входящего. Его значение многозначно. Он символизирует «церковь небесную». В то же время Богоматерь выступает как устроительница города - столицы Киевской державы. Наконец, ей принадлежит роль защитницы Киева; ее жест оранты - не только жест моления, но и жест воительницы, стоящей на страже Киева, защищающей своих детей. Образ Богоматери величав и торжествен. Великолепна мозаика в живописном отношении. Монументальная фигура кажется очень весомой благодаря темным одеждам. В то же время мерцание мозаичной смальты и золотой фон сообщают ей возвышенный, мистический характер.

Островский Г. Рассказ о русской живописи. - М.: Изобраз. искусство, 1987. - С. 120.

В многочисленных образах мозаик и фресок Софии Киевской явственно выступает тот высокий нравственный идеал, который, несомненно, имел для людей той эпохи значение примера. Именно этому идеалу отвечают душевная твердость, возвышенность мыслей, может быть, даже известная прямолинейность помыслов и стремлений персонажей росписи.

Они непоколебимы в своих убеждениях и тверды в своих поступках. Им свойственно также особое благородство, которое свидетельствует о душевной чистоте и ясности. Необходимо отметить и разнообразие характеров святых, несмотря на общие черты. Помимо религиозных сюжетов росписи Софии Киевской содержат композиции светского характера. Они находятся на стенах лестничной башни. Здесь есть изображения скоморохов, музыкантов, а также игр на константинопольском ипподроме. К сожалению, плохо сохранился групповой портрет семьи Ярослава, находящийся в западной части центрального нефа храма. Включение его в роспись Софии свидетельствует о том, что художники того времени отнюдь не чуждались передачи жизненных реалий, хотя и в таких изображениях преследовали цель, вдохновлявшую всех средневековых мастеров, - показать «внутреннего человека», ту искру «божественного» и для них истинного, что таится во всех людях и что способствует нравственному совершенству. Мозаики церкви Михаила Архангела Михайловского монастыря (1111-1112) - следующий этап в развитии живописи Киева. В композиции «Евхаристия» - причащение Христом апостолов - обращает на себя внимание гораздо большая свобода в расположении фигур, чем это можно видеть в аналогичной композиции Софии Киевской. Линейный ритм здесь более сложный и изысканный. Среди Михайловских мозаик особенно впечатляет образ Дмитрия Солунского - святого воина, представляющего идеал мужественного и блестящего рыцаря той поры. Островский Г. Указ. изд. С. 127.

Таким образом, на художественную культуру Киевского государства оказали влияние не только русская культура домонгольского периода, но и достижения византийской культуры. В живописи, те не менее преобладают религиозные мотивы и сюжеты.

К харак­терным чертам славянской культуры домонгольского периода относятся: оформление и развитие общекультур­ного пространства на основе объединения восточнославянских племен под эгидой древнерусской государственности; синтез язы­чества и христианства; формирование раннесредневековой город­ской культуры; становление и расцвет важнейших жанров и направлений в литературе и искусстве, их тесная связь с устным народным творчеством.

Господствующим стилем эпохи являлся монументальный историзм - стремление рассматривать изображаемое как бы с боль­ших расстояний (пространственных, временных, иерархических), представлять его в крупных величественных формах, через приз­му своеобразного «панорамного зрения». Его отличали динамич­ность, интерес к истории, торжественная церемониальность, ан­самблевый характер. Схожие явления наблюдались в средиземноморской и европейских культурах - византийский и романский стили.

Формировавшаяся русская культура испытывала влияние с юга, из Византии (проявлялось как продолжение развития древних связей с северочерноморской греческой культурой; с конца Х в. усилилось болгарское влияние); со скандинавского севера; со стороны кочевников юго-восточных степей; со стороны западных и северо-западных славян; со стороны германских народов. Осо­бая роль в трансплантации культурных традиций извне принадле­жала древнеболгарской культуре. Важнейшим фактором ее явля­лись единые для южных и восточных славян церковнославянский язык и письменность в виде кириллицы (в меньшей степени в виде глаголицы).

В своем развитии культура домонгольской Руси прошла три этапа. 1-й этап (IX-Х вв.). Завершение формирования восточнос­лавянской племенной языческой культуры и ее кризис в связи с возникновением нового типа политической организации общества (раннефеодальной монархии). Для ее закрепления и дальнейшего развития требовался и новый тип религиозно-идеологической ор­ганизации общества (церковь). Проникновение на Русь христиан­ства в виде византийского православия завершилось в конце Х в. введением христианства в качестве официальной религии, что неизбежно повлекло за собой переориентацию в сфере культуры.

2-й этап (XI-нач. XII вв.). Расцвет относительно единой куль­туры периода Киевской Руси с преобладанием двух центров: Киева на юге и Новгорода на севере.

Становление русской литературы характеризовалось как раз­витием переводов с греческого, латинского, древнееврейского языков (византийские Хроники Георгия Амартола и Иоана Малалы, «История Иудейской войны» Иосифа Флавия, «Повести об Акире Премудром», многочисленные богослужебные и четьи кни­ги, в т. ч. жития святых, творения отцов церкви, апокрифы - памятники иудейской и раннехристианской литературы, не вклю­ченные в библейский канон), так и созданием оригинальных литературных произведений (летописей, в том числе «Повести времен­ных лет» Нестора, проповедей, в т. ч. «Слова о Законе и благодати» митрополита Иллариона, Сказания о Борисе и Глебе, Жития Феодосия Печерского, «Поучения к детям» Владимира Мономаха и др.).

Высокий уровень образования населения подтверждало разви­тие книгописания с использованием пергамента - особым обра­зом выделанной кожи и грамоты на бересте.

В архитектуре значительное развитие получило каменное стро­ительство. Наиболее известными памятниками этого периода были Десятинная церковь в Киеве (конец Х в.), собор Спаса в Чернигове (1036г.), храм Софии в Киеве (1037 г.), храм Софии в Новгороде (1045-1050 гг.), Золотые ворота в Киеве.

Широко использовались мозаики и фрески. В живописи пре­обладало иконное писание, книжная миниатюра. Прикладное ис­кусство отличала высокоразвитая техника перегородчатой эмали, черни, филиграни, зерни, поливной керамики, резьбы по Кости.

В данный период происходит оформление важнейших жанров фольклора и прежде всего - былинного эпоса.

В музыке используется заимствованная из Византии система знаменной нотации, которая применялась в практике церковных песнопений и в певческой рукописной традиции вплоть до конца XVII в.

3-й этап (XII-нач. XIII вв.). Развитие культуры в условиях политической дезинтеграции Киевской державы и возникновения новых центров - Владимира-Залесского, Суздаля, Ростова, Смо­ленска, Галича, Владимира-Волынского и др.

В литературе и искусстве появляются новые черты и темы, усиливается разнообразие жанров, злободневность и публици­стичность. Продолжается традиция литературных переводов («Александрия», «Повесть о Варлааме и Иоасафе», «Девгениево деяние», географические, естественнонаучные, философские со­чинения). Создаются новые летописные своды, отражавшие мес­тные политические интересы. Развивается торжественное красно­речие (творчество Кирилла Туровского и Климента Смолятича). К числу наиболее выдающихся литературных произведений того времени относятся «Слово о полку Игореве», «Киево-Печерский патерик», «Моление» Даниила Заточника.

Резко возрастает число церквей и каменных построек, их насчитываются тысячи. Среди них выделяются Кирилловская цер­ковь, храм Успения на Подоле -в Киеве; собор Пятницкого мона­стыря в Чернигове; церковь Спаса Нередицы в Новгороде; замок Андрея Боголюбского на Клязьме, храм Покрова на Нерли, Ус­пенский и Дмитровский соборы во Владимире.

Продолжается развитие фресковой живописи, прикладного искусства. В целом общий уровень культуры Руси был сопоставим с европейским и средиземноморским.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.

Иран, ослабленный вследствие внутригосударственных распрей между шахской династией Каджаров и местными племенами, потерпел поражение в войне с Россией, что стоило ему Дербента, Баку и права держать флот в Каспийском море, и жаждал взять у России реванш.

Иран являлся также важным объектом соперничества на Востоке между Россией и Великобританией. Английская дипломатия, стремясь расширить сферу своего влияния и ослабить позиции выдвинувшегося в XVIII веке нового колониального хищника - России, после неудачного для Ирана окончания российско-иранской войны 1804-1813 годов стала потакать стремлению униженного русскими шаха Фатх-Али к новому выступлению против России, чтобы вернуть утраченные территории.

Уже в 1814 году был заключен англо-иранский союзный договор об оказании материальной помощи Ирану в случае войны с «одним из государств». Великобритания обязывалась выплачивать Ирану ежегодную субсидию, снабжать иранскую армию английскими пушками и сукном для обмундирования, пригласить английских офицеров для обучения иранских войск и нанять военных инженеров для руководства строительством военных укреплений. Британия также обязывалась помочь Ирану добиться пересмотра Гюлистанского мира, обещая не вмешиваться в ирано-афганские конфликты в споре за Герат и во внутренние дела самого Ирана .

В 1816 г. Персия поставила вопрос о заключении нового соглашения с Россией, чтобы возвратить шаху азербайджанские ханства. Это требование поддержала Великобритания. В 1817 г. в Персию для урегулирования спорных вопросов был послан в качестве чрезвычайного посла Главноуправляющий Кавказом генерал А. П. Ермолов. Ему было заявлено, что персидская сторона приступит к переговорам лишь на основе согласия России о восстановлении довоенных границ .

Однако прежде чем начать новую войну в Закавказье, Иран должен был предпринять шаги к урегулированию отношений с Турцией, на различных участках границы с которой сохранялась напряженность. Осенью 1821г., воспользовавшись разрывом дипломатических отношений между Турцией и Россией, Аббас Мирза вторгся в турецкие владения. Однако летом 1822 г. турецкие войска стали теснить иранскую армию, что заставило Иран отозвать свои войска и подписать Эрзерумский трактат о сохранении старых границ .

Россия также активно расширила свою экспансию в регионе. В 1819-1821 годах ею были захвачены несколько кавказских ханств - Кубинское, Казикулуское, Каракайтыское и Мехтадинское. В последующие годы российские войска жестоко расправились с черкесами, выступившими против российских колониальных порядков, начали выселять кавказские народности из долин, вели локальные войны с партизанскими отрядами Бей-Булата. В середине 20-х годов Россия, как, впрочем, и Великобритания, расширила свои экспансионистские планы; появившись уже на Балканах, эти две державы были втянуты в конфликт греков с турками .

В те же годы турецкое правительство не только отказывалось признать русские приобретения в Закавказье, полученные ею в результате Гюлистанского мира, но и не выполняло условия Бухарестского мирного договора. Оно предприняло попытку доказать посланнику России в Константинополе Г. А. Строганову принадлежность Турции кавказского побережья Черного моря, а также свои права сюзерена над Грузией, Имеретией, Гурией и др. Порта настаивала на выводе русских войск из этих районов. Одновременно политический нажим на Россию подкреплялся военными демонстрациями .

С восшествием на престол http://www.krugosvet.ru/articles/35/1003593/1003593a1.htm Николая I в 1825 году российская политика на Кавказе изменилась: в условиях обострявшегося конфликта с Турцией Петербург был готов за нейтралитет Персии уступить ей южную часть Талышского ханства. Стремясь не допустить военных действий и положительно решить все назревшие вопросы даже ценой территориальных уступок, Петербург направил в Тегеран чрезвычайного посла князя А.С. Меньшикова. Но под давлением Аббас-Мирзы Фетх-Али отверг российские предложения .

Таким образом, взаимоотношения России с Персией и Турцией продолжали оставаться напряженными. Этому способствовали сложная для России военно-политическая обстановка на Северном Кавказе, сепаратистские устремления бывших закавказских владетелей, антирусские выступления в приграничных с Персией и Турцией районах. Все это указывало на то, что последние, опираясь на Великобританию, готовились к войне с Россией. Война с ними не входила в планы русского правительства, а его стремление к мирному урегулированию спорных вопросов было расценено в политических кругах Персии, Турции и Англии как признак слабости. По своей сути это была авантюристическая политика, так как Персия и Турция в военном и экономическом отношениях были гораздо слабее России .

Великобритания, также стремившаяся к установлению своего влияния в регионе, не могла открыто начать войну с Россией, так как была связана с ней договором от 4 апреля 1826 года. Поэтому британское правительство, не желая укрепления России на Балканах, всячески стремилось отвлечь внимание правительства российского императора Николая I от освободительной борьбы греков против турецкого владычества и хотело втянуть российские войска в другой конфликт. С другой стороны, военный конфликт России с Ираном мог ослабить последний в его стремлении господствовать в регионе Персидского залива .

Причиной второй русско-иранской войны также явились сведения о восстании декабристов в Петерубрге, которое в Персии было понято, как междоусобная борьба двух перетендентов на престол. Энергичный наследный принц, наместник Азербайджана Аббас-Мирза, создавший новую армию с помощью европейских инструкторов и считавший себя после этого в силах вернуть утраченные в 1813 г. земли, решил воспользоваться столь удобным, как ему казалось, случаем .

Англичане советовали Аббас Мирзе начать войну с Россией, учитывая малочисленность российских войск в Закавказье, ее неподготовленность к войне и внутриполитические осложнения. Наряду с дипломатическими представителями в стране присутствовали и военные инструкторы, которые готовили иранские войска и помогали укреплять их крепости. 23 июня 1826 г. шиитские улемы выдали фетву, разрешающую войну и призывающую начать джихад против России.

16 июля иранские войска без объявления войны вторглись через границу в районе Гумры в Карабах и в Талышское ханство (см. приложение 2). Отдельные иранские отряды двинулись на Баку, Ленкорань, Нуху и Кубу, рассчитывая на восстание азербайджанского населения, но оно не поддержало своих ханов, которые выступали на стороне Ирана. Православное армянское население Карабаха, Ширака и других районов, подвергшихся нашествию иранцев, оказало им сопротивление .

Иранским войскам удалось занять Гянджу (Елизаветполь) и осадить Шушу, малочисленный гарнизон который стойко оборонялся до 5 сентября. Это позволило русскому отряду генерала В. Г. Мадатова разбить иранские войска на р. Шамхор и 5 сентября освободить Гянджу. Аббас-Мирза снял осаду Шуши и двинулся навстречу войскам Мадатова. Командующим армией, действующей против Ирана, был назначен генерал И. Ф. Паскевич, который соединился с отрядом Мадатова. 13 сентября под Елизаветполем русские войска (8 тыс. чел.) разбили 35-тыс. армию Аббас-Мирзы и отбросили её остатки за р. Аракс .

Ответственность за неудачное начало военных действий Николай I возложил на А. П. Ермолова, хотя тот ранее предупреждал Петербург о возможности воины на Кавказе и недостаточности там русских сил. Подозреваемый к тому же в симпатиях к декабристам Ермолов был смещен со своего поста главнокомандующего на Кавказе и заменен любимцем царя генералом И. Ф. Паскевичем .

Паскевич активизировал боевые действия против Ирана. 25 апреля отряд генерала А X. Бенкендорфа взял Эчмиадзин и 5 мая осадил Эривань. Паскевич же с главными силами 8 июля занял Нахичевань. Вместе с российскими воинскими частями в походе приняло участие армянское ополчение. 17 июля кавалерия Аббас-Мирзы была разбита у Джеван-Булака, а два дня спустя капитулировала иранская крепость Аббас-Абад.

Во второй половине августа Аббас-Мирза попытался овладеть Эчмиадзином, чтобы лишить неприятеля базы для дальнейших операций. Но он потерпел поражение от генерала Красовского в сражении у селения Аштарак. После этого Паскевич осадил Эривань и 22 октября взял крепость. Четыре дня спустя отряд генерала Эристова без боя занял Табриз, где ему сдался великий визирь Персии Аллаяр-хан, находились арсеналы, артиллерия иранской армии и семьи многих высших сановников (в Табризе была резиденция наследника шахского престола) .

Шахское правительство завело речь о переговорах, на которых теперь стали настаивать и англичане, опасавшиеся, что продолжение войны приведет к еще большему усилению России на Востоке. Британский премьер-министр Джордж Каннинг предложил свое посредничество, однако российский царь не хотел идти ни на какие уступки, ответив через своего посла в Лондоне князя X. А. Ливена, «что дела персидские касаются исключительно интересов России».

Однако после того, как 20 октября 1827 года три державы -- Россия, Франция и Великобритания - разгромили в бухте Наварин турецко-египетский флот, у России против Турции появились новые захватнические планы. Нужно было срочно завершать войну с Ираном .

После захвата Тебриза начались мирные переговоры, прерванные в январе 1828 года по приказу шаха. Тогда русские войска возобновили наступление и 27 января заняли Урмию, а 6 февраля -- Арде-биль. Весь Азербайджан оказался под их контролем, и шаху ничего не оставалось, как заключить 22 февраля 1828 года Туркманчайский мирный договор (рис. 3).

Рис. 3

По официальным данным, потери русской армии убитыми в 1826--1828 годах составили 1530 человек. Достоверных данных об иранских потерях нет, но, согласно оценкам того времени, они в несколько раз превышали русские. Как и в войне 1804--1813 годов, число умерших от болезней с обеих сторон было в несколько раз больше, чем число погибших в бою.

Победа России в войне была достигнута благодаря гораздо более высокой боеспособности и лучшей организации снабжения русских войск .

Переговоры о мире, дружбе и согласии проводились в селе Туркманчай близ Тебриза И. Паскевичем и А. Обресковым при деятельном участии русского писателя А. Грибоедова, занимавшего пост дипломатического чиновника при канцелярии кавказского наместника, с российской стороны и принцем Аббасом-Мирзой с иранской, в ходе которых был подписан договор, заменивший условия Гюлистанского трактата.

Персидский шах уступил Российской империи ханство Эриванское по обе стороны Аракса и ханство Нахичеванское. Граница между Россией и Персией устанавливалась по рекам Каре, Араке, водоразделу Талышских гор и по течению реки Астары до ее впадения в Каспийское море (ст. 3-4) .

Туркманчайский трактат завершил захват Россией почти всей территории Грузии, а также Восточной Армении и Северного Ирана (Азербайджана).

Одной из важных статей договора была статья о возвращении в захваченные Россией территории угнанных ранее в Иран армянских пленников, что положило начало консолидации армянского народа. После подписания Туркманчайского мирного договора более 140 тыс. армян переселились из Турции и Персии в Закавказье.

Присоединение к России Закавказья явилось поворотным пунктом в исторических судьбах грузинского, армянского и, с некоторой натяжкой, азербайджанского народов. Фактически одна колониальная политика сменилась другой, однако в данном случае народам Закавказья было предложено из двух зол меньшее. На то время Турция и Иран были отсталыми восточными деспотиями. Нахождение под защитой одного государства укрепляло безопасность от вторжения другого. К тому же христианские народы Грузии и Армении смогли избавиться от религиозного гнета .

Кроме того, шах обязывался выплатить России контрибуцию (10 куруров туманов - 20 млн. руб.), после чего Россия должна была вывести войска из Азербайджана. Также шах обязался предоставить амнистию всем жителям Азербайджана, сотрудничавшим с русскими войсками и оккупационными властями, что закреплялось в отдельных статьях к мирному договору http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B0_1826%E2%80%941828 - cite_note-6 .

В ходе заключения Туркманчайского договора английский резидент в Тегеране Джон Макдональд посредством предоставления Ирану крупной суммы (200 тыс. ф. ст.) и с согласия Лондона добился исключения статей III и IV ирано-английского договора 1814 г. Они касались военной помощи Ирану. Шах нуждался в этой сумме, поскольку у него не хватало средств для выплаты России военной контрибуции по условиям Туркманчайского договора. Англичане же добивались ее своевременной выплаты, опасаясь, что Россия может начать новые военные действия против Ирана .

В ст. 8 было подтверждено исключительное право России иметь военный флот на Каспийском море. Торговые суда обеих держав сохраняли право свободно передвигаться и приставать к его берегам. Русское правительство признало Аббас-Мирзу наследником персидского престола (ст. 7). Согласно ст. 9 договора страны обязывались принимать послов, министров и поверенных в делах в соответствии с особым протоколом, что означало восстановление дипломатических отношений.

Дополнительный акт - Трактат о торговле - определил экономические и торговые отношения между двумя государствами, в соответствии с которым русские купцы получили право свободной торговли на всей территории Ирана. Размер иранских пошлин устанавливался в размере 5 % стоимости товара. Граждане Российской империи получали право покупать в Иране недвижимую собственность .

Договор укрепил позиции России в Закавказье, способствовал усилению влияния России на Среднем Востоке и подрывал позиции Великобритании в Персии .

Хотя Туркманчайский договор положил конец ирано-русским войнам, отношения между Ираном и Россией продолжали оставаться напряженными. В апреле 1828 г. русским полномочным министром-резидентом в Иран был назначен А.С.Грибоедов. Российский посланник должен был требовать неукоснительного соблюдения всех статей договора. Наиболее острыми были вопросы об уплате контрибуции, отношении к христианскому населению Ирана и возвращении военнопленных.

Твердая позиция русского посланника вызывала недовольство иранского правительства. По всей стране, не без английского одобрения, шла ожесточенная антирусская пропаганда. 30 января 1829 г. фанатичная толпа по призыву духовенства напала на русское посольство. Погибли почти все члены миссии, и среди них Грибоедов.

События в Тегеране заставили Иран и Россию пересмотреть основы своей политики. Конфликт мог стать поводом для новой русско-иранской войны, что было не в интересах обоих государств, поэтому по инициативе России он был улажен дипломатическим путем. В Петербург было послано иранское посольство с извинениями. В ирано-русских отношениях наступил новый этап. Русское правительство отсрочило выплату очередных взносов контрибуции, началось пограничное урегулирование, успешно стали развиваться ирано-русские торговые связи .

Таким образом, реваншистские настроения в Иране и подстрекательство со стороны европейской дипломатии повлекли начало второй русско-иранской войны, в которой Персия потерпела поражение и, помимо признания владычества российского государства на Каспии, вынуждена была пойти на новые территориальные уступки и подтвердить исключительное влияние Российской империи на Кавказе.