Проект на тему солнце. Учебный проект "Что такое солнце?". Что происходит на поверхности Солнца

Шакирова Татьяна

Эта работа о самой большой звезде Солнце. Ученица исследует влияние солнца и тепла на кактус.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тезисы

Меня зовут Шакирова Татьяна. Я учусь в 4 классе основной школы с. Кариево. Тема моей работы:«Звезда по имени Солнце. Что будет, если Солнце погаснет?».

Моя работа посвящена исследованию огромной небесной звезды - Солнце. Выбранная тема актуальна тем, что без Солнца невозможна жизнь на Земле. Солнце в нашей жизни играет большую роль: мы радуемся, когда на улице ясная погода - тепло, светло, нет плохого настроения. Это мы видим на примере весны и лета, когда природа «оживает», прилетают птицы, просыпаются насекомые и звери. И, наоборот, на примере осени и зимы - становится холодно, живое все «замирает», звери ложатся в спячку, птицы улетают в теплые края.

Исходя из вышесказанного, целью

Объектом

Предметом

задачи:

Изучение энциклопедии, учебников

Работа с компьютером (Детская энциклопедия)

  1. наблюдение;
  2. исследование тестом-опросом мнений одноклассников о Солнце;

Итак, СОЛНЦЕ - звезда, точно такая же, как многие другие звезды, сияющие в ночном небе. Однако только эту звезду мы мо¬жем видеть днем, потому что она расположена ближе всех к нам. Солнце - гигантский пылающий газовый шар радиус которого около 696 000 км. Несмотря на это, Солнце считают звездой средней величины. Вокруг Солнца обращаются девять планет, в том числе и Земля, которые вместе с нашей звездой составляют Солнечную систему. Расстояние от Солнца до Земли около 150 млн. км. Солнечная энергия простирается на миллионы километров в космос. Благодаря этой энергии и свету на Земле есть жизнь.

Наши предки славяне поклонялись богу Солнца, называли его Даждь - бог, или Ярило. Князья, чтобы укрепить свою власть, чтобы возвеличить себя, старались внушить людям, что являются потомками Солнца - бога. Различные верования, обряды, традиции, до сих пор сохранившиеся, связаны с древними представлениями о Солнце. Например, праздники масленицы (блин как образ Солнца), пасхи, когда с приходом весны обновляется природа. Солнечной теплоты и света хватает всем живым существам на Земле, несмотря на то, что Солнце от нас на расстоянии почти 150000000 км, и если бы вдруг Солнце наше погасло, перестало светить и греть, то стало бы так холодно, что замерзла бы вся вода на Земле, замерз бы даже воздух. Погибли бы люди, животные, растения. Наша планета стала бы холодной и мертвой.

Из этого следует вывод

выводы:

Министерство образования Республики Башкортостан

Муниципальный район Краснокамский район

ООШ с. Кариево - филиал МБОУ «Школа-интернат С(П)ОО с. Арлан»

Тема:

«Звезда по имени Солнце.

Что будет, если Солнце погаснет?»

Работа ученицы 3 класса

ООШ с. Кариево-филиал МБОУ

«Школа-интернат С(П)ОО с. Арлан»

Шакировой Татьяны

Руководитель :

Шамратова Марианна

Владимировна

с. Кариево

2011-2012 учебный год.

Введение.

Часть 1.

1.1 Строение Солнца, его энергия, температура

1.2 Легенды о Солнце

Часть 2

2.1 Что будет, если Солнце погаснет?

2.2.Исследовательская работа:

А) эксперимент с растениями;

Б) тест-опрос одноклассников.

Часть 3. Заключение

Список используемой литературы.

Введение

Представленная работа посвящена исследованию огромной небесной звезды - Солнце. Выбранная тема актуальна тем, что без Солнца невозможна жизнь на Земле. Солнце в нашей жизни играет большую роль: мы радуемся, когда на улице ясная погода - тепло, светло, нет плохого настроения. Это мы видим на примере весны и лета, когда природа «оживает», прилетают птицы, просыпаются насекомые и звери. И, наоборот, на примере осени и зимы - становится холодно, живое все «замирает», звери ложатся в спячку, птицы улетают в теплые края.

Эти явления временны, сезонные. А что же будет, если Солнце погаснет навсегда?

Исходя из вышесказанного, целью моей работы является: доказать огромное значение Солнца.

Объектом исследования является Солнце.

Предметом исследования - свойства Солнца (энергия, тепло).

Для достижения цели я поставила перед собой следующие задачи:

а) познакомиться с термином «Солнце»;

б) изучить строение Солнца, исследовать научный материал о значении Солнца для людей, животных, растений (на кактусах) и всего окружающего мира;

в) провести в своем классе тест-опрос о Солнце и его влиянии, проверить и сравнить ответы, сделать выводы;

г) провести опыт с кактусами.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы:

Изучение научной литературы (энциклопедии, учебники);

Просмотр научно-познавательного фильма (канал «Звезда»);

Работа с компьютером (Детская энциклопедия);

Наблюдение;

Исследование тестом-опросом мнений одноклассников о Солнце;

  1. проведение опыта с кактусами.

1 Часть.

Строение Солнца, его энергия, температура.

Солнце - звезда, точно такая же, как многие другие звезды, сияющие в ночном небе. Однако только эту звезду мы мо¬жем видеть днем, потому что она расположена ближе всех к нам. Солнце - гигантский пылающий газовый шар радиус которого около 696 000 км. Несмотря на это, Солнце считают звездой средней величины. Вокруг Солнца обращаются девять планет, в том числе и Земля, которые вместе с нашей звездой составляют Солнечную систему. Расстояние от Солнца до Земли около 150 млн. км. Солнечная энергия простирается на миллионы километров в космос. Благодаря этой энергии и свету на Земле есть жизнь.

Солнце состоит из нескольких слоев. В середине находится раскаленное ядро, в котором и вырабатывается энергия. Эта энергия передается через зону радиации (излучения) к внешнему слою - зоне конвекции, сквозь которую идут потоки горя¬ чего газа. Отсюда потоки раскаленного газа передают энергию к поверхности Солнца (фотосфера), откуда энергия выделяется в космос в виде тепла и света. Фотосфера - внешняя газовая оболочка Солнца. Над фотосферой простирается хромосфера (как атмосфера у Земли). И, наконец, корона - внешний слой атмосферы Солнца. В разных частях поверхности Солнца вырываются огненные струи - факелы.

Солнце - это самая близкая к нам звезда. Благодаря солнцу, на Земле есть жизнь. Оно дает нам свет и тепло. Солнце в 109 раз больше нашей планеты, его диаметр составляет 1392000 километров. Масса нашего дневного светила равна почти 2*1030 кг, это число можно записать в виде двойки с тридцатью нулями. У Солнца нет твердой поверхности, оно представляет собой раскаленный газовый шар. Состоит этот шар в основном из водорода и гелия. Есть в этом раскаленном шаре и другие вещества, например, кислород и азот, магний, кальций, железо и многие другие химические элементы, однако они составляют очень малую часть от общей массы Солнца.

Температура на его поверхности около 60000С, в центре (в ядре) - 150000000С. При такой температуре происходят химические реакции (их называют термоядерными), в которых водород превращается в гелий, при этом выделяется огромное количество энергии. Можно сказать, что водород - это топливо, горение которого и дает энергию, которая позволяет Солнцу светить и изучать тепло.

На поверхности Солнца имеются темные пятна. Еще в 17 веке итальянский физик и астроном Галилео Галилей с помощью телескопа обнаружил их и сделал вывод о том, что Солнце вращается вокруг своей оси. Один оборот оно совершает примерно за 27 земных суток. Сейчас известно, что в областях, которые мы видим как черные пятна, температура примерно на 1500-20000С ниже, чем на остальной видимой поверхности. Они меньше излучают энергии, в том числе и световой, и нам кажутся темными. В разное время на солнечном диске можно наблюдать различное количество пятен. Они живут несколько дней, иногда несколько недель. Эти пятна - проявление солнечной активности они говорят о том, что в недрах нашего светила происходят какие-то процессы. Но бывают годы, когда пятен мало или вообще нет. Тогда говорят, что Солнце спокойно (черно-белая фотография вид на Землю и Луну).

Солнце - это рядовая звезда, каких много в нашей Галактике. Оно образовалось примерно 5 млрд. лет назад и еще столько же ему предстоит прожить. Почти все вещество Вселенной содержится в звездах, поэтому важно знать о том, как они устроены, как живут и развиваются.

1.2.Легенды о Солнце.

Значение Солнца для жизни на Земле человек чувствовал уже в далекие времена. Древним людям оно представлялось могучим существом, от которого зависело все: не будь Солнца, не было бы растений, ни животных, ни человека.

Наши предки славяне поклонялись богу Солнца, называли его Даждь - бог, или Ярило. Князья, чтобы укрепить свою власть, чтобы возвеличить себя, старались внушить людям, что являются потомками Солнца - бога. Различные верования, обряды, традиции, до сих пор сохранившиеся, связаны с древними представлениями о Солнце. Например, праздники масленицы (блин как образ Солнца), пасхи, когда с приходом весны обновляется природа.

Тысячи лет назад люди видели, как и мы сегодня, что каждое утро Солнце восходит и проходит свой дневной путь по небу и заходит за горизонт. Но почему так происходит, они не знали. Вот и придумывали разные легенды.

Издревле люди селились вблизи воды.

Большая река Нил играла большую и важную роль в жизни древних египтян. От времени ее разлива зависело начало полевых работ, сроки уборки урожая, на лодках можно было перевезти груз. Люди представляли себе, что бог Солнца Ра плывет по небесной реке на своей золотой лодке. Ночью он по подземному Нилу перебирается на другой край неба, под землей побеждает злого бога тьмы, который коварно набрасывается на Ра, но бог Солнца каждый раз оказывается сильнее. Добро и свет побеждает.

По представлению древних греков, миром правили боги, жившие на горе Олимп. Лучезарный Гелиос был сыном Зевса - верховного бога. В переводе с греческого Гелиос - Солнце. Греки изображали Гелиоса в золотом шлеме, на золотой колеснице с квадригой быстрых коней, он каждое утро с восточного края неба отправлялся по хрустальному своду на запад. Закончив свой дневной путь, он из колесницы пересаживался в золотую лодку и переплывал на ней море к месту восхода. Так объясняли греки движение Солнца.

Древние люди все, что видели на небе, сравнивали с собой, с частями человеческого тела. Так жители древней Африки считали, что Солнце - это человек, у которого светятся подмышки. Поднимет он руку - становится светло, наступает день, опускает руку, ложится спать,- наступает ночь.

Древние китайцы думали, что Вселенная - это тело Великана, который рос почти 17 лет до тех пор, пока небо не отделилось от Земли. И когда великан умер, его левый глаз стал Солнцем, а правый - Луной, голос же стал громом.

Древние австралийцы полагали, что Солнце - это прекрасная девушка, которая по дереву взобралась на небо! От ее красоты и доброты людям стало тепло и светло.

Эти легенды могут кому-то показаться наивными, но в каждой из них имеется попытка объяснить загадочные явления природы. Из этих легенд видно, что Солнце было предметом поклонения всех народов.

Прошло еще много лет, прежде чем люди получили достоверные сведения о Солнце, звездах и планетах.

Часть 2

2.1.Что будет, если Солнце погаснет?

Солнечной теплоты и света хватает всем живым существам на Земле, несмотря на то, что Солнце от нас на расстоянии почти150000000 км, и если бы вдруг Солнце наше погасло, перестало светить и греть, то стало бы так холодно, что замерзла бы вся вода на Земле, замерз бы даже воздух. Погибли бы люди, животные, растения. Наша планета стала бы холодной и мертвой.

Я решила провести эксперимент с растениями (домашними), чтобы проверить влияние Солнца и его пользу для них. Для этого я взяла три кактуса. Один из них я поставила на солнечное место на подоконнике, второй вынесла на холод на улицу, а третий поставила в темное место, куда не попадают свет и солнечные лучи. Этим экспериментом я хотела доказать, что Солнце играет огромную роль в жизни и развитии растений (время проведения эксперимента — декабрь 2011года).

Что же получилось? Второй кактус замерз за короткий промежуток времени, первый кактус продолжал расти, как и раньше, а третий кактус стал постепенно чахнуть - в горшке появилась плесень (вода не поглощалась им как раньше), растение стало желтеть.

Из этого следует вывод : Солнце оказывает на растения огромное влияние. Без Солнца растения не могут вырабатывать хлорофилл- вещество, придающее растениям зеленый цвет. От Солнца зависит благополучный рост и развитие всех растений.

После проведения эксперимента с растениями я решила провести исследование в своем классе. Я провела тест- опрос. Целью опроса я определила выявление значения Солнца в жизни для каждого из участвующих в опросе.

Всего в опросе участвовало 22 человека. Привожу далее тест-опрос:

1) Всегда ли будет светить Солнце?

а)да б) нет в) наверное

2) Что будет, если Солнце погаснет?

а) погибнет все б) погибнут животные в) погибнут растения

г) погибнут люди.

3)Для кого важнее Солнце?

а) для людей б) для животных в) для растений г) для всех.

4. Что важнее: Солнце или Земля?

а) Солнце б) Земля в) все.

5. Может ли взорваться Солнце?

а) да б) нет в) возможно.

Проверив тесты своих одноклассников, получила следующие ответы:

1В. А). 5 ответов. Б). 9 ответов. В). 8 ответов.

2В. А) 22 ответа.

3В. В) 1 ответ. Г) 21 ответ.

4В А) 1ответ. Б) 1 ответ. В), 20 ответов.

5В А) 3 ответа. Б). 2 ответа. В). 17 ответов.

Сверив ответы своих одноклассников, я сделала следующие выводы:

Даже в таком юном возрасте ребята понимают, что Солнце важно для всех. Земля и Солнце- необходимы человеку. Невозможно представить жизни без Солнца.

Если погаснет Солнце- все погибнет (эксперимент с растениями). Все в нашей жизни взаимосвязано. При высокой температуре на Солнце железо и другие металлы не просто плавятся, а превращаются в раскаленные газы. Поэтому на Солнце нет ни твердых, ни жидких веществ: там только раскаленный газ.

Что же происходит внутри Солнца? Почему не гаснет этот гигантский костер? Большинство ученых считают, что внутри Солнца химический элемент водород превращается в другой элемент гелий. Частички водорода объединяются в более тяжелые частички, при этом объединении выделяется энергия в виде света и теплоты, которая рассеивается Солнцем в космическом пространстве и приходит на Землю, чтобы дать жить всему живому.

Но Солнце светит и греет везде неодинаково. Для сравнения возьмем пустыню и тундру. Здесь роль и влияние Солнца огромны. В пустыне лето очень жаркое. Поверхность земли нагревается днем до 700С, а температура воздуха в тени поднимается выше 400С. Правда, ночи прохладные, потому что песок и глина быстро остывают.

Тундра - холодная без лесая равнина. Зима в тундре холодная (мороз - 500С), долгая. В середине зимы примерно два месяца длится полярная ночь. Лето холодное, прохладное. И хотя наступает полярный день, часто бывают заморозки. Круглый год в тундре дуют сильные холодные ветра. Зимой помногу дней свирепствует пурга. За короткое лето поверхность тундры оттаивает примерно на полметра в глубину. А ниже лежит слой многолетней мерзлоты, который никогда не оттаивает.

Большая амплитуда температуры наблюдается из-за наклона земной оси: одно полушарие Земли всегда чуточку ближе к Солнцу, поэтому там теплее, там лето, а на другом полушарии - зима, оно в это время меньше всего освещено солнечными лучами. Если бы Земля прекратила движение по орбите,- смена времен года тоже прекратилось бы. Где-то царило бы вечное лето, а где-то - нескончаемая зима. Если бы Земля замерла на месте в дневное время суток, мы бы заметили, что Солнце в небе остановилось. Мы бы ждали и ждали вечера, а он бы все не наступал. День тянулся бы вечно! Зато на затененной стороне стояли бы вечные тьма, холод, и вскоре бы все замерзло.

И если бы, вдруг, Солнце взорвалось и погасло, то наступила бы полная тьма и холод.

Может ли оно все-таки взорваться?

Любая звезда рано или поздно гаснет. К сожалению, и наше Солнце не будет светить вечно.

Когда-то ученые полагали, что Солнце медленно остывает или «сгорает». Однако теперь мы знаем, что если бы это происходило на самом деле, то энергии хватило бы, в лучшем случае, на несколько тысячелетий. Очевидно, что это не так. А что если наша звезда - Солнце - вдруг вспыхнет сверхновой? Исчезнет сама и вычеркнет нас из Вселенной? Как говорят ученые, это событие хотя и возможно, но вероятность его очень мала. Свою энергию звезда получает, постепенно: водород превращается в гелий, затем в углерод, кислород, неон и другие тяжелые элементы.

Звезда с большой массой сжигает свое горючее гораздо быстрее, чем легкая звезда. Например, масса Сириуса в 2 раза больше массы Солнца, а его светимость больше солнечной в 228 раз, то есть запасы горючего Сириуса будут исчерпаны гораздо раньше, чем у Солнца. Если бы Сириус, близко расположенная к нам звезда, взорвался как сверхновая, это было бы грандиозное явление, которое повлияло бы на нашу планету. Ночи стали бы светлые, как день, космическое радиоизлучение привело бы к необратимым экологическим изменениям на Земле. Природе Земли был бы нанесен непоправимый вред. В нашей Галактике в среднем одна сверхновая звезда взрывается раз в 300 лет. Астрономы всегда начеку, в надежде увидеть развитие этого явления с самого начала. Сверхновые вспыхивают нередко в соседних галактиках. Это, как правило, звезды большой массы. Наше Солнце - средняя звезда на окраине Галактики. Для нас оно является надежным светилом, по крайней мере, на ближайшие 5 миллиардов лет, а там посмотрим.

Заключение.

Итак, я рассказала, что такое Солнце, как оно греет и светит. На основе легенд о Солнце, сделала выводы, что люди испокон веков относились к Солнцу с любовью, с благоговением, Солнце - это божество, которому поклонялись во все времена. Польза от Солнца заключается во многом: от него тепло и светло, благодаря Солнцу происходят сезонные изменения, люди используют солнечную энергию.

Без солнца невозможна жизнь на нашей планете Земля. И если оно погаснет, то все замерзнет. Я провела эксперимент и тест- опрос.

Выводы следующие:

  1. если Солнце больше не будет изливать на Землю свое тепло и свет, мы сможем, короткое время продержаться благодаря огню, электричеству, газу, нефти, но растения не смогут развиваться во тьме, а животные погибнут от холода;
  2. может быть вскоре вся жизнь прекратиться, а нашу планету скует ледяной панцирь. Наверное это произойдет на самом деле, но только через миллиарды лет.

Наше Солнце - типичная Звезда, а звезды не вечны. Возникнув, звезда понемногу стареет и либо угасает, либо в результате ужасающего взрыва превращается в сверхновую.

Наша звезда - Солнце изучена так, как ни одно другое космическое тело или явление, но еще многое предстоит узнать о ней в будущем.

Всем, кто наблюдает небо поверхностно, с помощью несовершенных приборов, Вселенная может показаться местом тихим и спокойным. Однако мы живем в мире звезд, постоянно меняющемся, где происходят постоянные превращения звезд в межзвездное вещество, и наоборот. Возможно, наше Солнце родилось из межзвездного вещества, которое осталось от взрыва сверхновой в далеком прошлом. Будем благодарны судьбе за то, что живем возле такой спокойной звезды.

Исследовательский проект: «Звезда по имени Солнце. Что будет, если Солнце погаснет?» Автор проекта: ученик 2 класса Автор проекта: ученик 2 класса МБОУ Ефремовской СОШ МБОУ Ефремовской СОШ Добровольский Александр Добровольский Александр Руководитель проекта: Руководитель проекта: учитель начальных классов Горелик Надежда Николаевна с.Ефремовка 2014 с.Ефремовка 2014




ВВЕДЕНИЕ Однажды, посмотрев в телескоп с папой на звездное небо, я понял, что мне это очень интересно. Однажды, посмотрев в телескоп с папой на звездное небо, я понял, что мне это очень интересно. Но дневное светило притягивает меня не меньше. Самая яркая звезда – источник света и тепла – загадка для меня.


Без солнца невозможна жизнь на Земле. Солнце в нашей жизни играет большую роль: мы радуемся, когда на улице ясная погода-тепло, светло, нет плохого настроения. Это мы видим на примере весны и лета, когда природа «оживает», прилетают птицы, просыпаются насекомые и звери.




Аннотация Предмет «Астрономия» в школе мы ещё не изучаем. Но так как мне интересны загадки Вселенной, я взялся изучать её самостоятельно с мамой. Скажу сразу – это не только очень интересно, но и познавательно. Солнечная система «поглотила» меня целиком. Меня очень давно интересует: А сколько лет Солнцу, как долго оно будет освещать нашу планету, как появилось Солнце и т.д. Я предполагаю, что Солнце – самая древняя, горящая звезда, без которой не сможет жить ни одно живое существо на Земле. Своими знаниями я поделился со сверстниками, друзьями. В школе на классный час я приготовил доклад на тему: «Загадки Вселенной». Рассказал о своей работе бабушке и дедушке.




Задачи исследования 1. Познакомиться с термином «Солнце». 2. Изучить строение Солнца, исследовать научный материал о значении Солнца для людей, животных, растений (на кактусах) и всего окружающего мира. 3. Провести тест-опрос о Солнце и его влиянии, проверить и сравнить ответы, сделать вывод. 4. Провести опыт с кактусами.






Проведение исследования Солнце – гигантский пылающий газовый шар радиус которого около км. Вокруг солнца обращаются девять планет, в том числе и Земля, которые вместе с нашей звездой составляют Солнечную систему. Расстояние от Солнца до Земли около 150 млн.км.














Тест- опрос Привожу далее тест-опрос: 1. Всегда ли будет светить Солнце? а)да было 5 ответов а)да было 5 ответов б) нет - 9 ответов б) нет - 9 ответов в) наверное-8 ответов в) наверное-8 ответов 2. Что будет, если Солнце погаснет? а) погибнет всё – 22 ответа а) погибнет всё – 22 ответа б) погибнут животные -0 ответов б) погибнут животные -0 ответов в) погибнут растения - 0 в) погибнут растения - 0 г) погибнут люди – 0 г) погибнут люди – 0 3. Для кого важнее Солнце? а) для людей- 0 ответ а) для людей- 0 ответ б) для животных – 0 б) для животных – 0 в) для растений – 1 в) для растений – 1 г) для всех- 21 ответ г) для всех- 21 ответ 4. Что важнее: Солнце или Земля? а) Солнце -1 ответ а) Солнце -1 ответ б) Земля – 1 ответ б) Земля – 1 ответ в) все - 20 в) все Может ли взорваться Солнце? а) да – ответили 3 человека а) да – ответили 3 человека б) нет – 2 ответа б) нет – 2 ответа в) возможно- 17 ответов в) возможно- 17 ответов Цель опроса я определил выявление значения Солнца в жизни для каждого их участвующих. в жизни для каждого их участвующих. Всего в опросе участвовало 22 человека.


Тест- опрос Цель опроса я определил выявление значения Солнца в жизни для каждого их участвующих. ВЫВОД: ребята с юного возраста понимают, что Солнце важно для всех. Земля и Солнце – необходимы человеку. Невозможно представить жизни без Солнца. Возможно, наше Солнце родилось из межзвёздного вещества, которое осталось от взрыва сверхновой в далёком прошлом.


Заключение Астроном – это не профессия, а призвание. Изучать космос, строение планет, звёзд – дело очень интересное и нужное. Я знаю, когда у меня будет свой телескоп, я сделаю своё первое открытие. Я найду созвездие Тельца на небосклоне, открою и подарю звёздочку сестрёнке.



Номинация «Юный исследователь»

Меня привлекает давно тема звезд, их мелкое мерцания на ночном небе. Мне очень нравится любоваться звездами и смотреть на них.Солнце - это тоже звезда, причем самая близкая к нашей планете и самое важное из всех светил для жителей Земли. Я заинтересовалась таким вопросом: что такое Солнце, его удивительность и значение для нашей планеты?

Перед началом своей работы, я поставила перед собой задачи: Узнать, что такое Солнце, его удивительность и значение для всего живого на Земле?

Объект моего исследования: космическое тело.

Предмет исследования: звезда Солнце.

Цель проекта: изучить звезду Солнце - как космическое тело, выяснить его удивительность и узнать, почему Солнце источник жизни на Земле?

Гипотеза моего проекта заключается в том, что без Солнца не возможна жизнь на нашей планете.

Для себя я определила этапы проектной деятельности:

Изучение литературы о Солнце.

  • Проведение наблюдений за Солнцем.
  • Обобщение наблюдений, выводы.
  • Составление презентации.
  • Выступление с проектом в классе, на конференции в школе.

Солнце - самое значительное из тел Солнечной системы. По своей природе это звезда, такая же, как те многочисленные звезды, которые мы видим на ночном небе. Просто она близко к нам, поэтому такая большая и яркая.

Как образуются звезды? Звезда начинает образовываться, когда большое количество газообразных частиц собираются вместе.

Состав Солнечной системы. Солнце очень большое, оно огромно. В нем сосредоточено 99,87% массы солнечной системы. Вокруг Солнца обращаются девять больших планет. Древние славяне также почитали Солнце за божество. ЯРИЛО (Яр). Первый раз Ярлов день праздновали в апреле - как праздник возрождения к жизни. Второй раз ближе к середине лета. У греков солнце также было предметом поклонения.

Использование солнечной энергии человеком. Световой колодец — оборудование для освещения помещений при помощи естественного солнечного света. А что уж и говорить про солнечные ванны. Благодаря солнечным лучам можно и улучшить свое здоровье, и продлить свою жизнь. Солнечные лучи сами по себе, без всяких дополнительных средств, уничтожают многие болезнетворные микроорганизмы.

Практическая работа. Я провела опыты и наблюдения:

  • Как происходит смена дня и ночи на Земле?
  • Роль Солнца для развития живого на нашей планете.
  • Почему светится луна?
  • Почему небо имеет голубой цвет?
  • Почему заходящее солнце становится красным?
  • Почему происходит преломление солнечного света.

Выводы:

  • Вся энергия, испускаемая Солнцем, больше той ее части, которую получает Земля, в 5000000000 раз.
  • Согласно исследованиям, пасмурная погода в течение трех дней снижает активность мозга, а в течение недели - общую активность нервной системы. Количество заболевших депрессией в пасмурную погоду увеличивается в четыре раза.
  • Если бы не было Солнца, воздух бы на Земле не образовался и выглядел бы как жидкий океан из азота вокруг замершей воды и ледяной суши. Вот такое наше Солнце.
  • Все мы думаем, что Солнце жёлтого или оранжевого цвета, но на самом деле, оно белое.

Приложение 1. Проект Звезда по имени Солнце

Приложение 2. Презентация проекта

VIII Конкурс исследовательских работ и проектов

младших школьников «Я познаю мир»

(в рамках Российской программы «Я – исследователь»)

Направление: астрономия

Название работы: «Солнце – источник жизни»

Место выполнения: МБОУ СОШ № 38, 2 класс,Владикавказ

Научный руководитель: Малышева Инна Николаевна, учитель начальных классов.

Владикавказ. 2014 г.

Оглавление

Введение

Глава I . Теоретическая часть

1.1. Название параграфа

1.2. Название параграфа

1.3. (и т.д.)

Глава II . Практическая часть

2 .1. Цель и задачи исследования

2.2. Условия и место проведения

исследования

2.3. и т.д.

Заключение

Библиографический список

Приложения

Введение

С неба смотрит Солнце

Миллионы лет.

Льет на Землю Солнце

И тепло и свет.

Отрывок стихотворения Д.Гулиа

Меня зовут Гусева Аида, мне 8 лет. Я ученица 2 «В» класса МБОУ СОШ № 38. Еще в первом классе на уроке окружающего мира учитель нам рассказывал о звездах, Луне и Солнце, и мне стало интересно, что такое Солнце, как оно появилось, сколько ему лет и как долго оно будет светить? И я решила заняться изучением Солнца.

Нас природа окружает

Много тайн она скрывает,

Чтобы тайны все узнать,

Надо думать, размышлять.

В своей исследовательской работе я попробую выяснить, что такое Солнце, как оно выглядит на самом деле, как оно далеко от нас, насколько важно для нашей жизни Солнце и сможем ли мы прожить без него?

Окружающий нас мир

Интересно познавать!

Его тайны и загадки

Мы готовы разгадать!

Актуальность выбранной темы:

Развивает познавательный интерес и умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Воспитывает интерес к окружающему нас миру.

Повышает уровень знаний в области науки и Космоса.

Объект данного исследования:

Космическое тело.

Предмет данного исследования:

Звезда Солнце.

Гипотеза данного исследования:

Мне кажется, что Солнце для нас – это источник жизни. Исследование этого небесного тела будет способствовать осознанию того, что Земля не может существовать без солнечного света и тепла.

Цель данного исследования:

Собрать информацию о Солнце.

Изучить литературу по данной теме.

Воспитать интерес к энциклопедической литературе.

Пополнить знания интересными сведениями о Космосе.

Изучить какую пользу приносит нам Солнце.

Раскрыть роль и значение Солнца для всего живого на Земле.

Задачи по реализации цели:

Получить знания о Солнце и Космосе.

Воспитать интерес к окружающему нас миру.

Развивать интерес изучать и знакомиться с тайнами Космоса.

Развивать воображение и наблюдательность.

Подобрать вопросы и загадки по данной теме.

Провести опрос учащихся нашего класса.

Развивать умение делать выводы.

Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач был разработан план выполнения исследования:

Посетить библиотеку.

Изучить различную литературу по исследуемому объекту.

Найти необходимый материал в интернете.

Посмотреть мультфильмы о Солнечной системе.

Подготовить методические пособия (стихи, песни, диафильмы, фотографии).

Выучить стихотворения.

Изготовить макет Солнца.

Обработать и систематизировать найденные материалы.

Провести опрос учащихся.

Создать слайды.

Провести презентацию исследовательской работы.

Что такое Солнце?

Солнце – монета – скупой проворчал.

Нет, сковородка! – обжора вскричал.

Нет, каравай, - хлебопек произнес.

Компас, - сказал убежденно матрос.

Солнце – звезда, - астроном объявил.

Доброе сердце, - мечтатель решил.

Аня Еськова

Так что же такое Солнце? Астроном правильно сказал, Солнце – это звезда. Если ночью мы посмотрим на небо, то мы увидим множество крохотных огоньков. Это все звезды, такие же, как наше Солнце, только они гораздо дальше находятся от Земли. Если мы будем рассматривать небо в бинокль, то сможем насчитать около 5000 тысяч звезд. Но астрономы полагают, что на самом деле звезд несколько триллионов. Дело в том, что некоторые звезды так далеко, что их свет не долетает до Земли. Днем звезды точно так же сверкают в небе, просто мы их не видим, потому что слишком светло.

ЗВЕЗДЫ

Что такое звезды?

Если спросят вас –

Отвечайте смело:

Раскаленный газ.

И еще добавьте,

Что притом всегда

Ядерный реактор

Каждая звезда!

Римма Алдонина

Звезды – это огромные, светящиеся, огненные шары из газа. Они светятся потому, что в них горит газ. Температура звезд невероятно высокая и именно поэтому они способны освещать и обогревать планеты, которые вращаются вокруг них. Как и все звезды, Солнце представляет собой гигантский огненный шар. В центре Солнца температура составляет 15 миллионов градусов! А на поверхности Солнца – температура 6000 градусов. Солнце гораздо горячее любого огня, который можно зажечь на Земле. Внутри звезды один газ все время превращается в другой, именно поэтому Солнце непрерывно излучает свет. Из всех звезд солнце расположено ближе всех к Земле, поэтому мы видим его свет и ощущаем его тепло. Солнце – это звезда, дающая нам жизнь.

Ученые предполагают, что около пяти миллиардов лет назад Солнце возникло из гигантского холодного облака газа и пыли. Сначала образовалось облако, которое, сжимаясь, вращалось всё быстрее и быстрее. Вращаясь вокруг центра, газ и пыль постепенно соединялись за счет силы притяжения. Потом оно превратилось в диск. Почти всё вещество облака сгустилось в центре этого диска в большой шар. Давление и температура внутри этого шара достигли критических величин и началась термоядерная реакция. В результате в самом центре возникло Солнце. Наверное именно так это и произошло.

СОЛНЦЕ – ШАР ВЕЛИКАН

Солнце – звезда преогромнейший шар

Свет излучает, как будто пожар.

Я выяснила, что на Солнце очень жарко и, что само Солнце – это большая, просто огромная очень горячая звезда. Но, когда мы смотрим на Солнце, нам кажется, что оно размером как футбольный мяч. Но это потому, что оно от нас очень – очень далеко. Есть звезды во много раз больше и горячее Солнца, но они так далеко от Земли, что кажутся нам лишь маленькими точками на ночном небе.

На самом деле Солнце – очень огромное, что рядом с ним все земные предметы кажутся крошечными. Если Солнце сравнивать с футбольным мячом, то наша планета Земля рядом с ним будет величиной с горошину.

Размеры и масса Солнца огромны. Солнце по размеру больше Земли в 109 раз. Диаметр Солнца составляет почти 1,4 миллиона километров. Солнце может вместить в себя 1 330 000 таких планет, как Земля. Если бы было возможно положить Солнце на космические весы, оно весило бы более чем в 330 тысяч раз больше Земли.

Солнце – это огромный светящийся шар, состоящий из горячих газов. Этот шар состоит в основном из двух самых легких газов - на 90% из водорода и на 10% из гелия. Поверхность нашего светила напоминает суп, кипящий в глубокой кастрюле. Над поверхностью Солнца то и дело поднимаются огромные языки пламени – это выплескивается горячий газ. Такие языки пламени называют протуберанцами. Их температура достигает 20 тысяч градусов. Высота некоторых из них достигает десятки и даже сотни тысяч километров. Поверхность Солнца испускает огромное количество заряженных частиц – это атомных ядер и электронов. Ученые называют их поток солнечным ветром. Космическая станция SOHO обнаружила на Солнце ураганы, или торнадо, которые по размерам равны нашей планете. Горячий газ, наращивая скорость, движется по спирали в направлении от Солнца. Скорость ветра в этих ураганах очень велика. Солнечные торнадо способствуют возникновению солнечного ветра, который порождает на Земле такие явления как магнитные бури и полярные сияния. Энергия Солнца определяет и погоду на Земле – солнечное тепло вызывает движение воздуха (ветер), а также дождь, усиливая испарение.

ДАЛЕКО ЛИ ОТ НАС СОЛНЦЕ?

Ученые подсчитали, что от Земли до Солнца почти 150 миллионов километров. Если бы человек захотел дойти до Солнца, он бы не смог этого сделать. Ведь в Космосе нет никаких дорог – ни пешеходных, ни автомобильных.

Расстояние от нас до Солнца очень велико и человеку пришлось бы идти примерно четыре с половиной тысячи лет.

На экспрессе можно было бы преодолеть это расстояние примерно за 57 лет.

На автомобиле он смог бы доехать примерно за 200 лет.

А ведь человек в среднем живет около 70 лет. Ему бы просто не хватило жизни, чтобы добраться до Солнца.

Если добираться до Солнца на реактивном самолете, на это ушло бы почти 20 лет. На ракете космонавт смог бы долететь за несколько месяцев. Вот как далеко от нас Солнце.

Если Солнце так далеко – далеко от нас, тогда сколько же времени нужно солнечному лучу, чтобы добраться до Земли? Ученые подсчитали, что это огромное расстояние 150 миллионов километров, свет, который излучает Солнце, достигает Земли за 8 минут. В природе не существует большей скорости, чем скорость света.

БУДУЩЕЕ НАШЕГО СОЛНЦА

Наше Солнце светит вот уже почти пять миллиардов лет, расходуя свое «ядерное топливо» -водород. Очевидно, что как бы ни были велики его запасы, рано или поздно они будут исчерпаны. Когда же это произойдет, и что тогда случится с нашим светилом? Ученые предполагают, что Солнце будет обогревать нашу планету еще в течение пяти миллиардов лет, постепенно становясь все горячее и горячее. Когда ядро Солнца практически выгорит, огонь будет медленно пробираться наружу. Солнце, которое в течении многих миллиардов лет сохраняло примерно одинаковые размеры, станет в 3 раза больше, чем теперь. В конце концов Солнце остынет, превратившись в белый карлик. Угасание Солнца неизбежно, но нам оно пока не угрожает.

СОЛНЦЕ – ИСТОЧНИК ЖИЗНИ

Я, скажу вам, не тая –

Жить без Солнца нам нельзя.

Ольга Чусовитина

«Солнце посылает свое тепло и свет во все направления. До Земли доходит совсем немного, однако и этого вполне хватает, чтобы осветить и обогреть нашу планету. Не будь Солнца, на Земле царила бы кромешная тьма. А еще на нашей планете стало бы в сто раз холоднее, чем в Антарктиде» (Джон Фарндон «Детская энциклопедия Космоса» 2011 г.). А значит жизнь без Солнца - не возможна потому, что станет холодно и темно. И все живое погибнет на Земле.

Вспомним сказку Корнея Чуковского о том, как крокодил Солнце проглотил, и как плохо стало жить на Земле.

«Горе! Горе! Крокодил

Солнце в небе проглотил!»

Наступила темнота,

Не ходи за ворота:

Кто на улицу попал –

Заблудился и пропал.

Плачет серый воробей:

«Выйди, солнышко, скорей!

Нам без солнышка обидно –

В поле зернышка не видно!»

Плачут зайки

На лужайке:

Сбились, бедные, с пути,

Им до дому не дойти.

«Если бы Солнце внезапно погасло, то уже через несколько недель на Земле прекратилась бы любая форма жизни. Только Солнце может нагреть нашу планету настолько, чтобы температура поддерживалась на необходимом уровне, а вода океанов не превратилась бы в ледяной панцирь. Только под воздействием Солнца вода озер и морей может испаряться, а затем проливаться благодатным дождем на земную поверхность. Рост растений также возможен только благодаря солнечным лучам.» (Эрих Абельакер. Солнце. Энциклопедия.)

Солнце дает нам колоссальное количество энергии. Ученые предлагают множество вариантов использования энергии Солнца. Например, солнечные коллекторы на крышах домов могут обеспечивать жителей горячей водой, а солнечные Электростанции и солнечные батареи – давать нам экологически чистую электроэнергию. С помощью полученной тепловой энергии можно, например, вырабатывать пар, который приводит в действие турбины и генераторы, которые используют для получения электричества. В будущем большая часть общей потребности человечества в энергоресурсах может быть покрыта за счет энергии Солнца.

«К сожалению, пока даже самые современные технологии не позволяют людям в полной мере использовать даровую солнечную энергию в необходимых объемах. Пока лидерами ее потребления на нашей планете являются растения. Животные тоже не могут ее использовать для поддержания собственной жизни. Лежащий на пляже человек загорит, нагреется и проголодается. Он никогда не сможет жить только благодаря солнечной энергии, а растения обладают этой удивительной способностью благодаря особому веществу – хлорофиллу.» (Афонькин С.Ю. Космос. школьный путеводитель). С помощью солнечной энергии растения производят пищу для себя буквально из воздуха.

Жар, который пылает в растопленной дровами печке, - это тоже энергия Солнца, которую когда-то запасли деревья для своих нужд. Каменный уголь образовался из древних растений и его энергия также имеет «солнечное» происхождение. По мнению многих ученых, даже нефть и получаемый из нефти бензин, своим происхождением обязаны нашему Солнцу. И получается, что и автомобили двигает Солнце.

Со временем большинство домов будут строиться с крышами, способными накапливать солнечное излучение и превращать его в электрическую энергию. Человек научится подражать растениям и станет синтезировать продукты из воды и воздуха. Автомобилям и самолетам не нужен будет бензин, а компьютеры не придется втыкать в электрическую розетку. Время этих чудес настанет, когда человечество в полной мере научится пользоваться источником космической энергии – звездой по имени Солнце.

Значение Солнца для жизни на Земле человек чувствовал уже в далекие времена. Издавна у разных народов Солнце было объектом поклонения. Его считали самым могущественным божеством, от которого зависело все: не будь Солнца, не было бы ни растений, ни животных, ни человека. Тысячи лет назад люди видели, как и мы сегодня, что каждое утро Солнце восходит, проходит свой дневной путь по небу и заходят за горизонт. Но почему так происходит, они не знали. Вот и придумывали разные легенды. Недостаток точных знаний часто порождает легенды. Некоторые из них я хочу представить вашему вниманию.

Экспериментальная часть

Опыт №1

Мы провели опыт с комнатными растениями. Одно растение мы убрали в тёмное место, а другое оставалось на свету. Через некоторое время мы заметили, что растение, находящееся в темноте, завяло, сбросило листья. А второе продолжало расти, пустило побеги, набрало цвет.

Вывод:

Для того, чтобы растение росло, ему нужен солнечный свет.

Опыт №2

Мы взяли семена фасоли, разделили их на две равные части и положили их на влажную вату в стеклянные банки. Одну банку поставили в тёплое место, а другую – в холодильник. Семена в обеих банках регулярно смачивали водой. Через несколько дней семена из банки в тепле проросли, а в банке в холодильнике они остались без изменений.

Вывод:

Для того чтобы растение росло, ему необходимо тепло. А без тепла оно погибнет.

Из проделанной мною работы я сделала выводы:

          1. Солнце – стимулятор роста растений.

            Солнце даёт тепло и свет для жизни всего живого на Земле.

            Благодаря Солнцу – есть кислород на нашей планете.

заключение

Проводя исследования в рамках проекта по теме «Солнце – источник жизни», я научилась добывать информацию из разных источников. Удалось изготовить макет Солнца (это оказалось,очень увлекательным занятием). Я самостоятельно сделала фотографии Солнца. Выучила стихотворения. Посетила детскую библиотеку. Посмотрела познавательный мультфильм о Солнечной системе. Читала детскую энциклопедию Космоса, школьный путеводитель и другую литературу о Солнце. Провела опрос одноклассников. А также получила ответы на многие вопросы и сделала для себя выводы, что:

Солнце – имеет шарообразную форму

Солнце – выделяет свет и тепло

Солнце – это огромная звезда раскаленного газа

Солнце – определяет погоду на Земле

Солнце – это звезда, дающая нам жизнь

Солнце – это самая важная для нас звезда

ПУСТЬ ВСЕГДА БУДЕТ СОЛНЦЕ!

Эти слова – из песни, которую хорошо знают и взрослые и дети. Действительно, всем хочется, чтобы никогда не погасло Солнце, дающее нам тепло, свет и жизнь.

Исследовательская работа помогла мне раскрыть роль и значение Солнца для всего живого на Земле и убедиться в том, что Солнце – это главный источник жизни на Земле.

Объектом моего исследования было Солнце. Занимаясь проектом, я достигла цели, которую поставила перед собой. Обращаясь к различным источникам информации можно узнать много интересного об окружающем нас мире. Про Солнце можно говорить бесконечно. И я хочу продолжить знакомство с Солнечной системой и Космосом. А также узнать о других планетах и звездах.

Библиографический список

    Джон Фарндон. Детская энциклопедия Космоса. М., «ЭКСМО», 2011г.

    Левитан Е.П. «Малышам о звездах и планетах»

    Чуковский К.И. «Краденое Солнце». М., « Алтей-Бук», 2012г.

    Комаров В.Н. Приглашение к звездам. М. « Детская литература», 1985г.

    Левитан Е.П. Сказочные приключения маленького астронома. М., « Детская литература», 1990г.

    Афонькин С.Ю. Космос. Школьный путеводитель. СПб., « Балтийская книжная компания», 2013г.

    Эрих Абельакер. Солнце. Энциклопедия. М., «Издательство Мир книги». 2009г.

Приложение

Опрос

Мы решили узнать, что знают о солнце мои ровесники. Я провела исследование методом опроса учеников в своем классе. Для этого мы с моим руководителем составили анкету, и я попросила ответить на заданные вопросы учащихся нашего класса. Потом мы обработали заполненные анкеты, и вот что у нас получилось:

Анкета

1.Что такое Солнце?

а) звезда – 80%

б) планета – 10%

в) небесное тело – 10%

2.Как вы думаете, вред или пользу приносит нам Солнце?

а) пользу – 90%

б) вред – 5%

в) затрудняюсь ответить – 5%

3.Какую пользу приносит Солнце?

(ваши варианты ответов)

а) тепло – 60% б) свет – 20% в) другие ответы – 10%

4.Как вы думаете, на каком расстоянии от нас находиться солнце?

(ваши варианты ответов)

а) очень большом – 90% б) не знаю – 5% в) другие ответы – 5%

По результатам опроса я выяснила, что большинство ребят (80%) знают, что Солнце – это звезда. Почти все ученики считают, что Солнце приносит пользу (тепло, свет и другое). 90% считают, что оно находится от нас на очень большом расстоянии.

Легенды о Солнце

Наши предки славяне поклонялись богу Солнца, называли его Дождь-бог, или Ярило. Князья, чтобы укрепить свою власть, чтобы возвеличить себя, старались внушить людям, что являются потомками бога Солнца. Различные верования, обряды, традиции, до сих пор сохранившиеся, связаны с древними представлениями о Солнце. Например, праздники масленицы (блин как образ Солнца), пасхи, когда с приходом весны обновляется природа.

Издревле люди селились вблизи воды. Большая река Нил играла важную роль в жизни древних египтян. От времени ее разлива зависело начало полевых работ, сроки уборки урожая, на лодках можно было перевезти груз. Люди представляли себе, что бог Солнца Ра плывет по небесной реке на своей золотой лодке. Ночью он по подземному Нилу перебирается на другой край неба, под землей побеждает злого бога тьмы, который коварно набрасывается на Ра, но бог Солнца каждый раз оказывается сильнее. Добро и свет побеждали.

По представлениям древних греков миром правили боги, жившие на горе Олимп. Лучезарный Гелиос был сыном Зевса - верховного бога. В переводе с греческого языка Гелиос означает Солнце. Греки изображали Гелиоса в золотом шлеме, на золотой колеснице с квадригой быстрых коней он каждое утро с восточного края неба отправлялся по хрустальному своду на запад. Закончив свой дневной путь, он из колесницы пересаживался в золотую лодку и переплывал на ней море к месту восхода. Так объясняли греки движение Солнца.

Древние люди все, что видели на небе, сравнивали с собой, с частями человеческого тела. Так, жители древней Африки считали, что Солнце - это человек, у которого светятся подмышки. Поднимет он руку - становится светло, наступает день, опускает руку, ложится спать - наступает ночь. Древние китайцы думали, что Вселенная - это тело великана, который рос почти 17 тыс. лет, до тех пор, пока небо не отделилось от Земли. И когда великан умер, его левый глаз стал Солнцем, правый - Луной, а голос - громом.

Древние австралийцы полагали, что Солнце - это прекрасная девушка, которая по дереву взобралась на небо! От ее красоты и доброты людям стало тепло и светло. Эти легенды могут кому-то показаться наивными, но в каждой из них имеется попытка объяснить загадочные явления природы. Но прошло еще очень много лет, прежде чем люди получили достоверные сведения о Солнце, звездах и планетах.

С древних времен люди поклонялись Солнцу, украшали одежду и посуду солнечными узорами, сочиняли пословицы, загадки, заклички. В его честь устраивали праздники.

Солнцу радуются и взрослые и дети. Теплое, ласковое солнышко дарит нам хорошее настроение.

Солнечные странички

Пословицы

На солнышко во все глаза не взглянешь.

Что мне золото – светило бы солнышко.

Солнышко низенько, так и вечер близенько.

Худо лето, когда солнца нету.

Солнышко садится – надо домой торопиться.

Где солнце пригреет, там и вода примелеет.

Кто от солнца убегает, тот всегда прозябает.

Зимой солнце, что мачеха: светит, да не греет.

Солнышко садится – лентяй веселится; солнышко всходит – лентяй с ума сходит.

При солнышке тепло, при матери добро.

Придет солнышко и к нашим окошечкам.

От солнца бегать - света не видать.

Солнышко на всех ровно светит.

Солнца не закроешь, а правду не скроешь.

Солнце встанет, так и утро настанет.

Солнце всходит - старым радость, а заходит - молодым сладость.

И сокол выше солнца не летает.

И красно солнышко на то такое солнце.

Закличка:

Солнышко – солнышко,

Выгляни в окошко!

Наши детки пляшут,

Солнышку машут,

Лепёшку валяют,

Тебя поджидают.

Во двор зовут,

Громко песни поют.

Загадки о Солнце.

До чего сияет ярко,

Щедро дарит всем подарки:

Теплоту, добро и свет

Миллионы долгих лет.

Утром выгляну в оконце,

В небе радостное…

Колокольчик синенький прозвенел букашке:

Ты скажи мне, милая, что там за ромашка

Выросла над облаком жёлтая такая,

Яркая, лучистая, очень уж большая?

Это, кроха, не цветок, - та в ответ смеется,

Это крупное светило под названьем…

Ты весь мир обогреваешь,

Ты усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

И зовут тебя все...

Без него плачемся,

А как появится,

От него прячемся.

Голубой платок, алый колобок,

По платку катается, людям улыбается.

Без него плачемся,

А как появится,

От него прячемся.

Что выше леса,

Краше света,

Без огня горит?

На улице рубашка,

В избе рукава.