Новые критерии аттестации воспитателей в году. Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций. Как оформить аттестационные документы

Всё течет, всё меняется… Но, как показывает практика, не все изменения, принятые Правительством, приводят к лучшему, хотя первое мнение порой бывает ошибочным. После последних изменений в аттестации учителей, что будут введены в 2018 году, на форумах и сайтах появились сообщения и комментарии недовольных педагогов. Что планируется изменить и почему работники образовательной сферы считают себя оскорбленными, разберемся далее.

Не так давно заместитель Рособрнадзора Анзор Музаев представителям СМИ рассказал о том, что в следующем году планируется принять новую модель аттестации учителей. По его словам, подобные меры направлены на то, чтобы уменьшить количество слабых педагогов и повысить их уровень квалификации. Результаты проверок ВПР, сравнивание оценок по ЕГЭ и оценок в школах и по классам показывает, что некоторые учителя завышают отметки, иными словами они не соответствуют действительным знаниям учеников. Особенно подобное явление наблюдается в провинции. Музаев считает, что причина может крыться в недостаточной осведомленности педагога, малом багаже его знаний.

Новая форма аттестации учителей в 2018 году, по словам чиновника, разрабатывается совместно с учительским составом, что позволит исключить промахи при составлении заданий для проверки профпригодности педагогов. Новая модель проверки работников образовательной сферы будет состоять из трех основных блоков:

  1. Проверка уровня знаний по предмету.
  2. Проверка психологических характеристик.
  3. Проверка педагогических навыков.

Такой подход позволит определить не только уровень знаний педагога, но и его умение подать материал, найти общий язык с детьми и так далее. Пока информации о том, в каком виде будет проходить проверка знаний, психологии и педагогики, нет, поскольку схемы и метод до конца не проработаны, а предложенные варианты вызывают возмущения в сотрудников образовательной сферы.

Слабые места новой формы аттестации учителей в 2018 году

Известно, что новая аттестация педагогических сотрудников с 2018 года будет проводиться каждые 4 года. Ранее Рособрназдор заявлял о том, что проверку нужно проводить чаще – каждые 2-3 года, но пока такое предложение не реализовано в жизнь.

Несмотря на то, что пока новая модель проверки учителей не утверждена и находится в процессе разработки, волна возмущений катится интернетом и по школам. Вот главные моменты, которые вызывают недовольства педагогических сотрудников:

  1. Учителям предлагают написать эссе, который позволит оценить их кругозор. Возникает вопрос о том, кто будет проверять их работы и по каким критериям. Не исключен вариант, что оценка будет необъективная, а требования существенно завышенные. Возможен и вариант, что эссе заменят КИМ (наподобие ЕГЭ). Он будет включать и общие, и узконаправленные вопросы по предмету.
  2. Проверку психологических характеристик предлагают проводить на основе анализа видео урока учителя. Но возникают трудности технического характера, поскольку видео должно быть снято не на телефон или иной гаджет, а выполнено профессионалом. Но это требует финансовых затрат, а также разрешения на съемку от всех родителей учеников, что в принципе невозможно.
  3. Подтверждение педагогической пригодности с юридической точки зрения можно оспорить в суде, поскольку на наличие необходимых навыков указывает документ (диплом), полученный после завершения высшего учебного заведения.

Подобная ситуация с проверкой умений и навыков коснулась водителей. После того, как чиновники ввели обязательную пересдачу теста и проверку водительских навыков при обмене водительских прав. Водителям удалось доказать через суд, что они такую проверку уже проходили при сдаче экзамена перед получением прав. Не исключено, что ситуация повторится и учителям удастся отстоять свои права.

Что будет с учителями, не прошедшими аттестацию в 2018 году?

Поскольку аттестация учителей в 2018 году станет жестче и не исключено, что не все её смогут пройти, возникает закономерный вопрос о том, что будет с таковыми. По словам Анзора Мурзаева, увольнять или наказывать педагогов не будут, поскольку цели изменений совсем иные – формирование высококвалифицированного педагогического состава с высоким уровнем знаний. Чем больше знает учитель, тем больше знаний он сможет передать ученикам.

Педагоги, которым не удалось пройти аттестацию, будут направляться на повышение квалификации. Подобный подход позволит избавиться от слабых работников образовательной сферы, но не путем увольнения, а путем обучения. Рособрнадзор сделал акцент на том, что учителям нечего бояться, и новые изменения позволят вывести сферу образования на новый уровень.

Процесс аттестации работников – обязательный во многих отраслях. Не является исключением и высшее образование, а также среднее и иное.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Необходимо осуществлять аттестацию простых педагогов, не допускается работа неквалифицированных сотрудников в школе – процесс данный определяется нормами законодательства.

Важные аспекты

Последние изменения в Спб. о аттестации педагогических работников в 2019 году имеют место в нормах законодательства. Важно отметить, что сам процесс изменения осуществляется постепенно.

Все нормативные документы, регулирующие процедуру, определяются именно Министерством образования. Помимо этого, некоторые правки вносят сторонние ведомства.

В первую очередь помнить о том, как проводится аттестация, требуется как раз самими педагогическим работника. Так как это напрямую влияет на возможность работать в данной сфере.

Не следует допускать ситуаций, когда аттестация не пройдена. В том числе это невыгодно руководству предприятий, которые ведут образовательную деятельность.

Так как это ставит под вопрос компетенцию учреждения в подготовке своих студентов. Все тонкости аттестации важно заранее изучить.

Что это такое

Под данным термином подразумевается специальная проверка работников, ведущих педагогическую деятельность.

На данный момент проверка осуществляется в следующих направлениях:

  • специальная подготовка;
  • правоспособность трудового характера;
  • качество выполняемой образовательной функции.

Подобного типа аттестация позволяет осуществить процесс повышения личностного, а также профессионального роста самих педагогов.

А также образовательных учреждений, где ведется преподавательская деятельность. Последние изменения в Москва касательно аттестации педагогических работников в 2019 году затронули в первую очередь вопрос качества.

С недавнего времени Министерство образования озаботилось как раз качеством предоставляемых образовательных услуг. Год от года уровень их остается неизменным.

Это и является основной причиной проверки. Так как со временем образовательные стандарты изменяются. Что означает необходимость повышения квалификации. Важно заранее все вопросы подобного плана разобрать.

Учителям, работающим в различных образовательных учреждениях, необходимо будет обязательно ознакомиться со всеми тонкостями, особенностями прохождения подобной аттестации.

Причем алгоритм аттестации может несколько отличаться в зависимости от , а также самых разных иных факторов.

После прохождения определенного уровня аттестации подразумевается повышение квалификации. Этот момент особенно важно проработать. Так как в противном случае могут возникнуть некоторые сложности.

Неудовлетворительное прохождение аттестации может стать причиной серьезных неприятностей. Например, грозит в связи с несоответствием занимаемой должности – по статье.

В свою очередь получение новой категории дает право на повышение . Процесс повышения квалификации подразумевает возможность повышения вверх по занимаемой должности. Все тонкости, особенности процедуры нужно будет заранее разобрать.

Какие цели преследуются

Проведение аттестации как таковой на получение высшей категории или же для подтверждения имеющейся позволяет одновременно решить сразу несколько различных задач.

В первую очередь именно таковые и преследуются Министерством образования. В стандартный перечень таковых входит в первую очередь следующее:

Уровень знаний в каждом случае проверяется специальным образом. Ежегодно стандарты проведения аттестации несколько изменяются.

Именно поэтому нужно заранее ознакомиться со всеми тонкостями, особенностями процедуры проведения.

В первую очередь это в интересах самого преподавателя. Это позволит избежать самых разных трудностей, проблемных ситуаций.

Если будет выявлено не соответствие занимаемой – может быть назначена проверка всего учебного заведения.

Сегодня контролирующие органы достаточно пристально следят за всеми изменениями в данной сфере. Наличие ошибок, а также сложных и проблемных моментов может стать причиной ликвидации учебного заведения.

Проверка на соответствие проводится 1 раз в течение 5 лет. Оценка выставляется в соответствии с определенной шкалой.

Правовая база

Существует специальное федеральное законодательство, которое определяет процесс проведения аттестации. Основным нормативным документом является

Основным разделом является данного закона. Базовые разделы в рамках положений которых проводится аттестационная деятельность:

Отдельно важно проработать как раз вопрос того, как проводится аттестация педагогических работников. Данный момент рассматривается в данного законодательного документа.

Правовой статус также определяется в рамках закона. Лицам, которые заинтересованы в прохождении аттестации, важно заранее ознакомиться со всеми нормами, отраженным в законодательстве.

Все реже, но все же случается, что законодательство каким-либо образом нарушается. В таком случае лучшим решением будет как раз получение информации из норм законодательства касательно образования.

Если преподаватель считает, что по каким-то причинам его права были нарушены, то ему необходимо будет обратиться в суд для разрешения ситуации. Заявление составляется в форме иска.

Согласно законодательству в рамках закона осуществляется проверка:

  • уровня знаний;
  • наличия определенных навыков.

Вопрос трудоустройства в обязательном порядке должен быть определен заранее. Прохождение аттестации – обязательно для всех граждан без каких-либо исключений.

Со всеми тонкостями, особенностями нужно заранее ознакомиться – они рассмотрены в соответствующих статьях об образовании.

Видео: об изменениях в нормативных правовых документах по аттестации педагогических работников организаций

Важно заранее ознакомиться с терминологией, это позволит не допустить ошибок. Знание требований аттестационной комиссии предполагает возможность предусмотреть основные проблемы, которые могут возникнуть.

Что новенького

Сложность проведения аттестации, а также прохождения таковой заключается как раз в постоянно меняющемся законодательстве.

Очень важно помнить, что существует широкий перечень нюансов и тонкостей, напрямую связанных с выполнением определенных требований.

Каждый год в таковые требования вносятся определенные изменения. Важно быть в курсе всех актуальных изменений.

К основным вопросам, проработать которые следует заранее, относится в первую очередь следующее:

  • порядок проведения;
  • последствия не прохождения процедуры;
  • Последние изменения по аттестации педагогических работников в ДОУ в 2019 году.

Порядок проведения

Какие-либо серьезные изменения в процессе аттестации педагогического работника не были внесены.

Сам алгоритм осуществляется следующим образом:

  • сбор всех необходимых в таком случае документов в перечень которых входит следующее:
  • заявление на прохождение аттестации подобно рода;
  • документы о прохождении проверки ранее – в случае наличия таковых;
  • диплом о наличии педагогического образования;
  • подтверждение наличия определенной категории;
  • документ о смене фамилии, а также иной персональной информации;
  • с места работы;
  • осуществляется представление аттестуемого;
  • в течение 30 дней после предоставления всех нужных документов на почту аттестуемого придет извещение о месте и дате проведения подобного рода мероприятия.

Сама проверка должна быть проведена на специальном заседании аттестационной комиссии. После того, как процесс аттестации был завершен, комиссия выносит соответствующее решение.

Сам педагог обязательно присутствует на мероприятии. Основные цели и задачи, которые решаются на данном мероприятии, отражены в нормах законодательства.

Последствия не прохождения процедуры

Согласно законодательству если педагог в очередной раз не прошел аттестацию, то работодатель должен уволить его в обязательном порядке.

Основанием является Данный момент регулируется нормами законодательства, определяется

Определённая часть законодательных новшеств встречает сопротивление со стороны простых граждан. Одним из таких примеров является аттестация учителей в 2018 году, последние изменения в которой были прокомментированы в сети Интернет представителями данной специальности. Какие же перемены намерены совершить власти, и отчего текущая категория бюджетников недовольна происходящим?

Что именно хотят внедрить политики в образовательной сфере?

Недавно в масс-медиа проскакивала информация от соответствующей федеральной службы о введении в 2018 нового порядка аттестации работников образования. Замначальника Рособрнадзора сообщил, что такие распоряжения властей ставят перед собой задачу снижения численности не слишком компетентных сотрудников рассматриваемой области, а также рост их квалификации. Как показывает практика, ряд педагогических работников производят завышение оценок учащимся, тем более в отдалённых от столицы регионах. Политик убеждён, что подобное происходит из-за небольших познаний бюджетников в данном вопросе.

В Рособрнадзоре сообщают, что учителя тоже принимают участие в разработке того, как будет проходить аттестация учителей в 2018 году. Этот факт даст возможность избежать недочётов во время подготовки задач, решение которых призвано выявить уровень компетентности работников образовательной сферы. Итак, вновь утверждённый порядок аттестации включает в себя следующие этапы:

  • контроль багажа знаний, касающихся преподаваемых дисциплин;
  • отслеживание черт характера психологического плана;
  • выявление уровня профессиональных навыков.

Данный принцип проверки педагогов разрешит не просто оценить познания в предмете, но также способность правильно преподнести учебный материал подрастающему поколению. Сейчас ещё отсутствуют сведения по поводу окончательного установления регламента аттестации в педагогической и психологической сфере. Ведь порядок проверки находится на стадии разработки, тогда как предварительные решения не находят большой поддержки у сотрудников образования.

Как изменится аттестация учителей в 2018 году – недостатки вводимой процедуры

На данный момент понятен периодический порядок совершения рассматриваемого мероприятия – раз в 4 года. Хотя, согласно прежней информации от федеральной службы по делам образования, аттестацию стоит делать через каждые пару лет – впрочем, эта инициатива Рособрнадзора так и остаётся в теоретическом поле.

Но народный протест уже сеется на просторах всемирной Сети и в образовательных учреждениях страны ещё до принятия новоиспечённого регламента контроля квалификации . В частности, основными претензиями бюджетников текущей категории являются следующие:

  • неясна судьба проверки эссе, предполагаемых к написанию педагогическим сотрудникам. Люди, работающие в данной области государства, допускают возможность выставления отметки, не соответствующей действительности. Можно предположить, что вместо эссе занятые граждане напишут КИМ, который будет касаться как общих, так и профильных аспектов той или иной дисциплины;
  • говоря о том, как будет проходить аттестация педагогов в 2018 году, следует отметить, что контролировать практические умения из области психологии планируется с помощью видеосъёмки школьного урока. Однако это должно быть сделано профессиональным оператором и соответствующей техникой. Хотя, такой способ запечатления хода учебного процесса тянет за собой немалые вложения средств и, кроме того, согласия от родителей фиксировать обучение на видео;
  • есть возможность путём судебного разбирательства аргументировать свою позицию насчёт профпригодности учителя. Ведь диплом работника образования априори должен показывать присутствие у него необходимых умений.

Похожий расклад был и у автомобилистов по происшествие внедрения властями необходимости повторной сдачи тестовых заданий и практических умений во время обмена удостоверений на вождение машин. Тогда шофёры выиграли судебное заседание, дав понять о своей осведомлённости управления транспортом перед получением соответствующего документа. Существует вероятность, что и педагогические работники тоже сумеют доказать собственную правоту в суде.

С этой новостью читают:

  • Последние новости о прогнозе цен на золото на 2020…

Для повышения качества преподавания вносятся изменения в аттестацию педагогических работников в 2018 году. Уровень профессионализма учителей и необходимость повышения их квалификации проверят в форме КИМов на основе общефедеральной объективной оценки.

Президент РФ поручил сформировать национальную систему учительского роста (НСУР), задача которой – установить уровень профессионализма педагогов через результаты аттестации. Как повысить качество знаний у школьников?

В аттестации учителей на установление квалификационных категорий последние изменения в 2018-2019 учебном году связаны с введением единых по всей РФ объективных требований, которые до настоящего времени отсутствовали.

Изменилась содержательная часть – результативность труда учителя оценят на основе единых федеральных оценочных материалов в форме КИМов: знание предмета, владение психолого-педагогическими методиками.

Новая модель уровневого профессионального квалификационного испытания (аттестации) обеспечит стимулирование повышения качества и результативности труда педагогических работников.

Кардинальные изменения в аттестации в 2018 году откроют возможность педагогическому работнику получить любую категорию (даже высшую!) хоть через полчаса после окончания ВУЗа – нужно доказать профессиональное мастерство, показав свои результаты. С учетом установленной категории заработная плата повысится.

Причина такого изменения – вопрос молодого учителя, заданный в ходе прямой линии с президентом о значительной разнице зарплат начинающих педагогов и учителей со стажем.

Но педагогические работники массово стали подавать заявления на досрочную аттестацию, чтобы успеть пройти ее до введения изменений в 2018 году.

В настоящее время действуют 2 вида аттестаций педагогических работников: на соответствие занимаемой должности и на присвоение квалификационной категории.

Недостатки нынешней системы аттестации в том, что она "не всегда прозрачна" – в регионах РФ разные подходы. Обязателен только сам порядок, а процедура аттестации выбирается каждым регионом самостоятельно, т.к. не установлены единые для РФ (общефедеральные) требования к аттестации.

Установление квалификационной категории производится по результатам субъективной оценки труда – на основе «портфолио», в связи с отсутствием единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ) и единых критериев квалификации.

Методическая подготовка аттестационных документов (создание «портфолио») у педагогов отнимает неоправданно много сил и времени. Значительная часть рабочего времени учителя тратится на составление отчетов и бумажных документов вместо непосредственно образования детей и повышения своей квалификации.

Существующие правила аттестации не позволяют молодому учителю, только что получившему диплом, сразу получить высшую квалификационную категорию. Из-за этого он имеет кардинальную разницу в зарплате по сравнению с давно работающим учителем.

По правилам сначала нужно получить первую категорию, на высшую можно претендовать не ранее чем через 2 года:

Причина отказа

Основание

Обращение за установлением высшей квалификационной категории без получения первой квалификационной категории

Претендент на высшую квалификационную категорию может только педагогический работник, который уже имеет или имел первую квалификационную категорию

Обращение за установлением высшей квалификационной категории без соблюдения сроков после получения первой квалификационной категории

Порядок предусматривает, что только не ранее, чем через два года после установления первой квалификационной категории можно подать заявление на высшую квалификационную категорию (п. 30 разд. III)

Обращение за установлением той же категории следует до истечения одного года со дня принятия аттестационной комиссией решения об отказе в их установлении

Заявление может быть принято только у педагога, имеющего достаточный опыт работы, старательно выполняющего должностные обязанности (разд. III Порядка)

Если педагог прошел аттестацию, то у него мало мотивации повышать уровень своего образования и владения профессиональными компетенциями – нет перспектив профессионального (в т.ч. должностного) роста.

Особое внимание нужно обратить на то, что новая модель аттестации педагогических работников не изменяет порядок аттестации на соответствие должности. Нужно по-прежнему руководствоваться действующим нормативным документом, регламентирующим процедуру аттестации – Порядком проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утв. приказом Минобрнауки России № 276 (далее – Порядок проведения аттестации).

Эта аттестация обязательна для прохождения каждые пять лет (есть исключения для отдельных категорий педагогов, указанных в п. 22 Порядка проведения аттестации).

Представление на учителя для аттестации на соответствие занимаемой должности вносит руководитель ОО. В представлении нельзя указывать, что педагог не соответствует профессиональным стандартам, т.к. требования профстандартов (за исключением требований к квалификации) не являются обязательными для применения.

В Постановлении Правительства РФ № 584 об особенностях применения профессиональных стандартов устанавливается переходный период до 1 января 2020 года.

В настоящее время прорабатывается вопрос об исключении из профессиональных стандартов положения о том, что их применяют при аттестации.

Аттестация учителя на соответствие занимаемой должности проводится на основе оценки профессиональных, деловых качеств, результатов выполнения должностных обязанностей по трудовому договору. В части, касающейся должностных обязанностей, по-прежнему нужно руководствоваться разделом «Квалификационные характеристики должностей работников образования» ЕКС работников образования.

Эта таблица поможет определить соответствие образования работника требованиям к педагогическим должностям.

Что будет, если педагог не пройдет аттестацию? Если по результатам аттестации педагогический работник не соответствует занимаемой должности, с ним могут расторгнуть трудовой договор или направить на профессиональное обучение и (или) дополнительное профессиональное обучение.

В 2018-2019 учебном году последние изменения относятся к аттестации учителей на установление (подтверждение) квалификационной категории или замещение новой должности в порядке должностного роста в соответствии с квалификацией.

Изменятся сроки получения квалификационной категории. Педагогический работник сможет сразу получить высшую категорию, даже если не имеет первую категорию и никакого стажа преподавания. Поскольку стажа нет и показать результаты обучающихся учитель еще не сможет, на аттестации по новой модели нужно будет показать свои результаты.

Благодаря изменениям в аттестации педагогических работников в 2018 году сократится дистанция, связанная со стажем, между начинающим учителем и учителем более опытным. При этом заслуги учителей старшего поколения никто не умаляет. Молодым учителям можно будет раньше выйти на аттестацию, если педагог видит себя профессионалом нового качества.

Изменения в аттестации педагогических работников в 2018 году относятся и к количеству квалификационных категорий, присваиваемых по результатам аттестации – их число может быть расширено. В настоящее время действуют две категории: первая или высшая. Новая модель аттестации педагогических работников предполагает введение многоуровневой системы квалификаций.

По новой модели аттестации педагогических работников присвоение (подтверждение) квалификации производится по результатам независимой (объективной) оценки с использованием при аттестации ЕФОМ (в настоящее время – по результатам субъективной оценки труда – на основе «портфолио»).

Существенные изменения в аттестации педагогических работников в 2018 году касаются содержания проверки.

Контрольные измерительные материалы будут содержать три блока:

1. уровень знаний по предмету, который преподает учитель;
2. блок по педагогической науке;
3. психологический блок (коммуникативные навыки).

Постепенно по этим трем направлениям расширят профессиональную оценку учителя.

Важно помнить, что объективную оценку достижениям ученика можно дать только в динамике, в сравнении – «сегодня» нужно сравнивать с тем, что он мог «вчера», а не брать пиковые результаты учащихся.

Для оценки опыта работы педагога, который аттестуется на квалификационную категорию, предлагается взять критерии оценки конкурсного испытания «Методический семинар» Всероссийского конкурса «Учитель года России». Учитель излагает концептуальные методические подходы, основанные на опыте работы, рассказывает о технологиях, которые помогают реализовать ФГОС общего образования и Профстандарт педагога.

Сейчас категория действует пять лет. Периодичность прохождения аттестации по новой модели еще не утверждена: Рособрнадзор настаивает проводить аттестацию раз в 2-3 года, однако более вероятно, что установят срок в 4 года.

Риски новой модели аттестации педагогических работников:

1. В настоящее время еще неясно, по каким критериям и кто будет проверять эссе для оценки кругозора педагога; возможно эссе заменят на КИМ.
2. Проверка психологических характеристик на основе анализа видео урока учителя:
трудности технического характера: профессиональное качество видео требует финансовых затрат;
невозможно получить разрешения на съемку от всех родителей учеников.
3. Подтверждение педагогической пригодности с юридической точки зрения можно оспорить в суде.

Многие учителя считают такой вид проверки некорректным, ведь их квалификацию подтверждает диплом об образовании.

Наверняка эти вопросы будут проработаны в новой модели аттестации педагогических работников.

Что будет, если педагог не пройдет аттестацию? Увольнять педагогов не будут, так как это не является целью аттестации. Преподавателя будут направлять на обучение, переподготовку, курсы повышения квалификации.

В настоящее время повышение уровня образования педагога и повышение уровня владения профессиональными компетенциями не влияют на профессиональный (в т.ч. должностной) рост педагога.

Введение новой модели аттестации педагогических работников позволит молодым учителям строить свою карьеру по разным направлениям и совершенствовать свои педагогические навыки (путь горизонтального роста).

НСУР предполагает введение трех должностных градаций:

1. "учитель" (окончил специализированное учебное заведение, обладает знанием своего предмета, умеет планировать урок),
2. "старший учитель" (учитель с первой категорией – не просто приобрел опыт, но и овладел передовыми педагогическими технологиями, умеет работать с детьми с ОВЗ, способен сам разрабатывать учебные программы),
3. "ведущий учитель" (учитель с высшей категорией – обладает всеми компетенциями старшего учителя, но выступает в роли интегратора).

Старший преподаватель будет заниматься наставничеством, имея при этом небольшую нагрузку. В каждой градации могут быть еще по три деления.

В новой модели аттестации прежние преференции педагогических работников отменяться не будут: сохранятся все предыдущие звания, квалификации, категории, право на пенсию по выслуге лет.

В 2018-2019 учебном году аттестация учителей будет проходить по порядку, регламентированному приказом Минобрнауки России № 276.

В 13 регионах РФ проходит апробация модели уровневой оценки компетенций учителей русского языка и математики, выразивших готовность поучаствовать в ее проведении.

Разработка новой системы аттестации будет продолжаться до 2020 года. Комплексная апробация новой системы аттестации, основанной на применении федерального банка заданий стандартизированной формы при установлении квалификационных категорий, будет проходить в пилотных регионах РФ и по выбору педагогов.

В декабре 2015 года Президент РФ поручил сформировать национальную систему учительского роста (НСУР), задача которой – установить уровень профессионализма педагогов через результаты аттестации. Как повысить качество знаний у школьников?

Аттестация педагогических работников в 2018 году: общие положения

В аттестации учителей на установление квалификационных категорий последние изменения в 2017-2018 учебном году связаны с введением единых по всей РФ объективных требований, которые до настоящего времени отсутствовали.

Причина такого изменения – вопрос молодого учителя, заданный в ходе прямой линии с президентом о значительной разнице зарплат начинающих педагогов и учителей со стажем.

Но педагогические работники массово стали подавать заявления на досрочную аттестацию, чтобы успеть пройти ее до введения изменений в 2018 году.

Недостатки системы аттестации в настоящее время

В настоящее время действуют 2 вида аттестаций педагогических работников: на соответствие занимаемой должности и на присвоение квалификационной категории.

Недостатки нынешней системы аттестации в том, что она «не всегда прозрачна» – в регионах РФ разные подходы. Обязателен только сам порядок, а процедура аттестации выбирается каждым регионом самостоятельно, т.к. не установлены единые для РФ (общефедеральные) требования к аттестации.

Аттестация на соответствие занимаемой должности педагогических работников

Особое внимание нужно обратить на то, что новая модель аттестации педагогических работников не изменяет порядок аттестации на соответствие должности. Нужно по-прежнему руководствоваться действующим нормативным документом, регламентирующим процедуру аттестации – Порядком проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утв. приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276 (далее – Порядок проведения аттестации).

Скачать чек-лист «Как подготовить педагогов к аттестации и подвести итоги
Скачать в.pdf

В Постановлении Правительства РФ от 27 июня 2016 года № 584 об особенностях применения профессиональных стандартов устанавливается переходный период до 1 января 2020 года.

В настоящее время прорабатывается вопрос об исключении из профессиональных стандартов положения о том, что их применяют при аттестации.

Скачать требование к педагогическим должностям в соответствии с ЕКС работников образования
Скачать в.docx

Эта таблица поможет определить соответствие образования работника требованиям к педагогическим должностям.

Изменения в 2018 году в аттестации педагогических работников на присвоение квалификационной категории

В 2017-2018 учебном году последние изменения относятся к аттестации учителей на установление (подтверждение) квалификационной категории или замещение новой должности в порядке должностного роста в соответствии с квалификацией.

Благодаря изменениям в аттестации педагогических работников в 2018 году сократится дистанция, связанная со стажем, между начинающим учителем и учителем более опытным. При этом заслуги учителей старшего поколения никто не умаляет. Молодым учителям можно будет раньше выйти на аттестацию, если педагог видит себя профессионалом нового качества.

Существенные изменения в аттестации педагогических работников в 2018 году касаются содержания проверки. Контрольные измерительные материалы будут содержать три блока:

Постепенно по этим трем направлениям расширят профессиональную оценку учителя.

Важно помнить, что объективную оценку достижениям ученика можно дать только в динамике, в сравнении – «сегодня» нужно сравнивать с тем, что он мог «вчера», а не брать пиковые результаты учащихся.

Скачать документ Критерии оценки педагогического опыта
Скачать в.pdf

Для оценки опыта работы педагога, который аттестуется на квалификационную категорию, предлагается взять критерии оценки конкурсного испытания «Методический семинар» Всероссийского конкурса «Учитель года России». Учитель излагает концептуальные методические подходы, основанные на опыте работы, рассказывает о технологиях, которые помогают реализовать ФГОС общего образования и Профстандарт педагога.

Риски новой модели аттестации педагогических работников

Многие учителя считают такой вид проверки некорректным, ведь их квалификацию подтверждает диплом об образовании.

Наверняка эти вопросы будут проработаны в новой модели аттестации педагогических работников.

Перспективы профессионального роста педагогических работников в новой модели аттестации

В настоящее время повышение уровня образования педагога и повышение уровня владения профессиональными компетенциями не влияют на профессиональный (в т.ч. должностной) рост педагога.

Введение новой модели аттестации педагогических работников позволит молодым учителям строить свою карьеру по разным направлениям и совершенствовать свои педагогические навыки (путь горизонтального роста).

НСУР предполагает введение трех должностных градаций:

Старший преподаватель будет заниматься наставничеством, имея при этом небольшую нагрузку. В каждой градации могут быть еще по три деления.

В новой модели аттестации прежние преференции педагогических работников отменяться не будут: сохранятся все предыдущие звания, квалификации, категории, право на пенсию по выслуге лет.

Как будет проходить аттестация учителей в 2018 году: сроки внедрения

В 2017-2018 учебном году аттестация учителей будет проходить по порядку, регламентированному приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276.

С сентября 2017 г. в 13 регионах РФ проходит апробация модели уровневой оценки компетенций учителей русского языка и математики, выразивших готовность поучаствовать в ее проведении.

Разработка новой системы аттестации будет продолжаться до 2020 года. Комплексная апробация новой системы аттестации, основанной на применении федерального банка заданий стандартизированной формы при установлении квалификационных категорий, будет проходить в пилотных регионах РФ и по выбору педагогов.

Скачать документ Этапы разработки новой модели аттестации педагогических работников
Скачать в.pdf

*Квалификация работника – уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника (ст. 195.1 ТК РФ)