Число которое приказывает. Математика, которая мне нравится. Структура данной части речи

Вопросы: 1. Круглый, но не дурак, с дыркой но не бублик. 2. Какое число приказывает? 3. У семерых братьев по одной сестре. Сколько детей в семье? 4. Над рекой летели птицы: голубь, щука, две синицы, два стрижа и пять угрей. Сколько птиц? Ответь скорей! 5. Отрезок, соединяющий точку окружности с центром. 6. Отрезок, соединяющий две точки окружности. 7. Как называется сотая часть числа? 8. Натуральное число, имеющее два делителя? 9. Наименьшее простое число? 10. Назовите наибольшее отрицательное число. 11. Число определяющее положение точки на координатной прямой. 12. Прибор для измерения углов. 13. Два числа, отличающиеся друг от друга только знаками. 14. Прибор для построения окружности.


Пятью цифрами получить сто = = = =100


* Наименьшее трехзначное число, кратное 3. Условие: первая его цифра должна быть:1 * Три равных числа сначала сложили, а затем их перемножили. Сумма и произведение оказались равными. Что это за числа? * Какое слово лишнее? Объем, площадь, круг, стол, треугольник






* V. Самый внимательный * 1. Подумай и скажи – кто быстрее переплывет реку утята или цыплята. * 2. Подумай и скажи – кто громче рычит: тигр или буйвол? * 3. Сколько человек тянуло репку? * 4. Сколько дочерей было у купца в сказке «Аленький цветочек»? * 5. Возраст дедушки выражается наименьшим трехзначным числом, которое записывается различными цифрами. Сколько лет дедушке? * 6. В течении суток одной четвертой времени кошка ест, а остальное она спит. Сколько часов в сутки кошка спит?




* VII.Конкурс болельщиков * Отгадать математические шарады. * 1)С «К» - фигура без углов, * С «Д» - дружить с тобой готов. * 2)С «Д» - давно я мерой стала, * С «Т» - уж нет выше балла. * 3) Две ноты – два слога, * А слово – одно, * И меру длины означает оно. * 4) Чтоб поддерживать скворечник * Иль антенну, я гожусь. * С мягким знаком я, конечно. * Сразу цифрой окажусь.

Вопросы к неделе математики

    Какой ключ не отмыкает замок? (Скрипичный)

    Какую траву и слепой узнает? (Крапиву)

    Из какой посуды не едят? (Из пустой)

    Сколько яиц можно съесть натощак? (Одно)

    Петух, стоя на одной ноге весит 5кг. Сколько он будет весить, стоя на двух ногах? (5кг)

    На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)

    У родителей 6 сыновей. Каждый имеет сестру. Сколько всего детей в семье? (7)

    Тройка лошадей пробежала путь 30км. Сколько пробежала каждая лошадь? (30км)

    Какое число приказывает? (Три)

    Сколько единиц в дюжине? (12)

    Сколько разных букв в названии нашей страны? (5)

    Когда сутки короче: зимой или летом? (Одинаковы)

    Катались 2 сына на трёхколёсных велосипедах, и их отец – на двухколёсном велосипеде. Сколько всего было колёс?(8)

    Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка тянули-тянули и вытянули репку. Сколько глаз смотрело на репку?(12)

    Какие два числа, если их перемножить, дают такой же результат, что и при их сложении? (2 и 2)

    Из-под забора видно 6 пар лошадиных ног. Сколько этих животных во дворе? (3)

    К однозначному числу приписали такую же цифру. Во сколько раз увеличилось число? (в 11 раз)

    Чтобы дойти Ивану Васильевичу до работы требуется 1,5 часа. С работы, торопясь домой, он возвращается по той же дороге за 90 минут. Чем вы объясните такую разницу? (Нет разницы)

    Сколько лет двадцатилетнему человеку было 4 года назад? (16)

    Каким по счёту является “Ь” в названии последнего месяца осени? (6)

    Кто окажется тяжелее первый людоед, который весил 48 кг и на ужин съел второго или второй, который весил 52 кг и съел первого? (одинаково)

    Какое число надо увеличить в 15 раз, чтобы получить 15 ? (единица) .

    Две монашки пошли в церковь, и прошли 60 вёрст.Сколько вёрст прошла каждая, если они шли с одинаковой скоростью? (60 вёрст)

    Вот вам три пилюли - сказал доктор - принимайте по одной через каждые полчаса. Вы покорно согласились.На сколько времени хватит вам этих пилюль? (1 час)

    Шла старушка в Москву, а навстречу ей три старушки. Сколько человек шло в Москву? (1).

    Что легче: пуд ваты или пуд железа? (Равны по весу).

    Сколько горошин может войти в один пустой стакан? (Горошины не ходят)

    У одной палки два конца. Сколько концов у 4 с половиной таких палок? (10).

    Двое играли в шахматы 4 часа. Сколько времени играл каждый? (4 часа).

    Спутник делает один оборот за 1ч.40мин., а второй оборот за 100мин. Как это может быть? (1ч.40мин. = 100мин.).

    Из Москвы в Волгоград вышел поезд со скоростью 60км/ч, а из Волгограда в Москву вышел поезд со скоростью 70км/ч. Какой из них будет дальше от Москвы в момент встречи? (В момент встречи они будут на одинаковом расстоянии от Москвы).

    Результат при умножении. (Произведение.)

    Число, умноженное на единицу. (Само число).

    Четыре единицы времени. (Час, секунда, минута, сутки).

    Единица с 6-тью нулями. (Миллион).

    Числа, используемые при счёте. (Натуральные).

    Числа при вычитании. (Вычитаемое, уменьшаемое, разность).

    Самое маленькое натуральное число. (1).

    Народное название числа 13. (Чёртова дюжина).

    Одна сотая часть числа. (1%)

    Третий месяц летних каникул. (Август)

    Другое название независимой переменной. (Аргумент)

    Наименьшее четное натуральное число. (2)

    Сколько козлят было «многодетной» козы? (7)

    Треугольник, у которого две стороны равны? (Равнобедренный)

    Какой вал изображен на картине Айвазовского? (9)

    Соперник нолика. (Крестик)

    Часть прямой, ограниченная двумя точками? (Отрезок)

    Число, обратное 2. (0,5)

    Результат вычитания. (Разность)

    Как называется отрезок, выходящий из вершины треугольника и делящий противоположную сторону пополам? (Медиана)

    Число, противоположное 5. (-5)

    Прямоугольник, у которого все стороны равны. (Квадрат)

    Одна сотая часть метра. (1 см)

    50 разделите на половину. (100)

    Как называется прибор для измерения отрезков? (Линейка)

    Вопросы для второй команды:

    Как называется результат умножения? (Произведение)

    Сколько секунд в одной минуте? (60)

    Назовите наибольшее трёхзначное число? (999)

    Назовите модуль числа -4. (4)

    Как называется дробь, в которой числитель больше знаменателя? (Неправильная)

    Чему равен развернутый угол? (180)

    Назовите целое число, большее -1, но меньшее 1. (0)

    Последний месяц учебного года. (Май)

    Число, обратное 5. (0,2)

    Название графика функции прямой пропорциональности. (Прямая)

    День недели, предшествующий пятнице. (Четверг)

    Сколько сторон у квадрата? (4)

    Число противоположное -7. (7)

    Единица измерения углов. (Градус)

    Какие прямые пересекаются под прямым углом? (Перпендикулярные)

    Первый месяц зимы. (Декабрь)

    Как найти неизвестный множитель? (Произведение разделить на известный множитель)

    Как называются равные стороны в равнобедренном треугольнике? (Боковые)

    Число, на которое данное число делится без остатка. (Делитель)

    Фигура, образованная двумя лучами с общим началом. (Угол)

    Сколько отрицательных множителей должно быть в произведении, чтобы оно было отрицательным числом? (Нечётное число)

    1/60 часть градуса? (Минута)

    Друг игрека. (Икс)

    Как называется значение зависимой переменной? (Значение функции)

    Угол, равный 180. (Развернутый)

    Число, обращающее уравнение в верное равенство. (Корень)

    Как называется результат деления? (Частное)

    Сколько месяцев в году? (12)

    Как называется прибор для измерения длины отрезков? (Линейка)

    Назовите наибольшее однозначное число. (9)

    Число, на которое нельзя делить. (0)

    Назовите модуль числа -2. (2)

    Первый месяц года. (Январь)

    Треугольник, у которого две стороны равны. (Равнобедренный)

    Число противоположное -4. (4)

    Первый месяц осени. (Сентябрь)

    На какое наибольшее целое число делится без остатка любое целое число? (Само на себя)

    Высшая оценка знаний в школе. (5)

    Наименьшее четное число. (2)

    Равенство с переменной. (Уравнение)

    Что является графиком функции y=kx+b? (Прямая)

    Объем килограмма воды? (Литр)

    Сумма длин всех сторон многоугольника? (Периметр)

    Часть прямой, ограниченная двумя точками. (Отрезок)

    Как найти неизвестное делимое? (Делитель умножить на частное)

    Свойство вертикальных углов. (Равны)

    Сколько отрицательных множителей должно быть в произведении, чтобы оно было положительным числом? (Чётное)

    Одна сотая часть километра. (10 метров)

    Не учебный день недели. (Воскресенье)

    1/60 часть минуты. (Секунда)

    Самая низкая оценка в школе. (1)

    Количество высот в треугольнике. (3)

    Наибольшее пятизначное число. (99999)

    Угол, равный 90 градусов. (Прямой)

    Как называется результат вычитания? (Разность)

    Сколько часов в сутках? (24)

    Как называется инструмент для проведения окружности? (Циркуль)

    Наибольшее двухзначное число. (99)

    Модуль числа 15. (15)

    Как называется дробь, в которой числитель меньше знаменателя? (Правильная)

    Чему равен прямой угол? (90 градусов)

    Число, не относящееся ни к положительным, ни к отрицательным? (0)

    Одна седьмая часть недели. (День)

    Первый месяц нового учебного года. (Сентябрь)

    Название графика линейной функции. (Прямая)

    Наименьшее целое положительное число. (1)

    Треугольник, у которого все стороны равны. (Равносторонний)

    Число, обратное 3. (1/3)

    Как называется луч, выходящий из вершины и делящий его пополам? (Биссектриса)

    Одна десятая дециметра. (1 см)

    Что следует за вторником? (Среда)

    Число, противоположное 9. (-9)

    Что тяжелее 1 кг ваты или 1 кг железа? (Одинаково)

    Первый месяц лета? (Июнь)

    В каком случае произведение равно нулю? (Множитель равен нулю)

    Как найти неизвестное вычитаемое? (Уменьшаемое вычесть разность)

    Отрезок, соединяющий две соседние вершины треугольника. (Сторона)

    1/180 часть развернутого угла. (Градус)

    Самый короткий месяц года. (Февраль)

    20 умножить на половину. (10)

    Угол, меньший 90 градусов. (Острый)

    Если у четырёхугольника отрезать один угол, то сколько у него их останется? (5)

    Знак математического действия из четырех букв (плюс).

    Записать из одной или нескольких цифр (число).

    Часть прямой, которая ограничивается двумя точками (отрезок).

    Многоугольник, в котором имеется четыре вершины (четырехугольник).

    Старинная мера длины из четырех букв (пядь).

    Часть прямой, которая ограничивается с одной точкой (луч).

    Упражнения, выполняемые с помощью рассуждений (задачи).

    Число разрядов в классе (три).

    Как называют числа, которые перемножают? (множители).

    Чему равно произведение m 1? (m).

    как называют результат умножения? (произведение).

    Сколько сантиметров в одном квадратном дециметре (100).

    Что означает, решить уравнение? (найти все его корни).

    Что называют процентом? (одну сотую часть).

    Какой угол называют развернутым? (180 0).

    Место, занимаемое цифрой в записи число (разряд).

    Натуральный корень уравнения Х 2 = Х (единица).

    Как называют сотку? (ар).

    Отрезок, который соединяет точку окружности с центром (радиус).

    Единица массы драгоценных камней (карат).

    Как называют равенство двух отношений? (пропорция).

    Как называют первое число при делении? (делимое).

    Чёртова дюжина в квадрате (169).

    Наименьшее четырёхзначное число, составленное из цифр 6, 1, 4, 3. Цифры не должны повторяться (1346).

    Единица массы, равная 1000 кг (тонна).

    Прямоугольник, все стороны которого равны (квадрат).

    Наименьшее четырёхзначное число(1000).

    Мера длины в прежней России – это расстояние от плеча до конца среднего пальца вытянутой руки (аршин).

    Нахождение всех корней уравнения (решение).

    Самое маленькое натуральное число (единица).

    Единица длины, равная длине первой фаланги большего пальца руки (дюйм).

    Единица массы, равная 100 кг (центнер).

    Одна из характеристик вектора (направление).

    Выдающийся древнегреческий математик (III в. до н. э.), автор сочинений «Начала» (Евклид).

    Наука о числах и операциях над ними (арифметика).

    Утверждение, не требующее доказательства (аксиома).

    Русская мера длины, равная 2 м 13 см (сажень).

    Произвольная линия (кривая).

    Местоположение точки на прямой (координата).

    Стоимость одного изделия или единицы товара (цена).

    Четная тригонометрическая функция (косинус).

    Сторона прямоугольного треугольника, лежащая против прямого угла (гипотенуза).

    Отношение длины линий на плане или карте к длине линии на местности (масштаб).

    Утверждение, требующее доказательства (теорема).

    Результат сложения однородных величин (сумма).

    Вторая степень числа (квадрат).

    Связь между величинами, выражения условными знаками (формула).

    Прибор для измерения и построения углов (транспортир).

    Чему равен диаметр окружности, если радиус равен 50? (100).

    Как называется отношение противолежащего катета к гипотенузе в прямоугольном треугольнике? (синус).

    Как называется ломаная, если у нее концы совпадают? (замкнутая).

    Чему равна площадь прямоугольника? (S = a*b).

    Чему равна десять в третьей степени (1000).

    Как называется зависимость переменной у от переменной х , при которой каждому значению переменной х соответствует единственное значение переменной у ? (функция).

    Что означает приставка «Би» ? (два).

    Чему равен угол в квадрате? (90 0).

    Сколько земли в дыре глубиной 2м, шириной 2м, длиной 2м? (нисколько).

    Как называется абсолютная величина числа? (модуль).

    Шоколадка стоит 10 рублей и еще половина шоколадки? Сколько стоит шоколадка?(20 руб.)

    Какое число делится на все числа без остатка? (ноль).

    Какую часть часа составляет 20 мин? (1/3 часть).

    Разделите сто на половину, сколько будет? (200).

    Чему равно произведение: 13*15*0*0,1? (ноль).

    Что легче: 1кг ваты или 1кг железа? (одинаково).

    Бежала тройка лошадей. Каждая лошадь пробежала 5 км. Сколько километров проехал ямщик? (5 км).

    Чему равняется 1% метра? (1 см).

    Специфическая единица измерения объема нефти? (баррель, 159л).

    Наука, изучающая свойства фигур в пространстве? (стереометрия).

    Чему равен один фунт? (400 г).

    Может ли угол параллелограмма быть равным 200 0 ? (нет).

    Переведите на древнегреческий язык слова «натянутая тетива» (гипотенуза).

    Может ли при умножении получиться ноль? (да).

Задачки-«заморочки»:

    Кирпич весит 2 кг и еще полкирпича. Сколько весит кирпич? (3 кг)

    Пара лошадей пробежала 40 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (40 км)

    Сейчас 6 часов вечера. Какая часть суток прошла? (3/4)

    Пять лет назад брату и сестре вместе было 8 лет. Сколько лет им будет вместе через 5 лет? (13)

    На столе лежали конфеты в кучке. Две матери, две дочери да бабушка с внучкой взяли конфет по одной штучке, и не стало этой кучки. Сколько было конфет в кучке? (3)

    Зайцы пилят бревно. Они сделали 12 распилов. Сколько получилось чурбаков? (13)

    К Айболиту на прием пришли звери. Все, кроме двух, собаки. Все, кроме двух, кошки. Все, кроме двух, зайцы. Сколько животных пришло к Айболиту? (3)

    У семи братьев по одной сестре. Сколько всего детей? (8)

Задания со спичками

1. Переставьте одну спичку так, чтобы равенство стало верным.

V = I I + V I I Ответ: I X = I I + V I I

V I = I I + V I I Ответ: - V I = I I + V I I

В русском языке часть речи, обозначающая число предметов, количество или порядок, называют числительным. В данной статье подробно описаны особенности числительных, их структура, склонение по падежам, значение и основные проблемы. Для лучшего усвоения материала приведены наглядные примеры.

Числительное в русском языке

Самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы который? сколько? и обозначает число предметов, порядок или количество называется числительным

Примеры: пятый , восьмой , семнадцать , двадцать пять .

Обозначать количество могут разные части речи, но записать с помощью цифр можно только эту часть речи (Пятёрка лошадей - пять (5) лошадей).

История возникновения системы числительных уходит в далёкое прошлое формирования праиндоевропейского языка, где использовалась десятинная система исчисления.

Проблематика числительных

В русском языке современности, по мнению учёных-лингвистов, нет чёткого понятия, какие словесные формы относить к данной части речи. Дело в том, что по своему происхождению все они относятся к разным основам. Условно все точки зрения можно разделить на две основные группы - изучение форм в широком или узком понимании.

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

При узком рассмотрении и изучении данной части речи дробные и порядковые разряды исключаются, как отдельный вид. В широком изучении к видам числительных относят:

  • три группы, обозначающие количество (дробные, собирательные, целые);
  • порядковые;
  • слова неопределённо-количественные (мало, много, сколько).

Нет однозначного мнения по поводу форм, обозначающих порядок при счёте. Ряд учёных (Виноградов, Тихонов, Пешковский и др.) относят их к относительным прилагательным, так как они имеют такие же категории. В предложении они выступают определением. Другие же учёные (Гвоздев, Шахматов и прочие) относят такие слова к отдельному разряду числительных.

Проблема существует и в отношении словесных форм миллион, тысяча, миллиард и т.д., они имеют признаки, не только числительных, но и существительных.

Структура данной части речи

По составу различают такие виды:

  • Простые числительные состоят из одной основы и описывают только одну цифру (четыре, восемь, один).
  • Сложные – описывают две цифры, которые соединяются в одно слово (двенадцать, пятнадцать, шестьдесят ).
  • Составные – состоят из нескольких слов, которые пишутся раздельно (одна тысяча восемьдесят восемь).

Для чего нужны числительные?

    Для обозначения (называния) чисел - десять, сорок пять, девятнадцать;

    Для указания предметного количества - пять котят, четыре яблока;

    Для определения счётного порядка - седьмой, второй, двадцать первый.

В предложении они могут выступать в качестве любого члена.

Склонение по падежам

Имя числительное как часть речи имеет категорию падежа, а слова, обозначающие счётный порядок изменяются по числам и родам. Склонение по падежам имеет различные виды в зависимости от типа числительного. «Русская грамматика» от 1990 года указывает на существование двух разновидностей - субстантивные и адъективные.

Субстантивные:

  • от пяти до десяти и на -дцать, -десят (шесть, семнадцать, пятьдесят);
  • числительные на -сто (двести, шестьсот и пр.);
  • сорок, девяносто, сто, полтораста, полтора .

Адъективные склоняются как прилагательные и имеют две разновидности:

  • Слова два, три, четыре;
  • Слова оба, обе и неопределённо-количественные (мало, много, немного и др.).

При изменении падежных окончаний возникают сложности при образовании форм слов и их употреблении в устной речи. Нормой литературного языка является изменение всех частей сложных и составных форм (пятьюстами семьюдесятью двумя рублями). Для порядковых числительных составной формы существует правило, которое предусматривает изменение в таких словах только последней части по принципу прилагательного (тысяча девятьсот шестьдесят первый год - в тысяча девятьсот шестьдесят первом году. )

“Предмет математики настолько серьёзен,
что полезно не упускать случаев делать его немного занимательным”
.

Б. Паскаль

Активизация внеклассной деятельности по математике призвана не только возбуждать и поддерживать у учеников интерес к предмету, но и желание заниматься ею дополнительно, как под руководством учителя во внеурочное время, так и при целенаправленной самостоятельной познавательной деятельности по приобретению новых знаний. Одной из форм внеурочной работы по предмету является неделя математики.

Проведение предметных недель в нашей школе стало традицией. Неделя математики проходит в ноябре каждого учебного года. В подготовке участвуют все учителя математики и инициативная группа из учеников, проявляющих повышенный интерес к математике. Примерно за 2 недели продумывается план проведения мероприятий, степень заинтересованности учеников школы. При составлении плана мероприятий учитываются возрастные и психологические особенности развития учеников. В течение недели проводятся математические КВНы, конкурсы, викторины, вечера. В завершении недели проводится школьная математическая олимпиада. Неделя заканчивается общешкольным математическим вечером, на котором подводятся итоги, награждаются победители, выпускается стендовый доклад.

План мероприятий в этом учебном году:

По параллелям:

5 кл. Математический КВН;
6 кл. Путешествие по станциям “В мире математики”;
7 кл. Счастливый случай;
8 кл. Брейн-ринг;
9 кл. Биржа знаний;
10-11 кл. Интеллектуальный марафон.

Сквозные мероприятия:

5-6 кл. Конкурс математических сказок;
5-11 кл. Конкурс “Лучший счётчик”;
7-11 кл. Конкурс “Наследники Декарта”;
5-11 кл. Математический базар;
6-8 кл. Математические мини-спектакли.

Предлагаю Вашему вниманию разработку одного мероприятия.

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КВН – 5 класс

Цели и задачи:

  • развитие интереса к математике;
  • развитие логического мышления, быстроты реакции, внимания;
  • воспитание чувства ответственности, коллективизма и взаимопомощи;
  • применение навыков счёта, развитие умений взаимопроверки, совершенствование умений рационально планировать свою деятельность;
  • восприятие математики через мир песен, стихов, рисунков, пословиц и поговорок.

При подборе заданий учитывалось:

  • развитие творчества (“Визитка”, “Художники”, “Пантомима”);
  • от простого к сложному, от общих знаний к предметным (“Разминка”);
  • умение детей работать в группе (“Решаем вместе”, “Рыбалка”, “Художники”);
  • умение решать базовые задачи начальной школы (“Рыбалка”);
  • индивидуальная ответственность за общий результат (“Капитаны”, “Решаем вместе”).

При составлении конкурсов учитывалась смена деятельности.

Прогнозируемый результат:

  • эмоциональные переживания, радость победы, огорчение при поражении, удовлетворение или неудовлетворение собой или другими, т. е. проведённое мероприятие не должно оставить учеников равнодушными;
  • изменение в личности ребёнка (появился интерес к предмету, притупился страх перед математикой – это можно будет наблюдать на уроках).

О, математика земная, гордись прекрасная, собой.
Ты всем наукам мать родная и дорожат они тобой.
Твои расчёты величаво ведут к планетам корабли,
Не ради праздничной забавы, а ради гордости Земли!
В веках овеяна ты славой, светило всех земных светил.
Тебя царицей величавой недаром Гаусс окрестил.
Строга, логична, величава, стройна в полёте, как стрела
Твоя немеркнувшая слава в веках бессмертье обрела.
Я славлю разум человека, дела его волшебных рук,
Надежду нынешнего века, царицу всех земных наук!
Звучит музыка. Команды занимают свои места. Представляется жюри.

№1. “ВИЗИТКА” .

В этом конкурсе команды должны представиться: название команды, девиз, приветствия жюри, соперникам, болельщикам.

№2. “РАЗМИНКА” .

Каждой команде по очереди задаются вопросы, на которые они должны ответить.

  1. Какой ключ не отмыкает замок? (Скрипичный)
  2. Какую траву и слепой узнает? (Крапиву)
  3. Из какой посуды не едят? (Из пустой)
  4. Сколько яиц можно съесть натощак? (Одно)
  5. Петух, стоя на одной ноге весит 5кг. Сколько он будет весить, стоя на двух ногах? (5кг)
  6. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)
  7. У родителей 6 сыновей. Каждый имеет сестру. Сколько всего детей в семье? (7)
  8. Тройка лошадей пробежала путь 30км. Сколько пробежала каждая лошадь? (30км)
  9. Какое число приказывает? (Три)
  10. Сколько единиц в дюжине? (12)
  11. Сколько разных букв в названии нашей страны? (5)
  12. Когда сутки короче: зимой или летом? (Одинаковы)
  13. Катались 2 сына на трёхколёсных велосипедах, и их отец – на двухколёсном велосипеде. Сколько всего было колёс?(8)
  14. Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка тянули-тянули и вытянули репку. Сколько глаз смотрело на репку?(12)
  15. Какие два числа, если их перемножить, дают такой же результат, что и при их сложении? (2 и 2)
  16. Из-под забора видно 6 пар лошадиных ног. Сколько этих животных во дворе? (3)
  17. К однозначному числу приписали такую же цифру. Во сколько раз увеличилось число? (в 11 раз)
  18. Чтобы дойти Ивану Васильевичу до работы требуется 1,5 часа. С работы, торопясь домой, он возвращается по той же дороге за 90 минут. Чем вы объясните такую разницу? (Нет разницы)
  19. Сколько лет двадцатилетнему человеку было 4 года назад? (16)
  20. Каким по счёту является “Ь” в названии последнего месяца осени? (6)

Дополнительные вопросы:

Сколько рогов у трех коров? (6)
- Сколько музыкантов в квартете? (4)
- Наименьшее двузначное число? (10)
- Чему равен пуд? (16 кг)

№3. “РЕШАЕМ ВМЕСТЕ” .

Каждой команде предлагается решить пример. Команда самостоятельно выбирает тактику своих действий таким образом, чтобы решить быстро и правильно.

(1218: 3 + 3785 x 68) x (371 + 23 x 78 – 2165)

Пока команды решают пример - проводится игра со зрителями. (см. приложение)

№4. “КАПИТАНЫ” .

Капитанам предлагается разгадать ребусы. Задание даётся одновременно для всех капитанов. Жетон за правильный ответ получает тот, кто быстрее даёт ответ. Количество жетонов влияет на балл за этот конкурс.

№5. “ХУДОЖНИКИ”.

Конкурс проводится во время состязаний капитанов. Команде необходимо нарисовать картину, используя только математические фигуры, символы, знаки, цифры и т.д.

№6. “РЫБАЛКА”.

В пруду плавают рыбки. Капитан команды с помощью удочки ловит рыбку и несёт её команде. На брюшке рыбки - задача, которую необходимо решить. Ответ задачи команда записывает в специальный бланк для жюри. За отведённое время команда должна решить как можно больше задач.
(Задачи взяты из задачника Г. Остера)
Степень сложности задачи учитывается при оценивании.

№7. “НА ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ”.

Конкурс проводится в 2 этапа.

Первый этап : всем командам одновременно на 3 сек. показывается карточка. Задание: найти сумму чисел. (На карточке нарисованы квадрат, круг и треугольник. В них соответственно числа: 9, 4, 3).

На самом деле задаются следующие вопросы:

Какое число записано в квадрате?
- Каким цветом нарисован круг?
- В какой фигуре записано число 9?
- Какая фигура стоит последней?

Второй этап : читается отрывок из стихотворения К.И.Чуковского “Мойдодыр”.

Одеяло убежало, улетела простыня,
И подушка, как лягушка, ускакала от меня.
Я – за свечку, свечка – в печку,
Я – за книжку, та – бежать
И вприпрыжку под кровать.
Я хочу напиться чаю, к самовару подбегаю,
Но пузатый от меня убежал, как от огня!
Что такое? Что случилось? Отчего же всё кругом
Завертелось, закружилось и помчалось колесом?
Утюги за сапогами, сапоги за пирогами,
Пироги за утюгами, кочерга за кушаком.
Всё вертится, всё кружится и несётся кувырком!..

Вопрос: сколько предметов убежало от грязнули? (11)

№8. “ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ” .

Каждой команде нужно показать в виде пантомимы какую-нибудь пословицу или поговорку, в которой встречаются числа. Игроки других команд и болельщики должны отгадать пословицу или поговорку.

Жюри оценивает качество, оригинальность, доступность.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ

Музыка Соловьёва-Седого из к\ф “Небесный тихоход

В глубокой древности, древности, древности,
Когда науки были выше повседневности
Герон, Фалес и Архимед обогатили белый свет
И нам послали зажигательный привет.

Припев : Во славу науки
Мы клятву верности, дерзости, доблести даём.
Мажорные звуки
Из нас посыпались, и мы поём.
Пускай мы Пифагорами не станем. А вдруг?
Ведь столько не разгадано ещё вокруг!
И творчества муки нам интереснее сердечных мук.

Мы уже в третье, в третье, в третье,
Мы уже в третье перешли тысячелетие.
“Зашьём” озонную дыру, найдём друзей в антимиру
И к марсианину заявимся в нору.

Припев.

Мы парни бравые, бравые, бравые,
И нас не редко посещают мысли здравые.
Мы математике верны, мы с информатикой дружны
И, как нестранно, мы в искусство влюблены!

Подведение итогов. Награждение команд.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Задания для болельщиков.

1. К серой цапле на урок прилетело 7 сорок.
А из них лишь 3 сороки приготовили уроки.
Сколько лодырей сорок прилетело на урок? (4)

2. Я, Серёжа, Коля, Ванда – волейбольная команда.
Женя с Игорем пока – запасных два игрока.
А когда подучатся, сколько нас получится? (6)

3. Мы – большущая семья, самый младший – это я.
Сразу нас не сосчитать!
Юра, Шура, Клаша, Саша и Наташа тоже наша.
Мы по улице идём, говорят, что детский дом.
Сосчитайте поскорей, сколько нас в семье детей? (6)

4. Сидят рыбаки, стерегут поплавки.
Рыбак Корней поймал 13 окуней,
Рыбак Евсей – 4 карасей,
А рыбак Михаил двух сомов изловил.
Сколько рыб рыбаки натаскали из реки? (19)

5. Что за цифра акробатка? Если на голову встанет –
Ровно на 3 меньше станет. (9)

6. Он давно знакомый мой, каждый угол в нём прямой,
Все 4 стороны одинаковой длины.
Вам его представить рад. Как зовут его? (Квадрат)

7. Разделите число 1888 пополам, чтобы получилось два раза по 1000.

8. Зайцы пилят бревно. Они сделали 10 распилов. Сколько получилось чурбачков? (11)

9. Мальчик лёг спать в 8 часов вечера, поставив будильник так, чтобы он прозвенел в 9 часов утра. Сколько времени проспит мальчик? (1)

10. Когда Коля и Толя были маленькими, они часто пугались, и от страха у них по спинам бегали мурашки. У Коли по спине бегало 27 мурашек, а у Толи на 3 мурашки больше. Сколько всего мурашек бегало по спинам у мальчиков? (57)

11. Первое – цифра – она в середине,
Буква сначала и буква с конца.
В целом – леса, города и равнины,
К целому – полны любовью сердца. (Родина.)

12. Я приношу с собою боль, в лице – большое искаженье
А “Ф” на “П” заменишь коль, то превращусь я в знак сложенья. (Флюс – плюс)

13. Со звуком “С” я невкусна, но в пищу каждому нужна.
С “М” берегись меня, не то – я съем и платье, и пальто. (Соль – моль)

14. Часто знает и дошкольник, что такое треугольник!
А уж вам- то, как не знать, ну совсем другое дело.
Быстро, точно и умело треугольники считать.
Например, в фигуре этой - сколько разных, посмотри.
Всё внимательно исследуй и по краю и внутри.