Арт технологии в воспитании детей с овз. Конспект занятия с элементами, арт-терапии и театрализации «Праздник воздушных змеев». Для детей с ОВЗ совместно с родителям. Применяемые направления в арт-терапии

Буровкина Л. А. 1 , Андрейчук В. А. 2

1 ORCID: 0000-0002-1825-0097, Доктор педагогических наук, 2 ORCID: 0000-0002-1825-0023, Магистрант кафедры живописи и композиции, Московский городской педагогический университет

РАЗВИТЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ

Аннотация

В статье рассмотрены методы, формы, виды занятий с детьми-инвалидами, способствующие развитию логического и пространственного мышления, диагностировать депрессивные и психосоматические расстройства у детей. Творчество способно исцелять, а также корректировать последствия самых тяжелых заболеваний. Оно необходимо при адаптации и реабилитации детей-инвалидов.

Ключевые слова: творческая деятельность, арт-терапия, дети-инвалиды, реабилитация, адаптация, искусство, педагогика.

Burovkina L. A. 1 , Andreychuk V. A. 2

1 ORCID: 0000-0002-1825-0097, PhD in Pedagogy, 2 ORCID: 0000-0002-1825-0023, Master student of department of painting and composition, Moscow City Pedagogical University

THE DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF CHILDREN WITH DISABILITIES BY MEANS OF ART THERAPY

Abstract

The article considers the methods, forms, kinds of activities with disabled children, contributing to the development of logical and spatial thinking, to diagnose depressive and psychosomatic disorders in children’s minds. Art can heal, as well as to correct the consequences of the most serious diseases. It is necessary during the adaptation and rehabilitation of such children.

Key words: creative activity, art therapy, disabled children, rehabilitation, adaptation, art, pedagogics.

В настоящее время арт-терапия широко используется в коррекции различных отклонений и нарушений развития ребенка, используя внутренние механизмы саморегуляции и исцеления личности. Арт-терапия особенно необходима для детей-инвалидов, которые в силу физических особенностей своего здоровья зачастую ограничены в социальных контактах. Внутренний мир ребенка, вне зависимости от возраста, очень сложный. Еще более сложный внутренний мир ребенка-инвалида. Такие дети в период лечения получают сильнейшую психологическую травму, теряют связь с внешним миром, навыки самообслуживания, контакты со сверстниками. Как же помочь таким детям приобрести уверенность в себе, обрести способность к адаптации, научить ребенка самовыражаться, а также увидеть «всю цветовую прелесть окружающего мира, обогатить их духовно, развить художественный вкус» . Средством, способным решать все эти задачи, является искусство. Искусство во всех своих проявлениях всегда дарит детям яркие впечатления и положительные эмоции. Оно помогает ребенку смотреть наблюдать, осознавать все, что нас окружает, учиться слушать, избавляться от чувства страха, дарит радость и вдохновение. Искусство позволяет выражать свободно свои мысли, мечты и чувства, быть самим собой. О положительном влиянии искусства на развитие ребенка с проблемами указывал Л.С. Выготский, отмечая особую роль художественной деятельности, как в развитии психических функций, так и в активизации творческих проявлений детей с проблемами в разных видах искусства (музыки, живописи, художественного слова, театра) . Такие виды искусства, как живопись, поэзия, музыка несут в себе глубокое исцеляющее начало. У ребенка должны быть стимулы жить и бороться с заболеванием, поэтому во многих программах реабилитации искусству отводится не последнее место. Быстро растущий в нашей стране интерес к терапии творчеством, в том числе и арт-терапии, можно объяснить востребованностью этих направлений, как в педагогике, так и в медицине. Арт-терапия (от англ. art, искусство) – терапия изобразительным творчеством. Современное понимание арт-терапии предполагает непосредственное участие человека в изобразительном процессе через использование языка изобразительной деятельности. Арт-терапия – это терапевтическое направление, связанное с использованием различных изобразительных материалов и является процессом изобразительного творчества, конечной целью которого не является выполнение (изготовление) произведения искусства. Наиболее значимыми факторами интереса являются ориентация арт-терапии на принятие человека таким, каков он есть, вместе со свойственными ему способами гармонизации и самоисцеления. В настоящее время существуют и успешно используются такие форм арт-терапии, как: цветотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, изотерапия, куклотерапия, глинотерапия, песочная терапия, фототерапия, драматерапия, терапия танцем, бумагопластика, игровая терапия и др. .

Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием, используется для психологической профилактики и коррекции негативных психологических состояний у детей, перенесших тяжелые заболевания, а также детей-инвалидов нуждающихся в социальной адаптации. В этой связи Н.М. Сокольникова пишет: «Занятия изобразительным искусством арт-терапевтичны в своей основе. Любование потоками краски, возможность мять глину и лепить из нее, пачкаться углем, рвать бумагу на мелкие кусочки, раскрашивать лицо и многие другие техники благотворительно влияют на психологическое здоровье детей» . Изотерапия служит инструментом для изучения чувств детей, развития навыков межличностного общения, укрепления отношений и уверенности в себе, повышения самооценки. А также, это – «развитие зрения, осязания, формирование образного и пространственного мышления, интеллектуальной и эмоциональной сферы, личностных качеств, раскрытие творческого потенциала личности» .

При выборе материала для занятий арт-терапией важно учитывать особенности заболевания, состояния, возраста и личности ребенка. Ребенку лучше дать возможность самому выбирать средства для изобразительной деятельности. Все задания выстраиваются по принципу – от простого к сложному . Нельзя ребенку ставить непосильную задачу, которую он не сможет выполнить. Это может привести к разочарованию. Педагогу необходимо вовлечь ребенка в творческий процесс так, чтобы ребенок почувствовал, что у него все получается. Тогда у ребенка уйдет установка «я не умею рисовать».

На первом занятии дети, зачастую выбирают карандаши или фломастеры. Такие материалы им более привычны и позволяют самим контролировать процесс рисования. К «контролируемым» материалам можно отнести и бумагу.

При работе красками многие испытывают робость, а иногда и страх, связанный с мнением, что у ребенка отсутствует художественный талант. Несмотря на это, после освоения более привычных, простых материалов, предлагалась работа с красками для преодоления негативных переживаний. Можно начать с занятий монотипией. Такие занятия одинаково интересны как маленьким детям, так и подросткам. Смешивая краски и создавая различные оттенки, ребенок не только постигает различные изобразительные техники, но и приобретает положительный опыт развития индивидуального творческого видения. Научившись работать с красками, ребенок сможет преодолеть защитные барьеры и почувствует себя творцом цвета. Даже, если каждый раз смешивать одни и те же краски, в результате всегда будет разный цвет . Краски способны вызывать у детей сильный эмоциональный отклик, ощущения радости и свободы, стимулировать воображение, обогащать его внутренний мир.

В ходе занятий обучающиеся осваивают и другие художественные материалы. Разнообразие применяемых в изобразительной деятельности художественных материалов и техник в каждом конкретном случае обусловлено возможностями ребенка и поставленными задачами.

На занятиях арт-терапией рисунок рассматривается, как диагностический материал. Анализируя рисунок, можно сказать о способности ребенка отражать в сознании окружающую и социальную действительность, выражать отношение к ней, насколько он ощущает себя в этом мире. В арт-терапии самовыражение с помощью рисунка представляется более символичным, чем речь. Изобразительная деятельность ребенка может многое сказать о ребенке, насколько он внимателен и старателен; о том, как у него развита моторика, как он видит, чувствует, изображает, развивается .

На занятиях с детьми в арт-терапевтических целях следует использовать как можно больше различных техник и видов декоративно-прикладной деятельности. Практика показывает, что занятия такими видами художественно-творческой деятельности, как лепка, моделирование, аппликация, работа с природными материалами, живопись, рисунок, рассматривание картин и иллюстраций вызывает у ребенка «живой отклик, активизирует творческую мысль, способствует развитию художественного познания, помогает отвечать на многие вопросы» .

Положительный арт-терапевтический эффект достигается при использовании различных техник из бумаги. Работа с бумагой в таких техниках, как квиллинг, оригами, аппликация предоставляет большие возможности для выражения разнообразных переживаний и работы с собственными чувствами. Техника оригами позволяет устанавливать контакт даже с самыми трудными детьми. Часто больные дети не очень хорошо контактируют с педагогом арт-терапевтом. Но стоит превратить пустой лист бумаги в веселую ворону, прыгающую лягушку или цветущий лотос, как понемногу появляется интерес. Можно использовать готовые изделия из бумаги для создания из них новых композиций. Это даст ребенку возможность чувствовать себя более уверенно, чем при рисовании.

Для детей младшего возраста подойдет гофрокартон. Забавные фигурки из этого материала освоят даже малыши. Они с удовольствием скручивают цветные полоски в диски и спирали, создают из них изображения различных животных, цветы и картины. Из бумаги можно сделать пальчиковый кукольный театр и обыграть знакомые сказки. Своими руками можно из бумаги создать разнообразные головоломки. Все это внесет новые яркие аспекты и разнообразие на занятиях арт-терапией.

Практика использования оригами в арт-терапии дает положительный эффект, о чем свидетельствует опыт работы арт-терапевтов и педагогов – Н.Д. Острун, Е.Л. Кабачинской, М.Г Яременко, О.М. Сухаревской и др. Занятия оригами способны развить логическое и пространственное мышление, диагностировать и корректировать депрессивные и психосоматические расстройства у детей.

Подросткам можно предложить квиллинг. Бумажная техника позволяет параллельно ввести еще один метод арт-терапии – терапию цветом. Цветные полоски квиллинга подойдут для работы детям, которые сомневаются в своих способностях. Спиральки делаются по шаблону, а потом соединяются в орнамент. Таким образом, ребенок не имеет никаких рамок, может выражать себя свободно и без ограничений. Такая работа позволяет сосредоточиться на процессе, а не на результате, дает чувство защищенности и помогает расслаблению. Польза таких занятий состоит не только в развитии мелкой моторики, концентрации внимания, но и в развитии тактильной чувствительности. Такую технику можно предложить детям с плохим зрением, и детям с ограниченными возможностями передвижения. Занятия оригами способствуют развитию памяти, мыслительного процесса, конструктивного мышления. Развитие тонкой моторики, благодаря таким занятиям, напрямую воздействует на умственное и эмоциональное развитие ребенка.

Коллаж является одним из самых эффективных методов работы с детьми, который не вызывает переживаний, связанных с отсутствием у человека художественных способностей. Коллаж помогает определить психологическое состояние ребенка в данный момент времени, выявить его переживания и актуальные аспекты самосознания, раскрыть потенциальные возможности. Техника составления коллажа может быть использована как с психотерапевтической, так и с диагностической целью. Выбираемые ребенком картинки способны выявить темы и проблемы, остающиеся нераскрытыми в вербальном общении с ними. В работе над коллажем у ребенка больше свободы в исполнении, чем в рисунке. Такая работа позволяет выходить за рамки предложенного листа, наклеивать одни картинки на другие, отрывать рисунки и т.д. Огромное количество материалов (бумага, ткань, фотографии, вырезки из журналов и газет, открытки) дает безграничную свободу творчества. Такая техника может применяться как в индивидуальной работе, так и в работе с группой и иметь неограниченное количество тем и возможностей.

Занятия аппликацией позволяют работать с самыми маленькими детьми. В процессе таких занятий ведется работа над развитием речи, диагностика эмоционального состояния ребенка, его актуальных потребностей. Обыгрывая сюжет, взрослый вовлекает ребенка в непосредственное общение. Для занятий аппликацией выбираются сюжеты близкие опыту детей соответствующего возраста. Они помогут специалисту разобраться и систематизировать уже имеющиеся у ребенка представления об окружающем мире. Такие занятия предполагают совместную деятельность ребенка и взрослого в игровой форме. Занятия аппликацией позволяют дать детям представление о форме, цвете, пространстве, а, так же знания о природе и человеке. Особенно дети любят заниматься в технике обрывной аппликации, где используется методика работы двумя руками. Эта методика дает положительные результаты в работе с детьми, требующими особого внимания. В основе методики – работа двумя руками в различных техниках изобразительного и декоративно-прикладного искусства с целью развития у детей мелкой моторики левой руки, что приводит к укреплению связи между левым и правым полушариями головного мозга и значительно повышает способность к реабилитации и саморегуляции организма ребенка в целом . Особенно эффективна эта методика при работе с пластилином и в технике обрывная или «рваная аппликация», где приходится работать обеими руками и задействовать каждый пальчик.

Многие специалисты считают глину очень терапевтичной и используют ее в своей практике. О лечебных свойствах глины известно давно. В современной медицине глина применяется для лечения многих заболеваний позвоночника, болей в суставах, мышц, при ушибах. Глина, это природный материал, в работе с которым нет противопоказаний и возрастных ограничений. Она – пластичная, теплая, «живая» и считается материалом, идеальным, для передачи эмоций и переживаний человека. Ее использование предполагает работу непосредственно руками, без подручных инструментов и требует определенных физических усилий.

Педагогический опыт работы показывает, что занятия различными видами искусства дают обучающимся «углубленные знания о возможностях различных материалов, способствуют закреплению положительных эмоций, стимулируют желание заниматься художественно-творческой деятельностью» . Если ребенок сумеет понять, что имея успех в отображении своих чувств, мыслей, эмоций, при создании уникальных рисунков и поделок, то у ребенка откроется возможность реализовать себя не только в творчестве, но и в общении со сверстниками. Их взаимодействие с миром станет более уверенным и доступным, а кругозор более широким. Успех в творчестве в психике бессознательно переносится и на обычную жизнь. Психика ребенка становиться более гибкой и это свойство позволяет ему быть более адаптивным к окружающей действительности, что позволить решать вопросы социализации подрастающей личности.

Литература

  1. Буровкина Л.А. Комплексный подход к обучению школьников декоративно-прикладному искусству в системе непрерывного образования // Воспитание школьников. – 2010. – № 4. – С. 36-39.
  2. Буровкина Л.А. Декоративно-прикладное искусство в системе средств эстетического воспитания учащихся в художественной школе: монография. – М.: МГПУ, 2008. – 124 с.
  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. – М.: Просвещение, 1991. – 99 с.
  4. Джеральд О., Гоулд П. Рисунок в психотерапии: Методическое пособие. – М.: Прогресс, 2001. – 184 с.
  5. Дрезнина М.Г. Каждый ребенок художник. Обучение дошкольников рисованию. – М.: Ювента, 2002. – 200 с.
  6. Игнатьев С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей: учеб. пособие. – М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2007. – 208 с.
  7. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь, 2006. – 160 с.
  8. Корешков В.В. Культурно-образовательная область «Искусство» в формировании современной личности // Пути и средства повышения качества художественного образования и эстетического воспитания. Межвузовский сборник науч. трудов. Вып. 3. – М.: 2012.
  9. Медведева Е.А., Левченко И.Ю. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учебник для вузов. – М.: Академия, 2001. – 248 с.
  10. Сокольникова Н.М. Методика преподавания изобразительного искусства. 6 издание. – М.: Академия, 2013. – 256 с.
  11. Кузин В.С. Изобразительное искусство 1-9 классы. – М.: Агар, 1996. – 160 с.
  12. Сайт Детского экологического Центра «Эко-Дом» http://domodeko-dom.edumsko.ru/about/news/dvumya_rukami.

References

  1. Burovkina L.A. Kompleksnyj podhod k obucheniju shkol’nikov dekorativno-prikladnomu iskusstvu v sisteme nepreryvnogo obrazovanija // Vospitanie shkol’nikov. – 2010. – № 4. – S. 36-39.
  2. Burovkina L.A. Dekorativno-prikladnoe iskusstvo v sisteme sredstv jesteticheskogo vospitanija uchashhihsja v hudozhestvennoj shkole: monografija. – M.: MGPU, 2008. – 124 s.
  3. Vygotskij L.S. Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste. Psihologicheskij ocherk. – M.: Prosveshhenie, 1991. – 99 s.
  4. Dzheral’d O., Gould P. Risunok v psihoterapii: Metodicheskoe posobie. – M.: Progress, 2001. – 184 s.
  5. Dreznina M.G., Kazhdyj rebenok hudozhnik. Obuchenie doshkol’nikov risovaniju. – M.: Juventa, 2002. – 200 s.
  6. Ignat’ev S.E. Zakonomernosti izobrazitel’noj dejatel’nosti detej: ucheb. posobie. – M.: Akademicheskij Proekt; Fond «Mir», 2007. – 208 s.
  7. Kiseleva M.V. Art-terapija v rabote s det’mi: rukovodstvo dlja detskih psihologov, pedagogov, vrachej i specialistov, rabotajushhih s det’mi. – SPb.: Rech’, 2006. – 160 s.
  8. Koreshkov V.V. Kul’turno-obrazovatel’naja oblast’ «Iskusstvo» v formirovanii sovremennoj lichnosti // Puti i sredstva povyshenija kachestva hudozhestvennogo obrazovanija i jesteticheskogo vospitanija. Mezhvuzovskij sbornik nauch. trudov. Vyp. 3. – M.: 2012.
  9. Medvedeva E.A., Levchenko I.Ju. Artpedagogika i artterapija v special’nom obrazovanii: uchebnik dlja vuzov. – M.: Akademija, 2001. – 248 s.
  10. Sokol’nikova N.M. Metodika prepodavanija izobrazitel’nogo iskusstva. 6 izdanie. – M.: Akademija, 2013. – 256 s.
  11. Kuzin V.S. Izobrazitel’noe iskusstvo 1-9 klassy. – M.: Agar, 1996. – 160 s.
  12. Sajt Detskogo jekologicheskogo Centra «Jeko-Dom» http://domodeko-dom.edumsko.ru/about/news/dvumya_rukami.

АРТ – ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ – ИНВАЛИДАМИ

Т.Г.Батурина,

Нижневартовск,

БУ ХМАО-Югры «Реабилитационный

центр для детей и подростков

с ограниченными возможностями «Таукси»

Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии сложен и многообразен. Как помочь таким детям, увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, познать свое «Я», раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем, развивать себя и в то же время заботиться о своем здоровье. Средством, способным решить все эти задачи, является искусство, а в системе психокоррекции – арт-терапевтические методы. Применение методов арт–терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями способствует развитию их творчества, совершенствованию взаимодействия детей с окружающим миром через наглядные образы.

Арт-терапия – междисциплинарное направление, которое возникло на стыке искусства и науки (медицины, педагогики, социологии и других). Ее методы универсальны и могут быть адаптированы к различным задачам, начиная от решения проблем социальной и психологической дезадаптации и заканчивая развитием человеческого потенциала. В настоящее время арт–терапию все чаще рассматривают как инструмент прогрессивной психологической помощи, способствующей формированию здоровой и творческой личности.

Основная цель арт–терапии – гармонизация эмоционально-волевой сферы несовершеннолетних с ограниченными возможностями и их родителей через развитие способности самовыражения и самопознания.

БУ «Реабилитационный центр «Таукси» посещают дети с разными видами отклонений в здоровье, следовательно, и подход к этим детям различный. Работа строится на основе Программы психологической коррекции эмоционально–волевой сферы несовершеннолетних с ограниченными возможностями методами арт-терапии «Радуга души». Программа представляет собой систему психокоррекционной работы с несовершеннолетними, имеющими отклонения в физическом и умственном развитии, в возрасте от 3 до 18 лет.

Реабилитационный центр «Таукси» обслуживает в течение года 1500 человек, из них 590 детей – инвалидов, 510 детей, имеющих проблемы со здоровьем, 400 родителей, имеющих детей–инвалидов. Проведенное исследование эмоционально-волевой сферы несовершеннолетних показало, в 56% случаях наблюдается повышенная тревожность и склонность к переживаниям депрессивного характера, что влечет за собой страхи, истощаемость, агрессивность при повышенной нервно-психической нагрузке. Эмоциональные проблемы и трудности волевого самоконтроля являются ощутимыми проблемой для импульсивно-гиперактивной группы детей и отражаются в нарушениях астенического характера (головные боли, нарушение сна, снижении уровня произвольной концентрации, переключения и распределения внимания, психомоторных нарушениях типа тиков, расторможенности и др.), и, в конечном итоге, опосредующим фактором в возникновении трудностей социальной адаптации, возникновению делинквентного и девиантного поведения.

Такие дети нуждаются в постоянной коррекции эмоционального фона, поведенческих расстройств, помощи в их социальной адаптации к жизни в обществе.

При работе с несовершеннолетними по коррекции эмоционально-волевой сферы психологом используются три вида работы по арт-терапии – активный, пассивный и смешанный.

Активный – ребенок сам создает продукт творчества: рисунки, скульптура, сказочные истории.

Пассивный – ребенок использует художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривает картины, читает книги, прослушивает музыкальные произведения.

Смешанный - ребенок использует имеющиеся произведения искусства (музыкальные произведения, картины, сказки) для создания своих продуктов творчества.

Все виды арт-терапии могут использоваться в следующих формах работы
занятие-практикум, творческая мастерская, консультация, тренинг, ролевая игра.

Методы работы по арттерапии с детьми:

Песочная терапия – Создание песочных сюжетов способствует творческому регрессу, работа в песочнице возвращает в детство и способствует активизации «архетипа ребенка».

Цветотерапия – лечение цветом, это особая методика, основанная на влиянии фотонов света различной длины волны на мозг ребенка. Благодаря такой простой методике, воздействию определенного цвета на ребенка, можно добиться значительных результатов в лечении апатии, раздражительности, чрезмерной активности и даже начинающейся детской агрессии. Цветотерапия для детей предполагает в первую очередь определение любимого цвета ребенка, а затем наполнение этим цветом как можно большего пространства, которое окружает его.

Изотерапия – психологическая коррекция невротических, психосоматических нарушений у детей и подростков с трудностями в обучении и социальной адаптации, при внутрисемейных конфликтах через рисунок.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развитие творческих способностей, расширение сознания, совершенствование взаимодействия с окружающим миром.

Работа с символами и образами – извлечение вытесненного, неосознаваемого психического материала, преобразование его в символы и образы и работа с ним.

В отличие от традиционных методов коррекции, для которых характерно небольшое количество и однообразие материала, в работе арт–терапией заложено разнообразие методик. Применение различных методик повышает эффективность коррекционных мероприятий, а также создает дополнительный потенциал для развития ребенка.

В работе соблюдаются следующие требования к психологическим занятиям:

  1. Настроение несовершеннолетних, их психологическое состояние в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятий.
  2. Структура занятий гибкая, разработанная с учетом возрастных особенностей несовершеннолетних, степени выраженности дефекта, она включает в себя познавательный материал и элементы психотерапии.
  3. Выбор тематики занятий определяется характером нарушения развития и подбором наиболее адекватной тактики коррекционно-развивающей работы.
  4. Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов, так и инновационных (рисуночные тесты, рисование под музыку, и др.).
  5. Психологическое воздействие конструируется путем создания дозированных по содержанию, объему, сложности, физическим, эмоциональным и психическим нагрузкам заданий и образовательных ситуаций.

Каждое занятие включает в себя процедуры, способствующие саморегуляции:

Упражнения на мышечную релаксацию

снижают уровень возбуждения, снимают напряжение

Дыхательная гимнастика

действует успокаивающе на нервную систему

Мимическая гимнастика

направлена на снятие общего напряжения, играет большую роль в формировании выразительной речи детей

Двигательные упражнения, включающие попеременное или одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку

способствуют межполушарному взаимодействию

Чтение детских потешек с чередованием движений, темпа и громкости речи

способствует развитию произвольности

Формы организации коррекционно-развивающего процесса:

  • Индивидуальная работа
  • Групповая работа

Групповые занятия проводятся небольшой группой, объединяющей детей по возрасту и степени выраженности структурного дефекта (до 6 человек). Продолжительность группового занятия от 20 до 40 мин.

Продолжительность индивидуального занятия 15-12 мин.

Для проведения арт–терапевтических занятий необходимы:

Сенсорная комната для проведения занятий с использованием сказкотерапии;

Кабинет-студия для индивидуальной и групповой работы как с несовершеннолетними, так и с их родителями. Кабинет–студия является наиболее подходящим типом помещения для работы с некоторыми группами детей (со сниженным интеллектом, с ограниченными возможностями и др.), а также с соматическими заболеваниями.

Требования к кабинету-студии

На каждом рабочем месте находится необходимый набор материалов (бумага разных форматов, краски, восковые мелки или пастель, карандаши) заготовки для коллажа, глина и другие материалы (природные материалы), если кто–то из детей предпочтет оригинальную изобразительную технику, Для кабинета–студии неотъемлемой частью является раковина. Должно быть специально отведенное место для хранения работ детей.

Ожидаемые результаты работы

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Коррекция эмоционально-волевой сферы, дефицитарного развития интеллекта;

Повышение стрессоустойчивости, самооценки, улучшение саморегуляции поведения;

Оптимизация психических процессов и функций

СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Гармонизация личностного и интеллектуального потенциала;

Эмоциональная готовность - восприимчивость к социуму;

Гармонизация внутрисемейных отношений;

Снижение уровня конфликтности в социуме

ПЕДАГОГИЧЕКИЙ АСПЕКТ

Раскрытие творческого потенциала и творческих возможностей несовершеннолетних;

Развитие эстетического кругозора

Полученные результаты
Результаты мониторинга динамики в развитии эмоционально-волевой сферы детей-инвалидов по итогам работы в 2012 году по подшкалам:
  • импульсивность-рефлексивность незначительная динамика у 63% детей, динамика стабильна у 37детей;
  • тревожность-спокойствие незначительная динамика у 33% детей, динамика стабильна у 67% детей;
  • агрессивность-миролюбие незначительная динамика у 13%, динамика стабильна у 87% детей;
  • тенденция к самостоятельности незначительная динамика у 29%, динамика стабильна у 71% детей;
  • тенденция к ответственности незначительная динамика у 25%, динамика стабильна у 75% детей;
  • тенденция к целенаправленным действиям незначительная динамика у 28%, динамика стабильна у 72% детей.

Список используемой литературы:

  1. Аллан Д. Ландшафт детской души. СПб, 1998
  2. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974
  3. Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. СПб, 2002
  4. Бондс Л. Магия цвета. СПб, 1997
  5. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением, Екатеринбург, 1999
  6. Грегг М.Ф. Тайный мир рисунка. СПб, 2003
  7. Зинкевич-Евстегнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. СПб, 2005
  8. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка, М., 1997
  9. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. СПб, 2002
  10. Лебединский В.В. и др. Эмоциональные нарушения у детей и их коррекция, М., 1990
  11. Люшер М. Какого цвета ваша жизнь. Закон гармонии в нас. Практическое руководство. М., 2003
  12. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов, М., 1990
  13. Эльконин Б.Д., Эльконина Л. Знаковое опосредование, волшебная сказка и субъективность действий/ Вестник МГУ, серия 14. Психология. 1993, №2

Разделы: Работа с дошкольниками

Арт-терапия один из методов психологической работы, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии ребёнка. Любой ребёнок способен выразить свои чувства и своё состояние в рисовании, музыке, движении. Для некоторых детей это единственный способ дать миру знать о себе, заявить о себе, как о творческой личности. Средствами искусства ребёнок может не только выразить себя, но и больше узнать о сверстниках. В творчестве воплощаются чувства, страхи, ожидания, конфликты и примирения. Творческие возможности ребёнка, реализуемые в процессе арт-терапии - это его развитие интеллектуальное, эмоциональное, раскрытие творческого потенциала, возможность преодолеть ограничения, вызванные болезнью.

Современная арт-терапия включает множество направлений: изотерапия, музыкатерапия, песочная терапия, сказкотерапия.

Метод арт-терапии эффективен, он не имеет ограничений и противопоказаний.
Упражнения по арт-терапии служат инструментом для изучения чувств, идей и событий, развития межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности, а также создания более уверенного образа себя.

Особенностями арт-терапевтического подхода являются:

1. Безоценочное восприятие всех работ: в арт-терапии нет «правильного» или «неправильного», и это нужно понимать. Детям чувствуют себя в безопасности, знать, что создание образов - это способ передачи своего опыта, мыслей и чувств и что их не будут оценивать.
2. Дети являются своего рода экспертами. Упражнения созданы таким образом, что отправная точка - опыт каждого ребенка. В этом смысле дети - «эксперты» в отношении своих работ.
3. Важен вклад каждого из детей, он важен и уникален. Все работы рассматриваем с равным уважением, вне зависимости от профессионализма.
4. Сохранение тайны необходимо, поскольку упражнения, возможно, задействуют личный уровень. Детские тайны охраняем.
5. Дети рассказывают о своей работе. Мы не интерпретируем работу ребенка (это может делать только сам автор, по желанию), дети говорят то, что считают нужным.

Основным видом арт-терапии, применяемым в нашей работе является техника рисуночной терапии (изотерапия). Одно из самых мощных выразительных средств, которым пользуется изобразительное искусство, это краски, воплощающие многообразие окружающего мира.

Наша задача - сфокусировать мысль ребёнка на ощущениях и действиях, связанных с изобразительной деятельностью, а не на символическом содержании рисунков, - для того, чтобы способствовать развитию психологического мышления ребенка.

И в процессе обсуждения мы обращаем внимание на особенности интонации, положение тела, выражение лица и ритм дыхания ребёнка с тем, чтобы при наличии у него сильного эмоционального напряжение переключить его внимание на другую тему. Также обращаем внимание на отсутствующие части изображения и пустые пространства в рисунке, просим ребенка рассказать о том, что он чувствовал в процессе создания работы, до ее начала, а также после ее завершения. Большое значение может иметь обсуждение серии работ, созданных за определенное время. Во время проведения занятий мы стараемся создать атмосферу принятия и безопасности, необходимую для свободного выражения ребёнком содержания своего внутреннего мира как в художественной работе, так и иных формах экспрессивного поведения. Вместе с этим, структурируем и организуем деятельность ребёнка путём формирования определённой системы правил его поведения, фокусировки его внимания на изобразительной деятельности.

Наша задача – это установление с ребёнком эмоционального контакта, необходимого для взаимного обмена чувствами, образами и идеями, то есть для диалога с ребёнком, осуществляемого как напрямую – с использованием вербальных и невербальных средств коммуникации, – так и опосредованно изобразительными средствами.

Наиболее часто к методу арт-терапии прибегают в реабилитации людей с особенностями развития и в работе с детьми. Дети с отклонениями в развитии имеют сложности в адекватном восприятии мира. У такого человека нарушено представление о целостной картине мира. Ребенок может воспринимать мир, как разрозненный хаотичный набор элементов. В результате он не может найти свое место в жизни, быть полноценным членом общества. Как следствие, характер взаимодействия со средой становится в целом деструктивным. Влиять на такую ситуацию можно по-разному. Наиболее естественным является создание условий для развития человека, его «выстраивания» с помощью природных элементов, а также включенных в жизнь человека гармонизирующих видов

В дошкольном возрасте эмоциональное благополучие является важнейшим достижением в развитии личности, поэтому эмоциональное раскрепощение в процессе художественного творчества особенно актуально для детей с ОВЗ. Дети с ОВЗ, помимо трудностей в интеллектуальном развитии, испытываю трудности в выражении своих чувств. Эти дети чаще замкнуты, эмоционально неустойчивы и двигательно- расторможены. Обнаружить эти трудности можно, используя различные тесты:

  1. Тест американского психолога Дж.Бака «Дом, дерево, человек», который решает следующие задачи: выявление характера контакта с реальностью, установление общего эмоционального состояния ребёнка; выявление тревожности и наличие страхов;
  2. Тест Хоментаускаса «Рисунок семьи», который помогает выявить представления ребёнка о своей семье и своём положении в ней.
  3. Тест «Несуществующее животное», который расскажет нам о личностных особенностях ребёнка.

Выбор тестов обусловлен доступностью содержания детям дошкольного возраста. Анализ полученных с помощью этих методик данных помогает составить характеристики эмоционального состояния ребёнка и даёт возможность наметить действие педагогов.
Психологические особенности таких детей (тревожность, замкнутость, боязнь ошибиться, страхи) проявляются в творческой деятельности, тормозя её развитие: дети плохо ориентировались на листе, предпочитали одни формы изображения другим, не могли охарактеризовать результаты своего творчества.
Учитывая эти особенности, нами были разработаны этапы коррекционной работы по эмоциональному развитию детей в творчестве.

Первый этап

Цель - создание условий для того, чтобы помочь детям уверенно и свободно ориентироваться и располагать предметы на листе бумаги. Для этого проводились занятия в ходе которых дети пробовали располагать по всей поверхности листа геометрические фигуры разной формы и разного цвета. Работа шла не просто, но в итоге дети достигли интересных результатов: некоторые из работ имели характер законченного поэтического образа.

Второй этап

Цель - формирование осмысленного отношения к смешиванию красок с целью получения новых, «изобретённых цветов». Работа проводилась индивидуально, в парах и коллективно. Детям раздавались белые картонные полосы, на которых они изображали, как они себе представляют лазурное небо. Затем из полос составлялось небо, на котором дели коллективно изображали солнце. Важно, чтобы они почувствовали радость от работы; чтобы в процессе творчества мы помогли им наладить контакт, почувствовать нужность и важность своей работы в общем деле.

Третий этап.

Цель: Выявление особенностей творческого видения детей в процессе создания изображения в условиях, затрудняющих непосредственное его восприятие, с помощью нетрадиционных методов рисования:

1. Граттаж – в переводе с французского «скрести, царапать».

Берём плотный лист бумаги, восковую свечу, мыльную воду, гуашь, широкую кисть, банку с водой и приступаем к работе:

  1. Выбираем тему рисунка;
  2. Тонируем лист бумаги, согласно своей темы или замысла;
  3. Наносим на лист бумаги свечу (пройти по листу 3,4 раза);
  4. Тонируем гуашью ещё раз лист бумаги, чтобы был контраст;
  5. После того, как лист высох, приступаем к процарапыванию (обратной стороной кисти или не пишущим стержнем).

2. Рисование с помощью трубочек.

Берём плотный лист бумаги, гуашевые краски, кисть, баночка с водой и соломку для коктейля. Тонируем лист бумаги (можно разных оттенков: небо и земля, море и песок, небо и трава). После того, как лист высохнет, нанести на лист бумаги большую каплю краски и раздуваем её через трубочку.

3. Рисование на манной крупе.

Продумав тему рисунка, (например- пейзаж, натюрморт), тонируем бумагу раствором из клея ПВА, посыпаем лист бумаги манной крупой, затем, перевернув лист бумаги широкой кистью наносим на лист воду (с изнанки). Дав листу подсохнуть, перевернуть и приступить к рисунку.

Четвёртый этап.

Цель - поддерживать интерес к творческой деятельности.
Увлечение «творческой игрой» с новым материалом практически снимало закомплексованность детей, проявляющуюся в расположении изображений на листе, значительно облегчало их высказывания, связанные с изображаемым объектом, как в процессе работы, так и после нее.

Анализ результатов проведённой работы показал: у детей, имеющих повышенный уровень эмоциональной возбудимости, наблюдался спад расторможенности, дети стали более спокойными, темп речи стал равномерным.

Эмоциональное благополучие и уровень тревожности- достаточно сложные психические переменные. Их невозможно определить путём одномоментного среза, поэтому для выявлении их динамики, мы анализировали детские работы на протяжении всех занятий.

Творческая деятельность обладает достаточным количеством ресурсов для эмоционального раскрепощения детей. Изобразительное творчество является мостом между миром фантазии и реальностью. Оно включает в себя элементы того и другого, позволяя создать некий синтез, который ни ребёнок, ни взрослый не могут создать без помощи художественных средств.

Многие психические и некоторые физические отклонения делают ребенка пассивным. Круг его интересов становится узким. Потребность в активном взаимодействии с миром снижается. В результате снижается и способность к адаптации. Он уходит в себя. Он считает, что не сможет найти выход из сложившейся ситуации. Арт-терапия позволяет разорвать этот порочный круг. Когда ребенок занимается творчеством, он изобретает новые и новые способы выражения своих эмоций. И бессознательно новые и новые способы общения с миром. Т.е. утраченные способности восстанавливаются.

В занятии искусством очень важно, чтобы ребенок чувствовал свой успех в этом деле. Если он видит, что имеет успех в выражении и отображении своих эмоций, создании уникальных поделок, рисунков, к нему приходит успех в общении, а взаимодействие с миром становится более конструктивным. Это очень важно, что успех в творчестве бессознательно переносится и на обычную жизнь.

Литература:

  1. Лебедева Е.Н. «Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с ЗПР,М.2004г.
  2. Копытин А.И. «Практикум по арт-терапии» С.-П. 2000г.
  3. Луговых Н.И. «об эмоциональном раскрепощении в процессе художественного творчества» Д.в. 2006г.
  4. Степанов С.С. «Диагностика интеллекта методом рисуночного теста» М. 1996г.

Дошкольное образование

Начальное общее образование

Арт-терапия для детей с ОВЗ

Терапия детей с ограниченными возможностями требует бережного и чуткого подхода. Его обеспечивает арт-терапевтический метод, который посредством художественной деятельности даёт ребёнку комфортное эмоциональное самочувствие и улучшение психологического здоровья. Ибо ребёнок, как писал великий русский педагог К.Д. Ушинский, «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще».

Арт-терапия - это лечение искусством , творчеством. (термин ввел А.Хилл). Ее психокоррекционная цель - терапевтическое воздействие при решении внутренних психологических конфликтов, проблем коммуникаци и социализации детей с ограниченными возможностями. Применяется такой метод лечения при проблемах эмоционально-личностного развития, в т.ч. аутизме, задержке умственного развития, нарушениях речи, слуха, зрения, двигательных функций.

Арт-терапия решает следующие задачи:

  • Пробуждает жизненные силы, активизирует внутренние ресурсы, в том числе память и работоспособность.

  • Создает новые мотивы, установки, закрепляя их в реальной жизни с помощью произведений искусства.

  • Развивает познавательную и эмоциональную сферы, творческие способности.

  • Компенсирует недостающие возможности.

  • Помогает формировать навыки межличностной коммуникации.

  • Налаживает внутреннюю целостность и общение с самим собой.

  • Оптимизирует личностные качества.

  • Обеспечивает социальную адаптацию.

  • В целом помогает достойно жить.

Механизм действия арт-терапии

Суть действия арт-терапии изложена в работах по нейрофизиологии К.Ханнадорф, Т.Г. Визиль, О.А. Скрябиной, О.А. Мотанцевой. Образное воспринимающее правое полушарие обрабатывает информацию целиком , глобально, и связано оно с ритмом, эмоциями, интуицией, движениями, в целом с бессознательными психическими процессами. Развиваясь первым, оно доминирует до семилетнего возраста.

Левое, рационально-логическое полушарие, действует как исполнитель, обеспечивая анализ и синтез принимаемой информации (при транспонированных полушариях происходит наоборот).
Полушария в центре связаны мозолистым телом - узлом нервных окончаний. Мозолистое тело обеспечивает взаимодействие нервных окончаний. От этого процесса и зависит качество, ясность и целостность мышления.

При дефекте функций и систем организма арт-терапия воздействует на правое полушарие через образы, движения и ритм , создавая в нем «здоровые «образы». Мозолистое тело переносит «образы» в левое полушарие и формирует нейронные связи, восстанавливающие и налаживающие более здоровый процесс работы мозга ребенка. В результате происходит щадящее лечение и коррекция дефекта.

Виды психотерапевтических техник

Методики и техники арт-терапии делятся на вспомогательные и лечебные, активные и пассивные, групповые и индивидуальные.

  • Вспомогательные - психодрама, художественно-творческая деятельность (изотерапия, музыкотерапия, работа с глиной, песочная терапия, маскотерапия.), библиотерапия.

  • Лечебные - сказкотерапия, игротерапия, цветотерапия.

Все методы безопасны, экологичны и доступны. Ими пользуются психологи на арт-терапевтических занятиях и сами родители.

Активные методы:

  • самостоятельное творчество по созданию творческого продукта;
  • самостоятельное творчество на основе использования существующих произведений искусств.

Это может быть рисование, лепка, работа с песком, пение, танец. Все эти занятия развивают творческие способности, творческую активность, воображение, речь, мелкую моторику, эстетическое чувство. Активные виды деятельности укрепляют физически, активизируя хорошо функционирующие, здоровые системы организма ребенка. К пассивным методам относится анализ и интерпретация ребенком произведений искусств.

Изотерапия. Активная индивидуальная техника «Рисуночная терапия «Ландшафты детской души».
Цель - активизация целительного потенциала самого ребенка. Очень эффективна для детей с задержкой умственного развития.

Предполагает еженедельное рисование по 30-40 минут в течение 3-х месяцев. Педагог дает ребенку лист А4 и простой карандаш, затем объясняет суть творческой работы: «Мы с тобой будем рисовать и беседовать. Ты можешь рисовать и говорить о чем угодно. Я буду хранить твои рисунки в отдельной папке с твоим именем. Когда эта работа завершится, я отдам папку тебе» (нужно показать ребенку папку, которую он при желании может раскрасить). Потом предлагает: «Нарисуй картинку, которая изображает какую-то историю». Ребенок рисует. После чего педагог задает вопросы:

  • «Этот рисунок изображает какую-то историю?»

  • «Ты можешь рассказать мне, что происходит на этом рисунке?»

  • «У рисунка есть название?»

  • «Какие события предшествуют этом рисунку?»

  • «Что произойдет потом?»

  • «О чем ты думал, когда рисовал?»

Рисунки при этом не интерпретируются.

Результат: В беседе налаживается процесс осмысления событий окружающего мира. Через рисунок происходит безопасная разрядка саморазрушительных и разрушительных тенденций. Инициируются творческие процессы, раскрываются различные способности, вплоть до того, что ребенок придумывает танец и его исполняет.

Читайте также:

Пассивная групповая методика «Поход в музей»

Цель - стимулирование процессов мышления, повышение самооценки, развитие эстетического восприятия. Рекомендуется для коррекции личности ребенка с проблемами в эмоциональной и коммуникационной сферах, а также при задержке умственного развития.

В музее детям предлагается рассмотреть картины или скульптуры. Затем даются задания:

  • повторить позу скульптуры;

  • повторить мимику скульптуры;

  • представить себя в роли героя картины;

  • придумать диалоги героев картины;

  • рассказать о развитии сюжета картины.

Результат: осуществляется мощный стимул для развития творческого мышления и эмоциональной сферы ребенка, развивается умение выражать собственные мысли. Происходит выход за рамки мышления, сформированного психическими и физиологическими особенностями развития, а также повышение самооценки и развитие эстетических чувств.

Пример лечебной арт-терапии

Цветотерапия. Основная цель - здоровьесбережение. Применение определенного цвета через влияние на головной мозг фотонов света различной длины нормализует мышечный тонус, нейтрализует негативные эмоциональные состояния, стимулирует интеллект, познавательную деятельность, коммуникативные навыки. Так как зоны радужной оболочки связаны через мозг со всеми внутренними органами, цветотерапия оздоравливает речь, слух, опорно-двигательную систему. Вот ее простые, но очень действенные приемы:

Активный групповой приём «Игра «Волшебные краски».
Детям дается желтая и синяя краска на палитре. Дети смешивают желтый и синий до зеленого.

Результат: происходит оздоровление нервной системы, толчок к развитию внутренних ресурсов и самооздоровления.

Активная индивидуальная методика «Игра «Волшебные покрывала».
Рекомендуется для детей с проблемами эмоциональной сферы и речи.
Цель - развитие речевых навыков, воображения, здоровьесбережение. Для игры необходим набор прозрачных платков пастельных и насыщенных тонов, соответствующих цветовому спектру. В зависимости от психоэмоционального состояния ребенка, педагог предлагает ему платок определенного цвета. Ребенок и педагог накрываются платком, например, оранжевым, повышающим настроение. Под покрывалом они сидят друг против друга, держась за руки, «глаза в глаза». Педагог предлагает ребенку отправиться в оранжевую сказку и беседует с ним на соответствующую моменту тему тихим, «чарующим» голосом.

Результат: корректируется психоэмоциональное состояние. Развиваются зрительные, слуховые, речевые навыки. Развивается внутренний контроль и управление чувствами.

Общие результаты коррекционного воздействия арт-терапии:

  • Создается положительный эмоциональный настрой.

  • Улучшается психическое здоровье.

  • Облегчается процесс коммуникации со сверстниками и взрослыми.

  • Создаются и развиваются отношения взаимного приятия и эмпатии.

  • Прорабатываются подавляемые мысли и эмоции, и, как следствие, - безопасно разряжаются саморазрушительные и разрушительные тенденции.

  • Прорабатываются реальные проблемы и фантазии, с которыми сложно работать вербально.

  • Развивается воображение, эстетический опыт, творческое самовыражение.

  • Повышаются адаптационные способности.

  • Снижается утомляемость и развивается чувство внутреннего контроля.

Эффективность арт-терапии проявляется в коррекции отклонений и нарушений личностного развития, в использовании внутренних ресурсов детей с ОВЗ, особенно механизмов саморегуляции и самоисцеления. Она помогает ребенку чувствовать себя нужным, узнавать о себе хорошее, развивать добрые отношения с людьми и окружающим миром. Навыки, приобретенные в процессе терапии искусством, после ее завершения ориентируют ребенка оставаться творческой личностью, желающей жить в ладу с самим собой и социумом.

Ветчинкина Галина
Арт-терапевтические технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

Современные тенденции, происходящие в обществе, новые подходы к реабилитации детей с ОВЗ, влекут за собой изменения и в специальной педагогике. Главной целью коррекционной работы становится создание условий для полноценного включения ребенка с психофизическими особенностями развития в социальные отношения, поддержки его индивидуального становления. Освоение социальных норм поведения, личностное развитие детей играет важнейшую роль в их социализации, поэтому в педагогический процесс наряду с традиционными методами и приемами воспитания и развития включаются и нетрадиционные : терапевтические, которые не несут обучающей нагрузки, но, тем не менее, позволяют особому ребенку нравственно развиваться и учат взаимодействовать с окружающими миром.

Возможности арт-терапевтических технологий (музыкотерапии, изотерапии, куклотерапии, танцетерапии и др.) в преодолении трудностей эмоционально-регулятивных, социально-адаптационных процессов и развития познавательных процессов у детей с ОВЗ изучались Е. А. Медведевой, О. П. Гаврилушкиной, Е. А. Екжановой, М. Ю. Рау и рядом других исследователей. Применение таких технологий позволяет постепенно адаптировать детей с проблемами в развитии к жизненным реалиям через художественно-творческую деятельность, развивает у них коммуникативные навыки и креативные способности.

На базе нашего учреждения была открыта арт-терапевтическая студия , в которой обученные педагоги проводят с особыми детьми как индивидуальные , так и подгрупповые занятия. В ней создана особая среда, где ребенок ощущает физическую и эмоциональную безопасность, а наличие нескольких пространственных зон (театральная, изостудия, музыкально-двигательная и др.) позволяет самостоятельно сделать выбор, чем он хочет заниматься и как творчески сможет себя проявить.

Процесс освоения реального мира начинается с восприятия природы, человека, предметов. Дети получают возможность ощущать, видеть и слышать многообразие мира вокруг себя, учатся общаться с взрослыми и сверстниками, даже на невербальном уровне (прикосновение, жест и др.) . Воздействие на зрительные, слуховые, тактильные органы восприятия обеспечивает погружение ребенка в мир цвета, звука, слова. Далее на этом этапе ребенок знакомится со средствами художественного самовыражения – это различные изобразительные материалы, детские музыкальные инструменты, театральные атрибуты и декорации, разнообразные куклы.

На следующем этапе арт-терапевтических занятий дети овладевают способами самовыражения эмоций, настроения, отношений через разные виды художественной деятельности (музыка, рисование, движение) . Многообразие изобразительных приемов показывают педагоги : как можно рисовать пальчиками, пластилином, крупой, на стекле, на мольберте, на ткани. Дети узнают, что музыкальным звукам можно подражать, извлекать их из разных инструментов, учатся создавать собственный ритм и комбинировать звуки, они исследуют звучание, слушают музыку. Игры с куклами помогают ребенку опосредованно выразить свое отношение к обыгрываемой ситуации, а участие в драматизации учит отражать чувства и эмоции персонажа через жесты, мимику, создаваемый образ. В танцетерапии дети проявляют свои чувства в движении, пантомиме и пластике.

Опыт позитивной коммуникации, возникающий в арт-терапевтическм процессе между детьми и взрослым , способствует развитию у ребенка эмоциональной отзывчивости, побуждает его к творчеству, самовыражению, и в то же время помогает снятию внутреннего напряжения, тревожности, неуверенности. На занятиях педагог активизирует интерес детей, предлагает сотворчество и сотрудничество в художественной деятельности, но никогда не навязывает обязательного участия в ней. Создание ситуации «успеха» укрепляет достигнутые ребенком положительные результаты, учит преодолевать трудности, воспитывая волевые качества, стимулирует активность в художественной деятельности.

Публикации по теме:

Игры для развития мелкой моторики рук с использованием природного материала в коррекционной работе с дошкольниками с ОВЗ Игры для развития мелкой моторики рук с использованием природного материала в коррекционной работе с дошкольниками с ОВЗ. Клочьева Ольга.

Использование сенсорной комнаты и методов арт-терапии в работе с детьми ОВЗ В системе социальных отношений дошкольное образовательное учреждение является одной из опорных ступеней вступления ребенка с ОВЗ в общество.

Использование камешков Марблс в коррекционной работе по развитию речи у детей с ОВЗ Использование камешков Марблс в коррекционной работе по развитию речи у детей с ОВЗ. Коррекционные цели в использовании камешков Марблс в.

Использование методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста Всем известно, что дошкольный возраст – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир.

Программа коррекционной работы с детьми с ОВЗ Программа коррекционной работы с детьми ОВЗ Подготовила Терехова И. А. Пояснительная записка Цель: создание условий для оптимизации психического.

Работа воспитателя в старшей коррекционной группе с детьми ОВЗ по формированию высших психических функций. Работа воспитателя в старшей коррекционной группе с детьми ОВЗ по формированию высших психических функций. Дефект какого-нибудь анализатора.