В г распутин уроки французского доброты. «Уроки французского – уроки доброты» методическая разработка по литературе (6 класс) на тему. Оригинальный способ помощи

В рассказе «Уроки французского» автор раскрывает образ учительницы Лидии Михайловны, которая и преподает герою произведения настоящий урок доброты. В центре повествования мальчишка, приехавший в районную школу из деревни. Он из бедной семьи, постоянно недоедает, носит старую одежду и чирки, в которых не ходит больше никто и которых он сам стыдится. Мальчик сильно скучает по дому и никак не может освоиться на новом месте. Немного поправить свое положение ему помогает игра на деньги с местными мальчишками — он начинает выигрывать. Однако лидер компании, Вадик, быстро возвращает себе первенство, вместе с другом избив удачливого мальчика и выгнав его из игры.

Несмотря на все жизненные тяготы, герой — очень умный и сообразительный мальчишка. В деревне его считали грамотеем, именно поэтому мать решила собраться с силами и отправить сына учиться. Французский язык дается ему легко, как и остальные предметы, но мальчик никак не может справиться с произношением. Лидия Михайловна всё же обращает внимание на смышленого ученика, который плохо одет. Именно она первой видит синяки, которые герой получает вследствие своих финансовых побед, и узнает об игре на деньги. Она быстро понимает, для чего мальчику нужны деньги, видит — он пошел на «грязное дело» только лишь из-за своего тяжелого положения.

Лидия Михайловна решает помочь мальчику. Она намеренно загружает его дополнительными занятиями и пытается сблизиться с учеником. Но он не поддается и не идет ей навстречу. Мальчик не соглашается остаться на ужин у учительницы после занятия, стремительно убегая. Он не принимает посылку с макаронами, которую Лидия Михайловна тайком оставляет для мальчика в школьной раздевалке. Тогда она решается на хитрость, предложив герою другую, похожую игру на деньги. Мальчишка быстро учится и начинает выигрывать. Учительница довольна: мальчик получает от неё хоть какую-то помощь. А ему не так стыдно: он оправдывает себя тем, что это — честный выигрыш.

Всё заканчивается разоблачением: к Лидии Михайловне неожиданно приходит директор школы — её сосед — и становится свидетелем игры. Учительницу увольняют за такой проступок. Но, даже лишившись работы за простое человеческое стремление помочь ребенку, она берет вину на себя и делает так, чтобы эта история никак не затронула мальчика. А спустя какое-то время герой получает посылку от своей покровительницы — помимо макарон, которые голодающий ребенок воспринимает как чудо, в ней лежат яблоки, которых он даже не видел ни разу.

Так Лидия Михайловна своей заботой и великодушием показывает: доброта жива в людях, но случается так, что стремление помочь кому-то превыше собственных интересов. Так мальчик получает главный урок - урок доброты и самопожертвования.

Сила добра в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского»

Разговор с учительницей Лидией Михайловной после уроков оказался нелёгким. Однако он обернул­ся спасением, а не наказанием для мальчика. Учительница молодая, «аккуратная вся, умная и кра­сивая». В ней чувствуется доброта, душевная щедрость и любовь к детям. Рассказчика поразило то, что Лидия Михайловна ничего не сообщила директору и не пожаловалась на ученика. Больше всего мальчик боялся быть отчисленным из школы, зная, какую боль доставит этим матери.

Несмотря на своё обещание, герой снова начинает играть. Голод толкает его на это. Превозмогая страх, он подходит к избившим его старшеклассникам. Но после того как его снова избили, учительница начала заниматься с ним отдельно.

Посылка с макаронами, отправленная Лидией Михайловной, поставила рассказчика в неловкое положение. Поддавшись её уговорам, он принимает посылку, хотя и чувствует себя неловко.

Лидия Михайловна, которой не удавалось накор­мить ученика, придумала другую уловку, благодаря которой у мальчика снова появились деньги. Она ста­ла играть с ним в азартные игры, и ученик нередко обыгрывал учительницу. Рискуя своей работой, она помогала мальчику выжить.

Узнавший обо всём директор вынудил Лидию Ми­хайловну уехать, но герой запомнил её на всю жизнь. Ведь её доброта, понимание, честность, щедрость были для него важнее куска хлеба. Эта учительница преподала мальчику лучший урок - урок доброты.

Здесь искали:

  • доброта в произведении уроки французского
  • что такое настоящая доброта аргумент уроки французского
  • уроки доброты в рассказе уроки французского

Валентин Григорьевич Распутин - знаменитый русский писатель. Он создал много произведений, в которых показывает взаимоотношения людей, рассуждает о том, как должен человек поступать в различных жизненных ситуациях.

Рассказ «Уроки французского» основан на событиях из жизни самого автора. Он посвятил его матери другого русского писателя А. Вампилова, которая в какой-то мере является прототипом учительницы французского языка Лидии Михайловны, героини рассказа. Именно она преподала главному герою несколько уроков доброты, которые он запомнил на всю свою жизнь.

Главный герой рассказа оказался в очень трудной жизненной ситуации. Оставшись один в чужом поселке, он вынужден был голодать, потому что его продукты тайком съедал сын хозяйки. Герой искал выход из создавшейся ситуации. На короткое время ему помогла игра на деньги. Но как только он стал играть лучше остальных и постоянно выигрывал, его избили и больше не принимали в игру.

А мальчику нужен был только рубль, чтобы покупать молоко.

Лидия Михайловна не сразу узнала о проблемах своего ученика. А как только узнала, так решила помочь ему во что бы то ни стало. Она назначила ему дополнительные занятия, стала приглашать его к себе на квартиру. Как только мальчик приходил, Лидия Михайловна собирала на стол ужинать. Но герой никогда не садился за стол, потому что не принято было в их деревне есть у чужих и потому что стеснялся: Лидия Михайловна казалась герою какой-то необыкновенной.

Лишь позже он понял, что учительница делала это, чтобы накормить его. Когда ее попытка не удалась, она придумала другую хитрость. Лидия Михайловна прислала герою посылку с макаронами от имени его матери. Но и тут у нее ничего не получилось, потому что в деревне героя никогда не продавали макарон.

Но неудачи не сломили Лидию Михайловну. Она хотела помочь герою, сделать его жизнь легче. Она поняла, что мальчик не возьмет то, что не заработал сам, то, что ему не принадлежит. И тогда Лидия Михайловна нашла способ. Она стала играть с мальчиком на деньги в чику, причем сама обучила его этой игре. Для тех лет это было очень серьезное преступление. Но Лидия Михайловна сознательно идет на нарушение закона, потому что это был единственный способ помочь своему ученику, накормить его.

Вынужденная уехать в родной город, Лидия Михайловна и там не забыла о том, что мальчик голодает. Она прислала ему макароны и три яблока, которых мальчик никогда не ел. Они видел-то яблоки только на картинках. Вот эти уроки доброты, стремление прийти на помощь другому человеку, несмотря ни на что, герой запомнил на всю жизнь.

Разговор с учительницей Лидией Михайловной после уроков оказался нелёгким. Однако он обернул­ся спасением, а не наказанием для мальчика. Учительница молодая, «аккуратная вся, умная и кра­сивая». В ней чувствуется доброта, душевная щедрость и любовь к детям. Рассказчика поразило то, что Лидия Михайловна ничего не сообщила директору и не пожаловалась на ученика. Больше всего мальчик боялся быть отчисленным из школы, зная, какую боль доставит этим матери.

Лидия Михайловна, которой не удавалось накор­мить ученика, придумала другую уловку, благодаря которой у мальчика снова появились деньги. Она ста­ла играть с ним в азартные игры, и ученик нередко обыгрывал учительницу. Рискуя своей работой, она помогала мальчику выжить.

Узнавший обо всём директор вынудил Лидию Ми­хайловну уехать, но герой запомнил её на всю жизнь. Ведь её доброта, понимание, честность, щедрость были для него важнее куска хлеба. Эта учительница преподала мальчику лучший урок - урок доброты.

0

Ninaarc

Что такое доброта? Это благожелательность, отзывчивость, мягкость характера. Добрый человек проявляет милосердие и сострадание к ближнему, не проходит равнодушно мимо попавшего в беду товарища или даже незнакомца.

Когда мы получаем уроки доброты? Это происходит тогда, когда кто-то приходит на помощь оказавшемуся в сложной ситуации человеку.

О таких уроках доброты и написан рассказ В.Г. Распутина «Уроки французского». Учительница французского языка Лидия Михайловна узнаёт о том, что её ученик играет на деньги, а на выигранный рубль покупает на базаре банку молока. Понимая, что мальчик голодает, классная руководительница решает помочь ребёнку. Она приглашает пятиклассника к себе домой на дополнительные занятия по французскому языку с единственной целью – усадить его за обеденный стол. Но ученик, скромный, стеснительный и гордый одновременно, наотрез отказывается от обеда. Педагог решает отправить мальчику посылку с продуктами от лица его матери, но ребёнок догадывается, от кого эта посылка, и возвращает её учительнице. Тогда Лидия Михайловна предлагает ученику сыграть на деньги в «пристенок», за этой игрой и застаёт их директор.

Учительница берёт всю вину на себя и увольняется. Зимой герой получает посылку с красными кубанскими яблоками, которые раньше видел только на картинке. На всю жизнь запомнил мальчик те уроки доброты, которые получил от своей учительницы.

Пример доброты можно найти и в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Мальчик обманул бабушку, натолкав в туесок травы, а сверху присыпав ягодами. Он хотел за вырученные от продажи ягод деньги получить розовый пряник «конём». Бабушка была возмущена обманом, но простила своего внука, когда поняла, что он искренне раскаялся в своём проступке. Мальчик всё-таки получил обещанный пряник, но на всю жизнь запомнил доброту родного человека.

Доброта – это прекрасное качество, которым должен обладать каждый человек, от этого наш мир станет светлее и лучше. Философ Сенека говорил, что сознание сделанного добра даёт большую радость. Делайте добро!

0

spring
16.03.2019 оставил(а) комментарий:

Рассказ Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского» во многом автобиографичен. И дело здесь не в простом описании произошедших событий. Важнее «духовная память и духовный опыт человека», которые писатель пронёс через всю жизнь и отобразил в своих произведениях.
События в рассказе «Уроки французского» разворачиваются на фоне трудного послевоенного времени. Главный герой – рассказчик – вынужден рано начать самостоятельную жизнь. Он продолжает учиться в школе в другом городе и живёт отдельно от родителей.
Уже в одиннадцать лет ребёнок понимает, что такое голод, что такое ответственность, потому что был самым старшим из троих детей. Страдая от разлуки с близкими, среди чужих людей, мальчик старается не показывать матери своих переживаний: «При ней я крепился, не жаловался и не плакал, но когда она стала уезжать, не выдержал и с рёвом погнался за машиной».
Нужда заставила рассказчика играть на деньги. После очередной игры он оказался избитым Вадиком и Птахой, двумя старшеклассниками, а в школе ещё и преданным одним из одноклассников, который рассказал обо всём классному руководителю.
Разговор с учительницей Лидией Михайловной после уроков оказался нелёгким. Однако он обернулся спасением, а не наказанием для мальчика. Учительница – молодая, «аккуратная вся, умная и красивая». В ней чувствуется доброта, душевная щедрость и любовь к детям. Рассказчика поразило то, что Лидия Михайловна ничего не сообщила директору и не пожаловалась на ученика. Больше всего мальчик боялся быть отчисленным из школы, зная, какую боль доставит этим матери.
Несмотря на своё обещание, герой снова начинает играть. Голод толкает его на это. Превозмогая страх, он подходит к избившим его старшеклассникам. Но после того как его снова избили, учительница начала заниматься с ним отдельно.
Посылка с макаронами, отправленная Лидией Михайловной, поставила рассказчика в неловкое положение. Поддавшись её уговорам, он принимает посылку, хотя и чувствует себя неловко.
Лидия Михайловна, которой не удавалось накормить ученика, придумала другую уловку, благодаря которой у мальчика снова появились деньги. Она стала играть с ним в азартные игры, и ученик нередко обыгрывал учительницу. Рискуя своей работой, она помогала мальчику выжить.
Узнавший обо всём директор вынудил Лидию Михайловну уехать, но герой запомнил её на всю жизнь. Ведь её доброта, понимание, честность, щедрость были для него важнее куска хлеба. Эта учительница преподала мальчику лучший урок – урок доброты.

Валентин Распутин поднимает важные для общества проблемы доброты и жестокости «Уроки французского». Эти мотивы можно рассмотреть в поступках главных и второстепенных персонажей.

Добрые поступки

Доброта в рассказе «Уроки французского» связана с образами главного героя, его семьи и учительницы французского языка Лидии Михайловны.

Мальчик всегда поступал по честности и справедливости, он никогда не обманывал и не делал чего-то плохого.

Добротой отличается и мать главного героя. Несмотря на бедное положение своей семьи, она всегда старалась материально помочь старшему сыну. По сути ради него она отдавала самое последнее.

Лидия Михайловна всячески старалась помочь главному герою, видя его бедное положение. Она видела, что ему приходится играть с другими ребятами на деньги, чтобы выжить, поэтому предлагает герою свою помощь. Учительница не только мастерски преподает материал и помогает главному герою подтянуться в учебе, она учит его большему - реальной жизни.

Лидия Михайловна после занятий предлагает персонажу поужинать вместе с ней, но гордость мальчика ему не позволяет сделать это. Тогда учительница отправляет ему посылку с едой, чтобы он поел «хороший обед», а не картошку, которую он ел постоянно.

Понимая, что главный герой не примет ее материальную помощь, Лидия Михайловна решает пойти хитростью: предложить мальчику играть с ней на деньги. Их игру, однако, обнаруживает директор школы.

Поступок директора

Поступок директора оценивается неоднозначно. С точки зрения закона и общественной позиции поступок Лидии Михайловны он оценил правильно: учительница не имела право играть со своим учеником на деньги. Однако с моральной точки зрения героиня поступила правильно: она помогала мальчику справляться с нищетой в эти голодные времена.

Директор школы не захотел полностью разобраться в данной ситуации, он был способен лишь на увольнение Лидии Михайловны.

Жестокие поступки

К сожалению, злых поступков в произведении В. Распутина больше, чем добрых. Связано это с поступками Вадика и его приближенных. Он не только обманывал других игроков на протяжении большого времени, но и из-за нежелания проигрывать готов осуществить физическое насилие. Друг Вадика Птаха начинает драку с главным героем, потом присоединяется и сам Вадик. «Они били меня по очереди, один и второй, один и второй. Кто-то третий, маленький и злобный, пинал меня по ногам, потом они почти сплошь покрылись синяками». Строки эти наполнены настоящей жестокостью.