Речкалов Григорий Андреевич. Истребители. Герои неба. Биография Григорий речкалов биография

9 февраля 1920, деревня Худяково, Ирбитский уезд, Пермская губерния, РСФСР (ныне посёлок Зайково, Ирбитское муниципальное образование, Свердловская область) - 20 декабря 1990, Москва, РСФСР, СССР.

Дважды Герой Советского Союза, лётчик-ас времён Великой Отечественной войны, генерал-лейтенант авиации.

Родился в крестьянской семье в тяжёлое для страны время в период Гражданской войны. Когда Григорий учился в школе, его семья переехала в село Бобровку под Свердловском, и он закончил там 6 классов в школе посёлка Большой Исток. В 14 лет начал работать электромонтёром на местном мельничном заводе. Позднее переехал в Свердловск и поступил в фабрично-заводское училище Верх-Исетского завода. В то же самое время начал заниматься в кружке планеристов.

В 1937 году был по комсомольской путёвке направлен в Пермскую
военную школу лётчиков и в 1939 году в звании сержанта был зачислен в 55-й авиационный истребительный полк в Кировограде. За время службы в полку участвовал в походе на Бессарабию. Накануне Великой Отечественной войны полк базировался на окраине города Бельцы.

За день до начала войны проходил врачебно-лётную комиссию и
был забракован по причине обнаруженного дальтонизма. Однако 22 июня, когда он вернулся в часть, начальник штаба полка дал ему срочное задание по доставке документов и на медицинское заключение даже не посмотрел. В начале войны летал на истребителе И-153 «Чайка». Первую воздушную победу он одержал 27 июня, сбив реактивным снарядом Me-109.
Уже за первый месяц войны Григорий Речкалов сбил 3 вражеских самолёта, был ранен сам, но привёл самолёт на аэродром. Он был отправлен в госпиталь, а затем в запасной авиационный полк, осваивать самолёты Як-1, но в апреле 1942 года сбежал в свой полк, который к тому времени получил звание гвардейского и стал именоваться 16-й гвардейский истребительный авиационный полк (16 ГвИАП).

В полку он освоил американский истребитель «Аэрокобра». С весны 1943 года полк вступил в бои с противником на Кубани. За первые две недели боёв сбил 19 самолётов противника, причём в трёх
боевых вылетах он сбил по 2 самолёта, а в одном - 3.

К июню 1944 года заместитель командира полка Речкалов совершил 415 боевых вылетов, участвовал в 112 воздушных боях и сбил лично 48 самолётов противника и 6 в группе.

В наградных листах отсутствуют 3 воздушные победы Речкалова,
одержанные им в 1941 году (в связи с утратой документов 55-го
истребительного авиаполка за тот период). Тем не менее, эти победы отражены в документах 20-й смешанной авиадивизии, что даёт полное основание включить их в боевой счёт лётчика.

Всего за время войны Речкаловым было совершено 450 боевых вылетов, 122 воздушных боя. Данные о сбитых самолётах разнятся. По одним источникам сбито 56 самолётов и 6 самолётов в группе. По данным М. Быкова, Речкалов сбил 61+4 самолёт противника.

После войны Григорий Андреевич продолжал службу в военно-воздушных силах, в 1951 году окончил Военно-воздушную академию. В 1959 году он был уволен в запас. Жил в Москве, с 1980 года - в городе Жуковском Московской области.

Похоронен в посёлке Бобровский (Сысертский район, Свердловская область).

призы и награды

Две медали "Золотая Звезда".
Орден Ленина.
4 ордена Красного Знамени.
Орден Александра Невского.
Орден Отечественной войны 1-й степени.
2 ордена Красной Звезды.

Медали, в том числе:
- Медаль "За боевые заслуги"
- Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
- Юбилейная медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
- Юбилейная медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
- Юбилейная медаль "Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."

Григорий Речкалов родился 9 февраля 1920 года в деревне Худяково, Владимирская область. Мальчик вырос в обычной крестьянской семье. После окончании шести классов школы устроился на работу электромонтеров в Верх­-Исетский металлургический завод. Одновременно молодой человек учился в местном аэроклубе.

В Красной Армии проходил службу с января 1938 года. Через год окончил Пермскую военную авиационную школу летчиков. Служил младшим летчиком в 55-м истребительном авиационном полку Военно-Воздушных Сил Одесского военного округа.

На фронтах Великой Отечественной войны находился с июня 1941 года. Являлся командиром звена 16-го гвардейского истребительного авиационного полка, 216-ой смешанной авиационной дивизии, 4-ой воздушной армии.

К маю 1943 года уже старший лейтенант Речкалов совершил 194 боевых вылета, в 54 воздушных боях и лично сбил 12 самолетов противника. Во время одного из воздушных боев оказался тяжело ранен в голову и ногу, долгое время находился на излечении в госпитале.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 мая 1943 года за мужество и героизм, проявленные в боях, гвардии старшему лейтенанту Григорию Андреевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

После лечения вновь вернулся в строй и к июню 1944 года совершил 415 боевых вылетов, участвовал в 112 воздушных боях, лично сбил 48 самолетов противника и 6 в составе группы.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1944 года за новые боевые подвиги гвардии капитан Речкалов Григорий Андреевич награжден второй медалью «Золотая Звезда».

С июля 1944 по­ март 1945 года являлся командиром 16-­го гвардейского истребительного авиационного полка. В марте 1945 года стал летчиком-­инспектором по технике пилотирования 9­-й гвардейской истребительной авиационной дивизии.

Воевал Григорий Андреевич на Южном, Северо-­Кавказском, 1­, 2­ и 4 Украинском фронтах. Участвовал в оборонительных боях на юге Украины, обороне Северного Кавказа, освобождении Кубани, Донбасса, Крыма, Белоруссии и Польши, в Берлинской операции. Всего за время войны Речкалов совершил более 450 боевых вылетов на истребителях И­-153 «Чайка», И-­16, Як-­1 и Р-39 «Аэрокобра»; участвовал в 122 воздушных боях, в которых сбил лично 61 самолет противника.

После войны Речкалов продолжал службу в Военно-Воздушных Силах. С августа 1945 года ­ стал инспектор­ом летчиком по технике пилотирования 6-­го гвардейского истребительного авиационного корпуса. В 1951 году окончил Военно-­воздушную академию.

С 1951 года ­являлся заместителем командира, с июля 1952 года командир 10­-й гвардейской истребительной авиационной дивизии. Далее командовал 146-­й истребительной авиадивизией Сахалинского корпуса противовоздушной обороны. С 1957 года назначен заместителем командующего истребительной авиацией Отдельной Дальневосточной армии ПВО.

С апреля 1959 года в звании «генерал-­майор» авиации Григорий Речкалов уволен в запас. Проживал в городах Новосибирск, Москва. В последние годы жизни находился в городе Жуковский, Московской области.

Скончался военный летчик Григорий Речкалов 20 декабря 1990 года. Похоронен в поселке Бобровский Свердловской области.

Награды Григория Речкалова

Дважды Герой Советского Союза (24.05.1943, 01.07.1944);
Орден Ленина;
Четыре ордена Красного Знамени;
Орден Александра Невского (2 октября 1943);
Орден Отечественной войны 1-й степени;
Два ордена Красной Звезды (26 октября 1955; 1956);
Медаль «За боевые заслуги» (24 июня 1948 года);
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
Юбилейная медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
Юбилейная медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
Юбилейная медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;

Почетный гражданин города Бельцы.

Память о Григории Речкалове

На родине Героя в Зайково установлен бронзовый бюст и открыт музей на ул. Коммунистическая, 170. В середине августа 2015 года музей преобразован в музейно-патриотический комплекс, на открытии которого истребители-перехватчики МиГ-31 совершили «полет памяти» в честь Григория Речкалова.

Имя Героя носит школа № 1 в Зайково, где учился Григорий Речкалов, на школе установлена мемориальная доска.

Бюст Речкалова Г. А. установлен на бульваре Победы в городе Ирбите Свердловской области.

В Екатеринбурге (Свердловске), где учился и работал Григорий Андреевич, его именем названа улица в Верх-Исетском районе.

В феврале 2019 года в станице Крыловской Краснодарского края состоялось открытие бюста дважды Героя Советского Союза Григория Речкалова.

"Свою первую победу Речкалов одержал уже 26 июня 1941 года на биплане И-153 "Чайка", сбив залпом эресов посчитавший его легкой добычей "мессер". Увеличил свой боевой счет, летая на И-16, был тяжело ранен, но вернулся встрой, воевал на "яках" и "аэрокобрах", первую Золотую Звезду получил за воздушное сражение на Кубани, где всего за полтора месяца "завалил" 17 немецких самолетов, а вторую - летом 44-го, когда довел счет личных побед до полусотни. Прославившись отвагой даже среди бесстрашных "сталинских соколов", Речкалов никогда не уклонялся от боя, а его "Аэрокобра" выделялась вызывающе-яркой раскраской - красный кок винта, победные звездочки в семь рядов на носу, грозные инициалы РГА на хвостовой части фюзеляжа..."

Будущий дважды Герой Советского Союза, один из лучших советских асов Григорий Андреевич Речкалов родился 9 февраля 1920 года в деревне Худяково Ирбитского уезда в самой обыкновенной крестьянской семье. В конце 1937 года по комсомольской путевке молодой Речкалов отправляется военную школу летчиков в Перми, которую успешно оканчивает в 1939 году. После распределения Григорий в звании младшего лейтенанта направляется для прохождения службы в 55-й истребительный авиаполк, который подарили стране много прославленных летчиков.

В то время, когда Речкалов попал в 55-й ИАП он был укомплектован самолетами И-153, И-16 и УТИ-4 и входил в состав 1-й скоростной бомбардировочной бригады КОВО. В 1940 году полк был передан 20-й смешанной авиационной дивизии, входившей в структуру ВВС Одесского военного округа. Полк располагался на окраине небольшого города Бельцы недалеко от границы с Румынией.

22 июня 1941 года Григорий Речкалов прибыл в распоряжение своего полка из Одессы, где он прошел врачебно-летную комиссию, которая списала его с летной работы, у летчика был дальтонизм, он плохо различал цвета. В полку к тому времени уже были отмечены первые потери, и вовсю кипела боевая работа. Доложив о своем прибытии в часть и списании с полетов, Речкалов тут же получает свое первое боевое задание – на истребителе И-153 отвезти документы в соседнюю часть. На заключение врачей начальник штаба полка майор Матвеев даже не стал обращать свое внимание, было не до этого. Вот так неожиданно для пилота-истребителя решилась очень тяжелая задача, которая терзала его всю дорогу по пути в полк. В первом же своем боевом вылете Григорий Речкалов встретился в бою с врагом, уцелел и смог выручить товарища.

В дальнейшем в судьбу летчика-аса не раз будет вмешиваться случай, который будет предоставлять ему возможность для возвращения в небо. Стоит сказать только о том, что уже через месяц войны, имея на своем боевом счету 3 сбитых немецких самолета Речкалов получает тяжелое ранение в ногу и раненным приводит свой И-16 на аэродром, откуда немедленно переправляется в госпиталь. В госпитале ему делают очень сложную операцию на правой ноге. Это ранение практически на год вывело его из строя. В апреле 1942 года, сбежав из запасного авиаполка, где летчик переучивался на Як-1, он возвращается в свой родной, теперь уже 16-й ГвИАП.

С этого момента начинается новый этап его летной карьеры с позывными «РГА». Впереди его ждет переучивание на американский истребитель P-39 «Аэрокобра», грозное небо Кубани, первая Золотая Звезда Героя, ожесточенные бои в небе над Яссами, вторая Золотая Звезда и в конце небо Берлина. Вместил этот отрезок и некоторое противостояние с известнейшим советским асом Покрышкиным, которое получило неожиданное развитие уже по завершении войны и о котором раньше предпочитали не говорить вслух.

Григорий Речкалов вошел в историю, как самый результативный ас, одержавший на истребителе P-39 «Аэрокобра» больше всех побед. К концу войны на его «Кобре» было 56 звезд, которые символизировали 53 личных и 3 групповых победы летчика. Речкалов был вторым по результативности летчиком союзников. На его счету значилось 61 личная победа и 4 групповых.

Среди сбитых Григорием Речкаловым немецких самолетов были:

30 истребителей Ме-109;
5 истребитель FW-190
2 истребителя Ме-110;
11 бомбардировщиков Ju-87
5 бомбардировщиков Ju-88
3 транспортника Ju-52
2 бомбардировщика He-111
2 легких самолета разведчика Fi-156
1 истребитель-корректировщик Hs-126

К июню 1944 года заместитель командира полка Речкалов совершил 415 боевых вылетов, участвовал в 112 воздушных боях и сбил лично 48 самолётов противника и 6 в группе.

Всего за время войны Речкаловым было совершено 450 боевых вылетов, 122 воздушных боя. Данные о сбитых самолетах разнятся. По одним источникам сбито 56 самолётов и 6 самолётов в группе. По данным М. Быкова, Речкалов сбил 61 самолёт противника.

После войны Григорий Речкалов продолжал службу в военно-воздушных силах, в 1951 году окончил Военно-воздушную академию. В 1959 году он был уволен в запас. Жил в Москве, с 1980 года - в г. Жуковском Московской области. Умер 22 декабря 1990 года в Москве. Похоронен в посёлке Бобровский (Сысертский район Свердловской области).

(9 февраля 1920 - 22 декабря 1990 года) - дважды Герой Советского Союза, лётчик-истребитель, генерал-майор авиации.....

Речкалов Григорий Андреевич

Этот блистательный воздушный боец отличался весьма противоречивым и неровным характером. Являя образец мужества, решимости и дисциплины в одном вылете, в следующем он мог отвлечься от выполнения главной задачи и столь же решительно начать преследование случайного противника. Его боевая судьба переплелась с судьбой А. Покрышкина; он летал с ним в группе, сменял его на должности комэска, затем на должности командира полка. Сам Александр Иванович лучшими качествами Речкалова считал прямоту и откровенность.

Начало войны спасло Речкалова от списания с летной работы: врачи нашли у него слабую степень дальтонизма, но командир полка проигнорировал их губительное для пилота заключение.

Свои первые боевые вылеты, на штурмовку войск противника, Речкалов сделал на И-153 - биплане с синим хвостовым номером 13. На нем же он одержал свою первую победу, залпом эРэСов сбив одного из атаковавших его Ме-109. Как и Покрышкин, он говорил, что его 13-й номер «несчастливый для них». На нем же он, правда, потерпел аварию из-за отказа мотора: оборвался шатун, и, скапотировав, Речкалов едва не погиб. После аварии он стал летать на И-16, вскоре сбил на нем румынский ПЗЛ-24, а затем и Ю-88. В одном из вылетов был ранен в голову и ногу, привел машину на свой аэродром и неделю угодил в госпиталь, перенес там 3 операции - ранение в ногу оказалось тяжелым. После относительного выздоровления летчик получил направление в запасной полк, но, узнав, что полк укомплектован только самолетами У-2, решительно повернулся и уехал обратно в штаб ВВС округа. Там он добился встречи с командующим и сумел вытребовать направление на переучивание в истребительный полк. Только летом 1942 г., освоив Як-1 и еще раз побывав в госпитале - трудно выходил осколок, Речкалов всеми правдами и неправдами вернулся в свой полк - 55-й иап, получивший к тому времени гвардейское наименование 16-й гиап. Здесь, на Южном фронте, он делает около сотни боевых вылетов, доводит число побед до 6 - 4 личных и 2 в группе.

В декабре 1942 г. 16-й гиап был выведен с фронта, а личный состав полка направлен в 25-й зап для переучивания на «Аэрокобры».

…Только за первые 2 недели сражения на Кубани «боевой работы с аэродрома Поповическая» замкомандира 1-й авиаэскадрильи 16-го гиап ст. лейтенант Речкалов лично сбил в воздушных боях 8 самолетов противника (7 Ме-109 и Ю-88) и был представлен к званию Героя Советского Союза. Всего на Кубани он одержал 19 побед, трижды уничтожив по 2 самолета в одном бою и один раз - 3 Обычно он летал ведущим пары в группе Покрышкина.

«Не было ни одного вылета, чтобы мы не вели бой. Вначале фашист действовал нахально. Выскочит группа, навалится, смотришь, то один, то другой наш самолет, загоревшись, несется к земле. Но мы быстро разгадали тактику фашистских летчиков и стали применять новые приемы: ходить парами, а не звеньями, лучше использовать для связи и наведения радио, эшелонировать группы самолетов так называемой „этажеркой“. Именно в эти дни в нашем полку родился „соколиный удар“, разработанный Александром Ивановичем Покрышкиным». На Кубани Г. Речкалов воевал на «Аэрокобрах» П-39Д-1, П-39Д-2, с бортовым номером 40.

Беспредельно храбрый лично, удалой, полный презрения к врагам, он воевал на разукрашенной «Аэрокобре», помимо стандартной окраски и элементов быстрого распознавания, несшей звезды по числу сбитых врагов и грозные буквы РГА (инициалы летчика) на хвостовой части фюзеляжа.

Летом 1943 г. во главе восьмерки истребителей он с ходу на предельной скорости, сверху - в лоб, атаковал большую группу Ю-87 и лично сбил 3 из них. Его группа сбила тогда 5 Ю-87 и Ме-109.

Осенью 1943 г. во время знаменитой «охоты над морем», открытой Покрышкиным, Речкалову удалось сбить 3 самолета - 2 Ю-52 - бензовоза в одном вылете и летающую лодку «Савойя».

Он с удовольствием летал на «охоту», любил забираться на большую, около 6 тысяч метров, высоту и, пользуясь своим исключительно острым зрением, стремительно атаковать выбранную жертву. На задания ас летал с разными летчиками. Среди них были А. Труд, Г. Голубев, В. Жердев.

1 июля 1944 г. гвардии капитан Речкалов награжден второй Золотой Звездой за 415 боевых вылетов, 112 воздушных боев, 48 личных и 6 групповых побед. Свой последний дубль он сделал под Яссами, сбив в короткой и решительной атаке 2 Ю-87.

После назначения Покрышкина замкомандира полка Речкалов становится командиром первой авиаэскадрильи, а когда Покрышкин стал командиром дивизии, он назначен командиром 16-го гиап. Однако должность эта была фатально невезучей. После гибели И. Олефиренко из-за халатности механика Речкалов был снят с должности комполка и туда назначен Б. Глинка. Однако через несколько дней тот был серьезно ранен в воздушном бою и врио комполка вновь стал Речкалов. И опять его сменил в этой должности другой - И. Бабак.

Речкалов к тому времени был назначен инспектором по технике пилотирования 9-й гиад В этой должности гвардии майор Речкалов и закончил войну.

Григорий Речкалов родился 9 февраля 1920 г. в деревне Худяково Ирбитского уезда Пермской губернии. Он окончил 6 классов и в 1938 г. был принят в Пермскую военную авиационную школу. Ту самую, что за 5 лет до прихода туда Речкалова окончил его будущий командир Покрышкин. Правда, тогда школа выпускала лишь авиатехников. Став в 1939 г. военным летчиком, Речкалов проходил службу в частях ВВС РККА Одесского ВО.

В сражениях Великой Отечественной участвовал с первого дня. Воевал на Южном, Северо-Кавказском, 1-м, 2-м и 4-м Украинских фронтах. Провел более 450 боевых вылетов, 122 воздушных боя, в которых сбил 56 самолетов противника лично и 6 - в группе Наверное, ни у одного другого советского аса на личном счету нет такого разнообразия типов официально сбитых самолетов, как у Речкалова. Здесь и бомбардировщики Хе-111 и Ю-88, и самолеты штурмовой авиации Ю-87 и Хш-129, и разведчики Хш-126 и ФВ-189, и истребители Ме-110, Ме-109, ФВ-190, и транспортники Ю-52, и относительно редкие трофеи - «Савойя» и ПЗЛ-24.

После войны, в 1951 г., он окончил ВВА. В 1959 г. 39-летний генерал-майор авиации Речкалов был уволен в запас. Жил и работал в Москве. Написал книги: «В гостях у молодости» (М., 1968), «Дымное небо войны» (Свердловск, 1968), «В небе Молдавии» (Кишинев, 1979). Умер 22 декабря 1990 г.

Дважды Герой Советского Союза (24.5.43, 1.7.44) Награжден орденом Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, 2 орденами Красной Звезды, медалями.

Из книги 100 великих россиян автора Рыжов Константин Владиславович

Из книги Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима автора

Григорий VII Гильдебранд и Григорий - епископ нисский} Приводимый ниже параллелизм накладывает некоторые детали биографии римского папы XI века Григория VII на жизнеописание известного христианского святого Григория, епископа нисского (ниццкого), а западный Рим - на

Из книги Повседневная жизнь русского офицера эпохи 1812 года автора Ивченко Лидия Леонидовна

автора

Юрий Андреевич Чингисхан Кто такие чжурчжени? Имя «чжурчженей» не известно массовому читателю. Однако роль этого народа в истории Азии весьма значительна. Чжурчжени считаются злейшими и главными врагами монголов и самого Чингисхана, который, будучи уже в зрелом

Из книги Русь, которая была автора Максимов Альберт Васильевич

Юрий Андреевич Чингисхан Потерпев поражение от Тамары, Юрий бежит из Грузии. Вопрос: куда? На Русь не пускают владимиро-суздальские князья. Обратно в северокавказские степи тоже нельзя: карательные отряды из Грузии и Ширвана приведут к одному - к казни на деревянном осле.

автора Грегоровиус Фердинанд

4. Григорий заключает мир с Агилульфом. - Фока вступает на трон в Византии. - Григорий шлет ему свое приветствие. - Колонна Фоки на римском форуме В действительности Григорий пользовался почти всей властью государя, так как нити политического управления сами собою

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

4. Валентин I, папа. - Григорий IV, папа. - Сарацины проникают в Средиземное море. - Они основывают свое государство в Сицилии. - Григорий IV строит Новую Остию. - Распадение монархии Карла. - Смерть Людовика Благочестивого. - Лотарь - единый император. - Верденский раздел

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

6. В Генрихе возрождается мужество. - Рудольф Швабский, король. - Генрих возвращается в Гер манию, Григорий - в Рим. - Падение последних лангобардских династий в Южной Италии. - Значение лангобардского народа. – Роберт присягает Григорию как вассал. - Вильгельм

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

2. Григорий X едет в Лион. - Гвельфы и гибеллины во Флоренции. - Собор в Лионе. - Григорий X издает закон о конклаве. - Жалованная грамота Рудольфа в пользу церкви. - Взгляд Григория X на отношения церкви к империи. - Грамота, данная Лозанне. - Григорий X во Флоренции. - Его

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

2. Бенедикт XIII и неудавшийся его план завладения Римом. - Григорий XII и отношение его к Владиславу. - Интриги обоих пап в видах подорвать унию. - Бенедикт XIII покинут Францией. - Григорий XII покинут своими кардиналами. - Кардиналы обеих обедиэнций в Пизе. - Они созывают

Из книги Доктор Фауст. Христос глазами антихриста. Корабль «Ваза» автора Носовский Глеб Владимирович

66. Старинная легенда утверждает, что папа Григорий VII «был Фаустом» Но ведь Григорий VII - это действительно отражение Андроника-Христа Как показано в книге А.Т. Фоменко «Античность - это Средневековье», гл. 4, знаменитый папа Григорий VII Гильдебранд якобы из XI века

Из книги От КГБ до ФСБ (поучительные страницы отечественной истории). книга 2 (от МБ РФ до ФСК РФ) автора Стригин Евгений Михайлович

Зюганов Геннадий Андреевич Биографическая справка: Геннадий Андреевич Зюганов родился в 1944 году в Орловской области. Образование высшее, окончил Орловский педагогический институт и Академию общественных наук при ЦК КПСС.Родители: отец - Зюганов Андрей Михайлович, мать

Из книги Великие летчики мира автора Бодрихин Николай Георгиевич

Григорий Андреевич Речкалов (СССР) Григорий Речкалов родился 9 февраля 1920 г. в деревне Худяково Ирбитского уезда Пермской губернии. Он окончил 6 классов и в 1938 г. был принят в Пермскую военную авиационную школу. Ту самую, что за 5 лет до прихода туда Речкалова окончил его

Из книги Московская Русь: от Средневековья к Новому времени автора Беляев Леонид Андреевич

Владимир Андреевич Храбрый Владимир Андреевич Храбрый (1353–1410) - удельный князь серпуховской и боровский, внук Ивана Калиты и двоюродный брат великого князя московского Дмитрия Ивановича, признавший себя по договору его «младшим братом». В 1372 г. женился на Елене, дочери

Из книги Флотоводцы автора Копылов Н. А.

Спиридов Григорий Андреевич Сражения и победыВыдающийся российский флотоводец, полный адмирал (1769 г.).Долгая военно-морская карьера вела адмирала в Средиземное море - к его главной битве при Чесме. Тогда в течение одной ночи турки потеряли в Чесменской бухте 63 корабля -

Из книги Сто сталинских соколов. В боях за Родину автора Фалалеев Федор Яковлевич

Дважды Герой Советского Союза гвардии майор Речкалов Г.А. ГРУППОВОЙ ВОЗДУШНЫЙ БОЙСтоял октябрь 1943 г. Немцы не хотели признавать, что могущество их авиации в воздухе было уже подорвано. Немецкое командование стремилось всеми силами и средствами дать реванш за Сталинград

Речкалов Григорий Андреевич

Этот блистательный воздушный боец отличался весьма противоречивым и неровным характером. Являя образец мужества, решимости и дисциплины в одном вылете, в следующем он мог отвлечься от выполнения главной задачи и столь же решительно начать преследование случайного противника. Его боевая судьба переплелась с судьбой А. Покрышкина; он летал с ним в группе, сменял его на должности комэска, затем на должности командира полка. Сам Александр Иванович лучшими качествами Речкалова считал прямоту и откровенность.

Начало войны спасло Речкалова от списания с летной работы: врачи нашли у него слабую степень дальтонизма, но командир полка проигнорировал их губительное для пилота заключение.

Свои первые боевые вылеты, на штурмовку войск противника, Речкалов сделал на И-153 - биплане с синим хвостовым номером 13. На нем же он одержал свою первую победу, залпом эРэСов сбив одного из атаковавших его Ме-109. Как и Покрышкин, он говорил, что его 13-й номер «несчастливый для них». На нем же он, правда, потерпел аварию из-за отказа мотора: оборвался шатун, и, скапотировав, Речкалов едва не погиб. После аварии он стал летать на И-16, вскоре сбил на нем румынский ПЗЛ-24, а затем и Ю-88. В одном из вылетов был ранен в голову и ногу, привел машину на свой аэродром и неделю угодил в госпиталь, перенес там 3 операции - ранение в ногу оказалось тяжелым. После относительного выздоровления летчик получил направление в запасной полк, но, узнав, что полк укомплектован только самолетами У-2, решительно повернулся и уехал обратно в штаб ВВС округа. Там он добился встречи с командующим и сумел вытребовать направление на переучивание в истребительный полк. Только летом 1942 г., освоив Як-1 и еще раз побывав в госпитале - трудно выходил осколок, Речкалов всеми правдами и неправдами вернулся в свой полк - 55-й иап, получивший к тому времени гвардейское наименование 16-й гиап. Здесь, на Южном фронте, он делает около сотни боевых вылетов, доводит число побед до 6 - 4 личных и 2 в группе.

В декабре 1942 г. 16-й гиап был выведен с фронта, а личный состав полка направлен в 25-й зап для переучивания на «Аэрокобры».

…Только за первые 2 недели сражения на Кубани «боевой работы с аэродрома Поповическая» замкомандира 1-й авиаэскадрильи 16-го гиап ст. лейтенант Речкалов лично сбил в воздушных боях 8 самолетов противника (7 Ме-109 и Ю-88) и был представлен к званию Героя Советского Союза. Всего на Кубани он одержал 19 побед, трижды уничтожив по 2 самолета в одном бою и один раз - 3 Обычно он летал ведущим пары в группе Покрышкина.

«Не было ни одного вылета, чтобы мы не вели бой. Вначале фашист действовал нахально. Выскочит группа, навалится, смотришь, то один, то другой наш самолет, загоревшись, несется к земле. Но мы быстро разгадали тактику фашистских летчиков и стали применять новые приемы: ходить парами, а не звеньями, лучше использовать для связи и наведения радио, эшелонировать группы самолетов так называемой „этажеркой“. Именно в эти дни в нашем полку родился „соколиный удар“, разработанный Александром Ивановичем Покрышкиным». На Кубани Г. Речкалов воевал на «Аэрокобрах» П-39Д-1, П-39Д-2, с бортовым номером 40.

Беспредельно храбрый лично, удалой, полный презрения к врагам, он воевал на разукрашенной «Аэрокобре», помимо стандартной окраски и элементов быстрого распознавания, несшей звезды по числу сбитых врагов и грозные буквы РГА (инициалы летчика) на хвостовой части фюзеляжа.

Летом 1943 г. во главе восьмерки истребителей он с ходу на предельной скорости, сверху - в лоб, атаковал большую группу Ю-87 и лично сбил 3 из них. Его группа сбила тогда 5 Ю-87 и Ме-109.

Осенью 1943 г. во время знаменитой «охоты над морем», открытой Покрышкиным, Речкалову удалось сбить 3 самолета - 2 Ю-52 - бензовоза в одном вылете и летающую лодку «Савойя».

Он с удовольствием летал на «охоту», любил забираться на большую, около 6 тысяч метров, высоту и, пользуясь своим исключительно острым зрением, стремительно атаковать выбранную жертву. На задания ас летал с разными летчиками. Среди них были А. Труд, Г. Голубев, В. Жердев.

1 июля 1944 г. гвардии капитан Речкалов награжден второй Золотой Звездой за 415 боевых вылетов, 112 воздушных боев, 48 личных и 6 групповых побед. Свой последний дубль он сделал под Яссами, сбив в короткой и решительной атаке 2 Ю-87.

После назначения Покрышкина замкомандира полка Речкалов становится командиром первой авиаэскадрильи, а когда Покрышкин стал командиром дивизии, он назначен командиром 16-го гиап. Однако должность эта была фатально невезучей. После гибели И. Олефиренко из-за халатности механика Речкалов был снят с должности комполка и туда назначен Б. Глинка. Однако через несколько дней тот был серьезно ранен в воздушном бою и врио комполка вновь стал Речкалов. И опять его сменил в этой должности другой - И. Бабак.

Речкалов к тому времени был назначен инспектором по технике пилотирования 9-й гиад В этой должности гвардии майор Речкалов и закончил войну.

Григорий Речкалов родился 9 февраля 1920 г. в деревне Худяково Ирбитского уезда Пермской губернии. Он окончил 6 классов и в 1938 г. был принят в Пермскую военную авиационную школу. Ту самую, что за 5 лет до прихода туда Речкалова окончил его будущий командир Покрышкин. Правда, тогда школа выпускала лишь авиатехников. Став в 1939 г. военным летчиком, Речкалов проходил службу в частях ВВС РККА Одесского ВО.

В сражениях Великой Отечественной участвовал с первого дня. Воевал на Южном, Северо-Кавказском, 1-м, 2-м и 4-м Украинских фронтах. Провел более 450 боевых вылетов, 122 воздушных боя, в которых сбил 56 самолетов противника лично и 6 - в группе Наверное, ни у одного другого советского аса на личном счету нет такого разнообразия типов официально сбитых самолетов, как у Речкалова. Здесь и бомбардировщики Хе-111 и Ю-88, и самолеты штурмовой авиации Ю-87 и Хш-129, и разведчики Хш-126 и ФВ-189, и истребители Ме-110, Ме-109, ФВ-190, и транспортники Ю-52, и относительно редкие трофеи - «Савойя» и ПЗЛ-24.