Мужество выносливость слава классный час презентация. Что такое «мужество»? толковый словарь русского языка ушакова мужество, спокойная храбрость, присутствие духа в беде, опасности. душевная стойкость и. И самое главное…

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Урок мужества Составила Газеева Г.В. - классный руководитель 9 класса В МБОУ «Тетюшская СОШ №1 им. Ханжина П.С.» 2013 г.

Родина наша - колыбель героев, огненный горн, где плавятся простые души, становясь крепкими, как алмаз и сталь. (А.Н. Толстой)

На протяжении многих веков наша страна неоднократно подвергалась смертельной опасности. Но великий народ устоял. В боях за родную землю он показал непревзойдённые образцы отваги и мужества. Народ не забыл своих героев. Память об их славных подвигах он донёс до наших дней.

Соблюдение Русской земли от беды на востоке, знаменитые подвиги за веру и землю на западе доставили Александру славную память на Руси, сделали его самым видным историческим лицом в нашей древней истории от Мономаха до Донского 30 мая 1220 - 14 ноября 1263 Александр Невский Отпуская домой захваченных в плен рыцарей сказал им: «Идите и скажите всем в чужих краях, что Русь жива. Пусть без страха жалуют к нам в гости… Но, если кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет. На том и стоит, и стоять будет русская земля»

Русский народ издавна миролюбив, но когда над ним нависала опасность со стороны внешних захватчиков и поработителей, он поднимался и бил врага беспощадно

У нашего народа сложилось много славных традиций. И одна из традиций – день Советской Армии и Морского Флота. Сегодня мы называем этот день – День защитника Отечества - 23 февраля.

После победы Великой Октябрьской социалистической революции иностранные империалисты не могли примириться с существованием Советской республики. Они готовили нападение на первую в мире страну Советов. Совет Народных Комисаров издал декрет, в котором говорилось: «Новая Рабоче-крестьянская Армия создается из наиболее сознательных и организованных элементов трудящихся!» Ряды ее росли и крепли. В феврале 1918г. отряды Красной Армии под Нарвой, Псковом, Равелем приостановили продвижение немецких оккупантов. В память о героическом дне - 23 февраля стал отмечаться советским народом как день рождения Красной Армии.

Ты родилась не в дни парадных маршей, чеканя шаг по гулкой мостовой. На стременах перед тобой фельдмаршал не привставал с поднятою рукой. Твое рожденье, вот оно какое: … сукно шинелей прожжено насквозь, вокруг метель шрапнельным выла воем, ковал обувку старую мороз. В твоих рядах со стариком усатым и с моряком, видавшим смерть не раз, шагал юнец походкою солдата, шинелью, заметая снег и грязь. … стоял февраль, заря за гребнем леса, Казалось, не хотела рассветать. … и этот день твоим рожденьем стал. (Н.Агеев)

1941-1945гг. Много пролили крови бойцы Советской Армии и Военно-Морского Флота, защищая свою Родину. Русский народ, стойким характером, несгибаемой волей в тяжелую годину изгонял врагов со своей родной земли. О, Родина, смогу ль забыть Твои нелегкие победы, Твои немыслимые беды, Забыть, как прадеды и деды Умели драться и любить? О, Родина! Всегда с тобой Мне вечно жить и вечно помнить. Навсегда останутся в памяти герои Великой Отечественной войны, чье мужество согревает наши сердца.

08.03.1911 - 16.11.1941 Герой Советского Союза Клочков Василий Георгиевич Клочков (Диев) Василий Георгиевич - военный комиссар 4-й роты 2-го батальона 1075-го стрелкового полка 316-й стрелковой дивизии 16-й армии Западного фронта, младший политрук 16 ноября 1941 года во главе группы истребителей танков у железнодорожного разъезда Дубосеково Волоколамского района Московской области отражал многочисленные атаки противника. Группа, вошедшая в историю битвы под Москвой и Великой Отечественной войны, как 28 героев-панфиловцев, уничтожила восемнадцать танков. На всю страну стали известны легендарные слова младшего политрука Клочкова, обращённые к бойцам: "Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва!". В критическую минуту боя отважный офицер-политработник бросился со связкой гранат под вражеский танк и погиб смертью героя.

Герой Советского Союза Гастелло Николай Францевич Командир 4-й авиационной эскадрильи 42-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии 3-го бомбардировочного авиационного корпуса Дальнебомбардировочной авиации, капитан. 26 июня 1941 года при выполнении очередного полёта на боевое задание, его бомбардировщик был подбит и загорелся. Капитан Гастелло Н.Ф. направил горящий самолёт на скопление вражеских войск... 23.05.1908 -26.06. 1941 Звание Героя Советского Союза капитану Гастелло Николаю Францевичу присвоено посмертно Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1941 года за наземный таран.

Герой Советского Союза Чайкина Елизавета Ивановна 28.08.1918 – 23.11.1941 Секретарь Пеновского подпольного райкома комсомола Калининской области, одна из организаторов партизанского отряда. Однажды Чайкина получила задание командира партизанского отряда пробиться в Пено, разведать численность вражеского гарнизона и местонахождение его штаба. 22 ноября 1941 года Лиза по пути в Пено зашла на хутор Красное Покатище к своей подруге. Её заметил бывший кулак и донёс фашистам. Гитлеровцы ворвались в дом Купровых, расстреляли семью, а Чайкину увезли в Пено. Здесь её зверски пытали, требуя указать, где находятся партизаны. Ничего не добившись, фашисты 23 ноября 1941 года расстреляли мужественную партизанку. Звание Героя Советского Союза Елизавете Ивановне Чайкиной присвоено посмертно 6 марта 1942 года.

Герой Советского Союза Зоя Анатольевна Космодемьянская 13.09.1923 – 29.11.1941 17 ноября 1941года вышел приказ Сталина за № 0428, предписывавший лишить «германскую армию возможности располагаться в селах и городах, выгнать немецких захватчиков из всех населённых пунктов на холод в поле, выкурить их из всех помещений и теплых убежищ и заставить мерзнуть под открытым небом», с этой целью «разрушать и сжигать дотла все населенные пункты в тылу немецких войск на расстоянии 40-60 км в глубину от переднего края и на 20-30 км вправо и влево от дорог». Зоя в составе одной из диверсионных групп также получила задание сжечь в течение 5-7 дней 10 населенных пунктов, в их числе деревню Петрищево. Группа, в которой она находилась, попала под обстрел у деревни Головково и понесла тяжелые потери. Космодемьянская была арестована при выполнении этого задания и после пыток казнена немцами 29 ноября 1941 года.

Герои Советского Союза Наши земляки Дряничкин М.Е. 1909 - 1945 Елисеев М.Г. 1899 - 1943 Иванов П.А. 1909 - 1944 Иванов Н.П. 1904 - 1959 Родионов П.З. 1923 - 1978 Рыжов М.Г. 1913 - 1946 Староверов Я.П. 1904 - 1956 Ханжин П.С. 1924 - 2007

Полные кавалеры ордена Славы Наши земляки Дёгтев С.С. 1913 - 1988 Зотов Н.И. 1917 - 1994 Малкин П.М. 1918 - 1980 Садовников Г.Д. 1912 Сафонов Г.В. 1898 - 1976

Афганистан Афганская воина (1979-1989) . В данном конфликте принимали участие вооруженные силы правительства Демократической Республики Афганистан (ДРА) с одной стороны и вооруженная оппозиция («моджахеды», или «душманы») - с другой. Борьба велась за полный политический контроль над территорией Афганистана. В военный конфликт оказалась непосредственно втянута и Советская Армия. Моджахедам в ходе конфликта поддержку оказывали военные специалисты США (ЦРУ), ряда европейских стран - членов НАТО, Китая, а также пакистанские спецслужбы. 15 февраля 1989г. для многих из нас стал днем, когда кончился счет потерям наших солдат, офицеров и служащих. А итог печален. Более 13тыс. матерей и отцов не дождались своих сыновей и не сказали они: «мама, я жив», а около 33тыс. вернулись израненным.

Из Тетюшского района на эту войну было призвано 147 человек. Мужество, настойчивость в достижении поставленной цели, готовность всё отдать, а если потребуется и жизнь - во имя Родины - эти благородные качества помогли тетюшским юношам в нелёгкое время. Большинство наших земляков, пройдя через непомерные тяготы афганской войны, вернулись. Вернулись - чтобы жить. Сегодня они продолжают честно и добросовестно служить Родине. Их верность долгу, крепкая дружба, взаимопомощь, стойкость являются хорошим примером для молодого поколения. Но есть семьи, где оплакивают невозвратные потери дорогих и близких павших на земле Афганистана. Есть они и среди наших земляков. Слишком рано оборвались жизни пятерых парней, уроженцев земли Тетюшской.

Вот имена ребят, сложивших головы на чужой далёкой земле: Илюшкин Геннадий Леонтьевич, уроженец села Тоншерма, погиб 25 декабря 1979 года Мингалиев Гумар Мингазиевич, уроженец села Большие Атряси, погиб 10 сентября 1985 года Мусин Хамид Гусманович, уроженец села Большая Турма, погиб 26 октября 1985 года Ахметзянов Шамиль Хабирович, уроженец села Большая Турма, погиб 21 ноября 1985 года Потапов Андрей Николаевич, уроженец села Иоково, погиб 12 июля 1987 года.

Эхо афганской войны тревожит и ещё долго будет тревожить сердца и умы наших людей. Мы отдаём дань уважения мужеству и самоотверженности воинов- интернационалистов. В память о героическом подвиге наших военных, и отдавая дань уважения их подвигу, 15 февраля считается в России Днем памяти воинов-интернационалистов. Там отцы остались Вечно молодыми Вечно молодыми… В бронзе обелисков Встали над планетой Русские мальчишки. Юностью бессмертной, Памятью священной Встали над планетой Вечной и нетленной.

У цветка незабудки Ты спроси про войну, Ты прислушайся чутко, Ты услышь тишину. Пусть навеки укрыта Чья - то слава в гранит, Но ничто не забыто И никто не забыт.


  • Что он из себя представлял?
  • Зачем же Германия напала на Советский Союз? (поработить, уничтожить, сломить, подчинить).
  • Когда же началась Великая Отечественная война? (22 июня 1941 года).

Чтец:

Не быть рабыней Отчизне,
И нам рабами не быть
За счастье свободной жизни
Не жалко голов сложить!
Отсюда наше бесстрашье
Начало своё берёт.
Священна ненависть наша,
Расплаты близок черёд!
Нет краше страна родная,
Счастья - тебе служить.
Идём, мы смерть презирая,
Не умирать, а жить!
Евгений Березницкий.

Это одна из страничек в календаре, окрашенная в чёрный цвет. А другой лист - красный с победным салютом. И на этом листке, какая дата?(9 мая 1945 г)

Они так и называются. День памяти и скорби (нападение фашистской Германии и Праздник Победы советского народа).

Два дня календаря. А между ними пролегли Долгие вёрсты Победы.

Чтецы:

Перед нашей Родиной
Мы сочтёмся славою,
Все кто кровью собственной
Породнился с ней.
Шла война великая
Шла война кровавая
Тысяча четыреста восемнадцать дней.

Нами было сделано
Всё во имя Родины,
И ещё послужим мы
Родине своей.
Всё теперь под силу нам
Если нами пройдено 1418 дней.(

За время войны было проведено (6 гигантских битв около 40 наступательных операций.)

Герои Советского союза.

  • Как вы думаете, почему они стали героями? (совершили подвиг) какой? Но не только люди становились героями, героями становились и города.

Города герои

  • Какие города - герои знаете? Почему?

Ученик 1.
- Великая Отечественная война началась в 22 июня 1941 года и закончилась победой нашего народа 9 мая 1945 года. Дорогой ценой досталась нашему народу победа. Почти четыре года, 1418 дней, шла война. Это были годы лишений, горя, тяжёлого труда. Разорены города и сёла, выжжены поля, оборваны мечты и надежды советских людей. На Фронт уходили ребята и девушки, едва закончив школу. Принято считать, что на фронте мужественно воевали только мужчины. Это далеко не так! В годы ВОВ на фронте мужественно сражались множество русских девушек и женщин.

В России погибло более 7 миллионов людей. Вместе с тем это были годы мужества, беззаветной любви к Родине.

Родина высоко оценила подвиги Советских воинов, наградив их орденами и медалями, удостоила звания

Ученик 2.:
- После второй мировой войны Афганистан, имевший статус нейтрального государства, фактически находился в сфере советского влияния. Решение о вводе войск в Афганистан было принято 12 декабря 1979 года. 15 февраля 1989 г. стал днем, когда кончился счет потерям наших солдат, офицеров, служащих. А итог печален. Более 13 тыс. матерей и отцов не дождались своих сыновей, не услышали они: «Мама, я пришел…» В абсолютном своём большинстве «ограниченный контингент» в Афганистане составляла молодёжь, попавшая на войну чуть ли не со школьной скамьи. Люди, не имевшие почти жизненного опыта, неожиданно оказались в чужой стране, в непривычной враждебной среде, в экстремальных обстоятельствах.

Ученик 3.:Куимов
- Война в Афганистане для наших солдат закончилась, но уже в декабре 1994 г. началась новая, не менее кровопролитная война в Чечне. Много мы знаем об этой войне, но есть эпизоды, о которых не узнаем никогда. В этой войне гибли наши солдаты - 18-20-летние мальчишки, которые еще недавно учились в наших школах, которых, может быть, кто-то из нас знал»

Учитель:
- герои этих войн и их близкие люди есть и среди нас, нашего населения. Давайте вспомним о них.
(передавая зажженную свечу, учащиеся показывают фото и рассказывают заранее подготовленную информацию о солдатах разных войн).

Учитель:
- о всех сразу рассказать невозможно, но память о них жива. Что испытывала мать, потерявшая сына? Горе, горе, горе и утрату! Нельзя забыть его глаза, улыбку, слезы, его радостный смех и маханье рукой. Внимание на экран.

IV. Учитель:

На протяжении всей многовековой истории нашей Родины народ превыше всего ценил верность Отечеству, мужество и отвагу героев, борющихся за торжество добра и справедливости. В устном народном творчестве отразились представления об идеале ЧЕЛОВЕКА. Каковы же они? Вспомните русские былины, героические сказки…

Выступления заранее подготовленных учащихся.

Они рассказывают, как в борьбе со злом в русских народных сказках простой крестьянский сын, даже и не самый лучший среди своих братьев, становится писаным красавцем, так как он проявил мужество, отвагу, находчивость и смелость, ловкость и хитрость. Красота героя - в его скромности, доброте, в бескорыстном служении народу, в готовности в любую минуту пожертвовать своей жизнью ради счастья людей.

-Что помогало выжить?(поддержка товарищей, совет)

-Как вы думаете, почему герой баллады остался жив? Что ему помогло?

-Какие черты характера проявляли люди во время войны?

(синонимы)

Высшее проявление красоты человека выражается в заботе о процветании своей Родины, в готовности в любую минуту встать на ее защиту. Любить Родину - значит гордиться ее достижениями, быть полезным своему народу, бороться со всем, что мешает нам жить. От того, какими интересами живет гражданин, как участвует в решении пусть даже маленьких, но общественно ценных задач, зависит готовность к подвигу.

3. Продолжение беседы.

Работа в парах : Подумайте и ответьте на в о п р о с ы:

Обсуждение учащимися вопросов.

Ребята, а можно ли проявить мужество не только на войне? Как это сделать? А можете ли вы привести примеры?
(ответ учащихся, включая примеры ребят героев спасающих сверстников, которых рассказывают в новостях)
- сейчас я вам предлагаю разделиться на группы и разработать план, который позволит оказать реальную практическую помощь ветеранам и всем тем, кто в ней нуждается. Тем самым мы сможем стать ближе к этим людям и быть полезными:
1. Подготовка подарков.
2. Проведение акции «Чистый дом», «Чистый двор» (помощь в уборке).
3. Акция «Радость в дом» (посещение ветеранов, поздравление).
4. Организация встреч ветеранов.
5. Создание школьного интернет-музея «Никто не забыт, ничто не забыто!». (включая информацию и фото о ветеранах всех войн, рисунки и сочинения учащихся по патриотическому воспитанию и о героях, фото и репортажи мероприятий, проводимых в рамках акции).
V. Подведение итогов.
Учитель :
- ребята расскажите, а что вам больше всего запомнилась с сегодняшнего урока? Какие вы для себя сделали выводы?
(ответ учащихся)
Учитель :
- Была война, была победа. И за то, что мальчики наши знают о войне только понаслышке, спасибо мы можем сказать и нашим ветеранам, которые испытали все тяготы войны и выжили, завоевав победу.

Памятники Новоалтайска

В молодом городе Новоалтайске есть свои памятные места. Это Мемориальный комплекс «Скорби и Славы». Это памятник нашим воинам, погибшим во время грозной ВО войны. Сквер, посвященный памяти Героя СССР И.И. Григорьева. Памятная стела Новоалтайска, содержащая послание потомкам. Бюст основателю историко-краеведческого музея - почетного гражданина Новоалтайска - Марусина Василия Яковлевича - кавалера ордена Ленина. Василий Марусин часто организовывал поисковые походы, откуда привозил экспонаты для музея. Все материалы, собранные Марусиным, стали первоосновой музейной коллекции Новоалтайска. Есть в Новоалтайске и скульптурные композиции, вырезанные из дерева. Они украшают скверы и парки города, отражая культуру и верования народов, живших в этих краях в разные времена.

Мемориальный комплекс воинам-новоалтайцам, погибшим в годы ВОВ расположен на центральной площади города. Открыт 3 ноября 1967 года. Авторы - новоалтайские художники В.Ф. Стволов и И.Ф. Ласковый. Обелиск пирамидальной формы в виде взметнувшейся ввысь 12- метровой стелы. На обелиске размещены барельефы, свидетельствующие о жизни страны военных лет: с изображением солдат, приносящих клятву, идущих в бой бойцов - с одной стороны, тружеников тыла - с другой. В центре - надпись: "Воинам-новоалтайцам, отдавшим жизнь за Родину в суровые дни Великой Отечественной войны 1941-1945 гг." 6 ноября 1973 года у обелиска Скорби и Славы был зажжен Вечный огонь и установлены пилоны с мемориальными досками. Право зажечь Вечный огонь было предоставлено Герою Советского Союза Почетному гражданину города Андрею Землянову. На мемориальные доски изначально было занесено 756 фамилий. С тех пор скорбный перечень неоднократно дополнялся.

Сквер, посвященный памяти Героя СССР И.И. Григорьева

Григорьев, Иван Иванович

Григорьев, Иван Иванович

(1922 — 08.05.1945) — летчик-штурмовик, Герой Советского Союза (1945), гвардии старший лейтенант. Участник Великой Отечественной войны с июня 1943 г. Воевал в составе 93 гв. шап, был командиром эскадрильи. Совершил 155 боевых вылетов на штурмовку, в 31 воздушном бою сбил 5 самолетов противника. Погиб в бою. Бюст установлен в г. Новоалтайске.

Чтец 6:

На старом камне цвета шинельного сукна -

Цветы в преддверье лета, как будто ордена.

Посмертные награды погибшим на войне.

Победные парады гремят по всей стране.

Глядят цветы живые, наивны и нежны.

Им войны мировые и бомбы не нужны.

Негромко напевают слова не о войне.

О дне позавчерашнем, не тронутом войной.

Об очаге домашнем, бессонницей весной.

А мир живет, рискуя стать мертвою золой.

И медь скорбит, ликуя, над веком, над землей.

И над камнями цвета шинельного сукна,

Где накануне лета цветы - как ордена.

По всей нашей многострадальной земле, в городах и сёлах, по обочинам дорог мы видим братские могилы, величественные памятники и просто небольшие плиты.

Куда б ни шёл, ни ехал ты,
Но здесь остановись -
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись,
И для тебя, и для меня
Он сделал всё, что смог…
Себя в бою не пожалел,
А Родину сберёг.
- И верность, и мужество,
И скорбь у пожарища
Вы пали за Родину,
Вы с нами, товарищи.
Мы будем такими же
В любом испытании
Клянёмся!
Клянёмся минутой молчания.

Просмотр содержимого документа
«Презентация для урока мужества "О гражданском долге, мужестве и героизме" »

Урок мужества «О гражданском долге, мужестве и героизме»

Подготовила учитель начальных классов

МБОУ СОШ №15

г. Новоалтайска

Носкова Наталья Михайловна


Мужество – это не мода, Скорая, быстротечная, Мужество – суть мужчины, Прочная, долгая, вечная. Если зернышко смелости С почвой подружится. Вызреет в пору спелости Зернышко колосом мужества. .


Нашей Великой Победе - 69!

Великая

Отечественная

война


Долгие версты Победы


  • 6 гигантских битв
  • около 40 наступательных операций.





  • Как можно готовить себя к подвигу?
  • В каких ситуациях вам приходилось проявлять смелость, мужество?
  • Как вы развиваете свою волю, целеустремленность, смелость?
  • В чем проявляется ваша любовь к Родине?














Словакия




Что такое «мужество»? Толковый словарь русского языка Ушакова МУЖЕСТВО, спокойная храбрость, присутствие духа в беде, опасности. Душевная стойкость и смелость. Смелость в бою является не единственной формой мужества. Есть также мужество переносить бедность, мужество переносить насмешки, мужество переносить враждебность толпы. И главное - есть смелость спокойно и сдержанно думать перед лицом опасности, сдерживая порыв панического страха или ярости. В. Василенко. Краткий религиозно-философский словарь, 1996 г. в античной философии не только воинская смелость и готовность бороться несмотря на отсутствие очевидного перевеса сил над врагом, но и одна из основных добродетелей -самообладание, владение разумом низшими движениями души; у Фомы Аквинского - сила духа, готовность идти на преодоление того, что препятствует достижению высшего блага Словарь по этике/Под редакцией И.Кона, 1981 г. МУЖЕСТВО – моральное качество, характеризующее поведение и моральный облик человека, которому присущи смелость, стойкость, выдержка, самообладание, чувство собственного достоинства. Выражается в способность человека действовать решительно и наиболее целесообразно в опасной и сложной обстановке, в умении мобилизовать все свои силы на достижение стоящей перед ним цели и в готовности пойти в случае необходимости на самопожертвование.


















Урок мужества, посвящённый подвигу юных патриотов России в годы Великой Отечественной войны.

Цели:

    Воспитание патриотизма, гордости за свою Родину и её героев.

    Воспитание уважения и глубокой признательности прошлым поколениям, отстоявшим ценой своей жизни независимость нашей Родины.

Оборудование: В качестве сопровождения используется компьютерная презентация.

ХОД УРОКА

Учитель: Дорогие ребята, наш первый классный час в этом учебном году мы посвящаем самому главному событию нашей страны, 65 годовщине победы нашей страны над фашистской Германией. Мы часто встречаем в книгах, слышим с кино- и телеэкранов такие слова как “Отечество”, “Родина”, “Родина-мать”. И каждый раз испытываем подсознательный трепет и уважение к этим словам. А какое значение имеют эти слова? Почему мы так называем то место, где родились? Давайте обратимся за поиском ответа к словам русского писателя, исследователя русского языка Константина Ушинского:

Наше Отечество, наша Родина, Родина-мать. Отечеством мы зовём нашу страну потому, что в ней жили испокон веков отцы и деды наши. Родиной мы зовём потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным для нас языком и всё в ней для нас родное. Матерью мы зовём её потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, и, как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов.

Много есть на свете, и кроме нашей страны, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина.”

К.Ушинский

Учитель: Каждый человек любящий свою Родину старается сделать её ещё прекраснее, сильнее, богаче, а если придёт опасность, то и защитить её своей грудью, ценой собственной жизни.

Ветер времени открывает самую страшную страницу истории нашей страны – Великая Отечественная война.

64 года назад отгремели последние залпы войны. Фашистская Германия, развязавшая войну против народов Европы, рухнула. Кто же такие фашисты и откуда появились фашистские организации?

Ученик:

Первые фашистские организации появились в нескольких странах Европы – Италии, Германии, Венгрии. Фашизм представлял опасность рабочему классу, всем завоеваниям.

В Германии фашистскую власть возглавил Гитлер. Он говорил: “Надо любыми средствами добиться того, чтобы мир был завоёван немцами, и мы должны, прежде всего, истребить русских, чехов, болгар, другие славянские народы”. Вот какая угроза возникла в сороковых годах 20-го столетия над нашим и другими славянскими народами, над их богатой культурой.

Учитель: Нашему народу выпало тяжкое испытание, он принял его! Сегодня мы вспомним Дни воинской славы России из календаря Великой Отечественной войны. Свидетели и творцы этой славы еще живы и хорошо помнят, как нелегко далась нам самая великая наша победа. Разговаривайте с ними о днях их молодости почаще, ведь ветераны не вечны, они уйдут, а с ними уйдет живая память о Великой Отечественной войне. Примеры их неподдельного мужества должны навсегда оставаться в наших сердцах, ибо благодаря нему живёт и наша Россия.

Под вечер в гестапо её привели.
Прикладами били сначала.
Стояла она чернее земли,
Как каменная, молчала.
Когда ей руки стали ломать
На исходе бессонной ночи,
Плюнула партизанская мать
Немцу в бесстыжие очи.
Сказала (были острые, как нож,
Глухие её слова);
Труд твой напрасный.
Меня убьёшь –
Россия будет жива.
Россия тысячу лет жила,
Множила племя своё.
Сила твоя, убийца, мала,
Чтобы убить её!

Много героев было у нашей Отчизны в годы Великой Отечественной войны, но сегодня я хочу поговорить с вами о ваших сверстниках времён тех страшных лет. Когда началась война, в боевой строй встали не только взрослые мужчины и женщины. На защиту России поднялись тысячи мальчиков и девочек, твоих ровесников. Они порой делали то, что не под силу было сильным мужчинам.

Что руководило ими в ту грозную пору? Тяга к приключениям? Ответственность за судьбу своей страны? Ненависть к оккупантам? Наверное, все вместе. Они совершили истинный подвиг. И мы не можем не вспомнить имена юных патриотов.

(Тексты к фотографиям читают ученики)

Валентин Котик

В свои 12 лет Валя, тогда пятиклассник Шепетовской школы, стал разведчиком в партизанском отряде. Он бесстрашно пробирался в расположение вражеских войск, добывал для партизан ценные сведения о постах охраны железнодорожных станций, военных складах, дислокации вражеских подразделений. Не скрывал своей радости, когда взрослые брали его с собой на боевую операцию. На счету Вали Котика шесть взорванных эшелонов врага, множество успешных засад. Он погиб в 14 лет в неравном бою с фашистами. К тому времени Валя Котик уже носил на груди ордена Ленина и Отечественной войны I степени , медаль “Партизану Отечественной войны” II степени. Такие награды сделали бы честь даже командиру партизанского соединения. А тут пацан, подросток.

Валентину Котику посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Василий Коробко

Необычно сложилась партизанская судьба шестиклассника из села Погорельцы Васи Коробко. Боевое крещение он принял летом 1941 года, прикрывая огнем отход наших частей. Сознательно остался на оккупированной территории. Однажды на свой страх и риск подпилил сваи моста. Первый же фашистский бронетранспортер, который заехал на этот мост, рухнул с него и вышел из строя. Потом Вася стал партизаном. В отряде его благословили на работу в гитлеровском штабе. Там никто и подумать не мог, что молчаливый истопник и уборщик прекрасно запоминает все значки на вражеских картах и ловит знакомые со школы немецкие слова. Все, что Вася узнавал, становилось известным партизанам. Как-то каратели потребовали от Коробко, чтобы он привел их к лесу, откуда партизаны делали вылазки. А Василий вывел гитлеровцев к полицейской засаде. В темноте каратели приняли полицаев за партизан и открыли по ним огонь, уничтожив немало предателей Родины.

Впоследствии Василий Коробко стал отличным подрывником, принял участие в уничтожении девяти эшелонов с живой силой и техникой врага. Он погиб, выполняя очередное задание партизан. Подвиги Василия Коробко отмечены орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны I степени, медалью “Партизану Отечественной войны” I степени.

Витя Хоменко

Как и Василий Коробко, семиклассник Витя Хоменко делал вид, что прислуживает оккупантам, работая в офицерской столовой. Мыл посуду, топил плиту, протирал столы. И запоминал все, о чем говорят офицеры вермахта, расслабленные баварским пивом. Добытые Виктором сведения высоко ценились в подпольной организации “Николаевский центр”. Гитлеровцы приметили смышленого расторопного мальчика и сделали его посыльным при штабе. Естественно, партизанам становилось известным все, что содержалось в документах, которые попадали в руки Хоменко.

Вася погиб в декабре 1942 года, замученный врагами, которым стало известно о связях мальчика с партизанами. Несмотря на самые страшные пытки, Вася не выдал врагам расположение партизанской базы, свои связи и пароли. Витя Хоменко посмертно удостоен ордена

Галя Комлева

В Лужском районе Ленинградской области чтут память отважной юной партизанки Гали Комлевой. Она, как и многие ее сверстники в военные годы, была разведчицей, снабжала партизан важными сведениями. Фашисты выследили Комлеву, схватили, бросили в камеру. Два месяца непрерывных допросов, побоев, издевательств. От Гали требовали назвать имена партизанских связных. Но пытки не сломили девочку, она не проронила ни слова. Галя Комлева была безжалостно расстреляна. Она посмертно награждена орденом Отечественной войны I степени.

Юта Бондаровская

Война застала Юту на каникулах у бабушки. Еще вчера она беззаботно играла с подружками, а сегодня обстоятельства потребовали от нее взяться за оружие. Юта была связной, а потом разведчицей в партизанском отряде, который действовал на Псковщине. Переодевшись мальчишкой-нищим, хрупкая девочка бродила по вражеским тылам, запоминая расположение боевой техники, постов охраны, штабов, узлов связи. Взрослым никогда не удалось бы так ловко обманывать бдительность врага. В 1944 году в бою у эстонского хутора Юта Бондаровская пала смертью храбрых вместе со своими старшими товарищами. Юта посмертно награждена орденами Отечественной войны I степени и медалью “Партизану Отечественной войны” I степени.

Саша Ковалев

Он был выпускником Соловецкой школы юнг. Свой первый орден - орден Красной Звезды Саша Ковалев получил за то, что моторы его торпедного катера №209 Северного флота ни разу не подвели во время 20 боевых выходов в море. Второй награды, посмертной, - ордена Отечественной войны I степени - юный моряк был удостоен за подвиг, которым вправе гордиться взрослый человек. Это было в мае 1944 года. Атакуя фашистский транспортный корабль, катер Ковалева получил от осколка снаряда пробоину коллектора. Из разорванного кожуха била кипящая вода, мотор мог заглохнуть в любую минуту. Тогда Ковалев закрыл пробоину своим телом. На помощь ему подоспели другие моряки, катер сохранил ход. Но Саша погиб. Ему было 15 лет.

Нина Куковерова

Свою войну с гитлеровцами она начала с распространения листовок в оккупированном врагами поселке. В ее листовках были правдивые сводки с фронтов, которые вселяли в людей веру в победу. Партизаны доверили Нине разведывательную работу. Она отлично справлялась со всеми заданиями. Гитлеровцы решили покончить с партизанами. В одну из деревень вошел карательный отряд. Но его точная численность и вооружение не были известны партизанам. Нина вызвалась разведать силы врага. Она запомнила все: где и сколько часовых, где хранятся боеприпасы, сколько у карателей пулеметов. Эти сведения помогли партизанам разгромить врага.

Во время выполнения очередного задания Нину выдал предатель. Ее пытали. Не добившись от Нины ничего, фашисты расстреляли девочку. Нина Куковерова посмертно награждена орденом Отечественной войны I степени.

Лара Михеенко

Их судьбы похожи, как капли воды. Прерванная войной учеба, клятва мстить оккупантам до последнего вздоха, партизанские будни, разведывательные рейды по вражеским тылам, засады, взрывы эшелонов… Разве что смерть была разной. Кому-то выпадала прилюдная казнь, кому-то выстрел в затылок в глухом подвале.

Лара Михеенко стала партизанкой-разведчицей. Выведывала расположение вражеских батарей, считала машины, двигавшиеся по большаку в сторону фронта, запоминала, какие поезда, с каким грузом приходят на станцию Пустошка. Лару выдал предатель. Гестаповцы не делали скидок на возраст - после бесплодного допроса девочку расстреляли. Это случилось 4 ноября 1943 года. Лару Михеенко посмертно наградили орденом Отечественной войны I степени .

Саша Бородулин

Уже зимой 1941-го он носил на гимнастерке орден Красного Знамени . Было за что. Саша вместе с партизанами дрался с гитлеровцами в открытом бою, участвовал в засадах, не раз ходил в разведку.

Партизанам не повезло: каратели выследили отряд, взяли в кольцо. Трое суток партизаны уходили от преследования, прорывали окружение. Но каратели вновь и вновь преграждали им путь. Тогда командир отряда вызвал пятерых добровольцев, которые должны были огнем прикрыть отход основных партизанских сил. На призыв командира Саша Бородулин шагнул из строя первым. Отважной пятерке удалось на какое-то время задержать карателей. Но партизаны были обречены. Последним погиб Саша, шагнув навстречу врагам с гранатой в руках.

Витя Коробков

Двенадцатилетний Витя был рядом со своим отцом, армейским разведчиком Михаилом Ивановичем Коробковым, действовавшим в Феодосии. Витя, чем мог, помогал отцу, выполнял его боевые поручения. Бывало, и сам проявлял инициативу: расклеивал листовки, добывал сведения о расположении вражеских частей. Его арестовали вместе с отцом 18 февраля 1944 года. До прихода наших войск оставалось совсем чуть-чуть. Коробковых бросили в старокрымскую тюрьму, две недели выбивали из разведчиков показания. Но все усилия гестаповцев оказались напрасными…

Сколько же их было?

Мы рассказали лишь о немногих из тех, кто, не дожив до своего совершеннолетия, отдал жизнь в борьбе с врагом. Тысячи, десятки тысяч мальчишек и девчонок пожертвовали собой ради победы.

Таня Савичева. Она жила в блокадном Ленинграде. Умирая от голода, Таня отдавала последние крошки хлеба другим людям, из последних сил носила песок и воду на городские чердаки, чтобы было чем тушить зажигательные бомбы. Таня вела дневник, в котором рассказывала о том, как умирала от голода, холода, болезней ее семья. Последняя страничка дневника осталась недописанной: умерла сама Таня.

Мария Щербак. Ушла на фронт в 15 лет под именем своего погибшего на фронте брата Владимира. Стала пулеметчицей 148-й стрелковой дивизии. Мария закончила войну старшим лейтенантом, кавалером четырех орденов.

Аркадий Каманин. Он был воспитанником авиаполка, в 14 лет впервые сел в боевой самолет. Летал стрелком-радистом. Освобождал Варшаву, Будапешт, Вену. Заслужил три ордена. Спустя три года после войны Аркадий, когда ему было всего 18 лет, умер от ранений.

Сколько же их было? Сколько юных патриотов сражалось с врагом наравне с взрослыми? Этого точно не знает никто. Многие командиры, чтобы не наживать неприятностей, не заносили фамилии юных бойцов в ротные и батальонные списки. Но от этого героический след, оставленный ими в нашей военной истории, не стал бледнее.

У наших побед нет срока давности, на них воспитывались и будут воспитываться новые поколения русских бойцов, которым откроется возможность вписать свои страницы в военную историю Отчизны.

Ученик:

Люди! Покуда сердца стучатся,
Помните.
Какой ценой завоёвано счастье,
Пожалуйся, помните!

Объявляется минута молчания.

Песню свою, отправляя в полёт,
Помните!
О тех, кто уже никогда не споёт,
Помните!

Р. Рождественский

Цель: сформировать представление о мужестве, долге, чести, ответственности, нравственности, понимание того, что без патриотизма невозможно привести Россию к возрождению.

Задачи:

1) познакомить с героическими и трагическими страницами истории Отечества;

2) воспитывать уважение молодёжи к ветеранам, подвигам военнослужащих, защитников Отечества, осознание необходимости увековечения памяти павших героев;

3) способствовать формированию у молодёжи готовности к защите Родины.

Этап подготовки:

1) изучение информации по вопросам: «Великая Отечественная война», «Афганская война», «Война в Чечне».

2) диагностика учащихся класса: «Каков он, патриот современной России

3) составление презентации.

Оборудование: компьютер, мультипроектор, высказывания великих людей о героизме, благородстве: «О, чувство благородное, чувство освященное!

Обладай вечно сердцами россиян!..» (Ф.Н.Глинка)

«Благородный человек знает только долг, низкий

человек знает только выгоду» (Конфуций)

I. Организационный момент

II. Определение темы классного часа

(Слайд № 2)

Мужество - это не мода,

Скорая, быстротечная,

Мужество - суть мужчины,

Прочная, долгая, вечная.

Если зернышко смелости

С почвой подружится.

Вызреет в пору спелости

Зернышко колосом мужества.

Учитель:

Ребята, как вы понимаете строки этого стихотворения?

(ответ учащихся)

Учитель:

Скажите, пожалуйста, как вы считаете, что такое мужество и какого человека можно назвать мужественным?

(ответ учащихся)

III .

Учитель: - Итак ребята, как вы уже догадались, сегодня мы с вами поговорим о мужестве. Назовите пожалуйста события, когда людям нашей страны приходилось быть особенно мужественными.

Учащиеся:

Во время Великой Отечественной войны, во время войны в Афганистане и Чечне.

Учитель: (Слайд № 3)

Давайте вспомним об этих войнах. Дата 15 февраля в России объявлен Днём памяти о Россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества. Многие из вас не знают, что рядом с нами живут героические люди, которые рисковали своей жизнью ради мира на Земле, чтобы мы с вами спокойно спали, учились, работали, радовались жизни.

Сегодня классный час мы посвящаем солдатам, служившим и погибшим в военных событиях за пределами Отечества.

Ученик 1.: (Слайд № 4)

Великая Отечественная война началась22 июня 1941 года и закончилась победой нашего народа 9 мая 1945 года. Дорогой ценой досталась нашему народу победа. Почти четыре года, 1418 дней, шла война. Это были годы лишений, горя, тяжёлого труда. Разорены города и сёла, выжжены поля, оборваны мечты и надежды советских людей. На Фронт уходили ребята и девушки, едва закончив школу. В России погибло более 7 миллионов людей. Вместе с тем это были годы мужества, беззаветной любви к Родине.

Ученик 2.: (Слайд № 5 -9)

После второй мировой войны Афганистан, имевший статус нейтрального государства, фактически находился в сфере советского влияния. Решение о вводе войск в Афганистан было принято 12 декабря 1979 года. 15 февраля 1989 г. стал днем, когда кончился счет потерям наших солдат, офицеров, служащих. А итог печален. Более 13 тыс. матерей и отцов не дождались своих сыновей, не услышали они: «Мама, я пришел…» В абсолютном своём большинстве «ограниченный контингент» в Афганистане составляла молодёжь, попавшая на войну чуть ли не со школьной скамьи. Люди, не имевшие почти жизненного опыта, неожиданно оказались в чужой стране, в непривычной враждебной среде, в экстремальных обстоятельствах.

Ученик 3.: (Слайд № 10)

Война в Афганистане для наших солдат закончилась, но уже в декабре 1994 г. началась новая, не менее кровопролитная война в Чечне. Много мы знаем об этой войне, но есть эпизоды, о которых не узнаем никогда. В этой войне гибли наши солдаты - 18-20-летние мальчишки, которые еще недавно учились в наших школах, которых, может быть, кто-то из нас знал»

Ученик 4.: (Слайд № 11 -12)

Как часто видим мы с экрана

Сюжеты, репортажи о Чечне,

Как пули там свистят над головами,

Не спят солдаты днями и ночами,

За Родину сражаясь на войне.

И замирает снова сердце

От стона молодых ребят,

Когда в бою проклятый пулемёт

Им жизнь внезапно, слепо оборвёт,

И мёртвые в пыли они лежат.

Но где-то раненый, теряя силы,

Боится в 20 лет калекой стать,

Ведь мины беспощадно ног лишают,

И пули тело пробивают,

Что даже духа не хватает закричать.

И в голове его проносятся лишь мысли,

Как будут мать с отцом страдать,

Что девушку свою он не увидит,

И мысль, что кто-нибудь услышит.

Я жить хочу. Я не хочу так рано умирать.

И увезут их раненных в санчасть,

А позже в госпиталь отправят.

И будут там врачи солдат спасать

Порой жалея, что не умеют исцелять

Учитель: (Слайд № 13 - 14)

По официальным данным, в Чечне погибло и пропало без вести около 6 тысяч российских военнослужащих, пограничников, милиционеров и сотрудников службы безопасности. Эшелоны мальчишек везли на юг «выполнять свой долг». Наскоро обученные, они попали в такую кровавую бойню, о которой и не подозревали.

Вторая чеченская война началась после вторжения в августе 1999г. чеченских отрядов Шамиля Басаева и Хаттаба в Дагестан. К конце 2000г. российские потери составили 3 тысячи погибших и пропавших без вести.

Сейчас, когда обе чеченские кампании уже позади, их участники вернулись домой, устроились на работу, а некоторые успели обзавестись семьями. Но, так или иначе, каждого из них до сих пор преследует война, каждому необходима социальная, юридическая, психологическая и медицинская поддержка. Поэтому неудивительно, что эти ребята решили объединиться, чтобы помогать друг другу, сообщая решать возникающие проблемы. Так появилась общественно-патриотическая организация участников боевых действий на территории Чеченской республики и в других горячих точках..

IV. Учитель: (Слайд № 15)

Подведение итогов.

Была война, была победа. И за то, что мальчики наши знают о войне только понаслышке, спасибо мы можем сказать и нашим ветеранам, которые испытали все тяготы войны и выжили, завоевав победу.

По всей нашей многострадальной земле, в городах и сёлах, по обочинам дорог мы видим братские могилы, величественные памятники и просто небольшие плиты.

Ученик:

(Слайд №)

Куда б ни шёл, ни ехал ты,

Но здесь остановись -

Могиле этой дорогой

Всем сердцем поклонись,

И для тебя, и для меня

Он сделал всё, что смог…

Себя в бою не пожалел,

А Родину сберёг.

Сквозь годы нам видится

Тропа партизанская,

Пробитая пулями

Сосна нарочанская.

Атаки внезапные,

Засады под соснами,

Могильные холмики

Над травами росными.

И верность, и мужество,

И скорбь у пожарища

Вы пали за Родину,

Вы с нами, товарищи.

Мы будем такими же

В любом испытании

Клянёмся!

Клянёмся минутой молчания

Мероприятие посвящается служившим и погибшим в военных событиях за пределами Отечества.