Крузенштерн и лисянский что открыли кратко. Первое кругосветное плавание русских. Другие действующие лица

Соответственно. Плавание стало важной вехой в истории России, в развитии её флота, оно внесло значительный вклад в изучение мирового океана, многие отрасли естественных и гуманитарных наук.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Первое кругосветное плавание Фернана Магеллана

    ✪ САМЫЕ НЕОБЫЧНЫЕ ШКОЛЫ МИРА! 20 СТРАН ЗА ГОД. ШКОЛА НА КОРАБЛЕ. МОРЕПЛАВАНИЕ И ЛУЧШИЙ ГОД В ЖИЗНИ

    ✪ Барк "Седов" во Владивостоке_2013.

    Субтитры

От Кронштадта до Японии

Первая половина плавания была ознаменована эксцентричным поведением Фёдора Толстого-Американца , которого пришлось высадить на Камчатке , и конфликтами Крузенштерна с Н. П. Резановым , который был направлен Александром I в Японию с дипломатическими подарками в качестве первого русского посланника в для налаживания торговли между странами и был официально утверждён в качестве главы экспедиции.

С трудом избежав здесь беды, Крузенштерн 20 мая прошёл проливом между островами Оннекотана и Харамукотаном, а 24 мая вновь прибыл в Петропавловский порт. 23 июня он пошёл к Сахалину, чтобы окончить описание его берегов, 29 прошёл Курильские острова, проливом между Раукоке и Матауа, который назван им Надеждой. 3 июля прибыл к мысу Терпения . Исследуя берега Сахалина, он обошёл северную оконечность острова, спустился между ним и берегом материка до широты 53° 30" и в этом месте 1 августа нашёл пресную воду, по которой заключил, что недалеко устье реки Амур , но из-за быстро уменьшающейся глубины идти вперед не решился.

На другой день встал на якорь в заливе, названном им заливом Надежды; 4 августа пошёл обратно в Камчатку, где исправление корабля и пополнение запасов задержали его до 23 сентября. При выходе из Авачинской губы из-за тумана и снега, корабль едва не сел на мель. На пути к Китаю он тщетно искал острова, показанные на старых испанских картах, выдержал несколько штормов и 15 ноября пришёл в Макао . 21 ноября, когда «Надежда» была уже совсем готова идти в море, пришёл корабль «Нева» с богатым грузом пушных товаров и остановился в Вампоа, куда перешёл и корабль «Надежда». В начале января 1806 г. экспедиция окончила свои торговые дела, но была задержана китайским портовым начальством без всякой особенной причины, и только 28 января русские суда оставили китайские берега.

Путешествие Крузенштерна составило эпоху в истории русского флота, обогатив географию и естественные науки многими сведениями о странах, мало известных. С этого времени начинается непрерывный ряд русских кругосветных путешествий; во многом изменилось к лучшему управление Камчаткой. Из офицеров, бывших с Крузенштерном, многие с честью служили впоследствии в русском флоте, а кадет Отто Коцебу - был сам потом командиром корабля, ходившего в кругосветное путешествие . Фаддей Беллинсгаузен возглавит кругосветную экспедицию на шлюпах «Восток » и «Мирный » и впервые приблизится к берегам Антарктиды .

Память

  • В 1993 году Банк России выпустил серию памятных монет .
  • В 2006 году отмечалось 200-летие окончания первого русского кругосветного плавания. К этой дате Русское географическое общество планировало переиздать описания путешествий Крузенштерна и Лисянского, «Атлас Южного моря» Крузенштерна , впервые издать в переводе на русский язык труд Григория Лангсдорфа , неизвестный вариант записок купца Фёдора Шемелина , неопубликованный дневник 1795-1816 лейтенанта Ермолая Левенштерна, неизданные или забытые дневники и письма Николая Резанова , Макара Ратманова , Фёдора Ромберга и других участников плавания. Было намечено издать также сборник научных статей об основных аспектах подготовки, проведения и результатов плавания.
  • В декабре 2013 года на экраны телеканала «Россия-1» вышел 4-серийный документальный цикл «„Нева“ и „Надежда“. Первое русское плавание кругом света», автор проекта Михаил Кожухов
28.02.2017

Когда Россия вышла в море, обрела свой собственный флот и заморские колонии - Русскую Америку – ей оставалось только идти вперёд. Трудно было поверить, что ещё совсем недавно русского флота, созданного волей Петра I, не существовало вовсе. И вот возникает мысль о кругосветном путешествии, которое было бы совершено под русским военно-морским флагом.

Предшественники

Под фразой знаменитого дипломата и путешественника Н. П. Резанова «Да будет судьба России крылата парусами!» подписалось бы множество людей – и командоров, и простых моряков, и тех, кто, сам не выходя в море, делал всё возможное для того, чтоб осуществить такие экспедиции. О дальних морских путешествиях мечтал и сам великий Преобразователь, в планах Петра был поход в Вест-Индию, пересечение экватора и установление торговых отношений с «великими моголами».

Этим замыслам не суждено было осуществиться. Тем не менее в 1725–1726 годах состоялась Русская океанская экспедиция в Испанию под началом капитана И. Кошелева, который позднее предлагал и идею кругосветного похода из Санкт-Петербурга.

В 1776 году Екатерина II подписала указ об отправке из Балтийского моря судов в первую русскую кругосветную экспедицию. Руководить походом должен был молодой капитан Г. И. Муловский, опытный и умелый моряк. Экспедиция должна была решить сразу несколько задач: доставить крепостные орудия в Петропавловскую гавань, установить торговые отношения с Японией, отвезти скот и посевное зерно, а также прочие необходимые товары поселенцам в Русской Америке, а кроме того – открывать новые земли и упрочивать престиж России.

Подготовка к масштабной экспедиции разворачивалась полным ходом, на заводах уже были отлиты чугунные гербы и медали с изображениями Екатерины, которые надлежало устанавливать на новооткрытых территориях. Но началась Русско-турецкая война, и все припасы было велено распределить на корабли, отправляющиеся в Средиземное море. Сам Муловский погиб в морском сражении. В царствование Екатерины русское кругосветное плавание так и не осуществилось, но идея уже прочно завладела умами.

Первая русская кругосветная экспедиция

Иногда жизнь складывается так странно, что в любой книге подобный сюжет смотрелся бы натяжкой. На корабле «Мстислав» оказался совсем юный мичман, вчерашний гардемарин. Ивану Крузенштерну было всего 17 лет, когда он поступил под начало капитана Муловского. Трудно сказать, говорили ли они о несостоявшейся экспедиции, но именно Крузенштерну предстояло совершить то, в чём судьба отказала его отважному предшественнику.


И. Ф. Крузенштерн и Ю. Ф. Лисянский

Иван Фёдорович Крузенштерн и его собрат по Морскому корпусу Юрий Фёдорович Лисянский как молодые моряки, показывавшие значительные успехи, были отправлены на стажировку в английский флот. Крузенштерн чрезвычайно заинтересовался торговлей с Китаем, посещал китайские порты – и по возвращении в Россию подробно, с цифрами и выкладками, изложил своё мнение, что организация морского сообщения русских колоний с Китаем – дело чрезвычайно выгодное и полезное для России. Разумеется, мнением молодого лейтенанта пренебрегли – предложение было слишком смелым. Но внезапно Крузенштерна поддержали видные и авторитетные вельможи – государственный канцлер Румянцев и адмирал Мордвинов, а вскоре с похожим предложением выступила Российско-Американская компания (РАК), – и так решилась судьба первой русской кругосветной экспедиции.

Щедрая спонсорская помощь РАК позволила не ждать, пока будут построены суда, способные выдержать тяготы пути. Два подходящих судна были закуплены в Англии, усовершенствованы, названы «Надежда» и «Нева». РАК была достаточно влиятельной и богатой организацией, чтобы экспедиция была снабжена всем самым лучшим в рекордно быстрые сроки.

В далекое и опасное путешествие набирали только добровольцев – тем не менее их было столько, что впору было бы комплектовать три экспедиции. В команду были включены учёные, художники (чтобы зарисовывать ландшафты, неизвестные науке растения и животных), астроном. Целью было доставить нашим русским поселениям в Америке необходимые товары, забрать у них пушнину, осуществить продажу или промен товаров в китайских портах, доказать выгоду морского пути в Русскую Америку по сравнению с сухопутным – через Сибирь. А кроме того – доставить к берегам Японии посольство под руководством камергера Н. П. Резанова.

Несмотря на «торговый» характер экспедиции, суда выходили под военно-морским флагом. Камергер Резанов был далеко не последний человек в РАК, как-никак зять главы и основателя компании, Г. Шелихова, наследник капиталов «российского колумба». Предполагалось, что он отвечает за научно-хозяйственную часть, а Крузенштерн – за морскую. В августе 1803 года «Нева» и «Надежда» отплыли из Кронштадта. После Гавайских островов корабли, как и было условлено, разошлись. «Нева» под руководством Лисянского отправилась на север, к островам Кадьяк и Ситка в Аляскинском заливе, с грузом товаров для РАК, чтобы встретиться с «Надеждой» в Макао в сентябре 1805 года. «Надежда» отправилась к Камчатке – а далее – в Японию для выполнения дипломатической миссии Резанова. По дороге «Надежда» попала в жесточайший шторм – и, как потом выяснилось, в зону цунами.

Увы, миссия оказалась проваленной – после почти полугодового ожидания в Нагасаки, русские получили отказ. Японский император вернул подарки (огромные зеркала в рамах), отказался принять посольство и велел немедленно покинуть Японию, впрочем, снабдил корабль водой, едой и дровами. В Макао капитаны встретились, выгодно обменяли меха на чай, фарфор и прочие редкие и ликвидные в Европе товары и отправились в Россию. После шторма, потеряв друг друга из виду, «Надежда» и «Нева» благополучно вернулись в Россию, сперва «Нева», потом, через пару недель, – «Надежда».

Плавание протекало не так безмятежно, как бы хотелось. Проблемы начались практически сразу после отплытия. У камергера Резанова имелся рескрипт, подписанный Александром I, согласно которому он, Резанов, был назначен главой экспедиции, но с оговоркой, чтобы все решения принимать совместно с капитаном Крузенштерном.

Ради размещения на сравнительно небольшой «Надежде» свиты Резанова пришлось отказать ряду действительно нужных в плавании людей. Кроме того, в свиту Резанова входил, например, граф Фёдор Толстой, впоследствии прозванный Американец, – человек абсолютно неуправляемый, жестокий манипулятор и интриган. Он умудрился перессорить всю команду, не раз досаждал своими выходками лично Крузенштерну – и в конце концов был принудительно высажен на острове Ситка.

Н. П. Резанов

На военном корабле, согласно уставу, мог быть лишь один руководитель, распоряжения которого выполняются беспрекословно. Резанов, как человек невоенный, совершенно не принимал дисциплины, и постепенно отношения между ним и Крузенштерном накалились до предела. Вынужденные на протяжении пары лет делить одну крохотную каюту, Резанов и Крузенштерн общались посредством записок.

Резанов пытался заставить Крузенштерна изменить маршрут экспедиции с тем, чтобы сразу же отправиться на Камчатку – по факту, прервав кругосветное путешествие. Наконец, Резанов позволил себе грубость по отношению к капитану в присутствии команды – и это, с точки зрения устава, было совершенно непростительно. После громкого скандала, убедившись, что на его стороне нет никого, обиженный Резанов практически не выходил из каюты, пока «Надежда» не достигла Петропавловска.

К счастью, опытный и хладнокровный комендант П. Кошелев разобрал дело, невзирая на лица, стремясь, чтобы ссора двух частных лиц не смогла помешать выполнению государственного долга. С этим же был полностью согласен Крузенштерн, и Резанову пришлось пойти на попятный. По окончании японской миссии Резанов покинул «Надежду» – и больше они с Крузенштерном не встречались, ко взаимному удовольствию.

Дальнейшая история Н. П. Резанова, отправившегося в Калифорнию и встретившего там 14-летнюю красавицу Марию Концепсьон Аргуэльо, дочь коменданта Сан-Франциско, известна как одна из самых романтических страниц не только русской, но и, наверное, мировой истории. В знаменитой рок-опере «Юнона и Авось» повествуется именно об их трагической любви, но это уже другая, хотя и очень интересная, история.

Путешествия Коцебу

Среди добровольцев, отправившихся с Крузенштерном на «Надежде», был 15-летний юнга, немец Отто Коцебу. Мачехой мальчика была родная сестра капитана-лейтенанта – Кристина Крузенштерн. Когда «Надежда» вернулась в порт, Коцебу был произведён в мичманы, а ещё через год – в лейтенанты, и хотя он не был выпускником морского училища, Отто Евстафьевич получил самую лучшую из морских школ – школу кругосветного плавания, и с тех пор уже не мыслил жизни без моря и служения Отечеству.

Бриг «Рюрик» на марке Маршалловых островов

По окончании кругосветного плавания Крузенштерн неустанно работал над результатами экспедиции, подготавливал отчёты, выпускал и комментировал карты и «Атлас южных морей», и в частности вместе с графом Румянцевым разрабатывал новую кругосветную экспедицию. Перед ней была поставлена задача: отыскать Северо-Восточный морской проход из Тихого в Атлантический океан. Экспедиция должна была отправиться на бриге «Рюрик». Командование бригом, по рекомендации Крузенштерна, было предложено Коцебу.

Эта экспедиция вернулась через 3 года, потеряв всего одного человека и обогатив географию массой открытий. На карту были нанесены и подробно описаны малоизученные или вообще неизвестные острова, архипелаги и побережья Тихого океана. Метеорологические наблюдения, исследования морских течений, глубины океана, температуры, солёности и прозрачности воды, земного магнетизма и различных живых организмов были бесценным вкладом в науку – и имели немалую практическую пользу.

В плавании на «Рюрике», между прочим, в качестве естествоиспытателя принимал участие немецкий учёный и поэт-романтик А. фон Шамиссо – переводчик Пушкина на немецкий язык. Его роман «Путешествие вокруг света» в Германии стал классикой приключенческой литературы, издавался он и в России.

Третье кругосветное путешествие О. Е. Коцебу совершил в 1823–1826 гг. До того он год охранял от пиратов и контрабандистов берега Русской Америки со своим 24-пушечным шлюпом «Предприятие». Научные результаты экспедиции на «Предприятии» были едва ли не более весомы, чем результаты плавания на «Рюрике». Физик Э. Ленц, будущий академик, который отправился с Коцебу, сконструировал вместе с коллегой, профессором Парротом, прибор, названный батометром, для взятия водных проб с различной глубины, и прибор для измерения глубин. Ленц исследовал вертикальное распределение солёности, скрупулёзно отмечал температуру тихоокеанских вод и суточные изменения температуры воздуха на различных широтах.

К 20-м годам XIX века кругосветные путешествия перестал быть чем-то непредставимым и из ряда вон выходящим. Целый ряд славных русских капитанов обогнул Земной шар, выйдя из Кронштадта и направляясь в сторону горизонта.

Василий Головнин – неудержимый и неустрашимый

Василий Михайлович Головнин, капитан и превосходный писатель-маринист, даже среди своих коллег капитанов считался человеком, видавшим виды. Приключений на его долю выпало более, чем достаточно. В четырнадцать лет, гардемарином, он участвовал в морских сражениях – и был награждён медалью, а после вернулся доучиваться, так как был ещё слишком мал, чтобы стать офицером.

Первое своё самостоятельное кругосветное плавание он совершил, будучи всего лишь лейтенантом. Адмиралтейство изменило собственным правилам и передало шлюп «Диана» под начало лейтенанта, потому что все понимали, что это за человек – лейтенант Головнин. И действительно, их ожидания оправдались – отличный капитан, Головнин в полной мере обладал и спокойствием, и мужеством, и несгибаемым характером. Когда из-за начавшейся войны русские моряки были задержаны англичанами в Южной Африке, Головнин сумел ускользнуть из плена и все-таки выполнил возложенную на экспедицию миссию. Кругосветное путешествие на шлюпе «Диана» в 1808–1809 гг. завершилось успешно.

«Джентльменский» плен у англичан не был слишком тягостен для наших моряков, а вот заключение во время второго путешествия оказалось совсем не шуточным. На этот раз Головнин и ряд его товарищей угодили в самую настоящую тюрьму – к японцам. Тем не понравилось, что русский корабль проводил картографическую съемку Курильских островов – в 1811 году Головнину было поручено описать Курильские, Шантарские острова и берег Татарского пролива. Япония решила, что дерзкие картографы нарушают принцип изоляции их государства – и раз так, то место преступникам в тюрьме. Плен продолжался два года, из-за этого инцидента Россия и Япония балансировали на опасной грани – война между ними была вполне возможна.

Японский свиток, изображающий пленение Головнина

Для спасения Головнина и его людей были предприняты титанические усилия. Но лишь благодаря действиям друга Головнина офицера П. И. Рикорда и помощи влиятельного японского купца господина Такатая Кахея, с которым Рикорд сумел установить чисто человеческий контакт, удалось совершить почти невероятное – вернуть русских моряков из японской тюрьмы. На территории природного парка «Налычево» на Камчатке есть так называемые «вершины русско-японской дружбы» - скала Кахея, гора Рикорда и гора Головнина. Ныне «инцидент Головнина» входит в число хрестоматийных случаев из истории мировой дипломатии.

Записки Головнина о его приключениях были переведены на много языков, а в России стали бестселлером. Вернувшись домой, Василий Головнин продолжал неустанно трудиться на пользу российского мореплавания, его знания, опыт, энергия были неоценимы, а книгами Головнина о дальних странствиях зачитывались множество юношей, впоследствии выбравших для себя карьеру морского офицера.

Барон Врангель – начальник Аляски

В 1816 году гардемарин Фердинанд Врангель, проходивший службу в Ревеле, подал прошение об участии в экспедиции капитана Головнина на шлюпе «Камчатка». Юнцу отказали. Тогда он, сказавшись перед начальством больным, добрался до Петербурга и практически пал в ноги Головнину, прося взять его с собой. Тот строго заметил, что самовольное бегство с корабля есть дезертирство и достойно суда. Гардемарин согласился, но просил отдать его под суд после плавания, на котором готов был стать хоть простым матросом. Головнин махнул рукой и сдался.

Это было первое кругосветное путешествие Фердинанда Петровича Врангеля, в честь которого позднее назвали известный ныне заповедник – остров Врангеля. На борту «Камчатки» отчаянный юноша прошёл не только морскую школу, но и усердно восполнял пробелы в своём образовании, а также обрёл верных друзей – будущих исследователей и неутомимых путешественников Фёдора Литке и вчерашнего лицеиста, друга Пушкина Фёдора Матюшкина.

Путешествие на «Камчатке» оказалось бесценной кузницей кадров для русского флота. Вернулся из плавания Врангель отличным моряком – и учёным исследователем. Именно Врангелю с Матюшкиным было велено отправиться в экспедицию по исследованию северо-восточного побережья Сибири.

Карта, на которой показаны маршруты путешествий Врангеля

Мало кто отдал столько сил и энергии изучению Аляски и Камчатки, как Фердинанд Петрович Врангель. Он исследовал Северо-Восточную Сибирь с моря и с суши, ходил в кругосветное плавание, командуя военным транспортом «Кроткий», был награждён орденами, а в 1829 году назначен главным управляющим Русской Америки, и, между прочим, построил на Аляске магнитно-метеорологическую обсерваторию. Под его начальством Русская Америка процветала, создавались новые поселения. Его именем назван остров, его труды на благо России были высоко оценены государством и историей. Прошло менее пятидесяти лет с окончания первого кругосветного путешествия Крузенштерна и Лисянского, и российский флот бурно расцвёл и развился – столько энтузиастов, по настоящему преданных своему делу, насчитывалось в его рядах.

Земля неведомая

«Я обошёл океан Южного полушария на высоких широтах и сделал это таким образом, что неоспоримо отверг возможность существования материка, который если и может быть обнаружен, то лишь близ полюса, в местах, недоступных для плавания... Риск, связанный с плаванием в этих необследованных и покрытых льдами морях в поисках южного материка, настолько велик, что я смело могу сказать, что ни один человек никогда не решится проникнуть на юг дальше, чем это удалось мне» , – эти слова Джеймса Кука, звезды мореплавания XVIII века, закрыли Антарктические исследования почти на 50 лет. Просто не находилось желающих финансировать проекты, заведомо обречённые на неуспех, а в случае удачи – всё равно коммерчески провальные.

Именно русские пошли наперекор здравому смыслу и житейской логике. Крузенштерн, Коцебу и капитан-полярник Г. Сарычев разработали экспедицию и представили её императору Александру. Тот неожиданно согласился.

Основная задача экспедиции была определена как чисто научная: «открытия в возможной близости Антарктического полюса» с целью «приобретения полнейших познаний о нашем Земном шаре» . Экспедиции вменялось в обязанности и предписывалось инструкцией отмечать и изучать всё, заслуживающее внимание, «не только относящегося к морскому искусству, но и вообще служащего к распространению познаний человеческих во всех частях» .


В. Волков. Открытие Антарктиды шлюпами «Восток» и «Мирный», 2008 г.

Летом того же года в сторону Южного полюса вышел шлюп «Мирный» и транспорт, переделанный в шлюп, – «Восток». Ими руководили два капитана, считавшихся одними из лучших в российском флоте, – командир экспедиции Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, участник кругосветного путешествия Крузенштерна и Лисянского, и Михаил Петрович Лазарев – молодой, но очень многообещающий капитан. Впоследствии Лазарев совершит три кругосветки, но эти подвиги не затмят его славу полярного исследователя.

Плавание продолжалось 751 день, из них — 535 дней в Южном полушарии, при этом 100 дней – во льдах. Шесть раз моряки заходили за Южный полярный круг. Никто не приближался к загадочной Антарктиде так близко и так надолго. В феврале 1820 г. Беллинсгаузен писал: «Здесь за ледяными полями мелкого льда и островами виден материк льда, коего края отломаны перпендикулярно, и который продолжался по мере нашего зрения, возвышаясь к югу, подобно берегу. Плоские ледяные острова, близ сего материка находящиеся, ясно показывают, что они суть отломки сего материка, ибо имеют края и верхнюю поверхность, подобную материку» . Впервые в истории человечества люди видели Антарктиду. И этими людьми были наши, русские моряки.

Русские путешественники. Россия становилась великой морской державой, и это выдвигало новые задачи перед отечественными географами. В 1803—1806 гг. была предпринята из Кронштадта до Аляски на кораблях «Надежда» и «Нева» . Возглавил ее адмирал Иван Федорович Крузенштерн (1770 — 1846). Он командовал кораблем «Надежда» . Кораблем «Нева» командовал капитан Юрий Федорович Лисянский (1773 — 1837). Во время экспедиции изучались острова Тихого океана, Китай, Япония, Сахалин и Камчатка. Были составлены подробные карты исследованных мест. Лисянский, самостоятельно проделав путь от Гавайских островов до Аляски, собрал богатый материал о народах Океании и Северной Америки.

Карта. Первая русская кругосветная экспедиция

Внимание исследователей всего мира давно привлекал таинственный район вокруг Южного полюса. Предполагалось, что там находится обширный Южный материк (названия «Антарктида» тогда не было в ходу). Английский мореплаватель Дж. Кук в 70-х годах XVIII в. пересек Южный полярный круг, натолкнулся на непроходимые льды и заявил, что дальше на Юг плавание невозможно. Ему поверили, и в течение 45 лет никто не предпринимал южнополярных экспедиций.

В 1819 г. Россия снарядила в южные полярные моря экспедицию на двух шлюпах под руководством Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена (1778 — 1852). Он командовал шлюпом «Восток» . Командиром «Мирного» был Михаил Петрович Лазарев (1788 — 1851). Беллинсгаузен участвовал в плавании Крузенштерна. Лазарев впоследствии прославился как боевой адмирал, воспитавший целую плеяду русских флотоводцев (Корнилова, Нахимова, Истомина).

«Восток» и «Мирный» не были приспособлены к полярным условиям и сильно различались между собой по мореходным качествам. «Мирный» был прочнее, а «Восток» — быстроходнее. Лишь благодаря большому мастерству капитанов шлюпы ни разу не потеряли друг друга в условиях штормовой погоды и плохой видимости. Несколько раз корабли оказывались на краю гибели.

И все же русской экспедиции удалось пробиться на Юг значительно дальше Кука. 16 января 1820 г. «Восток» и «Мирный» почти вплотную подошли к антарктическому берегу (в районе современного шельфового ледника Беллинсгаузена). Перед ними, насколько хватало взгляда, простиралась слабо всхолмленная ледяная пустыня. Возможно, они догадывались, что это — Южный континент, а не сплошные льды. Но получить доказательства можно было не иначе, как высадившись на берег и совершив путешествие далеко в глубь пустыни. Моряки не имели такой возможности. Поэтому Беллинсгаузен, человек очень добросовестный и точный, сообщил в донесении, что виден был «материк льда» . Впоследствии географы писали, что Беллинсгаузен «видел материк, но не опознал его как таковой» . И все же эта дата считается днем открытия Антарктиды. После этого были открыты остров Петра I и берег Александра I. В 1821 г. экспедиция возвратилась на родину, совершив полное плавание вокруг открытого континента.


Костин В. "Восток и Мирный у берегов Антарктиды", 1820

В 1811 г. русские моряки во главе с капитаном Василием Михайловичем Головкиным (1776 — 1831) обследовали Курильские острова и были увезены в японский плен. Записки Головнина о трехлетнем пребывании в Японии познакомили русское общество с жизнью этой загадочной страны. Ученик Головнина Федор Петрович Литке (1797 — 1882) исследовал Северный Ледовитый океан, берега Камчатки, Южной Америки. Он основал Русское географическое общество, которое сыграло большую роль в развитии географической науки.

Крупные географические открытия на русском Дальнем Востоке связаны с именем Геннадия Ивановича Невельского (1814—1876). Отвергнув открывавшуюся перед ним придворную карьеру, он добился назначения командиром военного транспорта «Байкал» . На нем он в 1848 — 1849 гг. совершил плавание из г. Кронштадта вокруг мыса Горн на Камчатку, а затем возглавил Амурскую экспедицию. Он открыл устье Амура, пролив между Сахалином и материком, доказав, что Сахалин — остров, а не полуостров.


Амурская экспедиция Невельского

Экспедиции русских путешественников , помимо чисто научных результатов, имели большое значение в деле взаимного познания народов. В далеких странах местные жители от русских путешественников нередко впервые узнавали о России. В свою очередь русские люди собирали сведения о других странах и народах.

Русская Америка

Русская Америка . Аляска была открыта в 1741 г. экспедицией В. Беринга и А. Чирикова. Первые русские поселения на Алеутских островах и Аляске появились в XVIII в. В 1799 г. сибирские купцы, занятые промыслами в Аляске, объединились в Российско-американскую компанию, за которой было закреплено монопольное право на использование природных богатств этого края. Правление компании находилось сначала в Иркутске, а затем переехало в Петербург. Основным источником доходов компании был пушной промысел. Долгие годы (до 1818 г.) главным правителем русской Америки был А. А. Баранов, выходец из купцов г. Каргополя Олонецкой губернии.


Русское население Аляски и Алеутских островов было невелико (в разные годы от 500 до 830 человек). Всего же в Русской Америке обитало около 10 тыс. человек, в основном — алеуты, жители островов и побережья Аляски. Они охотно сближались с русскими, крестились в православную веру, перенимали различные ремесла и одежду. Мужчины ходили в куртках и сюртуках, женщины — в ситцевых платьях. Девушки перевязывали волосы лентой и мечтали выйти замуж за русского.

Иное дело — индейцы, жившие во внутренних районах Аляски. Они враждебно относились к русским, полагая, что именно они занесли в их страну неведомые раньше болезни — оспу и корь. В 1802 г. индейцы из племени тлинкитов («колошей» , как называли их русские) напали на русско-алеутское поселение на о. Ситха, все сожгли и перебили многих жителей. Лишь в 1804 г. остров был отвоеван. Баранов основал на нем крепость Ново-Архангельск, ставшую столицей Русской Америки. В Ново-Архангельске были построены церковь, судоходная верфь, мастерские. В библиотеке собралось более 1200 книг.

После отставки Баранова должность главного правителя стали занимать морские офицеры, малоопытные в коммерческих делах. Постепенно истощались пушные богатства. Финансовые дела компании пошатнулись, она стала получать казенные пособия. Зато расширились географические исследования. Особенно — в глубинных районах, которые обозначались на картах белым пятном.

Особое значение имела экспедиция Л. А. Загоскина в 1842 — 1844 гг. Лаврентий Загоскин, пензенский уроженец, был племянником известного писателя М. Загоскина. Свои впечатления о трудной и длительной экспедиции он изложил в книге «Пешеходная опись части русских владений в Америке» . Загоскин описал бассейны главных рек Аляски (Юкона и Кускоквима) собрал сведения о климате этих районов, их природном мире, жизни местного населения, с которым ему удалось наладить дружеские отношения. Написанная живо и талантливо, «Пешеходная опись» сочетала в себе научную ценность и художественные достоинства.

Около четверти века провел в Русской Америке И. Е. Вениаминов. Приехав в Ново-Архангельск молодым миссионером, он сразу же занялся изучением алеутского языка, а позднее написал учебник по его грамматике. На о. Уналашке, где он долгое время жил, его трудами и попечением была построена церковь, открыты школа и больница. Он регулярно вел метеорологические и другие натурные наблюдения. Когда Вениаминов постригся в монахи, его нарекли Иннокентием. Вскоре он стал епископом камчатским, курильским и алеутским.

В 50-е годы XIX в. русское правительство стало уделять особое внимание исследованию Приамурья и Уссурийского края. Интерес к Русской Америке заметно снизился. она чудом уцелела от захвата англичанами. Фактически же далекая колония была и оставалась незащищенной. Для государственной казны, опустошенной в результате войны, стали в тягость ежегодные немалые выплаты Русско-американской компании. Приходилось делать выбор между освоением Дальнего Востока (Приамурья и Приморья) и Русской Америки. Вопрос долго обсуждался, и в конце концов был заключен договор с правительством США о продаже Аляски за 7,2 млн. долларов. 6 октября 1867 г. в Ново-Архангельске был спущен русский флаг и поднят американский. Россия мирно ушла из Аляски, оставив будущим поколениям ее жителей результаты своих трудов по ее изучению и освоению.

Документ: Из дневника Ф. Ф. Беллинсгаузена

10генваря(1821 г.). ...В полдень ветер отошел к востоку и сделался свежее. Не имея возможности идти к югу от встречаемого сплошного льда, мы должны были продолжать путь в ожидании благополучного ветра. Между тем морские ласточки подавали нам повод к заключению, что в близости сего места существует берег.

В 3 часа пополудни увидели чернеющееся пятно. Я в трубу с первого взгляда узнал, что вижу берег. Солнечные лучи, выходя из облаков, осветили сие место, и, к общему удовольствию, все удостоверились, что видят берег, покрытый снегом: одни только осыпи и скалы, на коих снег удержаться не мог, чернелись.

Невозможно выразить словами радость, которая явилась на лицах всех при восклицании: «Берег! Берег!» Восторг сей был неудивителен после долговременного единообразного плавания в беспрерывных гибельных опасностях, между льдами, при снеге, дожде, слякоти и туманах... Обретенный нами берег подавал надежду, что непременно должны быть еще другие берега, ибо существование токмо одного в таком обширном водном пространстве нам казалось невозможным.

11 генваря. С полуночи небо было покрыто густыми облаками, воздух наполнен мглой, ветер свежел. Мы продолжали идти тем же курсом к северу, чтобы, поворотя, лечь ближе к берегу. В продолжении утра, по прочищении пасмурности, носящейся над берегом, когда солнечные лучи оный осветили, мы увидели высокий остров, простирающийся от N0 61° до S, покрытый снегом. В 5 часов пополудни, подойдя на расстояние 14 миль от берега, встретили сплошной лед, который нам воспрепятствовал еще приблизиться, лучше обозреть берег и взять что-либо любопытства и сохранения достойное в музеум Адмиралтейского департамента. Достигнув с шлюпом «Востоком» до самых льдов, я привел на другой галс в дрейф, чтобы дожидаться шлюпа «Мирного», который был позади нас. При приближении «Мирного» мы подняли флаги: лейтенант Лазарев поздравил меня через телеграф с обретением острова; на обоих шлюпах поставили людей на ванты и прокричали по три раза взаимное «ура». В сие время приказано дать матросам по стакану пунша. Я позвал к себе лейтенанта Лазарева, он сообщил мне, что все оконечности берега видел ясно и хорошо определил положение оных. Остров был весьма ясно виден, особенно нижние части, которые составлены из крутых каменных скал.

Я назвал сей остров высоким именем виновника существования в России военного флота — остров .

17 августа 1806 года – шлюп «Нева» под командованием Юрия Лисянского бросил якорь на Кронштадтском рейде, завершив первое русское кругосветное плавание, которое продлилось чуть более трёх лет. По повелению Александра I была выбита особая медаль для всех участников путешествия.

7 августа 1803 г. из Кронштадта вышли в дальнее плавание два судна. Это были корабли «Надежда» и «Нева», на которых русским морякам предстояло совершить кругосветное путешествие.

Иван Федорович Крузенштерн

Проект Крузенштерна

Начальником экспедиции был капитан-лейтенант Иван Федорович Крузенштерн - командир «Надежды». «Невой» командовал капитан-лейтенант Юрий Федорович Лисянский. Оба были испытанными моряками, которым уже раньше приходилось участвовать в далеких плаваниях. Крузенштерн совершенствовался в морском деле в Англии, принимал участие в англо-французской войне, был в Америке, Индии, Китае. Во время путешествий у Крузенштерна возник смелый проект, осуществление которого имело целью способствовать расширению торговых сношений русских с Китаем. Он заключался в том, чтобы вместо трудного и длительного пути по суше установить с американскими владениями русских (Аляска) сообщение морем. С другой стороны, Крузенштерн предлагал более близкий пункт сбыта пушнины, именно Китай, где меха имели большой спрос и ценились очень дорого. Для осуществления проекта надо было предпринять большое путешествие и исследовать этот новый для русских путь.

Прочитав проект Крузенштерна, Павел I буркнул: «Что за чушь!» - и этого было достаточно, чтобы смелое начинание похоронили на несколько лет в делах Морского департамента. При Александре I Крузенштерн снова стал добиваться своей цели. Ему помогло то обстоятельство, что Александр сам имел акции Русско-Американской компании. Проект путешествия был утвержден.

Приготовления

Надо было приобрести корабли, так как в России подходящих для дальнего плавания судов не было. Суда были куплены в Лондоне. Крузенштерн знал, что путешествие даст много нового и для науки, поэтому он пригласил для участия в экспедиции нескольких ученых и живописца Курляндцева.

Экспедиция была сравнительно хорошо оборудована точными приборами для ведения различных наблюдений, имела большое собрание книг, морских карт и других пособий, необходимых для дальнего плавания.

Крузенштерну советовали взять в плавание английских матросов, но он энергично протестовал, и команда была набрана русская. Крузенштерн обратил особое внимание на подготовку и снаряжение экспедиции. Как снаряжение для матросов, так и отдельные, главным образом противоцинготные, продукты питания были приобретены Лисянским в Англии.

Карта первого русского кругосветного путешествия

Утвердив экспедицию, царь решил использовать ее для отправки в Японию посла. Посольство должно было повторить попытку установления сношений с Японией, которую в то время русские почти совершенно не знали. Япония вела торговлю только с Голландией, для других стран ее порты оставались закрытыми. Кроме подарков японскому императору, посольская миссия должна была отвезти на родину нескольких японцев, случайно попавших в Россию после кораблекрушения и довольно долгое время живших в ней.

Плавание к мысу Горн.

Первая стоянка была в Копенгагене, где в обсерватории проверили приборы. Отойдя от берегов Дании, суда взяли курс на английский порт Фолмаут. Во время стоянки в Англии экспедиция приобрела добавочные астрономические приборы.

Юрий Федорович Лисянский

Из Англии суда направились на юг вдоль восточного берега Атлантического океана. 20 октября «Надежда» и «Нева» стали на рейде небольшого испанского города Санта-Крус, расположенного на острове Тенерифе. Экспедиция запаслась продовольствием, пресной водой, вином. Моряки, гуляя по городу, видели нищету населения и были свидетелями произвола инквизиции. В своих записках Крузенштерн отметил: «Для человека свободомыслящего ужасно жить в таком мире, где злость инквизиции и неограниченное самовластие губернатора действуют в полной силе, располагая жизнью и смертью каждого гражданина».

Покинув Тенериф, экспедиция направилась к берегам Южной Америки. Во время плавания ученые проводили исследование температуры разных слоев воды. Было замечено интересное явление, так называемое «свечение моря». Член экспедиции, естествоиспытатель Тилезиус установил, что свет давали мельчайшие организмы, которые во множестве находились в воде. Тщательно процеженная вода переставала светиться.

23 ноября 1803 г. суда перешли экватор, а 21 декабря зашли в португальские владения, к которым в то время относилась Бразилия, и бросили якорь у острова Екатерины. Необходимо было сделать ремонт мачты. Остановка позволила провести астрономические наблюдения в установленной на берегу обсерватории. Крузенштерн отмечает большие природные богатства края, в частности древесными породами. Он насчитывает до 80 образцов ценных древесных пород, которыми можно было бы вести торговлю. У берегов Бразилии произвели наблюдения над приливами и отливами, направлением морских течений, температурами воды на различных глубинах.

Шлюп «Надежда» у берегов Южной Америки

К берегам Камчатки и Японии

Около мыса Горн суда из-за бурной погоды вынуждены были разделиться. Место встречи было установлено у острова Пасхи или у острова Нукагива. Благополучно обогнув мыс Горн, Крузенштерн взял курс на остров Нукагива и стал на якорь в порте Анны-Марии. Моряки встретили на острове двух европейцев - англичанина и француза, которые несколько лет прожили с островитянами. Островитяне привозили в обмен на старые металлические обручи кокосовые орехи, плоды хлебного дерева и бананы. Русские моряки посетили остров. Крузенштерн дает описание внешнего вида островитян, их татуировки, украшений, жилищ, останавливается на характеристике быта и общественных отношений. «Нева» пришла к острову Нукагива с опозданием, так как Лисянский искал «Надежду» около острова Пасхи. Лисянский также сообщает ряд интереснейших сведений о населении острова Пасхи, одежде жителей, жилищах, дает описание замечательных памятников, поставленных на берегу, о которых упоминал в своих записках еще Лаперуз.

После отплытия от берегов о. Нукагива экспедиция направилась к Гавайским островам. Там Крузенштерн предполагал запастись продовольствием, особенно свежим мясом, которого моряки давно не имели. Однако то, что предлагал Крузенштерн островитянам в обмен, их не удовлетворяло, так как пристававшие к Гавайским островам корабли часто завозили сюда европейские товары.

Гавайские острова были тем пунктом путешествия, где корабли должны были разделиться. Отсюда путь «Надежды» шел на Камчатку и затем в Японию, а «Нева» должна была следовать к северо-западным берегам Америки. Встреча была назначена в Китае, в небольшом португальском порту Макао, где должны были быть проданы приобретенные меха. Корабли расстались.

Шлюп «Надежда»

14 июля 1804 г. «Надежда» вошла в Авачинскую губу и бросила якорь у г. Петропавловска. В Петропавловске выгрузили привезенные для Камчатки товары, а также починили корабельные снасти, которые сильно износились во время длительного пути. На Камчатке основной пищей экспедиции была свежая рыба, которой, однако, не удалось запастись для дальнейшего плавания в виду дороговизны и отсутствия необходимого количества соли.

30 августа «Надежда» покинула Петропавловск и направилась в Японию. Почти месяц прошел в плавании. 28 сентября моряки увидели берега острова Киу-Сиу (Кю-Сю). Направляясь к порту Нагасаки, Крузенштерн исследовал японские берега, имеющие множество заливов и островов. Ему удалось установить, что на морских картах того времени в ряде случаев берега Японки были нанесены неверно.

Бросив якорь в Нагасаки, Крузенштерн известил местного губернатора о прибытии русского посла. Однако моряки не получили разрешения съехать на берег. Вопрос о приеме посла должен был решить сам император, живший в Иеддо, поэтому пришлось ждать. Только через 1,5 месяца губернатор отвел на берегу определенное место, обнесенное забором, где моряки могли гулять. Еще позже, после неоднократных обращений Крузенштерна, губернатор отвел на берегу дом для посла.

Лишь 30 марта прибыл в Нагасаки представитель императора, которому было поручено вести переговоры с послом. При втором свидании уполномоченный сообщил, что японский император отказался подписать торговый договор с Россией и что русским судам не дозволяется заходить в японские порты. Японцы, привезенные на родину, все-таки, наконец, получили возможность покинуть «Надежду».

Обратно в Петропавловск

Из Японии «Надежда» направилась обратно на Камчатку. Крузенштерн решил возвращаться другим путем - вдоль западных берегов Японии, почти не исследованных в то время европейцами. «Надежда» шла вдоль берегов острова Нипон (Хопсю), исследовала Сангарский пролив, прошла мимо западных берегов острова Иессо (Хоккайдо). Достигнув северной оконечности Иессо, Крузенштерн увидел айнов, обитающих также в южной части Сахалина. В своих записках он дает описание физического облика айнов, их одежды, жилищ, занятий.

Следуя далее, Крузенштерн тщательно исследовал берега Сахалина. Однако продолжать путь к северной оконечности Сахалина ему помешало скопление льда. Крузенштерн решил зайти в Петропавловск. В Петропавловске посол с естествоиспытателем Лангсдорфом сошли с «Надежды», а Крузенштерн через некоторое время отправился продолжать исследование берегов Сахалина. Достигнув северной оконечности острова, «Надежда» обогнула Сахалин и пошла вдоль его западного берега. В виду того, что приближался срок отбытия в Китай, Крузенштерн решил возвратиться в Петропавловск, чтобы лучше подготовиться к совершению этой второй части плавания.

Из Петропавловска Крузенштерн отправил в Петербург составленные во время путешествия карты и рисунки, чтобы они не пропали в случае несчастья, которое могло случиться во время обратного плавания.

«Берега Петропавловска,- пишет Крузенштерн,- покрыты разбросанной вонючей рыбой, над которой голодные собаки грызутся за сгнивающие остатки, что представляет вид крайне отврати-тельный. По выходе на берег тщетно будешь искать сделанные дороги или даже какой-либо удобной стези, ведущей к городу, в коем не находит глаз ни одного хорошо построенного дома… Около него нет ни одной зеленеющей хорошей равнины, ни одного садика, ни одного порядочного огорода, кои показывали бы следы землевозделывания. Мы видели только 10 коров, пасущихся между домиками».

Таков был тогда Петропавловск-Камчатский. Крузенштерн указывает, что подвоз хлеба и соли почти не обеспечивал населения. Полученные в подарок в Японии соль и крупу Крузенштерн оставил для населения Камчатки.

Население Камчатки страдало также от цинги. Медицинская помощь почти отсутствовала, лекарств было недостаточно. Описывая бедственное состояние жителей Камчатки, Крузенштерн указывал на необходимость улучшения снабжения и на возможность развития там земледелия. Особенно отмечал он крайне тяжелое положение туземного населения - камчадалов, которых грабили и спаивали водкой русские скупщики пушнины.

Плавание в Китай

Закончив необходимые работы по ремонту такелажа и обновив запас продовольствия, Крузенштерн направился в Китай. Погода мешала проведению обычных исследований по определению местоположения острова. Кроме того, Крузенштерн торопился прибыть в Китай.

В бурную ночь «Надежда» прошла пролив у острова Формозы и 20 ноября стала на якорь в порту Макао. В то время, когда Крузенштерн путешествовал с послом в Японию и исследовал берега Японии, Сахалина и Камчатки, «Нева» посетила острова Кадьяк и Ситху, где были расположены владения Русско-Американской компании. Лисянский завез туда необходимые припасы и затем направился в плавание вдоль берега северо-западной части Америки.

Лисянский записал большое количество сведений об индейцах и собрал целую коллекцию их бытовых предметов. Почти полтора года провела «Нева» у берегов Америки. Лисянский опоздал к намеченному Крузенштерном сроку встречи, но зато «Нева» до отказа была нагружена ценными мехами, которые надо было везти в Китай.

При прибытии в Макао Крузенштерн узнал, что «Нева» еще не пришла. Он известил губернатора о цели своего прихода, но до прихода «Невы» «Надежде» было предложено уйти из Макао, где запрещалось стоять военным судам. Однако Крузензенштерн сумел уговорить местные власти, заверив их, что скоро «Нева» придет с ценным грузом, который представляет интерес для китайской торговли.

«Нева» пришла 3 декабря с большим грузом мехов. Однако испросить позволения на вход обоих судов в гавань близ Кантона сразу не удалось, и Крузенштерн направился туда вместе с Лисянским на «Неве». Лишь после усиленных хлопот Крузенштерн получил это разрешение, обещав купить большое количество китайских товаров.

Значительные трудности встретились и при продаже мехов, так как китайские купцы не решались вступать в торговые отношения с русскими, не зная, как на это посмотрит китайское правительство. Однако Крузенштерну при посредстве местной английской торговой конторы удалось найти китайского купца, который купил привезенный груз. Отгрузив меха, русские начали погрузку чая и других приобретенных китайских товаров, но в это время последовало запрещение их вывоза до получения разрешения из Пекина. Опять понадобились длительные хлопоты, чтобы получить это разрешение.

Возвращение на родину. Результаты экспедиции.

Монета «Шлюп «Нева»

Экспедиция Крузенштерна сделала первую попытку установления морских торговых сношений с Китаем,- до этого русская торговля с Китаем велась сухим путем. Крузенштерн в своих записках охарактеризовал состояние тогдашней китайской торговли и указал пути, по которым могла бы развиваться торговля с русскими. 9 февраля 1806 г. «Надежда» и «Нева» вышли из Кантона и направились в обратный путь на родину. Этот путь лежал через Индийский океан, мимо мыса Доброй Надежды и дальше по хорошо известному европейцам маршруту. 17 августа 1806 г. «Надежда» подошла к Кронштадту. Там уже стояла «Нева», прибывшая несколько раньше. Путешествие, продолжавшееся три года, окончилось. Путешествие Крузенштерна и Лисянского дало очень много нового для познания ряда областей земного шара. Произведенные исследования обогатили науку, был собран ценный материал, необходимый для развития мореплавания. Во время плавания систематически производились астрономические и метеорологические наблюдения, определялась температура разных слоев воды, делались промеры глубин. В период длительной стоянки в Нагасаки производились наблюдения над приливами и отливами, Экспедиция провела работы по составлению новых карт и проверке старых. Д-р Тилезиус составил большой атлас, иллюстрирующий природу и население посещенных стран.

Необычайно интересны бытовые предметы, привезенные экспедицией с островов Тихого океана и из Северной Америки. Эти вещи были переданы в Музей этнографии Академии Наук. Записки Крузенштерна и Лисянского были изданы. Кругосветное путешествие на «Надежде» и «Неве» вписало славную страницу в историю русского мореплавания.

По материалам: http://azbukivedi-istoria.ru/

Идеи осуществления кругосветных плаваний в России витали довольно давно. Тем не менее первый проект кругосветного путешествия был разработан и подготовлен только к концу 18 века. Возглавить команду из четырех кораблей должен был капитан Г.И. Муловский, однако из-за войны со Швецией Россия отменила эту экспедицию. К тому же ее потенциальный руководитель погиб в сражении.

Примечательно, что на линкоре «Мстислав», командиром которого был Муловский, служил мичманом молодой Иван Крузенштерн. Именно он, ставший проводником претворения в жизнь идеи российского кругосветного плавания, возглавит потом первую русскую кругосветку. Одновременно с Иваном Федоровичем Крузенштерном на другом линкоре, также участвовавшим в морских сражениях, ходил Юрий Федорович Лисянский, его однокашник. Оба плавали в Тихом, Индийском и Атлантическом океанах. Повоевав на стороне англичан против французов и вернувшись на родину, оба получили звания капитан-лейтенантов.

Крузенштерн представил свой проект кругосветного плавания Павлу I. Главной целью проекта была организация пушной торговли между Россией и Китаем. Однако эта идея не вызвала того отклика, на который рассчитывал капитан.

В 1799 г. была основана Российско-американская компания, целью которой было освоение Русской Америки и Курил и налаживание регулярного сообщения с заокеанскими колониями.

Актуальность кругосветного плавания была обусловлена острой необходимостью в поддержании русских колоний на Северо-Американском континенте. Снабжение продовольствием и товарами колонистов, обеспечение поселенцев оружием (проблема частых набегов коренного населения (индейцев), а также потенциальные угрозы от других держав) - эти насущные вопросы стояли перед Российским государством. Важно было наладить регулярное сообщение с русскими колонистами для их нормальной жизнедеятельности. К этому времени стало понятно, что проход полярными морями отложен на неопределенную перспективу. Путь же по суше, через всю Сибирь и Дальний Восток по бездорожью, а дальше через Тихий океан - это очень дорогое и долгое «удовольствие».

С начала царствования сына Павла I Александра, Российско-Американская компания стала находиться под патронажем монаршего дома. (Примечательно, что первым директором Русско-Американской компании был устюжанин Михаил Матвеевич Булдаков, активно поддерживающий финансово и организационно идею кругосветки).

В свою очередь император Александр I поддержал Крузенштерна в его стремлении к изучению возможностей сообщения между Россией и Северной Америкой, назначив его начальником первой российской кругосветной экспедиции.

Капитаны Крузентштерн и Лисянский, получив под свое командование два шлюпа: «Надежда» и «Нева», тщательно подошли к подготовке экспедиции, закупив большое количество лекарств и противоцинготных препаратов, укомплектовав экипажи лучшими российскими военными моряками. Интересно, что заведовал всеми грузами на корабле «Нева» еще один устюжанин (вот она - преемственность поколений русских землепроходцев) Николай Иванович Коробицын. Хорошо оснащена была экспедиция и различными современными измерительными приборами, поскольку в ее задачи входили в том числе и научные цели (в составе экспедиции были астрономы, естествоиспытатели, художник).

В начале августа 1803 при большом стечении народа экспедиция Крузенштерна вышла из Кронштадта на двух парусных шлюпах - «Надежда» и «Нева». На борту «Надежды» находилась миссия в Японию во главе Николаем Резановым. Главная цель плавания заключалась в исследовании устья Амура и соседних территорий для выявления удобных мест и маршрутов снабжения товарами русского Тихоокеанского флота. После продолжительной стоянки у острова Санта-Катарина (побережье Бразилии), когда на «Неве» пришлось заменить две мачты, суда впервые в истории русского флота пересекли экватор и направились на юг. 3 марта обогнули мыс Горн и через три недели в Тихом океане разлучились. От острова Нуку-Хива (Маркизские острова) шлюпы вместе проследовали к Гавайским островам, где вновь разошлись.

«Нева» 1 июля 1804 года пришла к острову Кадьяк и более года находилась у берегов Северной Америки. Моряки помогли жителям Русской Америки отстоять свои поселения от нападения индейских племен тлинкитов, участвовали в строительстве крепости Ново-Архангельск (Ситка), вели научные наблюдения и гидрографические работы.

В это же время «Надежда» прибыла в Петропавловск-Камчатский в июле 1804. Затем Крузенштерн доставил Резанова в Нагасаки и обратно, по дороге описав северные и восточные берега залива Терпения.

Летом 1805 Крузенштерн впервые заснял около 1000 км берегов Сахалина, пытался пройти на юге между островом и материком, но не смог и ошибочно решил, что Сахалин - не остров и соединен с материком перешейком.

В августе 1805 Лисянский вышел на «Неве» с грузом пушнины в Китай, в ноябре пришел в порт Макао, где вновь соединился с Крузенштерном и «Надеждой». Но едва корабли вышли из порта, как снова потеряли друг друга в тумане. Следуя самостоятельно, Лисянский впервые в истории мирового мореплавания провел корабль без заходов в порты и стоянки от берегов Китая до английского Портсмута. 22 июля 1806 его «Нева» первой вернулась в Кронштадт.

Лисянский и его экипаж стали первыми российскими кругосветными мореплавателями. Лишь через две недели сюда же благополучно пришла «Надежда». Но слава кругосветного мореплавателя в основном досталась Крузенштерну, сумевшему первым опубликовать описание путешествия. Его трехтомник «Путешествие вокруг света...» и «Атлас к путешествию» вышел в свет на три года раньше, чем работы Лисянского, считавшего задания по долгу службы более важными, чем публикация отчета для Географического общества. Да и сам Крузенштерн видел в своем друге и коллеге прежде всего «человека беспристрастного, послушного, усердного к общей пользе», чрезвычайно скромного. Правда, заслуги Лисянского были все же отмечены: он получил чин капитана 2 ранга, орден Святого Владимира 3-й степени, денежную премию и пожизненную пенсию. Для него самого главным подарком была благодарность офицеров и матросов шлюпа, перенесших вместе с ним тяготы плавания и подаривших ему на память золотую шпагу с надписью: «Благодарность команды корабля «Нева».

Участники первой российской кругосветной экспедиции внесли значительный вклад в географическую науку, стерев с карты ряд несуществующих островов и уточнив положение существующих. Они открыли межпассатные противотечения в Атлантическом и Тихом океанах, провели измерения температуры воды на глубинах до 400 м и определения ее удельного веса, прозрачности и цвета; выяснили причину свечения моря, собрали многочисленные данные о давлении атмосферы, приливах и отливах в ряде районов Мирового океана.

Во время своих странствий Лисянский собрал обширную природную и этнографическую коллекцию, которая стала впоследствии достоянием Русского Географического общества (одним из инициаторов которого был Крузенштерн).

Трижды в жизни Лисянский был первым: первым совершил под российским флагом кругосветное путешествие, первым проложил путь от Русской Америки до Кронштадта, первым открыл необитаемый остров в центральной акватории Тихого океана.

Первая русская кругосветка Крузенштерна-Лисянского оказалась практически эталоном с точки зрения своей организации, обеспечения и проведения. Одновременно экспедиция доказала возможность сообщения с Русской Америкой.

Энтузиазм после возвращения в Кронштадт «Надежды» и «Невы» был столь велик, что в первой половине 19 века организуются и совершаются более 20 кругосветных плаваний, что больше, чем у Франции и Англии вместе взятых.

Иван Федорович Крузенштерн стал вдохновителем и организатором последующих экспедиций, руководителями которых были, в том числе, и члены команды его шлюпа «Надежды».

На «Надежде» совершил путешествие мичман Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, который позже в кругосветном плавании в высоких южных широтах откроет Антарктиду в 1821 году.

На этом же шлюпе ходил в качестве волонтера Отто Евстафьевич Коцебу, под началом которого было проведено 2 кругосветных плавания.

В 1815-18 Коцебу руководил кругосветной научно-исследовательской экспедицией на бриге «Рюрик». У мыса Горн в шторм (январь 1816) волна смыла его за борт, он спасся, ухватившись за канат. После безуспешных поисков фантастической «Земли Дейвиса» к западу от побережья Чили, у 27° ю.ш. в апреле-мае 1816 он открыл обитаемый остров Тикеи, атоллы Такапото, Арутуа и Тикехау (все в архипелаге Туамоту), а в цепи Ратак Маршалловых островов - атоллы Утирик и Така. В конце июля - середине августа Коцебу описал берег Аляски на протяжении почти 600 км, обнаружил бухту Шишмарева, остров Сарычева и обширный залив Коцебу, а в нем - бухты Доброй Надежды (теперь Гудхоп) и Эшшольц с полуостровом Хорис и островом Шамиссо (все названия даны в честь участников плавания). Тем самым он завершил выявление полуострова Сьюард, начатое Михаилом Гвоздёвым в 1732 году. К северо-востоку от залива он отметил высокие горы (отроги хребта Брукс).

Совместно с натуралистами «Рюрика» впервые в Америке Коцебу открыл ископаемый лед с бивнем мамонта и дал первое этнографическое описание североамериканских эскимосов. В январе-марте 1817 он снова исследовал Маршалловы острова, открыл семь обитаемых атоллов в цепи Ратак: Меджит, Вотье, Эрикуб, Малоэлап, Аур, Аилук и Бикар. Он также нанес на карту ряд атоллов, координаты которых его предшественники определили неверно и «закрыл» несколько несуществующих островов.

В 1823-26, командуя шлюпом «Предприятие», Коцебу совершил третье кругосветное плавание. В марте 1824 открыл обитаемый атолл Фангахина (в архипелаге Туамоту) и остров Моту-Оне (в архипелаге Общества), а в октябре 1825 - атоллы Ронгелап и Бикини (в цепи Ралик, Маршалловы острова). Совместно с натуралистами в обоих плаваниях Коцебу выполнил многочисленные определения удельного веса, солености, температуры и прозрачности морской воды в умеренном и жарком поясах. Они первыми установили четыре особенности приповерхностных (до глубины 200 м) океанических вод: их соленость имеет зональный характер; воды умеренного пояса менее солены, чем жаркого; температура вод зависит от широты места; сезонные колебания температуры проявляются до определенного предела, ниже которого они отсутствуют. Впервые в истории исследования Мирового океана Коцебу и его спутники выполнили наблюдения над относительной прозрачностью воды и ее плотностью.

Еще одним знаменитым мореплавателем был Василий Михайлович Головнин, который, совершив кругосветное путешествие на шлюпе «Диана», в 1817 г. возглавил экспедицию на шлюпе «Камачтка». Многие члены экипажа корабля в будущем составили цвет русского флота: мичман Федор Петрович Литке (впоследствии – капитан кругосветного плавания), волонтер Федор Матюшин (впоследствии адмирал и сенатор), младший вахтенный офицер Фердинанд Врангель (адмирал и исследователь Арктики) и другие. За два года «Камчатка» пройдя Атлантический океан с севера на юг, обогнув мыс Горн, побывала в Русской Америке, посетила все значимые группы островов в Тихом океане, затем пройдя Индийский океан и мыс Доброй Надежды, через Атлантический океан вернулась в Кронштадт.

Федор Литке через два года был назначен руководителем полярной экспедиции на корабле «Новая Земля». В течение четырех лет Литке исследовал Арктику, обобщив богатые экспедиционные материалы, опубликовал книгу «Четырехкратное путешествие в Северный Ледовитый океан на военном бриге «Новая Земля» в 1821-1824 года». Труд был переведен на многие языки и получил научное признание, картами экспедиции моряки пользовались в течение столетия.

В 1826 г., когда Федору Литке не было и 29 лет, он возглавил кругосветную экспедицию на новом корабле «Сенявин». Сопровождал «Сенявин» шлюп под командованием Михаила Станюковича «Моллер». Корабли оказались разными по своим ходовым характеристикам («Моллер» значительно быстроходнее «Сенявина») и практически на всем протяжении корабли совершали плавание по одиночке, встречаясь только на стоянках в портах. Экспедиция, длившаяся три года, оказалась одной из самых успешных и богатых на научные открытия путешествий не только российских, но и иностранных. Было исследовано азиатское побережье Берингова пролива, открыты острова, собраны материалы по этнографии, океанографии, составлены многочисленные карты. Во время путешествия Литке занимался научными изыскания в области физики, эксперименты с маятником позволили ученому определить величину полярного сжатия Земли и сделать ряд других важных открытий. После окончания экспедиции Литке опубликовал «Путешествие вокруг света на военном шлюпе «Сенявин» в 1826-1829 гг.», получив признание как ученый, и был избран членом-корреспондентом Академии наук.

Литке стал одним из основателей Русского Географического общества, долгие годы был его вице-председателем. В 1873 обществом была учреждена Большая золотая медаль им. Ф. П. Литке, присуждаемая за выдающиеся географические открытия.

На картах земного шара увековечены имена отважных путешественников, героев русских кругосветных экспедиций:

Именем Лисянского названы залив, полуостров, пролив, река и мыс на побережье Северной Америки в районе архипелага Александра, один из островов Гавайского архипелага, подводная года в Охотском море и полуостров на Северном побережье Охотского моря.

Именя Крузенштерна носят: ряд проливов, островов, мысов в Тихом океане, гора на Курилах.

В честь Литке названы: мыс, полуостров, гора и залив на Новой Земле; острова: в архипелаге Земля Франца-Иосифа, Байдарацкой губе, архипелаге Норденшельда; пролив между Камчаткой и островом Карагинским.

В кругосветных плаваниях в 19 столетии проявили свои лучшие качества участники экспедиций: российские мореплаватели, военные и ученые, многие из которых стали цветом российского флота, а также отечественной науки. Они навсегда вписали свои имена в славную летопись «российской цивилизации».