Как выучить билеты за 1 день. Экзамен на носу. Как выучить билеты за три дня? Используйте тактику чередования

Сергей Анатольевич Горин

Есть редкие люди, которых природа одарила эйдетической памятью, то есть практически фотографической: увидел – запомнил. Эти люди-феномены и книги так читают: пролистал быстренько, запечатлел взором, а потом потихоньку достает из памяти и читает не торопясь. Разумеется, на экзамене они могут извлечь из мозга образ учебника или конспекта и просто процитировать нужную страницу первоисточника. Если ваш школьник именно такой уникум, статью можно пропустить, она не для вас.

Если же вашему выпускнику не повезло и фотографической памяти у него нет, читайте дальше, потому что мы поговорим о мнемонике (искусстве запоминания) и мнемотехнике (приемах запоминания).

Простые народные приемы мнемотехники

Вы будете удивлены, но завязывание узелков на память – самая настоящая мнемотехника, основанная на условных рефлексах.

Работает это так: вы сосредоточенно думаете о чем-то, что надо запомнить/не забыть сделать, и завязываете узел на носовом платке. Потом достаете платок (может быть, случайно), видите узелок на нем и успешно вспоминаете, ради какого действия вы его завязали.

Тот же принцип применялся для зарубок на носу: берете нос (деревянную палочку, которую неграмотный крестьянин НОСил с собой, поэтому она так называется) и, сосредоточенно думая о том, что вам надо запомнить, делаете зарубку. Увидели зарубку – вспомнили, что надо сделать.

Был у носа и другой вариант использования: на нем делалось столько зарубок, сколько мешков пшеницы крестьянин Иван взял в долг у крестьянина Петра. Потом палочку раскалывали надвое вдоль, и у обоих неграмотных участников договора кредитования оставалось доказательство заключения этого договора.

Зубрежка

Чтобы научиться плавать, надо плавать, а не читать книжки про обучение плаванию. Чтобы развивать память, надо много запоминать , и чем чаще вы будете нагружать свою память, тем более тренированной она будет для быстрого усвоения новой информации.

Слово «зубрежка» имеет пренебрежительный оттенок значения, а зря.

Зубрежка – это всего лишь многократное повторение текста (даты, телефонного номера), который вы хотите запомнить.

Так что зубрите на здоровье! Стихи, например, вы по-другому и не заучите.

Все, что вы удержали в кратковременной памяти хотя бы 40 секунд, уходит в долговременную, поэтому мы помним по итогу огромный объем информации.

По механизму долгого удержания в кратковременной памяти работает и запоминание учебного материала при конспектировании лекций. Только в этом случае мы задействуем целый комплекс: к слуховой памяти мы подключаем зрительную (таблицы, иллюстрации) и моторную, двигательную (выборочное записывание плюс дополнительное обдумывание тезисов в ходе записи).

Комплекс «слух-зрение-запись» для развития памяти весьма полезен:

люди запоминают только 10 % того, что слышат, 30 % того, что видят, но целых 70 % того, что делают!

А записал – значит, сделал. При самостоятельном усвоении материала тоже можно подключить разные виды памяти:

Кратко пересказать кому-нибудь прочитанное в учебнике, заранее выделив в тексте самое главное;

Сделать небольшой конспект основных тезисов.

Правда, в повседневности люди записывают не для того, чтобы запомнить, а для того, чтобы не забыть: «Ага, я это записал, можно не запоминать, лишь бы не забыть, куда записал».

Поэтому дополнительное обдумывание материала в ходе записи – важный компонент запоминания.

Помощь зубрилке

Постарайтесь придать запоминаемому материалу собственную систему – на этом основана бОльшая часть мнемонических приемов.

Например, практически невозможно запомнить без записи последовательность букв vfvf cibkf vyt infys bp ,th`pjdjq rjhs. Но задание становится до смешного легким, если последовательность иначе систематизирована. В данном случае это фраза «мама сшила мне штаны из березовой коры», набранная русскими буквами при английской раскладке клавиатуры.

Часть материала уже систематизирована до вас , поэтому, готовясь к экзамену, вы можете заучивать не все подряд главы из учебника, а ответы на конкретные экзаменационные билеты.

Школьные и институтские отличники поступают именно так.

Вопросы из билетов не секретны, их содержание обычно вывешивают в институте или школе на доске объявлений, их можно переписать или сфотографировать. Если вы выучили хотя бы половину билетов, вероятность получить пятерку на экзамене почти стопроцентная – теория вероятности на вашей стороне.

К созданию собственных схем систематизации можно отнести следующие простые приемы: рифмование и ритмизирование запоминаемого материала.

Цифры и числа особенно легко запомнить, если они рифмуются.

Вспомните хотя бы начальную школу и таблицу умножения: «пятью пять – двадцать пять» и «шестью шесть – тридцать шесть» запоминаются мгновенно. А вот после «семью семь» так и тянет ответить «сорок семь», хотя правильный ответ «сорок девять».

«Надо только постараться и запомнить все как есть: три, четырнадцать, пятнадцать, девяносто два и шесть. Если больше спросим – пять, три, пять и восемь».

Современные школьники склонны изображать из себя рэперов, выдавая свои глубокие познания речитативом:

«Крепостное право отменили, ду-ду, в тыща восемьсот шисят первом году!»

Впрочем, дополнительное ритмизирование текста, который вам нужно запомнить, при помощи постукивания рукой, притоптывания ногой и покачивания телом в такт речи помогает при заучивании и классических стихотворений, и химических формул, и математических уравнений. Попробуйте!

Именно так, дополнительной ритмизацией, радисты когда-то помогали себе запоминать азбуку Морзе. Усвоить ее зрительно тяжкая нагрузка, но радисты работали на слух, поэтому соотносили отдельные сигналы «точка-тире» с распространенными речевыми и песенными фразами.

Для любого старого радиолюбителя цифра 2 азбукой Морзе – это не 2 точки и 3 тире, не зрительный образ «. . _ _ _»; для него это фраза «я на гоОор-куУу-шлаАа».

Соответственно, цифра 3 – это не 3 точки, 2 тире, не картинка «. . . _ _», а фраза «и-дут-три-браАа-таАа».

Мнемотехника, основанная на зрительном воображении

Это самая большая группа приемов запоминания , в одной статье описать их все невозможно. Возьмем самые распространенные и простые приемы.

Прием «Улекеле». Описан в одном голливудском фильме.

Преступник обронил листок бумаги, на котором его рукой было написано таинственное слово Ulekele. И вот следователь напряженно думает: что хотел сказать преступник, что означает это слово? Есть музыкальный инструмент укулеле. Если бы на бумажке было это слово, сыщику можно было бы вообще не напрягаться – может, злодей решил музыке обучиться на старости лет?

Но нет, слово написано какое-то неправильное, и путем немыслимого напряжения умственных способностей сыщик догадывается: да ведь преступный элемент просто списал с телефона буквы, которые, как и цифры, написаны на клавишах телефона и могут соответствовать какому-то телефонному номеру из семи цифр!

А номер 8535353 как раз принадлежит жертве – значит, нехороший киллер запоминал ее телефон, чтобы позвонить и узнать, дома ли она! (Мы бы с вами, правда, такой номер и без улекеле запомнили).

Добро торжествует, преступник разоблачен, а зрителю рассказали простую систему запоминания телефонных номеров или последовательности двух дат.

Сложности возникают только с единицей и нулем: на мобильных телефонах клавиши 1 и 0 не снабжены буквами. Придется вводить в слова знак «плюс» (клавиша 0 – это знак + или пробел) и какой-то ваш любимый знак препинания для единицы (клавиша 1 – знаки препинания).

Тогда годы жизни некогда весьма популярного, а ныне все реже цитируемого Владимира Ильича Ульянова-Ленина (1870-1924) будут выглядеть в зашифрованном виде так: @ых+@эби. Если у вас получится что-то более осмысленное, запомнить будет легче.

Прием «Живые цифры». В самом простом виде он описан в рассказе Карела Чапека «Поэт».

Городской поэт, свидетель дорожно-транспортного происшествия не запомнил номер машины, сбившей старушку, но по горячим следам написал стихотворение со строками: «О шея лебедя! О грудь! О барабан и эти палочки – трагедии знаменье!»

Следователь, опрашивая поэта, выяснил, что строки навеяны поэтическим осмыслением цифр: 2 (шея лебедя), 3 (грудь), 5 (круглый барабан и две палочки). При этом сам номер машины поэт не запомнил и назвать его отказался. Номер совершившей наезд на пешехода машины, которую разыскал следователь, действительно был 235.

Для постоянного использования этого мнемонического приема вам следует создать собственный набор образов для цифр.

Например, нужно запомнить, что Колумб открыл Америку в 1492 году. Предположим, что в вашем личном наборе цифра 1 напоминает двухметровый железный лом, 4 – детскую горку, 9 – слона с хоботом, 2 – ну пусть будет тот же лебедь (или гусь). Тогда для запоминания даты вы мысленно рисуете видеоролик: Колумб (в роскошной шляпе с пером, для достоверности), держа в руке двухметровый лом, съезжает по детской горке и ударяет по хоботу слона, который мирно беседовал с гусем; и все они хором кричат: «Америка открыта!»

Чем более бессмысленным и нелепо смешным получится ролик, тем лучше он запомнится.

Теперь при слове «Колумб» вы невольно воспроизведете в уме этот маленький фильм, прочитав закодированную в нем дату.

Прием «Римская комната», или Метод Цицерона. Техническая суть метода та же: для запоминания любой абстрактной последовательности слов или понятий вы создаете в воображении собственный видеоролик, в котором все понятия закодированы.

Полезные советы

Необходимо в короткие сроки запомнить большой объем информации? Готовитесь к экзамену? Хотите улучшить память, повысить уровень IQ и снизить риск развития старческой деменции? Тренируйте мозг, не давайте ему скучать и лениться, нагружайте полезной информацией , причем, чем больше ее будет, тем лучше!

Мы же расскажем о методиках и небольших хитростях, которые помогут надолго запоминать максимум информации за минимум времени.


1. Вникание в суть

Немецкий психолог Герман Эббингауз составил "кривую забывания", демонстрирующую, как долго в памяти человека может храниться новая информация.

Так, механическое заучивание (или зазубривание) материала без вникания в его смысл приводит к тому, что через час Вы будете помнить около 60% новой информации, спустя 10 часов – 35%, а через 6 дней из глубин Вашей памяти Вы извлечете не более 20% выученного материала.

А вот осмысленная информация откладывается в так называемой долговременной памяти, а, следовательно, и помнится намного дольше, особенно если периодически ее повторять. Кроме того, вникнув в суть изучаемого материала, Вы запомните его в 9 раз быстрее.

2. Интервальные повторения

Повторение – мать учения. И, действительно, чем чаще мы повторяем выученный материал, тем меньше скорость его забывания.

Метод интервальных повторений поможет запомнить информацию любых объемов.

Если Вам необходимо быстро выучить стих или подготовиться в авральном режиме к экзамену, используйте следующий алгоритм повторений:

  • первое – спустя 20 минут после заучивания;
  • второе – спустя 6 – 8 часов;
  • третье – через сутки.

Если запомнить предстоит большой объем информации, которая пригодится Вам не только на ближайший день или неделю, следуйте такому интервалу повторений:

  • первое – непосредственно в день заучивания (повторите весь материал);
  • второе – через 3 дня (повторите только ключевые моменты, которые выделены самим автором или Вами);
  • третье – через 6 дней (повторите всю информацию, но постарайтесь сделать это в другом порядке).

Еще один совет: попробуйте объяснить непонятные или трудно запоминающиеся моменты кому-либо. Если желающих выслушивать лекцию относительно теории вероятности или значения Ренессанса в живописи не найдется, просто проговорите ту часть информации, которая вызывает наибольшие сложности воображаемому собеседнику. В процессе такого изложения мозг автоматически будет подбирать максимально упрощенные формулировки.

3. Эффект края

Данное явление, открытие которого также принадлежит Г. Эббингаузу, заключается в том, что мы быстрее запоминаем и наиболее точно воспроизводим информацию, расположенную в начале и в конце текста.

Не верите? Проведем небольшой тест на внимательность и запоминание. Мы озвучим ряд слов, которые Вам необходимо повторить.

Шоколад, листопад, поезд, газета, радиоволны, кровать, вышка, радость, сон, стройка, ручка, шахматы.

Какие слова из списка Вы вспомнили первыми? Шоколад и шахматы?

А как насчет слов из середины списка? Сколько из них Вы смогли воспроизвести – три, пять? Что ж, Вам есть к чему стремиться.

Но как эффект края поможет запомнить информацию? Легко!

Прочтите текст, который Вам необходимо выучить. Выделите наиболее сложные части и начинайте заучивать их первыми либо последними.

Конечно, нельзя утверждать, что эффект края срабатывает всегда на 100%, но в большинстве случаев он действительно работает.

4. Метод Фейнмана

Ричард Фейнман – физик-теоретик и лауреат Нобелевской премии – сформулировал алгоритм обучения, позволяющий быстрее и глубже изучать любую тему.

Этот простой метод основан на объяснении нового и сложного материала понятным и простым языком , облегчающим запоминание.

Суть методики можно свести к трем простым пунктам:

  1. Тезисно выписываем все, что знаем по теме, которую необходимо выучить.
  2. Выделяем "пробелы" в знаниях и восполняем их, причем новую информацию следует записывать максимально простым языком, не содержащим сложных терминов и длинных предложений.
  3. Объединяем всю имеющуюся информацию в одну простую и интересную историю, изложить которую на листке бумаги необходимо так, чтобы ее понял восьмилетний ребенок. А затем пересказываем ее.

Используйте сравнения, визуализацию (сопровождайте записи схемами, графиками, рисунками). Помните о том, что 90% информации мы воспринимаем посредством зрения.

Можете записать свой рассказ на диктофон или любой другой гаджет, что поможет обнаружить во время пересказа "белые пятна", которые необходимо снова проработать.

Вы можете возразить, что этот метод давно используется и без Фейнмана, и будете абсолютно правы. Все новое – давно забытое старое. Фейнман систематизировал, структурировал и дополнил этот простой, но эффективный метод запоминания.

Прибегнув к методу Фейнмана, из самого скучного и неинтересного материала можно сделать интересную и увлекательную историю, которую поймет и запомнит как взрослый, так и ребенок.

5. Метод массированного запоминания

Этот метод знаком нам со школьной скамьи. Он максимально прост, понятен и приносит свои плоды.

Конспектируйте материал, который необходимо выучить. Выписывайте основные тезисы от руки, перефразируйте их более понятным языком, выделяйте важную информацию с помощью контрастного цвета, используйте списки и нумерацию. Это поможет не только вникнуть в материал и надолго его запомнить, но и при необходимости быстро освежить в памяти основные моменты.

Но это не все, ведь мы говорим о массированном запоминании, а, следовательно, задействуем все органы чувств. Поэтому не только переписываем и просматриваем материал, но еще проговариваем и прослушиваем его.

6. Интерференция

Схожие воспоминания смешиваются – в этом и состоит суть интерференции. Новая информация, накладываясь на похожую старую, усложняет процесс запоминания.

Приведем простой пример: для разблокировки своего гаджета Вы годами используете один и тот же пин-код (рисунок, графический символ). Со временем он Вам порядком надоедает, и Вы решаете его сменить. В первое время при каждом введении нового кода или графического символа автоматически память будет выдавать старый вариант кода, поэтому от Вас потребуется определенное усилие, чтобы вспомнить новую комбинацию. Пройдет несколько дней или недель, и Вы автоматически будете вспоминать уже новый код, тогда как старый постепенно забудете.

Для уменьшения негативного влияния интерференции рекомендуется схожую информацию изучать в разные временные промежутки. Если такой возможности у Вас нет, разбейте материал на блоки и организуйте процесс запоминания таким образом, чтобы изучаемые друг за другом части текста были максимально непохожи.

И еще один совет: если Вам необходимо осилить большой объем информации, не просто разбейте ее на блоки, а еще изучайте в разных помещениях (при желании, можете делать это на улице или в транспорте). Смена обстановки при запоминании отдельных блоков поможет избежать перемешивания информации.

7. Дворец памяти (чертоги разума)

Мнемотехника с таким поэтичным названием основана на построении ассоциативного ряда. Она позволяет не только разложить информацию по ячейкам памяти небольшими порциями, но и связать между собой логическими ассоциативными нитями.

Скажем сразу – это достаточно непростая техника для новичка, но освоив ее, Вы сможете не только быстро запоминать информацию, но и использовать лишь ту ее часть, которая необходима здесь и сейчас, тем самым не перегружая мозг.

Как создать стойкие ассоциативные связи между знакомой информацией и новой:

  1. Выберите место "строительства" замка. На первых порах лучше, чтобы в качестве знакомой информации выступала Ваша квартира, где Вам все знакомо до мелочей. Со временем, когда Вы освоите технику, может "строить" в своем воображении настоящие дворцы.
  2. Прикрепите новые образы к предметам интерьера , которые принято называть "опорными пунктами". Важно, чтобы опорные пункты выделялись последовательно: по часовой стрелке либо против нее. Это поможет выстроить логически понятные связи и не запутаться в локациях. Кроме того, чем эмоциональнее и неординарнее будут ассоциации, тем быстрее они запомнятся.
  3. Включаем воображение и придумываем небольшой рассказ с учетом опорных пунктов и ассоциаций.

Рассмотрим, как работает метод, на примере.

Составляем список покупок, в который входят 10 продуктов (не будем оригинальными и возьмем базовый набор):

  • бублик;
  • сахар;
  • молоко;
  • бананы;
  • картофель;
  • куриное филе;
  • яйца;
  • зеленый лук;
  • печенье;
  • кофе.

Представим наш "дворец памяти", вернее, кухню, раз уж мы собрались в продуктовый магазин. Выделим опорные пункты, расположенные по часовой стрелке в такой последовательности:

  • дверь;
  • обеденный стол;
  • ваза с фруктами на обеденном столе;
  • стул;
  • подоконник;
  • холодильник;
  • столешница;
  • хлебница;
  • раковина для мытья посуды;
  • плита.

Приступаем к созданию ассоциативных связей:

  1. Мы хотим открыть дверь, чтобы войти на кухню, но на дверной ручке висит три бублика (количество можете менять на необходимое).
  2. Подходим к обеденному столу, который весь усыпан сахаром.
  3. Из вазы с фруктами течет молоко.
  4. На стуле лежит кожура от банана.
  5. На подоконнике растет картофель, как на грядках.
  6. Открываем холодильник, а там нас ждет сюрприз в виде живой курицы.
  7. На столешнице видим разбитые яйца.
  8. Из хлебницы торчат перья зеленого лука.
  9. В раковине вместо посуды лежат килограммы печенья.
  10. А на плите, несмотря на весь этот хаос, варится чашечка ароматного черного кофе.

Может показаться, что все это глупо, нелепо и требует массы времени и сил (легче ведь написать список продуктов на листке бумаги), но на самом деле после нескольких тренировок Вы сможете запоминать списки из 50 пунктов. Главное – не менять обстановку в Вашей локации и последовательность ее прохождения.

Проверьте на себе эффективность техники и поделитесь своим результатом в комментариях.

8. Использование мнемотехник



Вообще ассоциативные связи, являющиеся основой мнемотехник, это мощное подспорье при запоминании информации:

  1. Применяйте мнемонические фразы: все мы с детства помним цвета радуги и их расположение благодаря выражению "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан".
  2. Рифмуйте информацию , которую Вам тяжело запомнить.
  3. Помогает овладеть новым материалом его напевание (вспомните, как в детстве мы учили нараспев стихи). Аудиальные ассоциации многим из нас помогли выучить английский алфавит со знаменитой песенкой "ABC song". И вообще: если Вы легче запоминаете информацию на слух, просто записывайте ее на диктофон или любой другой гаджет. К тому же это очень удобно, ведь повторить материал Вы можете всегда и везде – в транспорте или на пробежке.
  4. Визуализируйте: чертите схемы, диаграммы, графики, создавайте целые картины, пусть даже понятны они будут только Вам, причем не только на бумаге, но и в своем воображении.

Анекдот о том, что студент за ночь может выучить китайский, стал бояном едва ли не при наших прадедах. И хотя далеко не все студенты, готовясь к экзаменам, выбирают стратегию спринтера, всё равно именно образ бедолаги, втискивающего учебник в черепушку в ночь перед экзаменом, доминирует в массовом представлении о сессии.

Подготовиться за ночь – это своеобразный акт студенческой доблести, акт бравады. Всё равно, что слопать кастрюлю макарон без соуса и масла. Студент должен быть голодным и об экзамене вспоминать накануне оного! На самом деле, конечно, студенческая жизнь не так экстремальна, но спринтеров на любом факультете хватает.

Откуда они берутся? Значительная часть спринтеров – бездельники и халявщики. Но немало и прирождённых спринтеров-дедлайнщиков, которые умудряются сдавать экзамены на «отлично». Психологи говорят, что у этих хомо сапиенсов сильна импульсоидная составляющая темперамента. Их подстёгивает адреналиновый кнут.

Кстати, если уже чем и хороша спринтерская стратегия подготовки к экзамену (при всех её многочисленных недостатках) – так это тем, что не нужно специально работать над мотивацией, как или . И так адреналина выше крыши.

Итак, как же оптимизировать процесс подготовки к экзаменам, если вы прирождённый (или вынужденно им ставший) спринтер? Как подготовиться к экзамену за день? За сутки? Или даже за ночь?

16 советов по подготовке к экзамену неисправимому спринтеру

  1. Нужно поспать! Звучит смешно, особенно если вы собираетесь просидеть за учебниками и лекциями всю ночь. Тем не менее, мы абсолютно серьёзны. Если вы вспомнили об экзамене не в полночь перед оным, а чуть пораньше, подготовьтесь к спринтерскому забегу качественным отдыхом. Вернувшись с вечеринки, готовиться к экзамену гораздо сложнее.

Не забывайте также о том, что именно сон – наш главный помощник в закреплении информации в долгосрочной памяти. Наверняка вы слышали о примете – мол, засыпать перед экзаменом надо с учебником под подушкой. У этой приметы – мощный психологический базис. Поэтому лучше всего готовиться к экзамену днём, а ночью выспаться и закрепить изученное.

Если же вы всё-таки готовитесь к экзамену ночью, поспите утром 1,5 или 3 часа. Это поможет активизировать процессы «утрамбовывания», усвоения информации. Почему именно 1,5 или 3 часа? Потому что . Проснуться легче, отдых качественней.

  1. Не менее важная задача – не заснуть! В процессе подготовки. Кофе, чёрный шоколад – классика ночных предэкзаменационных бдений. Интересно, что капучино, латте или обычный кофе с молоком или сгущёнкой работают даже лучше эспрессо, так как стимулируют не только кофеином, но и мощной дозой углеводов.

Энергетиками постарайтесь не злоупотреблять, всё-таки эти редбуллы вредны для организма. Но если решили подстёгивать себя энергетиками – тогда уж не пейте кофе, что-то одно. То же самое касается «Кока-Колы»: смешав её с кофе, вы рискуете оказаться с инфарктом в больнице, а не на приёме у экзаменатора. Или – или.

Стоит ли стимулировать мозг лекарственными средствами? Разве что элеутерококком, женьшенем и безопасными ноотропами («Глицином», «Пирацетамом», которые продаются в аптеке без рецепта). Но проблема в том, что эти средства нужно принимать курсами, эффект будет заметен через 2 – 3 недели. На просторах интернета можно встретить такой совет: мол, если вы решили подготовиться к экзамену за 1 день или за ночь, слопайте пару таблеток «Глицина». Так вот, если вы никогда до этого не принимали данный препарат – экспериментировать не стоит. Можно получить обратный эффект:

  1. Что есть во время спринтерской подготовки к экзамену? Орехи – лучшая дозаправка. Отличный перекус для студиозуса, погружённого в учение – бутерброд из цельнозернового хлеба, мёда и орехов. Хорошо подходят для перекусов бутеры с лососем и авокадо. Ещё один вариант – бутерброды с благородным сыром (с плесенью), мёдом и грушей/виноградом.

Если готовитесь к экзамену днём, обязательно начните этот день с полезного энергетического завтрака (это запустит обменные процессы и заставит мозг работать эффективней). Обеды и ужин должны давать энергию, но не быть плотными и жирными: иначе будет клонить в сон.

  1. Отдыхайте! Да-да, нужно давать себе немного отдохнуть, даже если у вас на подготовку к экзамену есть всего 8 – 12 часов. В течение каждого часа выделяйте 5 – 10 минут на отдых:
  • Медитацию, дыхательную гимнастику – отличные методы для снятия стресса и повышения концентрации.
  • Растяжку и/или полноценную физкульт-разминку – это поможет снять напряжение в мышцах, активизирует приток крови к мозгу.
  • «Обнуление мозга» – пятиминутное ничегонидуманье (если боитесь заснуть, ставьте будильник).
  1. Обязательно спрячьтесь под «стеклянный колпак». Готовьтесь к экзамену в спокойной обстановке, по максимуму исключите внешние раздражители. Естественно, вырубите всякие скайпы, аськи и тому подобное.

Как лучше изучать материал, чтобы подготовиться к экзамену за день?

А теперь перейдём к методикам и технологиям утрамбовывания в серое вещество всех тех знаний, которые нужно было туда впихнуть в течение семестра.

  1. Какие вопросы учить первыми? Тактику придётся выбирать с учётом обстоятельств:
  • Если в течение семестра вы уже приобрели какие-то знания – начинайте учить экзаменационные вопросы, о которых вы уже имеете представление. Это подготовит почву для изучения взаимосвязанных тем.
  • Второй вариант – поступательно двигаться строго по логике изучаемых тем. Этого принципа стоит придерживаться в тех случаях, когда каждая последующая тема базируется на предыдущих.
  • Если вы – приверженец мнемотехнологии «Дом» («Чертоги разума») , есть смысл учить билеты друг за дружкой, «расставляя» информацию в каждой новой комнате и навешивая на дверь табличку с номером билета («дом» вполне может быть и «отелем»).
  • Самые сложные вопросы лучше оставить на закуску, обязательно выделив для них достаточно времени, а лёгкие – выучить первыми.
  • Впрочем, есть и противоположное мнение – сложное надо учить первым, пока концентрация и энергия на пике.

Пожалуй, выбор тактики – штука индивидуальная… Главное – быть последовательным, а не метаться от билета к билету!

  1. Подозреваете, что не успеете выучить все вопросы? Не стоит играть в рулетку, надеясь, что попадётся нужный билетик. Целесообразней поступить так: идеально (ну, или хотя бы более-менее) выучить первые вопросы каждого билета. А по вторым – пройтись слегка. Бодрое начало обеспечит вам благоволение преподавателя. Даже если вы будете во втором вопросе «плавать», шансы сдать экзамен на приличную оценку весьма неплохи.
  1. Что делать, если у вас нет информации по каким-то экзаменационным билетам? Самое главное – выяснить это в самом начале вашего спринтерского забега. В этом случае есть шанс найти студлансера, который за несколько часов ночных бдений подготовит для вас ответы и/или шпоры. Возможно, нужную информацию удастся получить от однокурсника, который вышлет её по электронке. Поэтому начинайте подготовку к экзамену с обзора экзаменационных вопросов и источников знаний.
  1. Ограничьте поступление информации по каждому вопросу. Досконально вникнуть в изучаемые темы не удастся, поэтому очень важно, чтобы вся изучаемая информация была по делу, изложена кратко и структурировано. Короткий ответ вместо главы учебника – вот что нужно спринтеру, у которого на изучение одного вопроса всего 10 – 30 минут. Где брать такие ответы на экзаменационные вопросы? Просить у старшекурсников качественные шпоры, заказывать ответы на экзаменационные билеты у студлансеров.
  1. Не зацикливайтесь на отдельных вопросах. Не позволяйте себе тратить на один вопрос 2 – 3 часа. Устанавливайте таймер, это мобилизует.
  1. Ваша задача – понимание, а не запоминание. Старайтесь понять то, что изучаете, чтобы своими словами рассказать на экзамене (а в крайнем случае – домыслить). Находите логические связи между изучаемыми блоками информации. Кстати, самые успешные спринтеры – эрудиты и логики с хорошо подвешенными языками, способные на минимальной информационной базе создать полноценный ответ.
  1. Массив информации по каждому вопросу сведите до нескольких тезисов. Структурируйте и упрощайте! Создайте информационный «концентрат», на базе которого будете отвечать. Каждый тезис – упаковка с «концентратом», тянущая за собой развитие мыслей, ассоциаций, логических построений.

Именно тезисы есть смысл пробежать глазами за час до экзамена. Именно в тезисах следует готовить шпаргалки.

Одна из тезисных технологий подготовки к экзамену и вообще к любому выступлению – метод трёх предложений . Вместите в них самое главное: проблему, главную мысль, заключительный вывод.

  1. Для запоминания точной информации (дат, формул, правил, определений и т. д.) используйте методы мнемоники. Хорошо зарекомендовали себя метод ассоциаций и уже упомянутый метод «Дома» («Чертогов разума»).
  1. Вооружитесь ручкой. Мелкая моторика активизирует работу мозга, включая процессы запоминания. В процессе изучения материала стройте схемы, хронологический линии, нейронные карты. Всё это, кстати, может стать основой для составления шпаргалок.
  1. При изучении материала делайте упор на свой вид памяти : зрительную, слуховую или кинетическую.
  1. Готовьтесь вдвоём, втроём. Проговаривайте темы, объясняйте их друг другу. (Эта технология не позволит вам сачковать – естественно, в том случае, если товарищи тоже настроены на учёбу; с «саботажниками» лучше это предприятие не затевать).

Кстати, автор этой статьи именно с помощью этого метода за 8 часов на «отлично» подготовился к экзамену, о котором вспомнил где-то около полуночи. После Дня Рождения. В общаге. С верными друзьями. С бокалом шампанского в одной руке, куском торта – в другой, и с учебником на коленях

Есть, что вспомнить!

Практически каждый человек был студентом. И соответственно, многие из нас знают, что собой представляет сессия. Она неизбежна, как и сдача экзаменов. Но жизнь студента полна интересных событий, и у многих учеба стоит далеко не на первом месте. Однако, когда приходит сессия, приходится собираться с мыслями. И нередко нерадивые студенты задаются вопросом: как подготовиться к экзамену за 1 день?

Что нужно сделать в первую очередь?

Если до сдачи предмета остались лишь сутки, то медлить не нужно. Для начала надо настроиться на учебу. Сконцентрироваться, выпить кофе или цитрусового сока (эти напитки хорошо влияют на внимательность, повышая её), выйти из всех социальных сетей и выключить телефон с телевизором, чтобы ничто не смогло отвлечь от важного дела. После этого необходимо открыть список вопросов или тем и ознакомиться с ними. Рекомендуется начинать с наиболее сложных. На них стоит делать упор. Потом уже, когда сложные вопросы будут изучены, можно переходить к более простым.

Настоятельно рекомендуется делать пометки - ключевые слова или тезисы. Так будет проще повторить ответ на вопрос и вспомнить основное его содержание. Еще желательно искать связь между ними. Нередко вопросы перекликаются друг с другом. Правда, это касается больше гуманитарных предметов, чем технических.

Распределение времени

Есть немало советов для людей, которые интересуются, за 1 день. И самое главное, что должен учесть студент, - надо правильно распределить время. Допустим, 45 минут он учит темы или вопросы, а затем 15 минут отдыхает. Очень важно в этот перерыв полностью отвлечься от умственной деятельности. Можно посмотреть какие-нибудь видео в интернете, попить чаю или кофе, прогуляться на свежем воздухе или просто полежать. Так получится восполнить силы и почувствовать прилив энергии.

Еще советуют распределить на эти временные промежутки и экзаменационные вопросы. Допустим, у студента есть 30 билетов, которые нужно подготовить, и сутки на всё это. Значит, за пресловутые 45 минут он должен успеть сделать 3 штуки. Потом - перерыв. Итого на подготовку уйдёт 10 часов. Начав в 10:00 утра, получится закончить к 8 вечера. Потом можно сделать перерыв часа на два, а потом повторить всё то, что было сделано за прошедший день. Да, учиться 10 часов - это утомительно. Но если перед студентом стоит вопрос о том, как подготовиться к экзамену за 1 день, то нужно сосредоточиться и в кои-то веки поднапрячься, чтобы сдать предмет.

Запоминание

Каким бы сложным ни был предмет, его необходимо будет понять. Нередко материал очень трудно усвоить. И это большая проблема. Ведь какой бы феноменальной ни была память студента, то, что он не понимает, всё равно не запомнится. Потому приходится изощряться. Лучший способ запомнить непонятный материал - придумать ассоциации. Многие студенты именно так и поступают.

А вообще, желательно вникнуть в материал и уловить суть. Можно разбирать предложение буквально по словам - смысл всё равно получится найти. И это будет лучшим выходом, поскольку если этот билет попадется на экзамене, то у студента получится всё рассказать своими словами и не нужно будет пытаться вспомнить формулировку из конспекта. Кстати, большинство педагогов это ценит - когда учащийся разбирается в том, что он говорит. Это свидетельствует о знании студентом предмета.

Цифры и формулы

Всё вышеперечисленное точно работает в случае, если студент готовится сдавать гуманитарный предмет (историю, психологию, педагогику и т. д.). Но как подготовиться к экзамену за 1 день, если предстоит отвечать физику, геометрию, линейную алгебру? Здесь всё намного сложнее. Поскольку к таким предметам стихийно подготовиться не получится, на них нужно ходить. Но и здесь есть выход.

Формулы и аксиомы - это главные помощники в решении задачи или в каком-нибудь объяснении. И запомнить их можно, если найти в них сходство с числом, которое известно студенту наизусть. Это может быть какая-то памятная дата, номер чьего-то телефона или день рождения. В формулах также нередко получается увидеть знакомую фигуру или последовательность.

Использование своих способностей

Многие студенты с удовольствием рассказывают о том, как быстро и эффективно подготовиться к экзамену. И популярный совет заключается в том, что каждому учащемуся следует использовать собственные способности. Если у человека хорошо развита зрительная память - то ему необходимо перечитывать материал. Он однозначно “отпечатается” на подсознательном уровне. А если хорошо развита слуховая память - то стоит проговаривать ответы на вопросы и билеты вслух.

И рекомендуется использовать моторную память. То есть писать шпаргалки. И если ими не удастся воспользоваться на экзамене, то труд уж точно не пропадет. Ведь материал усвоится намного лучше, чем при обычной зубрежке. Даже педагоги советуют писать шпаргалки (только добавляют, что их надо потом оставлять дома). Почему? Всё просто. Шпаргалка всегда представляла собой маленький кусочек бумаги, на котором была написана самая важная, ключевая информация для ответа. Студент, чтобы написать её, перерабатывал далеко не одну страницу учебника или конспекта. Соответственно, он думал, анализировал, выбирал самое важное и писал это на листочек. И всё откладывалось у него в памяти. Так что если студент думает о том, как подготовиться к экзамену за одну ночь, то стоит не терять времени даром и писать шпаргалки.

Стимуляция

Выше было перечислено несколько рекомендаций касательно того, как подготовиться к экзамену за день до его сдачи. Но далеко не всегда всё идет по плану. Если студент не привык к усердной учебе и плодотворной работе, то буквально через час переработки экзаменационного материала он начнет уставать и засыпать. Что ж, тогда нужно стимулировать себя всевозможными методами.

Отлично помогает крепкий сладкий кофе (натуральный, а не растворимый) и черный шоколад. Можно добавлять в этот напиток еще корицу, сливки и молоко. Это даже лучше чистого кофе! Потому что в таком случае напиток снабдит организм не только бодрящим кофеином, но и немалой дозой углеводов. Но не стоит пить энергетики. Рекомендуется есть орехи. И бутерброды с медом. Еще можно съесть черный хлеб с лососем и авокадо (правда, это найдется не у каждого в доме).

И ещё лучший способ взбодрить организм и перестать хотеть спать - это физические нагрузки. Кратковременной зарядки хватит! Подход отжиманий, приседаний, разминка для плеч и спины, вращения головой - и всё, ближайший час сон точно не одолеет учащегося. Всё это тоже стоит принимать во внимание, думая о том, как подготовиться к зачету за 1 день.

О методе “русской рулетки”

Многие студенты допускают большую ошибку. Они начинают готовить вопросы по списку и добросовестно отбирают материал, параллельно зубря его. Но вот время уже подходит ко сну, усталость дает о себе знать, а осталось ещё, допустим, 20 вопросов с конца. И студент думает - ладно, не нужно их делать, наверняка не попадутся. И вот в день экзамена ему выпадает билет, состоящий из вопросов, которые и были в ряду тех 20 несделанных. Труд насмарку. Так вот, лучше охватить все вопросы и на абсолютно каждый дать небольшой ответ в процессе подготовки. Как ни крути, все они перекликаются между собой, и в крайнем случае можно будет “налить воды”. Не надо играть в русскую рулетку и думать, что неподготовленный вопрос не попадется. Обычно бывает всё наоборот.

Коллективная подготовка

Это, пожалуй, лучший способ. И эффективный. Такое часто случается, “час икс” не за горами, а группа нерадивых студентов хватается за голову - как подготовиться к экзамену за один день? Способы существуют, и многие уже были описаны. Но самый лучший метод подготовки - коллективный. Группа тех самых студентов объединяется (у кого-то в квартире или в общежитии), потом они распределяют между собой вопросы и вместе их готовят. Получается быстро и эффективно - к тому же в компании работается лучше, и уж точно никто не даст никому заснуть. Главное - настроиться на работу. Иначе всё может перерасти в вечеринку.

Перед экзаменом

Что ж, выше было рассказано о том, как за один день подготовиться к экзамену. Но напоследок стоит сказать еще несколько слов касательно этой темы.

Итак, очень важно перед сдачей выспаться. Потому начинать подготовку надо с утра, чтобы успеть лечь до полуночи. Придя на экзамен сонным, зевающим, мечтающим о подушке, вряд ли получится сконцентрироваться и вспомнить всё, что было подготовлено. Будет жаль потраченного времени.

С утра стоит хорошо поесть и зарядиться кофеином. И главное - не проспать, потому нужно поставить несколько будильников. И по дороге в университет повторить материал - например, сидя в маршрутке, пролистать те вопросы, которые вызывают больше всего проблем.

В принципе, подготовиться к экзамену за один день реально. Главное - следовать вышеперечисленным рекомендациям и верить в свои силы.

С вопросом о том, как быстро выучить билеты, сталкивался практически каждый. Это закономерно, видя огромный перечень вопросов и толщину учебников по экзаменационному предмету, человек теряется. Боязнь перед большими объемами информации, которые необходимо знать, зачастую может вогнать в ступор не только детей, но и взрослых. Хотя многие слышали о том, что не ограничены, но использовать эти возможности для собственного блага удается далеко не всем. Из-за этого большинство людей даже не подозревают о своих способностях. Вот несколько интересных фактов и связанных с ними общепринятых убеждений.

  • Большой отрывок выучить намного проще, чем маленький.
  • Экзаменационная лихорадка наиболее характерна для тех, кто хорошо разбирается в предмете.
  • Большее время необходимо уделять не многократному чтению, а повторению по памяти. Так растет понимание материала, от которого зависят его знания.
  • Из двух вопросов в билете лучше быстрее запомнится тот, где информации больше.
  • Для большинства людей главным является вопрос о том, как систематизировать полученные знания, а не как быстро выучить тему.
  • Во время сна человек не может ничего запомнить, но также и не может ничего забыть.
  • Вызубрить билет намного сложнее, чем разобраться в теме и понять ее.

Есть несколько способов, как быстро выучить билеты, которые могут применять все.

Правило трех цветов

Эти правило подойдет для тех, кто постоянно изучает материал, выполняет практические задания и решает примеры, но не уверен в уровне своих знаний.

  1. Итак, берутся карандаши или ручки трех цветов: красный, зеленый и черный.
  2. Красным отмечаются те вопросы, ответы на которые известны.
  3. Зеленую галочку ставим там, где темы знакомые, но не совсем понятные.
  4. Черным цвет - для абсолютно незнакомых терминов и тем.
  5. После этого начинаем изучение. Сначала разбираемся с материалами, отмеченными черной ручкой. Потом переходим к вопросам с зеленой галочкой. И уже под конец повторяем темы с красной пометкой.
  6. Таким образом, не остается билетов с не пройденными вопросами. Параллельно появляются знания по всему предмету, что важно для ответов на дополнительные вопросы во время экзамена или зачета.

Правило трех цветов незаменимо при подготовке к экзаменам по вождению.

« SOS»! До экзамена остались только одни сутки!

Что делать, если времени не осталось? Как быстро выучить билеты, когда до экзамена осталось минимальное количество времени? В этом можно воспользоваться методом «построения кирпичной кладки». Но, даже следуя этому методу, необходимо понимать, что за 1 день досконально изучить тему невозможно. Поэтому лучше сконцентрироваться на главных принципах изучаемого предмета, не уделяя внимания подробностям. Из материала прежде всего выбираются основные термины, теоремы, аксиомы и определения. Эти основы станут кирпичами в кладке, а все второстепенное будет цементом. Для «построения кирпичной кладки» следует действовать в следующей последовательности.

  1. Сначала требуется просмотреть весь материал для общей ориентировки.
  2. Затем выявляются основные идеи каждого текста и взаимосвязь между ними.
  3. Оставшееся время уходит на повтор выявленных существенных данных по предмету.

Причем внимание концентрируется на понимании, а не на том, как быстро выучить билеты. Ведь, зная основные термины, дать ответ на вопрос гораздо проще. Для такого запоминания также пригодится работа с таблицами, диаграммами и схемами. Часто разбор графического рисунка позволяет более полно понять тему, чем сложный текст с теоретическими рассуждениями - «цементом».

Все перечисленные методики больше подходят для усвоения материала по естествознанию. Для того чтобы стать знатоком иностранного языка, а уж тем более получить высокую оценку на экзамене, потребуется намного больше времени. И насколько бы ни были привлекательны советы о том, как быстро выучить язык, относиться к подобным заверениям следует осторожно.