Что значит лексический разбор слова. Лексический разбор слова - что это такое? Примеры. На деревню дедушке

Лексико-семантический разбор ЛСВ

1. Анализируемая словоформа, ЛСВ и словарная форма (вокабула).

2. Значение словоформы: лексическое и грамматическое.

3. Толкование ЛЗ и определение способа толкования (через производящую основу, описательный (дефиниция), синонимо-антонимический, идентифицирующий, отсылочный, смешанный).

4. Характеристика ЛЗ

а) основное (первичное) – неосновное (вторичное), у неосновного указать способ образования ЛСВ: сужение, расширение, сдвиг, перенос значения;

б) мотивированное (имеющее внутреннюю форму) – немотивированное;

в) номинативное – неноминативное (эмотивное);

г) свободное – несвободное (фразеологически связанное, синтаксически обусловленное, конструктивно ограниченное);

д) прямое – переносное (метафора, симфора, метонимия, синекдоха).

Семная структура ЛЗ

а) гиперсема (архисема) – дифференциальные семы;

б) * денотативно – референтные, сигнификативные, коннотативные семы.

5. Синтагматика ЛСВ: реализация обязательных (облигаторных) или потенциальных валентностей ЛЗ и ГЗ.

Лексический разбор слова

1. Словарная форма слова (вокабула); * вариант слова (если есть).

2. Место слова в лексической системе языка.

Парадигматика

а) тематическая группа и лексико-семантическая группа

б) лексико-семантическая парадигма

в) омонимическая парадигма

г) паронимическая парадигма

д) синонимический ряд

е) антонимическая пара

ж) словообразовательное гнездо

з) лексико-грамматический класс и система словоформ (морфологическая парадигма)

Характеристика слова с точки зрения

а) происхождения (исконно русское или заимствованное)

б) актуальности употребления (активный или пассивный запас)

в) сферы употребления (общеупотребительное или необщеупотребительное, ограниченное в употреблении).

г) стилистической окраски (нейтральное или стилистически окрашенное).

3. Функционирование слова в качестве компонента фразеологизма.

Разбор фразеологизма (ФЕ)

1. Значение фразеологизма.

2. Словарная форма и * вариант фразеологизма (если есть).

3. Тип фразеологизма с точки зрения семантической слитности составляющих его компонентов: фразеологическое сращение, фразеологическое единство, фразеологическое сочетание, фразеологическое выражение.

4. Структурная характеристика фразеологизма.

5. Фразеологическая парадигматика: многозначность, омонимия, синонимия, антонимия.

6. Характеристика фразеологизма с точки зрения происхождения, отношения к активному или пассивному лексическому запасу, социолингвистической принадлежности, стилистической окраски.

7. Фразеологическая синтагматика и словообразовательный потенциал.

8. Синтаксическая функция фразеологизма: замещает позицию какого-либо члена предложения; является аналогом предложения; образует нечленимое предложение.

Русский язык очень многогранен и сложен для изучения. В нем много нюансов и особенностей, одним из которых является разбор слов. Перед тем как разобрать слово, необходимо знать, что такое лексика. Отметим сразу же, что в школьной программе лексический разбор слов предусмотрен только на уровне факультативной, но не обязательной программы. Как известно, проводить факультативные занятия не слишком стремятся педагоги региональных школ, поэтому нынешние школьники, скорее всего, не будут знать правильность разбора слов в соответствии с лексикой.

Понятие лексики

Под лексикой понимают все слова конкретного языка, например, русского или французского. Достоверно невозможно сосчитать, какое количество слов объединяет лексика каждого языка. Это явление можно объяснить логически, ведь постоянно словарный запас конкретного языка пополняется новыми словами, впрочем, как из него и уходят некоторые слова. Если приблизительно в современном русском языке насчитывается немногим более 130 тысяч слов, то для ежедневного использования человеку необходимо не более 1,5 тысяч слов. Причем это вовсе не значит, что у грамотного человека словарный запас равен всего 1500 слов, ведь многие слова, которые нам известны, мы употребляем крайне редко.

Лексикология – наука, изучающая лексику, подразделяет все слова русского языка на активный и пассивный словарь. Наиболее употребляемые слова являются составляющими активного словаря. Естественно, пассивный словарь составлен из слов, которые наименее употребляются современным человеком, то есть, из устаревших слов (архаизмов), терминов и неологизмов (слова, появившиеся в языке совсем недавно).

Согласно лексикологии, в языке существует пять стилей речи – художественный, деловой и публицистический, разговорный и научный. В соответствии с лексикологией, вся речь подразделяется на три типа – описание, повествование и рассуждение. Теперь давайте приступим к тому, как разорать слово.

Разбор слова как части речи

Что необходимо сделать, если перед вами стоит задание: разбери слово как часть речи? Для начала определите, к какой из частей речи относится слово, то есть это существительное, прилагательное, глагол или иная часть речи. Далее следует найти неопределенную форму слова, его первоначальное звучание. Если слово относится к существительному, то его первоначальное звучание – это именительный падеж единственного числа, для глаголов – форма "инфинитив".

Рассмотрим разбор имени существительного на примере слова "зайцам". Его неизмененное звучание – "заяц". Определяем падеж, род и число "зайцам" - дательный падеж, это слово мужского рода во множественном числе. Данное существительное является нарицательным, поскольку "зайцам" - это не название чего-либо. Существительное еще может быть собственным, но только не в нашем случае.

Рассмотрим имя прилагательное на примере слова "пушистым". В неизмененном звучании оно выглядит, как слово "пушистый". Для определения рода, числа и падежа необходимо ориентироваться в контексте на имя существительное. Например, в словосочетании "пушистым ковром" слово "пушистым" имеет мужской род, творительный падеж и единственное число.

На примере слова "делал" попробуем разобрать глагол, как часть речи. Его первоначальное звучание – "делать". Теперь следует определить род и спряжение, лицо и вид (он может быть несовершенный или совершенный), число и время глагола, наклонение. Это третье лицо мужского рода, в единственном числе и изъявительном наклонении, в несовершенном виде и прошедшем времени, второе спряжение.

На примере слова "ему" рассмотрим разбор местоимения. В неизмененном звучании "ему" - это "он". Теперь определяем лицо и род местоимения, его падеж и число. Местоимение "ему" имеет единственное число и мужской род, дательный падеж, третье лицо.

Рассматривая союз, следует знать, что он может быть соединительным, разделительным, сочинительным или подчинительным. Некоторые союзы относятся к двум типам, например, союз "а", в зависимости от контекста, может быть как сочинительным, так и разделительным.

Лексический разбор слова

Ответив на вопрос о том, как разобрать прилагательное как часть речи, существительное и другие части речи, приступим к лексическому разбору слов. Для этого необходимо провести их детальный анализ, выполняя определенный алгоритм:

  • Тип лексического значения в данном контексте (прямое или переносное значение). Если слово используется в данном контексте в переносном значении, то необходимо охарактеризовать вид переносного значения.
  • Указать однозначность/многозначность слова (можно пользоваться словарем русского языка). Если слово имеет несколько значений, то все их необходимо указать.
  • Обозначить происхождение слова – указать, слово исконное русское или заимствовано из другого языка (с указанием названия языка).
  • Определить наличие синонимов и антонимов (построить синонимический ряд и подобрать антонимическую пару к данному слову).
  • Определить, к какой лексике относится слово – общеупотребительной или ограниченной (указать, это слово устаревшее или неологизм).
  • Определить фразеологические связи слова.

Пример лексического разбора слова

На примере фразы: "Завершив свои операции, фронты останавливались на достигнутых рубежах" рассмотрим, как разобрать слово "операции".

  • Операция - стратегические действия, которые проводятся при наступательных или оборонительных боях (воен., проф.).
  • Слово относится к разряду многозначных слов: а) хирургическая операция; б) торговая операция; в) почтовые операции; г) финансовая операция.
  • Употребляется в данном контексте в прямом значении.
  • "Операция" - слово, имеющее иностранное происхождение. Оно заимствовано из латинского языка.
  • Синонимический ряд - операция, военные действия, бой, сражение.
  • Слово "операция" активно употребляется в русском языке.
  • Слово относится к военной терминологии, то есть, является частью профессиональной лексики.

Разбор слова по составу

Разбор слова по составу - один из самых популярных в школе. Разбирать слова по составу учатся все школьники на уроках русского языка. Если у вас с этим возникают проблемы, мы поможем вам. Как разобрать слово по составу? Вот по какому алгоритму лучше всего действовать:

  1. Определите верно часть речи, которую будете разбирать по составу. В этом поможет контекст.
  2. Выделите в слове окончание (примеры обозначений частей слова см. на картинке перед статьей). Это изменяемая часть слова, находится обычно в конце, за суффиксом. Выявить окончание в слове легко - нужно просто изменить слово по падежам и посмотреть, какая часть в конце слова меняется. Именно она и будет являться окончанием. Пример: в слове "корова" окончание "а". При его склонении получаем следующие формы: коровы, корове, корову и т. д. Видно, что в слове буква "а" постоянно меняется на другие в разных падежах, поэтому "а" - это окончание. Бывают слова с нулевым окончанием, например "волк", "телефон", "балет". В таких случаях значок окончания ставят рядом со словом после него. Важно не перепутать окончание с суффиксом!
  3. Далее следует выделить приставку. Приставка - это часть слова, которая стоит перед корнем, она придает слову дополнительный смысл. Например, есть слово "ездить", а есть слово "съезить". Приставка "с" второму слову придает смысл завершенности, поэтому второй глагол имеет совершенный вид, а первый - несовершенный. Приставка обычно располагается в самом начале слова, поэтому ее нетрудно обнаружить, если она есть.
  4. Затем выделите суффикс. Суффикс - это изменяемая часть слова, которая располагается после корня. В слове может быть один, несколько суффиксов или их вовсе может не быть. Например, в слове "горошек" суффикс "ик", в слове "сделавший" два суффикса - глагольный "а" и суффикс причастия "вш".
  5. Теперь выделите корень слова. Корень - это неизменяемая часть слова (однако корни могут чередоваться: "забирать" - корень "бир", "заберешь" - корень "бер"). Корень несет в себе основной смысл слова. Есть слова, целиком состоящие из корня: лес, лук, дом, огород. В слове "девушка" будет корень "девушк", в слове "саморез" имеется два корня, которые несут смысл: "сам" и "рез", буква "о" - это соединительная гласная между корнями. Если сомневаетесь в выделении корня, подберите однокоренные слова и посмотрите, какая часть слова в них чаще всего повторяется. Она и будет корнем слова.
  6. И наконец, основа слова. В нее входят все части слова, кроме окончания и формообразующих суффиксов. К формообразующим суффиксам относятся суффикс "ть" у глаголов неопределенной формы, суффикс "л" у глаголов прошедшего времени, "я" у деепричастий несовершенного вида, "ущ" и "ющ" у причастий и суффиксы у прилагательных и наречий в сравнительной и превосходной степени ("е", "ее", "ейш", "айш"). Основа выделяется внизу слова в виде линии, подчеркивающей все, что в нее входит.

Примеры разбора слова по составу

Как разобрать слово по составу, вы теперь знаете. Для закрепления материала рассмотрим несколько примеров разбора слов по составу:

  1. Понаехали. Основной смысл слова содержится в корне "ех". Смотрим перед корнем приставки. Приставки "пона" в русском языке нет, но зато есть приставки "по" и "на" (есть слова поехали, наехали). Поэтому в этом слове две приставки: "по" и "на". Смотрим суффиксы. В этом слове также два суффикса - глагольный "а" и суффикс глаголов прошедшего времени "л". Окончание у слова такое - "и". Основа слова "понаехали" - "понаеха".
  2. Лесоруб. Лесоруб - это тот, кто рубит лес. Так как смысл слова раскрывается в двух словах, а само слово одно, то, скорее всего, оно содержит в себе два корня. В этом слове два корня: "лес" и "руб". "О" между ними не является суффиксом, это соединительная гласная, в школе ее обычно выделяют в рамочку или в скобочки. Слово начинается сразу с корня "лес", никаких приставок здесь нет. Также нет суффиксов и окончаний, поэтому после слова рисуем пустой значок окончания, что будет означать нулевое окончание. Основа слова: "лесоруб".
  3. Красивейший. Корень "красив", суффикс превосходной степени прилагательных "ейш", окончание - "ий". Основа слова - "красив".
  4. Быть. Корень "бы", суффикс "ть". Основа слова - "бы".

Мы рассмотрели, как разобрать слово по составу на примерах.

Заключение

Действуя по вышеуказанным примерам, вы без труда сможете разобрать глагол как часть речи, сможете провести лексический разбор слова и разбор слова по составу. Эти знания будут полезны не только школьникам и студентам, но и взрослым людям, которые стремятся к усовершенствованию своих навыков и знаний в области русского языка.

Одним из самых сложных заданий для детей во всей школьной программе по русскому языку является разбор слов по лексическому значению. Для того, чтобы его выполнить, необходимо применять словари синонимов, омонимов, антонимов, лингвистические слова, а также словаря фразеологизмов русского языка. Лексический анализ слова выполняется по плану, который будет предоставлен далее в статье. Также будут рассмотрены примеры выполнения разбора.

Для того, чтобы выполнить разбор слова с точки зрения его лексических характеристик, необходимо придерживаться специального плана:

  1. Сначала определяется лексическое значение слова, употребление его в контексте. Например, слова, которые имеют только одно значение, называют однозначными. Если у слова несколько значений – оно многозначное. При этом слова могут иметь переносное значение.
  2. Далее вам необходимо определить, к какому типу значения принадлежит слово в данном контексте. Оно может быть прямым или переносным. Например, медведь – животное (в прямом значении), медведь – неуклюжий человек (может употребляться в переносном значении).
  3. Если мы определим, что слово многозначное, то нужно указать все формы значения через запятую. Здесь нужно воспользоваться толковым словарем русского языка, чтобы не упустить все имеющиеся значения слова.
  4. Если слово употребляется в переносном значении, дайте ему определение, охарактеризуйте его. Например, в словосочетании «каменная статуя» – словом «каменная» обозначается предмет, который сделан из холодного, твердого материала – камня, а в словосочетании «каменное лицо», оно обозначает отсутствие эмоций на лице, невозмутимость.
  5. Найдите все существующие антонимы данного слова и запишите их. Антонимы могут быть как однокорневые – счастье – несчастье; быль – небыль и т.д., так и разнокоренные – друг – враг, злой – добрый.
  6. Необходимо найти все существующие синонимы к слову в том значение, в котором оно находится. Синонимы используются для более точного выражения мысли, придания им ярких окрасок, избегания тавтологии. Пример синонимов: счастливый – веселый, радостный, ликующий, торжествующий и т.д.
  7. Определите, является ли слово заимствованным из других языков или оно относится только к русскому языку. Есть несколько определений, по которым можно определить заимствовано оно или нет. Большинство заимствованных слов содержат букву «ф», а также те, у которых есть приставки «гидро», «био», «вет», «мото», «радио». Русских слов, которые начинаются на «А» в русском языке тоже очень мало. Слова дочь, мать, дуб, пруд являются исконно русскими. Баскетбол (от англ. Basket – корзина, Ball – мяч) – это слово из английского языка.
  8. Установите сферу употребления разбираемого слова, определите лексическое значение. Возможно слово относится к идиомам – «остаться с носом», значит «остаться ни с чем»; к жаргонизмам (слова, используемые в узких кругах людей) – «атас», значит «тревога».
  9. Необходимо определить, относится ли оно к устаревшим. Определите отношение слова к архаизмам или историзмам, если оно является устаревшим.
  10. Определить, принадлежит ли рассматриваемое слово фразеологизмам.

Пример анализа слова по лексическому значению

Из этого предложения «Ветка яблони прятала меня от солнечных лучей» возьмем для лексического анализа слово «ветка».


Как было сказано выше, чтобы провести разбор слова как лексической единицы, вам необходимо обзавестись некоторыми словарями, которые помогут вам в дальнейшей работе. Такие словари можно найти в сети Интернет.

Толковый словарь Ожегова онлайн

Этот словарь будет полезен всем учащимся и тем, кто интересуется русским языком в индивидуальных целях. Словарь Ожегова включает значения русских слов, содержит примеры употребления в предложениях и другую информацию. Этот словарь поможет найти не только значения слов в распространенном употреблении, но и значения в переносном смысле, а также ознакомиться с новыми значениями слова.

Словарь был создан в 1949 году известным лексикографом и ученым С. И. Ожеговым и является самым распространенным и полным словарем на данный момент. На сегодняшний день в нем имеется более семидесяти тысяч слов. Интернет сервис http://ozhegov.textologia.ru/ представляет собой электронную версию словаря Ожегова, которая в точности соответствует бумажной. На данном этапе слова продолжают добавляться пользователями и проверяться на подлинность редакторами сервиса.

Чтобы воспользоваться словарем для лексического разбора нужно:


Как подобрать синонимы к слову при лексическом разборе

Для нахождения синонимов русского языка вы можете воспользоваться специальными онлайн-сервисами. Одним из них является http://www.synonymizer.ru/ . С помощью него вы можете найти все существующие синонимы в русском языке, нажав при этом одну кнопку. Сайт очень прост в управлении.

Для того, чтобы найти синонимы:


Лексический разбор слова (разбор под цифрой 5)

Лексический разбор слова должен проводиться при помощи лингвистических словарей: толкового словаря, словаря синонимов, антонимов, омонимов; фразеологического словаря русского языка.

Схема лексического разбора слова

1. Определите лексическое значение слова в контексте.

2. Если слово многозначно, укажите другие его значения.

3. Установите тип лексического значения в данном контексте: а) прямое; б) переносное.

4. Если значение переносное, охарактеризуйте вид переносного значения.

5. Постройте синонимический ряд для слова в данном значении.

6. Подберите антонимическую пару к данному слову.

7. Определите, является данное слово исконно русским или заимствовано из другого языка.

8. Установите принадлежность анализируемого слова к общеупотребительной лексике или лексике, ограниченной в употреблении.

9. Определите, является ли слово устаревшим.

10. Укажите, входит ли данное слово в состав фразеологизмов.

Примеры лексического разбора слова

Завершив свои операции, фронты один за другим останавливались на достигнутых к весне рубежах . (К. Симонов)

1. Операция - ряд стратегических действий, проводимых в период наступательных или оборонительных боев (воен., проф.).

2. Слово многозначно: а) хирургическая операция; б) торговая операция; в) финансовая операция; г) почтовые операции.

3. Значение прямое.

4. Синонимический ряд: операция, бой, сражение, военные действия.

5. Слово заимствовано из латинского языка.

6. Слово профессиональной лексики (военная терминология).

7. Слово не является устаревшим, оно входит в активный словарь русского языка.

С лечебной целью используют корни и корневища элеутерококка, собранные осенью. (В. Ягодка)

1. Корень – в данном предложении слово “корень” имеет значение “вросшая в землю часть растения, через которую оно всасывает соки из почвы”.

2. Слово многозначно: а) часть растения, б) часть основания, в) первопричина, г) часть слова, д) алгебраическая операция, функция, е) число, обращающее в ноль или тождество

4. Омонимов, синонимов, антонимов в данном значении не имеет.

5. Исконно русское.

6. Слово общеупотребительное, употребляется во всех стилях речи.

7. Слово не является устаревшим, входит в активный словарный запас.

8. Слово входит во фразеологизмы: зри в корень, вырывать с корнем, корень зла, на корню, под корень, пустить корни.

Старый друг лучше новых двух.

1. Старый друг – друг, существующий с давнего времени, долго.

2. Слово старый является многозначным: а) проживший или просуществовавший долгое время, достигший старости (Старый человек), б) не новый, повреждённый временем или пришедший в ветхость (Старый чемодан), в) не новый, давно известный или издавна привычный (Это старый анекдот), г) существовавший давно, древний (Картины старых мастеров), д) прежний, предшествующий (Он бросил старую работу и устроился на новую).

3. В предложении употреблено в прямом значении.

4. Синоним - давний.

5. Антоним - новый.

6. Исконно русское.

7. Слово общеупотребительное, употребляется во всех стилях речи.

8. Слово не является устаревшим, входит в активный словарный запас.

9. Слово входит во фразеологизмы: старый конь борозды не испортит, старый ворон зря не каркает.

Лексический разбор слова – достаточно сложная для ученика 5 класса тема. Он предполагает определение целого ряда признаков лексической единицы и использование сразу нескольких словарей, так что учащийся должен уметь с ними работать. Обычно это факультативный вид практики, однако это не отменяет того, что его необходимо уметь делать.

Как делать лексический разбор слова – шаги

Первый шаг – определить значение слова в конкретном контексте (обычно оно дается в рамках предложения). После этого нужно с помощью толкового словаря выяснить, является ли оно однозначным или многозначным, и если у него больше одного значения, то указать их все.

Затем снова идет работа с контекстом, когда нужно выяснить, к какому типу относится значение слова – прямому или переносному. Если оно прямое, нужно переходить к следующему шагу, если переносное, то его нужно будет охарактеризовать.

Следующий шаг – это построение ряда слов, которые синонимичны рассматриваемому, потом нужно будет найти к нему антоним. Далее следует выяснить, является ли данное слово исконно русским или это заимствование, после чего устанавливается, является ли оно частью общеупотребительного лексического состава или относится к какой-то ограниченной лексической группе. Если имеет место последний случай, нужно указать, к какой именно.

Наконец, с помощью словаря нужно выяснить, является ли слово устаревшим и входит ли оно в состав каких-то фразеологизмов.

Для того, чтобы сделать полноценный лексический разбор, следует использовать сразу несколько словарей. Основным будет толковый, а дополнительными – синонимов, антонимов и фразеологический.

Пример лексического разбора слова

Рассмотреть, как он делается, можно с помощью слова “косарь” из предложения: “Косарь быстро двигался по полю, за ним ложились ровные ряды травы”.

Итак, слово “косарь” в данном случае употреблено в таком значении – это человек, который занимается косьбой с помощью специального инструмента. Но у данного слова больше одного значения, оно также может означать тяжелый нож, которым что-то соскабливают, и тысячу денежных единиц (это жаргонное выражение).

В предложении оно использовано в прямом значении. Его синонимы – косильщик и косец, а антонимов у данной лексической единицы нет. Это исконно русское слово, которое в том значении, в котором оно использовано в предложении, относится к категории общеупотребительной лексики. В то же время оно относится к категории устаревших слов, поскольку в современных условиях само занятие является неактуальным.

Жаргонное происхождение слова “косарь” не имеет никакого отношения к косьбе – тысячерублевую денежную единицу так назвали из-за того, что и на первых русских ассигнациях, и на государственных банкнотах, выпущенных с 1917 году ее номинал – 1000 – был напечатан по косой линии.

Что мы узнали?

Лексический разбор слова не входит в обязательную школьную программу, по нему даже контрольные не проводятся, но если хочется быть действительно грамотным человеком, важно научиться его делать. Он проводится с помощью основного словаря – толкового – и ряда вспомогательных. В ходе этого разбора нужно определить ряд лексических параметров слова – его значение в конкретном контексте и остальные, подобрать синонимы и антоним, выяснить, является ли значение переносным или прямым, а само слово – общеупотребительным или относящимся к узкой лексической группе. Важно понять, является оно устаревшим или нет, а также выяснить, является ли лексическая единица частью фразеологизма или даже нескольких.