Поучительные сказки для детей 4 лет. Поучительные рассказы для детей. Почему полезно читать сказки
Поздний вечер, полумрак, чистая, мягкая постель и подушка. Горит ночник. За окном шелестящий дождь. Ребенок после бурного, насыщенного дня не засыпает, хотя нам, взрослым, это удивительно: ведь устал, набегался. А все потому, что обилие впечатлений не дает мозгу расслабиться, а сознанию отключиться. Чтобы запустить механизм сна, подойдут тихая музыка или чтение поучительных сказок на ночь для детей с множеством персонажей и счастливо разрешившихся ситуаций. Каждая короткая история обязательно сопровождается логическим выводом, умозаключением, эпилогом.
Уроки правдивости и человеколюбия
Кто из нас не зачитывался «Волшебником Изумрудного города» или «Похождениями Кота в Сапогах», не размышлял над проделками Лисы-Патрикеевны и сообразительностью Крошечки-Хаврошечки? На страницах этих книг столько точных наблюдений, афористичных высказываний. Красочно иллюстрированные сборники авторских и народных сказок, перенесенные на цифровые носители – аудиофайлы – отличное подспорье мамам, папам, дедушкам и бабушкам. Итак, читаем поучительные сказки – лучшие образцы устного народного творчества.
Сказание о былинном богатыре Илье Муромце. 33 года сидел сиднем на печи, потом стал защитником народа. Не посмеет враг бесчинствовать на Руси. Мальчики особенно любят сюжеты про походы, военные сражения, битвы, морские путешествия.
А вот Золотая Рыбка. Ни с чем оставила Старуху и покорного, безответного Рыбака. Ненасытность, жадность и трусость – это постыдно. Марфа требовала от Морозко дорогие подарки, в результате довольствовалась повозкой, запряженной свиньями. Зеваки смеются, показывают пальцем на жадную дурнушку. Никто из читателей не захочет быть осмеянным.
Земля дает богатый урожай яблок, пшеницы, овощей тому, кто на ней трудится. А Лентяю с большой ложкой за столом неуютно. Открыл крышку, а в кастрюле – лягушка. Поделом тебе, лодырь! Каждое событие, о котором рассказывает чтец, – с моральным подтекстом.
Сложные взаимоотношения людей разного происхождения, статуса, достатка, нормы поведения в обществе подаются опосредствованно, иносказательно, при этом максимально ясно и доходчиво. Слушая голос актера, способного передать в красках всю полноту содержания текста, интонационно отметив важные, кульминационные моменты, малыши непроизвольно проговаривают про себя ударные фразы, словосочетания, обогащают свою речь. При этом ставят себя на место действующих лиц, вместе с ними делают выбор.
Поговорить, обсудить – но только утром
Повествование непременно подводит к некоему умозаключению. Не приходится теряться в догадках: удалось или нет наказать алчность, защитить доброту и сердечность. К чему пришел хитрец, любящий получать блага бесплатно, без усилий, пользуясь недальновидностью и доверчивостью других. Почему проигрывает беспечный, необразованный, простофиля. Как вознаграждены усердие и терпение. Обладая скромным жизненным опытом, в силу возраста отпрыски не в состоянии разобраться, где черное и белое, правда и ложь. Иногда элементарно не хватает фантазии. Готовый рецепт – как наилучший вариант. Бывают два, а то и несколько путей решения проблемы. «Что выберешь ты? Посмотри: глупых, завистливых, злых избранная кривая дорожка заведет в тупик, смелых, рассудительных, щедрых – к благополучию, счастью».
Ознакомившись онлайн с новой для себя темой, маленький почемучка задаст немало вопросов. На них надо отвечать. Но сразу обсуждать услышанное не стоит, лучше перенести эти разговоры на утро. Аудиокнига всегда под рукой, можно прослушать файл повторно.
Родители, желающие добиться осознанного, а не механического послушания, приводят сыну или дочери примеры из реальной жизни и литературы. «Ты напомнил мне Емелю, Премудрого Пескаря, Несмеяну, Урфина Джюса, Васю Перестукина…» Примерить на себя какой-либо отрицательный персонаж не очень-то приятно. Но это упрощает оценку проступка. «Я не плохой, просто ошибся, пошел на поводу настроения, сделал неверный шаг. В следующий раз все будет по-другому».
Личность сама пестует в себе нравственное начало, а окружающие ей в этом помогают. Прекрасно, что на свете существуют литература, живопись, кино, радиопостановки.
В памяти юного исследователя останутся открытия, которые он делает ежедневно: взрослые уважают пытливых, умных, незаносчивых, чутких, душевных. Жизнь в целом справедлива.
Дворецкий Даниил 7 летРуководитель: Дворецкая Татьяна Николаевна
Описание: Авторская сказка для маленьких слушателей от 5 до 7 лет.
Цель: формирование доброжелательного отношения к сверстникам.
Задачи:
1. Развивать навыки доброжелательного взаимоотношения между детьми.
2. Формировать коммуникативные навыки общения со сверстниками.
3. Развивать творческие способности.
Сказка: Волшебный кабинет.
Жил был на свете мальчик Сережа. Ему было 8 лет. Ходил он в школу в 1 класс.
В школе Сережа плохо себя вел. Он обижал других детей.
Ребята говорили, Сереже, что так поступать нельзя. А Сережа ни кого не слушал.
Мальчик ленился учиться, и каждый день дразнил ребят. Друзей у него не было, потому что никто не хотел дружить с драчуном.
Однажды Сережа после уроков долго собирал свой портфель. Все ученики уже ушли домой. Остался Сережа один в школе. Он вышел в коридор.
В коридоре никого не было. Навстречу ему вышел учитель музыки Василий Петрович.
Учитель спросил у мальчика: Что ты тут делаешь Сережа?
- Я иду домой! – ответил мальчик.
- Сережа, это хорошо, что ты мне встретился! – проговорил учитель.
Я знаю, что ты себя плохо ведешь, и обижаешь детей.
- Нет, я не обижаю – ответил Сережа.
- Ты мне врешь? – строго сказал Василий Петрович.
- За это Сережа, я отправлю тебя в волшебный кабинет.
Василий Петрович подошел к кабинету музыки и открыл дверь.
Сережа очутился в волшебном классе. Он увидел перед собой непонятное существо. Ростом оно было чуть пониже мальчика. У него были большие уши, как у Чебурашки. У него было 3 глаза. А вместо ног у него были куриные лапы. В руках он держал красивый стеклянный шар. От этого шара во все стороны исходило свечение. Яркий свет попал Сереже в глаза, и мальчик очутился в прошлом.
Маленький мальчик Сережа рядом с мамой стоит возле детского сада. Он дрожит от страха.
- Мама я боюсь. Я не хочу туда идти, – говорит малыш.
- Сережа не бойся! Иди в детский сад.
- Там никто тебя не обидит.
- Ребята будут с тобой дружить и играть – ласково сказала мама.
Сережа осторожно зашел в группу и увидел много маленьких детей. Ребята его окружили.
Воспитатель спрашивает: Здравствуй! Ты новый мальчик?
А Сережа молчит.
Ребята стали с ним знакомиться и называть свои имена. Сережа успокоился, улыбнулся и сказал свое имя.
Когда мальчик вспомнил свое детство, он вернулся в волшебный кабинет. Там его ждал учитель музыки Василий Петрович. Сережа рассказал учителю о своем путешествии в прошлое.
Рассказал и о том, что когда он был маленьким, его в детском саду никто не обижал и не дразнил.
Мальчику стало стыдно за свое поведение.
Василий Петрович улыбнулся и исчез.
А Сережа проснулся дома в своей кровати. Мальчик подумал, что ему приснился удивительный сон.
- Сережа собирайся в школу! – сказала мама.
Мальчик собрался и пошел в школу.
С этого дня мальчик Сережа стал хорошо себя вести. Он стал дружить со всеми ребятами. И никогда, никого не обижал.
А на переменах, когда Сережа встречал учителя музыки Василия Петровича, он ему хитро подмигивал левым глазом.
Сказка кончилась. Нам жаль…
В заключении мораль:
Не деритесь, не дразнитесь.
Вы друг другу улыбнитесь.
Тут и сказочке конец!
А кто слушал - Молодец!
Бесценный источник мудрости и вдохновения для ребенка. В этом разделе Вы можете бесплатно читать любимые сказки онлайн и давать детям первые важнейшие уроки мироустройства и морали. Именно из волшебного повествования дети узнают о добре и зле, а также о том, что понятия эти далеко не абсолютны. В каждой сказке представлено её краткое описание , которое поможет родителям подобрать актуальную для возраста ребенка тему, и предоставить ему выбор.
Название сказки | Источник | Рейтинг |
---|---|---|
Василиса Прекрасная | Русская народная | 341906 |
Морозко | Русская народная | 227677 |
Айболит | Корней Чуковский | 973341 |
Приключения Синдбада-Морехода | Арабская сказка | 220523 |
Снеговик | Андерсен Х.К. | 127855 |
Мойдодыр | Корней Чуковский | 963297 |
Каша из топора | Русская народная | 256046 |
Аленький цветочек | Аксаков С.Т. | 1379606 |
Теремок | Русская народная | 373750 |
Муха-Цокотуха | Корней Чуковский | 1014099 |
Русалочка | Андерсен Х.К. | 417274 |
Лиса и журавль | Русская народная | 202736 |
Бармалей | Корней Чуковский | 444041 |
Федорино горе | Корней Чуковский | 746336 |
Сивка-Бурка | Русская народная | 183133 |
У Лукоморья дуб зеленый | Пушкин А.С. | 751884 |
Двенадцать месяцев | Самуил Маршак | 785001 |
Бременские музыканты | Братья Гримм | 268509 |
Кот в сапогах | Шарль Перро | 409566 |
Сказка о царе Салтане | Пушкин А.С. | 621093 |
Сказка о рыбаке и рыбке | Пушкин А.С. | 571585 |
Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях | Пушкин А.С. | 280398 |
Сказка о золотом петушке | Пушкин А.С. | 235787 |
Дюймовочка | Андерсен Х.К. | 182313 |
Снежная королева | Андерсен Х.К. | 237474 |
Скороходы | Андерсен Х.К. | 28662 |
Спящая красавица | Шарль Перро | 95742 |
Красная шапочка | Шарль Перро | 224806 |
Мальчик с пальчик | Шарль Перро | 153910 |
Белоснежка и семь гномов | Братья Гримм | 158362 |
Белоснежка и Алоцветик | Братья Гримм | 42215 |
Волк и семеро козлят | Братья Гримм | 134242 |
Заяц и еж | Братья Гримм | 127308 |
Госпожа Метелица | Братья Гримм | 87646 |
Сладкая каша | Братья Гримм | 182764 |
Принцесса на горошине | Андерсен Х.К. | 107152 |
Журавль и Цапля | Русская народная | 28337 |
Золушка | Шарль Перро | 305821 |
Сказка о глупом мышонке | Самуил Маршак | 321029 |
Али-Баба и сорок разбойников | Арабская сказка | 128929 |
Волшебная лампа Аладдина | Арабская сказка | 215359 |
Кот, петух и лиса | Русская народная | 121641 |
Курочка Ряба | Русская народная | 304239 |
Лиса и рак | Русская народная | 86502 |
Лисичка-сестричка и волк | Русская народная | 76662 |
Маша и медведь | Русская народная | 257856 |
Морской царь и Василиса премудрая | Русская народная | 83358 |
Снегурочка | Русская народная | 52506 |
Три поросенка | Русская народная | 1770425 |
Гадкий утенок | Андерсен Х.К. | 123431 |
Дикие лебеди | Андерсен Х.К. | 53982 |
Огниво | Андерсен Х.К. | 73150 |
Оле-Лукойе | Андерсен Х.К. | 116926 |
Стойкий оловянный солдатик | Андерсен Х.К. | 46285 |
Баба-Яга | Русская народная | 125041 |
Волшебная дудочка | Русская народная | 126631 |
Волшебное кольцо | Русская народная | 151018 |
Горе | Русская народная | 21479 |
Гуси Лебеди | Русская народная | 72283 |
Дочь и падчерица | Русская народная | 22764 |
Иван-царевич и серый волк | Русская народная | 64685 |
Клад | Русская народная | 47112 |
Колобок | Русская народная | 158128 |
Живая вода | Братья Гримм | 81843 |
Рапунцель | Братья Гримм | 131524 |
Румпельштильцхен | Братья Гримм | 42745 |
Горшочек каши | Братья Гримм | 75812 |
Король Дроздобород | Братья Гримм | 26123 |
Маленькие человечки | Братья Гримм | 58010 |
Гензель и Гретель | Братья Гримм | 31732 |
Золотой гусь | Братья Гримм | 39451 |
Госпожа Метелица | Братья Гримм | 21465 |
Стоптанные туфельки | Братья Гримм | 30965 |
Соломинка, уголек и боб | Братья Гримм | 27495 |
Двенадцать братьев | Братья Гримм | 21756 |
Веретено, ткацкий челнок и иголка | Братья Гримм | 27405 |
Дружба кошки и мышки | Братья Гримм | 36600 |
Королек и медведь | Братья Гримм | 27705 |
Королевские дети | Братья Гримм | 22819 |
Храбрый портняжка | Братья Гримм | 34870 |
Хрустальный шар | Братья Гримм | 61212 |
Царица пчел | Братья Гримм | 39449 |
Умная Гретель | Братья Гримм | 22098 |
Три счастливчика | Братья Гримм | 21617 |
Три пряхи | Братья Гримм | 21377 |
Три змеиных листочка | Братья Гримм | 21503 |
Три брата | Братья Гримм | 21470 |
Старик из стеклянной горы | Братья Гримм | 21463 |
Сказка о рыбаке и его жене | Братья Гримм | 21460 |
Подземный человек | Братья Гримм | 29898 |
Ослик | Братья Гримм | 23711 |
Очески | Братья Гримм | 21114 |
Король лягушонок, или Железный Генрих | Братья Гримм | 21470 |
Шесть лебедей | Братья Гримм | 24677 |
Марья Моревна | Русская народная | 43691 |
Диво дивное, чудо чудное | Русская народная | 41899 |
Два мороза | Русская народная | 38717 |
Самое дорогое | Русская народная | 32567 |
Чудесная рубашка | Русская народная | 38891 |
Мороз и заяц | Русская народная | 38526 |
Как лиса училась летать | Русская народная | 47358 |
Иванушка-дурачок | Русская народная | 35565 |
Лиса и кувшин | Русская народная | 25888 |
Птичий язык | Русская народная | 22453 |
Солдат и черт | Русская народная | 21591 |
Хрустальная гора | Русская народная | 25412 |
Хитрая наука | Русская народная | 28023 |
Умный мужик | Русская народная | 21725 |
Снегурушка и лиса | Русская народная | 61386 |
Слово | Русская народная | 21648 |
Скорый гонец | Русская народная | 21500 |
Семь Симеонов | Русская народная | 21527 |
Про бабушку старушку | Русская народная | 23473 |
Поди туда–не знаю куда, принеси то–не знаю что | Русская народная | 50327 |
По щучьему веленью | Русская народная | 68312 |
Петух и жерновцы | Русская народная | 21385 |
Пастушья Дудочка | Русская народная | 36212 |
Окаменелое царство | Русская народная | 21638 |
О молодильных яблоках и живой воде | Русская народная | 35940 |
Коза Дереза | Русская народная | 33622 |
Илья Муромец и Соловей разбойник | Русская народная | 27178 |
Петушок и бобовое зернышко | Русская народная | 53084 |
Иван – крестьянский сын и чудо-юдо | Русская народная | 27698 |
Три медведя | Русская народная | 459998 |
Лиса и тетерев | Русская народная | 22990 |
Бычок-смоляной бочок | Русская народная | 74511 |
Баба Яга и ягоды | Русская народная | 37070 |
Бой на Калиновом мосту | Русская народная | 21642 |
Финист - Ясный сокол | Русская народная | 50605 |
Царевна Несмеяна | Русская народная | 132093 |
Вершки и корешки | Русская народная | 55914 |
Зимовье зверей | Русская народная | 40349 |
Летучий корабль | Русская народная | 71447 |
Сестрица Аленушка и братец Иванушка | Русская народная | 36977 |
Петушок золотой гребешок | Русская народная | 44692 |
Заюшкина избушка | Русская народная | 130135 |
Слушая сказки, дети не только приобретают необходимые знания, но и учатся строить отношения в социуме, соотнося себя с тем или иным вымышленным персонажем. На опыте отношений между сказочными героями ребенок понимает, что не стоит безоговорочно доверять незнакомцам. На нашем сайте представлены самые известные сказки для Ваших детей. Выбирайте интересные сказки в представленной таблице.
Почему полезно читать сказки?
Разнообразные сюжеты сказки помогают ребенку понять, что окружающий его мир бывает противоречив и довольно сложен. Слушая о приключениях героя, дети виртуально сталкиваются с несправедливостью, лицемерием и болью. Но именно так малютка учится ценить любовь, честность, дружбу и красоту. Всегда имея счастливый конец, сказки помогают малышу быть оптимистом и противостоять разного рода жизненным неурядицам.
Не стоит недооценивать и развлекательный компонент сказок. Прослушивание увлекательных историй имеет массу преимуществ, к примеру, в сравнении с просмотром мультфильмов – здесь нет никакой угрозы зрению малыша. Более того, слушая детские сказки в исполнении родителей, малыш узнаёт много новых слов и учится правильно артикулировать звуки. Важность этого сложно переоценить, ведь уже давно доказано учеными, что ничто так не влияет на будущее всестороннее развитие ребенка, как раннее речевое развитие.
Какие бывают сказки для детей?
Сказки бывают разные: волшебные – будоражащие детское воображение буйством фантазии; бытовые – повествующее о простой повседневной жизни, в которой также не исключено волшебство; о животных – где ведущими персонажами являются не люди, а различные, так горячо любимые детишками, зверушки. На нашем сайте представлено большое количество таких сказок. Здесь вы можете бесплатно читать то, что будет интересно малышу. Удобная навигация поможет сделать поиск нужного материала быстрым и простым.
Читайте аннотации для предоставления ребенку права самостоятельного выбора сказки, ведь большинство современных детских психологов считает, что залог будущей любви малышей к чтению лежит в свободе выбора материала. Мы даем вам и вашему чаду неограниченную свободу в выборе замечательных детских сказок!
Алешины родители обычно возвращались домой после работы поздно. Он самостоятельно приходил из школы, разогревал себе обед, делал уроки, играл и ждал маму с папой. Еще два раза в неделю Алеша ходил в музыкальную школу, она была совсем рядом со школой. Мальчик с раннего детства привык, что родители много работают, но никогда не жаловался, он понимал, что они стараются для него.
Надя всегда была примером для младшего брата. Отличница в школе, она еще успевала и в музыкальной школе учиться, и маме дома помогать. В классе у нее было много друзей, они ходили друг к другу в гости и даже иногда делали вместе уроки. Но для классной руководительницы Натальи Петровны Надя была лучше всех: всегда всё успевала, но и другим помогала. Только и разговоров было и в школе, и дома про то, какая «Надюша – умница, какая помощница, какая Надя – умная девочка». Наде приятно было слышать такие слова, ведь не напрасно же люди её хвалили.
Маленький Женя был очень жадным мальчиком, бывало, принесёт в садик конфеты и ни с кем не делится. А на все замечания воспитателя Женины родители отвечали так: «Женя еще слишком маленький, чтобы с кем-то делиться, вот пусть немного подрастет, тогда и поймет».
Петя был самым драчливым мальчиком в классе. Он постоянно дёргал девчонок за косички, а мальчикам ставил подножки. Не то чтобы ему это очень нравилось, но, как он считал, делало его сильнее остальных ребят, а это, несомненно, было приятно осознавать. Но была и обратная сторона такого поведения: с ним никто не хотел дружить. Особенно доставалось Петиному соседу по парте – Коле. Он был отличником, но никогда не разрешал Пете списывать у себя и на контрольных не подсказывал, вот Петя и обижался на него за это.
Наступила весна. В городе снег посерел, начал оседать, а с крыш доносилась веселая капель. За городом был лес. Там еще царила зима, и солнечные лучи едва-едва пробивались через густые ветви ели. Но вот однажды что-то зашевелилось под снегом. Появился ручеёк. Он весело зажурчал, пытаясь пробраться через глыбы снега наверх к солнышку.
В автобусе было душно и очень тесно. Его зажали со всех сторон, и он уже сто раз пожалел о том, что решил поехать на очередной прием к врачу ранним утром. Он ехал и думал о том, что совсем, казалось бы, недавно, а на самом деле семьдесят лет тому назад, он ездил на автобусе в школу. А потом началась война. Он не любил вспоминать то, что он пережил там, зачем ворошить прошлое. Но каждый год двадцать второго июня он запирался в своей квартире, не отвечал на звонки и никуда не ходил. Он вспоминал тех, кто ушёл с ним добровольцем на фронт и не вернулся. Война была для него и личной трагедией: во время боев под Москвой и Сталинградом погибли его отец и старший брат.
Несмотря на то, что была только середина марта, снег уже почти растаял. По улицам деревни бежали ручьи, в которых, обгоняя друг друга, весело плыли бумажные кораблики. Их запускали местные мальчишки, возвращаясь домой после школы.
Катя всё время о чём-то мечтала: то как она станет знаменитым врачом, то как полетит на Луну, то изобретёт что-нибудь полезное для всего человечества. Ещё Катя очень любила животных. Дома у неё жили собака Лайка, кошка Маруся и два попугая, которых подарили родители на день рождения, а ещё рыбки и черепаха.
Мама пришла сегодня с работы немного пораньше. Как только она закрыла входную дверь, Марина сразу бросилась ей на шею:
- Мама, мамочка! Меня чуть машина не задавила!
- Да ты что! Ну-ка повернись, я посмотрю на тебя! Как так получилось?
Была весна. Солнце светило очень ярко, снег уже почти растаял. А Миша очень ждал лето. В июне ему исполнялось двенадцать лет, и родители обещали подарить ему на день рождения новый велосипед, о котором он давно мечтал. У него уже был один, но Миша, как он сам любил говорить, «из него давно вырос». Он хорошо учился в школе, и мама с папой, а иногда и бабушки с дедушками, давали ему деньги в качестве похвалы за отличное поведение или хорошие отметки. Миша не тратил эти деньги, он их копил. У него была большая копилка, куда он складывал все те деньги, которые ему дарили. С начала учебного года у него накопилась значительная сумма, и мальчик хотел предложить родителям эти деньги, чтобы они купили ему велосипед раньше дня рождения, уж очень ему хотелось покататься.
Говоря о поучительных сказках, мы вспоминаем произведения советского педагога Василия Сухомлинского. Книжки с этими замечательными историями должны быть в каждой семье, имеющей детей или внуков.
К сожалению, поучительные сказки для детей этого педагога не часто издаются. Поэтому мы решили опубликовать некоторые из них в помощь родителям наших воспитанников. Некоторые уже опубликованы и .
Я много раз слышала от взрослых, как их самих увлекают, а то и нравственно встряхивают рассказы и сказки Василия Сухомлинского. Будем рады, если и Вам, уважаемый читатель, они окажутся полезными.
Сказки Сухомлинского В. А.
Кому же идти за дровами?
На краю села жила вдова с тремя сыновьями. Два сына уже взрослые юноши, высокие, статные, славные, красивые. А третий – подросток Юра – маленький, тоненький, как тростинка.
Было это зимой. Выпал глубокий снег, дул северный ветер, трещал мороз. Мать говорит – как будто сама себе, но чтобы дети слышали:
– Холодно, дети. А дров нет… Кому же за дровами идти?
Молчат старшие сыновья, нагнули головы, смотрят в землю и печь колупают.
– Я пойду за дровами, мама, – сказал младший сын.
– А мороза ты не боишься? – спрашивает мать и на старших сыновей поглядывает.
– Нет, не боюсь, – отвечает сын и одевается.
– Ну что ж, иди, Юра, – сказала мать, крепко подпоясала и поцеловала сына.
Пошёл Юра. И сразу стало в хате так тихо, будто всё живое, что есть на свете, прислушивалось и думало: что же будет? И ветер на дворе затих. Два старших сына подняли головы, посмотрели на мать и сказали:
– Мы тоже пойдём в лес, мама.
– Идите, сыны, – прошептала мать и заплакала от радости.
Пчела и тыквенный цветок
Полетела Пчела в поле за медом – далеко-далеко. А солнышко уже к закату клонится. Нашла Пчела большое тыквенное поле. У тыквы цветы большие, лепестки желтые, яркие, как солнце. Летала Пчела от одного цветка к другому, собирала мед. Подняла головку, посмотрела вокруг и вскрикнула по пчелиному от страха: солнышко зашло, в небе звездочки мерцают, в поле сверчок поет. «Что же мне теперь делать?» – думает Пчела.
– Садись ко мне под лепестки, – говорит ей Тыквенный Цветок. – Переночуешь, а утром домой полетишь.
Села Пчёлка на сладкие тычинки, закрыл ее Цветочек лепестками.
Спит Тыквенный Цветок. Спит Пчела. Спит поле. Весь мир спит, только звездочки в небе мерцают.
Вот и солнышко показалось из-за леса. Тыквенный Цветок открыл лепестки. Проснулась Пчела. Время домой лететь. Но в маленьком пчелином сердце что-то задрожало – грустное и теплое. Что-то задерживало Пчелу возле Цветка.
Поклонилась низенько Пчела Тыквенному Цветочку и сказала:
– Спасибо тебе, Цветок, за гостеприимство. Цветок вздохнул. Ему тоже не хотелось расставаться с Пчелой.
Но солнце уже поднялось над горизонтом, пел жаворонок в небе, летали бабочки – начался день. Пчела покружила над Тыквенным Цветком и полетела домой, понесла мед детишкам.
Почему плачет синичка?
В доме на краю села жили муж и жена. Было у них двое детей – мальчик Миша и девочка Оля. Мише было десять лет, а Оле – девять. Около дома рос высокий ветвистый тополь.
– Сделаем на тополе качели, – сказал Миша.
– Ой, как хорошо будет качаться! – обрадовалась Оля.
Полез Миша на тополь, привязал к веткам веревку. Встали на качели Миша и Оля, и давай качаться. Качаются дети, а около них синичка летает и поет, поет.
Миша говорит:
– Синичке тоже весело оттого, что мы качаемся.
Глянула Оля на ствол дерева и увидела дупло, а в дупле – гнездышко, а в гнездышке птички маленькие.
– Синичка не радуется, а плачет – сказала Оля
– А почему же она плачет? – удивился Миша.
– Подумай, почему, – ответила Оля.
Миша спрыгнул с качелей, посмотрел на синичкино гнездышко и думает: «Почему же она плачет?»
Камень
На лугу, под раскидистым дубом, много лет была криница. Она давала людям воду. Под дубом подле криницы отдыхали путники.
Как-то раз к дубу пришёл мальчишка. Он любил пошалить. Вот он и подумал:
«А что будет, если я возьму вот этот камень и кину его в криницу? Вот, наверное, булькнет сильно!»
Поднял камень, кинул его в криницу. Булькнуло сильно. Мальчишка засмеялся, побежал и забыл про свой поступок.
Камень упал на дно и закрыл жерло.
Вода перестала наполнять криницу.
Криница засохла.
Засохла трава возле криницы, и дуб засох, потому что подземные ручейки потекли куда-то в другое место.
На дубу перестал вить гнездо соловей. Он полетел на другой луг.
Замолкла соловьиная песня.
Грустно стало на лугу.
Много лет миновало. Мальчишка стало дедом. Однажды пришёл он на то место, где когда-то был зелёный луг, стоял раскидистый дуб, била прохладная криница.
Не стало ни луга, ни дуба, ни соловья, ни криницы. Только песок, ветер вздымает тучи пыли.
«Куда ж оно всё подевалось?» – подумал дед.
Дуб под окном
Молодой лесник построил в лесу большой каменный дом и посадил дубок под окном.
Шли годы, вырастали у лесника дети, разрастался дубок, старел лесник.
И вот через много лет, когда лесник стал дедушкой, дубок разросся так, что закрыл окно.
Стало темно в комнате, а в ней жила красавица – лесникова внучка.
– Срубите дуб, дедушка, – просит внучка, – темно в комнате.
– Завтра с утра начнём, – отвечает дедушка.
Наступило утро. Позвал дедушка троих сыновей да девятерых внуков, позвал внучку-красавицу и сказал:
– Будем дом переносить в иное место.
И пошёл с лопатой копать ров под фундамент. За ним пошли три сына, девять внуков и красавица-внучка.
Девочка и ромашка
Прекрасным солнечным утром маленькая девчушка вышла поиграть на зеленой полянке. Вдруг слышит: кто-то плачет.
Прислушалась девочка и поняла: плач доносится из-под камня, который лежит на краю поляны. Камень небольшой, как голова кролика, но очень твердый. Спрашивает девочка:
– Кто там плачет под камнем?
– Это я, Ромашка, – послышался слабый голос. – Освободи меня, девочка, давит меня камень…
Откинула девочка камень и увидела нежный, бледный стебелек Ромашки.
– Спасибо тебе, девочка, – сказала Ромашка, расправив плечи и вздохнув полной грудью. – Ты освободила меня из-под Каменного Гнета.
– Как же ты попала под камень? – спросила девочка. – Обманул меня Каменный Гнет, – ответила Ромашка. – Была я маленьким ромашкиным семенем. Осенью искала теплый уголок. Дал мне приют Каменный Гнет, обещал оберегать от холода и жары. А когда мне захотелось увидеть Солнышко, он чуть не задавил меня. Я хочу быть твоей, девочка.
Девочка приходила к Ромашке, и они вместе встречали Солнце.
– Как хорошо быть твоей, девочка! – часто говорила Ромашка.
– А если бы ты выросла в лесу или у края дороги? Ты была бы ничья? – спросила девочка.
– Я бы умерла от горя, – тихо сказала Ромашка. Ничьих цветов не бывает. Они всегда чьи-то. Вон та Огненная Маковка – она дружит с Солнышком.
Солнышко шепчет ей: «Ты моя, Огненная Маковка». Я слышу этот шепот, когда всходит Солнышко и Маковка раскрывает лепестки. А вот тот Василек друг Весеннего Ветра. Он первым каждое утро прилетает к Васильку, будит его и шепчет: «Проснись!». Цветок не мог бы жить, если бы он был ничей.
Флейта и Ветер
В саду на лавке сидел Музыкант. Он играл на флейте. К его чудесной песне прислушивались и птицы, и деревья, и цветы. Даже Ветерок прилёг под кустом и с удивлением слушал игру на флейте. Играл Музыкант про солнце в голубом небе, про беленькое облачко, про серенькую пташку-жаворонка и про счастливые детские очи.
Замолкла песня, положил Музыкант флейту на лавку и пошёл домой. Взвился Ветер из-под куста, прилетел к флейте да и дунул со всей силы.
Загудела флейта, словно осенняя непогода под стрехою. Подул ветер ещё сильнее, а флейта не играет – гудит да и гудит.
«Отчего так? – думает Ветер. – Я легко могу вырывать дубы с корнями, скидывать крыши с домов. Почему же флейта на покоряется мне – не играет?»
Куда муравьишки спешили?
На дереве сидела белочка. Она ела горох. До того вкусный, что даже глаза зажмурила. Крошечка горошка упала на землю. За ней вторая, третья. Много крошечек упало на землю.
А тропиночкой среди травы бежала Муравьиха. Спешила найти еду маленьким муравьишкам. Она торопилась на баштан: узнала, что там много сладких крошечек арбуза. Вдруг видит - падают с дерева крошечки горошка. Попробовала Муравьиха – горошек пахучий да вкусный. Понесла Муравьиха крошечку горошка к муравейнику, рассказала соседям:
– Бежим, муравьи, по горошек.
Собрались муравьи в дорогу. А детки муравьихины едят крошечку, что принесла мама, делятся с товарищами. Всем деткам в муравейнике хватило, да ещё и осталось. А муравьи уже под деревом. Собрали крошечки и понесли домой. Хватит еды на всю зиму.
Зайчик и Месяц
Холодно зимой Зайчику. Выбежал он на опушку, а уж ночь настала. Мороз трещит, снег от Месяца блестит, холодный ветер с яру дует.
Сел Зайчик под кустом, протянул лапки к Месяцу, просит:
– Месяц, любимый, погрей меня своими лучами, а то долго ещё Солнышка ждать.
Жалко стало Месяцу Зайчика, он и говорит:
– Иди полем, полем, я тебе дорогу освещать буду, беги до большого стога соломы.
Побежал Зайчик к стогу соломы, зарылся в стог, выглядывает, улыбается Месяцу:
– Спасибо, любимый Месяц, теперь твои лучи тёплые-тёплые.