Подвижные игры ПДД и ОБЖ. Картотека игр по правилам пожарной безопасности

Игры по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С 3-4 ЛЕТ

"Источники опасности"

Цель: Закрепить знания детей о предметах, которые могут быть источником опасности.

Игровые правила: Выбрать предметы, которые могут быть источником опасности.

Игровое действие: Поиск и название предметов.

Ход игры.

Детям раздаются игровые карточки с изображением различных предметов. Воспитатель предлагает внимательно рассмотреть изображения предметов и ответить на вопросы:

Что может быть источником пожара?

Что может быть источником травмы человека (пореза, укуса, укола, ожога, отравления)?

Что может быть источником гибели человека? Отмечается тот, кто назовёт правильно все изображения.

"Знаешь ли ты?"

Цель: Закрепить знания о телефонах служб спасения.

Игровые правила: Выполнять действия, соответствующие изображению.

Игровые действия: Передвижение фишек по игровому полю в соответствии с количеством выпавших ходов.

Ход игры.

В игре принимает участие 4-5 человек, используются фишки разных цветов. Ребёнок бросает кубик, передвигает фишки. Условные обозначения:

Красный крест - назвать телефон скорой помощи;

Дом - назвать домашний адрес;

Милиционер - назвать телефон милиции;

Огонь — выбрать из трёх номеров нужный при пожаре;

Человек в маске — назвать нужный при такой опасности номер;

Книга - если даётся неправильный ответ, игрок отправляется на эту точку;

Рука - если даётся правильный ответ, игрок переходит на эту точку;

Телефон - набрать телефон службы безопасности и перейти на финиш.

Побеждает тот, кто быстрее и правильно ответил на все вопросы и пришёл к финишу первым.

"О чём говорит светофор"

Цель: Закреплять знание сигналов светофора и соответствующих им действий пешеходов.

Материал: Карточки с изображением сигналов светофора (горит красный, жёлтый, зелёный), действий пешеходов.

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям показать сигнал светофора, который обозначает: "иди", "стой", "внимание". Затем показать карточки с изображением действий пешеходов на разные сигналы светофора.

"Четвёртый лишний "

Цель: Учить детей предотвращать опасность контактов с опасными предметами (иголки, ножницы, спички, лекарства и др.) Закреплять знания о поведении на улице без взрослых. Различать съедобные грибы и ягоды.

Игровые правила: Найти лишний предмет на карточке. Доказать, почему.

Игровое действие: Поиск опасного предмета.

Ход игры.

Детям раздаются карточки, на каждой изображены четыре предмета, один из которых лишний (несёт опасность). Тот, на которого указывает воспитатель (волшебная стрелочка), объясняет, что лишнее и почему.

Карточки:

1. Съедобные грибы и мухомор.

2. Игрушки и гвозди.

3. Игрушки и лекарство.

4. Кисточка, карандаш, ручка, иголка.

5. Малина, клубника, смородина и волчья ягода.

6. Дети играют в песочнице, катаются на качелях, катаются на санках, мальчик ест сосульку.

По аналогии могут быть представлены и другие комбинации.

"На прогулке"

Цель: Закреплять знания детей о правильном общении, поведении с животными.

Материал:

Карточки с изображением правильных и неправильных действий при встрече с собакой, пчелой, козой, ежом, муравьями в муравейнике.

Игровые правила: На вопрос воспитателя показать картинку с правильным ответом, а затем с неправильными действиями.

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям ответить, как бы они поступили в разных ситуациях, возникших во время прогулки в выходной день (на даче, в лесу). Нужно показать сначала картинку с правильным действием, а затем показать неправильные.

На дороге я повстречал собаку. Можно, н ельзя (дети показывают карточку)

На полянке ко мне подлетела оса (пчела). Можно, нельзя.

На опушке щиплет травку коза. Можно, нельзя.

В траве я заметил ежа. Можно, нельзя.

"Телефон"

Цель: Закреплять знание номеров телефонов аварийных служб.

Ход игры.

Перед ребенком разложены карточки с изображением машин скорой помощи, МЧС, милиции, пожарной, спортивной машины и карточки с номерами 01, 02, 03. Воспитатель предлагает ребёнку выбрать любой номер и найти машину, которая придёт по этому номеру.

"Пожар"

Цель: Закрепить знания детей о пожарной безопасности.

Игровые правила: На вопрос воспитателя показать картинку-ответ.

Материал: Картинки с изображением коробки со спичками, телефоном 01; молнии, попадающей в дерево; утюга; 02; 03; горящего стола; ведра воды.

Игровое действие: Выбор из предложенных - правильной картинки.

Ход игры.

Детям раздаются карточки. Воспитатель предлагает ответить на вопрос, показав нужную карточку.

Отчего происходит пожар?

Что нужно делать, если случился пожар?

По какому телефону вызывают помощь?

За правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, кто получит больше фишек.

"Дело серьезное"

Цель: Учить детей подбирать для игр подходящие предметы, знать с какими вещами играть нельзя.

Материал: Карточки с изображением мяча, ножниц, пирамидки, газовой плиты, спичек, ножа, неваляшки, таблеток, утюга, иголки, куклы, машинки, вилки, стеклянной вазы и др.

Ход игры.

Перед детьми разложены карточки обратной стороной кверху. Ребёнок достаёт любую, просматривает её и отвечает, можно играть с этой вещью или нет (объясняя почему). За правильный ответ получает фишку.

"Тротуар и дети"

Цель: Закрепить знания детей о правилах дорожного движения. Учить детей правильно выбирать место для игр. Воспитывать быструю реакцию на происходящее.

Ход игры.

Предложите детям построить из кубиков дом с аркой. Арка должна быть таких размеров, чтобы через неё могли проехать игрушечные машинки. Попросите детей разместить их перед аркой. Куклы будут изображать мальчиков-футболистов или девочек, играющих в "классики". В качестве футбольного мяча можно использовать шарик для пинг-понга, а "классики" изобразить с помощью полосок бумаги или верёвочек. В игре одновременно может участвовать несколько детей, которые меняются ролями. В процессе игры мальчики с помощью кукол изображают игру в футбол, а девочки — игру в "классики". При этом один ребёнок продвигает игрушечную машинку через арку и громко сигналит. Дети быстро убирают кукол с дороги и переносят подальше от арки. Сюжет можно варьировать. Например, из окна игрушечного дома высовывается зайчик и предупреждает об опасности. Аналогичный сюжет можно разыграть с помощью настольного театра.

"Кто больше назовёт действий"

Цель: Учить детей соотносить действия с профессией людей, действующих в чрезвычайных ситуациях.

Игровые правила: Называть только одно действие человека данной профессии. Если ребёнок не может вспомнить, он ударяет мячом об пол, ловит его и бросает ведущему.

Игровые действия: Бросание и ловля мяча.

Ход игры.

Воспитатель предлагает назвать действие, которое выполняет человек названной профессии, но называть можно только одно действие (врач, милиционер, пожарный). Выигрывает тот, кто больше назовёт действий.

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ

«Можно - нельзя»

Цель : закреплять представление о бытовых предметах, которыми нельзя играть.

Оборудование: предметные картинки опасных и безопасных для игры предметов, кукла, сундучок.

Ход игры:

Воспитатель предлагает вспомнить, что может произойти, если без разрешения брать опасные предметы: нож, ножницы, иголки и т. д. Дети поочередно берут по картинке и кладут около куклы, если с этим предметом играть можно, или в сундучок, если этот предмет для игры опасен. Педагог побуждает детей объяснять свой выбор.

«Разрешается - запрещается»

Цель: закрепить знание правил безопасного поведения детей.

Оборудование: картинки с изображением различных ситуаций опасного и безопасного поведения детей, символы зеленого и красного цветов (круги, кубики или другие предметы).

Ход игры:

Воспитатель раздает детям картинки и предлагает подойти к символам красного цвета тем, у кого изображено то, что запрещается делать, а к зеленым символам - с правильными действиями изображенных персонажей.

Усложнение: дополнить оборудование изображениями улицы, дома, пожара. Дети должны подойти к картинкам в соответствии с имеющейся ситуацией, а затем выбрать символ определенного цвета.

«По грибы»

Цель : закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах; продолжать формировать правила безопасного поведения в лесу.

Оборудование : корзинки - по количеству детей, силуэты или муляжи грибов.

Ход игры:

Воспитатель напоминает о правилах безопасного поведения в лесу и предлагает собрать съедобные грибы для супа.

«О чем говорит светофор»

Цель: закреплять знания о значении цветов светофора и правила движения; упражнять в выполнении правил.

Оборудование: светофор с переключением цветов, автомобили разного назначения, дорожная разметка, куклы.

Ход игры:

Воспитатель готовит макет дороги с разметкой пешеходного перехода, создает при помощи игрушек различные дорожные ситуации и предлагает детям показать правильное поведение на дороге пешеходов и водителей.

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

«Раньше и теперь»

Цель: ориентируясь в предлагаемой ситуации, подобрать правильный ответ.

Правила игры: воспитатель кратко сообщает детям, какие действия предпринимались в прошлые времена в случае возникновения пожара; ребята рассказывают, как в таких случаях нужно поступать сегодня.

  1. Как узнать и сообщить о пожаре?

Что делали раньше

Над городом возвышалась каланча, на которой постоянно находился наблюдатель. Как только он замечал дым, сразу же запускал в небо сигнальный шар.

Как поступают сегодня

Звонят по телефону 01.

  1. Как пожарным добраться до пожара?

Что делали раньше

На телегу, на которой уже была установлена бочка с водой, садились пожарные и, погоняя лошадей, ехали к месту пожара.

Как поступают сегодня

На пожарной машине. На пожарном поезде. На пожарном вертолете. На пожарном самолете.

  1. Какая одежда (экипировка) у пожарных?

Что делали раньше

Раньше пожарные носили форму из холстины, на голову надевали каску, на руки - брезентовые рукавицы.

Как поступают сегодня

Сегодня жизнь и здоровье пожарного защищает комбинезон из огнеупорных материалов, каска, противогаз или респиратор.

  1. Какими средствами тушат пожар?

Что делали раньше

Ручным насосом, ведром с водой, топориком, ломом, багром.

Как поступают сегодня

Брандспойтом, подключенным к автонасосу, огнетушителями, водой, пеной.

«Горит - не горит»

Цель: быстро и правильно выполнить ответственное действие; закрепить знание о свойствах горючести различных предметов и веществ; помочь осознать разрушительную силу огня и развить быструю реакцию на ответное действие.

Правила игры: дети стоят в кругу, воспитатель - в центре. Педагог называет какой-либо предмет или вещество и бросает мяч одному из детей. В том случае, если это вещество не горючее, ребенок должен поймать мяч, если же оно горючее - отбить. Ребенок, сделавший ошибку, выбывает из круга. Выигрывает ребенок, оставшийся последним.

(Примеры негорючих предметов и веществ: металл, вода, лед, земля, воздух, камень, кирпич, глина, мел и т.д.)

«Что нужно пожарным?»

Цель: быстро и правильно подобрать картинки с изображением предметов пожарной тематики.

Правила игры: детям раздаются карточки с изображением предметов и явлений, характеризующих различные профессии, в том числе и пожарного. Ребята на скорость выбирают из общей массы карточек те, которые относятся к пожарной тематике. Выигрывает тот, кто быстрее отберет нужные карточки и не допустит при этом ошибки

«Диалоги по телефону»

Цель: научить детей правильно набирать номер по телефону и давать точные и четкие ответы на вопросы; способствовать запоминанию детьми общепринятых правил разговора по телефону, в том числе с дежурными экстренных служб.

Правила игры: дети по очереди выбирают карточки с номерами телефонов экстренных служб: 01, 02, 03, 04. Воспитатель рассказывает предысторию чрезвычайной ситуации (3-4 предложения) и дает задание ребенку, в зависимости от конкретного случая, вызвать по игрушечному телефону ту или иную службу. Задание считается выполненным, если по рассказу ребенка можно понять, куда и с какой целью должна приехать та или иная служба. (Роль дежурного выполняет воспитатель).

«Если возникает пожар»

Цель: учить детей в рифму заканчивать стихотворение-загадку; закрепить знания детей о правилах безопасного обращения с огнем.

Правила игры: дети, взявшись за руки, образуют круг, в его центре стоит воспитатель с воздушным шариком (мячом) в руках. Он произносит строки стихотворения и, делая паузу на последнем слове, передает шарик (мяч) ребенку, который быстро досказывает слово и возвращает шарик воспитателю.

Этот шар в руках не даром.

Если раньше был пожар,

Ввысь взмывал сигнальный шар -

Звал пожарных в бой с пожаром.

Где с огнем беспечны люди,

Где взовьется в небо шар,

Там везде грозить нам будет

Злой, безжалостный … (пожар).

Раз, два, три, четыре -

У кого пожар в… (квартире)?

Дым столбом поднялся вдруг.

Кто не выключил … (утюг)?

Стол и шкаф сгорели разом.

Кто сушил белье над … (газом).

Пламя прыгнуло в траву.

Кто у дома жег … (листву).

Дым увидел - не зевай

И пожарных … (вызывай).

Помни, каждый гражданин -

Этот номер … (01)!

«Хорошо - плохо»

Цель: формировать представления о полезных и вредных свойствах огня. Развивать логическое мышление, память, внимание.

Ход игры:

Ребёнку показывается картина, изображающая различные виды применения огня (и хорошего и плохого).Детям раздают карточки с изображением огня и предметов, связанных с огнём (спички, дрова, газовая плита, керосиновая лампа ит.д.) дети должны расположить карточки на картине - в нужное место.

«Лото- пожарная безопасность»

Цель: с помощью сюжетных картинок формировать представление детей об опасных ситуациях во время пожара; умение вести себя правильно в возникшей опасной ситуации. Развивать внимание, логическое мышление, связную речь. Воспитывать чувство ответственности.

Ход игры:

Воспитатель раздаёт игрокам карточки, расчерченные на 10 пустых прямоугольников (игровые поля), затем показывает детям сюжетную картинку с изображением ситуации при пожаре(мальчик играет спичками, девочка выбежала на балкон горящей квартиры, оставлен утюг без присмотра, дети включили ёлку и т.д.). Ребёнок, правильно охарактеризовавший ситуацию, закрывает картинкой пустое игровое поле. Выигрывает тот, у кого окажется больше закрытых полей.

«Карточная викторина»

Цель : закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности. Развивать память, мышление, речь. Воспитывать чувство ответственности.

Ход игры:

Воспитатель раскладывает на столе, или кладёт в красиво оформленную коробочку корточки с вопросами на тему правил поведении во время пожара. Ребёнок, правильно ответивший на вопрос, получает фишку. Выигрывает тот, у кого при по окончании игры окажется больше фишек.

Варианты вопросов:

Назови возможную причину пожара;

Как правильно вызвать пожарных;

Что делать, если во время пожара нет возможности вызвать пожарных, и пути из дома отрезаны пожаром;

Можно ли заниматься тушением огня, не вызвав предварительно пожарных;

Что нужно делать, если в доме запахло газом;

Можно ли прятаться в шкафу или под столом во время пожара;

Можно ли поджигать тополиный пух;

Можно ли во время пожара устраивать сквозняк, открывая одновременно все окна и двери;

Можно ли использовать лифт во время пожара в доме;

Что нужно спасать во время пожара в первую очередь: деньги, документы или себя;

Как правильно покинуть задымлённое помещение;

Можно ли играть спичками и зажигалками и почему.

«Назови причины пожара»

Цель: формировать знания о причинах пожара.Развивать внимание, память, речь. Воспитывать ответственность.

Ход игры:

Из предложенных воспитателем сюжетных картинок (дети собирают осенние листья, дети вешают горящие свечи на ёлку, мальчик в шкафу играет спичками, дети поливают цветы и т. д.) ребёнок должен выбрать те ситуации, которые могут стать причиной пожара и аргументировать свой ответ, за что получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется больше фишек к концу игры.

«Выбери нужное»

Цель : формировать знания детей о предметах, необходимых при тушении пожара, правилах их использования. Закреплять знания о предметах, которые могут вызвать пожар. Развивать речь, память, логическое мышление. Воспитывать чувство ответственности.

Ход игры:

Ребёнку предлагается набор предметных картинок (огнетушитель.ведро с водой. Телевизор. Телефон, ящик с песком, электроразетка, пожарный шланг, керосиновая лампа, шлем пожарного, зажигалка, газовая плита, противогаз) из которых он должен выбрать используемые при тушении пожаров и являющиеся причиной возникновения пожара. Правильно ответивший, получает фишку. Выигрывает игрок, получивший большее количество фишек.

Цель: с помощью сюжетных картинок формировать представление детей об опасных ситуациях во время пожара; умение вести себя правильно в возникшей опасной ситуации. Развивать внимание, логическое мышление, связную речь. Воспитывать чувство ответственности.

Ход игры:

Воспитатель раздаёт игрокам карточки, расчерченные на 10 пустых прямоугольников (игровые поля), затем показывает детям сюжетную картинку с изображением ситуации при пожаре(мальчик играет спичками, девочка выбежала на балкон горящей квартиры, оставлен утюг без присмотра, дети включили ёлку и т.д.). Ребёнок, правильно охарактеризовавший ситуацию, закрывает картинкой пустое игровое поле. Выигрывает тот, кто у кого окажется больше закрытых полей.

Дидактическая игра «Карточная викторина».

Цель: закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности. Развивать память, мышление, речь. Воспитывать чувство ответственности.

Ход игры :

Воспитатель раскладывает на столе, или кладёт в красиво оформленную коробочку корточки с вопросами на тему правил поведении во время пожара. Ребёнок, правильно ответивший на вопрос, получает фишку. Выигрывает тот, у кого при по окончании игры окажется больше фишек.

Варианты вопросов:

Назови возможную причину пожара;

Как правильно вызвать пожарных;

Что делать, если во время пожара нет возможности вызвать пожарных, и пути из дома отрезаны пожаром;

Можно ли заниматься тушением огня, не вызвав предварительно пожарных;

Что нужно делать, если в доме запахло газом;

Можно ли прятаться в шкафу или под столом во время пожара;

Можно ли поджигать тополиный пух;

Можно ли во время пожара устраивать сквозняк, открывая одновременно все окна и двери;

Можно ли использовать лифт во время пожара в доме;

Что нужно спасать во время пожара в первую очередь: деньги, документы или себя;

Как правильно покинуть задымлённое помещение;

Можно ли играть спичками и зажигалками и почему.

Дидактическая игра: «Назови причины пожара»

Цель: формировать знания о причинах пожара.Развивать внимание, память, речь. Воспитывать ответственность.

Ход игры :

Из предложенных воспитателем сюжетных картинок (дети собирают осенние листья, дети вешают горящие свечи на ёлку, мальчик в шкафу играет спичками, дети поливают цветы и т. д.) ребёнок должен выбрать те ситуации, которые могут стать причиной пожара и аргументировать свой ответ, за что получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется больше фишек к концу игры.

Дидактическая игра: «Выбери нужное»

Цель: формировать знания детей о предметах, необходимых при тушении пожара, правилах их использования. Закреплять знания о предметах, которые могут вызвать пожар. Развивать речь, память, логическое мышление. Воспитывать чувство ответственности.

Ход игры:

Ребёнку предлагается набор предметных картинок (огнетушитель.ведро с водой. Телевизор. Телефон, ящик с песком, электроразетка, пожарный шланг, керосиновая лампа, шлем пожарного, зажигалка, газовая плита, противогаз) из которых он должен выбрать используемые при тушении пожаров и являющиеся причиной возникновения пожара. Правильно ответивший, получает фишку. Выигрывает игрок, получивший большее количество фишек.

Дидактическая игра: «Сложи картинку»

Цель: закреплять знания о правилах поведения во время пожара. Развивать воображение, логическое мышление, мелкую моторику руки. Воспитывать усидчивость.

Ход игры :

Ребёнок должен сложить разрезанную на 8-10 частей картинку с изображенной ситуацией при пожаре.

Дидактическая игра: «Хорошо – плохо»

Цель: формировать представления о полезных и вредных свойствах огня. Развивать логическое мышление, память, внимание.

Ход игры :

Ребёнку показывается картина, изображающая различные виды применения огня (и хорошего и плохого).Детям раздают карточки с изображением огня и предметов, связанных с огнём (спички, дрова, газовая плита, керосиновая лампа ит.д.) дети должны расположить карточки на картине – в нужное место.

Дидактическая игра: «Доскажи словечко»

Цель: закреплять знания о мерах предотвращения пожара. Развивать словарь, внимание, память.

Ход игры :

Воспитатель вместе с детьми встаёт вкруг, передаёт красный мяч ребёнку который должен закончит стихотворную строку.

Где с огнём беспечны люди,

Там взовьётся в небе шар,

Там всегда грозить нам будет

Злой…….(пожар)

Раз, .два, три, четыре.

У кого пожар в …..(квартире)

Дым столбом поднялся вдруг.

Кто не выключил…..(утюг)

Красный отблеск побежал.

Кто со спичками……(играл)

Стол и шкаф сгорели разом.

Кто сушил бельё над …(газом)

Пламя прыгнуло в листву.

Кто у дому жог…(траву0

Кто в огонь бросал при этом

Не знакомые …(предметы)

Помни каждый гражданин:

Этот номер:….(01)

Дым увидел- не зевай.

И пожарных ….(вызывай)

Дидактическая игра: «Четвёртый лишний»

Цель: закреплять знания о предметах которые могут стать причиной возникновения пожара.развивать логическое мышление, обогащать словарный запас детей.

Ход игры :

из четырёх предложенных картинок изображенных на одной карточке ребёнок выбирает лишнюю связанную или не связанную с пожаром. Пример – кипятильник, расчёска, кастрюля, шкатулка; ковёр, телевизор, картина, стул и т. д.)

Сюжетно ролевые игры:

«Мы - пожарные»

Предварительная работа:

  • экскурсия в пожарную часть,
  • беседы о работе пожарных,
  • рассматривание сюжетных картинок,
  • чтение рассказов о пожаре (Л. Толстой « пожарные собаки, С. Маршак «Кошкин дом», С. Михалкова « пожар»),
  • рисование на данную тему,
  • обыгрывание ситуаций о правилах поведения на пожаре,
  • ООД на данную тему.

Цель: формировать умение развивать сюжет на основе знаний по ППД; согласовывать свои действия с действиями партнёров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения. Согласовывать и прогнозировать ролевые действия и поведение в соответствии с сюжетом игры.

Оборудование: набор пожарных машин, шлёмы для пожарных, вёдра, лопаты, предметы заместители – шнуры, скакалки, шведская лестница, спортивный канат, спортивные маты, набор игрушек «Мы – пожарные», магнитофон (аудиозапись « пожарной мигалки»).

Игра с напольным конструктором «Пожар в городе».

Предварительная работа:

  • Конструирование зданий,
  • Игры с напольным конструктором,
  • Рассматривание плана-схемы улиц города,
  • Экскурсия по близлежащему микрорайону,
  • Обыгрывание ситуаций на тему «пожарная машина на улицах города»,
  • Беседы о профессии пожарного,
  • Отгадывание загадок,
  • Игры с транспортными игрушек,
  • Беседы о правилах дорожного движения на тему спецтранспорта на улице.

Цель: закрепить умения брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты, конструктор, строительный материал, предметы заместители. Содействовать творческому использованию в иге представлений об ППД. Развивать творческое воображение, способности совместно развёртывать игу.

Оборудование: разные виды напольного конструктора, карты-схемы, игрушечные пожарные машины, мелкие игрушки, аудиозапись пожарной мигалки.

Сюжетно-ролевая игра «Один дома».

Предварительная работа:

  • беседы на тему безопасности дома,
  • разучивание пословиц об огне и воде,
  • беседа на тему «Огонь – спутник и помощник человека»,
  • отгадывание загадок об огне, воде, бытовых предметах.
  • Рассматривание сюжетных картинок на тему «Чтобы дома не случилась беда»,
  • Знакомство с пословицами об огне,
  • Дидактические игры по пожарной безопасности.

Цель: развивать умения брать на роль в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты, предметызаместители. Развивать творческое воображение, игровой замысел, опираясь на полученные знания ППД.

Оборудование: игрушечные бытовые предметы (утюг, компьютер, газовая плита, микроволновая печь, стиральная машина, гладильная доска, электрочайник, фен и т.д.),предметы заместители (счётные палочки в коробочке и т.д.), телефон, атрибуты к игре «Мы –пожарные», игровой уголок, обустроенный. детской и кукольной мебелью.

Развивающая игра "Основы безопасности жизни" для детей 6-7 лет, автор Дербишева Е.С.
Цель: закрепить знания детей по основам экологической культуры, ценностям
здорового образа жизни, осторожного обращения с опасными
предметами и безопасного поведения на улице.
Материалы и оборудование:
-Набор карточек-заданий для конкурсов.
-Набор предметов для игры «Выбери безопасный предмет».
-Набор предметов для игры «Пожарные».
-Набор предметов для игры «Собери грибы в лукошко».
-Набор карточек «Правила поведения в лесу».
-Настольная дидактическая игра «Оказание первой помощи».
-Медали и подарки для награждения.
Предварительная работа:
-Проведение бесед и игр по Основам безопасности жизни.
-Рассматривание плакатов, моделей-схем по правилам поведения в лесу.
-Чтение рассказов о природе, стихов по ОБЖ.
-Консультации по ОБЖ в родительский уголок.
-Проведение игр-экспериментов.
-проведение сюжетно-ролевых и треннинговых игр по ОБЖ.
Ход игры (в игре участвуют 2 команды):
Вначале игры дети делятся на 2 команды.
Ведущий: Сегодня мы проводим викторину «Основы безопасности жизни». Наша игра разделена на 6 этапов, которые вы должны преодолеть. Команда, которая первая придёт к финишу, получает главный приз. Внимание, все игроки, на старт! Проведём разминку.
Разминка: игра «Слушай хлопки»
Цель: тренировка внимания и контроль двигательной активности.
Ход игры:
Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять «позу аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую либо другую. Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять «позу лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

Ведущий: Итак, команды размялись. Начинаем нашу игру.

1-ый этап: «Контакты с незнакомыми людьми»

1.1. Игра «Свой, знакомый, чужой».
Цель: закрепить понимания людей – «свои», знакомые, «чужие».
Правила игры: каждая команда по очереди называет «своих», знакомых, чужих. Побеждает та команда, которая последняя назовёт чужого.

1.2. Игра «Вопрос – ответ» (по сказке «Приключения Буратино»)
Вопросы для 1-ой команды:

1) Правильно ли сделал Буратино, согласившись пойти с котом и лисой?

2) Что ему пообещали и что на самом деле хотели от него хитрые кот Базилио и лиса Алиса?

Вопросы для 2-ой команды:

1) Почему Буратино согласился пойти с ними?

2) Чем закончилась для Буратино эта история?

2-ой этап: «В мире опасных предметов».
Цель: закрепить знания детей о том, что существует много предметов, которыми надо уметь пользоваться, и что они должны храниться в специальных отведённых местах.

2.1. Загадки «Опасные предметы».
1-ая команда: Два кольца, два конца, а посередине гвоздик. (Ножницы)

2-ая команда: Есть у моего Антошки только шляпка да железная ножка. (Гвоздь)
1-ая команда: Не хочу я молчать –
Дайте вволю постучать!
И стучит день-деньской
Он железной головой. (Молоток)

2-ая команда: Конь стальной, хвост льняной,
Подружись-ка ты со мной. (Иголка)
2-ой вариант:
Я одноухая старуха,
Я прыгаю по полотну
И нитку длинную из уха,
Как паутину, я тяну. (Иголка)

1-ая команда: Скоро ест, мелко жуёт,
Сама не ест, другим не даёт. (Пила)
2-ой вариант:
Зубы есть, а рта не надо. (Пила)

2-ая команда: Я иголкина подружка,
Только нет у меня ушка. (Пила)

2.2. Игра «Выбери неопасный предмет»
(В игре участвует по два человека от команды.
Правила игры: на двух столах лежат наборы предметов (опасных и неопасных). Каждой команде необходимо выбрать и положить в корзину только те предметы, которые неопасны для ребёнка.

3-ий этап: «Службы: «01», «02», «03».

Цель: закрепить знания детей о службах: «01», «02», «03».

3.1. Загадки «Пожар», служба «01».

1-ая команда: Шипит и злится,
Воды боится,
С языком, а не лает,
Без зубов, а кусает. (Огонь)

2-ая команда: Тонкая девчонка,
Белая юбчонка,
Красный нос.
Чем длиннее ноги,
Тем она короче
От горючих слёз. (Свеча)

Ведущий: Огонь из доброго слуги человека может превращаться в сурового судью беспечности людей. Поэтому необходимо, чтобы каждый человек был внимателен в обращении с огнём.

Сам не справишь с пожаром,
Этот труд не для детей.
Не теряя время даром,
«01» звони скорей.
Набирай умело,
Чтоб не всё сгорело!

3.2. Игра «Вопрос – ответ» (команды отвечают по очереди).
Вопросы для 1-ой команды:

1) Если пожар небольшой, чем его можно затушить?
Ответ: водой или накрыть плотным одеялом.

2) Можно оставаться в помещении, где начался пожар?

Ответ: нельзя. А что надо делать? Ответ: надо быстро уйти и позвать на помощь взрослых.

3) Если на вас загорелась одежда?
Ответ: падать, и катаясь, сбивать огонь.

Вопросы для 2-ой команды:

1) Можно тушить водой горящие электроприборы?
Ответ: нельзя.

2) Как должен везти себя человек, если он находится в задымлённом помещении?
Ответ: надо намочить кусок ткани или платок водой, приложить к носу и рту, наклониться как можно ниже и постараться выбраться из задымлённого помещения. Нельзя прятаться в шкафах и под кроватью.

3) Люди, какой профессии борются с пожарами? Как они это делают?
Ответ: пожарные.

3.4. Игра «Пожарные»
Правила: в игре участвует один игрок от команды. На середину комнаты ставят два стула, на них раскладывают атрибуты костюмов пожарных (куртка, штаны, шлем), под стулья кладут верёвку. Стулья стоят спинками друг к другу. По команде каждый играющий должен быстро надеть костюм пожарного и вытянуть из-под стульев верёвку.

3.5. Служба «02».
Дома я один остался,
Кто-то дверь открыть пытался.
Я тогда «02» набрал
И полицию позвал.
Не пройдёт пяти минут
Как воришку заберут.

Игра «Вопрос – ответ»
1-ая команда: Для чего нужна милиция?

2-ая команда: От кого защищает нас милиция?

Для обеих команд: Если вы остались дома одни, а к вам звонит в дверь неизвестный человек, что вы должны сделать? (Ответ: Во-первых: ни в коем случае не открывать дверь. Если неизвестный попросит позвать старших, следует сказать примерно так: «Мама (или папа) сейчас занята и не может подойти.»)
3.6. Служба «03»
Не волнуйся и не плачь.
Набери «03» скорее,
И приедет к маме врач.
Если что-нибудь случится,
Помощь скорая примчится.

Игра «Вопрос-ответ»:

1-ая команда: Чем отличается машина «Скорой помощи» от любой другой машины?

2-ая команда: Для чего в машине «Скорой помощи» установлена сирена с мигалкой?

Общий вопрос: Почему «Скорая помощь» называется «скорой»?

4-ый этап: «Человек и природа»

Цель: воспитывать у детей природоохранное поведение; развить представления о том, какие действия вредят природе, портят её, а какие способствуют её восстановлению.

4.1. « Насекомые». Игра «Кто назовёт больше».
Побеждает та команда, которая назовёт больше насекомых.

4.2. «Грибы». Игра «Собери грибы в лукошко».
Правило: собирать только съедобные грибы.

4.3. « Правила поведения в лесу» (модели)
Правила: Каждой команде выдаётся комплект картинок-моделей по правилам поведения в лесу. Задача: рассказать, что обозначает каждая модель поведения в лесу.

5-ый этап: «Здоровье»
Цель: Научить детей заботиться о своем здоровье.

5.1. Общая игра «Хорошие и плохие привычки».
Взрослый называет привычки, дети говорят: «Фу!» - если привычка вредная, «Ура!» - если полезная:
- обращаться к взрослым на «Вы»;

Ковыряться в носу;

Вертеть пуговицы на одежде;

Откусывать ногти;

Заботиться о близких;

Играть с волосами;

Подкармливать птиц и животных;

Держать палец в носу;

Быть аккуратным;

Долго сидеть у телевизора.

Физкультминутка

Ведущая:
Чтоб расти нам сильными,
Ловкими и смелыми,
Ежедневно по утрам
Мы зарядку делаем.
К солнцу руки поднимаем,
Дружно, весело шагаем,
Приседаем и встаём
И ничуть не устаём!

5.2. Игра « Полезные и вредные продукты».
Каждая команда по очереди называет сначала вредные продукты, а затем – полезные. Побеждает та команда, которая даст больше ответов.

5.3. Игра «Оказание первой помощи». (Настольная игра)

6-ой этап: «Правила поведения на улице»
Ведущая: По городу, по улице
Не ходят просто так:
Когда не знаешь правила,
Легко попасть впросак.
Всё время будь внимательным
И помни на перёд:
Свои имеют правила
Шофёр и пешеход.

Игра «Вопрос-ответ».

Вопросы для 1-ой команды:
1) Где должны ходить пешеходы? (Ответ: по тротуару.)

2) Где пешеходы могут переходить улицу? (Ответ: на перекрёстках, где есть линии или указатель перехода, или по линии тротуаров на перекрёстках.)

3) Где можно кататься на велосипеде? (Ответ: на детской площадке, во дворе.)
4)
Вопросы для 2-ой команды:
1) Что такое перекрёсток? (Ответ: место, где пересекаются улицы.)

2) Какие сигналы светофора вы знаете? (Ответ: красный, жёлтый, зелёный.)
Что обозначает каждый цвет светофора?

3) Почему нельзя кататься на велосипеде по тротуару и проезжей части? (Ответ: если кататься на велосипеде по тротуару, то это мешает пешеходам, а если кататься по проезжей части, то можно попасть под машину.)

Ведущая:
Правил дорожных на свете немало,
Все бы их выучить нам не мешало,
Но основное из правил движенья
Знать как таблицу должны умноженья:
На мостовой не играть, не кататься,
Если ты хочешь здоровым остаться!

Подведение итогов викторины.

Ведущая: Вот и подошла к концу наша викторина. Капитаны команд, подойдите ко мне, посчитаем заработанные балы. (дети считают, выявляется команда-победитель. Награждение.)

Литература:

Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стёркина «Безопасность»: учебное

пособие по Основам Безопасности Жизнедеятельности детей старшего

дошкольного возраста.

Игровое пособие по пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста

Игровое пособие: «Экзамен для будущих пожарников»


Назначение: Уважаемые коллеги, представляю вам игровое пособие по формированию у детей правил пожарной безопасности «Экзамен для будущих пожарников», пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста. Данным материал может найти свое применение в работе с детьми дошкольного возраста, а так же младшими школьниками.

Описание пособия: Коробка (кошкин дом), из окна виден огонь - ленты красные и розовые (длиной 1 метр), на конце лент привязаны картинки – ситуации (на красные ленты) и картинки – ответы (на розовые ленты).

Игровое пособие: «Экзамен для будущих пожарников »

Цель: Формирование первоначальных знаний о том, как нужно действовать во время пожара.
Задачи:
- Познакомить с основными причинами возникновения пожара;
- Закрепить правила поведения при пожаре;
- Познакомить с мерами предосторожности от поражения электрическим током, получения ожогов, отравления дымом.
Варианты использования:
1.Карточки – схемы.
Использовать карточки – схемы в организованной образовательной деятельности, при беседе «Правила поведения при пожаре».


2.Для украшения интерьера группы. Как настеное пано для закрепления знаний по теме индивидуально. «Подбери пару» (картинки весят на крючки, прикрепленные к коробке)


3. Как игру, для моделирования ситуаций.
Игровая мотивация:
Вы все пожарные, чем быстрее назовем все правила, тем быстрее потушим пожар.
Ситуации: Ответы:
Спички…… детям не игрушки!
Возник пожар…… звони по телефону «01»
В комнате много дыма…….. пробирайся ползком к выходу
На тебе горит одежда……. падай на пол и катайся
Задымился телевизор…….. отключи, накрой одеялом
Горит прошлогодняя сухая трава….. забросай землей, залей водой
Трудно дышать от едкого дыма…. дыши через мокрую ткань
Небольшой пожар…….. можно затушить водой или накрыть плотным одеялом

Горящие электроприборы……… нельзя тушить водой

От прибывших, пожарных, спасателей…….. нельзя прятаться под кроватями, за шкафами,так как
трудно будет обнаружить

Пожар, если есть возможность…. быстро уйти из дома и звать на помощь, плотно прикрыть дверь
Ход игры:


Дети встают вокруг дома – коробки, берут любую карточку схему, прикрепленную на ленту. Идут по кругу и повторяют:
«Тили – бом – тили – бом!
Загорелся кошкин дом.
Мы дом кошечки спасем,
Правила все назовем!»
Показывают картинки друг – другу, ищут пару, кто первый кричит «Стоп», называет правила (можно усложнит, найти рядом расположенные на столе атрибуты) и прячет свои ленты под коробку «костер стал меньше – потушили», отходит в сторону, следит за правильностью действий товарищей, так же играют все 6 пар игроков. (сначала можно и убавить количество пар, снять картинки – схемы)
В конце игры потушили пожар, не осталось огоньков пламени (лент).
Можно разучить речевку:
«Пусть мы маленького роста.
Только рост здесь ни при чем,
Мы всегда готовы взрослым
Помогать в борьбе с огнем!»

Игра "Незнакомец"

Ситуация к проигрыванию:

Вариант 1. На улице к ребенку подходит незнакомец и просит показать дорогу куда-либо.

Вариант 2. Во дворе к ребенку, играющему отдельно от детей, подходит старушка и просит помочь снять с дерева в соседнем дворе котенка.

Цели:

  • помочь ребенку уяснить, что ни с кем нельзя уходить никуда и никогда;
  • научить видеть те ситуации, когда можно оказать помощь незнакомому человеку (для детей младшего школьного возраста);
  • сформировать следующую модель поведения - при попытке похищения"кричать, бежать, рассказывать" (рассказывать другим взрослым, обязательно родителям);
  • познакомить с правилом "докладов" родителям о своем местонахождении.

Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации "Незнакомец":

взрослый просит помочь ему посадить дерево, убрать мусор и т.д., то есть то, что не требует какого-либо удаления или уединения с ним. Тогда надо принять это правильно и оказать помощь. Возможно, это потребует участия других детей и будет происходить на виду у других людей. Обязательное правило: сообщить родителям о своем местонахождении.

Роли: незнакомец, 5-6 ребят, играющих во дворе.

Игровой материал: игрушки, карточки с надписями.

Игра "Один дома"

Ситуация к проигрыванию:

Ребенок один дома. Звонок в дверь.

Цель - сформировать безопасную стратегию поведения ребенка в данной ситуации: никогда и никому не открывать дверь, если он дома один.

Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации "Один дома":

проигрываются все возможные и вероятные ситуации, после которых еще раз уточняется, что дверь нельзя открывать даже знакомому, соседу, водопроводчику (даже если сосед хорошо знакомый, а водопроводчика вызывали на этот день). Далее детям предлагается вспомнить сказки, в которых герои оказывались в аналогичных ситуациях, и это привело к печальным последствиям. Рассматривание рисунков к сказкам.

Роли: взрослый (сосед, знакомый родителей, водопроводчик, милиционер, врач, незнакомец и т.д.) ребенок.

Игровой материал: различные атрибуты, рисунки к сказкам.

Игра "Телефонный звонок"

Ситуация к проигрыванию:

Ребенок один дома. Звонок по телефону.

Цель - научить ребенка безопасному общению по телефону. Развивать умение самостоятельно принимать решение, действовать уверенно.

Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации "Телефонный звонок":

Рассмотреть случай, когда к телефону никто не подходит, это может означать, что в доме никого нет.

Рассмотреть случай, когда ребенку по телефону говорят непристойности;

Когда угрожают.

Роли: взрослый, ребенок.

Игровой материал: игрушечный телефон, рисунки по теме.

Игра "Подкуп"

Ситуация к проигрыванию:

Незнакомый человек предлагает ребенку какое-либо угощение, подарок.

Цель - выработать у ребенка безопасную стратегию поведения в данной ситуации: ничего не брать у незнакомца. При попытке похищения - "кричать, бежать, рассказывать".

Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации "Подкуп":

после каждого игрового момента обсуждение возможных последствий (угощение может быть отравлено, является подкупом, поводом для знакомства и т.д.). Предложить детям самим придумать возможные ситуации. Вспомнить аналогичные ситуации из жизни, из сказок. Организовать рассматривание рисунков по теме.

Роли: взрослый, дети.

Игровой материал: различные угощения, игрушки, рисунки к сказкам.

Игра "Машина"

Ситуация к проигрыванию:

Ребенок идет по улице. Недалеко от него останавливается машина.

Вариант 1: взрослый спрашивает у ребенка дорогу куда-либо;

Вариант 2: взрослый предлагает подвезти.

выработать безопасную стратегию поведения у ребенка в данной ситуации:

нельзя подходить к краю дороги и приближаться к машине (Правило "Трех больших шагов");