Перцептивный - это какой? Восприятие и перцептивная сторона общения. Что такое социальная перцепция для человека и групп людей в психологии Перцепция в психологии определение

Почему мы воспринимаем человека именно так? Как формируется наше отношение к людям?

Контактируя с людьми, мы, сами того не замечая, оцениваем каждого из них и делаем выводы о самом человеке и его качествах. При этом с кем бы мы ни общались и какова бы ни была продолжительность этого контакта, всегда запускается процесс восприятия одного индивида другим. Как понять другого и на основе знания выстроить именно те отношения, которые необходимы с данным человеком – один из главных вопросов психологии.

Определение

Понятие социальной перцепции можно охарактеризовать так: это восприятие одной социальной единицы другой. Психология показывает нам те механизмы, используя которые мы контактируем, выстраиваем отношения, даем характеристику и понимаем, чего ожидать от человека, не только исходя из его личных качеств, но и оценивая его социальную принадлежность. Для этого за основу нашим подсознанием берется система социальных стереотипов – устойчивых представлений, которые возникают внутри одной из социальных общностей – группы.

Поскольку социальная перцепция чаще всего рассматривается как коммуникация между индивидуумами, психологи выделили как частный случай межличностную перцепцию. Межличностная перцепция обусловлена эмоциональными проявлениями и представлениями взаимодействующих людей.

Психологические особенности межличностного взаимодействия основаны на эмоциональном базисе. Он включает различные виды явлений, в том числе и эмоциональные реакции личности, такие как аффекты, чувства, эмоции.

Поскольку человек постоянно находится во взаимодействии с иными людьми как в своей социальной группе, так и за ее пределами, возникают феномены социальной перцепции. По мнению психологов, люди из одной социальной группы будут иметь схожие реакции на одну и ту же ситуацию, будут давать одинаковую оценку и руководствоваться схожими критериями, поскольку шкала восприятия и оценочные системы у них общие.

Именно поэтому часто возникают сложности у детей, которые переходят из одной школы в другую. Первое время класс, в который попал новичок, воспринимает его как субъекта из чужой социальной группы, при этом практически все дети одинаково реагируют на него: присматриваются, изучают. При этом, чтобы влиться в коллектив, новому ученику придется не только научиться быть похожим на всех остальных, но и, в первую очередь, включить механизм познания через интерес к группе, в которой он выстраивает общение.

Куда приводит восприятие

Общение как социальная перцепция может быть реализовано в виде:

1. Обмена информацией.

2. Эмоционального обмена.

3. Выработки единого информационного контекста. На основе стереотипов формируется межличностное восприятие. При этом особенности, препятствующие объективно воспринимать личностям друг друга, образуют следующие эффекты социальной перцепции.

  • Эффект первичности. Только познакомившись с человеком, мы составляем свое мнение на основании уже доступной информации: как он выглядит, как говорит и пр.
  • Эффект новизны – появилась новая информация, и вдруг «открылись глаза». Новая информация как бы вычеркнула старую либо ее основательно подкорректировала. В этом случае может произойти резкое изменение отношения к человеку. Воспринимающий его внезапно увидит в нем что-то хорошее или снимет «розовые очки».
  • Эффект ореола – это тот самый случай, когда что бы вам ни говорили о человеке, вы никому не поверите и не измените своего мнения о нем.
  • Эффект проекции – мы приписываем человеку свои собственные качества, искусственно «улучшая» или «ухудшая» его за счет них.
  • Эффект средней ошибки – возможен тогда, когда вы еще не приняли окончательного решения о том, каково ваше отношение к человеку, – в этом случае вы временно максимально нейтрализуете черты и качества этого человека.

Виды социальной перцепции:

  • Самопознание – индивид воспринимает и познает сам себя.
  • Индивидуальная – восприятие между двумя личностями – в этом случае они находятся в процессе познания друг друга.
  • Восприятие человеком группы, при этом процесс восприятия и познания происходит между личностью и социальной группой и всеми ее членами.
  • Межличностное групповое– познание как внутри каждой группы, так и между ее членами.

Наука выделяет следующие наиболее важные функции социальной перцепции:

1. Самопознание – самовосприятие и самооценка человеком самого себя.

2. Познание другого индивидуума.

3. Установление контактов в коллективе при осуществлении совместной деятельности.

Как работают механизмы перцепции

В основе взаимоотношений лежат механизмы социальной перцепции. Они основаны на интересе и необходимости взаимодействовать постоянно или время от времени. Это следующие инструменты коммуникации.

Идентификация – мы познаем объект, уподобляясь ему. Когда вам говорят: «Встань на мое место», – это призыв к идентификации. Конечно, это не единственный способ восприятия, но им чаще всего пользуются в процессе общения. Идентификация очень близка к эмпатии.

Аттракция – чтобы понять, что означает это непонятное слово, достаточно сказать: симпатия, дружба, любовь. Эти три уровня положительных чувств – ее составляющие. Симпатия более нейтральна, дружба, в свою очередь, индивидуализирована и выявляет привязанности. Любовь – высшая степень эмоционально-положительного отношения; действует через механизмы вытеснения других интересов личности и концентрации ее внимания на объекте чувств.

Рефлексия. Попробуйте представить, что о вас думает, например, мама, подруга, сосед. Посредством рефлексии вы познаете и себя, и того человека, за которого вы осуществляете процесс размышления. Соответственно, чем с большим числом людей вы общаетесь, тем разнообразнее представления о самом себе (если, конечно, вы не отрицаете мнение других о себе) и о других. Хотите честных и открытых отношений – включите своего партнера в число тех, чьими глазами вы смотрите на себя, сделайте его частью своего внутреннего мира и источником самопознания.

Наиболее интересно рассмотреть работу этих механизмов в рамках взаимоотношений «учитель – ученик». Как работает педагогическая социальная перцепция? Для любого педагога необходимо не только подчеркнуть свой статус, но и не оттолкнуть ученика.

Включить механизмы перцепции в рамки образовательного процесса – вот главная задача учителя. Показать детям, как они работают, можно и не используя сложную терминологию. Отличными являются понятия перцепция и апперцепция.

Если перцепция представляет собой более примитивное проявление бессознательного, неосознанное восприятие внутренних процессов и окружающих объектов, то апперцепция – это четкая, осмысленная категория восприятия, она связана с прошлым духовным опытом, в ее основе лежат знания и способности человека. То есть это осознанный акт познания человека, и его восприятие основывается на мировоззрении и опыте.

И если сущность социальной перцепции раскрывается через непосредственное и каждодневное общение, то апперцепция – это скорее инструмент в руках профессионалов, не только изучающих восприятие и механизмы, но и управляющих этими процессами. Автор: Руслана Капланова

Доклад

Социальная перцепция. Эмпатия


1. Социальная перцепция


.1 Понятие перцепции

перцепция социальный личность эмпатия

В психологии под понятием перцепция (perception) или восприятие подразумевается психический процесс, в ходе которого происходит анализ и осмысление получаемой через органы чувств информации об окружающем мире.

Восприятие - это отражение человеком предмета или явления в целом при непосредственном воздействии его на органы чувств. Восприятие - совокупность ощущений. Тем не менее, этот процесс значительно больше, чем просто сумма ощущений, приобретаемых при взаимодействии с предметом. Воспринимая некоторый объем, человек знает, что это именно этот объект, что этот объект имеет характерные особенности. Воспринимаемый предмет человек неизменно связывает с определенным словом. Например, французский психолог П. Жанэ говорит, что «воспринимать кресло - это значит видеть предмет, в который можно сесть». «Воспринимать дом, - утверждает ученый Вейцзекер, - это значит видеть не образ, который «вошел» в глаз, а напротив, узнать объект, в который можно войти».


1.2 Современное представление о перцепции


Чаще всего перцепция рассматривается как биологическое явление. Ее структуры считаются внеисторическими. Таков обычный взгляд на перцепцию в психологических исследованиях. Классические теории перцепции - рационалистская и эмпиристская - рассматривают перцепцию как внеисторический универсальный феномен, т.е. как естественную способность человека, реализующуюся через одинаковую для всех индивидов перцептуальную систем. Самые философичные теории перцепции (за некоторыми исключениями) имеют в своей основе модели перцепции, предложенные психологией XVII века, которая опиралась на философские работы Декарта и Локка. Это тот аномальный случай, когда современные философские теории перцепции порождаются аномальной философией, устаревшими взглядами на природу изучаемого явления. То есть современная философия перцепции во многом несет на себе следы созданной еще в XVII веке и давно устаревшей модели восприятия.


1.3 Понятие социальной перцепции


Социальная перцепция (от лат. perceptio - восприятие и socialis - общественный) - восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т.п.). Термин социальная перцепция ввел американский психолог Дж. Брунер (1947) для обозначения факта социальной обусловленности восприятия, его зависимости не только от характеристик стимула - объекта, но и прошлого опыта субъекта, его целей, намерений, значимости ситуации и т.д. Позже под социальная перцепция стали понимать целостное восприятие субъектом не только предметов материального мира, но так называемых социальных объектов (других людей, групп, классов, народностей и т.д.), социальных ситуаций и т.п.

Процесс социальной перцепции является сложной и разветвленной системой формирования в сознании человека образов общественных объектов в результате таких методов постижения людьми друг друга как восприятие, познание, понимание и изучение. Термин «восприятие» не является наиболее точным при определении формирования представления наблюдателя о своем собеседнике, так как это более специфический процесс.

В социальной психологии иногда применяется такая формулировка как «познание другого человека» (А.А. Бодалев) в качестве более точного понятия для характеристики процесса восприятия человека человеком. Специфика познания человеком другого человека заключается в том, что субъект и объект восприятия воспринимают не только физические характеристики друг друга, но и поведенческие, а также в процессе взаимодействия происходит формирование суждений о намерениях, способностях, эмоциях и мыслях собеседника. Кроме того создается представление о тех отношениях, которые связывают субъекта и объекта восприятия. Это придает еще более значительный смысл последовательности дополнительных факторов, которые не играют столь важной роли при восприятии физических объектов. Если субъект восприятия активно участвует в общении, то это означает намерение лица установить согласованные действия с партнером с учетом его желаний намерений, ожиданий и прошлого опыта. Таким образом, социальная перцепция зависит от эмоций, намерений, мнений, установок, пристрастий и предубеждений.

Социальную перцепцию определяют как восприятие внешних признаков человека, сопоставление их с его личностными характеристиками, толкование и прогнозирование на этом основании его действий и поступков. Таким образом, в социальной перцепции непременно присутствует оценка другого человека, и вырабатывание в зависимости от этой оценки и произведенного объектом впечатления определенного отношения в эмоциональном и поведенческом аспекте. Этот процесс познания одним человеком другого, оценивание его и формирование определенного отношения является неотъемлемой частью человеческого общения и может быть условно назван перцептивной стороной общения.


.4 Особенности восприятия социальных объектов


Было установлено, что восприятие социальных объектов обладает рядом специфических черт, качественно отличающих его от восприятия неодушевленных предметов:

Социальный объект (индивид, группа и т.д.) не пассивен и не безразличен по отношению к воспринимающему субъекту, как это имеет место при восприятии неодушевленных предметов. Воздействуя на субъект восприятия, воспринимаемый человек стремится трансформировать представление о себе в благоприятную для своих целей сторону.

Внимание субъекта социальной перцепции сосредоточено прежде всего не на моментах порождения образа как результата отражения воспринимаемой реальности, а на смысловых и оценочных интерпретациях объекта восприятия, в том числе причинных.

Восприятие социальных объектов характеризуется большей слитностью познавательных компонентов с эмоциональными (аффективными) компонентами, большей зависимостью от мотивационно-смысловой структуры деятельности воспринимающего субъекта. В этой связи термин «перцепция» приобретает в социальной психологии расширенное толкование.


1.5 Социальная перцепция как способ межличностного восприятия


В современной психологии, можно выделить два основных направления изучения межличностной перцепции. Первый, направлен на изучение социальных и психологических особенностей объекта и субъекта восприятия, второй, связан с исследованием механизмов и эффектов межличностного отражения.

При анализе этих двух направлений мы можем выделить индивидуальные, половые, возрастные, социальные, профессиональные различия в восприятии и оценки людьми друг друга. Так установлено, что дети сначала учатся распознавать экспрессию по мимике, а в последующем с взрослением им становится доступным распознавание эмоций по жестам. Так в ходе исследований установлено что ученики и студенты воспринимают своих преподавателей, прежде всего по внешности, а педагоги, наоборот, в первую очередь воспринимают и оценивают своих учеников по внутренним качествам. Аналогичные различия в идентификации и оценки, встречаются между руководителями и подчиненными. Также большое значение в процессе восприятия имеет и профессиональная принадлежность, например педагоги, воспринимают своих подопечных, прежде всего по речи по манере вести разговор, хореографы, спортивные тренеры, обращают внимание в основном на анатомическое строение человека, характер и последовательность выполняемых движений.

Для межличностной перцепции, характерно то, что механизм восприятия зависит от психоэмоциональных и социальных установок субъекта восприятия. Изучение психологических свойств объекта восприятия в основном направлены на исследование влияния свойств объекта перцепции, в процессе восприятия его субъектом. В ходе различных исследований установлено, что люди в процессе познания друг друга, прежде всего, рефлекторно оценивают партнера по манере и характеру общения, при этом обращая внимание на эмоциональное выражение лица, способы выражения внутренних ощущений, проявление чувств, жесты и позы, внешний вид, особенности голоса и речи. Психологи В.Н. Панферов и А.А. Бодалев особенно внимательно изучали в экспериментальных условиях, какие факторы производят наиболее яркое впечатление в процессе первого знакомства людей. Выяснилось, что наиболее часто обращается внимание, прежде всего на прическу (прическа может существенно изменить внешность), затем внимание переходит на глаза человека (глаза отражают характер человека, и могут быть злыми, добрыми, хитрыми, простодушными, холодными, искренними). Глаза сообщают о намереньях, и могут, как расположить, так и отвергнуть человека. Выражение лица, играет значительную роль при общении людей, так например если вы при первом знакомстве искренне и радушно улыбаетесь своему новому знакомому, то естественно он вас воспримет как друга, и будет расположен к вам. Известный американский психолог Дейл Корнеги, утверждал, что первая заповедь хорошего дружеского общения, и взаимной симпатии является улыбка. Корнеги предлагает нам научиться правильно, улыбаться, для чего необходимо выполнять специальные упражнения перед зеркалом. В целом выражение лица человека определяется его мимикой, которая у всех развита по-разному, у одних при общении мимика очень разнообразна и динамична, у других наоборот мимика не развита, и человек создает впечатление скрытности и неприветливости. Чтобы как-то упорядочить эмоциональные проявления, многие психологи разрабатывали научные методики описания психологических экспрессий, например, П. Экман предложил методику, которая получила название FAST - Facial Affect Scoring Technique.


.6 Социально-перцептивный тип личности


В современной психологии, специалисты при изучении процесса межличностной перцепции, все больше внимания придают личностным характеристикам субъекта восприятия, в особенности мотивам, влияющим на процесс приписывания. В частности был значительно расширен круг источников, из которых человек получает данные о причинах, которые он способен приписать к поведению другого человека. Ранее указывалось лишь о личном опыте, полученном в предшествующих процессах восприятия, а теперь к опыту прибавляется механизм идентификации объекта, в ходе восприятия субъектом.

Социально-перцептивный стиль личности, представляет собой устойчивую индивидуальную систему приемов и методов восприятия и оценки личностных качеств партнера по общению. В ходе постоянного взаимодействия с другими людьми, по результатам этих взаимодействий, у каждого человека формируется свой, персональный социально-перцептивный эталон, являющийся результатом соотношения индивидуальных межличностных представлений, личностных оценок и исходов взаимодействия с преобладающими социальными стереотипами. Таким образом, можно утверждать, что социально-перцептивный стиль в содержательном плане, и есть результат интерпретации социальных стереотипов, в процессе ежедневного общения и взаимодействия с другими людьми, а в технологическом плане представляет собой реализацию, сложившегося социально-перцептивного эталона, в каких либо конкретных действиях восприятия и оценки партнера по общению.

Основными источниками для создания социально-перцептивного эталона, являются два вида информации:

общеосведомительная информация (знания о внешних и внутренних устойчивых особенностях других людей, эти знания накапливается и сохраняется длительное время, а затем используется при выработке общего подхода к оценке людей и их действий);

оперативно-регулятивная информация (формируется в процессе взаимодействия с конкретным кругом людей, в данный момент и для решении определенной задачи).

С получение большего количества информации о конкретном человеке, группе, типажу и категории людей, значимость использования оперативно-регулятивной информации снижается, и большую степень важности приобретает общеосведомительная информации, более насыщенной и устойчивой.

Также, социально-перцептивный эталон формируется, и в процессе познания человеком самого себя и своих личностных характеристик, самопознание является непременным условием атрибутивных действий по отношению к другим людям. При этом, по мнению психолога Л.А. Петровской, основными источниками самовосприятия являются:

) Восприятие себя через сопоставление (идентификацию, распознание) себя с другими людьми. При рассмотрении в плане таких конкретных ситуациях общения индивидуумов, процесс соотношения себя с другими личностями, дает возможность использовать другого человека в качестве некой модели самого себя, таким образом, создается удобная база для анализа и наблюдения.

) Восприятие себя, через анализ восприятия себя другими людьми. Существенная значимость подобного источника развития представления о самом себе, указывалась Л.С. Выготским: - «Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она предъявляет для других». Другими словами можно сказать, что существо обсуждаемого источника самовосприятия, заключается в опоре на межличностную обратную связь.

) Восприятие самого себя, основанное на результатах собственной деятельности.

) Восприятие самого себя, через наблюдение за своим собственным, внутренним, психологическим состоянием. Выделение этого источника в качестве объекта психологических исследований имеет, как известно, давнюю историю, связанную с интроспективной психологической парадигмой.

) Непосредственное восприятие себя, по собственному внешнему облику.


2. Особенности социальной перцепции


.1 Структура социальной перцепции


При изучении структуры социальной перцепции, выделяются некоторые алгоритмы, механизмы межличностного восприятия, которые позволяют облегчить процесс восприятия и оценки людей, а также осуществляют роль проводника от внешнего восприятия человека, к оценки его внутренних качеств. К таким механизмам социальной перцепции относятся:

) рефлексия - процесс познания себя при общении с другим индивидуумом;

) идентификация, эмпатия, аттракция, стереотипизация - механизмы взаимного распознавания оппонентов в процессе общения;

) каузальная атрибуция - процесс прогнозирования изменений в поведении партнера.

Для понимания самого процесса социальной перцепции, необходимо рассмотреть все нюансы функционирования ее механизмов.


2.2 Механизмы социальной перцепции


Существуют следующие социально - перцептивные механизмы, то есть способы, с помощью которых люди понимают, интерпретируют и оценивают других людей:

) Восприятие внешнего облика и поведенческих реакций объекта

) Восприятие внутреннего облика объекта, то есть набора его социально-психологических характеристик. Это осуществляется через механизмы эмпатии, рефлексии, атрибуции, идентификации и стереотипизации.

Познание других людей зависит также и от уровня развития представления человека о самом себе (Я - концепция), о партнере по общению (Ты - концепция) и о группе, к которой принадлежит или думает, что принадлежит индивид (Мы - концепция). Познание себя через другого возможно через сравнение себя с другим индивидом или через рефлексию.

Рефлексия

Рефлексия (от позднелатинского. reflexio - обращение назад) - обращение человека на свое собственное состояние или свое знание. Это есть один из разновидностей актов сознания человека, а именно акт сознания, обращенный на свое знание. При этом степень глубины рефлексии, самоанализа находится в зависимости от степени образованности субъекта, развитости нравственного чувства и уровня контроля самого себя.

Рефлексия - механизм социальной перцепции, позволяющий человеку во время общения, познавать самого себя, исходя из самооценки своего поведения. То есть в процессе общения человек представляет себя на месте собеседника и таким образом как бы со стороны оценивает себя, и тем самым имеет возможность корректировать свое поведение. Этот механизм помогает не только понять собеседника, но и позволяет предположить насколько собеседник понимает вас. Таким образом, рефлексия это своеобразный процесс зеркальных отражений друг друга, или по определению И.С. Кона: - «глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера по взаимодействию, причем в этом внутреннем мире в свою очередь отражается внутренний мир первого исследователя». Исследование процесса рефлексии, в психологии ведется уже достаточно продолжительное время, еще в конце XIX века Дж. Холмс обратил внимание на механизм рефлексии и описал его на примере диадического общения неких Джона и Генри. Дж. Холмс, описывая пример общения, утверждал, что в действительности в этой ситуации даны как минимум шесть человек: Джон, каков он есть на самом деле; Джон, каким он сам видит себя; Джон, каким его видит Генри. Соответственно такие же «позиции» со стороны Генри. Впоследствии Т. Ньюком и Ч. Кули усложнили ситуацию до восьми персон, добавив еще: Джон, каким ему представляется его образ в сознании Генри, и соответственно тоже для Генри. Развивая данную мысль, можно предположить сколь угодно много таких взаимных отражений, но это всего лишь одни отражения от других, и наоборот. Поэтому для экспериментальных исследований, достаточно ограничиться фиксированием двух ступеней этого процесса. В некоторых психологических исследованиях делаются попытки анализа рефлексивных структур объединенной группы. Тогда сама схема возникающих рефлексий относится не только к диадическому взаимодействию, но к общей деятельности группы и опосредованных ею межличностных отношений.

Идентификация

Идентификация (от позднелатинского identifico - отождествлять) является процессом интуитивного отождествления, сравнения субъектом самого себя с другим человеком (группой людей), в процессе межличностной перцепции. Термин «идентификация» является способом распознания объекта восприятия, в процессе уподобление ему. Это, конечно, не единственный способ восприятия, но в реальных ситуациях общения и взаимодействия, люди часто используют данный прием, когда в процессе общения, предположение о внутреннем психологическом состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место. Существует множество результатов экспериментальных исследований идентификации - как механизма социальной перцепции, исходя из которых, выявлена взаимосвязь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением, - эмпатией.

Эмпатия

Эмпатия представляет собой способ понимания другого человека, основанный не на реальном восприятии проблем другого человека, а на стремлении эмоциональной поддержки объекта восприятия. Эмпатия - это аффективное «понимание», основанное на чувствах и эмоциях субъекта перцепции. Процесс эмпатии в общих чертах сходен с механизмом идентификации, в обоих случаях присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на проблемы с его точки зрения. Известно, что эмпатия тем выше, чем больше человек способен представить себе одну и ту же ситуацию, с точки зрения разных людей, а, следовательно, и понять поведение каждого из этих людей. В ряд эмпатийных способностей входят: способность эмоционально реагировать на переживания другого, способность распознавать эмоциональное состояние другого и мысленно переносить себя в мысли, чувства и действия другого.

Аттракция

Аттракция (от лат. attrahere - привлекать, притягивать) рассматривается как особая форма восприятия одного человека другим, основанная на устойчивом положительном отношении к человеку. В процессе аттракции люди не просто понимают друг друга, но формируют между собой определенные эмоциональные взаимоотношения. На основе различных эмоциональных оценок, образуется разнообразная гамма чувств: начиная от неприятия, чувства отвращения, к тому или иному человеку, до симпатии, и даже любви к нему. Область исследования механизмов образования различных эмоциональных чувств к воспринимаемому человеку, получила название «исследование аттракции». Аттракция также представляется механизмом формирования симпатии между людьми в процессе общения.

Симпатия (от греч. Sympatheia - влечение, внутреннее расположение) - это устойчивое, положительное, эмоциональное отношение человека к другим людям или к группам людей, проявляющееся в доброжелательности, приветливости, оказанию внимания, восхищении. Симпатия побуждает людей к упрощенному взаимопониманию, к стремлению познавать собеседника в процессе общения. Любовь, наивысшая степень эмоционально-положительного отношения, воздействуя на субъект восприятия, любовь вытесняет все другие интересы субъекта, а на первый план выводятся отношение к объекту восприятия, объект становится центром внимания субъекта. Исследования механизма аттракции, до сих пор не дали исчерпывающего ответа, на вопрос природы возникновения аттракции, и устойчивости межличностных отношений построенных на любви и дружбе.

Стереотипизация

Стереотипизация - это построение образа на основе уже существующего, устойчивого представления, например, о членах определенной социальной группы. Стереотипизация имеет два различных следствия. С одной стороны она упрощает процесс построения образа другого человека, сокращает необходимое на это время. С другой стороны - при включении этого механизма может произойти сдвиг в сторону какой-либо оценки воспринимаемого человека и тогда это порождает предубеждение или, напротив, переоценку реальных свойств объекта восприятия.

Стереотипы конкретны. Они влияют на принятие решение нередко вопреки логике. В зависимости от характера установки (позитивной или негативной) стереотипы подсказывают одни доводы и вытесняют другие, противоположные первым. Стереотипы бывают: положительными, отрицательными и нейтральными (стереотипы «известности, но безразличия»).


3. Функции социальной перцепции


Существуют основные функции социальной перцепции, а именно: познание себя, познание партнера по общению, организация совместной деятельности на основе взаимопонимания и установление определенных эмоциональных взаимоотношений. Взаимопонимание это социально-психическое явление, центром которого является эмпатия.

Процесс социальной перцепции включает в себя взаимоотношения между субъектом восприятия и объектом восприятия. Субъектом восприятия называется индивид или группа, осуществляющие познание и преобразование действительности. Когда субъектом восприятия выступает индивид, он может воспринимать и познавать свою собственную группу, постороннюю группу, другого индивида, который является членом или своей или иной группы. Когда субъектом восприятия выступает группа, то тогда процесс социальной перцепции становится еще более запутанным и сложным, так как группа осуществляет познание, как самой себя, так и своих членов, а также может оценивать членов другой группы и саму иную группу в целом.

Социальная перцепция занимается изучением содержательного и процессуального компонентов процесса общения. В первом случае изучаются атрибуции (приписывания) различных характеристик субъекту и объекту восприятия. Во втором осуществляется анализ механизмов и эффектов восприятия (Эффект ореола, первичности, проекции и другие).

В целом процесс социальной перцепции представляет собой сложный механизм взаимодействия социальных объектов в межличностном контексте и находится под влиянием множества факторов и особенностей, таких как возрастные особенности, эффекты восприятия, прошлый опыт и личностные свойства.


4. Индивидуально-типологические особенности социальной перцепции


Изучение перцептивной деятельности личности связано, прежде всего, с изучением проблемы функционирования мозговых структур. Исследование типологических особенностей носит общеметодическое значение. Социально-психологические задачи включают изучение роли когнитивных типологических характеристик, поскольку успешность социального поведения, межличностного взаимодействия и обучения во многом определяется перцептивной деятельностью личности.


Список использованной литературы


1. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М., 1982.

Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. - М.: МГУ, 1987.

Андреева Г.М. Социальная психология. - М: Аспект Пресс, 1999.

Попова Л.В., Дьяконов Г.В. Идентификация как механизм общения и развития личности: Методологические рекомендации. - М., 1988.

Леонтьев А.А. Психология общения. - М., 1997.

Жуков Ю.М., Петровская Л.А. Диагностика и развитие компетентности в общении. - М., 1991.

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. - М., 1999.

Корнеги Д. Как перестать беспокоиться и начать жить (How to Stop Worrying and Start Living, 1948).

Петровской Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. - М.: изд-во МГУ, 1989.

Келли Г. Процесс каузальной атрибуции (Современная зарубежная социальная психология. Тексты. Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Л.А. Петровской). - М.: Изд-во МГУ, 1984.

Андреева Г.М. Психология социального познания: атрибутивные процессы. - М.: Аспект Пресс.

Ярошевский М.Г. Социальная и культурно-историческая психология. (Ярошевский М.Г. История психологии. М.: Мысль, 1985.

Рябова Т.Б. Стереотипы и стереотипизация как проблема гендерных исследований. Личность. Культура. Общество. Т.V. Вып.1-2 (15-16). С. 120-139.

Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. - М., 1960.

Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. - М., 1968.

Бажанов В.А. Рефлексия в современном науковедении. Рефлексивные процессы и управление. №2, том 2, 2002.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Существует такое понятие, как социальная перцепция, что в переводе с латинского (perceptio), означает «восприятие». Применительно к психологии общества рассматривается то, как человек видит ситуацию, какие делает выводы. И самое главное, отмечают психологи, каких поступков следует ожидать от того или иного индивидуума, принадлежавшего к определенной группе единомышленников.

Для социальной перцепции характерны следующие функции:

  • Самопознание;
  • Познание собеседника, партнера;
  • Налаживание контактов в коллективе в процессе совместной деятельности;
  • Установление позитивного микроклимата.

Социальная перцепция изучает манеры поведения между личностями с разными уровнями развития, но принадлежавшими к одному обществу, коллективу. Поведенческие реакции формируются на основе социальных стереотипов, знание которых объясняет модели коммуникации.

Существует два аспекта социальной перцепции в изучении процессов психологической совместимости. Это следующие вопросы:

  • Исследование социальных и психологических особенностей отдельного субъекта и объекта восприятия;
  • Анализ механизма межличностного общения.

С целью обеспечения познания и понимания другого человека, а также самого себя в процессе общения, существуют специальные механизмы социальной перцепции, позволяющие делать прогнозы в отношении поступков партнеров по общению.

Механизмы социальной перцепции

Инструменты, которыми пользуется социальная перцепция, обеспечивают налаживание коммуникации между личностями и заключаются в следующих понятиях:

  • Идентификация;
  • Эмпатия;
  • Аттракция;
  • Рефлексия;
  • Стереотипизация;
  • Каузальная атрибуция.

Метод идентификации заключается в том, что психолог пытается поставить себя на место собеседника. Чтобы познать человека, необходимо усвоить его шкалу ценностей, нормы поведения, привычки и вкусовые пристрастия. Согласно этому методу социальной перцепции, человек ведёт себя таким образом, каким, по его мнению, мог бы повести себя собеседник.

Эмпатия – сопереживание другому лицу. Копирование эмоционального настроя собеседника. Только отыскав эмоциональный отклик, можно составить правильное представление о том, что творится на душе у собеседника.

Аттракция (привлечение) в понятии социальной перцепции рассматривается как специальная форма познания партнера при сформированном устойчивом чувстве к нему. Такое понимание может иметь форму дружбы или любви.

Рефлексия – осознание себя в глазах собеседника. При проведении беседы человек как бы видит себя со стороны партнера. Что о нем думает другой человек и какими качествами наделяет его. Познание себя в понятии социальной перцепции невозможно без открытости к другим людям.

Каузальная атрибуция от слов «кауза» – причина и «атрибут» – ярлык. Человека наделяют качествами, сообразно его поступкам. Социальная перцепция определяет следующие типы каузальной атрибуции:

  • Личностная – когда причина исходит от самого человека, совершившего тот или иной поступок;
  • Объектная – если причиной поступка послужил объект (субъект), на которого было направлено то или иное действие;
  • Обстоятельственная – условия, при которых был совершен тот или иной акт.

В процессе исследований, согласно социальной перцепции, было выявлены закономерности, которые влияют на формирование каузальной атрибуции. Как правило, человек приписывает успех только себе, а неудачу – окружающим, либо обстоятельствам, которые сложились, увы, не в его пользу. При определении тяжести действия, направленного против человека, потерпевший игнорирует объектную и обстоятельную каузальную атрибуцию, принимая во внимание только личностную составляющую. Немаловажную роль при восприятии играет установка человека, либо сведения, относительно воспринимаемого субъекта. Это было доказано экспериментом Бодалева, который показывал фотографию одного и того же человека двум разным социальным группам. Одни сказали, что перед ними отъявленный преступник, другие определили его как величайшего ученого.

Социальный стереотип – это восприятие какого-либо собеседника, основанное на базе личного жизненного опыта. Если человек принадлежит к какой-либо социальной группе, его воспринимают как часть некоего сообщества, со всеми его качествами. Клерка воспринимают иначе, чем сантехника. Социальная перцепция разделяет следующие виды стереотипов:

  • Этнические;
  • Профессиональные;
  • Гендерные;
  • Возрастные.

При общении людей из разных социальных групп могут возникнуть противоречия, которые сглаживаются при решении общих задач.

Эффекты социальной перцепции

На основе стереотипов формируется межличностное восприятие, в котором определяют следующие эффекты:

  • Первичности;
  • Новизны;
  • Ореола.

Эффект первичности в социальной перцепции проявляется при первом знакомстве. Оценка человека основывается на информации, полученной ранее.

Эффект новизны начинает действовать в том случае, когда появляется совершенно новая информация, которая считается самой важной.

Эффект ореола проявляется в преувеличении положительных или, наоборот, отрицательных качеств партнера. При этом не учитываются никакие иные аргументы и способности. Одним словом, «мастер, он во всём мастер».

Педагогическая социальная перцепция

Восприятие учителя воспитанниками определяется взаимоотношениями в рамках образовательного процесса. Каждому педагогу важно то мнение, которое формирует его личность в глазах учащихся. Так педагогическая социальная перцепция определяет статус учителя, образ его жизни. Все это влияет на создание авторитета, либо отсутствие его, что неизбежно сказывается на качестве образования.

Способность найти общий язык с изначально социально неравными людьми, не теряя при этом чувства разумной дистанции, свидетельствует о педагогическом таланте учителя.

ПЕРЦЕПЦИЯ (от лат. percipio - воспринимаю), восприятие (см.). Окружающая среда воздействует на нас в процессе нашей деятельности, и мы ее воспринимаем, перцепируем. Органом П., так же как и психики вообще, является наш мозг. П.-не изолированный процесс, а одно из проявлений целостной практической деятельности человека, протекающей в конкретных общественно-историч. условиях. Поэтому перцепция исторически своеобразна, и особенности ее связаны с уровнем общественной формации, к которой принадлежит человек, с классовой принадлежностью данного человека, с общественными его функциями, со степенью включения его в эти функции (а в связи с этим и с его возрастом). Т. о. и форма и содержание П. различны у людей разных исторических эпох, разных классов и разных возрастов. Здесь основное значение имеет труд, в процессе которого формируются наши П. Таким образом П. не есть пассивное восприятие внешних воздействий среды. «Человек в своей практической деятельности имеет перед собой объективный мир, зависит от него, им определяет свою деятельность» (Ленин, IX сборник, стр. 273). Вопреки теориям ассоциацион-ной психологии восприятие не есть сумма ощущений отдельных свойств предмета; оно психофизиологически представляет собой целостное комплексное образование, систему или структуру, в к-рой не столько части определяют целое, сколько, напротив, само целое определяет свои части. Мы не можем поэтому оторвать наши восприятия от нашей направленности, от нашего мышления, от наших чувств. Лейбниц (Leibniz; 1646-1716) противопоставляет П. как «внутреннее состояние, воспроизводящее внешние вещи»-состояние смутное апперцепции (см.)--«сознанию, рефлективному познанию этого внутреннего состояния», т. е. осмысливанию, осознаванию непосредственного впечатления. Подробнее развил это учение Гербарт (Herbart; 1776-1871), к-рый понимал под П. непосредственную группу представлений (см.), вызываемую данными раздражениями, а под апперцепцией-изменение этой группы под влиянием ранее бывших групп-истолков?ние ее в связи с прошлым опытом, с предшествовавшими тенденциями. Гербарт указал на то, что напр., видя апельсин, мы перципируем в нем не только цвет и форму, но и шероховатость, тяжесть, запах и вкус, хотя и не воспринимаем их в данный момент, а только вспоминаем. Гер- барт полагал, что перцепция представляет собой сумму ощущений этих свойств объекта, он сводил восприятия к механике ощущений и представлений. Современная Gestaltpsycho-logie, справедливо отмечая неправильность такого толкования, не замечает того, что является основным в восприятии, а именно его социального содержания и значимости. Капиталист и рабочий по-разному перципируют, переживают увиденное ими фабричное здание: у первого восприятие этого объекта может быть неразрывно связано например с предвкушением прибылей, у второго - с неприятной мыслью о подневольном труде в условиях капиталистической эксплоатации и т. п. Несколько иначе понимает перцепцию Вундт (W. Wundt; 1832 - 1920). Как в зрительном поле отличают его центральную часть, наиболее ясную, от боковых полей зрения, менее ясных и становящихся все более смутными к периферии, так в наших восприятиях, по Вундту, мы можем различать ясные и отчетливые от смутных и расплывчатых. Прежде чем стать ясным и войти в связь с прежним опытом человека, впечатление обычно проходит зону неполной ясности, тогда мы называем его П. Понятие «опыт» носит у Вундта, как впрочем и у большинства буржуазных психологов, абстрактный, идеалистический характер. Тот факт, что в процессе П. принимает участие опыт человека, следует (вопреки Гербарту, Вундту, Gestalt-psycho logie и др.) понимать и изучать в свете единственно правильного представления о человеке как о «совокупности общественных отношений» (Маркс), как о представителе определенной общественно-исторической формации, определенного класса. П. является одним из орудий все большего познания человеком объективного мира, одним из компонентов сложной и исторически развивающейся деятельности, «отражающей объект» (Ленин). Лит.: Вундт В., Основы физиологической психологии, вып. 1-16, СПБ, без года ; Л а н-г е Н., Психологические исследования. Одесса, 1893; Лейбниц Г., Избранные философские, сочинения (нер. под ред. В. Преображенского), М., 1908; Л е и и н В., Материализм и эмпириокритицизм (Сочинения, т. XIII, М.-Л., 1928); Herbart J.,De attentionls men-sura causique primarlis, Regiom., 1822; он Hie, Psycho-logie als Wissenschaft, neu begrtindet auf Erfahrung, Methaphysik und Mathematik, Konigsberg, 1824-25; L eib"nitius G., Opera philosophica, recogn., Pars prior, Berolini, 1840.H. Добрынин.

Понятие перцепции

Определение 1

Перцепция представляет собой когнитивный процесс прямого активного отображения человеком разных явлений, объектов, событий, ситуаций.

Если данное познание направлено на социальные объекты, то явление называется социальной перцепцией. Механизмы социальной перцепции можно ежедневно наблюдать в нашей повседневной жизни.

Упоминание о перцепции встречались уже в античном мире. Огромный вклад в развитие данного понятия внесли философы, физиологи, деятели искусства, физики. Но самое большое значение этому понятию придаёт психология.

Перцепция - это важная психическая функция познания, которая проявляется в качестве сложного процесса преобразования и получения чувственной информации. Посредством перцепции индивид формирует цельный образ объекта, воздействующий на анализаторы. Таким образом, перцепция - это своеобразная форма сенсорного отображения.

Характеристики и свойства перцепции

Данное явление обладает следующими основными характеристиками :

  • выявление отдельных признаков;
  • корректная абсорбция информации;
  • формирование точного сенсорного образа.

Перцепция связана с логическим мышлением, вниманием и памятью. Она зависит от мотивации человека и обладает эмоциональной окраской определенного вида.

Основные свойства перцепции:

  • структурность,
  • апперцептивность,
  • предметность,
  • контекстность,
  • осмысленность.

Факторы перцепции

Перцептивные факторы бывают двух видов:

  • внутренние,
  • внешние.

К внешним факторам относятся:

  • интенсивность,
  • размер,
  • новизна,
  • контрастность,
  • повторяемость,
  • движение,
  • узнаваемость.

К внутренним факторам перцепции относятся:

  • мотивация, которая заключается в том, что человек видит то, что считает важным или то, в чём сильно нуждается;
  • установки личностного восприятия, когда индивид ожидает увидеть то, что видел ранее в подобной ситуации;
  • опыт, который дает возможность человеку воспринимать то, чему научил его прошлый опыт;
  • характерологические особенности личности.

Взаимодействие с социумом при помощи восприятия

Широко применяется в психологии понятие разновидности нашего восприятия - социальная перцепция.

Определение 2

Социальная перцепция – понимание и оценивание человеком самого себя, других людей, иных социальных объектов.

Этот термин был введен в 1947 году психологом Д. Брунером. Введение в психологию этого понятия позволило учёным иначе посмотреть на проблемы и задачи человеческого восприятия. Человек - существо социальное и является субъектом большого количества разных взаимоотношений. Позитивное или негативное отношение индивида к окружающим людям зависит от восприятия и оценки партнёров по общению.

Социальная перцепция проявляется в нескольких формах:

  • восприятие человеком;
  • восприятие членами группы;
  • групповое восприятие.

Механизмы социальной перцепции

Перцепция обладает определенными особенностями функционирования её механизмов. Существуют следующие механизмы социальной перцепции:

  • стереотипизация, которая представляет собой формирование стойкого образа или представления о людях и явлениях, свойственных всем представителям одной соцгруппы;
  • идентификация, выражаемая в интуитивном отождествлении и познании личности или группы в ситуации коммуникации, при котором возникает сравнение или сопоставление внутренних состояний партнёров;
  • эмпатия, подразумевающая эмоциональное сопереживание окружающим, способность понимать других людей путем оказания им эмоциональной поддержки и вживания в их переживания;
  • рефлексия, то есть самопознание посредством взаимодействия с другими людьми;
  • аттракция - познание других людей, основанное на позитивном стойком чувстве;
  • каузальная атрибуция, представляющая собой процесс прогнозирования чувств и поступков окружающих людей.

Специфика межличностного познания заключается в том, что оно учитывает как различные физические особенности, так и особенности поведения. Поэтому социальная перцепция имеет огромную зависимость от эмоций, мотивов, мнений, установок, предубеждений обоих партнёров. В социальной перцепции наблюдается также субъективная оценка другого человека.

Перцепция - сложный механизм психологического взаимодействия индивида и воспринимаемого им объекта. Данное взаимодействие происходит под влиянием большого количества факторов.