Основным средством борьбы народовольцев было. Народничество - революционная идеология. Суд над Верой Засулич

Стоит отметить, что террор народовольцев был сугубо индивидуальным. Они не стремились к массовым убийствам простых обывателей с целью устрашения, подобно тому, как это делают многие современные экстремистские организации. Их акции были направлены исключительно против определённых представителей власти. Случайные люди даже если и становились жертвами революционного террора (например, при покушении на Александра II 1 марта 1881 года были убиты казак лейб-гвардии Александр Малеичев и 14-летний мальчик Николай Захаров) никогда не являлись его мишенью. Народовольцы стремились, по возможности, избегать ненужного кровопролития.

Переход к таким методам был связан со сформировавшимся в русской радикальной революционной среде пореформенного периода мнением о том, что в условиях авторитарного монархического режима борьба за новые преобразования легальными политическими методами невозможна. Считалось, что единственным действенным способом являются убийства отдельных высокопоставленных представителей власти, которые должны дезорганизовать деятельность царского правительства и подтолкнуть широкие народные массы на борьбу против него.

Одним из первых представителей русского революционного терроризма был лидер кружка «Народная Расправа» Сергей Нечаев, который стал прототипом для Петра Верховенского из романа Достоевского «Бесы» . Он писал о переходе к новым методам борьбы: «...Мы потеряли всякую веру в слова; слово для нас имеет значение только, когда за ним чувствуется и непосредственно следует дело. Но далеко не всё, что называется делом, есть дело. Например, скромная и чересчур осторожная организация тайных обществ, без всяких внешних, практических проявлений, в наших глазах не более, чем мальчишеская игра, смешная и отвратительная. Фактическими же проявлениями мы называем только ряд действий, разрушающих положительно что-нибудь... мешающее народному освобождению».

Индивидуальный террор стал одним из видов практической деятельности созданной в 1879 г. «Народной воли». Он не занимал главного места в планах организации, поскольку члены партии считали предпочтительным мирный путь развития страны. В программе Исполнительного комитета «Народной воли» говорилось о таких формах протеста как «сходки, демонстрации, петиции, тенденциозные адреса, отказ от уплаты податей». В партийной инструкции по подготовительной работе принятой весной 1880 г. выражалась надежда, что «одряхлевшее правительство, не дожидаясь восстания, решится пойти на самые широкие уступки народу» и «тем лучше: собранные силы пойдут тогда на мирную работу».

Террор должен был стать лишь катализатором народной революции. В программе Исполнительного комитета подчёркивалось: «Террористическая деятельность, состоящая в уничтожении наиболее вредных лиц правительства, в защите партии от шпионства, в наказании наиболее выдающихся случаев насилия и произвола со стороны правительства, администрации и т. п., имеет своей целью подорвать обаяние правительственной силы, давать непрерывное доказательство возможности борьбы против правительства, поднимать таким образом революционный дух народа и веру в успех дела и, наконец, формировать годные к бою силы». С этими целями осуществлялись многочисленные покушения на Александра II и царских чиновников.

Члены Исполнительного комитета «Народной воли» неоднократно заявляли, что немедленно прекратят террор, как только в России будет установлена конституция. При этом они резко негативно относились к подобным методам борьбы в условиях демократического государства. В заявлении по поводу убийства президента США Джеймса Абрама Гарфилда, опубликованном в №6 газеты «Народная воля» от 23 октября 1881 г., говорилось: «Исполнительный Комитет считает долгом заявить от имени русских революционеров свой протест против насильственных действий, подобных покушению Гито. В стране, где свобода личности даёт возможность честной идейной борьбы, где свободная народная воля определяет не только закон, но и личность правителей - в такой стране политическое убийство, как средство борьбы, - есть проявление того же духа деспотизма, уничтожение которого в России мы ставим своею задачею. Деспотизм личности и деспотизм партии одинаково предосудительны, и насилие имеет оправдание только тогда, когда оно направляется против насилия».

Народовольческий террор не повлёк за собой ожидаемого широкого революционного взрыва. Иногда простые люди помогали полиции задерживать членов организации. Например, Николай Рысаков, участник покушения на Александра II 1 марта 1881 г., был схвачен оказавшимся рядом мостовым сторожем на конно-железной дороге крестьянином Михаилом Назаровым. Однако порой акты революционного террора вызывали сочувствие среди населения. Вот как описывал корреспондент выходившего в Лондоне русского эмигрантского журнала «На родине» подробности ареста народовольцев Степана Халтурина и Николая Желвакова, которые 18 марта 1882 г. убили в Одессе прокурора Стрельникова.

«…Халтурин, убедившись, что Желвакову пробиться к пролётке невозможно, соскочил с неё и, выхватив револьвер, хотел поспешить на помощь к товарищу, но на первых же шагах он споткнулся. Еврей, приказчик из угольного склада, околоточный надзиратель и несколько карантинных рабочих бросились его задерживать. „Оставьте! Я социалист! Я за вас!“ - крикнул Халтурин. Рабочие инстинктивно остановились. „Чтобы ты так жил, как ты за нас!“ - ответил приказчик, здоровенный негодяй, вместе с околоточным всею тяжестью навалившийся на Халтурина. „Конечно, не за таких мерзавцев как ты, а за рабочий несчастный народ!“ - проговорил тот, с трудом переводя дыхание. Подоспевшая полиция помогла им связать Халтурина и зверски скрутить ему руки глубоко впившимися в тело верёвками.

Желваков увидал, что делается около пролётки и, почти у самого прохода, свернул в сторону по направлению к Карантинной площади, всё продолжая бежать, хотя силы, должно быть, уже начали оставлять его. Столкнувшись с чиновником Игнатовичем, тоже бросившимся преграждать ему путь, он приостановился немного; тогда погоня мгновенно окружила его и обезоружила, повалила и связала. Обоих арестованных тотчас же увезли в полицию. А оставшаяся на месте толпа, разбившись на кучки, толковала о происшествии. „Что тут случилось?“ - спрашивали вновь пришедшие. „Да вот девушку на бульваре убили“, - отвечали в одном месте; „старика какого-то убил один“, - говорили в другом; „невесту свою убил один, молодой такой“, - сообщали в третьем. Никто не знал ещё истинного смысла происшествия. Но постепенно распространяясь с бульвара, вести дошли и до нижних улиц. Сперва разноречивые: „Стрельников убит!“ - „Градоначальника пристрелили!“ - „Самого Гурко“. Но к ночи всюду было уже известно, что убийство „политическое“ и убит именно Стрельников.

Отношение тотчас изменилось: „Если б знали, отбили бы“, - говорили карантинные рабочие. Говорят, даже сам Игнатович заболел от угрызений совести, что помог задержать убийцу Стрельникова. В городе стало заметно возбуждение. Одни спешили на бульвар, посмотреть место происшествия, кровь, скамейку; другие толпились у полиции, куда привезли арестованных. Сочувственное отношение к событию можно было подметить повсюду. Не говоря уже о восклицаниях: „собаке собачья смерть!“ - „так ему сукину сыну и нужно!“ - мне случилось натолкнуться на такие сцены: на бульваре у самого спуска группа публики окружает очевидца происшествия. Тот с жаром и размахивая руками рассказывает, как отбивался Желваков, как он бежал, и в восторге беспрестанно прерывает свою речь восклицаниями: „Вот герой-то! Вот молодец!“ Публика сочувственно слушает, затаив дыхание.

У квасной лавочки, против полиции, я заметил маленький кружок, состоявший из лавочницы, нескольких подмастерьев-сапожников и серого мужичка, что-то шепотом говорящего остальным. При моём приближении разговор смолкает. „Что случилось?“ - спрашиваю я. - „Енерала убили“. - „Кто?“ - „Да двое каких-то… молодые“. - „Поймали?“ - „Поймали бедных“, - отвечает мужичок и, тотчас же спохватившись, прибавляет, меняя тон: „Как же, поймали… привезли уже“. - „За что же они его убили?“ - спрашиваю я. Мужичок пристально посмотрел на меня и тихо произнес: „Да звестно… говорить-то нынче нельзя“, - и таинственно умолкает. У всех грустные лица…»

> Народовольцы стремились, по возможности, избегать ненужного кровопролития.

О, да, конечно, именно для избежания ненужного кровопролития был организован взрыв царского поезда в 1879 году, или взрыв в 1880 году 30 килограммов динамита в здании Зимнего дворца через этаж от столовой (погибло 11 солдат и офицеров караула, находившихся в помещении непосредственно над бомбой, 56 ранены). Безусловно это исключительно с целью того, чтобы не пострадали невинные люди и избежать кровопролития.

Ответить

Прокомментировать

Прекрасный ответ выше изначально не хотел даже комментировать. Но раз у кого-то еще остаются вопросы, постараюсь набросать еще несколько идей.

Обратите внимание на время действия. Вторая половина 19 века, быстрый технический прогресс все больше вступает в противоречие с практически полным отсутствием прогресса социального. Эпоха просвещения, становление науки привносят новые идеи относительно того, как должно развиваться общество. Однако это все наталкивается на крайне авторитарные и патерналистские традиции управления государством. Никакой петли обратной связи даже от дворян к императору нет, попытки улучшить свое личное положение натыкаются на социальное неодобрение старой аристократии (причем, это касается как одежды, манер, так и способов ведения хозяйства, вспомните Барышню-крестьянку). При этом даже отмену крепостного права, которая назревала уже более 100 лет последовательно откладывали Екатерина 2, Александр 1 и Николай 1. Даже масштабные реформы Александра 2 отставали от запросов общества (например, хотя и были созданы дворянские землячества, но им было запрещено вести политическую деятельность, их могли распустить в любой момент).

Отсюда и вырастает традиция создания сначала кружков, затем тайных обществ. Первой технологией, которую они использовали был хорошо знакомый по прошлому веку дворцовый переворот - 14.12.1825, но в силу плохой подготовки полный провал, лидеры повешены, остальные сосланы. Начинается поиск альтернатив. На слуху у всех примеры французской революции, польских восстаний, европейских революций 1848-1849 г.г. Соответственно, дворяне начинают пытаться агитировать простой народ, а именно крестьян (как наиболее многочисленную и наиболее ущемленную группу населения) - отсюда вырастает движение "народников".
Знаменитая "Земля и воля", предшественница "Народной воли", создается как раз в 1861 году, когда становится очевидно, что реформы идут намного медленнее, чем хотелось. Они начинают пытаться организовывать массовую агитацию, но получается плохо - крестьяне не воспринимают дворян как равных, как защитников. Плюс знаменитое третье отделение не дремлет, идут аресты. Ответом на силовые действия полиции и является индивидуальный террор - единственная возможная тактика противодействия огромной отлаженной государственной машине принуждения. Как уже было описано выше, террор - лишь необходимое зло, которое должно послужить катализатором революции, напугать правительство и показать низшим сословиям, что народовольцы настроены серьезно. Однако террор провоцирует только реакционные действия правительства, пропаганда практически бесполезна, что в итоге и приводит к опоре социалистов на малочисленных рабочих, а не на крестьян. Но это уже совсем другая история.

Вообще, если отойти от конкретного исторического периода, то есть довольно большой пласт литературы, посвященной теоретико-игровому моделированию поведения власти и общества в условиях реформ. Там обычно рассматривается последовательная игра:
1 ход совершает правительство, оно выбирает между 2 стратегиями - проводить реформы или нет.
2 ход делает общество, оно выбирает в обоих случаях (если были проведены реформы или если не были проведены) надо ли менять правительство или нет
3 ход совершает правительство (новое или старое), решая, надо ли сохранять курс на реформы или же перейти к реакции.

Правительство заинтересовано в сохранении своей власти (особенно, если в стране монархия или диктатура). Общество заинтересовано в реформах и минимальных издержках.
Не вдаваясь в долгие объяснения, в итоге проведение реформ определяется соотношением издержек, ожидаемых выгод от реформ и вероятности смены правительства. Если выгоды от реформ можно получить без риска смены правительство (в российской случае - падения монархии), правительство пойдет на реформы. Если риск смены власти велик, то правительство будет реакционным.
Общество же наоборот, будет повышать издержки сохранения статус-кво, провоцируя его или на реформы или на отставку.
По сути, вся политическая история России в 19 веке этим и описывается.

«Все попытки революционеров-народников с помощью крестьянской революции свергнуть самодержавие потерпели поражение. Крестьяне не мыслили дальше своего уезда и готовы были скорее жечь усадьбу помещика, чем свергать царя». О многочисленных покушениях революционеров на Александра II — в главе книги издательства CLEVER и журнала «Дилетант» — «Время реформ».

Тогда революционеры обратились к террору против представителей власти и самого царя, чтобы разбудить массы и поднять их на борьбу.
Ни один российский император не подвергался так часто покушениям на свою жизнь, как Александр II, «царь-освободитель», сделавший так много для обновления России. Отчего так? Только ли от нетерпения революционеров поскорее добиться цели? Похоже, их острая ненависть к этому монарху была вовсе не слепа: они не могли не понимать, что последовательный курс власти на реформирование страны выбьет почву из-под ног их собственных планов революционного переустройства. В государстве, идущем по пути законопорядка и участия общества в решении важных дел, в обществе, имеющем право голоса, в народе, свободном от крепостной зависимости, просто не было бы места и повода для «революционного нетерпения».

ОХОТНИКИ
Общество «Земля и воля» было создано в 1861 году по инициативе Герцена и Чернышевского. Однако уже к 1864 году общество распалось из-за ареста большинства своих активных членов. «Земля и воля» воссоздана была только в 1876 году во главе с Александром Михайловым, Георгием Плехановым и Дмитрием Лизогубом. Позднее к ним присоединились Сергей Кравчинский, Николай Морозов, Софья Перовская, Лев Тихомиров, Николай Тютчев. Интересно, что почти все они были дворянами.
Разночинцами были только Морозов, незаконнорожденный сын помещика, и Тихомиров, сын военного врача. Организация состояла из 200 членов, не считая многочисленных сочувствующих. Основными целями «Земля и воля» провозгласила: передать всю землю крестьянам; ввести полное общинное самоуправление и свободу вероисповедания; предоставить нациям право на самоопределение.
Средствами для достижения этих целей провозглашались как пропаганда среди крестьян, так и террор, но только против агентов охранки и самых вредных для революционного дела правительственных чиновников.

Часовня на месте покушения Д. В. Каракозова 4 апреля 1866 года
на Александра II (не сохранилась)

В июне 1879 года «Земля и воля» распалась на две организации — «Черный передел», выступавший главным образом за ненасильственные методы борьбы, и «Народную волю», где преобладали сторонники террора. Выбрав своей мишенью императора Александра II, народовольцы рассчитывали, что цареубийство вызовет революцию. А конкретнее — «Народная воля» считала своей задачей «политический переворот с целью передачи власти народу». После переворота Учредительное собрание, выбранное всеобщим голосованием, должно было определить форму государственного устройства.

Первый громкий теракт совершил Сергей Степняк-Кравчинский еще в августе 1878 года. Он смертельно ранил кинжалом на Итальянской улице в Петербурге шефа жандармом и начальника Третьего отделения генерал-адъютанта Николая Владимировича Мезенцова и после покушения скрылся за границей.
К моменту цареубийства «Народная воля» насчитывала более 500 активных членов и несколько тысяч сочувствующих.
Покушение на Александра II, открывшее очередной «сезон охоты» на императора, произошло 14 (2) апреля 1879 года. Бывший учитель Торопецкого уездного училища Александр Соловьев четыре раза выстрелил из револьвера в царя на набережной Мойки во время его обычной прогулки без охраны и сопровождения (!), но промахнулся. При попытке задержания Соловьев принял яд, но был спасен медиками. Террорист настаивал, что действовал самостоятельно. Его приговорили к смерти и повесили на Смоленском поле в присутствии 70 тысяч публики. Перед казнью Соловьев отказался от напутствия священника, низко ему поклонившись. До сих пор идут споры, действовал ли Соловьев по личной инициативе или по поручению «Народной воли»...
Одним из самых известных деятелей «Народной воли» был Андрей Желябов, выходец из семьи крепостных. Он был членом исполнительного комитета «Народной воли» и, наряду со своей гражданской женой Софьей Перовской, стал организатором цареубийства. Перовская, также член исполнительного комитета, дочь губернатора Петербурга и члена Совета МВД, уже в 17 лет порвала связи с семьей. Оба они 17 ноября 1879 года под Александровском участвовали в неудавшемся покушении императора Александра II во время его возвращения из Крыма. Перовская играла роль жены путевого обходчика Сухорукова (народовольца Льва Гартмана). Из домика, в котором они поселились, был проведен подкоп под полотно железной дороги и заложена мина, но взрыв произошел после того, как поезд миновал заминированный участок. Из-за поломки паровоза свитского поезда, который шел на полчаса раньше царского, император приказал пустить первым царский поезд. Террористы, не зная этого, взорвали мину под четвертым вагоном второго, свитского поезда, где Александра II не было.
17 (5) февраля 1880 года Степан Халтурин устроил взрыв на первом этаже Зимнего дворца, где он работал столяром. Император обедална третьем этаже, но в этот день прибыл позже назначенного времени. Весной 1880 года народовольцы готовили покушение на царя в Одессе, но оно не состоялось.
Зимой 1880-1881 годов Желябов и Перовская готовили покушение на царя уже в Петербурге. В меблированных комнатах г-жи Мессюро, располагавшихся на углу Невского проспекта и Караванной улицы, в No 12, Желябов 27 февраля 1881 года был арестован. После этого подготовку покушения возглавила Перовская, ранее руководившая наблюдательным отрядом, отслеживавшим маршруты передвижений царя.
Сначала планировали заложить мину под Каменным мостом через Екатерининский канал. Но потом решили взорвать карету императора по пути в Михайловский замок. В начале декабря 1880 года народовольцы Анна Якимова и Юрий Богданович под фамилией супругов Кобозевых сняли сырную лавку в подвале дома No 8 по Малой Садовой улице, откуда к концу февраля 1881 года под мостовую была прорыта галерея и заложена мина...

И. Е. Репин. Арест пропагандиста. 1880-1892 годы

ЖЕРТВА
13 (1) марта 1881 года Александр II выехал из Зимнего дворца в Манеж. После развода караулов император поехал не по Малой Садовой, а заехал к своей кузине в Михайловский дворец и в Зимний отправился через Екатерининский канал. Такого поворота террористы не ожидали. Перовская срочно перебросила террористов с четырьмя бомбами, изготовленными талантливым химиком Николаем Ивановичем Кибальчичем, на новое место. Первым бросил бомбу 19-летний мещанин Николай Иванович Рысаков. Взрывом были убиты несколько прохожих, в том числе 14-летний мальчик, и ранены казаки конвоя. Император не пострадал, но карета была разрушена. Рысаков, убегая с места преступления, поскользнулся на тротуаре и был схвачен мостовым сторожем крестьянином Михаилом Назаровым. Император, подойдя к террористу, спросил его имя и звание; Рысаков назвался мещанином Глазовым, по паспорту которого жил в Петербурге.
Согласно показаниям подпоручика Рудыковского, когда последний, подбежав, спросил: «Что с государем?», тот сказал: «Славу богу, я уцелел, но вот...» — и показал на раненных взрывом конвойного казака и крестьянского мальчика Николая Максимова. В ответ на слова императора Рысаков зло усмехнулся: «Еще слава ли богу?» (Когда эти показания зачитывали на суде, Желябов рассмеялся, а прокурор Николай Владимирович Муравьев заметил: «Когда люди плачут, Желябовы смеются». )
Император подошел к парапету Екатерининского канала. Перовская взмахом платка дала сигнал Игнатию Иоахимовичу Гриневицкому, 24-летнему польскому дворянину, бросить вторую бомбу. Этим взрывом были смертельно ранены и умерли в тот же день и император, и сам Гриневицкий.
Народоволка Анна Эпштейн вспоминала: «Когда я подняла глаза, то увидела, что она (Перовская. — Прим. авт.) дрожит всем телом. Потом она схватила меня за руки, стала нагибаться все ниже и ниже и упала ничком, уткнувшись лицом в мои колени. Так оставалась она несколько минут. Она не плакала, а вся была как в лихорадке. Потом она поднялась и села, стараясь оправиться, но снова судорожным движением схвати- ла меня за руки и стала сжимать их до боли…»

П. Я. Пясецкий. А. Желябов и С. Перовская на процессе первомартовцев. 1881 год

«ТРОФЕИ»?
После цареубийства исполнительный комитет «Народной воли» 10 марта предъявил новому императору Александру III письмо-ультиматум, в котором заявлялось готовность прекратить вооруженную борьбу и «посвятить себя культурной работе на благо родного народа». Императору поставили ультиматум:
«Или революция, совершенно неизбежная, которую нельзя предотвратить никакими казнями, или добровольное обращение верховной власти к народу.
В интересах родной страны... во избежание тех страшных бедствий, которые всегда сопровождают революцию, Исполнительный комитет обращается к вашему величеству с советом избрать второй путь».
После покушения Желябов попросил приобщить его к делу о цареубийстве. Сразу же после ареста Рысаков, надеясь избежать петли, дал обширные показания, благодаря которым полиция раскрыла конспиративную квартиру на Тележной улице, где жили народовольцы Геся Гельфман и застрелившийся при аресте Николай Саблин. В ближайшие три дня после покушения на императора квартира террористов была захвачена полицией, в той же квартире был задержан Тимофей Михайлович Михайлов (Михайлов и Емельянов не успели привести свои бомбы в действие 13 (1) марта) и обнаружен подкоп с миной на Малой Садовой. Рысаков дал также показания на Софью Перовскую, Веру Фигнер («Брюнетку») и Ивана Пантелеймоновича Емельянова, сообщив следствию все, что ему было известно о «Народной воле». В конце марта последовали аресты Перовской и Кибальчича.
На суде, проходившем в апреле 1881 года, Желябов заявил: «...служил я делу освобождения народа. Это мое единственное занятие, которому я много лет служу всем своим существом». Перовская утверждала: «Мы затеяли большое дело. Быть может, двум поколениям придется лечь на нем, но сделать его надо».

Как несовершеннолетний, Рысаков не подлежал большим срокам заключения или каторжных работ, однако уложение о наказаниях не предусматривало автоматического помилования несовершеннолетних, заслуживавших смертной казни, которая была «вне возраста». На суде он заявил: «Я убежден в том, что вся масса страданий низшего класса всякого государства, что деления всякого народа на два весьма не похожих друг на друга лагеря — имущих и неимущих, что порабощение неимущих имущими и т. д. происходит от существующего строя, который я называю либеральным».
Несмотря на наличие смягчающих обстоятельств, Рысаков был приговорен к смерти и 15 (3) апреля повешен вместе с другими народовольцами-первомартовцами

Идеи

Партия «Народная воля» организовалась на Липецком съезде в июне г. В противоположность «Земле и Воле», из которой выделилась «Народная Воля», последняя подчёркивала политическую борьбу, как средство завоевания социалистического строя. Теоретическое миросозерцание революционных народников (участников «хождения в народ»), выражавшееся в журналах «Вперёд», «Начало», «Земля и Воля», было усвоено и партией Народная воля. Как и «Земля и Воля», партия «Народная воля» исходила из убеждения, что русский народ «находится в состоянии полного рабства, экономического и политического… Его облегают слои эксплуататоров, создаваемых и защищаемых государством… Государство составляет крупнейшую в стране капиталистическую силу; оно же составляет единственного политического притеснителя народа… Этот государственно-буржуазный нарост держится исключительно голым насилием… Совершенно отсутствует народная санкция этой произвольной и насильственной власти… Русский народ по своим симпатиям и идеалам является вполне социалистическим; в нём ещё живы его старые, традиционные принципы - право народа на землю, общинное и местное самоуправление, зачатки федеративного устройства, свобода совести и слова. Эти принципы получили бы широкое развитие и дали бы совершенно новое направление, в народном духе, всей нашей истории, если бы только народ получил возможность жить и устраиваться так, как хочет, сообразно со своими собственными наклонностями». Ввиду этого партия Народная воля считала своей задачей «политический переворот с целью передачи власти народу». Как орудие переворота, партия выставляла учредительное собрание, избранное свободной всеобщей подачей голосов. Обязуясь вполне подчиниться народной воле, партия тем не менее выставляла свою программу, которую должна была защищать во время избирательной агитации и в Учредительном Собрании:

  1. постоянное народное представительство, имеющее полную власть во всех общегосударственных вопросах;
  2. широкое областное самоуправление, обеспеченное выборностью всех должностей, самостоятельностью мира и экономической независимостью народа;
  3. самостоятельность мира, как экономической и административной единицы;
  4. принадлежность земли народу;
  5. система мер, имеющих передать в руки рабочих все заводы и фабрики;
  6. полная свобода совести, слова, печати, сходок, ассоциаций и избирательной агитации;
  7. всеобщее избирательное право, без сословных и всяких имущественных ограничений;
  8. замена постоянной армии территориальной.

История

Все террористические акты , следовавшие за покушением Соловьёва на жизнь императора Александра II-го, исходили от партии «Народная воля». Ничтожная по численному своему составу партия, опиравшаяся на сочувствие лишь небольшой части интеллигенции и не имевшая почвы в широких массах, обнаружила такую энергию, что сама уверовала в свою силу и заставила в неё верить. Политикой графа Лорис-Меликова часть общества, ранее сочувствовавшая Народной воле, была оттолкнута от неё. Когда партия, не смягчённая уступками, 1 марта г. убила императора Александра II, это убийство вызвало не только правительственную реакцию, но и реакцию общественную в гораздо более широких размерах, чем этого ожидала Народная воля. Тем не менее в следующие годы партия ещё продолжала свою деятельность (убийство Стрельникова , убийство Судейкина). В г. арест Лопатина и множества лиц, связанных с ним, окончательно обессилил партию.

Выпуск листка «Земля и воля!»

В г. возникла новая народовольческая группа (с Ульяновым и Шевырёвым во главе), 1 марта г. намеревавшаяся произвести покушение на жизнь императора Александра III . Возникало, затем, ещё несколько народовольческих кружков, не имевших генетической связи со старой «Народной Волей»; они не имели успеха, и «Народная воля» окончательно сошла со сцены. Впоследствии она возродилась в виде партии социалистов-революционеров , с несколько изменённой программой.

Причины кризиса

Причину падения «Народной воли» распространённое мнение видит в общественной реакции, вызванной убийством Александра II. С. Кравчинский , в книге «Подпольная Россия» предлагает, однако, другое объяснение этого факта. По его мнению, Народная воля была очень сильна и после 1881 г., но она задалась несбыточными планами широкого государственного заговора, при посредстве которого она могла бы захватить сразу власть и устроить временное правительство; задавшись этими планами, она отказалась от покушений, которые могли бы все более расшатывать правительственную власть и питать партию Народная воля новыми силами. В числе актов, совершённых «Народной волей», необходимо отметить кражу в херсонском банке в г. посредством подкопа, не увенчавшуюся успехом, так как почти все деньги, унесённые из банка (свыше миллиона руб.), были очень скоро найдены полицией. Факт этот, имевший место ещё в эпоху расцвета сил партии, несомненно произвёл отрицательное впечатление на значительные круги общества, вредно отразясь на «Народной воле». Ещё губительнее была деятельность жандармского полковника Судейкина, который уже в последний период истории «Народной воли» внедрил в партию своего агента Дегаева , впоследствии его же убившего.

Партийные издания

Партия «Народная воля» издавала в тайных типографиях в Петербурге и в провинции одноимённую газету (вышло 11 номеров, 1879-1885) и листки «Народной Воли» (значительное их число выходило с 1880 по 1886 г.); затем отдельные листки, издаваемые различными народовольческими группами, были выпущены в 1890-92, 1896 и других годах. Кроме того, за границей издавался журнал: «Вестник Народной Воли» под ред. П. Л. Лаврова , самого видного теоретика «Народной воли»; 5 его томов вышли в 1883-86 гг. В 1883 г. выпущен в Женеве «Календарь Народной Воли». В этих литературных произведениях была развита теория «Народной воли». Социалистические идеалы постепенно отодвигались на задний план и партия получала чисто политический характер. Веря в близость революции, партия боялась, что в России найдётся своя Вандея, из которой реакционные силы начнут поход против торжествующей революции; поэтому она выдвигала централистические требования, не замечая их противоречия требованию самоуправления общин и областей. Таким образом Народная воля под конец могла считаться партией якобинской; её журналы часто напоминали «Набат » Ткачёва.

Журнал «Народная Воля», листки и некоторые прокламации партии перепечатаны в сборнике Базилевского («Литература партии Народной Воли», 2-е приложение к сборнику «Государственные преступления в России», Париж, 1905). Очень суровую критику «Народной Воли» дают с одной стороны «Наши разногласия» Плеханова (Женева, 1884), с другой - «Историческая Польша и великорусская демократия» Драгоманова (Женева, 1883; перепечатано в собрании сочинений Драгоманова, т. I, Париж, 1905). Яркую характеристику (сочувственную) Народной Воли можно найти в «Подпольной России» Степняка (СПб., 1905) и в его же романе «Андрей Кожухов», перепечатанном в Санкт-Петербурге под заглавием «Из прошлого» (1905). Много ценного материала для истории партии «Народная воля» заключается в отчётах о её процессах, напечатанных в своё время в газетах легальных и нелегальных. Из них «Дело 1 марта 1881 г.» (официальный, сокращённый и искажённый отчет) перепечатано в Санкт-Петербурге (1906), с примечаниями Льва Дейча.

Литература

  • Тун А. «История революционных движений в России» СПб., 1906.
  • Троицкий Н. А. «Народная воля» перед царским судом (1880-1891). Саратов: Издательство Саратовского университета, 1971; 2 изд., испр. и доп. Саратов: Издательство Саратовского университета, 1983.
  • Троицкий Н. А. Царские суды против революционной России (Политические процессы 1871-1880 гг.). Саратов: Издательство Саратовского университета, 1976.
  • Троицкий Н. А. . М.: Мысль, 1978.
  • Троицкий Н. А. Царизм под судом прогрессивной общественности (1866-1895). М.: Мысль, 1979.
  • Троицкий Н. А. Политические процессы в России 1871-1887 гг. Пособие к спецкурсу. Саратов: Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского , 2003.

Ссылки

  • Народная Воля . Статья в Энциклопедическом Словаре Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона.
  • Инсаров М. Народная воля
  • Троицкий Н. А. «Народная воля» //Россия в XIX веке: Курс лекций
  • Троицкий Н. А. «Народная воля» и её «красный террор»
  • Троицкий Н. А. «Подвиг Николая Клеточникова»
  • Троицкий Н. А. «Безумство храбрых. Русские революционеры и карательная политика царизма 1866-1882 гг.» (монография)
  • Иохельсон В. «Первые дни „Народной воли“»
  • Царская тюрьма в воспоминаниях народовольца М. П. Орлова: «Об Акатуе времен Мельшина»
  • Народная воля (организация) на Хроносе

Wikimedia Foundation . 2010 .

Народничество 1861 - 95

Общество любомудрия

кружок братьев критских(1826-27)

"Литературное общество 11-го нумера" (1829-32 гг.)

Западничество(в 1830-1850-х)

Рублевое общество(1867-68)

Сунгуровское общество (1831-31)

Кружок Станкевича(1831-35)

Славянофилы(40-50-х гг. 19 в)

Народная воля(1879-82)

рабочий союз(1894-97)

Вертепники(1855-58)

Кружок Заичневского (1861-61)

"Шестидесятники". Подъем крестьянского движения в 1861-1862 гг. был ответом народа на несправедливость реформы 19 февраля. Это активизировало радикалов, которые надеялись на крестьянское восстание.В 60-е годы сложилось два центра радикального направления. Один -вокруг редакции "Колокола", издаваемого А.Г. Герценом в Лондоне. Он пропагандировал свою теорию "общинного социализма" и резко критиковал грабительские условия освобождения крестьян. Второй центр возник в России вокруг редакции журнала "Современник". Его идеологом стал Н.Г. Чернышевский, кумир разночинной молодежи того времени. Он также критиковал правительство за сущность реформы, мечтал о социализме, но, в отличие от А.И. Герцена, видел необходимость использования Россией опыта европейской модели развития.На основе идей Н.Г. Чернышевского образовалось несколько тайных организаций: кружок "Великорусе" (1861-1863), "Земля и воля" (1861-1864). В них входили Н.А. и А.А. Серно-Соловьевичи, Г.Е. Благосветлов, Н.И. Утин и др. "Левые" радикалы поставили задачу подготовки народной революции. Для этого землевольцы развернули активную издательскую деятельность в своей нелегальной типографии. В журнале "Земля и воля", в прокламациях "Барским крестьянам от их доброжелателей поклон", "К молодому поколению", "Молодая Россия", "К солдатам", "Что нужно делать войску", "Великорусе" они разъясняли народу задачи предстоящей революции, обосновывали необходимость ликвидации самодержавия и демократического преобразования России, справедливого решения аграрного вопроса. Своим программным документом землевольцы считали статью Н.П. Огарева "Что нужно народу?", опубликованную в июне 1861 г. в "Колоколе". Статья предостерегала народ от преждевременных, неподготовленных выступлений, призывала к объединению всех революционных сил."Земля и воля". Это была первая крупная революционно-демократическая организация. В нее входило несколько сотен членов из разных социальных слоев: чиновники, офицеры, литераторы, студенты. Организацию возглавлял Русский центральный народный комитет. Отделения общества были созданы в Петербурге, Москве, Твери, Казани, Нижнем Новгороде, Харькове и других городах. В конце 1862 г. к "Земле и воле" примкнула русская военно-революционная организация, созданная в Царстве Польском. Первые тайные организации просуществовали недолго. Спад крестьянского движения, поражение восстания в Царстве Польском (1863), усиление полицейского режима - все это привело к их самороспуску или разгрому. Одни участники организаций (в том числе Н.Г. Чернышевский) были арестованы, другие эмигрировали. Правительству удалось отбить натиск радикалов первой половины 60-х годов. В общественном мнении наметился резкий поворот против радикалов и их революционных устремлений. Многие общественные деятели, прежде стоявшие на демократических или либеральных позициях, перешли в лагерь консерваторов (М.Н. Катков и др.).Во второй половине 60-х годов вновь возникли тайные кружки. Их члены сохранили идейное наследие Н.Г.Чернышевского, но, разуверившись в возможности народной революции в России, перешли к узко заговорщической и террористической тактике. Свои высокие нравственные идеалы они пытались воплотить безнравственными средствами. В 1866 г. член кружка Н.А. Ишутина Д.В. Каракозов совершил покушение на царя Александра II.В 1869 г. учитель С.Г. Нечаев и журналист П.Н. Ткачев создали в Петербурге организацию, призывавшую студенческую молодежь готовить восстание и использовать любые средства в борьбе с правительством. После разгрома кружка С.Г.Нечаев на время уехал за границу, но уже осенью 1869 г. вернулся и основал в Москве организацию "Народная расправа". Он отличался крайним политическим авантюризмом, требовал от участников слепого подчинения своим распоряжениям. За отказ подчиниться диктатуре студент И.И. Иванов был ложно обвинен в предательстве и убит. Полиция разгромила организацию. С.Г. Нечаев скрылся в Швейцарию, он был выдан как уголовный преступник. Правительство использовало судебный процесс против него для дискредитации революционеров. "Нечаевщина" на некоторое время стала серьезным уроком для следующих поколений революционеров, предостерегая их от неограниченного централизма.На рубеже 60-70-х годов, во многом на основе идей А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского, оформилась народническая идеология. Она стала весьма популярной у демократически, настроенных интеллигентов последней трети XIX столетия. Среди народников сложилось два направления: революционное и либеральное.Революционные народники. Основные идеи революционных народников: капитализм в России насаждается "сверху" и на русской почве не имеет социальных корней; будущее страны - в общинном социализме; крестьяне готовы к восприятию социалистических идей; преобразования должны осуществляться революционным методом. М.А. Бакуниным, ПЛ. Лавровым и П.Н. Ткачевым были разработаны теоретические основы трех течений революционного народничества - бунтарского (анархического), пропагандистского и заговорщического. М.А. Бакунин считал, что русский крестьянин по своей природе бунтарь и готов к революции. Поэтому задача интеллигенции - идти в народ и разжигать всероссийский бунт. Рассматривая государство как инструмент несправедливости и угнетения, он призывал к его уничтожению и созданию федерации самоуправляемых свободных общин.В 1874 г., опираясь на идеи М.А. Бакунина, более 1000 молодых революционеров организовали массовое "хождение в народ", надеясь поднять крестьян на восстание. Результаты были ничтожны. Народники столкнулись с царистскими иллюзиями и собственнической психологией крестьян. Движение было разгромлено, агитаторы арестованы."Земля и воля" (1876-1879). В 1876 г. уцелевшие участники "хождения в народ" образовали новую тайную организацию, с 1878 г. принявшую название "Земля и воля". программа предусматривала осуществление социалистической революции путем свержения самодержавия, передачу всей земли крестьянам и введение "мирского самоуправления" в деревне и городах. Во главе организации стояли Г.В. Плеханов, А.Д. Михайлов, С.М. Кравчинский, Н.А. Морозов, В.Н. Фигнер и др.Было предпринято второе "хождение в народ" - для длительной агитации крестьян. Землевольцы также занимались агитацией среди рабочих и солдат, помогли организовать несколько стачек. В 1876 г. при участии "Земли и воли" в Петербурге на площади перед Казанским собором была проведена первая в России политическая демонстрация. Перед собравшимися выступил Г.В. Плеханов, призвавший бороться за землю и волю для крестьян и рабочих. Полиция разогнала демонстрацию, многие ее участники были ранены. Арестованных приговорили к каторге или ссылке. Г.В. Плеханову удалось скрыться от полиции. В 1878 г. часть народников вновь вернулась к идее необходимости террористической борьбы. В 1878 г. В.И.(Засулич совершила покушение на петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова и ранила его. Однако настроение общества было таково, что суд присяжных оправдал ее, а Ф.Ф. Трепов был вынужден уйти в отставку. Среди землевольцев начались дискуссии о методах борьбы. К этому их побуждали и правительственные репрессии, и жажда активной деятельности. Споры по тактическим и программным вопросам привели к расколу."Черный передел". В 1879 г. часть землевольцев (Г.В. Плеханов, В.И. Засулич, Л.Г. Дейч, П.Б. Аксельрод) образовали организацию "Черный передел" (1879-1881). Они сохранили верность основным программным принципам "Земли и воли" и агитационно-пропагандистским методам деятельности."Народная воля". В том же году другая часть землевольцев создала организацию "Народная воля" (1879-1881). Ее возглавили А.И. Желябов, А.Д. Михайлов, СЛ. Перовская, Н.А. Морозов, В.Н. Фигнер и др. Они входили в Исполнительный комитет - центр и главный штаб организации.Программа народовольцев отражала их разочарование в революционной потенции крестьянских масс. Они считали, что народ задавлен и доведен до рабского состояния царским правительством. Поэтому своей главной задачей они полагали борьбу с этим правительством. Программные требования народовольцев включали: подготовку политического переворота и свержение самодержавия; созыв Учредительного собрания и установление в стране демократического строя; уничтожение частной собственности, передачу земли крестьянам, фабрик - рабочим. (Многие программные положения народовольцев восприняли на рубеже XIX-XX вв. их последователи - партия социалистов-революционеров.)Народовольцы провели ряд террористических акций против представителей царской администрации, но главной своей целью считали убийство царя. Они предполагали, что это вызовет политический кризис в стране и всенародное восстание. Однако в ответ на террор правительство усилило репрессии. Большинство народовольцев было арестовано. Оставшаяся на свободе С.Л. Перовская организовала покушение на царя. 1 марта 1881 г. Александр II был смертельно ранен и через несколько часов скончался.Этот акт не оправдал ожиданий народников. Он еще раз подтвердил неэффективность террористических методов борьбы, привел к усилению реакции и полицейского произвола в стране. В целом деятельность народовольцев в значительной степени затормозила эволюционное развитие России.Либеральные народники. Это направление, разделяя основные теоретические взгляды революционных народников, отличалось от них неприятием насильственных методов борьбы. Народники-либералы не играли заметной роли в общественном движении 70-х годов. В 80-90-е годы их влияние возросло. Это было связано с потерей авторитета революционных народников в радикальных кругах из-за разочарования в террористических методах борьбы. Либеральные народники выражали интересы крестьян, требовали уничтожения остатков крепостничества и ликвидации помещичьего землевладения. Они призывали к проведению реформ для постепенного улучшения жизни народа. Основным направлением своей деятельности они избрали культурно-просветительскую работу среди населения. С этой целью они использовали печатные органы (журнал "Русское богатство"), земства и различные общественные организации. Идеологами либеральных народников были Н.К. Михайловский, Н.Ф. Даниельсон, В.П. Воронцов.Первые марксистские и рабочие организации. В 80-90-е годы XIX в. в радикальном движении произошли коренные изменения. Революционные народники потеряли свою роль главной оппозиционной силы. На них обрушились мощные репрессии, от которых они не смогли оправиться. Многие активные участники движения 70-х годов разочаровались в революционном потенциале крестьянства. В связи с этим радикальное движение раскололось на два противостоящих и даже враждебных друг другу лагеря. Первый сохранил приверженность идее крестьянского социализма, второй - увидел в пролетариате главную силу общественного прогресса.Группа "Освобождение труда". Бывшие активные участники "Черного передела" Г.В. Плеханов, В.И. Засулич, Л.Г. Дейч и В.Н. Игнатов обратились к марксизму. В этой западно-европейской теории их привлекла идея достижения социализма путем пролетарской революции.В 1883 г. в Женеве была образована группа "Освобождение труда". Ее программа: полный разрыв с народничеством и народнической идеологией; пропаганда социализма; борьба с самодержавием; опора на рабочий класс; создание рабочей партии. Важнейшим условием социального прогресса в России они считали буржуазно-демократическую революцию, движущей силой которой будут городская буржуазия и пролетариат. Крестьянство они рассматривали как реакционную силу общества. В этом проявилась узость и односторонность их взглядов.Пропагандируя марксизм в русской революционной среде, они развернули резкую критику народнической теории. Группа "Освобождение труда" действовала за границей и не была связана с возникавшим в России рабочим движением.В самой России в 1883-1892 гг. образовалось несколько марксистских кружков (Д.И. Благоева, Н.Е. Федосеева, М.И. Бруснева и др.). Свою задачу они видели в изучении марксизма и пропаганде его среди рабочих, студентов и мелких служащих. Однако и они были оторваны от рабочего движения.Деятельность группы "Освобождение труда" за рубежом, марксистах кружков в России подготавливали почву для возникновения российской социал-демократической партии.Организации рабочих. Рабочее движение в 70-80-х годах развивалось стихийно и неорганизованно. В отличие от Западной Европы русские рабочие не имели ни собственных политических организаций, ни профессиональных союзов. "Южно-российский рабочий союз" (1875) и "Северный союз русских рабочих" (1878-1880) не сумели возглавить борьбу пролетариата и придать ей политический характер. Рабочие выдвигали лишь экономические требования - повышение заработной плати, сокращение рабочего дня, отмена штрафов. Наиболее крупным событием стала забастовка на Никольской мануфактуре фабриканта Т.C. Морозова в Орехово-Зуеве в 1885 г. ("Морозовская стачка"). Рабочие впервые потребовали государственного вмешательства в их отношения с фабрикантами. В результате был издан закон 1886 г. о порядке найма и увольнения, упорядочении штрафов и выплаты заработной плата. Был введен институт фабричных инспекторов, обязанных следить за исполнением закона. Закон усилил уголовную ответственность за участие в стачках."Союз борьбы за освобождение рабочего класса. В 1895 г. в Петербурге разрозненные марксистские кружки объединились в новую организацию - "Союз борьбы за освобождение рабочего масса". Его создателями были В.И. Ульянов (Ленин), Ю.Ю. Цедербаум (I. Мартов) и др. Аналогичные организации были созданы в Москве, Екатеринославе, Иваново-Вознесенске и Киеве. Они попытались встать во главе стачечного движения, издавали листовки и направляли пропагандистов в рабочие кружки для распространения марксизма среди пролетариата. Под влиянием "Союза борьбы" в Петербурге начались стачки текстильщиков, металлистов, работников писчебумажной фабрики, сахарного и других заводов. Забастовщики требовали сократить продолжительность рабочего дня до 10,5 ч, повысить расценки, своевременно выплачивать заработную плату. Упорная борьба рабочих летом 1896 и зимой 1897 г., с одной стороны, заставила правительство пойти на уступки: был издан закон о сокращении рабочего дня до 11,5 ч. С другой, оно обрушило репрессии на марксистские и рабочие организации, часть членов которых сослали в Сибирь.Среди оставшихся на свободе социал-демократов во второй половине 90-х годов начал распространяться "легальный марксизм". Главную задачу рабочего движения "экономисты" видели в улучшении условий труда и быта. Они выдвигали только экономические требования и отказывались от политической борьбыОбщественное движение во второй половине XIX в., в отличие от предшествующего времени, стало важным фактором политической жизни страны. Многообразие направлений и течений, взглядов по идейно-теоретическим и тактическим вопросам отразило сложность общественной структуры и остроту социальных противоречий, характерных для переходного времени пореформенной России. В общественном движении второй половины XIX в. еще не сложилось направление, способное осуществить эволюционную модернизацию страны, но были заложены основы для формирования в будущем политических партий.

Разгромив движение декабристов, правительство не решило ни одной из поставленных проблем. И как следствие, уже через месяц после казни декабристов в Москве был раскрыт заговорщический кружок братьев Критских. Несмотря на малочисленность, члены кружка намеревались совершить переворот в день коронации Николая I. Цели кружка были, в сущности, те же, что и у декабристов: ликвидация самодержавия и крепостничества, пересмотр системы повинностей.

Славянофильство как течение в русском общественном движении начинает складываться с середины 30-х гг.XIXв. Идея славянофильства вырабатывалась в беседах, в журнальной полемике. В самом общем виде идеи эти можно сформулировать как непринятие западного просвещения и необходимость возродить исконные начала русской жизни. Поворотным моментом русской истории признавалось время петровских реформ. Славянофилы видели будущее России в ее прошлом. Следовательно, и правительственные идеологи, и славянофилы признавали исключительность развития России. Об особом историческом пути писал и П.Я. Чаадаев. Однако этому факту в "Философическом письме" дается совершенно иная трактовка. Письмо было опубликовано в журнале "Телескоп" в 1836 г. Особенность нашей цивилизации П.Я. Чаадаев видит в неготовности людей воспринять давно уже ставшие избитыми у других народов истины. В отличие от богатой яркими событиями истории Запада прошлое России было наполнено мрачным и тусклым существованием. А русский народ не склонен к революциям лишь потому, что ленив и безразличен. Важнейшей причиной этого является принятое сверху христианство в его православном варианте.

В 30-х гг. XIXв. оформляется еще одно направление общественной мысли. Его сторонники получили наименованиезападников . Идеология западников сложилась в борьбе с теорией "официальной народности" и в спорах со славянофилами.

В подготовке и проведении реформ 60–70-х гг. XIXв. участвовали представители всех направлений общественного движения России. Однако немало видных деятелей прошлого были удовлетворены достигнутыми результатами и перешли в ряды защитников существующего режима. Так, М.Н. Катков к концу 70-х гг.XIXв. становится одним из апологетов правительственной реакции.

Другая часть активно участвовала в реализации реформ на местах. Работа в земских органах самоуправления, исполнение обязанностей мировых посредников и мировых судей позволили общественным деятелям лучше узнать потребности страны. Необходимо было углублять преобразования. Но в правительстве большинство держалось прямо противоположного мнения. Для сторонников реформ оставался, в сущности, единственный легальный путь борьбы – служба по выборам в земских органах. Земства становятся организационной базой либерального движения.

Довольно широкое распространение в обществе получают и радикальные настроения. По убеждению представителей этого направления общественного движения, Крестьянская реформа не дала ни земли, ни воли крестьянину. Лозунг "земля и воля" стал программным для движения 60–70-х гг.XIXв.

    Молодежное движение в России конец ХIХ - начало ХХ века

«Народная воля»(1879-82) наиболее значительная революционная народническая организация. Возникла в Петербурге в августе 1879. Программа

предусматривала уничтожение самодержавия, созыв Учредительного собрания,

введение демократических свобод, передачу земли крестьянам. В 1879 - 83 отделения в 50 городах, около 500 членов, несколько тыс. участников движения. Народовольцы вели агитацию во всех слоях общества, организовывали террористические акты. С 1881 начались массовые аресты, идейный и организационный кризис. Отдельные народовольческие кружки действовали до конца 1890-х гг. Многие принципы программы и тактики "Народной воли" получили продолжение в деятельности партии эсеров. Первомартовцы(1881-87)

«Общество переводчиков и издателей»(1882-84) революционная организация молодёжи начала 80х гг. 19 в. в Москве. Состояла в основном изстудентов Московского университета, выходцев из Сибири, которые сначала образовали т. н. «кружоксибиряков милитаристов», а с осени 1882 приступили к переводу, изданию и распространению русской изарубежной социалистической литературы. Активные его деятели: В. Т. Распопин, П. А. Аргунов , И. Ю.Ворожейкин, В 1883-84 общество выпустило произведения К. Маркса и Ф. Энгельса («Манифест Коммунистической партии»,«Наёмный труд и капитал» и др.); сборник «Социалистическоезнание», а также работы В. Либкнехта, Г. В. Плеханова, П. Л. Лаврова, Л. Блана, Е. Дюринга, Ф.Лассаля, листовки для рабочих. Литература печаталась в литографии Н. А. Янковской. Изданияраспространялись в Петербурге, Киеве, Харькове, Одессе, Шуе, Ростове-на-Дону, Перми, Оренбурге и др.

Общество организовало кружки саморазвития среди студенческой и военной молодёжи (в Техническомучилище, Александровском военном училище, на Высших женских курсах и др.); установило связи с группой«Освобождение труда», с польской партией «Пролетариат », сзаграничным (парижским) центром «Народной воли», с группой Д. Благоева (См. Благоева группа ). В мае1884 разгромлено полицией.

Санкт- петербургская студенческая корпорация (1883-84) в 1883 была создана «Санкт-Петербургская студенческая корпорация», которая уже в 1884 была ликвидирована полицией, так как её члены подпали под сильное влияние подпольной террористической организации «Народ и воля».

Русское сокольство Возродилось и "Русское Сокольство" - организация родственная Сокольскому движению других славянских стран. "Сокол" - любимая птица славянского эпоса - это славянская патриотическо-воспитательная организация всех возрастов. "Сокол" состоит из поместных обществ, проводящих регулярную работу по нравственному, патриотическому и физическому воспитанию соколов, соколок и соколят. Гимнастика, спорт и военная подготовка являются залогом того, что "в здоровом теле здоровый дух" у каждого юного гражданина своего Отечества. Сокольство основано в 1862 г. в Чехии др. Мирославом Тыршем, как орудие возрождения своего народа. В России работа по сокольскому методу, начинается в Москве в 1883 г. Сокольскими эти общества в России смогли называться лишь с 1907 г. По настоянию П. А. Столыпина общества "Сокол" становятся одним из средств предотвращения надвигавшейся революции, вырабатывая новый облик гражданина и патриота. Мировая война смела все эти добрые намерения. Русское Сокольство, в тесном сотрудничестве с Юго-Соколом, который играл крупную роль в жизни страны, смогло разрастись и провести огромную совместную работу. Обществам "Русский Сокол" удалось воспитать целое поколение зарубежной молодежи русскими патриотами, здоровыми телом и душой. Семена этой работы перекинулись и в современную Россию, где Сокольство возродилось в нескольких точках. Роль внепартийного сокольского воспитания в современном развращенном мире требует пристального рассмотрения и, надо полагать, поддержки - особенно в славянских странах. Подробнее обо всем этом будет рассказано в докладе.

Народное право российская нелегальная революционно-демократическая организация народнического толка (1893 - 1894 гг.). Членами организации состояли представители разночинной демократической интеллигенции, их деятельность была направлена на пропаганду также среди интеллигенции Возникновение партии было связано с драматичными поисками бывшими революционерами-народниками новых путей борьбы с самодержавием в условиях кризиса народнического движения после разгрома партии«Народная воля» в 1884 году. В начале 1890-х годов значительная часть бывших народовольцев возвратилась из ссылок. С 1889 года народник М. А. Натансон, поселившийся в Саратове, предпринимал попытки объединения раздробленных народнических кружков в единую партию. С 1892 года к его усилиям присоединился бывший народоволец Н. С. Тютчев, поселившийся в Нижнем Новгороде. В это же время в Нижнем находятся народник Н. Ф. Анненский и писатель В. Г. Короленко, отбывавшие ссылку за свою политическую неблагонадёжность. В мае 1892 года по рекомендации В. Г. Короленко в новую партию был привлечён А. И. Богданович. В создании и деятельности партии так или иначе приняли участие выдающиеся деятели народнического и народовольческого движения.Конечная цель - установление социалистического строя. На этой платформе народоправцы стремились объединиться для достижения своих задач со всеми российскими демократическими силами от революционеров до либералов. В программу партии входили следующие ближайшие цели: представительное правление на основе всеобщего голосования, свобода печати, сходок, вероисповедания, неприкосновенность личности, политическое самоопределение для всех народов России.

Метод партийной борьбы - революционная пропаганда через нелегальные интеллигентские кружки в легальных просветительских учреждениях, в земствах, в учебных заведениях, рабочих клубах и т. д. Партия имела свою типографию в Смоленске, где в 1894 годубыл выпущен партийный «Манифест» и брошюра «Насущный вопрос». Позднее, после разгрома партии, автор брошюры А. И. Богданович переиздал её в1895 годувЛондоне. Народоправцы планировали обсудить вопросы партийной стратегии и тактики, экономическую программу в собственном партийном нелегальном журнале, но задачу выпускать свой регулярный печатный орган партийцы осуществить не успели - летом 1894 года вместе с разгромом партии была уничтожена и смоленская типография.

Союз освобождения нелегальное политическое движение, объединившее «освобожденческие» кружки поначалу в 22 городах России. Ядро организации сформировалось из сторонников журнала«Освобождение».На учредительном съезде в1903году вШаффхаузене(Швейцария) 2-4 августа (нов. ст.) приняли участие:Н. А. Бердяев,С. Н. Булгаков,В. И. Вернадский,В. В. Водовозов,И. М. Гревс,Пётр Д. Долгоруков, Д. Е. Жуковский,Б. А. Кистяковский,С. А. Котляревский,Е. Д. Кускова,Н. Н. Львов,П. И. Новгородцев,И. И. Петрункевич,С. Н. Прокопович,Ф. И. Родичев,П. Б. Струве,С. Л. Франк,Д. И. Шаховской. Там решался вопрос о создании партии или движения. Победила точка зрения Струве: должен быть создан широкий фронт для борьбы легальными средствами за достижение политической свободы. Однако понадобилось провести ещё одно совещание в Харькове в сентябре того же года.

Первый съезд прошел в Петербурге на частных квартирах 3-5 января 1904 г. Программа партии подразумевала создание конституционной монархии,избирательные права,право народностей на самоопределение, принудительное отчуждение частновладельческих земель, ратовали за проведение нелегальных земских съездов. Тактика движения состояла в осаде самодержавия с помощью публичных массовых кампаний. В конце того же месяца началасьвойна с Японией. Исходя из патриотических побуждений, Союз не начал ни одной антисамодержавной кампании. Почти вся его деятельность ограничивалась распространением журнала «Освобождение». В конце октября с 20 по 22 в Петербурге на частных квартирах собрался второй съезд Союза. Было решено выйти из подполья и заявить о своём существовании в собственной печати, а самое главное, состоялись решения:

    способствовать на предстоящем Земском съезде принятию конституционных резолюций;

    20 ноября в юбилей судебной реформы организовать кампанию банкетов с требованиями введения свобод, народного представительства и конституции;

    начать формирование профсоюзов с целью объединения их в ассоциацию для достижения вышеозначенных требований.

После цусимского разгрома царь принял депутацию от делегатов очередного Земского съезда и присоединившихся к ним представителей Петербургской городской думы. Это событие явилось беспрецедентным: впервые в истории российский монарх принял делегацию либералов.

    Молодежное движение в России в 1908–1916 годах XX века.


Последние полвека своего существования царской власти приходилось противостоять натиску радикальных революционеров, избравших своей стратегией террор. Терроризм охватывал страну волнами, каждый раз оставлявшими после себя загубленные жизни и надежды. Какие методы применяли революционеры, против чего они боролись, и как всё закончилось - в нашем материале.


От «Молодой России» до покушения на императора

В 1862 году двадцатилетний заключенный Тверской полицейской части Петр Заичневский написал прокламацию «Молодая Россия», быстро разошедшуюся по всем крупным городам империи. В прокламации, выпущенной от имени несуществующего Центрального Революционного Комитета, лекарством для излечения недугов общества объявлялся революционный террор, а главной целью террористов - Зимний дворец.

Автор вдохновлялся в основном идеями французского социалиста-утописта Л. О. Бланки, но отчасти и Герцена, чьи труды распространял организованный Заичневским в Москве студенческий кружок. Однако Герцен отозвался о молодых сторонниках террора с отеческой снисходительностью: «Крови от них ни капли не пролилось, а если и прольется, то это будет их кровь - юношей-фанатиков». Время показало, что он ошибался.

Популярность радикальных взглядов стала очевидной, когда было совершено первое из многочисленных покушений на Александра II. 4 апреля 1866 года член тайного общества «Организация» Дмитрий Каракозов выстрелил в императора, направлявшегося после прогулки в Летнем саду к своей карете. Изумленный Александр спросил террориста, одетого, как крестьянин, почему тот хотел убить его. Каракозов ответил: «Ты обманул народ: обещал ему землю, да не дал».


К повешению приговорили и Каракозова, и лидера «Организации» Николая Ишутина. Но последнему объявили о помиловании в момент, когда на его шею уже была наброшена петля. Не в силах справиться с потрясением, он сошел с ума.

Процесс нечаевцев

В ноябре 1869 года произошло событие, подсказавшее Достоевскому идею романа «Бесы». Московский студент Иван Иванов был убит своими же товарищами - членами кружка «Общество народной расправы». Его обманом заманили в грот на берегу пруда в парке Петровской сельскохозяйственной академии, избили до бесчувствия и застрелили. Тело, спущенное под лед, было найдено спустя несколько дней.


Судебный процесс затронул почти девяносто человек и широко освещался в газетах. Был обнародован документ, получивший название «Катехизис революционера». В нем говорилось, что революционер - «человек обреченный», отказавшийся от собственных интересов, чувств и даже имени. Его отношения с миром подчинены единой цели. Он должен не задумываясь принести соратника в жертву, если это нужно для грядущего «полнейшего освобождения и счастья» народа.

Сергей Нечаев, лидер «Народной расправы», автор (или один из авторов) «Катехизиса» и организатор убийства Иванова, действительно не задумываясь приносил товарищей в жертву, но чистота его намерений более чем сомнительна.

Он был умелым мистификатором и манипулятором. Он распространял о себе легенды - например, о своем героическом побеге из Петропавловской крепости. Отправившись в Швейцарию, Нечаев ввел в заблуждение Бакунина и Огарева и получил 10 000 франков на нужды вымышленного революционного комитета. Он оболгал студента Иванова, обвинив в предательстве, тогда как вся вина молодого человека состояла в том, что он осмелился спорить с Нечаевым. А это, по мнению лидера, могло подорвать его авторитет в глазах остальных.

После начала арестов Нечаев сбежал, бросив товарищей на произвол судьбы, за границу - снова в Швейцарию. Но был выдан швейцарскими властями российским в 1872 году.

Процесс нечаевцев произвел сильное впечатление не только на Достоевского. Вскрывшиеся факты на несколько лет отвратили большинство оппозиционно настроенной интеллигенции от мыслей о пользе террора.

Суд над Верой Засулич

Новую веху развития революционного терроризма в России историки отсчитывают от покушения на санкт-петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова в начале зимы 1878 года. Пришедшая к чиновнику на прием 28-летняя революционерка-народница Вера Засулич тяжело ранила его двумя выстрелами в живот.


Поводом для покушения стала вздорная выходка Трепова, имевшего репутацию взяточника и самодура. В обход запрета телесных наказаний он распорядился высечь розгами заключенного, который не снял перед ним шапку.

Засулич спасли от каторги два блестящих юриста: председатель окружного суда А. Ф. Кони и адвокат П. А. Акимов. Им удалось подать дело так, что присяжные, по сути, рассматривали уже не уголовное преступление, а нравственное противостояние жестокого градоначальника, олицетворявшего все замшелое и косное, что было в правительственной системе, и молодой женщины, движимой исключительно альтруизмом.


Кони лично наставлял Веру Засулич - по воспоминаниям современников, мягкую, стеснительную, рассеянную до неряшливости, - как произвести наилучшее впечатление на суде. Он принес поношенный плащ («мантильку»), который должен был помочь подсудимой показаться безобидной и заслуживающей жалости, и уговаривал ее не грызть ногти, чтобы не оттолкнуть присяжных.


Присяжные оправдали Засулич. Это вызвало восторг либеральной общественности в России и на Западе и возмущение императора и министра юстиции К. И. Палена. Но главным следствием дела Засулич стало то, что ее пример вдохновил других и привел к волне терактов в 1878–1879 годах. В частности, 2 апреля 1878 года член революционного общества «Земля и воля» Александр Соловьев пять раз выстрелил (все пять раз промахнувшись) в Александра II близ Зимнего дворца.

Сама же Вера Засулич вскоре стала убежденной противницей террористических методов.

«Народная воля». Охота на царя

Летом 1879 года «Земля и воля» раскололось на «Черный передел», исповедовавший мирные «народнические» способы борьбы, и террористическую «Народную волю». Члены последней в 1881-м положили конец ожесточенной охоте на «царя-освободителя» Александра II, которая велась пятнадцать лет, со времен Каракозова.

Одной лишь осенью 1879 года народовольцы трижды неудачно пытались подорвать царский поезд. Следующую попытку цареубийства они предприняли 5 февраля 1880-го. На этот вечер в Зимнем дворце был намечен торжественный ужин. Степан Халтурин, устроившийся на работу во дворец столяром, заранее заложил динамит в подвалы. Интересно, что ему выпала возможность убить императора еще до намеченной даты. Халтурин и Александр II случайно остались наедине в царском кабинете - но император так любезно разговаривал со «столяром», что у того не поднялась рука.

5 февраля Александра и всю его семью также спасла случайность. Ужин задержался на полчаса из-за опоздания высокопоставленного гостя. Однако взрыв, прогремевший в 18.20, убил десятерых солдат. Восемьдесят человек ранило осколками.


Развязка трагедии произошла 1 марта 1881 года. Царя предупреждали о подготовке очередного покушения, но он отвечал, что, коли уж высшие силы хранили его доселе, то сохранят и впредь.

Народовольцы заминировали Малую Садовую улицу. План был многоступенчатым: на случай осечки на улице дежурили четверо бомбометателей, а если бы и их постигла неудача, собственноручно зарезать императора должен был Андрей Желябов. Цареубийцей стал второй из бомбометателей, Игнатий Гриневицкий. Взрыв смертельно ранил и террориста, и императора. Александра II, которому раздробило ноги, перенесли в Зимний, и через час он скончался.


10 марта революционеры представили его наследнику Александру III письмо-ультиматум, призывая к отказу от мести и «добровольному обращению верховной власти к народу». Но добились они прямо противоположного результата.

Казнь пятерых из первомартовцев - Желябова, Николая Кибальчича, Софьи Перовской, Николая Рысакова и Тимофея Михайлова - положила начало так называемому периоду реакции. А среди крестьян Александр II прослыл царем-мучеником, которого погубили недовольные реформами дворяне.

Покушение на Александра III

Попытки возродить «Народную волю» и ее дело предпринимались несколько раз. 1 марта 1887 года, ровно через шесть лет после гибели Александра II, члены «Террористической фракции “Народной воли”», основанной Петром Шевыревым и Александром Ульяновым, покусились на жизнь Александра III. Взрывчатку для теракта брат будущего «вождя мировой революции» купил, продав свою гимназическую золотую медаль.


Покушение было предотвращено, а его главные организаторы - вновь пять человек, включая Ульянова и Шевырева, - повешены в Шлиссельбургской крепости. Дело «Второго 1 марта» надолго положило конец революционному террору в России.

«Мы пойдем другим путем»

Фраза, якобы сказанная Владимиром Ульяновым после смерти брата, - на самом деле перефразированная строка поэмы Маяковского. Но действительности она не соответствует и по сути. Большевики, так же как эсеры и анархисты, активно участвовали в подъеме революционного терроризма в начале XX века. При всех этих партиях существовали боевые организации.

В 1901–1911 годах террористы убили и ранили, в том числе и случайно, порядка 17 000 человек. Революционеры не брезговали сотрудничеством с уголовниками в операциях, связанных с продажей оружия и контрабандой. К терактам иногда привлекались дети: так, четырехлетнюю «товарища Наташу» ее мать, большевичка Драбкина, использовала для прикрытия при перевозке гремучей ртути.


Арсенал и инструментарий террористов, с одной стороны, предельно упростился - в ход нередко шла самодельная взрывчатка из консервных жестянок и аптечных снадобий. С другой стороны, покушения стали планироваться более продуманно и тщательно. В своих воспоминаниях Борис Савинков описывал, как боевики-эсеры неделями выслеживали важных персон, работая извозчиками и уличными торговцами. Такая слежка велась, например, при подготовке покушений на министра внутренних дел В. К. фон Плеве в Петербурге и на московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича.


Последним значительным терактом в литературе часто называют убийство в 1911 году П. А. Столыпина анархистом Дмитрием Богровым, однако акции террористов продолжались вплоть до Февральской революции.

Именно с революционным террором и связан Храм Спаса на Крови. Многих удивляет, .