Двойные стандарты ведомства михаила мишустина. Мишустин михаил владимирович Мишустин налоговая служба

Наше издание часто пишет о Михаиле Мишустине – всё-таки федеральная налоговая служба одно из ключевых ведомств в системе гос.управления любого государства. Недавно телеграм-канал «Устинов троллит » опубликовал информацию о том, что якобы по словам злых языков руководство ФНС оплачивает стоп-листы ряду изданий (подробности в канале) – так о чём же именно хотят замолчать в ФНС? Текст получился большой, объёмный, и, самое главное, вдумчивый и рекомендован к внимательному прочтению всем неравнодушным лицам так или иначе связанным с налоговыми органами в России…

О чём не говорят вслух в ФНС

Налоговая служба России – это почти 150 тысяч сотрудников и около 1000 подразделений, расположенные в каждом регионе России. Последние 8 лет ФНС постоянно на слуху: электронная регистрация, сервисная компания, модернизация, открытые сведения, АСК НДС, блокчейн, биг дата, современные программные средства, онлайн кассы, дата-центр в Дубне, облачный «кулак». Если кратко – победы, радость налогоплательщиков, несмолкаемые аплодисменты…

Чем же живут налоговики в регионах, что ждут, о чем мечтают?

Последним их ожиданиям не суждено было сбыться. Мишустин на повышение не ушел. Дело в том, что, начиная с 2016 года руководитель ФНС сидел на чемоданах и ждал «вице-премьерства». Как высказывали мнение ряд источников, Мишустин планировал подсидеть» финансового вице-премьера. Якобы такие слухи распространяло его окружение, у руководителя ФНС появилась уверенность в завтрашнем дне… Его ближайшее окружение было уверено, к лету 2018 года повышение точно случится.

Действительно, живой, эмоциональный (иногда до возбуждения) руководитель, умеющий выступать перед широкой аудиторией, прекрасный пиарщик должен иметь карьерный рост…

Но есть и другой Мишустин (для внутреннего пользования). Его ухода желают из-за отсутствия профессиональных знаний, маскируемого хорошей краткосрочной памятью, из-за неумения работать с кадрами, подобострастным отношением к руководству, хамством и матом в отношении равных себе и подчиненных.

Налоговая служба рассматривается им как место «кормления себя и своих дворовых», как трамплин для будущих карьерных высот. Сотрудники налоговых органов – это инструмент для достижения личных целей. Постоянно требуя от ближайшего окружения новых идей, которые могут понравиться первым лицам страны, Мишустину безразлично как это будет исполняться «на земле». Надо быть сервисной компанией – налоговый инспектор будет работать в субботу; надо протолкнуть онлайн кассы за 50 тысяч рублей – инспекции должны пропагандировать их в местных СМИ и не допускать негатива в адрес ФНС.

Любые публичные выступления Мишустина сопровождаются длительными репетициями не хуже подготовки к Параду Победы, что тоже не вызывает восторга у сотрудников ФНС. Ожидая приема у руководства страны он направляет сотни смс подчиненным, восполняя как отсутствующие знания, так и нежелание погружаться в профессиональную тематику (одни и те же вопросы задаются с разницей в несколько дней).

Конечно, можно возразить – что такого уж необычного в Мишустине?! Сейчас большинство руководителей ведомств такие. Главное, чтобы не мешал работать, платил нормальную зарплату. Москва далеко и высоко, трудись помаленьку…

Но как раз работать сотрудникам налоговых органов не дают.

Информацизация, модернизация и другие умные слова в ФНС

а) Придя в ФНС Мишустин по заведенной им традиции закупил «железо» для территориальных налоговых органов. Но договор на обслуживание этого «железа» был заключен с одной московской компанией. Если в любой инспекции (как в далёком сибирском городке, так и в самой Москве) ломался компьютер, починить его могла только эта компания.

На практике – инспекции (в том числе и столичные) находили местного специалиста для ремонта, оплачивая его услуги «криво». А выбранная ФНС компания только присылала на подпись акты о проведенных работах по техническому обслуживанию, которые само собой не проводились. Вопрос «Куда же ушли деньги?» региональные налоговики не задают. Себе дороже…

Стоит напомнить, что интерес к «кормлению на Айти» у Мишустина появился еще в те времена, когда в гос.службу его лоббировал его .

АИС Налог — 2 и 3

На модернизацию программных средств налоговых органов потрачены миллиарды бюджетных средств. Эти информационных системы должны были совершить прорыв в контрольной работе фискалов. Однако, поступления по проверкам нисколько не увеличились по сравнению с 2008-2009 годами, когда в ФНС под руководством Мокрецова курировала контрольный блок Т. Шевцова.

Внедрение АИС Налог-3 для юридических лиц до сих пор не завершено, Мишустин отложил его до лета 2018 года, в надежде, что этот «долгострой» будет доделывать его преемник. Отчитываясь перед Путиным Мишустин откровенно вводил первое лицо в заблуждение…

Для региональных налоговиков перенос срока только в радость. Вся страна испытала на себе ужас ввода в эксплуатацию АИС Налог-3 для физических лиц – бесконечные ошибки в начислениях имущественных налогов. Третий год налоговые инспекции расхлебывают вал жалоб на неправильно исчисленный налог (за давно проданный или никогда не приобретавшийся автомобиль, земельный участок, квартиру). Сколько сил, нервов и средств потратили миллионы россиян, чтобы доказать истину. Всё это лишний раз бьет по авторитету российской власти.

И если 5 лет назад можно было ссылаться на ошибки в базах данных других ведомств (к чему Мишустин активно прибегал и «топил» своих коллег чиновников), то сегодня ошибки выявляются внутри налоговой биг дата. Это последствия сырой и недоработанной АИС Налог-3.

Автоматизированная система контроля НДС (АСК НДС)

Администрирование налога на добавленную стоимость – «ахиллесова пята» налоговых органов. Возмещение НДС из бюджета или принятие его к зачету – наиболее коррупционноемкая процедура среди налоговиков. Решить проблему с НДС пытались многие руководители, начиная с Г. Букаева. По большей части, безуспешно. Однако, Мишустин пошел дальше всех. Он не только крайне формально отнесся к решению данной проблемы, но и смог освоить на этом миллиардный бюджет. Но обо всем по порядку.

В рамках программы совершенствования налогового администрирования было принято решение о разработке программного комплекса АСК НДС и выделены значительные денежные средства. Результатом применения АСК НДС должен был стать значительный рост поступлений налога на добавленную стоимость.

Однако, АСК НДС – это не самостоятельная информационная система, это только лишь поисковая система в базе данных налоговых органов, позволяющая формировать списки компаний, у которых имеются расхождения по сравнению с счет-фактурами их контрагентов (так называемые «разрывы»). Далее каждая налоговая инспекция должна отработать свои «разрывы» — вызвать директора каждой компании, проверить находится ли организация по месту своего нахождения и, в конце концов, убедить подать уточненную декларацию по НДС (без зачета или возврата). Также требуется найти бенефициара каждой мошеннической схемы по НДС (крупный завод, фабрику, комбинат и т.д.) и доначислить ему неуплаченный налог.

Учитывая отсутствие правовой базы (данные АСК НДС не являются доказательством), судебные перспективы по таким доначислениям в 90% случаев будут неблагоприятными для налоговых органов. Это тяжелый, кропотливый и, к сожалению, бесполезный труд. Поскольку значительное количество «разрывов», а также отрицательная судебная практика влияют на рейтинг каждого налогового органа, а следовательно, и на оплату труда, налоговики стараются под надуманным предлогам отказывать в приеме деклараций НДС по проблемным компаниям.

Тем самым, опять создается «узкое горлышко», которое позволяет мошенникам воровать бюджетные средства, а нечистым на руку налоговикам получать незаконное вознаграждение только лишь за прием декларации НДС.

Результат АСК НДС печален – на разработку якобы программного средства потрачены огромные бюджетные средства, а эффективность администрирования НДС стала еще хуже. Вот она – работа Михаила Мишустина на результат!

Кадровая работа Михаила Мишустина

Мишустин, действительно, не умеет работать с кадрами (есть прошлый негативный опыт). В 2010 году он пришел в ФНС с «футбольной» командой близких и лично ему преданных людей, собранных из Министерства по налогам и сборам и Федеральной службы кадастра недвижимости. Выстраивать отношения с подчиненными без личной преданности он не умеет. Но надо как-то работать. И здесь возникает фигура Игоря Шевченко – главного кадровика ФНС (бывшего прокурора), входящего в ближайший круг Мишустина, его доверенное лицо. Для налоговиков наступает другая жизнь…

Контракт на полгода и на 1 год

С момента образования в 2004 году Федеральной налоговой службы контракты с руководителями региональных управлений заключались на срок до 3 лет. Все остальные сотрудники региональных управлений и инспекций работали на бессрочных контрактах. С приходом Мишустина с помощью Шевченко стали предусмотрены только контракты сроком на 1 год для всего руководящего состава региональных управлений и инспекций (исключение — М. Третьякова из Москвы, Е. Макарова из Подмосковья и некоторые другие близкие и «надежные» люди). Об этих людях читатели телеграм-канала «Устинов троллит» прекрасно знают все подробности… в том числе и об их «схемах» на НДС…

Можно представить сколько ненужной бумажной волокиты появилось у региональных кадровиков. Годичный контракт позволяет Шевченко без объяснения причин, без дисциплинарных взысканий, по своей личной прихоти или корыстной заинтересованности уволить любого из руководителей управлений, их замов, начальников инспекций в связи с истечением срока контракта.

Можно предположить, что это Минфин установил для ФНС годичные сроки контрактов. Но Минфин – крайне консервативное ведомство, и в нём и в Федеральном казначействе контракты с руководящим составом либо бессрочные либо 5-летние. Минфин старается дистанцироваться от кадровой работы ФНС, тем более что Антон Силуанов явно пасует под напором Мишустина. В ФНС даже удивляются тому, что сам Мишустин часто подмечает, что это скорее «Силуанов на подхвате» а не его формальный подчинённый Мишустин.

В последнее время появилась усовершенствованная версия: контракт на 3 месяца или на полгода. Возникает вопрос: если есть сомнения в какой-то кандидатуре, зачем назначать на должность?

Внедрение суперсрочных служебных контрактов можно объяснить борьбой с коррупцией. Но исторический опыт показывает, что отсутствие стабильности государственной службы, наоборот, влечет взрывной рост коррупции. Неуверенный в завтрашнем дне человек воспринимает должность исключительно как место для зарабатывания денег, при этом не гнушаясь противозаконным доходом.

Между тем, только в 2018 году годичные контракты не уберегли от совершения противозаконных действий руководителей Управлений по Курганской, Нижегородской и Тюменской областям. Об этих историях мы в подробностях писали.

Всего с момента прихода Мишустина в ФНС были возбуждены уголовные дела в отношении 9 из 85 руководителей региональных управлений, противоправная деятельность которых была пресечена ФСБ России. Внутренний контроль службы безопасности ФНС, курируемый Шевченко, не сработал. Видимо, не для этой цели вводились срочные контракты…

Близкие люди Михаила Мишустина

Вот что пишет об окружении Михаила Мишустина телеграм-канал «Устинов троллит» :

— из Федеральной службы кадастра недвижимости – В. Морозов из Рязанской области (кум С. Бондарчук – зама Мишустина); М. Третьякова из Москвы, как нуждающаяся получила субсидию на жильё (от покровителя А. Сердюкова перебежала к перспективному Мишустину, присматривается к С. Собянину); М. Вахитов из Башкирии, В. Суханов из Тулы (долго ждал своего часа, но Шевченко обещание сдержал);

— устроены благодаря связям и возможности отблагодарить Шевченко (или его правую руку Сахарука) – А. Гнедых из Карелии (выгнали с должности главы администрации Старого Оскола, давно занимается бизнесом, оформленным на подставных лиц); Д. Бураков — руководитель — долгожитель из Красноярска (должны были убрать еще в 2009 года за незадекларированную зарубежную недвижимость); Е. Макарова из Подмосковья (привезла с собой команду замов из Липецка, по поручению Шевченко назначает на должности контрольных отделов Управления, начальников инспекций и их замов выходцев из Кавказа, отличающихся повышенной договороспособностью и желанием помочь друзьям и родственникам); Л. Аршинцева из Кемерово (подруга С. Андрющенко – зама Мишустина); В. Репин из Омска (никогда не работал в налоговых органах, пришел в должности директора радиозавода); И. Понкратов из Белгорода, Воронежа (якобы «запойный, имеет оформленные на подставных лиц банковские счета и недвижимость за границей, которые часто посещает»); К. Зайцев из Иркутска (без опыта работа в налоговых органах, пришел из Государственной Думы); В. Шелепов из Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону (крупный латифундист, его отец — известный в Ростовской области арбитражный управляющий, большая личная поддержка Мишустина и Шевченко, 5 лет был и.о. в Ростове-на-Дону, но не было согласия на должность губернатора Ростовской области. В 2015 году назначен на Нижегородскую области, разогнал всех местных замов, оставил одного зама — своего человека из Ростова. Мог стать замом Мишустина по банкротству или начальником управления банкротства ФНС. Арестован в марте 2018 года); В. Колесников из Орла (получил субсидию на жилье, фиктивно продав имеющуюся недвижимость, хвастается связями с силовиками, служившими в Орловской области – Колокольцев из МВД, Ядыкин из ФСБ. Устроен замом в Воронеж, имеет амбиции первого лица); В. Вороненков из Ставрополя (череда скандалов от убийства начальника инспекции до незаконного возмещения НДС, в командировки возил любовницу – тихо убрали в 2016 г. и перевели на должность замначальника инспекции в Московской области).

Близкие отношения у Шевченко сложились с руководителями Управлений из Северо-Кавказского округа, в том числе с недавно ушедшим в отставку У. Джабраиловым из Дагестана, где сейчас идет активная зачистка.

Молодая поросль Мишустина

Новые лица – это молодые амбициозные руководители Управлений — назначенцы Шевченко. Их стремительный карьерный рост сопровождается скандалами, зато они умеют достойно отблагодарить старших товарищей. Для 90% населения России сумма, озвученная для назначения на руководящую должность в налоговых органах (от 2 до 8 млн. евро) является космической. Но такова жизнь…

Итак, новые лица: М. Гаджиев из Астрахани (возглавлял отдел по контрольной работе в Управлении по г. Москве, хотел занять место М. Третьяковой, пока отправлен руководить управлением на малую родину); В. Рыжук из Кургана (был замом руководителя в Тюмени, стал руководителем в 31 год, уволил 70% руководящего состава налоговых органов Курганской области, в рабочее время ездил на служебном авто домой в Тюмень. Арестован в феврале 2016 года); А. Шаурин из Владимира (был начальником ИФНС № 36 по г. Москве, привез из Москвы замом девушку Е. Никулину (1987 г.р.), также отличающуюся стремительным карьерным ростом. Считает Владимирскую область стартом для последующего роста до руководителя по г. Москве); С. Гусев (был начальником ИФНС № 51 по г. Москве, привез из Москвы своего зама А. Мирзоева. Зачищает коллектив, использует труд сотрудников Управления для домашней работы в своей квартире. Публично заявляет, что Липецкая область – это временный этап большой карьеры).

Кадровая чехарда федеральной налоговой службы

У Мишустина-Шевченко отсутствует системная кадровая работа. Резерв кадров ФНС – это профанация, которая не имеет никакого отношения к реальным назначениям. Шевченко отказался от утверждения порядка ротации налоговиков, ссылаясь на отсутствие средств. Однако, регулярно за месяц до окончания контракта может предложить руководителю управления просто переехать поработать в другой регион сроком на 1 год (с возможным продлением). Естественно, без предусмотренных федеральным законом выплат.

Ротация по-Шевченко – это ситуация, при которой можно отказаться и остаться без работы, а можно согласиться, ведь будущий коррупционный доход, к которому фактически принуждают, с лихвой окупит затраты на переезд.

Наиболее часто ротируемые руководители региональных управлений: Д. Фотинов (Волгоград – Нижний Новгород – Ростов-на-Дону); Д. Яковицкий (Москва – Тверь – Ярославль); А. Гнедых (Сочи – Коми – Карелия — Ленинградская область – Карелия после неудачного опыта муниципального управления в Белгородской области); А. Легостаев(Алтайский край – Владимир – Новосибирск); Ю. Куриленко (Красноярск – Бурятия – Алтайский край).

Отсутствие какой-либо кадровой политики приводит к тому, что длительное время (более 1 года) не были назначены руководители управлений во Владимире и в Оренбурге. Комичная ситуация сложилась в Марий Эл – за 1 год там поменялось 4 и.о. руководителя. В итоге – назначили на должность руководителя управления начальника инспекции из соседнего Татарстана.

Слабые и непродуманные назначения на такие серьезные должности приводят к тому, что в регионах руководитель работает не более 2 лет, а потом уходит на улицу: С. Бабаеваиз Тамбова, С. Чарушина из Кирова, Б. Хижняков из Липецка.

Полный провал – именно так можно охарактеризовать организацию Шевченко кадровой работы ФНС России. Безысходность, отсутствие мотивации и справедливых кадровых лифтов не способствуют укреплению системы налоговых органов. И показушническим кадровым конкурсом ФНС «Сделай карьеру сам» ситуацию уже не исправить.

Заработная плата налоговиков в регионах.

Третья причина недовольства Мишустиным – это низкая зарплата. Оплата труда сотрудников ФНС состоит из оклада (4-5 тыс. рублей у начальников инспекций), надбавок (стаж, чин, выслуга лет) и системы материального стимулирования (СМС – квартальная премия).

Впервые СМС была выплачена налоговикам при А. Сердюкове, именно он смог выбить и обосновать дополнительное финансирование.

Сейчас средний годовой доход начальника инспекции в регионе около 700 тыс. рублей, включая СМС.

Размер СМС для каждого региона свой и определяется по результатам работы за каждый квартал в соответствии с рейтингами оценки, в которых начисляются баллы. Однако, здоровое соперничество между региональными управлениями превратилось в поощрение особенно близких регионов из-за внедрения аналитического балла. Стабильно первые места в рейтинге у Москвы и Московской области, Башкирии и Татарстана, поэтому и зарплата в регионах может отличаться в разы. СМС у М. Третьяковой составляет не менее 1 млн.рублей в квартал. Среди регионов за место в рейтинге разворачивается настоящая борьба. В ход идет всё – завышение показателей работы, подкуп начальников управлений центрального аппарата ФНС, которые имеют возможность добавить аналитический балл, и конечно, обращение к Шевченко.

К сожалению, регионы не понимают, что львиную долю СМС забирают даже не «богатые» регионы, а центральный аппарат ФНС (ЦА). При М. Мокрецове ЦА ФНС был сокращен до 9 управлений, а зарплаты оставшимся сотрудникам были подняты. За 8 лет руководства Мишустиным ЦА разросся до 21 управления. Соответственно, увеличилась численность центрального аппарата, увеличился фонд оплаты труда и «кусок пирога» от СМС. Поэтому-то и регионы, всегда получавшие в 3-4 раза меньше сотрудников центрального аппарата, стали еще беднее. Парадокс, но сейчас на 1 отдел инспекции приходится 3-4 управления ЦА, прямо как у Салтыкова-Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил».

Вот чем живут региональные налоговики, подавляющее большинство которых честно и добросовестно выполняют свою работу.

Они еще надеются на лучшее… Уберите Мишустина…

Биография :

В 1989 году окончил Московский станкоинструментальный институт, затем в 1992 году при этом же институте окончил аспирантуру.

После окончания аспирантуры Мишустин начал работать директором тестовой лаборатории, а позднее возглавил правление Международного компьютерного клуба (МКК) — общественной некоммерческой организации. МКК привлек в свои ряды крупные иностранные фирмы и стал организатором Международного компьютерного форума — одной из крупнейших компьютерных выставок в России.

В 1998 году М. В. Мишустин поступил на государственную службу в должности помощника по информационным системам учета и контроля за поступлением налоговых платежей руководителя Государственной налоговой службы России. Затем работал в ранге заместителя министра Российской Федерации по налогам и сборам, руководителем Федерального агентства кадастра и недвижимости (Роснедвижимость, с марта 2004 г.) в составе Министерства экономического развития России, руководителем Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ, с декабря 2006 г.).

В 2003 году Михаил Мишустин защитил диссертацию на степень кандидата экономических наук по теме «Механизм государственного налогового администрирования в России», а в 2010 году — диссертацию на степень доктора экономических наук по теме «Стратегия формирования имущественного налогообложения в России». Является автором трёх монографий по теме налогового администрирования. Им было опубликовано более 40 научных статей.

В 2008 году Михаил Мишустин стал инициатором открытия при Государственном университете Высшая школа экономики Института экономики недвижимости, который действует не только в области дополнительного образования, но и является исследовательским центром. Сам Мишустин стал научным руководителем этого института.

В 2008 году он ушел по собственному желанию с государственной службы и вновь занялся бизнесом — на этот раз в области инвестиций. Мишустин 2 года работал в должности президента UFG Capital Partners и управляющего партнера группы UFG Asset Management.

В феврале 2009 года Мишустин вошел в кадровый резерв президента России и в апреле 2010 года был назначен руководителем Федеральной налоговой службы.

В 2013 году Михаил Мишустин назначен научным руководителем Факультета налогов и налогообложения Финансового университета при Правительстве РФ (Решением Ученого совета Финансового университета от 15.10.2013.

Под редакцией Михаила Мишустина к 25-летию создания налоговых органов Российской Федерации издан учебник Налоги и налоговое администрирование. Под ред. Мишустина М.В., М.: Просвещение, 2015 г. - 912 с.

Семья и хобби:

Мишустин женат и имеет трёх сыновей. Увлекается спортом, активно играет в хоккей, вошёл в состав наблюдательного совета ХК ЦСКА.

Согласно декларации о доходах за 2009 год сам Мишустин заработал 78,6 миллиона рублей, а его жена имела доход 17 миллионов рублей.

Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (16 июля 2015 года) — за достигнутые трудовые успехи, активную общественную деятельность и многолетнюю добросовестную работу.

Орден Почёта (29 декабря 2012 года) — за достигнутые трудовые успехи и многолетнюю добросовестную работу.

Почётная грамота Президента Российской Федерации (15 ноября 2013 года) — за достигнутые трудовые успехи, многолетнюю добросовестную работу и активную общественную деятельность.

Досье:

Михаил Мишустин стал скандально известен тем, что организовал получение в 2002 году двух кредитов Всемирного банка на покупку компьютерной техники на 100 и 160 миллионов долларов США и сумел успешно их освоить. В это же время он построил себе роскошный дом на Рублево-Успенском шоссе с большим спортивным комплексом.

The Moscow Post , 08.11.2010 г.

Не прошло и двух лет, как в недрах МНС с подачи того же неугомонного Мишустина родился новый инвестиционный проект, который назвали просто и со вкусом: «Модернизация налоговой службы-2». На эти цели у Всемирного банка под гарантии правительства в 2002 году было взято еще 160 миллионов долларов. И что же в итоге? Да практически ничего: как стояли длинные очереди граждан с кипами бумаг в окошечки налоговых инспекций, так до сих пор и стоят. Нет, конечно, только незрячий не заметит, как преобразились в наши дни здания налоговых органов: кое-где это теперь настоящие дворцы из стекла и мрамора. А налоговые начальники сплошь разъезжают на автомобилях самого современного модельного ряда. В общем, Всемирный банк может спать спокойно: заплатил - и порядок!

Но оказалось, что Всемирному банку нет покоя от заемщика Мишустина и поныне. Казалось бы, правительство взяло курс на досрочное погашение внешнего долга России иностранным финансовым организациям. В самом деле - чего копить долги, когда есть возможность гасить обрастающие процентами кредиты? Но новый глава Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, по-видимому, рассудил иначе. И вот уже минувшим летом состоялась договоренность о выделении все тем же Всемирным банком кредита в 100 миллионов долларов на создание единого кадастра объектов недвижимости. Причем, согласно планам главы Роснедвижимости Михаила Мишустина, значительная часть полученных кредитных ресурсов будет освоена в процессе аэрофотосъемки местности. Дело, к слову сказать, с трудом поддающееся учету и контролю со стороны: сколько совершится самолетовылетов, сколько бумаги и пленки будет потрачено - в том, как говорили пращуры, великая есть тайна!

Впрочем, имеется один красноречивый показатель, по которому посвященные граждане вполне смогут отследить эффективность освоения командой Мишустина очередного 100-миллионного транша. Как только новенькие особняки чиновников Роснедвижимости начнут возводиться поближе к знаменитой Барвихе - знайте, что аэрофотосъемка с составлением кадастра пошла в нужном для Мишустина направлении. Ну, а возвращать Всемирному банку долги будем, как водится, сообща, из заработанного налогоплательщиками да выкаченных из северных земель нефтегазовых богатств.

«Скандалы.Ру», 24.10.2005 г.

Как нынче кадастрируют землицу подопечные Мишустина, хорошо видно на примере работы солнечногорского отдела Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости Московской области. С прошлогоднего сентября обязанности начальника этого отдела исполняет Зягиря Азизуловна Дормидонтова. Столичный чиновник Мишустин больше года искал креатуру в этот подмосковный район под стать себе самому. И, надо признать, не ошибся: за неполных пять месяцев работы на руководящей должности районного ФАКа Дормидонтова проявила полное соответствие скрытому смыслу этой аббревиатуры.

Селяне уже не таясь говорят, что даже за оформление пустячного дела, связанного, например, с межеванием объекта землеустройства, нужно иметь в кармане пухлый конвертик. Иначе толкаться в коридоре районного отдела ФАКа придется месяц, а то и больше. Но и таким измором чиновников не возьмешь. Один из жителей района, который попытался было добиться решения вопроса об утверждении землеустроительной документации в общем порядке, не добился правды и за год хождения по инстанциям. Когда уже, казалось бы, придраться было не к чему, крючкотворы из команды Дормидонтовой отказали ходоку из-за использования бумаги нестандартного формата. Заменил бумагу - придрались к шрифту «не того размера». В общем, никому еще не удалось объехать на сивой кобыле хитроумных чиновников солнечногорского ФАКа. В особо же сложных случаях, когда попадаются шибко умные либо упертые ходоки, на помощь чиновнику Дормидонтовой приходит МУП «Кадастровое производство». Это муниципальное предприятие, возглавляемое Н.П. Козловым, занимается проверкой землеустроительного дела и выдачей заключений. Проверять могут месяц, а могут и целый год: срок строго зависит от толщины переданного конверта.

«Вслух.Ру», 06.02.2006 г.

В апреле 2009 года новым главой ФНС России был назначен Михаил Мишустин, который поставил возмещение НДС, а по-честному воровство из бюджета под видом возмещения, на поток. Ставки откатов за выплаты из бюджета возросли в ФНС до 70% и весь процесс стал централизованно управляться из центрального аппарата ФНС России. Андрей Хорев как явление был нужен Михаилу Мишустину не меньше, чем сам Михаил Мишустин был нужен Андрею Хореву, и эти двое сразу быстро сошлись. Но далеко не все устойчивые группы мошенников, исторически работавшие с Андреем Хоревым, могли сразу и быстро найти выход на окружение Михаила Мишустина. Поскольку ставка отката за возмещение была в общем-то стандартной: 50% возмещения - в ФНС (в этой же сумме 1-3% отката в Федеральное казначейство), 10% - в ДЭБ МВД и 10% в ФСБ России и УФСБ по Москве и Московской области, оплату принимал и Хорев. После этого нагрузка Максима Каганского выросла за счет средств, которые надо было учитывать и пересылать в ФНС России и УФНС по г.Москве. Сам Михаил Мишустин денег никогда официально не брал, а его долю принимали у Каганского либо его друг Александр Удодов, либо кто-то из доверенных заместителей - Сергей Аракелов, Игорь Шевченко или Светлана Андрющенко. В УФНС по г.Москве деньги пересылались заместителям руководителя Ольге Черничук или Ирине Платовой, а те уже делились, если считали нужным, с начальниками территориальных инспекций. На своем ФНСном жаргоне это называется «распределяли по номерам».

«Паритет-пресс», 06.10.2011 г.

Полку богатейших чиновников прибыло, выяснили «Ведомости», проверив доходы госслужащих, информация о которых не была опубликована к 14 мая.

По данным ФНС, доход за 2009 г. ее руководителя Михаила Мишустина, вступившего в должность в апреле, составил около 78,6 млн руб., а вместе чета Мишустиных заработала 96,5 млн руб. Дата публикации сведений на сайте службы не идентифицируется, в мае обнаружить эту информацию не удалось (пресс-служба тогда на запрос не ответила). С таким доходом Мишустин потеснил с третьей позиции вице-премьера Александра Хлопонина с 68 млн руб. дохода. Обогнали руководителя ФНС советник президента Леонид Рейман (93 млн руб.), а также министр природных ресурсов и экологии Юрий Трутнев (155,1 млн руб.).

Никакой недвижимости за супругами Мишустиными на начало этого года не числилось: квартирой площадью 142 кв. м, жилым домом (307 кв. м) и четырьмя земельными участками владели два их несовершеннолетних сына.

В ответе пресс-службы ФНС говорится, что доход Мишустина «складывается из заработной платы президента группы компаний UFG (занимал этот пост до апреля.) и дохода, полученного им от консультационной деятельности в этой же компании». Его супруга работает в одной из компаний финансового холдинга UFG. Ее доход за 2009 г. составил более 17 млн руб., в том числе около 5 млн руб. зарплаты и дохода от средств, находящихся с 2005 г. в доверительном управлении в ЗАО «ОФГ инвест» (порядка 12 млн руб.). Ее налогооблагаемый доход по доверительному управлению в 2009 г. составил около 80 000 руб., говорится в ответе ФНС.

«Ведомости», 24.06.2010 г.

Нынешний руководитель ФНС Михаил Мишустин теперь прилагает титанические усилия для того, чтобы информация, касающаяся роли его предшественников и нынешних его подчиненных в деле о хищении акций «Башнефти», не выходила за стены следовательских кабинетов. Возглавив весной 2010 года ФНС, Михаил Мишустин по идее должен был озаботиться тем, чтобы добиться возмещения нанесенного государству ущерба при приватизации предприятий Башкирского ТЭК. Но он предпочел похоронить это дело под сукном. Вместо того чтобы после ревизии 169-й, «безнравственной» статьи ГК, прибегнуть к другим нормам права, налоговики полностью прекратили какие-либо попытки привлечь к ответственности Урала Рахимова по другой, более подходящей с точки зрения ВАС, статье. Налоговики как будто испугались того, что выигранный ими в первой инстанции иск по возврату активов «Башнефти» в собственность Росимущества может быть оставлен в силе. После назначения г-на Мишустина главой ведомства они просто перестали видеть состав преступления там, где его сейчас отчетливо видят сотрудники Следственного комитета.

«Век», 05.11.2014 г.

Руководителя ФНС России Михаила Мишустина неоднократно обвиняли в создании масштабных схем воровства бюджетных средств под видом возмещения НДС. С удивительным упорством, он открещивался от своих бывших друзей и преданных ему сотрудников, замешанных в очередных схемах по возмещению налога.

Когда налогоплательщик подает в инспекцию декларацию, в соответствии с которой он просит бюджет возместить ему сумму НДС, инспекция запрашивает у него подтверждающие документы, проводит их проверку и выносит документы налогоплательщика на рассмотрение комиссии субъекта Российской Федерации, которая и принимает решение возмещать НДС или нет. Однако, если сумма возмещаемого НДС менее 3-х миллионов рублей, инспекция может принять решение сама, фактически не проводя серьезной проверки. Суммы этих возмещений не попадают в общую статистику и считаются «незначительными». Однако, если за возмещением НДС обратятся не одна, а 30 обществ, инспекция может бесконтрольно возместить уже 100 миллионов рублей, за квартал эта цифра составит 300 миллионов, а в год — превысит один миллиард. Неплохая «выручка»!

Именно так рассудил Михаил Мишустин в апреле 2011 года, убедив бывшего министра финансов России Алексея Кудрина назначить руководителем УФНС по Московской области Владимира Полежаева. А после назначения, поставил перед новым главным подмосковным налоговиком задачу так: ФНС России будет назначать новых начальников территориальных инспекций, а те должны сами организовать выдачу из бюджета ворованного НДС, разбивая его на суммы до 3-х миллионов рублей, половина которого должна аккумулироваться в УФНС по Московской области и передаваться в ФНС России. Полежаев поблагодарил Мишустина за оказанное доверие и отправился реализовывать поставленную перед ним задачу.

Пусть это звучит комично в наши дни, но благодаря бдительным сотрудникам налоговой службы, практически идеальная схема дала сбой и была раскрыта.

ИА InterRight , 21.12.2011 г.

Акция по дарованию милости народу стартовала в сентябре на съезде «Единой России», когда премьер-министр дал поручение ответственным ведомствам списать налоговую задолженность граждан. Изначально пиар-компания полностью соответствовала старой поговорке «нá тебе, Боже, что нам негоже». Три с лишним десятка миллиардов рублей задолженности вместе со штрафами и пенями скапливались годами из неоплачиваемых людьми налогов и взносов на небольшие суммы, прежде всего транспортного налога.

Так и копились якобы задолженности год за годом, но в строгом соответствии с непостижимой чиновничьей логикой никто из клерков не осмеливался задаться вопросом: что это, откуда и почему?

Но надвигался судьбоносный съезд партии. Стали искать специалисты, чем можно народ порадовать, и вспомнили про несобираемый миллиард баксов. Только плохо написали сценарий праздника, вот он и не удался. Владимир Путин не сказал просто: граждане, тут налоговики намудрили, напутали, ошиблись, я за них извиняюсь и сообщаю, что впредь вас глупыми требованиями морочить запрещаю, а псевдодолги приказываю списать. Нет, не сознался председатель в ошибке своего правительства, соответственно, и извиняться не посчитал нужным. Просто сообщил о том, что дал поручение Думе, Минфину и налоговикам списать должок, и замер в ожидании рукоплесканий…

Главный виновник ошибочки на миллиард руководитель ФНС Михаил Мишустин сразу понял намек начальника о том, что списание должно стать актом милосердия, а не покаяния. Быстро просчитал с чиновничьей смекалистостью выгодные варианты и вскоре примчался (с прессой) на доклад к Владимиру Путину о ходе подготовки к выдаче «подарков».

На этой встрече, как и положено опытному аппаратчику, Мишустин быстро «перевел стрелки» со своего ведомства на ГИБДД. Рассказал, что львиная доля всенародного долга — 18 млрд рублей — приходится на транспортный налог, «по нему большинство ошибок связано с поступлением в налоговую службу неверных данных о собственниках транспортных средств из ГИБДД». На этой же встрече прозвучали и общие цифры. Мишустин сказал, что списать предполагается налоговую задолженность 33 миллионов российских граждан на общую сумму 36 миллиардов рублей. Примечательно, что все последующее время эти цифры часто менялись местами в цитатах чиновников. Чаще стали говорить про то, что надо списать 33 миллиарда с 36 миллионов граждан.

Но это мелочь — ну подзабыли арифметику, тремя миллионами граждан больше, тремя меньше — чепуха. Кстати, тот же Мишустин вольно или невольно вообще дезавуировал пиаровский смысл акции по списанию, заявив не так давно, что существенную часть долга «составляет задолженность, которую ФНС не может взыскать, так как прошел трехлетний период с момента ее образования».

Понятно, что Мишустин ни разу не обмолвился о том, не собирается ли, скажем, его служба вернуть полученные по ошибочно начисленным налогам деньги тем, кто на всякий случай предпочел заплатить сотню или тысячу рублей в кассу ФНС, чтобы только отстали. И не делается ли подсчетов того, со скольких людей какое количество денег налоговики незаконно содрали. Впрочем, это было бы естественно только в том случае, если бы они признали свои ошибки. Но ведь известно правило: российские бюрократы не сдаются.

Газета.ru, 01.12.2011 г.

К 2006 году наш Герой уже не просто состоятельный — он неприлично богатый чиновник, один лишь дом на Рублевке которого стоил по тем ценам более 30 миллионов долларов США с полноразмерным бассейном и огромным универсальным спортзалом. А все равно всего лишь компьютерщик! И вот Мишустина назначают руководителем агентства по управлению особыми экономическими зонами. Наконец-то у него появляется возможность заработать уже не сотни миллионов долларов США, а миллиарды на этих внутренних оффшорах, разрешая беспошлинно ввозить сумасшедшие объемы контрабанды под видом товаров для переработки, которые и не снились даже печально известной тогда Домодедовской таможне. Может конечно Мишустин и будет это отрицать, но почему-то в 2006 и 2007 году Мишустина часто видят вместе с бывшим начальником Домодедовских таможенных складов Виталием Качуром. Они вместе кушают в дорогих ресторанах и летают за границу, а у Качура с компьютерами ничего общего не было. Но контрабандные деньги не появятся сразу, а основательно разработанная схема воровства бюджета под видом закупок компьютеров не может простаивать — люди разбегутся.

И вот, наш руководитель оффшорных зон, как в старые добрые времена пишет в Правительство — ну жуть как нужны 2,84 миллиарда рублей на создание компьютерной программы, чтобы всеми оффшорными зонами руководить! Честно говоря, это уже неприлично. Ну хорошо, налоговой службе нужна своя особая налоговая программа, чтобы присваивать ИНН и проверять декларации. И земельному кадастру без особого компьютерного учета никак не обойтись. Но сразу несколько опрошенных нами экспертов в области CRM-систем однозначно заявили: для руководства особыми экономическими зонами, достаточно телефона, электронной почты и программного комплекса Microsoft Office 2007 стоимостью 500 долларов США, чтобы за два дня на базе программы MS Access написать простенькую базу данных участников особой экономической зоны. Никакой автоматизированной информационной системы не требуется, потому что просто нечего там автоматизировать.

Compromat . ru , 17.05.2011 г.

Летом 2010 года руководителем ФНС России Михаилом Мишустиным была проведена грандиозная кадровая чистка руководителей ряда московских налоговых инспекций и руководящего состава управления службы по городу Москве. Нет ничего необычного в том, что новый руководитель налогового ведомства доверил ключевые посты тем, кому он может доверять, особенно, если эта замена преследовала благие и государственно угодные цели. Однако к чему в действительности это привело?

Замена команды в ФНС началась с назначения Светланы Андрющенко заместителем Михаила Мишустина — руководителем контрольного блока, Игоря Шевченко — начальником управления кадров, а Ольги Черничук — заместителем руководителя УФНС по г.Москве. Имея прямой доступ к руководителю ФНС России, минуя своего непосредственного руководителя — начальника УФНС г.Москвы Людмилы Воробьевой — Ольга Черничук подобрала на должности ключевых московский налоговых инспекций близких ей лиц.

… но в сентябре — начале октября 2010 года в несколько московских налоговых инспекций неожиданно обратилось сразу 29 подозрительных налогоплательщиков, попросивших возместить им из бюджета 10,9 миллиарда рублей. Самое удивительное, что все налогоплательщики как будто нарочно подали заявления в полностью контролируемые Ольгой Черничук инспекции №№1,2,6,7,10,25 и 28.

Право на возмещение НДС каждая из организаций обосновала комплектом документов, который был изготовлен сотрудниками Александра Удодова, известного своими близкими отношениями с Ольгой Черничук, и близкого друга Михаила Мишустина. Не беспокоя уважаемого начальника, Александр Удодов сам передал сведения о поданных документах Ольге Черничук и вообще по всем текущим вопросам общался с ней напрямую.

Так и был бы выдан из бюджета этот фантастический объем НДС, если бы им не заинтересовалась Федеральная служба безопасности России, а сведения о предстоящем возмещении оказались в СМИ.

В начале ноября 2010 года в ФНС России, УФНС по г. Москве и территориальных инспекциях началась ураганная деятельность. Получив сигнал о серьезной проблеме, Михаил Мишустин поставил перед Ольгой Черничук задачу — заново и немедленно провести проверки поданных документов и заменить уже принятые положительные решения и заключения на отказные.

В настоящее время в инспекциях №№1, 2, 6, 7 идет авральная работа по подготовке отрицательных заключений по нерассмотренным документам, поскольку в этих инспекциях сроки большинства проверок уже подходят к концу, а в инспекциях №№10, 25 и 28, получивших заявления позднее других инспекций, это еще предстоит сделать.

The Moscow Post , 12.11.2010 г.

Объем коррупции в России примерно равен ВВП Греции и составляет, по данным Национального антикоррупционного комитета, $300 млрд. В международном рейтинге коррумпированности Transparency International Россия находится на 154-м месте — аккурат между Таджикистаном и Папуа — Новой Гвинеей. Но даже несмотря на эти впечатляющие цифры, о коррупции говорит сегодня кто угодно — законодатели, правоохранители, СМИ, президент, но только не сами бизнесмены.

«Секрет Фирмы», 07.09.2011 г.

В начале 1993 года Юсуфов через известного ему по линии СВР вора в законе Сергея Лалакина (Лучок) наладил рабочие отношения с одним из лидеров армянской диаспоры Рубеном Варданяном (до 2011 года - владельцем ЗАО «УК «ТройкаДиалог»). Организацией встречи со стороны Варданяна занимался вор в законе Аслан Усоян (Дед Хасан). Варданян познакомил Юсуфова с основателями «Международного компьютерного клуба» Левоном Амдиляном и Михаилом Мишустиным, которые с 1992 года занимались продвижением компьютерных товаров и услуг на российском рынке.

В настоящее время Мишустиным из-за проблем, связанных с особым вниманием общественности к вопросам по хищению НДС, организовано лоббирование на законодательном уровне электронной платежной системы. Использование данной системы по проекту членов Картеля должно лишить правоохранительные органы возможности проверить назначение платежей, так как срок хранения информации по данной электронной системе не более 14 дней. Кроме того, вышеуказанная маскировка контролируемых Картелем финансовых потоков полностью лишает власти возможностей фиксировать направление и цели перевода денежных средств членами преступной группы.

К подобным структурам также относится ЗАО «УК «Тройка Диалог»», проданная Рубеном Варданяном «для отвода глаз» Мишустину и Грефу (только на покупке данной компании легализовано около 1 миллиарда долларов бюджетных средств, нелегально возмещенных на счета аффилированных к Сбербанку РФ организаций). Рубен Варданян в настоящее время контролирует значительную долю страхового бизнеса через «РосГосСтрах», он является членом Российского Союза Автостраховщиков. В 2007 году Варданян признан наиболее комфортным бизнесменом для Дмитрия Медведева. Также Варданян является одним из учредителей «Школы Управления «Сколково» и способствует продвижению Михаила Мишустина по карьерной лестнице. Он же, вместе с бизнесменом Раджатом Гуптой (ранее независимый член наблюдательного совета «Юкоса» в 2000-2004 гг. и Сбербанка до 2011 г.) являются возможными соучастниками в международном преступлении, связанном с организацией мошеннической схемы торговли ценными бумагами.

«Русские Мафиози», 03.11.2012 г.

Как рассказал источник в правоохранительных органах, в июле 2015 года сотрудники СК РФ и ФСБ РФ провели серию выемок в здании ФНС. В первую очередь их интересовала вся документация о контрактах с фирмами, выполняющими для налоговой службы работы в Крыму. Во время одного из подобных мероприятий, по словам собеседника агентства, следователи побеседовали о "крымской теме" с главой ФНС РФ Михаилом Мишустиным. Как уверяет источник, после выемок, замглавы ФНС РФ Денис Наумчев, которого ранее допрашивали, ушел в отпуск. Именно его подписи стоят под контрактами, привлекшими внимание СК и ФСБ РФ.

ИА Росбалт, 15.07.2015 г.

Во время одного из обысков следователи СКР побеседовали c Михаилом Мишустиным. Руководство ФНС привлекло внимание правоохранительных органов в начале этого года. И интерес этот был связан как раз с Крымом и Севастополем. Новые регионы переводились на стандарты российского налогового законодательства. Часть работ на платной основе выполняли в интересах ФНС коммерческие структуры, с которыми заключались соответствующие госконтракты. Это и стало основой для создания системы откатов.

Преступная схема была вскрыта ФСБ. И 5 февраля текущего года чекисты провели успешную спецоперацию, задержав замначальника административно-контрольного управления Федеральной налоговой службы Дениса Гусева.

Сейчас сообщается, что в материалах уголовного дела Гусева фигурирует сумма хищений в размере 94,5 млн. руб. Эксперты не исключают, что по горячему «крымскому следу» правоохранители пытаются выйти на высокопоставленных взяточников в ФНС. Недавнее общение тет-а-тет следователей с Мишустиным подтверждает это.

«Преступная Россия», 15.07.2015 г.

В Пекине началось десятое заседание бюро Форума по налоговому администрированию Организации экономического сотрудничества и развития ОЭСР (Forum on Tax Administration, FTA). В рамках собрания бюро форума проводятся несколько пленарных сессий, на одной из которых модератором выступил Михаил Мишустин. Предметом обсуждения на сессии под его патронажем стало будущее налогового администрирования: как в глобальном масштабе, так и внутри самого форума. В ходе сессии Михаил Мишустин представил доклад, в котором изложил результаты так называемого проекта E-services and Digital Delivery — по оказанию электронных услуг налогоплательщикам и электронным каналам доставки. Курированием этого проекта занимается непосредственно ФНС России.

Руководитель Федеральной налоговой службы РФ

Руководитель Федеральной налоговой службы РФ с апреля 2010 года. Ранее с 2008 года был президентом группы компаний UFG ("ОФГ инвест"). Бывший руководитель Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами (2007-2008), руководитель Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (2004-2006), заместитель министра Российской Федерации по налогам и сборам (1999-2004), заместитель руководителя Государственной налоговой службы России (1998-1999). Кандидат экономических наук, действительный государственный советник налоговой службы 2 ранга.

Михаил Владимирович Мишустин родился 3 марта 1966 года в Москве , (по другим данным - в городе Лобня Московской области ).

В 1989 году Мишустин окончил Московский станкоинструментальный институт ("Станкин"), получив специальность инженера-системотехника, после чего поступил в аспирантуру, которую окончил в 1992 году , , .

В 1992 году Мишустин начал работать директором тестовой лаборатории Международного компьютерного клуба (МКК) - общественной некоммерческой организации, ставившей своей целью "интеграцию российских и иностранных компьютерных технологий, а точнее - привлечение западных передовых информационных технологий" (первым президентом МКК стал член-корреспондент АН СССР Сергей Курдюмов, а генеральным директором - главный инициатор создания клуба Левон Амдилян ). Отмечалось, что достаточно скоро в число членов МКК вошли многие фирмы, в том числе и такие крупные, как Hewlett-Packard, Lotus, Borland, Symantec, ZEOS , , , .

В октябре 1993 года Мишустин и Амдилян вошли в число учредителей ЗАО "Международный компьютерный клуб", а в декабре того же года он и Амдилян учредили АО "Интеллектуальные системы". Тогда же, по сведениям "Коммерсанта", Мишустин занял должности заместителя Амдиляна как генерального директора и председателя правления ЗАО МКК , . По другим сведениям, в частности, по данным официальной биографии, заместителем генерального директора МКК Мишустин стал в 1995 году, а в 1998 году возглавил правление Международного компьютерного клуба ,,, . МКК получил известность как организатор Международного компьютерного форума (МКФ) - выставки, именуемой "компьютерной тусовкой". Между тем, эти мероприятия "для узкого круга" охотно посещали представители государственных структур, которые, как писал в 1994 году журнал "Коммерсант-Власть", "как правило, не любят шума и больших скоплений" и при этом были готовы покупать программное обеспечение и компьютерную технику "много, охотно и у всех" .

В 1998 году Мишустин стал сначала помощником по информационным системам учета и контроля за поступлением налоговых платежей руководителя Государственной налоговой службы России Бориса Федорова (в этом качестве "компьютерщик" возглавил осуществляемый при поддержке Всемирного банка проект модернизации налоговой службы РФ) , . Уже в августе того же 1998 года Мишустин был назначен заместителем главы Госналогслужбы. В ранге замминистра Мишустин продолжил заниматься модернизацией ведомства , , , .

"Коммерсант" отмечал, что в постановлении правительства о назначении Мишустина замминистра "было указано: на срок до 1 октября 1998 года". При этом чиновник сохранил свой пост и в сентябре 1998 года, после ухода Федорова и назначения Георгия Бооса главой Госналогслужбы, и в декабре 1998 года, когда ведомство было реформировано в Министерство по налогам и сборам , . В мае 1999 года после отставки премьер-министра Евгения Примакова Боос покинул пост министра, уступив его Александру Починку , , (тот стал членом правительства Сергея Степашина и впоследствии остался министром в кабинете Владимира Путина) , . Сохранил свой пост и Мишустин . Не покинул он его в мае 2000 года, когда на место Починка в правительстве Михаила Касьянова был назначен Геннадий Букаев .

В ранге замминистра по налогам и сборам Мишустин продолжал заниматься развитием информационно-технологический комплекса МНС. Рассказывая о планах министерства, Мишустин в 2000 году заявлял о намерении ведомства "создать сервис, позволяющий добропорядочным гражданам без лишних хлопот реализовывать установленную законом обязанность платить налоги". Имя Мишустина СМИ связывали с подготовкой закона "Об электронной цифровой подписи", а также с разработкой и внедрением принципа "одного окна", упростившего процедуры регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Одним из главных этапов модернизации ведомства Мишустина, предшествовавших запланированному созданию единой электронной базы данных налогоплательщиков, стала закупка министерством новой техники (по данным на 2000 год, лишь 20 процентов налоговых инспекций были оснащены ею в достаточной степени, а в 2001 году более 20 процентов инспекций не имели доступа в интернет) , , , , , . Тем не менее, уже в конце 2002 года МНС называлось в прессе "одним из самых прогрессивных (если не самым прогрессивным) с точки зрения использования современных информационных технологий ведомством страны" .

В 2003 году Мишустин защитил диссертацию "Механизм государственного налогового администрирования в России", став кандидатом экономических наук , .

В марте 2004 года распоряжением возглавляемого Михаилом Фрадковым правительства РФ Мишустин был назначен руководителем Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость), входящего в структуру Минэкономразвития РФ (глава ведомства - Герман Греф ) , , . Впоследствии в биографиях чиновника подчеркивалось, что под его руководством начала формироваться единая система учета объектов недвижимости - в частности, сообщалось, что Роснедвижимость "закончила массовую оценку по земле, сформировала оценочные описи по всем земельным участкам в стране". Передача этой информации в Федеральную налоговую службу сделала "возможным введение на всей территории страны в 2006 году нового земельного налога" .

В декабре 2006 года по распоряжению кабинета министров Мишустин занял пост руководителя Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ). Назначение чиновника на эту должность аналитики склонны были рассматривать как повышение , , . Впоследствии среди успехов Мишустина называли, в частности, открытие двух первых в России ОЭЗ промышленно-производственного типа, семи туристско-рекреационных ОЭЗ и начало строительства объектов инновационной инфраструктуры в ОЭЗ технико-внедренческого типа .

В апреле 2010 года Мишустин распоряжением премьер-министра Владимира Путина был назначен руководителем Федеральной налоговой службы (ФНС) , . Сообщалось, что должность главы ФНС Мишустин рекомендовал министр финансов РФ Алексей Кудрин , ,,, . После назначения нового главы ведомства предприниматели выразили надежду, что Мишустину, как пришедшему из бизнеса чиновнику, удастся "сделать ФНС "более дружелюбной" к российским предпринимателям

Мишустин - действительный государственный советник налоговой службы 2 ранга , автор монографии об информационно-технологических механизмах государственного налогового администрирования и монографии об информационно-технологических основах администрирования имущественных налогов .

В числе хобби Мишустина, "помимо работы и компьютеров", СМИ называли хоккей, в который чиновник регулярно играет сам , . Известен он и как болельщик: сообщалось, что его "часто видели на хоккейных матчах с высокопоставленными чинами из ФСБ и МВД" .

Мишустин женат, он воспитывает двоих сыновей. В 2010 году была опубликована информация о доходах семьи Мишустиных. Сам Мишустин за 2009 год заработал 78,6 миллиона рублей (заработная плата президента группы компаний UFG и доход, полученный им от "консультационной деятельности в этой же компании"). Его супруга, согласно декларации, работала в одной из компаний холдинга UFG, ее совокупный доход составил 17 миллионов рублей и состоял из зарплаты и дохода от средств, находившихся в доверительном управлении в ЗАО "ОФГ инвест". Недвижимость семьи (квартира, жилой дом и четыре земельных участка), согласно данным декларации, принадлежала двум несовершеннолетним сыновьям Мишустиных .

Использованные материалы

Дмитрий Казьмин, Елена Мязина . Богачей прибыло. - Ведомости , 24.06.2010. - №114 (2632)

Дмитрий Казьмин . Обязан донести. - Ведомости , 08.06.2010. - №103 (2621)

Филипп Стеркин, Евгения Письменная, Алексей Никольский, Анастасия Ермакова . Чистки в ФНС. - Ведомости , 07.05.2010

Вадим Вислогузов . ФНС завершает петербургские сезоны. - Коммерсант , 07.05.2010. - № 80 (4380)

Михаил Мишустин родился 3 марта 1966 года в городе Москва. В 1989 году окончил Московский станкоинструментальный институт, затем в 1992 году при этом же институте окончил аспирантуру.

После окончания аспирантуры Мишустин начал работать директором тестовой лаборатории, а позднее возглавил правление Международного компьютерного клуба - общественной некоммерческой организации.

В 1998 году М.В.Мишустин поступил на государственную службу в должности помощника по информационным системам учета и контроля за поступлением налоговых платежей руководителя Государственной налоговой службы России. Затем работал в ранге заместителя министра Российской Федерации по налогам и сборам, руководителем Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в составе Министерства экономического развития России, руководителем Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами.

В 2008 году он ушел по собственному желанию с государственной службы и вновь занялся бизнесом - на этот раз в области инвестиций.

В феврале 2009 года Мишустин вошел в кадровый резерв президента России и в апреле 2010 года был назначен руководителем Федеральной налоговой службы.Международный компьютерный клуб, в котором Мишустин начал работать в 1992 году, ставил целью «интеграцию российских и иностранных компьютерных технологий, а точнее - привлечение западных передовых информационных технологий». В 1993 году Мишустин стал заместителем директора, а позднее председателем правления. МКК привлек в свои ряды крупные иностранные фирмы и стал организатором Международного компьютерного форума - одной из крупнейших компьютерных выставок в России.

В марте 2008 года после ухода с должности руководителя Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами, М.В.Мишустин 2 года работал в должности президента UFG Capital Partners и управляющего партнера группы UFG Asset Management. Одним из основателей группы UFG был бывший министр финансов Борис Федоров. На этой работе Мишустин «курировал проекты по запуску венчурного фонда, фондов недвижимости, а также развитие бизнеса в регионах».Став государственным служащим в 1998 году, поступив на работу в должность помощника руководителя Государственной налоговой службы Бориса Федорова, Михаил Мишустин в августе того же года был назначен заместителем министра Российской Федерации по налогам и сборам.

Мишустин сохранял свой пост замминистра при последующих трех руководителях налогового ведомства. В этой должности занимался развитием информационно-технологического комплекса МНС. С именем Мишустина связаны такие инициативы как внедрение электронной цифровой подписи и идентификационного номера налогоплательщика, организация работы по принципу «одного окна» и других технологических новшеств.

Под его руководством были созданы центры обработки данных, осуществлялось оснащение компьютерной техникой, региональные налоговые органы были объединены в единую информационно-коммуникационную сеть. В конце 2002 года МНС называлось в прессе «одним из самых прогрессивных с точки зрения использования современных информационных технологий ведомством страны». В своем интервью Мишустин говорит, что в этот период «был организован электронный обмен данными, создана методология автоматизированной системы отбора объектов для выездной проверки, система предоставления консультационных услуг с использованием телефонии и интернета. Появилась разветвленная информационно-телекоммуникационная инфраструктура.»

В марте 2004 года М.В.Мишустин был назначен руководителем Федерального агентства кадастра объектов недвижимости. Здесь перед Мишустиным стояла задача разработки и внедрения кадастра объектов недвижимости. За два года Роснедвижимость закончила массовую кадастровую оценку земель РФ, что позволило ввести с 2006 года земельный налог на основе кадастровой стоимости земли.

В декабре 2006 года М. В. Мишустин занял должность руководителя Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами. За два года были открыты первые две промышленно-производственные ОЭЗ в Татарстане и в г. Липецке, а также первые технико-внедренческие ОЭЗ в г. Дубна Московской области, в городе Томске и в городе Зеленограде. Была разработана и начала внедряться в ОЭЗ система предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одно окно».

В феврале 2008 года Мишустин был уволен с государственной службы по собственному желанию. По словам самого Мишустина, его отставка была оговорена заранее: «Мы договаривались, что я уйду с поста, как только выполню ряд задач еще с бывшим министром Германом Грефом». Это подтвердила и руководитель МЭРТ Эльвира Набиуллина, сказав, что его отставка была «планируемой, а все задачи, которые были поставлены перед ним, решены».

Краткая биографическая справка

Образование:

  • В 1989 г. окончил Московский станкоинструментальный институт по специальности «системы автоматизированного проектирования», получив квалификацию «инженер-системотехник». Поступил в аспирантуру при том же институте, окончил ее в 1992 г.
  • В 2003 году Мишустин защитил диссертацию «Механизм государственного налогового администрирования в России» , став кандидатом экономических наук
  • В 2010 г. стал доктором экономических наук, защитив в Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации диссертацию по теме «Стратегия формирования имущественного налогообложения в России».

Специальность, ученая степень, звание: Инженер — системотехник, инженер-исследователь. Доктор экономических наук. Действительный государственный советник Российской Федерации I класса.

Трудовой путь:

  • В 1989 - 1992 гг. - аспирант Московского станкоинструментального института.
  • В 1992 - 1995 гг. - директор тестовой лаборатории в НКО «Международный компьютерный клуб» - ММК (с 1993 г. - закрытое акционерное общество).
  • В 1995 - 1998 гг. - заместитель директора ЗАО «Международный компьютерный клуб» , председатель правления этого клуба. Целью МКК была интеграция российских и иностранных компьютерных технологий, а точнее - привлечение западных передовых информационных технологий в СССР.
  • В 1998 гг. - стал государственным служащим, поступив в Налоговую службу России на должность помощника руководителя по информационным системам учета и контроля за поступлениями налоговых платежей. В этом качестве он возглавил проект модернизации Налоговой службы РФ. (Профиль, 21.12.1998. - стр.49-50) Вскоре был назначен заместителем руководителя Государственной налоговой службы РФ.
  • В 1999 - 2004 гг. - заместитель министра Российской Федерации по налогам и сборам. Занимался усовершенствованием системы налогового администрирования, ему удалось внедрить в налоговую систему страны передовые IT-технологии на уровне международных стандартов. («Российская газета» - Федеральный выпуск №3436 ) Мишустин занимался подготовкой закона «Об электронной цифровой подписи», а также разработкой и внедрением принципа «одного окна», упростившего процедуры регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. При его участии была развита система Идентификационных номеров налогоплательщика. В эти годы были созданы центры обработки данных и разработана единая информационная система , которая связала все региональные отделения Министерства по налогам и сборам.
  • В 2004 - 2006 гг. - начальник Федерального агентства кадастра объектов недвижимости. Здесь перед Мишустиным стояла задача разработки и внедрения кадастра объектов недвижимости. За два года Роснедвижимость закончила массовую (кадастровую) оценку земель РФ, что позволило ввести с 2006 года земельный налог на основе кадастровой (до этого нормативной) стоимости земли.
  • В 2006 - 2008 гг. - руководитель Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами. Велись работы в тринадцати ОЭЗ. Две из них - промышленно-производственныеориентирован ных на производство продукции высокой степени переработки. Четыре технико-внедренческие ОЭЗ по типу наукоградов и семь зон туристско-рекреационного типа.
  • В 2008 г. - по собственному желанию был освобожден от должности руководителя Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами. По словам самого Мишустина , его отставка была оговорена заранее: «Мы договаривались, что я уйду с поста, как только выполню ряд задач, еще с бывшим министром Германом Грефом» («Российская газета» - Федеральный выпуск №4602 ) Мишустин стал инициатором открытия при Государственном университете Высшая школа экономики Института экономики недвижимости, который действует не только в области дополнительного образования, но и является исследовательским центром. Михаил Мишустин - научный руководитель данного института.
  • В 2008-2010 гг. - президент группы компаний UFG Capital Partners , управляющий партнер UFG Asset Management . В феврале 2009 года Михаил Мишустин вошел в кадровый резерв президента России («Российская газета» - Федеральный выпуск №4852 )
  • С апреля 2010 г. - снова на государственной службе. Назначен на пост руководителя Федеральной налоговой службы (Кадровый резерв). С приходом Михаила Мишустина в ФНС России связывают начало комплексной модернизации налоговых органов. («Российская газета» - www.rg.ru )

Ведёт вопросы:

  • Осуществляет руководство Федеральной налоговой службой , несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Федеральную налоговую службу задач и функций, распределяет обязанности и координирует деятельность заместителей руководителя Федеральной налоговой службы.
  • Организует работу по реформированию системы налоговых органов на основе современных методологических подходов и информационных технологий.
  • Решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной гражданской службы в Федеральной налоговой службе .
  • Непосредственно рассматривает вопросы структур центрального аппарата и территориальных органов Федеральной налоговой службы , их соответствия решаемым задачам, кадровой политики и государственной гражданской службы, внутренней безопасности.
  • На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Федеральной налоговой службы .
  • Учреждает и награждает в установленном порядке ведомственными наградами, нагрудными знаками и почетными грамотами работников налоговых органов, а также граждан, оказавших им содействие.
  • Координирует вопросы организации обеспечения мероприятий и работ по комплексной защите информации на всех этапах технологических циклов ее создания, переноса на носитель, обработки и передачи в соответствии с единой политикой обеспечения информационной безопасности, контроля за эффективностью предусмотренных мер защиты конфиденциальной информации в налоговых органах.
  • Координирует работу по осуществлению контроля за эффективностью предусмотренных мер защиты налоговой тайны и конфиденциальной информации в налоговых органах.
  • Координирует вопросы защиты сведений, составляющих государственную тайну, организации и контроля безопасности деятельности налоговых органов, осуществлению мероприятий по профилактике правонарушений и проявлений коррупции среди работников налоговых органов, по обеспечению мобилизационной подготовки и гражданской обороны налоговых органов.