Что с эйфелевой. Честная игра, или афера с Аль Капоне. Факты об Эйфелевой башне

Какая она – Франция? И много ли значит для французов Эйфелева башня? Франция – ничто без Парижа, а Париж – ничто без Эйфелевой башни! Как Париж – сердце Франции, так и Эйфелева башня – сердце самого Парижа! Сейчас это странно представить, но были времена, когда этот город хотели лишить его сердца.

История создания Эйфелевой башни

В 1886-ом году во Франции во всю шла подготовка ко Всемирной выставке, где планировалось показать всему миру технические достижения французской республики за последние 100 лет после взятия Бастилии (1789 г.) и 10 лет со дня провозглашения Третьей республики под руководством президента, избранного Национальным собранием. Срочно требовалось сооружение, которое могло бы служить входной аркой на выставку и при этом поражать своей неординарностью. Эта арка должна была оставаться в памяти любого, как нечто, олицетворяющее один из символов Великой Французской Революции – недаром стоять ей предстояло на площади ненавистной Бастилии! Пустяки, что входную арку предполагалось снести лет через 20-30, главное – оставить ее в памяти!

Было рассмотрено около 700 проектов: свои услуги предлагали лучшие архитекторы, среди которых были не только французы, но комиссия отдала предпочтение проекту инженера-мостостроителя Александра Гюстава Эйфеля. Ходили слухи, что он попросту «слямзил» этот проект у какого-то древнего арабского архитектора, но подтвердить этого никто не сумел. Правда открылась лишь через полвека после того, как ажурная 300-метровая Эйфелева башня, так напоминающая знаменитое французское кружево шантильи, уже прочно вошла в сознание людей, как символ Парижа и самой Франции, увековечив имя своего создателя.

Когда правда об истинных создателях проекта Эйфелевой башни открылась, она оказалась вовсе не так страшна. Никакого араба-архитектора не существовало, а были два инженера Морис Кехлен и Эмиль Нугье – сотрудники Эйфеля, которые и разработали этот проект на основании нового тогда еще научно-технологического архитектурного направления – биомиметика или бионика. Суть этого (Biomimetics – англ.) направления состоит в заимствовании у природы ее ценных идей и перенесение этих идей в архитектуру в виде дизайно-конструкторских решений и использование этих информационных технологий в строительстве зданий и мостов.

Природа часто использует дырчатые конструкции для построения легких и прочных скелетов своих «подопечных». Например, для глубоководных рыб или морских губок, радиолярий (простейший организм) и морских звезд. Поражает не только разнообразие скелетно-конструкторских решений, но и «экономия материала» при их построении, а также максимальная прочность конструкций, выдерживающих гигантское гидростатическое давление огромной массы воды.


Вот этот принцип рациональности и использовали молодые французские инженеры-конструкторы при создании проекта новой башни-арки для входа на Всемирную выставку Франции. Основой послужил скелет морской звезды. И это великолепное сооружение является примером использования принципов новой науки биомиметики (бионики) в архитектуре.

Инженеры, работающие в сотрудничестве с Густавом Эйфелем, не подали сами свой проект по двум простым причинам:

  1. Новые схемы строительства на тот момент скорее бы отпугнули членов комиссии, чем привлекли своей необычностью.
  2. Имя мостостроителя Александра Густова было известно Франции и пользовалось заслуженным уважением, а имена Нугье и Кехлена не «весили» ничего. И имя Эйфеля могло послужить единственным ключом для осуществления своих смелых замыслов.

Так что, информация о том, что Александр Густов Эйфель использовал проект мнимого араба или проект своих единомышленников «в темную», оказалась излишне преувеличена.

Добавим, что Эйфель не просто воспользовался проектом своих инженеров, он лично внес кое-какие поправки в чертежи, используя свой богатый опыт в мостостроении и разработанные им самим особые методы, что позволило укрепить конструкцию башни и придать ей особую воздушность.

Эти особые методы базировались на научном открытии швейцарского профессора анатомии Хермана фон Мейера, который за 40 лет до начала строительства Эйфелевой башни, задокументировал интересное открытие: головка бедренной кости человека покрыта мелкой сетью крохотных мини-косточек, которые удивительным образом распределяют нагрузку на кость. Благодаря такому перераспределению бедренная кость человека не ломается под тяжестью тела и выдерживает колоссальные нагрузки, хотя и входит в сустав под углом. И сеть эта имеет строго геометрическую структуру.

В 1866 г. инженер-архитектор из Швейцарии Карл Кульман подвел под открытие профессора анатомии научную техническую базу, которую и использовал Густав Эйфель при строительстве мостов – распределение нагрузки с помощью кривых суппортов. Этот же метод он применил впоследствии для строительства столь сложного сооружения, как трехсотметровая башня.

Так что, эта башня – действительно чудо мысли и техники ХIХ столетия во всех отношениях!

Кто построил Эйфелеву башню

Итак, в самом начале 1886 г. муниципалитет г. Парижа Третьей Французской Республики и Александр Густав Эйфель подписали договор, в котором были означены пункты:

  1. В течение 2-х лет и 6-ти месяцев Эйфель был обязан поставить башню-арку напротив Йенского моста р. Сены на Марсовом поле согласно предложенным им самим чертежам.
  2. Эйфелю предоставить башню в личную эксплуатацию по окончанию строительства сроком на 25 лет.
  3. Выделить Эйфелю денежную субсидию на строительство башни из городского бюджета в размере 1,5 млн. франков золотом, что составит 25% от итогового бюджета строительства в 7,8 млн. франков.

В течение 2-ух лет, 2-ух месяцев и 5-ти дней 300 рабочих, что называется, «без прогулов и выходных», ударно трудились, чтобы 31 марта 1889 г. (меньше, чем через 26 месяцев после начала строительства) могло состояться торжественное открытие величайшего сооружения, ставшее впоследствии символом новой Франции.

Столь передовому строительству способствовали не только чрезвычайно четкие и ясные чертежи, но и использование уральского железа. В XVIII и XIX веке вся Европа знала слово «Екатеринбург» благодаря этому металлу. В конструкции башни использовалась не сталь (содержание углерода не более 2%), а именно особый сплав железа, специально выплавленный в уральских печах для «Железной дамы». «Железная дама» – еще одно название входной арки, когда ее еще не называли Эйфелевой башней.

Однако сплавы железа легко подвергаются коррозии, поэтому башня была окрашена в бронзовый цвет краской со специально разработанным составом, которой потребовалось 60 тонн. С тех пор каждые 7 лет Эйфелеву башню обрабатывают-красят тем же «бронзовым» составом и каждые 7 лет тратят на это 60 тонн краски. Сам каркас башни весит около 7,3 тонн, общий же вес, включая бетонное основание, – 10 100 тонн! Подсчитано и количество ступеней – 1 тыс. 710 шт.

Дизайн арки и парка-сада

Нижняя наземная часть выполнена в виде усеченной пирамиды с длиной стороны в 129,2 м, с углами-колоннами, уходящими вверх и образующими, как и задумывалось, высокую (57,63 м) арку. На этом сводчатом «потолке» укреплена первая квадратная платформа, где длина каждой стороны почти 46 м. На этой платформе, как на воздушной доске, были отстроены несколько залов огромного ресторана с огромными окнами-витринами, откуда открывался великолепный вид на все 4 стороны Парижа. Уже тогда вид с башни на набережную Сены с мостом Пон Де-Йена вызывал полнейшее восхищение. А вот густого зеленого массива – парка на Марсовом поле, площадью более 21 гектара, тогда еще не было.

Идея перепланировать бывший плац Королевской Военной школы в общественный парк пришла в голову архитектору и садоводу Жану Камилю Формиже только в 1908 г. Понадобилось целых 20 лет, чтобы воплотить все эти планы в жизнь! В отличии от жестких рамок чертежей, по которым возводили Эйфелеву башню, план парка менялся несчетное количество раз.

Парк, изначально запланированный в строгом английском стиле, за время своего строительства несколько разросся (24 гектара), и, впитав в себя дух свободной Франции, демократично «поселил» между геометрически стройными рядами высоких строгих деревьев и четко выверенных аллей, множество цветущих кустарников и «деревенских» водоемов, помимо классических английских фонтанов.

Основной этап строительства заключался не в самом монтаже «кружева из металла», для которого было использовано около 3 млн. стальных заклепок-стяжек, а в гарантированной устойчивости основания и соблюдении абсолютно идеального горизонтального уровня постройки на квадрате площадью в 1.6 гектара. На скрепление ажурных стволов башни и придания ей округлой формы понадобилось всего 8 месяцев «с хвостиком», а на закладку надежного фундамента – полтора года.

Судя по описанию проекта, фундамент покоится на заглублении более 5-ти метров ниже уровня русла Сены, в котлован уложено 100 каменных блоков толщиною 10 м., и уже в эти блоки вмонтированы 16 могучих опор, которые составляют костяк 4-х башенных «ног», на которых стоит Эйфелева башня. Дополнительно в каждую «ногу» «дамы» вмонтировано гидравлическое устройство, позволяющее сохранять «мадам» равновесие и горизонтальность. Грузоподъемность каждого устройства – 800 тон.


При монтаже нижнего яруса в проект было введено дополнение – 4 лифта, которые поднимаются до второй платформы. Позднее еще один – пятый лифт – начал функционировать от второй до третьей платформы. Пятый лифт появился после того, как в начале XX века башню электрифицировали. До этого момента все 4 лифта работали на гидравлической тяге.

Занимательная информация о лифтах

Когда войска фашисткой Германии оккупировали Францию, немцы не смогли повесить на верхнюю точку башни свой паучий флаг – по непонятным причинам все лифты оказались внезапно в нерабочем состоянии. И находились в таком состоянии все последующие 4 года. Свастику удалось закрепить лишь на уровне второго этажа, куда доходили ступени. Французское Сопротивление горько констатировало: «Гитлер сумел покорить страну Францию, но так и не сумел поразить ее в самое сердце!»

Что еще стоит знать о башне?

Надо честно признать, что Эйфелева башня далеко не сразу стала «сердцем Парижа». Вначале строительства, и даже после того, как во время открытия (31 марта 1889 г.) башня, подсвеченная огнями (10 000 газовых фонарей с цветами французского флага), и парой мощных зеркальных прожекторов, что делало ее благородно-монументальной, находилось немало людей, отвергающих непривычную красоту Эйфелевой башни.

В частности, такие знаменитости, как Виктор Гюго и Поль Мари Верлен, Артюр Рембо и Ги де Мопассан даже обращались в мэрию Парижа с гневным требованием стереть с лица парижской земли «отвратительную тень ненавистной постройки из железа и винтов, которая будет простираться над городом, как чернильная клякса, уродуя светлые улицы Парижа своей отвратительной структурой!»

Интересный факт: собственная подпись под этим обращением, однако, отнюдь не мешала Мопассану быть частым гостем ресторана стеклянной галереи на втором этаже башни. Сам Мопассан ворчал, что это – единственное место в городе, откуда не видно «чудовища в гайках» и «скелета из винтов». Но лукавил, ох, лукавил великий романист!

На самом деле, будучи известным гурманом, Мопассан не мог отказать себе в удовольствии попробовать запеченные и охлажденные на льду устрицы, нежный ароматный мягкий сыр с тмином, придержанную на пару молодую спаржу с тонким ломтиком провяленной телятины и не запить все это «излишество» бокалом светлого виноградного вина.

Кухня ресторана Эйфелевой башни и по сей день остается непревзойденно богатой настоящими французскими блюдами, а то, что там обедал знаменитый литературный мэтр – визитная карточка ресторана.

На том же втором этаже помещаются резервуары с машинным маслом для гидравлических машин. На третьем этаже на квадратной платформе хватило места для астрономической и метеорологической обсерваторий. И последняя крохотная площадка всего в 1,4 м в поперечнике служит опорой для маяка, который светит с высоты 300 м.

Полная высота в метрах Эйфелевой башни того времени составляла около 312 м, а свет маяка был виден на расстоянии 10 км. После замены газовых ламп электрическими, маяк начал «бить» на целых 70 км!

Нравилась или не нравилась эта «дама» ценителям тонкого французского искусства, но для Густава Эйфеля ее неожиданная и дерзкая форма полностью окупила все труды и затраты архитектора меньше, чем за год. Только за 6 месяцев Всемирной выставки необычное детище мостостроителя посетило 2 млн. любопытствующих, поток которых не иссяк и после закрытия выставочных комплексов.

Позже выяснилось, что все просчеты Густава и его инженеров более чем оправдались: башня весом в 8 600 тонн, изготовленная из 12 000 разрозненных металлических деталей не только не шелохнулась, когда ее пилоны погрузились под воду почти на 1 м во время наводнения 1910 г. Но и в этом же году было выяснено практическим путем, что не шелохнется она и при одновременном нахождении на ее 3-х этажах 12 000 людей.

  • В 1910 г., после этого наводнения, разрушать Эйфелеву башню, приютившую такое количество обездоленных людей, было бы истинное кощунство. Срок был продлен сначала на 70 лет, а потом, после полного обследования состояния здоровья Эйфелевой башни, до 100.
  • В 1921 г. башня стала служить источником радиовещания, а с 1935 – еще и телевещания.
  • В 1957 г. и без того высокую башню увеличили телемачтой на 12 м и ее общий «рост» составил 323 м 30 см.
  • Долгое время, до 1931 года, «железное кружево» Франции было высочайшим сооружением в мире, и только строительство Крайслер Билдинга в Нью-Йорке побило этот рекорд.
  • В 1986 г. внешнее освещение этого архитектурного чуда было заменено системой, освещающей башню изнутри, что сделало Эйфелеву башню не просто ослепительной, а поистине волшебной, особенно в праздники и ночью.


Ежегодно символ Франции, сердце Парижа принимает 6 млн. гостей. Фотографии, сделанные на ее 3-х смотровых площадках – добрая память для любого туриста. Даже фото рядом с ней – уже гордость, недаром во многих странах мира есть ее уменьшенные копии.

Самая интересная мини-башня Густава Эйфеля, пожалуй, находится в Белоруссии, в деревне Париж Витебской обл. Эта башня высотой всего в 30 м, но уникальна она тем, что полностью сделана из деревянных плашек.

Есть своя Эйфелева башня и в России. Их целых три:

  1. Иркутск. Высота – 13 м.
  2. Красноярск. Высота – 16 м.
  3. Село Париж Челябинской обл. Высота – 50 м. Принадлежит оператору сотовой связи и является реальной рабочей сотовой вышкой региона.

Но лучше всего все-таки взять туристическую визу, увидеть Париж и… Нет, не умереть! А обмереть от восторга и сфотографировать виды Парижа с самой Эйфелевой башни, благо, в ясный день город виден на 140 км. От до сердца Парижа – рукой подать – 25 мин. пешего ходу.

Информация для туристов

Адрес – Марсово поле, территория бывшей Бастилии.

Часы работы «Железной дамы» всегда одинаковы: ежедневно, с середины июня по конец августа открытие в 9:00, закрытие в 00:00. В зимнее время открытие в 9:30, закрытие в 23:00.

Принять очередных гостей «Железной даме» может помешать только забастовка 350-ти человек обслуживающего персонала, но пока такого еще ни разу не случалось!

– металлическая 300-метровая башня, которая располагается в центре Парижа. Самая известная французская и мировая достопримечательность, которая лишь волею обстоятельств не была демонтирована, как это задумывалось при ее строительстве.

Судьба Эйфелевой башни достаточно интересна. Ее строительство было закончено в 1889 году, в тот год Франция устраивала Всемирную выставку, а башня была победительницей на конкурсе проектов, которые должны были определить внешний вид выставочного комплекса и украсить его. По изначальному плану через 20 лет после выставки эту металлическую конструкцию должны были разобрать, так как она не вписывалась в архитектурный облик столицы Франции и не задумывалась как постоянная постройка, на развитие радио спасло самую популярную достопримечательность в мире.

Факты об Эйфелевой башне

  • Высота башни – 300,65 метра до крыши, 324,82 метра до конца шпиля;
  • Вес – 7300 тонн башня и 10000 тонн вся постройка;
  • Год постройки – 1889;
  • Время строительства – 2 года 2 месяца и 5 дней;
  • Создатель – инженер-мостостроитель Гюстав Эйфель;
  • Количество ступеней – 1792 до маяка, 1710 до площадки 3-го уровня;
  • Количество посетителей – более 6 миллионов в год;

Про Эйфелеву башню

Высота Эйфелевой башни

Точная высота башни – 300,65 метра. Именно такой ее и задумывал Эйфель, который даже дал ей самое простое название: «трехсометровая башня» или просто «трехсотметровка», «tour de 300 mètres» на французском.

Но уже после строительства на башню был установлен шпиль-антенна и сейчас ее полная высота от основания до конца шпиля составляет 324,82 метра.

При этом третий и последний этаж расположен на высоте 276 метров, это максимум, доступный для обычных посетителей.

Эйфелева башня имеет вид необычной пирамиды. Четыре колонны опираются на бетонный фундамент, а поднимаясь они переплетаются в единую квадратную колонну.

На высоте 57,64 метра четыре колонны впервые соединяются первой квадратной платформой – этажом площадью в 4415 квадратных метров, способным вместить 3000 человек. Платформа лежит на арочном своде, который во многом формирует узнаваемый облик башни и который служил своеобразными воротами на Всемирную выставку.

Начиная с площадки второго этажа четыре колонны башни сплетаются в единую конструкцию. На ней на высоте 276,1 метра расположен третий и последний этаж, его площадь не так мала, как может казаться – 250 кв.м, что позволяет принимать 400 человек одновременно.

Но над третьим этажом башни на высоте 295 метров расположен маяк, сейчас он управляется программным обеспечением. Венчает башню шпиль, который был пристроен позже и который несколько раз видоизменялся. Он выполняет роль флагштока и держателя для различных антенн, радио и телевизионных.

Конструкция Эйфелевой башни

Основной материал башни – пудлинговая сталь. Вес самой башни составляет приблизительно 7300 тонн, а вся конструкция с фундаментом и вспомогательными конструкциями весит 10000 тонн. Всего при строительстве было использовано 18038 отдельных деталей, которые были скреплены 2,5 миллионами заклепок. При этом каждая из деталей башни весила не более трех тонн, что снимало большую часть проблем с их подъемом и монтажом.

При строительстве применялось множество достаточно новаторских инженерных методов, которые ее создатель – Гюстав Эйфель – почерпнул из своего опыта мостостроения. Башню удалось построить всего за 2 года силами трехсот рабочих, при этом, благодаря высокому уровню техники безопасности и конструкциям, которые упрощали сборку, на строительстве погиб всего один человек.

Высокая скорость работы достигалась, во-первых, очень детальными чертежами, которые были созданы инженерами бюро Эйфеля, и, во-вторых, тем, что все части башни поступали на стройплощадку в готовом для использования виде. В различных элементах не требовалось сверлить отверстий, подгонять их друг к другу, а 2\3 заклепок уже были установлены на свои места. Так что рабочим оставалось лишь собирать башню как конструктор, пользуясь готовыми подробными чертежами.

Цвет Эйфелевой башни

Интересен и вопрос цвета Эйфелевой башни. Сейчас Эйфелеву башню красят в патентованный цвет «Эйфелева башня браун», который имитирует цвет бронзы. Но в разное время она меняла свой цвет и была как оранжевой, так и бордовой, пока в 1968 году не был утвержден нынешний цвет.

В среднем башня перекрашивается каждые семь лет, последняя покраска проводилась в 2009–2010 годах, на 120-ю годовщину этой достопримечательности. Все работы выполнялись силами 25 маляров. Старую краску удаляют паром, который подается под высоким давлением. При этом проводится внешний осмотр элементов конструкции, изношенные заменяются. Затем на башню наносится краска, которой требуется примерно 60 тонн, в том числе 10 тонн грунта и сама краска, которую наносят в два слоя. Интересный факт: башня имеет разные оттенки внизу и вверху, чтобы для человеческого глаза цвет был однородным.

Но главная функция краски – не декоративная, а сугубо практическая. Она защищает железную башню от коррозии и влияния внешней среды.

Надежность Эйфелевой башни

Конечно, на постройку такого размера большое влияние оказывает ветер и другие погодные явления. Во времена ее строительства многие люди считали, что при проектировании не учтены инженерные аспекты и против Гюстава Эйфеля даже была поднята информационная компания. Но опытный мостостроитель прекрасно понимал возможные риски и создал вполне устойчивую конструкцию с узнаваемыми искривленными колоннами.

В итоге, башня очень эффективно противостоит ветру, среднее отклонение от оси составляет 6–8 сантиметров, даже ураганный ветер отклоняет шпиль башню не более чем на 15 сантиметров.

Но на металлическую башню большое влияние оказывает солнечный свет. Обращенная к солнцу сторона башни нагревается и вследствие теплового расширения верхушка может отклоняться даже на 18 сантиметров, гораздо больше, чем под влиянием сильного ветра.

Освещение башни

Еще один важный элемент Эйфелевой башни – ее подсветка. Уже при создании было понятно, что такой грандиозный объект необходимо подсветить, потому на башню установили 10000 газовых светильников и прожекторы, который светили в небо цветами французского триколора. В 1900 году контуры башни начали подсвечивать электрические лампы.

В 1925 году на башне появилась огромная реклама, купленная Андре Ситроеном. Изначально на трех сторонах башни светилась вертикально написаная фамилия и название концерна «Citroen», которую было видно на 40 километров вокруг. Затем ее немного модернизировали, добавив часы и указатели. Демонтировали эту подсветку в 1934 году.

В 1937 году Эйфелеву башню начали подсвечивать световыми лучами, а современная подсветка на основе газоразрядных ламп была установлена в 1986 году. Затем освещение еще несколько раз меняли и видоизменяли, к примеру, в 2008 году башню подсвечивали звездами в форме флага ЕС.

Последняя модернизация подсветки была проведена в 2015 году, лампы заменили на светодиоды ради экономии электроэнергии. Параллельно были проведены работы по установке тепловых панелей, двух ветряков, системы сбора и использования дождевой воды.

Помимо этого Эйфелева башня используется для запуска фейерверков во время различных праздников – на Новый год, на День взятия Бастилии и т. д.

Интересный факт: изображение Эйфелевой башни является народным достоянием и может использоваться свободно, а вот изображение и внешний вид башни с включенной подсветкой является защищенным авторскими правами управляющей компании и может быть использован только с их разрешения.

Этажи Эйфелевой башни

Как уже говорилось, Эйфелева башня имеет три уровня, не считая площадки с маяком, куда могут попасть только работники и площади у основания. Каждый этаж – это не просто смотровая площадка, тут расположены и сувенирные лавки, и рестораны, и другие объекты, потому о каждом уровне Эйфелевой башни стоит сказать отдельно.

Как уже говорилось, он расположен на высоте 57 метров от уровня земли. Совсем недавно этот уровень башни прошел реконструкцию, во время которой были обновлены отдельные элементы на этаже и построен прозрачный пол. Тут расположено большое количество различных объектов:

  • Стеклянные балюстрады и прозрачный пол, которые дарят незабываемые впечатления от прогулки по пустоте на высоте более чем 50 метров от земли. Не бойтесь, пол совершенно безопасен!
  • Ресторан 58 Tour Eiffel. Не единственный в башне, но самый знаменитый.
  • Буфет, если вы просто хотите перекусить или попить.
  • Небольшой кинозал, в котором фильм об Эйфелевой башне транслируется множеством проекторов сразу на три стены.
  • Небольшой музей с интерактивными экранами, рассказывающий историю башни.
  • Фрагмент старой спиральной лестницы, которая вела в личный кабинет Гюстава Эйфеля.
  • Зона отдыха, где можно просто посидеть и посмотреть на Париж с высоты птичьего полета.
  • Магазин сувениров.

Попасть на первый этаж можно как пешком, преодолев 347 ступеней, так и на лифте. При этом билет на лифт стоит в 1,5 раза дороже, так что ходить пешком не только полезно, но и выгодно. Правда, в этом случае вам не будет доступна третья, самая высокая площадка.

Высота второго этажа башни – 115 метров. Второй и первый этаж соединены лестницей и лифтом. Если вы решите подняться на второй уровень Эйфелевой башни пешком, то готовьтесь преодолеть 674 ступени, это непростое испытание, потому трезво оценивайте свои силы.

По площади этот этаж в два раза меньше, чем первый, потому объектов тут расположено не так много:

  • Ресторан Жюль Верн, где вы сможете побаловать себя изысканной французской кухней глядя на город с огромной высоты. Интересно, что в этот ресторан есть отдельный прямой доступ с земли через лифт в южной колонне моста.
  • Историческое окно – галерея, рассказывающая о строительстве Эйфелевой башне и о работе ее лифтов как первых гидравлических, так и современных.
  • Смотровая площадка с большими панорамными окнами.
  • Буфет.
  • Сувенирный киоск.

Последний, третий этаж Эйфелевой башни и является самой интересной ее частью. Конечно, рестораны на высоте птичьего полета это интересно, но ничто не сравнится с панорамой Парижа с высоты почти в 300 квадратных метров.

На третий этаж башни посетители могут попасть только поднявшись в стеклянном лифте, хотя сюда и ведет лестница, которая изначально насчитывала 1665 ступеней, но впоследствии была заменена на более безопасную 1710 ступенчатую.

Последний этаж башни совсем небольшой, его площадь всего 250 квадратных метров, потому объектов тут расположено немного:

  • Смотровая площадка.
  • Бар с шампанским.
  • Кабинет Эйфеля с оригинальным интерьером и восковыми фигурами.
  • Панорамные карты, позволяющие определить направление к другим городам и достопримечательностям.
  • Масштабная модель этажа в его первозданном виде 1889 года.

Главное на этом этаже, конечно, панорамные окна, позволяющие увидеть Париж с огромной высоты. На сегодняшний день смотровая площадка Эйфелевой башни является второй по высоте в Европе после площадки Останкинской телебашни в Москве.

Где находится Эйфелева башня

Эйфелева башня расположена в центре Парижа, на Марсовом поле. От Елисейских полей до башни примерно два километра.

Гуляя по центру пешком пропустить башню невозможно, просто поднимите взгляд вверх и вы ее увидите, а потом просто идите в нужном направлении.

Ближайшая станция метро : Bir-Hakeim, 6-я линия – от нее до башни нужно пройти всего 500 метров. Но также можно добраться со станций Trocadero (пересечение 6 и 9 линий), Ecole Militaire (8-я линия).

Ближайшая станция RER : Champ de Mars Tour Eiffel (линия C).

Автобусные маршруты : 42, 69, 72, 82, 87, остановки «Champ de Mars» или «Tour Eiffel»

Кроме того, возле Эйфелевой башни расположен причал, где останавливаются лодки и прогулочные катера. Также возле башни оборудована парковка для автомобилей и велосипедов.

Эйфелева башня на карте

Информация для желающих посетить Эйфелеву башню

График работы Эйфелевой башни:

С середины июня до конца сентября :

  • Лифт – с 9:00 до 0:45 (вход до 0:00 на 1-й и 2-й этаж и до 23:00 на 3-й этаж)
  • Лестница – с 9:00 до 0:45 (вход до 0:00)

Оставшаяся часть года :

  • Лифт – с 9:30 до 23:45 (вход до 23:00 на 1-й и 2-й этаж и до 22:30 на 3-й этаж)
  • Лестница – с 9:30 до 18:30 (вход до 18:00)

Выходных нет, Эйфелева башня работает все дни в году, а в праздники (пасха и весенние каникулы) имеет расширенный график работы.

Стоимость билетов на Эйфелеву башню:

  • Лифт с доступом на 1-й и 2-й этаж - 11 €;
  • Лестница с доступом на 1-й и 2-й этаж - 7 €;
  • Лифт на 3-ю смотровую площадку - 17 €;

Стоимость билетов указана для взрослых. Групповые экскурсии, а также билеты для детей (4–11 лет), молодежи (12–24 лет) и людей с ограниченными возможностями стоят дешевле.

Важно : график и стоимость билетов может меняться, рекомендуем проверять информацию на официальном сайте башни toureiffel.paris

Вместе с телевизионной антенной высота Эйфелевой башни - 320 м, вес Эйфелевой башни - 7000 тонн, а вся конструкция состоит из 15 тысяч металлических деталей. Вся масса опирается на фундамент, уходящий на глубину 7 м, и на четыре колоссальных пилона, закрепленных огромными цементными блоками.

Вес металлической конструкции — 7 300 тонн (полный вес 10 100 тонн). Сегодня из этого металла можно было бы возвести сразу три башни. Фундамент выведен из бетонных массивов. Колебания башни во время бурь не превышают 15 см.

Башня разделена на три уровня:

  • на первом, на высоте 57 м расположены бар и ресторан
  • на втором, на высоте 115 м еще один бар и ресторан
  • третий расположен на высоте 274 м
  • последний уровень высотой 300 м, там находятся телевизионное оборудование и антенны.

На лифте или пешком (1652 ступеньки) можно подняться на вершину, откуда открывается великолепный вид на весь город.


Саша Митрахович 19.01.2016 12:21


На протяжении своей истории неоднократно меняла цвет своей покраски — от жёлтого до красно-коричневого. Последние десятилетия Эйфелева башня неизменно красится в так называемый «коричневый-эйфелевый» — официально запатентованный цвет, близкий к естественному оттенку бронзы.

«Железная дама» противостоит разрушающему действию времени благодаря 57 тоннам краски, которую необходимо обновлять каждые 7 лет.


Саша Митрахович 19.01.2016 12:24


Вес — 7 300 тонн (полный вес 10 100 тонн). Сегодня из этого металла можно было бы возвести сразу три башни. Фундамент выведен из бетонных массивов. Колебания башни Эйфеля во время бурь не превышают 15 см.

Нижний этаж представляет собой пирамиду (129,2 м каждая сторона в основании), образуемую 4 колоннами, соединяющимися на высоте 57,63 м арочным сводом; на своде находится первая платформа Эйфелевой башни . Платформа представляет собой квадрат (65 м в поперечнике).

На этой платформе поднимается вторая пирамида-башня, образуемая также 4 колоннами, соединяющимися сводом, на котором находятся (на высоте 115,73 м) вторая платформа (квадрат в 30 м в поперечнике).

Четыре колонны, возвышающиеся на второй платформе, пирамидой сближаются и, постепенно переплетаясь, образуют колоссальную пирамидальную колонну (190 м), несущую на себе третью платформу (на высоте 276,13 м), также квадратной формы (16,5 м в поперечнике); на ней высится маяк с куполом, над которым на высоте 300 м находится площадка (1,4 м в поперечнике).

На Эйфелеву башню ведут лестницы (1792 ступени) и лифты.

На первой платформе были возведены залы ресторана; на второй платформе помещались резервуары с машинным маслом для гидравлической подъёмной машины (лифта) и ресторан в стеклянной галерее. На третьей платформе размещались астрономическая и метеорологическая обсерватории и физический кабинет. Свет маяка был виден на расстоянии 10 км.

Возведённая башня потрясала дерзким решением своей формы. Эйфель был жестоко раскритикован за проект и одновременно обвинен в попытке создания чего-то артистического и не художественного.

Вместе со своими инженерами — специалистами по мостостроению, Эйфель занимался расчётами силы ветра, хорошо понимая, что если они строят самое высокое сооружение в мире, то прежде всего должны убедиться в его устойчивости к ветровым нагрузкам.

Первоначальный договор с Эйфелем был о демонтаже башни через 20 лет после постройки. Как нетрудно догадаться, он так и не был реализован, и более того, аренду продлили ещё на 70 лет. История Эйфелевой башни продолжилась.


Саша Митрахович 19.01.2016 12:32


Под первым балконом , на всех четырёх сторонах парапета выгравированы имена 72-х выдающихся французских учёных и инженеров, а также тех, кто внёс особый вклад в творение Густава Эйфеля.

Эти надписи появились в начале XX столетия и были восстановлены в 1986-1987 годах компанией «Société Nouvelle d’exploitation de la Tour Eiffel», нанятой мэрией для эксплуатации Эйфелевой башни.

Сама башня на сегодняшний день является собственностью города Париж.


Саша Митрахович 19.01.2016 12:36

Саша Митрахович 19.01.2016 12:42


Всего в можно выделить четыре уровня: нижний (наземный), 1-й этаж (57 метров), 2-й этаж (115 метров) и 3-й этаж (276 метров). Каждый из них по-своему примечателен.

На нижнем уровне расположены кассы, где можно приобрести билеты на Эйфелеву башню , информационный стенд, откуда можно прихватить полезные брошюры и буклеты, а также 4 сувенирных магазина — по одному в каждой колонне башни. В южной колонне, кроме этого, находится почтовое отделение, так что можно прямо от подножья знаменитого сооружения послать открытку родным и близким. Также перед началом покорения Эйфелевой башни есть вариант перекусить в расположенном тут же буфете. С нижнего уровня можно попасть в отделения, где установлены старые гидравлические машины, в прошлом поднимавшие лифты на вершину башни. На них можно полюбоваться только в составе экскурсионных групп.

1-й этаж, на который при желании можно подняться пешком, порадует туристов еще одним сувенирным магазином и рестораном 58 Tour Eiffel. Однако кроме этого здесь находится сохранившийся фрагмент винтовой лестницы, которая вела в свое время со второго этажа на третий, а заодно и в офис Эйфеля. Много нового о башне можно узнать, сходив в центр Cineiffel, где демонстрируется анимация, посвященная истории сооружения. Детям же будет наверняка будет интересно познакомиться с Гусом — рисованным талисманом Эйфелевой башни и персонажем специальной детской книги-гида. Также на 1-м этаже можно будет полюбоваться постерами, фотографиями, всевозможными иллюстрациями разных времен, посвященными «Железной даме».

На 2-м этаже первое, что приковывает внимание, — это общая панорама Парижа, открывающаяся со 115-метровой высоты. Тут же можно пополнить свои запасы сувениров, разузнать много нового об истории башни на специальных стендах, а заодно и заказать себе восхитительный обед в ресторане «Жюль Верн».

3-й этаж — это главная цель многих туристов, фактически вершина Эйфелевой башни, расположенная на высоте 276 метров, куда ведут лифты с прозрачными стеклами, так что уже на пути туда открывается потрясающий вид на французскую столицу. На вершине можно побаловать себя бокалом шампанского в «Champange bar». Подъем на вершину Эйфелевой башни в Париже — это впечатления на всю оставшуюся жизнь.

Посещение Эйфелевой башни входит в приоритетный список дел каждого уважающего себя туриста. Для кого-то достаточно сделать фотографию на ее фоне, для кого-то важно подняться на обзорную площадку, а кто-то спешит сюда в темное время суток, чтобы увидеть ежечасное световое шоу — иллюминацию и сделать несколько снимков, когда контуры башни до 01:00 освещаются подсветкой.

Как добраться до Эйфелевой башни

  • На метро: Bir-Hakeim (M6), Trocadéro (M9)
  • На электричке RER С: Champs de Mars — Tour Eiffel
  • На автобусе: Tour Eiffel: № 82, 42; Champ de Mars: № 82, 87, 69

Билеты на Эйфелеву башню

Цена билетов варьируется от того, как вы будете подниматься: пешком или на лифте. Если в ваши планы не входит посещение верхней площадки, тогда можно сэкономить, забравшись пешком. А вот если вы хотите посетить и третий уровень, придётся оплачивать лифт, который вас довезет с первого до третьего уровня и обратно.

Цены на билеты до второго уровня (115 метров):

  • Пешком взрослый: 10.20 евро
  • Пешком молодежный (12-24 года): 5.10 евро
  • Пешком детский (4-11 лет): 2,50 евро
  • На лифте взрослый: 16.30 евро
  • На лифте молодежный: 8.10 евро
  • Детский: 4.10 евро

Цены на билеты до третьего уровня (276 метров):

  • Взрослый: 25.50 евро
  • Молодежный (12-24 года): 12,70 евро
  • Детский (4-11 лет): 6,40 евро

Комбинированный билет на третий уровень (лестница+лифт)

  • Взрослый: 19.40 евро
  • Молодежный (12-24 года): 9,70 евро
  • Детский (4-11 лет): 4,90 евро

График работы

В остальное время года:

  • 9:30 — 23:45 — лифт; последний сеанс в 22:30 — на второй уровень, в 23:00 — на третий уровень.
  • 9:30 — 18:30 — лестница; последний сеанс в 18:00.

Уровни Эйфелевой башни

Эйфелева башня разделена на 4 уровня: наземный и три этажа с обзорными площадками.

  1. В наземной уровне расположены банкоматы, информационное табло, сувенирные лавки (в опорах башни), буфет с закусками, гидравлические машины времен основания сооружения (которые можно увидеть лишь во время экскурсии), а так же бюст Г. Эйфеля, который расположен на углу Северного столба.
  2. На высоте 57 метров недавно прошла реконструкция. Теперь гулять по первому этажу можно видя землю под ногами, полы здесь стеклянные и прозрачные. Так же добавлены современные компьютеризированные информационные стенды вдоль террасы. Здесь можно увидеть остаток (4.30 метра в высоту) лестницы, которая изначально вела к самой вершине, в кабинет Г. Эйфеля. Детям будет интересно посмотреть на световое шоу, которое в интересной форме расскажет об Эйфелевой башне. Все развлекательные сервисы расположены в павильоне Ferrié. Буфет, зона релаксации, сувенирный магазин, комната Г. Эйфеля, которая используется для различных мероприятий, а так же ресторан The 58 Tour Eiffel – все это расположилось на первом уровне башни.
  3. Не менее интересным будет и второй уровень башни, на высоте 115 метров.Помимо обзорной площадки, здесь расположены сувенирная лавка, буфет с органическими закусками, информационные стенды, а так же ресторан Жюль Верн.
  4. На высоте более 276 метров находится обзорная площадка Эйфелевой башни, откуда открывается шикарный вид на столицу. Именно сюда стремятся попасть продвинутые туристы, чтобы под впечатлением от увиденного, выпить бокал шампанского в Champange bar (кстати недешевое удовольствие!)Помимо этого тут можно увидеть воссозданный кабинет Гюстава Эйфеля с восковыми фигурами, рассмотреть панорамные фотографии снятые с разных обзорных площадок, а так же ознакомится с макетом оригинальной башни 1889 года строительства в маштабе 1:50.

Панорамные виды с Эйфелевой башни

Отдельно хотелось бы подчеркнуть, что одеваться сюда стоит практично. Захватите с собой ветронепродуваемую куртку, поскольку на верхних площадках гуляет ветер. Многие посетившие башню в ветренную погоду (которая здесь встречается достаточно часто) утверждают, что башню слегка покачивает. Поэтому позаботьтесь о комфортной одежде и отправляйтесь покорять Эйфелеву башню.

Фото Эйфелевой Башни



  • (цена: 43.00 €, 2.5 часа)
  • (цена: 25.00 €, 3 часа)
  • (цена: 45.00 €, 3 часа)

На Эйфелеву башню без очереди

Возле Эйфелевой башни всегда столпотворение туристов и гигантские очереди. Те, кто не в курсе, как избежать трехчасового простоя, стоят в общей очереди в билетную кассу, а потом простаивают очередь на лифт, который поднимает на все уровни башни. Занятие утомительное и удовольсвие мало приносящее, не так ли?

Выход из ситуации предельно прост - необходимо заранее купить билет на определеную дату и день. Сделать это можно через интернет. Поскольку способ известен многим, может так случится, что билеты на нужный вам день могут быть распроданы. В редких случаях может свезти, но это маловероятно. Поэтому билеты нужно искать за три месяца до планируемого визита в Париж. Такие билеты поступают в продажу в 8:30 утра по местному времени и в первые часы раскупаются без остатка.

Если дата не принципиальна, то можно найти билет и за месяц до визита. Распечатав билет, вы сможете попасть на Эйфелеву башню без очереди, при условии что вы не опаздаете более чем на 30 минут от указанного на билете времени посещения. Поэтому лучше быть в фойе башни за 10 минут до указанного времени.

Второй способ - купить экскурсию, в цену которой входит посещение Эйфелевой башни без очереди.

  • (62.50 €)
  • (43.00 €)

Панорамные рестораны

Коротко стоит упомянуть о ресторанах Эйфелевой башни. Цены очень высокие, причем растут они с поднятием на каждый уровень в геометрической прогрессии.

Из окон 58 Tour Eiffel (первый уровень) открывается великолепный вид на Сену и знаменитую площадь Трокадеро. Уютные просторные залы ресторана идеально подойдут как для романтического ужина, так и для торжественного приема (до 200 гостей).

Обед, стоимостью около 50 евро, состоит из трех блюд и напитка. В меню могут быть морепродукты, трюфели, ягненок и овощи, филе лосося с пюре из каштанов, десерт и неплохая карта вин. Ужин предоставляет более интересное меню. К примеру, закуска на выбор клиента, бокал шампанского, основное блюдо, оригинальный десерт и кофе обойдутся около 140 евро с человека. Столик необходимо резервировать заранее.

Заказав столик в Le Jules Verne (второй уровень) у окна открывается панорамный обзор на Париж со 124 метровой высоты. Роскошный интерьер обставлен антикварной мебелью, а первоклассное обслуживание, приятная музыка и внушительная коллекция вин обосновывают столь внушительный ценник в меню.

Обед из из лукового супа и холодной фуа-гра с инжирным джемом плюс пирожные с фисташками обойдется в 90 евро, а ужин из лобстеров обойдется минимум в 200 евро.

На самом верхнем уровне расположен Champagne Bar, где можно приобрести бокал настоящего франзуского шампанского. 100 мл шампанского обойдется от 13 до 22 евро.

Одним словом, если не разориться, то уменьшить толщину кошелька можно покушав на Эйфелевой башне и выпив бокал шампанского. Решайте, как говорится, сами нужно вам это или нет.

История Эйфелевой башни

В 1889 году празднованием столетия революции правительство Третьей республики задумало потрясти общественность. К юбилею народовластия было приурочено проведение очередной всемирной торгово-промышленной выставки. Инновации в производственных технологиях, появление новых видов продукции требовали широкой рекламы. Экспозиция была символом индустриализации и открытой площадкой для демонстрации достижений промышленности. Этот вид презентации товаров и технологий стал проводиться на постоянной основе.

Архитекторы, желая заглянуть в будущее и поразить воображение посетителей, предлагали различные варианты облика павильонов. Одним из оригинальных сооружений было 115 метровое крытое помещение галереи машин.

Особое внимание уделялось оформлению входного портала. Организаторы устроили особый конкурс. Было предложено к рассмотрению более сотни проектов. Среди них было сооружение в виде огромной гильотины – символа французской революции. Основные требования были следующие:

  • оригинальность архитектурного облика;
  • экономическая эффективность;
  • возможность демонтажа после окончания экспозиции.

Как нельзя кстати пришлось предложение компании Г.Эйфеля, которая спроектировала стальную вышку высотой в 300 м. Прецедентов этому строению в мире не существовало. Однако инженерные расчеты основывались на значительном опыте строительства железнодорожных мостов, сложность и ответственность конструкций которых не уступала задуманной башне. Ну а футуристический дизайн был вне конкуренции.

Эти аргументы склонили членов комиссии в пользу предложения Эйфеля, и ему была выдана привилегия на изобретение. В создании проекта принимали участие инженеры компании Морис Кехлен и Эмиль Нугье.

Парижане не разделяли оптимизма организаторов выставки. Широкая публика, опасаясь, что циклопическое сооружение испортит особенный архитектурный облик столицы, не на шутку ополчилась как на самого Эйфеля, так и на оргкомитет. Вскоре после опубликования результатов конкурса в парижской газете «Le Temps» (Время) был опубликован протест виднейших деятелей искусства, в числе которых были Ги де Моппасан, Э.Золя, А.Дюма (младший). Писатели, художники, скульпторы выражали возмущение по поводу строительства бесполезной и «ужасной Эйфелевой башни». Не осталась в стороне и церковь.

Клерикалы, поддерживая общую истерию, предсказывали скорое падение башни и последующий конец света. Косность духовенства, граничащая с невежеством, весьма характерное явление при создании революционных проектов. Какими только обидными ярлыками не клеймили детище Эйфеля: железный монстр, скелет колокольни, решето в виде свечи.

Но прогресс и здравый смысл не остановить. Оргкомитет выставки, одобрив строительство, предоставил всего лишь меньше четверти необходимых средств. Эйфель предложил финансировать проект из средств собственной компании, если ему предоставят эксклюзивное право на получение прибыли в течение всего срока эксплуатации. Соглашение было достигнуто и автору было выдано полтора миллиона франков золотом. Чудо-башня была построена. Затраты окупились всего за год.

Через 20 лет эксплуатации, согласно договору, башня должна была быть демонтирована. Спасти от сноса ее могло только вмешательство мощного лоббиста. И таковой был найден в лице военного ведомства. Еще в 1898 году на верхней площадке был установлен передатчик и проведен первый сеанс радиосвязи. Эйфель предложил министерству обороны использовать башню в качестве антенны для передачи радиосигнала на дальние расстояния. Таким образом, он явился не только строителем, но и спасителем уникального сооружения, ставшего самым ярким символом Франции.

«Железная дама», прославившая своего создателя, затмила его талант мостостроителя и гениального инженера. Мало кто знает, что Густав Эйфель в 1885 спроектировал внутреннюю конструкцию статуи Свободы. Сам инженер с юмором говорил, что ему следует ревновать башню: детище известней творца.

Новое сооружение явилось не только олицетворением творческого подъема, но и воплощением технологического прорыва в металлургии. Материалом для башни послужил особый вид мягкого железа. Производилось оно путем процесса пудлингования, в ходе которого чугун превращался в малоуглеродистое железо. Прочностные характеристики позволили архитекторам реализовывать самые смелые замыслы. Благодаря легкости и прочности, появилась возможность строительства габаритных сооружений.

Строительство началось 26 января 1887 года на Марсовом поле земляными работами по устройству котлована. Чтобы в углубление не проникали грунтовые воды, была применена отработанная при возведении мостов система кессонных устройств, создававшая избыточное давление в рабочем пространстве и предотвращавшая проникновение влаги.

Одновременно на заводе Эйфеля в предместье Парижа Лаваллуа-Парре было запущено поточное производство деталей металлического каркаса. Общее количество несущих и фасонных элементов достигало 18 тысяч, для их сборки было изготовлено два с половиной миллиона заклепок. Конструкторы, используя приемы судостроительных технологий, скрупулезно до микрона расчерчивали геометрию каждого вида сегментов и точки креплений клепочных и болтовых соединений. Технологические отверстия просверливались на заводе. Пошли в дело и уже изготовленные детали для других сооружений. Каждый комплект металлических элементов снабжался подробными чертежами и рекомендациями по монтажу.

Архитектор Стефан Совестр для облагораживания эстетического облика сооружения предложил облицевать металлические опоры первого яруса декоративным камнем, а также соорудить арочные конструкции для оформления главного входа на выставку. Если бы это решение было реализовано, башня была бы лишена целостного архитектурного экстерьера.

Для облегчения монтажа на большой высоте, самые крупные фрагменты конструкции весили не более трех тонн. Когда высота возводимого сооружения переросла стационарные краны, Эйфель сконструировал оригинальные подъемные механизмы, передвигающиеся по рельсовым направляющим будущих лифтов.


Высокая культура производства позволила достичь невиданных темпов строительства. При укрупненной сборке на строительной площадке необходимость подгонки отдельных элементов сводилась практически к нулю – брак в работе был исключен. На строительстве одновременно было задействовано всего около 300 инженеров, мастеров и рабочих-монтажников. Строительные работы были завершены через два года два месяца и пять дней. Эйфель уделял особое внимание технике безопасности. В период строительства удалось избежать несчастных случаев, погиб только один человек. Это трагическое происшествие к производственному процессу отношения не имело.

31 марта 1889 года Густав Эйфель пригласил чиновников подняться по ступенькам на вершину самого высокого сооружения в мире.

Криволинейная форма башни вызвала немало критики со стороны современных автору проекта специалистов. Однако дерзновенное решение Эйфеля было продиктовано необходимостью противостоять значительным ветровым нагрузкам и линейному расширению металла в жаркое время года. Жизнь подтвердила правоту инженера: за всю историю наблюдений во время самого сильного урагана (скорость ветра достигала почти 200 км/ч) верхушка башни отклонилась всего на 12 см.

Конструкция представляет собой удлиненную пирамиду, образуемую четырьмя наклонными колоннами. Колонны, каждая из которых имеет отдельный фундамент, соединяются в двух точках: на высоте 57,6 м и 115, 7 м. Нижнее соединение устроено в форме арки. На своде покоится первая платформа – квадрат со стороной 65 м. Здесь располагается одноименный ресторан и магазин сувениров. На втором ярусе – сторона площадки 35 м – также находится ресторан «Жюль Верн» и обширная смотровая площадка. Первоначально здесь размещались резервуары для гидросистемы лифтовых механизмов. Самая верхняя площадка имеет размеры 16 на 16 м. На каждый из ярусов посетителей поднимает отдельная система пассажирских лифтов. До наших дней дожили два оригинальных лифта, установленных еще в 1899 году. Если кто-нибудь задумает пешком подняться на самую верхнюю площадку, то ему придется преодолеть 1710 ступеней.

Основные параметры башни следующие:

  • общий вес конструкции 10 100 тон;
  • масса металлического каркаса 7 300 тон;
  • высота сооружения первоначальная 300,6 м, после сооружения новой антенны в 2010 году — 324 м;
  • высота смотровой площадки 276 м;
  • наибольшая длина стороны основания 125 м.

Если расплавить весь использованный металл и разлить на площади основания, то высота массива составит всего шесть метров. Это говорит об исключительной эргономичности конструкции. Каждые семь лет производится покраска всех металлических поверхностей. На эти работы уходит до 60 т материала. Башня в разные эпохи окрашивалась в разные цвета. Последние десятилетия используется оригинальный колер, называемый «коричневым-эйфелевым».

Открытие всемирной выставки сопровождалось яркой, по тем временам, иллюминацией башни. Были использованы 10 тысяч ацетиленовых светильников. Установленный на вершине маяк подсвечивался тремя цветами французского триколора. В начале XX века на сооружении начали монтировать электрическую систему освещения.

В середине 20-х годов известный автомобильный магнат Анри Ситроен превратил башню в самую высокую в мире рекламу. Использовав 125 тысяч лампочек по всей высоте, он устроил световое шоу, которое попеременно изображало десять образов: падающие звезды, силуэт конструкции, дата постройки и название одноименного концерна. Это мероприятие длилось девять лет до 1934 года. В 1985 году Пьер Бидо придумал освещать конструкцию башни снизу светом прожекторов. Более трехсот специально изготовленных осветительных приборов были установлены на разных уровнях. Натриевые лампы в ночное время окрасили металлический гигант в золотистый цвет.


Современные технологии в индустрии осветительных приборов позволили придать всемирно известному памятнику новый облик. В 2003 году бригада промышленных альпинистов из 30 человек за несколько месяцев установила сорокакилометровую систему электропроводки, включающую 20 тыс. лампочек. Стоимость этого обновления обошлась в четыре с половиной миллиона евро.

В мае 2006 года в честь двадцатилетия Евросоюза башню впервые подсветили синим цветом. А в 2008, когда Франция председательствовала в Совете Европы, в течение полугода сооружение отличалось оригинальной иллюминацией: синий фон с золотыми звездами. Следует отметить, что система освещения главного символа Франции является оригинальной конструкцией и защищается законом об авторском праве.

Как добраться

Адрес: 5 Avenue Anatole France, Paris 75007
Телефон: +33 892 70 12 39
Сайт: tour-eiffel.fr‎
Метро: Bir-Hakeim
Поезд RER: Champ de Mars - Tour Eiffel
Время работы: 9:00 - 23:00; 9:00 - 02:00(летом)

Цена билетов

  • Взрослый: 17 €
  • Льготный: 14.5 €
  • Детский: 10 €

Она расположена на Марсовом поле недалеко от Йенского моста через реку Сену. Эйфелева башня известна любому человеку на земле, а с момента постройки на ее смотровых площадках побывало более 250 миллионов человек.

Как доехать до Эйфелевой башни

  • Станция метро «Bir-Hakeim» (линия 6) или станция «Trocadero» (линия 9).

Уровни Эйфелевой башни

  • Площадка первого этажа расположена на высоте 57 метров. На эту площадку можно подняться пешком и на лифте. Билеты на первый уровень стоят дешевле всего. Здесь находятся сувенирные магазины и ресторан, также можно увидеть фрагмент винтовой лестницы, которая соединяла раньше второй и третий этажи.
  • Второй этаж расположен на высоте 115 метров и отсюда открывается прекрасная панорама Парижа . Здесь имеются сувенирные магазины и ресторан
  • На третий уровень туристы могут попасть в два этапа: сначала лифт идет на второй уровень. Здесь Вам нужно найти лифт, который идет со второго на третий уровень. С высоты 276 метров открывается незабываемый вид на столицу Франции. В небольшом баре можно купить и выпить бокал шампанского за 12-21 евро.
  • На втором и третьем уровнях есть туалеты.

Режим работы Эйфелевой башни в 2019 г.

  • 21 июня - 2 сентября
    • Доступ на лифте с 9:00 до 0:45, последний визит на верхний уровень начинается в 23:00
    • Доступ по лестнице с 9:00 до 0:45, последний визит в 0:00
  • 3 сентября - 20 июня
    • Доступ на лифте с 9:30 до 23:45, последний визит на верхний уровень начинается в 22:30
    • Доступ по лестнице с 9:30 до 18:30, последний визит в 18:00

Стоимость билетов на Эйфелеву башню 2019 г.

Билеты на Эйфелеву башню можно купить непосредственно в кассах у подножия башни или на официальном сайте. Покупать билеты в кассе - крайний вариант если нет мест онлайн или по каким-то другим причинам. В этом случае Вам придется отстоять две очереди - в кассу, и непосредственно перед лифтом. Билеты онлайн продаются на определенные временные слоты. Надо будет подъехать чуть раньше и показать распечатку билета. При покупке онлайн очередь будет состоять только из тех кто купил билеты на это же время. Настоятельно не рекомендуется посещать Эйфелеву башню в выходные и праздничные дни - толпы туристов усиливаются французами из всех уголков страны и жителями сопредельных стран. Если Ваш визит все-таки приходится на праздники, то билет надо покупать заранее, например, за месяц.

  • Третий уровень (на двух лифтах)
    • Взрослые - 25,5 евро
    • Дети 12-24 лет - 12,7 евро
    • Дети 4-11 лет - 6,4 евро
  • Третий уровень (лестница + лифт)
    • Взрослые - 19,4 евро
    • Дети 12-24 лет - 9,7 евро
    • Дети 4-11 лет - 4,9 евро
    • Дети до 4 лет в сопровождении взрослых - бесплатно
  • Второй уровень на лифте
    • Взрослые - 16,3 евро
    • Дети 12-24 лет - 8,1 евро
    • Дети 4-11 лет - 4,1 евро
    • Дети до 4 лет в сопровождении взрослых - бесплатно
  • Второй уровень по лестнице
    • Взрослые - 10,2 евро
    • Дети 12-24 лет - 5,1 евро
    • Дети 4-11 лет - 2,5 евро
    • Дети до 4 лет в сопровождении взрослых - бесплатно

История создания Эйфелевой башни

История строительства этого необычного сооружения началась в 1889 году, когда в Париже состоялась Всемирная выставка, посвященная 100-летию Французской революции.

Городские власти решили в качестве входа на выставку соорудить временное сооружение в виде арки. 1 мая 1886 года начался конкурс проектов, победителем которого стала работа Огюста Эйфеля, предложившего вариант не только интересный в инженерном плане, но и красиво оформленный. Узнав о своей победе в конкурсе конструктор воскликнул: «Франция будет единственной страной, располагающей 300-метровым флагштоком!»

Надо отметить, что сама идея сооружения принадлежит конструкторам Морису Кёхлену и Эмилю Нугье, а художественный облик строения был создан архитектором Стефаном Совестром. Он предложил обшить цокольные опоры камнем и создать величественные входные арки, на этажах разместить застекленные залы, а верхушку сооружения сделать округлой. Собрать такое громадное строение в короткие сроки позволил способ строительства, предложенный Эйфелем.

Между Огюстом Эйфелем и государством был подписан договор, в соответствии с которым инженеру передавалась башня в аренду на 25 лет.

Отношение к башне было самое разное. Так Мопассан говорил, что чувствует себя хорошо только на ее вершине, когда не видит это чудовище, вместе с тем, чудовищем восхищались французский писатель Жан Кокто и поэт Аполлинер Гийом. Владимир Маяковский разговаривал с Эйфелевой башней и уговаривал ее «Идемте, башня, к нам».

Отношение к Эйфелевой башне стало проверкой на готовность войти в XX век. Не нравится, значит тебе, дедуля, пора на Парижское кладбище Пер Лашез, а нравится – добро пожаловать в XX век.

Строительство самого высокого по тем временам сооружения обошлось 7,8 миллионов франков, причем 1,5 миллиона золотых франков было возмещено Эйфелю в качестве субсидии.

Через 26 месяцев после начала строительства 31 марта 1889 года работы были завершены и Гюстав Эйфель и самые выносливые чиновники поднялись вверх на 1710 ступенек. А всего за первые шесть месяцев на вершину Эйфелевой башни поднялось более 2 миллионов посетителей.

По завершению строительства Эйфелева башня имела высоту 300,65 метров и превзошла самые высокие сооружения того времени - Пирамиду Хеопса в Египте высотой 137 метров, Кельнский и Ульмский собор в Германии высотой 157 и 161 метр соответственно. Вместе с тем, высота построенного в 1930 году небоскреба в Нью-Йорке Крайслер Билдинг составила 319 метров и он стал на тот момент самым высоким сооружением мира.

Согласно договору, заключенному по окончании строительства, через 20 лет сооружение должно было быть разобрано. Но «железную даму» спасли радиоантенны, установленные наверху. Это был период развития радиосвязи и 1 января 1910 года договор был продлен еще на 70 лет.