Чему учит рассказ первая рыбка

Вероника Савельева
Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»

Учить детей пересказывать литературный текст , используя авторские выразительные средства.

Развивать умение слушать вопросы воспитателя и на них отвечать

Обратить внимание детей на то, как меняется смысл слова от употребления разных суффиксов.

Учить оценивать словосочетания по смыслу.

Упражнять в подборе синонимов.

Развивать творческое воображение.

Воспитывать внимательное отношение к старшим, стремление помогать им.

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, кто из вас знает, что такое рыбалка? Сегодня я хочу вас познакомить рассказом , в котором говорится о семейной рыбалке. Рассказ написал Е . Пермяк , называется «Первая рыбка » .

Чтение рассказа с последующим обсуждением

(Текст рассказа представлен в приложении)

Вопросы к тексту :

Почему этот текст называется «рассказ » ?

О чем говорится в этом рассказе ?

В какой семье жил Юра? (Юра жил в большой и дружной семье.)

Куда отправилась Юрина семья? (рыбу ловить и уху варить) Как иначе можно сказать об этом? (На рыбалку, на рыбную ловлю.)

Сколько рыбы поймал Юра?

Какими словами назван в рассказе Юрин улов ? (Ерш, большущий ершище, крохотный ершишка.) Из текста : «Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.»

Почему одну и ту же рыбку в рассказе называют по-разному : то «большущий ершище» , то «крохотный ершишка» ? (Потому что когда шутили, то хотели преувеличить то, что было на самом деле, вот и подобрали такие слова. Не просто большой, а «большущий» , не просто ерш, а «ершище» . А Юра понял шутку, понял, что на самом деле все по-другому. Вот и слова употребил с противоположным значением : не «большущий ершище» , а «крохотный ершишка» - этот вывод воспитатель должен сформулировать, когда ответят дети.)

Чему радовался Юра?

А сейчас мы тоже попробуем ловить рыбу вместе.

Координация речи с движением «Рыбка » .

Рыбка плавает в водице ,

Рыбке весело играть .

Рыбка , рыбка , озорница,

Мы хотим тебя поймать.

Рыбка спинку изогнула ,

Крошку хлебную взяла;

Рыбка хвостиком махнула ,

Рыбка быстро уплыла

Воспитатель. Юра написал письмо другу о своей рыбалке. Но друг не понял некоторые слова : (объяснить значения слов)

уха (суп из рыбы)

вокруг (около, возле, рядом)

нахваливать (много хвалить)

ершище (большая рыба)

навариста, навар (это вода в ухе с жиром от рыбы, чем жирнее рыба, тем навара больше в ухе)

А сейчас вспомним, о чем писал Юра другу. Я буду читать рассказ , а вы подумайте, какими словами Юра писал письмо.

Повторное чтение рассказа .

Дидактическая игра «Составь предложение»

Воспитатель. Это волшебная удочка, которая превратит вас в мальчика Юру.

Я вам буду задавать вопросы, а вы будете отвечать полными предложениями.

Вопросы :

Что Юра написал о своей семье? (Я живу в большой и дружной семье)

Как он написал о том, куда поехала его семья? (Один раз поехала моя семья рыбу ловить и уху варить)

Сколько рыбы поймала вся Юрина семья? (Моя семья поймала много рыбы)

Как он написал про свой улов (Я тоже одну рыбку поймал . Ерша.)

Кому отдали весь улов? (Всю рыбу бабушке отдали.)

Что сварили из рыбы? (Из рыбы сварили уху.)

Где все семья ела уху? (Вся моя семья на берегу вокруг котелка уселась)

Какая получилась уха? (Уха получилась, вкусна, жирна, да навариста.)

Какое настроение было у Юры? (У меня было радостное и веселое настроение)

Почему радовался Юра? (Я радовался потому, что в большой семейной ухе была и моя маленькая рыбка ).

Воспитатель. Ребята, я сейчас еще раз прочитаю текст, а вы постарайтесь его запомнить, чтобы потом самостоятельно его пересказать .

После пересказов проводится коллективная оценка. Воспитатель спрашивает, кто из детей рассказывал интересно , выразительно, использовал авторские слова и выражения.

Воспитатель. В рассказе сказано «крохотный ершишка» . Как можно сказать по-другому? Подберите к слову крохотный слова, близкие, похожие по смыслу (маленький, малюсенький) .

Воспитатель. Какое слово будет противоположным по смыслу слову маленький?

Воспитатель. Какими словами сказано про «ершище» ? Да, «большущий ершище» . Давайте скажем по-другому. Подберите к слову «большущий» слова, близкие по смыслу (огромный, громадный) .

Воспитатель. Как вы думаете, можно ли так сказать : «большущий ершик» ? Почему вы считаете, что нельзя? А можно сказать «крохотный ершище» ? Почему так нельзя сказать?

Воспитатель. Про что еще можно сказать «крохотный» , что бывает крохотным?. А что бывает большущим? (Дети составляют словосочетания; воспитатель следит за правильным согласованием прилагательных с существительными.)

Проговаривание скороговорки в разном темпе : «На реке камыши - расплясались там ерши» .

Воспитатель подводит итог, хвалит детей за работу на занятии.

Приложение.

Первая рыбка

Е. А. Пермяк

Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали. Только один Юра не работал. Ему всего пять лет было.

Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить. Много рыбы поймали и всю бабушке отдали. Юра тоже одну рыбку поймал . Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи.

Сварила бабушка уху. Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать :

Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.

А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли навар от крохотного ершишки? Но он все равно радовался. Радовался потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка .

Главный герой рассказа Евгения Пермяка «Первая рыбка» — пятилетний мальчик по имени Юра. Он жил в большой и дружной семье. Однажды вместе со всей семьей Юра оказался на рыбалке. Рыбы было поймано много, в том числе и Юра сумел поймать маленькую рыбку, ерша.

Всю пойманную рыбу отдали бабушке, и она сварила из нее уху. Когда уха была готова, взрослые стали ее хвалить, говоря при этом, что пойманный Юрой ерш делает уху особенно вкусной.

Юра прекрасно понимал, что взрослые шутят, но ему было радостно от того, что в общем семейном блюде есть и его скромный вклад, первая пойманная им рыбка.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Пермяка «Первая рыбка» заключается в том, что детей необходимо с малых лет приучать к общим семейным делам, чтобы они умели работать в команде и осознавали силу коллективного труда.

Рассказ учит быть самостоятельным и трудолюбивым, способным трудиться в коллективе.

В рассказе мне понравились родственники Юры, которые по достоинству оценили скромный вклад мальчика в общее семейное дело.

Какие пословицы подходят к рассказу Пермяка «Первая рыбка»?

За общим столом еда вкуснее.
В коллективе большая сила.

Цель: формирование умения связано пересказывать литературный текст.

Образовательные:

Формировать умение пересказывать литературный текст, используя авторские выразительные средства по заданному плану, по цепочке, индивидуально;

Обратить внимание на то, как меняется смысл слова от употребления разных суффиксов;

Совершенствовать умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания о содержании произведения;

Упражнять в подборе синонимов и антонимов в речи.

Развивающие:

Развивать интерес и любовь к книге;

Продолжать формировать умение слушать собеседника, полно и точно выражать свои мысли;

Развивать творческое воображение.

Воспитательные:

Воспитывать внимательное отношение к старшим, стремление помогать им.

Ход деятельности.

1. Ребята, сегодня я для вас приготовила много интересного. Начнём с того, что я предлагаю вам подойти к столу и догадаться какое задание вам нужно выполнить.

(Детям предлагаются разрезные картинки.)

Правильно, вы собираете и говорите мне, о чем я хочу с вами поговорить.

Что вы сложили? (дети называют своих рыб).

Где живут рыбы? (в реке, море, океане)

Значит они какие? (морские,……)

Назовите морских, речных рыб.

А что общего у рыб?

У всех ли рыб есть жабры? Как называют таких рыб?

Посмотрите на картинки и скажите, каких рыб вы видите? Разложите картинки на группы по месту обитания рыб. (Классификация.)

Ребята, скажите, какая бывает вода? Я вам называю слово, а вы называете с противоположным значением.

Д/игра «Скажи наоборот»

Горячая - Холодная

Прохладная - Тёплая

Чистая - Грязная

Кипячёная - Сырая

Солёная - Пресная

Бурливая - Спокойная

Прозрачная - Мутная

А что люди могут делать с рыбой?

2. - Ребята, кто из вас знает, что такое рыбалка? Сегодня я хочу вас познакомить рассказом, в котором говорится о семейной рыбалке. Рассказ написал Е. Пермяк, называется «Первая рыбка» .

Чтение рассказа (обратить внимание детей на иллюстрации к рассказу)

с последующим обсуждением

Вопросы к тексту:

Почему этот текст называется «рассказ» ?

О чем говорится в этом рассказе?

В какой семье жил Юра? (Юра жил в большой и дружной семье.)

Куда отправилась Юрина семья? (рыбу ловить и уху варить). Как иначе можно сказать об этом? (На рыбалку, на рыбную ловлю.)

Сколько рыбы поймал Юра?

Какими словами назван в рассказе Юрин улов? (Ерш, большущий ершище, крохотный ершишка.) Из текста : «Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.»

Почему одну и ту же рыбку в рассказе называют по-разному: то «большущий ершище» , то «крохотный ершишка» ? (ответы детей.)

Правильно, ребята, потому что когда шутили, то хотели преувеличить то, что было на самом деле, вот и подобрали такие слова. Не просто большой, а «большущий» , не просто ерш, а «ершище» . А Юра понял шутку, понял, что на самом деле все по-другому. Вот и слова употребил с противоположным значением : не «большущий ершище» , а «крохотный ершишка» .

3. Физминутка. Будем прыгать и скакать!

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)

Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)

Раз, два, три.

Наклонился левый бок.

Раз, два, три.

А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)

И дотянемся до тучки.

Сядем на дорожку, (Присели на пол.)

Разомнем мы ножки.

Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)

Раз, два, три!

Согнем левую ножку,

Раз, два, три.

Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)

И немного подержали.

Головою покачали (Движения головой.)

И все дружно вместе встали. (Встали.)

Ребята, Юра написал письмо другу о своей рыбалке. Но друг не понял некоторые слова : (объяснить значения слов)

уха (суп из рыбы);

вокруг (около, возле, рядом);

нахваливать (много хвалить);

ершище (большая рыба);

навариста, навар (это вода в ухе с жиром от рыбы, чем жирнее рыба, тем навара больше в ухе).

А сейчас вспомним, о чем писал Юра другу. Я буду читать рассказ, а вы подумайте, какими словами Юра писал письмо.

Повторное чтение рассказа.

Дидактическая игра «Составь предложение»

Это волшебная удочка, которая превратит вас в мальчика Юру.

Я вам буду задавать вопросы, а вы будете отвечать полными предложениями.

Что Юра написал о своей семье? (Я живу в большой и дружной семье.)

Как он написал о том, куда поехала его семья? (Один раз поехала моя семья рыбу ловить и уху варить.)

Сколько рыбы поймала вся Юрина семья? (Моя семья поймала много рыбы.)

Как он написал про свой улов (Я тоже одну рыбку поймал. Ерша.)

Кому отдали весь улов? (Всю рыбу бабушке отдали.)

Что сварили из рыбы? (Из рыбы сварили уху.)

Где все семья ела уху? (Вся моя семья на берегу вокруг котелка уселась.)

Какая получилась уха? (Уха получилась, вкусна, жирна, да навариста.)

Какое настроение было у Юры? (У меня было радостное и веселое настроение.)

Почему радовался Юра? (Я радовался потому, что в большой семейной ухе была и моя маленькая рыбка.)

4. Ребята, сейчас я ещё раз прочитаю этот рассказ, а вы его внимательно слушайте. Постарайтесь запомнить слова и выражения автора.

(Повторное чтение рассказа воспитателем.)

Ребята, рассказывать будете по заданному плану: один из вас расскажет о том, как Юрина семья поехала на рыбалку, второй о том, как варили уху, а третий – о том, какие чувства испытывал Юрик.

(Трое ребят по желанию пересказывают рассказ по плану.)

Получилось ли у ребят рассказать точно по плану?

Следующее задание будет сложнее: нужно быть очень внимательным. Я могу остановить ваш рассказ в любом месте, а следующий должен будет продолжить его. (Ребята рассказывают.)

Все ли ребята были внимательными?

А кому-то из вас предстоит выполнить самое трудное задание - надо рассказывать полностью весь рассказ.

Насколько удалось рассказать точно рассказ, используя слова автора?

Ребята, вы очень хорошо поработали, можно и поиграть.

П/и «Удочка»

Ребята, что у меня в руках? (скакалка)

А чем она ещё может быть?

Ну, раз у меня в руках удочка, то я кто? А вы мои рыбки.

5. Рефлексия

- Ребята, с каким рассказом сегодня познакомились? Кто автор рассказа? Что вам больше понравилось, что запомнилось?

Внеурочная деятельность «Юный книголюб»

2 класс

Учитель: Осколкова Ольга Анатольевна

Тема: Работа с текстом Е.Пермяк «Первая рыбка»

Цель занятия: создать условия для формирования читательских умений на основе знакомства с текстом Е. Пермяка «Первая рыбка» путём освоения текста до чтения, во время и после чтения.

Задачи занятия:

    Образовательные: познакомить детей с текстом Е. Пермяка «Первая рыбка»; организовать эмоционально-эстетическое восприятие; формировать идею произведения; выделять главную мысль текста; совершенствовать навыки правильного и выразительного чтенияаргументировано доказывать, выражать свои мысли;

    Развивающие: развивать навыки чтения: правильность, беглость, осознанность, выразительность; развивать речь обучающихся, артикуляционный аппарат; обогащать словарный запас; расширять кругозор детей.

    Воспитательные : воспитывать внимательное отношение к другим людям, любви к своей семье, к труду.

Планируемые результаты : обучающиеся познакомятся с текстом «Первая рыбка», его героями; узнают лексическое значение слов «котелок», «навар»

Оборудование: Работа с текстом О.Н.Крылова ФГОС 2 класс, компьютер, проектор, экран, презентация к занятию

Эмоциональный настрой

Приятно общаться с человеком веселым, доброжелательным. Начнем занятие с игры «Привет, сосед!»

Итак, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь…

Дети хором произносят текст:

Слайд 1

Привет, сосед!

Улыбнись мне в ответ.

Я хочу, чтобы ты не грустил,

Всем улыбки сегодня дарил.

Настроить детей на хорошую работу.

    Речевая разминка

А начнём мысо скороговорки сначала шёпотом и медленно, затем громко и быстро.

Слайд2

Над речушкою в тиши
Шелестят камыши.
А в воде у камышей
Шесть задиристых ершей

Развивать артикуляционный аппарат, дикцию

    Подготовительная работа

    Работа над текстом

Тема нашего занятия Е.Пермяк «Первая рыбка»

Сообщение о жизни и творчестве писателя.

Слайд 3

Название текста «Первая рыбка»

Подготовка к восприятию текста.

Слайд 4

Прочитайте его название.

Попробуйте угадать, о чём может в нём говориться.

Кто будет главным героем?

Первичное чтение рассказа учителем.

Понравился вам рассказ? Прочитайте, как правильно нужно читать слова

А теперь давайте его прочитаем ещё раз.

В какой семье жил Юра?

Куда отправилась Юрина семья?

Как вы думаете, зачем они ловили рыбу?

Сколько рыбы поймал Юра?

Как она называется?

Слайд 5

Посмотрите на эту рыбу. Ёрш с иголками на плавниках и с пятнышками по бокам.

Слайд 6

Кому отдали пойманную рыбу?

Что из неё сварила бабушка?

Что же такое уха?

А в чём бабушка сварила уху?

Котелок – походная кастрюля с одной ручкой.

Слайд 7

Почему все хвалили уху?

Кто знает, что такое навар?

Навар – вода в ухе с жиром от рыбы.

Чему радовался Юра?

Можно ли его назвать трудолюбивым?

Чем Юра ловил рыбу?

И мы с вами отправляемся на рыбалку

Мальчик Лёша - рыбачок
Ловит рыбку на крючок.
Ловись, рыбка, велика
Да порадуй рыбака!

И Алексей поймал рыбку под номером 3.

Следующее задание даёт нам рыбка

Слайд 8

Укажите стиль речи

Мальчик Сава - рыбачок
Ловит рыбку на крючок.
Ловись, рыбка, велика
Да порадуй рыбака!

И Савелий поймал рыбку под номером 4.

Слайд 9

Какова главная мысль текста

Развивать познавательный интерес, устную речь.

Расширять кругозор детей. Активизировать «вдумчивое чтение», т. Е. умение думать над произведением до чтения.

Расширять кругозор детей. Активизировать «вдумчивое чтение», т. Е. умение думать над произведением после чтения.

Личностные УУД:

    формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД:

    формируем умение прогнозировать, умение высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД:

    формируем умение слушать и понимать других.

    Физминутка

Слайд 9

    Работа над текстом

Мальчик Илья - рыбачок
Ловит рыбку на крючок.
Ловись, рыбка, велика
Да порадуй рыбака!

И Илья поймал рыбку под номером 5.

2.Следующее задание даёт нам рыбка

Слайд 10

Определи последовательность пунктов плана

Работа в группах

3.Следующее задание даёт нам рыбка

Слайд 11

Мальчик Тёма- рыбачок
Ловит рыбку на крючок.
Ловись, рыбка, велика
Да порадуй рыбака!

И Артём поймал рыбку под номером 6.

Составь из данных слов предложения. Поставьте ударение в словах.

Мальчик Лёша - рыбачок
Ловит рыбку на крючок.
Ловись, рыбка, велика
Да порадуй рыбака!

И Алёша поймал рыбку под номером 7.

Самостоятельная работа

4.Следующее задание даёт нам рыбка

Слайд 12

Запиши ответы на вопросы

Мальчик Рустам - рыбачок
Ловит рыбку на крючок.
Ловись, рыбка, велика
Да порадуй рыбака!

И Рустам поймал рыбку под номером 8.

5.Следующее задание даёт нам рыбка

Слайд13

Подпиши иллюстрацию словами из текста

7. Рефлексия

Понравилось вам занятие?

Если да, жёлтый кружочек, если нет красный.

На этом наше занятие окончено. Спасибо за внимание.