Анна Колтовская - От Великой княгини до Императрицы. Женщины царствующего дома. Анна алексеевна колтовская Ютуб анна колтовская женщины в русской истории

    Анна Ивановна Колтовская (по некоторым данным, Анна Алексеевна) (умерла в 1627) четвёртая жена Ивана Грозного, на которой он женился 7 января 1572 с разрешения духовенства. Была выбрана на том же смотре невест, что и третья жена царя, Марфа… … Википедия

    Анна Ивановна Колтовская (по некоторым данным, Анна Алексеевна) (умерла в 1627) четвёртая жена Ивана Грозного, на которой он женился с разрешения духовенства. Была выбрана на том же смотре невест, что и третья жена царя, Марфа Собакина, и была… … Википедия

    - (урожденная Колтовская, в монаш. Дария), 4 я жена Грозного, † 5 апр. 1626 г. {Половцов} …

    - (называется Алексеевна и Ивановна), 4 я супруга Грозного ранее соборного разрешения 29 апреля 1572 г., пострижена с именем Дарии, † 1627 г. {Половцов} … Большая биографическая энциклопедия

    Колтовская, Анна Ивановна Анна Ивановна Колтовская (по некоторым данным, Анна Алексеевна) (умерла в 1627) четвёртая жена Ивана Грозного, на которой он женился с разрешения духовенства. Была выбрана на том же смотре невест, что и третья жена царя … Википедия

    Анна Ивановна Колтовская (по некоторым данным, Анна Алексеевна) (умерла в 1627) четвёртая жена Ивана Грозного, на которой он женился с разрешения духовенства. Была выбрана на том же смотре невест, что и третья жена царя, Марфа Собакина, и была… … Википедия

    Анна Ивановна Колтовская (по некоторым данным, Анна Алексеевна) (умерла в 1627) четвёртая жена Ивана Грозного, на которой он женился с разрешения духовенства. Была выбрана на том же смотре невест, что и третья жена царя, Марфа Собакина, и была… … Википедия

Дочь дворянина московского И. А. Колтовского. Царь после смерти в 1571 г. 3-й своей жены - Марфы Собакиной собрал духовенство и слезно просил дать ему прощение за 4-й брак, объясняя его государственной необходимостью и невозможностью одному воспитывать детей. Соборным определением от 29 апреля 1572 г. церковь разрешила Ивану жениться на А. И. К., но, чтобы беззаконие царя (православная церковь с трудом разрешала 3 брака) не стало соблазном для простого люда, тот же собор вынес постановление, в котором грозил проклятием каждому, кто осмелится вступить в 4-й брак. Иван Грозный женился на 18-летней А. И. К. и прожил с ней 3 года. Поскольку А. И. К. вела себя очень независимо по отношению к ближайшему опричному окружению царя, и многие опричники были казнены при ее содействии, опричная верхушка постаралась избавиться от нее обычным для того времени способом: в 1575 г. ее заключили в Тихвинский монастырь. Там царицу насильно постригли под именем Дарии; церемонией пострижения руководил Малюта Скуратов-Бельский. В духовном завещании Ивана IV Васильевича Грозного 1572 г. А. И. К. назначался в удел г. Ростов «с волостми и с пустми, и с селы и со всеми пошлинами», а также 14 сел «с деревнями и со всеми угодьями». Сохранились жалованные грамоты «старице царице и великой княгине Дарье» от 1586, 1604 и т. д. Умерла в 1626 или 1627 г. От брака с царем детей не имела.

О ее приобретении (в "бумажном виде") обращайтесь в издательство ОЛМА-ПРЕСС [email protected]

Третья жена Грозного - Анна Колтовская

Последний раз венчался Иван в церкви 28 апреля 1572 года, когда женой его стала Анна Ивановна Колтовская, дочь знатного каширского дворянина, чьи предки были рязанскими боярами.

Анна Ивановна во многом напоминала Анастасию, и не без ее влияния, как полагают многие историки, именно в 1572 году опричнина прекратила свое существование.

Неизвестно почему, менее чем через год Иван приказал постричь ее в монахини под именем инокини Дарьи. Однако на том Иван не остановился, и в тот же день ее постригли в схимонахини, надев на нее схиму - черную груботканую рясу с белым черепом на груди, что означало смерть всех земных радостей для постриженной и одиночество до последнего дня жизни.

Схимонахиню Дарью отвезли в подземную келью, где она и пребывала в одиночестве много лет. После смерти Ивана ее выпустили из подземелья, но она продолжала оставаться в монастыре и скончалась в августе 1626 года, пережив, таким образом, своего венценосного супруга более чем на сорок лет.

Состоялось ли это тайное венчание, неизвестно. Известно только, что свадебный пир был очень веселым и на улицы Москвы были выставлены столы, заполненные хлебом, мясом и рыбой, а также десятки бочек пива и браги.

Однако после брачной ночи Иван вышел из опочивальни скучным, печальным и удрученным.

Затем он приказал закладывать санный поезд и ехать в Александровскую слободу. Он привез туда Марию, и на следующий день обитатели Александровской слободы увидели, как из ворот царской усадьбы выехали сани, а в них, опеленутая веревками, лежала, будто спящая, молодая царица.

Лошадь подтащила сани к полынье, пробитой в центре замерзшего пруда, и остановилась.

Из ворот следом выехал царь, а с ним рядом шел какой-то начальный человек и, обращаясь к слободчанам, столпившимся на берегу, громко произнес:

Православные! Ныне узрите, как карает великий государь измену. Князья Долгорукие обманным воровским обычаем повенчали государя с девкой, коя до венца слюбилась с неким злодеем и пришла во храм в скверне блудодеяния, о чем государь не ведал. И за то злое, изменное дело повелел великий государь девку Марийку в пруду утопить!

Использован материал кн.: Вольдемар Балязин Занимательная история России, М. 2001

Анна Колтовская

С этим пришел опричнине конец, и никто не стал поминать опричнину... и все земские, кто остался еще в живых, получили свои вотчины, ограбленные и запустошенные опричниками.

Г. Штаден. О Москве Ивана Грозного. 1572 г.

Она пережила всех в той чужой недоброй семье. Старшего царевича – Ивана, что по первому разу женился в один год с ее замужеством: пожелал царь, чтоб вели они с сыном вместе невест под венец. Самого царя – Ивана Васильевича, даже при седьмой жене не унимавшегося с новыми сватовствами и брачными расчетами. Младшего царевича – Федора Ивановича, будто и не крепкого на голову, будто и тишайшего, да ведь отстоявшего от развода свою царицу Ирину, бедную костромскую дворянку, даже под монашеским клобуком, даже под именем инокини Александры не оставлявшей мысли о престоле.

И Бориса Годунова – в ее дворцовые годы всего-то кравчего, так неудачно просватавшего за царя хворую свою родственницу Марфу Собакину. Да и то сказать, разве сила была в нем – тогда еще в тесте его, Малюте Скуратове, да родном дядьке, доверенном из доверенных, постельничем Дмитрии Ивановиче Годунове. Как-никак ведал всей дворцовой прислугой, сторожами да истопниками, спать ложился у входа в царскую спальню. Без их наговоров да советов неужто не нашел бы царь иной девки – привезли-то в Александрову слободу полторы тысячи невест! Как-никак был третий брак последним – четвертого церковь признать не могла, иначе как сожительством не называла.

И первого Самозванца – при всем честном народе признанного привезенной из далекого монастыря Марией Нагой родным сыном. Через кровь и жизнь своего рожоного Дмитрия преступила седьмая жена Ивана Васильевича, чтобы разом отомстить и за смерть дитяти, и за свой изувеченный монастырскими стенами бабий век. Может, и думала-то больше о муже, которому, не успев родить сына, стала неугодной, который, замены молодой матери не найдя, уже приготовился ее отослать. Вот и вернула себе, хоть не судом да ненадолго, царское имя одна из великих княгинь и цариц, нашла место в мужской усыпальнице – Архангельском соборе, пусть не в самом храме, пусть под лестницей на хоры, а все белокаменная плита в хитрой вязи высеченных букв: «...Маря Федоровна... всеа Руси Ивана».

Пережила и Василия Шуйского с другой царицей Марьей, совсем-то молоденькой, да за полтора года дворцовой жизни поплатившейся тем же клобуком, тем же безысходным монашеским житьем.

И другого Самозванца – Тушинского вора, за которым пошла незадачливая польская гордячка. Кого бы не признала своим мужем Марина Мнишек, лишь бы сохранить тень надежды на русскую корону, на московский престол!

И десять с лишним лет правления новой династии – не назовешь же эти годы царствованием Михаила Романова, когда чуть не на каждом указе ставилась и властная подпись его отца, патриарха Филарета. Это ему, былому Федору Романову, не терпелось дорваться до царского престола. Это он поплатился за нетерпение насильственным постригом, долгим варшавским пленом, должен был удовлетвориться высшей властью духовной и по-прежнему мечтал о единственной нужной ему – светской. Даром, что ли, с детства у англичанина занимался, сколько языков знал, наряды да развлечения любил, первым щеголем московским слыл!

А она все жила за монастырскими стенами, всем ненужная, всеми забытая, какой была и в царском дворце, – дочь коломенского боярского сына Анна Колтовская.

Не иначе боялась, смертно боялась супружеского своего часа. Для родных неслыханная честь – ведь и фамилии не имели, Колтовскими стали называться по той волости, которую получил в прокормление дед, рязанский боярин Глебов, – для нее...

Слухами полнилась земля. Никогда еще не был царь Иван Грозный так жестокосерд, так кровожадно злобен, как после смерти второй своей царицы, «из черкас пятигорских девицы», Марьи Темрюковны. Ото всей семилетней их супружеской жизни осталось только восемь каменных гробниц под Троицким собором Александровой слободы. Рожала царица Марья одних дочерей, а дочерям Ивана, как говорилось, не давал бог веку – одна за другой в младенчестве умирали.

Нет, сдерживать его она не сдерживала. Где там, когда командовал всем опричным войском родной Царицын брат Кастрюк-Момстрюк, которым пугали детей, недобрым словом поминали в сказаньях и песнях. Скорее страх. Конечно же, страх, как никогда раньше, овладел Иваном.

Снова шел по русской земле мор. В одной Москве умирало на день до шестисот москвичей. Росли цены на хлеб. Беспокойно было на границах. И Иван боялся за власть. Свою власть.

Царь после смерти в 1571 г. 3-й своей жены - Марфы Собакиной собрал духовенство и слезно просил дать ему прощение за 4-й брак, объясняя его государственной необходимостью и невозможностью одному воспитывать детей. Соборным определением от 29 апреля 1572 г. церковь разрешила Ивану жениться на А. И. К., но, чтобы беззаконие царя (православная церковь с трудом разрешала 3 брака) не стало соблазном для простого люда, тот же собор вынес постановление, в котором грозил проклятием каждому, кто осмелится вступить в 4-й брак. Иван Грозный женился на 18-летней А. И. К. и прожил с ней 3 года. Поскольку А. И. К. вела себя очень независимо по отношению к ближайшему опричному окружению царя, и многие опричники были казнены при ее содействии, опричная верхушка постаралась избавиться от нее обычным для того времени способом: в 1575 г. ее заключили в Тихвинский монастырь. Там царицу насильно постригли под именем Дарии; церемонией пострижения руководил Малюта Скуратов-Бельский. В духовном завещании Ивана IV Васильевича Грозного 1572 г. А. И. К. назначался в удел г. Ростов «с волостми и с пустми, и с селы и со всеми пошлинами», а также 14 сел «с деревнями и со всеми угодьями». Сохранились жалованные грамоты «старице царице и великой княгине Дарье» от 1586, 1604 и т. д. Умерла в 1626 или 1627 г. От брака с царем детей не имела.

Третья жена Грозного - Анна Колтовская

Последний раз венчался Иван в церкви 28 апреля 1572 года, когда женой его стала Анна Ивановна Колтовская, дочь знатного каширского дворянина, чьи предки были рязанскими боярами.

Анна Ивановна во многом напоминала Анастасию, и не без ее влияния, как полагают многие историки, именно в 1572 году опричнина прекратила свое существование.

Неизвестно почему, менее чем через год Иван приказал постричь ее в монахини под именем инокини Дарьи. Однако на том Иван не остановился, и в тот же день ее постригли в схимонахини, надев на нее схиму - черную груботканую рясу с белым черепом на груди, что означало смерть всех земных радостей для постриженной и одиночество до последнего дня жизни.

Схимонахиню Дарью отвезли в подземную келью, где она и пребывала в одиночестве много лет. После смерти Ивана ее выпустили из подземелья, но она продолжала оставаться в монастыре и скончалась в августе 1626 года, пережив, таким образом, своего венценосного супруга более чем на сорок лет.

Состоялось ли это тайное венчание, неизвестно. Известно только, что свадебный пир был очень веселым и на улицы Москвы были выставлены столы, заполненные хлебом, мясом и рыбой, а также десятки бочек пива и браги.

Однако после брачной ночи Иван вышел из опочивальни скучным, печальным и удрученным.

Лучшие дня

Затем он приказал закладывать санный поезд и ехать в Александровскую слободу. Он привез туда Марию, и на следующий день обитатели Александровской слободы увидели, как из ворот царской усадьбы выехали сани, а в них, опеленутая веревками, лежала, будто спящая, молодая царица.

Лошадь подтащила сани к полынье, пробитой в центре замерзшего пруда, и остановилась.

Из ворот следом выехал царь, а с ним рядом шел какой-то начальный человек и, обращаясь к слободчанам, столпившимся на берегу, громко произнес:

Православные! Ныне узрите, как карает великий государь измену. Князья Долгорукие обманным воровским обычаем повенчали государя с девкой, коя до венца слюбилась с неким злодеем и пришла во храм в скверне блудодеяния, о чем государь не ведал. И за то злое, изменное дело повелел великий государь девку Марийку в пруду утопить!

Использован материал кн.: Вольдемар Балязин Занимательная история России, М. 2001

Четвертая жена Ивана Грозного, Анна Алексеевна , родилась в семье дворянина Алексея Горяинова Колтовского, который значился служилым землевладельцем. Историки склоняются, что дочь его появилась на свет в период с 1554 по 1556 годы. По некоторым источникам, девочка рано лишилась родителей и была взята на воспитание князем Андреем Курбским. В дальнейшем, родственники Анны, включая брата, получили незначительные должности при дворе.

Иван IV Грозный женился на ней весной 1572 года с разрешения духовенства, так как по его утверждениям умершая через две недели после свадьбы третья жена Марфа Васильевна «не успела стать ему женой».

Свадьба

«Злые люди чародейством извели первую супругу мою, Анастасию, - писал в своем обращении царь. - Вторая, Княжна Черкасская, также была отравлена, и в муках, в терзаниях отошла ко Господу. Я ждал немало времени и решился на третий брак, отчасти для нужды телесной, отчасти для детей моих, еще не достигших совершенного возраста: юность их претила мне оставить мир; а жить в мире без жены соблазнительно. Благословенный Митрополитом Кириллом, я долго искал себе невесты, испытывал, наконец, избрал; но зависть, вражда погубили Марфу, только именем Царицу: еще в невестах она лишилась здравия и чрез две недели супружества преставилась девою. В отчаянии, в горести я хотел посвятить себя житию Иноческому; но, видя опять жалкую младость сыновей и Государство в бедствиях, дерзнул на четвертый брак. Ныне, припадая с умилением, молю Святителей о разрешении и благословении», - говорил царь (в пересказе Карамзина).

Высшее духовенство особым приговором, датированным 29 апреля, в виде исключения по государственным соображениям царю разрешил 4-й брак, однако на него наложили 3-летюю епитимью:

«в течение года до Пасхи царю было запрещено входить в храм, причаститься можно было только на Пасху, затем год он должен был стоять в храме с „припадающими“ и год с „верными“, вкушать антидор он мог по праздникам»

Выбор невесты происходил по тому же принципу, что и в предыдущий раз, в пору женитьбы царя на Марфе Собакиной – вновь состоялись смотрины юных дворянок, свезенных в столицу со всех концов России. Анне Колтовской к тому времени было не меньше восемнадцати лет. Сладострастному Ивану IV приглянулась статная девушка, выгодно отличающаяся от четырнадцати-пятнадцатилетних подростков полностью сформировавшейся фигурой.

Точной даты венчания Ивана и Анны в летописях не указано, доподлинно известно только то, что оно состоялось в промежуток с 29 апреля по 1 июня 1572 года.

Брачная жизнь

В первый день лета новобрачные отправились в Новгород с целью обустройства новой резиденции. Это супружество оценивается многими историками, как удачное. Жизнерадостная Анна Алексеевна оказывала существенное влияние на Ивана Грозного, открыто не вмешиваясь в его дела. Царю нравилось проводить время в ее покоях, так как молодая женщина старалась во всем ему угождать и совсем не ревновала.

Создав во дворце безмятежную и веселую атмосферу, четвертая жена смогла отвлечь своего кровожадного мужа от бесконечных казней. Именно эта тактика позволила Анне добиться многого, например, прекратить существование опричнины. На это у нее были причины личного характера: избранник будущей царицы был замучен по указанию царя в Московских застенках. Недолгое время ее правления вошло в российскую историю под названием «бабьего царства».

«А бог даст мне сына с женою моею Анною, и аз его благословляю город Углечь, и Устюжная (…) с волостьми, и с путьми, и с селы, и со всеми пошлинами. А бог даст мне с женою своею с Анною дочерь, и аз её благословляю, даю город Зубцов с волостми, (…) со всеми деревнями и с угодьи. Да благословляю жену свою Анну, даю ей город Ростов, с волостьми, и с путми, и с селы, и со всеми пошлинами, да под Москвою село Алешня, село Болтино, село Астанково, и с приписными деревнями, (…) со всеми деревнями и угодьи» . — Духовная грамота царя Ивана Васильевича).

Опала

Со стороны, успешный брак продлился чуть больше четырех месяцев. По неведомым доселе причинам, царица Анна в сентябре 1572 года была заключена в монастырь, где продолжала свою жизнь в качестве монахини Дарии.

По одной из версий сказалось влияние Малюты Скуратова. По словам Скрынникова:

«В то время Малюта был в зените славы. Очевидно, дело не обошлось без него, и он способствовал разводу. Возможно, его беспокоило стремительное возвышение нового временщика князя Бориса Тулупова.»

Царский Указ.
(Малюта Скуратов)
П. В. Рыженко.

Иночество

Предположительно, постриг четвертой жены Ивана Грозного состоялся в 1574 году в суздальском Покровском монастыре.


Анна Колтовская выразила свое желание перебраться в Воскресный Горицкий монастырь, куда и была направлена в середине 1580-х годов.
С приходом на трон бывшего пасынка, Фёдора I, в 1586 году Анне были пожалованы земли в селе Никольское - Белозерский уезд. Впоследствии Никольское изъяли, а в замен него в 1614 году новый царь, Михаил Федорович выделил ей земли в уезде Устюжны.


С 1604 года монахиня Дария проживала в обнищавшем Тихвинском Введенском монастыре «по обещанию… общину устроить». 14 сентября 1613 года шведы сожгли монастырь и монахиням пришлось скрываться на берегу Царицына озера. Вскоре Дарию и стариц, находящихся при ней, переселили в местечко Устюжна-Железопольская, расположенное между Тихвиным и Горицами. По царской грамоте, она получала «царское жалование годовое - деньги и запасы… из устюженских ис таможенных и ис кабацких доходов, что останетца от пищалей и от стрельцов» .
Столбовский мир со шведами, заключенный в 1617 году, подарил стране спокойствие и Тихвинский Введенский монастырь отстроили заново. С 1624 года Дария участвовала в его восстановлении, будучи игуменьей.


Смерть

Четвертой жены Ивана Грозного, пережившей его более чем на сорок лет, не стало 5 апреля 1626 года. Упокоилась монахиня Дария, в миру Анна Колтовская, в паперти соборной церкви Тихвинского Введенского монастыря.

В 1926 году Введенский монастырь закрыли, гробница не сохранилась.
Согласно последней воле Дарии, большая часть состояния передана на нужды обители, оставшаяся часть поделена между другими храмами. Сестры должны «царицу-иноку Дарью поминать и душу её устроить, написать имя её в повседневные просвиромисалные, и в литейные, и в подстенные сенадики» .

В общей сложности, Анна Алексеевна прожила в монастырских стенах около пятидесяти пяти лет и скончалась во время царствования первого Романова, являвшегося племянником царицы Анастасии Романовны.