Внеклассное мероприятие "символы великой победы". День Победы: история, символы и традиции праздника

9 мая носит название Дня Победы, названого так в честь победы в ВОВ, одержанной народом СССР над нацисткой Германией. На территории бывших союзных государств (на Украине, в Молдавии, Приднестровье, Казахстане и т.д.) этот день, так же, как и в России, является нерабочим.

История

9 мая 1945 года, по окончании войны, длившейся с 41 по 45 год, происходит подписание акта о безоговорочной и полной капитуляции вермахта. В подписании данного акта принимали участие заместитель Верховного главнокомандующего маршал Советского Союза Георгий Жуков, маршал авиации Великобритании А. Теддер, представлявший союзников и начальник штаба верховного главнокомандования генерал-фельдмаршал В. Кейтель от Германии.

По указу Сталина 9 мая объявлено государственным праздником под названием День Победы и стало выходным днем. В первый День Победы радостные люди со слезами на глазах поздравляли друг друга с победой, обнимались и целовались, а вечером 9 мая в Москве прогремел Салют Победы (он стал для СССР самым масштабным - из 1000 орудий дали 30 залпов). Спустя 3 года о войне и Дне Победы приказано забыть: приоритет был отдан восстановлению народного хозяйства, пострадавшего от разрушительной войны. Праздник вернулся только в 1965 году, с наступлением эпохи правления Брежнева - с этого момента вновь громыхали праздничные салюты и проводились парады.

Европа отмечала 9 мая 45 года не менее всенародно - практически в каждом европейском городе звучали поздравления в адрес обычных людей и солдат. В Лондоне граждане удостоились поздравлений от короля и королевы.

Символы и традиции праздника

  • Возложение цветов и венков на мемориальных памятниках и кладбищах. К местам памяти солдат ВОВ, погибшим в боях за свою Родину приносят цветы и взрослые, и дети. Президент и премьер-министр России также возлагают цветы к могиле неизвестного солдата в Москве.
  • Минута молчания. Ежегодно в память о погибших объявляется минута молчания - это дань уважения каждому, кто не пережил тех страшных лет.
  • Георгиевская лента. Это двухцветная лента, включающая в себя черный и оранжевый цвета. Черный символизирует дым, оранжевый же - символ пламени. Раньше такими лентами украшали ордена солдат, а сегодня появилась традиция повязывать ленточку на одежду, выражая тем самым уважение героям ВОВ, живым и мертвым.
  • В качестве символа праздника можно купить подарочные медали .

Самыми главными действующими лицами Дня Победы являются ветераны. 9 мая их поздравляют, дарят цветы, выражают слова благодарности за то, что они освободили мир от фашизма и отстояли нашу землю. Ветеранов приглашают на парады, праздничные мероприятия и салют.

Точнее, правда о ней. Короче — разгребаем ту кашу, которую развели лгуны и демагоги.

На днях человек, причисляющий себя к коммунистам, бросил мне упрёк: «Вы подменили символы Победы своей ленточкой, а теперь хотите чтобы соседи присягали этой фальшивке» — сказано было по поводу .

И привёл как доказательство образцовое выступление Невзорова, которое можно считать квинтэссенцией всей лжи по этому поводу. Ниже сам отрывок записи и текст, а полную версию можно почитать и посмотреть :

«Определение той ленточки, которую привязывают на себя люди 9 мая как «колорадской» , по цвету расцветки колорадского жука, дал действительно когда-то я в эфире «Пятого канала». Я ничего не имею естественно против 9 мая. Но если Вы так серьёзно к этому относитесь, если это для Вас крайне существенно, то Вы должны быть предельно аккуратны и серьёзны, в том числе и в символике .

Георгиевская ленточка, была не известна в Советской Армии . Орден Славы был учреждён только в 43 году, особой популярностью, даже известностью на фронте не пользовался , у награды должен быть некий исторический путь, чтобы она стала популярной и известной, и как раз наоборот генерал Шкуро, генерал Власов, многие высшие чины СС поддерживали культ георгиевской ленты . Это была лента и власовцев, и высших чинов СС.

Поймите, как бы мы не относились к советскому государству, но цвет победы, и надо к этому относиться спокойно и мужественно, цвет победы - красный . Красного цвета было поднято знамя над Рейхстагом , под красными знамёнами шли люди в Отечественную войну, не под какими другими. И тот, кто внимательно и с болью относится к этому празднику, вероятно, должен быть точен и в соблюдении этой символики тоже».

А теперь давайте разбирать эту брехню. Кстати, Александру Глебовичу можно сказать «спасибо» за то, что он так кратко и толково суммировал почти все основные передёргивания, недомолвки и откровенное враньё по поводу георгиевской ленточки.

И я знаю, конечно, что в советской системе наград и знаков не было понятия «георгиевская лента».

Но хочется ли нам каждый раз окунаться в дебри фалеристики вроде: «лента представляет собой шелковую репсовую муаровую ленту золотисто-оранжевого цвета с нанесенными на ней тремя продольными черными полосами с выпушкой шириной 1 мм»?

Поэтому для простоты изложения давайте будем её условно называть «георгиевская лента» — ведь всем же понятно, о чём мы говорим? Итак…

Символ победы

Вопрос : когда это у вас георгиевская лента успела стать символом Победы?

Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»

Выглядело это так:

и вот так:


Советские морские гвардейцы на параде Победы


Гвардейская лента на марке почты СССР (1973 год !!!)

и, например, вот так:


Гвардейская лента на Гвардейском военно-морском флаге эсминца «Гремящий»

Орден славы

А.НЕВЗОРОВ:
Друг мой Минаев, не забывай про мою бывшую профессию. Я же все-таки когда-то был репортером. То есть я обязан быть абсолютно бесстыж и беспринципен.
И ещё:
С.МИНАЕВ:
Слушай, это потрясающе, потому что ты совершенно цинично отвечаешь на вопросы, вокруг которых обычно все начинают ковырять подушечки пальцев и говорить, что просто такое время было.

А.НЕВЗОРОВ:
Да не было такого времени. Мы все сидели в той или иной степени на золотых цепях у разных олигархов, нами хвастались, нас перекупали. Мы старались свалить, унеся с собой, по возможности, золотую цепь.

И наконец чтобы расставить все точки над «i» - ещё одна цитата:
«Та берендеева избушка, которую построили на развалинах моей родины, никакой святыней для меня не является»
Поэтому, слушая рассуждения об орденах, о славе, о войне и подвигах, о колорадских жуках и «серьёзном отношении к символике» — не забывайте (просто ради объективности) КТО ИМЕННО обо всём этом рассуждает.

«Власовская ленточка»

Как многие вдохновенные вруны, Невзоров, ища цифры для подтверждения своих спекуляций, забыл о здравом смысле.

Он сам же сказал, что орден Славы был учреждён в 1943 году. А гвардейская лента — и того раньше, летом 42-го. А так называемая «Русская освободительная армия» только официально была учреждена полгода спустя, и действовала преимущественно в 43-44 годах, при этом официально подчиняясь Третьему рейху.

Вот скажите, вы можете себе представить, чтобы официальные военные ордена и знаки отличия Вермахта совпадали с наградами армии противника? Чтобы немецкие генералы создавали воинские подразделения и официально закрепляли использование в них знаков отличия Советской армии?

Достоверно известно, что «Русская освободительная армия» воевала под триколором, а в качестве символики использовала некую пародию на Андреевский флаг.

Сухопутный флот в степях Украины оказался, как видите, совсем не анекдотом… :)

А выглядело это вот так:

И на этом всё. Награды они получали от германского Вермахта согласно установленному им же регламенту.

Орден Отечественной войны

За время войны этим орденом были награждены 1,276 миллиона человек , в том числе около 350 тыс. — орденом I степени.

Вдумайтесь: тоже более миллиона! Неудивительно, что он стал одним из наиболее популярных и узнаваемых символов Победы. Именно этот орден — вместе с орденом Славы и медалью «За победу» видели почти всегда на вернувшихся с войны фронтовиках.

Именно с ним вернули (впервые за время советской власти!) ордена разных степеней: орден Отечественной войны (I и II степени) и позже — орден Славы (I, II и III степени), о котором уже шла речь.


Орден «Победа»

Название говорящее. И почему он стал одним из символов победы потом, после 45-го года, тоже понятно. Одним из трёх главных символов.


Его лента сочетает в себе цвета 6 других советских орденов, разделённые белыми промежутками шириной в полмиллиметра:


  • Оранжевый с чёрным посередине — орден Славы (по краям ленты; те самые ненавистные Невзорову и некоторым современным «коммунистам» цвета )

  • Голубой — орден Богдана Хмельницкого

  • Тёмно-красный (бордо) — орден Александра Невского

  • Тёмно-синий — орден Кутузова

  • Зелёный — орден Суворова

  • Красный (центральная секция), шириной 15 мм — орден Ленина (высшая награда в Советском Союзе, если кто не помнит)

Напомню исторический факт, что первым этот орден получил маршал Жуков (был дважды кавалером этого ордена), второй достался Василевскому (также был дважды кавалером этого ордена), а у Сталина был только №3.

Сегодня, когда любят попереписывать историю, не вредно будет вспомнить, с каким уважением хранятся за границей эти ордена, которыми были награждены союзники:


  • Награда Эйзенхауэра находится в Мемориальной библиотеке 34-го Президента США в его родном городе Абилин (штат Канзас);

  • Награда маршала Тито экспонируется в музее «25 мая» в Белграде (Сербия);

  • Награда фельдмаршала Монтгомери экспонируется в Имперском военном музее в Лондоне;

Формулировку для награждения из статута ордена вы можете оценить сами:
«Орденом «Победа», как высшим военным орденом, награждаются лица высшего командного состава Красной Армии за успешное проведение таких боевых операций в масштабе нескольких или одного фронта, в результате которых в корне меняется обстановка в пользу Красной Армии».
Символы победы

А теперь давайте делать простые как три копейки и очевидные выводы.

С фронта возвращаются домой десятки миллионов солдат. Какой-то там процент старших офицеров, чуть больше — младшего командного состава, но в основном — рядовые и сержанты.

Медаль «За Победу» вообще у всех. Ордена Славы — у многих, причём у некоторых ещё и по 2-3 степени. Понятно, полных кавалеров чествуют особо, именно их портреты в прессе и на встречах, концертах и прочих массовых мероприятиях — там они тоже при всех своих орденах.

Флотские гвардейцы тоже, естественно, с гордостью носят свои знаки отличия. Мол, не лыком шиты — гвардия!

Ну и что, скажите на милость, удивительного, что главными, наиболее популярными и узнаваемыми становятся три символа: орден «Победа», орден «Отечественная война» и георгиевская лента?

Кого там не устраивает георгиевская лента на сегодняшних плакатах? Ну давайте все сюда, будем смотреть советские. Будем смотреть, как «подменили историю».

«Дошли!»

Один из самых известных плакатов. Нарисован вскоре после Победы. И уже там содержится символика этой Победы. Была небольшая предыстория .

В 1944 году Леонид Голованов на своем плакате «Дойдем до Берлина!» изобразил смеющегося воина. Прототипом улыбающегося богатыря на марше стал реальный герой - снайпер Голосов, фронтовые портреты которого легли в основу знаменитого листа.

А в 1945 появился уже легендарный «Красной Армии - Слава!», в левом верхнем углу которого цитируется предыдущая работа художника:

Итак, вот они — подлинные символы Победы. На легендарном плакате.

На правой стороне груди красноармейца — орден Отечественной войны.

Слева — орден Славы («непопулярный», ага), медаль «За победу» (с такой же георгиевской ленточкой на колодке) и медаль «За взятие Берлина».

Этот плакат знала вся страна! Его узнают до сих пор. Популярнее него, пожалуй, только «Родина-мать зовёт!» Ираклия Тоидзе.

Сейчас кто-нибудь скажет: «Плакат нарисовать нетрудно, а в жизни было не так». Хорошо, вот вам «в жизни»

Иванов, Виктор Сергеевич. Фото 1945 года.

Вот другой плакат. Чем окантована звезда?

Ладно, это конец 70-ых, кто-то скажет, что не труЪ. Возьмём что-нибудь сталинских лет:

Ну что? «Власовская ленточка» , да? При Сталине? Серьёзно?!!

Как там Невзоров врал-то? «Ленточка была не известна в Советской Армии».

Ну что же, мы видим, как она «была не известна». Уже при Сталине стала и символом Красной армии, и символом Победы.

А вот из брежневской эпохи плакат:

Что там на груди у бойца? Один лишь только «не пользовавшийся популярностью и даже мало известный орден», насколько я вижу. И ничего более . Между прочим, этим подчёркивается, что боец -- рядовой. Нет культа "командиров", это был подвиг народа.
(Кстати, большинство плакатов кликабельно).

А вот ещё один, к 25-летнему юбилею Победы. 1970-ый год прописан на плакате:

А славная дата написана «не известной в Советской армии ленточкой», которая «не является символом Победы».

Ты погляди, что творится! Наша нынешняя власть-то какова! И до 1945-го года дотянулась, и в 60-ые годы свои «фальшивки» подсунула, и в 70-ые!

И вот опять они за своё! Снова «их» ленточка:

«Открытка СССР на 9 Мая
"9 Мая - День Победы"
Издательство "Планета". Фото Е. Савалов, 1974 год .
Орден Отечественной войны II степени»

И вот снова очередная:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2

р.п. Красные Баки

Внеклассное мероприятие:

«Символы Великой Победы»

Составила: Байдакова В.В.,

учитель начальных классов

МАОУ СОШ №2 р.п. Красные Баки

Красные Баки

2015год

«Символы Великой Победы»

Возраст: 7-8 лет.

Регламент мероприятия: 35-40 минут.

Пояснительная записка: тема Великой Отечественной войны наиболее актуальна сегодня, в канун 70-летия со Дня Победы. Дети младшего школьного возраста мало информированы о событиях того времени, у них недостаточно развито чувство патриотизма.

Мероприятие составлено на основе материалов, собранных в ходе исследовательской деятельности учащихся, с использованием технологии коллективного сотрудничества, новейших компьютерных технологий, которые делают информацию наиболее доступной для восприятия и усвоения младшими школьниками.

Данная разработка – это этап, который подвигнет детей на продолжение исследовательской работы, чтению произведений о Великой Отечественной войне.

Цель: познакомить с символами Великой Победы и изготовить праздничную открытку с использованием этих символов.

Задачи:

    обучающие: расширять знания обучающихся о Великой Отечественной войне, о символах Победы;

    развивающие: развивать умения и навыки поиска нужной информации, развивать коммуникативные навыки, речь;

    воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, сочувствие и уважение к пожилым людям, прививать любовь к Родине.

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

Обучающийся получит возможность для формирования:

    внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

    компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

    принимать и сохранять учебную задачу;

    планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

    различать способ и результат действия;

    осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату.

    проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

    преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

    осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в открытом информационном пространстве, в т. ч. контролируемом пространстве интернета;

    строить сообщения в устной и письменной форме;

    строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственные связи;

    подводить анализируемые события под понятия разного уровня обобщения (мир, государство, область, район, посёлок).

Обучающийся получит возможность научиться:

    находить, фиксировать и обрабатывать информацию о родном крае с помощью инструментов ИКТ;

    строить рассуждение, включая установление причинно-следственных связей;

    осуществлять логические операции анализа, синтеза, сравнения и классификации изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

    строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

    адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

    аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

    задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

    осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

Оборудование:

    компьютер;

    интерактивный комплект «SMART »;

    аудио и видео ресурсы (песни - «Бери шинель», «День Победы»; видео – видеосюжет о Вов, «Бессмертный полк» в Краснобаковском районе, салют 9 мая на Красной площади , смена караула у вечного огня);

    документ-камера.

Предварительная подготовка:

    педагог:

    консультируется с учителями истории;

    составляет презентацию в программе «SMART Notebook 10»;

    подбирает раздаточный материал для коллективно-творческой работы детей в группах;

    готовит оформление помещения;

    координирует работу ребят в группах, помогает работать с информацией, консультирует и помогает подготовить выступление групп;

    ученики:

    объединяются в группы (5 групп по 4-5 человек);

    в группах подбирают информацию по одному из символов Великой Победы (по выбору учащихся);

    готовят доклады по материалам проекта;

    разучивают стихотворения о Великой Отечественной войне;

    подбирают открытки для организации выставки «Открытки к празднику Победы»;

    родители:

    • оказывают помощь детям в сборе информации о символах Великой Победы, подготовке докладов, разучивании песен и стихотворений;

Педагогическое сотрудничество:

    библиотекарь:

    подбирает стихотворения на военную тематику;

    музыкальный работник:

    организует музыкальное сопровождение;

    работник районного краеведческого музея:

    проводит экскурсию на тему: «70 лет Победы»;

    старшеклассники (2 человека):

    готовят выступление о Ф.Ф. Синявине.

Хронометраж мероприятия.

    Оргмомент – 1 мин.

    Основная часть – 28 мин.

    Беседа по теме – 8 мин.

    Сообщения групп – 20 мин.

    Коллективно-творческая работа – 8 мин.

    Заключение, рефлексия – 3 мин.

Ход мероприятия:

    Оргмомент.

Дети сидят в классе в группах за партами.

1 слайд (Звучит музыкальная заставка (песня «Бери шинель» в исполнении Бориса Иванова).

Учитель: Дорогие ребята! Сегодня мы собрались здесь в канун знаменательной даты... Ровно 70 лет назад наш народ одержал победу в Великой Отечественной войне над фашистской Германией.

2 слайд

    Основная часть.

    Беседа по теме.

Учитель: Недавно мы с вами посетили районный краеведческий музей. Вы многое узнали о Великой Отечественной войне.

3 слайд

Учитель: Скажите, когда началась Великая Отечественная война?

4 слайд

Учитель: Сколько лет она продолжалась?

Дети: 4 года.

Учитель: Правильно ребята. Ровно 1418 дней и ночей вёл наш народ освободительную войну.

Учитель: Почему эта война называется Отечественной?

Дети: Все люди встали на защиту своей страны.

Учитель: Все жители нашей огромной страны: мужчины, женщины, старики и даже дети, встали на защиту Родины. За каждый город, улицу, дом – наши солдаты, не жалея жизни, вели бои, чтобы освободить землю от ненавистного врага.

Учитель: Ребята, когда закончилась война?

5 слайд

Учитель: 9 мая 1945 года пришла долгожданная победа. Сегодня наше внеклассное мероприятие «Символы Великой Победы» мы посвящаем этой светлой дате.

6 слайд (видео зарисовки времен Вов).

Учитель: Ребята, мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны всё помнить...

Дети читают стихотворение Р. Рождественского «Помните»:

Ученик 1:

Помните!
Через века, через года –

Помните!
О тех, кто уже не придёт никогда –

Помните!

Ученик 2:
Мечту пронесите через года

И жизнью наполните!
Но тех, кто уже не придёт никогда, - пожалуйста,

Помните!

Учитель: Каждый год 9 Мая проходят парады по всей стране. Люди собираются на главных площадях городов, сёл, поздравляют ветеранов, чтят память погибших.

7 слайд (Видеосюжет «Бессмертный полк». Красные Баки. 9 мая 2014г.)

Учитель: С 2014 года в нашей стране проводится акция «Бессмертный полк», цель которой - сохранение народной памяти об участниках Великой Отечественной войны. Те ребята, чьи прадедушки и прабабушки воевали, примут участие в этой акции.

(Учащиеся выстраиваются с портретами ветеранов).

2 ученика рассказывают о своих прадедушках – участниках Великой Отечественной войны.

Ученик 1:

Моего прадедушку звали Хренов Алексей Матвеевич. Он воевал на Сталинградском и Кубанском фронтах. На одном из них получил ранение в ногу и долго лечился в госпитале. Прадедушка был награжден «Орденом Отечественной войны» и многими медалями.

Ученик 2:

Мой прадедушка, ветеран Великой Отечественной войны - Куницын Борис Дмитриевич. Он был участником боевых действий на Волховском, Беларусском фронтах, участвовал в освобождении Польши. Был 4 раза ранен. Награжден боевыми и юбилейными наградами.

Учитель:

Сегодня рядом с нами живут те, кто страшные военные события видел своими глазами. Они нуждаются в нашем внимании и заботе. С каждым годом их остается все меньше. Что мы с вами можем сделать для них накануне Великого праздника?

Дети: Помочь по хозяйству, пригласить на парад, сказать слова благодарности за Победу, подарить цветы, сделать поздравительную открытку.

Учитель: Я согласна с вами. Для того, чтобы мы с вами смогли сделать открытку, нам нужно познакомиться с символами Великой Победы. Цель нашего мероприятия узнать о символах победы и каждой группе сделать открытку для ветерана.

8слайд

Учитель: Посмотрите на поздравительные открытки, выставленные на стенде. Какие символы использовали художники для создания открыток? (Парад Победы, памятник неизвестному солдату, знамя Победы, георгиевскую ленточку, звезду героя, вечный огонь, салют, цветы.)

Каждая группа находила информацию о символе Победы и сейчас расскажет нам о нем.

    Отчет групп

Представленный материал является примерным, учитель координирует подготовку выступлений групп, но ребята могут представить свой материал по данному символу.

1 группа

9 слайд

Георгиевская лента - это двухцветная черно-оранжевая лента, которая получила свое название от ордена Святого Георгия - покровителя русского воинства. Цвета ленты глубоко символичны. Одни считают, что черные и оранжевые полосы обозначают дым и пламя на полях сражений, отражая отвагу и доблесть воинов, проявленные в боях, вечную славу. Это цвета Российского герба: черный орел и золотая корона, считают другие.

Ленточка стала символом праздника, памяти и уважения к ветеранам и героям, павшим в боях за Родину.

Учитель: Давайте и мы прикрепим к груди Георгиевскую ленточку и продолжим эту эстафету.

Старшеклассники помогают детям прикрепить к одежде ленточки (группа совместно с родителями готовит заранее).

(Музыкальное сопровождение минусовка «День Победы» – музыка Давида Тухманова, слова Владимира Харитонова )

Дети читают стихотворение Татьяны Папантонио «Георгиевская ленточка»:

Ученик 1:

В майский праздник ленту повяжу,-

Этот символ от Победы.

Я Отечеством своим горжусь,

Подарили мир отцы и деды.

Ученик 2:

Чёрный цвет напомнит дым войны,

А оранжевый – огонь и пламя.

В наши дни есть счастье у весны-

Небо мирное сейчас над нами.

2 группа.

10 слайд

Вечный огонь был зажженв 1967 году в Москвена могиле Неизвестного солдата в память о тех, кто не вернулся с полей сражений. Огонь вырывается из середины бронзовой звезды, размещенной в центре черного квадрата. У Вечного огня на Могиле Неизвестного солдата установлен постоянный пост почетного караула из состава Президентского полка. Вечный огонь горит в больших парках крупных городов. Каждый год на 9 мая во время празднования “Дня Победы” на мемориал возлагаются цветы.

11 слайд (видеоролик: смена караула у вечного огня).

Ученик читает стихотворение Максима Дримлинга «Вечный огонь»:

«Вечный огонь» на ветру встрепенулся –
Память о тех, кто с войны не вернулся.
Люди приходят к нему поклониться
И о погибших в боях помолиться.

3 группа.

12 слайд

Салют – торжественное приветствие во время праздников или военных парадов. Это символ победы, радости, успеха, праздника. Салют, изображаемый на открытках к 9 мая, символизирует разорвавшийся в небе снаряд . Первый праздничный салют был дан в Москве 5 августа 1943 года в честь войск, освободивших города Орел и Белгород.

13 слайд ( Видеосюжет салюта 9 мая на Красной площади ).

Дети читают стихотворение Н. Ивановой «Что за праздник?».

Ученик 1:

В небе праздничный салют,
Фейерверки там и тут.
Поздравляет вся страна
Славных ветеранов.
Ученик 2:

А цветущая весна,
Дарит им тюльпаны,
Дарит белую сирень.
Что за славный майский день?

4 группа.

14 слайд

Символами победного мая можно назвать сирень и гвоздику.

Сирень считается символом Победы. Именно сирень дарили девушки воинам – победителям. Букетами сирени встречали на станциях поезда с возвращающимися из Берлина войсками. Это самый популярный цветок Победного мая.

Красная гвоздика - является символом невинно пролитой крови в годы Великой Отечественной войны. Гвоздики говорят о восхищении человеком, о том, что мы всегда будем помнить его. В России этот цветок также всегда считался символом героев. На протяжении всего послевоенного времени именно гвоздики вручали героям войны 9 мая.

Ученик читает стихотворение Елены Буториной « Гвоздики росами искрятся в День Победы...»:

Гвоздики красные – как наши ветераны!!!
Что не сгибаются под тяжестью судьбы
И не сдаются никогда на поле брани!!!
«Цветы огня»! «Цветы любви»! «Цветы борьбы»!

5 группа.

15 слайд

«Золотая звезда» - это опознавательный знак вооруженных сил государства. Он необходим для того, чтобы издалека отличать своих бойцов и технику от вражеских. Высшей боевой наградой во время Великой Отечественной войны была медаль «Золотая Звезда». Она вручалась Героям Советского союза. Более 11 тысяч воинов армии и флота получили это высокое звание.

Учитель: Звание Героя Советского союза получил и наш с вами земляк – краснобаковец Фёдор Фёдорович Синявин. В честь него была названа улица, на которой находится наша школа.

16 слайд

О его подвиге вам расскажут старшеклассники.

Старшеклассник 1: Я иду по улице Синявина...

До войны ведь не было такой.

А дома! Дома, какие славные!

А какие дали за рекой!..

Старшеклассник 2: Фёдор Фёдорович Синявин ушёл на фронт на шестой день войны и воевал на Волховском фронте. В одном из первых боёв рота Ф.Ф.Синявина 8 часов отбивала атаки двух батальонов гитлеровцев. Синявин был 6 раз ранен, но продолжал вести огонь из пулемёта. Ему удалось уничтожить около 300 врагов. Фёдор Фёдорович пал смертью храбрых в начале 1942 года, защищая Ленинград.

Старшеклассник 1:

Ф.Ф. Синявину было присвоено самое высокое звание Героя Советского Союза и вручена медаль «Звезда героя» посмертно.

Учитель: Молодцы, ребята! Вы провели большую исследовательскую работу и подобрали материал о символах Дня Победы. И сейчас мы приступим с вами к практической части нашей работы – изготовлению открытки.

2 – 3 ученика работают на доске «SMART Board » и составляют открытку.

17 слайд

    Коллективно – творческая работа детей.

Дети в группах выполняют аппликацию из готовых элементов (георгиевская ленточка, вечный огонь, ветвь сирени, гвоздика, салют, звезда героя). Вклеивают поздравление ветеранам.

Учитель: Сейчас группы покажут, какие у них получились открытки.

Каждая группа показывает открытку и читает поздравление. Учитель проецирует открытку на интерактивную доску с помощью документ - камеры. В итоге на интерактивной доске высвечиваются открытки всех групп.

    Заключение.

Учитель: Ребята, вы большие молодцы! Хочется сказать огромное спасибо вам и ваших родителям, старшеклассникам, всем тем, кто помог нам провести это мероприятие. Открытки, которые мы с вами изготовили, мы сможем подарить ветеранам, которые придут на парад Победы 9 мая. Им будет очень приятно получить подарок, сделанный своими руками. Ведь самое главное для них сейчас – наша забота и внимание.

Рефлексия (работает система голосования)

Учитель:

Возьмите пульты в руки и нажмите кнопку с буквой «А», если ваш ответ «да» и кнопку с буквой «Б», если ваш ответ «нет».

1.Понравилось ли вам сегодняшнее мероприятие?

2. Понравилось ли вам работать в группах?

3. Хотели ли бы вы продолжить исследовательскую деятельность и найти информацию о других символах Победы?

18 слайд

Учитель:

Пусть в мире вечно любовь сияет,

Цветет без страха весенний сад!

И пусть вовеки никто не узнает

Дороги военной из рая в ад.

Пусть помнят люди большой Вселенной,

Пусть знают от взрослых дети,

Мерой какой заплатили бесценной.

За счастье и мир на планете.

Список литературы

    Великая Отечественная война: 1941-1945: Энциклопе­дия для школьников / Сост. И. А. Дамаскин, П. А. Кошель; Вступит, статья О. А. Ржешевского.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000

    Герои Советского Союза – горьковчане. Волго-Вятское книжное издательство. Горький. 1972 год. gk-gorchakov.ru .

Приложение.

Стихи на открытку.

Спасибо за Великую Победу!
За небо с миром, что над головой!
Спасибо вам за светлую Победу,
За веру, что несете нам с собой!

***

В день Победы хотим пожелать
Позабыть обо всех ненастьях -
В добром здравии годы встречать,
Если плакать - то только от счастья!

В юбилей великой той Победы
Мы пожелать вам искренне хотим
Здоровья крепкого, чтоб обходили беды,
Мы вам за всё «спасибо» говорим!

Пусть Ваше небо чистым будет,
Не гаснет радостей звезда.
И грохот танков и орудий
Уйдёт из жизни навсегда.



***

Спасибо скажем всей душой
Вам в день Победы, ветераны,
На сердце будет пусть покой,
И жизнь излечит ваши раны!

Что является символами праздника Победы - 9 Мая? Праздник победы Советской армии и советского народа над нацистской Германией в Великой Отечественной войне широко празднуется на территории всей России. День Победы, установленный указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1945 года, отмечается 9 Мая каждого года. Приморцы, как и жители всей страны, ассоциируют День Победы с парадом, демонстрацией, салютом, фронтовой кашей и другими символами. РИА PrimaMedia подготовило обзор памятных вещей, без которых невозможно представить этот День.

Георгиевская лента

Георгиевская лента - биколор оранжевого и черного цветов - ведет свою историю от ленты к солдатскому ордену Святого Георгия Победоносца, учрежденного 26 ноября 1769 императрицей Екатериной II. Эта лента с небольшими изменениями вошла в наградную систему СССР как "Гвардейская лента" - знак особого отличия солдата. Ею обтянута колодка почетного "солдатского" ордена Славы.

В этом году акции "Георгиевская лента" исполнилось 10 лет. Акция была задумана и осуществлена в год 60-летия Победы. Черно-оранжевые ленточки стали символом памяти о Победе в Великой Отечественной войне, знаком вечной признательности ветеранам, освободившим мир от фашизма.

В этом году с 5 по 9 Мая во Владивостоке волонтеры раздают ленты всем желающим в торговых центрах и других общественных местах. Всего жителям приморской столицы планируется раздать около 70 тысяч Георгиевских лент.

Фронтовая каша

Солдатская каша – это каша из крупы, овощей и мяса. Крупа: гречневая, перловая или пшено. Овощи: лук, морковь. Мясо, как правило, тушенка. Каша проста в приготовлении, готовится из доступных продуктов и получается питательной, сытной.

В годы войны ее готовили в полевой кухне КП-130. Она представляет собой мобильную передвижную кухню, рассчитанную на 130 человек. Приготовление пищи можно производить как стационарно в полевых условиях (с шасси и без него), так и находясь в движении (на шасси).

9 Мая во Владивостоке повара Тихоокеанского флота приготовят более 200 кг солдатской каши. Около тысячи человек смогут отведать каши. Она будет приготовлена из гречневой крупы и тушенки.На ее приготовление понадобится 100 кг гречки, 100 кг тушенки, 10 кг сливочного масла и 20 кг лука.Две полевые кухни с солдатской кашей будут размещены в сквере возле Триумфальной арки, за Домом офицеров флота. В каждой будет приготовлено по 120 кг.

Наркомовские сто грамм

Наркомовские (фронтовые) сто грамм - неофициальный термин, имевший хождение в 1940-х годах в период ведения Красной Армией боевых действий, которым обозначали норму выдачи алкоголя (водки) военнослужащим.

Еще в январе 1940 года во время Советско-финской войны народный комиссар обороны К.Е. Ворошилов обратился к И.В. Сталину с просьбой выдавать бойцам и командирам РККА по 100 грамм водки и 50 грамм сала в день ввиду тяжелых погодных условий.

В ходе Великой Отечественной войны водку в войсках начали выдавать уже в июле 1941 года, хотя официальное постановление Государственного комитета обороны (ГКО) под грифом "секретно" И. В. Сталин подписал только в августе:

Постановление от 22 августа 1941 года № ГКО-562с "О введении водки на снабжение в действующей Красной Армии". Установить, начиная с 1 сентября 1941 года, выдачу 40° водки в количестве 100 грамм в день на человека красноармейцу и начальствующему составу войск первой линии действующей армии. Председатель Государственного Комитета Обороны И. Сталин.

Отмена выдачи водки в армии произошла в мае 1945 года после победы над Германией.

Красные гвоздики

С самого детства 9 Мая ассоциируется у многих с красной гвоздикой. Красная гвоздика является символом пролитой крови, поэтому ее так много именно в День Победы, ведь это еще и день памяти всех погибших. Красный цвет - цвет знамени непобедимой Красной армии. Гвоздики также символизируют фрагменты салюта.

На протяжении всего послевоенного времени именно гвоздики вручали героям войны 9 Мая. Поэтому для них нет цветов "роднее" этих, потому как эти обычные на первый взгляд цветы несут в себе определенный смысл, являясь своеобразным напоминанием о молодости, о тех мгновениях радости в день долгожданной Победы.

Вечный огонь

Первый в СССР "Вечный огонь" был зажжен в поселке Первомайский Щекинского района Тульской области 6 мая 1955 годa в память о павших в Великой отечественной войне. Однако, действительно Вечным его назвать нельзя, так как его горение регулярно прекращалось. Первым по-настоящему Вечным (никогда не прекращавшем свое горение) огнем стал в СССР на Марсовом поле в Ленинграде (6 ноября 1957 года).

Во Владивостоке Вечный, постоянно горящий, огонь, символизирующий вечную память расположен у мемориала "Боевая Слава ТОФ". В торжественные дни горожане возлагают к нему цветы.

Парад

Ныне привычные атрибуты праздника появились не за один день. К примеру, за первые 20 послевоенных лет был проведен лишь один парад в честь Победы - 24 июня 1945 год. На протяжении этих 20 лет праздничные мероприятия ограничивались, по большей части, салютом, однако вся страна, вместе с ветеранами минувшей войны, отмечала День Победы, невзирая на отсутствие официального выходного.

Во Владивостоке также долгое время не было парада. Однако 9 мая 1945 года горожане вместе со всей страной вышли праздновать окончание Великой Отечественной войны.

Салют

День Победы сложно представить без торжественного салюта. Традиционно небо над Владивостоком окрасится разноцветными огнями в 22.00. Салютовать будут сразу с нескольких точек: площадь Борцов Революции, остров Русский, поселок Трудовое. А военные дадут несколько залпов в районе набережной Спортивная гавань.

В 2015 году на Художественном совете мэрии города Новосибирска, членом которого я являюсь, обсуждался новосибирский брендбук празднования Дня Победы. Круглая дата. Наряду с федеральной символикой белого голубя на голубом небе, Новосибирск был готов предложить свою.

Муниципальный брендбук внушал уважение: цифровое изображение семидесятилетия, цветок Победы, дерево Победы, лозунг... Дизайн был на высоте. Но что-то вызывало чувство дисгармонии. Собираясь на заседание Художественного совета, я стала вникать в смыслы....

В новосибирском брендбуке в качестве цветка Победы преподносился гибрид тюльпана и мака, а в качестве дерева - плакучая ива. Открыла значение слов: тюльпан - «бесчеловечная казнь времён войны в Афганистане», самый распространённый цветок турецкой орнаменталистики, символ Турции.... Мак - европейской символ памяти погибших в Первой мировой войне, цветок, который в качестве символа праздника Победы, но не в нашей общей Великой Отечественной, а во второй мировой войне, стал использовать порошенковский Киев. Мак был использован намеренно, чтобы придать празднику иные смыслы. Не смогла вспомнить, где я видела в Новосибирске ту плакучую иву, ставшую новосибирским символом Победы..

Так получилось, что со студентами мы как раз определяли темы исследовательских докладов на ежегодную научную студенческую конференцию. Почему бы не проанализировать символику 9 мая? Достаточно быстро пришла идея, как это сделать. Конечно же, - открытки! Старые открытки к 9 мая.

Первый плакат с праздником Победы

Открытки с праздником Победы появились достаточно поздно, массово стали выпускаться к 20-летию Победы. Основа открыточной символики была заложена плакатами Победы. Пошла в букинистический отдел антикварного магазина, скупила все имеющиеся победные открытки. Среди них были открытки 60-х, 70-х годов, последние советские доперестроечные - середины 80-х. Принесла их студентам.

Неожиданно интересными оказались рукописные строчки на обратной стороне открыток: пионеры пишут ветерану, пишут боевые товарищи, ещё все живы. Но в то же время пронзительно ощущалось изменение слога, обращения, построения фразы, жизненных приоритетов.

Потом пытались купить современные открытки. Оказывается, они появляются в киосках только после Пасхи и продаются менее месяца. Небогат их выбор. Вместе с советской символикой ушло содержание. Стилистика открыток изменилась так же, как изменился контекст фильма «Анна Каренина» с Елизаветой Боярской по сравнению с фильмом с Татьяной Самойловой в главной роли.

Итоги студенческого анализа были предопределены. Старые почтовые карточки однозначно свидетельствовали о выстраданных лозунгах и символике Победы. Главным достижением студентов, я считаю, оригинальное осмысление материалов, а также не менее оригинальную эмоциональную подачу презентационного доклада по итогам исследования. Могу сказать, что в нашей преподавательской аудитории, после завершения доклада повисла незапланированная минута молчания...






Название

Размеры, мм

Издательство, город

Год издательства

«СССР Победа

Худ. Н. Захаржевский

«Советский художник»,

«С праздником ПОБЕДЫ!»

Худ. А. Самсонов

«Советский художник»,

«Поздравляю!»

Худ. Д.Зюзьков

«Советский художник», Москва

«С праздником!»

Худ. Е. Ларичев

Худ. А. Любезнов

«С праздником!»

Худ. В.Козловский

«Изобразительное искусство», Москва

ДЕНЬ ПОБЕДЫ»

Фото Е. Савалова, ред. И. Печерский

«Планета», Москва

«Слава народу-победителю!»

Худ. Л. Клопов

«Изобразительное искусство», Москва

С ДНЕМ ПОБЕДЫ!»

Худ. А. Любезнов

«Плакат», Москва

«С ПРАЗДНИКОМ ПОБЕДЫ!»

Худ. И. Дергилёв

Издание Министерства связи СССР, Москва

Худ. А. Адашев

Издание Министерства связи СССР, Москва

«С ПРАЗДНИКОМ ПОБЕДЫ!»

Худ. С. Казанцев

Издание Министерства связи СССР, Москва

«Победа»

Худ. В. Воронин

«Плакат», Москва

Худ. Е. Квавадзе

«Плакат», Москва

Худ. В. Киреев

«Плакат», Москва

«З СВЯТОМ ПРЕМОГИ!»

Худ. В. Гренько, фото Р. Якименко

«Радянсвка Украiна», Киiв

Худ. И. Дергилёв

Издание Министерства связи СССР, Москва

«С праздником!»

Худ. А. Любезнов

«Плакат», Москва

«С праздником!»

Худ. Э. Мильчаков

«Плакат», Москва

Худ. Д. Черняев

«Плакат», Москва

«С праздником!»

Худ. Г. Ренков

Издание Министерства связи СССР, Москва

«С праздником победы!»

Худ. А. Маркин

«Плакат», Москва

Худ. В. Бельтюков

«Советский художник», Калинин

Худ. О. Коняшин

«Советский художник», Калинин

Худ. Е. Дергилёва

«Плакат», Москва

«Победа!»

«С Праздником Победы!»

Худ. А. Любезнов

«Плакат», Москва

ПРАЗДНИК ПОБЕДЫ!»

Худ. Б. Туаев

«Плакат», Москва

Худ. Б. Туаев

«С ДНЕМ ПОБЕДЫ!»

Худ. А. Байков

Издательство Министерства связи СССР, Москва

С ПРАЗДНИКОМ!»

Худ. В. Аверяскин

Издательство Министерства связи СССР, Москва

С ПРАЗДНИКОМ ПОБЕДЫ!»

Худ. В. Аверяскин

Издательство Министерства связи СССР, Москва

Худ. А. Савин

Издательство Министерства связи СССР, Москва

«С ПРАЗДНИКОМ ПОБЕДЫ!»

Худ. В. Хмелёв

Издательство Министерства связи СССР, Москва

«С праздником Победы!»

Худ. В. Хмелёв

Издательство Министерства связи СССР, Москва

«С праздником Победы!»

Худ. В. Хмелёв

Издательство Министерства связи СССР, Москва

«С праздником Победы!»

Худ. Ю.И. Косоруков

«Воениздат», Москва

«С ПРАЗДНИКОМ ПОБЕДЫ!»

Худ. В. Чмаров

«Правда», Москва


«С ПРАЗДНИКОМ ПОБЕДЫ!»

Худ. В. Вачугов

«Правда», Москва

«С ПРАЗДНИКОМ ПОБЕДЫ!»

Худ. А. Любезнов

«Плакат», Москва

«З святом Перемоги!»

Худ. Б.М. Войтович

«Мистецтво»

«С ПРАЗДНИККОМ ПОБЕДЫ!»

Худ. Р. Достян

Издательство Министерства связи СССР, Москва

«С ПРАЗДНИККОМ ПОБЕДЫ!»

Худ. Е. Квавадзе

Издательство Министерства связи СССР, Москва

«С ПРАЗДНИКОМ ПОБЕДЫ!»

Фото И. Дергилёв

Издательство Министерства связи СССР, Москва

Фото И. Дергилёв

Издательство Министерства связи СССР, Москва

Худ. П. Навдаев

Издательство Министерства связи СССР, Москва







Подмена символов меняет систему оценки, ценностей и уводит от исторической правды. Символика Победы должна быть зафиксирована как государственные флаг и гимн, если, конечно, мы не хотим потерять память о нашей Победе.

Наличие идеологии заставляло несколько поколений советских художников очень бережно использовать изобразительные средства в развитии символики. Будь то праздник Победы, красный день календаря, даже Новый Год и 8 марта.

С тех первых открыток Победы началась моя советская коллекция. За эти два года количество открыток в ней выросло, и перешагнуло за 5 тысяч...