Урок ь после шипящих конце существительных. Конспект урока по русскому языку на тему "«Мягкий знак (Ь) на конце имён существительных после шипящих. Отработка способа действия

26.02.2017 14:02

Цель урока

Задачи: . Выявить грамматическую функцию мягкого знака на конце существительных после шипящих как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся. . Развивать память, мышление, внимание. . Воспитывать самостоятельность, творческую активность.

Просмотр содержимого документа
«правописан. ь после шипящ.3 кл.(на сайт)»

Филиал Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Основная школа Сельхозтехника» - Ново-Усадская основная школа

Конспект открытого урока

русского языка в 3 классе по теме

"Мягкий знак на конце существительных после шипящих"

Конспект составила:

учитель начальных классов 1 квалификационной категории

Сангалова Т.В.

2015 г.

Тема урока : «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»

Тип урока : открытие нового знания

Цель урока : знакомство учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.

Создание условия для формирования умения писать слова с новой орфограммой.

Задачи:
Выявить грамматическую функцию мягкого знака на конце существительных после шипящих как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся.
Развивать память, мышление, внимание.
Воспитывать самостоятельность, творческую активность.


Планируемые результаты:

Предметные:

Уметь распознавать существительные по родам;

Уметь писать слова с новой орфограммой.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: Уметь определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД: Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме, работать в группе

Познавательные УУД: Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы; работать по алгоритму

Личностные:

Умение адекватно оценивать свою работу;

Толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других.

Ресурсы : компьютер, проектор, мультимедийная презентация; учебник русского языка В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого. Москва "Просвещение", 2013 год; электронное приложение к учебнику, рабочая тетрадь, карточки для парной, групповой и самостоятельной работы.

Технологии обучения: обучение в сотрудничестве, технология проблемно-диалогического обучения, здоровьесберегающая технология.

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Мотивация к учебной деятельности.

Мотивация к учебной деятельности.
- Добрый день, ребята! Давайте улыбнемся друг другу, подарим друг другу хорошее настроение. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.
Сегодня на уроке вам предстоит сделать очень важное открытие. Для этого вам надо слушать внимательно, работать старательно, ведь мы будем работать над очень интересной и важной темой.

Работать вы будете в группах.

Я предлагаю вам оценивать свою работу и работу своей группы на каждом этапе урока и отмечать на шкале (у учащихся на партах лежат листы со шкалой самооценки).

Приветствует учащихся, создаёт эмоциональный настрой.

Настраиваются на работу.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое.

Регулятивные : нацеливание на успешную деятельность.

2.Актуализация опорных знаний


1) Минутка чистописания

2) Фиксирование затруднения. Создание проблемной ситуации (с затруднением).

Жж Шш Чч Щщ ьь
- Что вы можете сказать про эти буквы? Какая из них лишняя?

Запишите эти буквы в тетрадь на первой строке, чередуя их.

Какую роль играет мягкий знак в словах?

Слайд 1

Мягкий знак – хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.

Вторая строка:

Ночь плащ мышь этаж
- Что можете сказать про эти слова?

(это сущ-е, ед.ч, оканчиваются на шипящие звуки)

- Назовите одним словом данные определения
-Футбольное соревнование (матч)
-Двенадцать часов ночи (Полночь)
-Добыча охотника (дичь)

Какие затруднения испытывали в написании слов?

(Где писать ь, а где – нет.)

Какой вопрос возникает?

(Почему в одних словах пишется ь после шипящих, а в других не пишется).

Кто догадался, какова тема сегодняшнего урока?


Слайд 2

Какую цель поставим перед собой на уроке?



Организует диалог с учащимися, создаёт условия для повторения ранее изученного материала.

Включает учащихся в обсуждение проблемного вопроса, подводит уч. к выводу о новой роли мягкого знака в русском языке.

Организует формулирование темы урока учащимися, его цели.

Участвуют в обсуждении проблемы, формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Называют тему: Правописание ь на конце существительных после шипящих.

Называют цель: Выяснить когда ь пишется, а когда не пишется

Познавательные:

Умение проводить сравнения по заданным критериям.

Коммуникативные:

Уметь оформлять мысли в устной форме.

Регулятивные:

Уметь формулировать тему и цель урока.

3.Отработка способа действия.

Построение алгоритма решения орфографической задачи

Слайд 3

На какие две группы можно разделить эти слова?
-Запишите слова с мягким знаком на конце в один столбик, а без мягкого знака в другой.
-Что объединяет слова первой группы? (сущ, ед ч., ж.р)

А второй? (сущ., ед.ч., м.р.)

Слайд 4

Чем отличаются слова первой группы от второй?

В каком роде мягкий знак пишется, а в каком не пишется?

Слайд 5

Какой вывод можно сделать?

(У существительных женского рода мягкий знак на конце пишется, у мужского рода - не пишется.)

Это ваша гипотеза, верна ли она?

Ответить на этот вопрос помогут страницы учебника.
Прочитайте правило, давайте сравним его с выводом, который мы сделали.

Совпадают они? (да)
Мягкий знак после шипящих пишется на конце существительных женского рода. Это орфограмма.


-А сейчас давайте поработаем в парах и попробуем составить алгоритм написания мягкого знака в слове ночь.

Проверка
Слайд 6

Составляется следующий алгоритм :
1. Определить часть речи.
2. Определить род.
3. Если существительное женского рода - мягкий знак пишется.
4. Если существительное мужского рода - мягкий знак не пишется.


- Вернёмся к словам, которые писали на минутке чистописания, проверьте правильность нашей гипотезы.

Физминутка для глаз.

Слайд 7

– А дайте проверим, не попадётесь ли вы в ловушку, выполняя такое задание?
Печ..– печ..ка, ноч..- ноч..ка.

В чём ловушка?
(Здесь есть другая орфограмма).

Слайд 8

Организует практическую поисковую работу, обеспечивает контроль за выполнением задания.

Контролирует процесс составления алгоритма, направляет учащихся на верный путь решения.

Проверяет понимание способа действия.

Высказывают свои предположения по поводу написания мягкого знака в слове

Дети работают в группах

Составляют алгоритм

Проверяют и сравнивают

Личностные:

Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое

Регулятивные:

Оценивать результаты своей деятельности, сравнивать с эталоном.

Коммуникативные:

Проявлять активность, строить грамотно речевое высказывание, соблюдать правила общения, осуществлять взаимоконтроль.

4.Включение в систему знаний. Первичное закрепление .

    Сегодня мы составили алгоритм правильного написания мягкого знака на конце существительных после шипящих. А для чего?

    Когда вам пригодится этот алгоритм?

Работа по карточкам.

А для того, чтобы проверить, хорошо ли вы всё усвоили, поработаем самостоятельно.
- Задание для самостоятельной работы вы найдёте на карточках, которые лежат у вас на партах.
- В данных словах вы либо пишите мягкий знак, либо не пишите. Докажите правильность своего выбора.

Врач…, лещ…, печ…, вещ…, ноч…, мыш…, багаж…, сэндвич…, мелоч…, глуш…, мяч…, тиш…
(взаимопроверка)

Итак, когда же на конце существительных после шипящих мягкий знак пишется, а когда не пишется?

Двое учащихся работают на тренажере (электронное приложение к учебнику)

Регулятивные

Планировать решение учебной задачи, выстраивать алгоритм действий.

Познавательные:

Воспроизводить информацию, необходимую для решения учебной задачи; обосновывать свой выбор.

Личностные:

Применять правила делового сотрудничества.

Коммуникативные:

Проявлять активность во взаимодействии.

5.Физминутка

Имя существительное –
Очень удивительное:

Мягкий знак когда писать

Вы должны мне подсказать!

Я буду называть имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце. Если я назову существительное ж. р., в котором пишется мягкий знак - хлопайте в ладоши, м.р. без мягкого знака – топайте ногами:
клещ, вещь, дрожь, малыш, шалаш, кирпич, грош, мышь, товарищ, мяч, печь.

Организует отдых, способствующий усвоению материала

Выполняют упражнения.

Познавательные:

Классифицировать объекты.

Коммуникативные:

Проявлять активность в коллективной деятельности.

Регулятивные:

Планировать решение учебной задачи.

6. Работа в группах (парах) Вторичное закрепление.

Сейчас будете работать самостоятельно. Выбираете уровень сложности.

Игра « Узнай существительные»

Работа по карточкам.

По данному имени прилагательному узнайте имя существительное. Оно должно быть с шипящим на конце.

Скорая (помощь), тёмная (……..), родная (…….), солнечный (……), колючий (……..), цветной (……..).

Проверка.

Слайд 9

В каких словах после шипящих напишем мягкий знак? Почему?

Какие имена существительные с шипящим на конце без мягкого знака?

Работа по карточкам.

Давайте поможем мягкому знаку выбрать нужное место в данных существительных.

В полноч* на манеж * вышел циркач* и его доч*. На нём был плащ* . В руках он держал мяч*. Скрипач* играл марш*. Вот морж* поймал мяч*. В зале стояла тиш*.

Проверка.

Слайд 10

Кроссворд (1гр.)

    Высокое болотное растение.

    Что за весенняя птица любит за плугом ходить и кормиться?

3) Шевельнул бородкой гном

И вошёл хозяин в дом.

    Я антоним к слову смех

Не от радости, утех.

Я бываю поневоле

От несчастья и от боли.

От обиды, неудач

Догадались? Это …

5) То я в глаз вам посвечу.

То дорогу освещу.

Младший солнышку я брат.

Светел я и всем я рад.

Игра «Четвёртый лишний» (2 гр.)


Карандаш… плащ…
мыш … шалаш…
Кирпич… мелоч… ноч… доч…
Туш…
ключ… .вещ…. печ….
Грач….
помощ… . палач….калач….

(Взаимопроверка. )

Проверка. Кроссворд (1гр.)

Если правильно заполнили кроссворд, то в выделенных клеточках по вертикали, можно прочитать слово на то же правило (калач).

Слайд 11

Почему во всех этих словах мягкий знак не пишется?

Регулятивные:

Выбирать действие в соответствии с поставленной задачей. Осуществлять самоконтроль.

Познавательные:

Развивать операции мышления.

Коммуникативные:

Проявлять активность в деятельности.

7. Работа по развитию речи.

Знаете ли вы, что такое калач ?

Какие фразеологизмы вы знаете со словом калач и что они обозначают?

Откуда пришли выражения «тертый калач», «дошел до ручки»?

Где мы можем найти эту информацию?

Организует поиск информации, работу с различными источниками

Дети работают в группах со словарями.

(Большой толковый словарь,

Словарь фразеологизмов)

1 ученик находит в интернете)

Портал грамота. Ру

Справочник по фразеологии

Познавательные:

поиск необходимой информации в различных источниках.

8. Подведение итогов.

Скажите, над какой темой мы работали сегодня на уроке?

Какую цель ставили?

Достигли ли мы этой цели?

Что нового вы сегодня узнали о ь знаке?

Организует беседу, связывая результаты работы с учебной задачей.

Подводят итог под руководством учителя

Мы должны были узнать, почему в существительных после шипящих в одних случаях пишется мягкий знак, а в других не пишется.

9. Домашнее задание

Повторитеправило на странице 31.

(по выбору)

1. Упр.51 на стр.25 (в рабочей тетради)
2. Выпишите из словарика 3 существительных, оканчивающихся на шипящий.

Составьте с каждым из них предложение.

    Придумать сказку о ь.

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Самооценка.

(Оценочная шкала)

Продолжите фразы :
-До этого урока я не знал(а)…
-Теперь я знаю….
-Могу…
-Результатом своей работы на уроке я …..
-На уроке я работал(а)…
-Моё настроение…

Я очень рада, что этот урок был для вас интересным и полезным и вам легко на уроке работалось. Спасибо за работу!

Личностные: Способность к самооценке.

Регулятивные:

Оценивать результаты деятельности, формировать адекватную самооценку.

Просмотр содержимого презентации
«открытый урок»

Урок русского языка в 3 классе УМК «Школа России»

Учитель начальных классов

Сангалова Т.В.


Обозначает мягкость

согласных

Разделительный




Молодежь


Сущ., ед.ч., м.р.

Сущ., ед.ч., ж.р.

Молодежь


Сущ., ед.ч., м.р.

Сущ., ед.ч., ж.р.

Печ ь

Рож ь

Доч ь

Молодеж ь


Алгоритм

1. Определить часть речи.

2. Определить род.

3. Если существительное женского рода – мягкий знак пишется.

4. Если существительное мужского рода – мягкий знак не пишется.


печ.. – печ..ка ноч.. – ноч..ка


печь – пе чк а ночь – но чк а


Скорая помощ ь,

тёмная ноч ь,

родная реч ь,

солнечный луч,

колючий ёж,

цветной карандаш









До этого урока я не знал(а)…

Теперь я знаю…

Результатом своей работы на уроке я…

На уроке я работал(а)…

Могу похвалить себя и своих одноклассников за …

\ \ Для учителя начальных классов

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Разработка урока по русскому языку в 3 классе по теме: "Мягкий знак на конце существительных после шипящих."

Урок разработала: Басова Галина Васильевна, учитель начальных классов МОУ Октябрьская СОШ Мантуровского района Костромской области

Урок №16

Тема: Мягкий знак на конце существительных после шипящих.

Цели урока:

  • Углубить знания учащихся о функциях мягкого знака, как показателя женского рода имен существительных;
  • Создать организационные и содержательные условия для развития у детей критического мышления.

Оборудование: карточки с текстом.

Посмотрите на эпиграф к уроку.

Просит знаний настоящих Мягкий знак после шипящих.

О чем пойдет речь на уроке? (правописание мягкого знака после шипящих)

Запишу тему урока на доске.

Правописание мягкого знака после шипящих…

Я не дописываю, вы сделаете это сами.

Минутка чистописания.

На доске написаны слова: тетрадь, пальто, коньки, картофель, воробьи.

Прочитайте эти слова. Найдите сходство между ними. (Это словарные слова. Во всех словах пишется мягкий знак. Все слова - имена существительные.)

В чем различие данных слов? (Здесь существительные в единственном числе и во множественном числе. Мягкий знак встречается в середине слова и в конце.)

Цепочку для чистописания вы составите самостоятельно. Используйте для этого первые буквы имен существительных множественного числа и мягкий знак, который должен находиться после каждой согласной. Какая цепочка получилась?

Кьвь вькь кьвь

I.Вызов.

1.Индивидуальные задания.

Подумайте, что вы знаете о правописании мягкого знака.

2.Парные действия.

Обменяйтесь информацией, обсудите.

3.Давайте запишем на доске в таблицу все, что вы знаете по теме.

II.Осмысление.

По всей вашей информации мы с вами составим схему:

Физ. минутка.

III.Размышление.

Проблемный вопрос.

Все ли случаи правописания ь мы записали?

"Чтение с пометками".

У каждого из вас лежит карточка с текстом. В тексте будет для вас новая информация. Вы можете сделать пометки над словами с ь . Знаком "v" - уже знаком, "+" - это для меня новые

Последние цветы. Опять морозная ночь. Утром увидел группу молодых колокольчиков. На одном из них сидел шмель. Я сорвал колокольчик. Шмель остался сидеть. Я стряхнул шмеля. Он упал. Положил его под горячий луч, он ожил и полетел. А на раковой шейке за ночь оцепенела красная стрекоза. И кузнечики в огромном числе стали сыпаться из-под ног. И их оживлял солнечный луч.

  • - Над какими словами вы поставили v ?
  • - Что для вас явилось новым?
  • - Вы узнали, что есть еще группа слов, в которых на конце пишется мягкий знак.
  • - А о чем вы хотите узнать? Запишем в таблицу эти слова в графу "Х".
  • - А где мы можем об этом узнать?

Послушайте стихотворение:

Чтобы знать, как писать, Надо род определять. Если женский род, то надо Мягкий знак употреблять. И тогда мы пишем рожь, Мышь, печь, сушь и молодежь. Если род мужской у слова - Нету знака никакого! И тогда пиши: калач, Врач, малыш, гараж и грач!

Какой мы можем сделать вывод?

Звучат выводы.

Читаем правило на стр. 170-171, выполним устно упр. 450.

Дописываем тему урока.

Вернемся к нашей таблице. Куда поместим существительные женского рода с шипящими на конце?

IV.Рефлексия.

Замените словосочетания одним словом. Запишите их в тетрадь (учитель читает).

  • 1.близкий приятель, друг
  • 2.человек, лечащий больных
  • 3.мелкие деньги
  • 4.часть суток от вечера до утра
  • 5.молодые люди
  • 6.непромокаемая легкая одежда от дождя

Проверка: назовите существительные с ь . почему вы так написали?

V.Домашнее задание: по выбору - упр.452, 453, 454. Выучить правило.

Сегодня на уроке я узнал…

Самым интересным было…

Тема урока : «Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих».

Цели урока :

1.Предметные: познакомить с орфограммой «Ь после шипящих на конце имен существительных женского рода »; выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся.

2.Регулятивные: учимся работать по составленному алгоритму.

Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала

Организационые формы урока: фронтальная, индивидуальная, парная

Урок построен в технологии проблемного обучения

Средства обучения: карточки с рисунками, словами, сигнальные карточки с буквой «ь», толковый словарь Ожегова; компьютер, интерактивная доска.

Ход урока

1. Организационный момент.

Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала.

Надеюсь, что все приготовились к уроку и будут хорошо работать. Ведь нам сегодня нужно посетить страну имён существительных, вспомнить всё, что мы уже о них знаем, и получить новые знания. Желаю всем успеха и удачи!

Какие правила мы должны соблюдать, чтобы путешествие открыло нам что-то новое? (Должны быть активными, внимательными, должны слушать друг друга )

2. Актуализация знаний.

Сегодня на уроке мы много будем говорить о мягком знаке.

А что это за буква –« ь»?

Обозначает ли она какой-либо звук?

Сейчас мы повторим, для чего нужен «ь» знак, что мы знаем о его работе и, наверно, узнаем о нём что-то новое.

Вспомните, какую роль выполняет мягкий знак, и разделите эти слова на группы.

…льбом, к…ньки, речь, с…л…вьи, врач, мышь, авт..мобиль, деревья, марш.

Какие группы у вас получились?

Какова роль мягкого знака в этих словах?

Зачитайте слова со смягчающим «Ь». (Альбом, коньки, автомобиль )

Зачитайте слова с разделительным «Ь». (Соловьи, деревья )

3. Постановка учебной проблемы.

Какие слова не вошли ни в 1 ни во 2 группу? (Речь, мышь, врач, марш )

На какие 2 группы можно разделить эти слова?

Можете ли вы объяснить известными правилами употребление мягкого знака в словах речь и мышь?

По какому признаку (кроме наличия мягкого знака) слова распределены по группам? (По родам, по последнему звуку.)

Что заметили в словах?

(Почему-то в одних словах после шипящей пишется мягкий знак, а в других нет).

Какая проблема встает перед нами? (Нам надо узнать, когда на конце имен существительных после шипящих пишется мягкий знак, а когда нет ).

4. «Открытие» учащимися нового знания.

Выдвижение гипотез.

В чём возникли затруднения?

(На конце слов в каждой паре шипящие одинаковые, а мягкий знак пишется не всегда, от чего это зависит, мы не знаем ).

Какую цель поставим на уроке?

Необходимо выяснить, в каких словах после шипящих пишется мягкий знак.

Выскажите свои предположения. (Предположения детей )

Давайте проверим, кто из вас оказался прав.

Проверка гипотезы.

Прочитайте задание 1. Стр. 58. обсудите в парах проблему, когда пишется Ь, а когда не пишется. Сделайте вывод.

Давайте проверим, какие выводы вам удалось сделать.

У существительных, оканчивающихся на шипящую,

в М. р.- не пишется «Ь»

в Ж. р. пишется «Ь».

5. Первичное закрепление.

Внешнее оформление новых алгоритмов.

Какова же работа мягкого знака в этих словах?

Он указывает на род имени существительного.

(Есть мягкий знак после шипящего – ж. р., нет мягкого знака – м. р.)

Какой вывод можно сделать?

(Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных пишется только в существительных женского рода в ед. ч., а у существительных мужского рода с шипящим на конце мягкий знак не пишется ).

Фиксирование уже оформленного знания.

Прочитаем правило в учебнике и сравним со своими ответами.

Прочитаем правило вслух.

Физкультурная минутка.

Прочитайте задание № 3 в учебнике. (Определи род имен существительных, реши, в каких существительных нужен мягкий знак.)

Давайте подумаем, какие шаги нам необходимо выполнить, чтобы правильно сделать это упражнение?

1.Читаю или произношу слово.

3. Внимательно слушаю звуки на конце слова.

4. Если слышу шипящий звук, определяю род имени существительного.

5. Если существительное мужского рода, то «Ь» не пишу.

Если существительное женского рода, то «Ь» пишу.

(В ходе обсуждения “шаг за шагом” на доске появляется совместно выработанный алгоритм).

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону и самооценкой в классе.

Самостоятельная работа учащихся по учебнику.

Следуя составленному алгоритму, выполните задание.

Проверка. Эталон на доске.

Сверьте свою запись с записью на доске.

Кто может объяснить свои ошибки? На каком этапе бала допущении ошибка?

Что надо повторить, чтобы в последующем избежать ошибок?

7. Повторение.

Включение в систему знаний и повторений.

Зрительный диктант.

Запишите в тетради названия растений и животных, или предметов, которые вы видите на карточках. В парах проговаривая шаги проверки.

Обязательно над словом напишите род этого слова.

Для чего надо определит род? (Чтобы определить в каких существительных нужен мягкий знак.)

На доске слайды с картинками. (Душ, мышь, мяч, нож, вещь, ландыш, камыш, дичь, морж).

Какой сделаем ВЫВОД на уроке?

Какова роль мягкого знака в словах, оканчивающихся на шипящие? (Распознание рода имён существительных.)

8. Рефлексия деятельности.

Какую цель ставили сегодня на уроке?

Удалось ли нам ее достичь?

С какими трудностями столкнулись?

Удалось ли их преодолеть?

Над чем еще надо поработать?

Домашнее задание. Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок, ваше задание №6. Если на уроке вы допускали ошибки, дома вы выполняете задание №4.

Тема: "Мягкий знак (Ь) на конце имён существительных после шипящих"

Цель урока: знакомство с правилом правописания мягкого знака (Ь) на конце имён существительных после шипящих.

Задачи:

    научить применять правило правописания мягкого знака на конце имён существительных после шипящих;

    составить алгоритм правописания имён существительных с мягким знаком на конце;

    выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся;

    развивать интеллектуальные качества: мышление, внимание, речь;

    воспитывать уважение к родному языку, культуру общения, умение работать индивидуально и коллективно.

ТСО: проектор, экран, компьютер.

Оборудование :

    карточки с заданиями для самостоятельной и исследовательской работы;

    презентация 10 слайдов (среда POWER POINT);

    учебник русского языка Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Русский язык»,

(4 класс, 2 часть), Москва «Баласс», 2007 год (образовательная система «Школа 2100»).

Ход урока

I Организационный момент.

Ребята, сегодня нам на уроке понадобятся: ваши внимательные глаза, ловкие руки, сообразительные головы, а самое главное – хорошее настроение. Залог хорошего настроения это доброжелательная улыбка.

II Актуализация опорных знаний.

Откройте тетради. Запишите дату, классная работа.

Я знаю, что вы любите преодолевать трудности?

Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.

Трудность всегда преодолевается, если человек трудолюбивый, всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями. Ребята, я думаю, что вы порадуете меня своими ответами. У нас очень много интересной работы. Будем учиться думать, рассуждать, запоминать и приобретать новые знания, о которых вы сумеете рассказать.

Какую тему мы изучаем на уроке русского языка? (Имя существительное). Что вы знаете о существительном. Свои знания вы покажете при выполнения теста. Тест из пяти вопросов. Под каждым вопросом вы пишите букву, соответствующую выбранному ответу.

1.Имя существительное- часть речи, которая обозначает:

А - признак

Б - действие

В - предмет

2. Имена существительные изменяются…

А – по родам

Б – по числам

В – по лицам

3. Склонение имён существительных – это…

А – изменение существительных по числам

Б – изменение существительных по падежам

В – изменение существительных по падежам и числам

4. Постоянным признаком существительных является…

А – склонение

Б – число

В – падеж

5. Несклоняемые существительные…

А – изменяются по числам и падежам

Б – не изменяются по падежам и числам и не имеют окончания

В – имеют окончания

Презентация 2. Проверь!

Кто справился без ошибок?

Допустил одну ошибку?

С какими существительными мы познакомились на прошлом уроке? (несклоняемые)

Почему они так называются? (не имеют окончаний, так как не изменяются по падежам и числам).

- Возьмите карточку №1 . Прочитайте текст. Всё ли правильно? Что надо сделать?

Я предлагаю вам отредактировать тексты, в которых встречаются несклоняемые существительные, исправить речевые ошибки (задание по рядам, дети работают в паре).

1. Утром папа с удовольствием пьёт кофе. Оно так приятно пахнет!

2. Мне купили пальто. К пальту пришили красивые пуговицы. Все любовались моим пальтом. Им понравилась новая вещь.

3. Фламинги живут большими стаями по берегам солёных озёр. Они записаны в Красную книгу.

Презентация 3. Проверь!

Дети читают отредактированные тексты, доказывают, почему нельзя так говорить.

(Во всех падежах существительные имеют одну и ту же форму).

Физкультминутка

III Постановка проблемной ситуации.

Найдите в своих текстах слова с мягким знаком.

Презентация 4.

Удовольствие, пальто, любовались, понравилась, вещь, большими.

Что их объединяет?

На какие группы можно разделить эти слова?.

Запишите слова, группируя их в зависимости от места и роли мягкого знака.

Презентация 5. Проверь!

Все ли слова распределили по столбикам?

Возникли ли у вас вопросы? О чём задумались во время работы? (не поняли куда записывать слово вещь).

Значит ь знак выполняет какую- нибудь другую работу, о которой мы ещё не знаем?

На какой звук оканчивается слово? (мягкий шипящий)

Какие шипящие вы знаете? (Ж, Ш, Ч, Щ)

Давайте закроем ь знак и произнесём ещё раз это слово. Что заметили? (слово произносится так же, как с мягким знаком).

Нужен ли ь знак для обозначения мягкости согласного [щ]? (нет)

Значит у мягкого знака новая роль.

А может кто – нибудь скажет, какую роль он играет?

Откройте учебник на стр. 4

Прочитайте название темы урока, которую мы будем изучать.

Как вы думаете, чему мы будем учиться?

- Цель сегодняшнего урока – познакомиться с правилом правописания мягкого знака у существительных после шипящих. Мы должны с вами научиться пользоваться правилом, чтобы правильно писать слова, составить алгоритм для запоминания правила и узнать новую роль мягкого знака в этих словах.

IY Открытие нового знания.

А сейчас я предлагаю вам провести микроисследование и поработать в парах. Используя слова из упр. 173, вы действуете точно по алгоритму исследования (карточка №2)

Алгоритм исследования : (карточка №2)

    Прочитайте слово.

    Определите часть речи.

    Определите род имен существительных.

    Какие звуки слышатся на конце слова?

    Определите, на какие группы можно распределить слова.

    Запишите слова, распределив их в группы.

    Чем отличается написание слов первой группы от написания слов второй группы?

    Сделайте вывод. Сформулируй правило.

    Сравни свой вывод с другими группами.

Расскажите о своих результатах. Какую закономерность вы заметили в написании существительных. Какова же работа мягкого знака в словах. (грамматическая, она указывает на род существительных. Есть ь после шипящего – ж.р., нет – м.р.)

Сформулируйте правило самостоятельно.

Давайте проверим, правы ли мы с вами были. А что говорит наш учебник? Чтение правила на странице 4.

Мы познакомились с орфограммой «Ь знак у существительных после шипящих»

Графически она обозначается так: ночь, меч. Обозначьте её в словах.

Как изобразить это правило в виде схемы, удобной для запоминания. (Дети чертят на доске).

Презентация 6. (схема)

Страничка из истории. Историческаясправка о мягком знаке после шипящих.

Оказывается этим правилом люди пользуются много лет, и пришло оно к нам…

Физкультминутка.

Y Закрепление полученных знаний.

1. Работа со словарным словом.

Презентация 7. Замените одним словом:

    Она бывает устной и письменной (речь)

    Приспособление для обливания мелкими струйками воды (душ)

    Небольшой грызун с острой мордочкой (мышь)

    Водяное или болотное растение, образующее заросли у реки (камыш)

Назовите существительные, в которых количество звуков и букв совпадает. Подтвердите правильность написания этих слов. Назовите слово, в котором наибольшее количество звуков и букв.

Что можете рассказать о слове камыш? Какие орфограммы в этом слове? Назовите однокоренные слова. Составьте предложение с этим словом.

Заросли камыша иногда непроходимой стеной окружают водоем. Представьте себе такую двухметровую живую изгородь! Его заросли уменьшают загрязненность воды. В корневищах много крахмала. В старину из сухих корневищ делали муку. Ее добавляли к ржаной муке при выпечке хлеба. Стебли камыша используют для плетения ковриков, легких хозяйственных сумок. Неплохо смотрится веточка камыша в зимнем сухом букете. Плодами камыша питаются птицы.

Я вам предлагаю своё предложение. Спишите, вставьте пропущенные орфограммы.

Сыч… нарушает т…шину леса, а камыш… в…дёт тихую б…седу с р…кой. Выполнить синтаксический разбор предложения.

2 . Работа с текстом. Найдите место мягкому знаку.

Презентация 8.

Какова тема текста? Озаглавьте текст.

-Выпишите по выбору (сущ. ж.р. или сущ. м.р.)

В полноч… на манеж… вышел циркач… и его доч… . На нем был плащ… . В руках он держал мяч… . Скрипач… играл марш… . Вот морж… поймал мяч… . В зале сидела молодёж… . Стояла тиш… .

Презентация 9. Проверь!

Ж.р. Полночь, дочь, молодёжь, тишь.

М.р. Манеж, циркач, плащ, мяч, скрипач, марш, морж.

Каким правилом вы пользовались при выполнении этой работы.

3. Творческая работа. (карточка №3)

Используя слова и словосочетания составьте сочинение-миниатюру. Озаглавьте текст.

Пользуясь правилом, схемой правильно напишите существительные с изученной орфограммой.

I вариант

Ближний лес, холодный ключ…, душистый ландыш…, яркий луч… солнца, шуршит мыш…, колючий ёж…, карандаш…, красивый пейзаж… .

II вариант

Мой товарищ…, полноч…, маленький шалаш…, такая тиш…, закинули удочки, большой лещ…, бился ёрш…, удачная рыбалка.

. YI Домашнее задание.

Упражнение 176, правило, с. 4 (сочинение-миниатюра)

XII Итог урока. Рефлексия «Всё в твоих руках». Каждый выбирает вопрос по желанию и отвечает на него.

Что нового узнали?

Презентация 10.

М – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?

Б – близость цели.Что я сегодня делал и чего достиг?

С – состояние духа. Каким было сегодня моё настроение?

У – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, порадовал?

Б – бодрость, физическая форма. Что я сделал для своего здоровья?