Теракт на «Автозаводской», страшные последствия терроризма. Теракт на Автозаводской. Взрыв двух самолетов. Шахидка у «Рижской Теракт на автозаводской

    Взрыв в московском метро (февраль 2004) - Мемориальная доска жертвам теракта на станции «Автозаводская» … Википедия

    Взрыв в Московском метро (Февраль, 2004) - Мемориальная доска жертвам теракта на станции «Автозаводская» Взрыв в Московском метро 6 февраля 2004 террористический акт, совершённый подрывником самоубийцей. В пятницу 6 февраля 2004 в вагоне Московского метрополитена, следовавшем в центр… … Википедия

    2004 год - Эта статья о годе. См. также статью о числе 2004. Годы 2000 · 2001 · 2002 · 2003 2004 2005 · 2006 · 2007 · 2008 Десятилетия 1980 е · 1990 е 2000 е … Википедия

    Павелецкая (станция метро, Замоскворецкая линия) - Координаты: 55°43′50″ с. ш. 37°38′11″ в. д. / 55.730556° с. … Википедия

    Мусульманское общество № 3 - Мусульманское общество № 3 («карачаевский джамаат») карачаевская террористическая группировка ваххабитского толка, действующая в России. На счету членов группировки взрывы жилых домов в Москве и Волгодонске в 1999 году (232 погибших),… … Википедия

    Джамаат моджахедов Карачая

    Карачаево-Черкесский джамаат - Мусульманское общество № 3 («карачаевский джамаат») карачаевская террористическая группировка ваххабитского толка, действующая в России. На счету членов группировки взрывы жилых домов в Москве и Волгодонске в 1999 году (232 погибших), 2 теракта… … Википедия

    Мусульманское общество №3 - Мусульманское общество № 3 («карачаевский джамаат») карачаевская террористическая группировка ваххабитского толка, действующая в России. На счету членов группировки взрывы жилых домов в Москве и Волгодонске в 1999 году (232 погибших), 2 теракта… … Википедия

    Карачаевский джамаат - «Карачаевский джамаат» (иногда упоминается как «Мусульманское общество № 3») карачаевская террористическая группировка ваххабитского толка, действовавшая в России. На счету членов группировки взрывы жилых домов в Москве и… … Википедия

    Террористические акты на железнодорожном транспорте - Список различных террористических актов, произошедших на железнодорожном транспорте (включая метрополитен). Содержание Содержание … Википедия

6 февраля 2004 года утром в час пик в московском метрополитене был совершен террористический акт . На перегоне между станциями "Павелецкая" и "Автозаводская" Замоскворецкой линии был взорван вагон электропоезда.

По данным следствия , террористы Панарьин и Хубиев, приехав в Москву, изготовили бомбу из смеси селитры, алюминиевого порошка, пластита, электронной схемы, детонаторов, в качестве которых использовались телевизионные штекеры, а также взрывчатого вещества из выстрелов ВОГ-25 (осколочный выстрел ВОГ-25 объединяет в себе гранату и метательный заряд в гильзе). Пластит, детонаторы и взрывчатку из ВОГ-25 им передал Шаваев. Все это террористы поместили в пластиковое ведро, внутри и снаружи обмазали его пластилином, а в пластилин вмуровали несколько килограммов гаек и болтов. Суммарная масса взрывного устройства составила 19 килограмм. Сверху ведро залили эпоксидной смолой. Бомбу засунули в рюкзак, а затем передали смертнику — жителю Малокарачаевского района Карачаево-Черкесии Анзору Ижаеву, который вместе Хубиевым проходил диверсионную подготовку в лагере араба Абу-Умара. Утром 6 февраля 2004 года с рюкзаком за спиной Ижаев вошел на станцию метро "Кантемировская" и на перегоне между "Автозаводской" и "Павелецкой" замкнул цепь взрывателя.

В феврале 2007 года Мосгорсуд признал Максима Панарьина, Тамбия Хубиева и Мурата Шаваева виновными в причастности к совершению терактов на станции метро "Автозаводская", а также у станции "Рижская" 31 августа 2004 года. Все они были приговорены к пожизненному лишению свободы с отбыванием наказания в колонии особого режима.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

6 февраля 2004 года в столичном метро прогремел взрыв в вагоне поезда между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая». 41 человек погиб, 250 человек получили ранения.

Хроника трагедии

Поезд следовал по Замоскворецкой линии в центр. В одном из вагонов, как позднее выяснилось, ехал 21-летний террорист-смертник Анзор Ижаев, уроженец Карачаево-Черкесии. Взрывное устройство, вероятнее всего, было у него в сумке или на поясе.

В 8:32 возле первой двери второго вагона прогремел мощный взрыв. Взрывная волна, достигшая первого вагона, выбила лобовое стекло и помяла кабину машиниста Владимира Горелова, который мгновенно применил экстренное торможение.

Пассажиры связались с Гореловым по внутренней связи, и, получив от них информацию о произошедшем теракте, машинист запросил у диспетчера снятие напряжения на перегоне. Через 15 минут после того, как погас свет, Горелов, открыв двери, объявил пассажирам поезда, чтобы они эвакуировались, двигаясь по направлению к одной из станций.

В третьем вагоне злополучного поезда случайно ехал Сергей Кавунов - подполковник МЧС. Именно он взял на себя организацию эвакуации, пресекая проявления паники. Тоннель был сильно задымлён, а пассажирам пришлось пройти около 2 км, прежде чем они вышли на станцию «Павелецкая». К 10:15 эвакуация благополучно завершилась.

Больше всего жертв и пострадавших было во втором вагоне, который разрушился практически полностью. Третий вагон пострадал незначительно. В первом вагоне многих пассажиров порезало осколками стёкол.

Последствия

Из-за теракта пришлось остановить движение поездов на всей Замоскворецкой и Каховской линиях. Трагедия произошла в час пик, многие пассажиры пробыли под землёй до трех часов.

Поезд, ехавший следом за взорванным, простоял в тоннеле около двух часов. По свидетельствам очевидцев, паники среди пассажиров не наблюдалось, когда было объявлено по внутренней связи о взрыве предыдущего состава. Запаха гари в вагонах не ощущалось.

Полностью восстановить движение на всех линиях метрополитена удалось лишь к 19 часам. В наземном транспорте города из-за трагедии весь день был коллапс. Маршрутки едва ли не брали штурмом, а переполненные троллейбусы и автобусы надолго застревали в пробках.

Расследование

В ходе расследования установили, что Анзор Ижаев прибыл в Москву под видом «челнока». Его куратором был принявший ислам курсант военного училища Павел Косолапов, живший в Волгоградской области, но сбежавший в Чечню.

В 2007 году за участие в теракте суд приговорил Максима Понарьина, Тамбия Хубиева и Мурада Шаваева, причастных также к теракту на станции метро «Рижская» 31 августа того же года, к пожизненному тюремному заключению.

Выводы

После теракта 6 февраля 2004 года в московском метро стала активно развиваться антитеррористическая программа, активизировалось создание централизованной системы видеонаблюдения. Сегодня камеры наблюдения имеются во всех вагонах столичного метрополитена.

На станции «Автозаводская» в память о жертвах теракта установлена мемориальная доска, на которой выгравированы фамилии 41 погибшего пассажира.

11 июня 1996 года произошел первый теракт в Москве с момента распада СССР – взрыв в московском метро. В этот день мы вспоминаем все самые крупные московские трагедии и мечтаем о том, чтобы этот кошмар больше никогда не повторялся!

(Всего 15 фото)

1. 11 июня 1996 года: взрыв самодельного взрывного устройства на перегоне между станциями «Тульская» и «Нагатинская» московского метро. 4 человека погибло, 12 госпитализировано.

3. 31 августа 1999 года: взрыв в торговом комплексе «Охотный Ряд» на Манежной площади. Одна женщина погибла, пострадали 40 человек.

4. 9 и 13 сентября 1999 года: взрывы жилых домов на улице Гурьянова и на Каширском шоссе. Погибли соответственно 100 и 124 человека.

5. 8 августа 2000 года: взрыв в подземном переходе на Пушкинской площади. Погибли 13 человек, 61 человек ранен. Самодельное взрывное устройство мощность 800 граммов в тротиловом эквиваленте было начинено винтами и шурупами. Бомба была оставлена в хозяйственной сумке рядом с торговым павильоном.

6. 5 февраля 2001 года: в 18:50 произошёл взрыв на станции метро «Белорусская-кольцевая». Взрывное устройство было заложено на платформе рядом с первым вагоном поезда под тяжёлую мраморную скамью. Взрывом выбило мощные плафоны на станции, с потолка сыпалась облицовка. В результате взрыва пострадали 20 человек, в том числе двое детей, погибших нет.

7. 23-26 октября 2002 года: Теракт на Дубровке – группа чеченских боевиков под руководством чеченского сепаратиста Мовсара Бараева захватила свыше 900 заложников в здании Театрального центра на Дубровке. Все террористы были уничтожены в ходе штурма здания, заложники освобождены, но более 120 человек погибли от действия усыпляющего газа, применённого спецназом при штурме, в сочетании с тяжёлыми условиями, в которых находились заложники (трое суток в сидячем положении практически без еды и воды).

8. 5 июля 2003 года: на Тушинском аэродромедве чеченские террористки осуществили взрыв во время рок-фестиваля «Крылья». Погибло 16 человек, около 50 ранено.(Фото: Московский Комсомолец)

9. 9 декабря 2003 года: у отеля «Националь» террористка-смертница привела в действие взрывное устройство. Погибли 6 человек, 14 человек ранено.

10. 6 февраля 2004 года: взрыв мощностью 4 кг в тротиловом эквиваленте, осуществлённый террористом-смертником в поезде на перегоне между станциями метро «Автозаводская» и «Павелецкая». Погибли 42 человека, около 250 ранены.

11. 31 августа 2004 года: женщина-смертница привела в действие взрывное устройство у станции метро «Рижская». Погибло более 10 человек, и ещё 50 получили ранения и были госпитализированы. Ответственность за теракт взял на себя Шамиль Басаев. (Фото: РИА Новости)

12. 21 августа 2006 года: взрыв на Черкизовском рынке. В результате взрыва погибли 14 человек, ранены 61 человек.

13. 13 августа 2007 года: в результате подрыва железнодорожного полотна (официальная версия) произошла авария поезда «Невский экспресс»сообщением Москва - Санкт-Петербург. Мощность взрывного устройства составила до 2кг в тротиловом эквиваленте. В результате аварии травмы получили 60 человек, из которых 25 были доставлены в больницы, никто не погиб.

14. 29 марта 2010 года: в 7:56 произошёл взрыв на станции метро «Лубянка». Ещё один взрыв в 8:37 прогремел на станции «Парк Культуры». В результате терактов погиб 41 человек, 85 ранено. Ответственность за этот теракт взял на себя лидер «Кавказского эмирата» Доку Умаров.

15. 24 января 2011 года: в аэропорту Домодедово в 16:32 подорвал бомбу террорист-смертник. По данным Минздравсоцразвития РФ, 37 человек погибло, ранения разной степени тяжести получили 130 человек.

06.02.2004, Фото: "Reuters"

Шамиль Басаев напал из-под земли. Как и обещал ровно год назад

Андрей Сальников, Сергей Машкин, Александр Жеглов, Наталия Мустафина

Вчера в Москве был совершен один из крупнейших терактов: смертник взорвал бомбу в переполненном вагоне метро. Точное количество жертв еще неизвестно, но предполагается, что могло погибнуть до ста человек. Как минимум столько же получили ранения и контузии. Число же людей, получивших тяжелейшую психологическую травму, вообще не поддается учету. Тем более что удар был нанесен в том месте, где давно обещали террористы и ожидала ФСБ.

"Весь туннель был в органике"

Взрыв прогремел в 8.30, когда поезд, в котором находилось до полутора тысяч пассажиров, следовал по перегону между станциями "Автозаводская" и "Павелецкая" в сторону центра. Очевидцы, выжившие в этой мясорубке, рассказывают примерно одно и то же: читал книгу или газету, смотрел в окно, дремал – и вдруг...

– Взрыва я вообще не слышала,– вспоминает домохозяйка Анна Сергеевна, пожилая женщина с изрезанным лицом, ехавшая в пятом от головы поезда вагоне.– Раздался резкий звук, напоминающий скорее удар небольшого колокола. Только этот звон, в отличие от колокольного, не затихал, а как бы повис, застыл на одной ноте. Этот свист подействовал на меня завораживающе: я видела осколки стекла, летящие прямо мне в лицо, чувствовала ворвавшуюся в вагон волну горячего воздуха, но не сообразила даже прикрыться книжкой.

Взрыв буквально "раздул" второй от головного вагон электрички, а третий смял в гармошку. Посыпались стекла, запахло горелым мясом и проводкой. Тех, кто находился у дверей и окон других вагонов, поранило осколками. Взрывная волна, отразившись от стен тоннеля, ударила по стеклам, и их осколки попали в пассажиров. Вместе со стеклами из поезда, еще какое-то время продолжавшего двигаться, волной выбросило останки пассажиров. "Весь тоннель был в органике",– скажет потом Ъ следователь прокуратуры.

Машинист электрички Владимир Горелов, человек с очень бледным лицом, который, однако, успел переодеться в новую форму, рассказывает, что от взрыва сработала система АРС (автоматической регуляции скорости), а когда поезд остановился, он никак не мог связаться с диспетчером, чтобы доложить о ЧП, потому что в головном вагоне повредило связь. Потом он дозвонился до диспетчера, воспользовавшись связью, проложенной в тоннеле, и сказал, чтобы обесточили контактный рельс. И пока вырубали ток, "как предписано в инструкции, сидел и ждал подтверждения", слышал крики людей, которым никак помочь не мог. Наконец подтверждение поступило, машинист поставил на контактный рельс контроллер и открыл двери по обе стороны вагонов.

– Я пришла в себя уже в тоннеле,– рассказывает студентка Ирина.– Когда едешь в поезде, кажется, что вагон занимает все пространство, а в тоннеле, оказывается, есть еще и довольно широкий тротуар, идущий вдоль рельсов. По этому уступу меня вел под руку, нет, скорее тащил какой-то молодой мужчина. Он шел довольно быстро, почти бежал, а я все время спотыкалась, потому что смотрела только на затылок своего спасителя и на его правое ухо, из которого текла за воротник струйка крови. В какой-то момент я как будто проснулась и сообразила наконец посмотреть под ноги... Мы шли, как мне показалось, по трупам. Тротуар был буквально устлан ковром из окровавленных кроссовок, шапок, сумок, очков, кошельков, среди которых были разбросаны оторванные руки и ноги. Мой спутник сначала старался обходить фрагменты, но чем дальше мы отходили от поезда, тем их, казалось, становилось больше и больше. Потом мужчина шел, уже не останавливаясь. Перевести дыхание мне удавалось лишь тогда, когда на пути попадался целый труп и моему спутнику приходилось отодвигать его с дороги. Вот тогда мне и стало по-настоящему страшно.

Подземный морг

В течение примерно получаса пассажиры, которые могли передвигаться, покинули поезд. Большинство из них добирались до "Автозаводской", расположенной метрах в трехстах от взорванного поезда. Пассажирам же первого вагона пришлось километра три идти до "Павелецкой": проход в противоположную сторону закрывал "раздувшийся" вагон. Тяжелораненых, трупы и фрагменты тел выносили уже спасатели и милиционеры. Станция "Автозаводская", на которой побывал корреспондент Ъ, превратилась в подземный морг. е

За две линии оцепления (милиции и внутренних войск) у "Автозаводской" провели знакомые оперативники. Затем с группой рабочих, тащивших баллоны для сварки и какие-то провода, удалось пройти на саму станцию. Там работала оперативно-следственная бригада. Десятки милиционеров и спасателей на носилках вытаскивали трупы и фрагменты тел на платформу, в центре которой установили и огородили красной лентой несколько столов для следователей прокуратуры. Они бегло осматривали трупы, писали фломастером на уцелевших участках кожи порядковый номер, который заносили в протокол. Затем останки по эскалатору поднимали наверх, и там несколько санитаров упаковывали их в черные полиэтиленовые мешки. Подача снизу была организована явно лучше, те, что работали наверху, не справлялись; все пространство рядом с ними было заставлено носилками, на многих лежали разорванные пополам трупы.

– Сколько всего погибших? – поинтересовался корреспондент Ъ у санитара, отошедшего перекурить.

– Целиковых трупов около шестидесяти и разорванных столько же (вчера в официальных списках погибших значилось 39 человек.–Ъ).

Точное количество жертв теракта до сих пор не установлено. Участвовавшие в осмотре места происшествия оперативники говорят, что жертвами теракта стали не менее 100 человек, но и это приблизительная цифра. По прогнозам сотрудников ФСБ, итог трагедии в московской подземке будет подведен только через неделю, когда, как они надеются, удастся идентифицировать большинство погибших.

– Подземный взрыв гораздо опаснее наземного,– говорят эксперты-взрывотехники.– На открытом месте ударная волна поражает человека один раз, нанося ему минно-взрывные травмы и контузии, а затем уносится в пространство. В тоннеле к этим поражениям добавляется еще и баротравма, увеличивая количество жертв примерно вдвое. Так было и во время вчерашнего теракта. Сразу после взрыва давление в тоннеле резко возросло, затем, после того как пламя выжгло весь кислород, упало и снова возросло, когда взрывная волна вернулась, отразившись от стенок. От резких перепадов давления даже у тех, кто сидел относительно далеко от взрыва, глаза стали в прямом смысле выдавливаться из орбит, хлынула кровь изо рта, носа и ушей, полопались сосуды головного мозга. В итоге пассажиры, которых не достала ни взрывная волна, ни осколки, погибли от баротравмы.

"Будет вам праздник!"

Участники оперативно-следственной группы признают, что расследовать вчерашний взрыв в метро будет гораздо сложнее, чем другие теракты. Дело в том, что первичный осмотр места происшествия, на который следствие всегда возлагает большие надежды, на этот раз практически не дал результатов. "Пока мы можем говорить лишь о том, что в вагоне сработало безоболочное взрывное устройство мощностью 3-5 кг в тротиловом эквиваленте. Традиционных "шахидских" шариков и гаек на этот раз не обнаружено,– объясняют эксперты.– Возможно, заряжать поражающими элементами взрывчатку террористы на этот раз не стали, опасаясь проверок (на станциях дежурят милиционеры с ручными металлоискателями.–Ъ). Скорее всего, в качестве взрывчатки использовался штатный армейский тротил. Во всяком случае, в вагоне не чувствовалось запаха резинового клея, который обычно бывает после "пластитового" взрыва".

Впрочем, как признают сами эксперты, они могли и ошибиться, поскольку все запахи в метро забивал запах горелой плоти. "Бомба находилась примерно в одном-полутора метрах от пола,– говорят специалисты.– Об этом свидетельствует характер разрушений: основной удар взрывной волны пришелся вверх, потолок был вскрыт наружу, как консервная банка, а сам вагон даже выгнулся наподобие коромысла. Если бы бомба лежала на полу, в нижней части вагона образовалась бы огромная дыра, но пол остался практически целым, только покрылся копотью. Таким образом, можно предположить, что бомба находилась не в "забытой" сумке, а в руках или на теле террориста-смертника, стоявшего у первой по ходу поезда двери второго вагона. Это пока все".

Определить способ приведения взрывчатки в действие пока не смогли. Эксперты полагают, что это вряд ли удастся сделать и в дальнейшем. Дело в том, что с места происшествия изъяты десятки разломанных и переплавленных мобильных телефонов, CD-плееров, электронных игрушек, которые были у пассажиров, а также проводков и батареек от них. Любое из этих устройств теоретически могло быть использовано для управления бомбой, но какое именно, неизвестно.

Аналогичная проблема возникла и с идентификацией возможного террориста-смертника. Как правило, после взрыва на теле человека одного-двух килограммов пластита, которые обычно закладываются в пояс, от шахида остаются только голова, ступни ног и кисти рук. А взрыв пятикилограммовой бомбы, тем более в замкнутом пространстве, говорят эксперты, мог "разложить террориста почти в молекулы". Даже если от него что-то и осталось, то опознать, к примеру, оторванную кисть преступника среди сотни других удастся очень не скоро. [...]

Теракты в Москве

1) 27 декабря 1994 г. - недалеко от ВДНХ взорван автобус 33-го маршрута. Пострадал водитель. Задержано двое исполнителей, один из которых был признан невменяемым, а второй осужден на 5 лет. Установить заказчиков не удалось.

2) 11 июня 1996 г. - взрыв в вагоне метрополитена на перегоне между станциями “Тульская” и “Нагатинская”. Погибли 4 человека, 14 получили ранения. Высказывалось предположение о связи взрыва с ситуацией на Северном Кавказе.

3-4) 11-12 июля 1996 г. - взрывы в троллейбусах на Пушкинской площади и на проспекте Мира. Пострадали 34 человека. По мнению министра внутренних дел Анатолия Куликова, теракт связан с операцией федеральных сил на территории Чеченской Республики.

5) 31 августа 1999 г. - взрыв на Манежной площади в торговом комплексе “Охотный ряд”. Пострадал 41 человек, в том числе 6 детей. Один человек погиб. Следствие отрабатывает три версии: теракт, хулиганские действия и криминал.

6) В ночь с 8 на 9 сентября 1999 г. - взрыв дома на улице Гурьянова. Погибли 109 человек, более 200 получили ранения.

На сегодня двое обвиняемых - Юсуф Крымшамхалов и Адам Деккушев - осуждены к пожизненному заключению. На свободе остаются лишь двое - непосредственный организатор взрывов Ачемез Гочияев и Хаким Абаев, объявленные в международный розыск.

8) 8 августа 2000 г. - взрыв в подземном переходе на Пушкинской площади. Погибли 13 человек, более 130 получили ранения.

9) 5 февраля 2001 г. - взрыв в подземном вестибюле станции метро “Белорусская”-кольцевая. Пострадали 20 человек, из них двое детей. Взрывы не раскрыты.

10) 19 октября 2002 г. - взрыв автомобиля “Таврия” у ресторана “Макдоналдс” на юго-западе Москвы. Погиб 1 человек, 7 были ранены.

11) 23 октября 2002 г. - бандгруппа Мовсара Бараева, в составе которой были 18 женщин-смертниц, захватила в заложники более 900 зрителей в театральном центре на Дубровке. В ходе операции по освобождению заложников все террористы, в том числе и смертницы, были убиты. Погибли 129 заложников.

Раскрыта террористическая группа, готовившая серию терактов в столице в 2001-2002 гг. Арестованы пять человек. Заочное обвинение предъявлено Шамилю Басаеву, Хасану Закаеву и Герихану Дудаеву.

12) 5 июля 2003 г. - у входа на аэродром “ Тушино” подорвали себя две террористки-смертницы. Погибли 14 человек, более 60 получили ранения.

13) В ночь с 9 на 10 июля 2003 г. - около ресторана “Имбирь” на 1-й Тверской-Ямской улице задержана террористка Зарема Мужихоева, в сумке которой было обнаружено взрывное устройство. В ходе обезвреживания погиб сотрудник ФСБ.

Двое организаторов терактов в Тушине и на Тверской-Ямской были арестованы, а один уничтожен при попытке задержания.

14) 9 декабря 2003 г. - террористка-смертница взорвала себя у гостиницы “Националь”. Погибли 6 человек, 14 получили ранения. Следствие связывает взрыв со всеми последними крупными терактами в России.