Презентация на тему глагол как часть речи. Растолкует все …

Глагол. 3 класс

Выполнил: учитель начальных классов

МОУСОШ № 18 им. Н.В.Менчинского

Кузнецов Александр Сергеевич


Что без меня предметы?

Лишь названья.

Но я приду – все в действие придёт:

Летит ракета, люди строят зданья,

И рожь в полях растёт.


Сравните два текста. Чем они отличаются?

  • Сильная буря. Гром. Молния. Дождь. Ручьи по дорожкам. Лесные озёра. Птицы на деревьях.
  • Началась сильная буря. Ударил гром. Вспыхнула молния. Полил дождь. Побежали ручьи по дорожкам. Заблестели лесные озёра. Затихли птицы на деревьях.

Чем похожи эти слова?

началась

ударил

вспыхнула

полил

побежали

заблестели

затихли

Обозначают

действия предметов.

Отвечают на вопросы:

что сделала?

что сделал?

что сделали?


Что значит слово ГЛАГОЛ?

  • В переводе со старославянского языка глагол – это значит слово, речь.
  • Наши предки рассматривали его как слово из слов, важнейшим видом слов.
  • Без глагола не построишь предложений, не передашь собеседнику никаких сообщений.

Что делает?

поднимает

катается

играет


Что делала?

ругала

махала

читала


Что сделает?

полетит

потанцует

побежит


Найдите глаголы


5 «золотых» правил русского языка

1. Пишу красиво, чисто, аккуратно, грамотно;

2. Начало предложения пишу с большой буквы, в конце предложения ставлю знак препинания;

3. Переношу с одной строки на другую по слогам;

4. Помню о красной строке;

5. Пишу, проговаривая себе по слогам


Работа с книгой

С. 104 Упражнение № 178


кудахчет

стрекочет

кузнечик


Подбери к существительным подходящие глаголы.

ножницами

молотком

зубной щёткой

градусником

забивают гвозди

рубят доски

меряют температуру

чистят зубы


Подбери к существительным подходящие глаголы.

выдёргивают гвозди

Ловят рыбу


Найдите глаголы в пословицах.

  • Месяц светит, да не греет.
  • Что с воза упало, то пропало.
  • Работа и мучит, и кормит, и учит.
  • Испокон века книга красит человека.
  • Поздно поднялся – день потерял, в молодости не учился – жизнь потерял

Укажи в тексте глаголы.

И вот по одноцветной её синеве

замелькало что-то ровно и плавно;

ни дать ни взять белый платочек или

снежный комок. То летел со стороны

деревни белый голубь.

Прошло несколько мгновений – та же

стояла жестокая тишь… Но погляди! Уже два

платка мелькают, два комочка несутся назад;

то летят домой ровным полётом два голубя.

И. Тургенев


Рефлексия:

  • Что такое глагол?
  • Глагол – это самостоятельная часть речи.
  • Что обозначает глагол?
  • Глагол обозначает действие предмета.
  • На какие вопросы отвечает глагол?
  • Глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать? …

Слайд 1

Глагол как часть речи

Митрошина М.Ю., учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей №2» Михайловск, 2011

Слайд 2

повторить и систематизировать материал по теме в рамках подготовки к ЕГЭ

Слайд 3

1. Повторить морфологические признаки глагола. 2.Развивать умение выбирать гласную в окончании глагола в соответствии со спряжением. 3. Использовать теоретические знания по теме для выполнения тестовых заданий в форме ЕГЭ

Слайд 4

Морфологические признаки 1.Что делать? что сделать? 2.Действие предмета. 3.Грамматические категории: А) вид, переходность-непереходность, возвратность; Б) наклонение, время, лицо, число 4.Синтаксическая роль: сказуемое, подлежащее, определение, дополнение.

Слайд 5

Вид глагола: Совершенный (что сделать?)-законченное действие; Несовершенный (что делать?)-длительное действие.

Слайд 6

Переходные глаголы действие, направленное на объект: А) глагол + существительное, мест. в В.П. без предлога: отдам книгу, вижу вас Б)глагол + сущ. в Р.п. при отрицании или как часть предмета: не читал книги, выпить молока – это прямое дополнение. Непереходные глаголы не имеют прямого дополнения (глагол + сущ., мест., числ. в Р, Д, Т, П.п с предлогом и без) - косвенное дополнение: препятствовать движению:

Слайд 7

Возвратные глаголы имеют постфикс – ся (-сь): учиться, купаюсь. Действительный залог: старушка поднимается по лестнице (словообразовательный постфикс). Страдательный залог: груз поднимается рабочими (формообразующий постфикс).

Слайд 8

Наклонение глагола: Изъявительное (реальный факт). Повелительное (побуждение к действию). Сослагательное (действие, которое могло бы иметь место при определенных условиях) : мог бы.

Слайд 9

В значении повелительного употребляются: а) изъявительное: Да будет мир. Пусть скроются тучи. Идемте на прогулку. б) условное наклонение: Ты бы отдохнул немного. в) инфинитив: Стоять. Слушать внимательно. В значении условного употребляется: а) повелительное:Знай я о твоем приезде, встретил бы тебя на остановке.

Слайд 10

Слайд 11

Определите синтаксическую роль инфинитива 1.Ум нужно тренировать. 2.Он в совершенстве обладает этим труднейшим искусством слушать. 3.Не бойтесь посвящать целые часы чтению книги. 4.Я спешил скорее видеть вас. 5.Жить-родине служить. 6.Явился человек от Дарьи Михайловны с приглашением пожаловать к ней в кабинет.

Слайд 12

Спряжение глагола 2 спряжение: А) все на –ИТЬ, (кроме брить, стелить, зиждиться); Б) 7 на –ЕТЬ: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть: В) 4 на -АТЬ: гнать, дышать, слышать, держать.

Слайд 13

Личные окончания глагола: А) 1спр. –у(ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют) (суф. прич. 1 спр. –ущ, -ющ, -ом, -ем). 2 спр. –у(ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). (суф. прич. 2спр. -ащ, -ящ, -им.) Б) вылетите –летите, выгоните –гоните(2спр.) В) сохраняй вид при образовании инфинитива; В повелительном наклонении всегда –ИТЕ

Слайд 14

Разноспрягаемые глаголы: Ед.ч. Хочу, хочешь, хочет, Мн.ч. Хотим, хотите, хотят Ед.ч. бегу, бежишь, бежит Мн.ч. бежим, бежите, бегут Брезжишь – но: брезжут

Слайд 15

Сложные случаи согласования: 1.Собират. сущ. + сказуемое в ед.числе. 2.Большинство, большая часть, меньшинство, много, мало + сказ. ед.ч. 3.Местоимения вопросит., неопредел., отрицат. + сказ. ед.ч. 4.Однородные подлежащие (и, да = и) + сказуемое множ. числа. 5.Однородные подлежащие (или, либо, то-то, а)- сказуемое согласуется с ближайшим из подлежащих



Что без меня предметы?

Лишь названия.

Но я приду – все в действие придет,

Летит ракета, люди строят здания,

И рожь в полях растет.

(В.Кондрашов)


«Удивительная часть речи –глагол!»

Удивительная часть речи

В русском языке живет:

Кто что делает, расскажет:

Вяжет, сеет иль поет.

Может плакать и смеяться,

Или забивает гол,

Начинаем удивляться –

Растолкует все …


«Удивительная часть речи –глагол!»

«Глаголы – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. И назначение глагола – выражать само действие!»

(А. Югов)


«Удивительная часть речи –глагол!»

«Глагол придает речи жизнь,- своим присутствием животворит отдельные слова»

(Николай Греч)


«Удивительная часть речи –глагол!»

« Глаголы- это слова, оживляющие все, к чему они приложены»

(А.М.Пешковский)


«Удивительная часть речи –глагол!»

Спряжение глаголов

на - ить (кроме брить, стелить)

4 на – ать: держать

7 на – еть: терпеть

зависеть

ненавидеть

смотреть

остальные

(на – ать

и другие)


«Удивительная часть речи –глагол!»

Личные окончания глаголов


Повар -…, врач - …, учитель - …,

ученик-…, баянист - …, художник - …,

портниха -…, продавец - …, ветер - …,

гром –…, молния - .., трава-…,

дождь - …, огонь - …, солнце - .., вода - ..


«Удивительная часть речи –глагол!»

На то и печь, чтобы в ней хлеб печь.

Иди домой, но сначала коридор домой.

Снежное покрывало все в поле покрывало.

В углу раздался детский плач.

И кто-то вдруг сказал: «Не плачь!»


«Удивительная часть речи –глагол!»

Не выучил, не делай,

Не знаешь, не спеши.

С глаголами раздельно

«Не» всегда пиши .


(Не)навидеть, (не)годовать,

(не)бывает, (не)любит,

(не)истовствовать,

(не)домогать, (не)было,

(не)доумевать,

(не)бросит.


Прежде чем глагол писать,

Не забудь вопрос задать.

Если Ь знак в вопросе,

То в глаголы его вносим.

«Удивительная часть речи –глагол!»


1) Кто умеет трудит...ся, тот труда не боит...ся.

2) Дело мастера боит...ся.

3) По труду и честь воздаѐт...ся.

4) Надо трудит...ся, не надо ленит...ся.

5) Человек по делу узнаѐт...ся.

6) От работы руки не отниму...ся.

«Удивительная часть речи –глагол!»