Некрасов она сидела на полу. Анализ стихотворения “Она сидела на полу” Ф. Тютчева. История создания тютчевского стихотворения «Она сидела на полу…»

Она сидела на полу
И груду писем разбирала,
И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала.

Брала знакомые листы
И чудно так на них глядела,
Как души смотрят с высоты
На брошенное тело...

О, сколько жизни было тут,
Невозвратимо пережитой!
О, сколько горестных минут,
Любви и радости убитой!..

Стоял я молча в стороне
И пасть готов был на колени,-
И страшно грустно стало мне,
Как от присущей милой тени.

Одно из самых моих любимых стихотворений Ф.И. Тютчева «Она сидела на полу…» было написано в 1858 году.
1850-е годы – время драматических переживаний, связанных с любовью Тютчева к Е. А. Денисьевой, юной воспитаннице Смольного института, где в это время учились две дочери поэта. Их роман, о котором знало общество, продолжался 14 лет и закончился смертью девушки.
Однако поэт посвятил это стихотворение не юной Денисьевой, а своей второй жене – Эрнестине фон Дёрнберг. Женщина знала о романе мужа и, разумеется, испытывала от этого непередаваемую горечь.

Она сидела на полу
И груду писем разбирала…

Я считаю, что главным образом стихотворения является образ этой груды писем. Эти письма как пожелтевшие осенние листья, которые только разбередили душу воспоминаниями о прошлом. Они не более чем «остывшая зола», оставшаяся от пламени прежнего чувства.

Брала знакомые листы
И чудно так на них глядела…

Лирическая героиня с удивлением перечитывает эти письма. Она помнит, но уже не понимает тех ярких чувств, которые испытывала ранее. Эти письма ее прошлое. Даже не ее, а той молодой женщины, которая смотрит «с высоты» на себя нынешнюю.
Однако отбросить воспоминания героиня не в силах. Да и как? Она любила, страдала. Разве можно оставить это позади? Ведь «сколько жизни было тут,… сколько горестных минут, любви и радости убитой…»
Но, как правильно замечает поэт, все чувства между этими людьми уже невозвратимо пережиты. Лирический герой понимает это. Но он, стоя «молча, в стороне» и наблюдая за этой женщиной, «пасть готов был на колени». Зачем? Для чего? Чтобы попросить прощения? Или чтобы разделить горечь воспоминаний о минувшем? Он готов быть рядом в это мгновение, ей нужно только дать ему знак. Но знака нет, и герой оставляет женщину в одиночестве, позволяя прожить в одиночестве эти минуты.
Для меня стихотворение «Она сидела на полу…» - вершина творческого гения Ф.И. Тютчева. Наверное, кто-то со мной не согласится, но искренность этих строк никого не оставит равнодушным.

Любовная лирика Ф. Тютчева относится к самым ярким и волнующим страницам творчества этого талантливого поэта. Стихи, которые автор посвящал избранницам, просто переполнены эмоциональностью, чувственностью, а нередко даже трагизмом.

История написания

История написания произведения может помочь читателю сделать правильный стихотворный анализ. «Она сидела на полу...» Тютчев написал уже в зрелом возрасте. Когда поэту было 47 лет, он был уважаемым человеком и счастливым семьянином. Но так случилось, что в этот момент Федор влюбился в девушку 24 лет - Елену Денисьеву. Его чувство оказалось взаимным, и между двумя людьми вспыхнул бурный роман, который безмятежно протекал до тех пор, пока не выяснилось, что Елена ждет ребенка. В обществе разразился грандиозный скандал, он не мог не коснуться законной супруги Тютчева - Элеоноры. Измену мужа она переживала очень болезненно. В момент отчаяния ею была уничтожена значительная часть переписки с Федором, которая содержала в себе большое количество стихов, посвященных именно ей. Произведения были безвозвратно утеряны. Это грустное событие описано поэтом в стихотворении «Она сидела на полу...». Ф. Тютчев написал его в 1858 году.

Любовь к Елене стала и радостью, и горем в жизни поэта. Он не смог развестись с женой, но отказаться от счастья с Денисьевой у него также не получилось. Так, просуществовал почти 14 лет. Тютчев прожил дольше обеих женщин, но свои чувства и благодарность он сохранил в своем сердце и к одной, и ко второй.

Анализ стихотворения «Она сидела на полу...» Ф. Тютчева

Очень часто в произведениях Федора Тютчева описаны такие чувства, которые человек переживает в некие переломные моменты своей жизни. Известное стихотворение «Она сидела на полу...» имеет четыре строфы, и каждая наполнена не только чувством, но и глубоким смыслом. С помощью некоторых слов автору удалось передать эмоции так, чтобы каждый читатель смог прочувствовать состояние героини стихотворения.

Первая строфа

В первой строфе повествуется о женщине, которая разбирает старые письма, сидя на полу. Здесь не нужен даже междустрочный анализ. «Она сидела на полу» - Тютчев только с помощью этих четырех слов смог передать часть тех эмоций, что чувствовала женщина. Только в ее позе уже можно уловить страдания и беззащитность. Далее читателю становится ясно, что вся эта груда писем когда-то была очень дорога для героини. Именно поэтому она сначала берет каждый листок в руки, а затем отбрасывает в сторону. Автор дает понять, что на данный момент они уже ничего не значат для нее.

Вторая строфа

Вторая строфа доносит до читателя настоящую человеческую трагедию. Такие глаголы, как "сидела", "глядела", "брала", "разбирала", помогают сделать ("Она сидела на полу..."). Тютчев с помощью этих слов изображает поведение героини. Все и употребляются только в Это добавляет характер воспоминания. При этом подчеркивается тягостность момента ностальгии.

В конце второй строфы присутствует многоточие, которое означает паузу, как бы незаконченную мысль. В этом многоточии можно увидеть страдания души главной героини по счастливой прошлой жизни.

Третья строфа

В этих строках показаны воспоминания женщины. Героиня перебирает в памяти пережитые ею счастливые минуты, которые уже ничего не значат в настоящее время и которые уже никогда не вернуть. Словосочетание «сколько жизни» в первой строчке образует смысловое кольцо со словом «убитой» в последней строке. Этот момент усиливает ощущение переживаний и глубокого трагизма.

Четвертая строфа

С помощью последней строфы можно провести заключительный анализ «Она сидела на полу...». Тютчев показывает читателю человека, который, вероятно, является виновником всех страданий героини. Этот человек прочувствовал всю боль, которую переживала женщина в тот момент. Он даже готов перед ней упасть на колени, но в то же время понимает, что уже невозможно ничего изменить, чувства обречены, их нельзя возобновить, как ни старайся.

Мнение Толстого

Лев Толстой данное стихотворение отметил двумя буквами «Т. Ч.», что означает "Тютчев. Чувство". Известный писатель считал, что в этом стихотворении поэт смог передать те чувства, которые практически невозможно выразить с помощью слов. В жизни бывают такие моменты, когда в человеке борется большое количество эмоций, что очень сложно объяснить, а Тютчеву удалось это передать в своем стихотворении.

Для многих и сейчас остается актуальным произведение «Она сидела на полу...». Анализ стихотворения показал, что такой момент может случиться в жизни каждого человека. Возможно, для кого-то данный шедевр является вершиной творчества, а для кого-то - просто поэзией. Можно сказать лишь одно: такие строки никого не оставят равнодушным.

Самые яркие и трогательные страницы творчества Фёдора Ивановича Тютчева - это его лирика о любви, которая пронизана огромным чувством, продолжающим волновать сердца и души людей уже много десятилетий. Поистине огромный талант был дан этому поэту-философу, способному нести людям прекрасное, помогать им выражать свои эмоции и чувства. Свои стихотворные творения лирик посвящал женщинам, которых выбирало его сердце. Все тютчевские стихотворения отличаются большой чувственностью и эмоциональностью, и нередко к чувствам присоединяется трагизм личных отношений.

В основу тютчевской любовной лирики легли собственные отношения, эмоциональные искания, метания и переживания, нравственность и безнравственность. Все свои душевные порывы поэт выплёскивал на бумагу, и ему было что сказать. В его стихах можно найти и раскаяние, и муки совести, и сожаление. Талантливый человек, Фёдор Иванович, даже трагизм мог завернуть в изысканную литературную обёртку.


Таким образцом романтической лирики можно считать стихотворение «Она сидела на полу…». Это настоящее блестящее явление русской поэзии, как сказал Николай Некрасов.

История создания тютчевского стихотворения «Она сидела на полу…»


Это стихотворное творение Тютчевым было написано уже в зрелом возрасте. К этому времени у дипломата было положение в обществе, его знали как приличного семьянина, уважали как высокопоставленного чиновника. Мужчине было 47 лет.

В это время и врывается в его жизнь новое чувство, неожиданная любовь. Он влюбляется в Елену Денисьеву, которой едва исполнилось двадцать четыре года.

Вскоре выяснилось, что не только поэт испытывает к Елене Денисьевой пылкие и нежные чувства, его тоже любили. Между двумя совершенно разными людьми и по возрасту, и по взглядам вспыхивает бурный роман, который в результате привел к беременности Елены. Скрыть это уже было невозможно, и общество узнает о том, что произошло. Все обсуждают личную жизнь Тютчева, и осуждают его. Этот скандал в обществе дошел и до его семьи. Вскоре о его отношениях на стороне узнает жена. Элеонора принимает измену мужа очень болезненно и трагично. В эмоциональном порыве она начинает уничтожать письма мужа, которые он когда-то писал. В них содержались стихи, которые были посвящены только ей, и миру были неизвестны. Так была уничтожена большая часть переписки. К сожалению, эти тютчевские творения так и не были потом восстановлены.

Эту картину и увидел поэт, эта сцена уничтожения его писем долго стояла перед его глазами. Поэтому в 1858 году он пишет свое стихотворение «Она сидела на полу…», посвященное жене. Новая любовь в его жизнь принесла и счастье, и горе, и трагедию. Он не мог развестись с женой, но и не мог бросить Елену, поэтому роман продолжался, а мужчина буквально разрывался между двумя женщинами. Этот треугольник с женой и любовницей просуществовал целых четырнадцать лет, пока смерть Елены не вернула Тютчева в семейное лоно. Но всю свою оставшуюся жизнь он продолжал любить обеих, и был им обоим благодарен за то, что ему удалось пережить такие сильные чувства.

Сюжет тютчевского стихотворения


В этом произведении всего два основных персонажа. Автор, от лица которого ведется повествование всего текста, и он же лирический герой, и главная героиня. Женщина, сидя в своей комнате, разбирает письма, которые до этого свято хранила. Она поочередно берет каждое письмо, с каждым из них у нее связано какое-то воспоминание. Подержав немного его в руках, женщина бросает письмо. Лирический герой внимательно наблюдает за женщиной, пытаясь уловить те эмоции, которые она переживает.

Поэт-философ мечтает передать все те эмоции, которые чувствует героиня в эту, переломную для нее пору жизни. Поэтому и использует лирик такую композицию. Всего четыре строфы, в каждой из которых отражено глубокое и тонкое чувство.

Основная тема всего тютчевского стихотворения «Она сидела на полу» - это любовная тема. Но автор поднимает и затрагивает в своем тонком и нежном стихотворении и проблему того, что человек сам приходит когда-нибудь к осознанию того, что сильные чувства уходят и уже они не вернуться. Поэтому он описывает действия главной героини в первых двух строфах. А вот третья и четвертая строфа позволяет описать уже внутреннее состояние главных героев.

Второе действующее лицо в тютчевском стихотворении «Она сидела на полу…» - это лирический герой, который находится недалеко от женщины и внимательно наблюдает за ней. Но он не совершает каких-либо действий и не пытается помешать женщине. Он сам переживает очень сильно, наблюдая за ней. И горькая грусть поселяется в его душе. Он видит, как женщина страдает, как тяжело ей, но помочь ей, или что-то изменить он не может. Поэтому порой его страдания доходят до полного отчаяния. Ошибки уже совершены и возврата не может быть.

Можно выделить в отдельный образ и письма, которые занимают центральное место в стихотворении. Их очень много, и все они подтверждение чувств, которые бушевали в душах супругов. Но теперь это всего лишь зола, которая даже успела остыть. Для героини эти чувства и эти письма – напоминания о том, что всё прошло, это память о любви, которая теперь не воскреснет.

Анализ тютчевского стихотворения


В композиции тютчевского стихотворения выделяется четыре строфы. Рассмотрим их более подробно. Первая строфа – это описание действий главной героини, которая, сидя на полу, разбирает дорогие сердцу старые письма. Уже то, что женщина сидела на полу, показывает ее эмоциональное состояние, ведь в этом ее и огромные страдания, и трагедия личной жизни, и беззащитность. Все эти письма превратились уже в большую груду, которая еще хранит воспоминания дорогих для героини дней. Красивая женщина берет по одному листочку, читает, а потом резко отбрасывает в сторону. Автор ясно показывает читателю, что когда-то это было дорого для женщины.

Во второй тютчевской строфе звучит трагедия человека. Автор использует грамматическую форму несовершенного вида и прошедшего времени. Это позволяет лирику создать атмосферу воспоминаний. Поэтому поэт-философ в конце второй строки и ставить задумчивое многоточие, создавая атмосферу воспоминаний, показывая, что история эта еще не закончена. Но можно это многоточие и по-другому читать: женщина страдает по той жизни, в которой она была счастлива и которая осталась в прошлом.

Третья строфа – это женские воспоминания, где героиня вспоминает те минуты, когда она была счастлива, но вернуть то время она уже не сможет никогда. Тютчев использует слова «жизнь» и «убитая», показывая, что возврата уже не может быть. В этом собраны все переживания женщины и трагизм ситуации.

В четвертой строфе Тютчев показывает и главного героя, который как раз является виновником женских страданий. Он, глядя на нее, тоже чувствует ту боль, которую переживает героиня, он сам готов повиниться перед ней, но понимает, что ничего уже не может изменить, что чувства уже остыли и воскресить их невозможно.

Средства выразительности


Невероятное количество различных художественных средств использовано автором в стихотворении «Она сидела на полу…». Это позволяет поэту добиться необычной певучести и чувственности.

♦ Сравнение: письма сравниваются с золой.
♦ Риторическое восклицание, которое придает всему тексту особенную эмоциональную насыщенность.
♦ Инверсия, которая помогает создать особый настрой текста и придать ему особую ритмику.


В тексте встречаются многоточия, показывая, что автор не все и не всегда может выразить или объяснить словами. Невыраженные мысли и чувства остаются одной из изюминок тютчевской лирики. Написано это творение о любви четырехстопным ямбом, рифма перекрестная, идет постепенно чередование мужской и женской рифмы.

Она сидела на полу
И груду писем разбирала,
И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала.
Брала знакомые листы
И чудно так на них глядела,
Как души смотрят с высоты
На ими брошенное тело...
О, сколько жизни было тут,
Невозвратимо пережитой!
О, сколько горестных минут,
Любви и радости убитой!..
Стоял я молча в стороне
И пасть готов был на колени, -
И страшно грустно стало мне,
Как от присущей милой тени.

Критические оценки и отзывы


Свое мнение о тютчевском стихотворении Л.Толстой выразил всего лишь двумя буквами: «Т.Ч.», если их расшифровать, то означали они следующие слова: «Тютчев. Чувства». Он считал, что чувственному поэту удалось передать то, что не смог сделать до него никто другой: он передал чувства словами. Сам поэт говорил, что любовь всегда приносит муки и страдания, ведь это, по его мнению:

«борьба неравных двух сердец»


Всё это сделало стихотворение актуальным для всех времён. Люди постоянно попадают в любовные треугольники. Ведь даже сильное чувство, которое может угаснуть, случиться может у любого. Это и есть секрет актуальности произведения. Поэтому этот тютчевский стихотворный шедевр так глубоко проникает в сердца людей, заставляя повторять строки и сопереживать героини.

Любовную лирику Ф. Тютчева следует читать в контексте биографии поэта, интимные стихотворения - ключик к его душе и самым сокровенным переживаниям. Стихотворение, о котором пойдет речь в статье, изучают в 10 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Она сидела на полу» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано в 1858 г., в период, когда сердце поэта разрывалось между двумя женщинами - Еленой Денисьевой и женой Эрнестиной. Посвящены строки Эрнестине.

Тема стихотворения – страдания женщины от несчастливой любви.

Композиция – стихотворение написано в форме монолога лирического героя, наблюдающего за страданиями женщины. По смыслу произведение делится на несколько частей: описание женщины, с письмами, рассказ о письмах, воспроизведение чувств, испытуемых лирическим героем.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры «любви и радости убитой» , «души смотрят с высоты на ими брошенное тело».

Эпитеты «знакомые листы» , «горестные минуты» .

Сравнения «как остывшую золу, брала их в руки», «так на них глядела, как души смотрят с высоты на ими брошенное тело», «страшно грустно стало мне, как от присущей милой тени».

История создания

История создания произведения связана с любовью поэта к молоденькой девушке Елене Денисьевой. Познакомились они в 1849 году. Елена на 23 года была младше Тютчева, но возраст не стал помехой для развития сильных чувств. Елена узнала, что ждет ребенка. Скрывать отношения уже не получалось. Пара терпела осуждения общества, но любовь между Тютчевым и Денисьевой не угасла на протяжение 14 лет - до смерти Елены.

Элеонора Тютчева тяжело переживала измену мужа. Эмоции захлестывали женщину, во время такого душевного надрыва она уничтожила письма, некогда написанные мужем. В них были и любовные стихотворения, которые навсегда развеялись с пеплом. Картину уничтожения писем как-то увидел Тютчев. Она навсегда осталась в его памяти. В 1858 году было написано анализированное стихотворение. Та, кому посвящено произведение, оказалась женщиной, обладавшей редким умением прощать. После смерти Денисьевой Тютчев вернулся в семью, Элеонора приняла любимого мужчину.

Тема

Поэт раскрывает тему несчастливой любви. Сцена, описанная в анализируемом произведении, не нова для русской литературы, особенность ее в том, что она выхвачена из жизни. Внимание автора обращено не столько на события, сколько на эмоции и чувства героев.

В центре стихотворения два образа - женщина, которая сжигает письма и ее возлюбленный, наблюдающий эту печальную картину. Возлюбленный является лирическим героем.

Вначале произведения рассказывается о женщине, которая перебирала письма. Героиня смотрела на них необычно, понимая, что возможности возвратить былое нет. Мы пока не знаем, кем были написаны строки, занавес этой тайны автор приоткрывает в четвертом катрене. В ней читатель узнает, что женщина держала в руках любовные послания. Переписка, видимо, велась достаточно долгое время, о чем свидетельствуют строки: «О сколько жизни было тут, невозвратимо пережитой» .

Наконец, в последнем четверостишии появляется образ возлюбленного. Эти строки написаны от первого лица, так автор показывает, кто наблюдал за горьким расставанием с любовью. Мужчина признается, что не осмеливался подойти к близкому человеку, попытаться успокоить, хоть и «пасть готов был на колени» . В тот момент он чувствовал лишь страшную грусть.

Композиция

Анализируемое произведение - монолог-воспоминания лирического героя, который стал свидетелем того, как его любимая сжигала письма. Разбор стихотворения по смыслу позволяет поделить его на несколько частей: описание женщины, с письмами, рассказ о письмах, воспроизведение чувств, испытуемых лирическим героем. Формально стихотворение состоит из четырех катренов.

Жанр

Жанр стихотворения - элегия, так как лирический герой с грустью рассказывает о пережитом. Стихотворный размер - четырехстопный ямб. Ф. Тютчев использовал перекрестную АВАВ рифмовку.

Средства выразительности

Поэт не перенасыщает произведение средствами выразительности, поэтому их можно найти не в каждом стихе. Тем не менее, тропы помогают раскрыть тему, показать чувства и эмоции героев.

В тексте есть метафоры - «любви и радости убитой» , « души смотрят с высоты на ими брошенное тело» ; эпитеты - «знакомые листы» , «горестные минуты» ; сравнения - «как остывшую золу, брала их в руки», «так на них глядела, как души смотрят с высоты на ими брошенное тело», «страшно грустно стало мне, как от присущей милой тени».

Эмоции лирического героя подчеркиваются при помощи интонации. В третьей строфе, где его захлестывает волна воспоминаний, автор использует риторические восклицания.

«Она сидела на полу…» Федор Тютчев

Она сидела на полу
И груду писем разбирала,
И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала.

Брала знакомые листы
И чудно так на них глядела,
Как души смотрят с высоты
На ими брошенное тело…

О, сколько жизни было тут,
Невозвратимо пережитой!
О, сколько горестных минут,
Любви и радости убитой!..

Стоял я молча в стороне
И пасть готов был на колени,-
И страшно грустно стало мне,
Как от присущей милой тени.

Анализ стихотворения Тютчева «Она сидела на полу…»

Любовная лирика Федора Тютчева является одной из самых ярких и волнующих страниц творчества поэта. Стихи, посвященные избранницам, наполнены чувственностью, эмоциональностью и нередко трагизмом. Все дело в том, что в 47 лет Тютчев, будучи уважаемым и высокопоставленным государственным чиновником, счастливым семьянином и достаточно известным поэтом, влюбился в 24-летнюю воспитанницу Смольного института благородных девиц Елену Денисьеву. Их тайный роман протекал бурно и безмятежно до тех пор, пока не выяснилось, что потомственная дворянка, отданная на попечение своей петербургской тетки, ждет от поэта ребенка. Грандиозный скандал, разразившийся в обществе, не мог остаться тайно для супруги поэта, Элеоноре Тютчевой, которая очень болезненно переживала измену супруга. В порыве отчаяния она даже уничтожила значительную часть переписки с поэтом, в которой содержалось множество посвященных ей стихов, оказавшихся безвозвратно утерянными. Именно этому грустному событию Тютчев посвятил свое стихотворение «Она сидела на полу…», созданное в 1858 году.

Если не знать предыстории его написания, то создается впечатление очень идиллической и немного грустной картины, когда таинственная незнакомка, усевшись на пол, перебирает старые письма и «как остывшую золу», берет их в руки, а потом снова бросает. Автор обращается к героине своего произведения в третьем лице и в прошедшем времени, отмечая, что она смотрит на пожелтевшие от времени страницы писем, которые хранят в себе радости и горести, как-то отстраненно, «как души смотря с высоты на ими брошенное тело» . И при этом словно бы не замечает виновника своих страданий, который стоит в стороне и чувствует себя явно лишним в этой странной компании женщины и писем, некогда таких дорогих, а сейчас потерявших всю свою ценность. Автор отмечает, что в этот момент он «пасть готов был на колени», но понимал, что исправить уже ничего невозможно, и хрупкие листы, являющиеся вещественным доказательством некогда пылкой любви, равно как и само чувство, обречены на гибель. Да и автор уже не является для героини своего произведения осязаемым человеком из плоти и крови, постепенно превращаясь в «милую тень», мираж, фантом. Осознание этого вызывает у Тютчева глубокую грусть, словно бы еще одна страница его непростой жизни оказывается перевернутой и рассыпается пеплом, как старые письма.

Несмотря на всю пикантность и двусмысленность ситуации поэт не нашел в себе сил расстаться с женой, но при этом и от своих чувств к Елене Денисьевой отказаться не сумел. В таком любовном треугольнике поэт прожил 14 лет, до самой смерти Денисьевой, которую нежно называл Лелечкой. Она скончалась от чахотки, подарив Тютчеву троих детей, двоим из которых также суждено было умереть. Все эти годы поэт заботился о своей второй семье и продолжал любить обоих женщин. Денисьеву за незаурядный ум, смелость, красоту и ту жертву, которую она принесла во имя их странного союза, стоившего ей репутации и наследства. Супругу – за понимание и умение прощать. Примечательно, что именно с согласия Элеоноры Тютчевой дети поэта, рожденные вне брака, получили его фамилию. И после смерти Денисьевой именно супруга стала для поэта главной утешительницей, разделив с ним его душевную боль.

Стоит также отметить, что поэт пережил обеих своих возлюбленных. Но даже после их смерти продолжал посвящать свои женщинам стихи, трогательные, нежные, наполненные искренним восхищением и любовью, а также благодарностью за то, что они скрасили жизнь автора, привнеся в нее немного радости, света и тепла.