Колонна славы. Памятник «Колонна Воинской славы. Отрывок, характеризующий Колонна Славы

В память о русско-турецкой войне 1877–1878 годов на площади перед алтарем Собора в 1886 году был воздвигнут Памятник «Колонна Воинской славы», созданный по проекту академика Гримма.

Много замечательных памятников были сооружены в разных местах необъятной России в честь победы в войне 1877–1878 годов за освобождение Болгарии от 500-летнего турецкого ига. В этой войне русские и румынские солдаты вместе с болгарскими патриотами наголову разбили превосходящие числом и вооружением войска противника. В результате войны самостоятельность получили, помимо Болгарии, народы Югославии, Греция и Румыния; была освобождена Южная Армения и часть Кавказского побережья, в том числе Батуми. За свободу Болгарии в этой войне, отдали жизнь 200 тысяч славных сыновей многонациональной России.

В память освободительного подвига братских народов России, Болгарии и Румынии у Собора Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка в Санкт-Петербурге был воздвигнут величественный монумент »Колонна Воинской славы». Беспримерный в истории подвиг стал символом дружбы болгарского, румынского и русского народов, скрепленным совместно пролитой кровью в освободительной борьбе. Позднее русские, болгарские и румынские солдаты воевали вместе в дни Великой Отечественной войны (1941–1945).

Уникальный памятник «Колонна Воинской славы» как символ немеркнущей боевой славы русского солдата был составлен из подлинных трофейных ста сорока пушек, взятых в боях за освобождение Болгарии. Высота памятника была 30 метров, венчала его фигурка античной богини победы Ники. Полукругом у памятника на лафеты были поставлены 10 пушек, также отбитых у неприятеля.

Открытие памятника состоялось 12 октября 1886 года. В этот день Император Александр III в своем приказе по армии и флоту отметил: «Сегодня свершилось в Петербурге торжество открытия памятника войны с Турцией 1877–78 годов. Да пребудет памятник этот на вечные времена воспоминанием о самоотвержении и доблестях воинов, с помощью Божьей покрывших новой славой Русские знамена и Русское имя».

Отметим, что памятник замечателен прежде всего именно тем, что он был адресован не конкретно Измайловскому или какому иному полку, но всему доблестному русскому воинству. Памятник органично вписался в архитектурный ансамбль собора и южной части города. Стал местом проведения воинских праздников и парадов. У памятника принимали присягу новобранцы, чтили память павших на полях сражений.

По ходатайству районных властей президиум Ленсовета 28 октября 1929г. принял решение снести памятник. Таким образом был уничтожен выдающийся монумент архитектурного и военно-исторического наследия России...

В 1990 году Ленинградской епархии Русской Православной Церкви был передан Свято-Троицкий Измайловский собор. Началось воссоздание поруганной и оскверненной святыни.

И параллельно с восстановлением собора возникает инициатива воссоздать Колонну Славы.Подготовительная работа была проведена общественным благотворительным фондом восстановления и поддержки Свято-Троицкого Измайловского собора.

По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира и в соответствии распоряжением Губернатора Санкт-Петербурга В.А. Яковлева в 2001-2005 годах монумент «Воинская Слава» был воссоздан на историчесом фундаменте. Административное сопровождение проекта осуществляли полномочные представители Президента Российской Федерации в Центральном и Северо-Западном федеральных округах Полтавченко Г.С., Черкесов В.В., Матвиенко В.И., Клебанов И.И.

Координация действий и общее руководство по восстановлению монумента осуществлялось рабочей группой. Руководители группы: протоиерей Геннадий Бартов - настоятель собора; Моцак М.В. - сотрудник Администрации Президента Российской Федерации, Герой России; главный архитектор проекта - Шереметьев Г.А.; главный конструктор проекта - Шабловский Е.А.; ответственный секретарь - Парамонов С.Л.

В длительной и ответственной благотворительной работе по воссозданию памятника принимали участие свыше тридцати организаций из разных городов России.Активное содействие в решении возникающих проблем оказали: Администрация Санкт-Петербурга и Адмиралтейского района, руководители и сотрудники федеральных и территориальных органов исполнительной власти.

Осенью 2005 года состоялось торжество освящения прекрасного памятника.

Освящение памятника «Колонна Воинской славы».

Парад войск в праздник освящения Колонны Воинской славы.

Октябрь 2005 года, праздник освящения Колонны Воинской славы.

Памятник был сооружён в 1886 году по проекту Д.И.Гримма и обошёлся в 200 тыс. рублей. 12 октября 1886 года Триумфальный монумент открывал лично Император Александр III.


Памятник представлял собой 28-метровую колонну, сложенную из пяти рядов пушек, отбитых в войну у турок. На верху колонны был расположен гений с лавровым венком в протянутой руке, увенчивающий победителей. Пьедестал памятника имел высоту около 6½ метров, со всех четырех сторон которого были вделаны бронзовые доски с описаниями основных событий войны и названий воинских частей, принимавших в ней участие.

С двух сторон от памятника, по проспекту, стояли два столба из турецких пушек, вокруг Памятника же на отдельных гранитных пьедесталах стояли артиллерийские орудия, также захваченные у неприятеля.

В 1925 году произошло первое покушение на памятник, большевики предполагали заменить памятник на монумент декабристам.

В январе 1930 года мемориальный комплекс был разобран и позже переплавлен.
Это сделали по требованию новоявленного союзника -- Турции, которая сочла оскорбительным существование в "дружественном" СССР такого памятника.

В 1969 году на месте колонны установили монумент В.П.Стасову, архитектору собора. Его поставили к 200-летию со дня рождения зодчего (1769—1848). Это был бюст, установленный на длинный металлический постамент. Вокруг разбили сквер.

В 2004 году монумент архитектору перенесли в Музей городской скульптуры на временное хранение с целью установки на Троицкой площади воссозданного Памятника русской воинской славы.

Открытие последнего состоялось 1 октября 2005 года. Отливкой пушек занимался Новолипецкий металлургический комбинат.

Это восстановленная в 2005 году копия существовавшего в этом месте памятника в честь победы в русско-турецкой войне 1877-1878 годов. Памятник был открыт 12 октября 1886 года лично Император Александр III. В 1920-х оригинал был демонтирован и отправлен на переплавку в Германию по требование Турции - «знак турецкого позора у Троицкого собора должен быть демонтирован». Сделано это было для восстановления дипломатических отношений с Турцией.

Колонна установлена рядом с Троицким собором, так как он являлся полковым храмом лейб-гвардии Измайловского полка, который особенно отличился во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов.

В храме можно было увидеть памятные доски с именами павших офицеров, здесь также хранились захваченные турецкие знамена и ключи от взятых городов.

Авторы колонны: архитектор Д. И. Гримм и скульптор П. И. Шварц. Сооружение колонны обошлась государственной казне в 200 тыс. рублей. Памятник был выполнен на заводе Сан-Гали. Возведением заминалось военно-инженерное ведомством под руководством военного инженера капитана Г. М. Житкова.

В основании первого (оригинального) памятника стоял гранитный пьедестал высотой 5.7 м, на гранях которого между стволами пушек были установлены бронзовые доски с изложением хода войны, «поименованы Особы Императорской фамилии» и все части войск, участвовавших в ней. На пьедестале была установлена чугунная колонна высотой 14.3 м. Диаметр колонны внизу равнялся 2.75 м и постепенно уменьшался до 1.7 м вверху. Пять ярусов колонны были сложены из стволов захваченных турецких орудий. Колонна оканчивалась капителью коринфского ордена, увенчанная фигурой Ники — богини Победы. Вся высота памятники от земли до венка в руке Ники равнялась 28.35 м.

Колонна состояла из 128 трофейных турецких стальных (52) и бронзовых (76) орудий различных эпох. Наиболее крупные орудия были размещены в нижнем ярусе колонны, всего их 36, на каждом из четырех последующих — по 8 бронзовых и 8 стальных орудий, чередующихся через одно и помещенных в отдельных нишах. Если стальные орудия были в основном полевыми пушками, то среди медных были самые разные образцы, в том числе и уникальные (музейные экспонаты): от гладкоствольной крепостной пушки весом 2,35 тонны до нарезного 108-килограммового горного орудия. Многие имели отметины от осколков и ядер — следы участия в боевых действиях. Внутри памятника находилась чугунная винтовая лестница, а вокруг него 10 пушек.

Колонна была уничтожена в 1929-1930 годах. Её демонтировали и отправили на переплавку в Германию. Стволы пушек, по официальным данным, ушли в Госфонд, то есть в металлолом. А по неофициальным — были проданы в ту же Германию.

Сделано это было в интересах внешней политики. Россия пыталась восстановить дипломатические отношения с Турцией, а турки требовали - «знак турецкого позора у Троицкого собора должен быть демонтирован». Желание турецкой стороны было удовлетворено. Остаётся неясным, почему турецкие власти не упомянули о пушечной ограде Спасо-Преображенского собора.

Восстановлена колонна в 2001-2005 годах. Архитектор проекта воссоздания Г. А. Шереметьев. В новом конструктивном решении на стволе колонны декоративный рельеф, имитирующий пушечные стволы. Части колонны безвозмездно отлиты из чугуна на Ново-Липецком металлургическом комбинате, покраска и отделка - на петербургском предприятии «Адмиралтейские верфи».

Бронзовая скульптура Славы отлита на заводе «Монументскульптура» по модели скульптора З. К. Церетели и на его средства. В 2006 году З. Церетели был удостоен ордена Русской православной церкви за воссоздание триумфальной колонны.

26-метровую колонну-основание установили в мае 2004 года. А осенью 2005-го на своё место вернулась и богиня Ника.

Современная колонна воссоздаёт утраченную, но судить о точности сложно - восстановление шло по фотографиям. Оригинальные орудия не сохранились. Существуют сведенья, что некоторые из оригинальных пушек были замечены на аукционах в Англии. При восстановлении колонны были сделаны чугунные копии с образцов аналогичных моделей орудий, хранящихся в артиллерийском музее. В ансамбль памятника также включена ограда с десятью декоративными пушками на лафетах и художественные фонари.

Общая высота современного памятника — 28,76 м, постамента — 5,33 м, статуи — 4,6 м. Вес монумента около 250 тонн.

Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

Торжественная церемония открытия памятника перед Троицким собором. 1886 год.

Памятник представлял собой 28-метровую колонну, сложенную из пяти рядов пушек, отбитых в войну у турок. На верху колонны был расположен гений с лавровым венком в протянутой руке, увенчивающий победителей. Пьедестал памятника имел высоту около 6½ метров, со всех четырех сторон которого были вделаны бронзовые доски с описаниями основных событий войны и названий воинских частей, принимавших в ней участие .

С двух сторон от памятника, по проспекту, стояли два столба из турецких пушек, вокруг Памятника же на отдельных гранитных пьедесталах стояли артиллерийские орудия, также захваченные у неприятеля.

Напишите отзыв о статье "Колонна Славы"

Примечания

См. также

Библиография

  • Путеводитель по С.-Петербургу: Репринтное воспроизведение издания 1903 года. - Л.: СП «ИКАР», 1991. ISBN 5-85902-065-1

Координаты :

  • Гусаров А.Ю. Памятники воинской славы Петербурга. - СПб, 2010. - ISBN 978-5-93437-363-5.

Отрывок, характеризующий Колонна Славы

– Никого, – удивилась малышка. – А почему вы думаете, что мы должны кого-то искать?
– А как же иначе? Вы сейчас там, где все ищут себя. Я тоже искала... – она печально улыбнулась. – Но это было так давно!..
– А как давно? – не выдержала я.
– О, очень давно!... Здесь ведь нет времени, как же мне знать? Всё, что я помню – это было давно.
Атенайс была очень красивой и какой-то необычайно грустной... Она чем-то напоминала гордого белого лебедя, когда тот, падая с высоты, отдавая душу, пел свою последнюю песню – была такой же величественной и трагичной...
Когда она смотрела на нас своими искристыми зелёными глазами, казалось – она старее, чем сама вечность. В них было столько мудрости, и столько невысказанной печали, что у меня по телу побежали мурашки...
– Можем ли мы вам чем-то помочь? – чуточку стесняясь спрашивать у неё подобные вопросы, спросила я.
– Нет, милое дитя, это моя работа... Мой обет... Но я верю, что когда-нибудь она закончится... и я смогу уйти. А теперь, скажите мне, радостные, куда вы хотели бы пойти?
Я пожала плечами:
– Мы не выбирали, мы просто гуляли. Но мы будем счастливы, если вы хотите нам что-нибудь предложить.
Атенайс кивнула:
– Я охраняю это междумирье, я могу пропустить вас туда, – и, ласково посмотрев на Стеллу, добавила. – А тебе, дитя, я помогу найти себя...
Женщина мягко улыбнулась, и взмахнула рукой. Её странное платье колыхнулось, и рука стала похожа на бело-серебристое, мягкое пушистое крыло... от которого протянулась, рассыпаясь золотыми бликами, уже другая, слепящая золотом и почти что плотная, светлая солнечная дорога, которая вела прямо в «пламенеющую» вдали, открытую золотую дверь...
– Ну, что – пойдём? – уже заранее зная ответ, спросила я Стеллу.
– Ой, смотри, а там кто-то есть... – показала пальчиком внутрь той же самой двери, малышка.
Мы легко скользнули внутрь и... как будто в зеркале, увидели вторую Стеллу!.. Да, да, именно Стеллу!.. Точно такую же, как та, которая, совершенно растерянная, стояла в тот момент рядом со мной...
– Но это же я?!.. – глядя на «другую себя» во все глаза, прошептала потрясённая малышка. – Ведь это правда я... Как же так?..
Я пока что никак не могла ответить на её, такой вроде бы простой вопрос, так как сама стояла совершенно опешив, не находя никакого объяснения этому «абсурдному» явлению...
Стелла тихонько протянула ручку к своему близнецу и коснулась протянутых к ней таких же маленьких пальчиков. Я хотела крикнуть, что это может быть опасно, но, увидев её довольную улыбку – промолчала, решив посмотреть, что же будет дальше, но в то же время была настороже, на тот случай, если вдруг что-то пойдёт не так.
– Так это же я... – в восторге прошептала малышка. – Ой, как чудесно! Это же, правда я...
Её тоненькие пальчики начали ярко светиться, и «вторая» Стелла стала медленно таять, плавно перетекая через те же самые пальчики в «настоящую», стоявшую около меня, Стеллу. Её тело стало уплотняться, но не так, как уплотнялось бы физическое, а как будто стало намного плотнее светиться, наполняясь каким-то неземным сиянием.

Колонны со статуями Славы в Санкт-Петербурге. Памятник в честь побед Лейб-гвардии Конного полка в Отечественной войне 1812 года был установлен на Конногвардейском бульваре в 1845-1846 годах. Автор статуй — Х. Д. Раух, автор колонн — К. И. Росси.

Летящие статуи богини Ники с лавровыми венками в руках, завершающие колонны, были изготовлены в Берлине по проекту скульптора Х. Д. Рауха и подарены императору Николаю I королем Фридрихом Вильгельмом IV в 1845 году в знак ответной благодарностью за копии скульптурных групп «Укрощение коня» П. К. Клодта (оригиналы которых установлены на Аничковом мосту).

Колонны Славы выполнены в ионическом ордере из серого сердобольского гранита.

Высота каждой колонны — 12 метров, высота статуи — 2,5 метра.

Колонны Славы включены в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Туристу на заметку:

Посещение Колонн Славы будет интересно туристам, интересующимся монументальной архитектурой середины XIX века, а также может стать одним из пунктов экскурсионной программы во время знакомства с соседними достопримечательностями — ,