2 кл русский язык задания. Игровые задания на уроках русского языка. Донецкая народная республика

Дополнительные задания по русскому языку для 3 класса. Тема: Глагол (для 3 класса)

Упражнение 1. Укажите время и род глаголов. Выделите окончание.
Наступил… ясн… утро. Со…нце ярко сияло в глубоком неб… .Лучи его играл… на речк… ,на крышах домов. Алмазами сверкал… роса на траве, на листьях дерев…ев. Кругом стоял… тишина. Только весело щебетал… ласточка.
Образец: Наступило ясное утро.
Упражнение 2. Спишите предложения. Вместо точек вставьте нужные по смыслу глаголы класть и положить.
Отец принёс газеты и … их на стол. Я всегда свои книги … на полку. Допишу работу и … тетрадь в портфель. Надо всегда каждую вещь … на своё место.
Упражнение 3. Спиши. Единственное число существительного и глагола замени множественным, выдели окончания глаголов, укажи спряжение.
1.Соловей поёт.
2.Жаворонок звенит.
3.Иволга свистит.
4.Сорока трещит.
5.Сова кричит.
6.Дятел стучит.
7.Клест скрипит.
Образец: комар пищит-комары пищат (2 спр)
Упражнение 4. К данным глаголам подберите другие, противоположные по смыслу.
Говорить-молчать
Радовать-
Разрешить-
Отдохнуть-
Светлить-
Давать-
Зажигать-
Упражнение 5. Разобрать по составу.
Иголочка, журавлиная, садик, выдумка, замазка, выходной, липовый, стройка, звонок, цветной, ласточка, тёмный, ночка, снеговой, примерка, северный, сладкий, поднос, тёплый, вырубка, говоришь, карандаш, избушка, беленький, сиреневый, зверёк, звёздочка, яблонька, колхозный, городок, садовый, ходовой, думать, передумать, сельский, хвостик, хитрая.
Упражнение 6. Спишите, вставляя пропущенные буквы. В глаголах выделите приставки и корни.
1.Ветер унёс тучу гр…зовую. 2.Утки прон…слись с криком. 3.Таня перен…сла братца через ручей. 4.П…чтальон принёс телеграмму от сестры. 5.Отн…си книгу товарищу. 6.Волны вын…сли на поверхность моря обломки корабля. 7. Дачу обн…сли новым забором. 8.Все д…роги, все тр…пинки белым снегом зан…сло. 9.Н…сется в небе стая журавлей.
Упражнение 7. Проспрягайте глаголы.
Расту, лежу, решать, приготовить.
Упражнение 8. Данные глаголы изменить по образцу.

Глаголы: сеять, посеять, видеть, увидеть, слышать, услышать, смотреть, посмотреть.
Упражнение 9. К данным глаголам подобрать и записать противоположные по смыслу и по значению. Поставить их во 2 лице единственного числа окончания глаголов выделить.
Говорить-молчать-молчишь
Падать-
Встречать-
Молчать-
Ругать-
Упражнение 10. Спишите. Подчеркните глаголы неопределенной формы. Поставьте к ним вопросы, определите спряжение.
Родная земля-самое великолепное, что нам дано для жизни. Ее мы должны возделывать, беречь и охранять всеми силами своего существа.
Упражнение 11. Прочитайте. Спишите. Определите время выделенных глаголов.
Стоит у дороги старый-престарый тополь. Зимой тревожно шумят его голые ветви. Весной покрывается тополь зелёной листвой.
- Скажи, дедушка, сколько лет нашему тополю? Кто его посадил ?
- Хороший человек этот тополь посадил. Мальчишкой я играл под ним, твоя мама с подружками венки плела , теперь и ты играешь в его тени.

класс 1 “ ” фамилия, имя: _________________________ (1 вариант)


  1. а). сова б). бегать
    в). стена г). звериный

  1. а). стальной б). деревня
    в). рыжая г). кусать

  2. а). работа б). идёт
    в). вкусные г). кричат

  3. а). Ира б). Женя в). Миша

  4. а). в, жили, три, домике, медведя
    б). В, три, жили, домике, медведя
    в). В домике жили три медведя.

  5. Пришла тёплая весна потекла вода дети взяли дощечку и сделали лодочку лодка поплыла по воде.


  6. а). Спала кошка на крыше.
    б). Она поджала лапки.
    в). Села около кошки птичка.


а). осока  б). снежок 
в). луна  г). игровая 

9. Впиши нужную букву:
а). ч. гун б). площ. дка в). ж. раф


а). самокат б). белый в). ребята


1). ска. ка а). з б). с
2). ры. ка а). б б). п

12. Сколько звуков в словах:
а). коза  б). конь  в). якорь 

Дополнительные задания:


а). кон. ки б). плат. е
в). окун. ки г). бол. ше


а). яблоко б). сад
в). вкусные г). дерево

* * *

Тесты по русскому языку (1 класс/1-3/).

класс 1 “ ” фамилия, имя: _________________________ (2 вариант)

  1. Какие из данных слов обозначают предметы:
    а). играть б). мышка
    в). глобус г). большой
  1. Какие слова обозначают признаки предметов:
    а). красная б). город
    в). кричать г). деревянный
  2. Какие из слов обозначают действия предметов:
    а). лепит б). новые
    в). класс г). шагает
  3. Отметь имена, которые могут принадлежать и мальчикам и девочкам:
    а). Миша б). Саша в). Света
  4. Отметь, какие группы слов являются предложениями:
    а). Мы с папой ходили в зоопарк.
    б). С, мы, ходили, в зоопарк, папой
    в). Мы, с, зоопарк, ходили, в, папой
  5. Определи, сколько в тексте предложений:
    Выпал снег выбежали дети стали лепить снеговика хороший получился снеговик.
    а). 5 предложений б). 4 предложения
    в). 6 предложений г). 3 предложения
  6. Отметь только то предложение, которое подходит к данной схеме: .
    а). Пришла весна.
    б). Потекли по дорогам ручьи.
    в). Весело запели птички.

8. Определи количество слогов в словах:
а). урок  б). прыжки 
в). рябина  г). любимая 

9. Впиши нужную букву:
а). ш. рокий б). рыч. г в). ч. шка

10. Поставь ударение в словах:
а). малыши б). рыжий в). играет

11. Какую букву нужно вставить в слово:
1). шля. ка а). б б). п
2). пры. ки а). ж б). ш

12. Сколько звуков в словах:

А). роса  б). лось  в). ель 

Дополнительные задания:

13. Найди слова с разделительным мягким знаком:

а). кон. ки б). плат. е
в). окун. ки г). бол. ше

14. Какое слово лишнее? Почему?

а). яблоко б). сад
в). вкусные г). дерево

15. Прочитай две группы предложений и укажи, какая из
этих групп является связным текстом:

а). Дома была одна мама. Настя села у стола и взяла книгу. Она стала читать сказку. Мама была рада. Пришла Настя из школы.

б). Пришла Настя из школы. Дома была одна мама. Настя села у стола и взяла книгу. Она стала читать сказку. Мама была рада.

Дополнительные задания по русскому языку

3 класс.

Задание №1.

Спиши. Подбери слова, которые оканчиваются на парный звонкий или глухой звук.

Суровый _____________. Закончили ________________.

Очень _______________. Чудесный ________________.

Много ______________. Не видно ________________.

Готовый _____________. Много ___________________.

Задание №2.

Измени слова так, чтобы появился разделительный мягкий знак.

Проснулись (ночь) , красивые (перо), дубовые (полено), из горного (ущелье), следы (волка), дышала (свежесть), по веткам (бить), голоса (птицы), большие (друг), замело (метель).

Задание №3.

Спиши слова, раздели знаком для переноса.

Ра…каз, жу…ит, су…ота, а…ея, гру…а.

Задание № 4.

Выпиши сначала слова с разделительным мягким знаком, а затем с мягким знаком – показателем мягкости согласных.

Скучная картина!

Тучи без конца.

Дождик так и льётся,

Лужи у крыльца.

Задание № 5.

«Проверяемые безударные гласные в корне слова»


1) Вставь пропущенные буквы, обозначь орфограмму «Проверяемые безударные гласные в корне слова»

М..ряк, л..ства, т..мнота, тр..ва, с..нева, л..нивый, м..сной.

С..ринка, зам..рзает, зав..жи, к..злёнок, поз..лоченный, ч..рнее, гл..тать, ст..льной, ж..леть, дозв..ниться.

М..лькнуть,обм..нять, прокр..чал, к..рмилец, ул..вить, выкл..чатель, к..р..тышка, л..бёдушка, м..гучий, прил..теть, м..рзлота, ..г..нёк.

П..сьмо, пч..ла в..сна, пр..мой, л..сник, св..сток, зв..зда.

З..рновой, поб..жать, загл..нул, б..леть, сл..нёнок, насм..шить, прибл..зить, н..сить, р..зной, изм..льчить.

Изм..рить, прим..рить, цв..тной, нал..теть, прик..лоть, п..тнистый, л..мать, выл..чить, мол..дость, з..мовать, обл..денеть.

Тема. «Имя существительное»


Задание 1
Запиши ответы на вопросы. Укажи падеж имен существительных.

Где появились гусеницы? (Яблоня, слива.)
Чем засадили огород? (Капуста.)

Задание 2
Спиши, дописывая окончания. Определи падеж имен существительных.

Ехать в трамва..., заботиться о товарищ..., видишь в зеркал..., быть в музе..., записать в тетрад..., скакать по площад...

Задание 4
Спиши, заменяя имена существительные единственного числа, данные в скобках, именами существительными множественного числа. Определи падеж.

Зима. Сне... л...жит на (тр...пинка), на (скамейка и крыша). На (елка) з...леная хвоя п...крыта инеем.

Задание 5
Просклоняй слова.

И.п. (что?) работа (что?) поля

Задание 7
Разбери как часть речи.

По озеру

Задание 1
Запиши окончания дательного падежа имен существительных трех склонений. Приведи примеры.

Задание 2
Спиши предложения, дописывая падежные окончания. Укажи падеж имен существительных.

Стадо подошло к речк... . Мы шли по узкой тропинк... к опушк... леса. Отец вернулся из поездк... по Волг... . Машина ехала по дорог... к деревн... . Дорожка привела нас к озер... .


Задание 3
Спиши, заменяя имена существительные единственного числа, данные в скобках, именами существительными множественного числа. Вставь пропущенные буквы. Определи падеж.

В (поле) гудит в...юга. На (речка и озеро) от (мороз) тр...щит лед.

Задание 4
Просклоняй слова.

И.п. (кто?) снегирь (что?) задачи

Задание 5
Разбери как часть речи.

К яблоне

Задание 1
Спиши, дописывая окончания. Укажи падеж имен существительных.

Капли дождя барабанили по крыш... . Завтра мы пойдем в гости к тет... и дяд... . Дети написали письмо отц... . Мальчик подошел к окн... . По деревн... проехала машина. К кроват... ребенка подошла мать.

Задание 3
Просклоняй слова.

И.п. (что?) береза (кто?) девочки

Задание 4
Данные слова запиши в дательном и творительном падежах.
Дичь – к дичи, дичью
Лампа – ... , ...
Пирог – ... , ...
Тетрадь – ... , ...

Задание 5
Выпиши имена существительные множественного числа. Определи падеж.

С веток яблонь часто свешиваются чьи-то домики. Жители этих домиков – гусеницы. Гусеницы – злейшие враги деревьев.

Задание 6
Разбери как часть речи.

С дерева

Задание № 7.

Части речи (обобщение)

Определить к какой части речи относятся слова:
День, хорошая, друг, думает, смелый.

Как вы определяли часть речи?

Найди в каждой строчке лишнее слово, определи его часть речи и подпиши.
1) Берёза, пчела, лёгкий, малина.
2) Зелёная, сочная, свежая, растёт.
3) Думает, считает, ученик, знает.

Как вы находили лишнее слово?

Образуй от данных существительных однокоренные слова, являющиеся прилагательным и глаголом.
веселье – … , … .
шум – … , … .
лес - … , … .

Задание № 8.

Проверяемые безударные гласные в корне слова.


М…лчать, м…сной, охр..нять, уд…влять, гр…знуля, пл…сать, г..рчица, сл…зинка, скр…пучий, нар…дить.

Спишите. В скобках напишите проверочные слова.
Хор..шо в л..су в полдень. З..лёные ёлочки выг..бают к..лючие ветки. Кр..суется белая б..рё..ка с душ..стыми л..сточками. Др..ж..т серая осина.

Спишите, исправив ошибки.
По тинуло холадом. Последние клочя тумана мокрой марлей палзли посклону. От крылись яркие сияющие горы.

Задание № 9.

Написание слов с парными согласными.

Спишите, вставив пропущенные буквы. Напишите проверочные слова.
Про..ка, гри..ки, гря..ка, лё..кий, шу..ка, сне..ки, ро..ки, сли..ки.

Спишите, вставив пропущенные буквы.
Среди ре..ких бере.. прячутся в тр..ве кре..кие боровики. Р..зовеют мокрые сырое..ки. В ельнике растут сколь..кие грузди. На ни..ких пнях жмутся дру.. к дру..ке опята.

Спишите, исправив ошибки.
По чистому снегу бижыт мыжка. За мыжкой дарошка, где в снигу лабки ступали. У видела мыжка сасновую шыжку и по глядывает, нет ли хоря.

Задание № 10.
Синонимы.

Подбери синонимы к словам лицо, зелёный, дразнить. Спиши.
Слова для справок: лик, изумрудный, обзывать, незрелый, молодой, неопытный, дразниться, физиономия, мордашка.

Спиши, вставь в предложения нужные синонимы.
Навстречу шёл (пожилой, старый) человек. Папа купил мне (лазурный, голубой) платье. (Толстый, жирный) словари рядами стоят на полках.

Составь предложения, используя слова- синонимы.
Рынок, базар; село, аул, деревня; певец, акын.

Задание № 11.
Антонимы

К данным глаголам подбери противоположные по смыслу.
Говорить - …., выходить - …, здороваться - …, включать - …, засыпать - …, закрыть - …, смеяться - … .

Подбери антонимы к словосочетаниям.
Левая рука - …; высокий потолок - …; уходить из школы - …; поехать на стадион - …;
Счастливая старость - … .

Закончи предложения. Подчеркни антонимы.
Дядя вчера приехал, а через два дня … . Он упал, но быстро … . Его бросало то в жар, то в … . Я быстро посмотрел налево, затем … .

Задание № 12.
Состав слова.

Окончание и основа.

Спишите слова. Выделите основу и окончание.
Парта, партой, у парты; высокая, высокий, высокое.

Напиши по образцу. Выдели основу и окончание.
Образец: дощатый домишко – дощатые домишки.
Чудесная встреча - …, старый дедушка - …, широкое море - …, чайная чашка - … .

Прочитайте, найдите лишнее слово. Напишите остальные слова, выделите в них основу и окончание.
Белый, белая, белка, белое. Лиса, в лесу, за лесом, лес.

Корень. Однокоренные слова.

Спишите слова, рядом напишите однокоренные. Выделите корень.
Каменщик - …, лётчик - …, связист - …, пианист - … .

Спишите, приписывая по одному однокоренному слову. Выделите корень.
Сахар - …, гусь - …, утка - …, суп - …, хлеб - …, тигр - … .
Образец: мыло – мыльница, аист – аистёнок.

Выберите однокоренные слова. Запишите их в таком порядке: предмет, признак предмета, действие предмета.
Весна, говор, зелень, белить, разговор, зеленеет, белила, зелёный, белый, говорливый

Задание № 13.
Двойные согласные в корне.

Спишите, вставляя пропущенные буквы.
А…а и Ге…адий вместе с кла…ом ходили на хо…ей. Ри…а в су…оту сделала а…уратную а…ликацию. Дети купались в ба…ейне и играли в те…нис.

Запишите ответы, используя слова с удвоенными согласными.
-Дорога с твёрдым покрытием.
-Укротитель хищных животных.
-Состояние взаимной вражды.
-Искусственный водоём, сооружённый для плавания.
-Спортивный бег.
-Помещение, в котором проводятся денежные операции.
-Лечебная повязка из марли.

Спишите, исправив ошибки.
Вчера наш класс хадил на экскурсию в лесс. Красиф асений лесс. Диревья стоят зилёные, жёлтые, багряные. Мы собирали красивые листя. Сегодня рибята делают аккуратную коллекцию. Завтра мы напишем расскас об осени без ошыбок. Мы любим уроки русского языка.

Задание № 14.
Непроизносимые согласные в корне слова.

Спишите, написав проверочные слова.
Окрес…ность, звёз…ный, со…нце, здра…ствуй, извес…ный, сер…це, прелес…ный, мес…ность.

К существительным подберите подходящие по смыслу прилагательные с непроизносимой согласной, а к прилагательным – существительные с непроизносимыми согласными.
Писатель, небо, крутая, весёлый, час, цветы, горячее, человек, сильное, сельская.

Спишите, заменяя выделенные слова словами, близкими по значению с непроизносимой согласной.

Печальный рассказ, знаменитый писатель, красивая девочка, шумное торжество, весёлый народ.

Задание № 15.
Приставки.

Спишите слова. Выделите корень и приставку.
Пожар, запах, привал, перепляс, навар, подкоп, перезвон, отвар, припёк, закат, прикорм, срез.

Спишите текст, вставляя подходящие по смыслу приставки. Выделите приставки.
Из-за озера (до, вы) плывают орлы. Они (вы, на)деляются грозными силуэтами на фоне (про, за)катного солнца. (По, ис)пуганный их внезапным (за, по)явлением (за, по)мирает весь пернатый мир.

Спишите текст, употребляя нужные приставки. Выделите приставки.
Упражнение из учебника а…уратно (писать). Новую тетра…ь красиво (писать).
Из текста внимательно (писать) с парной согласной. Плохо выполненное задание обязательно (писать).

Задание № 16.
Суффиксы.

Спишите, вставив пропущенные буквы. Выделите суффиксы.
Луч..к, фонар..к, рож..ца, мелоч..к, слон..к, дружоч..к, мороз..ц, книж..ца.

Разберите слова по составу.
Напильник, присмотр, подбородок, подарки, косточка, букетик, Женечка.

Каждое словосочетание замените одним словом с нужным суффиксом.
Музыкант, играющий на трубе. Момент бросания мяча. Смелый человек. Любящий мечтать. Детёныш орла. Участник игры. Музыкант, играющий на пианино. Берёзовая роща. Жадная девочка.

Задание № 17.
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
.

Собственные и нарицательные.

Запиши слова в два столбика.
Чиж, Москва, город, дуб, Казахстан, Дарья, голубь, океан, Астана.

Все существительные из предложений запишите в два столбика.
Борис Петрович Житков уходил на лодке далеко в море. Щенок Бим любит пить вкусное молоко.

Составьте предложения и запишите их. Подчеркните имена собственные.
Бурёнка, на, паслась, корова, лугу. Кошки, были, Мурки, котята, у, Мурзик, и, Васька.
Орлика, пруду, к, ведёт, коня, Алёша. Живёт, Миша, деревне,у, в, Дубки, бабушки.

Задание № 18.
Род имен существительных.

Выпишите имена существительные и запишите их в три столбика по родам.
Мечтал, красивое, ходил, яблоко, бродил, мебель, адрес, чашка, чувство, разведка, дело, лучистый, путник, мир, удача.


Из слов строчки составьте предложения так, чтобы получились пословицы. Укажите род имён существительных.
Почёт, рядом, труд, живут, и.
Матери, лучше, сердце, солнце, греет.
Мастерство, в, почёте, всегда.
До, язык, Киева, доведёт.

Составьте рассказ, используя слова.
Утро, дождь, плащ, луч солнца.
Определите род всех имён существительных.

Задание № 19.
Число имён существительных.

Запишите слова в два столбика.
Звезда, кусты, лебедь, дерево, бревно. Журавли, мхи, ящик, алмазы. Лётчик, шерсть, перо, кочки, яблоки.

Запишите предложения. Укажите род и число существительных.

Ребяти..ки л…пили ч..шки и ло..ки. В л…су ж…вут др…зды, гр…чи, сн…гири.

Запишите слова в два столбика. Поставьте существительные женского рода в единственное число, а мужского рода- во множественное.
Окна, узоры, пальма, деревья, ковёр, наряды, ручей, сено, рощи, дом, черта, волны, ключ, путь.

Задание № 20.
Спишите. Поставьте вопросы к существительным вопросы.
Посеяла на грядке, шишки ёлки, пронёсся по степи, напиши бабушке, вечер за книгой, альбом подруги, протекает по равнине, был за школой, забыл о задаче.

Составьте с именами существительными словосочетания, в которых эти существительные стояли бы в П.п., Д.п., Р.п.
Гроза, окно, грач, степь.

Спишите. Определите падеж имён существительных.
Дож..ь (по)шёл в..с..лее. Люди (вы)б..гали из д..мов. Они протягивали руки. В..да (с)б..гала по их рукам до самых плеч. Р..бятишки (за)прыгали (по)лужам.

Задание № 21.
1.Выбери правильный ответ и обведи его кружком.
Склонение - это:
А) изменение имён существительных по числам;
Б) изменение имён существительных по падежам;
В) изменение имён существительных по родам.


2.Выдели окончание, определи род и склонение существительных.
Земля, небо, подруга, дочь, мышь, солнце, дедушка, город, ночь.

3.Просклоняй слово пила.
И. п В. п..
Р. п Т. п..
Д. п П. п. .

1.Вставь пропущенные окончания, определи падеж и число.
На гор.. (____,____) о земл.. (____,_____)
За окн.. (____,____) по троп..(____,_____)
Из стекл..(____,____) к доск..(____,_____)

2.Исправь ошибки в склонении, если они есть.
И. п. трава В. п. травы
Р. п. о траве Т. п. травой
Д. п. траве П. п. траву

1.Составь предложения, употребив в разных падежах слово «школа».
Выдели окончания, определи падеж имён существительных.
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________


2.Разобрать одно предложение по членам предложения.
3.Разобрать одно имя существительное как часть речи.
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________

Задание № 22.

Просклоняйте слова: «птица», «лось».
И.п. - В.п. -
Р.п. - Т.п. -
Д.п. - П.п. -

Спишите, связывая слова в словосочетание. Определите падеж имен существительных.

Щука (река), роща (гора), дымок (село), переходили (дорога), осока (озеро), положили (поляна), побежали (река), зверь (клетка).

Спишите. Определите падежи имен существительных. Продолжите текст (1 – 2 предложения).
Жил желторотый воробей. Жил он вместе с мамой над окошком бани в теплом гнезде. Воробьишко махал крыльями и хотел летать.

Задание № 23.
Спишите, вставив пропущенные буквы. Определите падеж. Выделите окончания.
О букашк…, о гордост…, из шерст…, по милост…, по травинк…, из земляник…, о вишн…, в арбуз…, на фуражк…, в колен… .

Спишите, вставив прпущенные буквы. Определите падежи. Выделите окончания.
В холод…, из деревн…, о жизн…, по букв…, около город…, у вырубк…, по пустын…, к сирен…, на припёк… в фонтан… .

Спишите. Поставьте имена существительные в скобках в нужном падеже. Определите падеж этих существительных. Выделите окончания.
Катя п..лучила пис..мо (дядя Коля). Сам..лёт прил..тел из (Казань). Дети гуляли (площ..дь). П..любуйся пуш..стым (снег).

Задание № 23.
Просклоняй во множественном числе существительные бури, грибы .

Спишите, раскрывая скобки. Выделите окончания, определите падежи имён существительных.
Весной к нам прилетает малиновка. Кормится она (жучки, личинки, гусеницы). Птичка ищет их в опавших (листья) под (деревья и кусты). Летом она лакомится (ягодки).

Допишите предложения, подбирая подходящие по смыслу сравнения, используя слова для справок. Выделите окончания. Определите падежи имён существительных.
Снег на сухих ветках нанизан … . В развилках голых осин снег скопился … .
Деревья кажутся то …, то …, то … .
Слова для справок: мохнатые шапки, загадочное чудовище, сияющие шары, сказочные великаны, белые медведи.

Задание № 24.
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.

Род имён прилагательных.
Запишите словосочетания. Определите род имён прилагательных. Выделите окончания.
Голуб… лужа. Поздн… листопад, ленив… течение, вечерн… мгла, детск… театр, ночн… разбойник, хлебн… растение.

Подберите к выделенным словам однокоренные прилагательные. Напишите словосочетания. Определите род прилагательных, выделите окончания.
Крыша из железа, дом из кирпича, лента из шёлка, варенье из клубники, платье из бархата, кисель из малины.

Замените прилагательные противоположными по смыслу. Определите род имён прилагательных и выделите окончания.
Лёгкая задача, лёгкая ноша, слабый голос, слабое знание, мелкий пруд, мелкая рыба, старый охотник, старый дом.

Задание № 25.
Число имён прилагательных.

Спишите словосочетания. Определите число имён прилагательных, выделите окончания.
Зелёные листья, редкие дожди, осенние дни, сильный ветер, крупные капли, последний листок, лесная поляна, красивое село.

Подберите к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные. Определите число имён прилагательных, выделите окончания.
Родные края, (какие?) … дела, (какая?) …сумка, (какое?) …дерево, (какие?) … луга, (какой?) … месяц, (какое?) …растение.

Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Определите число имён прилагательных.
После тёплых дней наступила з..лотая ос..нь. По опушкам лесов ещё растут грибы: красноголов.. подосиновики, зеленоват.. и розовые сырое..ки, сколь..к.. грузди и душист.. рыж..ки. На стар.. больш.. пнях жмутся друг к дру..ке тонконог.. опёнки.

Задание № 26.
Склонение имён прилагательных.

Просклоняйте словосочетания.
Тёплый зимний шарф, тёплое зимнее пальто.

Спишите. Определите падеж имён прилагательных.
Чистое небо затянулось тучами. Зима природу нарядила в белый, тёплый, чистый мех. Мы отправились на Синее озеро. В поздний час дома не спали. Зимнее солнце светило тускло.

Спишите, раскрывая скобки. Определите падеж имён прилагательных, выделите окончания.
Таня и Алёна посадили свои деревца, полили их (тёплый) водой. Светит (горячий) (весенний) солнышко, идут по небу весёлые облака. И два (новые) деревца стоят у ворот. Они расправляют корешки в (тёплый) земле.

Спишите. Вставьте пропущенные окончания, выделите их.
Чёрн.. стрижи всю жизнь проводят в воздухе. Если пойманного длиннокрыл.. стрижа посадить на гол.. землю, он не сможет взлететь. На коротеньк.. своих лапках стриж не умеет ходить по земле.

Спишите, дописывая окончания. Определите род и падеж имён прилагательных.
В майск.. ноч.. пели птицы. Мы любовались весен.. небом. Вдруг ярк.. стрела молнии полоснула спокойн.. небо. Нежн.. голубизну небосвода заволокло чёрн.. тучами.

Составьте рассказ на тему «На бабушкином огороде», употребив сочетания слов.
Раннее весеннее утро, чудесная погода, хорошее настроение, проросшие семена, лазурное небо, жёлтая морковь.

Задание № 27 .
Местоимения.

Спишите. Раскройте скобки. Подчеркните местоимения.
(У) меня сегодня день рождения. (Ко) мне придут гости. (В) моей коллекции появится новая марка. (На) ней будет изображена природа. Мне нравится пейзаж.

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Определите лицо местоимений.
Прин..сли нам щенка спаниэля, вел..чиной со среднюю крысу. Кошка наша на шкафу стала готовиться к пры..ку. Ей, конечно, непонятно: крыса это или щенок. Чтобы развлечь его, я принёс из кухни кость. И пол..жил ему под нос.

Соберите предложения. Существительное сойка замени местоимениями. Запишите.
Но, по характеру, разбойник, настоящий, сойка. Красивая, сойка, птица. Легко, сойку, по, узнать, на крыльях, перьям, белым и чёрным. Бояться, сойку, маленькие, не только, но и, птицы, большие. Разоряет, сойка, гнёзда, расклёвывает, птичьи, яйца, птенцов, губит.

Задание № 28.
ГЛАГОЛ.

Неопределённая форма глагола.

Образуйте глаголы неопределённой формы.
Кусает, ходит, шумит, прыгнул, сверкает, взмахнул, смотрел, любит, срезают, делает.

Вставьте вместо точек глаголы неопределённой формы.
Кто хочет много …, тот должен мало … .(знал, спал)
Лучше хорошо …, чем хорошо … . (поступал, говорил)
Умение … дороже золота. (работал)
Нам песня … и … помогает. (жил, строил)

К данным словосочетаниям подберите близкие по значению глаголы неопределённой формы. Составьте с одним из словосочетаний предложение.
Повесить нос, витать в облаках, держать язык за зубами, задать перцу, водить за
нос, бить баклуши.

Задание № 29.
Изменение глаголов по числам.

Запишите глаголы в два столбика.
Вырубят, глядели, поднимал, шумят. Звенит, трещат, пылал, скучали.

Спишите текст. Над глаголами укажите число.
В мае в л..су (цв..тёт, цв..тут) черёмуха. Б..р..га руч..ёв (желтеет, желтеют) от з..л..тых лютиков.

От глаголов неопределённой формы образуйте единственное и множественное число глаголов.
Жужжать, падать, загорать, бросать, квакать, сиять.

Задание № 30.
Изменение глаголов по временам.

Запишите глаголы в три столбика.
Едут, будет петь, съел, говоришь, белела, зашьёт, подросло, гулять, запрыгает, становится, растрепали.

Образуйте от существительных глаголы и поставьте их в настоящее, прошедшее и будущее время.
Соль - …, скрип - …, боль - …. корм - … .

Спишите текст, расставляя знаки препинания. Обозначьте время глаголов.
Солнце св..тило ре..ко ув..дает тр..ва оп..дают лист..я воздух наполнится зап..хом гр..бов и сухой л..ствы у к..рней старой с..сны л..ж..т м..ховой к..вёр.

Задание № 31.
Правописание частицы НЕ с глаголами.

Спишите предложения, ставя частицу НЕ перед глаголами. Выделите окончания глаголов.
Поедешь – море увидишь. Подумаешь – решишь задачу. Упустишь минуту – потеряешь и час. С огнём шути, ветру верь. Чего знаешь, то и говори.

Составьте и запишите 5 предложений с частицей НЕ о том, чего не может делать бельчонок . Выделите окончания глаголов.

Составьте и запишите 7 предложений с частицей НЕ о правилах поведения в школе. Выделите окончания глаголов.

Задание № 32.
Правописание предлогов.

Объедините пары слов с помощью предлогов.
Вых..дить … (дом). Идти … (лес). Г..в..рить … (брат). Заботиься … (щ..нок).

Спишите, раскрыв скобки.
Дворник (с)бросил сне.. (с)крыш.. . (В)комнату (в)н..сли новый диван. Луна (за)шла (за)туч.. . В..р..бей (с)л..тел (с)ветки.

Исправьте ошибки.
Налисную тробку изкустов вы скочил ряпчик. Мячь за бросили вседку вород. Влесу пахнет сыростю. Заболотом сасновый лез.

Задание № 33.
Предложение.
Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните главные члены предложения.
Кончилось весёлое лето пришла ненастная поздняя осень подул холодный ветер и сорвал листья с деревьев.

Составьте и запишите из данных слов предложения.
Солнце, за, низкое, скрылось, деревьями. В, берёзы, уборе, золотом, стоят. Птицы, путь, в тронулись, дальний. Загадок, и, как, в, тайн, много, лесу!

Спишите. В скобках напишите проверочные слова. Подчеркните главные члены предложения.
Солнце село, но в л..су ещё св..тло. Воздух чист и прозрачен. Птицы б..лтливо л..печут. М..л..дая тр..ва бл..стит в..сёлым блеском изумруда.

Задание № 34.
Главные члены предложения.

Спишите. Подчеркните главные члены предложения.
Следует ло..кий удар. Мяч.. носится (по)полю. Он л..тит прямо (в)ворота. Игра начинается.

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните главные члены предложения.
Гор..кий зап..х дубовой к..ры (за)п..лнял ле.. . (На)тр..ве в т..ни лежала р..са. Рядом ст..ял куст черноклёна. Нарядный, он вес.. сиял под х..лодным..сенним солнцем.

Составьте предложения по вопросам, запишите их. Подчеркните главные члены предложения.
Когда? Какой? Что? Что сделал?
Где? Что сделала? Какая? Что?
Кто? С кем? Что делали? Куда? За чем?

Порядок разбора существительного.

Запишите существительное с вопросом, на который оно отвечает, выделите окончание.

Укажите:

начальную форму глагола;

собственное или нарицательное;
одушевленное или неодушевленное;

род;

падеж;

форму числа.

по русскому языку 4 класс

РУССКИЙ ЯЗЫК.

4 КЛАСС.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Уровень 1.

    К данным предложениям поставь вопросы. Напиши вопросительные предложения.

Учебный год начинается первого сентября. Ты хорошо отдохнул. Ты учишься в четвёртом классе. Сегодня все ученики встали рано. Все ребята обещают хорошо учиться.

    Спиши. Подчеркни в каждом предложении подлежащее,сказуемое:

Ребята сажали у школы фруктовые деревья. Весной яблони покроются белыми цветами. В школьном саду зацветут красивые вишни.

Уровень 2.

    Напишите предложения, изменяя их сначала на восклицательные, затем на вопросительные,меняя, если надо, порядок слов:

Весь класс был на празднике. Завтра мы пойдём в театр. Вчера школьники ходили в музей.

    Спиши, сделай синтаксический разбор выделенного предложения. Продолжи текст(2-3 предложения):

Белая, красная, жёлтая, розовая, чайная, чёрная роза. Каких только роз не бывает!

Чудесный цветок радует наш глаз . У него тонкий, нежный аромат. Вместе с тем роза и лечебное растение. Розовое масло в прямом смысле дороже золота…

Уровень 3.

    Восстановите по данным словам загадки, изменяя окончания, запишите их вместе с отгадками:

Руки, у, он, нет, ноги, у, он, нет, а, без, рубашка, не, жить (п- - - - - а)

Без, тело, а, жить, без, рот, без, язык, а, говорить (э – о)

Зубы, у, он, есть, язык, у,он, нет (п - - а)

Сам, железная, нога, у, он, деревянный (м - - - - - к)

    Спишите, вставляя буквы, выполняя синтаксический разбор выделенных предложений.

К нам на длинной мокрой но…ке дождик скачет по доро…ке. Дождь плясал по огороду, поливал на гря…ки воду. Как дети на заря…ке, под солнцем у реки стоят на длинной гря…ке трёхлетние ду…ки. Наша речка у…кая, мелко в нашей речке. Под берё…кой белоногой подберёзовик растёт.

РУССКИЙ ЯЗЫК.

4 КЛАСС.

Повторение.

    Словарный диктант. Прочитай слова, запиши по памяти:

Впереди, одиннадцать, дорога, библиотека, аллея, прекрасный, здравствуйте, пассажир.

    Кроссворд.


ПО ГОРИЗОНТАЛИ:

1. Помещение, где хранятся книги.

    Слово – приветствие.

    Путь от одного пункта до другого

ПО ВЕРТИКАЛИ:

    Человек, который едет в транспорте.

    Число, стоящее между 10 и 12.

3. Где идет командир в строе?

    Дорога, по обеим сторонам которой посажены деревья.

    Красивый, замечательный, …

    Развитие речи.

Составить со словами из 1 задания мини-сочинение, придумай заголовок.

а) В любом предложении подчеркнуть подлежащее, сказуемое.

б) Любое слово разобрать по составу.

В) Выписать по два слова с безударной гласной.

РУССКИЙ ЯЗЫК.

4 КЛАСС.

Повторение.

1.Словарный диктант. Прочитай слова, запиши по памяти:

Жёлтый, хозяйство, назад, автомобиль, вчера, потом, комбайн.

2.Кроссворд.

ПО ГОРИЗОНТАЛИ:

1. Событие, которое произошло накануне. Когда это было?

2. Сын помогает отцу вести домашнее …

3. Дело, которое сразу не сделал. Отложил на…

ПО ВЕРТИКАЛИ:

1. Цвет одуванчика.

2. Вперёд, ни шагу …

3. Легковой транспорт.

4. Машина – царь полей.

3.Составить со словами мини – сочинение.

Задания:

    Разобрать любые два слова по составу.

    Определить части речи в двух предложениях. Подчеркнуть подлежащее и сказуемое.

    Игра «Я – поэт» (придумать рифму)

а) … вчера

(Н.р. Лето кончилось вчера –

На учёбу всем пора)

РУССКИЙ ЯЗЫК.

4 КЛАСС.

ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Уровень 1.

1.Спиши, ставь запятые, подчеркни однородные члены одной чертой.

Дождик пролился из тёмной тучки освежил листья у берёзки промчался по небу. У нас на полях растут пшеница рожь овёс ячмень гречиха просо. На улице ясная спокойная солнечная тёплая осенняя погода.

2.Спишите, поставьте, где надо, запятые:

Появилось в небе солнышко и стало рассыпать свои золотые лучи. Первый луч попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок вылетел из гнезда поднялся высоко и запел свою серебряную песенку.

Уровень 2.

    В каких предложениях между однородными членами нужно поставить запятые? Спиши, поставь запятые, подчеркни одной чертой однородные члены:

Издавна дружат люди с берёзой хранят любовь к этому замечательному дереву. Берёза любит свет и простор не боится лютых морозов и весенних заморозков. Растёт наша белоствольная красавица быстро. С удовольствием пьют берёзовый сок не только люди но и животные. Лакомятся живительной влагой синицы зяблики малиновки. В состав этого сока входят сахар яблочная кислота витамины.

    Спиши, дополняя предложения однородными членами:

Подлежащее, …, - главные члены предложения. Существительное, прилагательное, …, - части речи. Корень, …, …, … - части слова. Верх, вершина, поверхность, … - однокоренные слова.

Уровень 3.

    Выпишите, расставляя запятые, вначале предложения с однородными подлежащими, затем с однородными сказуемыми. Подчеркни их:

Зеленеет, цветёт поёт блестит звенит и веселится всё живое. Невидимые пели в молодой листве соловьи кукушки скворцы. Мухи осы шмели укрываются в сухие убежища. Надуваются разбухают почки осин. Снуют шелестят стеклянными крыльями стрекозы. Осенью цветы леса погаснут померкнут и исчезнут.

    Спиши, подчёркивая однородные члены как члены предложения. Допиши рассказ:

Когда мать и Чук вернулись домой, Гека нигде не было. Мать встревожилась взгл…нула на гвоздь у двер… . Ни полушубок Гека ни шапка на гвозде не в…сели. Мать вышла во двор обошла кругом избушку сдёрнула со стены руж…ё достала патроны схв…тила фонарь и выб…жала во двор…

РУССКИЙ ЯЗЫК.

4 КЛАСС.

СОСТАВ СЛОВА.

Уровень 1.

    Какое слово в каждом ряду лишнее? Спиши без этих слов, выдели корень:

Смола, молоть, смоляной. Чеснок, честный, чесночный. Гора, горный, гореть. Больница, большой, заболеть. Ловить, улов, слово.

2.Спиши, выделенные слова разбери по составу:

Певучесть есть в морских волнах ,

Гармония в стихийных спорах .

Уровень 2.

    Спиши, выделенные слова разбери по составу:

В Австралии сохраняют и разводят крокодилов. Многие их них справили новоселье на специальных фермах. Их создают с целью сохранения редких видов этих животных.

Теперь уже стало возможным получать крокодилью кожу. В продажу поступило крокодилье мясо. По вкусу оно похоже на крабье .

    Напиши словосочетания с прилагательным мелкий в порядке:

    Незначительный по величине, 2. Неглубокий, 3 ничтожный:

Мелк.. душа, мелк… деньги мелк… тарелка, мелк… озеро, мелк… подчерк, мелк… река, мелк… поступок, мелк… буква.

Уровень 3.

    Составь с каждым словом предложение, запиши его, разбери эти слова по составу:

Охотник, зайчик, полянка, стрелок, каменщик, учитель, шиповник.

    Прочитай, придумай и запиши заголовок текста. Спиши, выделенные слова разбери по составу.

Когда по рекам нашей страны проплыли первые корабли? Вот уже много лет учёные проводят подводные исследования на Днепре, Волге, Доне. Со дна рек подняты старинные якоря, челноки, сосуды. Они попали сюда за несколько веков до нашей эры.

Недавно на глубинах Днепра археологи обнаружили и тщательно исследовали старинный корабль. Анализ древесины судна позволил установить, что судну 600 лет!

РУССКИЙ ЯЗЫК.

4 КЛАСС.

ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ В КОРНЕ.

Уровень 1.

    Образуй от существительных прилагательные, напиши их, подчеркни орфограммы:

Честь – честный, грусть - …, место - …, звезда - …, радость - …, капуста - …, счастье - …, сердце - …, солнце - …прелесть - …

    Спиши, вставь буквы:

Серое небо, ни…кие, тяжёлые облака. Всё видно наскво…ь в самой глухой древесной чаще. Только молодые берё…ки сохраняют ещё свои желтоватые листья. Ярко выступают вечнозелёные ели и сосны. Устлана земля сухими листьями, мя…кими и пухлыми в сырую погоду, жёсткими и хру…кими в морозы.

Уровень 2.

    Спиши,вставь пропущенные буквы:

Яго…ка, верблю…, дож…ь, голо…ка, голодо…ка, фла…, зоопар…, оши…ка, хру…кий, ры…ка, мясору…ка, ре…ка, проору…ь, автобу…, кни…ка, бабу…ка, варе…ка.

    Спиши, вставь пропущенные буквы, допиши текст:

В жизни российских людей много традиций. Мы че…вуем ветеранов войны. Страна отмечает профе…иональные праз…ники: День учителя, День арти…ериста и многие другие. Прекрас…ной традицией стала поса…ка парков и а…ей у памятников погибшим воинам.

У нас в школе тоже много традиций…..

Уровень 3.

  1. Выпиши пары одинаково произносимых слов. Составь с этими словами словосочетания по образцу:

Образец: Пруд – прут. Пошли на пруд, тонкий прут.

Гриб, рот, плод, грипп, род, молод, рог, молот, рок, везти, плот, вести.

    Спиши сказку, вставляя буквы. Напиши продолжение:

Взгляни в окно. Одинокий лист кружится по ветру. Когда-то он был зелёный. И тогда он сидел на ветке рядом с румяной Вишенкой. Он любил её всем сер…цем. Ветер часто звал его побродить по свету. Но Листик не соглашался. А потом счастье его оборвалось – Вишенка куда-то пропала.

Стояла ненас…ная осенняя пора. Все листья с дерева уже облетели. Только один Листик, пожелтевший от горя, оставался на своей ветке…

РУССКИЙ ЯЗЫК.

4 КЛАСС.

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ.

Уровень 1.

    Спиши, вставляя пропущенную букву:

В…ршина, сн…говик, ч…рника, ш…рстяной, щ…бетать, в…селье, пл…сал, см…трел, повт…рять, пр…вдивый, м…довый.

    Спиши, вставляя пропущенные буквы:

Дневная жара см…нилась н…чной прохладой. В окнах д…мов засв…тились огни. Длинные тени д…ревьев ложились по пыльной д…роге.

Уровень 2.

    Спиши, вставляя безударные гласные, в скобках напиши проверочные слова:

Отв…чает, погл…дел, прин…сёт, прол…тает, посм…трел, выб…жит, про…ходил, выд…ржит, отцв…тёт, пож…лтел, оп…здал, выл…зет, зам…чает.

В песчаных ст…пях аравийской з…мли

Три гордые пальмы высоко росли.

Р…дник между ними из почвы бесплодной,

Журча, проб…вался в…лною х…лодной,

Хранимый, под сенью з…лёных л…стов,

От знойных лючей и л…тучих песков.

Уровень 3.

  1. Спиши слова в алфавитном порядке, вставляя пропущенные гласные:

Ур…жай, ябл…ки, пш…ница, г…род, …рехи, п…мидор, р…стение, к…ртофель, т…перь, к…пуста, тракт…рист, лаг…рь, г…рох, м…рковь, везде, б…блиотека, д…рога, г…ризонт.

    Спиши стихотворение А.Пушкина, вставь пропущенные буквы:

Октябрь уж наступил – уж роща отр…хает

Последние л…сты с нагих св…их в…твей,

Д…хнул …сенний хлад, дорога пром…рзает,

Журча ещё б…жит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл, сосед мой посп…шает

В отъезжие п…ля с охотою св…ей,

И страждут озими от бешеной забавы,

И будит лай собак уснувшие дубравы.

РУССКИЙ ЯЗЫК.

4 КЛАСС.

ПАДЕЖИ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО.

Уровень 1.

    Спиши предложения, вставляя существительное зима в нужном падеже:

Скоро наступит (что?) … . Лесные звери уже чувствуют приближение (чего?) … . Дети рады (чему?) … . А за (чем?) … придёт весна.

    Спиши, определи падеж выделенных существительных:

Вчера я был на заводе , сегодня – на стройке , а завтра, возможно, буду на шахте или в колхозе. Это потому, что я работаю шофером . Я вожу грузовую машину . Вот за высоким забором строят дом . Шофёры привезли кирпич и цемент .

Уровень 2.

    Спиши, над существительными поставь падеж.

У речки аромат. Цветёт ива. Её серёжки покрылись пушком. Каждая напоминает гусёнка, который уселся на веточке. На кончике каждой пушинки маленькая точка жёлтой пыльцы. Прикоснёшься к веточке – золотистое облачко так и брызнет в лицо.

    Спиши, изменяя существительные в скобках. Определи падеж этих существительных.

Над (изба) и (двор) летала малиновка. Заняты школьники (дело) , перьями пишут и (мел). Не ищи шишки под (дуб), жёлуди под (ёлка). Школьники ходили с (учитель) на экскурсию. Колхозники засеяли поле (рожь).

Уровень 3.

    Спиши, над существительными поставь падеж. Придумай продолжение и запиши его:

Мне хотелось бы стать врачом. Это хорошая профессия. Врач везде нужен. Врачи спасают жизни многих людей. Я тоже хочу вот так же спасать жизни людей, поправлять их здоровье, и люди будут мне благодарны.

    Выпиши словосочетания с существительном в творительном падеже:

Я думал песенку сложить об этом,

Как роща не могла расстаться с летом,

Как листья не хотели оторваться,

Как осень не могла расторговаться,

Хотя кидалась золотом и медью,

Хотя сверкала первой гололедью. (А.Прокофьев)

РУССКИЙ ЯЗЫК.

4 КЛАСС.

СКЛОНЕНИЕ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО.

Уровень 1.

    Просклоняй существительные:

Дерево, улица

    Спиши, определи склонение выделенных существительных:

Зёрнышко к зёрнышку – будет мешок. Своя земля и в горсти мила. Правда в огне не горит и в воде не тонет. Ложь человека не красит. На мышку и кошка зверь.

Уровень 2.

    Спиши существительные в три столбика по склонениям – 1-е,2-е,3-е:

Багаж, магазин, библиотека, мебель, одежда, рожь, кровать, вокзал, молодёжь, край, иней, герой, папа, машина, снег, снежинка, село.

    Спиши, определяя падеж и склонение выделенных существительных:

Издревле город Валдай славится своим мастерством . Кто не знает знаменитые валдайские колокольчики, которые звучат под дугой напевной и причудливой музыкой ! Живописное Валдайское озеро объявлено заповедником . Здесь можно познакомиться с животным миром и растительностью этого красивейшего края.

Уровень 3.

    Составь и запиши предложения. Над существительными напиши склонение:

    За, снежная, осень, зима, пришла, дождливая.

    У, школьники, площадка, расчистили, школа.

    Полили, площадка, они, вода.

    Каток, вечер, на каждый, было, дети,много.

    Дети, на, катались, коньках.

    Было, весело, всем.

    Составь и напиши поздравительную открытку своему другу на выбор. Определи падеж, склонение существительных:

С днем рождения!

С началом нового учебного года!

С Новым годом!

С победой на олимпиаде!

С новосельем!

С праздником!

РУССКИЙ ЯЗЫК.

4 КЛАСС.

МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО

ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО.

Уровень 1.

    Спиши.Определи падеж и число выделенных существительных:

На кормушке сидя, птицы

Чистят клювики свои.

Тут щеглы, чижи. синицы

И проныры воробьи.

Ждут нас также терпеливо

И красавцы снегири.

    Образуйте и запишите от данных слов существительные во множественном падеже:

Заяц, пассажир, женщина, мужчина, ученик, медаль, билет, учитель, вагон, магазин, билет.

Уровень 2.

    Спиши, найди существительные во множественном числе, определи их падеж:

Нет без леса России, без снегов и озёр,

Нет без сумерек синих и без розовых зорь.

Нет России без луга, где от маков светло,

Где ромашковой вьюгой землю всю занесло.

    Спиши, записывая слова в скобках во множественном числе.

На птицеферме вывели новую породу (курица). На горизонте показалась флотилия парусных (судно). В (дно) горшков для цветов нужны отверстия.

Уровень 3.

  1. Спиши, найди существительные множественного числа родительного падежа, выдели окончание:

На безлюдный простор побелевших полей

Смотрит весело лес из-под чёрных кудрей.

Словно рад он чему, - и на ветках берёз,

Как алмазы, горят капли сдержанных слёз.

    Спиши, вставляя пропущенные буквы, найди существительные во множественном числе, определи их падеж:

За последним месяцем лета спряталась осень. В гущ… листвы уже притаились первые жёлтые листья. Краски осен… в жёлтых зёрнах пшениц… , в румяных отливах яблок, в красных гроздьях рябины. А в лесу осень ещё не заметна. Разве только в птичьем хор… прибавилось голосов.

РУССКИЙ ЯЗЫК.

4 КЛАСС.

ОБОБЩЕНИЕ. «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»

1 ЧАСТЬ.

    Словарный диктант.

Шоссе, жилище, агроном, везде, гореть, горизонт, около, календарь.

2. Кроссворд.

ПО ГОРИЗОНТАЛИ:

    Годовой кусточек каждый день теряет листочек, год пройдёт – весь лист опадёт.

    Огонь (что делает?) … Поставь ответ в начальной форме)

ПО ВЕРТИКАЛИ:

    Замени выделенное слово близким по значению :

Рядом с деревней расположен лес.

2. Дом, в котором мы живём.

3. Магистральная дорога

4. Как называется видимое вокруг нас пространство?

5. Кто главный в поле?

6. Замени одним словом:

Всюду, повсеместно.

3.Составление мини-сочинения.

Задания:

    Найди 5 существительных, определи род, число, падеж, склонение.

    В первом предложении подчеркни подлежащее, сказуемое.

    Любое словарное слово – фонетический разбор.

РУССКИЙ ЯЗЫК.

4 КЛАСС.

«ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ» 2 ЧАСТЬ.

    Словарный диктант.

Берег, издалека, шестнадцать, интересный, адрес, вокзал, килограмм, восемь.

2

. Кроссворд.

ПО ГОРИЗОНТАЛИ:

    Этот день воскресный

Был очень …

3.Здание, в котором пассажир ждёт свой поезд.

4. 1000 грамм - ?

ПО ВЕРТИКАЛИ:

1. Два братца в воду глядятся, никак не сойдутся.(в ед.ч.)

    Посылка наша не легка,

Пришла она…

    Запись на конверте о том, кому отправить письмо.

4. Назови число, которое стоит в ряду чисел перед самым большим однозначным числом.

3.Составление мини – сочинения со словами.

а) Морфологический разбор двух существительных.

б) Фонетический разбор 1 существительного.

в) Морфемный разбор 1 существительного.

1. Раздели слова на слоги:

Ресторан_______________________________

Цветочница____________________________

2. Раздели слова для переноса:

Мотылёк______________________________

Книга_________________________________

Майка_________________________________

Телефон_______________________________

3. Подчеркните в предложении все гласные буквы:

4. Подчеркни в предложении все согласные буквы:

Марина села на скорый поезд до Москвы.

5. Подчеркни слова в которых буквы е, ё, ю, я обозначают 2 звука:

Мел, клён, балуется, ёлка, добряк, льёт, каюта, пряник.

6. Поставь ударение в словах:

Магазин, портфель, краны, тёрка, свёкла, стол, книга, белка, мел.

7. Подчеркни в словах буквы мягких согласных звуков:

8 . Подчеркни в словах буквы твёрдых согласных звуков:

Ксюша, маленький, котёнок, капуста.

9. Подчеркни слова, которые правильно разделены на слоги:

Лей-ка, по-ду-май, стро-й-ка, сто-йте, я-сли, чай-ник.

10. Выпишите те слова, в которых букв больше, чем звуков. Посчитай количество звуков и букв.

Коньки, машина, мальчик, топор, ягуар.

11. Выпиши те слова, в которых букв меньше, чем звуков. Посчитай количество звуков и букв.

Яблоко, лось, Ксения, машина, орешки.

___________________________________

___________________________________

12. Вставь пропущенные буквы, подбери проверочные слова:

Н…га - ___________________, стр…ла -_____________________,

В…да - ___________________, гр…бы - ______________________,

Арбу… -__________________, моро… - ______________________,

Гр…чи - __________________, сугро… - ______________________.

13. Вставь пропущенные буквы:

Коло…, арбу…, расска…, ланды…, чи…, эта…, тетра…ь, творо…, фарту…, сапо… .

14. Вставь пропущенные буквы:

Н…га, стр…ла, в…да, к…за, с…ды, сл…ды, тр…ва, гр…бы, хл…ба, з…рно, з…ма, г…ра, м…ря, д…ревья, с…ва, з…мля.

16. Подчеркни слова с разделительным мягким знаком:

Осенью, беличья, десять, мальчик, просыпалась, деревья, листья.

15. Вставь пропущенные буквы:

Ж…знь, ш…шка, ч…стица, ч…довище, ноч…ка, доч…ка, щ…вель, ч…сто, ч…десный, душ…стый, ч…дный, ш…повник, ч…совщик.

17. Определи, что содержит предложения, правильный ответ подчеркни:

1. Сегодня утром мы с родителями отправились в поход.

(сообщение, приказ, просьба, вопрос)

2. Что ты сегодня будешь делать? (сообщение, приветствие, вопрос, совет)

3. Доброе утро, мой малыш! (сообщение, приветствие, вопрос, совет)

18. Раздели текст на предложения, соблюдая правила оформления предложений:

С деревьев облетели последние листья ветер гнал по небу серые облака однажды гадкий утёнок оказался в маленькой избушке старый пёс дремал в углу по полу разгуливала белая курица.

19. Посчитай в словах количество звуков и букв:

Балет: ____б., _____зв.

Медальон: _____б., _____зв.

Бельчонок: _____б., ______зв.

Ябеда: _______б., ______зв.

20. Измени число слова:

Мандарин________________________

Апельсины_______________________

Цветы___________________________

Машина_________________________

Йогурт___________________________

21. Определи число имен существительных:

Тополя, львы, жираф, подушка, палас, этажи, этажерка, кактус, дневник,

диски, черепаха, рыбки, перья, открытка, коровы, телефон, тополя.

22. Запиши по 4 слова имен существительных, отвечающих на вопрос:

Что? _____________________________________________________________

Кто? _____________________________________________________________

23. Найди в словах ошибки и исправь их:

Шырина, чюдо, чящя, циган, птици, кочька, анна, таполя, дуп, михаил, Росия,

клас, сорока, варона, машына, Ирина александровна, рика волга, деревя.

25. Найди в каждой группе слов лишнее и подчеркни его:

Корова, баран, тигр, гитара, ворона.

Ромашка, роза, сирень, ласточка, трава.

Пальто, свитер, колготки, мальчик, бант.

26. Найди в предложениях имена существительные и подчеркни их:

Машина тихо ехала по дороге. Сорока сидела на дереве. На небе ярко светит луна. Лев, тигр и ягуар - дикие животные.

27. Подчеркни имена существительные, которые отвечают на вопрос кто? - одной чертой , а имена существительные, которые отвечают на вопрос что? - двумя чертами.

Сирень, сорока, гладить, бегать, желтый, пальто, воробей, стол, белый,

тетрадь, мальчик, мама, спит, зеленеет.

28. Подчеркни только те слова, в которых все согласные мягкие:

Карина, Юля, хижина, ель, сирень, чаща, чайник, Митя, мель, Марина.

29. Подчеркни только те слова, в которых все согласные твердые:

Снежинка, машина, жизнь, телега, жук, шмель, цирюльник, Москва, мороз.

30. Найди в тексте имена собственные, исправь в них ошибки.

Дядя коля жил в городе кореновск на улице красная. Утром он встретил своего друга игоря. Они отправились на прогулку на катере по реке волга.

31. Запиши по 2 слова - имени собственного:

Улица: ___________________________________________________

Город: ____________________________________________________

Река:______________________________________________________

Море:_____________________________________________________

32.Запиши по 2 слова - имени собственного:

Имя:______________________________________________________________

Фамилия:__________________________________________________________

Отчество:__________________________________________________________

Клички животных:__________________________________________________

33. Вставь пропущенные буквы:

рбуз, в…р…бей, р…бота, р…бята, пл…ток, п…тух, с…п…ги, сах…р, дев…чка, т…релка, т…традь, х…р…шо, яг…да, …зык.

34. Вставь где надо мягкий знак:

Мал…чик, колокол…чик, лос…, Ол…га, медвед…, руч…и, ноч…ка, туч…ка, мощ…ност…, конеч…но.

35. Найди и подчеркни слова, которые обозначают действия предметов.

Морж, кричать, лежит, мороз, станок, гудит, спит, диван, кровать,

красивая, могучая, чинить, свистеть, компьютер.

36. Подбери к именам существительным глаголы.

Машина____________________________________

Трактор____________________________________

Девочка____________________________________

Книга______________________________________

Учитель____________________________________

Дождь_____________________________________

37. Запиши глаголы, которые отвечают на вопросы (по 2 слова к каждому вопросу):

Что сделал?__________________________________________________

Что сделала?_________________________________________________

Что сделали?_________________________________________________

Что делал?___________________________________________________

Что делать?__________________________________________________

38. Соедини стрелками:

Белка поёт

Трактор лает

Машина растёт

Ягода прыгает

Гром пашет

Певец едет

Дерево краснеет

Собака гремит

39. Подчеркни имена прилагательные волнистой линией.

Бегает, спит, мама, Елена, машина, красная, большой, смешной, роза, валенки,

пышные, морозный, длинная.

40. Соедини стрелками.

41. Придумай и запиши к именам существительным имена прилагательные.

Цветок _________________________________.

Линейка ________________________________.

Лёд ____________________________________.

Снег ___________________________________.

Мальчик ________________________________.

Девочка _________________________________.

Морковь ________________________________.

Картофель _______________________________.

42. Придумай и запиши к вопросам по 3 имени прилагательных.

Солнце какое?__________________________________________________________.

Трава какая?____________________________________________________________.

Кот какой?_____________________________________________________________.

43. Найди и подчеркни неправильно составленные словосочетания.

Вкусный малина, яркая одежда, яркая солнце, красивое цветок, быстрый ягуар, белый карандаш, веселая ребята, голубое небо, бурая медведь, высокое дерево, сильный взрыв, рыхлый земля, красная ягода, черная ручка, белая петух.