Рождение русской династии романовых. Смутное время: хронология событий 1613 год событие

21 июля 1613 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось венчание на царство Михаила Романова. Это событие стало поворотным в истории страны - оно ознаменовало основание новой правящей династии Романовых и положило конец Великой Смуте.

После изгнания поляков из Москвы в августе 1612 года появилась возможность в более спокойной обстановке избрать нового царя. Среди претендентов были польский королевич Владислав, шведский принц Карл-Филипп и другие. Однако Земский собор, созванный в начале 1613 года, избрал на царство 16-летнего Михаила Федоровича Романова.

Он находился ближе всех по родству с прежними русскими царями: внучатый племянник Анастасии Романовны Захарьиной, первой жены Ивана Грозного. Послы Земского собора нашли его вместе с матерью в Костроме, в Ипатьевском монастыре. Мать Михаила, Инокиня Марфа была в отчаянии, она слёзно умоляла сына не принимать столь тяжкое бремя. Михаил и сам долго колебался. Лишь после обращения к матери и Михаилу рязанского архиепископа Феодорита Марфа дала своё согласие на возведение её сына на престол. Через несколько дней Михаил выехал в Москву.

Стоит сказать, что переживания Марфы не были напрасными. Узнав об избрании ее сына царем, поляки попытались помешать ему занять престол. Небольшой польский отряд отправился в Ипатьевский монастырь с целью убить Михаила. Преступлению помешал подвиг Ивана Сусанина - крестьянского старосты. Дав «согласие» показать дорогу, он послал своего зятя предупредить Марфу и ее сына, а врагов завел в дремучий лес. После пыток поляки казнили Сусанина, однако и сами погибли, увязнув в болотах.

Русский престол в тот момент был тяжким бременем, поэтому неудивительно, что Михаил не сразу согласился его занимать. Новый царь был еще очень молод, а его государство лежало в руинах после смуты и нескончаемых иностранных интервенций. Его отец, будущий русский патриарх Филарет, сам метивший в цари, находился в это время в польском плену. Но в итоге юноша все же отправился в Москву и 21 июля 1613 года в Успенском соборе Московского Кремля Михаил Федорович Романов венчался на царство. Это помогло и его отцу - вскоре Филарет был отпущен из плена, вернулся в Москву и стал патриархом.

С этого момента на Руси фактически было два государя: Михаил - сын, Филарет - отец. Государственные дела решались обоими, отношения между ними, по данным летописей, были дружелюбными, хотя патриарх имел большую долю в правлении. С приездом Филарета кончилось смутное и безвластное время. Наступила эпоха правления династии Романовых, продлившаяся более трех столетий.

Подобные учреждения возникали как в Западной Европе, так и в Московском государстве. Однако причины и последствия их деятельности были кардинально разными. Если в первом случае сословные собрания служили ареной для решения политических вопросов, полем битвы за власть, то на Руси на такого рода собраниях решались в основном административные задачи. Фактически государь знакомился с нуждами простого народа посредством подобных мероприятий.

Кроме этого, такие сходки возникали сразу после объединения государств, как в Европе, так и в Московии, поэтому с формированием целостной картины положения дел в стране этот орган справлялся как нельзя лучше.

1613 года, например, сыграл революционную роль в истории России. Именно тогда был посажен на престол Михаил Романов, чей род правил страной последующие триста лет. И именно его потомки вывели государство из отсталого средневековья на передовые позиции в начале двадцатого века.

Земские соборы в России

Только такие условия, которые создала сословно-представительная монархия, позволили возникнуть и развиться такому институту, как Земский собор. 1549 год стал выдающимся в этом плане. Иоанн Грозный собирает людей для ликвидации коррупции на местах. Мероприятие называлось «Собор примирения».

Само же слово в то время имело значение «общегосударственный», что определяло основу деятельности этого органа.

Роль земских соборов заключалась в обсуждении политических, экономических и административных вопросов. Фактически это была связь царя с простым народом, проходящая через фильтр потребностей бояр и духовенства.

Хоть демократии и не получилось, но нужды низов все же учитывались больше, чем в Европе, пронизанной насквозь абсолютизмом.

В подобных мероприятиях принимали участие все свободные люди, то есть не допускались только крепостные крестьяне. Каждый имел право голоса, но фактическое и окончательное решение принимал только государь.

Поскольку первый Земский собор был созван по воле царя, и результативность его деятельности была достаточно высокой, то данная практика укрепилась.

Однако функции этого института власти периодически менялись в зависимости от обстановки в стране. Давайте разберемся более подробно в этом вопросе.

Эволюция роли собора от Ивана Грозного до Михаила Романова

Если вы помните что-то из учебника «История, 7 класс», без сомнения, период XVI - XVII веков был одним из самых интригующих, начиная от царя-детоубийцы и заканчивая смутным временем, когда сталкивались интересы различных знатных фамилий и возникали на пустом месте народные герои вроде Ивана Сусанина.
Давайте посмотрим, что же именно происходило в это время.

Первый Земский собор был созван Иоанном Грозным в 1549 году. Он пока не был полноценным светским советом. В нем принимало активное участие духовенство. В это время служители церкви полностью подчиняются царю и служат больше проводником его воли народу.

Следующий период включает в себя темное время Смуты. Он продолжается до свержения с престола Василия Шуйского в 1610 году. Именно в эти годы значение Земских соборов кардинально меняется. Теперь они служат идее, которую продвигает новый претендент на трон. В основном решения подобных совещаний в то время шли вразрез с укреплением государственности.

Следующий этап стал «золотым веком» для данного института власти. Деятельность Земских соборов объединила в себе законодательную и исполнительную функции. Фактически это был период временного правления «парламента царской России».
После появления постоянного правителя начинается период восстановления государства после разрухи. Именно в это время нужны квалифицированные советы молодому и неопытному царю. Поэтому соборы играют роль совещательного органа. Их участники помогают правителю разобраться в финансовых и административных вопросах.

За девять лет, начиная с 1613 года, бояре успевают упорядочить сбор пятинных денег, предотвратить повторное вторжение польско-литовских войск, а также восстановить экономику после Смуты.

С 1622 года на протяжении десяти лет не состоялся ни один собор. Ситуация в стране отличалась стабильностью, потому особой необходимости в нем не было.

Земские соборы в 17 веке все больше берут на себя роль регулирующего органа в сфере внутренней, но чаще внешней политики. Присоединение Украины, Азова, русско-польско-крымские отношения и многие вопросы решаются именно посредством этого инструмента.

Со второй половины семнадцатого века значимость подобных мероприятий заметно падает, а к концу столетия вообще прекращается. Наиболее примечательными стали два собора - в 1653 и 1684 годах.

На первом в состав Московского государства принималось Запорожское войско, а в 1684 году состоялся последний сход. На нем решали судьбу Речи Посполитой.
На этом история Земских соборов заканчивается. Особенно поспособствовал этому Петр Первый своей политикой установления абсолютизма в государстве.
Но давайте более подробно разберемся в событиях одного из самых важных соборов в истории России.

Предыстория собора 1613 года

После смерти на Руси наступило Смутное время. Он был последним из потомков Иоанна Васильевича Грозного. Его братья погибли ранее. Старший, Иоанн, как полагают ученые, пал от руки отца, а младший, Дмитрий, пропал в Угличе. Он считается погибшим, но достоверных фактов его смерти нет.

Таким образом, с 1598 года начинается полная неразбериха. Последовательно правили в стране Ирина, жена Федора Иоанновича, и Борис Годунов. Далее на троне побывали сын Бориса, Феодор, Лжедмитрий Первый и Василий Шуйский.

Это период экономического упадка, анархии и вторжения соседних армий. На севере, например, хозяйствовали шведы. В Кремль, при поддержке части населения Москвы, вошли польские войска под предводительством Владислава, сына Сигизмунда Третьего, польского короля и литовского князя.

Получается, 17 век в истории России сыграл неоднозначную роль. События, развернувшиеся в стране, вынудили народ прийти к общему стремлению избавиться от разрухи. Было две попытки изгнать самозванцев из Кремля. Первая - под руководством Ляпунова, Заруцкого и Трубецкого, а вторую возглавляли Минин и Пожарский.

Выходит, что созыв Земского собора 1613 года был просто неминуем. Если бы не подобный поворот событий, кто знает, как бы сложилась история и каково было бы положение в государстве сегодня.

Таким образом, в Пожарский и Минин во главе народного ополчения изгнали польско-литовские войска из столицы. Были созданы все предпосылки для наведения порядка в стране.

Созыв

Как мы знаем, Земские соборы в 17 веке были элементом управления государством (в противовес духовным). Светская власть нуждалась в совете, который во многом повторял функции славянского вече, когда сходились все свободные мужчины рода и решали насущные вопросы.

До этого первый Земский собор 1549 года был еще совместным. В нем участвовали представители церкви и светской власти. Позже от духовенства выступал только митрополит.

Так произошло и в октябре 1612 года, когда после изгнания польско-литовских войск, оккупировавших сердце столицы Кремль, начали приводить страну в порядок. Армия Речи Посполитой, занимавшая Москву, ликвидировалась достаточно просто из-за того, что гетман Хоткевич перестал её поддерживать. В Польше уже поняли, что в назревшей ситуации им не выиграть.

Таким образом, после зачистки всех внешних оккупационных сил необходимо было установить нормальную крепкую власть. Для этого были разосланы гонцы во все края и волости с предложением присоединиться выбранным людям к всеобщему собору в Москве.

Однако ввиду того, что в государстве все еще была разруха и не очень спокойная обстановка, горожане смогли собраться только через месяц. Таким образом, Земский собор 1613 года был созван 6 января.

Единственным местом, которое смогло вместить всех приехавших людей, был Успенский собор в Кремле. По разным данным, общее их количество составляло от семи сотен до полутора тысяч человек.

Кандидаты

Следствием подобного хаоса в стране было большое количество желающих воссесть на престоле. Кроме исконно русских княжеских фамилий, присоединились к предвыборной гонке правители других стран. Среди последних, например, были шведский принц Карл и королевич Речи Посполитой Владислав. Последнего нисколько не смутил тот факт, что его только месяц назад вытурили из Кремля.

Русская же знать, хоть и представила свои кандидатуры на Земский собор 1613 года, особого веса в глазах общественности не имела. Давайте посмотрим, кто из представителей княжеских фамилий стремился к власти.

Шуйские, как известные потомки несомненно, были достаточно уверены в победе. Однако опасность того, что они, и оказавшиеся в схожей ситуации Годуновы, начнут мстить прошлым обидчикам, свергнувшим их предков, была очень высока. Поэтому шансы на их победу оказались мизерными, так как многие из избирателей пребывали в родстве с теми, кто мог пострадать от новых правителей.

Куракины, Мстиславские и прочие князья, некогда сотрудничавшие с Королевством Польским и Княжеством Литовским, хоть и сделали попытку приобщиться к власти, потерпели фиаско. Народ им не простил предательства.

Голицыны вполне могли бы править Московским царством, если бы их наиболее сильный представитель не томился в плену в Польше.

Воротынские не отличались плохим прошлым, но по тайным причинам их кандидат, Иван Михайлович, подал на самоотвод. Наиболее правдоподобной считается версия его участия в «Семибоярщине».

И, наконец, самые годные для данной вакансии претенденты - Пожарский и Трубецкой. В принципе, они и могли бы победить, так как особо отличились во время Смуты, выбили польско-литовские войска со столицы. Однако подвела их, в глазах местной знати, не сильно выдающаяся родословная. Кроме этого, состав Земского собора не беспочвенно опасался последующей «чистки» участников Семибоярщины, с которой с большой вероятностью могли начать политическую карьеру эти кандидаты.

Таким образом, получается, что необходимо было найти ранее неизвестного, но при этом достаточно знатного потомка княжеского рода, способного возглавить страну.

Официальные мотивы

Многие ученые интересовались этой темой. Шутка ли - определить реальный ход событий во время формирования основы современной российской государственности!
Как показывает история земских соборов, вместе людям удавалось принимать наиболее правильные решения.

Судя по записям протокола, первым решением народа было исключение из списка кандидатов всех иностранных претендентов. Ни Владислав, ни шведский королевич Карл теперь не могли участвовать в «гонке».

Следующим шагом стал выбор кандидата из местных представителей знати. Главная проблема заключалась в том, что большинство из них скомпрометировали себя в течение прошедших десяти лет.

Семибоярщина, участие в восстаниях, поддержка шведских и польско-литовских войск - все эти факторы в значительной мере сыграли против всех кандидатов.

Судя по документам, в итоге остался только один, о котором мы не упоминали выше. Этот человек был потомком рода Иоанна Грозного. Он был племянником последнего законного царя Феодора Иоанновича.

Таким образом, избрание Михаила Романова было наиболее правильным решением в глазах большинства избирателей. Единственной трудностью являлась недостаточная знатность. Его род происходил от боярина из прусских княжичей Андрея Кобылы.

Первая версия событий

17 век в истории России имел особое значение. Именно из этого периода нам известны такие имена, как Минин и Пожарский, Трубецкой, Годунов, Шуйский, Лжедмитрии, Сусанин и прочие.

Именно в это время волей судьбы, а может, божьим перстом, но сформировалась почва для будущей империи. Если бы не казаки, о чем мы поговорим немного позже, ход истории, скорее всего, был бы совершенно другим.

Итак, чем же выгоден стал Михаил Романов?

По официальной версии, изложенной многими уважаемыми историками, такими как Черепнин, Дегтярев и другие, было несколько факторов.

Во-первых, этот претендент был достаточно молод и неопытен. Его неискушенность в государственных делах позволила бы боярам стать «серыми кардиналами» и в роли советчиков быть фактическими царями.

Вторым фактором стала причастность его отца к событиям, связанным с Лжедмитрием II. То есть всем перебежчикам из Тушино можно было не бояться мести или наказаний состороны нового царя.

Из всех претендентов только этот род был наименьше связан с Речью Посполитой во время «Семибоярщины», поэтому патриотические чувства народа были полностью удовлетворены. Еще бы: боярин из рода Ивана Калиты, имеющий среди родственников духовное лицо высокого сана, противник опричнины и к тому же молодой и «повадный», как его описывал Шереметьев. Вот какие факторы, по официальной версии событий, повлияли на воцарение Михаила Романова.

Вторая версия собора

Оппоненты же считают основным мотивом избрания упомянутого кандидата следующий фактор. Шереметьев достаточно сильно стремился к власти, но прямым путем не мог достичь ее по причине незнатности рода. Ввиду этого, как нас учит история (7 класс), он развил необычайно активную деятельность по популяризации Михаила Романова. Для него было все выгодно, ведь его избранник был простым, неискушенным молодым человеком из глубинки. Он ничего не понимал ни в государственном управлении, ни в столичной жизни, ни в интригах.

А кому он будет благодарен за подобную щедрость и кого станет слушать в первую очередь при принятии важных решений? Конечно же тем, кто помог ему занять престол.

Благодаря активности этого боярина, большинство из съехавшихся на Земский собор 1613 года были подготовлены к принятию «правильного» решения. Но что-то пошло не так. И первые результаты голосования объявляются недействительными «ввиду отсутствия многих избирателей».

Бояре, противившиеся подобной кандидатуре, сделали попытку избавиться от Романова. Был послан отряд польско-литовских солдат для ликвидации неугодного претендента. Но будущего царя спас прежде безвестный крестьянин Иван Сусанин. Он завел карателей в болото, где они благополучно и сгинули (вместе с народным героем).

Шуйский же разворачивает немного другой фронт деятельности. Он начинает контактировать с атаманами казачества. Считается, что именно эта сила сыграла главную роль в воцарении Михаила Романова.

Конечно, не стоит умалять роль земских соборов, однако без активных и срочных действий этих отрядов у будущего царя фактически не было бы шансов. Именно они фактически силой посадили его на престол. Об этом расскажем чуть ниже.

Последней попыткой бояр избежать победы Романова стал выход его к народу, так сказать, «на смотрины». Однако, судя по документам, Шуйский испугался провала, ввиду того, что Михаил был человеком простым и неграмотным. Он мог дискредитировать себя, если бы начал держать речь перед избирателями. Именно поэтому понадобились жесткие и срочные действия.

Зачем вмешались казаки?

Скорее всего, благодаря активным действиям Шуйского и близившемуся провалу его компании, а также вследствие попытки бояр «бесчестно обмануть» казаков, произошли следующие события.

Значение земских соборов, конечно, большое, но агрессивная и грубая сила зачастую оказывается эффективнее. Фактически, в конце февраля 1613 года произошло подобие штурма Зимнего дворца.

Казаки вломились в дом митрополита и потребовали созвать народ для обсуждения. Они единодушно желали видеть своим царем Романова, «человека от благодоброго кореня являющего собой добрую отрасль и честь рода».
Испуганный священнослужитель созвал бояр, и под давлением было принято единогласное решение о воцарении этого кандидата.

Соборная клятва

Это фактически протокол, который составляли земские соборы в России. Копию такого документа делегация и доставила второго марта в Коломну будущему царю с матерью. Поскольку Михаилу на тот момент было всего семнадцать лет, неудивительно, что он испугался и сразу наотрез отказался восходить на престол.

Однако некоторые исследователи этого периода утверждают, что ход этот был позже подкорректирован, так как соборная клятва фактически полностью повторяет документ, прочитанный Борису Годунову. «Чтобы утвердить народ в мысли о скромности и богобоязненности их царя».

Как бы то ни было, Михаила уговорили. И второго мая 1613 года он прибывает в столицу, где и коронуется 11 июля того же года.

Таким образом, мы с вами познакомились с таким уникальным и доселе лишь частично изученным явлением в истории государства Российского, как земские соборы. Главный момент, который сегодня определяет этот феномен, - коренное отличие от вече. Как бы они ни были похожи, но принципиальными являются несколько особенностей. Во-первых, вече было локальным, а собор - государственным. Во-вторых, первое обладало всей полнотой власти, тогда как последний все же был больше совещательным органом.

Разосланы были грамоты по городам с приглашением прислать властей и выборных в Москву для великого дела; писали, что Москва от польских и литовских людей очищена, церкви божии в прежнюю лепоту облеклись и божие имя славится в них по-прежнему; но без государя Московскому государству стоять нельзя, печься об нем и людьми божиими промышлять некому, без государя вдосталь Московское государство разорят все: без государя государство ничем не строится и воровскими заводами на многие части разделяется и воровство многое множится, и потому бояре и воеводы приглашали, чтоб все духовные власти были к ним в Москву, и из дворян, детей боярских, гостей, торговых, посадских и уездных людей, выбрав лучших, крепких и разумных людей, по скольку человек пригоже для земского совета и государского избрания, все города прислали бы в Москву ж, и чтоб эти власти и выборные лучшие люди договорились в своих городах накрепко и взяли у всяких людей о государском избранье полные договоры. Когда съехалось довольно много властей и выборных, назначен был трехдневный пост, после которого начались соборы. Прежде всего стали рассуждать о том, выбирать ли из иностранных королевских домов или своего природного русского, и порешили «литовского и шведского короля и их детей и иных немецких вер и никоторых государств иноязычных не христианской веры греческого закона на Владимирское и Московское государство не избирать, и Маринки и сына ее на государство не хотеть, потому что польского и немецкого короля видели на себе неправду и крестное преступленье и мирное нарушенье: литовский король Московское государство разорил, а шведский король Великий Новгород взял обманом». Стали выбирать своих: тут начались козни, смуты и волнения; всякий хотел по своей мысли делать, всякий хотел своего, некоторые хотели и сами престола, подкупали и засылали; образовались стороны, но ни одна из них не брала верх. Однажды, говорит хронограф, какой-то дворянин из Галича принес на собор письменное мнение, в котором говорилось, что ближе всех по родству с прежними царями был Михаил Федорович Романов, его и надобно избрать в цари. Раздались голоса недовольных: «Кто принес такую грамоту, кто, откуда?» В то время выходит донской атаман и также подает письменное мнение: «Что это ты подал, атаман?» - спросил его князь Дмитрий Михайлович Пожарский. «О природном царе Михаиле Федоровиче», - отвечал атаман. Одинакое мнение, поданное дворянином и донским атаманом, решило дело: Михаил Федорович был провозглашен царем. Но еще не все выборные находились в Москве; знатнейших бояр не было; князь Мстиславский с товарищами тотчас после своего освобождения разъехались из Москвы: им неловко было оставаться в ней подле воевод-освободителей; теперь послали звать их в Москву для общего дела, послали также надежных людей по городам и уездам выведать мысль народа насчет нового избранника и окончательное решение отложили на две недели, от 8 до 21 февраля 1613 года.

СОСТАВ СОБОРА

Выборные люди съехались в Москву в январе 1613 г. Из Москвы просили города прислать для царского выбора людей «лучших, крепких и разумных». Города, между прочим, должны были подумать не только об избрании царя, но и о том, как «строить» государство и как вести дело до избрания, и об этом дать выборным «договоры», т. е. инструкции, которыми те должны были руководствоваться. Для более полного освещения и понимания собора 1613 г. следует обратиться к разбору его состава, который может быть определен лишь по подписям на избирательной грамоте Михаила Федоровича, написанной летом 1613 г. На ней мы видим всего 277 подписей, но участников собора, очевидно, было больше, так как не все соборные люди подписывали соборную грамоту. Доказательством этого служит, например, следующее: за Нижний Новгород на грамоте подписались 4 человека (протопоп Савва, 1 посадский, 2 стрельца), а достоверно известно, что нижегородских выборных было 19 человек (3 попа, 13 посадских, дьякон и 2 стрельца). Если бы каждый город удовольствовался десятью человеками выборных, как определил их число кн. Дм. Мих. Пожарский, то выборных в Москве собралось бы до 500 человек, так как на соборе участвовали представители 50 городов (северных, восточных и южных); а вместе с московскими людьми и духовенством число участников собора простиралось бы до 700 человек. Собор был действительно многолюден. Собирался он часто в Успенском соборе, быть может, именно потому, что из других московских зданий ни одно не могло бы его вместить. Теперь является вопрос, какие классы общества были представлены на соборе и полон ли был собор по своему сословному составу. Из 277 упомянутых подписей 57 принадлежат духовенству (частью «выборному» из городов), 136 - высшим служилым чинам (боярам - 17), 84 - городским выборным. Выше уже сказано, что этим цифровым данным далеко нельзя верить. По ним провинциальных выборных на соборе было мало, а на деле эти выборные несомненно составляли большинство, и, хотя с точностью нельзя определить ни их количества, ни того, сколько было из них тяглых и сколько служилых людей, тем не менее можно сказать, что служилых было, кажется, более, чем посадских, но и посадских был очень большой процент, что на соборах редко бывало. И, кроме того, есть следы участия «уездных» людей (12 подписей). Это были, во-первых, крестьяне не владельческих, а черных государевых земель, представители свободных северных крестьянских общин, а во-вторых, мелкие служилые люди из южных уездов. Таким образом, представительство на соборе 1613 г, было исключительно полным.

О том, что происходило на этом соборе, мы ничего точного не знаем, потому что в актах и литературных трудах того времени остались только отрывки преданий, намеки и легенды, так что историк здесь находится как бы среди бессвязных обломков древнего здания, восстановить облик которого он не имеет сил. Официальные документы ничего не говорят о ходе заседаний. Сохранилась, правда, избирательная грамота, но она нам мало может помочь, так как написана далеко не самостоятельно и притом не заключает в себе сведений о самом ходе избрания. Что же касается до неофициальных документов, то они представляют собой или легенды, или скудные, темные и риторические рассказы, из которых ничего нельзя извлечь определенного.

РОМАНОВЫ ПРИ БОРИСЕ ГОДУНОВЕ

Этот род был самый близкий к прежней династии, они были двоюродными братьями покойного царя Федора. Романовы не были расположены к Борису. Борис мог подозревать Романовых, когда ему приходилось отыскивать тайных врагов. По известиям летописей, Борис придрался к Романовым по поводу доноса одного из их холопов, будто они посредством кореньев хотят извести царя и добыть «ведовством» (колдовством) царство. Четырех братьев Романовых - Александра, Василия, Ивана и Михаила разослали по отдаленным местам в тяжелое заключение, а пятого Федора, который, как кажется, был умнее всех их, насильно постригли под именем Филарета в монастыре Антония Сийского. Затем сослали их свойственников и приятелей - Черкасского, Сицкого, Репниных, Карповых, Шестуновых, Пушкиных и других.

РОМАНОВЫ

Так соборное избрание Михаила было подготовлено и поддержано на соборе и в народе целым рядом вспомогательных средств: предвыборной агитацией с участием многочисленной родни Романовых, давлением казацкой силы, негласным дознанием в народе, выкриком столичной толпы на Красной площади. Но все эти избирательные приемы имели успех потому, что нашли опору в отношении общества к фамилии. Михаила вынесла не личная или агитационная, а фамильная популярность. Он принадлежал к боярской фамилии, едва ли не самой любимой тогда в московском обществе. Романовы - недавно обособившаяся ветвь старинного боярского рода Кошкиных. Давно, еще при вел. кн. Иване Даниловиче Калите, выехал в Москву из «Прусские земли», как гласит родословная, знатный человек, которого в Москве прозвали Андреем Ивановичем Кобылой. Он стал видным боярином при московском дворе. От пятого сына его, Федора Кошки, и пошел «Кошкин род», как он зовется в наших летописях. Кошкины блистали при московском дворе в XIV и XV вв. Это была единственная нетитулованная боярская фамилия, которая не потонула в потоке новых титулованных слуг, нахлынувших к московскому двору с половины XV в. Среди князей Шуйских, Воротынских, Мстиславских Кошкины умели удержаться в первом ряду боярства. В начале XVI в. видное место при дворе занимал боярин Роман Юрьевич Захарьин, шедший от Кошкина внука Захария. Он и стал родоначальником новой ветви этой фамилии - Романовых. Сын Романа Никита, родной брат царицы Анастасии, - единственный московский боярин XVI в., оставивший на себе добрую память в народе: его имя запомнила народная былина, изображая его в своих песнях о Грозном благодушным посредником между народом и сердитым царем. Из шести сыновей Никиты особенно выдавался старший, Федор. Это был очень добрый и ласковый боярин, щеголь и очень любознательный человек. Англичанин Горсей, живший тогда в Москве, рассказывает в своих записках, что этот боярин непременно хотел выучиться по-латыни, и по его просьбе Горсей составил для него латинскую грамматику, написав в ней латинские слова русскими литерами. Популярность Романовых, приобретенная личными их качествами, несомненно, усилилась от гонения, какому подверглись Никитичи при подозрительном Годунове; А. Палицын даже ставит это гонение в число тех грехов, за которые Бог покарал землю русскую Смутой. Вражда с царем Василием и связи с Тушином доставили Романовым покровительство и второго Лжедимитрия и популярность в казацких таборах. Так двусмысленное поведение фамилии в смутные годы подготовило Михаилу двустороннюю поддержку, и в земстве и в казачестве. Но всего больше помогла Михаилу на соборных выборах родственная связь Романовых с прежней династией. В продолжение Смуты русский народ столько раз неудачно выбирал новых царей, и теперь только то избрание казалось ему прочно, которое падало на лицо, хотя как-нибудь связанное с прежним царским домом. В царе Михаиле видели не соборного избранника, а племянника царя Федора, природного, наследственного царя. Современный хронограф прямо говорит, что Михаила просили на царство «сродственного его ради соуза царских искр». Недаром Авраамий Палицын зовет Михаила «избранным от Бога прежде его рождения», а дьяк И. Тимофеев в непрерывной цепи наследственных царей ставил Михаила прямо после Федора Ивановича, игнорируя и Годунова, и Шуйского, и всех самозванцев. И сам царь Михаил в своих грамотах обычно называл Грозного своим дедом. Трудно сказать, насколько помог избранию Михаила ходивший тогда слух, будто царь Федор, умирая, устно завещал престол своему двоюродному брату Федору, отцу Михаила. Но бояр, руководивших выборами, должно было склонять в пользу Михаила еще одно удобство, к которому они не могли быть равнодушны. Есть известие, будто бы Ф.И. Шереметев писал в Польшу кн. Голицыну: «Миша-де Романов молод, разумом еще не дошел и нам будет поваден». Шереметев, конечно, знал, что престол не лишит Михаила способности зреть и молодость его не будет перманентна. Но другие качества обещали показать. Что племянник будет второй дядя, напоминая его умственной и физической хилостью, выйдет добрым, кротким царем, при котором не повторятся испытания, пережитые боярством в царствование Грозного и Бориса. Хотели выбрать не способнейшего, а удобнейшего. Так явился родоначальник новой династии, положивший конец Смуте.

(Смута) — термин, обозначающий события конца XVI-начала XVII веков в России. Эпоха кризиса государственности, трактуемая рядом историков как гражданская война. Сопровождалась народными выступлениями и мятежами, правлением самозванцев, польскими и шведскими интервенциями, разрушением государственной власти и разорением страны.

Смута тесно связана с династическим кризисом и борьбой боярских группировок за власть. Термин был введен русскими писателями XVII века.

Предпосылками Смуты стали следствия опричнины и Ливонской войны 1558-1583 годов: разорение экономики, рост социального напряжения.

Относительно времени начала и конца Смуты у историков нет единого мнения. Чаще всего под Смутой понимается период русской истории 1598-1613 годов, от смерти царя Федора Ивановича, последнего представителя династии Рюриковичей на Московском престоле, до воцарения Михаила Романова, первого представителя новой династии. В некоторых источниках указано, что Смута длилась до 1619 года, тогда в Россию из польского плена вернулся патриарх Филарет — отец правителя.

Первый этап Смутного времени начался династическим кризисом. Смерть бездетного царя Федора Ивановича в 1598 году позволила прийти к власти Борису Годунову, одержавшему победу в нелегкой борьбе за престол между представителями высшей знати. Он был первым русским царем, получившим трон не по наследству, а путем выборов на Земском соборе .

Воцарение Годунова, не принадлежащего к царскому роду, усилило распри среди различных группировок бояр, которые не признавали его авторитет. Стремясь сохранить власть, Годунов делал все, чтобы убрать потенциальных противников. Гонения на представителей наиболее знатных фамилий только усугубили скрытую вражду к царю в придворных кругах. Правление Годунова вызвало недовольство и широких народных масс.

Положение в стране обострилось из-за голода 1601-1603 годов, вызванного затяжными неурожаями. В 1603 году было подавлено вспыхнувшее восстание под предводительством Хлопка .

В народе начали распространяться слухи о том, что несчастья ниспосланы на Россию по воле Божьей в наказание за грехи неправедного царя Бориса. Непрочность положения Бориса Годунова усугубилось слухами, что сын Ивана Грозного царевич Дмитрий, загадочно погибший в Угличе, жив. В этих условиях в Речи Посполитой объявился "чудом спасшийся" царевич Дмитрий Иванович. Польский король Сигизмунд III Ваза оказал ему поддержку в притязаниях на русский престол. В конце 1604 года, приняв католичество, Лжедмитрий I с небольшим отрядом вступил на территорию России.

В 1605 году скоропостижно скончался Борис Годунов, его сын Федор был убит, и Лжедмитрий I занял престол. Однако его политика не пришлась по вкусу боярской верхушке. Восстание москвичей в мае 1606 года свергло Лжедмитрия I с трона. Вскоре на престол вступил боярин Василий Шуйский.

Летом 1606 года распространились слухи о новом чудесном спасении царевича Дмитрия. На волне этих слухов беглый холоп Иван Болотников в Путивле поднял восстание. Повстанческое войско дошло до Москвы, но потерпело поражение. Болотников летом 1607 года был схвачен и убит.

Новый самозванец Лжедмитрий II объединил вокруг себя уцелевших участников восстания Болотникова, отряды казаков и польско-литовские отряды. В июне 1608 года он обосновался в подмосковном селе Тушино — отсюда его прозвище "Тушинский вор".

Второй этап Смуты связывают с расколом страны в 1609 году: в Московии образовалось два царя, две Боярские думы, два патриарха (Гермоген в Москве и Филарет в Тушине), территории, признающие власть Лжедмитрия II, и территории, сохраняющие верность Шуйскому.

Тушинцы ориентировались на поддержку Речи Посполитой . Их успехи заставили Шуйского в феврале 1609 года заключить договор с враждебной Польше Швецией. Отдав шведам русскую крепость Корела, он получил военную помощь, и русско-шведская армия освободила ряд городов на севере страны. Вступление шведских войск на территорию России дало Сигизмунду III повод к интервенции: осенью 1609 года польско-литовские войска осадили Смоленск, заняли ряд русских городов. После бегства Лжедмитрия II под натиском войска Михаила Скопина-Шуйского, часть тушинцев заключила в начале 1610 года договор с Сигизмундом III об избрании на русский престол его сына Владислава.

В июле 1610 года Василий Шуйский был свергнут с престола боярами и насильно пострижен в монахи. Власть перешла к правительству Семибоярщины, которое подписало в августе 1610 года договор с Сигизмундом III об избрании Владислава царем при условии, что тот примет православие. После этого в Москву вступили польско-литовские войска.

Третий этап Смуты связан со стремлением преодолеть соглашательскую позицию Семибоярщины, не имевшей реальной власти и не сумевшей заставить Владислава выполнять условия договора.

С 1611 года в России нарастали патриотические настроения. В сформированном против поляков Первом ополчении объединились отряды бывших тушинцев во главе с князем Дмитрием Трубецким, дворянские отряды Прокопия Ляпунова, казаки Ивана Заруцкого. Вожди ополчения создали временное правительство — "Совет всея земли". Однако им не удалось прогнать поляков из Москвы, и летом 1611 года Первое ополчение распалось.

В это время полякам удалось после двухлетней осады овладеть Смоленском, шведы оккупировали Новгород, а в Пскове объявился новый самозванец, Лжедмитрий III, который в декабре 1611 года был "оглашен" там царем.

Осенью 1611 года по инициативе Кузьмы Минина в Нижнем Новгороде во главе с князем Дмитрием Пожарским началось формирование Второго ополчения. В августе 1612 года оно подошло к Москве и осенью освободило ее.

В 1613 году Земский собор избрал царем Михаила Романова. Еще несколько лет продолжались безуспешные попытки Речи Посполитой установить в той или иной степени свой контроль над русскими землями. В 1617 году был подписан Столбовский мир со Швецией, которая получила крепость Корелу и побережье Финского залива. В 1618 году было заключено Деулинское перемирие с Речью Посполитой: Россия уступила ей смоленские и черниговские земли.

В 1619 году в Россию из польского плена вернулся патриарх Филарет — отец царя Михаила Федоровича, с именем которого народ связывал надежды на искоренение разбоя и грабежей.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

400 лет тому назад на Руси свершилось великое историческое событие, на века определившее судьбу Отечества и нашего народа. Закончился по воле Божией и патриотическому усердию православного люда долгий разорительный период, вошедший в историю как Смутное время. Этим событием стало согласие 16-летнего Михаила Романова с решением Земского Собора, избравшего его царём всея Руси в марте 1613 года. Оно стало границей между 15-летней разрухой «в делах и умах» и возрождением России с постепенным превращением её в великую европейскую и мировую державу. Родилась новая царствующая династия, которой было суждено более 300 лет строить и укреплять Русское государство, раздвинуть его пределы от Карпат до Тихого океана, от ледяной Арктики до Памира.

Смутное время началось в 1598 году с кончиной бездетного сына Ивана Грозного Фёдора Иоанновича. Пресеклась династия Рюриковичей. Нарушился привычный и освящённый Богом порядок престолонаследия. Пришлось тогдашним боярам прибегнуть к неслыханной дотоле процедуре - выборам нового царя. Никакого законного положения о выборах не существовало, результат определялся в закулисных интригах кланов, с использованием того, что теперь называют «административным ресурсом». Так на трон взошёл Борис Годунов, который при покойном Фёдоре Иоанновиче, по существу, вершил всеми делами государства. Его избрание не было признано народной молвой «легитимным», царя Бориса обвинили в том, что он был убийцей малолетнего сына Ивана Грозного - законного наследника трона царевича Дмитрия, проживавшего вместе с опальной матерью в Угличе.

Страшное похолодание на Руси, случившееся в 1601-1603 гг., когда даже летом были заморозки и зерно не созрело, чтобы стать семенами, вызвало небывалый голод. Это уже было расценено как наказание Господнее. Начались народные волнения, переросшие в восстание. В такой обстановке появился авантюрист Лжедмитрий I, который с помощью поляков и обозлённой черни захватил Москву и короновался русским царём. В это «злое время» всё было построено на лжи, коррупции, предательстве. Доведённые до белого каления москвичи подняли восстание в 1606 г., свергли и убили Лжедмитрия I.Бояре избрали ещё одного царя из своей среды - Василия Шуйского, но и ему в народе веры особой не было. Появился опять с польской подачи новый претендент на продолжение законной династии Рюриковичей Лжедмитрий II - Тушинский вор. В России создалось два правительства: в Москве - власть царя Василия Шуйского, а в подмосковном селе Тушино обосновалось правительство Лжедмитрия II, в котором верховодили поляки. Бедлам был вселенский. Каждый город и каждая губерния решала сама, «куда идти, в каком сражаться стане». Из-за разногласий в Тушинском лагере Лжедмитрий II ушёл в Калугу, где был убит во время охоты.

В том же 1610 г. был свергнут Василий Шуйский, насильно пострижен в монахи, а потом увезён в Польшу, где и умер безславно в заточении через два года. Российское государство полностью деградировало. В Москве наступило господство Семибоярщины под польским протекторатом. Казалось, всё кончено. Все носители светской власти утратили в глазах народа всякое доверие. Однако сердце русского народа в виде Русской Православной Церкви продолжало биться, что вселяло надежду на спасение Отечества. Как в своё время преподобный Сергий Радонежский подвигнул московского князя Дмитрия на ратный подвиг на Куликовом поле, так и теперь роль духовных вождей выпала православным священнослужителям. Патриарх Гермоген стал непоколебимым защитником Православия, а вера тогда воспринималась как синоним суверенитета, национального единства.

Бояре, разуверившиеся в себе и в России, были готовы признать польского королевича Владислава русским царём ради сохранения своих вотчин и привилегий. Патриарх склонялся к тому же в интересах установления мира в Русской земле, но жёстко поставил вопрос о вере. «Пусть Владислав примет Православную веру, а все поляки будут выведены из Москвы!» - таков был его окончательный вердикт. Один из бояр - Михайло Салтыков - даже замахнулся ножом на неуступчивого Гермогена, но тот ответил: «Я не боюсь твоего ножа, я вооружусь против ножа силою креста святого». Он, не колеблясь, заявил, что если оккупанты не уйдут из московских пределов, а царский престол будет занят иноверцем, то он станет рассылать грамоты по всем городам, призывая к сопротивлению захватчикам и спасению веры. Такая позиция православного первоиерарха побудила рязанского дворянина Прокопия Ляпунова начать формирование первого народного ополчения с целью освобождения Москвы от поляков. Оно подошло к Москве, но не добилось успеха из-за внутренних разногласий, завершившихся гибелью самого П.Ляпунова.

Неустрашимый Гермоген из своей темницы в Чудовом монастыре снова послал грамоты с призывом к созданию нового ополчения. Именно чтение его документа на сходе в Нижнем Новгороде послужило отправной точкой для создания народной армии под руководством Минина и Пожарского. Наш великий историк В.О.Ключевский отмечает: «Крепкие национальные и религиозные связи спасли общество».

В те годы Троице-Сергиева Лавра превратилась в неформальную столицу России в противовес блудливой Москве. Архимандрит Дионисий (настоятель Лавры) и келарь Авраамий Палицын стали влиятельными творцами русского освободительного движения. Они составляли и рассылали по русским городам свои «призывные грамоты» и обращения Патриарха Гермогена, поднимавшие народ на сопротивление. Была создана целая подпольная сеть курьеров («безстрашных людей»), которые с риском для жизни поддерживали связь между русскими городами и Троице-Сергиевой Лаврой. В монастырь стекались тысячи и тысячи беженцев со всех концов истерзанной Русской земли. Сама Лавра была превращена в мощную крепость.

Поляки, понявшие опасность, послали для захвата Лавры почти 15-тысячную армию под командованием Яна Сапеги. Началась знаменитая осада, длившаяся 16 месяцев - с октября 1608-го по январь 1610 года. Русский гарнизон состоял из 2,5 тыс. ратных людей да тысячи монахов и посадских жителей. Но на стенах и башнях было свыше 100 пушек. Десятки приступов совершили поляки, но все они были отбиты. Осаждённые и сами понесли огромные потери от боевых действий и лишений. К концу осады в строю оставалось всего 200 бойцов, но их боевой дух не был сломлен. Поляки дрогнули и сняли осаду, тем более что к Лавре стали приближаться отряды русских ополченцев. Сейчас нам трудно представить себе огромный взрыв энтузиазма и радости, веры в окончательную победу справедливого дела, который вызвала в народе весть о победе под стенами Троице-Сергиевой Лавры.

Наконец народное ополчение под командованием Минина и Пожарского осенью 1612 года подошло к Москве, где к нему (опять-таки по настоятельному убеждению А.Палицына) присоединились отряды казаков из остатков первого ополчения под командой Трубецкого. Поляки сдались и по милости победителей отправились восвояси по домам. Началось самое главное: создание новой власти. Все предыдущие 15 лет страной правили нелегитимные в глазах народа люди: либо самозванцы, либо лица, получившие трон в результате неправильных выборов - сговоров боярских кланов. Нужны были честные общенародные выборы, чтобы новая власть не вызывала никаких сомнений в своей легитимности. Решено было созвать Земской Собор. От каждого города в Москву приехали по 7 делегатов, отдельно широко были представлены сословия: бояре, духовенство, дворяне, служилые люди, посадские жители и даже крестьяне. Всего собралось около 800 человек. Накануне открытия Собора был объявлен трёхдневный строгий пост, чтобы очистится от всей скверны, накопившейся в душах за годы Смуты. Даже грудные младенцы должны были соблюдать этот пост.

Заседания начались в декабре 1612 года и продолжались до конца февраля следующего, 1613 года. Первый вопрос, кого сажать на престол - иностранца или русского, - был решён быстро и единогласно: «Только своего русского, православного». Второй вопрос: «Кого именно из русских?» - занял почти два месяца дебатов. Список первоначально названных кандидатов был обширен: от князя Д.Пожарского до сына Марины Мнишек и Лжедмитрия II, но по мере обсуждения он сокращался с каждым днём. Отпали кандидатуры князей Голицыных, Мстиславских, Воротынских, Трубецких и др. Иначе говоря, речь шла о настоящих демократических выборах. Мало-помалу в центре сузившегося круга кандидатур оказалось имя Михаила Романова, устраивавшего очень многих. Одним нравилось, что 16-летний отрок мог легко стать послушным орудием в руках бояр, другим льстило то, что он приходился двоюродным племянником последнему царю из Рюриковичей - Фёдору - и был как бы законным продолжателем законной династии. Одни считали его «патриотом», поскольку его отец Фёдор (в постриге Филарет) сидел с 1610 года в польском плену, другие, зная, что Филарет получил назначение на пост Ростовского митрополита от Лжедмитрия I, а в 1609 году был поставлен Патриархом Лжедмитрием II, полагали, что новый царь будет мягок к тем, кто сотрудничал с польскими ставленниками.

Вскоре стали поступать послания из городов в поддержку кандидатуры М.Романова. За него выступили все казаки, а они были единственной организованной воинской силой, потому что земское ополчение было распущено сразу после взятия Москвы. В конце концов 3 марта 1613 года Земский Собор земли Русской единогласно поддержал кандидатуру М.Романова. Но и этого тогдашней политической элите России показалось мало для полной легитимности выбора. Во все города были посланы гонцы с просьбой получить мнение с мест о приемлемости кандидатуры Михаила Романова. Поддержка оказалась единодушной.

Тогда отправили депутацию в Ипатьевский монастырь (около Костромы), где находился со своей матерью будущий царь. Родительница не захотела отдать сына на столь тяжёлый подвиг. Она упрекала гонцов, что те предали всех избранных за 15 лет государей от Б.Годунова до В.Шуйского. Но послы отвечали: «Прежние государи не так получали престол, как теперь получает Михаил. Борис сел на государстве по своему хотению, убивши Димитрия, расстрига принял месть по своим делам, Василия выбрали на государство немногие люди, а Михаила выбирают не по его желанию, а единомышленно, всею землею, по соизволению Божию...» После клятвенных заверений в верности всех подданных Михаил Романов принял царский посох как знак царской власти. Произошло это 14 марта 1613 года, а венчался на царство Михаил Фёдорович в Успенском соборе Московского Кремля 11 июля 1613 года.

Нелёгким было царствие первого Романова. Целый год пришлось ловить казацкого заводилу Ивана Заруцкого, который с Мариной Мнишек ещё тешил себя надеждой вернуть Смуту в Россию, но был пойман, доставлен в Москву и посажен на кол. М.Мнишек умерла в тюрьме в 1614 году, а её 4-летний сын повешен. Польша долго не признавала Михаила Романова царём, в 1618 году её войска подошли к Москве, но были отброшены. По условиям Деулинского перемирия (1619 г.) был произведён размен пленными, и в Россию вернулся отец царя Патриарх Филарет, ставший де-факто регентом Михаила. Дело пошло на лад.

Доселе царство Русское считалось как бы вотчиной династии Рюриковичей, недовольные не помышляли о бунтах, а предпочитали бежать в окраинные земли. Так формировались казацкие поселения. Теперь же государство, спасённое общими усилиями всего народа, стало и его совместным достоянием. Смута дала почувствовать народу и свою слабость, и свою силу. Поэтому-то весь XVII век получил название «бунташного века». Доверяя и подчиняясь царской воле, русские люди приобрели мужество иметь собственное мнение. Чего стоит только один перечень имён бунтарей: Патриарх Никон, протопоп Аввакум, боярыня Морозова, Стенька Разин и т.д. И это при Алексее Михайловиче Романове, которого польский историк К.Валишевский назвал «одним из наиболее высоконравственных монархов всех времён и народов».

Легитимность нового царя Михаила Романова была настолько принята народным сознанием, что при первом же испытании на верноподданичество люди шли на подвиг самопожертвования. Так поступил Иван Сусанин. Позже, в 1866 году, другой крестьянин отвёл руку террориста Каракозова, пытавшегося убить императора Александра II.До самой революции 1917 года идеологическим фундаментом империи была триада «Православие, самодержавие, народность».

Династия Романовых оказалась одной из самых устойчивых в Европе и до ХХ века была самой успешной. С ней не сравнятся английские Виндзоры или немецкие Гогенцоллерны, древнее Романовых были только Габсбурги да Бурбоны, но они правили в более мелких государствах, да и то с переменным успехом. Для России время Романовых вместило в себя периоды высшего расцвета национальной культуры, искусства, установления межнационального и межконфессионального мира на безкрайних просторах империи, великих военных побед и научных достижений. Падение империи ввергло Россию в новую Смуту, длящуюся доныне. Если русский народ вкупе с другими сможет повторить подвиг наших предков 1612-1613 гг., то перед ним откроется даль светлая и безконечная.