Какой иностранный язык вы изучаете попробуйте. Учим иностранный язык правильно. Миф #1: Полиглоты - люди с особенными способностями к языкам

Просмотры: 1 791

В школе или университете мы учили иностранные языки. Однако мало кто помнит хотя бы элементарные выражения, не то что свободно говорит по-английски или по-немецки.

Исключение составляют выпускники факультета ИнЯз, да и то не все. Большинство людей не помнят, как складывать предложения. Оказавшись за границей, например, на отдыхе, они воспроизводят отдельные слова и пытаются объясняться жестами. А в результате, все равно переходят на родной язык. При этом они считают, что чем громче будут говорить по-русски, тем лучше их поймет собеседник. Почему так происходит? Неужели за годы обучения в школе и институте невозможно освоить даже базовый уровень иностранного языка? Ведь учили грамматику, переводили тексты, выполняли контрольные работы. Дело в том, что иностранный язык входит в число общеобразовательных предметов, которому не уделяют должного внимания. Теоретические занятия два раза в неделю, однотипные задания из учебника и практически полное отсутствие разговорной речи. Нам преподают минимум необходимый для сдачи зачетов и экзаменов. Получается, что мы имеем представление о языке, но не можем применять его в реальной жизни. При этом бывают ситуации, когда знание языка необходимо. Например, появилась возможность учиться, работать или съездить в командировку за границу. Так как же выучить иностранный язык?

Не знаете, как выучить иностранный язык? Ищите стимул

Если еще раз вспомнить школьные годы, то можно смело сказать, что для большинства учеников иностранный язык был скучной «обязаловкой». Одни дети сами считали, что им ни к чему эти знания, за других – решали родители: «Зачем тебе этот иностранный? После школы пойдешь на завод, как мы». Так у многих школьников просто не было стимула изучать язык. Когда мы узнаем в СМИ, что некий человек говорит на пяти языках, то восхищаемся его талантом и считаем полиглотом. При этом каждый из нас не менее талантлив и в состоянии освоить хотя бы один иностранный язык на разговорном уровне. Определите для себя правильный стимул и идите к цели. Например, выучив язык, вы сможете путешествовать в разные страны, найти друзей среди иностранцев или претендовать на новую должность. Изучение языка – это кропотливая работа, которую можно сравнить с собиранием мозаики. Каждый день вы по крупицам складываете общую картину знаний. Если хотите достичь успеха, то вам должен нравиться этот процесс. Учите иностранный язык с удовольствием. Отбросьте негативные мысли: «Это слишком трудно», «У меня не получится». Настройтесь на успех и будьте уверенны в своих силах, тогда вопрос о том, как выучить иностранный язык , вас больше не будет беспокоить.

Больше говорим

Когда люди не знают, как выучить иностранный язык, они часто обращаются к репетиторам, записываются на курсы, тратят время, платят деньги и не достигают реального эффекта. Преподавание, как правило, ведется по заданной программе: максимум теории и минимум практики. Поэтому об успешном освоении языка говорить не приходится. Даже длительное обучение в престижной языковой школе и получение сертификата не означает, что вы свободно владеете языком. Некоторые люди постоянно зубрят грамматику и штудируют словари. При этом имеют языковой барьер, который мешает им применить знания в реальной жизни. Почему так? Да потому что в изучении любого языка практика намного важнее теории. Чем больше вы будете говорить на иностранном языке, тем быстрее поймете его специфику. Проводите аналогию с родным языком. Например, грамматика многих языков имеет сходство с русским: падежи, склонения, спряжения, наличие мужского, женского и среднего рода. Постепенно вы научитесь выстраивать предложения, писать, читать и даже думать на другом языке. Старайтесь не только заучивать слова, но и вводить их в речь. Большой словарный запас позволит вам общаться на разговорном уровне.

Простые методы

Итак, чтобы достичь успеха, делайте акцент на практику. Желательно найти носителя языка. «Где же его взять?», спросите вы. Всемирная паутина вам поможет. В социальных сетях, скайпе, на форумах много иностранцев, которые учат русский язык. Найдите друзей на просторах интернета и совместите приятное с полезным: общение и языковую практику. Кроме того, иностранцев можно встретить в книжных магазинах у стеллажей с литературой, обучающей русскому языку. Нередко зарубежные гости посещают кафе и рестораны рядом с гостиницами. Старайтесь регулярно практиковать устную речь и не бойтесь говорить неправильно. Носители языка уважают иностранцев, изучающих их язык, поэтому с радостью помогут исправить ошибки. Языковой барьер исчезнет, когда вы заметите, что иностранец вас понимает. У людей поверхностно знающих теорию, но имеющих богатую практику, всегда больше шансов освоить иностранный язык.

Возьмите в привычку ежедневно не меньше двух часов уделять изучению языка. Выучите алфавит и несколько базовых выражений. Например, «Доброе утро», «До свидания», «Благодарю» и т.д. Записывайте в блокнот новые слова или фразы и повторяйте в течение дня, пока не запомните. Для этого используйте каждую свободную минуту. Например, заглядывайте в блокнот, ожидая очереди к доктору, во время обеденного перерыва, сидя в транспорте. Учите язык, если хотите владеть им в совершенстве. При этом делайте акцент на словах, нужных именно вам. Например, вы врач и язык учите для будущей стажировки за рубежом. Тогда вам актуальны медицинские термины, названия болезней и лекарств. А будущему путешественнику пригодятся фразы о заселении в гостиницу и достопримечательностях. Постарайтесь выучить времена года, дни недели и числа на иностранном языке. Приобретите словарь и разговорник или воспользуйтесь электронной версией. Так, услышав новое слово или выражение, вы сможете быстро узнать его значение и использовать в речи. Разговорники хороши тем, что имеют тематические разделы: аэропорт, гостиница, знакомство, продукты. Изучив темы, вы легко смоделируйте с носителем языка поход в магазин или визит к врачу.

Создайте вокруг себя языковую среду. Расклейте в квартире стикеры с названиями окружающих предметов: мебель, бытовая техника, посуда, одежда. Слушайте песни на языке, который изучаете. Обращайте внимание на произношение, старайтесь понять содержание. Смотрите мультфильмы, чтобы запомнить простые диалоги. Постепенно переходите на сериалы – это отличный способ освоить разговорный уровень. Пробуйте читать, желательно вслух. Начать можно с детских книжек, анекдотов или комиксов. Значение новых слов смотрите в словаре. Попробуйте писать на изучаемом языке. Пусть это будет пара предложений о погоде или несколько строк о себе.

Чтобы действительно знать иностранный язык, нужно на нем разговаривать. Не зацикливайтесь на грамматике изучаемого языка. Делайте упор на устную речь. Ведь когда мы говорим по-русски, то не думаем о правилах. Маловероятно, что кто-то из нас может объяснить все грамматические нюансы родного языка. Мы просто на нем говорим и автоматически используем правила во время общения. Так же и в иностранном языке: в процессе разговора, вы освоите особенности грамматики. Идеальный вариант – посетить страну, где говорят на изучаемом языке. Общение с местными жителями, покупки в магазинах, посещение государственных учреждений позволят полностью погрузиться в языковую среду. Вы удивитесь, насколько быстро улучшится ваш уровень владения языком. К сожалению, не у всех есть возможность съездить за границу. При этом уделять занятиям пол часа в сутки может любой человек. И еще один важный момент: языком нужно пользоваться, иначе он забывается. Поэтому общайтесь с иностранцами, читайте книги, смотрите фильмы на изучаемом языке в режиме нон-стоп, тогда у вас все получится.

Список советов составлен экспертами (методистами, преподавателями) из разных стран мира.

1) Ставьте реалистичные и конкретный цели.

Вы решили изучать иностранный язык? Отлично. Но в первую очередь необходимо задать себе вопрос: «Зачем мне это надо?» Какие конкретные цели вы хотите достичь? Эксперты говорят, что, если разбить цель на отдельные задачи, на решение которых требуется несколько месяцев, тогда вы на правильном пути. Кроме того, такой подход повышает вашу мотивацию к изучению языка.

В начале курса вы можете довольно оптимистично относиться к процессу обучения, но не надо думать, что беглая речь появится через месяц-полтора. Фил МакГован, директор компании Verbmaps рекомендует ставить ясные и реальные цели. Например, научиться читать статьи на иностранном языке, который вы изучаете, не заглядывая в словарь.

2) Периодически напоминайте себе, зачем вы учите язык.

Это может показаться само собой разумеющимся, но постоянное обращение к цели, которую вы поставили, не является лишним. Алекс Ролингз, преподаватель, который выучил 12 языков, и сейчас изучает тринадцатый говорит следующее: «Главное - это мотивация. Особенно это касается тех, изучает язык самостоятельно.» Для поддержания высокого уровня мотивации он советует следующее: «Напишите 10 причин, почему вы изучаете иностранный язык, и прикрепите этот список к файлу, которым вы пользуетесь. Мне это очень помогает, если я в какой-то момент понимаю, что уровень мотивации стал ниже.»

3) Сосредоточьтесь на том, чему вы конкретно хотите научиться.

Довольно часто дискуссии о том, как изучать иностранный язык сводятся к обсуждению методов - традиционного и инновационного. Арон Рэлби, директор фирмы Linguisticator, считает, что в дискуссии отсутствует важный момент: «Дело совсем не в том, занимаетесь вы онлайн или офлайн, пользуетесь ли вы книгами или интернет ресурсами. Вопрос заключается в том, какими элементами языка мы должны овладеть для достижения конкретной цели. Найти эффективный метод донести эти явления до обучающихся.»

Выбирая подходящую методику обучения иностранному языку, оцените то, что стоит за тем или иным методом или технологией обучения. Не важно, пользуетесь вы традиционным учебником, компьютером или перед вами преподаватель, процесс изучения языка - это всегда внутренний процесс, он проходит внутри вас.

4) Читайте, читайте с удовольствием!

Многие эксперты признают, что чтение - это не только один из способов изучения языка, это еще и возможность оценить те навыки, которые вы освоили. Алекс Роулинг говорит, что чтение ради удовольствия позволяет познакомиться с тем словарем, который чаще всего выходит за рамки учебника, помогает понять, как функционируют в речи те или иные грамматические конструкции. Как правило, первая книга на иностранном языке, прочитанная вами, запоминается на всю жизнь.

5) Учите новый словарь в контексте.

Нет смысла заучивать новые слова списком. Во-первых, не всем это под силу. Во-вторых, это довольно скучное занятие. Эд Кук, со-основатель компании Memrise, считает, что для запоминания новых слов подходит ассоциативный метод: «Отличный способ для заучивания новых слов предполагает запоминания контекста или той ситуации, в которой слово употреблялось. Хорошо, если вы сами стали участником этой ситуации.»

6) Забудьте о возрасте!

Предположим, что вы взрослый человек, который никогда не говорил на иностранном языке. Арон Рэлби считает, что не стоит верить тем, кто говорит, что с возрастом учить иностранный язык гораздо сложнее. Конечно, дети и взрослые изучают иностранный язык с использованием различных методик, но это совсем не означает, что вам нужно отказаться от идеи выучить иностранный язык, только потому что вам за 40. Рэлби считает, что в основе любого языка заложена система, которая имеет сходство с системой вашего родного языка. Как раз системный подход к изучению языка является наиболее эффективным при обучении взрослых. Ну а если и этот аргумент покажется неубедительным, то полезным будет узнать, что самые первые филологи и основатели лингвистики изучали десятки языков на энциклопедическом уровне, и были они людьми взрослыми.

7) Родной язык придет на помощь.

Вы прекрасно говорите на родном языке, но это далеко не всегда означает, что вы имеете четкое представление о его системе. Вот тут у вас появится хорошая возможность вспомнить грамматику родного языка. Керстин Хаммез, редактор Fluent Language Blog, считает, что невозможно достичь больших успехов в изучении иностранного языка, не имея представления о структуре родного языка. Она говорит: «Я думаю, что понимание, как функционирует родной язык, а также какова структура любого языка, это то, чем вы должны овладеть, прежде чем возьметесь за изучение иностранного языка.»

8) Не пренебрегайте переводом.

На разных этапах изучения языка преподаватели используют различные методики и подходы. Достигнув достаточно высокого уровня, когда вы относительно свободно владеете грамматикой языка, и у вас хороший словарный запас, у вас может снизиться темп изучения языка. Так считает Ребекка Браун, старший преподаватель немецкого языка в Университете г.Ланкастер. Она убеждена, что перевод с одного языка на другой представляет собой хорошее упражнение, позволяющее вам закрепить тот пласт языка, который вы освоили. Переводные упражнения требуют употребления конкретной лексики, определенных грамматических структур. Переводные упражнения обычно выполняются на заключительном этапе работы над темой.

9) Остерегайтесь беглости!

Что такое «беглость»? Большинство экспертов согласны, что нет однозначного определения. Вот лишь несколько значений, которые вы найдете в толковых словарях - «свобода, проворность, незатрудненность». Но стоит ли ставить достижение беглости целью изучения языка? Скорее, нет. Так как изучение языка - процесс постоянный. И это не только изучение набора грамматических конструкций и словаря, это изучение культуры страны или группы стран, говорящих на этом языке.

10) Посетите ст рану изучаемого языка.

Возможно, не все могут позволить себе побывать в стране, где говорят на языке, который вы изучаете. Но Ребекка Браун убеждена, что если вы отдаете языку значительную часть своего времени, ставите высокие цели, то тогда вам нужно найти возможность посетить страну изучаемого языка. Путешествие по стране или проживание за рубежом дают возможность прекрасной практики того, что вы узнаете в аудитории и из книг. Но живой язык отличается от языка учебника, именно поэтому опыт погружения в языковую среду незаменим!

В России значительно увеличилось число людей, желающих выучить иностранный язык. Кто-то твердо намерен уехать за границу, кому-то знание языка может помочь в карьере здесь.

Методов серьезного изучения языка три: пойти на курсы, где существуют разного рода интенсивы, нанять личного преподавателя, а если вы усидчивый и целеустремлённый человек, можете заниматься самостоятельно.

Для самых занятых

Начать самообразование следует с выбора правильного учебника. Не верьте книгам с броскими заголовками типа «немецкий за три недели» или «английский за 5 минут в день», ведь если бы языку можно было научиться так быстро и легко, все давно бы стали полиглотами.

Обратите внимание, чтобы выбранное пособие освещало все аспекты: лексика, грамматика, фонетика, содержало аудио и видео-приложения.

С чего начать? Конечно, с первой страницы. Не заполняйте пропуски в упражнениях, а больше пишите от руки.

Все незнакомые слова записывайте в словарь. Запись слова в словарь означает, что вы запомните его с вероятностью 70 процентов, простое проговаривание дает лишь 30 процентов.

Берите с собой учебники в дорогу, читайте их в очереди у стоматолога и косметолога, повторяйте слова в отпуске и в обеденный перерыв, и вы быстро заметите прогресс.

Смотрите фильмы на иностранном языке. Это отличная практика разговорного языка, которая тренирует ухо. Вы подсознательно и сознательно перенимаете интонации и артикуляцию носителей языка.

Самое эффективное для первых стадий обучения - это купить фильм или мультфильм, который вы уже смотрели на русском языке.

Читайте книги на иностранном языке, если вы хотите, чтобы ваша речь была богата лексикой.

Если чтение на иностранном языке пока для вас слишком сложная задача, купите адаптированные издания, они нередко сопровождаются словарями и заданиями.

В последнее время всё большее распространение получает самостоятельное изучение иностранного языка с помощью аудиокурсов.

Этот метод сильно экономит время и имеет большое преимущество перед простым чтением - возможность слышать иностранную речь, тренировать её восприятие, а также запоминать правильное произношение.

Но невозможно качественно изучить язык с нуля лишь на основе аудиоматериалов, так что всё же одновременно придётся уделять время учебникам.

Правильный курс

Хорошие языковые курсы отличают, прежде всего, эффективная методика и высококвалифицированный преподавательский состав. Если вы начинающий, выбирайте малочисленную группу, чтобы преподаватель мог уделять каждому достаточно внимания во время занятия.

Оптимальный размер группы для изучения иностранного языка - от 5 до 8 человек.

Преимущества курсов в том, что в группах проводятся ролевые игры (вас погружают в реальную жизненную ситуацию, где вы должны сыграть свою роль на языке), работают в парах, вместе разбирают ошибки.

Также в рамках курсов существуют разные программы и виды обучения, вы можете заниматься на курсах с любым уровнем знаний, в любое удобное вам время и выбирать подходящую программу.

Это может быть обычный языковой курс, соответствующий вашему уровню знания языка, бизнес-стиль или программа интенсив.

Личный преподаватель

Искать педагога по газете «Из рук в руки» не рекомендуем - вряд ли вы сможете самостоятельно оценить его квалификацию. Все крупные учебные языковые центры предлагают услуги индивидуальных занятий с личным преподавателем, в том числе с выездом на дом.

Попробуйте оценить преподавателя интуитивно. Задайте себе вопрос: он занимается своим любимым делом или тягостно обменивает свои знания на ваши деньги?

По каким учебникам он планирует вести занятия?

У опытного преподавателя, как правило, складывается своя собственная методика, основанная на его личном опыте, его собственных психологических особенностях, задачах, возникающих перед ним в процессе обучения.

Хороший преподаватель ищет индивидуальный подход к каждому ученику.

Хороший английский или немецкий слишком дешёвыми быть не могут, но если у вас начальный уровень языка, имеет смысл заниматься с репетитором-студентом.

Это вовсе не значит, что у него низкий языковый уровень.

Часто репетиторской деятельностью занимаются студенты, начавшие изучать язык с первых классов школы, позже поступившие в языковые вузы, где, кстати, очень высокий проходной бал, и туда поступают лучшие из лучших, уже свободно владеющие языком.

Занятия со студентами стоят гораздо дешевле, чем с преподавателями из тех же вузов, и часто бывают даже более эффективны, поскольку студенты объясняют доступнее и обычно не смотрят на часы.

Так что 40 минут занятий могут легко и плавно перетечь в полтора часа, где репетитор уже бесплатно объяснит какие-то вещи, в которых вы «плаваете».

Имеет ли смысл искать носителя языка?

Нужно понимать, что человек может родиться, допустим, в Англии и сорок лет говорить только на родном языке, но это не означает, что он сможет кого-то обучить, и, тем более, что сам говорит на литературном английском.

В последнее время спрашивают, как лучше учить иностранные языки. Я в этом деле не специалист, но могу дать некоторый советы, руководствуясь собственным опытом и здравым смыслом.

Итак, 10 советов для тех, кто изучает или хочет изучать иностранные языки.

1. Не надейтесь на самообразование . Самообразование - это, конечно, хорошо, но очень мало кто на это способен. Вы добьетесь гораздо лучших результатов, если у вас будет учитель, а самообразование будет хорошим дополнением.

2. Отведите изучению языка определенное время.

Заниматься языком надо регулярно. Кавалерийские наскоки в этом сложном деле не помогут. Реальные результаты будут только при регулярных занятиях.

3. Изучайте язык так, как у вас это лучше всего получается.

Кому-то легче воспринимать информацию на слух (аудиалы), а кто-то лучше воспринимает увиденное (визуалы).

Узнайте, какой канал восприятия у вас работает лучше и изучайте язык, исходя из этого.

Тестов в сети куча. Для тех, кто регулярно пишет в ЖЖ, могу посоветовать быстрый способ. Вот этот тест быстро анализирует ваши записи и выдает результат.

23.01.10 05:35 . прошёл(а) диагностику у психолога:

Размеренная походка и чётко поставленный голос. Телосложение среднее, пропорциональное. Дистанция для комфортного общения - около метра, так собеседника лучше слышно:)

ВИЗУАЛ
АУДИАЛ
КИНЕСТЕТИК
ДИГИТАЛ
ГУСТАТОР
ОЛФАКТОР

Уточнённый диагноз: av
(ВИЗУАЛЬНЫЙ АУДИАЛ)

Тест придумала outside_flo , 2006, 2007.

4. Cовмещайте приятное с полезным.

В школе английский был моим любимым уроком, потому что наш учитель понимал, что вовсе не обязательно весь урок вставлять пробелы в советских учебниках по английскому. Можно вести интересную беседу на английском, вворачивая при этом нужные слова, грамматические констукции.

Так что:
- Смотрите фильмы (особенно если вы визуал или визуальный аудиал)
- Читайте книги (особенно если вы визуал)
- Слушайте аудио-книги (особенно если вы аудиал)
- Пойте песни
- Следите за новостями
- Читайте книги по своей специальности

С интернетом возможностей сейчас просто немеряно.

5. Чтобы расширить свой словарный запас, пользуйтесь карточками.

Я в универе не одну пачку бумаги извел на карточки. С одной стороны английское слово, с другой - все варианты перевода, словосочетания, примеры и проч. Очень важно писать не одно значение, а именно все и с вариантами употребления. Так у вас гораздо быстрее разовьется интуиция. Вы будете чувствовать язык, а не переводить предложения слово за словом.

Я в свое время от руки эти карточки писал. Сейчас в 100 раз проще сделать template в Word или Excel и вставлять слова из multitran.ru или lingvo.ru

Работайте с карточками пару раз в день. Самая эффективная и быстрая система.


6. Путешествуйте.

По-настоящему язык развязывается только за границей, в языковой среде. Так что если есть возможность, обязательно погрузитесь в неизвестное:)

Я реально преодолел языковой барьер только в Америке. До этого все понимал, а сказать не мог:) Точнее мог, но с большими потугами.

7. Смотрите фильм с субтитрами.

Берете любимый фильм, ищите скрипт к нему в сети (например все расшифровки "Друзей" буквально за 5 секунд нашел ), распечатываете, разбираете и смотрите до посинения. В результате получите массу удовольствия, запомните мульен полезных фраз и выражений, а главное - культурный контекст.


8. Учите язык по английским, а не советским учебникам.

В русских учебниках масса неточностей, ошибок, недочетов и другой фигня, которая не характерна для языка. Зачем вам этот багаж мыслительных штампов?

9. Скачивайте и слушайте аудиокниги.

Замечательная вещь. Просторы тырнета просто забиты аудиокнигами на всех языках мира. Причем бесплатными. Качайте и слушайте, слушайте и качайте.

Я в Москве слушал минимум 1.5 часа в день. Классику и треш, лекции по маркетингу, подкасты и проч. Ко многим книгам можно найти расшифровки, так что если энергия через край, то можно сначала все разобрать на бумажке, а потом закрепить по дороге на работу, в пробках и проч.

10. А главное - ставьте себе цели и идите к ним.

200 новых слов, 4 новых фильма, 2 аудиокниги, 10 занятий - в месяц, в год, в неделю. Решайте сами. Главное - идти к цели.

Сейчас все доступно (слышал, что в России многие по Скайпу уроки получают), почти все бесплатно - так что no excuse whatsoever:)

Делитесь опытом, френды и френдессы. Что вы посоветуете тем, кто хочет выучить иностранный язык? Что помогает вам? Какими сайтами пользуетесь?

Вам нужно освоить чужой язык - и вот вы приходите в книжный магазин в поисках пособий, записываетесь на курсы, ищете частных преподавателей… И не знаете, что хорошо, что плохо. Потому что у вас нет критериев, нет мерила. А если нет правильной установки заранее, то остается одно: учиться на ошибках и утешать себя «опосля», что негативный опыт - тоже опыт. Вот если бы жизнь еще не была так коротка…

Поэтому, прежде чем давать конкретные советы, я постараюсь дать вам этот критерий, общий принцип. Как только вы его воспримете, вы легко сориентируетесь в море предлагаемых пособий и услуг.

Начну с притчи.

Русские спортсмены как-то узнали, что в Тибете есть монастырь, где монахи во время одного своего религиозного праздника пробегают 80 километров. Спортсмены заинтересовались этим достижением и послали делегацию - перенимать опыт. Монахов попросили продемонстрировать свое искусство. Тибетцы сначала не поняли, чего от них хотят. Зачем бежать, когда нет праздника? Ведь обычно они бегут к месту, где проводится праздник. Но гости настаивали. Пришлось согласиться на это бессмысленное дело. И побежали. И видят наши спортивные деятели: вот один монах бежит, бежит - и вдруг садится на обочине, тяжело дыша, потом другой. Подходят и спрашивают: "Что же ты сидишь? Ты ведь и километра не пробежал?" А он отвечает: "Устал". Простой восточный человек. Устал - сел отдохнуть. Не понимает, что можно бежать без цели, а лишь на время и расстояние - ради самого бега. Одним словом, никто ничего не пробежал, все сошли с дистанции. Делегация уехала ни с чем. А потом опять был этот буддийский праздник, и опять монахи побежали к месту праздника, и все без труда пробежали эти 80 км. А все дело в том, что они ведь не считали километры и не засекали время. Они думали о другом. Бег к месту праздника для них есть часть праздничного обряда. Они бегут, скажем, вдоль озера, держат руки за головой и читают определенный набор молитв. (За детали не отвечаю). Потом огибают гору, читают другие молитвы, держат руки еще как-нибудь по-другому. И так далее. Вот они и не устают. Короче говоря, они не думают о беге, а думают о празнике. Бег для них - средство, а праздник - цель.

Какое отношение имеет эта история к освоению иностранного языка? Самое прямое. Вы начинаете читать текст учебника - и сразу чувствуете усталость - как тот монах, что сел на обочине, не пробежав и километра. Почему? Вы ленивы? Нет, вы не виноваты, это нормальная реакция человеческой психики. Ведь язык, как и бег, — средство, а не цель. Когда вы что-либо читаете, вам должен быть интересен не язык, а содержание текста. О языке вы при чтении забываете. Текст учебника же составлен так, что язык в нем - цель, а содержание - средство, содержание постольку-поскольку. Поэтому ваша усталость и нежелание читать такой текст - защитная реакция психики на попытку вторгнуться в нее и перевернуть все вверх дном.

Еще пример. Вы — преподаватель, перед вами — группа. Вам нужно, чтобы вот этот человек сейчас встал и прошелся по комнате. Вы можете его попросить: "Встаньте, пожалуйста, и пройдитесь по комнате". Он выполнит вашу просьбу, но ему будет неловко, что и отразится на его походке. Однако вы можете сказать и так: "Будьте так добры, откройте, пожалуйста, дверь". Результат будет тот же: он встанет и пройдется, но при этом будет чувствовать себя совершенно естественно, раскованно. Во втором случае открывание двери — цель, встать и пройтись — средство. В первом же случае встать и пройтись превращается в цель, в самоцель, но это противоестественно. Это средство, потерявшее свою цель, средство, которое насильно заставляют быть целью.

То же самое и с языком. Я вам скажу: "Стол стоит". Вы скажете: "Ну и что? Что дальше?" В самой по себе фразе "стол стоит" нет смысла, а есть лишь буквальное (лексическое и грамматическое) значение. Смысл она может обрести только в конкретной жизненной ситуации. Например, мастер, починив стол, говорит: "Хозяйка, стол стоит!" Смысл этой фразы: "Плати деньги". Или хозяйка говорит гостям: "Стол стоит!" Смысл: "Прошу к столу, все готово". Или же в разговоре где-нибудь на даче: "Ты не знаешь, соседи приехали?" — "Да вот, стол стоит". Смысл: "Соседи приехали". Значение у фразы одно, а смысл меняется в зависимости от ситуации. Значение — средство, а цель — смысл. Мы пользуемся языком не на уровне значения, а на уровне смысла. Только круглый идиот может, выйдя на улицу, называть то, что видит: "Дерево растет. Оно большое. Это береза. Листья зеленые. Кошка бежит к дереву. Кошка серая. Она бежит быстро" и т.п. Вы узнали, конечно, стиль традиционного учебника.

Беда традиционного обучения в том, что язык дается как самоцель, а не как средство. На уровне значения, а не на уровне смысла. Вот он, необходимый критерий.

Поэтому чтение или аудирование, предлагаемое вам, должно быть прежде всего интересно само по себе, а разговорный язык нужно осваивать в живом ситуативном общении.

Вы научились свободно читать на иностранном языке: читаете и все сразу понимаете — как по-русски. Но вот вы включаете немецкое радио — и ничего не понимаете. Пытаетесь поговорить с немцем — и ничего не можете сказать. В чем дело?

Представьте себе язык в виде тумбочки. В тумбочке три ящичка. Первый ящик — разговорная речь. Второй — понимание на слух. Третий — чтение, понимание текста. Вам только кажется, что язык един, потому что по-русски вы и говорите, и понимаете, и читаете. Но в русском языке, не замечая этого, вы пользуетесь разными ящичками.

Отсюда выводы: что нужно делать, чтобы научиться читать на языке? Ответ: нужно читать, и как можно больше. Чтобы слушать? Слушать! (Если вы уже свободно читаете, то через пару месяцев вы привыкнете понимать передачи по телевидению и радио.) Что нужно, чтобы говорить? — Говорить! Это как учиться плавать: сколько бы вы не тренировали плавательные движения на суше, учиться-то все равно придется в воде. И все равно сразу правильно не получится. Если вам преподают язык без живых разговорных ситуаций, без живого общения на этом языке, то это вас учат плавать без воды, учат водить машину без машины.

Что значит живое общение, живая ситуация? Живым общение становится тогда, когда язык в нем является средством для решения какой-либо жизненной задачи, является носителем смысла. Когда язык не становится самоцелью (как, например, в заученном наизусть тексте или диалоге). Язык — не цель, язык — средство. Поняв это, вы поймете главное, что нужно для усвоения или преподавания языка.

Итак, поскольку "ящички" (говорение, понимание, чтение) разные, то ни перевод или пересказ текста, ни выполнение грамматических упражнений, ни заученные наизусть диалоги, ни прослушанные аудиокурсы, ни прочитанные на языке книги — ничто не научит вас говорить, кроме самого говорения в ситуациях, на уровне смысла. (Поэтому, кстати, является очевидным обманом реклама аудиокурсов, обещающая вам владение языком.) Если у вас нет навыка плавать в воде, то все заранее выученное мгновенно улетучивается в реальной ситуации, вы сразу все перепутаете и будете барахтаться так, как будто ничего не учили. Вам будет некогда думать: так, сейчас поставлю сказуемое в такой-то форме, а теперь подлежащее в такой-то форме. Пусть даже вас очень долго "дрессировали" на все эти формы, но это работает только до тех пор, пока вы не упускаете их из виду, пока вы смотрите на язык как на самоцель. Но вот у вас украли в чужой стране сумочку, вы объясняете это полицейскому — и тут вы уже отвернулись от языка, вам важен смысл. Как только отвернетесь, "все смешается в доме Облонских".

Есть множество разных методов изучения языка. Здесь и гипноз, и песни-танцы, и по ассоциации с русскими словами и т.д. и т.п. Чего только нет! Но это все разные методы предъявления нового материала. Это половина дела, даже меньше половины. Затем должна идти активизация данного материала в разговоре. Этого не происходит, большинство методов останавливается на предъявлении, которое потом лишь "закрепляют", повторяют, зубрят. Они останавливаются, заканчивают там, откуда как раз и надо бы начинать. По сути все эти методы являются лишь разновидностями традиционного метода, ориентированного на пассивное усвоение определенного материала, на зубрежку. Это традиция средневековых монастырских школ, где главной задачей было запомнить наизусть священный текст (причем в России — на церковнославянском, в Европе — на латыни). Учитель читал, ученики нараспев повторяли. Сажали их друг другу в затылок, в тесные парты — чтобы пресечь всякую возможность общения. Так и сохранилось до наших дней. Но живой язык так освоить невозможно! Нужно чтобы все видели друг друга, могли свободно перемещаться и общаться.

Все, что я здесь рассказываю, основано на эмоционально-смысловом методе Игоря Юрьевича Шехтера. Этот метод как раз и предлагает, помимо предъявления материала, его активизацию. Вы уже понимаете, что речь идет не просто об одном из методов с определенным набором приемов (которые, конечно, есть — и здесь есть своя тонкая и подробная технология, которой преподавателю нужно учиться), речь идет о правильном, человеческом, гуманном подходе, о единственно возможной установке. Традиционная методика — это "против шерсти". Вспомните школу. Даже "поизучав" язык по традиционному методу, вы все равно попадаете в общение с иностранцами — и тогда жизнь доучивает вас по методу Шехтера.

Итак, научиться говорить можно либо непосредственно общаясь с иностранцами (особенно хорошо, если до этого вы уже научились читать, то есть освоили язык пассивно), либо найдя преподавателя, владеющего разговорным, эмоционально-смысловым методом.

Выбирая себе преподавателя, постарайтесь избежать непрофессионала (которых большинство, где бы он не работал). Перед вами непрофессионал, если вместо того чтобы строить живые разговорные ситуации, он заставляет вас выполнять задания на уровне значения, т.е. просто "гонит" вас по учебнику. Как мы уже говорили, это противоестественно, поэтому он вынужден проявлять насилие. Вместо того, чтобы постоянно говорить вам комплименты, поощряя общение, он делает замечания, радуется каждой вашей ошибке, ведет себя по схеме: "Я — начальник, ты — дурак". (За что делать замечания и ставить оценки, если мы не учим язык, а просто привыкаем к нему? Врач же не ставит оценок своему пациенту. Если уж кому и можно ставить оценки, так это врачу и преподавателю.) Перед вами непрофессионал, если он соглашается вести группу больше 15 человек (в этих условиях организовать разговор невозможно). Если выходит на занятия без оригинальных материалов (газет, журналов, книг, радиопередач и т.п.), ограничивается учебными пособиями. Если показывает свою усталость, болезнь, плохое настроение, говорит о своих трудностях. Если вы сидите за партами друг другу в затылок. И так далее. Все это, как вы уже поняли, вытекает из все тех же двух правил: язык — это средство, а не цель и язык нужно учить интенсивно. Если преподаватель этого не понимает, то он не знает основ своей профессии. Ведь знание языка — еще не профессия, язык может знать кто угодно. А просто "гонять" учеников по учебнику — для этого не нужно учиться и минуты.

Что делать, если вы не можете сменить своего преподавателя? Если вы поневоле учите язык традиционным методом? Лучше всего просто читать на языке и слушать передачи, ожидая возможности окунуться в языковую среду. Не советую вам при этом самостоятельно учиться по разным учебникам и курсам (вы уже поняли почему).

Важно также понимать, что язык состоит не из слов и грамматики, а из фраз, оборотов — из того, как и что говорят в данном случае, например, немцы. Немец не скажет: "Я спешу", он скажет "Я имею это поспешно". Не скажет: "В семь лет я пошел в школу", а скажет: "С семью годами я пошел в школу". И так — весь язык. Поэтому учить слова отдельно бесполезно. Запоминать нужно обороты. Именно это главное. (Когда-то, в детстве, я полагал, что стоит выучить латинский алфавит — и все, это и есть иностранный язык. Каково же было мое удивление, когда оказалось, что в иностранном языке не только буквы, но и слова совсем другие! Следующим же, и не менее сильным прозрением было, что не только слова другие, но и вообще все другое, все "не по-русски".) Все грамматические формы помещаются на нескольких страницах. Всю грамматику можно рассказать за 3—4 занятия. Слова — тоже не проблема. Положите перед собой список из 10 слов, выписанных в контексте. Неужели вы их не запомните за 10 минут? Человек с самой средней памятью может запоминать 100 и даже несколько сотен слов в день. Мы, разговаривая, обычно используем около 3 000 слов. Не нужно никакого гипноза или специальных ассоциативных приемов — нельзя вырывать слова из контекста, привязывать их к другому языку. Это только вредит делу. Итак, проблема не в изучении грамматики и в запоминании слов, проблема в правильном словоупотреблении, в каждом отдельном случае. И в этом смысле язык нужно учить всю жизнь, это процесс бесконечный. Для того, чтобы хорошо говорить (активное владение языком). Хорошо понимать (пассивное владение) можно научиться очень быстро (за несколько месяцев можно, например, научиться свободно читать).

А вот самый важный совет: язык надо учить интенсивно. Приведу два сравнения. Первое: язык - груда кирпичей. Вы постепенно берете из нее кирпичи и аккуратно складываете в другом месте. Когда вы выберете все кирпичи - язык выучен. Второе сравнение: язык - это ледяная горка, на которую вам нужно взбежать. В первом случае (груда кирпичей) язык предстает как определенный объем материала, как учебный предмет, как самоцель. Вы его постепенно выучиваете - причем совершенно неважно, в каком режиме, с какой интенсивностью: главное, нужно перебрать все кирпичики. Если 100 кирпичей, то 100 занятий. Неважно, каждый день или раз в неделю. Это, конечно, неверное представление. Во втором случае (ледяная горка) важна интенсивность. Забежали быстро на горку - все, язык ваш. Если нет - будете все время съезжать. Результат 100 занятий может быть равен нулю (и тут уже вообще не играет роли количество занятий - раз вы скользите на одном месте). Можно тысячу раз нежно прикоснуться к закрытой двери - и она останется закрытой. А можно, сложив воедино все эти усилия, один раз грубо толкнуть ее - и она откроется. Язык не изучают как какой-либо объем материала, к языку привыкают - привыкают им пользвоваться. (Поэтому я стараюсь говорить "освоить язык" — сделать его своим, а не "учить язык"). Здесь нужно соблюдать определенный режим - подобно тому, как соблюдается он при спортивных тренировках или лечебных процедурах. Поэтому прежде чем приступить, подумайте, сможете ли вы уделять языку хотя бы два часа ежедневно. И не только уделять время, но и развернуть в эту сторону свою душу, сделать так, чтобы язык стал частью вашей жизни? Иными словами, до языка ли вам сейчас? И не говорите: "Да, времени, конечно, маловато… Но хоть понемножку… Все же лучше, чем ничего…" В том-то и дело, что не лучше. Вы просто будете буксовать на одном месте. Зато можно осваивать язык этапами, циклами. Например, месяц или два - интенсивно, погрузившись с головой, месяц - перерыв. Освоение языка нельзя растягивать. Язык нельзя выучить за 8 лет (обычный срок бесплодного изучения языка: 6 лет школы плюс 2 года института - и ноль на выходе), но можно выучить за год. Если вы начали учить язык и забросили - все быстро забудется, выветрится. Если вы уже освоили язык, то он не забывается, удерживает сам себя. При перерыве ослабевает лишь разговорный навык, но и он быстро восстанавливается - с новой практикой.

Как определить, что вы уже вбежали на ледяную горку (то есть освоили разговорный язык)? Вы сами это почувствуете. Дело не в количестве занятий и не в количестве проработанного вами материала. Должен произойти качественный сдвиг. Вы вдруг осознаете, что уже говорите, не задумываясь о том, как это сказать, забывая о грамматике. Вы уже не думаете сначала по-русски, чтобы потом сказать это по-немецки, вы уже сразу думаете по-немецки. И когда вам что-то говорят, вы сразу понимаете по-немецки, а не переводите сначала на русский. Так же и при чтении. Этот поворотный пункт (когда помощь русского языка уже не нужна, остается один немецкий) и есть показатель, что вы достигли результата. У разных людей этот перелом наступает в разное время в зависимости от особенностей характера. Не говорил, барахтался — и вдруг заговорил, поплыл! (Еще раз: за что тут ставить оценки? За особенности характера? Это ведь естественный процесс. Не стоит, как говорится, тянуть розу за лепестки, чтобы она быстрее росла).

Многих заботит проблема произношения. "Ставите ли вы произношение?" Включите русское радио на английском языке. Ужасное произношение! Вы сразу его отличите от Би-би-си. На Би-би-си произношение наших дикторов передразнивают в юмористических программах, когда нужно представить "голос Москвы". А этим людям произношение "ставили", и делали это не один год. Они месяцами держали зеркальце перед ртом и наблюдали, куда при таком-то звуке идет язык, куда — челюсть... Это малоприятное занятие ни к чему ни привело.

Живут, например, в Москве два иностранца (например, грузина) в течение 10 лет. Один говорит по-русски с приятным акцентом, другой — без. Зависит же это от специального языкового слуха (не музыкального, а именно языкового). У кого-то он есть, у кого-то нет. Вас это не должно беспокоить. Будете говорить с акцентом — ну и что? Неприятнее всего звучит как раз "поставленное" произношение — потому что оно искусственно, не индивидуально. Так на самом деле никто не говорит. Вам нужно найти свою манеру речи — и тогда вы ближе всего подойдете к хорошему произношению.

Есть один важный навык: приучитесь все, что вы слышите на иностранном языке, про себя "дублировать" — как бы проговаривать, шевеля языком. Сначала вы не будете успевать — ничего страшного, "перепрыгивайте" и дублируйте дальше. Потом вы будете успевать дублировать даже сплошную беглую речь, даже радиопередачи. Можете сначала попробовать сделать это по-русски, включив радио или телевизор. Так, обезьянничая, вы усвоите и хорошее произношение, и подхватите правильные интонации, и запомните обороты.

Бывает, что люди считают себя неспособными к языку. Некоторые при этом добавляют: "Мне так еще в школе учительница сказала". А что она вам должна была сказать? Что она халтурит? Нет людей, неспособных к языку. Это же не музыка. Вы по-русски говорите? Значит, с мозговыми центрами, отвечающими за язык, у вас все в порядке. Возраст также не играет роли. Как мы уже говорили, дело не в памяти, не в запоминании материала, а в привыкании к языку. Это всего лишь распространенный предрассудок, что язык нужно учить в детстве. Большинство людей выучивает язык во взрослом возрасте. И никаких возрастных ограничений здесь нет. Главное — не бояться прыгнуть в воду.