К какой отрасли экономики относится менеджер. Сферы, комплексы и отрасли экономики. Профессии в отрасли образования


Вернуться назад на

Экономика любой страны представляет собой единый комплекс взаимосвязанных отраслей. Каждое государство в зависимости от его национальных и исторических традиций, географических и геополитических условий и трудовых навыков населения создает свой неповторимый комплекс отраслей народного хозяйства, на формирование которого все большее влияние оказывает международное сотрудничество с другими странами.

При анализе национальной экономики выделяют такие понятия, как сферы, отрасли, комплексы, сектора экономики.

По участию в создании совокупного общественного продукта и национального дохода общественное производство подразделяется на две крупные сферы: материальное производство и нематериальную сферу.

К материальному производству относятся промышленность, сельское и лесное хозяйство, грузовой транспорт, связь (обслуживающая материальное производство), строительство, торговля, общественное питание, информационно-вычислительное обслуживание, прочие виды деятельности сферы материального производства.

К непроизводственной сфере относятся жилищно-коммунальное хозяйство, пассажирский транспорт, связь (обслуживающая организации непроизводственной сферы и население), здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение, народное образование, культура и искусство, наука и научное обслуживание, кредитование и страхование, деятельность аппарата органов управления.

В свою очередь каждая из сфер экономики делится на отрасли.

Отрасль - это совокупность предприятий и организаций, характеризующихся общностью выпускаемой продукции, технологии производства, основных фондов, профессиональной подготовки работающих и удовлетворяемых потребностей.

Промышленность по российской статистике подразделяется на отрасли тяжелой, легкой и пищевой промышленности. В состав тяжелой промышленности входят: электроэнергетика, топливная промышленность, черная металлургия, цветная металлургия, машиностроение, химическая и нефтехимическая, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленности, а также промышленность строительных материалов.

К легкой промышленности относятся текстильная, швейная, кожевенная, обувная, меховая отрасли. К пищевой - пищевкусовая, мясная, молочная, рыбная промышленность.

Отраслевое деление экономики является результатом исторического процесса развития общественного разделения труда. Развитие общества и экономики, дальнейшее углубление специализации производства приводят к формированию новых отраслей.

Одновременно со специализацией и дифференциацией идут процессы кооперации, интеграции производства, приводящие к развитию устойчивых производственных связей между отраслями, к созданию смешанных производств и межотраслевых комплексов.

Межотраслевой комплекс - это интеграционная структура, характеризующая взаимодействие различных отраслей и их элементов, разных стадий производства и распределения продукта. В составе промышленности, например, существуют топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный и другие комплексы.

Более сложной структурой отличаются агропромышленный и строительный комплексы, объединяющие разные отрасли национальной экономики.

По признаку разделения труда можно выделить межотраслевые и одноотраслевые, территориально-производственные, межотраслевые научно-технические комплексы.

Составные элементы хозяйственного комплекса могут быть сгруппированы в секторы экономики.

Под сектором понимается совокупность институциональных единиц, имеющих сходные экономические цели, функции и поведение. Так, сектор нефинансовых предприятий объединяет предприятия, занимающиеся производством товаров и услуг с целью получения прибыли, и некоммерческие организации, не преследующие цели извлечения прибыли.

Сектор финансовых предприятий охватывает институциональные единицы, занятые финансовым посредничеством.

Сектор государственных учреждений - совокупность органов законодательной, судебной и исполнительной властей, фондов социального обеспечения и контролируемых ими некоммерческих организаций.

Сектор домашних хозяйств в основном включает потребляющие единицы.

Внешний сектор - это совокупность институциональных единиц - нерезидентов данной страны (т.е. расположенных за пределами страны), имеющих экономические связи, а также посольства, консульства, военные базы, международные организации, находящиеся на территории данной страны.

Различают также государственный сектор как совокупность предприятий, организаций, учреждений, находящихся в государственной собственности и управляемых государственными органами или назначаемыми ими лицами, и частный сектор как часть экономики, не находящейся под контролем государства.

По международной статистике экономика обычно подразделяется на отрасли, производящие товары, и отрасли, оказывающие услуги. К отраслям, производящим товары, относятся промышленность, сельское хозяйство, строительство и другие отрасли материального производства (издательская деятельность, утилизация вторичного сырья, сбор дикорастущих грибов и ягод и т.д.).

К отраслям, оказывающим услуги, относятся образование, транспорт, торговля, здравоохранение, общее государственное управление, оборона и пр.

Еще до того времени, как я пошел учиться в школу, у меня были смутные представления о том, что из себя вообще представляет экономика. А вот что такое материальная экономика – вопрос интересный.

Материальная экономка

Чтобы четко понимать, что такое экономика вообще, а материальная экономика - в частности, необходимо незначительно углубиться в терминологию.

Понятие «экономика» сложное по своей сути. Трактовать его можно по-разному. Но в основе обязательно лежит какая-то деятельность человека или общества, направленная на получение благ определённого вида.


В зависимости от того, какие блага мы хотим получить, экономика делится на части – сектора. Экономисты выделяют три основных сектора экономики – реальный (он же материальный), финансовый и непроизводственный.

Непроизводственная экономика необходима для создания базы услуг (благ), которые облегчают нам жизнь: обслуживание населения в быту, ЖКХ, проведение и поддержание различных коммуникаций и так далее.

Финансовая экономика является посредником, созданным для перемещения ресурсов в виде ценных бумаг или денежных обязательств между остальными секторами. Четкого разграничения в своей деятельности не имеет.


Материальная экономика – основной, базовый сектор экономики, который занимается производством, распределением или реализацией продуктов потребления.

Структура материальной экономки

Как можно догадаться, структурой материальной экономики являются сферы народного хозяйства. Вот основные отрасли народного хозяйства, которые принято считать частью материальной экономки:

  • промышленность (производство);
  • агропромышленный комплекс;
  • торговля.

Ни одна современная материальная экономика не обходится без промышленного комплекса. Промышленный комплекс включает «легкие» и «тяжелые» предприятия по добыче, переработке сырья и выпуску конечной товарной продукции.


Агропромышленный комплекс – это не только выращивание употребляемых в пищу продуктов или разведение скота, но и их переработка.

Ну и куда же без торговли? Торговля – механизм реализации, как продукции производства, так и сельского хозяйства.

Понятие отрасли экономики. Классификация отраслей народного хозяйства.


1. Отрасль экономики

Отрасль экономики - совокупность предприятий и производств, обладающих общностью производимой продукции, технологий и удовлетворяемых потребностей.

Сущность национальной экономики состоит в том, что она представляет собой сложившуюся систему национального и общественного воспроизводства государства, в которой между собой взаимосвязаны отрасли, виды и формы общественного труда, сложившиеся в результате длительного исторического эволюционного развития конкретной страны. Влияние на особенности национальной экономики оказывают исторические, культурные традиции, географическое положение государства, его роль в международном разделении труда.

Изучению национальной экономики посвящен ряд смежных с ней наук и учебных дисциплин:

экономика промышленности;

экономика строительства;

экономика сельского хозяйства;

экономическая теория

Структура народного хозяйства (от лат. structura - порядок) - комплекс производств той или иной страны, возникший на основе сочетания общественного разделения труда, природных ресурсов, исторических традиций и территориальной специфики. Сложная структура народного хозяйства определяется посредством таких понятий, как сектор, отрасль, сфера народного хозяйства. В зависимости от сложившихся отношений собственности в народном хозяйстве выделяются такие сектора, как частный, государственный, кооперативный. В последнее время это понятие используется в связи со спецификой общественного разделения труда. Так, выделяется так называемый реальный сектор как совокупность отраслей, в которых производится материальный продукт.

Понятие "отрасль" - основное структурное подразделение народного хозяйства, которое представляет собой совокупность предприятий, учреждений и организаций, выполняющих в процессе общественного воспроизводства одинаковые социально-экономические функции независимо от территориального расположения и ведомственного подчинения. Соответственно отраслевой структуре имеет место классификация отраслей народного хозяйства.

Группа однородных отраслей народного хозяйства образует сферу народного хозяйства. Так, в соответствии со спецификой производства, а также распределения и перераспределения производственных благ выделяются производственная и непроизводственная сферы.

Производственная сфера народного хозяйства - относятся все отрасли, производящие материальный продукт,

Непроизводственная сфера - отрасли, производящие непроизводственные услуги. Производственные отрасли в зависимости от использования материального продукта и специфики его создания делятся на промышленность, сельское хозяйство и строительство.

Отрасли тяжелой промышленности, куда входит электроэнергетика, топливная промышленность, металлургия, химическая и нефтехимическая отрасли, деревообрабатывающая и пр. отрасли.

Отрасли легкой промышленности: текстильная, швейная, обувная, меховая.

Отрасли пищевой промышленности: Консервная промышленность, Молочная промышленность, Мясная промышленность, Масложировая промышленность, Макаронная промышленность, Кондитерская промышленность, Винодельческая промышленность, Пивоваренная и безалкогольных напитков промышленность, Рыбная промышленность, Соляная промышленность, Сахарная промышленность.

Отрасли Сельское хозяйство, в свою очередь, включает в себя отрасли растениеводства и животноводства.

В целом совокупность всех структурных подразделений и составляет макроэкономическую структуру народного хозяйства.

Структура национальной экономики - это совокупность исторически сложившихся устойчивых, способных к воспроизводству функциональных взаимосвязей между различными единицами национальной экономики.

Выделяют следующие виды структуры национальной экономики:

1) домашнее хозяйство, подразумевающие рассмотрение структуры национальной экономики как взаимосвязи между домашними хозяйствами. Выделение этого вида структур связано с тем, что домашние хозяйства являются мощным экономическим субъектом, производящим значительную часть национального богатства, влияющим на характер других взаимосвязей;

2) социальная структура, исходящая из деления национальной экономики на определенные сектора, которые находятся между собой в органичной взаимосвязи. Деление производится по различным критериям, например группам населения, предприятий, видам труда. Обычно выделяют государственный и частный сектора экономики;

3) отраслевая структура, предполагающая выделение отраслей экономики и определение характера и сущности взаимосвязи между ними. Отрасль национальной экономики - это единицы национальной экономики, в процессе общественного производства выполняющие схожие функциональные задачи. Этот вид структурирования национальной экономики имеет большое значение, так как позволяет реализовать качественное прогнозирование экономического развития;

4) территориальная структура, предполагающая анализ географического распределения производительных сил в рамках национальной экономики - разделение национальной экономики на различные экономические районы;

5) инфраструктура национальной экономики, исходящая из определения рода и характера взаимодействия сфер экономики;

6) структура внешней торговли, предполагающая анализ характера соотношений различных товарных групп, их импорта и экспорта.

2. Инфраструктура экономики: виды и значение для национальной экономики

Слово "инфраструктура" образовано от сочетания латинских терминов "infra" - "под, ниже" и "structura" - "расположение", структура. Существует неоднозначное определение инфраструктуры. Во-первых, под ней понимается совокупность системы обслуживания, основная задача которой заключается в обеспечении работы производства и предоставлении различных услуг населению. Во-вторых, под инфраструктурой понимается совокупность единиц, деятельность которых направлена на обеспечение нормального функционирования национальной экономики.

Инфраструктура имеет большое значение для функционирования национальной экономики, представляя собой неотъемлемую ее часть. На современном этапе развития российской экономики роль инфраструктуры в экономике увеличивается, и продолжается процесс ее совершенствования.

Выделяются следующие основные виды инфраструктуры в национальной экономике:

1) производственная инфраструктура;

2) социальная инфраструктура;

3) рыночная инфраструктура.

Производственная инфраструктура - это совокупность единиц национальной экономики, основной целью функционирования которых является обеспечение нормального функционирования производственного процесса. Например, грузоперевозки, тоннажные судоперевозки и т.д.

Социальная инфраструктура - это совокупность единиц национальной экономики, функционирование которых связано с обеспечением нормальной жизнедеятельности населения и человека. Ее роль в современной национальной экономике постоянно повышается, а основная задача заключается в обеспечении жизнедеятельности населения на все более высоком качественном уровне. Влияние социальной инфраструктуры на национальную экономику заключается в том, что она позволяет обеспечить воспроизводство трудовых ресурсов - основного ресурса экономики.

Рыночная инфраструктура - это совокупность единиц национальной экономики, функционирование которых направлено на обеспечение нормальной деятельности рынка и его развитие. Она представлена совокупностью различных организаций и учреждений, обеспечивающих деятельность различных отраслей экономики.


Список литературы

1. www.su.edusite.ru.

2. www.informbureau.com.

4. Емельянов А.М. Экономика сельского хозяйства. - М., 1982.

5. www.ecsocman.edu.ru


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

ОТРАСЛИ ЭКОНОМИКИ, совокупность предприятий, учреждений, организаций, производящих однородную продукцию или услуги и удовлетворяющих однородные потребности людей. Группировка производственных единиц по отраслям является классификацией видов экономической деятельности, отражающей технико-экономические аспекты воспроизводства.

Формирование современных отраслей - результат длительного исторического процесса. От рыболовства, охоты и др. видов деятельности, связанных с освоением природных ресурсов в начале исторического пути человечества, до современного сельского хозяйства и многоотраслевой промышленности, от начальных стадий обмена продуктами труда до развитых форм торговли и т. д. В условиях технического прогресса появляются всё новые сферы деятельности, которые в дальнейшем могут оформиться в особые отрасли (напр., информатика, биотехнология и др.).

Применяемая в Российской Федерации классификация отраслей экономики в основном соответствует подготовленной в ООН Международной стандартной отраслевой классификации всех видов экономической деятельности (МСОК). Она разработана с учётом современных условий перехода страны к рыночным отношениям и необходимости достижения сопоставимости показателей в условиях развития процессов интеграции с международным сообществом.

Все отрасли экономики объединены в две большие группы: отрасли, производящие товары, и отрасли, оказывающие услуги. К отраслям, производящим товары (материальные блага), относятся промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство, строительство и прочие виды деятельности сферы материального производства. При этом каждая из перечисленных отраслей имеет ещё несколько ступеней деления.

Промышленность - важнейшая отрасль экономики. Она представляет собой вид экономической деятельности, направленной на добычу и переработку природных ресурсов, переработку продуктов сельского и лесного хозяйства.

Промышленность включает более 15 укрупнённых отраслей, в т. ч.: электроэнергетику; топливную промышленность; чёрную и цветную металлургию; химическую и нефтехимическую промышленность; машиностроение и металлообработку; лесную, деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную промышленность; промышленность строительных материалов; стекольную и фарфорофаянсовую промышленность; лёгкую промышленность; текстильную промышленность и др.

Каждая из этих отраслей промышленности делится на более мелкие подотрасли. Основным признаком классификации является однородность вырабатываемой продукции, в некоторых случаях - однородность перерабатываемого сырья (напр., предприятия, перерабатывающие нефть, относятся к нефтеперерабатывающей промышленности) и однородность технологического процесса (напр., предприятия химической промышленности).

К отраслям промышленности не относятся подразделения, входящие в состав промышленных предприятий и выполняющие функции непромышленного характера (медпункты, организации культурно-бытового обслуживания и т. д.), а также органы государственного управления (министерства, их главки и т. п.).

Сельское хозяйство - отрасль, основной функцией которой является воспроизводство растительных продуктов, разведение и выращивание скота, птицы, рыбы, пчёл, производство сырых продуктов животноводства. К этой же отрасли относятся охотничий промысел и рыбоводство. Обслуживание сельского хозяйства (организации, оказывающие услуги по улучшению земель, зоотехническому и ветеринарному обслуживанию и др.) выделено в самостоятельную отрасль в сфере услуг.

Лесное хозяйство - отрасль, включающая лесоводство, сбор дикорастущих и недревесных лесопродуктов, обслуживание лесного хозяйства (лесозаготовительные организации относятся к промышленности).

К строительству относятся организации и предприятия, осуществляющие подрядным и хозяйственным способами строительные и монтажные работы, капитальный ремонт зданий и сооружений, буровые и проектно-изыскательские работы, а также хозяйственное управление строительством.

К отраслям, оказывающим услуги, относятся отрасли государственного управления и обслуживания общественных и личных потребностей населения (жилищно-коммунальное хозяйство, банковская деятельность и пенсионное обеспечение, научная деятельность, народное образование, медицинское обслуживание, искусство и т.д.). К сфере услуг относятся также транспорт, связь, материально-техническое снабжение, заготовки сельскохозяйственных продуктов и ряд других отраслей.

Ранее в статистической практике в СССР грузовой транспорт, связь, обслуживающая производство, а также торговля, материально-техническое снабжение и заготовки относились к сфере материального производства на том основании, что в этих отраслях хотя и не создаются новые материальные блага, но завершается производство уже выработанных материальных благ путём их хранения, транспортировки, упаковки и т. п. и тем самым увеличивается стоимость продукции, произведённой в промышленности и сельском хозяйстве. Считалось, что в остальных отраслях сферы услуг происходят лишь перераспределение и конечное использование национального дохода.

Теперь в соответствии с международной практикой применяется более широкая трактовка "экономического производства" (т.е. сферы, где происходят производство ВВП и создание национального дохода), которая охватывает производство практически всех товаров и услуг, за исключением услуг, оказываемых домашними хозяйствами по приготовлению пищи, поддержанию жилища в чистоте и т. д. (в связи с трудностями их учёта). Поэтому транспорт и др. отмеченные выше отрасли полностью относятся к сфере услуг. в. М. Бредова.

Введение

Необходимость изучения экономики образования связана с кардинальными преобразованиями по мере становления рыночной экономики в России. Речь идет, во-первых, о коренной реконструкции отношений собственности и всей системы производственных отношений, как в масштабе всего хозяйства, так и в отрасли образования. Во-вторых, это связано с задачей превращения сферы образования в приоритетную отрасль государственной политики и жизнедеятельности общества. Главным гарантом успешного социально-экономического развития выступает образовательный, интеллектуальный потенциал. В-третьих, это связано с необходимостью преодоления кризиса путем глубокого реформирования всей системы образования и создания нового экономического механизма управления учебными заведениями.

Вся система экономического образования в педвузах нуждается в глубоких преобразованиях с учетом становления рыночной экономики, проникновения рыночных отношений в систему просвещения, появления рынка образовательных услуг и перехода к новому хозяйственному механизму управления образовательными учреждениями. Растет потребность в учителях экономических дисциплин в школах, ПТУ и техникумах.

Сегодня специалист и, прежде всего менеджер в области образования должен уметь не только четко и ясно экономически анализировать свой труд и его результаты, но и грамотно управлять трудовым процессом в учебном заведении.

Образование как система и отрасль экономики

Образование как приоритетная отрасль экономики

Экономическая функция образования. Образование является одним из факторов экономического и социального прогресса общества, оно обеспечивает воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества. Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимся профессии и специальной квалификации.

Сущность экономического образования.

Активное влияние на развитие производительных сил страны, повышение Эффективности общественного труда, подготовка дюжей к профессиональной деятельности в соответствии с потребностью общества в рабочей силе. Воспроизводство это постоянное повторение и непрерывное возобновление общественного производства. Всякое воспроизводство представляет собой единство трех взаимосвязанных процессов воспроизводства национального продукта (материальных и нематериальных благ); соответствующих экономических отношений; совокупной рабочей силы.

Рабочая сила или способность человека к труду - это совокупность его физических и духовных способностей, использование которых обеспечивает обществу создание необходимых благ. Образование относится к той сфере человеческой деятельности, где воспроизводятся способности работника к труду, приобретается общеобразовательные и специальные знания, формируются социально-психологические отношения к труду. Образование - это “подготовительный цех” экономики страны. Главная цел образования - удовлетворение потребности людей в образовательных услугах. Образование охватывает специфическую отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности общества в образовательных услугах, занята подготовкой кадров, формированием их знаний, умений и навыков, необходимых для трудовой деятельности.

Наряду с материальным производством существует и нематериальное, в том числе духовное. Структура духовного производства включает важные части:

науку как накопление и обновление знаний о природе, обществе, самом человеке и создание им искусственного мира, выявление закономерностей строения и динамики окружающего мира, методов использования этих закономерностей в интересах человека;

образование как система, обеспечивающая передачу научных знаний, умений и навыков подрастающим поколениям и всему населению, удовлетворяющую их потребности в образовательных услугах и профессионально-квалификационной подготовке, а также формирующую соответствующие эстетические навыки и нравственные правила поведения в обществе;

книги и средства массовой информации, способствующие распространению и обновлению духовных ценностей;

культура как система учреждений (библиотеки, музеи, театры и т.д.), обеспечивающие распространение знаний о духовных и материальных ценностях;

нравственность как система этических норм, регулирующих поведение людей, оценивающих их поступки;

идеология как мировоззрение людей, религиозные взгляды, отражающие цели и мотивы человеческой деятельности.

Отраслевой аспект образования.

Применительно к образованию термин отрасль непрерывно связан с научной сферой. Под отраслью народного хозяйств понимается качественно однородная совокупность предприятий, учреждений и других хозяйственных единиц, характеризующихся общностью условий труда (производства) профессионального состава кадров, выполняемых функции в системе общественного производства, производимой продукции и услуг. Образование как отрасль представляет собой систему образовательных учреждений, организаций и предприятий, осуществляющих главным образовательную деятельность, направленную на удовлетворение многообразных потребностей населения в этих услугах и подготовку квалифицированных работников.

Элементы экономики образования - это прежде всего производительные силы и производственные отношения в сфере образования.

Подсистемы - экономика дошкольного образования, общеобразовательных школ, профтехобразования, высших школ и послевузовского образования.

Образовательная отрасль располагает наибольшими объединительными свойствами. Она относится к социальной сфере единого народно-хозяйственного комплекса, которая охватывает весь экономический организм страны.

Особая роль сферы образования заключается в следующем:

Cпецифическое место образования в системе общественного разделения труда. Это единственная отрасль, которая удовлетворяет запросы населения в образовательных услугах, специализируется на воспроизводстве главной производительной силы общества - квалифицированных работников всех отраслей материального и нематериального производства, а также для различных видов непроизводственной деятельности.

Уровень образования населения выступает как один из главных показателей благосостояния народа страны. Уровень образования отражается с помощью индекса развития человека, который характеризуется по трем критериям: а) средней продолжительности жизни; б) уровень образованности; в) размеры дохода на душу населения.

В 1991 г. СССР находился на 33 месте в мире, в 1996 г. Россия - на 57. Каждый год учебы продлевает жизнь на несколько лет, так как умные, знающие люди более здоровы, чем их сверстники. Малообразованные люди больше склонны к депрессии, у них в большей степени наблюдаются болезни века: сердечно-сосудистые, психические, повышенный риск ранней смертности связан с курением дешевых сигарет, плохим питанием, алкоголем, тучностью, тяжелыми физическими нагрузками.

Эта отрасль сама для себя готовит профессиональных работников - преподавательские кадры.

Труд в области образования стал одним из самых массовых видов человеческой деятельности. По количеству занятых сфера образования превосходит любую другую отрасль народного хозяйства.

В образовательных учреждениях РФ трудится 5,9 млн. работников, а обучением и воспитанием охвачено около 50 млн. человек. В промышленности занято 18,5 млн., в строительстве - 6,8 млн., в сельском и лесном хозяйстве - 10,5 млн., на транспорте - 5,4 млн.

Особенности образовательных услуг.

Работники образовательных учреждений удовлетворяют потребности членов общества в самобытных экономических благах, получивших наименование “образовательные услуги”. Они представляют собой систему знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения разнообразных образовательных потребностей личности, общества, государства. Образовательные услуги обеспечивают реализацию познавательных интересов обучающихся, удовлетворяют потребности личности в духовном, интеллектуальном развитии, создают условия для самоопределения и самореализации личности.

Эти услуги выражаются в обучении потенциальных и нынешних работников, формировании и развитии их способностей к труду, специализации и профессионализации и росте квалифицированной рабочей силы. Таким образом, образовательные услуги являются продукцией образовательных учреждений, а не знания, умения и навыки выпускников.

Образовательные услуги воплощаются в материальном продукте (программы, учебник, методические пособия и т.д.), они служат лишь средством материализации и вещественным носителем этих услуг как дух оных ценностей.

В условиях НТР на ведущее место выдвигаются не столько навыки и сноровка, а солидная вооруженность знаниями, творческие способности. Экономику образования можно рассматривать как экономику развития творческих человеческих способностей.

Образовательные услуги отличаются от продукции материального производства следующим: образовательные услуги - это не материальная, а социальная ценность. От других нематериальных услуг они отличаются особой потребительной ценностью - способностью удовлетворять потребности человека в его духовном, интеллектуальном развитии и в приобретении той или иной специальности.

Во-первых, производство образовательных услуг выступает в виде потребительного производства, в сфере деятельности и не оставляет вещественного видимого продукта. Эти услуги не осязаемы, они не образуют потребителя. Процесс собственно потребления образовательных услуг выступает наряду с продуктами питания как процесс производства способности человека к труду в соответствующем физическом и духовном качестве.

Во-вторых, образовательные услуги неотделимы от педагогического работника. Если товар вещественной формы существует независимо от его изготовителя, то образовательная услуга неотделима от человека, оказывающего услугу.

В-третьих, неосязаемостью и неотделимостью образовательных услуг связано и невозможность их хранения и транспортировки, рассредоточен-ность и локальность образовательных учреждений и рынка этих услуг.

В-четвертых, эти особенности затрудняют оценку потребителем потребительных свойств представляемых услуг.

Образовательные услуги в процессе обучения не принимают самостоятельного бытия отдельно от исполнителя - преподавателя. Как и материальные блага, эти услуги имеют потребительную стоимость, которая создается конкретным трудом. Услуга определяется как полезное действие той или иной потребительной стоимости товара, труда. В. Гюго писал, что школьный учитель и каретник, и ткач, и кузнец в деле, в котором он помогает Богу, он творит будущее.