Еда в русской литературе. Московский государственный университет печати Тема сытых в русской литературе
После событий первой революции в России, А. Блок издает стихотворение «Сытые». Оно было своеобразным ответом поэта на ту ситуацию, которая создалась на его родине. Кровавые события революции должны были изменить устрой России, внести новые веяния в политическое управление государства. Сам Блок считал революцию положительным явлением, ведь она была криком всех обиженных и ущемленных.
В своем стихотворение автор называет «Сытыми» богатых людей, которые жили, как сыр в масле, благодаря всем угнетенным. Блока возмущало такое положение вещей. Ведь в стране столько несчастья и горя, страна в разрухе, а ее «Сытые» жители радуются жизни, как ни в чем не бывало.
Лирический герой стихотворных строк возмущен и тем, что богачи давно уже потеряли всякую возможность жить по-настоящему. Блок использует метафору «мяли белые цветы». Она идеально подчеркивает никчемность жизней богачей, их пустоту. Автор сравнивает белые цветы с человеческими душами, которые опустели и завяли.
В своей творческой работе, поэт не один раз использует слово «скука». По его мнению, оно созвучно с образом жизни «сытых». Они впустую тратили драгоценное время за скучными обедами, за ломящимися от еды столами, за общением с прекрасным полом. И вдруг, такой «масляной» жизни приходит конец. Блок говорит о том, что «свет электрический потух». Богачи ищут свечи, просят зажечь свет, но это не помогает их темному положению. Жизни их давно уже погасли.
Лирический герой возмущен приземленными потребностями сытых. Они волнуются о том, что не откуда будет брать им легкий хлеб, не откуда будет кормиться. Блок не сдерживает своих эмоций и сравнивает богачей со свиньями. Теперь, после происшедших событий, «сытые» увидят истинное положение, которое творится вокруг них.
В последних строках стихотворения, А. Блок делает достаточно неожиданный вывод. Он говорит о том, чтобы просто оставить «сытых» в покое. Они достаточно наказаны судьбой и своей бессмысленной жизнью. Поэт призывает новое поколение не брать пример с «сытых».
Стихотворная работа полна эпитетов и метафор. Автор использует восклицательные знаки для того, чтобы подчеркнуть какие-то фразы, сделать на них акцент. В стихотворение «Сытые», автор выражает свои чувства и эмоции после событий революции, он высказывает свое личное мнение и пытается донести его до общественности.
Заходи и присаживайся, любезный читатель, стол уже накрыт. В нашем сегодняшнем меню – пирожки и соленые огурчики, устрицы и ростбиф, вареники, блины и другие блюда, которые появлялись на страницах русской классической литературы XIX. Перефразируя известное изречение Евгения Евтушенко, еду в русской классике можно смело назвать «больше, чем едой». И дело не только в аппетитных описаниях: нередко именно посредством «пищевых» образов и лексики писателям удавалось передать тончайшие нюансы смысла.
Щи против устриц: дуэль жизненных философий
Первыми по-настоящему возбуждающими аппетит строками русская литература обязана Г.Р. Державину. Уже в своей оде «Фелица» он воспевает «славный окорок вестфальской» и не без сладострастия признается устами лирического героя: «шампанским вафли запиваю, и все на свете забываю ». В «Похвале сельской жизни» поэт идет еще дальше и задает узловую гастрономическую дихотомию русской литературы: заморская утонченная пища против традиционной домашней. Он рисует уютную картину домашнего помещичьего обеда в кругу семьи с горшком «горячих, добрых щей», после которого устрицы и все прочее, «чем окормляют нас французы » кажется невкусным.
В дальнейшем это противопоставление появилось на страницах многих русских классиков, развиваясь и углубляясь, но суть оставалась той же: французская кухня несла в себе символику светского блеска, оторванности от дома и желания «красивой жизни», а традиционная русская пища олицетворяла семейственность, простоту нравов и приверженность «привычкам милой старины».
Ярко это столкновение двух миров проявляется в «Евгении Онегине» А.С. Пушкина: сложно найти две менее схожие трапезы, чем изысканный пир Евгения в петербургском ресторане и именины Татьяны в доме Лариных. На одном полюсе «roast-beef окровавленный », трюфели, ананас и дорогие французские вина, на другом - жирный пирог, жаркое, отечественное Цимлянское шампанское и чай с ромом. Могут ли герои со столь разными привычками понять друг друга? Вряд ли. Несхожесть кулинарных традиций и отношения к быту подчеркивает несовместимость и взаимное непонимание наших героев еще до того, как звучит финальное «нет» Татьяны.
Несхожесть кулинарных традиций и отношения к быту подчеркивает несовместимость и взаимное непонимание наших героев еще до того, как звучит финальное «нет» Татьяны.
Впрочем, Пушкин не морализатор и не осуждает «все французское», отдавая должное каждому из двух миров и описывая их с одинаковой наблюдательностью и теплотой.
Не менее выразительна коллизия «простой» и «светской» еды в «Анне Карениной» Льва Толстого. Шикарные обеды Стивы Облонского с устрицами и пармезаном противопоставлены простым трапезам Левина, любящего щи и кашу и порой делящего тюрю с крестьянами. Несмотря на то, что симпатии автора, безусловно, на стороне народной кухни, пиры Стивы он живописует со знанием дела. Однако двойственность гастрономических вселенных в «Анне Карениной» служит не только для раскрытия характеров персонажей, она заключает в себе гораздо более глубокую символику. Отношение к еде становится отражением отношения к жизни и моральному выбору.
Один из сквозных образов романа - калач, имеющий метафорическое значение соблазна. В диалоге с Облонским этот образ облекается в слова: Левин сравнивает измену любимой жене с тем, как сытый человек крадет калач, а Облонский возражает «калач иногда пахнет так, что не удержишься».
После прочтения этого эпизода становится понятно символическое значение сцены из начала романа, где Стива Облонский, недавно изменивший жене, с удовольствием ест калач с маслом и стряхивает с груди его крошки (налицо параллель с откушенным запретным плодом). Левин же, сторонник позиции «не красть калачей», взаимодействует со злополучным пекарским изделием иначе: перед тем, как просить руки Кити, он заказывает калач в трактире, но не чувствует желания его съесть и в итоге… выплевывает.
Безусловно, эта деталь может говорить о том, что в волнении герой потерял всяческий аппетит, но нельзя спускать со счетов и метафорическую трактовку.
На этом «пищевые» сравнения в романе не заканчиваются. Образ калача - лишь одно из звеньев нерушимой цепи, которыми связаны в «Анне Карениной» понятия любви и страсти, голода и гурманства. «Я - как голодный человек, которому дали есть», - говорит о своей любви к Вронскому Анна. Переживая охлаждение Вронского, она замечает: «Да, того вкуса уж нет для него во мне». Здесь также заметна разница восприятий: для нее любовь - утоление душевного голода, жизненная необходимость, а для него - всего лишь вкус, который способен померкнуть. В этом отношении Анна оказывается ближе к Левину, который ест для того, чтобы «поскорее наесться», а не подольше лакомиться. В конце романа вкус к еде (и жизни) теряет и Анна - не притрагивается к хлебу и сыру, а на вокзале ее внимание привлекает грязное мороженое в кадке мороженщика и жадные взгляды мальчишек на него. «Всем нам хочется сладкого, вкусного», - с отвращением думает она, и, конечно же, смысл этого предложения - не только в констатации общечеловеческой любви к сладостям.
Пирожки с любовью по-гоголевски
Тема еды и ее соотнесение с любовью и страстью встречается во множестве произведений русской классической литературы XIX века. Целомудренная в изображении плотских страстей, в отношении пищевых удовольствий она не была столь же аскетичной. Все богатство вкусов, красок, весь спектр удовольствий, связанных с едой, отображены в ней, подчас со сладострастной чувственностью. Особенно выразительно эта взаимосвязь проявляется в произведениях Н.В. Гоголя.
Исследователи много писали о значении образов пищи в творчестве Гоголя, прежде всего для раскрытия характеров персонажей, но мы хотим сосредоточить наше внимание именно на взаимосвязи страсти и чревоугодия. Они столь часто идут в его книгах бок о бок, что можно вывести формулу «любовь = еда», и наоборот.
В ходе дальнейшего развития событий равенство любви и еды превращается в сумму: герой совмещает оба удовольствия, в одной руке держа вареник, а другой обнимая «дородный стан» хозяйки.
Яркое воплощение этой гоголевской аксиомы - пародийная сценка из «Сорочинской ярмарки», где герои флиртуют между собой с помощью гастрономической лексики на фоне аппетитно накрытого стола. В ходе дальнейшего развития событий равенство любви и еды превращается в сумму: герой совмещает оба удовольствия, в одной руке держа вареник, а другой обнимая «дородный стан» хозяйки.
Но наиболее романтическое и даже лирическое обжорство описывает Гоголь в «Старосветских помещиках». Ироничная ода счастливой совместной жизни Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны - это ода взаимной заботе, выражаемой прежде всего в стремлении вкусно накормить. Пульхерия Ивановна постоянно потчует любимого супруга пирожками, варениками, домашними соленьями, фруктами и прочими «изделиями старинной вкусной кухни». Мира за пределами ограды сада для них не существует, детей у стариков нет, и, замкнутые друг на друге, они стремятся наполнить жизнь любимого существа удовольствиями. По сути, это все, что им остается. Любовь переплавляется в еду, и, судя по ее количеству, чувство это огромно. Еда становится единственной возможностью создать что-либо из их совместной любви, и эта забота превращается в самореализацию, в смысл жизни.
Недаром первая «бытовая» просьба Пульхерии Ивановны к ключнице на смертном одре - «чтобы на кухне готовилось то, что он [Афанасий Иванович] любит », а растерянный муж, не зная, как помочь умирающей старушке, предлагает ей «что-нибудь покушать». И, впервые разрушая их счастливый пищевой круговорот, она не отвечает ему и умирает. Но и память о ней воспринимается вдовцом через призму еды: видя некогда любимые покойницей мнишки со сметаной, Афанасий Иванович, несмотря на все попытки удержаться, горько и безутешно плачет. Примечательно, что предчувствие смерти приходит к старику именно в саду, по которому супруги любили гулять вместе и удивительное плодородие которого вызывает четкие ассоциации с райским садом.
Параллель «любовь-еда» ярко проявляется и в других произведениях русской литературы. Возвращаясь к «Анне Карениной», вспомним огромную грушу, которую Стива Облонский привозит жене (и в этот же день его, счастливого и беспечного, разоблачат в измене). Столь же показателен трогательный момент из гораздо более позднего «Хождения по мукам» А.Н. Толстого, где Телегин неловко пытается позаботиться о Даше в их первую встречу, выбрав ей самый «деликатный» бутерброд и предложив карамельки из своего кармана. «Как раз мои любимые карамельки », - отвечает девушка, пытаясь сделать ему приятно - и на метафорическом уровне принимает его ухаживания, симпатию и, в конечном счете, самого Телегина.
Гастрономический рай или блины-убийцы
Еще один крупный роман, в котором бесконечно важен символизм пищи - «Обломов» И.А. Гончарова. Еда в нем тоже становится синонимом любви. Идеальный образ Обломовки в воображении Ильи Ильича - райская картина, сотканная из любви и сна. Полнота жизни воплощается в ломящемся от снеди обеденном столе, и не удивительно, что Обломову понятнее «пищевой» язык любви хлопотливой хозяйки Агафьи Тимофеевны, потчующей его различными вкусностями, нежели попытки прекрасной Ольги пробудить его к жизни.
Даже фамилия Пшеницыной - «говорящая», и в романе ее образ то и дело перекликается с темой выпечки. То Обломов посмотрит на нее, как на «горячую ватрушку», то хозяйка угощает барина пирогом, который «не хуже обломовских».
Причем каждый раз этот процесс угощения подчеркнуто телесен и чувственен: из-за занавески высовывается обнаженная рука Агафьи с тарелкой, на которой дымится свежеиспеченный пирог.
Удовольствие от еды соединяется с эротизмом голого тела - и погружает несчастного Илью Ильича все глубже в бездну сонной приземленности. Недуг Обломова - «отолщение сердца» - тоже ассоциативно связан с темой чревоугодия, и также показательно то, что он, понимая, что «переполнять ежедневно желудок есть своего рода постепенное самоубийство », все же не может остановиться. Здесь тема еды обретает еще одно измерение: соотнесение ее с темой поглощения и смерти. Ассоциативных примеров в романе предостаточно: послеобеденный сон в Обломовке, названный автором «истинным подобием смерти»; упоминание о деревенских гусях, которых подвешивают неподвижно, чтобы они заплыли жиром; мысли барина о «непокладных» руках Агафьи, которые «накормят, напоят, оденут и обуют и спать положат, а при смерти закроют <…> глаза».
Еще любопытнее отношения между едой и смертью обыгрываются в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы». Иудушка Головлев, любитель уменьшительно-ласкательных окончаний и разговоров за чаем, строгий ревнитель «обеденок» и «панихидок» не раз называется в книге «пустоутробным». Это определение можно отнести как к внутренней пустоте героя, так и к его ненасытному голоду до материальных благ. Этот голод, чувство нужды и свою скаредность постепенно окутывает все барское имение, по мере того, как Порфирий Владимирович прибирает к рукам все новые и новые владения.
Трио «голод-вкус-сытость» проходит через весь текст романа. Многоречивые отповеди Иудушки сравниваются с «камнем, поданным голодному человеку», и автор сам задается вопросом, сознает ли герой, «что это камень, а не хлеб», но в любом случае «у него ничего другого не было». В конце романа Головлево предстает воображению Анниньки как «сама смерть, злобная, пустоутробная», как место, где кормят протухшей солониной и попрекают каждым лишним куском.
Удовольствие от еды соединяется с эротизмом голого тела – и погружает несчастного Илью Ильича все глубже в бездну сонной приземленности.
Тема гниения и разложения становится закономерным «мостиком» между темой еды и смерти, и рассказ из начала книги о том, как англичанин на спор съел дохлую кошку, закономерно вплетается в этот метафорический ряд.
Еще одна пищевая параллель - «сладко-горько» - часто появляется в речах Иудушки. Как правило, в отношении «горьких», но заслуженных родительских слов и желания «сладенького», которое нужно сдерживать. Единственный, кому в сладком Головлев до поры до времени не отказывает - это его мать, которой у сына «и тепленько, и сытенько». Конфликт с братьями также нередко передается через «пищевые» образы, начиная с детства, когда Иудушка спрятал яблоко к себе в шкаф, а брат Володя нашел его и съел, и продолжается сравнением детей, лишенных наследства, с «выброшенными кусками». Отделение этих «кусков» углубляет тему раздробленности, разложения, деления целого на части и их поглощения.
Примечательно, что, пирог, символ семейного единства и изобилия, столь часто упоминающийся во многих русских произведениях, в «Господах Головлевых» появляется редко. Однако контекст его появления всегда «говорящий». По ходу действия дважды встречается упоминание о том, что мать не дает пирог своим детям, которых держит впроголодь - и когда они были маленькими, и когда выросли. Нелюбимый старший сын Степка-балбес в детстве забирался на кухню и воровал там пирог (показательная метафора получить любовь во что бы то ни стало), но, став взрослым, понял безнадежность своих усилий. Приехав в гости к матери, он узнает, что к обеду ожидается, в числе прочего, малиновый пирог со сливками, и с горечью резюмирует: «сгноит, но <мне> не даст».
Единственный пирог, поедание которого в романе описано воочию - поминальный, соединяющий в себе символику и яства, и смерти.
Непосредственно соединяются еда и смерть в небольшой, но очень выразительной юмореске А.П. Чехова «О бренности». В ней надворный советник Семен Петрович Подтыкин тщательно готовится к поеданию блинов: обливает их маслом, икрой, сметаной, накрывает жирными кусками соленой рыбы, и… умирает от апоплексического удара, не успев отведать лакомства. Стала ли убийцей Подтыкина нелепая случайность или же, хотя бы отчасти, виновата неумеренная страсть к еде? Говоря «страсть», мы подразумеваем и эротический оттенок, который то и дело проглядывает в этой зарисовке: при виде богатых закусок лицо надворного советника «покривило сладострастие», да и сами блинчики передним «пухлые, как плечо купеческой дочки».
Это не единственное упоминание писателем блинов в контексте Танатоса. В масленичном рассказе «Глупый француз» Чехов тоже обращается к теме смертельного (во всех смыслах) чревоугодия. Приезжий французский клоун Пуркуа становится свидетелем обжорства русского кутилы, и, глядя за тем, как тот заказывает себе новые и новые блюда, приходит к выводу, что тот хочет покончить жизнь самоубийством. Француз решает спасти несчастного и кончается все, как это часто бывает в произведениях Антона Павловича, конфузом. Тема чревоугодия, уже не в «смертельном» контексте появляется и в других рассказах и пьесах Чехова. Иногда как трагикомическое противопоставление чувствам героев (знаменитая «осетрина с душком» в «Даме с собачкой»), а иногда - как предмет почти сочувственной иронии. Ярчайший пример - рассказ «Сирена», целиком посвященный непобедимому «пищевому сладострастию».
Осетрина второй свежести и нарзан из иной жизни
От образа смерти до образа рая (в том числе и потерянного) - всего один шаг, и многие писатели (особенно в XX веке) трактовали еду именно как отражение «потерянного рая». Именно такое ощущение создается при прочтении романа «Лето Господне» И. Шмелева.
Детская радость жизни, изобилие и многокрасочность окружающего мира, восхищение каждой его мелочью - все это создает ощущение идеального мира, который в конце книги разрушается на глазах читателя вместе со смертью отца главного героя.
Но, пока роковое событие не случилось, перед нами предстает и выразительная картина постного рынка, и накрытого к различным религиозным праздникам стола, и детских лакомств.
В «Лете Господнем» еда становится символом блаженства, и зиждется оно на определенности. Праздничный календарь строго соблюдается в семье главного героя, и через эту череду событий, в потоке строго регламентированного времени он воспринимает окружающий мир. Смена традиционных блюд на столе месяц за месяцем делает ощутимым и предсказуемым ритм жизни. Тем сильнее столкновение мальчика с горем, когда в связи со смертельной болезнью отца традиционный ход вещей нарушается. И снова именно еда помогает автору продемонстрировать трагический раскол детской вселенной на «до» и «после»: соборовавший умирающего отца героя протодьякон, пытаясь утешить детей, дает им по «свадебной» конфете. Эта неуместность праздничного лакомства на похоронах производит глубокое впечатление на ребенка и становится первым предвестником непростых жизненных перемен, ждущих его потом. В позднейшем произведении И. Шмелева «Солнце мертвых» о тяжелых временах Гражданской войны пугающе ощутимо описаны «голод, и страх, и смерть». Слово «сытость» и его производные встречаются в тексте книги всего 2 раза. (Для сравнения - слово «голод» и его производные - 67 раз). Но это «лето» навсегда останется в памяти лирического героя лакомым и безоблачным.
Единственный пирог, поедание которого в романе описано воочию – поминальный, соединяющий в себе символику и яства, и смерти.
Еще один писатель, отношение к еде которого можно без сомнения назвать «ностальгическим» - М.А. Булгаков. В страшные годы революции, последующей «бескормицы» и глобального социального переустройства культура питания также полностью изменилась. Немало злой иронии адресовал писатель на страницах своих романов и повестей новому мироустройству, уделив внимание и гастрономическим переменам. Как не вспомнить «осетрину второй свежести» и краковскую колбасу, ядовитые замечания о «третьедневочных судачках» и столовых «нормального питания». Все эти нововведения ощущаются автором как нарушения нормы, устоявшегося жизненного ритма, и автор, хоть и не без самоиронии, тоскует о невозвратимом прошлом.
Эту тоску о былом разделяют и его герои: интеллигент профессор Преображенский из «Собачьего сердца», который пытается сохранить домашний порядок таким, каким он был до революции, Фока и Амвросий из «Мастера и Маргариты», тоскующие о стерляди, филейчиках, вальдшнепах и яйцах-кокотт. Однако на семге, нарезанной тончайшими ломтиками и икре в серебряной кадушке, обложенной снегом, уже лежит печать обреченности. «Принимать пищу» Преображенского и «харчеваться» Шарикова несовместимы, как на смысловом, так и на чисто фонетическом уровне. Потерянный рай уплывает в прошлое и становится недостижимым. И когда Булгаков с шутливо преувеличенным восторгом ностальгирует устами двух гурманов о яствах прошлых времен и «шипящем в горле нарзане», то в этом шипении звучат едва слышные слезы.
Любовь и смерть, сытость и всепоглощающий голод, райское изобилие или яд и гниль - тема еды таит в себе десятки, если не сотни возможных трактовок. Отношение к принятию пищи затрагивает как телесный, так и духовный аспект человеческой личности, и именно их слияние и взаимообогащение заставляет гастрономические образы в литературе быть такими понятными и ощутимыми. Однако еда не только уже давно вошла в литературу - саму литературу нередко обсуждают с помощью кулинарных категорий: «хороший вкус», «пища для ума», «вкусный» текст. Остается только избегать книжного фаст-фуда и наслаждаться искусством гениальных шеф-поваров слова. ■
Наталия Макуни
Литература
- Чехов А.П. О бренности, 1886.
- Салтыков-Щедрин М.Е. Господа Головлевы, 1875-1880.
- И. А. Гончаров. Собрание сочинений в восьми томах. Т. 4. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1953.
- Гоголь Н.В. Старосветские помещики. // Гоголь Н.В. Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород. Повести. Комедия «Ревизор». - Алма-Ата: Жазушы, 1984.
- Толстой А.Н. Хождение по мукам. 1921-1941.
- Толстой Л.Н. Анна Каренина. // Толстой Л.Н. Анна Каренина: Роман в 8-ми ч. М.: Худож. Лит., 1985.
- Пушкин А. С. «Евгений Онегин». // А. С. Пушкин. Избранные сочинения в 2-х т. Т. 2. Романы. Повести. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 1996.
- Державин Г.Р. Фелица // Г.Р. Державин. Стихотворения. Л.: Советский писатель, 1957.
СИСТЕМА ЗАДАНИЙ НА УСТАНОВЛЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПАРАЛЛЕЛЕЙ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одним из самых сложных заданий по литературе для учащихся является поиск литературных параллелей, аллюзий и реминисценций в художественном произведении. Часто литературный текст воспринимается учащимися вне исторического контекста, вне литературных традиций. И задача учителя как раз в том и состоит, чтобы научить видеть взаимосвязи между литературными текстами, представлять литературный процесс как целостное явление.
В данном пособии представлены задания, которые направлены на поиск связей между произведениями, разными по жанру, по принадлежности к исторической эпохе, но имеющими схожую тематику или проблематику.
Задания сгруппированы по фамилиям писателей, чье творчество входит в программу изучения литературы 19 века. Например, при изучении творчества А. С. Пушкина можно обратиться к традиции изображения родительского наказа или «темы сумасшествия» в русской литературе; а при знакомстве с произведениями А.П.Чехова подвести своеобразный итог изучения образа «маленького человека».
Стоит также обратить внимание на то, что литературные традиции не ограничиваются одним-двумя произведениями, как правило, ключевые темы, проблемы и образы являются сквозными и проходят, так или иначе, через многие произведения. Поэтому, изучая творчество А.С. Пушкина и находя параллели с текстами 18 – начала 19 века, нельзя забывать, что впоследствии и Гоголь, и Достоевский, и другие писатели продолжат традицию, привнеся свой индивидуальный взгляд на проблему или художественный образ. Если проводить поиск параллелей в системе, то формулировка обобщений не составит для учащихся никакого труда. В сносках к ряду материалов на это также обращено внимание.
В конце пособия приведена таблица (ПРИЛОЖЕНИЕ), где сгруппированы произведения по темам, образам, особенностям сюжета и композиции. Безусловно, она не носит исчерпывающий характер и может быть дополнена. С этими материалами можно работать и при изучении творчества конкретного писателя или поэта.
Представленные задания можно использовать как для подготовки учащихся к олимпиадам по литературе, так и для подготовки к ЕГЭ (задания С2, С4 – работа с контекстом).
А.С. Пушкин
Задание 1
В каких произведениях русской литературы нашла отражение тема сумасшествия? В чем своеобразие раскрытия данной темы в художественных произведениях русских писателей?
Для ответа:
А.С. Пушкин «Медный всадник» (настоящее сумасшествие Евгения от потери любимой Параши, возможность выразить своеобразный «бунт» против власти – грозит кулаком Медному всаднику и говорит: «Ужо тебе!»)
А.С. Пушкин «Не дай мне, Бог, сойти с ума» (выбор между сумасшествием и другими несчастьями в жизни: лучше нищета, чем отсутствие разума; пушкинское «Да здравствует разум!»)
А.С. Грибоедов «Горе от ума» (мнимое сумасшествие, объявление Чацкого в светском обществе сумасшедшим из-за слуха, распущенного Софьей; сумасшедший, потому что не такой, как все – перекличка с Достоевским)
(временное помешательство Раскольникова после совершения им преступления, ощущение отчужденности от мира, во всех видит врагов, мнительность, непонимание некоторых своих поступков; второй сон – вновь совершенное убийство старухи топором, а она смеется над убийцей)
Ф.М. Достоевский «Идиот» (мнимое сумасшествие, которое приписывают герою за его незлобивость, желание помочь, наивность)
Ф.М. Достоевский «Записки сумасшедшего»
Задание 2
Вспомните, в каких еще произведениях русской литературы вы встречали родительские наказы. Почему, на ваш взгляд, эти заветы так отличаются друг от друга?
Для ответа:
«Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».
А.С. Грибоедов «Горе от ума» (отец завещал Молчалину прислуживаться:
«Мне завещал отец:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья -
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.»
)
Д.И. Фонвизин «Недоросль» (мать Митрофана, госпожа Простакова, посетив один из уроков сына, поучает свое чадо: « не учись этой дурацкой науке », выражая свое отношение в образованию и просвещению)
Задание 3
Найдите сходство в проблематике повести В. Распутина «Пожар», романа В. Быкова «Сотников» и повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Ответ: общая проблема: нравственный выбор человека в трудной жизненной ситуации, проблема совести и чести
Задание 4
Найдите сходство в восприятии образа моря в творчестве А.С. Пушкина и В.А. Жуковского.
Для ответа:
А.С. Пушкин «К морю» (романтический образ, обращение как к живому существу) , «Евгений Онегин» (лирическое отступление о море: «Адриатические волны…», «Ты помнишь море пред грозою//Как я завидовал волнам…»; море и любовь не разделимы)
В.А. Жуковский «Море» (восхищение морем, разделение моря и неба и земной жизни – двоемирие романтизма)
М.Ю. Лермонтов
Задание 1
В каком произведении 19 века, кроме романа Лермонтова «Герой нашего времени», образ дороги играет ключевую роль и помогает автору показать становление, развитие характера героя?
Для ответа:
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (дорога Печорина по Кавказу и из России в Персию – путь одиночества героя, путь разрушения собственной жизни и жизни тех, с кем сталкивает героя судьба (княжна Мери, Бэла, Вера, Грушницкий, контрабандисты)
«Выхожу один я на дорогу» (дорога – кремнистый путь, по которому герой не хочет идти, мечта о покое)
А.С. Пушкин «Капитанская дочка» (дорога из дома Петруши Гринева – дорога, которая учит жизни, выявляет качества характера персонажа: случай с проигранными Петрушей деньгами, встреча с Пугачевым в пургу)
Задание 2
Какие традиции пушкинской лирики продолжает М.Ю. Лермонтов? Что нового привносит поэт в трактовку художественных образов и тем?
Для ответа:
Можно предложить учащимся сопоставить стихотворения поэтов с одинаковыми названиями: «Пророк», «Узник», «Кинжал», «Демон».
Не обязательно выполнять эту работу в виде классического сопоставительного анализа, можно предложить составить таблицу, обратив внимание на формальные элементы текстов.
Например
«Демон» Пушкина | «Демон» Лермонтова |
Есть лирический герой (местоимения «мне», «наши встречи», «меня») и есть демон («он», «его» - анафора, «злобный гений») Дистанция между героями по желанию самого лирического героя | Есть только «он» (анафора), дистанция, недосягаемость |
Демон спускается к герою (пространство текста) | Демон в вышине, над миром «Носясь меж дымных облаков… Стоит его недвижный трон; На нем средь ветров онемевших…» |
Демон – это мир прошлого («В те дни, когда мне были новы // Все впечатленья бытия…»; «Тогда какой-то злобный гений //Стал тайно навещать меня».) | Демон – это настоящее («Он любит … сидит…//Он недоверчивость вселяет…Он все моленья отвергает.//Он равнодушно видит кров».); все глаголы в настоящем времени |
Нет равнодушия («язвительные речи, вдохновенье презирал, на жизнь насмешливо глядел») | Двойственный («равнодушно видит» НО «голос страстей») |
И.А. Гончаров
Задание 1
Как звали слугу И.И.Обломова? В каких произведениях русской классики образ слуги дополняет характеристику хозяина?
Для ответа:
Слуга Обломова – Захар
«Мертвые души» (лакей Петрушка – слуга Павла ИвановичаЧичикова)
«Капитанская дочка» (Савельич – слуга Петруши Гринев)
«Ревизор» (Осип – слуга Ивана Александровича Хлестакова)
Задание 2
Определите, в чем можно найти сходство между Обломовым и героем рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре».
Для ответа:
Оба героя отгородились от мира, и их единственным желанием было, чтобы их, в конечном итоге, оставили в покое
Задание 3
Определите, в чем можно найти сходство между Обломовым и героями романов А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Для ответа :
Всех этих героев можно отнести к типу «лишних людей». Обладая знаниями и имея возможности для самореализации, эти герои испытывают лишь скуку от жизни, не видят цели и не имеют ни малейшего желания воплощать какие-либо грандиозные замыслы.
А.Н. Островский
Задание 1
В каких произведениях русской классики нашли отражение нравы купеческого мира, в чем эти произведения можно сопоставить с драмой А.Н. Островского «Гроза»?
Для ответа:
А.Н. Островский «Банкрот» («Свои люди - сочтемся»)
(Н. Добролюбов о Катерине Кабановой: «луч света в темном царстве», В. Гебель о Катерине Измайловой: «молния, порожденная самим мраком и лишь ярче подчеркивающая непроглядную темень купеческого быта»; Л. Анненский о Катерине Измайловой: «Какая там «Гроза» Островского – тут не луч света, тут фонтан крови бьет со дна души: тут «Анна Каренина» предвещена – отмщение бесовской страсти»)
Задание 2
Ф. Одоевский говорил: «Я считаю, что на Руси есть три трагедии: «Недоросль» Фонвизина, «Горе от ума» Грибоедова и «Ревизор» Гоголя. На «Банкроте» я ставлю номер четвертый. В чем парадоксальность подобной точки зрения? Что дает основание критику так оценить произведения?
При работе над данным заданием необходимо будет вспомнить проблематику произведений Фонвизина, Грибоедова, Гоголя, характеристику образной системы, жанровые особенности, привлечь знания, полученные в 8 и 9 классах
Для ответа:
Все названные Ф. Одоевским произведения по жанру являются комедиями, критик называет их трагедиями, делая акцент на проблемах, которые поднимаются в произведениях. Авторы всех четырех пьес рисуют страшные картины российской действительности 19 века, выявляют пороки общества (крепостное право, необразованность дворянства, взяточничество, чинопочитание, неисполнение чиновниками своих прямых обязанностей, дикость нравов в купеческой среде, отсутствие уважения друг к другу в семье, разрушение традиций и т.п.). В центре внимания автора в каждом из этих произведений, кроме центральных героев, - отношения в семье, разрушение семейных ценностей, традиций.
И.С. Тургенев
Задание 1
В каких произведениях русской литературы спорявляется средством характеристики персонажей?
Для ответа :
Иван Сергеевич Тургенев "Отцы и дети" (Павел Петрович Кирсанов и Евгений Васильевич Базаров)
Максим Горький "Старуха Изергиль" (Ларра и племя скотоводов)
Михаил Афанасьевич Булгаков "Собачье сердце" (Филипп Филиппович Преображенский и Иван Арнольдович Борменталь)
В споре отражается речевая характеристика персонажа, взаимоотношения участников спора и их взгляды на то или иное событие, явление.
Задание 2
Один из вопросов, по которому расходятся точки зрения Базарова и П.П. Кирсанова в романе «Отцы и дети», - это отношение к искусству. В каком еще произведении русской литературы рассматривается подобная тема?
Для ответа :
И.С. Тургенев «Отцы и дети» («Рафаэль гроша ломаного не стоит», «искусство наживать деньги, а более - геморроя»)
Н.В. Гоголь «Портрет» (истинное и ложное искусство; истинное вызывает восхищение и остается в памяти людей на века, хотя требует огромных усилий, а ложное дает материальное благополучие, но оно временно и не дает морального удовлетворения художнику)
М. Е. Салтыков-Щедрин
Задание
В сказке М. Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь» отец завещает пескарю остерегаться, беречь свою жизнь: «Жизнь прожить – не мутовку облизать. Гляди в оба».
Вспомните произведения русской литературы, в которых важную роль играет наказ (завет) отца, как способ передачи традиций из поколения в поколение. Сделайте вывод о том, как изменялись отцовские наказы в литературе 19 века?
Для ответа:
А.С. Грибоедов «Горе от ума» (отец завещал Молчалину « угождать всем людям без изъятья…»)
А.С. Пушкин «Капитанская дочка» (отец-офицер завещает сыну Петруше Гриневу служить честно: «От службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду»)
Н.В. Гоголь «Мертвые души» (отец завещает Павлуше беречь копейку: «Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой»)
Л.Н. Толстой «Война и мир» (наказ отца, старого князя Болконского, сыну Андрею перед отправлением последнего в армию: не опозорить честное имя отца, служить так, чтобы стыдно не было отцу за сына)
Каждый из героев идет по жизни, следуя заветам отца, не пренебрегает ими, наказы отражают особенности воспитания и образа жизни семей: жизнь по чести у Гриневых (Петруша защищает честь Маши Мироновой и свою – дуэль со Швабриным), страх за свою жизнь у пескарей (премудрый пескарь всю жизнь прячется и умирает в одиночестве, прожив сотню с небольшим лет), жажда накопительства и обогащения у Чичиковых (Павлуша постоянно поднимается, несмотря на удары судьбы, и упорно идет к своей цели), стремление выбиться в люди с помощью лести и интриг у Молчалиных (например, лицемерие героя в отношениях с Софьей и Лизой)
А.Н. Некрасов
Задание 1
В каких произведениях русской литературы 19 века одну из ключевых ролей играет образ дороги (мотив пути, странствия)? Какие возможности предоставляет автору использование этого образа (мотива) для воплощения художественного замысла произведения?
Для ответа:
(дорога, по которой путешествуют крестьяне, дает возможность автору показать масштабный образ русской земли, встречи на пути с представителями самых разных сословий, в данном случае дорога объединяет всех героев поиском ответа на один вопрос – кто счастлив?)
Н.В. Гоголь «Мертвые души» (мотив дороги – ключевой, вспомним путешествие Чичикова, лирическое отступление о дороге: « Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога! и как чудна она сама, эта дорога: ясный день, осенние листья, холодный воздух... покрепче в дорожную шинель, шапку на уши, тесней и уютней прижмемся к углу! В последний раз пробежавшая дрожь прохватила члены, и уже сменила ее приятная теплота. Кони мчатся... как соблазнительно крадется дремота и смежаются очи, и уже сквозь сон слышатся и "Не белы снеги", и сап лошадей, и шум колес, и уже храпишь, прижавши к углу своего соседа. Проснулся: пять станций убежало назад; луна, неведомый город, церкви с старинными деревянными куполами и чернеющими остроконечьями, темные бревенчатые и белые каменные дома. Сияние месяца там и там: будто белые полотняные платки развешались по стенам, по мостовой, по улицам; косяками пересекают их черные, как уголь, тени; подобно сверкающему металлу блистают вкось озаренные деревянные крыши, и нигде ни души - все спит. Один-одинешенек, разве где-нибудь в окошке брезжит огонек: мещанин ли городской тачает свою пару сапогов, пекарь ли возится в печурке - что до них? А ночь! небесные силы! какая ночь совершается в вышине! А воздух, а небо, далекое, высокое, там, в недоступной глубине своей, так необъятно, звучно и ясно раскинувшееся!.. Но дышит свежо в самые очи холодное ночное дыхание и убаюкивает тебя, и вот уже дремлешь и забываешься, и храпишь, и ворочается сердито, почувствовав на себе тяжесть, бедный, притиснутый в углу сосед. Проснулся - и уже опять перед тобою поля и степи, нигде ничего - везде пустырь, все открыто. Верста с цифрой летит тебе в очи; занимается утро; на побелевшем холодном небосклоне золотая бледная полоса; свежее и жестче становится ветер: покрепче в теплую шинель!.. какой славный холод! какой чудный, вновь обнимающий тебя сон! Толчок - и опять проснулся. На вершине неба солнце. "Полегче! легче!" - слышится голос, телега спускается с кручи: внизу плотина широкая и широкий ясный пруд, сияющий, как медное дно, перед солнцем; деревня, избы рассыпались на косогоре; как звезда, блестит в стороне крест сельской церкви; болтовня мужиков и невыносимый аппетит в желудке... Боже! как ты хороша подчас, далекая, далекая дорога! Сколько раз, как погибающий и тонущий, я хватался за тебя, и ты всякий раз меня великодушно выносила и спасала! А сколько родилось в тебе чудных замыслов, поэтических грез, сколько перечувствовалось дивных впечатлений!.»; лирическое отступление о России – птице-тройке в финале первого тома: от жизненного пути предпринимателя Чичикова к пути развития России )
(путешествие Ивана Флягина по России – поиск себя, своего места в жизни, поиск Бога, так как герой был обещан Богу: «…взмело песок тучею, и нет ничего, только где-то тонко колокол тихо звенит, и весь как алою зарею облитый большой белый монастырь, а по стенам крылатые ангелы…»; дорога приводит его к монастырю, просьбе о новом более совершенном духе и новой цели в жизни: «Мне за народ очень помереть хочется» )
Ф. И. Тютчев
Задание 1
Какая тема объединяет стихотворения В.А. Жуковского «Невыразимое» и Ф. И. Тютчева «Silentiun»?
Ответ: общая тема – невозможность высказать словами то, что хранится в душе человека, то, что ты видишь в окружающем мире; бедность человеческого языка («Невыразимое подвластно ль выраженью» и «Как сердцу высказать себя//Другому как понять тебя?»)
Задание 2
Какой образ (какая тема) сближает стихотворения А.С. Пушкина «Подражание Корану» (IX), М.Ю. Лермонтова «Три пальмы» и В.И. Тютчева «Все отнял у меня казнящий Бог»?
Ответ: образ Бога, тема судьбы, предначертанности, нет нужды роптать на бога, принимай то, что тебе дала судьба, не проси большего
А.А. Фет
Задание
Кто из поэтов 19 века воплощает образ природы, как мир непознанный, таинственный, стоящий над человеком?
Для ответа:
(природа одушевлена, она гораздо более мудра, чем человек, и может научить людей, открыть им тайны мироздания)
(природа – загадка, «в ней есть душа, в ней есть свобода», божественное происхождение природы)
Н.С. Лесков
Задание 1
В каких произведениях русской классики, помимо лесковского сказа, встречается образ богатыря? Какими общими и отличительными чертами обладают богатыри в восприятии русских писателей?
Для ответа:
Н.С. Леской «Очарованный странник» (Иван Флягин: « Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала его проседь. Он был одет в послушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком черном суконном колпачке. Послушник он был или постриженный монах - этого отгадать было невозможно, потому что монахи ладожских островов не только в путешествиях, но и на самых островах не всегда надевают камилавки, а в сельской простоте ограничиваются колпачками. Этому новому нашему сопутнику, оказавшемуся впоследствии чрезвычайно интересным человеком, по виду можно было дать с небольшим лет за пятьдесят; но он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А.К.Толстого. Казалось, что ему бы не в ряске ходить, а сидеть бы ему на "чубаром" да ездить в лаптищах по лесу и лениво нюхать, как "смолой и земляникой пахнет темный бор")
Н.В Гоголь «Мертвые души» (Мокий Кифович: « Был он то, что называют на Руси богатырь, и в то время, когда отец занимался рожденьем зверя, двадцатилетняя плечистая натура его так и порывалась развернуться. Ни за что не умел он взяться слегка: все или рука у кого-нибудь затрещит, или волдырь вскочит на чьем-нибудь носу. В доме и в соседстве все, от дворовой девки до дворовой собаки, бежало прочь, его завидя; даже собственную кровать в спальне изломал он в куски» )
Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо?» (Савелий – богатырь святорусский, покаяние за грехи свои, прощение)
М.Ю. Лермонтов «Бородино», «Два великана» (отражение темы Отечественной войны 1812 года, русские воины: «Да, были люди в наше время//Не то, что нынешнее племя://Богатыри – не вы» , гипербола как основной прием описания у Лермонтова)
Сходство: сила («Русский человек со всем справится» - Н.С. Лесков), мощь, простодушие и доброта, любовь к жизни
Различие: у Гоголя и Лескова – неумение приложить силу там, где это необходимо, неумение ею распорядиться, поэтому Мокий Кифович все ломает вокруг себя и людей калечит (а отец ничего с этим поделать не может) так же, как Иван Флягин в его возрасте (голубенка случайно своими руками задушил, монаха кнутом зашиб, украл лошадей у графа, убил татарина в поединке и т.п.)
Задание 2
Какие черты присущи праведникам в художественных произведениях русской литературы? Что сближает праведников с «чудиками» В. Шукшина ?
Для ответа:
Н.С. Лесков «Очарованный странник», «Однодум»
А.И. Солженицын «Матренин двор»
Праведник – человек, живущий по правде, по справедливости. Именно в образах праведников нашли отражение национальные черты русского характера. Это люди с тяжелой судьбой, многое испытавшие на своем веку, пережившие не одну трагедию, но не утратившие веру в людей и в жизнь. Это всегда очень искренние, бесхитростные, добрые и открытые людям герои. Как правило, они живут в гармонии с окружающим миром, не причиняют никому зла намеренно; но их не понимают окружающие люди, считают их странными, может быть, даже глупыми.
Русских праведников отличает удивительная наивность, неисчерпаемое желание помочь людям, при этом бескорыстно (Матрена всегда ходила к соседям картошку копать, в колхозе помогала, денег не брала; Иван Флягин, вернувшись из плена у татар, помогает крестьянам выбирать лошадей, помогает цыганке Груше, утверждает, что ему «за народ помереть хочется»).
Праведники не идеальны, они не святые, тоже могут совершать ошибки в своей жизни. Праведничество в русской литературе, можно сказать, не связано даже с верой в Бога, как можно было бы предположить (Матрена соблюдает ритуалы, ходит за святой водой, но о ее искренней вере автор не пишет; Иван Флягин обещан Богу при рождении матерью, но он совершил столько грехов в своей жизни, что его путь в монастырь растянулся на многие годы, и даже там герой не может найти успокоения, пророчествует, терпит наказания).
Именно праведники являются основой русской жизни, по мнению авторов («Не стоит село без праведника» - А.И. Солженицын), без него нет Земли русской.
Ф.М. Достоевский
Задание 1
В композиции каких произведений русской литературы, кроме романа Ф.М. Достоевского, присутствуют сны как внесюжетные элементы? Сформулируйте вывод о роли сна в художественном произведении.
Для ответа:
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» (сны Родиона Раскольникова – характеристика героя по воспоминаниям из детства, предупреждение совести, ведущий к очищению – сны отражают внутреннюю борьбу героя с самим собой и предсказывают неизбежность наказания; сны Свидригайлова – можно сказать муки совести за совершенные им злодеяния в течение жизни)
В.А. Жуковский «Светлана» (сон воспринимается читателем как реальность, понимаем, что это сон, только в конце баллады; сон отражает опасения героини, ее страхи, но в том числе показывает силу ее веры в Бога, в добро; ключевой прием построения сна - антитеза)
Н.Г. Чернышевский «Что делать?» (сны Веры Павловны – сны-предсказания, четвертый сон – сон-утопия; в снах отражаются мечты героини, ее надежды на лучшую жизнь)
М.Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь» (сон пескаря как мечта о жизни, которой он хотел бы жить: семья, собственная значимость в своем маленьком мире, как противопоставление тому, что в итоге выбирает пескарь - затворничество в собственном доме и тихую смерть)
И.А. Гончаров «Обломов» (сон Обломова как воспоминание о детских годах в Обломовке, представление о воспитании героя, о причинах его нынешнего состояния, его лени и отсутствия стремления к чему-либо в жизни: излишняя забота родителей и нянек, нет необходимости в труде)
М.Ю. Лермонтов «Сон» (система снов; сон лирического героя о родине, сон его возлюбленной о его смерти)
Н.В. Гоголь «Ревизор» (городничий Сквозник-Дмухановский рассказывает о своем сне другим чиновникам; сон-предвестник неприятностей, приезд ревизора)
Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда» (Екатерина Львовна Измайлова рассказывает свои сны любовнику Сергею и тетушке, это сны-предупреждения после совершенных ею преступлений)
Задание 2
Найдите сходство между главными героями романа «Отцы и дети» И.С. Тургенева и романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
Для ответа: оба студенты, не дворянского звания, у героев есть теория, которая не проходит проверку жизнью (у Базарова - любовью, у Раскольникова - совестью)
Задание 3
В каких произведениях русской литературы, кроме романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», рассматривается проблема преступления и наказания за него (юридического, нравственного катарсиса, Божьего суда и т.п.)
Для ответа:
Ф.И. Тютчев. Цикл стихов, посвященных Марии Лазич (лирическое преступление и наказание)
А.Н. Островский «Гроза» (преступление как грех, расплата - нравственное наказание)
(притча о двух великих грешниках, судьба Кудеяра, внезапность расплаты – «вдруг…совесть Господь пробудил», проблема – может ли новое преступление смыть прошлые грехи)
Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда» (возмездие, все вернулось Катерине, ее любовник отвернулся от нее, стал открыто ее презирать, на чужом несчастье собственного не построишь)
Л.Н. Толстой
Задание 1
«Зеркало души – ее деянья» В. Шекспир. В чем сходство и различие в раскрытии темы страсти (запретной любви) в произведениях русской литературы?
Для ответа:
Л.Н. Толстой «Анна Каренина» (героиня подчиняется своим чувствам, разрушает семью, не в силах сделать выбор между любовью и долгом, совершает самоубийство)
А.Н. Островский «Бесприданница» (наивная вера в возможное счастье, гибель героини, сама выбирает свой путь),
А.Н. Островский «Гроза» (Катерину подталкивает Вера, героиня сопротивляется собственным чувствам, понимая, что совершает грех, изменяя мужу; будучи верующим человеком, не сможет пережить свой грех, видит знаки божьего суда над ней и совершает самоубийство)
Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда» (героиня полностью подчиняется собственной страсти, изменяя мужу и не скрывая своих отношений с Сергеем, ради любви совершает 4 убийства, в том числе убийство ребенка; знаки, которые ей подает судьба, не распознает; в конце концов, совершает самоубийство)
И. Бунин цикл «Темные аллеи» (любовь-страсть, любовь – солнечный удар, любовь на мгновение; у героев нет долгого счастья)
Задание 2
В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» Платон Каратаев рассказывает притчу. В каких еще произведениях русской классики встречается притчевая форма изложения (притча как внесюжетный элемент)? Какую роль она играет в структуре произведения?
Для ответа:
Л. Н. Толстой «Война и мир» (притча Платона Каратаева)
А.С. Пушкин «Капитанская дочка» (сказка Пугачева о вороне и орле)
Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» (притча о двух великих грешниках)
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» (притча о Лазаре)
А.П. Чехов
Задание 1
Какую традицию в изображении «маленького человека» продолжает А.П. Чехов? Как эволюционирует этот персонаж в произведениях русских классиков?
Для ответа:
А.П. Чехов «Человек в футляре», «Смерть чиновника» (самоуничижение маленького человека и отгораживание его от мира людей, нет интересов, нет увлечений, нет стремлений к чему-либо, продолжение гоголевской традиции, и достижение идеального футляра - гроба)
А.С. Пушкин «Станционный смотритель» (всеми обижаемый и унижаемый, но добрый, искренний, которого хочется пожалеть; любящий свою дочь)
Н.В. Гоголь «Шинель» (нет человеческих связей, только любовь к вещи, которая заменила все общение; вещь вытеснила человека)
Ф.М. Достоевский «Бедные люди» (маленький человек не только обижен жизнью, он жаждет власти – его тайная мечта)
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» (перекликается с темой «униженных и оскорбленных», спившийся Мармеладов, живущий за счет своей дочери Сони, не желающий что-то менять в своей жизни, понимающий всю тяжесть своего положения, жаждущий жалости и прощения только у Бога)
Задание 2
Найдите сходство в мировоззрении героев комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» и рассказов А.П. Чехова «Хамелеон» и «Смерть чиновника».
Ответ: подобострастное отношение героя к власть имущим (Червяков, Очумелов, Молчалин)
Задание 4
Какая тема сближает рассказ А.П. Чехова «Крыжовник» и роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»?
Ответ: тема «сытых», пресыщенность благами жизни, эта же тема звучит в стихотворении А. Блока «Сытые», рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско»
ПРИЛОЖЕНИЕ
На основании представленной ниже таблицы можно формулировать самые разнообразные задания на соответствие, на поиск сходства и различия между тематикой, сюжетам, образной системой произведений .
Жанр |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Стихотворные циклы | «Панаевский цикл» (Н.А. Некрасов) «Денисьевский цикл» (Ф.И. Тютчев) Цикл стихов Марии Лазич (А. А. Фет) Цикл стихов о Блоке (М.Цветаева) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Романы-эпопеи | Л.Н. Толстой «Война и мир» М. Шолохов «Тихий Дон» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сказовая форма повествования | Н.С. Лесков «Очарованный странник» М. Шолохов «Судьба человека» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Утопии и антиутопии | С.-Щедрин «История одного города» Н.Г. Чернышевский «Что делать?» (4 сон Веры Павловны) Е. Замятин «Мы» О. Хаксли «О дивный новый мир» Д. Оруэлл «1984» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Художественные образы |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Романтический образ моря | В. А. Жуковский «Море», А. С. Пушкин «К морю» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Образ талантливого русского народа | Н.В. Гоголь «Мертвые души» (крестьяне, которых продает Собакевич) М.Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик», «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил» Н.С. Лесков «Очарованный странник» («Ты же русский человек. Русский человек все может») |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Образ двойников в литературе | Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» С. Есенин «Черный человек» Р. Л. Стивенсон «Доктор Джекил и мистер Хайд» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Герои-мечтатели | Н.В. Гоголь «Мертвые души» Ф.М. Достоевский «Белые ночи» Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тематика |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема дружбы | А.С. Пушкин «Во глубине сибирских руд», «К Пущину», «К Чаадаеву» А.С. Пушкин «Евгений Онегин» И.С. Тургенев «Отцы и дети» Э.М. Ремарк «Три товарища» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Человек (народ) и история (кто делает историю) | Л.Н. Толстой «Война и мир» (роевая жизнь, история как независимый от одного человека процесс), А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Борис Годунов» (историю творит народ, действуя или безмолвствуя) М.Ю. Лермонтов «Бородино» (русский солдат –богатырь творит историю) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Природа как мир непознанный, стоящий над человеком | Ф.И. Тютчев «Не то, что мните вы, природа», «Природа – сфинкс. И тем она верней…» А.А. Фет «Учись у них, у дуба, у березы» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Странная» любовь к России | Ф.И. Тютчев «Умом Россию не понять» М.Ю. Лермонтов «Родина» М.Ю. Лермонтов «Прощай, немытая Россия…» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Столкновение поколений | М.Ю. Лермонтов «Дума» И.С. Тургенев «Отцы и дети» А.П. Чехов «Вишневый сад» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отношение человека к искусству | Н.В. Гоголь «Портрет», О. Уайльд «Портрет Дориана Грея» И.С. Тургенев «Отцы и дети» (спор Базарова и Кирсанова об искусстве) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отношение к образованию и просвещению | Д.И. Фонвизин «Недоросль» А.С. Грибоедов «Горе от ума» И.С. Тургенев «Отцы и дети» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сюжет и композиция |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кольцевая композиция в художественном тексте | А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «К***» М.Ю. Лермонтов «Сон» Ф.И. Тютчев «О, как убийственно мы любим» Н.В. Гоголь «Мертвые души» А. Блок «О доблестях, о подвигах, о славе…» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вставные эпизоды как важный структурный элемент (повести, сны, легенды, притчи) | А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Пиковая дама» Н.В. Гоголь «Мертвые души» Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы» Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лирические отступления как форма присутствия автора в тексте | А.С. Пушкин «Евгений Онегин» Н.В. Гоголь «Мертвые души» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Антитеза как ключевой прием изображения героев | А.С. Пушкин «Евгений Онегин» Л.Н. Толстой «Война и мир» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Внутренние монологи героев | Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» Л.Н. Толстой «Война и мир» М. Шолохов «Судьба человека» Отдельные рассказы И. Бунина из цикла «Темные аллеи» входят в программу 9 класса, поэтому можно привлечь и творчество этого писателя. Литературные параллели (С 2, С 4)
Литературные параллелиЗадания части С2 и С4 ЕГЭ требуют привлечения литературного контекста.
Литературные параллели для заданий С2, С4 ЕГЭ по литературе
Варианты ответов задания С4 ЕГЭ по литературе
Варианты ответов задания С4 ЕГЭ по литературе
С4 В каких произведениях русских поэтов отображена тема поэта и назначения поэзии и в чем эти произведения созвучны произведению Г.Р.Державина «Памятник»? В стихотворении Г.Державина «Памятник» получает развитие тема поэта и назначения поэзии, ставшая впоследствии традиционной в русской литературе. О месте и роли поэта и поэзии размышляли все великие поэты. Вслед за Державиным А.С.Пушкин пишет свое стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный …», в котором так же, как Державин, подводит итог творчеству и обозначает свои литературные приоритеты: Долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал. И это не единственное стихотворение поэта, обращенное к данной теме: «Памятнику» предшествовали «Пророк», «Поэт и толпа», «Поэту». Многие поэты видели в литературе мощное средство пропаганды, воспитания гражданского сознания. Об этом очень убедительно пишет Н.А.Некрасов в стихотворениях «Элегия», «Поэт и гражданин», которые можно назвать поэтической декларацией поэта. Автор убежден, что тема народа, его страданий и бед актуальна во все времена, и именно этой теме он посвятил свое творчество: «Я лиру посвятил народу своему». Державин, Пушкин, Некрасов – очень разные поэты, но они сошлись в том, что поэзия должна быть близкой народу, что ее долг «к народу обращать вниманье сильных мира» или «истину царям с улыбкой говорить» и быть бескорыстными: не бояться «обиды» и не требовать «венца» за свой труд. С4 Традиции каких русских поэтов продолжает Б.Л.Пастернак в стихотворении «Июль», изображая природные явления очеловеченными? Свой ответ обоснуйте, указав авторов и название стихотворений. В стихотворении «Июль» Борис Пастернак изображает природные явления очеловеченными. Автор отождествляет летний месяц с живым существом, которому присущи черты обычного человека. Так, в восприятии Пастернака, июль – это «дачник-отпускник», которому сдается внаем целый дом, где он, а не поэт, является теперь полноправным хозяином. Поэтому гость ведет себя соответствующим образом: проказничает и пугает обитателей особняка непонятными звуками на чердаке, хлопаньем дверей и окон, вешает на одежду «пух одуванчиков» и при этом не считает нужным соблюдать хоть какие-то приличия. Однако незваный гость, вихрем ворвавшийся в его дом, очень скоро становится милым и желанным. Создание образа в данном произведении происходит посредством разных тропов: олицетворения, олицетворяющих эпитетов, метафор, сравнений. Традиция изображать природу как живое существо, очеловеченной сложилась давно в нашей литературе. Мы можем увидеть это в творчестве А.С.Пушкина, например, в стихотворении «Зимнее утро», где «вьюга злилась», «мгла носилась». Или в творчестве Афанасия Фета - непревзойденного поэта-пейзажиста, любимым приемом которого является олицетворение. Лирический герой стихотворения «Еще майская ночь» находится в состоянии эстетического восторга от созерцания весенней ночной красоты, когда «все звезды до единой смотрят в кротко в душу; «березы ждут», смущенные своим новым нарядом, который им «радостен и чужд» одновременно, они застенчивы, как невесты. Как видим, традиция очеловечения явлений природы сложилась давно в нашей литературе и каждым последующим поколением писателей талантливо развивалась. С4 В творчестве каких русских поэтов созданы идеальные женские образы и в чем они созвучны образу Прекрасной Дамы? В любовной лирике Жуковского, Пушкина, Тютчева, Есенина, Пастернака мы можем найти примеры идеальных женских образов. С неизменным уважением к женщине относился в своих произведениях А.С.Пушкин. Образ возлюбленной в его стихах предстает как «чистейшей прелести чистейший образец» («Мадонна»), как «гений чистой красоты» («Я помню чудное мгновенье»). И, конечно же, «Татьяны милой идеал» из романа «Евгений Онегин». Для Пушкина, как и для Блока, красота внешняя неотделима от красоты внутренней. Современник Блока Борис Пастернак в стихотворении «Любить иных – тяжелый крест», создавая образ любимой женщины, пишет, что она «прекрасна без извилин», то есть она естественна, проста. Но при этом героиня идеализируется: «прелести ее секрет разгадке жизни равносилен». Такая трактовка образа созвучна образу Прекрасной Дамы. С4 В каких произведениях русской литературы создается образ матери и в чем эти произведения близки стихотворению Твардовского? (пояснение: поскольку в формулировке вопроса нет акцента на лирические произведения, то мы вправе обратиться и к прозаическим произведениям) В русской литературе есть немало произведений, в которых создан образ матери. Мне сразу вспоминается мама Ильи Ильича Обломова (роман И.А.Гончарова «Обломов») – хлопотливая, заботливая, любящая и ласковая, оберегающая сына от всех напастей. Когда Обломов, будучи взрослым, видит свою умершую маму во сне, он блаженно улыбается и плачет. Через воспоминания детей, приехавших на похороны своей старенькой мамы, создается трогательный образ матери в рассказе А.Платонова «Третий сын». Эти произведения сопоставимы со стихотворением «Памяти матери» тем, что им всем присуще чувство запоздалого раскаяния, осознание того, как мало времени они, сыновья, уделяли маме при жизни, о скольком не успели поговорить и, конечно же, глубоким чувством любви и благодарности к самому родному человеку. С4 В каких произведениях русских поэтов звучит тема любви и в чем эти произведения созвучны стихотворению «Лиличка!»? Тема любви – одна из самых распространенных тем русской поэзии и лирики в целом. Бесспорными шедеврами любовной лирики являются стихи Пушкина, Лермонтова, Фета, Тютчева, Блока. Созвучными стихотворению В.Маяковского «Лиличка!» мне представляется произведения А.Блока «О доблестях, о подвигах, о славе» и С.Есенина «Письмо женщине». Аргументирую свою точку зрения на первом примере. Как у Маяковского, так и у Блока были бессменные музы, адресаты любовной лирики – Л.Ю.Брик и Л.Д.Менделеева, следовательно, в обоих случаях можно говорить об автобиографичности. Приведенные стихотворения повествуют о чувствах лирического героя в драматический момент расставания, спровоцированный изменой любимой, что придает им особую пронзительность, искренность, исповедальность. Как видим, для любовной лирики характерна не только поэтизация взлетов любовного чувства, но и повествование о «прозе» любви – ревности, размолвках, ссорах, измене. С4 В каких произведениях русских поэтов звучит мотив быстротечности жизни и в чем эти произведения созвучны стихотворению С.Есенина «Не жалею, не зову, не плачу»? Мотив быстротечности жизни звучит во многих произведениях русской классической поэзии. До Сергея Есенина эта тема обрела свое место в творчестве А.С.Пушкина «Вновь я посетил». Стихотворение «…Вновь я посетил…» относится к зрелому периоду творчества А. С. Пушкина. Основная тема стихотворения – быстротечность и неумолимость течения времени, глубокое понимание того, что жизнь движется вперед и остановить этот процесс никому не под силу, как и в стихотворении С.Есенина. Поэтому общее настроение обоих стихотворений – это светлая грусть. Современница Сергея Есенина Марина Цветаева неоднократно обращалась к осмыслению темы быстротечности жизни, смерти, о чем свидетельствуют многие ее произведения «Уж сколько их упало в эту бездну…», «По улице моей который год…», «Идешь, на меня похожий…». Последнее стихотворение мне представляется наиболее созвучным с есенинским по настроению и осмыслению темы. Лирическая героиня произведения Цветаевой - это голос умершего человека, обращенный к прохожему на кладбище с просьбой остановиться на минутку, прочитать эпитафию, вспомнить, что «я тоже жила». Но в этой просьбе нет скорби и уныния - «легко обо мне подумай». Все названные стихотворения написаны в одном жанре, жанре философской элегии. У них одна тема — размышления человека о прошедшей жизни, о ее смысле, о ее восприятии. Лирический герой данных произведений пытается решить для себя проблему, рано или поздно встающую перед каждой личностью, — проблему приятия или неприятия ухода юности, жизненных сил, энергии.
А Образ ангела (образ демона) 5 Б Тема будущего 6 Образы героев - бунтарей 7 В Тема войны в лирике 8 Тема войны в прозе 10 Вставные новеллы в произведениях русской литературы 11 Г Тема гибели «дворянских гнезд» 12 Говорящие фамилии 13 Тема гордыни 14 Д Тема денег 15 Тема добра и зла 16 Тема детства 17 Двойники-персонажи 18 Тема дома 20 Тема дороги (пути) 20 Образ демона (см. образ ангела) 5 Тема дружбы в лирике 21 Тема дружбы в прозе 22 Ж Жизненные (нравственные) ценности 23 Мотив жизни и смерти в поэзии 23 Мотив жизни и смерти в прозе 24 З Заветы отца 25 К Образ креста в лирике 25 Образ креста в прозе 27 Л Лагерная тема 27 Образ «лишнего» человека 28 Тема лени 29 Тема лести, лицемерия, неискренности 29 М Тема «маленького человека» 29 Образ мадонны, Богоматери в лирике 30 Образ мадонны, Богоматери в прозе 31 Образ матери 32 Образ метели в лирике 33 Образ метели в прозе 33 Тема мещанства 34 Образ моря 35 Образ музы поэта 36 Музыка 37 Н Несколько примеров литературных героев, имена которых стали нарицательными 38 Образ Наполеона 38 Образ неба 39 П Тема памяти в лирике 40 Тема памяти в прозе 40 Тема памятника 41 Образ Петербурга в лирике 42 Образ Петербурга в прозе 44 Образ поэта и поэзии 45 Образ праведника 47 Образ предпринимателя 47
А. Волосков. “За чайным столом” В описаниях застолья русская литература буквально сближается с живописью – «словесные натюрморты» великих писателей захватывают воображение не меньше, чем натюрморты реальные, нанесенные знаменитыми художниками на холст или картон, и одни другим не уступают в яркости и «вкусности». Начнём с Пушкина – Евгений Онегин посещает ресторан « Talon » (Петербург, Невский проспект) : Вошел: и пробка в потолок, *) Особым способом приготовленный паштет из утиной печени, трюфелей и рябчиков в тонкой хрустящей оболочке из теста. После ресторана Онегин сразу помчался в театр: Еще бокалов жажда просит В «Отрывках из путешествий Онегина» упоминается еще один ресторан – одесский ресторан Отона и его знаменитые устрицы: Что устрицы? Пришли! О радость! *) Устрицы в 1-й половине 19-го века были весьма дорогим удовольствием – стоимость сотни устриц доходила в ресторане до 100 рублей (например, армейский штабс-капитан зарабатывал тогда эти самые 100 рублей в месяц, а 1 кг свежего мяса стоил 40-50 коп.). Иван Андреевич Крылов: Прославленный русский баснописец был наделён и многими другими талантами: прекрасно знал пять иностранных языков; превосходно играл на скрипке; имел могучее здоровье – до самых холодов купался в Неве, смаху проламывая молодой лёд огромным телом, массой далеко за 100 кг. Но главной его радостью была еда. Прямо скажем, Иван Андреевич Крылов был редкостным, просто чудовищным обжорой. Как отозвался однажды о Крылове П. Вяземский, ему легче было пережить смерть близкого человека, чем пропустить обед. Вот воспоминание современника: «За один обед, которому Иван Андреевич посвящал не менее трёх часов, он поглощал немыслимое количество пищи: три тарелки ухи, два блюда пирожков-расстегаев, несколько телячьих отбивных, половину жареной индейки, на десерт – большой горшок гурьевской каши».* Пушкин, с которого мы начали наш рассказ, любил Крылова и называл его «преоригинальной тушей». *) Каша , приготовляемая из манной крупы на молоке с добавлением орехов (грецких , фундука, миндаля ), сухофруктов, сливочных пенок. Н.В. Гоголь – «Мертвые души» (Чичиков послушал, как хозяин поместья Петр Петрович Петух заказывал своему повару «решительный обед»): *) Свиной желудок с начинкой из молотых свиных субпродуктов (печень, почки, язык, уши), разных овощей и специй, запеченный в духовке; помещённый внутрь кусочек льда в духовке превращается в пар и делает сычуг пористым, мягким и нежным. И. А. Гончаров – «Обломов»: Об обеде совещались целым домом… Всякий предлагал свое блюдо: кто суп с потрохами, кто лапшу или желудок, кто рубцы, кто красную, кто белую подливку к соусу… Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке. Какие телята утучнялись там к годовым праздникам! Какая птица воспитывалась!.. Индейки и цыплята, назначаемые к именинам и другим торжественным дням, откармливались орехами, гусей лишали моциона, заставляли висеть в мешке неподвижно за несколько дней до праздника, чтобы они заплыли жиром. Какие запасы были там варений, солений, печений! Какие меды, какие квасы варились, какие пироги пеклись в Обломовке! А.П. Чехов – из рассказа «Сирена» (дело происходит в совещательной комнате суда, где все собрались для вынесения решения): – Ну-с, когда вы входите в дом, – начал секретарь суда, – то стол уже должен быть накрыт, а когда сядете, сейчас салфетку за галстук и не спеша тянетесь к графинчику с водочкой. Секретарь суда изобразил на своем сладком лице блаженство. – Как только выпили, сейчас же закусить нужно. – Послушайте, – сказал председатель, поднимая глаза на секретаря, – говорите потише! Я из-за вас уже второй лист порчу. – Ах, виноват-с, Петр Николаич! Я буду тихо, – сказал секретарь и продолжал полушёпотом: – Ну-с, а закусить, душа моя Григорий Саввич, тоже нужно умеючи. Надо знать, чем закусывать. Самая лучшая закуска, ежели желаете знать, селедка. Съели вы ее кусочек с лучком и с горчичным соусом, сейчас же, благодетель мой, пока еще чувствуете в животе искры, кушайте икру саму по себе или, ежели желаете, с лимончиком, потом простой редьки с солью, потом опять селедки, но всего лучше, благодетель, рыжики соленые, ежели их изрезать мелко, как икру, и, понимаете ли, с луком, с прованским маслом… объедение! Но налимья печенка – это трагедия! – М-да… – согласился почетный мировой судья, жмуря глаза. – Для закуски хороши также, того… душоные белые грибы… – Да, да, да… с луком, знаете ли, с лавровым листом и всякими специями. Откроешь кастрюлю, а из нее пар, грибной дух… даже слеза прошибает иной раз! Ну-с, как только из кухни приволокли кулебяку, сейчас же, немедля, нужно вторую выпить. Ещё Чехов – из рассказа «О бренности»: Надворный советник Семен Петрович Подтыкин сел за стол, покрыл свою грудь салфеткой и, сгорая нетерпением, стал ожидать того момента, когда начнут подавать блины… Но вот, наконец, показалась кухарка с блинами… Семен Петрович, рискуя ожечь пальцы, схватил два верхних, самых горячих блина и аппетитно шлепнул их на свою тарелку. Блины были поджаристые, пористые, пухлые, как плечо купеческой дочки… Подтыкин приятно улыбнулся, икнул от восторга и облил их горячим маслом. Засим, как бы разжигая свой аппетит и наслаждаясь предвкушением, он медленно, с расстановкой обмазал их икрой. Места, на которые не попала икра, он облил сметаной… Оставалось теперь только есть, не правда ли? Но нет!.. Подтыкин взглянул на дела рук своих и не удовлетворился… Подумав немного, он положил на блины самый жирный кусок семги, кильку и сардинку, потом уж, млея и задыхаясь, свернул оба блина в трубку, с чувством выпил рюмку водки, крякнул, раскрыл рот… Но тут его хватил апоплексический удар. Л. Н. Толстой – «Анна Каренина»: Когда Левин вошел с Облонским в гостиницу, он не мог не заметить некоторой особенности выражения, как бы сдержанного сияния, на лице и во всей фигуре Степана Аркадьича. К ним тотчас подлетел официант татарской внешности. – Если прикажете, ваше сиятельство, отдельный кабинет сейчас опростается: князь Голицын с дамой. Устрицы свежие получены. – А! устрицы. Степан Аркадьич задумался. – Не изменить ли план, Левин? – сказал он, остановив палец на карте. И лицо его выражало серьезное недоумение. – Хороши ли устрицы? Ты смотри! – Фленсбургские, ваше сиятельство, остендских нет. – Фленсбургские-то фленсбургские, да свежи ли? – Вчера получены-с. – Так что ж, не начать ли с устриц, а потом уж и весь план изменить? А? – Мне все равно. Мне лучше всего щи и каша; но ведь здесь этого нет. – Каша а ла рюсс, прикажете? – сказал татарин, как няня над ребенком, нагибаясь над Левиным. – Еще бы! Что ни говори, это одно из удовольствий жизни, – сказал Степан Аркадьич. – Ну, так дай ты нам, братец ты мой, устриц два, или мало – три десятка, суп с кореньями… – Прентаньер, – подхватил татарин. Но Степан Аркадьич, видно, не хотел ему доставлять удовольствие называть по-французски кушанья. – С кореньями, знаешь? Потом тюрбо под густым соусом, потом… ростбифу; да смотри, чтобы хорош был. Да каплунов, что ли, ну и консервов. Татарин, вспомнив манеру Степана Аркадьича не называть кушанья по французской карте, не повторял за ним, но доставил себе удовольствие повторить весь заказ по карте: «Суп прентаньер, тюрбо сос Бомарше, пулард а лестрагон, маседуан де фрюи…». М. Булгаков – «Мастер и Маргарита» (Фока, в беседе с поэтом Амвросием, не желая есть нынешние «отварные порционные судачки», вспоминает возле входа в ресторан Грибоедова «у чугунной решетки»,* как это было до Октябрьской революции): – Эх-хо-хо… Да, было, было!.. Помнят московские старожилы знаменитого Грибоедова! Что отварные порционные судачки! Дешевка это, милый Амвросий! А стерлядь, стерлядь в серебристой кастрюльке, стерлядь кусками, переложенными раковыми шейками и свежей икрой помните? А яйца-кокотт с шампиньоновым пюре в чашечках? А филейчики из дроздов вам не нравились? С трюфелями? Перепела по-генуэзски? Десять с полтиной! Да джаз, да вежливая услуга! А в июле, когда вся семья на даче, а вас неотложные литературные дела держат в городе, – на веранде, в тени вьющегося винограда, в золотом пятне на чистейшей скатерти тарелочка супа-прентаньер? Помните, Амвросий? Ну что же спрашивать! По губам вашим вижу, что помните. Что нынче ваши судачки! А дупеля, гаршнепы, бекасы, вальдшнепы по сезону, перепела, кулики помните? Шипящий в горле нарзан?!.. *) Здесь у Булгакова описано реальное московское здание, Тверской б-р 25, он же «дом Герцена», ныне там расположен Литературный институт им. Горького. Исаак Бабель – «Одесские рассказы»:
Подборка и комментарии Михаила Краснянского |