Большой дом на литейном 4. Дом с историей

Этот адрес знает каждый петербуржец, а после одноименного сериала - и вся страна. Накануне 100-летнего юбилея корреспонденту "РГ" удалось осмотреть изнутри одно из самых закрытых и самых секретных учреждений страны. Это - Управление ФСБ России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Здание Большого дома на берегу Невы у Литейного моста было по-строено в 1932 году на месте бывшего Окружного суда. До этого спецслужба молодого советского государства - Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем при Совете народных комиссаров РСФСР, созданная 20 декабря 2017 года, - располагалась на Гороховой улице, дом 2.

"На улице Гороховой ажиотаж, Урицкий все ЧК вооружает..." - эта строчка из песни Александра Розенбаума абсолютно правдива. Моисей Урицкий был первым руководителем Петроградской ЧК, созданной после того, как столицей стала Москва, и был убит Леонидом Канегиссером 30 августа 1918 года. Это убийство, кстати, и покушение на Ленина в Москве, совершенное Фанни Каплан, - детали одной спецоперации.

Имя Урицкого - первое в списке на мраморной доске в фойе четвертого этажа: "Сотрудники управления, погибшие на боевом посту". Список, конечно, далеко не полный. Завершает его сейчас имя Сергея Власова, который в 2006 году ценой своей жизни уничтожил чеченского исламиста Садулаева, президента непризнанной Чеченской республики Ичкерия.

Первую доску установили на этом месте в 1967 году, к 50-летию революции, на деньги ветеранов и сотрудников управления. Есть на ней, например, имя Николая Семеновича Микулина. Армейский контрразведчик был заслан в ставку генерала Юденича, однако был раскрыт в результате предатель-ства. Его пытали и сожгли в паровозной топке в 1919 году. Есть имена пограничников, погибших в советско-финскую войну. И разумеется, герои Великой Отечественной войны.

До 2002 года первые три этажа здания на Литейном проспекте занимало Главное управление внутренних дел по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, а вот с четвертого по седьмой - чекисты. Они сами себя называют так до сих пор, хотя сначала ВЧК была переименована в ГПУ, затем ОГПУ - НКВД, а в 1954 году советские спецслужбы стали Комитетом государственной безопасности. Но интерьеры в здании сохранились фактически с момента постройки. Например, стены в коридорах - светло-зеленого цвета, а в кабинетах на шестом этаже до совсем недавнего времени стояли дубовые двери. В одном из этих кабинетов работал действующий президент России в бытность оперативным сотрудником службы разведки и управления.

Зато во всем великолепии с 30-х годов прошлого века сохранился так называемый Красный зал. Здесь приводят к присяге молодых сотрудников управления. А в 1941 году отсюда уходили на фронт. Название зал получил по цвету "революционного" оформления - стены облицованы красным камнем, такого же цвета - кресла и портьеры. Сохранился барельефный профиль Ленина - на стене, за президиумом. А при входе - еще одна мемориальная доска с профилем вождя революции и его словами: "Революция лишь тогда чего-то стоит, когда она умеет себя защитить".

Но, пожалуй, самое интересное место в здании - зал истории управления. Это не музей, подчеркивает заведующий Владимир Груздев. В витринах - тайники иностранных шпионов и чернила для тайнописи, оружие и примеры шифров, фотоаппараты для съемки с большого расстояния или скрытно.

Мы никогда не считали международные отношения "холодной войной", - поясняет Груздев. - Это была спланированная идеологическая диверсия в рамках подрывной деятельности иностранных спецслужб.

Однако работа спецслужб - не только "шпионские игры". Знаете ли вы, например, что в КГБ существовал так называемый "морской отдел"? Занимался он и доставкой "нелегалов" для работы за рубежом, и вопросами контрабанды, а еще - благонадежностью капитанов и матросов, которые ходили в иностранные порты. А недавно экспозицию пополнил лабораторный реактор, между стенками которого в Петербург почтой доставили шесть килограммов жидкого кокаина из Колумбии. В "деле" участвовали трое россиян и трое иностранцев. Все они получили реальные сроки в декабре 2015 года, главные организаторы - по 16 лет лишения свободы.

На стендах можно рассмотреть, чем занимается, к примеру, служба экономической безопасности, служба по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом, шифровальный отдел.

А можно узнать, чем во время работы занимались лично вы, хотя бы в самых общих чертах? - спрашиваю Груздева.

Нет. Многие "объекты" нашей работы живы, и некоторые даже стали выдающимися людьми.

Мало кто знает, что в ноябре 1918 года ПетроЧК возглавила женщина. Варвара Николаевна Яковлева была подругой Надежды Константиновны Крупской, в Петроград ее направили после убийства Урицкого. В 1929-1937 годах Яковлева была наркомом финансов РСФСР. В 30-е годы Яковлеву репрессировали и впоследствии расстреляли.

Интересно

Здание на Литейном, 4 было в свое время самым высоким в Ленинграде, если не считать соборы. По этому поводу в народе сочинили анекдот: "Самое высокое здание в Ленинграде - Большой дом. Из его подвалов виден Магадан".

Но на самом деле никаких пыточных подвалов в здании нет. Рядом, на Шпалерной улице, располагалась внутренняя тюрьма НКВД, сейчас она передана в ведение ФСИН. А в подвале Большого дома - инженерные коммуникации и бомбоубежище.

Я уже несколько раз рассказывал об истории зданий старой Москвы, а сегодня хочу поговорить о нашей Северной столице. На тему отличий москвичей и ленинградцев сложена масса историй - взять хотя бы небезызвестные «батон и булка», «поребрик бордюр». Может, все дело в климате, и вечное серое небо диктует ленинградцам свои правила, заставляя тоньше чувствовать?.. Не знаю, но, в общем и целом, они такие же как и мы - из одной плоти и крови. И это особенно хорошо было заметно во времена репрессий, когда не было никакой разницы, кто ты, откуда родом и как ты говоришь - «булочная» или «булошная»: конец, как правило, был один.

Сегодня я расскажу вам об одном ленинградском здании, которое до сих пор навевает ужас на ленинградцев, особенно тех, кто знает о репрессиях не понаслышке - на детей, внуков и даже правнуков репрессированных. Это - «Большой дом», в котором сейчас находится ФСБ.


Здание на Литейном ведет свою историю с начала 1917 года, когда символ поверженной монархии, Окружной суд, был подожжен, а затем разрушен. «До основанья», как завещал Интернационал.

В это же время по всему Ленинграду жгли полицейские участки, суды и тюрьмы; есть версия, что такая непримиримая ненависть пролетариев к службам правопорядка была совсем не случайной: большинство революционеров перед означенными событиями работали на две стороны и были сексотами, то есть секретными сотрудниками царской охранки. За свою работу они получали гонорар, и платежные ведомости, в которых они за него расписывались, им хотелось уничтожить как можно скорее.
По соседству с Окружным судом стояла Сергиевская церковь Всея Артиллерия, в народе именуемая Артиллерийской.

Она была взорвана в тридцатых годах, и на месте двух зданий на Литейном был построен комплекс из двух зданий, объединенных переходами. Эти здания соединялись с третьим - тюрьмой на Шпалерной улице, так называемым «ДПЗ» (в народном фольклоре - «Домой пойти забудь», в расшифровке - Дом предварительного заключения. В народе ДПЗ часто называлось «Шпалерка», были даже такие мрачные стихи: «Шпалерка, шпалерка, железная дверка…»

Коридор, соединяющий административное здание и тюрьму, известен как «Таиров переулок», или «Мостик вздохов»: по тюремным правилам заключенным запрещалось как-то контактировать при встрече: когда их ставили лицом к стене, единственной возможностью приветствия товарища по несчастью был легкий вздох.

В 1932 году все три здания заняла организация НКВД, в народе получившая такие прозвища, как "Мусорная управа", "Жандармерия", "Собор Пляса-на крови", "Малая Лубянка" и, наконец, "Большой дом" - с легкой руки ленинградцев все здания НКВД в России стали именовать не иначе как «Большие дома».

На улице Шпалерной
Стоит волшебный дом.
Войдешь туда ребенком,
А выйдешь стариком.

Во времена строительства «Большого дома» вся Шпалерная улица, на которую выходило одно из зданий, была завалена демонтированными с кладбищ надгробиями: заключенные убирали с могильных плит надписи, чтобы потом облицевать ими фасад зданий. В 1934 г, когда строительство было близко к завершению, в большинстве квартир района были демонтированы телефоны: «Большому дому» они были нужнее, чем жителям округи.

«Большой дом» стал для ленинградцев символом террора и беззакония; помочь справиться с ужасом помогал черный юмор, например, анекдоты.

Армянское радио спрашивают:

- Что это такое - комочек перьев, а под ним ужас?
- Это воробей, который сидит на крыше «Большого дома»

Выходящий с Финского вокзала спрашивает у прохожего:
- Скажите, а где здесь Госстрах?
Прохожий, показывая на другой берег Невы:
- Не знаю, где Госстрах, а вот госужас – напротив.

Есть легенда, что под землей «Большого дома» находится столько же этажей, сколько и наверху. Это отражено в народном фольклоре:
- Какой дом является наиболее высоким в Ленинграде?
- «Большой дом»: из его подвалов видна Сибирь.

- Вы знаете Рабиновича? Он еще раньше жил напротив «Большого дома»? Так вот, он теперь живет напротив напротив своей бывшей квартиры.

При строительстве подвалы «Большого дома» были поделены на несколько отсеков, в одном из которых осуществлялись расстрелы. Говорят, что сейчас «расстрельное место» замуровано. Стоящие в кабинетах следователей шкафы, по слухам, были пустыми: в них над заключенным производились пытки.
Ленинградцы утверждают, что в здании на Литейном была установлена электрическая мельница, которая хладнокровно перемалывала тела замученных узников режима; их останки будто бы сливались по специальной трубе прямо в Неву. По легенде, цвет воды напротив «Большого дома» именно поэтому и имеет такой красно-кирпичный оттенок. Что интересно, во время блокады ни одна бомба в дом на Литейном не попала: говорят, что это связано с «живым щитом» - будто бы на последних этажах здания держали пленных офицеров, и фашисты об этом знали.

Говорят, что жизнь строителей «Большого дома» оборвалась в его пыточных камерах. Но мы вряд ли узнаем, насколько правдивы все эти легенды: новые хозяева здания позаботились о том, чтобы все секреты были надежно сохранены.

Народный фольклор до сих пор время от времени обращается к деятельности одного из самых одиозных и страшных учреждений советской власти. Фольклор не оценивает и не судит, - он просто констатирует.

На двери «Большого дома» написано: «Посторонним вход воспрещен». Останавливаются двое прохожих и один другого спрашивает:
- Если было бы разрешено, ты бы сам вошел?

У входа в «Большой дом» висит объявление: «Звонок не работает. Стучите по телефону».

И, проходя мимо здания ФСБ на Литейном, я каждый раз думаю о том, что мне повезло родиться в хорошее время. Время без доносов, «черных воронков» и постоянного ужаса при стуке в дверь. Мне даже страшно подумать о том, какая аура сейчас висит над «Большим домом»: я вообще не очень верю во всю эту эзотерику, но, когда смотришь на это здание, в мире будто темнеют краски.

Также читайте еще много интересного в блоге по тегам "архитектурные путешествия" и "мировая архитектура".

Подписаться в три клика на обновления моего блога в жж - невероятно просто, но зато читать каждый день невероятно приятно!


***
А на Литейном силуэт знакомый
Вознёсся над красавицей Невой.
Повсюду он Большим зовётся домом,
А для чекиста это дом родной.

Большой дом - неофициальное название административного здания в Санкт-Петербурге на Литейном проспекте, в котором находится управление Федеральной службы безопасности по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

История "Большого дома" началась в феврале 1917, когда был подожжен и разрушен символ свергнутой монархии - Окружной суд на углу Шпалерной и Литейного.

В 1714 году слева от дороги построили Пушечный двор, чуть позже получивший название «Старого».


Он стал местом не только хранения запасов артиллерии, но и артиллерийских «достопамятностей» - трофейных орудий и знамен.


В 1774 году деревянные постройки Старого пушечного двора разобрали, и на их месте
построили здание для хранения артиллерийских припасов и «артиллерийских древностей» - грандиозный Арсенал, ставший украшением этой части города.




В 1865 году здание Арсенала было передано Окружному суду и Судебной палате, здесь проходили самые громкие политические судебные процессы того времени.


В Петербургском окружном суде приговорены к смертельной
казни члены организации «Народная воля»,
участвовавшие в покушении на Александра II.


В 1887 году Петербургским окружным судом осудили А.И. Ульянова и его товарищей.
Рядом находился и Дом предварительного заключения.


Окружной суд и Судебная палата были учреждены после проведения судебной реформы императора Александра II в 1864 году.
Цель реформы - самая благая: придать суду независимость и самостоятельность, отделив его от административной власти. Важным новшеством стало введение суда присяжных.


Рядом с Окружным судом на Литейном проспекте стояла Сергиевская
Всей Артиллерии церковь. В народе - "Артиллерийская".
В самом начале 1930-х она была взорвана.



Во дворе здания Окружного суда устроили сквер


В день Февральской революции здание Окружного суда пострадало от пожара




В 1931-1932 годах на месте сожжённого в 1917 г. здания Окружного суда на Литейном проспекте (проспекте Володарского) № 4 в квартале между улицами Шпалерной (ул. Воинова) и Захарьевской (ул. Каляева), по инициативе С. М. Кирова было выстроено административное здание, предназначенное для ОГПУ-НКВД. Заложенное в 1931 году, оно было открыто 7 ноября 1932 года (проект архитекторов А. И. Гегелло, А. А. Оля, Н. А. Троцкого с участием Н. Е. Лансере, Ю. В. Щуко, А. Н. Душкина и др.)

В комплекс зданий, принадлежавших ОГПУ-НКВД, входят также «Дом пропусков» на Литейном проспекте 6, построенный И. Ф. Безпаловым в 1930-е гг. на месте Сергиевской Всей Артиллерии церкви, и старое здание царской тюрьмы - Дом предварительного заключения (ДПЗ) - знаменитая «Шпалерка», расположенной на участке № 25 по Шпалерной улице. Её аббревиатура известна расшифровкой «Домой Пойти Забудь» и «Шпалерными тройками» - внесудебными органами из трёх человек, назначенными от НКВД, ВКП(б) и прокуратуры, а позже сюда же переехало и управление КГБ. Здания объединены общими переходами и коридорами.

Характеристики здания:
- площадь застройки - 6910 кв. м.;
- общая площадь здания - 44 900 кв. м.;
высота корпусов: главного - 35,8 м, по Шпалерной и Захарьевской улицам - 31,8 м, архивного - 36 м;
- высота башен: больших - 44,5 м, малых - 40,1 м;
- количество комнат - 1345;
- количество окон - 1216.

В период строительства «Большого дома» все тротуары Шпалерной улицы были завалены гранитными плитами, демонтированными с ленинградских кладбищ, и сотни заключенных обрабатывали их: готовили для облицовки высокого первого этажа строящегося монументального здания, тщательно убирая все надписи с могильных плит. Когда стройка заканчивалась, в начале 1934 года в подавляющем большинстве квартир этого района были сняты телефоны, т.к. они потребовались для «Большого дома».


По завершении строительства всего комплекса зданий туда переехало Ленинградское управление НКВД, размещавшееся ранее вместе со следственным изолятором на Гороховой улице.


В дальнейшем Шпалерная улица, соединяющая «Большой дом» со Смольным, превратилась в важную правительственную магистраль и была одной из первых в городе полностью заасфальтирована.


Говорят, первоначально подвалы Большого дома были разделены на три отсека, в одном из которых и производились расстрелы. Сейчас он будто бы замурован.


Есть легенда, согласно которой между "Большим домом" и "Крестами" существовал подземный ход.


Будто бы в кабинетах следователей стояли большие книжные шкафы, которые на самом деле были пустыми внутри и служили для изощренных пыток над заключенными.


Сохранился леденящий душу рассказ о подводных призраках, с которыми столкнулся один водолаз. Он "чуть не сошел с ума от ужаса, когда увидел на дне Невы множество вертикально расположенных трупов. К их ногам был привязан груз и их подняло течением и трепало так, что мертвецы размахивали руками, качали головами, и получалась странная картина митинга мертвецов".


В начале ХХ века перед фасадом Арсенала на нечетной стороне Литейного стоял целый ряд старинных пушек, направленных дулами на здание Окружного суда. Умники злословили "Пушки направлены на правосудие". Затем на месте суда появился "Большой дом" и пушки стали нацелены на него. Что при этом говорили, неизвестно. Но пушки убрали в конце 1960-х годов.


Большой дом стал зловещим символом сталинских репрессий. Через его кабинеты прошли тысячи лучших людей Ленинграда, многих из них ждал расстрел.
Здание было овеяно множеством легенд. Согласно одной из них, под землей у него столько же этажей, сколько и над землей. С горькой иронией ленинградцы утверждали, что Большой дом на Литейном, - самый высокий в городе, ведь из его подвалов виден Магадан.


Бытует также легенда, что во время войны на верхнем этаже дома
был устроен «живой щит» из пленных немецких летчиков
и офицеров.
Как бы там ни было, ни одна бомба не упала в Большой дом
за все время длительной блокады города.
Внутри здания


Красный актовый зал. Снимок примерно середины 70-х годов

И сейчас


Кабинет где работал Владимир Владимирович ПУТИН


ПЕСНЯ О БОЛЬШОМ ДОМЕ

Слова К.В. Голубкова
Музыка К. Хабаровой

Идёт ли бой в ночи иль солнце в небе чистом,
Невидимые воины страны
Всегда в строю - российские чекисты -
Своей великой Родины сыны.

Припев:
А на Литейном силуэт знакомый
Вознёсся над красавицей - Невой.
Повсюду он Большим зовётся домом,
А для чекиста это дом родной.

Героям высечены в сердце обелиски:
Карицкий, Лягин, Власов, Горчаков.
Вас тысячи - далёких нам и близких,
Вы живы, Зорге, Абель, Кузнецов.

И, чтоб к земле Россию не согнули,
И чтоб вовек ей в рабстве не бывать,
Мы Родине на верность присягнули
И эту клятву будем мы держать!

Материал взят с этих источников:

В угловых помещениях первого этажа размещался торговый дом «В. И. Черепенников с сыновьями». Он стал «прародителем» находящегося в настоящее время здесь гастронома «Литейный». Литейный проспект, 12.

Доходный дом купца Черепенникова был построен в 1902 году в стиле эклектика. Архитекторы Гилев и Дмитриев сделали здание на углу Литейного и Фурштатской на петербургский манер - угол здания отмечен скошенным углом и эркером.

Участок дома №12 по Литейному проспекту на углу с Фурштатской улицей впервые был застроен в 1790 -х годах. В конце XVIII века здесь находилось двухэтажное каменное здание, лицевым фасадом выходящее на Литейный проспект.

Участком владели различные люди. Среди них числился барон Борис Александрович Фредерикс. При нем в правой части участка со стороны Фурштатской улицы был разбит сад. Фредериксу же принадлежал соседний дом №4.

В 1876 году оба участка были приобретены купцом Василием Ивановичем Черепенниковым. Василий Иванович является основателем купеческого рода. Он и его потомки занимались торговлей колониальными товарами (чай, кофе, сахар, фрукты, вино). В 1883 году Черепенников решил строить здесь новый большой доходный дом.

Архитектором Н. В. Дмитриевым был разработан проект здания, который осуществлен так и не был. Новый проект появился в 1901 году, его автором стал Петр Иванович Гилев. Именно по проекту Гилева здесь было построено новое пятиэтажное здание. В угловых помещениях первого этажа разместился торговый дом «В. И. Черепенников с сыновьями». Он стал «прародителем» находящегося в настоящее время здесь гастронома «Литейный».

В 1980 годах в бывшей квартире Черепенниковых разместилась бухгалтерия гастронома. Здесь же была открыта столовая для его служащих.

Дома и постройки. История Литейного проспекта Санкт-Петербурга. См. начало ".

На улице Пестеля достаточно оживленное движе-ние. И все же на Литейном вас невольно ошеломляет бесконечно движущийся поток транспорта на проспек-те. Иногда возникает ощущение, что весь транспорт города устремился к Литейному. И действительно, вы поминутно замечаете помимо обычного транспорта мощные автофургоны междугородных и международ-ных перевозок, могучие автотрейлеры, везущие различ-ные землеройные механизмы и полуфантастичзские конструкции.

И этот с утра заведенный ритм не прекращается до позднего вечера. Таков уж характер Литейного, слагавшийся у него с давних пор. Еще в 1847 году на Литейном проспекте появились омнибу-сы, а в 1875-м — родоначальница трамвая конка, свя-завшая его с Технологическим институтом. Да и элект-рический трамвай Литейный проспект получил одним из первых. И сегодня по всему Литейному проложены трамвайные пути, расходящиеся от него в разные сто-роны.

От угла улицы Пестеля по нечетной стороне, начи-ная от дома № 23 до дома 35, идет сплошная, в одну линию панель жилой застройки. Все дома в прошлом доходные с вереницей магазинов, ателье, мастерских. Типичный пример столичного проспекта конца XIX — начала XX века. Каждый из этой группы домов наде-лен своими чертами, своеобразием архитектурного ре-шения. В них проявление и характера заказчика и темперамента архитектора. Большинство из этих зда-ний построено известными петербургскими зодчими.

В 1872 году В. А. Кенель, строитель здания цирка, надстроил, расширил и изменил обработку фасадов дома № 23, выходящего также на улицу Пестеля. Богато декорированный эклектичный фасад позднее был испорчен изменением витрин первого этажа, что серьезно исказило замысел архитектора.

Следующие два дома решены в строгих классиче-ских формах, давших новые импульсы зодчим второй половины XIX века. Перестройку дома № 25 несколько раньше, в 1868 году, также выполнил архитектор В. А. Кенель. А. X. Пелем возведен в середине века следующий жилой дом № 27 — типичный для той поры на Литей-ной стороне.

А соседний с ним (№ 29) построен в 1911—1912 го-дах по проекту одаренного, рано умершего архитекто-ра С. А. Моравицкого. Постройка выделяется лако-ничностью, соразмерностью частей, исключительным благородством тона, полученного удачным сочетанием гранитной облицовки разных оттенков с декоративной каменной штукатуркой. Это одно из лучших зданий на Литейном.

Применение в различных вариациях гранитной об-лицовки с каменной, или, как еще называют, террази- товой штукатуркой, является отличительной чертой модерна. Именно с модерна пошло широкое примене-ние декоративных штукатурок на фасадах домов. По-строенный Моравицким шестиэтажный дом стал об-разцом искусного сочетания камня и штукатурки в архитектуре модерна. После смерти Моравицкого рабо-ты по дому № 29 завершал опытный военный инже-нер И. Л. Балбашевский, автор своеобразного по своей цельности жилого массива на углу Боровой и Расстан- ной улиц. Для дома № 29 характерна и художествен-ная обработка дворовых фасадов.

В связи с обзором архитектурных особенностей Дома офицеров мы уже коснулись так называемого «русского стиля» в архитектуре второй половины XIX века. И вот вторым, весьма своеобразным приме-ром этого стиля на Литейном проспекте является дом № 31, построенный в конце 1870-х годов для Челове-колюбивого общества по проекту видного мастера это-го стиля архитектора Ф. С. Харламова.

Обычно наиболее ярко «русский стиль» проявляется в архитектуре культовых, а также крупных общественных зданий (как, например, в ряде построек общественных комп-лексов и воинских казарм Царского Села). Архитектор Ф. С. Харламов весьма своеобразно и талантливо ис-пользовал «русский стиль» в решении фасада большого доходного дома. Конечно, здесь архитектура несет больше изобразительности, внешней эффектности, не-жели той функциональности, пусть и стилизаторской, которую предлагали творцы стиля в середине века для создания дворцов, музеев, театров, церквей, банков. И тем не менее стилизация архитектурного убранства под богатую пластическую филигрань древнерусского зодчества в этом доме дала яркое запоминающееся ре-шение фасада.

Следующий дом, № 33, с обильной рустовкой,— бывший доходный. Он построен в 1830-х годах, пере-строен архитектором П. И. Балинским в конце XIX ве-ка. Дом интересен тем, что здесь в 1917—1918 годах жил выдающийся русский и советский поэт Сергей Есенин. На фасаде с 1971 года висит мемориальная доска из серого гранита с вырубленным на ней пояс-ным портретом поэта. Впервые Есенин приехал в Пе-тербург в марте 1915 года, в октябре вместе с Н. Клюе-вым и С. Городецким выступал на вечере поэтов объ-единения «Краса» в зале Тенишевского училища на Моховой улице, 33—35. Это был первый публичный успех поэта, впоследствии не раз выступавшего в этом зале вместе с А. Ахматовой, А. Блоком и другими ли-тераторами. А в 1917—1918 годах поэт активно сотрудничал в петроградских альманахах «Красный звон», «Русский современник», «Звезда» и других.

В последние годы общественность Ленинграда ак-тивно выступает за создание музея Сергея Есенина в этом доме. Создан уже клуб Есенина. Толчком к это-му послужил снос бывшей гостиницы «Англетер», где оборвалась жизнь поэта. В те дни много говорили о том, что дом, где человек покончил с жизнью, не ме-сто для почитания. В таком случае дом на Литейном как раз и может стать таким мемориалом. С именем Есенина в городе на Неве связано так много, что есть все возможности для создания живого творческого культурно-просветительного центра. Ведь литературных музеев в Ленинграде мало. И потому, наверное, дом Булатова — уникальный литературный памятник, ка-ких немного во всей России, заслуживает музеефика- ции. И естественно было бы на Литейном и прилегаю-щих улицах создать комплекс литературных музеев с центральными звеньями — музеем Некрасова и пока несуществующим музеем Салтыкова-Щедрина.

А в 1982 году появилась на доме № 33 вторая ме-мориальная доска, посвященная памяти видного совет-ского писателя К. А. Федина. Она была открыта к 90-летию писателя. В этом доме Федин жил с 1919 года до своего отъезда в Москву в 1938 году. Здесь были написаны романы «Города и годы», «Братья», «Похи-щение Европы».

В квартире № 4 этого дома с 1919 года жил выдаю-щийся советский специалист-подводник Александр Николаевич Гарсоев (1882—1934). Во время первой ми-ровой войны Гарсоев командовал русским подводным флотом, став по существу одним из его создателей. Скромность сочеталась в нем с беспримерной храбро-стью. Друзья в шутку называли его Барсоевым, отда-вая тем самым дань смелости и хладнокровию подвод-ника. В 1920-х годах он возглавлял секцию подводно-го флота в научно-техническом комитете Военно-Мор-ских Сил СССР, преподавал в Военно-морской акаде-мии. Его деятельность имела исключительно важное значение в создании первых советских подводных лодок.

Район: Центральный

Адрес: Санкт-Петербург Литейный проспект