Олеся главные герои и краткое содержание. Образ и характеристика Олеси из повести Куприна «Олеся. Главные проблемы "Олеси" Куприна

Как многие великие литераторы, А.И. Куприн выступает в своих сочинениях «диагностом» современного ему мира. И его диагноз жёсток и окончателен — человек погряз в житейских мелочах, разучился видеть великое и дорожить настоящими ценностями, измельчал душой, опошлился телом. Писатель грезит о личности, что чудом избежала тлетворного влияния цивилизации и сохранила в себе природную искренность. И в этих грёзах является ему прелестница Олеся (так ее прозвали местные жители, а настоящее ее имя - Алена) — молодая колдунья 24 лет из богом забытой глубинки.

Характеристика Олеси

Не легка была судьба этой девушки. Чтобы понять её, нужно оглянуться в прошлое. С малых лет Олеся кочевала с одного места на другое, ловила на себе косые взгляды и пугалась злобной брани соседей. Слава приспешницы Сатаны всюду преследовала героиню, очерняя её невинный образ в глазах окружающих. Клеймо «ведьмы» обрекло Олесю на отдельное от общества существование. Она росла и воспитывалась самой матушкой природой и, конечно, её главной почитательницей ворчливой бабкой Мануйлихой, которая так и не научила ее читать. Последнее пристанище всюду гонимых героинь худая землянка на болотах Полесья близ небольшой деревеньки Переброд.

Олесе не приходилось переступать порога церкви, и она была уверена, что к её магическим способностям Бог не имеет никакого отношения (Олеся реально верила, что он колдунья и нечистый дал ей силы). Враждебный настрой крестьян со всех округ закалил характер героини, она стала неуязвима для чужих укоров и необычайно крепка духом. Годам к двадцати Олеся расцвела в очаровательное создание. Чарующие своей глубиной чёрные глаза молодой колдуньи смотрят на мир с вызовом и без капельки страха, в них читаются хитринка, смекалка и остроумие. Пусть Олеся не умеет читать книг, в неё с детства заложена мудрость природных сил. А вера в потустороннее, в магию и волшебство, как особая перчинка, придаёт этой «лесной деве» невероятный шарм и притягательность.

Олеся и Иван Тимофеевич

Но настоящие чудеса начинаются, когда героиня встречает свою любовь (Ивана Тимофеевича).

Познакомились они так. Молодой барин от скуки попросил Олесю ему погадать. Та предсказала ему невесёлое будущее, одинокую жизнь, желание покончить с собой. Рассказала, что в ближайшее время его ждёт любовь «трефовой дамы», темноволосой, как и она сама. Иван Тимофеевич не поверил ей и попросил её показать свои способности. Олеся показала ему, что может заговаривать кровь и нагонять страх. После этого, Иван, очарованный девушкой, стал частым ее частым гостем.

Чувства Олеси - великий дар избраннику её сердца. Эта любовь соткана из самоотверженности и смелости поступков, искренности и чистоты помыслов. Зная, что любой исход свиданий для неё самой обернётся страшным горем, Олеся дарует себя возлюбленному без оглядки.

Олеся решилась пойти в церковь, желая сделать приятное возлюбленному, но крестьянки посчитали её поступок за кощунство и набросились на неё после службы. Избитая Олеся отказалась от доктора и решила вместе с бабушкой уехать — чтобы не навлечь на себя ещё больший гнев общины. Она была также убеждена, что ей и Ивану необходимо расстаться, иначе их ждёт только горе. Переубедить её не удаётся.

В спешке убегая из обжитых мест обесчещенная, израненная телом и душой, Олеся не проклинает погубившего её мужчину, а благодарит его за мимолётное счастье, что она испытала ощутив на себе магию настоящей любви. На память о себе Олеся оставляет Ивану Тимофеевичу красные бусы.

Цитаты

Моя незнакомка, высокая брюнетка лет около двадцати – двадцати пяти, держалась легко и стройно. Просторная белая рубаха свободно и красиво обвивала ее молодую, здоровую грудь. Оригинальную красоту ее лица, раз его увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, его описать. Прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, темных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло‑розовом тоне кожи, в своевольном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась вперед с решительным и капризным видом...

Невольно я обратил внимание на эти руки: они загрубели и почернели от работы, но были невелики и такой красивой формы, что им позавидовали бы многие благовоспитанные девицы...

Вспомнилась выразительность и даже для простой девушки изысканность фраз в разговоре Олеси...

Нам и людей не надо. Раз в год только схожу я в местечко купить мыла да соли… Да вот еще бабушке чаю, – чай она у меня любит. А то хоть бы и вовсе никого не видеть...

Ну, уж я б ни за что не променяла своего леса на ваш город...

А только не люблю я этого. Зачем бить пташек или вот зайцев тоже? Никому они худого не делают, а жить им хочется так же, как и нам с вами. Я их люблю: они маленькие, глупые такие...

Весь наш род проклят во веки веков. Да вы посудите сами: кто же нам помогает, как не он?... (он - то есть Сатана)

>Характеристики героев

Характеристики главных героев

Главный герой и рассказчик повести. Это городской интеллигент, барин и начинающий писатель. В Полесье он оказался по служебным делам и надеется заодно собрать народные сказания и былины этой местности для своего творчества. Однако местные крестьяне его быстро разочаровали. Они малообщительные, угрюмые и довольно ограниченные.

Главная героиня повести, внучка колдуньи. Образ Олеси является олицетворением женственности и великодушия. Её бабушку Мануйлиху в деревне считают ведьмой и все сторонятся. За это они с внучкой вынуждены жить в глухом лесу вдали от людей. У Олеси и ее бабушки, на самом деле, есть особый дар. Они умеют заговаривать раны, исцелять людей, предвидеть будущее, гадать.

Старая ведьма из повести, бабушка Алены (Олеси). Эта пожилая женщина, чье происхождение покрыто тайной. Скорее всего, она происходила от цыган, так как умела хорошо гадать и видеть будущее. Внешне, она была похожа на настоящую бабу-ягу из народного эпоса. У нее были впалые щеки, острый подбородок, висячий нос, беззубый рот, холодные глаза и взгляд зловещей птицы.

Один из второстепенных персонажей повести, слуга и лесовщик из Полесья. Это один из жителей глухой деревни в Волынской губернии, куда судьба забросила начинающего писателя Ивана Тимофеевича. Он не отличается большим умом или познаниями, но именно у него главный герой надеется узнать какие-то народные легенды и предания для своей работы.

Евпсихий Африканович

Полицейский урядник. По закону, должен быть выселить Майнулиху с Олесей из дома, но за взятку от Ивана Тимофеевича (старинное ружьё и продукты), оставил их в покое.

«Олеся» - повесть Александра Ивановича Куприна (1870-1938). Одно из первых крупных произведений автора написано в 1898 году и опубликовано в газете «Киевлянин». По признанию автора - это одно из самых его любимых произведений. Главная тема - трагическая любовь городского барина Ивана Тимофеевича и молодой девушки Олеси.

Повесть «Олеся» входит в школьную программу старших классов по литературе.

Герои

  • Иван Тимофеевич - паныч (молодой барин), писатель
  • Ярмола лесовщик, слуга
  • Мануйлиха - старая ведьма
  • Олеся - её внучка
  • Евпсихий Африканович - полицейский урядник
  • Никита Назарыч Мищенко - приказчик, конторщик соседнего имения
  • Слепой лирник - певец, играющий на лире
  • Рябчик - охотничья собака Ярмолы
  • Таранчик - конь Ивана Тимофеевича

Сюжет повести разворачивается в глухой украинской деревне на окраине Волынского Полесья, куда Иван Тимофеевич приехал на полгода из большого города. Одолеваемый скукой, он пытается познакомиться с крестьянами, пробует их лечить, обучает грамоте своего слугу Ярмолу, но всё это оказывается бесполезным. Единственное занятие, которое ему остаётся - это охота.

В один ненастный вечер Ярмола рассказывает Ивану Тимофеевичу, что поднявшийся ветер - дело рук колдуньи, и о том, что в лесу живёт ведьма Мануйлиха со своей внучкой. Через три дня на охоте Иван Тимофеевич, сбившись с пути, попадает в избу к Мануйлихе, где знакомится с молодой девушкой Олесей, которая помогает ему найти обратную дорогу.

Весной, вернувшись в лесную избушку, герой просит Олесю ему погадать. Та предсказывает ему невесёлое будущее, одинокую жизнь, попытку самоубийства. Рассказывает, что в ближайшее время его ждёт любовь «трефовой дамы», шатенки, как и она сама. Иван Тимофеевич не верит картам и просит её показать свои способности, в ответ Олеся демонстрирует ему, что может заговаривать кровь и нагонять страх. Молодой барин становится частым гостем в лесном доме.

Однажды он застаёт хозяек в унынии, оказалось, что урядник Евпсихий Африканович выгоняет женщин из их дома. Иван Тимофеевич встречается с полицейским и, подкупив его подарком, просит оставить женщин в покое. Гордая Олеся обижается на подобное заступничество и общается с героем прохладнее, чем раньше. Скоро Иван заболевает, и неделю не приходит в гости к Олесе. После его выздоровления чувства молодых людей вспыхивают с новой силой. Несмотря на протесты Мануйлихи, они тайком продолжают встречаться. Через месяц Ивану Тимофеевичу приходит время возвращаться в город. Он предлагает Олесе выйти за него и уехать вместе, но Олеся отказывается, объясняя это тем, что не может венчаться в церкви, так как она колдунья, а значит, принадлежит дьяволу.

На следующий день молодой барин уезжает в соседнее село. Вернувшись после обеда, он встречает приказчика Никиту Назарыча Мищенку, который рассказывает, что у церкви крестьяне поймали и избили ведьму. Она выскользнула из толпы и убежала в лес, крича проклятья. Иван Тимофеевич понимает, что это была Олеся и спешит в лесной домик, где находит её, избитую. Оказывается, Олеся решилась всё же пойти в церковь, желая сделать приятное возлюбленному, но крестьянки посчитали её поступок за кощунство и набросились на неё после службы. Олеся отказывается от доктора и говорит, что скоро они с бабушкой уедут - чтобы не навлечь на себя ещё больший гнев общины. Она также убеждена, что ей и Ивану необходимо расстаться, иначе их ждёт только горе. Переубедить её не удаётся. Молодые люди прощаются, Олеся просит её поцеловать.

Ночью случается гроза с градом, испортившая урожай. Утром Ярмола предлагает Ивану Тимофеевичу уехать, так как в деревне считают грозу делом рук ведьмы, а также знают об их связи. Перед отъездом герой ещё раз возвращается в лесную избушку, в которой находит только красные бусы Олеси.

Отсылки и аллюзии

  • В повести упоминается цитата из басни И. А. Крылова «Кот и повар».

Экранизации

  • Фильм «Колдунья » 1956 года.
  • Фильм «Олеся » 1971 года.

Повесть Александра Ивановича Куприна «Олеся» была написана в 1898 году. Впервые произведение было опубликовано в газете «Киевлянин». Ведущей темой повести «Олеся» является трагическая любовь паныча Ивана Тимофеевича и молодой девушки Олеси. В образе главной героини Куприн воплотил тип «естественного человека», характерного для многих произведений автора.

Главные герои

Иван Тимофеевич – паныч (молодой барин), писатель, рассказчик, от его лица ведется повествование в повести.

Олеся – молодая девушка 20-25 лет, внучка Мануйлихи, владеющая сверхъестественными способностями.

Другие персонажи

Ярмола – полесовщик, слуга Ивана Тимофеевича.

Мануйлиха – старая ведьма, бабушка Олеси.

Никита Назарыч Мищенко – конторщик соседнего имения, приказчик.

Евпсихий Африканович – полицейский урядник.

Глава 1

По сюжету произведения судьба забросила рассказчика «на целых шесть месяцев в глухую деревушку Волынской губернии, на окраину Полесья» Переброд, где его основным занятием и развлечением становится охота. От скуки герой пробовал лечить местных, а после – обучить грамоте полесовщика Ярмолу.

Глава 2

Как то в непогожий вечер, когда за окнами дул сильный ветер, Ярмола рассказал, что пять лет назад в их деревне жила ведьма Мануйлиха, но ее с внучкой выгнали из села в лес за то, что старуха колдовала. Сейчас они живут возле болота за Ириновским шляхом.

Рассказчику становится любопытно познакомиться с ведьмой, и он просит Ярмолу отвести его к старухе, но полесовщик, сильно рассердившись на героя, отказывается, так как не хочет встречаться с ведьмой.

Глава 3

Вскоре во время охоты, преследуя зайца, рассказчик заблудился. Мужчина вышел к болоту и увидел хату, которую принял за жилье местного лесника – «это даже была не хата, а именно сказочная избушка на курьих ножках» .

Зайдя в жилище, рассказчик понял, что пришел к местной ведьме – Мануйлихе, внешность которой имела «все черты бабы-яги, как ее изображает народный эпос» , ее «выцветшие, когда-то голубые глаза, глядели, точно глаза невиданной зловещей птицы» . Старуха пыталась как можно быстрее выпроводить рассказчика, но мужчина уговорил ее погадать ему за деньги.

Не успела она закончить гадание, как хату вошла «рослая смеющаяся девушка» с ручными зябликами. «В ней не было ничего похожего на местных «дивчат» » . Это была высокая брюнетка с большими, блестящими, темными глазами, «которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности» . Звали ее Олеся. Девушка объясняет мужчине, как добраться домой и разрешает ему зайти к ним еще как-то.

Глава 4

Весной, «как только немного просохли лесные тропинки» , рассказчик снова «отправился в избушку на курьих ножках» . Девушка встречает его намного приветливее, чем старая Мануйлиха. Обсуждая с Олесей гадание, мужчина просит погадать ему, но девушка отказывает и признается, что уже раскладывала на него карты. По гаданию он «человек хотя и добрый, но только слабый» , «слову своему не господин» , «любит над людьми верх брать» и «больно охоч» к женщинам. Жизнь у него будет невеселой, что он никого «сердцем не полюбит» , а тем, кто его будет любить, он «много горя принесет» . А в этом году его ждала «большая любовь со стороны какой-то трефовой дамы» с темными волосами, которой эта любовь принесет «печаль долгую» и «большой позор» . Рассказчик удивлен, так как не верит, что может кому-то «столько неприятностей сделать» . Но девушка заверяет его, что, когда ее слова сбудутся, он сам увидит. Олеся признается, что многие вещи она видит и без карт: например, близкую смерть человека, а способности эти передаются в их роду от матери к дочери.

Глава 5

После ужина Олеся сама вызвалась проводить рассказчика. Девушка рассказывает, что раньше Мануйлиха умела лечить людей, искать клады и много другого. Мужчина, не совсем веря в такие способности, просит Олесю что-то показать из того, что она умеет. Девушка достала нож, сильно порезала рассказчику руку и тут же заговорила рану, остановив кровь. Затем сказала ему идти впереди себя не оборачиваясь. Олеся наколдовала, чтобы мужчина, пройдя несколько шагов, спотыкался на ровном месте и падал. Прощаясь, девушка спрашивает имя рассказчика (здесь оно впервые встречается в повести) – Иван Тимофеевич.

Глава 6

С этого дня рассказчик стал частым гостем у Мануйлихи, он много времени проводит вместе с Олесей – они «все сильнее и крепче привязывались друг к другу» . Иван Тимофеевич, расспрашивая Олесю о ее способностях, пытался понять их природу. Как-то мужчина сказал девушке, что если она влюбится, то ей нужно будет венчаться в церкви. Олеся ответила, что не посмеет показаться в церкви, ведь «уже от самого рождения» ее «душа продана ему [дьяволу]» .

Глава 7

Однажды, придя к Мануйлихе, рассказчик сразу заметил «удрученное настроение духа» старухи и Олеси. Девушка долго отнекивалась, но Мануйлиха не выдержала и сама рассказала мужчине, что вчера к ним приезжал местный урядник и потребовал, чтобы женщины быстро покинули деревню, иначе он отправит их по «этапному порядку» . Старуха пыталась откупиться от него, но урядник не захотел брать деньги.

Глава 8

Иван Тимофеевич приглашает урядника, Евпсихия Африкановича, к себе в гости и, угощая его старкой (крепкой водкой), просит оставить Мануйлиху и Олесю в покое. Взамен рассказчику приходится подарить свое ружье.

Глава 9

После случая с урядником в общении Ивана Тимофеевича и Олеси «появилась какая-то непреодолимая неловкая принужденность» , их вечерние прогулки прекратились. Рассказчик же все время думал о девушке, но был рядом с ней «робким, неловким и ненаходчивым» .

Неожиданно Иван Тимофеевич заболевает – его «шесть дней била неотступная ужасная полесская лихорадка» .

Глава 10

Через пять дней после выздоровления Иван Тимофеевич пошел к Мануйлихе. Увидев Олесю, мужчина понял, как она была ему «близка и мила» . На этот раз девушка пошла его провожать и призналась, что была к нему холодна, так как боялась будущего – думала, что можно «уйти от судьбы» . Олеся признается Ивану Тимофеевичу в любви, целует его, мужчина говорит, что тоже любит ее. «И вся эта ночь слилась в какую-то волшебную, чарующую сказку» . «Разлука для любви то же, что ветер для огня: маленькую любовь она тушит, а большую раздувает еще сильней» .

Глава 11

«Почти целый месяц продолжалась наивная, очаровательная сказка» любви Олеси и Ивана Тимофеевича. Однако подошло время рассказчику уезжать из деревни. Мужчина все чаще думает о том, что хотел бы жениться на Олесе.

В середине июня Иван Тимофеевич признается девушке, что скоро уезжает и предлагает стать его женой. Олеся говорит, что это невозможно, так как она необразованная и незаконнорожденная. Рассказчик понимает, что на самом деле девушка боится венчания церкви. Олеся говорит, что ради их любви она готова перебороть себя и назначает встречу в церкви на следующий день.

Глава 12

На следующий день был праздник св. Троицы. Иван Тимофеевич до вечера пробыл по служебным делам в соседнем местечке и опоздал на церковную службу. Вернувшись домой, от конторщика Мищенко, мужчина узнает о том, что днем в деревне была «потеха» – «перебродские дивчата поймали здесь на площади ведьму. Хотели дегтем вымазать, да она вывернулась как-то, утекла» . Как оказалось, Олеся пошла в церковь. Во время службы все на нее оглядывались, а когда девушка вышла, бабы обступили ее и начали всячески оскорблять и осмеивать. Олеся прорвалась через толпу, ей вслед начали бросать камни. Отбежав на безопасное расстояние, Олеся остановилась и, повернувшись к толпе, пообещала, что они все еще за это «наплачутся досыта» .
Дослушав конторщика, Иван Тимофеевич быстро поехал в лес.

Глава 13

Приехав к Мануйлихе, рассказчик застал Олесю без сознания. Старуха начала отчитывать мужчину, что это он виноват в случившемся – именно он «подбил» девушку пойти в церковь. Очнувшись, Олеся говорит, что им нужно расстаться, так как ей и бабушке теперь придется покинуть деревню. Прощаясь, девушка признается, что хотела бы от Ивана Тимофеевича ребенка и очень жалеет, что его нет.

Глава 14

Вечером над деревней прошла сильная гроза с градом, который побил у людей жито. Утром Ярмола посоветовал рассказчику как можно быстрее уехать из села, потому что громада, уверенная, что это дело рук колдуньи, с утра «бунтуется» , нехорошо упоминая и о самом Иване Тимофеевиче.

Рассказчик торопливо собрался и поехал в лес, чтобы предупредить Мануйлиху и Олесю. Однако их хата была пуста, в ней присутствовал «беспорядок, который всегда остается после поспешного выезда» . Мужчина уже собирался уйти, как увидел нитку дешевых красных бус «известных в Полесье под названием «кораллов» , – единственная вещь, которая осталась мне на память об Олесе и об ее нежной, великодушной любви» .

Вывод

Даже по краткому пересказу «Олеси» видно, что Куприн смог ввести в традиционно реалистичное повествование (повесть написана в рамках литературного направления неореализм) романтическую героиню – внучку колдуньи Олесю, противопоставляемую в произведении остальным героям. В отличие от образованного Ивана Тимофеевича, девушка выросла вне общества и цивилизации, но от природы наделена душевным богатством и внутренней красотой, чем и привлекла главного героя. Трагичная история любви, описанная в повести, вдохновила многих режиссеров – произведение было трижды экранизировано.

Тест по повести

После прочтения краткого содержания повести Куприна «Олеся» рекомендуем пройти этот небольшой тест:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 6351.

Основными персонажами произведения являются Иван Тимофеевич, представленный в образе молодого дворянина, и Олеся, изображенная писателем в качестве простой крестьянской девушки.

Олеся

Героиня представляется в повести как двадцатичетырехлетняя рослая брюнетка, отличающаяся смуглым красивым лицом с тонкими бровями и блестящими, большими, темными глазами, стройностью сильной молодой фигуры, изящной здоровой грудью, небольшими, чуть загрубевшими руками, свежим звонким голосом. Девушку нарекают при рождении именем Алены, но все в округе называют ее Олесей.

Олеся не владеет грамотой в виде чтения и письма, но при этом выражается с необычайной изысканностью, присущей настоящим барышням, демонстрируя деликатность, чуткость и тактичность. Девушка воспитывается бабушкой Мануйлихой, поскольку не имеет родителей, проживая в лесном домике, в котором они оказались из-за выселения из деревни по решению местных жителей, считающих женщин колдуньями. В связи со сложившейся ситуацией Олеся не общается с другими людьми и лишь один раз в год отправляется за покупками в деревню. Жизнь в лесной глуши не смущает Олесю, она с наслаждением любуется животными, птицами и окружающей природой.

Характерными чертами девушки являются ее смелость, независимость, гордость, граничащая с самоуверенностью. Олеся уверена, что в ее натуре действительно присутствуют колдовские чары, поэтому не смеет посещать церковные службы. Девушка отличается ярким воображением и любознательностью, порой напоминающую детскую наивность, но при этом Олеся свято верит в свое колдовское предназначение, гадая на картах и предсказывая судьбы.

Иван Тимофеевич

Иван Тимофеевич изображается в произведении в виде молодого холостяка, являющегося образованным дворянином, столичным чиновником, увлекающимся писательством. По характеру Иван Тимофеевич отличается тихой, скромной, отзывчивой и доброй натурой, без презрения общающейся с простым людом, помогая им в их бедности.

Помимо писательства, Иван Тимофеевич увлекается путешествиями и обожает охотничье дело. Познакомившись случайно с Олесей, Иван Тимофеевич вспыхивает к девушке страстными чувствами, хотя и не верит в предсказания и колдовство. Олеся раскладывает гадальные карты Ивану Тимофеевичу и дает ему не очень лестную характеристику, считая, что его душа не способна на искренние, настоящие чувства и судьба ему уготована несчастливая, оставаясь всю жизнь закоренелым холостяком, так и не ставшим богатым.

Бабушка Олеси

Бабушка Олеси, старая Майнулиха, является в повести второстепенным персонажем и представляется в качестве недружелюбной, сердитой, плохо слышащей старухи, смахивающей своей внешностью на бабу-ягу, поскольку описывается худощавой сгорбленной женщиной с беззубым, провалившимся ртом, холодными, злыми глазами, дряблыми щеками и скрюченными пальцами. Майнулиха изображается как умная, знающая женщина, слывущая колдуньей, но на самом деле являющаяся хорошей целительницей, отлично разбирающейся в лекарственных растениях. Женщина не любит общаться с окружающими, поскольку не доверяет людям, будучи в прошлом оклеветанной и изгнанной из родного села с маленькой внучкой.

Евпсихий Африканович

Одним из второстепенных героев повести является Евпсихий Африканович, тяжеловесный, крупный мужчина с толстыми волосатыми пальцами и раскатистым баритоном, служащий в местной округе в чине полицейского урядника. Евпсихий Африканович прибывает в лесные угодья с целью выселить из лесного домика Майнулиху с внучкой, поскольку дом принадлежит местному помещику. Однако с помощью Ивана Тимофеевича, подарившего уряднику в качестве взятки охотничье ружье, женщины остается в своем невзрачном жилище.

Слуга Ярмола

В качестве неключевого персонажа произведения описывается временный слуга Ивана Тимофеевича Ярмола, прикрепленный к гостю на время его пребывания в местной округе, хорошо разбирающийся в лесном хозяйстве простой нищий крестьянин, отличающийся полной безграмотностью, неразговорчивостью, исключительной ленью, рьяной склонностью к выпивке, а также же полной беспечностью и равнодушием ко всему окружающему, но при этом страстно любящий охоту.

Сочинение Все герои повести Олеся

Повесть “Олеся” - одно из первых крупных произведений Куприна, повествующая о трагической любви двух, написана в 1898 году и опубликована в газете “Киевлянин”. Эта книга является главным украшением вышедшего в 1905 году “Полесского цикла”. И сам Александр Иванович питает к повести теплоту и любовь. Ведь “Олеся” - произведение-ретроспектива, описывающая события, похожие на те, в которых он сам участвовал в прошлом.

Центром повествования является история взаимоотношений главных героев: лесной колдуньи Олеси и молодого человека дворянских кровей Ивана Тимофеевича. К ключевым персонажам повести также относится Мануйлиха - бабка главной героини.

Олеся - двадцатичетырехлетняя девушка, живущая в лесной избе со своей бабкой Мануйлихой, которая её вырастила. Настоящее имя героини Алёна. Она считает себя колдуньей, живет в единении и гармонии с природой. Не умеет читать и писать, но быстро обучается и невероятно умна.

Девушка очень красива: она имеет сильное и стройное тело, статную осанку, маленькие красивые руки, но необыкновенно сильные и из-за работы, темные волосы и большие, искрящиеся, непроницаемые глаза, окаймлённые сверху тонкими изящными чёрными бровями, придающими её взгляду таинственность и шарм. Одета в белую свободную рубашку, подчёркивающую её красивую грудь, красную юбку и кашемировую красный платок.

Олеся имеет своенравный сильный характер: она гордая, самоуверенная, независимая и смелая девушка. Практически не появляется на людях, потому что жители села презирают её мистические способности. Олеся хорошо гадает на картах и предсказывает по ним судьбу. Она умеет по-настоящему самоотверженно любить. Имеет сильный, звонкий, красивый голос. Эта девушка является воплощением естественности и натуральной красоты.

Мануйлиха - пожилая колдунья, бабушка Олеси, вырастившая её одна в единении с природой; родом из Мценска Орловской губернии. Старушка несправедлива изгнана из села, после чего она перебралась в лесную избушку около болота и перестала любить людей и доверять им, став недружелюбной и сердитой женщиной.

Своей внешностью напоминает Бабу-ягу: имеет острый дряблый подбородок, холодный взгляд в тускло-голубых глазах, впалые щёки и беззубый рот на коричневом кривом лице. Из-за старости плохо слышит. Но возраст никак не отражается на её умственных способностях: она необыкновенно мудра и смышлёна. Мануйлиха груба, острая на язык, но искренне любящая внучку и заботливая женщина. Любит пить чай.

Иван Тимофеевич - рассказчик, молодой свободный интеллигентный мужчина дворянского происхождения. Начинающий писатель, приехавший в село по делам службы. Образован и умён. Любит охоту и крайне потребительски относится к природе.

Иван тихий и скромный, добрый, но слабый характером; не способен на самоотверженную любовь, хотя и был влюблён в Олесю. Социальный статус и мелкая чиновничья работа оказались для него важнее любви. Но вместе с этим он отзывчивый и чуткий. Несуеверен и не хочет полагаться на судьбу и гадания. Есть конь по кличке Таранчик. Иван - полная противоположность своей возлюбленной, из-за него отношения с Олесей рушатся, ведь он не может принять её такой, какая она есть.

Второстепенные герои произведения:

Ярмола Попружук - простой крестьянин, живущий в селе Переброд, работает прислугой у Ивана Тимофеевича. Хорошо знает лес и страстно любит охоту и часто составляет компанию Ивану Тимофеевичу. Имеет большую семью, которая постоянно голодает потому, что Ярмола очень ленив, равнодушен и беден, так как тратит все деньги на выпивку. Никто в селе не считается с его мнением. Он неразговорчив и скуп на чувства и эмоции. Внешность у Ярмолы самая обычная и ничем не приметная: на смуглом худом лице глубоко сидят чёрные глаза, на подбородке растёт неаккуратная жёсткая чёрная борода, над губами находятся большие усы. Всегда ходит в лаптях. У него есть собака по кличке Рябчик, на которую ему всё равно, как и на всё происходящее вокруг него.

Евпсихий Африканович - сельский урядник (полицейский чиновник). Хочет выставить Олесю и Мануйлиху из их избы, периодически приезжает и пытается их выгнать. Женат. Много пьёт, несмотря на свою принадлежность к духовному сословию. Имеет неприятную внешность: у него грузное полное туловище, маленькие, равнодушные голубые глаза, вечно красное лицо, лысый затылок, свесившийся на шею большой толстой складкой, большие волосатые пальцы. Одет он в серую офицерскую шинель и шаровары. Говорит, что его нельзя подкупить, однако берёт в подарок ружьё у Ивана Тимофеевича, который попросил отстать на какое-то время от Олеси. Говорит раскатистым баритоном.

Никита Назарыч Мищенко - приказчик, конторский служащий в соседнем селе, рассказавший Ивану Тимофеевечу об избиении Олеси местными жителями у церкви.

Слепой лирник - слепой певец, поющий гнусавым голосом и играющий на лире.

Вариант 3

В повести А.И. Куприна рассказывается о красивой, но трагичной истории любви простой, но в то же время таинственной девушки Олеси и молодого дворянина Ивана Тимофеевича. Любовь главных героев чиста и светла, но обречена, из-за огромной пропасти между ними и невежества жестоких людей.

Автор описывает Олесю как девушку двадцати четырех лет с необыкновенной, мистической и оригинальной красотой. Роста она высокого, статная, кожа смугловатая, а глаза большие и темные, с загадочным блеском. Нетронутая цивилизацией, естественная красота девушки олицетворяет дикую и первобытную жизнь природы. Вместе с внешней привлекательностью обладает такими качествами, как ум, доброта, любознательность, гордость и независимость, она способна на высокие чувства и храбрые поступки.

Девица живет в лесу среди болот, в одинокой избе со своей бабушкой. У Олеси необычные способности, такие как предсказывание скорой смерти по лицу, подчинение воли другого человека, различные заговоры. Понимает, что отличается от остальных, и что люди к ней не расположены. Ей чужды общественные нормы поведения, не умеет читать и писать, однако имеет природное чувство такта и изысканность в речи. Единственный человек из ее окружения - это бабушка, а друзья-животные, поэтому она презирает охоту.

Олеся влюбляется в Ивана Тимофеевича и отдается порыву полностью, хоть и осознает, что у них нет будущего. Беззаветная любовь толкает ее на решительные поступки ради возлюбленного, она не боится принести себя в жертву.

Городской интеллигент Иван Тимофеевич оказывается в глухой деревне по служебным делам. Умный и образованный, несмотря на свою доброту и дружелюбие, так и не смог найти общего языка с крестьянами и был среди них чужим. Единственным развлечением заскучавшего барина становится охота.

После знакомства с девушкой-колдуньей, дни юноши преображаются. Его привлекает ее чарующая наружность, то, как она легко держится и говорит. Все сверхъестественные умения девушки объяснял научно и не верил в колдовство. И очень быстро этот интерес перерастает во влюбленность. Знал, как относятся к Олесе и бабушке, но все равно навещал их избушку, помогал и даже заступался. Всерьез задумался о женитьбе, но в то же время не представлял жизни с ней в обществе.

Мануйлиха - старая женщина, которую все считают колдуньей. Она, как и внучка обладает даром предсказания будущего, за что страдает всю жизнь и вынуждена прятаться в лесной глуши. Она очень мудрая и видит судьбы людей, в том числе и внучки, а поэтому недолюбливает Ивана Тимофеевича. Резкая и несдержанная, озлобленная на весь свет, никому не доверяет. Мануйлиха искренне любит Олесю и пытается уберечь от страданий, которые ей принесет Иван.

Ярмола - простой деревенский мужик, слуга Ивана Тимофеевича. Как и остальные селяне, недалек и суеверен, верит в приметы, постоянно отговаривает барина от общения с ведьмами. Ярмола знатный выпивоха и любит праздность, но при этом отменный охотник, знаток леса и его обитателей.

Евспихий Африканович-местный начальник, полицейский урядник. Ищет повод выселить старуху с Олесей, оправдывая это тем, что они ведьмы. Грубый и нахальный, не прочь выпить и не гнушается брать взятки.

  • Критика о Слове о полку Игореве

    Одним из величайших произведений в древнерусской культуре считается «Слово о полку Игореве». В книге повествуется история поражения вовремя похода на земли половцев. Изложение проигранного боя не случайно

  • Сочинение по картине Буря Айвазовского 7 класс

    Всемирно известная картина «Буря» великого художника Ивана Константиновича Айвазовского, является одной из мои любимых работ в жанре пейзажной живописи.

  • Сочинение Роль родительского наставления в жизни человека

    По большей части люди проводят свое детство и молодость в семье, если не рассматривать ситуацию с сиротами и другие подобные варианты с не самыми лучшими вариантами судьбы, то для существенной части людей ситуация обстоит именно таким образом.