Что значит орфоэпический разбор слова. Надеюсь, что эта схема разбора и особенно образцы могут послужить студентам в качестве консультации по русской орфоэпии. Звуко-буквенный разбор: какими бывают согласные звуки

Школьная программа по русскому языку включает в себяорфоэпический разбор слова, который к тому же часто выносят и в качестве одного из аттестационных заданий (ЕГЭ, ГИА). Значит, следует хорошенько разобраться во всех премудростях этого анализа словоформ, что мы и попробуем сделать в этой статье.

Что такое орфоэпия

Отступление от выработанных норм литературного языка в наши дни воспринимается как признак невысокой не только речевой, но и общей культуры, поэтому знание правил орфоэпии приобретает особенную актуальность. Упомянутая наука изучает нормы звукового оформления значимых единиц в словах и нормы ударения. Кроме того, она вырабатывает произносительные правила и рекомендации. А значит, орфоэпический разбор слова подразумевает анализ особенностей его произношения и уточнение ударения.

В нашем языке исторически сложилось множество нюансов в произношении сочетаний некоторых букв, не соответствующее их написанию, и это необходимо учитывать каждому носителю языка, желающему говорить правильно.

Выполняя задание, предполагающее орфоэпический разбор слова, не полагайтесь только на свой языковой опыт, так как в повседневной речи многое произносится не в соответствии с предложенными правилами. В таких ситуащиях следует обращаться к словарю.

Как правильно проводить разбор слова

Прежде чем начать орфоэпический разбор слова, его следует прочитать вслух и обдумать возможности произношения (для этого, повторимся, лучше всего воспользоваться словарем). Затем слово записывают и дают к нему пояснения. Например: понял`а - ударение всегда находится на третьем слоге.

Во время разбора слова нужно не забывать о несоответствии в русском языке произношения звуков с буквами, которые их обозначают. Так, гласные о и е ясно произносятся только в ударной позиции, в других случаях мы говорим: а или и. Звонкие согласные, стоящие на конце слова, а также в середине, перед глухими согласными, произносятся глухо. Например: пересказ (п[и]р[и]ска[с]).

В некоторых словах орфоэпические нормы предполагают наличие непроизносимых согласных: сердце (се[рц]е), чувство (ч[уст]во) или праздник (пра[зн]ик) и т. п. Во время разбора таких слов, следует указывать особенности произношения этих сочетаний.

Пример полного орфоэпического разбора

Для того чтобы лучше представить процесс, давайте проведем орфоэпический разбор слова «диалогом». Он будет включать в себя:

1) орфографическую запись слова;

2) указание ударения в слове;

3) указание особенностей произношения некоторых звуков;

Вот как это будет выглядеть в записи:

Диал`огом - ударение падает только на 3-й слог, последний слог произносится [ам], всего 4 слога: ди-а-ло-гом; рекомендованный перенос: диа-ло-гом.

Но в задании может потребоваться не только орфоэпический разбор слова «диалогом», но и его фонетический анализ, тогда следует продолжить так:

  1. Фонетическая транскрипция: [д"иал`огам];
  2. Характеристика звуков в слове:

д [д"] - согласный, мягкий (парн.), звонкий (парн.);

и [и] - гласн., безударный;

а [а] - гласн., безударный;

л [л] - согл., твердый (парн.), звонкий (непарн.), сонорный;

о [о] - гласн., ударный;

г [г] - согласн., твердый (парн.), звонкий (парн.);

о [а] - гласн., безударный;

м [м] - согласн., твердый (парный), звонкий (непарный), сонорный.

3. В слове 8 букв и 8 звуков.

О чем следует помнить при фонетическом разборе слова

Фонетический и орфоэпический разбор слова опираются в первую очередь на произношение звуков. А значит, нужно помнить некоторые особенности этого в русском языке. Так, например, буквами е, ё, ю, я, стоящими после гласных, обозначаются 2 звука [й"э], [й"о], [й"у], [й"а].

Сочетание согласных в союзах «чтобы» и «что» произносится как [шт]. В некоторых словах с сочетанием чн, оно произносится как [шн] - их нужно запомнить. В качестве примера приведем лишь некоторые: ску[шн]о, коне[шн]о или Никити[шн]а

В заимствованных словах согласные, стоящие перед е, чаще всего произносятся мягко: [т"]ермин. Но есть слова, где это правило не действует: купе, отель, свитер, панель, ателье. В каждом из них согласный перед е звучит твердо.

В окончаниях -тся и -ться (смотрится, смотреться) произносится удлиненный звук [ц] смотрит[цц]а, смотре[цц]а.

Пример разбора слова «кулинария»

Чтобы закрепить материал, давайте сделаем орфоэпический разбор слова «кулинария».

Кулинария - ударение падает только на 4-й слог; звук [и] во 2-м слоге редуцированный [ь]; в слове 5 слогов: ку-ли-на-р`и-я; рекомендованные переносы: кули-на-рия. Фонетическая транскрипция: [кул"ьнар"ий"а]. В слове 9 букв и 9 звуков.

Если будет необходимость в характеристике звуков, обязательно укажите для согласных парность или непарность по глухости/звонкости, а также по твердости/мягкости. Вы, наверняка помните, что в нашем языке имеются непарные мягкие согласные, к которым относятся звуки [й"], [щ"] и [ч"]. К непарным твердым, в свою очередь относятся: [ж], [ц] и [ш].

Всегда глухими считаются [х], [х"], [ч], [ц], [ш]. А к непарным звонким относят [л], [л"], [н], [н"], [м], [м"], [р], [р"], [й"].

Орфоэпический разбор слова «центнер»

Теперь проведем такой же разбор слова «центнер». Оно довольно сложно в произношении, так как приходится помнить и о том, где правильно поставить ударение. Давайте посмотрим в словарь!

Ц`ентнер - ударение падает только на 1-й слог; последний слог произносится: [н"ир]; в слове 2 слога: цент-нер. Фонетическая транскрипция: [ц`энтн"ир].

Делая фонетический разбор данного слова, помните, что звук [ц] является непарным глухим и непарным твердым звуком, а буквой е в этом слове обозначается звук [э]. Звуки же [н"] и [р] не только непарные звонкие, но и сонорные (в их образовании тон голоса преобладает над шумом). В слове «центнер» 7 букв и 7 звуков.

Надеемся, предложенные варианты разбора слов помогут вам сориентироваться при выполнении заданий. Удачи!

Термин «орфоэпия » употребляется в лингвистике в двух значениях:

1) совокупность норм литературного языка, связанных со звуковым оформлением значимых единиц: нормы произношения звуков в разных позициях, нормы ударения и интонации;
2) наука, которая изучает варьирование произносительных норм литературного языка и вырабатывает произносительные рекомендации (орфоэпические правила).

Различия между этими определениями следующее: во втором понимании из области орфоэпии исключаются те произносительные нормы, которые связаны с действием фонетических законов: изменение произношения гласных в безударных слогах (редукция ), позиционное оглушение/озвончение согласных и др. К сфере орфоэпии при таком понимании относят лишь такие произносительные нормы, которые допускают вариативность в литературном языке, например возможность произношения после шипящих как [а ], так и [ы ] ([жара] , но [жысм"ин] ).

Из норм, допускающих вариативность произношения в одной и той же позиции, необходимо отметить следующие нормы, актуализированные в школьном курсе русского языка:
1) произношение твердого и мягкого согласного перед е в заимствованных словах,
2) произношение в отдельных словах сочетаний чт и чн как [шт ] и [шн ],
3) произношение звуков [ж ] и [ж" ] на месте сочетаний жж, жд, зж ,
4) вариативность позиционного смягчения согласных в отдельных группах,
5) вариативность ударения в отдельных словах и словоформах.

Именно такие, связанные с произношением отдельных слов и форм слов нормы произношения являются объектом описания в орфоэпических словарях.
Школьные учебники определяют орфоэпию как науку о произношении, то есть в первом значении. Таким образом, к сфере орфоэпии принадлежат все произносительные нормы русского языка: реализация гласных в безударных слогах, оглушение / озвончение согласных в определенных позициях, мягкость согласного перед согласным и др.

Основные правила русского литературного произношения

В русском литературном языке в силу определенных звуковых законов (ассимиляции, диссимиляции, редукции) в словах установилось произношение отдельных звуков, их сочетаний, не соответствующее написанию. Пишем что, кого, ходил, учиться, а произносить надо [што ], [каво ], [хадил ], [учицца ] и т. д. Это и принято считать произносительной нормой литературного языка, которая устанавливалась задолго до появления правил орфоэпии. С течением времени выработались правила произношения, которые стали обязательными для литературной речи.

Важнейшими из этих правил являются следующие

1. Гласные звуки произносятся отчетливо (в соответствии с их написанием) только под ударением (поговорИ ли, хО дим, смЕ лый, бЕ лый, нО сим ). В безударном же положении гласные звуки произносятся по-разному.

2. Гласный о в безударном положении произносить следует как звук, близкий к а [вА да ], [хА рА шо ], [кА сили ], [горАТ ], а писать - вода, хорошо, косили, город .

3. Безударные е, я надо произносить как звук, близкий к и [вИ сна ], [пасИ вная ], [плИ сать ], [пИ рИ сматрели ], а писать - весна, посевная, плясать, пересмотрели .

4. Звонкие согласные (парные) на конце слов и перед глухими согласными в середине слова должны произноситься как соответствующие им парные глухие [дуП ], [гораТ ], [хлеП ], [мароС ], [дароШ ка ], [гриП ки ], [проЗ ьба ], [малаД ьба ], [реС кий ], а пишется - дуб, город, хлеб, мороз, дорожка, грибки, просьба .

5. Звук г должен произноситься как взрывной, кроме слова Бог, которое произносится с придыханием. На конце слов вместо г звучит парный ему глухой к [друК ], [книК ], [сапоК ], [моК ], а пишется - друг, книг, сапог, мог и т. д.

6. Согласные с, з перед шипящими ж, ш, ч должны произноситься как шипящие долгие [Ж жечь ], [Ж жаром ], [беЖЖ изненный ], а пишется сжечь, с-жаром, безжизненный . В начале некоторых слов сч звучит как щ [Щ астье ], [Щ ет ], [Щ итать ], а пишется - счастье, счет, считать .

7. В некоторых словах сочетание чн произносится как [канеШН а ], [скуШН а ], [яиШН ица ], [сквореШН ик ], [НикитиШН а ], [СаввиШ на ], [прачеШН ая ], а пишется конечно, скучно, яичница, скворечник, Никитична, Саввична, прачечная . В некоторых словах допускается двоякое произношение - булочная -[булоШН ая ], молочный - [молоШН ый ], но пишется только булочная, молочный. В большинстве же слов сочетание чн произносится в соответствии с написанием (вечный, дачный, прочный, ночной, печной).

8. Слова что, чтобы произносить следует как [што ], [штобы ].

9. При стечении ряда согласных - рдц, стн, стл и др. обычно один из этих звуков не произносится. Пишем:сердце, честный, лестница, счастливый , а произносим [сеРЦ е ], [чеСН ый ], [леСН ица ], [щаСЛ ивый ].

10. Окончания -ого, -его надо произносить как ава, ива [краснАВА ],[синИВА ], [кАВО], [чИВО], а писать красного, синего, кого, чего.

11. Окончания -ться , -тся (учиться, учится) произносятся как -цца [учиЦЦ А ], [смеяЦЦ А ], [встричаЦЦ А ].

12. В словах иноязычного происхождения , прочно вошедших в русский язык, согласные перед [э] (е) смягчаются: бассейн, бактерия, бюллетень, брюнет, берет, винегрет, девиз, декорация, инцидент, картотека, категория, катер, кофе, музей, Одесса, президент, ремарка, режиссер, резус, тема, теория, термин, тенор, термометр, фанера, шинель, эффект и т. п.

13. Однако в ряде случаев перед [э] (е) все же отмечается произношение твердых согласных. Эта норма относится прежде всего к зубным согласным [д], [т], [н], [с], [з]: ан[тэ]нна, а[тэ]лъе, биз[нэ]с, бифш[тэ]кс, [,дэ]колъ[тэ], [дэ][тэ]ктив, ин[тэ]рвъю, ин[тэ]ръер, каш[нэ], ко[тэ]дж, о[тэ]лъ, пас[тэ]льные краски, поло[нэ]з, син[тэ]тика, со[нэ]т, [тэ]мбр, [тэ]мп, [тэ]ннис, [тэ]рмос, [тэ]ст, тос[тэ]р, компъю[тэ]р, фо[нэ]тика, цита[дэ]лъ, ше[дэ]вр.

14. Двойные согласные как в исконно русских словах, так и словах иноязычного происхождения в большинстве случаев произносятся как одинарные (т. е. без протяженности их). Пишем: Россия, русский, одиннадцать, общественный, сделанный, аккорд, аннулировать, аккомпанемент, ассистент, аккуратно, баллон, суббота, грамм, грипп, класс, корреспондент, теннис и т. д., а произносим эти слова без удвоения этих согласных, за исключением немногих слов, в которых и пишутся и произносятся удвоенные согласные (ванна, манна, гамм и др.).

В ряде иноязычных слов после согласных и и пишется е , хотя произносится э (диета, гигиена, атеист, ателье, кашне, кофе, пенсне, партер), исключения: сэр, мэр, пэр. После остальных гласных чаще пишется и произносится э (поэзия, поэт, силуэт, маэстро, но: проект, реестр).

В ряде иноязычных слов после согласных, которые произносятся мягко, пишется и произносится е (музей. техникум, академия, декан, декада, одеколон, фанера, темпы).

В русских словах после ж, ш, ц произносится э , а пишется всегда е (железо, даже, шесть, тише, целый, на конце).

13. Двойные согласные как в исконно русских словах, так и словах иноязычного происхождения в большинстве случаев произносятся как одинарные (т. е. без протяженности их).

Пишем : Россия, русский, одиннадцать, общественный, сделанный, аккорд, аннулировать, аккомпанемент, ассистент, аккуратно, баллон, суббота, грамм, грипп, класс, корреспондент, теннис и т. д., а произносим эти слова без удвоения этих согласных, за исключением немногих слов, в которых и пишутся и произносятся удвоенные согласные (ванна, манна, гамм и др.).

Орфоэпический разбор слова

Орфоэпический разбор слова осуществляется по следующему плану:
1. Прочитать слово про себя. Подумать и решить, может ли слово звучать по-другому.
2. Посмотреть в орфоэпическом словаре, как правильно произносится слово.
3. Произнести слово правильно. (Если проводится письменный разбор, то записать слово с пояснениями (пометами) произношения и ударения.)

Образец орфоэпического разбора.

Краси"вее - ударение только на втором слоге.
Коне"чн о [шн ].
купе" [ пэ "] нескл., существительное.

Что такое орфоэпический разбор слова


  1. Например, краси#769;вее — ударение всегда на втором слоге;



    3. Считаешь количество букв.

    Пример орфоэпического разбора слова скучный

    скучный с к у ш н" ы й"
    2 слога, 1-ый ударный
    с — с согл. , глух. , тверд.
    к — к согл. , глух. , тверд.
    у — y гласн. , ударный
    ч — ш согл. , глух. , тверд.
    н — н согл. , звонкий. , тверд.
    ы — ы гласн. , безударный
    й — й" согл. , звонк. , мягкий
    7 букв, 7 звуков

    Пример орфоэпического разбора слова инструмент

    инструмент и н с т р у м" э н т
    3 слога. , 3-й — ударный
    и — и — гласн. безуд.
    н — н — согл. , тверд, звонк.
    с — с — согл. , тверд. , глух.
    р — р — согл. , тверд. , звонк.
    у — у — гласн. , безуд.
    м — м" — согл. , звонк, мягк.
    е — э — гласн. , ударн.
    н — н — согл. , тверд. , звонк.
    т — т — согл. , тверд. , глух.
    10 букв. , 10 звуков

    *Правила и примеры для средней школы.

    Почитайте
    Е. И. Литневская Русский язык: краткий теоретический курс для школьников
    ЧАСТЬ 1. ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ
    http://www.gramota.ru/book/litnevskaya.php?part1.htm

  2. Орфоэпия — наука о нормах произношения.

    Орфоэпический разбор следует производить в дополнение к фонетическому, когда в слове возможна или допущена ошибка в произношении или ударении.
    Например, красивее — ударение всегда на втором слоге;
    конечно — произносится канешна.

    Как сделать орфоэпический разбор слова?
    1. Записываешь слово, считаешь количество слогов, указываешь ударный.
    2. Каждой букве пишешь звуковую транскрипцию (е, ю, я — это два звука)
    Для согласных звуков указываешь: тврдый или мягкий, звонкий или глухой, для гласных — ударный или безударный.
    3. Считаешь количество букв.
    4. Считаешь количество звуков (иногда их больше, чем букв) .

  3. Как я понимания, это то же, что и Фонетический? Вы ч, рехнулись?

    Красивее — ударение только на втором слоге.
    Конечно шн.
    купе пэ нескл., существительное

    Вот пример!

  4. 1.прочитать слово про себя 2.Определить с помощью школьного орфоэпического словаря или словарика учебника, имеет ли слово варианты произношения и (или) ударения. Если имеет, то какой из них правильный или оба варианта правильные? 3.Произнести слово по правилам орфоэпии (записать его с пометами произношения и ударения).
  5. Орфоэпи
  6. Орфоэпия — наука о нормах произношения.
  7. Орфоэпия это наука о произношении. Орфоэпический разбор — это разбор особенностей произношения слов.

Что такое орфоэпический разбор слова и получил лучший ответ

Ответ от GERA@до_вет.ру[гуру]
Орфоэпия - наука о нормах произношения.
Орфоэпический разбор следует производить в дополнение к фонетическому, когда в слове возможна или допущена ошибка в произношении или ударении.
Например, красивее - ударение всегда на втором слоге;
конечно - произносится [канешна] .
Как сделать орфоэпический разбор слова?
1. Записываешь слово, считаешь количество слогов, указываешь ударный.
2. Каждой букве пишешь звуковую транскрипцию (е, ё , ю, я - это два звука)
Для согласных звуков указываешь: твёрдый или мягкий, звонкий или глухой, для гласных - ударный или безударный.
3. Считаешь количество букв.
4. Считаешь количество звуков (иногда их больше, чем букв) .
Пример орфоэпического разбора слова «скучный»
скучный [с к у ш н" ы й"]
2 слога, 1-ый ударный
с - [с] согл. , глух. , тверд.
к - [к] согл. , глух. , тверд.
у - [y] гласн. , ударный
ч - [ш] согл. , глух. , тверд.
н - [н] согл. , звонкий. , тверд.
ы - [ы] гласн. , безударный
й - [й"] согл. , звонк. , мягкий
7 букв, 7 звуков
Пример орфоэпического разбора слова «инструмент»
инструмент [и н с т р у м" э н т]
3 слога. , 3-й - ударный
и - [и] - гласн. безуд.
н - [н] - согл. , тверд, звонк.
с - [с] - согл. , тверд. , глух.

р - [р] - согл. , тверд. , звонк.
у - [у] - гласн. , безуд.
м - [м"] - согл. , звонк, мягк.
е - [э] - гласн. , ударн.
н - [н] - согл. , тверд. , звонк.
т - [т] - согл. , тверд. , глух.
10 букв. , 10 звуков
*Правила и примеры для средней школы.
Почитайте
Е. И. Литневская «Русский язык: краткий теоретический курс для школьников»
ЧАСТЬ 1. ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ

Ответ от 3 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Что такое орфоэпический разбор слова

  1. Затранскрибируйте слово, соблюдая правила орфоэпии. При наличии допустимых вариантов литературного произношения выберите стилистически нейтральный вариант или рекомендуемый словарями в качестве нормы, но в таком случае сошлитесь на источник информации.
  2. Охарактеризуйте ударение.
  3. Выделите такие особенности произношения, определяемые фонетической системой русского языка, которые специфичны для литературного языка в отличие от диалектов, просторечия (напр.: взрывной характер [г ], мягкость [ч ] и др.).
  4. Выделите (если это наблюдается в слове) особенности произношения, определяемые не фонетической системой, а орфоэпической нормой. Сформулируйте соответствующее орфоэпическое правило, желательно со ссылкой на источник информации (словарь, учебник, монографию, интернет-ресурс…).
  5. Дайте транскрипцию и полную характеристику каждого из допустимых вариантов произношения: хронологическую, стилистическую, по сфере распространения, по происхождению.

Образцы орфоэпического разбора слова

МОЛ Ó ЧНАЯ (каша)

  1. [М Λ Л Ó Ч’ Н Ъ J Ъ]
  2. Ударение падает на второй слог, оно неподвижное.
  3. В первом предударном слоге на месте «о» произносится [Λ] (аканье ), наблюдается мягкость [ч ’]. Такое произношение определяется фонетической системой литературного языка, развившегося на основе среднерусских говоров.
  4. В данном варианте (стилистически нейтральная младшая норма) не определяется фонетическими закономерностями произношение [ъ ] в последнем слоге после мягкого « j » в заударной позиции. Фонетический закон редукции предполагает [ь ] во второй слабой позиции после мягкого согласного, а [ъ ] произносится в соответствии с орфоэпическим правилом произношения окончаний прилагательных женского рода и местоимений. Такое произношение окончаний считается характерным для жителей, например, Самары; в более быстрой речи москвичей фиксируется и признается далеко не всеми исследователями.
  5. [М Λ Л О́ Ш Н Ъ J Ъ] – «старшая норма», характерная для старомосковского просторечия и господствовавшая в литературном произношении в XIX и первой половине XX века. Произношение [шн] на месте фонем <чн> на стыке корня и суффикса или двух суффиксов в настоящее время сохранилось как старшая, стилистически отмеченная (одновременно подчеркнуто элитарная и разговорная) норма для ряда слов (БУЛО [ШН ] АЯ, ЯИ [ШН ] ИЦА , ПРАЧЕ [ШН ] АЯ и др.).

СОНЕТ

  1. [С Λ Н Э́ Т].
  2. Ударение падает на 2-ой слог, оно неподвижно.
  3. В первом предударном слоге на месте гиперфонемы <а/о>, обозначенной буквой «о», произносится [Λ] в соответствии с фонетическим законом редукции (аканье ).
  4. Только орфоэпической нормой определяется особенность, распространяющаяся на ряд заимствованных слов: сочетание твердого согласного звука с гласным переднего ряда [Э]: [НЭ] НЕБО – [н’э́бъ]). Колебания в произношении подобных сочетаний при заимствовании иноязычных слов происходят от ряда причин.
  • В русском языке действует закон слогового сингармонизма: артикуляция слога-слияния (согласный + гласный) настолько слитная, что мягкость согласного заставляет продвинуться вперед даже гласный среднего или заднего ряда.
  • В древнерусском языке главным в этом слоге-слиянии был гласный, поэтому в исконно русских морфемах и до сих пор перед гласным переднего ряда [Э] встречаются только мягкие согласные; исключением являются лишь непарные твердые ж, ш, ц (например, в словах «жемчуг», «шесть», «цель»). Теперь «власть» в слоге перешла к согласным: согласная фонема может быть твердой или мягкой независимо от гласной, поэтому в новых для русского языка морфемах (т. е. заимствованных) твердость согласного перед [Э] допускается русской фонетической системой, но противоречит нашим привычкам.
  • Западноевропейские согласные (романских и германских языков) русскими людьми на слух воспринимаются обычно как твердые, но стоящий за этим согласным [э], в соответствии с нашими привычками, должен сочетаться с мягкими согласными. Если в иностранных языках, откуда мы заимствуем слово (например, «сонет» из итальянского) нет противопоставления рядов твердых и мягких согласных, подобного нашему, то нам каждый раз приходится решать, к какой группе отнести данный звук: к твердым или мягким.
  1. [С О Н Э́ Т]
  2. В этом варианте произношения не действует характерное для литературного языка аканье: [о ] в первом предударном не редуцируется по правилам произношения иноязычного слова. Вариант стилистически отмеченный (свойственен книжному, торжественному стилю), имеет ограниченное употребление (в речи старшего поколения, в сценической речи), является «старшим», отражает ранний этап фонетического освоения данного слова.

Орфоэпический разбор текста

  1. Затранскрибируйте текст, соблюдая правила орфоэпии.
  2. Найдите в нем слова, в произношении которых допустимы варианты.
  3. Разберите каждое из этих слов по схеме орфоэпического разбора слова.
  4. Определите, как стилистическая окраска данного текста может повлиять на выбор произносительных вариантов.
  5. Если в тексте есть слова, в произношении которых часто делаются ошибки, прокомментируйте их.

Образец разбора

Багровый свет уже загорался в окнах дворцов и падал вниз, в темноту, вырывая из нее то будочника-часового, то бронзовый памятник полководцу, поблескивающий от дождя, то капитель колонны, украшенную неувядающими листьями аканта.

[бΛгро́вый св’э́т/ ужэ́ зъгΛра́лс’ъ в_о́кнъγ двΛрцо́ф/ и_па́дъл вн’и́с/ ф_т’ьмнΛту́/ вырыва́́јъ из’_н’И Э јо́ то_бу́дъшникъ ч’И Э сΛво́въ/ то бро́нзъвыи па́м’ьтн’ик пълкΛво́ц:у/ пΛбл’о́скивъјуш’:ий Λд_дΛжд’а́/ то къп’итэ́л’ кΛло́н:ы/ укра́шън:ују н’ьув’И Э да́јуш’:им’и л’и́с’т’јьм’и Λка́нтъ//]

[бΛгро́вый ]

1) ударение на 2 слоге, неподвижное;

2) в первом предударном слоге на месте гиперфонемы <а/о>, обозначенной буквой «а», произносится [Λ] (аканье );

3) произношение [ый ] в окончании прилагательных (и всех слов, изменяемых по этому типу) м. р. ед. ч. им. п. противоречит фонетическому закону редукции, в соответствии с которым фонема <о> (большо́й, просто́й, седьмо́й) в заударном слоге (вторая слабая позиция) подвергается редукции 2-ой степени и поэтому должна быть представлена звуком [Ъ]; произношение [ый ] соответствует стилистически нейтральной младшей норме, возникшей под влиянием орфографии, где написание -ый отражает церковнославянскую традицию.

4) [бΛгро́въй ], – произношение [ЪЙ ] в окончании прилагательных соответствует старшей орфоэпической норме, которая в настоящее время считается стилистически отмеченной и имеющей ограниченное употребление в речи старшего поколения; в то же время такое произношение соответствует фонетическому закону редукции (см. выше);

5) аналогичные варианты произношения: [бро́нзъвыи ] и [бро́нзъвъи ].

[св’ э́т]

3) ассимиляция согласных по твердости-мягкости в настоящее время не является фонетическим законом и сохраняется ограниченно только в сочетаниях двух зубных согласных, хотя и здесь признается не всеми исследователями; отсутствие ассимиляции согласных по твердости-мягкости считается младшей нормой, стилистически нейтральной и не ограниченной в употреблении;

4) [с’в’ э́т] – ассимиляция согласных по твердости–мягкости соответствует старшей орфоэпической норме, стилистически отмеченной и ограниченной в употреблении; такое произношение порождено устаревшим фонетическим законом и сохраняется ограниченно в речи людей старшего поколения, а также в просторечии;

5) аналогичные варианты произношения возможны в словах [ф’_т’ ьмнΛту], [в’н’ и́с], [па́м’ьт н’ ик], [пΛб л’ о́скивъјуш’:ий].

[зъгΛра́лс’ъ]

  • ударение на 3 слоге, неподвижное;
  • ъ гΛ ра́лс’ъ] произношение гласных в 1 и 2 безударных слогах определяется фонетическим законом редукции гласных неверхнего подъема;
  • [зъгΛра́лс’ъ ] – произношение в последнем безударном слоге гласного звука, условно обозначенного [Ъ], противоречит фонетическому закону редукции ([Ь] после мягкого согласного) и определяется орфоэпической нормой произношения фонемы <а> в заударной позиции в конце слова; аналогичный случай в слове [вырыва́́јъ ];
  • [зъгΛра́лс ъ] – твердое произношение [с] в возвратном аффиксе является орфоэпическим вариантом, стилистически отмеченным и имеющим ограниченное употребление в сценической и торжественной речи, в речи старшего поколения.

[из’_н’И Э јо́]

  • ударение на третьем слоге, окончании, подвижное (ср. «к ней»);
  • произношение гласной фонемы в I предударном слоге определяется фонетическим законом редукции гласных неверхнего подъема;
  • ассимиляция согласных по мягкости ([з’н’]) определяется фонетическим законом, почти утратившим силу для всех сочетаний согласных, кроме сочетания двух зубных; впрочем, судя по разноречивым оценкам исследователей, ассимиляция зубных согласных сохраняется не во всех регионах;
  • [из’_н’Э И јо́] – орфоэпический вариант, имеющий ограниченное употребление в территориальном («Санкт-Петербуржское эканье») и социальном (певческое произношение) аспектах;
  • подобный вариант произношения возможен также в слове [ч’И Э сΛво́въ] – [ч’Э И сΛво́въ].

[пΛбл’о́скивъјуш’:Ий]

  • ударение на втором слоге, неподвижное;
  • гласные в I и IV слогах в соответствии с законом редукции (аканье);
  • отсутствие ассимиляции согласных [бл’] по мягкости определяется младшей нормой, обще-употребительной и стилистически нейтральной;
  • [пΛб’л’ о́скивъјуш’:Ий] – ассимиляция согласных по мягкости – вариант, соответствующий «старшей» норме, идущей от т. наз. «старомосковского просторечия» и фонетического закона ассимиляции в старорусском языке; имеет ограниченное употребление в речи людей старшего поколения;
  • [пΛбл’о́ск’и въјуш’:ий] – произношение сочетания [к’и] (а также [х’и] и [г’и], например, [т’их’ий]) соответствует фонетическим законам современного русского языка, т. к. еще в древнерусском все [кы], [гы], [хы] (кыслый, гыбъкъ, хытръ) превратились в [к’и], [г’и], [х’и];
  • [пΛбл’о́скъ въјуш’:Ий] – произношение [къ ], [гъ], [хъ] в основах глаголов с суффиксом -ива- (-ыва-) и в формах мужского рода единственного числа прилагательных ([л’охкъ й]) – стилистически окрашенный вариант, особенность «старомосковского просторечия» и старшей орфоэпической нормы; вариант стилистически окрашенный, «элитарный», имеющий ограниченное употребление в сценической речи, речи высокообразованных людей и людей старшего поколения;
  • [пΛбл’о́скивъјуш ч ’ий] – вариант, имеющий ограниченное употребление в территориальном аспекте (речь старшего поколения жителей Санкт-Петербурга) и в аспекте сферы употребления (сценическая речь). Современные исследователи (Л.А. Вербицкая) утверждают, что особенности «Санкт-Петербуржской нормы» в живой речи практически исчезли; подобный вариант возможен также в слове «неувядающими» – [н’ьув’И Э да́јуш’ч’:им’и].

[Λд_дΛжд’á]́

  • ударение на последнем (третьем) слоге, подвижное;
  • произношение гласных в первом и втором слогах определяется законом редукции безударных гласных неверхнего подъема;
  • произношение [жд’] в данном слове соответствует в современном русском языке и фонетическому закону, и стилистически нейтральной, не имеющей ограничений в употреблении младшей орфоэпической норме;
  • [Λд_дΛж’:а] – произношение [ж’:] в данном слове – широко распространенный орфоэпический вариант, имеющий статус «старшей нормы» и берущий начало в «старомосковском просторечии», точнее в древнерусской (в отличие от старославянской) палатализации фонемы <д> под воздействием j (dj > ж’д’ж’ > ж’ж’ > ж’:).

[къп’итэ́л’]

  • ударение на третьем слоге, неподвижное;
  • произношение гласной фонемы в I слоге определяется фонетическим законом редукции гласных неверхнего подъема;
  • только орфоэпической нормой определяется особенность, распространяющаяся на ряд заимствованных слов: сочетание твердого согласного звука с гласным переднего ряда [Э]: [ТЭ] , что не характерно для русской фонетической системы (ср. ТЕНЬ – [т’эн’]). См. комментарий к слову «СОНЕТ».

Знаки транскрипции, отражающие звуки первой слабой позиции, даны здесь в увеличенном кегле по техническим причинам.